Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна

  • Грибкова, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 160
Грибкова, Ольга Владимировна. Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования, проблемы творческого общения дирижера-хормейстера.

1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе.

1.2. Творческое общение - основа музыкально-исполнительской деятельности.

1.3. Коммуникативные качества дирижера и средства воздействия на хоровой коллектив.

Глава II. Педагогические условия реализации творческого общения в процессе дирижерско-хоровой деятельности студентов.

11.1. Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента.

11.2. Основной эксперимент.

11.3. Контрольный эксперимент.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов»

Актуальность исследования. В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики и возрождения хоровых певческих традиций в России актуализируется потребность в педагоге-музыканте, педагоге-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением. Исторический анализ категории общения показывает, что оно присутствует во всех видах деятельности, являясь важнейшей частью человеческого бытия. В педагогической профессии общение становится особенно необходимым, так как оно заложено в природе этого процесса. В музыкальной педагогике - общение выступает тем генерирующим инструментом, с помощью которого осуществляется преемственность. В связи с этим возрастает потребность в пересмотре концептуальных подходов к профессионально-педагогической трактовке будущего учителя-музыканта как творческой личности.

В ходе роста многочисленных хоровых школьных и студенческих фестивалей, как на любительском, так и на профессиональном уровне, в школах и вузах намечается тенденция возрождения интереса к хоровой культуре у подрастающего поколения. С осознанием необходимости радикальных перемен в воспитании детей и юношества постепенно меняется отношение к хоровому искусству. Осуществляются шаги на пути усовершенствования дирижерско-хоровых дисциплин, предпринимаются серьезные попытки объединения школьников и студентов с помощью хорового искусства (фестивали, конкурсы). Яркими представителями в этой просветительской области являются В.Л. Живов — председатель студенческого хорового фестиваля "Фестос" и Г.А.Струве - инициатор и руководитель школьного хорового движения Подмосковья.

Роль этих конкурсов и фестивалей достаточно ответственна и сложна. Они отражают бесконечно усложнившиеся реалии современного музыкально-педагогического хорового образования, так как очевидно, что уровень современной музыкальной культуры общества во многом зависит от того, кто и как этому обучает.

Педагога-музыканта формирует очень многое, и поэтому профессия учителя музыки рассматривается как комплексная и многосоставная. Не случайно на открытии Первого международного студенческого конкурса "Учитель музыки XXI века", проходившего 2125 ноября 2000 года в Москве на базе Московского педагогического государственного университета, мэр г. Москвы Ю.М. Лужков так сказал о роли учителя музыки: "Учитель музыки - это замечательная и важная профессия, призванная давать детям уроки эстетической радости от общения с прекрасным искусством, воспитывать чувство духовного единения во время хорового пения, погружать слушателей в мир таинства звуков, развивать их фантазию и воображение, формировать высокий вкус" (158).

Последнее время в системе Московского Государственного Открытого Педагогического Университета имени М.А.Шолохова в музыкально-педагогическом образовании происходит переориентация специализации подготовки студентов в педагога-хормейстера, то есть использование профессиональных знаний, умений и навыков не только в рамках профессии учителя музыки, но и руководителя хорового коллектива хоровых и музыкальных студий, хормейстера в ДМШ и руководителя хора в общеобразовательных школах. Вместе с тем мы сталкиваемся с различными психологическими особенностями личности студентов при обучении данной профессии. Одна из главнейших проблем обусловлена самой спецификой дирижерскохоровой деятельности — общением с коллективом. Все те умения и навыки, усвоенные в период профессионального становления, студент, как будущий педагог, должен постоянно совершенствовать в формах и методах своей практической работы. Приобщившись в стенах вуза к поисковой профессиональной работе, творческому мышлению и самостоятельным действиям, студент в своей будущей педагогической деятельности вырастет в значимую личность.

Новаторские процессы проникновения теории и практики музыкально-педагогического хорового образования, происходящие сегодня на всех уровнях нашей педагогической системы (от общеобразовательной школы до вуза), представляют неограниченные возможности для творческой инициативы учителя-музыканта. "Из усердного исполнителя он должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью" (2,76). Эта инициатива должна проявляться на всех стадиях педагогического процесса и затрагивать не только его форму, но и само содержание.

Внедрение в практическую деятельность хоровых классов музыкально-педагогических факультетов различных форм и методов активного взаимодействия хорового коллектива и студента-хормейстера наметило подход в определении многих позиций продуктивного обучения в этой области. Активная роль коллектива и направляющая позиция преподавателя вызывает у студента потребность к познанию, к развитию необходимых для самостоятельной учебно-практической деятельности умений.

Студент в своей практической работе с хоровым коллективом должен научиться управлять репетиционным процессом, слышать многогранность хорового звучания и вызывать своей работой эмоциональную отдачу коллектива. Данные задачи достаточно сложны и требуют, помимо профессиональных умений и навыков, огромных волевых усилий и выработки в себе организаторских качеств.

Таким образом, задача студента у хорового коллектива — многофункциональна и зависит от того, насколько развита и развиваема его способность к самосовершенствованию в творческом процессе.

Общение в музыкальной педагогике, особенно в форме хорового обучения, связано с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса (межличностное взаимодействие) подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому общению служит важным показателем полноценной подготовки будущего учителя, которое формируется на хоровых занятиях музыкально-педагогического факультета. Поэтому, формирование творческого общения в условиях хорового класса - актуальная цель нашего исследования. Формы диалогического общения в этом случае становятся решающими, в связи с творческим характером обучения.

Изучение и анализ широкого спектра исследований показали, что психолого-педагогический основы организации педагогического общения, обеспечивающие успешность протекания этого сложного процесса изучаются такими учеными, как О.А.Абдуллина, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик,

A. А. Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов.

В теоретическом плане вопросы педагогического общения в процессе музыкального обучения обсуждаются в работах Л.Г.Арчажниковой, М.М. Бахтина, Л.П.Буевой, В.И.Петрушина,

B.Ф.Ломова, А.Н.Сохора, Г.М.Цыпина. В них подчеркивается важность решения коммуникативных проблем в деятельности педагогов-музыкантов. Данные исследования побуждают к более широкому осмыслению проблемы педагогического взаимодействия с привлечением новых форм профессионального общения. В контексте данной проблемы рассматривается важный аспект - разработка технологии формирования творческого общения в условиях практической хоровой деятельности студентов на музыкально-педагогическом факультете. В свете этого на музыкально-педагогическом факультете был открыт экспериментальный курс с сокращенным сроком обучения (3,5 года).

Актуальность темы исследования обусловлена: недостаточностью разработки проблемы общения в процессе вокально-хоровых форм обучения; важностью овладения профессионально-педагогическим общением студентами как гарантом их мастерства в профессиональной деятельности; значимостью активизации развития у студентов организаторских, волевых качеств, необходимых для работы с хоровым коллективом особенно в сокращенные сроки обучения (3,5 года).

Целью исследования явилось научно-педагогическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка разработанных автором методов и приемов по формированию творческого общения в процессе практической дирижерско-хоровой деятельности студентов во время обучения в вузе.

Объект исследования — формирование профессионального творческого общения студентов музыкально-педагогического факультета.

Предмет исследования — процесс формирования творческого общения у студентов в условиях практических занятий хорового класса.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения:

В основе формирования творческого общения студентов лежат: а) накопление комплекса специальных и общепедагогических знаний; б) развитие музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков, совершенствование которых формирует профессиональное творческое общение и развитие определенных коммуникативных способностей, необходимых для дирижерско-хоровой деятельности студентов.

Активизация и развитие этих качеств могут быть возможны при учете ряда педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К ним автор относит:

- использование комплексного профессионально-творческого подхода в выработке психологических качеств и внутренней организации личности студентов;

- формирование у студентов индивидуального творческого стиля общения как основного условия в учебно-хоровой практике;

- развитие у студентов навыка осознанной технологии репетиционного процесса в целях выработки самостоятельности творческого мышления.

Для достижения поставленной цели исследования и руководствуясь гипотезой, были определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать психолого-педагогическое понятие "общение" с точки зрения хорового процесса и исследовать данное явление в дирижерско-хоровой деятельности на практических занятиях хорового класса;

2. Опираясь на специфику практических хоровых занятий выявить уровень коммуникативных способностей и динамику развития готовности к работе с хоровым коллективом и определить проявление творческой самостоятельности у студентов с сокращенным сроком обучения (3,5 года);

3. Определить профессионально-педагогические условия формирования творческого общения;

4. Провести опытно-экспериментальную работу, в ходе которой уточнить и апробировать степень эффективности предлагаемых педагогических форм, методов и приемов по формированию творческого диалогического общения в хоровом коллективе.

Методологической основой и теоретической базой исследования послужили" фундаментальные работы по философии, психологии и педагогике, музыкальному искусству. Автор опирался на обоснованные учеными (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, и др.) положения о системном строении сознания, понимания деятельности как сложной системы. Вопросы творческой активности и оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и др.) рассматривались с позиций современной теории обучения, согласно которой именно творческая деятельность в единстве ее мыслительных и эмоциональных компонентов является одним из эффективных средств развития комплекса способностей (как общих, так и специальных) и усвоения соответственных знаний и умений. Также изучались труды по музыкознанию (Б.В.Асафьев, ЕЛЗ.Назайкинский, А.Н.Сохор и др.); по методике и методологии музыкального образования (Э.Б.Абдуллин,

ЛХ.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Частная методология исследования сложилась в опоре на научные труды и практические методические разработки А. Анисимова, Л.М. Гинзбурга, А.А. Егорова, В.Л. Живова, И.А. Мусина, A.M. Лазовского, К.Б. Птицы, П.Г. Чеснокова и др.

При решении поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- изучение музыкально-педагогического опыта работы выдающихся представителей отечественной педагогики и хорового искусства;

- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта работы на занятиях хорового класса;

- методы эмпирического исследования (интервью, анкетирование, анализ педагогических ситуаций, целенаправленное педагогическое наблюдение, творческие беседы и диалоги);

- опытно-экспериментальная работа по формированию навыков творческого, профессионального педагогического общения в хоровом классе;

- анализ опытно-экспериментальных данных. Исследование проводилось с 1998 по 2003 г.г.

Первый этап (1998-2000 г.г.) включал изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обработку теоретических материалов.

Второй этап (2000-2002 г.г.) — проведение констатирующего и основного эксперимента, выводы по результатам опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2002-2003 г.г.) — проведение контрольного эксперимента, заключение, оформление диссертации.

Научная новизна. Определено значение коммуникативных способностей студентов, необходимых для формирования творческого общения при работе с хоровым коллективом. Это, прежде всего, способность воплощать музыкальное содержание средствами мануальной техники, способность к психологическому контакту с коллективом, в который входит логически четкое построение своих замечаний.

Разработаны приемы по вокально-хоровой подготовке, включающие специальные знания, направленные на оптимизацию творческих поисковых форм обучения и выявляющие творческую самостоятельность.

Выявлен учебно-творческий потенциал применяемых диалогических форм и методов (творческая дискуссия, творческая беседа, методы исполнительского общения - концертные выступления), предусматривающих специальные творческие задания при работе с хоровым коллективом.

Внедрена система'"мастер-класс" на примере собственной работы при подготовке к концертно-исполнительской деятельности (активное участие в фестивалях, концертах, конкурсах).

Теоретическая значимость исследования. Обобщен теоретический материал, раскрывающий особенности творческого общения и проявление студентами самостоятельности при работе с хоровым коллективом. Определены и введены понятия "творческий стиль общения", и "хормейстерская готовность", выступающие в качестве профессионально-педагогических детерминант, обуславливающих творческий потенциал студента в самостоятельной практической работе на хоровом занятии при подготовке к исполнительскому экзамену. Показана эффективность творческой деятельности студентов при формировании профессионального общения на практических хоровых занятиях (на государственном исполнительском экзамене).

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования и развития навыков творческого общения с коллективом на хоровых занятиях дает возможность студентам значительно повысить уровень своего профессионального мастерства и личностных качеств. Преимущество практической хоровой деятельности опирается на многообразие вокально-хоровых форм и практических методов работы, что позволяет развивать у студентов творческую самостоятельность, формировать профессиональное общение и активизировать хоровую работу в целом. При таких определенных профессионально-педагогических условиях, способствующих активизации творческого процесса на музыкально-педагогическом факультете повышается уровень мастерства студента, как педагога-хормейстера.

Материалы исследования и результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы в педагогической работе хормейстеров, как с детскими школьными, юношескими, так и взрослыми студенческими хоровыми коллективами, а также в учебной практической деятельности студентов.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое общение в условиях дирижерско-хоровой деятельности имеет свои специфические особенности репетиционного процесса, связанные с активным осмыслением вокально-хоровой работы, постепенным накоплением опыта репетиционной работы и практическим применением этого опыта в ходе обучения.

2. Процесс активизации коммуникативных способностей студентов в хормейстерской деятельности предусматривает применение специфических приемов и методов с внедрением диалогических форм общения, обеспечивающих почву для эффективного формирования творческого сотрудничества.

3. Диалогические формы, приемы и методы творческого общения составляют основу и создают условия для формирования творческой самостоятельности. К ним автор относит:

- формы диалогического общения между коллективом и дирижером, такие как творческая дискуссия, творческая беседа, коллективное обсуждение;

- приемы доверительного общения, ведущие к снятию психологических барьеров;

- метод творческой дискуссии;

- методы исполнительского общения, такие как вариативно-исполнительский показ ("мастер-класс") и совместные концертные выступления на фестивалях и конкурсах.

Апробация и внедрение результатов основных положений диссертационного исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов исследования на кафедре хорового дирижирования

Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова; в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (1998-2003 г.г.); публикации статей в межвузовских сборниках.

Структура диссертации обусловлена целью исследования и поставленными в нем задачами. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Грибкова, Ольга Владимировна

Выводы по II главе.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в исследовании, убедительно доказала, что сформированные навыки творческого общения у студентов благотворно влияют на качество практической хоровой работы в делом, что особенно важно при обучении студентов на заочном отделении (в нашем случае - это внебюджетная группа с сокращенным сроком обучения).

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что при определении педагогических условий формирования творческого общения, а также при создании специально организованных форм работы, когда активизируется как сознательно-интеллнктуальная, так и эмоциональная сфера обучающихся, весь процесс обучения становится более эффективным. В освоении специфических навыков вокально-хоровых знаний значительно повысился уровень слухового самоконтроля при корректировке собственного исполнения хорового произведения.

Разработанные автором специальные творческие задания, связанные с использованием теоретических знаний и практических умений способствуют развитию профессиональных качеств студента-хормейстера, столь необходимых для дальнейшей творческой педагогической деятельности.

135

Заключение

Исследования психолого-педагогического аспекта категории общения выявили, что характер взаимодействия хорового коллектива и студента создает благоприятные условия для творческого сотрудничества, которое, в свою очередь, является основой для организации творческого профессионально-хорового процесса обучения. Изучение научной литературы по проблеме исследования на теоретическом, методическом и практическом уровнях дало возможность охарактеризовать психолого-педагогическое понятие общения с точки зрения творческого сотрудничества дирижера и хорового коллектива.

В процессе исследования этого явления в условиях специфической дирижерско-хоровой практической деятельности общение выделяется как художественно-творческая категория и определяется нами как творческое общение. Внимание акцентируется на творческом взаимодействии хорового коллектива и студента-дирижера в рамках коммуникативно-творческого процесса. Нами также исследованы способности студентов, с помощью которых данное взаимодействие перерастает в творческое сотрудничество. В работе выделены специфический характер взаимодействия хорового коллектива и студента-дирижера на различных уровнях развития процесса обучения.

В работе определены активные формы обучения, которые опираются на комплекс обобщенных практических действий в процессе вокально-хоровой работы (подбор вокально-хоровых упражнений и творческие задания по поиску и применению словесных образных синонимов), а также постепенное накопление опыта репетиционного процесса и использование этого опыта в ходе практического хорового обучения.

В основе исследования был реализован качественный подход к формированию творческого общения студентов с хоровым коллективом, который нашел свое отражение в организации практической работы в рамках хоровых занятий учебного процесса и подготовки к репетиционной работе в условиях концертно-исполнительской деятельности коллектива. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о целесообразности и обоснованности авторских положений в условиях практического дирижерско-хорового образования и дают основание убедиться в эффективности предложенных форм и методов по формированию творческого общения в профессиональной подготовке студентов.

Исследование показало, что в процессе активного коллективного исполнительства в условиях сокращенного срока обучения (3,5 года) на хоровых занятиях у студентов происходит активизация творческих способностей - эмоциональной отзывчивости, а также развитие готовности к самостоятельному творческому общению с хоровым коллективом.

В процессе формирования навыков "готовности к хормейстерской деятельности" позитивный результат проявился не только в совершенствовании спектра профессиональных качеств хормейстера, но и в совершенствовании личности самого студента, его волевых, организаторских качеств, внутренней собранности, самообладания, выдержки и внимания.

Исследование и многолетний опыт хормейстерской педагогической работы позволяет утверждать, что в учебной практической работе студентов с хоровым коллективом общение приобретает осознанную форму только при постоянном творческом сотрудничестве обеих сторон, когда коллектив подготовлен к такому общению.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило определить и апробировать ряд педагогических форм, приемов и методов по формированию творческого диалогического общения, которые легли в основу экспериментальной части работы:

- приемы доверительного общения, ведущие к снятию психологических барьеров;

- метод творческой дискуссии;

- формы диалогического общения между коллективом и дирижером, способствующие формированию самостоятельности мышления;

- методы исполнительского общения, которыми стали вариативно-исполнительский показ ("мастер-класс") и совместные концертные выступления на фестивалях и конкурсах.

Анализ учебной, исполнительской и практической деятельности студентов в рамках опытно-экспериментального исследования позволил оценить эффективность предложенных форм и методов, которые могут быть широко использованы в педагогическом процессе на хоровых занятиях музыкально-педагогического факультета, особенно при обучении у студентов с сокращенным сроком обучения (3,5 года).

Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также ряд новых возникших задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывает перспективы для дальнейших исследований.

138

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация (под редакцией А.А.Бодалева, Г.А.Ковалева). - М., 1983г.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990г. — с.76.

3. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения./Проблемы общения в психологии/. М., 1981г.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наука, 1977г.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности /Проблема способностей/ под ред. В.Н.Мясищева. М., ЛГУ, 1968г.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969г. - с. 339.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука, 1999г.

8. Андреева Л., Бондарь М. Николай Михайлович Данилин // Искусство хорового пения. М., 1963.

9. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. М., Музыка, 1969г.

10. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., Академия, 2000г. -с.192.

11. Анисимов А.И. Дирижер хормейстер. Л., Музыка, 1976г.

12. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и двигательных навыков. /В процессе обучения игре на ф-но в общеобразовательной школе/: Дисс. .канд. пед. наук. /Автореферат/ М., 1971г. - с.21-22.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки /Книга для учителя/. - М., Просвещение, 1984г. - с. 18

14. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности. // Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981г. - с.20

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. -М., 1973г.

16. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980г.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., Просвещение, 1982г.

18. Багаева И.Д. Наставнику об основах педагогического мастерства. Усть-Каменогорск. 1988г.

19. Багриновский М.А. Дирижерская техника рук. М., 1947г.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М., Искусство, 1986г.

21. Безбородова Л.А. Дирижирование /Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1985г.

22. Берлиоз Г. Дирижер оркестра // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. -М., 1975г.

23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992г.

24. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб., 1905г.

25. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М., 1991г.

26. Бодалев А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. -М., 1983г.

27. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982г.

28. Бодалев А.А. Личность и общение. Педагогика. М., 1983г.

29. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. СПб., 1883г.- ч.З.

30. Бубер М. Я и ты. М., 1993г.

31. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. -М., 1978г.

32. Булычев В. Лекции и работы по теоретическим вопросам хорового пения. вып. 1 -2 - М., 1904-1910г.

33. Булычев В. Хоровое пение как искусство. М., 1910г.

34. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, Авотс. 1985г.

35. Вагнер Р. О дирижировании. /Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М., 1975г.

36. Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л., 1990г.

37. Вейнгартнер Ф. О дирижировании. //Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М., 1975г.

38. Виноградов К. Методы работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий. — машинописная рукопись.

39. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М., Музыка, 1967г.

40. Владислав Соколов. Дирижер, педагог, композитор. М., 1988г.

41. Вопросы музыкальной педагогики, вып.1 .-М., Музыка, 1979г.

42. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дисс. .канд.пед.наук./Автореферат/.-Л., 1983г.

43. Воспитание музыкой. Из опыта работы./ Сост. Т.Е.Вендрова, И.ВЛигарева. М., 1991г.

44. Выготский Л .С. Психология искусства. — М., 1965г.

45. Гайденко П.П. Человек и история в свете философской коммуникации КЛсперса. /Человек и его бытие как проблема современной философии/. М., 1978г. - с. 234

46. Гамбарян М.С. Навсегда любимый учитель. /Статьи, материалы, интервью/. М., РАМ им.Гнесиных. 2000г.

47. Георгий Свиридов. Сб.сост. Р.Леденев. М., 1979г.

48. Гибш Г. Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., Прогресс, 1972г.

49. Гинзбург Л.С. На пути к теории //Дирижерское исполнительство. Практика. Теория. Эстетика /Состав. Л.Гинзбург. М., 1975г.

50. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением //Методические очерки. Изд.2-е. М., Музыка, 1968г.

51. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства. Журнал "Музыкальный современник" 1916г. № 3.

52. Гнесин М.Ф. Н.А.Римский-Корсаков в общении с учениками. Л., 1987г.

53. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве Л., Музыка, 1985г.

54. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975г.

55. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. — М., 1990г.

56. Григорьев Л. Платек Я. Современные дирижеры. М., 1969г.

57. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижера. М., 1973г. - с.4.

58. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск, 1985г.

59. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новосибирск, 1982г. с .109

60. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интер, 1996г.

61. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. М., 1989г.

62. Джеймс У. Психология. /Ред. Петровской JI.H./ М., Педагогика, 1991г.

63. Джидарян А.И. Психология общения в развитии личности. М., Наука, 1981г.

64. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. М., 1965г.

65. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М., 1957г.

66. Дмитревский Г.А. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Вып. 1-М., 1953г.

67. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1980г.

68. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин.-Л., 1958г.

69. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. М.; Л., 1951 г.

70. Елисеева В. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. //Вопросы русской и советской хоровой культуры. М., 1975г. -(труды ГМПИ им.Гнесиных., вып.ХХШ).

71. Еремиаш О. Практические совета по дирижированию. Музыка, 1964г. сб. "Хоровое искусство" Л., Музыка, 1967г.

72. Ержемский Г. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М., 1988г.

73. Ерман Р.Н. О применении объекта управления при обучении дирижированию в кн.: Совершенствование процессапрофессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего образования. М., 1982г.

74. Живов В Л. Интерпретация хоровой музыки. — М., 1991г.

75. Живов B.JI. Исполнительский анализ хорового произведения //Работа с хором. М., 1972г.

76. Живов B.JI. О выразительности дирижерского жеста. //Работа в хоре. -М., 1977г.

77. Живов B.JI. О музыкально-выразительных средствах в хоровом исполнительстве. //Хоровой коллектив. — М., 1976г.

78. Живов B.JI. Теория хорового исполнительства М., 1998г.

79. Живов В.Л. Художественное слово и музыкальное исполнительство. //Народное творчество: Труды НИИ культуры РСФСР Т.20-М, 1974г.

80. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М., 1973г.

81. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры 2 половины XVII начала XX века. - М., 1985г. — ч.1 — с. 132.

82. Ильин Е.Н. Искусство общения. Педагогика. М., 1982г.

83. Ильяева И.А. историко-философский анализ общения. /От Сократа до Маркса/. Белгород, 1986г.

84. Ильяева И.А. Культура общения. Воронеж, 1989г.

85. Каган М.С. Общение общность - коллектив, /нравственная жизнь коллектива и планирование воспитательной работы/. — Тюмень, 1981г.

86. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967г.

87. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, Чеч.-Инг. Издательство, 1976г.

88. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М., 1987г.

89. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -М., 1980г. -с.136.

90. Клавдий Птица. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет. /сост. Б.Тевлин, Л.Ермакова/. М., 1995г.

91. Ковин Н. Управление хором //Хоровое и регентское дело. Ст. "Заметки регента" 1909г., № 3, с.34.

92. Коджаспирова Г. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994г.

93. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных отношений. Минск, 1984г.

94. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1975г. - с. 126.

95. Комиссарова Т.А. Основы делового общения. М., 1991г.

96. Кондратьева С.В. Культура общения учителя. Л., 1990г.

97. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. -Гродно, 1982г.

98. Кондратьева С.В. Учитель ученик. - М., педагогика, 1984г. ЮО.Кондрашев В.Н. Основы психологии общения. - Челябинск,1990г.

99. Кондрашин К.П. Мир дирижера: (Технология вдохновения). Л., 1976г.-с.79.

100. Кондрашин К.П. О дирижерском искусстве. Л., 1970г. - с.55. ЮЗ.Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - М., Музыка, 1979г.

101. Краснощекое В.И. Вопросы хороведение. М., 1969г.

102. Краснощекое В.И. Поэтический текст в хоровом пении. //Работа с хором. -М., 1972г.

103. Юб.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985г.-с.32.

104. Куницына В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками. //Экспериментальная прикладная психология. — ЛГУ, 1973г. — с.115.

105. Левандо П.П. Проблемы хороведения. Л., Музыка, 1974г.

106. Левандо П.П. Хоровая фактура. Л., 1984г.

107. Ю.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., Знание, 1979г. - с.З. Ш.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975г.-с. 159-160.

108. И2.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., педагогика, 1981г.

109. З.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1968г.

110. Лобачева Е. Хор и хороведение. М., 1964г.

111. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. М., 1957г.

112. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984г.

113. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Методические проблемы социальной психологии — М., 1975г. — с.289.

114. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. Л., 1965г.

115. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. Л., 1973г.

116. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1999г. с.393.

117. Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. — М., Музыка, 1986г.

118. Матюшкин A.M. Психология диалога и педагогика творческого сотрудничества. /Вопросы психологии/. М., 1987г.

119. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976г.

120. Мелик-Пашаев А.А. Педагогическое искусство и творческие способности. М., Знание, 1981г.

121. Металлов В. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. -М., 1911г.

122. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. /Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И./ Учебное пособие. -М., Академия, 1999г.

123. Моздыков А.В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: Дисс. . канд. пед. наук /Автореферат/ с.5

124. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984г.

125. Мусин И .Я. О воспитании дирижера. Л., 1987г. - с. 172.

126. Мусин И.Я. Техника дирижирования. Л., 1967г.131 .Мюнш Ш. Я дирижер. - М., 1965г.

127. Мясищев В.Н. Личность и отношение человека. В кн.: Проблемы личности. -М., АН СССР, 1969г.

128. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. М., 1966г.

129. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. -М., 1967г.

130. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972г.

131. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., Просвещение, 1972г.13 7.Никольская Береговская К. Развитие хорового пения в России. — М., 1974г.

132. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа XIX-XX века. -М., 1998г.

133. Никольский А. Василий Сергеевич Орлов //Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. — М, 1998г. -с.38.

134. Пазовский A.M. Записки дирижера. М., Музыка, 1968г. - с. 73, 74,186.

135. Палагина И.В. К проблеме формирования диалогического общения при решении задач, /учебная деятельность и творческое мышление/. Тезисы доклада научно-практической конференции. -Уфа-Москва, 1985г.

136. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования. Л., 1983г.

137. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971г. с.178.

138. Педагогика //под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина. М., Просвещение, 1986г.

139. Петровская Л.А. Воспитание как общение диалог. /Вопросы психологии/. - М., 1983 г.

140. Петровская Л.А. Компетентность в общении. -М., 1989г.

141. Петровский А.В. Психология. М., Академия, 2000г. - с.469.

142. Петрушин В.И. Артистизм — это и тренировка. — М., Сов. Музыка № 12, 1971г.

143. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1997г.

144. Пигров К.К. Руководство хором. -М., Музыка, 1964г.

145. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. М., Музыка, 1948г.

146. Птица К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство. //Работа с хором. -М., 1972г.

147. Птица К.Б. Хоровое искусство — основа музыкальной культуры. /Советские хоровые дирижеры: справочник/ Сост. Э.Елисеева — Шмидт, В.Елисеева. М., 1986г.

148. Пясковский И.В. Логика музыкального мышления. Киев, 1987г.

149. Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве. //Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1961г.1. ВЫП.1.

150. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Музыка, 1994г.

151. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1990г.

152. Раппопорт С.Х. Искусство и общение. Л., 1984г.

153. Рачина Б. Петь в хоре может каждый. //Воспитание музыкой. Из опыта работы. /Сост. Т.Вендрова, И. Пигарева. — М., 1991г.

154. Роджерс К. Психология эмоций. Тесты. — М., 1984г.

155. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке. М., 1975г. с.41.

156. Романовский И. Хоровой словарь. Д., 1980г.

157. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1973г.

158. Руденский Е.В. Психология общения. Новосибирск, 1990г.

159. Самарин В. Хороведение: учебное пособие. М., 1998г.

160. Сафонова В. Заметки хормейстера. //Искусство в школе. 1998г. -№2.

161. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня: Сб.статей. — М., 1976г.

162. Свешников А. Хоровое пение искусство истинно народное. - М., 1962г.

163. Сивизьянов А. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. Шадринск, 1997г.

164. Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора. М., 1983г. с.108.

165. Сидельников JI. Симфоническое исполнительство. Эстетика и теория. Исторический очерк. — М., 1991г.

166. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. -М., 1962. с. 140.

167. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. // Русская духовная музыка в документах и материалах./ сост. С.Зверева, А.Наумов, М.Рахманова. — М., 1998г. т. 1

168. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991г. с. 126.

169. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика: учебное пособие.-М., 1997г.

170. Смирнов Б.Н. Практические занятия по психологии. М., 1989г. с. 106.

171. Смоленский С. Об управлении хором. //Курс хорового церковного пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии С.В.Смоленским. СПб., 1905г. - с.43.

172. Советские хоровые дирижеры: справочник, /сост. Э.Елисеева-Шмидт, В.Елисеева/. М., 1986г.

173. Соковнин М.В. О природе человеческого общения. — Фрунзе 1974г.

174. Соколов В.Г. Работа с хором. М., 1983г.

175. Соловков И. Начальное образование в России XIX начала XX века. — М., 1992г.

176. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М., 1980г.

177. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. — М., 1970г.

178. Станиславский К.С. Работа актера над собой. -М., 1951г. с.267, 301,389,465,467.

179. Страхов В.И. Внимание в структуре личности. // Учебно-методическое пособие для студентов. Саратов, 1980г.

180. Струве Г.В. Школьный хор: книга для учителя. М., 1981г.

181. Стулова Г.П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. — М., 1988г.

182. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1990г. с. 134.

183. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя. //Вопросы психологии. М., 1983г. № 3. с.35.

184. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961г.

185. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. — М., 1985г. т. 1.

186. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988г.

187. Уколова Л.И. Дирижирование. М., Владос. 2003г.

188. Урбанская О.Н. Учитель в общении. Л., 1991г.

189. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. //Лед. соч. /сост. С.Ф.Егоров. М., Педагогика, 1990г. - т.1

190. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле: Статьи. М., 1984г.

191. Церковин Ю. Функции массовой коммуникации. М., 1975г. -с.36.

192. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. /Пособие для уч-ся муз.отд. педвузов и консерваторий/. М., Интерпракс, 1994г.

193. Чернышова М.А. О культуре общения. Л., 1983г.

194. Чесноков П. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. М., 1961г. с.24.

195. Шерхен Г. Учебник дирижирования. //Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М., 1998г.

196. Шибутани Т. Социальная психология. М., прогресс, 1969г.

197. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб.статей в 2 т. М., 1973г.

198. Щербакова А.А. Музыка и общение. Л., 1985г.

199. Эльконин Д.Б. Психологические игры. -М., Педагогика, 1978г.

200. Эстетика. /Ф.Хачесон, Д.Юм, А.Смит/. -М., 1973г.

201. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора. //Юрлов А. Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983г.

202. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991г.1. МОДЕЛЬ (словарь) ЭМОЦИЙ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.