Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
Введение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.1 Коммуникативная культура личности как предмет психолого-педагогического исследования.
1.2 Теоретические основы развития коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения.
1.3 Особенности хормейстерской подготовки студентов музыкального колледжа. Значение коммуникативной культуры в профессиональной деятельности дирижера хора.
ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
2.1 Организационно-методические основы развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров.
2.2 Методика экспериментального исследования.
2.3 Ход и результаты экспериментального исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки2000 год, кандидат педагогических наук Лезина, Людмила Геннадьевна
Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов2003 год, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки»
Актуальность исследования. В современных социально-исторических условиях общество предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов, среди которых наиболее значимым является развитие коммуникативной культуры.
Для музыкального образования, ориентированного на индивидуально-личностный подход к обучению и воспитанию, данное требование наиболее актуально, так как педагог-музыкант является не только посредником в передаче ребенку культурно-исторических, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, но и транслятором коммуникативной культуры от одного поколения к другому. В данном случае коммуникативная культура выступает как индикатор ценностей и как способ передачи их от одной личности к другой в процессе общения.
В научно-педагогических исследованиях представлены различные подходы к трактовке феномена коммуникативной культуры: методологический (Е.В.Бондаревская, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.), мировоззренческий (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Е.Е.Несмеянов и др.), психологический (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.А.Зимняя, И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, Е.И.Рогов, Ю.А.Шерковин и др.), социологический (С.И.Самыгин, А.А.Реан, Е.В.Руденский, и др.), лингвистический (Б.Н.Головин, Н.Н.Кохтев А.К.Михальская, и др.). По мнению большинства ученых, коммуникативная культура выступает как составная часть общей культуры, характеризующаяся единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другого объекта взаимодействия.
В психолого-педагогических исследованиях на сегодняшний день широко освещены вопросы формирования коммуникативной культуры в системе общего (В.В.Соколова, Т.В.Пушкарева) и профессионального образования (И.В.Гришняева, О.П.Кравчук, Г.П.Максимова, О.Н.Овсейчик,
М.Г.Рудь, Т.Б.Старостина, О.В.Шмайлова). Различные аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков учащихся различных возрастных категорий раскрыты в работах О.Г.Абрамкиной, Л.Г.Антроповой, И.И.Иванец, О.О.Киселевой, Н.В.Комиссаровой, Л.Р.Сайфутдиновй, В.Д.Ширшова. Формирование коммуникативных качеств у студентов вуза рассмотрено в работах А.П.Швайко и А.Д.Щербова.
Особое значение проблема развития коммуникативной культуры имеет для обучения будущих педагогов-музыкантов, в частности, дирижеров хора. Профессиональная деятельность руководителя хора коммуникативна по своей природе, ее содержание составляет процесс передачи музыкальной информации, заложенной композитором в музыкальном произведении, через исполнителей к слушателям, реализующийся в коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители -слушатели». При разучивании и исполнении музыкального произведения хормейстер взаимодействует как с хоровым коллективом в целом, так и с каждым его участником отдельно, несет информацию о способах и целях интерпретации музыки. Кроме того, посредством управляемого им коллектива он общается со слушателями, которым стремится донести замысел автора сочинения и смысл собственной художественной интерпретации. Все это предполагает владение не только профессиональным мастерством, но и арсеналом средств вербальной и невербальной коммуникации, а также требует умения эффективно организовать коллективное творческое общение с различными категориями исполнителей и слушателей.
В музыкально-педагогических исследованиях, посвященных обучению дирижеров-хормейстеров, как правило, основное внимание уделяется узкоспециальным проблемам вокально-хоровой и собственно дирижерской подготовки (В.Н.Венедиктова, И.Ю.Горская, Ж.М.Дебелая, А.Ф.Кречковский, К.П.Матвеева, Т.А.Первушина, Э.К.Сэт, В.И.Темкин,
Т.А.Эстрина, Б.Д.Яркин и др.). Различные вопросы теории и методики овладения мануальной техникой раскрываются в трудах Л.М.Андреевой, А.А.Егорова, С.А.Казачкова, К.А.Ольхова, К.К.Пигрова, К.Б.Птицы, П.Г.Чеснокова и др. Коммуникативные аспекты музыкально-исполнительской и хормейстерской деятельности — вокально-моторная информативность дирижерской техники, коммуникативный потенциал вокально-хоровой работы, возможности театрализации в формировании умений межличностного взаимодействия у студентов вуза — освещены в исследованиях Л.Г.Лезиной, Т.В.Петровой, И.В.Прокофьевой.
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что, несмотря на достаточно широкую разработку теории коммуникации в общей педагогике и психологии, в музыкальной педагогике к настоящему времени рассмотрены лишь отдельные аспекты данной проблемы, в основном применительно к высшему звену профессионального образования. Исследований, посвященных развитию коммуникативной культуры как » целостного интегрального свойства личности студента-хормейстера в системе среднего образования, в настоящее время фактически нет.
Анализ существующего опыта организации профессиональной подготовки дирижеров хора позволяет отметить, что содержание учебно-воспитательного процесса в высшем и особенно в среднем звене музыкального образования направлены преимущественно на совершенствование узкоспециальных вокально-хоровых и дирижерских умений и навыков и не обеспечивают качественного и эффективного развития коммуникативной культуры. В результате выпускники музыкальных училищ и колледжей, как правило, не достаточно владеют навыками организации коллективной творческой деятельности, умениями психологически верно выстроить общение с исполнителями, отличаются низкой речевой культурой.
Таким образом, существуют противоречия: между практической значимостью коммуникативной культуры в деятельности педагога-хормейстера и недостаточным уровнем ее развития у выпускников музыкальных училищ и колледжей; между теоретической разработанностью проблемы развития коммуникативной культуры в общей педагогике и психологии и недостаточной степенью ее исследования в музыкальной педагогике; между признанием необходимости развития коммуникативной культуры в обучении будущих дирижеров хора и отсутствием теоретического и методического обеспечения этого процесса в музыкальном колледже.
Данные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в целенаправленном развитии коммуникативной культуры будущих руководителей хоровых коллективов в системе их профессиональной подготовки в среднем звене музыкального образования.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической проверке методики развития коммуникативной культуры в процессе хормейстерской подготовки студентов музыкального колледжа.
Объект исследования - хормейстерская подготовка студентов музыкального колледжа.
Предмет исследования — методика развития коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплин дирижерско-хорового цикла в музыкальном колледже.
Гипотеза исследования — развитие коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки будет протекать более эффективно при условиях:
- организации обучения, отражающего естественный процесс освоения студентами музыкальных произведений, который построен на взаимосвязи этапов восприятия, анализа и интерпретации музыки;
- активизации коммуникативной деятельности обучаемых с помощью синтеза слухового и зрительного восприятия; применения различных видов анализа, интегрирующих музыковедческие и вокально-хоровые знания; моделирования практических режимов работы.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и хороведческой литературы по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть содержание понятия «коммуникативная культура дирижера-хормейстера»; выявить критерии, показатели и уровни ее развития.
3. Разработать методику развития коммуникативной культуры у студентов-хормейстеров музыкального колледжа.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность данной методики.
Теоретико-методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С. JI.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.); исследования особенностей процесса общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.С.Каган,
A.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.); теория коммуникации (И.Н.Горелов,
B.А.Лабунская, Г.Г.Почепцов, В.Д.Ширшов и др.); концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.); теория личностно-ориентированного образования (А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.СЛкиманская и др.); положения общей и музыкальной педагогики о природе музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин и др.); концепция профессиональной подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, И.Н.Немыкина, Г.С.Тарасов и др.), исследования по проблемам дирижерского исполнительства (М.М.Багриновский, Г.Л.Ержемский, С.А.Казачков, М.М.Канерштейн, И.Л.Мусин, К.А.Ольхов, К.К.Пигров, К.Б.Птица и др.).
Исследование проводилось в течение 1999 - 2005 гг. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе хорового отделения музыкального колледжа при Челябинском институте музыки им. П.И. Чайковского; использовался собственный опыт преподавания, опыт работы педагогов музыкальных школ, училищ и колледжей Челябинской области.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, хороведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов музыкальных училищ и колледжей к будущей хормейстерской деятельности; изучение программ и методик обучения музыкантов-хормейстеров. эмпирические: наблюдение за деятельностью дирижеров-хормейстеров профессиональных, любительских творческих коллективов, учебных хоров, анкетирование и беседы с будущими руководителями детских хоровых коллективов, наблюдение процесса хормейстерской деятельности студентов музыкальных училищ и колледжей, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2001 г.г.) изучалась проблема исследования в контексте практической работы хорового отделения музыкального колледжа, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, проводился констатирующий эксперимент с целью использования его результатов в будущей диссертационной работе.
На втором этапе (2002 - 2003 г.г.) уточнялась гипотеза исследования, определялись оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структура и организационные формы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2004 - 2005 г.г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Научная новизна исследования:
1 .Уточнено содержание понятия «коммуникативная культура дирижера-хормейстера», включающее в себя совокупность коммуникативных способностей (гностических, экспрессивных, интеракционных), коммуникативных качеств (экстравертность, общительность, коллективизм), коммуникативных умений и навыков (перцептивного восприятия, вербального и невербального общения, межличностного взаимодействия).
2.Разработана и практически проверена методика развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров музыкального колледжа, охватывающая основные этапы учебно-музыкальной деятельности • (восприятие, анализ, интерпретация музыки) и включающая: представление музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, изучение хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с использованием различных видов анализа (исполнительского, структурно-функционального, целостного), моделирование в учебном процессе аудиторных и сценических режимов работы хормейстера.
Теоретическая значимость исследования:
1. Определено, что взаимосвязь основных этапов обучения будущего хормейстера (восприятие, анализ, интерпретация) способствует восстановлению целостной непрерывной коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители -слушатели».
2. Установлено, что перцептивно-рефлексивные, вербальные, невербальные умения и навыки, а также коммуникативное поведение развиваются у студентов-хормейстеров на основе коммуникативных способностей и качеств личности.
Практическая значимость исследования: методика развития коммуникативной культуры и комплекс обеспечивающих ее дидактических и методических материалов могут иметь широкое применение в профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров в среднем звене образовательной системы.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативная культура дирижера-хормейстера выступает как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность коммуникативных способностей, качеств, умений и навыков и обусловливающее адекватный информационный обмен в процессе хормейстерской деятельности студентов.
2. Эффективное развитие коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки достигается через установление взаимосвязи основных этапов учебно-музыкальной деятельности (восприятие, анализ, интерпретация музыки), что обеспечивает восстановление целостности коммуникативной цепи «композитор -музыкальное произведение - хормейстер - исполнители - слушатели».
3. Методика развития коммуникативной культуры основывается на представлении музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, изучении хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с использованием различных видов анализа (исполнительского, структурно-функционального, целостного), моделировании в учебном процессе аудиторных и сценических режимов работы хормейстера.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры хорового дирижирования Челябинского института музыки им. П.И. Чайковского, кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях (Челябинск, 2003, 2004, 2005; Волгоград, 2005); посредством опубликования научно-исследовательских работ; путем внедрения результатов исследования в практику работы дирижерско-хорового отделения музыкального колледжа при Челябинском институте музыки им. П.И. Чайковского.
ПЛАВАЛ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки2003 год, кандидат педагогических наук Пилипенко, Вера Николаевна
Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив2001 год, кандидат педагогических наук Яркина, Любовь Васильевна
Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта2003 год, кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна
Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса2002 год, кандидат педагогических наук Сапрыкина, Елена Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Сафронова, Ольга Геннадьевна
Выводы по второй главе
В настоящей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования по выявлению эффективности методики развития коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки. Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы.
Построение учебного процесса во взаимосвязи этапов восприятия,, анализа, интерпретации музыки позитивно влияет на развитие коммуникативной культуры обучаемых, так как: во-первых, способствует созданию и функционированию в учебном процессе целостной непрерывной коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер -исполнители - слушатели»; во-вторых, предполагает постоянную апелляцию к перцептивно-рефлексивным механизмам обучаемых, активное использование разнообразных средств вербальной и невербальной коммуникации, реализацию коммуникативных умений и навыков в самостоятельной хормейстерской деятельности, что обеспечивает интенсивность информационного обмена в каждом звене коммуникативной цепи; в-третьих, обеспечивает последовательность, непрерывность и логическую завершенность в освоении музыкального произведения (от возникновения художественного образа при восприятии музыки, через анализ музыкального текста и исполнительских средств к
121 практическому воплощению в творчестве) и тем самым способствует полноте реализации коммуникативных связей в учебно-музыкальной деятельности.
Методика, обеспечивающая эффективное развитие коммуникативной культуры студентов, последовательно реализуется на этапах восприятия, анализа, интерпретации музыки и включает: представление музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, что позволяет задействовать слуховой и зрительный анализаторы, увеличить объем принимаемой и перерабатываемой информации, интенсифицировать действие перцептивно-рефлексивных механизмов; изучение хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с применением разнообразных видов анализа (целостного, исполнительского, структурно-функционального), что позволяет интегрировать вокально-хоровые и музыкально-теоретические знания, активизировать мыслительную деятельность обучаемых, реализующуюся в речи, и развить навыки вербального общения; моделирование в учебном процессе аудиторных и сценических режимов работы хормейстера, что дает возможность организовать профессиональное хормейстерское общение с творческими коллективами различных исполнительских составов и возрастных категорий, совершенствовать навыки невербальной дирижерской коммуникации и межличностного общения.
Применение методов проблемного и интерактивного обучения углубляет вокально-хоровые и музыкально-теоретические знания студентов, активизирует самостоятельную поисковую деятельность, развивает навыки коллективного общения, стимулирует творческую инициативу в различных формах ее проявления и, в результате, значительно интенсифицирует процесс развития коммуникативной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании в теоретическом и практическом аспектах реализована идея развития коммуникативной культуры у студентов музыкальных училищ и колледжей в процессе хормейстерской подготовки.
Несмотря на широкую разработанность вопросов коммуникации в психолого-педагогической литературе, проблема развития коммуникативной культуры как целостного интегрального свойства личности студента-хормейстера в системе среднего профессионального образования до настоящего времени специально не исследовалась. Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов коммуникативной деятельности с точки зрения философии, психологии, педагогики, музыкознания.
Анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и хормейстерской литературы показал, что коммуникация является одной из сторон человеческого общения, отражает процессы информационного обмена между субъектами деятельности, осуществляется по разнообразным каналам прямой и обратной связи с помощью вербальных и невербальных средств. Музыкальная деятельность, и хормейстерская в том числе, представляет собой вид коммуникативной деятельности, содержанием которой является процесс передачи музыкальной информации, закодированной в музыкальном произведении, от композитора через исполнителей к слушателям. Этот процесс характеризуется установлением коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение -хормейстер — исполнители - слушатели».
Деятельность руководителя хора имеет многоаспектный коммуникативный характер и связана с реализацией разнообразных коммуникативных связей: хормейстер - музыкальное произведение, хормейстер - исполнители; хормейстер - певец хора, хормейстер слушатель и т.д. Осуществление этого вида деятельности требует от руководителя хора наличия развитой коммуникативной культуры.
Изучение особенностей хормейстерской подготовки студентов музыкальных училищ и колледжей позволило нам прийти к выводу, что традиционная система обучения не обеспечивает развитие коммуникативной культуры обучаемых из-за нарушения коммуникативных связей в звене «композитор - музыкальное произведение - хормейстер» (отсутствует целостное аналитическое освоение музыкального текста) и деформации информационного обмена в звене «хормейстер - исполнители» (освоение дирижерской техники как средства невербальной коммуникации происходит неосознанно, путем механического копирования действий преподавателя).
Данные наблюдения позволили сделать предположение, что коммуникативная культура студентов-хормейстеров будет развиваться более эффективно при условии построения учебного процесса во взаимосвязи этапов восприятия, анализа и интерпретации музыки, восстанавливающей целостность коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители - слушатели», и использования методики, основанной на аудиовизуальном восприятии учебного музыкального материала, интеграции музыковедческих и вокально-хоровых знаний, моделировании практических режимов работы хормейстера.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и дал возможность сформулировать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы развития коммуникативной культуры студентов-хормейстеров музыкального колледжа определяется необходимостью совершенствования профессиональной подготовки в среднем звене музыкального образования, предусматривающей овладение не только узкоспециальными вокально-хоровыми и дирижерскими навыками, но и коммуникативными знаниями и умениями, позволяющими организовать плодотворное творческое взаимодействие с различными категориями исполнителей и слушателей
2. Коммуникативная культура дирижера-хормейстера выступает как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность коммуникативных способностей (гностических, экспрессивных, интеракционных), коммуникативных качеств (экстравертность, общительность, коллективизм), коммуникативных умений и навыков (перцептивного восприятия, вербального и невербального общения, межличностного взаимодействия) и обусловливающее адекватный информационный обмен в процессе хормейстерской деятельности через установление коммуникативной цепи «композитор - музыкальное произведение - хормейстер - исполнители - слушатели».
3. Высокий уровень коммуникативной культуры студентов-хормейстеров музыкального колледжа обеспечивается развитием перцептивно-рефлексивных умений и навыков (адекватное восприятие и интерпретация получаемой информации, расположение к себе партнеров по общению, верная самооценка); вербальных умений и навыков (ясность, конкретность изложения мыслей, логичность, доступность, эмоциональность речи, соответствие возрастным и интеллектуальным особенностям реципиентов); невербальных умений и навыков (владение кинестетическими, паралингвистическими, визуальными средствами, соответствие приемов дирижерской техники образному содержанию музыки, вокальному исполнению, информационному значению), умений и навыков коммуникативного поведения (быстрота установления коммуникативных связей, выбор верной ролевой позиции, стиля общения, средств коммуникации, наличие точной ответной реакции).
4. Методика развития коммуникативной культуры последовательно реализуется на этапах восприятия, анализа, интерпретации музыки и включает: представление музыкального материала в синтезе звукового и визуального рядов, позволяющее увеличить количество принимаемой и перерабатываемой информации и интенсифицировать действие перцептивно-рефлексивных механизмов; изучение хоровой музыки с опорой на музыковедческие знания с применением разнообразных видов анализа, обеспечивающее активизацию мыслительной деятельности и развитие речевой культуры; моделирование аудиторных и сценических режимов работы хормейстера, позволяющее отработать в учебном процессе умения и навыки взаимодействия с различными составами и возрастными категориями исполнителей, совершенствовать использование средств вербальной и невербальной коммуникации.
5. Результаты обучающего эксперимента показали эффективность предложенной методики по развитию коммуникативной культуры у студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки.
Проблема развития культуры профессионально-педагогического общения, овладения средствами коммуникации в процессе хормейстерской подготовки студентов музыкальных училищ и колледжей представляет значительный исследовательский и практический интерес и может в дальнейшем разрабатываться как на уровне теории обучения, так и методики преподавания хоровых дисциплин в ДМШ и ДШИ.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна, 2005 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. -112с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Э.Б Абдуллин. М.: МИРОС, 1992. - 71 с.
3. Абрамкина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: дис. . канд. пед. наук / О.Г. Абрамкина. Орел, 2003. - 243 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.
5. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. М.: Просвещение, 1976.- 175 с.
6. Аманов С.А. Диалектика познания и общения / С.А. Аманов. Фрунзе: Илим, 1986.- 138 с.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск: Университетская, 1990. - 559 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 232 с.
9. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.
10. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева. М.: Аспект-пресс, 1998.- 374 с.
11. П.Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования / Л.М. Андреева. -М.: Музыка, 1969. 120 с.
12. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики / М.С. Андрианов //Психол. журн. 1995.-Т.16, №5.- С. 115-121.
13. З.Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса / М.С. Андрианов // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С. 89-100.
14. М.Андрохина Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания / Л.М. Андрохина // Культура и мировоззрение учителя: сб. статей. Екатеринбург, 1992.-С. 5-16.
15. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Г. Антропова; ЧелГУ. -Челябинск, 1999. 24 с.
16. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1983.-221 с.
17. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. -М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
18. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев Л.: Музыка, 1980. -215 с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. - 367 с.
20. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебник / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1985. - 478 с.
21. Багриновский М.М. Дирижерская техника рук / М.М. Багриновский. -М.: Музгиз, 1947.- 103 с.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 444 с.
23. Безбородова Л.А. Дирижирование: учеб. пособие / Л.А. Безбородова. -М.: Просвещение, 1990. 160 с.
24. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студентов педвуза: дис. . канд. пед. наук / Т.Ф. Белоусова; РГПУ. Ростов н/Д, 1989. - 229 с.
25. Белухин Д.И. Учитель: от любви до ненависти. (техника профессионального поведения) / Д.И. Белухин. М.: Народное образование, 1994.- 144 с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
28. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком / A.A. Бодалев. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. - 123 с.
29. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности / A.A. Бодалев //Советская педагогика. 1990. - №5. - С. 77-81.
30. Бодалев A.A. Проецирование и взаимодействие в общении / A.A. Бодалев // Педагогика. 1994. - № 1. - С. 12-14.
31. Брудный A.A. Понимание и общение / A.A. Брудный. М.: Знание, 1989.-63 с.
32. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
33. Букатов В.М. Учителю о режиссуре / В.М. Букатов // Педагогика. -1996.- №3.
34. Васильев Г.С. Проблемы коммуникативных способностей членов учебно-воспитательных коллективов: дис. . канд. псих, наук / Г.С. Васильев. М., 1977. - 220 с.
35. Введение в педагогическую культуру: учебник / под ред. Е.В » Бондаревской. Ростов н/Д, 1995. - 172 с.
36. Введенская JI.A. Культура и искусство речи / Л.А Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов н/Д, 1996. - 576 с.
37. Введенская Л.А. Культура и техника речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, В.П. Чихачев. Ростов н/Д, 1994. - 160 с.
38. Венедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Бенедиктова. -М., 1998.- 16 с.
39. Вербовая Н.П. Искусство речи 7 Н.П. Вербовая, О.М Головина, В.В. Урнова. -М.: Искусство, 1997.-303 с.
40. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка / H.A. Ветлугина. -М.: Музыка, 1968.-367 с.
41. Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, Е.Т. Костомаров. -М.: Наука, 1990.-246 с.
42. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт • системного исследования): дис. . канд. пед наук / Н.Б. Волчегурская; РГПУ.- Ростов н/Д, 1996. 245 с.
43. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психол. исслед. / Л.С. Выготский. -Л.: Лабиринт, 1996. 414 с.
44. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
45. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. М.: Высш. школа, 1988.-319 с.
46. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов: автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.Г. Голык. М., 1972. - 16 с.
47. Гоноболин Ф.Н. Психологические черты личности советского учителя: дис. . канд. псих, наук/ Ф.Н. Гоноболин. М., 1974. - 303 с.
48. Горбунова Н.Ф. Проектирование и технология реализации » комплексной системы формирования речевой коммуникативной культурыстудентов технического вуза: дис. . канд. пед. наук / Н.Ф. Горбунова. 1. Воронеж, 2002.- 150 с.
49. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. -М: Наука, 1980.- 104 с.
50. Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки: дис. .канд. пед. наук/И.Ю. Горская; УГПИ. Екатеринбург, 1997. - 147 с.
51. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер. М.: Магистр, 1993.- 198 с.
52. Гришняева И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.В. Гришняева; Мордов. ГПИ. Саранск, 2000. - 22 с.
53. Егоров A.A. Теория и практика работы с хором / A.A. Егоров. JL: Музгиз, 1967.-238 с.
54. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования / Г.Л. Ержемский. М.: Музыка, 1988. - 80 с.
55. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. -М., 1972.-352 с.
56. Жаркова E.H. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук / E.H. Жаркова; БГПУ. Барнаул, 1998.-23 с.
57. Живов B.JI. Исполнительский анализ хорового произведения / B.JI. Живов. М.: Музыка, 1987. - 96 с.
58. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А Зимняя. -Ростов н/Д, 1997. 480 с.
59. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: автореф. дис. .докт. псих, наук / И.А. Зимняя. М., 1973. - 32 с.
60. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. / В.В. Знаков. М.: ИПРАН, 1994.- 235 с.
61. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: дис. . канд. пед. наук / И.И. Иванец; РГПУ. -Ростов н/Д, 1997. 173 с.
62. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера / А.П. Иванов-Радкевич. М.: Музыка, 1973. - 78 с.
63. Ильин E.H. Искусство общения / E.H. Ильин. М.: Педагогика, 1982. -110с.
64. Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа/ И.А. Ильяева. Воронеж, 1989. - 167 с.
65. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / И.Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. - 206 с.
66. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избр. статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
67. Кабрин В.И. Исследование саморегуляции личности в системе коммуникативного мира: дис. . канд. псих, наук / В.И. Кабрин; ЛГУ. JI., 1978.- 194 с.
68. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988.-315 с.
69. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 343 с.
70. Калашников Ю.С. Театральная этика К.С. Станиславского / Ю.С. Калашников. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВТО, 1972. - 72 с.
71. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования / М.М. Канерштейн. М.: Музыка, 1965.-221 с.
72. Кан-Калик В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспедагенство, 1995. - 108 с.
73. Кан-Калик В.А.Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. -Грозный, 1979.-268 с.
74. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А Кан-Калик, Н.Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
75. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения / В.А. Кан-Калик. -М: Педагогика, 1987.-С. 14-48.
76. Кан-Калик В.А.Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. -М.: Всерос. центр по пробл. общ., 1990. 31с.
77. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
78. Капацинская Е.В. Культура педагогического общения: метод, рекомендации / Е.В Капацинская, В.В Соколова. Горький, 1988. - 4.1. -37 с.
79. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя: дис. . канд. пед. наук / Г.А. Качан; РГПУ. Ростов н/Д, 1995.- 173 с.
80. Кидрон Л.Л. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. канд. псих, наук/A.A. Кидрон; ЛГУ. Л., 1981. - 199 с.
81. Киселева О.О. Подготовка студентов педагогического университета к формированию коммуникативной культуры у школьников: дис. . канд. пед. наук /О.О. Киселева. -М., 1992.- 186 с.
82. Колесса Н.Ф. Основы техники дирижирования / Н.Ф. Колесса. Юев: Музична Украша, 1981. -208 с.
83. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.С. Колмогорова; БГПИ. Барнаул, 2004. - 22 с.
84. Коломинский Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. М.: Просвещение, 1974. - 96 с.
85. Комиссарова Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Комиссарова; ЧГПУ. Челябинск, 2003. - 25 с.• 93.Кондратьев C.B. Педагогическая и возрастная психология / C.B.
86. Кондратьев. Гродно, 1996. - 234 с.
87. Кондрашин К.П. Мир дирижера / К.П. Кондрашин. М.: Музыка, 1976. -192 с.
88. Котова И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б.Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д, 1997. - 112 с.
89. Кохтев H.H. Риторика / H.H. Кохтев. М.: Просвещение, 1994. - 206 с.
90. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис. . канд. пед. наук / О.П. Кравчук; БГУ. Белгород, 2002. -285 с.
91. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения / В.И. Краснощеков. М.: Музыка, 1969.-300 с.
92. Кречковский А.Ф. Формирование у студентов музыкально-педагогических факультетов умений диагностики хорового пения: автореф.• дис. канд. пед. наук / А.Ф. Кречковский. Киев, 1982. - 20 с.
93. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С Крижанская, Г.П. Третьяков. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. - 206 с.
94. Крюкова И.А. Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук/И. А. Крюкова; УГПИ. Екатеринбург, 2005г. - 22 с.
95. Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе / А.Н. Ксенофонтова. — Оренбург, 1995. 99 с.
96. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования7 Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
97. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. - 32 с.
98. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дис. . докт. псих, наук / В.Н. Куницына; СПбГУ. СПб, 1991. - 358 с.
99. Курбатов В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. -Ростов н/Д, 1997. 352 с.
100. Лабунская В.А. Невербальные средства общения / В.А. Лабунская. -Ростов н/Д, 1979. 67 с.
101. Левитан K.M. Культура педагогического общения / K.M. Левитан. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 102 с.
102. Лезина Л.Г. Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. . канд. пед. наук / Л.Г. Лезина; УГПУ. Екатеринбург, 2000. - 149 с.
103. Леонтьев A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-47 с.
104. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-361с.
105. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. М.: Знание, 1975.-64 с.
106. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения / Х.Й. Лийметс. -М.: Знание, 1982.-96 с.
107. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
108. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-280 с.
109. Лузянина Л.Л. О педагогических условиях развития коммуникативной культуры будущего учителя / Л.Л. Лузянина // Вестник Омского ун-та. Омск: ОГУ, 2000. - С. 61-64.
110. Львова С.И. Язык в речевом общении / С.И. Львова. М.: Просвещение, 1991.- 125 с.
111. Максимова Г.П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: дис. . канд. пед. наук / Г.П. Максимова; РГПУ. Ростов н/Д, 2000. - 179 с.
112. Максимова P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние • на разные стороны жизнедеятельности: дис. . канд. псих, наук / P.A.
113. Максимова; ЛГУ. Л., 1981. - 191 с.
114. Малько H.A. Основы техники дирижирования / H.A. Малько. М.-Л.: Музыка, 1965.-219 с.
115. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
116. Матвеева К.П. Дирижерская подготовка к уроку музыки: учеб. пособие / К.П.Матвеева. Свердловск: СГПИ, 1990.-65 с.
117. Матросова Н.С. Невербальное общение учителя музыки в процессе хоровой деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.С. Матросова; МГОПУ им. М.А. Шолохова. Москва, 2005.-21 с.
118. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин / Я.Г. Медынь. М.: Музыка, 1977. - 135 с.
119. Мелик-Пашаев Л.Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы / Л.Ш. Мелик-Пашаев; сост. Р.В. Глезер, М.С. Шмелькина и A.A. Мелик-Пашаев.- М.: Музыка, 1976. 304 с.
120. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
121. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е.А. Милерян. М.: Педагогика, 1968. - 140 с.
122. Михапьская А.К. Педагогическая риторика: история и теория / А.К Михальская. М.: Академия, 1998.-431 с.
123. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
124. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
125. Мусин И.А. Техника дирижирования / И.А. Мусин. JL: Музыка, 1967.-352 с.• 132. Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии формированиякоммуникативной культуры педагога: дис. . д-ра пед. наук / Е.И. Мычко. -Калининград, 2002.- 421с.
126. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки / Е.В.Назайкинский // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 195-229.
127. Немов P.C. Психология образования / P.C. Немов // Психология: в Зт.- М.: ВЛАДОС, 1995. Т. 2. - 496 с.
128. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: монография / И.Н. Немыкина; Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1997. - 156 с.
129. Несмеянов Е.Е. Основы философии в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Е. Несмеянов. Ростов н/Д.: Феникс, 2002 - 608 с.
130. Обозов H.H. Межличностные отношения / H.H. Обозов. JL: Изд-во ЛГУ, 1979.- 151 с.
131. Овсейчик О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы: дис. . канд. пед. наук / О.Н. Овсейчик; МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002. - 146 с.
132. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники / К.А. Ольхов. JI.: Музыка, 1984. - 160 с.
133. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-301 с.
134. Пазовский A.M. Записки дирижера / A.M. Пазовский. М.: Советский композитор, 1968. - 559 с.
135. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д.• Парыгин. -М.: Мысль, 1971.-351с.
136. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С.И. Самыгина. -Ростов н/Д, 1998. 544 с.
137. Первушина Т.А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Первушина. М., 1985. - 16 с.
138. Петрова А.Н. Сценическая речь / А.Н. Петрова. М.: Искусство, 1981.-191 с.
139. Петрова Т.В. Педагогические возможности вокально-хоровой работы в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. . канд. пед. наук / Т.В. Петрова; УГЛУ. Екатеринбург, 2001. - 135 с.
140. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Просвещение, 1982. - 255 с.
141. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие / В.И.
142. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
143. Пигров K.K. Руководство хором / K.K. Пигров. M.: Музыка, 1964. -220 с.
144. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник / П.И; Пидкасистый. М.: Пед. общ-во России, 2004. - 604 с.
145. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.В. Попова; РГПУ. Ростов н/Д, 1996. - 17 с:
146. Почепцов F.F. Коммуникативные аспекты семантики / F.F. Почепцов; Киев: Выща шк., 1987. - 129 с.
147. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности: сб. науч. тр. / ред. A.B. Петровский. Ульяновск: УГПИ, 1981. -122 с.
148. Психологический словарь / под ред. B.Bi Давыдова, А.В: Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
149. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором / К.Б.Птица. -М.:Музгиз, 1948. 160 с.
150. Пушкарева Т.В. Формирование готовности социального педагога к диагностике коммуникативной культуры подростков: дис. . канд. пед / Т.В. Пушкарева; МГОПУ им. М;А. Шолохова. М., 1998. - 136 с.
151. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: автореф. дисканд. псих, наук/ В.Г. Ражников. М., 1973.- 18 с.
152. Реан A.A. Практическая психодиагностика личности / A.A. Реан. -СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. 221 с.
153. Реан A.A. Социальная педагогическая психология: учебник / A.A., Реан, Я.Л. Коломенский. СПб: Питер, 1999. - 409 с.
154. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. . д-ра пед. наук / Е.И. Рогов; РГПУ. -Ростов н/Д, 1999.-338 с.
155. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. - 334 с.
156. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 1999.- 712 с.
157. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. М.Новосибирск, 1997.- 224 с.
158. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: дис. . канд. пед. наук / М.Г. Рудь; РГПУ. Ростов н/Д, 1999. - 132 с.
159. Рыданова И.И. Основы педагогического общения / И.И. Рыданова. -Минск: Беларуская навука, 1998. 319 с.
160. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук / В.В. Рыжов.- Новосибирск, 1995.-36 с.
161. Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.Г. Савина; УГПУ. -Екатеринбург, 2005г.-22 с.
162. Сайфутдинова Л.Р. Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения: дис. . канд. пед. наук / Л.Р. Сайфутдинова. Кострома, 2001. - 209 с.
163. Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект / В.В. Сериков, Ф.Э. Шереги. М.: Юрист, 1997. - 304 с.
164. Сластенин В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя / В.А. Сластенин // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж, 1992.- С.6-9.
165. Сластенин В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В.А.Сластенин, А.И. Мищенко // Сов. Педагогика. -1991.- №Ю-С. 78-84.
166. Соколов В.Г. Работа с хором / В.Г. Соколов. М.: Музыка, 1983. -192 с.
167. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. -М.: Просвещение, 1995. 191 с.
168. Соколова В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: автореф. дис.докт. пед. наук/В.В. Соколова; НГУ. -Н.Новгород, 1999. — 41 с.
169. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара: автореф. дис. . канд.пед. наук/ Н.В. Соколова. М., 1981. - 16 с.
170. Сорокина М.П. Проблема преемственности в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки: автореф. дис. . канд.пед. наук / М.П.• Сорокина. -М., 1985.- 16 с.
171. Сохор A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки: сб. статей: в 3 кн. / A.M. Сохор. -JL: Советский композитор, 1980.- Кн.1.-296с.
172. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя / Л.Ф.Спирин. Ярославль, 1976. - 82 с.
173. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1985. 668 с.
174. Старостина Т.Б. Учебно-познавательная деятельность студенческой группы как фактор формирования коммуникативной культуры будущего учителя: дис. . канд. пед. наук / Т.Б. Старостина. Оренбург, 1998. - 160 с.
175. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. -Киев: Рад. шк., 1984. 254 с.
176. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета педагогическогоинститута: автореф. дис. канд. пед. наук/ Э.К.Сэт. -М., 1973. 16 с.
177. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы / Н.Ф. Талызина. М.: Изд. МГУ, 1975. - 343 с.
178. Темкин В.И. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений (в процессе обучения дирижированию): автореф. дис. . канд.пед. наук / В.И. Темкин. М., 1986. - 16 с.
179. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 2003.-377 с.
180. Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педагогических ВУЗов к профессиональной деятельности: дис. . канд. пед. наук / Ю.И. Турчанинова. М., 1988. - 158 с.
181. Успанов К.К. Педагогические основы формирования общительности как профессионального качества будущего учителя: автореф. дис. . канд.пед. наук / К.К. Успанов. Алма-Ата, 1984. - 25 с.
182. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева• 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 814 с.
183. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле / Б.Э. Хайкин М.: Советский композитор, 1984. - 240 с.
184. Халупо О.И. Формирование коммуникативной кулыуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков: дис. . канд. пед. наук / О.И. Халупо; ЧГПУ. Челябинск, 2002. - 144 с.
185. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб пособие / под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. -368с.
186. Чесноков П.Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. М.: Музгиз, 1952.-224 с.
187. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1980. - 94 с.
188. Швайко А.П. Педагогические условия формированиякоммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональнойподготовки: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.П. Швайко; БГПИ. Уфа, 1997.-22 с.
189. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. М.: Мысль, 1973. - 215 с.
190. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / В.Д. Ширшов. Екатеринбург: УрГПУ, 1994. - 128 с.
191. Шмайлова О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: дис. . канд. пед. наук / О.В. Шмайлова. Сургут, 1997. - 179 с.
192. Щербаков А.И. Психология учителя / А.И. Щербаков, A.B. Мудрик // Возрастная педагогическая психология / под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1991. - 198 с.
193. Щербов А.Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Д. Щербов; ЧГПИ. -Челябинск, 1996.-29 с.
194. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
195. Эстрина Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Эстрина. М., 1981. - 16 с.
196. Юрлов A.A. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора: Статьи и воспоминания. Материалы / A.A. Юрлов; сост. И.Б. Марисова. М.: Сов. Композитор, 1983. - С. 148162.
197. Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. - 39 с.
198. Яркин Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета педагогического института в ходе хорового практикума: автореф. дис. . канд. пед. наук / Б.Д. Яркин. М., 1990. - 16 с.
199. Анкета, предложенная студентам перед началом эксперимента
200. Нравится ли Вам предмет «Практика работы с хором»?
201. Устраивает ли Вас традиционное преподавание предмета?
202. Как, по-вашему: отвечает ли запросам современной музыкальной жизни традиционная направленность дирижерской подготовки на работу с детскими хоровыми коллективами?
203. Как Вы считаете, нужно ли в преподавании предмета «Хормейстерская практика» ставить задачу подготовки специалистов-хормейстеров для работы с творческими коллективами различных составов и возрастных категорий?
204. Каково, на Ваш взгляд, значение коммуникативной культуры дирижера-хормейстера в его профессиональной деятельности?
205. Хотите ли Вы принять участие в эксперименте по овладению коммуникативными умениями и навыками, необходимыми для хормейстерской работы с творческими коллективами различных составов и возрастных категорий?
206. Испытываете ли Вы потребность в расширении знаний в области педагогической коммуникации?
207. Анкета, предложенная студентам после окончанияэксперимента
208. Как Вы относитесь к обновлению традиционных форм и методов обучения студентов-дирижеров?
209. Понравилось ли Вам работать хормейстерами с творческими коллективами различных составов и возрастных категорий?
210. Какие, с Вашей точки зрения, преимущества дает экспериментальная программа обучения в дирижерском классе?
211. Необходимо ли для будущих хормейстеров изучение предмета «Основы репетиционной и сценической работы с хором»?
212. Что нового, на Ваш взгляд, Вам удалось приобрести для будущей профессиональной деятельности после изучения учебного материала, посвященного коммуникативным аспектам хормейстерской деятельности?
213. Как Вы думаете, расширит ли Ваши профессиональные возможности прохождение хормейстерской практики на базе различных творческих коллективов?
214. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам в будущей практической деятельности коммуникативные умения и навыки, полученные в процессе экспериментального обучения?
215. Учебно-тематический илаи и краткаи аннотации раздела «Коммуникативные аспекты хормейстерской деятельности» (курс «Методика преподавании хоровых дисциплин»)1. Учебно-тематический планп.п Название темы Кол-во часов
216. Значение коммуникативной культуры в музыкально-исполнительской деятельности 1
217. Коммуникация как важный аспект общения 1
218. Особенности педагогической коммуникации 1
219. Средства вербальной и невербальной коммуникации 15. Функции коммуникации 1
220. Коммуникативная техника дирижера-хормейстера 11. Итого: 61. Аннотация
221. Цель раздела подготовить студентов к хормейстерской работе с творческими коллективами различных составов и возрастных категорий, научить средствам коммуникации с различными категориями исполнителей и слушателей.
222. Содержание раздела реализовывалось с помощью тренинга, диалогов, рефлексивного анализа, ролевого моделирования, дискуссий, разрешения проблемных ситуаций.
223. Учебно-тематический план и краткая аннотация курса «Основы репетиционной и сценической работы с хором»1. Учебно-тематический плани.и Название темы Кол-во часов
224. Принципы организации репетиционной работы в детском, женском и смешанном хорах 2
225. Принципы вокально-хоровой работы на репетиции 4
226. Планирование, разработка и проведение репетиций и концертных выступлений 4
227. Искусство репетиционной работы: • вокально-технический тренаж • работа над новым произведением • слушание и анализ • средства коммуникации • контроль и самоконтроль • о репетиции при неблагоприятных условиях 12
228. Проблемы концертной деятельности 2
229. Некоторые особенности сценического хорового творчества 2
230. Воспитание культуры общения 4
231. Методы ра боты в условиях сценических и аудиторных режимов 21. Итого: 321. Аннотация
232. Образцы тестов для проверки знаний студентов в области педагогической коммуникации в ходе экспериментального исследования1. Тест 1
233. Дайте определение понятию «коммуникация».
234. Как Вы понимаете значение слова «культура»?
235. Укажите основные различия между общением и коммуникацией.
236. Как Вы понимаете определение «общительный человек»?
237. Какой ученый-педагог впервые ввел понятие «коммуникативная культура личности»?1. Тест2
238. Перечислите коммуникативные способности.
239. Что такое вербальная коммуникация?
240. Что включает в себя понятие «педагогическая культура»?
241. Укажите разницу между кинесикой и паралингвистикой.
242. Назовите контакты-коммуникации, обусловливающие ситуацию общения.1. Тест 3
243. Какое различие существует между экстравертностью и интравертностью?
244. Перечислите коммуникативные качества личности.
245. Что включают в себя навыки перцептивного восприятия?
246. Что такое межличностное взаимодействие?
247. Перечислите умения и навыки невербального общения.1. Тест 4
248. В чем состоит специфика хормейстерской работы как вида коммуникативной деятельности?
249. Перечислите невербальные средства общения.
250. Назовите структурные компоненты коммуникативной культуры хормейстера.
251. Какие педагоги-новаторы занимались разработкой проблемы культуры общения?
252. Что такое педагогическая техника общения?1. Тест 5
253. Какие существуют средства развития мотивации общения?
254. Как Вы понимаете словосочетание «конгруэнтная коммуникация»?
255. Дайте определение понятию «суггестия».
256. Какими свойствами должен обладать голос преподавателя?
257. Что такое коммуникабельность?1. Тест 6
258. Перечислите умения и навыки коммуникативного поведения.
259. Назовите функции коммуникации.
260. Что такое ролевое моделирование?
261. Какие ученые-педагоги занимались исследованием проблем коммуникативной сферы личности?
262. Какие Вам известны социальные роли в межгрупповом общении?1. Тест 7
263. Перечислите гностические способности.
264. В чем заключается рефлексивный анализ?
265. Что входит в коммуникативную технику дирижера-хормейстера?
266. Назовите основные компоненты общения дирижера (по Г.Ержемскому).
267. Перечислите этапы организации педагогического взаимодействия. Тест 8
268. Что такое педагогическая диагностика?
269. В чем заключается суть дидактической игры?
270. Назовите отличия дискуссии от беседы.
271. Перечислите виды коммуникабельности.
272. Дайте определение понятию «рефлексия».1. Тест 9
273. Что включает понятие «коммуникативная культура дирижера-хормейстера»?
274. На каком этапе музыкально-исполнительской деятельности осуществляется коммуникативная связь «хормейстер исполнители»?
275. Назовите экспрессивные способности.
276. Какие Вы знаете основные формы коммуникации дирижера в режиме сценического прогона?
277. Кто из ученых-педагогов занимался исследованием проблем педагогической коммуникации?1. Тест 10
278. Какие Вы знаете стили общения?
279. Перечислите умения и навыки вербального общения.
280. Что входит в перцептивно-рефлексивные умения и навыки дирижера-хормейстера?
281. Назовите методы повышения мотивации учащихся.
282. Перечислите основные режимы работы хормейстерской деятельности.
283. Результаты тестирования студентов по проверке знаний в области педагогической коммуникации за весь период эксперимента
284. Группы студентов Констатирующий этап (средний балл) Контрольный этап (средний балл)1.(1999 2001) 3,0 4,51. (2000-2002) 3,2 4,61.I (2001 2003) 3,3 4,81. (2002-2004) 2,9 4,31. V (2003-2005) 3,1 4,41. Средний балл 3,1 4,5
285. Произведения, предложенные для выполнения анализа в ходе- констатирующего эксперимента (детский вокальный ансамбль)
286. Аренский А., сл. В Жуковского. «Птичка летает».
287. Бойко Р., сл. В. Викторова «Речная прохлада».
288. Калинников В. «Тень-тень».
289. Кикта В., сл. В. Татаринова. «Петрушка».
290. Мендельсон Ф., сл. Г.Гейне. «Привет». Перелож. Хониной Р.В.
291. Моцарт В., рус. текст А. Овербека. «Весна». Перелож. П. Богданова.
292. Мусоргский М. «С куклой». Из вокального цикла «Детская».
293. Поплянова Е., сл. В. Татаронова. «Возвращайся, песенка».
294. Рубинштейн А., сл. М. Лермонтова. «Горные вершины». Ю.Струве Г., сл. К. Ибряева. «Школьный корабль».
295. Чичков Ю., сл. В.Суслова. «Разговор со старой фотографией». 12.Шуман Р., сл. Г. Фаллерслебена. Пер. Я. Родионова. «К мотыльку».- обучающего эксперимента (хор мальчиков)
296. Алябьев А., сл. А.Пушкина. «Два ворона».
297. Бетховен Л., рус. Текст Л. Некрасовой. «Счастливый человек».3. Бриттен Б. «Agnus Dei».
298. Корнаков Ю., сл. И. Резниковой. «Необыкновенный футбол».
299. Мендельсон Ф., сл. Г.Гейне. «Привет».
300. Песков Н., сл. Т. Власихиной. «Кадриль».
301. Ройтерштейн М., сл. Н. Слепаковой. «Про ежа».8. Сен-Санс К. «Ave Maria».
302. Серебренников В., сл. И.Бардина. «Танк-герой». Ю.Струве Г., сл. В. Викторова. «Переменка».
303. Тихеева Л., пер. О. Высотской. Обр. укр. нар. песни «Веснянка».
304. Шеленор Ф., сл. В. Паркера. Tell me the stories of Jesus. (женский хор)
305. Анцев M., сл. A. Толстого. «Май».
306. Венцкус В. Обр. лит. нар. песни «Ой ты, мой дубочек». Рус. текст Л.Некрасовой.
307. Григоренко В., сл. В. Татаринова. «Березка русая».
308. Ипполитов-Иванов М., пер. с нем. М. Михайлова. «В разлуке с родиной».
309. Коваль М., сл. Ф. Тютчева. «Лес зеленеет молодой».
310. Ленский А., сл. С. Васильева. «Белая береза».
311. Луконин В. Обр. рус. нар. песни «Сронила колечко».
312. Мартини Д., рус. текст К. Алемасовой. «Осень».
313. Маслов Ф., сл. И. Рыжикова. «Как посею я ленку».
314. Мишунов С., сл. Е Кайданова. «У калитки, у березки».
315. Садовников А. Обр. рус. нар. песни «Во поле во полюшке».
316. Ушкарев А., сл. С. Есенина. «С добрым утром».- контрольного эксперимента (смешанный хор)
317. Верди Дж. «Как прекрасна ты, Родина наша». Хор из оперы «Набукко».
318. Глинка М. «Слава русскому народу» (Полонез).
319. Ильин В. Обр. моравской нар. песни «Может, ты дома был».
320. Калинников В., сл. Е. Баратынского. «Зима».
321. Лаптев В. Обр. рус. нар. песни «Березка».
322. Новиков А. Хоровод «Ивушка». Из муз. комедии «Левша».
323. Прокофьев С. Заключительный хор из оперы «Война и мир».
324. Фалик Ю., сл. Р. Винонена. «Карельская акварель».
325. Флярковский А., сл. Н. Совкова. «Сверстникам моим». Хор их цикла «Ленинградская тетрадь».
326. Хиллигера О. Обр. чешской нар. песни «Муж на базар ходил».
327. Хиндемит П., сл. Р. Рильке, пер. К. Алемасовой. «Лебедь».
328. Шуберт Ф. Месса О-ёиг. БапсШБ.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.