Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна

  • Никитина, Екатерина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 156
Никитина, Екатерина Николаевна. Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна

4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - МУЗЫКАНТОВ.

1.1. СУЩНОСТЬ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.

1.2. РЕФЛЕКСИЯ В ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА.

ГЛАВА И. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА В ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

2.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОРОВОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА.

2.2. МЕТОДИКА ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА.

ПЛ. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА.

П.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

П.З. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта»

Актуальность проблемы исследования. Глубокие социокультурные изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, способствуют процессам обновления в области педагогики. В учебных заведениях разного уровня осуществляется активный поиск новых подходов к содержанию, формам и методам образовательно-воспитательной практики. Ключевой задачей педагогики высшей школы становится подготовка специалистов качественно нового типа, отвечающих высоким требованиям современности в отношении профессионализма и конкурентоспособности.

В многоаспектной работе учителя музыки особое место традиционно занимает хормейстерская деятельность. Хоровое пение было и остаётся наиболее доступной формой музыкального творчества школьников, приобщения к музыкальной культуре. Хормейстерская деятельность учителя музыки включает два основных направления: вокально-хоровая работа на уроках музыки и внеклассная работа с хоровым коллективом. К сожалению, реализация этих направлений на практике не всегда соответствует высокому профессиональному уровню. Некоторые педагоги-музыканты связывают такое положение дел с тем, что хоровое пение, несмотря на богатые культурно-исторические национальные традиции, не занимает должного места в образовательном процессе современной массовой школы (Венгрус JI.A, Останин П.П. и др.). Частично соглашаясь с ними, считаем, что важнейшим моментом в решении данной проблемы является качество хормейстерской подготовки учителя музыки.

В связи с общей гуманитаризацией образования в отдельных гимназиях и лицеях появляются классы с углублённым изучением предметов образовательной области «Искусство»; открываются школы-лаборатории, в которых хоровые занятия являются обязательными и входят в учебный план основного образования. Школа нуждается в высококвалифицированных учителях-хормейстерах, следовательно, повышение уровня хормейстерской подготовки педагогов-музыкантов становится все более актуальным.

В хормейстерской подготовке студентов музыкально-педагогических факультетов сложились устойчивые традиции, определенная система и практика занятий. Тем не менее, высокий профессиональный уровень подготовки студентов-музыкантов достигается не всегда, и методы ее дальнейшего совершенствования постоянно находятся в зоне особого внимания музыкально-педагогической науки.

Резервом такого совершенствования является принципиально новый взгляд на значение личностного развития студентов. Отмечая широкий спектр методической разработанности проблемы хормейстерской подготовки в целом, считаем, что данному фактору пока не уделяется должного внимания в условиях хоровых занятий на музыкальном факультете.

В работах Бенедиктовой Н.В., Голыка Г.Г., Ерман Р.Н., Живова В.Л., Матвеевой К.П., Первушиной Т.А., Эстриной Т.А., Яркина Б.Д. и других нашли отражение отдельные аспекты хормейстерской подготовки будущих учителей музыки. Однако, для ее качественного совершенствования мы считаем необходимым определить взаимодействие различных элементов в рамках единого подхода, предполагающего формирование и развитие наряду с хормейстерскими знаниями, умениями и навыками, » психологических составляющих, в том числе - рефлексии.

Изменения содержания, форм и методов образования, затронувшие в настоящее время систему музыкального обучения и воспитания, ставят вопрос о формировании нового стиля педагогического мышления, важнейшим показателем которого является рефлексия. Рефлексивный подход в профессиональной подготовке специалистов предполагает развитие у студентов различных само-процессов: самооценки, самоконтроля, самоанализа, коррекции собственных действий. Современный уровень развития психологии и педагогики, а также смежных дисциплин и специализированных отраслей этих наук, позволяет выйти на новый уровень решения данной проблемы. ' ( ' ч '

Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в разработке теоретико-методических основ хормейстерской подготовки студентов в хоровом классе в контексте рефлексивного подхода.

Объект исследования - процесс хормейстерской подготовки учителя музыки на музыкальном факультете педагогического ВУЗа.

Предмет исследования - содержание, формы и методы хормейстерской подготовки учителя музыки на основе рефлексивного подхода.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной и методической литературы выявить сущность хормейстерской подготовки педагога-музыканта.

2. Обосновать рефлексивный подход к процессу хормейстерской подготовки педагога-музыканта с позиций современных достижений в области педагогики и психологии.

3. Определить критерии оценки уровня хормейстерской подготовки студентов.

4. Разработать методику хормейстерской подготовки в условиях рефлексивного подхода и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.

Методологическая основа исследования - общедидактические подходы к учебно-воспитательному процессу (О.А.Абдуллина, В.В.Краевский, В.В.Сластёнин); работы по общей психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и психологии личности (Л.И.Божович, К.К.Платонов); теоретико-методологические и методические работы, посвященные проблемам музыкального воспитания и образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Б.Д. Критский, Г.П.Стулова); исследования по психологии музыкальной деятельности (Л.Л.Бочкарёв, А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин), психологии дирижирования (Г.JI. Ержемский, В.В. Ражников); работы по теории и практике хорового дирижирования (В.Л. Живов, С.А. Казачков, К.А. Ольхов, В.Г. Соколов, П.Г. Чесноков); работы по профессиональной и педагогической рефлексии (И.С. Ладенко, А.К. Маркова, Т.А. Колышева, Л.В.Яковлева).

Методы исследования: изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение музыкально-педагогического опыта руководителей учебных хоровых коллективов, а также собственного опыта диссертанта; педагогическое наблюдение; беседы со студентами и выпускниками музыкального факультета; анкетирование; педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования - процесс хормейстерской подготовки ' происходит эффективнее при соблюдении на занятиях в хоровом классе следующих условий:

1. Соответствия хормейстерской подготовки целостной структуре содержания образования, в основе которой взаимосвязь содержательного, операционального, мотивационного и творческого компонентов;

2. Использования системы репетиционных моделей, каждая из которых представляет собой особый комплекс смысловых, технических, психологических и методических задач, а также путей их реализации, соответствующих специфике репетиционного этапа;

3. Применения психолого-педагогических средств, направленных на формирование рефлексивной позиции студентов-музыкантов, трактуемой как способности к осознанному отношению к собственным хормейстерским действиям.

Научная новизна исследования: 1. Разработана система психолого-педагогических средств совершенствования хормейстерской подготовки студентов в условиях рефлексивного подхода, который рассматривается как установка на активизацию процесса самопознания студентом внутренних психических актов и состояний в ходе обучения.

2. Впервые предложена система репетиционных моделей освоения хормейстерской деятельности в хоровом классе. Начальная - эскизная, промежуточная - детальная и заключительная - предконцертная модели разработаны с позиции единства хорового исполнительства и технологии работы с хором. Каждая репетиционная модель является своеобразной схемой действия хормейстера в отношении хорового произведения, собственной деятельности и действий певцов хора.

3. Выявлена сущность хормейстерской подготовки педагога-музыканта в соответствии со структурой содержания образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные расширяют представление о возможностях и путях хормейстерской подготовки педагога-музыканта в ВУЗе. В исследовании осуществлена детальная разработка структурных компонентов хормейстерской подготовки в соответствии со спецификой содержания образования будущих учителей музыки. На основе достижений в области психологии и музыкальной педагогики обоснован рефлексивный подход к подготовке студентов в хоровом классе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики хормейстерской подготовки в хоровом классе на основе рефлексивного подхода; использовании критериев оценки уровня хормейстерской подготовки студентов в практической учебной деятельности.

Достоверность результатов подтверждена итогами опытно-экспериментальной работы на музыкальном факультете Mill У, СГПУ, УГЛУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Применение рефлексивного подхода к процессу хормейстерской подготовки целесообразно на занятиях хорового класса, который является центральным звеном в структуре учебных дисциплин, направленных на реализацию профессиональной хормейстерской подготовки педагога-музыканта.

2) Рефлексивный подход обеспечивает единство содержания хормейстерской подготовки, предполагающего формирование и развитие хормейстерских знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к работе с хором и формы освоения хормейстерской деятельности. >

3) Наиболее эффективной формой освоения хормейстерской деятельности является применение в хоровом классе системы репетиционных моделей, соответствующих специфике основных этапов работы с хором. Основу репетиционных моделей составляет триединство хоровое произведение - хормейстер - хор, отражающее реальную ситуацию на данном репетиционном этапе.

4) Становление рефлексивной позиции студентов возможно при условии ориентации учебного процесса в хоровом классе на сотворчество руководителя хора и студентов и обусловлено сочетанием коллективных и индивидуальных форм рефлексии (коллективная рефлексия, саморефлексия).

Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой автором с 1996 года на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета Mill У; в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы Mill У (2000, 2001 гг.); в ходе обсуждения материалов диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования Mill У, и в виде публикаций материалов и тезисов по теме исследования в сборниках научно-практических конференций Mill У, УГЛУ, ПГПУ. Методика, разработанная в настоящей диссертации, используется в практике работы педагогов кафедры пения и хорового дирижирования.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений; иллюстрирована таблицами и объемными диаграммами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Никитина, Екатерина Николаевна

Заключение.

1. На основе изучения научно-методической литературы выявлена сущность хормейстерской подготовки педагога-музыканта, структуру которой составляет взаимосвязь содержательного, операционального, мотивационного и творческого компонентов. Уровень хормейстерской подготовки можно оценивать по следующим показателям:

- объем знаний о качественном хоровом звучании, о методах и приемах репетиционной работы, о взаимодействии с хором (содержательный компонент);

- уровень владения хормейстерскими навыками (вокально-техническими, дирижерскими, психологического воздействия) и умениями (рефлексивными, ориентировочно-прогностическими, коммуникативными) (операциональный компонент);

- степень интереса к хормейстерской деятельности, отношение к работе с хором, уровень активности (мотивационный компонент);

- наличие исполнительской концепции произведения, проявление индивидуальности в интерпретации; гибкость, оригинальность в способах работы, скорость реакции на ситуации, возникающие в ходе репетиции (творческий компонент).

2. Рефлексивный подход является эффективным средством совершенствования хормейстерской подготовки. Данный подход представляет собой комплекс психолого-педагогических средств, направленных на активизацию процесса самопознания студентом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивный подход в качестве дидактической направленности учебного процесса действует как установка, стратегия обучения хормейстерской деятельности. Он предполагает организацию специального обучения, в ходе которого студенты овладевают средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней деятельностью. Основными составляющими рефлексивного подхода являются:

- рефлексивный анализ репетиционных моделей освоения хормейстерской деятельности, представленных триединством хоровое произведение - хормейстер - хоровой коллектив;

- включение механизмов рефлексии в основные компоненты хормейстерской подготовки - содержательный, операциональный, мотивационный и творческий.

3. В исследовании разработана и применена методика, основанная на рефлексивном подходе, которая включает обучение студентов хормейстерской деятельности с позиции рефлексивного анализа. Объектами рефлексивного анализа являются: хоровое произведение, методы и приемы репетиционной работы, средства хормейстерской деятельности, хоровое звучание, реакция певцов хора неосновных репетиционных этапах - начальном-эскизном, промежуточном-детальном, заюпочительном-предконцертном. Методикой предусмотрено включение механизмов рефлексии в содержание хормейстерской подготовки. Актуализация рефлексивного подхода на уровне основных компонентов происходит по трем направлениям: в процессе вокально-хоровой работы под руководством педагога-хормейстера, в ходе хорового практикума под руководством студентов-сокурсников, в ходе самостоятельной работы с хором.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что обучение по предложенной методике:

- повышает уровень хормейстерских знаний студентов и способствует развитию хормейстерских умений и навыков;

- стимулирует интерес к работе с хором;

- формирует творческую активность студентов в процессе хормейстерской подготовки;

- способствует проявлению исполнительской индивидуальности.

Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и свидетельствуют об эффективности разработанной методики хормейстерской подготовки в условиях рефлексивного подхода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем педагогикимузыкального (музыкально-педагогического) образования/ Методологическая культура педагога-музыканта. М., 2001. - с.42-71.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения вобщеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1. Наука, 1980.-335 с.

4. Аксёнова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. М.,1998. 156 с.

5. Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентовсовместной деятельности. Автореферат дис. . канд. психол. наук. -Л., 1981.-20 с.

6. Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания.

7. Автореферат дис. . канд. психол. наук. М., 1988. - 23 с.

8. Алиев Ю.Б. Детский хор // Хороведение. М., 1971. - с. 133-158.

9. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогикисотрудничества: книга для учителя. К.: «Освита», 1991. - 111 с.

10. Анисимов А.И. Дирижёр-хормейстер. М.: Музыка, 1976. - 159 с.

11. Анисимов О.С. Логическая организация педагогической рефлексии//

12. Проблемы логической организации рефлексивных процессов: тезисы. -Новосибирск, 1986. с. 176-177.

13. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителюмузыканту//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15/ Сост. О.Апраксина. -М.: Музыка, 1982. с.32-43.

14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение,1984.-111с.

15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. Егозакономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 368с.

16. Асатрян О.Ф. Становление социально-ценностных профессиональныхориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки. Дис. .канд.пед.наук. -М.: 2000. -229с.

17. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс. JL:1. Музыка, 1971.-374с.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. Принцип общепедагогическогоанализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

20. М.:Просвещение, 1982. 192с.

21. Бартенева JI.Б. Влияние занятий хорового класса на формированиеисполнительских качеств будущего учителя музыки// Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.:МГПИ им. Ленина, 1980. - с.3-12.

22. Бердяев Н.А. Самопознание. М. 1991. - 444с.

23. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избр. Психол.тр./ Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т, под ред. В.П.Зинченко. М.:Ин-т практ. психол; Воронеж:МОДЭК, 1997. -604с.

24. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшейнервной деятельности. JL: Музыка, 1974. - 142с.

25. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики иусловия движения. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168с.

26. Бодалёв А. А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. - 254с.

27. Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс//

28. Вопросы психологии, 1984. №5. с. 17-29.

29. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.:1. Знание, 1983. 96с.

30. Божович JI.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка//

31. Проблемы формирования личности: Избран, психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. Зе изд. - М.: Московский психол.-социал. ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -135-171.

32. Божович Л.И. Психологические закономерности формированияличности в онтогенезе// Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. Зе изд. - М.:Моск. психол.-социал. ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - с.180-192.

33. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности: М., 1997.-350с.

34. Боулт А. Мысли о дирижировании// Исполнительское искусствозарубежных стран. Вып.7. -М.:Музыка, 1975. с. 134-190.

35. Букреев И.С. Психологические предпосылки формирования творческойиндивидуальности студента-дирижёра. Автореферат дис. . канд. психол. наук. - М., 1983. - 19 с.

36. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессиональногостановления дирижёра: Монография/ И.С. Букреев. Екатеринбург: Уральская Государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, 1997.-312с.

37. Бенедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижёрско-хоровойдеятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педвуза. Дис. .канд. пед. наук. - м., 1987. - 168с.

38. Венгрус Л.А. Начальное хоровое пение. СПб.: Музыка, 2000. - 280 с.

39. Вербицкий А.А. Деловая игра и программированное обучение вконтексте формирования профессионального мышления. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1984. - с.102-112.

40. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. - 100с.

41. Виноградов К.П. Работа профессора Н.М. Данилина над хоровым строем

42. Из истории дирижёрско-хорового образования в Московской консерватории / Научные труды Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб.28. - М., 200. - с.4 -15.

43. Власова Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповойдеятельности. Автореферат, дис. . канд. психол. наук. М., 1998. -24с.

44. Волконский С.М. Выразительное слово. СПб.,1913. - 210с.

45. Волконский С.М. Человек на сцене. СПб., 1912.-182с.

46. Восприятие и деятельность //сб.статей/ Под ред. А.Н.Леонтьева. М.:1. Изд-во МГУ, 1976. 319с.

47. Вульфов Б.З. Рефлексия: педагогические возможности управления//

48. Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 1998. - №2. -с.3-10.

49. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность,управление // Magister. 1995. - №1. - с.71-79.

50. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова.

51. М.: Педагогика, 1991. -479с.

52. Галахова М. Становление дирижёрско-хорового образования в

53. Московской консерватории (1923-1933)// Из истории дирижёрско-хорового образования с Московской консерватории / Научные труды Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского. -Сб.28. М., 2000. - с.33-52.

54. Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии иэффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов. Автореферат дис. .канд. психол.наук. М., 2001. - 16с.

55. Гатауллина Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитаниямладших школьников на основе взаимосвязи речевой и певческой деятельности: (В условиях православных учебных заведений). -Дис.канд. пед. наук. -М., 2000. 189с.

56. Гинзбург Л.М. Избранное. Вопросы теории и практики дирижирования.- М.: Советский композитор, 1982. 304с. »

57. Гинзбург Л.М. На пути к теории// Дирижёрское исполнительство. М.,1976. с.571-620.

58. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультетав формировании музыкально-педагогических качеств студентов. Дис. .канд.пед.наук. - М., 1971. - 164с.

59. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология испольнительногодействия. М.: Тривола, 1995. - 312с.

60. Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочныхсуждений учащихся-музыкантов в процессе хормейстерской подготовки. Дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 147с.

61. Гостева Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика какспецифическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов. Автореферат дис. . канд. пед. наук. - М., 2001.-26 с.

62. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр»,1993. 190с.

63. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодолениестереотипов. СПб.: OMS, 1994. - 192с.

64. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.,1991.-319с.

65. Грязева В.Г. Индивидуализация и интеграция личности в совместнойтворческой деятельности. Автореферат дис. . канд. психол. наук. -М., 1988.-24 с.

66. Гуренко Е.Г. Эстетические проблемы исполнительского искусства.

67. Дис. . доктора философских наук. Новосибирск, 1983. -402с.

68. Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управленияшколой. Дис. . доктора пед.наук. - М., 1996. - 468с.

69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.

70. Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкальном факультете. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1977. - 195с.

71. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. — 368с.

72. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз, 2е изд., 1957.-106с.

73. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: «Академия», 1996. - 224с.

74. Егоров А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. — Л.: Музгиз, 1958. 187с.

75. Егорова С.В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1998. -193 с.

76. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. С,-Пб., 1993.-258 с.

77. Ерман Р.Н. Оптимизация дирижёрско-хоровой подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в условиях заочного обучения. Дис. . канд.пед.наук. - М.,1988. - 184с.

78. Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб.: Знание. 1992. -32с.

79. Жарова Л.М. Формирование готовности младших школьников к хоровойдеятельности. Дис. канд.пед.наук. -М., 1987. -215с.

80. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Изд-во МГТУ им.1. Н.Э.Баумана, 1998. 288с.

81. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научнометодическое пособие. 2е изд. - М., 1998. - 192с.

82. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.-64с.

83. Иванов В.Г. Коллектив и личность. JL: Изд-во Ленинградскогоуниверситета, 1971. 119с.

84. Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижёра. М.: Музыка, 1973. - 78с.

85. Изард, Кэрол Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 438с.

86. Ильенков Э.В. Деятельность и знание// Философия и кулыура. М.:

87. Политиздат, 1991. с.З81-387.

88. Ирхен И.И. Совместная деятельность педагога и студентов в процессепрофессиональной подготовки учителя музыки (на материале пед. колледжа). Дис. . канд.пед.наук. - И., 1999. - 201 с.

89. Исаева Л. А. Формирование профессионально-педагогических уменийучителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики в школе. -Дис. . канд.пед.наук. М., 1984. - 155с.

90. Исследование проблем психологии творчества// АН СССР/ Отв. ред.

91. Я.А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. - 336 с.

92. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущегоучителя музыки. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1991. - 184с.

93. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. - 232с.

94. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТООТК1. Петрополис», 1997. 205с.

95. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.:1. Политиздат, 1988. 319с.

96. Казачков С.А. Дирижёрский аппарат и его постановка. М.: Музыка,1967.-110с.

97. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.108с.

98. Киященко Н.И. Роль эмоций в эстетическом воспитании средствамиискусства.//Пути и средства эстетического в оспитания/Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, Б.Н.Абросимов и др.-М.:Наука,1989.-с.51-65.

99. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики.- М.: Искусство, 1983. 224 с.

100. Коган Г. У врат мастерства. Переизд. М.: Советский композитор, 1977.176с.

101. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональноличностной рефлексии в системе выысшего педагогического\образования. Дисс. . доктора пед. наук. - М., 1997.-217с.

102. Колышева Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессииучителя музыки ( на занятиях хорового класса музыкально-педагогического факультета пед.института). Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1981.-150с.

103. Кондрашин К.П. Мир дирижёра: (технология вдохновения). Л., 1976.190 с.

104. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.1. М., 1980.-256 с.

105. Короткова Т.М. Развитие творческих способностей будущих учителеймузыки на хоровых занятиях. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1996.

106. Корыханова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. - 206 с.

107. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособиедля педагога-исследователя. Самара, 1994. -165 с.

108. Краевский В.В, Методология педагогики: прошлое инастоящее.//Педагогика, 2002. №1. - с.3-10.

109. Краснощёкое В.И. Вопросы хороведения. М., 1969. - 229с.

110. Кречковский А.Ф. Формирование у студентов музыкальнопедагогических факультетов умений диагностики хорового пения. -Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1981. - 142с.

111. Критский Б.Д.Теория и практика подготовки учителя музыки:образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации.-Дис. . докторапед.наук.-М.,2001.-355с.

112. Куликов В.Н. Психологическое воздействие. Взаимодействие исамовоздействие: история, теория, проблемы.// Психологическое воздействие на личность и группу. Сб.научн.трудов. - Иваново, 1989. -с.7-18.

113. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическаярефлексия /Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская; С.-петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 46с.: ил.

114. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя.//

115. Моделирование педагогических ситуаций. М.:Педагогика, 1981.

116. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательнойдеятельности. Л., 1972. - 117с.

117. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальныхсистем// Рефлексия в науке и обучении. сб. научн. Тр. Отв. редактор Ладенко И.С. - Новосибирск, 1989. - с.7-19.

118. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,1975.-304с.

119. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-39с.

120. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ,1998.-111с.

121. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//

122. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 156-176.

123. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций//1. Педагогика, 1996. №2 - с.

124. Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижёры. М.: Музгиз,1963.-211с.

125. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1999.-350с.

126. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//

127. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. - с.64-93.

128. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//

129. Методолгические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С.124-135.

130. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366с.

131. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки// Философия.

132. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - с.315-335.

133. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 19981. - 208с.

134. Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социальнопсихологического тренинга. Автореферат дис. . канд.психол.наук. -М„ 1989.-20с.

135. Макаренко А.С. Соч. в 7ми т., т.5, М.: АПН РСФСР, 1957. - 542с.

136. Максимов В.Н. Критическая рефлексия в процессе восприятияискусства. Дис. канд.философ.наук. - М., 1989. - 169с.

137. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. Л., 1965.

138. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192с.

139. Матвеева К.П. Формирование навыков управления певческойдеятельностью школьников как существенный компонент в подготовке учителя музыки. Дис. канд.пед.наук. - М., 1980. - 180с.

140. Матюшкин A.M. Изучение групповых форм мышления и творчества//

141. Психологический журнал. 1984. - №1. с.9-17.

142. Матюшкин A.M. Исследование и диагностика мышления в условияхсовместной деятельности// Проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1979. с.13-53.

143. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1999. - с.

144. Медушевский В.В. Невидимый учитель. Православная традициямузыкального образования в России// История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1999. -с.141-145.

145. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественноговоздействия музыки. М., 1976. — 253с.

146. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин.1. М.: Музыка, 1978. 132с.

147. Мерлин B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развитияколлектива как фактор стабильности кадров// Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — с.24 - 39.

148. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967. - 351с.

149. Мышление: процесс, деятельность, общение/ Отв.ред. А.В.

150. Брушлинский. М.: Наука, 1982. - 287с.

151. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат/

152. Ю.Н.Кулюткин, Г.С. Сухобская. -М.: Педагогика, 1990. 102с.

153. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. Психол.тр.Под ред. А.А.

154. Бодалева. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356с.

155. Надирашвили Ш.А Установка и деятельность. Тбилиси: Изд-во1. Мецниерба», 1987. -368с.

156. Науказ Д.А. Содержание, структура, критерии профессиональнойготовности учителя// Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвузовский сб.научн.тр. вып.2. М.: МПГУ, 2001. - с.63-66.

157. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учебн.заведений. В 2х книгах. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение : Владос, 1994. - 576с.

158. Никифоров И.С., Прудникова Е.П. Организация коллективнойрефлексии студентов в игровой деятельности// Рефлексия в науке и обучении/ Отв.ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, 1989. - с.76-84.

159. Николаенко П.М. Педагогические условия совершенствованиявокально-хоровой подготовки учителя музыки. — Дис. . канд.пед.наук. -М., 1981.-181с.

160. Никольская-Береговская К.Ф. Подготовка хормейстера и учителя пенияв учебном хоре музыкально-педагогического факультета/ЛС 90-летию О.А. Апраксиной: сб.научно-методических статей. М.: Прометей, 2002. -с.102-111.

161. Никольская-Береговская К.Ф. Роль хорового класса в формированииучителя-музыканта на музыкально-педагогическом факультете// Подготовка учителя музыки общеобразовательной школы. Сб.научн.тр. Вып.2. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1978. - с.3-15.

162. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX -XX веков. Методическое пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.- 192с.

163. Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе Университета.- Дис. . канд.пед.наук. Иваново, 1999. - 246с.

164. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов// Социальная психология. Л., 1979. - с.24 - 45.

165. Овсянникова В.А. Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Дис. . канд.пед.наук. -М., 1996. - 159с.

166. Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижёрско-хоровой деятельности. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1995. - 179с.

167. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижёрской техники. 2-е изд. Л.: Музыка, 1984. - 160с.

168. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416с.

169. Пазовский А.Н. Записки дирижёра. М.: Музыка, 1966. - 562с.

170. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. 1945-1980: Исследование. М.: Советский композитор, 1991. - 280с.

171. Педагогика/ Под ред.проф. О.А. Абдуллиной. М.: Прометей, Mil l У, 1994. ч.2. - 106с.

172. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.учебных заведений/ В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998.-312с.

173. Первушина Т. А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором. Дис. . канд.пед.наук. -М., 1984.-166с.

174. Петровский А.В. Развитие личности с позиций социальной психологии/// Вопросы психологии. 1981. -с.57-66.

175. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС, 1997. -384с.

176. Пигров К.К, Руководство хором. М.: Музыка, 1964. - 218с.

177. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.-264с.

178. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -252с.

179. Поляков О. Язык дирижирования. Киев: Музична Украина, 1987. -93с.

180. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280с.

181. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. -М.: Музгиз, 1961. 122с.

182. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского Университета, 1989. - 204 с.

183. Прикладная психология в высшей школе/ Научнред Н.М.Пейсахов. -Казань.: Изд-во Казанского Университета, 1989. -270с.

184. Проблемы психологии личности и коллектива//сб.научн.тр. М., 1979. -с.

185. Просецкий П.А. Психологические основы формирования коллектива. -Автореферат дис. . докт.психол.наук. Л., 1971. - 32с.

186. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440с.

187. Психология воздействия (проблемы теории и практики): сб.научн.тр./Редкол.А.А.Бодалев, Г.А.Ковалёв и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 152с.

188. Психология творчества/ Под ред. Я.А.Пономарёва. М.: Наука, 1990. -224с.

189. Психологическая теория коллекгива/Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 240с.

190. Психология управления/ Л.К.Аверченко, Г.М.Залесов, Р.И.Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв.ред. М.В.Удальцова. Новосибирск: Изд-во НГАиУ - М., 1999. - 150с.

191. Птица К.Б. Дирижёр в хоре/Ю музыке и музыкантах. М., 1994. -с.382-386.

192. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141с.

193. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижёра. Дис. . канд.психол.наук. - М., 1973. - 202с.

194. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М.: МГОПУ, 1996. - 146с.

195. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. - 228с.

196. Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. -328с.

197. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 424с.

198. Русская духовная музыка в документах и материалах, т.1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники Письма. -М.: «Языки русской культуры», 1998. 688с.

199. Сафонова В.И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодёжи в процессе хоровых занятий. Дис. .канд.пед.наук. -М.,1989.-282с

200. Сафонова В.И. Хоровой класс и практическая работа с хором// Исполнительская подготовка учителя музыки: программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 музыкальное образование. М: Флинта: Наука, 1999. - с. 128-140.

201. Семенюк В.А. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000. - 175с.

202. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (социально-психологическая концепция).- СПб.: Изд-во Петербургского Ун-та, 1995. 200с.

203. Семёнов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореферат дис. . докт.психол.наук. - М., 1992.-51с.

204. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности// Вопросы психологии, 1983. №2. -с.35-43.

205. Сивизьянов А. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1997. - 372с.

206. Сидельников Л. Симфоническое исполнительство. М., Советский композитор, 1991. -284с.

207. Ситаров В.А. Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника. Дис. .докт.пед.наук. - М., 1991. -359с.

208. Ситаров В.А., Моралов В.Г. Педагогика ненасилия// Магистр. М., 1992.

209. Скрипкина Э.А Развитие сознательности и эмоциональности учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его подготовки в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1979. - 205с.

210. Современные исследования и освоение механизмов рефлексии: Материалы семинара по пробл. «Развитие интеллектуал, инноваций в соврем, о-ве», 21-23 февр. 1995г. Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1995. - 74с.

211. Соколов В.Г. Работа с хором, 2е изд. М., 1964. - 152с.

212. Соколова О.П Методы активизации научно-практической деятельности будущих учителей музыки// Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб.научн.тр. Вып.1. М.: МПГУ, 2002.

213. Соколова О.П. Современный подход к проблеме обучения хоровому дирижированию в педагогическом вузе// Музыка в школе: углублённый вариант (ценностные ориентации и приоритеты)/ научн.ред. В.И. Адищев. Пермь: ПГПУ, 2000. - с.59-60.

214. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций/ С.Ю.Степанов; Рос. акад. Наук, Ин-т психологии, Ин-т рефлекс. Психологии сотворчества. -М.: Наука, 2000. 173, 1. е.: ил. - Библиог.:с. 165-172.

215. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: ВЛАДОС, 2002. - 176с.

216. Сэт Э.К. Развитее творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета пед.института. Автореферат дис. . канд.пед.наук. - М., 1973. - с.

217. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. - 96с.

218. Тенета-Бартенева Л.Б. Лебедев Константин Михайлович. Очерк о жизненном и творческом пути. М., 4й филиал Воениздата, 2002. — 128с.

219. Теплов Б.М. Избранные труды. В томах. М.: Педагогика, 1985. - 328 и 357 с.

220. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. -Петразаводск: «Фолиум», 1996. 224с.

221. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304с.

222. Тукмачёва М.И. Подготовка будущего учителя музыки к общению с хоровым коллективом. Автореферат дис. . канд.пед.наук. - М., 1992.-23с.

223. Тумина Л.Е. Язык чувств: мимика как средство выразительности// Дидакт, 2001. №6 (45). Министерство образования России. - с.28-40.

224. Тюков А. А. О путях описания механизмов рефлексии: современныекомплексные исследования. Новосибирск, 1987. - с.68-75.

225. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М. - Воронеж, 1997. - 447с.

226. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установок.1. Тбилиси, 1979.

227. Ушкарёв А. Основы хорового письма. М.: Музыка, 1982. - 231с.

228. Формирование учебной деятельности студентов/ Под. ред. В.Я.Ляудис.

229. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240с.

230. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении// Педагогика ипсихология. М.: Знание, 1984. №6. - 80с.

231. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга дляучителя. М.: Просвещение, 1987. - 223с.

232. Фрыгина Н.И., Цуканова Е.В. Взаимовлияние специфики общения имежличностных отношений в процессе совместной деятельности// Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения.- Новосибирск, 1979. с. 87-115.

233. Хазанов А. Как разучивать произведение с хором// Работа в хоре. 2е изд.- М.: Профиздат, 1964. с. 113-153.

234. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижёрском ремесле. Статьи. -М.: Советскийкомпозитор, 1984. 264с.

235. Хороведение: Учебное пособие для студентов музыкальнопедагогических факультетов. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.-210с.

236. Хоровое искусство. Сб. статей / под. ред. Михайлова А.В., Ольхова

237. К.А., Романовского Н.В. Л.: Изд-во «Музыка», 1967. - 154с.

238. Худобина Е.Ю. Психология внутреннего диалога. Ульяновск, 1996.133с.

239. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.- М.: Советский композитор, 1988. 384с.

240. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения. — Дис. докт.пед.наук. М., 1977. - 407с.

241. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 384с.

242. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд.З. М., 1961. - 204с.

243. Чистяков В.В. Психологические особенности личности будущих дирижёров оркестров ( на материале музыкально-педагогических вузов). Автореферат дис. . канд.пед.наук. - М.Д995. - 20с.

244. Шадриков В.А. Деятельность и способности.: М.: Изд-во корпорация «Логос», 1994.-320с.

245. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дис. . докт.пед.наук. - М., 1991. - 400с.

246. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. -288с.

247. Штофф В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. - 210с.

248. Щедровицкий Г.П. Рефлексия// Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - с.485-496.

249. Эстрина Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования в практической работе с хором. Дисс. . канд.пед.наук. - М., 1981. - 165с.

250. Эстрина Т.А. Формирование навыков речевого общения в хоровом классе и классе дирижирования// К 90-летию О. А. Апраксиной: сб. научно-методических статей. М.: Прометей, 2002. - с. 69-82.

251. Яковлева Л .В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии. Автореферат дис. .канд.пед.наук. - М., 1988.-23с.

252. Яркин Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в ходе хорового практикума. Дисс. . канд.пед.наук. - М., 1990. - 185с.

253. Conversations wich conductors. Edited by Robert Chesterman ( O.KIemperen, L. Bernstein and others). Robson Books. - London, 1978. -p.72-86.

254. Ormandy E. Art of condacting. Oxford, 1968. - p.56-61.149

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.