Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММ УНИКА ТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРИЖЕРА ХОРМЕЙСТЕРА.13
1.1.0бщенаучная трактовка понятия «коммуникативная компетентность».13
1.2. Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера в контексте музыкальной коммуникации.35
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.60
2.1. Характеристика структуры коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.60
2.2. Педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.83
ГЛАВА 3 . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРИЖЕРА
ХОРМЕЙСТЕРА В ВУЗЕ.114
3.1 .Задачи и содержание констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы.114
3.2. Задачи и содержание формирующего этапа опытноэкспериментальной работы.134
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки2005 год, кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов2003 год, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив2001 год, кандидат педагогических наук Яркина, Любовь Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в процессе обучения в вузе»
Современная система общего и профессионального музыкального образования определяет музыкальное искусство как полифункциональное явление, которое обладает огромным потенциалом в духовном становлении и развитии личности.
Благодаря своей художественно-коммуникативной природе, музыка не только включается в процесс человеческого общения, но и является незаменимым средством, с помощью которого организуются межличностные контакты участников художественной коммуникации.
Профессиональная деятельность дирижера-хормейстера выступает особым видом художественной коммуникации, предполагающей творческое общение с музыкой и с участниками хорового коллектива. Анализ работ ведущих педагогов-дирижеров (Г. JI. Ержемский, С. А. Казачков, Н. А. Малько, И. А. Мусин, К. А, Ольхов, К. К. Пигров и др.) показывает, что успех данного вида музыкально-исполнительской деятельности во многом зависит от наличия у дирижера навыков управления и его коммуникативной оснащенности. Специфическое содержание работы дирижера-хормейстера заключается в широком применении различных коммуникативных связей: дирижер — хоровое произведение; дирижер -коллектив; дирижер - певец; дирижер - слушатель.
Осуществление этих связей требует от него не только дирижерско-исполнительской техники как таковой, но и особых коммуникативных умений и навыков общения, «публичного поведения», таких, например, как: умение органично и последовательно воздействовать на «другого»; умение осознанно и целенаправленно выбирать по отношению к хору и отдельным певцам наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию и исполнению музыки, создавал атмосферу ярко эмоционального, творческого поиска и т.д.
В связи с этим на первый план профессиональной подготовки дирижера-хормейстера в вузе выдвигается задача по формированию его коммуникативной компетентности как важной составной части целостной профессиональной компетентности.
К сожалению, как показывают специально проведенные нами наблюдения, именно в обозначенном аспекте профессиональной подготовки будущие дирижеры-хормейстеры нередко испытывают затруднения, основными причинами которых, как мы установили, являются: недостаточно полное и глубокое понимание будущими специалистами сущности и значимости художественно-коммуникативного аспекта профессиональной деятельности;
- отсутствие у многих из них специальных знаний об особенностях художественно-исполнительского общения с хором;
- слабое владение коммуникативными умениями и способами, позволяющими оптимально выстраивать и реализовывать взаимоотношения с хоровым коллективом и с произведениями музыкального искусства.
За последнее время появились работы, в которых так или иначе освещаются различные аспекты подготовки дирижера-хормейстера к профессиональной, в том числе — художественно-коммуникативной деятельности (В. JI Живов, JL Г. Лезина, Т. В. Петрова, М. И. Тукмачева, А. П. Хмелева и др.), однако целостного, научно обоснованного решения проблема формирования коммуникативной компетентности специалиста данной квалификации еще не имеет.
Это обстоятельство позволяет говорить о наличии противоречия между признанием особой роли коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижера-хормейстера и отсутствием необходимых для этого научно обоснованных педагогических условий и средств ее формирования. Данное противоречие обусловливает выбор темы настоящего исследования и его актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. В осмыслении теоретических аспектов обозначенной проблемы важное значение для нас имели работы по философии, культурологи, социологии, психологии и педагогике, в которых изучаются важнейшие для нашего исследования категории - «общение», «коммуникация», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, JI. П. Буева, М. С. Каган, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. Ясперс и др.).
Современные представления о профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием основаны на идеях научной школы (ее организатором и лидером является В. А. Сластенин), объединяющей многих ученых и практиков (Г. И. Аксенова, Т. Д. Андронова, В. В. Бугкевич, В. В. Грачев, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Л. С. Подымова, Е. Н. Шиянов и др.) В данной научной школе разработан научный фонд, позволяющий решать не только теоретические и прикладные проблемы подготовки специалиста, но и конструктивно разрешать противоречия, возникающие в системе непрерывного образования на основе следующих продуктивных идей:
- определение профессиональной компетентности через единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности позволяет характеризовать профессионализм специалиста;
- оценка профессиональной компетентности через меру результативной деятельности при решении профессиональных задач закладывает путь для характеристики многоуровневых признаков этого явления;
- ориентация на формирование профессиональных умений путем решения в образовательном процессе многообразных задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность.
Основой данного исследования явилась общепедагогическая концепция понимания общения как особого вида деятельности (Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.), оказывающего духовно-преобразовательное воздействие на личность субъектов учебно-воспитательного процесса.
Особый интерес для нас представляли работы в области философии и теории музыки о взаимосвязи содержательной и коммуникативной функций музыкального искусства, о закономерностях и средствах его художественного воздействия (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор, В. Н. Холопова и др.); работы по психологии музыкально-исполнительского (прежде всего дирижерского) творчества, где освещены особенности общения музыканта-исполнителя со слушателями и друг с другом, в частности, специфика взаимодействия дирижера-хормейстера с хоровым коллективом на основе сотрудничества в процессе анализа, разучивания и исполнения произведений ( М.М.Арановский, JL JI. Бочкарев, Г. А. Дмитревский, Г. JI. Ержемский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, М. И. Тукмачева, Г. М. Цыпин и др.).
Вопросы совершенствования художественно-коммуникативных качеств личности и профессиональной деятельности дирижера рассматриваются в работах, посвященных дирижерскому искусству как профессии (Л. М. Гинзбург, А. А. Егоров, В. Н. Минин, Б. Э. Хайкин и др.).
Цель исследования заключается в разработке научно-теоретических и методических основ формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его профессионального обучения в вузе.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в системе высшего профессионального образования, а его предметом — совокупность художественно-педагогических принципов и методов его организации, обеспечивающих эффективное формирование у будущего дирижера-хормейстера профессионально ориентированной коммуникативной компетентности.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность и структуру коммуникативной компетентности в соответствии со спецификой профессиональной деятельности дирижера-хормейстера.
2. Определить показатели и критерии сформированности коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.
3. Разработать научно-теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера в период его вузовского профессионального обучения.
4. Выработать рекомендации по формированию у будущего дирижера-хормейстера коммуникативной компетентности как важного качества его личности и профессиональной деятельности.
5. Внедрить в систему высшего профессионального образования разработанные в диссертации художественно-педагогические принципы и методы формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что успешность и эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в вузе обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:
- опорой всех содержательных и процессуальных сторон данного процесса на коммуникативную природу музыки и музыкально-исполнительскую деятельность;
- посредством включения в содержание подготовки будущего дирижера-хормейстера знаний и представлений о сущности профессионально- ориентированной коммуникативной компетентности;
-путем использования специальных художественно-педагогических принципов и методов, способствующих выработке у будущих специалистов оптимальных способов взаимодействия с хоровым коллективом и произведениями музыкального искусства.
Методологической основой исследования являются: системно-целостный подход к пониманию общения как вида человеческой жизнедеятельности (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, С. JI.
Рубинштейн и др.); исследования в области искусствоведения, теории музыки и музыкальной психологии о взаимодействии человека с искусством, музыкой (Б. В. Асафьев, JI. JI. Бочкарев, JI. С. Выготский, Е. В. Назайкинский, С. X. Раппопорт, Б. М. Теплов и др.).
Теоретической основой исследования явились: философские (М. С. Каган, Н. И. Киященко и др.), психологические (А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев и др.) и педагогические (В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) трактовки понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность»; концептуальные идеи ir положения музыкознания о коммуникативной природе музыки и музыкально-исполнительской деятельности (В.В.Медушевский, Г. С. Тарасов и др.) теоретические и методические работы в области педагогики и психологии музыкального (в том числе профессионального) образования (Л. В. Горюнова, Л. Л. Надирова, В. Г. Ражников и др.), раскрывающие сущность, роль и специфику общения в музыкально-образовательном процессе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы по философии, психологии, теории музыки, музыкальной психологии, теории и практике музыкального исполнительства, педагогике общего и музыкального образования); эмпирические (анализ учебных планов и программ по дисциплине «Хоровое дирижирование», педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент).
Исследование проводилось с 2002 по 2009 гг. и включало в себя следующие этапы:
Первый этап (2002-2003 гг.) был связан с изучением состояния избранной проблемы в теории и практике высшего профессионального образования дирижера-хормейстера, с определением темы, цели и задач исследования, его объекта и предмета, с выдвижением рабочей гипотезы, подлежащей научному и экспериментальному обоснованию.
Второй этап (2003-2006 гг.) предусматривал разработку и опьггно-экспериментальную проверку разработанных в диссертации концептуальных положений и методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в процессе его профессиональной подготовки в вузе.
Третий этап (2006-2009 гг.) включал в себя выявление, анализ и оформление полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования результатов, их внедрению в практику профессионального образования.
Научная новизна исследования находит свое отражение: в научном обосновании коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера как важного интегративного качества его личности и профессиональной деятельности; в определении структурных компонентов данного феномена; в разработке критериев выявления уровней проявления коммуникативной компетентности будущими специалистами; в научном и опытно-экспериментальном обосновании теоретико-методических основ эффективной организации процесса формирования исследуемого феномена у будущих дирижеров-хормейстеров.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания о сущности и роли коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера дополняют и расширяют научный базис педагогики профессионального образования, создают основу для проведения в данной области исследований по проблемам совершенствования профессионального мастерства будущего специалиста в период его обучения в вузе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе его проведения результаты позволяют усилить профессиональную направленность подготовки будущего музыканта-исполнителя в классе хорового дирижирования, актуализировать и обогатить художественно-коммуникативный опыт специалиста, позволяющий ему выстраивать взаимодействие с хоровым коллективом и самой музыкой в соответствии со спецификой данного искусства и музыкально-исполнительской деятельностью.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: соответствующей его цели и задачам методологической и теоретической базой, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области философии, социологии, искусствоведения, теории музыки, музыкальной психологии, педагогики общего и музыкального образования; применением исследовательских методов и процедур, адекватных предмету, цели и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Коммуникативная компетентность является важным интегративным качеством личности и профессиональной деятельности дирижера-хормейстера, обусловливающим продуктивность решения им профессионально-значимых задач в процессе общения с музыкой и с хоровым коллективом. В содержательном плане этот феномен представляет собой сложный сплав общих и специальных качеств личности, знаний и умений специалиста, на основе которых его взаимодействие с хоровым коллективом и музыкой обретает духовно-ценностный, творческий характер.
2. Структуру профессионально ориентированной коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
-мотивационно-регулятпвный, содержание которого складывается из мотивационных установок дирижера-хормейстера, свидетельствующих о его стремлении достичь в общении с музыкой и с участниками хорового коллектива духовно-ценностных, творческих отношений;
-содержательный, включающий в себя знания о сущности и специфике организации художественно-исполнительского общения, о способах решения возникающих в ходе его осуществления профессиональных задач;
- операциональный, заключающий в своем содержании художественно-исполнительские способы и приемы коммуникативного взаимодействия с музыкой и с участниками хорового коллектива.
3. Эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера обусловливается созданием соответствующих педагогических условий, в число которых входит:
- опора данного процесса на коммуникативную природу музыки и музыкально-исполнительской деятельности;
- осознание сущности и функций коммуникативной компетентности как важного профессионального качества личности и деятельности дирижера-хормейстера;
-использование в организации исследуемого процесса совокупности художественно-педагогических принципов (принцип учета специфики профессиональной деятельности дирижера-хормейстера; принцип контекстуальности в организации музыкально-исполнительского общения; принцип индивидуально-творческой направленности) и методов (метод анализа и интерпретации художественно-коммуникативных приемов в музыкальном произведении; метод создания ситуаций эстетического переживания; метод художественно-коммуникативного диалога).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научного поиска по следующим направлениям: в ходе проведения автором диссертации занятий со студентами по дисциплине «Хоровое дирижирование» и в ходе проведения спецкурса «Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера» на базе консерватории КГУКИ, в содержание и организацию которых вносились изменения, обусловленные выдвинутыми в диссертации целью и задачами; при обсуждении результатов диссертационного исследования на совместном заседании кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования и кафедры педагогики и психологии КГУКИ; через выступления с докладами на различных по уровню научно-практических конференциях, в том числе: Южно - российской научно-практической конференции «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Анапа, 2005 г.) и др; путем публикации материалов по теме диссертации.
Структура диссертации, общим объемом 189 страниц, включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Наталия Борисовна
Формирование информационно-коммуникативных качеств будущего учителя музыки средствами игрового моделирования в процессе хормейстерской подготовки2007 год, кандидат педагогических наук Хмелева, Анна Павловна
Музыкальное мышление и его специфика в дирижерско-хоровой деятельности: На материале вузов. педагогики1995 год, кандидат педагогических наук Олефир, Светлана Ивановна
Невербальное общение учителя музыки в процессе хоровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Матросова, Наталья Сергеевна
Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива2013 год, кандидат педагогических наук Юрченко, Наталья Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Попков, Александр Дмитриевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными в диссертации целью и ведущими задачами было установлено, что главной задачей профессионального обучения дирижера-хормейстера в вузе является формирование его творческого потенциала, высоких духовно-нравственных и эстетических личностных качеств. Дирижером может стать только человек высокоразвитый духовно, интеллектуально и эмоционально, имеющий широкий музыкальный и художественный кругозор, стремящийся к накоплению опыта самостоятельной творческой деятельности.
Широта и многофункциональность дирижерско-хормейстерской деятельности указывают на необходимость формирования у будущих специалистов профессиональной компетентности. Являясь достаточно сложным по содержанию феноменом, профессиональная компетентность дирижера-хормейстера связана с различными сферами его профессионально-творческой практики, где особое место принадлежит профессионально-коммуникативной деятельности.
Проведенное исследование позволяет заключить, что коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера по сущности предстает как сложный, интегративный сплав знаний, умений и качеств личности специалиста, позволяющих ему решать различные профессиональные задачи на высоком, творческом уровне. В содержательную структуру данного феномена, как было нами установлено, входят следующие взаимосвязанные между собой компоненты -мотивационно-регулятивный, содержательный и операциональный.
Первый из них —мотивационно-регулятивный отражает мотивационно-потребностные установки дирижера-хормейстера, связан с экспрессивными сторонами его личности. В содержательный компонент коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера входят знания о сущности и специфике процесса художественно-исполнительского общения, о способах эффективной организации данного процесса и решения возникающих в нем профессиональных задач. Основу операционального компонента составляют специальные умения и способности, наиболее важными из которых являются: умение воплощать замысел произведения; умение отбирать и использовать вербальные и невербальные способы художественно-творческого взаимодействия с участниками хорового коллектива; умение критически оценивать результаты совместной работы, особенности художественно-исполнительского общения.
В диссертации выявлено, что успешность и эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера в вузе обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:
- опорой всех содержательных и процессуальных сторон данного процесса на коммуникативную природу музыки и музыкально-исполнительской деятельности;
- посредством включения в содержание подготовки будущего дирижера-хормейстера знаний и представлений о сущности профессионально ориентированной коммуникативной компетентности;
- путем использования в организации исследуемого процесса совокупности художественно-педагогических принципов (учета специфики музыки и музыкально-исполнительской деятельности; единства «внешнего» и «внутреннего» в художественно-исполнительском общении; индивидуально-творческой направленности) и методов (анализа художественно-коммуникативных приемов в музыкальном произведении; моделирования художественно-коммуникативных ситуаций; художественно-коммуникативного диалога).
Полученные нами представления о сущности, структуре и функциональном значении профессионально ориентированной коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера, а также о художественно-педагогических принципах и методах организации процесса ее формирования явились основой проведения опытно-экспериментальной работы по реализации поставленных в исследовании цели и задач.
На констатирующем этапе ее проведения нам удалось установить, что именно в коммуникативном аспекте профессиональной деятельности будущие дирижеры-хормейстеры нередко испытывают затруднения, причинами которых являются:
- недостаточно полное и глубокое понимание будущими специалистами сущности и роли данного аспекта профессиональной деятельности;
- отсутствие у многих из них специальных знаний об особенностях художественно-исполнительского общения с хором и с музыкой; слабое владение коммуникативными умениями и способами, позволяющими оптимально выстраивать и реализовывать взаимоотношения с хоровым коллективом и с произведениями музыкального искусства.
Преодолению обозначенных противоречий способствовал разработанный нами спецкурс «Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера», внедрение которого осуществлялось на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования в условиях проведения занятий со студентами различных курсов в классе хорового дирижирования консерватории КГУКИ. В ходе реализации спецкурса, направленного на формирование коммуникативной компетентности будущего дирижера-хормейстера, решались и другие задачи, в том числе: активизировалось стремление студентов к последовательному и систематическому расширению своего профессионального и жизненного опыта за счет «приращивания» новых знаний, умений и навыков по специальности; обогащалось личностно-ценностное отношения к профессии в целом и к отдельным сторонам дирижерско-хормейстерской деятельности; вырабатывалась готовность к эффективному решению различных по направленности и сложности профессиональных задач.
Особенностью спецкурса является то, что лекционные и семинарские формы его организации дополняются специальными практическими занятиями, непосредственно связанными с формированием у будущего дирижера-хормейстера коммуникативной компетентности. Реализация спецкурса предусматривала возможность использования в работе со студентами разных поисково-творческих видов деятельности, например, написание реферата по вопросам художественно-коммуникативной деятельности дирижера-хормейстера, составление самоотчетов о работе над хоровым произведением в классе или с хором и т.д. В ходе освоения спецкурса происходила интеграция музыкально-теоретической, исполнительской, культурологической, психологической и другие стороны профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.
В опытно-экспериментальной работе со студентами было подтверждено то, что профессионально ориентированная коммуникативная деятельность дирижера-хормейстера подчиняется законам художественной логики и имеет, как следствие, эстетическую природу. В эстетической по содержанию и форме коммуникативной деятельности дирижера-хормейстера должен непременно найти место эффект целесообразного «эмоционального взрыва», который достигается путем «эмоциональной настройки» исполнителей. Подчеркивалось, что сильное эмоциональное переживание, отличающееся, как правило, субъективно-личностным отношением к предмету возбуждения эмоции как к ценности, облегчает процесс проникновения в художественный текст.
В диссертации получены важные теоретические результаты, в том числе дополнены знания о сущности и роли коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера, что создает основу для проведения в данной области исследований по проблемам совершенствования профессионального мастерства будущего специалиста в период его обучения в вузе. В практическом отношении полученные результаты позволяют усилить профессиональную направленность подготовки будущего музыканта-исполнителя в классе хорового дирижирования, актуализировать и обогатить художественно-коммуникативный опыт специалиста, позволяющий ему выстраивать взаимодействие с хоровым коллективом самой музыкой в соответствии со спецификой данного искусства музыкально-исполнительской деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попков, Александр Дмитриевич, 2009 год
1. Абдуллазаде, Г. А. Философская сущность музыкального искусства Текст. / Г. А. Абдуладзе. Баку, 1985. - 282 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования Текст. : учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М., 2004. - 336 с.
3. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения Текст. / Л. М. Аболин // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. С. 141 -149.
4. Абрамов, А. И. О специфике музыкального содержания Текст. / А. И. Абрамов // Эстетические очерки / сост. В. К. Скатерщиков. — М., 1973. -Вып. 3. С. 123-141.
5. Абульханова-Славская, К. С. Личностные механизмы регуляции деятельности Текст. / К. С. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. М., 1982. - С. 31 - 85.
6. Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В. А. Адольф // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 72 -75.
7. Алексеев, А. Н. О воспитании музыканта-исполнителя Текст. /
8. A. Н. Алексеев // Сов. музыка. 1980. - № 2. - С. 72 - 77.
9. Аллахвердов, В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. — СПб., 2001. — 200 с.
10. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К.
11. B. Сельченок. Минск, 1999. - С. 452 - 464.
12. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1980. - Т. 1 - 288 с.
13. Андреев, А. И. Знания или компетенция? Текст. / А. И. Андреев // Высшее образование в России, т- 2005. № 2. - С. 29 - 32.
14. Андреева, Г. М. Общение и межличностные отношения Текст. / Г. М. Андреева // Психология влияния / сост. А. В. Морозов. СПб., 2001. -С. 31 —42. - (Сер. «Хрестоматия по психологии»).
15. Андрианов, М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики Текст. / М. С. Андрианов // Психологический журнал.- 1995. -№ 2. С. 115 - 120.
16. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М., 1975. - 358 с.
17. Ансерме, Э. Беседы о музыке Текст. / Эрнст Ансерме. — JL, 1985.- 104 с.
18. Анцыферова, JI. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности Текст. / JI. И. Анцыферова // Вопросы психологии. — 1978.-№ 1.-С. 37-49.
19. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. : Кн. первая и вторая / Б. В. Асафьев. -2-е изд. — Л., 1971. —312 с.
20. Асмолов, Н. А. Психология личности Текст. / Н. А. Асмолов. — М., 1990. 321 с.
21. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л. А. Баренбойм. — М., 1974. -136 с.
22. Барсова, И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира Текст. / И. А. Барсова // Художественное творчество : Вопросы комплексного изучения / отв. ред. Б. С. Мейлах. — Л., 1986. С. 94-116.
23. Басин, Е. Я. Коммуникативное молчание Текст. : (К. С. Станиславский о сценическом общении) / Е. Я. Басин // Искусство в контексте информационной кулыуры. — М., 1997. — С. 163 — 170.
24. Бассин, Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла Текст. / Ф. В. Бассин // Вопросы психологии. 1973 - № 6. - С. 13-23.
25. Батищев, Г. С. Особенности культуры глубинного общения Текст. / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 109 -129.
26. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1979. 423 с.
27. Бердяев, Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1991. - 318 с.
28. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека Текст. / Н. А. Бердяев. Харьков - М., 2002. - 688 с.
29. Берлянчик, М. М. О роли интонационного анализа в интерпретаторском творчестве музыканта-исполнителя Текст. / М. М. Берлянчик // Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика. Новосибирск, 1989. - Вып.11. — С. 26 — 29.
30. Бернштейн, Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов Текст. / Н. А. Бернштейн // Вопросы психологии. — 1957. -№6.~ С. 70-90.
31. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. JL, 1983. — 175 с.
32. Библер, В. С. Мышление как творчество Текст.: Введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. М., 1975. - 339 с.
33. Благой, Д. Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей Текст. / Д. Д. Благой // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1979. - Вып. 2. - С. 54 - 68.
34. Блауберг, И. В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. -1987. -№ 8. С. 39 - 52.
35. Блинова, М. Н. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности Текст. / М. Н. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1967. - Вып. 5. - С. 170 - 190.
36. Блинова, М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности Текст. / М. П. Блинова. Л., 1974. - С. 74 -120.
37. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество Текст. : (диалектика и взаимообусловленность) / В. Б. Блок // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск, 1999. - С. 465 -503.
38. Богданова, Е. Л. Педагогические функции диалога Текст. : дис. . канд. пед. наук / Богданова Е. Л. — Томск, 1997. — 223 с.
39. Бодалев, А. А. Психология межличностного общения Текст. / А. А. Бодалев. Рязань, 1994. — 90 с.
40. Большой энциклопедический словарь Текст. М., 1991. - Т. 12.
41. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. — 2004. — № 10. С. 23 - 31.
42. Бонецкая, Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория Текст. / Н. К. Бонецкая // Контекст —1995 : лит.-теор. исслед. / отв. ред. Н. К. Гей. М., 1986. - С. 241 ~ 267.
43. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание Текст. : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / М. Ш. Бонфельд. М., 2001. — 224 с.
44. Бочкарев, Л. Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя Текст. / Л. Л. Бочкарев // Вопросы психологии. 1975. - № 1. - С. 68 - 79.
45. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. М., 2006. - 352 с.
46. Булыго, К. М. Проблемные ситуации в учебной деятельности музыканта Текст. : дис. . канд. пед. наук / Булыго К. М. — М., 1983. 176 с.
47. Воробьева, Т. В. Художественное восприятие как форма общения Текст. : дис. канд. филос. наук / Воробьева Т. В. — Л., 1983. -163 с.
48. Вуд, Г. О дирижировании Текст. / Г. Вуд. М., 1958. - С. 11
49. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. СПб., 2000. - 416 с.
50. Гарбузов, Н. А. Зонная природа темпа и ритма Текст. / Н. А. Гарбузов. М., 1950. - С. 7 - 29.
51. Гордеева, Н. А. Экспериментальная психология исполнительского действия Текст. / Н. А. Гордеева. М., 1995. - С. 34 - 52.
52. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология Текст. / А. Л. Готсдинер. М., 1993. - 192 с.
53. Готсдинер, А. Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям Текст. : (к вопросу об эстрадном волнении) / А. Л. Готсдинер // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3 : сб. ст.-М., 1991.-С. 182-192.
54. Гримак, Л. П. Общение с собой Текст. / Л. П. Гримак. — М.,1991. 320 с.
55. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека Текст. : Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М., 2000. — 391 с.
56. Диалог и коммуникация философские проблемы Текст. : (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1989. — № 7. - С. 3 — 27.
57. Дирижерское исполнительство Текст. : Практика. История. Эстетика / ред.-сост. Лео Гинзбург. — М., 1975. — 631 с.
58. Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором Текст} / Г. А. Дмитриевский. М., 1957. - С. 9 - 74.
59. Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы Текст. / Л. Я. Дорфман. М., 1993. - 456 с.
60. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве Текст. : теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. — М., 1997. 424 с.
61. Дубровский, Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность Текст. / Д. И. Дубровский. М., 2002. - 368 с.
62. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором Текст. / А. А. Егоров. Л.-М., 1951. - С. 5 - 67.
63. Ержемский, Г. JI. Закономерности и парадоксы дирижирования Текст. / Г. JI. Ержемский // Психология. Теория. Практика. СПб., 1993. — С. 8-59.
64. Ержемский, Г. JI. Психологические механизмы исполнительских действий дирижера Текст. / Г. JI. Ержемский // Психологический журнал. — 1983.-№ 2.- С. 18-20.
65. Живов, JI. В. Выразительность речи как прообраз музыкально-исполнительской выразительности Текст. / JI. В. Живов // Риторика в современном обществе и образовании : сб. материалов Щ-V Междунар. конф. по риторике. — М., 2003. С. 113 — 121.
66. Запорожец, А. В. Психология действия Текст. / А. В. Запорожец. -М., 2000.-С. 5-47.
67. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений Текст. / А. В. Запорожец. М., 1960 - С. 7 - 62.
68. Захаров, Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты Текст. : дис. . канд. искусств / Захаров Ю. К. — М., 1999.-374 с.
69. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. П. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. - № 4. — С. 23 - 24.
70. Землянова, JI. М. О парадоксах коммуникативного разнообразия Текст. / JI. М. Землянова // Вестн. моек, ун-та. Сер. 10. 1998. - № 4. - С. 9 -13.
71. Земцовский, И, И. Апология текста Текст. / И. И. Земцовский // Музыкальная академия. — 2002. — № 4. — С. 100 — 110.
72. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. - С. 37 - 39.
73. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики Текст. / В. П. Зинченко // Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.Н. Давыдова : учеб. пособие. -М., 2002.-431 с.
74. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — М., 1993.-С. 267.
75. Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта Текст. / С. П. Иванов. М., 2002. - 640 с.
76. Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера Текст. / А. Иванов-Радкевич. М., 1973. - С.18 - 47.
77. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. — СПб., 2003.-512 с.
78. Ильин, Е. П. Психология воли Текст. / Е. П. Ильин. СПб., 2000. -288 с.
79. Ильин, И. А. О связности людей в добре и зле Текст. / Е. Н. Ильин // Психологический журнал. — 1993. — № 2. — С. 131 —135.
80. Каган, М. С, Мир общения Текст. : Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М., 1988. — 310 с.
81. Каган, М. С. Общение как ценность и как творчество Текст. / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. 1998. - № 4. - С. 25 — 33.
82. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 1996.-414 с.
83. Казанцева, Л. П. Автор в музыкальном содержании Текст. / Л. П. Казанцева. М., 1998. - 247 с.
84. Канерштейн, М. Вопросы дирижирования Текст. / М. Канерштейн. М., 1956. - С. 7 - 49.
85. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения Текст. / В. А. Канн-Калик. — Грозный, 1988. — 68 с.
86. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности Текст. /Д. К. Кинрнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003. - 368 с.
87. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей Текст. : Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М., 2004. - 496 с.
88. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. М., 1988. - 192 с.
89. Ковалев, Г. А. Общение и проблема интериоризации Текст. / Г. А. Ковалев, JI. А. Радзиховский // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 110-120.
90. Ковда, Д. И. О роли эмоций и неосознаваемых психических процессов в художественном творчестве Текст. : Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Д. И. Ковда. Т. 2. — Тбилис- 627.И, 1978. -С. 622
91. Комиссинский, В. Г. Композиторы и музыковеды Кубани Текст. : Биографический и библиографический справочник / В. Г. Комиссинский. -М-, 1998. 84 с.
92. Кон, И. С. В поисках себя Текст. / И. С. Кон. М., 1984. - 335 с.
93. Кондрашин, К. О дирижерском искусстве Текст. / К. Кондрашин. Л.-М., 1970. - С. 12 - 48.
94. Кочнев, В. И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского Текст. / В. И. Кончев // Вопросы психологии. 1990. - № 6. -С. 95-102.
95. Корыхалова, Н. П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе Текст. / Н. П. Корыхалова // Музыкальное исполнительство. — М., 1972. Вып. 7. - С. 47 - 92.
96. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е. П. Крупник. Изд. 2-е, испр. - М., 2001. - 240 с.
97. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. — М., 2001. -144 с.
98. Курганов, С. Ю. Психологические проблемы учебного диалога Текст. / С. Ю. Курганов // Вопросы психологии. 1988. - № 2. - С. 87 - 96.
99. Кучинский, Г. М. Психология внутреннего диалога Текст. / Г. М. Кучинский. Минск, 1988. — 304 с.
100. Кущ, В. С. Ритмопедгогика Текст. : учеб. пособие для сред, и высш. муз. учеб. заведений / В. С. Кущ. Краснодар, 2000. - 288 с.
101. Леонидов, Р. С. Взаимодействие интонационно-выразительного и операционально-технического уровня в исполнительском процессе Текст. : дис. канд. искусств / Леонидов Р. С. — Л., 1989. 172 с.
102. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. - М., 1977. - 304 с.
103. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 2001. - 511 с.
104. Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1998. - 110 с.
105. Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства Текст. / Д. А. Леонтьев // Творчество искусства — искусство творчества / под ред. Л. Я. Дорфмана и др. М., 2000. - С. 69 - 80.
106. Леонтьев, Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия Текст. / Д. А. Леонтьев // Художественное творчество и психология / отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М., 1991. - С. 109 - 133.
107. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. — М.,1999. — 487 с.
108. Леонтьев, Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестн. высш. школы. 1989. — № 1.-С. 39-45.
109. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки Текст. / А. Ф. Лосев // Сов. музыка. 1990. -№11,12.
110. Лотман, Ю. Н. Культура и взрыв Текст. / Ю. Н. Лотман. М., 1992.-271 с.
111. Лохтина, М. П. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства Текст. : дис. . канд. филос. наук / Лохтина М. П. -Л., 1986.-144 с.
112. Мазель, Л. А. Вопросы анализа и эстетики музыки Текст. / Л. А. Мазель. М., 1972. - 256 с.
113. Максимов, В. Н. Анализ ситуации художественного восприятия Текст. / В. Н. Максимов // Восприятие музыки : сб. ст. / ред.-сост. В. Н. Максимов. М., 1990. - С. 54 - 90.
114. Максимова, Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности Текст. : дис. канд. психол. наук / Максимова Р. А. Л., 1981.-191 с.
115. Малинковская, А. В. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В. Асафьева Текст. / А. В. Малинковская // Музыкальное исполнительство. М., 1983. - Вып. 11. - С. 24 - 29.
116. Малько, Н. Основы техники дирижирования Текст. / Н. Малько. -Л.-М., 1965.- С. 12-74.
117. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки Текст. : Исследование. — М., 1993. — 265 с.
118. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В, В. Медушевский. — М., 1976.-254 с.
119. Мелик-Пашаев, А. А. К проблеме «общего» и «специального» в художественной одаренности человека Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Искусствознание и психология художественного творчества. -М., 1988.-С. 42-46.
120. Методологическая культура педагога-музыканта Текст. : учеб. пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. М., 2002. — 272 с.
121. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства Текст. / Я. И. Мильштейн. М., 1983. - 266 с.
122. Мильштейн, Я. И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитании исполнителя Текст. / Я. И. Мильштейн // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972. — С. 3 - 56.
123. Минин, В. Н. Ближе к практике Текст. / В. Н. Минин // Сов. музыка. 1975. - № 2. - С. 55 - 57.
124. Мозгот, В. Г. Введение в музыкальную психофизиологию Текст. : учеб.-метод, пособие / В. Г. Мозгот. Майкоп, 2005. - 72 с.
125. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. М., 1988 - 254 с.
126. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции Текст. / Е. В. Назайкинский. М.? 1982. - 319 с.
127. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М., 1972. - 383 с.
128. Назайкинский, Е. В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения Текст. / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука. — М., 1978. — Вып. 3. — С. 3 — 12.
129. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке текст. : учеб. пособие / Е. В. Назайкинский. — М., 2003. — 248 с.
130. Назаров, И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования Текст. / И. Т. Назаров ; ред. Г. С. Богуславского. — JL, 1969. — 134 с.
131. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г. Г. Нейгауз. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1988. — 240 с.
132. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники Текст. / Г. Г. Нейгауз. М., 1983. - С.52 - 59; 287 - 293.
133. Николаева, А. И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта Текст. : монография / А. И. Николаева. — М., 2003.-253 с.
134. Ольхов, К. А. Теоретические основы дирижерской техники Текст. / К. А. Ольхов. Л., 1984 - 157 с.
135. Орлов, Г. А. Древо музыки Текст. / Г. А. Орлов. Изд. 2-е, испр- СПб., 2005.- С. 356-374.
136. Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления Текст. : История. Становление. Сущность / Е. М. Орлова. М., 1984. - 302 с.
137. Пазовский, А. М. Записки дирижера Текст. / А. М. Пазовский. — М., 1968.-С. 22-73.
138. Пасынова, Н. Б. Влияние музыкальных движений на эмоции Текст. / Н. Б. Пасынова // Психологический журнал. 1993. - № 4. - С. 39 -42.
139. Пашина, А. X. Особенности распознания эмоционального контекста звуковой речи / А. X. Пашина // Психологический журнал. — 1991.9. — С. 88-95.
140. Петровская, JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. М., 1989. - 216 с.
141. Петровский, А. В. К пониманию личности психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 40 - 46.
142. Петрушин, В. И. Музыкальная психология Текст.: учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М., 1977. - 384 с.
143. Пигров, К. К. Руководство хором Текст. / К. К. Пигров. — М., 1964.-С. 18-59.
144. Пономарев, В. Д. Композиторы Кубани и музыкальное образование Текст. / В. Д. Пономарев // Актуальные проблемы вузовской педагогики и музыкознания : сб. ст. / сост. и отв. ред. Н. Р. Туравец. — Краснодар, 1999. Вып. 2. - С. 45 - 50.
145. Прасолов, Е. Н. Художественное воспитание исполнителя как проблема современного музыкального образования Текст. / Е. Н. Прасолов.- Тольятти, 2003. 84 с.
146. Прокофьев, Г. И. Формирование музыканта-исполнителя Текст. / Г. И. Прокофьев. М., 1956. -232 с.
147. Психолого-педагогический словарь Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д, 1998. — 540 с.
148. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе Текст.: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен ; пер. с англ. В. И. Белопольского. М., 2002. — С. 32 — 74.
149. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. / В. Г. Ражников. М., 1994. - 141 с.
150. Ражников, В. Г. Исследование музыкально-исполнительского образа Текст. / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1978. - № 2. - С. 69 -80.
151. Ражников, В. Г. Три принципа педагогики в музыкальном обучении Текст. / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. '33-41.
152. Ражников, В. Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла Текст. / В. Г. Ражников // Вопросы психологии. 1973. - № 2. - С. 38-43.
153. Рамендик, Д. М. Исследование взаимосвязи визуальных и вербальных средств принятия решения Текст. / Д. М. Рамендик // Техническая эстетика. 1977. - № 1. - С. 28 - 29.
154. Раппопорт, С. X. О вариантной множественности исполнительства Текст. / С. X. Раппопорт // Музыкальное исполнительство : сб. ст. / отв. ред. А. А. Николаев ; сост. и общ. ред. Г. Я. Эдельман. — М., 1972. Вып. 7. - С. 3 - 46.
155. Роджерс, И. Творчество как усиление себя Текст. / И. Роджерс // Вопросы психологии. 1990 — № 1. - С. 164 - 168.
156. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб., 2000. - 720 с.
157. Рунин, Б. М. Информация и художественность Текст. / Б. М. Рунин // Художественное восприятие : сб. ст. / под ред. Б. С. Мейлаха. JL, 1971.-С. 113-132.
158. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения Текст. / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание. — Л., 1987. Вып. 3. - С. 69 - 96.
159. Рыжов, В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога Текст. / В. В. Рыжов. Н, Новгород, 1994. - 163 с.
160. Семенов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация Текст. : Социально-психологическая концепция / В. Е. Семенов. СПб., 1995.-200 с.
161. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст. /Ю. В. Сенько. М. 2000. С. 6 - 75.
162. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. - № 5. - С. 16 - 25.
163. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы Текст. / И. М.Сеченов. СПб., 1966. - 503 с.
164. Сивизьянов, А. Проблемы мышечной свободы дирижера хора Текст. / А. Сивизьянов.-М., 1983.-С. 7-39.
165. Скребков, С. С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений Текст. / С. С. Скребков // Избранные статьи / ред.-сост. Д. А. Арутюнов. М., 1980. - С. 17 - 23.
166. Сластенин, В. А. Педагогика Текст. : Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1997. - 223 с.
167. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки: исследование Текст. / М. А. Смирнов. М., 1990. - 320 с.
168. Сосновский, Б. А. Мотив и смысл Текст. : (Психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. — М., 1994. — 197 с.
169. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления : сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановский. М., 1974. — С. 59 — 74.
170. Станиславский, К. С. Работа актера над собой Текст. / К. С. Станиславский. М.-Л., 1948. - С. 24 - 36.
171. Станиславский, К. С. Работа над ролью Текст. / К. С. Станиславский. Т. 4. - М.-Л., 1962. - С. 64 - 72.
172. Строев, А. Н. Текст.//- / А. Н. Строев. М., 1. - С. 18-23
173. Тарасов, Г. С. Соотношение коммуникативного и когнитивного в процессе формирования духовной потребности личности Текст. / Г. С.
174. Тарасов // Психологические исследования познавательных процессов и личности : сб. ст. / отв. ред. Д. Ковач и др. М., 1983. - С. 126 - 132.
175. Теплов, Б. М. О музыкальном переживании Текст.: К 35-летию научной деятельности Д.И. Узнадзе / Б. М. Теплов. Тбилиси, 1945. - С. 247 -274.
176. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов М., 1961. - 536 с.
177. Теплов, Б. М, Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. -М.-Л., 1947. 335 с.
178. Толстой, Л. Н. «Крейцерова соната» Текст. / Л. Н. Толстой // Собрание сочинений : в 22 т. Т. 12. Повести и рассказы. — М., 1982. С. 123 -196.
179. Трусов, В. П. Выражение эмоций на лице Текст. : (по материалам работ П. Экмана) / В. П. Трусов // Вопросы психологии. — 1982. — №5.-С. 144-147.
180. Туравец, Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально- педагогического образования: методология, теория, практика Текст.: монография / Н. Р. Туравец. Краснодар, 1998. - 179 с.
181. Узнадзе, Д. Н. Основные положения теории установок Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961. - 170 с.
182. Фейгин, М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога Текст. / М. Э. Фейгин. М.1975. - 110 с.
183. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.: Л. Ф. Иличев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М., 1983. - 840 с.
184. Франк, С. Л. Духовные основы общества Текст. / С. Л. Франк. -М., 1992.-510 с.
185. Фуртвенглер, В. Интерпретация решающая проблема Текст. / В. Фуртвенглер // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М., 1978. -Вып. 2.-С. 170-171.
186. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле Текст. / Б. Э. Хайкин. М., 1984. - С. 8 - 39.
187. Хараш, А: У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий Текст. / А. У. Хараш // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. И. Красило и др. М., 1995. - С. 216. - 227.
188. Холопов, Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия Текст. / Ю. Н. Холопов И Вопросы философии. 1993. - № 4. - С. 106 - 114.
189. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст. / В. Н. Холопова. М., 1994. -258 с.
190. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 5. —С. 11-14.
191. Целковников, Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта Текст.: Исследование / Б. М. Целковников ; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. — М., 1999. — 231 с.
192. Цыпин, Г. М. 15 бесед с Е.Ф. Светлановым Текст. / Г. М. Цыпин. -М., 1995.-С. 3-48.
193. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство Текст.: Теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб., 2001. — 320 с.
194. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа Текст. : проблема психологии творчества. — М., 1998. — Кн. 1. — 382 с.
195. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности Текст. : проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. — М., 1994. — 373 с.
196. Шульпяков, О. Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства Текст. / О. Ф. Шульпяков // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1973. - Вып. 12. - С.187 - 222.
197. Шульпяков, О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя Текст. / О. Ф. Шульпяков. М., 1973. - 145 с.
198. Щербакова, А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования Текст. : учеб. пособие / А. И. Щербакова ; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. М., 2001. - 423 с.
199. Щетинская, Н. Б. Развитие личностной саморегуляции музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Щетинская Н. Б. Краснодар, 2005. - 27 с.
200. Якупов, А. М. Музыкальная коммуникация Текст.: дис. . д-ра искусств / Якупов А. М. — М., 1995. — 370 с.
201. Ястребова, Е. В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ястребова Е. В. — Новосибирск, 1998. 24 с.
202. Adorno, Т. W. Einleitung in die Musikoziologie Text. / Т. W. Adorno // Klangfiguren : Musikalische Schriften, Bd. 1. Frankfort, 1959.
203. Dimbleby, R. More Than Words. An Introduction to Communication / R. Dimbleby, G.Burton. L.; N. Y., 1998.
204. Ekman, P. Scherer, R. Methodological issues in studying nonverbal behavior Text. / P. Ekman, R. Scherer // Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cambridge, 1984. - P. 1- 44.
205. Schwarz, N. Base rates representativeness and the logic of conversation: the contextual relevance of irrelevant «information» Text. / N. Schwarz, F. Strack, D. Hilton, G. Naderer // Social Cogn. V. 9. - P. 67 - 84.
206. ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
207. Консерватория кафедра дирижирования академическим хором
208. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА1. Программа спецкурса
209. Подготовлена преподавателем кафедры ДАХ Попковым А.Д.1. Краснодар — 20061. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
210. В соответствии с данной целью разработана программа спецкурса, в которой изложены: тематическое содержание спецкурса, организационные формы его проведения, примерные творческие вопросы и задания для семинарских и практических занятий, список литературы.
211. Программа спецкурса интегрирует в себе музыкально-теоретическую, исполнительскую, культурологическую, психологическую и другие стороны профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.
212. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСАобщий объем 24 часа)
213. Наименование тем лекции семинары практ.1 .Коммуникативная компетентностьдирижера-хормейстера: сущность и роль 2 22 .Основные структурные компоненты коммуникативной компетентностидирижера-хормейстера 2 2
214. Коммуникативные приемы в музыке и их интерпретация в дирижерскохормейсгерской практике 2 2 4
215. Организация художественно-исполнительского общениядирижера с хором 2 2 41. СОДЕРЖАНИЕ
216. Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера: сущность и роль.
217. Общенаучная характеристика понятия «профессиональная компетентность». Системный, интегративный, личностно-ценностный характер данного феномена, сочетающего в себе психические качества личности и деятельности специалиста.
218. Коммуникативная компетентность дирижера-хормейстера как сложный, интегративный сплав специальных знаний, умений и навыков, позволяющих ему выполнять различные профессиональные задачи на достаточно высоком, творческом уровне.
219. Функции коммуникативной компетентности в организации межличностных отношений в хоровом коллективе, в выработке стратегии воспитания художественного вкуса слушателей, в определении репертуарной политики.
220. Основные структурные компоненты коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.
221. Теоретическое представление о структуре коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера, включающей в себя мотивационно-регулятивный, содержательный и художественно-исполнительский компоненты.
222. Коммуникативные приемы в музыке и их интерпретация в дирижерско-хормейстерской практике.
223. Управление собственным и «коллективным» эмоционально-творческим состоянием в условиях художественно-исполнительской коммуникации. Анализ и коррекция результатов художественного общения с хором на разных этапах музицирования.2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.