Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Пономарева, Любовь Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 372
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Пономарева, Любовь Дмитриевна
Введение
Глава 1. Концептуально-методологическая основа исследования
1.1. Определение основных понятий художественного речетворчества учащихся
1.2. Психологические механизмы речетворчества учащихся
1.3. Методическая концепция развития образного мышления учащихся
Выводы по главе
Глава 2. Художественная речетворческая деятельность учащихся
2.1. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
2.2. Художественный текст и его методическая интерпретация 142 Выводы по главе
Глава 3. Методика организации работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности
3.1. Принципы, методы и формы организации работы по развитию образного мышления учащихся в учебном процессе
3.2. Углубление художественной речетворческой подготовки учащихся во внеучебной деятельности
Выводы по главе
Глава 4. Мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности
4.1. Диагностирование речетворческого состояния учащихся
4.2. Экспериментальное обучение художественной речетворческой деятельности учащихся старших классов
Выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников: 5 и 8 классы2012 год, кандидат педагогических наук Максимова, Алла Борисовна
Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса при обучении русскому языку средствами фольклора2008 год, кандидат педагогических наук Насонова, Ольга Александровна
Развитие логического и образного мышления учащихся в процессе обучения лексической синонимии в 4 классе коррекционной школы0 год, кандидат педагогических наук Матвеева, Анна Сергеевна
Система работы с метафорической лексикой художественного текста как средство развития речи на уроках русского языка в пятом классе2006 год, кандидат педагогических наук Минкина, Екатерина Александровна
Обучение школьников изобразительно-выразительным средствам русского языка при изучении грамматики: V-VI классы2001 год, кандидат педагогических наук Перепелкина, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности»
Развитие человека предполагает прежде всего осознание им собственных возможностей и их полное, продуктивное использование.
Определять и реализовывать творческие возможности человека призваны методики обучения и воспитания.
Д. Андреев предсказывал в «Розе Мира»:
Будут разработаны системы воспитания и раскрытия в человеческом существе потенциально заложенных в нём органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти.» (Андреев 1993: 21). Коль скоро «неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас» (Андреев 1993: 23), то необходимо раскрыть потенции, заложенные в каждой душе.
Выявлению и реализации речетворческих потенций учащихся посвящено настоящее исследование.
Важной составляющей развития языковой личности является художественная речетворческая деятельность, так как речь - часть психики личности, с одной стороны, речь - творческая деятельность, с другой стороны. При этом под художественной речетворческой деятельностью понимается деятельность по восприятию и продуцированию художественных текстов, определяемая природой и спецификой художественного текста, объемом и качеством жизненного и речевого опыта личности. Художественные речетворческие способности учащихся соответственно рассматриваются как способности воспринимать и продуцировать художественные тексты, а художественное речетворческое развитие учащихся представляет собой педагогически мотивированный процесс развития способностей языковой личности воспринимать и продуцировать художественные тексты.
В контексте речетворческой стратегии обучения русскому языку, предполагающей иные подходы к слову и тексту как ключевым понятиям речетворчества, рассматривается в исследовании проблема развития образного мышления учащихся, которое представляет собой процесс познания во взаимосвязи эмоционально-чувственного, логического и интуитивного его компонентов.
Обучение учащихся художественной речетворческой деятельности требует развития образного мышления, которое формирует у учащихся особое мироощущение.
Умение чувствовать окружающее не возникает мгновенно: необходимо время, нужна постоянная тренировка.
С годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия действительности. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие подростков существенно изменяется по сравнению с младшими детьми. Этот факт можно объяснить не столько началом школьного обучения, направленного на активное формирование рационально-логического мышления, сколько отсутствием целенаправленной и систематической работы по развитию образного мышления учащихся.
Таким образом, одной из задач школы является гармонизация рационального, чувственного и духовного в обучении русскому языку с развертыванием языкового материала как мозаичного поля смыслов. При этом развитие художественных речетворческих способностей учащихся предполагает включение образного компонента мышления.
В дошкольных учреждениях и начальной школе к проблеме развития образного мышления детей постоянно обращаются, сообразуясь с природой ребенка (Т.А. Ладыженская, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Т.Г. Рамзаева, А.И. Савенков, М.С. Соловейчик и др.). Что же касается учащихся среднего и особенно старшего звена, то развитию их образного мышления в процессе обучения русскому языку внимания уделяется недостаточно: ученые-методисты по русскому языку рассматривают отдельные аспекты данной проблемы в контексте речевого развития школьников (Г.Б. Вершинина, Л.И. Власенков, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполито-ва, В.И. Кап иное, Т.А.Ладыженская, Е.В. Любичева, М.Р.Львов, С.И.Львова, Е.И. Никитина, В.А. Сидоренков, Л.А. Ходякова, Н.М. Шанский и др.).
Отсутствие целостной, единой стратегии развития художественных речетворческих способностей учащихся не позволяет в полной мере решать задачи школьного обучения, гармонизирующего личности учащихся.
В результате обедняется воображение учащихся, утрачивается способность к многозначному, образному восприятию окружающего мира, снижается уровень речевой культуры учащихся. У выпускников общеобразовательных учреждений отмечается невысокий уровень сформированное™ коммуникативной компетенции, самой значимой для практической деятельности людей: более 60 % выпускников испытывают существенные затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично, эмоционально и образно выражать свои мысли в письменной форме (Л.М. Рыбченкова, В.И. Капинос, И.П. Цыбулько 2004: 6 -7).
Создание единой системы работы, направленной на развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, на наш взгляд, позволяет
• развивать художественные речетворческие способности учащихся, гармонизирующие рациональное, чувственное и духовное знание в структуре языковой личности,
• формировать коммуникативную компетенцию учащихся через художественную речетворческую компетенцию, предполагающую овладение учащимися умениями воспринимать и продуцировать художественные тексты,
• развивать общеучебные умения учащихся (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные).
Актуальность проблемы и темы исследования определяется, во-первых, невысоким уровнем речевой культуры учащихся, во-вторых, невостребованностью в учебном процессе словесного творчества как проявления своеобразия личности, её уникальной индивидуальности, в-третьих, необходимостью систематической и целенаправленной работы по развитию образного мышления учащихся в учебной и внеучебной работе для самораскрытия, самопознания, самовыражения личности, в-четвертых, стремлением к интеграции школьных предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, русского языка и литературы, в-пятых, неразработанностью данной проблемы в методике речевого развития старшеклассников.
Объект исследования - процесс развития образного мышления учащихся в художественной речетворческой деятельности, содержание и характер деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие эффективность этого процесса.
Предметом исследования является художественная речетворческая деятельность учащихся старших классов.
Выбор темы исследования вызван стремлением разрешения противоречия между осознанием необходимости художественного речетворческого развития учащихся и недостаточной разработанностью теории и практики организации этого процесса.
В связи с этим целью настоящей работы является создание научно-обоснованной, концептуально выстроенной, экспериментально проверенной методики развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
Цель исследования определяет следующие задачи: I. Выделить ключевые понятия художественной речетворческой деятельности и методически их интерпретировать.
2. Дать анализ теоретического и практического дидактического материала действующих школьных учебников русского языка по исследуемой проблеме с целью создания методической концепции по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
3. Провести констатирующий (включая ассоциативный) эксперимент с целью выявления уровня речетворческой компетенции учащихся и степени сформированности их речетворческих умений.
4. Создать методическую концепцию развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, включающую принципы, методы, способы деятельности учителя и учащихся.
5. Описать систему работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественного речетворчества и показать механизмы её включения в процесс обучения русскому языку и во внеучебную деятельность.
6. Проверить эффективность предлагаемой методики развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
Гипотеза исследования:
Развитие художественной речетворческой деятельности учащегося становится возможным при условии
• соблюдения целостности личности в совокупности всех сторон её развития, включая особенности восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы и др.;
• учета психологических и речевых механизмов художественной речетворческой деятельности: механизмов образного мышления — «деятельности представливания», ассоциирования; речевых механизмов -механизмов развертывания текста, упреждающего синтеза, перебора вариантов и отбора слов для составления текста, выбора образных средств, интонационной организации письменного текста; реализации, наряду с общедидактическими и частнометодическими, методологических принципов: целостности, синергетичности, интегративности, диалогичности, природосообразности, лингвокультурологического и текстового принципов, при этом принципом, определяющим подход к работе по развитию образного мышления учащихся, становится синергетичность, предполагающая резонансное соуправление процессом художественного речетворчества, ведущим принципом в работе по развитию художественных речетворческих способностей учащихся является интегративность, устанавливающая взаимосвязь между русским языком и литературой через слово в его художественно выразительной функции с привлечением произведений живописи, музыки, которые развивают воображение, инициируют художественную речетворческую деятельность, формируя ценностное сознание ученика; признания речетворческого, апперцептивного, гештальт-структурного принципов основополагающими в организации работы по развитию образного мышления учащихся; ведущими методами обучения художественному речетворчеству коммуникативный, перцептивный и рефлексивный; основными формами организации художественного речетворчества учащихся урок, мастерскую и студию (учебная деятельность — уроки художественного речетворчества, внеучебная деятельность - студия словесного творчества); определения слова и текста не только как дидактических единиц, но и как средства самовыражения личности, так как слово и художественный текст, в силу своей метафоричности, символичности, полиассоциативности, полисемантичности, способны инициировать, стимулировать М художественную речетворческую деятельность, развивая личность учащегося.
Методологическую основу настоящего исследования составляют философские и психологические учения о развитии личности (Н.Л. Бердяев, Х.-Г. Гадамер, Д.И. Кирнос, Е.Н. Князева, Г. Хакен и др.; Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и др.); общая теория деятельности; эстетическая концепция словесного творчества М.М. Бахтина; учение о речетворческой функции языка, о символичности, метафоричности слова (В. Гумбольдт, А.Ф. Лосев, Шv Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня и др.); теория общей образности
A.M. Пешковский); учение о языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов и др.).
Исследование проводилось с 1998 по 2004 год в несколько этапов.
Первый этап (1998 - 2000) был посвящен изучению специальной литературы по проблеме; определению методологии и методики исследования. На этом этапе выявлялся уровень владения учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками; анализировались условия обучения художественному речетворчеству; выяснялась сравнительная оценка учителями и учащимися необходимости развития образного 4 мышления в процессе художественного речетворчества. В результате была разработана концепция развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, на основе которой создана методика развития образного мышления учащихся.
Второй этап (2000 - 2002) характеризуется опытной проверкой и корректировкой разработанных методических и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие художественных речетворческих способностей учащихся. В процессе обучения определялась степень доступности предлагаемой методики, её результативности и эффективности.
Третий этап (2002 -2004) был связан с проверкой гипотезы, методических выводов, полученных в ходе исследования. На данном этапе сформулированы исходные положения, приведены в систему полученные данные.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В структуре языковой личности, кроме вербально-семантического, тезаурусного, мотивационно-прагматического, выделяется образный уровень, предполагающий наличие у учащихся «установки» на художественное речетворчество, образного, метафорического мироощущения и художественных речетворческих способностей.
2. Эффективность процесса художественного речетворческого развития учащихся обеспечивается следующими факторами:
• реализация общегуманистических (внимание к личности творца, сотворчество) и психологических (природосообразность, культуросообразность) принципов в процессе обучения учащихся художественному речетворчеству, а также использование специфических для развития образного мышления учащихся речетворческого, апперцептивного и гештальт-структурного принципов;
• изучение слова и художественного текста как речетворческих единиц: слово как образотворческая звукосемантическая единица в совокупности её значений (лексического, перцептивного, ассоциативного, этимологического, символического, мифологического, художественного (образного), индивидуально-авторского (ученического)) и многообразии их проявлений в художественном тексте, художественный текст как речетворческое произведение мастеров слова и учащихся, как собственно речетворческий процесс, как «установки» на речетворчество;
• использование в организации работы по развитию образного мышления учащихся коммуникативного, перцептивного и рефлексивного методов обучения художественному речетворчеству, урока, мастерской и студии как основных форм организации работы по художественному речетворчеству учащихся;
• взаимопроникновение междисциплинарной, понятийной и деятельностной составляющих содержания обучения художественному речетворчеству.
3. Исследование художественной речетворческой деятельности старшеклассников позволяет представить процесс художественного речетворчества и выделить в нем три ступени:
• погружение в художественный текст на уроках речевого мастерства помогает учащимся не только осваивать писательскую технику, но и способствует возникновению у них собственного художественного замысла,
• рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества становится возможным благодаря системе речетворческих тренингов, инициирующих художественное речетворчество учащихся,
• создание текста и его совершенствование в речетворческой мастерской предполагает кропотливую работу учащихся над собственным художественным текстом.
Научная новизна исследования.
1. Выделены и научно обоснованы основные понятия художественного речетворчества учащихся: художественная речетворческая компетенция, художественная речетворческая деятельность, художественные речетворческие способности.
2. Создана методическая концепция развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
3. Предложена модель художественного речетворчества учащихся, позволяющая представить процесс создания учащимися собственного художественного текста.
4. Разработана целостная методическая система, направленная на развитие образного мышления учащихся в процессе художественного речетворчества, которая включает принципы, методы и способы организации деятельности учителя и учащихся, а также формы организации художественного речетворчества учащихся в учебной работе и во внеурочное время.
Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и научном обосновании понятий «художественная речетворческая компетенция», «художественная речетворческая деятельность», «художественные речетворческие способности» и на их основе создание целостной концепции и методики развития образного мышления учащихся в процессе художественного речетворчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в школьной практике: на уроках русского языка, литературы, словесности, в интегрированном курсе русского языка и литературы, на спецсеминарах и практикумах для учащихся школ, гимназий, лицеев, во внеурочной работе; в вузовской практике: на занятиях курсов «Речевое развитие учащихся», «Технология и методика обучения учащихся русскому языку». Механизмы развития образного мышления учащихся могут быть включены и на занятиях культурологической направленности, на факультативных занятиях по теории и практике художественного текста.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается общей методологической базой исследования; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных предмету, целям и задачам диссертационной работы; апробацией результатов исследования.
Для решения поставленной проблемы использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: метод теоретических построений (выдвижение гипотезы, определение теоретических основ и исходных положений исследования), социально-педагогические методы {наблюдение за процессом художественного речетворчества учащихся, изучение и обобщение опыта учителей, индивидуальные беседы со школьниками, анкетирование), метод вероятностного прогнозирования, эксперимент {ассоциативный, констатирующий, обучающий, контрольный), статистический метод. В исследовании процесс создания учащимися художественного образа изучался посредством метода рассуждения вслух, словесного самоотчета, специально построенного диалога.
В эксперименте приняло участие 1200 старшеклассников школ, гимназий, лицеев г. Магнитогорска и Челябинской области.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования используются в лекционном и практическом курсе по методике преподавания русского языка, спецкурсах и спецсеминарах для учащихся, студентов, слушателей ФПК, учителей (С.-Петербург, Москва, Курск, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск и др.). Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, семинарах и совещаниях: «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 1999), «Проблемы науки и образования в школе» (Магнитогорск, 2000), «VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: Специфика художественного сознания» (Магнитогорск, 2001), «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе развития российского высшего и среднего образования» (Москва, 2002, 2004), «Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка» (Москва, 2003), «Этнолингвокультурология: проблемы и решения» (С.-Петербург, 2003), «Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе» (Магнитогорск, 2003), «Современные научные концепции в филологии и преподавание словесности» (Магнитогорск, 2003).
Опубликованные монография, учебное и учебно-методическое пособия, методические рекомендации внедрены в практику школьного преподавания.
Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в 35 публикациях (монография, учебное и учебно-методическое пособия, методические рекомендации, статьи, тезисы и др.), что составляет 75,7 печатных листа.
На защиту выносятся методическая концепция развития образного мышления учащихся и модель обучения художественному речетворчеству.
Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе представлена концептуально-методологическая основа исследования. Во второй главе рассматривается художественная речетворческая деятельность учащихся. В третьей главе предложена методика организации работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности. В четвертой главе описан мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Роль образных средств в развитии речи младших школьников2007 год, кандидат педагогических наук Мелешкина, Ольга Николаевна
Общение с поэтическим текстом на уроках русского языка в 10-11 классах2007 год, кандидат педагогических наук Ольховик, Наталия Геннадьевна
Обогащение речи школьников средствами экспрессивного синтаксиса как способ совершенствования навыков текстообразования2002 год, кандидат педагогических наук Маслов, Вячеслав Васильевич
Работа над образной и изобразительно-выразительной функциями слов с переносным значением на уроках русского языка2006 год, кандидат педагогических наук Кулебякина, Марина Юрьевна
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач: На основе поэтического текста2005 год, кандидат педагогических наук Макарова, Виктория Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пономарева, Любовь Дмитриевна
Выводы по главе 4:
1. Мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности позволил нам определять творческое состояние учащихся, изучать их субъектный опыт, выявлять уровень речетворческих знаний и умений посредством анкет, записок, карт-речекреативов, ассоциативных карт, творческих работ учащихся.
2. Определяя уровень развития образного мышления учащихся (констатирующий эксперимент), отмечаем преимущественно средний уровень развития у 45% учащихся, в работах которых существует замысел и сделана попытка образной реализации задуманного; высокий уровень определяется лишь у 15% школьников, в работах которых выявляется оригинальный замысел и образная, метафорическая его реализация; низкий уровень развития находим у 38% учащихся, в работах которых либо неоформившийся замысел, либо его полное отсутствие; нулевой уровень развития зафиксирован у 2% школьников, в работах которых проявляется отсутствие у учащихся речетворческих знаний и умений.
3. Благодаря ассоциативному эксперименту нам удалось выявить богатство и оригинальность ученических ассоциаций, способности учащихся определять направленность авторских ассоциаций в художественных текстах и направлять ассоциации в собственных текстах по адекватному замыслу руслу, сформировать дидактические гештальт-структуры.
4. В процессе обучающего эксперимента у учащихся формировалась «установка» на художественное речетворчество; создавались условия для художественной речетворческой деятельности; осваивалось понятие «художественный текст»; рассматривалось слово в совокупности его значений; включались сенсорные и речевые механизмы освоения образных средств; организовывалась работа над словом и художественным текстом с обязательным выходом в речетворческую деятельность учащихся.
5. Контрольный эксперимент позволил выявить динамику развития художественных речетворческих умений школьников по восприятию и созданию текстов, влияние работы по развитию образного мышления учащихся на качество их общеучебных умений и определить результативность методики работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.
Заключение
1. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности представляет собой долгий и сложный процесс овладения учащимися знаниями о художественном тексте, о литературных жанрах, об образном потенциале слова, о средствах художественной выразительности, формирования умений учащихся чувствовать окружающее, воспринимать художественное произведение, создавать собственный художественный текст.
2. Формирование художественных речетворческих умений учащихся -процесс, не допускающий торопливости, форсирования, навязывания учащемуся материала или видов деятельности.
Любовь к учащимся, широкое поле возможностей и бережное отношение к зарождающимся интересам, склонностям и способностям учащихся - вот те условия, без которых невозможно художественное речетворчество.
3. Специальное обучение учащихся художественному речетворчеству в процессе освоения ими школьного курса русского языка и литературы позволит учителю не только формировать у учащихся «установку» на речетворчество, то есть состояние постоянной готовности к художественному речетворчеству, но и развивать сенсорный интеллект учащихся, предполагающий образное, метафорическое мироощущение у пишущего, и художественные речетворческие способности у учащихся.
4. В процессе обучения художественному речетворчеству учащиеся постепенно овладевают универсальным средством познания себя, других, окружающего мира — художественным словом.
Нелёгким и порой мучительным для учащихся является путь к собственному художественному слову. Такое слово рождается в муках, в преодолении утилитарности слова, в поиске новых глубин и перспектив слова. Немудрено, что «с помощью такого слова пишущему удается оказаться там, где до него никто не бывал.» (Бродский 2001: 312). «Езда в незнаемое» - чудо, на которое способна поэзия.
5. Результативность работы по развитию образного мышления учащихся проявляется в общеучебной деятельности. В процессе художественной речетворческой деятельности у школьников развиваются общеучебные умения: коммуникативные (создавать текст, точно, логично и образно выражать свои мысли в письменном высказывании), информационные (анализировать текст, определять тему, проблематику, основную мысль), интеллектуальные (строить высказывания типа рассуждения, доказывая, приводя убедительные аргументы и примеры), организационные (определять задачи для индивидуальной деятельности, последовательность действий, объем выполненной работы, владеть средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
6. В процессе развития художественных речетворческих способностей учащегося развивается его правополушарное, образное мышление, что открывает для учителя новые перспективы в обучении, позволяющие гармонизировать личность познающего мир школьника.
7. Рассматривая художественное речетворчество как одно из направлений речетворческой стратегии обучения русскому языку, нельзя не осознавать, что в разработке нуждаются и другие направления стратегии: научное речетворчество, публицистическое речетворчество, что в конечном итоге, позволит в полной мере реализовывать речетворческую стратегию обучения русскому языку.
8. Перспективы в изучении данной проблемы определяются необходимостью реализации принципов преемственности и и итеративности в работе по развитию образного мышления учащихся, предполагающей создание системы сквозной (начиная с дошкольного возраста) работы по художественному речетворческому развитию учащихся. Эта система объединит все дисциплины эстетического цикла (русский язык и литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура). Объединяющим началом системы выступит созданный средствами разных видов искусств художественный образ.
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Пономарева, Любовь Дмитриевна, 2004 год
1. Аверинцев С.С. Символ художественный // Краткая литературная энциклопедия. - В 9 т. - Т.б. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - С. 826831.
2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. — 1999. — № 6 — С.100-109.
3. АдмониВ.Г. Система форм речевого высказывания. СПб.: Наука, 1994-151с.
4. Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова. Ташкент: «ФАН» Узбекской ССР, 1988. - 119с.
5. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. - 394с.
6. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Издательство ДНК, 2001.-200с.
7. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Товарищество «Клышников - Комаров и К», 1993.-303с.
8. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969.-С.57-117.
9. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974.-367с.
10. АрнаудовМ. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-654с.
11. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира»)// Вопросы языкознания. 1987. - № 3. - С.3-19.
12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: «Языки русской культуры», 1999.-896с.
13. АршавскийВ. Различия, которые нас объединяют (Этюды о популяционных механизмах межполушарной асимметрии). Рига: Педагогический Центр Эксперимент, 2001. - 234с.
14. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 10-11 классы: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». — М.: Дрофа, 2000. — 304с.
15. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 534с.
16. Бабочки полёт: Японские трёхстишия/ Пер. с японского В.Н. Марковой. Вступ. ст. и примеч. В.Н.Марковой, B.C. Сановича. — М., ООО Издательский дом Летопись М, 2000. - 357с.
17. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Художественная литература, 1980. - 742с.
18. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1994. -615с.
19. Барт. Лингвистика текста// Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С.168-175.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424с.
21. Белый А. Поэзия слова. Петербург: «Эпоха», 1922. - 134с.
22. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 528с.
23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
24. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. -Калинин: КГУ, 1975.- 106с.
25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
26. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. - № 1. - С.33-44.
27. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле текста и-слова"// Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2000.-С. 9-22.
28. Болотнова Н.С., БабенкоИ.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль/ Под ред. проф. Н.С. Болотновой. — Томск: Из-во Томского госуд. педаг. унта, 2001. 331с.
29. Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения. Межвуз. научн. сб. «Вопросы стилистики»: Из-во Саратовского университета. 1988. - С.36- 42.
30. Болотнова Н.С. Художественный текст как единица культуры и проблема его изучения// Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. М.: МПГУ, 2003. - С. 5764.
31. Бродский И. Нобелевская лекция// Меньше единицы/ Поклониться тени: Эссе. СПб.: Азбука, 2001. - С.297- 313.
32. Брусина А.Е. Опыты словесного творчества (Развитие творческих возможностей учащихся при изучении русского языка). СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1994. - 37с.
33. Булаховский JI.A. Потебня-лингвист // Роль русской науки в развитии мировой науки и культуры. Ш, кн. 2. Уч. зап. МГУ, вып. 107. М., 1946.
34. Бычков Виктор. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. - 527с.
35. ВайманС.Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. М., 1991.
36. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. Пер с фр. М.: Соцэкгиз, 1937.-460с.
37. Васильева А.Н. Художественная речь. М.: Русский язык, 1983. - 256с.
38. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. - № 5. -С. 5- 19.
39. Введенова Е.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание, М.: Языки русской культуры, 2000-С. ИЗ- 133.
40. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М.: русская словесность, 1997.-411с.
41. ВершининаГ.Б. «.Вольна о музыке глаголить»: Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. - 191 с.
42. Виноградов В.В. Насущные задачи советского литературоведения. — М.,1951.
43. Виноградов В.В. О некоторых вопросах русской исторической лексикологии // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — Т.ХП-Вып.З. 1953.
44. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981.-320с.
45. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы. 1Х-Х классы. М.: АРКТИ, 2000. - 120с.
46. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы. XI класс. -М.: АРКТИ, 2000.-64с.
47. Власенков А.И. О школьных курсах русского языка и практической русской словесности // Русский язык в школе. 1995. - № 6. - С.З — 11.
48. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000. - 367с.
49. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика 1989.-224с.
50. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. -848с.
51. Воронский А. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. М.: Советский писатель, 1987.-700с.
52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.
53. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. - 324с.
54. Гадамер X.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. 704с.
55. ГакВ.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. М., 1971.
56. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования, — М.: Наука, 1981.-139с.
57. Гарин И. Пророки и поэты: В 2-х т. Т.1. - М.: Изд. центр «Терра», 1992. -735с.
58. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: «Новое литературное обозрение», 1996. - 352с.
59. ГелбМ.Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. -Мн.: ООО «Попурри», 2000. 304с.
60. Голицын Г. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 245-264.
61. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика // Символ. 1994. - № 29.
62. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т.8. - М.: Гослитиздат, 1955.
63. ГраникГ.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические // Вопросы психологии. 1993. -№ 5. - С.81-91.
64. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: ЛГУ, 1991.-269с.
65. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997.-№3.-С. 90-102.
66. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. -397с.
67. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одарённости //Вопросы психологии. 1991. — №6. -С. 14-20.
68. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996.-541с.
69. Дейкина А.Д., ПахноваТ.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2003. - 416с.
70. ДейкииаА.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1994. - № 5. - С. 16-21, 34.
71. Диброва Е.Д. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады УП Международной конференции. М.: Московский госуд. открытый педаг. ун-т, 1999. - С. 91-138.
72. ДоблаевЛ.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1969.- 171с.
73. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. -Санкт-Петербург: «Сударыня», 1998.- 108с.
74. Донская Т.К. Лингвокультурологический принцип обучения русскому языку // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. М.: МПГУ, 2003. - С.24-28.
75. Достоевский Ф.М. в письме к М.М. Достоевскому // Русские писатели о литературном труде: В 4-х т.- Т.З. Л., 1955.
76. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
77. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (На материале русской прозы XIХ-ХХвв.). М.: Эдиториал УРСС, 2001. -328с.
78. Евгеньева А.П. Проект словаря синонимов. М., 1964.
79. Емельянов Г.А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1998. - № I. - С.31— 43.
80. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: Из-во Московского университета, 1961. - 519с.
81. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов. -Известия АПН РСФСР. Вып.78. - 1956.
82. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370с.
83. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 159с.
84. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. - № 4.
85. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 382с.
86. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека. // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. -Калинин: КГУ, 1981.-С.28-44.
87. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.
88. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. — 432с.
89. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
90. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. -№ 2. - С. 15-36.
91. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 126- 138.
92. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. — № 5. - С. 139- 151.
93. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 117- 130.
94. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. — 1992. №3-4.-С. 50-60.
95. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. С. 5-19.
96. ЗолотоваГ.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 368с.
97. Иванова И.А. Функция символа в прозе Евгения Замятина// Филологические науки. 2002. - № 1. - С. 46- 53.
98. Илюхина Н.А. Образ как объект и модель семасиологического анализа: Автореф. дисд-ра филол. наук. Уфа, 1999.
99. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М.: Флинта, Наука, 1998. 176с.
100. Исенбаева Г.И. О соотношении синонимии и нормы (в современном французском языке) // Лексические и грамматические единицы в тексте. -Вып. 195. М., 1982. - G. 40-56.
101. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста // Русская словесность. 2003. - № 1. - С. 20-28.
102. Калужских И.Я. Система работы над планом изложений (на материале 4 класса). Автореф. дисс. на соиск. учёной степени канд. пед. наук. — М., 1978.
103. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. М.: Просвещение, 1991. - 342с.
104. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. -М.:ИРЯРАН, 1999.- 180с.
105. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002.
106. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. — М.: Едиториал УРСС, 2002. 220с.
107. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -172с.
108. Князева Е.Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 272с.
109. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь: Пери. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1966.-213с.
110. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. -223с.
111. Коледа С. Моделирование бессознательного. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. - 224с.
112. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. - 448с.
113. Комиссаров В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. -М.: Международные отношения, 1964. 288с.
114. Комлев Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты. — М.: Едиториал УРСС, 2003.-216с.
115. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе. 1995. — № 5. - С.3-8.
116. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.: Институт практической психологии, 1998. - 136с.
117. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. 1988. - Т.9. - № 4. - С.89-99.
118. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1981. - С. 350-368.
119. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144с.
120. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.» (Творчество и развивающее обучение) // Вопросы психологии, 1998. № 5. - С. 82- 85.
121. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. - 88с.
122. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. -287с.
123. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: «Наука», 1965. - 245с.
124. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214с.
125. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
126. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.-495с.
127. Литература. 11 кл. Учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч.// Под ред. чл.-корр. РАО В.Г. Маранцмана. 4.1. М.: Классике Стиль, 2002. - 368.
128. Литература. 11кл. Учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч.// Под ред. чл.-корр. РАО В.Г. Маранцмана. 4.2. М.: Классике Стиль, 2002. - 416с.
129. Лихачёв Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 440с.
130. Лопатина А., СкребцоваМ. Искусство видеть мир. М.: Сфера, 1998. — 576с.
131. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919с.
132. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-560с.
133. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст - Семиосфера -История. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464с.
134. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144с.
135. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Из-во «Ось-89», 1999. - 192с.
136. Любичева Е.В. Куда пойдёт педагогическая наука в XXI веке // Историческая психология и ментальность: Детство. Семья. Быт. СПб.: Из-во С.- Петерб. ун-та, 2001. - С. 15-33.
137. Любичева Е.В. Интегративная образовательная программа по русскому (родному) языку «Волшебный мир языка» для 5-9 классов гимназий и лицеев гуманитарного профиля // Язык культура - человек. - Мурманск: МГПИ, 2001.-С. 63-77.
138. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством Слова творю я Мир. Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы. Пособие по русскому языку для учителей-словесников. СПб.: ООО «Из-во ДНК», 2002.-288с.
139. Ляпон М.В. Языковой портрет психологический портрет ( на материале прозы М. Цветаевой) // Структура и семантика художественного текста: Доклады УП Международной конференции. - М.: МГОГГУ, 1999. - С.240-250.
140. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-248с.
141. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.-416с.
142. Малаховский В.А. Очерки по методике русского языка. М.: «Долой неграмотность, «Мосполиграф», 1928. -263с.
143. Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Советский писатель, 1987.-320с.
144. Мандельштам О.Э. Проза поэта. М.: Вагриус, 2000. - 221с.
145. Маранцман В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе. 1994. -№ 6. - С. 41-50, 63.
146. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. - 240с.
147. Марков В. Миф. Символ. Метафора. (Модальная онтология). Рига: Латвийская Академия наук, Ин-т философии и социологии, 1994. - 311с.
148. Мартинович Г.А. Вербальные ассоциации в ассоциативном эксперименте. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1997. - 72с.
149. Маршак С.Я. Заметки о мастерстве. Писатели и книги. - Вып.1. - М., 1960.
150. МасловаВ.А. Ассоциативный эксперимент как один из методов исследования лексической антонимии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: КГУ, 1981. -С.60-68.
151. Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.
152. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. -Свердловск: Из-во Уральского университета, 1990. 168с.
153. Матевосян Л.Б. Толкование эмоциональных состояний как ключ к пониманию культур // Филологические науки. 1999. - № 3. - С. 96- 100.
154. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 432с.
155. МейлахБ.С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: «Советский писатель», Ленингр. отд., 1969. - 446с.
156. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
157. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. - 126с.
158. Мельников Г.П. О типах дуализмов языкового знака // Филологические науки. 1971.-№5.-С.54-69.
159. Методика преподавания литературы/ Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2ч- 4.1. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 288с.
160. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей. /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. - 240с.
161. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М.: Флинта: Наука, 2001. 256с.
162. Морковкин В.В. Тематический список русских слов (1177 слов) // Лексические минимумы русского языка. М.: МГУ, 1972. - С. 92-107.
163. Москальская О.И. Грамматика текста. -М.: Высшая школа, 1981. 183с.
164. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 296с.
165. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 172с.
166. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. - № 3. - С.79- 91.
167. Некрасова Е.А., Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Из-во «Наука», 1982. - 312с.
168. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл. М.: Дрофа, 1999. -176с.
169. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл. М.: Дрофа, 1999. — 160с.
170. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл. М.: Дрофа, 1999. -160с.
171. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл. М.: Дрофа, 2000. -224с.
172. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл. М.: Дрофа, 2000. -256с.
173. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. УШ. - М.: Прогресс, 1978.-С. 5-39.
174. Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 344с.
175. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256с.
176. Новиков JI.A. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982.
177. Овсянико-Куликовский Д.Н. Статьи по теории литературы: Психология мысли и чувства. Художественное творчество //Литературно-критические работы. В 2-х т.- Т.1. М.: Художественная литература, 1989. - 542с.
178. Овчинникова И.Г. Ассоциации и высказывание: структура и семантика. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: Пермский университет, 1994. -124с.
179. Овчинникова И.Г. Текстообразующая роль вербальных ассоциативных структур: Дис. канд. филол. наук. Л., 1986.
180. Ольховиков Д.Б. «Образность» как категория филологического описания текста // RES LINGUISTIC А: Сб. статей. К 60-летию профессора В.Н.Нерознака. М., 1999.
181. Онуфриенко Г. Япония: эстетический вызов // Знание сила. — 1993. - № 5.-С. 112-117.
182. Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом языке // Вопросы языкознания. 1991. - № 3. - С. 104-117.
183. Пауль Г. Принципы истории языка. М.: Иноиздат, 1960. — 500с.
184. Паустовский К. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.2. — М.: Гослитиздат, 1957.-647с.
185. Паустовский К. Золотая роза. М.: «Детская литература», 1972. - 558с.
186. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.- Л.: Гос. изд-во,1-я Образцовая тип. в Мск., 1930. — 176с.
187. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы одарённости учащихся: Программа. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-32с.
188. Письма И.С.Тургенева к г-же Полине Виардо и его французским друзьям.-М., 1900.
189. ПлёнкинН.А. Уроки развития речи: 5-9 кл. Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995. - 224с.
190. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. -С.94-101.
191. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: «Педагогика», 1976.-280с.
192. Пономарёва JI.Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка (уроки обобщающего повторения в 9 кл.). Методические указания к спецсеминару по методике преподавания русского языка для учителей и студентов. — Магнитогорск: МГПИ, 1990.- 28с.
193. Потебня А.А. Мысль и язык // Слово и миф. М.: Из-во «Правда, 1989-С. 17-200.
194. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб.: Из-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - 264с.
195. Поэтические образы. От Абажура до яшмы. Словарь. Сост. В.Б. Феркель. Челябинск, 2002. - 590с.
196. Прангишвили А.С. Потребность, мотивы и установка // Проблема формирования социальных потребностей. Тбилиси, 1978.
197. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана. СПб.: СпецЛит, 2000. - 201с.
198. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана. СПб.: СпецЛит, 2000. - 272с.
199. Психология одарённости детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416с.
200. Пустовойт П.Г. От слова к образу. Киев: «Радянська школа», 1974.
201. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. - 212с.
202. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Практическая стилистика русского языка. М.: Из-во «Русский язык», 1976. - 342с.
203. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.: Рольф, 1996 — 208с.
204. Розинер Феликс. Искусство Чюрлёниса. М.: Изд. центр «Терра», 1992. 406с.
205. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинёв: «Штиинца», 1972. - 179с.
206. Русские писатели о литературном труде: В 4-х т. Т.4. - Л.: Советский писатель, 1956. (Толстой А.Н.).
207. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед.учеб.заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1997. 383с.
208. Русский язык: 5 класс: Учебник / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. М.: Дрофа, 1999.-384с.
209. Русский язык: 6 класс: Учебник / Под ред. М.М. Разумоской, П.А. Леканта /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. М.: Дрофа, 2001.-366с.
210. Русский язык: 7 класс: Учебник / Под ред. М.М. Разумоской, П.А. Леканта /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. М.: Дрофа,1999.-371с.
211. Русский язык: 8 класс: Учебник /Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. М.: Дрофа,2000.-268с.
212. Русский язык: 9 класс: Учебник /Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. М.: Дрофа,2001.-270с.
213. Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку (2002 / 2003 учебный год) // Русский язык в школе. № 3.-2004.-С. 3-12.
214. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-219с.
215. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов //Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. - С.214-253.
216. Сартр Ж.П. Что такое литература? Слова / Пер. с фр. Минск: ООО «Попурри», 1999.-448с.
217. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
218. Свирина Н.М. Современный школьник и художественная культура // Историческая психология и ментальность: Детство. Семья. Быт. СПб.: Из-во С.- Петербургского университета, 2001. - С.34- 54.
219. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256с.
220. Сидоренков В.А. Лингвометодические основы лексического разбора в школе.-Л., 1979.
221. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1996. — 271с.
222. Синергетике 30 лет. Интервью Е.Н. Князевой с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С.53-61.
223. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. 174с.
224. Скоробогатов В. А., Коновалова ЛИ. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учебное пособие. СПб.: Из-во «Союз», 2002.- 183с.
225. Слово и образ. Сборник статей. Сост. В.В.Кожевникова. М.: Из-во «Просвещение», 1964, — 288с.
226. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. М.: Флинта, Наука, 1998 - 280с.
227. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.: Из-во литературы на иностранных языках, 1956. - 260с.
228. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. — 423с.
229. Смирнов И.П. Смысл как таковой. СПб., 2001.
230. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. -248с.
231. Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста. Известия АПН РСФСР, вып.7. - 1947.
232. Соколов Ю.А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи. — 1978. -№5.-С. 40-42.
233. Соколов Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь, 1994. — Вып.1. - С. 9-37.
234. СолганикГЛ. Русский язык. 10-11 кл. Стилистика. Учебное пособие для общеобраз. учеб. заведений, школ и классов с углубл. изуч. русского языка, лицеев и гимназий. М.: Дрофа, 1995. - 272с.
235. Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. — 2002. — № 2. С. 46-55.
236. Сорокин Ю.Л. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. - 168с.
237. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск, 1984. - 264с.
238. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: «Педагогика» , 1974. - 192с.
239. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
240. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых// Вопросы психологии. 1992. - № 1-2. - С. 42-52.
241. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.
242. Степанова В.В. В поисках внутренних закономерностей организации лексического уровня художественного текста.// Слово. Семантика. Текст. : Сб. научных трудов, посвящённый юбилею проф. В.В. Степановой. — СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
243. Степанова В.В. Лексика. // Изучение курса русского языка в школе. М., 1977.
244. Степанова В.В. Лексическая структура художественного текста в коммуникативном аспекте // Актуальные проблемы функциональной лексикологии. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1997. - С.98-102.
245. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. — Воронеж: Из-во Воронежского университета, 1985.- 171с.
246. Стрелков А., ФурсовА. Буддийская педагогика // Воспитание школьников. 1999. - № 6. - С.42-48.
247. Суворова Е.П. Периоды речевого развития школьников (5-9 классы): Монография. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 104с.
248. Сулименко Н.Е. Об одном из аспектов семантического анализа лексики // Язык. Функции. Жизнь: Сборник статей в честь профессора А.В. Бондарко/ РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра русского языка. СПб., 2000. - С. 151159.
249. Сулименко Н.Е. Рефлексия над словом в прозе О.Мандельштама: лингвистические уроки// Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов. Пермь: Пермский университет, 2002. - С.238 — 254.
250. Сулименко Н.Е. Слово в контексте гуманитарного знания: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 84с.
251. Супрун А.Е., Клименко А.П., Титова JI.H. Типология ассоциативных структур и изучение лексики. // Русский язык в национальной школе. — 1974. -№3.
252. Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - 174с.
253. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. - М., 1949.
254. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для факультативных занятий. // Под ред. Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой. — М.: Просвещение, 1970. 271с.
255. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. — 328с.
256. Тимофеев В.П., Пастухова В.Я. Явление антонимии в русском языке // Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. — Шадринск, 1971.
257. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? / Русские методисты-словесники в воспоминаниях. -М.: Просвещение, 1969.-С. 154-174.
258. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. - 624с.
259. Топоров В.Н. Ахматова и Блок (к проблеме построения поэтичекого диалога: «блоковский» текст Ахматовой). // Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Berkeley, Berkeley Slavic Specialities. 1981.
260. Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. - № 3. - С. 105 - 114.
261. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993. - С.23-157.
262. Узнадзе Д.Н. Общая психология. — Тбилиси, 1940.
263. Улановский М.К. Эстетическая функция определения в художественном тексте // Межвуз. сб. научн. тр.: Язык и композиция художественного текста. -М.: МГПИим. В.И. Ленина, 1983. -С. 113-121.
264. Уфимцева А.А. Некоторые вопросы синонимии // Лексическая синонимия. — М.: Наука, 1967.
265. Учебное пособие по курсу психологии в программе педагогической практики «Психология обучения видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка» /Под ред. проф. И.А. Зимней. М., 1977.
266. Фаворин В.К. Синонимы в русском языке. Свердловск, 1953.
267. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Агар, 2000. - 280с.
268. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск: Из-во «Наука» Сибирское отделение, 1969. 91с.
269. Федоров В. Уроки поэзии. «Москва». - 1973. -№ 1.
270. Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические работы. М.: Учпедгиз, 1961. - 171с.
271. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в чест на акад. Стефан Младенов. София, 1957.
272. Флоренский П.А. Обратная перспектива: Избранные труды по искусству. М.: «Изобразительное искусство», Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1996. - С. 9-72.
273. Харченко В.К. Функции метафоры. Воронеж: Из-во Воронежского университета, 1992.
274. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб.: Б.С.К., 1996. - 157с.
275. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Из-во «Российское педагогическое агентство», 1998. — 268с.
276. Храповицкая Г.Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки. -1999. № 3. - С.35—41.
277. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Художественная литература, 1982. - 334с.
278. ЧейфУ. Память и вербализация прошлого опыта //Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С.3-41.
279. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. — Киев: «Вища школа», 1981. 240с.
280. Черняк В.Д. Синонимические связи слов как примета идиолекта // Актуальные проблемы функциональной лексикологии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-С. 103-108.
281. Чехов А.П. Записные книжки // Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М.: Гослитиздат, 1956. - Т. 10. - 599с.
282. Чистякова Г.Д. Творческая одарённость в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 103- 111.
283. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (Х-Х1классы) // Русский язык в школе. 1994. - № 5. - С. 35-39.
284. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингеоэкология). — Волгоград: Перемена, 1998. 149с.
285. Шестак JI.A. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Монография. Волгоград, 2003.
286. Шиманский А.Г., Шиманская Ю.О. Человек творческий. К новому мировоззрению. Мн.: Эконом-пресс, 2000. - 304с.
287. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.-335с.
288. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.
289. Шмелев И.П. Третья сигнальная система // Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. -М., 1990.-С. 233-341.
290. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - 188с.
291. Эллис. Кобылинский Л.Л. Русские символисты: Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. Томск: Водолей, 1996. - 287с.
292. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке // Юнг К.Г. Собр. соч. : В. 19т.-М.: Ренессанс, 1992.-Т.15.-320с.
293. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 176с.
294. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: «Знание», 1971.- 47с.
295. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С.20-27.
296. Японская поэзия / Составление, вступ. статья, комментарии, примечания Т. Соколовой-Делюсиной. СПб.: «Северо-Запад», 2000. - 662с.1. Словари
297. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем. М.: Республика, 1996.-335с.
298. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. -СПб.: «Норинт», 2000. 221с.
299. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами). СПб.: Б&К, 2000. - 324с.
300. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: ООО «Из-во Астрель»: ООО «Из-во ACT», 2002. - 528с.
301. Огольцев В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антонимический). М.: ООО «Русские словари»: ООО «Из-во Астрель: ООО «Из-во ACT», 2001. - 800с.
302. Русский ассоциативный словарь. В 2т. Т.1. От стимула к реакции. /Ю.Н. Караулов, F.A, Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.: ООО «Из-во Астрель»: ООО «Из-во ACT», 2002. -784с.
303. Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М., Морковкин В.В. Тематический словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000. - 560с.
304. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2002. 512с.
305. Словарь мифов. Под ред. Питера Бентли. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. -432с.
306. Словарь русского языка: В 4-х т. /РАН, Институт лингвистических исследований. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999.
307. Тресиддер Дж. Словарь символов. Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-448с.
308. Федченко С.М. Словарь русских созвучий. М.: Из-во «Русские словари», ООО «Из-во Астрель», ООО «Из-во ACT», 2000. - 800с.
309. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 398с.
310. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М.: Дрофа, 2001. - 400с.
311. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: ООО «Из-во Астрель»: МИФ: ООО «Из-во ACT», 2001. - 576с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.