Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Строилова, Светлана Анатольевна

  • Строилова, Светлана Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Малаховка
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 182
Строилова, Светлана Анатольевна. Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Малаховка. 2002. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Строилова, Светлана Анатольевна

4 ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования творчества в спорте.

1.1. Состояние исследований творчества в различных видах человеческой деятельности.

1.2. Творческий процесс и его особенности в спортивно-педагогической практике.

1.3. Социально-психологические особенности творческой личности и методы ее изучения.

1.4. Условия развития творческой личности в педагогическом процессе.

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования.

2.1. Организация исследования.

2.2. Исследовательская база.

2.3. Методы исследования.

ГЛАВА 3. Творческий потенциал и его реализация у субъектов спортивно-педагогического процесса.

3.1. Творческие качества личности тренера.

3.2. Творческие качества личности спортсмена.

3.3. Сравнительный анализ творческих качеств тренеров и спортсменов.

ГЛАВА 4. Педагогический эксперимент по развитию творческих качеств субъектов спортивно-педагогического процесса.

4.1. Пути развития творческого потенциала спортсменов.

4.2. Пути развития творческого потенциала тренеров и будущих тренеров (студентов высшей физкультурной школы).

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса»

Актуальность. Творчеству как одному из важнейших компонентов человеческой деятельности отводится первостепенная роль в различных социально значимых сферах общественной жизни. К настоящему времени немало внимания уделено анализу художественного, научно-технического, интеллектуального творчества. Проявляется интерес к творчеству педагогов. Однако сфера спорта, включая спортивно-педагогический процесс в качестве его сущностного звена, освещается с позиций творчества в единичных работах. Длительное время спортивным педагогам предлагались «лишь самые общие ориентиры в их восхождении к творчеству» (А. А. Деркач, А.А. Исаев, 1982).

Современный подход к спорту выражается в признании его «эвристически-достиженческой ценности» и понимании спорта как особого типа творческой поисковой деятельности (Л.И. Лубышева, 1999). Творчество как духовно-практическая деятельность выливается в конечном итоге в высокие спортивные результаты и достижения, а также стимулирует дальнейшее развитие физических и духовных качеств участников физкультурно-спортивной деятельности. Этим обусловлены попытки целенаправленного развития творчества в физкультурно-спортивной сфере, включая вузовскую подготовку специалистов по ФК и С, что нашло отражение в ряде исследований (Э.Л. Торунова, 1987; B.C. Топчиян, А.А. Сучилин, 1988; М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева, 1993; И.В. Попов, 1994; Г.И. Хозяинов, Н.И. Назаркина, 1996; С.Д. Неверкович, Г. Варданян, 1998; Е.Д. Никитина, В.Г. Баданин, 1998; И.П. Андриади, 1999; Пашкова, 1999; С.Н. Бегидова, 2001 и др.).

Творчество в спортивной сфере, в первую очередь тренера, анализируется в специальных работах на высоком уровне обобщения, как правило, безотносительно к особенностям конкретного вида спорта.

Творчество спортсменов, а также творческая специфика видов спорта отражаются в публикациях, главным образом, по таким видам спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, т.е. так называемым технико-эстетическим видам спорта, в своих высших проявлениях близким к искусству (Г. Попова, Р.Замдыханов, 1999; Н. Шейнина, 2000). В результате распространяется представление, различающее «творческие» и «нетворческие» виды спорта, и, вместе с тем, выдвигается нерешенная проблема сущности творчества в спорте и его специфики в различных видах спортивной деятельности.

Специфика спортивного творчества в педагогическом процессе определяется тем, что оно является слагаемым из творчества тренера и спортсмена, вследствие чего создается противоречие между односторонним исследованием творчества спортивного педагога и определением путей его развития, с одной стороны, и субъект-субъектобъектной сущностью педагогического процесса — с другой. В результате не выявленными остаются приоритетность и взаимосвязь творческого вклада субъектов спортивной деятельности в ее результативность. Названные противоречия и их нерешенность снижают возможности адекватного понимания творческих процессов и управления их развитием у тренеров и спортсменов.

Цель работы - углубление понимания творческих процессов в спорте и определение педагогически целесообразных путей его развития в спортивно-педагогической деятельности тренеров и спортсменов.

Объект исследования - личность и деятельность тренеров и спортсменов как субъектов спортивно-педагогического процесса.

Предмет исследования - творческий потенциал, его реализация и совершенствование у тренеров и спортсменов.

Гипотезой работы служило предположение о том, что выявление творческого потенциала и особенностей его реализации у обоих субъектов спортивно-педагогического процесса позволяет определить эффективные педагогические условия развития творчества, значимого в совместной деятельности тренера и спортсмена.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность творчества и установить его особенности в спортивно-педагогическом процессе.

2. Выявить методики изучения творчества, адекватные деятельности и личности тренеров и спортсменов.

3. Определить творческий потенциал и степень его реализации у тренеров и спортсменов.

4. Разработать рекомендации по развитию творческих качеств личности тренера и спортсмена.

Методологическую основу исследования составляют положения теории творчества, развиваемые в работах Б.С. Мейлаха, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, Н.В. Рождественской, Н.Ф. Вишняковой и др., в которых определяется детерминированность процессов творчества и целесообразность их изучения на основе общенаучной методологии; подчеркивается важность соединения методологии с методикой, вооружающей исследователя способами и приемами практического познания компонентов творчества, к которым исследователи относят самого субъекта, процесс и результат творчества, познаваемые, с позиций современных специалистов, на основе объективных методов. Теория отражения, являясь методологической базой исследования проблем творчества, ориентирует исследователя на восприятие индивидуального осмысления творчества и творческих качеств своей личности самими субъектами творческой деятельности как источника познания предмета исследования.

В понимании сущности творчества и содержания творческого потенциала личности также целесообразно руководствоваться теорией отражения, в том числе идеей опережающего отражения как механизма выдвижения гипотез на сверхсознательном уровне, представляющего собой необходимое звено творческого процесса и детерминирующего качества творческой личности.

Теоретическое значение диссертации обусловлено новизной полученных результатов, что выражается в обобщении и систематизации научных подходов и данных, полученных на предшествующих этапах отраслевого изучения проблем творчества. В научный обиход теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки вводятся различающиеся понятия творческого потенциала и его реализации применительно к личности тренера и спортсмена. Представлены сведения, характеризующие их творческие особенности в количественном выражении, соотнесенные с видом спорта, педагогическим статусом, спортивной квалификацией и возрастом.

Предложена технология развития творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса, разработанная с учетом результатов и применением объективных методов выявления творческих особенностей личности тренеров и спортсменов.

Практическое значение работы определяется тем, что материалы исследования внедрены в содержание физкультурного образования в виде нового блока знаний, обозначенного в Государственном образовательном стандарте как педагогическое творчество в спорте. Диссертационные материалы используются в системе повышения квалификации, вузовской подготовки специалистов ФК и С и применяются как средство творческого развития личности спортсмена в спортивно-педагогическом процессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-педагогическая деятельность тренера в спортивно-педагогическом процессе может приобретать творческий характер высокого уровня развития при условии такого взаимодействия со спортсменом, которое выражается понятием сотворчество.

2. Уровень развития творческого потенциала тренеров и спортсменов проявляется в интегральном показателе так называемой креативности личности, отражающей степень развития у субъектов спортивно-педагогического процесса необходимых в творческой деятельности социально-психологических качеств, которыми являются творческое отношение к профессии, творческое мышление, интуиция, эмоциональность и эмпатия, любознательность, оригинальность, воображение.

3. Целенаправленное развитие творческого потенциала тренеров и спортсменов предполагает формирование у них, помимо специальных знаний и умений, особого восприятия и понимания спортивно-педагогического процесса как внутренней духовной деятельности, направленной на самовыражение и самореализацию в условиях решения спортавно-двигательных задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Строилова, Светлана Анатольевна

ВЫВОДЫ

1. В спортивно-педагогическом процессе реализуются виды творческой деятельности, различающиеся содержанием и присущие, во-первых, тренеру, сущность профессиональной деятельности которого можно определить как спортивно-педагогическое творчество, и, во-вторых, спортсмену, творческая деятельность которого является по своему существу исполнительско-педагогической.

2. Одним из критериев развития творческого потенциала тренера может служить степень выраженности у него интегрального показателя креативности личности, выявляемого на основе измерения таких творческих качеств, как творческое отношение к профессии, любознательность, интуиция, творческое мышление, эмоциональность и эмпатия, оригинальность и воображение, с учетом различия их факторных весов.

3. В качестве критерия развития творческого потенциала у спортсмена может использоваться показатель уровня креативности личности, выявляемый с помощью теста «Креативность», в сочетании с эффективностью и эстетической выразительностью технико-тактических соревновательных действий спортсмена и его творческой активностью в процессе тренировочных занятий.

4. Выявлено, что творческий потенциал тренеров и спортсменов, как правило, заметно выше реального развития у них творческих качеств личности, что создает необходимую зону развития творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса.

5. Творческий потенциал и реальные творческие качества имеют соответственно более высокие показатели у тренеров, чем у спортсменов.

6. С повышением спортивного мастерства возрастают интегральные показатели реальной креативности у спортсменов и тренеров.

7. Выявлена тенденция изменения показателей креативности в зависимости от особенностей вида спорта: от более высоких в технико-эстетических видах спорта к более низким в спортивных единоборствах, циклических видах и спортивных играх.

8. Зависимость показателей креативности от возраста субъектов спортивно-педагогического процесса проявляется в том, что средний уровень реальной креативности тренеров от 17 до 30 лет установлен в диапазоне 16-17 баллов, в возрасте 30-50 лет - выше 17 баллов, а после 50 лет происходит его снижение до уровня креативности первой возрастной групп, т. е. ниже 17 баллов.

Динамика потенциальной креативности имеет некоторые отличия от реальной креативности в зависимости от возраста тренеров. Так, уровень потенциальной креативности заметно возрастает в группе от 31 года до 50 по сравнению с тренерами 17-30 лет параллельно с увеличением реальной креативности. Однако с 51 года до 60 потенциальная креативность сохраняется на уровне предшествующей возрастной группы на фоне резкого снижения реальной креативности, далее потенциальная креативность снижается, хотя и остается несколько выше реальной креативности данной группы, самой пожилой по возрасту среди обследованных нами (61 год и старше).

9. Педагогический эксперимент по развитию творческого потенциала тренеров и спортсменов подтвердил эффективность предлагаемых в исследовании педагогических средств и методов, направленных на формирование творческой мотивации, специальных творческих способностей, общей одаренности личности тренеров и спортсменов, их нравственности и духовности, а также на совершенствование эмоциональной сферы и повышение эстетической культуры субъектов спортивно-педагогического процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях развития творческого потенциала спортсменов в игровых видах спорта тренерам предлагаются следующие рекомендации:

1. Учебно-тренировочную (познавательную) деятельность спортсменов организовать на двух уровнях: репродуктивном и творческом (продуктивном).

2. Оценивание творческих способностей спортсменов проводить с помощью теста «Креативность», сравнивая индивидуальные результаты со средними данными для игроков различных амплуа и спортивной квалификации в данном виде спорта.

3. Результаты тестирования творческого потенциала спортсменов необходимо дополнять наблюдениями эстетической выразительности их действий в соревнованиях и на тренировке.

4. Следует акцентировать внимание спортсменов на важном значении творческих, красивых игровых действий в процессе соревновательной борьбы и на тренировках.

5. В качестве средств развития творческого потенциала использовать:

- теоретическое освоение понятий творческой деятельности,

- проведение анализа творческих проявлений у спортсменов высокой спортивной квалификации и у игроков данной команды,

- самооценку игроками уровня развития своих творческих способностей,

- видеозаписи тренировок, соревнований и их трансляцию средствами массовой информации,

- выполнение двигательных упражнений технико-тактической направленности, развивающих творческие способности,

- проведение психорегулирующей тренировки и аутотренинга как средств «настройки» на творческую игру,

- воспитание эстетического отношения к спортивной деятельности.

- осуществление взаимодействия со спортсменами на основе сотворчества.

Развитие творческого потенциала тренеров и будущих тренеров-студентов вузов ФК рекомендуется осуществлять:

1)в условиях подготовки тренерских кадров в вузе путем использования в спецкурсах, дисциплинах учебного плана, включая специализацию, разработанных в диссертации материалов;

2) в условиях повышения квалификации тренеров применять разработанные материалы в виде самостоятельного учебного курса;

3)в процессе самостоятельного целенаправленного развития у себя творческого потенциала, при этом тренерам и будущим тренерам необходимо:

- овладевать теоретическими знаниями в области теории творчества;

- анализировать творческий опыт коллег и собственный творческий опыт тренерской деятельности с позиций творчества;

- диагностировать у себя уровень развития творческого потенциала с помощью тестовых методик и корректировать свою профессиональную деятельность в направлении творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Строилова, Светлана Анатольевна, 2002 год

1. Абишев Н.А. Управление творческой деятельностью педагогического коллектива средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Минск, 1992. - 19 с.

2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: Теоретико-методологические аспекты проблемы. М.: Б.и., 1994,- 321 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.

4. Алексашина И.Ю. Обучение студентов творческому использованию теоретических знаний при решении педагогических задач // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. М., 1990. - С. 44 - 54.

5. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.—478 с.

6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука; Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. - 175 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:, 1977.-362 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 238с.

10. П.Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. - 207с.

11. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. . д-ра пед. наук. М., 1977. - 31 с.

12. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис. . д-ра психол. наук.- М, 1994. С. 78 - 86.

13. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.:Экономика, 1991.-415 с.

14. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: Вища школа, 1978. - 175 с.

15. Арнаудов М. Психология литературного творчества / Пер. с болг. Д.Д. Николаева. М.: Прогресс, 1970. - 654 с.

16. Астахов А. Воспитание творчеством // Физическая культура в школе,- 1995.-N2,- С. 34-38.

17. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.

19. Баданин В.Г. Формирование педагогического мышления у студентов АФК: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Малаховка, 1999. - 24 с.

20. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально* творческогого развития личности специалиста физической культуры испорта. Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ, 2001.- 270 с.

21. Безюлева Г.В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе школа-профтехучилище: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1996.- 21 с.

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.383с.

23. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете гуманизации образования // Гуманизация образования. 1994. - №2. - с.3-8.

24. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.- 195 с.

25. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.t

26. Боген М.М. Теория физической культуры в свете теории деятельности // На рубеже XXI века. Год 2001-й. Научный альманах МГАФК- Т. 3. Малаховка: МГАФК, 2001. С. 238-260.

27. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал.—1995. Т. 16. - №5.- С. 49 - 58.

28. Бодалев А.А. Предмет акмеологии // Вопросы психологии. -1994. -№1. С. 3 - 4.

29. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. — 168 с.

30. Бочкарев JT.J1. Психология музыкальной деятельности.- М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 350 с.

31. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество / Под ред. С.Г. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - С. 341 - 346.

32. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.

33. Брюно Ж., Малви Р., Назарет J1. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. 1995. - №4. - С. 73 - 78.

34. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Автореф. . канд. пед. наук. Тюмень, . - 24 с.

35. Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллекту альном творчестве: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Казань, 1999. - 18 с.

36. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1995.- 21 с.

37. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

38. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1997,- 24 с.

39. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя, М.: Прометей, 1993. - 117 с.

40. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1990. - 24 с.

41. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография в 2-х т.- Минск, 1966. Т. 1.- 244 е., Т. 2. - 299 с.

42. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук.- 1996.39 с.

43. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей / B.C. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков и др. М.: Интерпракс, 1994. - 124 с.

44. Волков И.П. Учим творчеству. М.:,1982.

45. Выготский Л.С. Психология искусства. — 2-е изд. М., 1968.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 91 с.

47. Выготский Л.С. Искусство и жизнь // Психология художественного творчества.- Минск: Харвест. 1999.- С. 438-451.

48. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения,- Шадринск : Исеть, 1996.- 89 с.

49. Герасименко В.А. Личностное знание и научное творчество. — Минск: Наука и техника, 1989. 208 с.

50. Гильманов С.А. Проявление творческой индивидуальности педагога // Образование в Сибири. 1995. -- №2. - С. 96 - 100.

51. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб пособие для втузов. Изд. 5-е.: М.: Высшая школа, 1977. 479 с.

52. Гнатко Н.М. Проблема креактивности и явление подражания.- М. : Ин-т психологии РАН, 1994.- 43 с

53. Голяев С.С. Педагогические условия и средства использования ЭВМ в диагностике развития качеств творческой личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- 1998.- 27 с.

54. Гориченский А.С. Дифферритмия. Одаренные дети: Учеб. пособие по психологии и педагогике.-- В 2 ч.— Екатеринбург : Б.и.,. 1997.- 63 с.

55. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб. : OMS, 1994,- 179 с.

56. Грибанская Е.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8-9 профильных технологических классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- 1995.- 19 с.

57. Гройсман A.JI. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии.- М: Магистр, 1998,- 430 с.

58. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.-239 с.

59. Дмитриев С.В., Шилов А.Н. От технократической парадигмы обучения к культурообразующему образованию // Проф. подготовка педагогов-специалистов в области ФК и С: Мат. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф.-М.: МГПУ.- Малаховка: МГАФК. С. 26 - 27.

60. Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук.- 1997.- 67 с.

61. Дроздова Т.В. Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: На примере младших школьников.- 1998.- 25 с.

62. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 194 с.

63. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

64. Замятин Е.И. Психология творчества// Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991.-С. 158-162.

65. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.:, 1986.

66. Зденек М. Развитие правого полушария/Пер. с англ./.- Минск : Попурри, 1997.-314 с.

67. Зиверт X. Тестирование личности. 2-е изд./ Пер. с нем. - М.: АО Интерэксперт, 1998. - 198 с.

68. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т. , Юрасов А.Б. Творческое воображение и фантазия: Методы развития: Учеб. пособие по циклу курсов "Основы инженер, творчества и компьютер, интеллектуал, поддержкаинженер, мышления". 1997.- 58 с.

69. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1989. -302 с.

70. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

71. Исследование проблем психологии творчества / Под. ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 336 с.

72. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: 1976. - 286 с.

73. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

74. Касьянов С.А. Большая книга тестов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.510 с.

75. Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Автореф. дисс. . .канд. пед. наук. Тбилиси, 1987. - 24 с.

76. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М. : Типография Г ABC, 1992. 172 с.

77. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: Пан ЛТД, 1994. - 283 с.

78. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.: Знание, 1989.-75 с.

79. Ковалевский П.А. Творчество в процессе познания учителем ученика: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1996.- 21 с

80. Козлова Н.В. Игра как условие развития творческих возможностей учащихся начальных классов различных педагогических систем: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1997.- 19 с.

81. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза : Науч.- метод, центр отд. образования гор. администрации, 1994.338 с.

82. Колесникова Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: Конец 19-начало 20 в. 1997.- 18 с.

83. Кольтинова В.В., Никитина Е.Д. Мастерство педагогического взаимодействия: Учеб. пособие. Малаховка: МГАФК, 1995. - 49 с.

84. Кон И.С. Творцами быть // Литературная газета. 1980. - 24 дек.

85. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.

86. Копцева. Т.А. Спорт и мы: Передвижная выставка детского творчества дошкольных и школьных образовательных учреждений: Каталог -М.: Б.и., 1998. 111с.

87. Коренберг В.Б. Концепция функциональных систем и проблема ее развития в теорию. // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Том III. Малаховка, 2001.-С. 271-279.

88. Коренберг В.Б. К проблеме педагогического «тандема» // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Том III. — Малаховка, 2001.-С. 177-181.

89. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. 4.1. - М.: Педагогика, 1974. -С. 209 - 222.

90. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. - 175 с.

91. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

92. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. Орг-ция об-ва "Знание", 1985. - 32 с.

93. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста // Гуманизация образования. 1995. --№1.—С. 41 - 53.

94. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - №2. - С. 21 - * .

95. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении // Вопросы психологии. -1999. -№ 5.

96. Левин В.А. Воспитание творчеством. Томск: Пеленг, 1992,- 53 с.

97. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве // Творчество. Пг., 1923. - С. 140 - 171.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

99. Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- 1996.- 21 с.

100. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996.-463 с.

101. Лубышева Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе//Т и ПФК. 1999. - №12. - С. 23 - 25.

102. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент : ФАН, 1986. - 96 с.

103. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

104. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980.- 186 с.

105. Лысова И.А. Количественные характеристики, критерии оценки и пути оптимизации произвольных программ фигуристов одиночников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - 1997. - 25 с.

106. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М.: , 1983-1986.

107. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук.- 1994.- 35 с.

108. Ш.Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: ФиС, 1981. - 192 с.

109. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.

110. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С. 29 - 33.

111. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. М., 1933.

112. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, 1980.-С. 5-24.

113. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. М.: И-во агентства «ПАКТ», 1994. - 163 с.

114. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. . д-ра психол. наук.- 1994.- 36 с.

115. Менхин Ю.В. О размежевании и взаимосвязях задач и средств физического воспитания // На рубеже XXI века. Год 2000-й. Научный альманах. Т. II. Малаховка: МГАФК, 2000. С.298-303.

116. Методы психологической активизации технического творчества: Метод, разработка для студентов техн. фак. пед. вузов /Авт.-сост. И.В. Сартаков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 1997.- 63 с.

117. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев: Рад. школа, 1983.-95 с.

118. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Ун-т, 1990. - 141 с.

119. Мудрик А.В. Мастерство и вдохновение. — М.: Просвещегние, 1986.-210 с.

120. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креактивности личности: Метод, указания.- Магнитогорск : Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1994.- 48 с.

121. Назаркина Н.И. Дидактические условия сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов припроведении обучающих игр в ИФК: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996.-22 с.

122. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. 271 с.

123. Неверкович С.Д., Варданян Г. Формирование творческих способностей и мышления в современном образовании // Тезисы докладов международного конгресса: Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. - С. 345.

124. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

125. Никитина Е.Д., Баданин В.Г. Развитие педагогического мышления как компонента педагогической культуры у студентов институтов физической культуры// Т и ПФК. -1998. №11-12. - С. 10.

126. Никитина Е.Д., Строилова С.А. Изучение творческой активности в спорте как научно-практическая задача // На рубеже XXI века. Год 2001-й: Научный альманах МГАФК. Т. 3 . - Малаховка, 2001. - С. 153 - 156.

127. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарной функциональной асимметрии мозга // Физиология человека. -Т. 23,- 1997.-С. 131

128. Основные современные концепции творчества и одаренности /Сост. Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская; Под ред. Д.Б. Богоявленской,- М. : Молодая гвардия, 1997.- 402 с.

129. Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Минск, 1995. -35 с.

130. Пашкова Х.В. Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации // Проф. подготовка педагогов-специалистов в области ФК и С: Мат. Всерос. межвуз. науч.-практич. конф. 22 -23 апр. 1999. М. :МГПУ. - Малаховка: МГАФК. - С. 58 - 60.

131. Педагогическое творчество и формирование общей профессиональной культуры мышления. М.: ЦНГИПР, 1990. - 66 с.

132. Пестрикова О.С. Образовательная программа как один из факторов развития инициативы и творчества педагогов // Внешкольник.-1999.-N 7-8.-С. 40-41.

133. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977.-с.

134. Пономарев Я.А., Филин В.П., Вайцеховский С.М. Предисловие // Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 3-8.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: , 1976.

136. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. Т. 15. - 1994. - №6. - С. 38 - 50.

137. Попов И.В. Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- 1994,- 24.

138. Попова Г., Замдыханов Р. Искусство и спорт //ХХШ научн. Конф студентов и молодых ученых МГАФК: Тез. докл.- УШ вып.- Малаховка: МГАФК, 1999.-С. 17-18.

139. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1987. №1. - 87 с.

140. Проблемы теории развития творческой личности: Сб. науч. тр.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998 Вып.1. 1998.- 59 с.

141. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семенов,- М. : Рос. Психол. о-во; Бийск : НИЦ БиГПИ, 1995.- 83 с.

142. Психология творчества: Общая, дифференциальная,прикладная/ Отв. ред. Я. А. Пономарев.- М.: Наука, 1990. 222 с.

143. Путилин В.Д., Ушачев В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника.- Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1998.-62 с.

144. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах., Л.,1965.

145. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - С. 10 - 29.

146. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

147. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Л., 1983. — С.105-122.

148. Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности// Психология художественного творчества. СПб., 1995. - С.165-181.

149. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. СПб.: Языковой центр LC, 1995,- 270 с.

150. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности : Экспериментальное исследование актерской одаренности// Психология процессов художественного творчества. Л. : Наука, 1980. - С. 57-68.

151. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// Художественное творчество. JI.: ., 1982. - С. 53-72.

152. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. - С. 200-209.

153. Рунин Б.М. О психологии импровизации// Психология процессов художественного творчества. J1.: Наука, 1980. - 45 — 57.

154. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.

155. Самореализация личности в процессе творчества: Тез. и материалы научн.- метод, конф., 19-20 мая 1994 г.- Новосибирск, 1994.- 182 с.

156. Саранчин А.А. Как воспитывать вундеркиндов // Спорт в школе: Еженедельное приложение к газете: Первое сентября.- 1999.- N 33-34 .- В лаборатории педагога. С. 2.

157. Сараф И .Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. М., 1981. - с.

158. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

159. Сидоров А.А., Прохорова М.В. Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. М.: Терра-Спорт. — 272 с.

160. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.-С. 32-45.

161. Симонов П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера // Темперамент. Характер. Личность. — М.: , 1984. С. 117-134.

162. Сластенин, Исаев и др. Педагогика. М. Просвещение, 2000. - 429

163. Сметанина Н.В. Развитие литературно-творческого воображения младших школьников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1998,- 16 с.

164. Сметанюк С. Некоторые аспекты эстетического в спорте// XX научн. конф. студентов и молодых ученых Мосспортакадемии: Тез. докл.- У вып.- Малаховка, 1996. С. 109 - 111.

165. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: Психол. закономерности.- М.: ЧеРо, 1997,- 269 с.

166. Солдатова Е. JL Креативность в структуре личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук: На примере развития креативности в подростковом возрасте.- М., 1996.- 16 с.

167. Спорт в изобразительном искусстве. М.: Физкультура и спорт,1981.

168. Станиславский К.С. Собр. Соч. Том 2

169. Столяров В.И., Басин А.Е. Спорт и эстетическое воспитание // Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. С. 163 — 179.

170. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск пятый/ Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - С. 101 -236.

171. Строилова С. А. Роль спорта в формировании личности // Молодежь на рубеже второго и третьего тысячелетия: Матер. 1 межвуз. научн. конф. студентов и преподавателей. Люберцы: Mill У, 1999. - С. 5859.

172. Сухобская Г.С. Формирование творческого мышления педагога как социально-психологическая проблема// Проблемы высшего педагогического образования / Под ред. Г.С. Сухобской. Л., 1977. С. 3-9.

173. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. 1997.- 24 с.

174. Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляциятворческой мыслительной деятельности человека: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. 1993.- 31 с.

175. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.: ЧеРо, 2000. - С. 262-272.

176. Технология развития педагогического творчества: Межвуз. сб. науч. работ; Отв. ред. JI.B. Лидак.- Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингв, ун-та, 1998.- 106 с.

177. Толмачев В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества: Автореф. дисс. . канд. психол. наук.- 1998.- 20 с.

178. Топчиян B.C. , Сучилин А.А. Модель деятельности тренера-преподавателя как один из факторов перестройки высшего физкультурного образования // Проблемы высшего физкультурного образования: Сб. научн. работ. М.: ГЦОЛИФК, 1988.-С. 19-31.

179. Торунова Э.Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Малаховка, 1987. - 23 с.

180. Торшилова Е.М. , Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика.- М.: Б.и., 1994.- 62 с.

181. Тостолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. 1997.- 22 с.

182. Тремасов А.Н. Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: На материале решения задач на стихосложение. 1998.20 с.

183. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. Волгоград: Б.и., 1995.- 24 с.

184. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. сангл. М.: Изд-во РОУ, 1994.- 83 с.

185. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Гардарики, 2000.

186. Холодов Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Авотреф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 60 с.

187. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии: Учеб. пособие. М.: РГАФК,1999.

188. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения: Учеб. пособие. -Новосибирск: ЗАО "РИФплюс", 1997.- 166 с.

189. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности // Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган:, 1971.

190. Шведерский А.С. Можно ли учить тому,, чему нельзя научить?// Диагностика и развитие художественной одаренности. СПб., 1992. - С. 6775.

191. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем: эвристический подход, или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Белгород: Крестьянское дело, 1995. 208 с.

192. Шейкина Н. Проблема художественного образа в структуре спортивного мастерства фигуристов // XXIV научн. конф. студентов и молодых ученых МГАФК: Тезисы докл. IX выпуск. - Малаховка: МГАФК,2000.-С. 28-31.

193. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (50). -М.: Педагогика, 1987. - С. 3 - 6.

194. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет / Пер. с англ. Е. В. Бодрова, М. Б. Ушакова.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.- 190 с.

195. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.

196. Яковлева Е. JI. Психология развития творческого потенциалашкольников: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. 1997.- 44 с.

197. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1997.- 222 с.

198. Яковлева Н.М., Гранатов Г.Г. Эвристико-алгоритмический подход к развитию творческого педагогического мышления // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике. Екатеринбург, 1994. — С. 87-96.

199. Crawford R. P. The Techniques of Creative Thinking. Hawthorn Books. N.-X., 1954

200. Guilford J.P. Some theoretical viewson creativity// Heison H. (Ed.) Contemporary approaches to psychology, N.Y., 1967.

201. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.

202. Koestler A. The Act of Creation. -N.Y. Macmillan, 1964.

203. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// Psychol. Review. 1969. №2. - P. 220-232.

204. Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, Cal.: Real People Press,1969.

205. Torrance E. P. Education and creativity// Taylor C.W. (Ed.). Creativity: progress and potential. N.Y.; San Francisco; Toronto; L., 1964.

206. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663 -679.

207. Wallac G. The art of thought, N.Y., 1926.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.