Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Лезина, Людмила Геннадьевна

  • Лезина, Людмила Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 157
Лезина, Людмила Геннадьевна. Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Екатеринбург. 2000. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лезина, Людмила Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки.

1.1. Вокально-моторная информативность дирижерской техники как компонент педагогической коммуникации учителя музыки.

1.2. Содержание и структура вокально-моторной информативности дирижерской техники.

1.3. Педагогические условия развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки.

ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка эффективности воздействия педагогических условий на развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки.

2.1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования.

2.2. Методика экспериментального обучения.

2.3.Ход и результаты экспериментального исследования. 108 Ц> ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки»

На современном этапе развития общества, когда особенно остро стоит проблема формирования духовной культуры подрастающего поколения, важнейшее значение приобретает его воспитание средствами музыкального искусства. Поэтому задача повышения компетентности и профессионализма учителей музыки становится все более актуальной. Полноценная профессиональная деятельность учителя музыки невозможна без достаточной дири-жерско-хоровой подготовки, предполагающей в качестве важнейшего аспекта владение методикой формирования вокальной культуры учащихся (Л.Г.Арчажникова).

На важность воспитания вокальной культуры хора, являющейся мерилом его художественно-исполнительского уровня, указывали выдающиеся педагоги-музыканты и хоровые дирижеры (А.А.Егоров, В.Л.Живов, С.А.Казачков, В.И.Краснощеков, В.И.Минин, К.Б.Птица, К.К.Пигров, В.С.Попов, А.В.Свешников, В.Г.Соколов, Г.В.Струве, П.Г.Чесноков, А.А.Юрлов и др.). Хормейстерская деятельность учителя музыки, связанная с дефицитом времени, отводимого на разучивание хорового произведения, диктует необходимость поиска наиболее оптимальных способов формирования вокальных навыков и умений школьников. Большая роль в этом процессе принадлежит дирижированию, как уникальному по оптимальности одновременному диалогу, которому нет аналогов в других областях человеческой деятельности (О.Я.Поляков).

Различные аспекты проблемы дирижерской подготовки учителя музыки являлись предметом целого ряда научных исследований (Н.В.Венедиктова, Ж.М.Дебелая, Р.Н.Ерман, М.А.Жутанова, А.В.Козырь, Е.А.Красотина, А.Ф.Кречковский, К.П.Матвеева, Т.А.Первушина, Э.А.Скрипкина, Н.В.Соколова, М.П.Сорокина, Э.К.Сэт, В.И.Темкин,

Т.А.Эстрина, Б.Д.Яркин и др.). Однако, исследований, рассматривающих коммуникативные возможности дирижерской техники учителя музыки в настоящее время нет. Как показывают наши наблюдения, выпускники музыкально-педагогических учебных заведений в большинстве своем не осознают роль дирижерской техники как средства педагогической коммуникации и не владеют в должной мере навыками дирижерского управления фонационным процессом. А между тем, именно "в коммуникации кроются многие резервы оптимизации учебно-воспитательной работы" (В .Д. Ширшов) и от уровня владения учителем музыки оптимальными способами передачи информации о функционировании вокальной моторики зависит эффективность формирования вокальных навыков учащихся.

Многие аспекты проблемы педагогической коммуникации получили достаточно широкое и глубокое освещение в трудах Г.С. Васильева, JI.A. Игнатьевой, JI.A. Савенковой, В.Д.-Ширшова и др. Но вопросы специфически музыкальных средств педагогической коммуникации и проблемы их развития в процессе профессиональной подготовки учителя музыки до сих пор не становились предметом специальных исследований.

Возникшее противоречие между значимостью дирижерской техники как оптимального средства педагогической коммуникации, необходимостью его развития в профессиональной подготовке учителя музыки и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса обусловило актуальность проблемы целенаправленного развития невербального (дирижерского) компонента педагогической коммуникации будущих учителей музыки, в частности — вокально-моторной информативности дирижерской техники.

Вышеизложенное позволило нам сформулировать тему исследования: "РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-МОТОРНОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ".

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки.

Объект исследования — профессиональная подготовка учителя музыки.

Предмет исследования — процесс развития вокально-моторной информативности дирижерской техники.

Гипотеза исследования — успешное развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки обеспечивается при реализации комплекса педагогических условий, включающих: изменение мотивации учебной деятельности от социально-аффилиативной к творчески-смысловой; интеграцию элементов вокальной и дирижерской исполнительской техники; смещение смысловых акцентов учебной деятельности с индивидуально-творческих на сотворческие.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2. Дать определение понятия "вокально-моторная информативность дирижерской техники" и рассмотреть ее назначение в хормейстерской деятельности учителя музыки.

3. Выявить педагогические условия развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя-музыканта.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенного комплекса педагогических условий.

Методологической основой исследования явились: психолого

I педагогическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В.

Кузьмина, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов и др.); теория профессиональной подготовки учителей музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Ж.М. Дебелая, щ Е.А. Красотина, К.П.Матвеева, И.Н.Немыкина, Т.А.Первупгана, Э.А. Скрипкина, Н.В. Соколова, Э.К. Сэт, Т.А. Эстрина, Б.ДЛркин и др.); теория дирижерского исполнительства (М.М.Багриновский, Г.Л.Ержемский, С.А.Казачков, М.М.Канерштейн, И.А. Мусин, К.А. Ольхов, К.К. Пигров, К.Б. Птица, В.Г. Ражников и др.).

Исследование проводилось в течение 1986-99 г.г. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе музыкального отделения педагогического колледжа №1 и дирижерско-хорового отделения колледжа ис-^ кусств г.Тюмени; использовался собственный опыт преподавания в Тюменском государственном институте искусств и культуры, Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского, опыт работы с самодеятельными и профессиональными хоровыми коллективами.

В ходе исследования нашли применение следующие методы: теоретические — анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и хороведческой литературы по проблемам работы с хором и хормейстерской подготовки учителей музыки; анализ, обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки учителей му

Ф зыки к хормейстерской деятельности; структурно-функциональный анализ; эмпирические — наблюдение за деятельностью хоровых и оркестровых дирижеров, студентов и преподавателей дирижирования учебных заведений различной музыкально-профессиональной ориентации; анкетирование и беседа по вопросам совершенствования хормейстерской подготовки будущих учителей музыки; наблюдение процесса исполнительской деятельности руководителей хоровых коллективов и студентов; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1986-89 г.г.) изучались теоретические аспекты проблемы в контексте практической работы музыкально-педагогических и ди-рижерско-хоровых отделений средних специальных и высших учебных заведений; происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определение предмета, цели, задач исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью выяснения соответствия подготовки учителей музыки содержанию и характеру их будущей хормейстерской деятельности.

На втором этапе (1990-93 г.г.) уточнялась гипотеза исследования, определялись оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структура и организационные формы, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (1994-99 г.г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыта сущность понятия "вокально-моторная информативность дирижерской техники" как компонента педагогической коммуникации учителя музыки, включающего совокупность приемов дирижерского отображения оптимально скоординированной вокальной моторики.

2. Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: а) изменение мотивации учебной деятельности от социально-аффилиативной к творчески-смысловой; б) интеграция элементов вокальной и дирижерской исполнительской техники; в) смещение смысловых акцентов учебной деятельности с индивидуально-творческих на сотворческие.

Теоретическая значимость исследования заключается в научной интерпретации процесса развития дирижерской техники учителя музыки с позиций теории коммуникации; проведении целостного структурно-функционального анализа понятия "вокально-моторная информативность дирижерской техники". Впервые получила теоретическое обоснование проблема зависимости уровня вокально-исполнительской культуры хора от степени владения дирижером приемами управления фонационным процессом.

Практическая значимость исследования связана с разработкой комплекса педагогических условий развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности, в полном или редуцированном виде может применяться в музыкальных учебных заведениях различного уровня и профиля.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вокально-моторная информативность дирижерской техники является компонентом педагогической коммуникации учителя музыки, включающим совокупность приемов дирижерского отображения оптимально скоординированной вокальной моторики.

2. Педагогические условия развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки отражают взаимосвязь мотивационной, содержательной и деятельно-стной сторон обучения; предполагают изменение мотивации учебной деятельности от социально-аффилиативной к творчески-смысловой; интеграцию элементов вокальной и дирижерской исполнительской техники; смещение смысловых акцентов учебной деятельности с индивидуально-творческих на сотворческие.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в процессе экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, педагогических советов музыкального отделения педагогического колледжа № 1 и колледжа искусств г.Тюмени; б) в выступлениях на научно-практических конференциях: "Активизация познавательной деятельности студентов" (г.Тюмень, 1991г.); "Проблемы инте1ра-ции и межпредметных связей" (г.Тюмень, 1993 г.); "Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе преподавания учебных дисциплин" (г.Тюмень, 1996 г.); "Творческая индивидуальность педагога" (г.Тюмень,1997 г.); "Культура современного урока" (г.Тюмень, 1998 г.); "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (г.Екатеринбург, 1999 г.); "Современные образовательные технологии" (г.Тюмень,2000г.); в) посредством опубликования научно-исследовательских материалов; г) путем внедрения в практику работы музыкального отделения педагогического колледжа № 1 и дирижерско-хорового отделения колледжа искусств г.Тюмени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Лезина, Людмила Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ музыкально-педагогической деятельности показал, что педагогическая коммуникация имеет большое значение для эффективности учебно-воспитательного процесса и является стимулирующей основой развития педагогического мастерства учителя.

Художественно-эстетическая специфика деятельности учителя музыки подразумевает широкое применение специфически музыкальных средств невербальной коммуникации как внеязыковой системы передачи музыкальной информации, апеллирующей к эмоционально-образно-смысловой сфере личности ребенка.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что коммуникация в целом как социально-психологический феномен является предметом многих исследований, но проблемы невербальной коммуникации разрабатываются в отечественной психологии сравнительно недавно. В музыкально-педагогической теории системные исследования невербальной педагогической коммуникации не проводились.

Анализ профессиональной деятельности хормейстеров и педагогов-музыкантов, обладающих высоким профессиональным мастерством, позволил сделать вывод о том, что дирижерская техника, как средство невербальной педагогической коммуникации, благодаря психофизиологическим закономерностям воздействия на реципиентов, может быть использована не только в качестве способа передачи музыкальной информации, но и как оптимальное педагогическое средство развития вокальной культуры школьников, а также как средство, способствующее интенсивности циркуляции музыкально-исполнительской информации в процессе педагогического общения. Актуализация коммуникативно-педагогической функции дирижерской техники предполагает ее вокально-моторную информативность.

Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники на профессиональном уровне может быть обеспечено реализацией комплекса педагогических условий, отражающих взаимосвязь мотивационной, содержательной и деятельностной сторон обучения.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и позволил сформулировать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы развития вокально-моторной информативности дирижерской техники как важного компонента педагогической коммуникации обусловлена ее художественно-педагогической значимостью и спецификой деятельности учителя музыки. Поэтому развитие умений адекватного дирижерского отображения вокально-музыкальных представлений и организации вокальной моторики певцов хора средствами техники дирижирования является важной задачей профессиональной подготовки учителя музыки.

2. Вокально-моторная информативность дирижерской техники как компонент педагогической коммуникации представляет собой совокупность приемов дирижерского отображения оптимально скоординированной вокальной моторики. Содержательный аспект понятия "вокально-моторная информативность дирижерской техники" нашел свое отражение при разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития вокально-моторной информативности дирижерской техники на основе взаимосвязи мотивационной, содержательной и деятельностной сторон обучения.

3. Педагогические условия развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки включают: а) изменение мотивации учебной деятельности от социально-аффилиативной к творчески-смысловой; б) интеграцию элементов вокальной и дирижерской исполнительской техники; в) смещение смысловых акцентов учебной деятельности с индивидуально-творческих на сотворческие.

4. Экспериментальная работа зафиксировала позитивные тенденции развития вокально-моторной информативности дирижерской техники при реализации выявленного комплекса педагогических условий и показала необходимость дальнейшей разработки проблемы как на уровне теории, так и на уровне методики и технологии обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лезина, Людмила Геннадьевна, 2000 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1976.- 175 с.

3. Андреева Л.М., Локтев B.C. О самодеятельном детском хоре//Искусство хорового пения.- М.: Музгиз, 1963.- С. 82-112.

4. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования.- М.: Музыка, 1969. 120 с.

5. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал. Т.16. - 1995. - №5.-С.115-121.

6. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999.- №6.-С. 89-100.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.-221 с.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.- 111 с.

9. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

11. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-96 с.

12. Багриновский М.М. Дирижерская техника рук. М.: Музгиз, 1947.103 с.

13. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию: Исследование. Изд.2, доп.-Л.: Сов. композитор, 1979. - 352 с.

14. Безбородова JI.A. Дирижирование: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

15. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: НИЛ Альтернативная педагогика, 1992. - 93 с.

16. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1985. -16 с.

17. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное образование учителя.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 172 с.

18. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Музгиз, 1947. - 255 с.

19. Бодалев А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. 1994. -№1.- С.12-14.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

21. Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденции развития. Л.: Музыка, 1991.-118с.

22. Бенедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1988. -16 с.

23. Вопросы музыкальной педагогики /Ред.-сост. В.И.Руденко. М.: Музыка, 1980.- 160 с.

24. Вуд Г. О дирижировании. М.: Музгиз, 1958. - 104 с.

25. Выготский Л.С. Психология искусства - Минск: Современное слово, 1998. -480 с.

26. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 259-276.

27. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996. -48 с.

28. Гинзбург JI. Избранное. Дирижеры и оркестры: Вопросы теории и практики дирижирования. М.: Сов. композитор, 1981. - 299 с.

29. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1972. -16 с.

30. Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки: Дисс. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. - 147 с.

31. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: МАПН, Моск. гуманит. актерск. лицей, 1993.- 198 с.

32. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992. 114 с.

33. Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1977. - 16 с.

34. Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 232 с.

35. Дмитревская К.П. Анализ хоровых произведений: Учеб. пособие. М.: Сов. Рос., 1965. - 172 с.

36. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М.; JL: Музгиз, 1957. - 103 с.

37. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики.-Вып.1.-М.: Музгиз, 1962. С.77-130.

38. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М.: Музгиз, 1962.-56 с.

39. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- Изд. 2.- М.: Музыка, 1996. -368 с.

40. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984.- №4.- С. 126-130.

41. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования.-М.: Смысл, 1997. 424 с.

42. Дранков В.Л. Психология художественного творчества: Учеб. пособие/ ЛГИК.-Л., 1991.- 78 с.

43. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. Л.: Музгиз, 1967.238 с.

44. Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.

45. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голо-сообразования: Метод, рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука; Сибир. отд., 1991,- 41 с.

46. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988. - 80 с.

47. Ерман Р.Н. Оптимизация дирижерско-хоровой подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в условиях заочного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1988. - 16 с.

48. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1987.- 95 с.

49. Жутанова М.А. Проблема дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов Киргизской ССР: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.

50. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

51. Знак и общение / Отв.ред. А.А. Брудный.- Фрунзе: Илим, 1974.- 115 с.

52. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. Т. 20. - 1999.- № 2. - С. 54-65.

53. Иванов А.П. Об искусстве пения. М.: Профиздат, 1963. - 104 с.

54. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка,1973. - 78 с.

55. Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991.- № 5. - С. 162-166.

56. Исследование проблем психологии творчества / Ин-т психологии.- М.: Наука, 1983. 336 с.

57. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады.- М.: Педагогика, 1986. 192 с.

58. Кабардов М.К., Голубева Э.А. Новое в проблеме невербальной коммуникации // Психологический журнал. -Т.20.-1999.-№ 4.- С.127-128.

59. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988. 319 с.

60. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967. -109 с.

61. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. -343 с.

62. Канерпггейн М.М. Вопросы дирижирования.-М.: Музыка, 1965.-221 с.

63. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.

64. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации для классного руководителя / УрГПУ. Екатеринбург, 1996. - 40 с.

65. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.З, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

66. Козырь А.В. Формирование стиля педагогического руководства хоровым коллективом: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1987. -17 с.

67. Колесса Н.Ф. Основы техники дирижирования. Юев: Музична Украша, 1981.-208 с.

68. Коловский О.П. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство. -Вып. 1 .-Л.: Музыка, 1967.- С. 29-42.

69. Кочетов А.И. Педагогическое исследование: Учеб. пособие для аспиран1тов, студентов-дипломников и учителей. Рязань: Изд. Pi 1 ЛИ, 1975. -179 с.

70. Краснощекое В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969.- 300 с.

71. Красотина Е.А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры (из опыта подготовки учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете МГЗПИ): Дисс. . канд. пед. наук.- М., 1972.- 242 с.

72. Кречковский А.Ф. Формирование у студентов музыкально-педагогических факультетов умений диагностики хорового пения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982.- 20 с.

73. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: Изд. ЛГУ, 1967. -183 с.

74. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: Изд. ЛГУ, 1985. 32 с.

75. Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход, Ростов: Изд. Ростов, ун-та, 1986.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

77. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие.- Новосибирск: Изд. НГРШ, 1987.- 92 с.

78. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990.- С.367.

79. Локшин Д.Л. Руководство смешанным хором старших школьников (В помощь руководителю хора).- М.: Изд-во АПН РСФСР,1960.-136с.

80. Локшин Д.Л. Хоровое пение // Методика преподавания пения в школе. -М.: Просвещение, 1952.- С. 8-123.

81. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.

82. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. М., Л.: Музыка, 1965. -219 с.

83. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ Знание, 1996. -308 с.

84. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

85. Маслова Л.П. Педагогика искусства: Теория и практика.- Новосибирск: Изд. НИПК и ПРО, 1997.- 133 с.

86. Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. М.: Сов. композитор, 1986.- 208 с.

87. Матвеев Н.В. Хоровое пение: Учебное пособие по "Хороведению". -СПб: Изд-во Братства во имя св. блгв. князя Ал-дра Невского, 1998. -281 с.

88. Матвеева К.П. Дирижерская подготовка к уроку музыки: Учеб. пособие.- Свердловск: СГПИ, 1990.- 65 с.

89. Матвеева К.П. Формирование навыков управления певческой деятельностью школьников как существенный компонент в подготовке учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1981.- 16 с.

90. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993.- 262 с.

91. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976. 253 с.

92. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. -М.: Музыка, 1977. 135 с.

93. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.- 95 с.

94. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Под ред. Э.Б. Абдуллина.- М.: МПГУ, 1999.- 118 с.

95. Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: НИИОП, 1980. - 165 с.

96. Методы педагогических исследований: Лекции для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972.- 159 с.

97. Методы системных педагогических исследований / Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: Изд. ЛГУ, 1980.- 172 с.

98. Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии.- 1995.- № 5.- С.31-60.

99. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. -М.;Л.: Музыка, 1965.- 86 с.

100. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал.- Т. 14.- 1993.-№ 1.- СЛ 8-31.

101. Морозов В.П. Об экспериментально-технических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6.- Л.: Музыка, 1982. - С. 141-180.

102. Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр.-М.: Изд-во "Прометей" МГПИ, 1989. 130 с.

103. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки.-Л.: Музыка,1987.- 217с.

104. Мусин И.А. Техника дирижирования.- Л.: Музыка, 1967.- 352 с.

105. Мюнш Ш. Я — дирижер. Изд. 3. - М.: Музыка, 1982. - 63 с.

106. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 384 с.

107. Назаренко И.К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. Изд. 2, перераб. и доп. - М.: Музгиз, 1963. - 512 с.

108. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Д.: Музыка, 1969. -91 с.

109. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания (Книга для учителя). Изд.2, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987. - 225 с.

110. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография. -Екатеринбург: УрГПУ, 1997. 156 с.

111. Образцовская Ф.Н. Певческий процесс в свете влияния на него некоторых произвольных мускульных движений // Сборник статей по музыкальному образованию. Свердловск: УГК, 1961.- С.143-154.

112. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод, пособие. Изд.З. - Kiee: Музична Украша, 1989. - 152 с.

113. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров.- Л.: Музыка, 1979. 200 с.

114. Ольхов К.А. О дирижерском жесте и его элементах // Хоровое искусство. Вып. 1. - Л.: Музыка, 1967. - С. 42-75.

115. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. Изд. 2.- Л.: Музыка, 1984. - 160 с.

116. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие.- М.: Издательский центр "Академия", 1999. 224 с.

117. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Зя-зюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

118. Павлищева О.П. Методика постановки голоса: Кр. пособие для хормейстеров и преподавателей пения. М.;Л.: Музыка, 1964.- 91 с.

119. Пазовский A.M. Записки дирижера. Изд. 2.- М.: Сов. композитор, 1968. - 558 с.

120. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

121. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1988. -544 с.

122. Первушина Т.А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.,1995.- 16 с.

123. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие.- Изд. 2, доп. и исправл. М.: Гуманитар, издат. центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с.

124. Пигров К.К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. - 220 с.

125. Пиз А. Общие понятия о языке жестов (Невербальная коммуникация) // Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова.- М.: МПА, 1994.-С. 47-54.

126. Пиз А. Язык жестов.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993.-218 с.

127. Пиз А. Язык телодвижений.- Н.-Новгород: Совмести, рос.-австрал. предпр. "Ай Кью", 1992. 262 с. .

128. Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования: Межвуз. сб. науч. тр.- М.: МГЗПИ, 1987. 143 с.

129. Поляков О.И. Язык дирижирования. Клев: Музична Украша,1987.-95с.

130. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

131. Попов B.C. О развитии певческого голоса младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16 / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Музыка, 1985.- С. 31-36.

132. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. А.В. Петровский. Ульяновск: УГТТИ, 1981. -122 с.

133. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Б.ФЛомова и др. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

134. Психология / Под ред. А.А.Смирнова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова.- М.: Просвещение, 1956.- 575 с.

135. Птица К.Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. Изд. 2. - М.: Профиздат, 1964. - С.226-287.

136. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. М.: Музгиз, 1948. - 160 с.

137. Работа в хоре: Методика, опыт / Под ред. Б.Г. Тевлина.- М.: Профиздат, 1977. -128 с.

138. Работа в хоре / Под ред. Д.Л. Локшина. Изд. 2, доп. и испр.- М.: Профиздат, 1964. - 303 с.

139. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.144 с.

140. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1973. - 18 с.

141. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.96 с.

142. Робер М.-А., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации // Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова.- М.: МПА, 1994. -С. 20-25.

143. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. К.В. Осипова. -М.: Норма-Инфра, 1998.- С. 202-203.

144. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2 т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

145. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии В 2 т.- Т.2.- М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

146. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. -М.: АО "Интерэксперт", 1996.- 280 с.

147. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

148. Сеченов И.М. Физиология нервных центров. М.: Изд-во АМН СССР, 1952.-236 с.

149. Сивизьянов А.С. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. Шадринск: Изд-во ПО Исеть, 1997. - 372 с.

150. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. Свердловск: СГПИ, 1991. -129 с.

151. Совершенствование хорового образования в свете реформ высшей школы: Сб. тр. Вып. 107. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. - 152 с.

152. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова.-Изд.2, испр. и доп. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

153. Соколов В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. Изд.2, перераб. и доп. -М.: Музыка, 1983.- 192 с.

154. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1981.- 16 с.

155. Сорокина М.П. Проблема преемственности в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1985. - 16 с.

156. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.Ш.Зотова, Н.А.Нартов и др.; Под общей ред. В.Н.Лавриненко. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1995.- 160 с.

157. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. -479 с.

158. Струве Г.В. Школьный хор: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981.-191 с.

159. Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в хоре: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. - 126 с.

160. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета педагогического института: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с.

161. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. Изд. 2, доп. и перераб. - М.: Изд. МГУ, 1975. - 343 с.

162. Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1980.-149 с.

163. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: На-уч.-метод. сб. Вып. 2. - Воронеж: ВГПУ МПФ, 1998. - 118 с.

164. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Л.;М., 1947.-334 с.

165. Темкин В.И. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений (в процессе обучения дирижированию): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.,1986. - 16 с.

166. Турзин П.С., Пономаренко В.А., Рысакова-Ромашкан С.Л. Уровни понимания информации и структура коммуникативного акта // Психологический журнал. Т.13.- 1992. - № 1. - С.30-39.

167. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

168. Фейнберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: За порогом рациональности // Психологический журнал. Т.Ю.- 1989.- № 6. - С. 58-66.

169. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд.4.- М.: Политиздат, 1981.

170. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле: Статьи. М.: Сов. композитор, 1984. - 240 с.

171. Чеснов Я.В. Кинесика и жесты // Лекции по истории этнологии: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1998. - С. 233-249.

172. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. -М.: Музгиз, 1952. 224 с.

173. Читать человека как книгу: Мимика. Жест. Поза. Почерк / Сост. Е.К. Знак. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 342 с.

174. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: ТОО "Версия", 1998. - 256 с.

175. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург: УрГПУ, 1994. - 128 с.

176. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.

177. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

178. Эстрина Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1981.-16 с.

179. Юдин С.П. Формирование голоса певца: Учеб. пособие. М.: Музгиз, 1962. - 167 с.

180. Юрлов А.А. О значении вокализации в хоровом пении // А.А. Юрлов: Статьи и воспоминания. Материалы / Сост. И.Б. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983. - С. 135-148.

181. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора // А.А. Юрлов: Статьи и воспоминания. Материалы / Сост. И.Б. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983. -С. 148-162.

182. Юссон Р. Певческий голос: Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. - 262 с.

183. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972. - 71 с.

184. Яркин Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета педагогического института в ходе хорового практикума: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1990. -16 с.ш & ш

185. ФОРМА ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ ДИРИЖЕРСКО ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

186. СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ БЕСЕДЫ.

187. Выявление распространенности вокально-моторной информативности дирижерской техники в хормейстерско-педагогической практике.

188. Можете ли Вы предсказать реакцию исполнителей на Ваши жесты?

189. Ф — Продумываете ли Вы в процессе подбора способов вокальнохорового воплощения Вашей интерпретационной модели произведения приемы отражения вокальной моторики в дирижерских движениях?

190. Варьируете ли Вы дирижерскую модель произведения в зависимости от вокально-технических задач, стоящих в данный момент перед исполнителями?

191. Применяете ли Вы дирижерскую жестикуляцию при распевании хора?

192. Используете ли Вы дирижерские приемы при решении поставленных Вами вокально-технических задач перед хором в процессе разучивания произведения?

193. Применяете ли Вы отображающие вокальную технику жесты в концертном исполнении произведения?

194. Обладаете ли Вы системой дирижерских средств организации вокальной моторики исполнителей?

195. Выявление отношения хормейстеров к вокально-моторной информативности дирижерской техники.

196. Щ — Как по Вашему мнению должны соотноситься вокальнотехнические и художественно-образные приемы дирижирования?

197. Считаете ли Вы, что полноценность художественной интерпретации хорового произведения напрямую зависит от оптимальности решения вокально-технических задач исполнения?

198. Считаете ли Вы равноценным по воздействию на исполнителей (в условиях работы с Вашим хоровым коллективом) дирижерский показ и вербальные приемы характеристик звучания (вокальную иллюстрацию, речевое описание)? Почему?

199. Считаете ли Вы, что дирижирование помогает в вокальной работе с хором и что вокально-технические проблемы можно решить с помощью дирижерской техники?

200. Выявление путей развития вокально-моторной информативности дирижерской техники в хормейстерско-педагогической практике.

201. Можете ли Вы описать какую-либо вокально-техническую задачу и ее дирижерское отображение?

202. Много ли в арсенале Вашей дирижерской техники подобных параллелей?

203. Каким образом происходило накопление описываемых Вами дирижерских приемов в Вашей хормейстерской деятельности?

204. Считаете ли Вы, что в практической хормейстерской деятельности необходимо совершенствовать технику дирижирования также, как это было в годы учебы?

205. Привлекает ли Вас дирижерская методическая литература или Вы предпочитаете совершенствоваться, накапливая опыт в собственной деятельности?

206. С какими методическими, монографическими, публицистическими трудами по дирижированию Вы знакомы? Кого из авторов Вы предпочитаете?

207. Как Вы считаете, есть ли необходимость в систематизации и включении в преподавание курса дирижирования основных дирижерских приемов, отражающих вокальную моторику исполнителей

208. ТЕКСТ АНКЕТЫ для определения отношения исполнителей к вокально-моторной информативности дирижерской техники хормейстера.1. Уважаемый коллега!

209. Тщательно ли следуете Вы рекомендациям хормейстера при постановке им вокально-технических задач на репетициях? Почему?

210. Помогают ли Вам дирижерские движения при выполнении вокально-технических задач исполнения?

211. Испытываете ли Вы ощущения мышечного удобства или неудобстваголосового аппарата при исполнении под руководством того или иного дирижера? Анализируете ли их?

212. Ощущаете ли Вы усталость голосового аппарата после репетиций, концертов? С чем, по Вашему мнению, это связано?

213. Связываете ли Вы свои вокально-мышечные ощущения с характером дирижерских движений хормейстера?

214. Считаете ли Вы, что дирижерские движения могут быть удобными или неудобными относительно воздействия на работу Вашего голосового аппарата?

215. Опишите по возможности с этой точки зрения дирижерскую технику одного-двух хормейстеров, под управлением которых Вам приходилось петь.

216. Если Вы наряду с певческой деятельностью занимаетесь и хормейстерской, попытайтесь охарактеризовать свою технику дирижирования с этой точки зрения.1. Благодарим за ответы.

217. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЬ1 "ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ".

218. Хоровое дирижирование является одним из профилирующих предметов в программе подготовки по специальности — "Музыкальное воспитание" и по специальности — "Хоровое дирижирование".

219. Дирижирование является интегрирующим предметом, поскольку синтезирует теоретические знания и практические умения, полученные при изучении всего круга предметов специального и музыкально-теоретического циклов.

220. ДИНАМИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОКАЛЬНО МОТОРНОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.