Развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи «гохуа» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Наумова Юлия Валерьевна

  • Наумова Юлия Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 175
Наумова Юлия Валерьевна. Развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи «гохуа»: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет». 2020. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Наумова Юлия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих потребностей участников изостудии

1.1. Методологические аспекты развития художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии

1.2. Педагогические условия формирования творческих потребностей взрослых обучающихся на уроках китайской живописи

1.3. Концептуальная модель развития художественно-творческих потребностей обучающихся на примере китайской живописи

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование путей и методов развития художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на уроках китайской живописи

2.1. Создание опытно-экспериментальной модели условий и методов развития художественно-творческих потребностей обучающихся китайской живописи

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих потребностей взрослых обучающихся на уроках традиционной китайской живописи

2.3. Исследование эффективности опытно-экспериментальной модели развития художественно-творческих потребностей обучающихся китайской живописи

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи «гохуа»»

Введение

Актуальность исследования и степень разработанности темы.

Важным условием успешного личностного роста человека в современном мире является развитие его творческих качеств и способности реагировать на вызовы времени. Новые задачи, стоящие перед педагогикой в сфере дополнительного образования, нашли свое отражение в Федеральном законе "Об Образовании в Российской Федерации": «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании»1.

Сегодня актуальной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания человека стало создание условий для возможности его самореализации в разнообразных творческих объединениях и студиях. Важное место в этом процессе занимают образовательные учреждения системы дополнительного образования. Примером этому может служить образовательный проект «Серебряный университет» ГАОУ ВО МГПУ (часть московского проекта «Активное долголетие», работает с 2017 г.), дающий возможность людям среднего и пожилого возраста получить дополнительное образование, освоить творческие профессии и работать в новой области, использовать свободное время интересно, полезно и творчески.

В век стремительного развития информационных технологий и интернета появилась возможность ближе узнать культурные традиции других стан. Искусство Китая, уникальное в своем роде и доступное ранее только в виде небольших репродукций в книгах, теперь может радовать зрителя не только благодаря интернету, но и большому количеству совместных проектов

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», ст.75.

и выставок, организованных в рамках культурного сотрудничества между Россией и Китаем.

Благодаря этому стало возможно не только по достоинству оценить китайскую живопись «гохуа» (в дальнейшем «китайская живопись») и ее значимость в мировой культуре, но также активно использовать возможности выразительных средств и технических приемов китайской живописи для развития художественно-творческих потребностей личности.

Исследуя философские аспекты понимания творчества, нами были изучены работы Аристотеля, Платона, Н.А. Бердяева, Г. Гегеля, М.М. Розенталя, А.Г. Сабирова, В.Ф. Сержантова и др., а также классические китайские трактаты Ван Гай, Гу Кай-чжи, Сэ Хе, Ши-Тао и др.

В поисках научно-теоретического обоснования своего экспериментального исследования мы опирались на труды известных ученых в области психологии и педагогики: Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Г.А. Давыдовой, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Г. Маслоу, В.В. Небылицына, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона.

Проблематика, связанная с формированием и развитием личности, ее потребностей, в том числе художественно-эстетических, как основополагающего фактора целенаправленной человеческой деятельности отражена в работах В.П. Грибанова, Б.В. Зейгарника, А.Н. Леонтьева, А.Г. Маслоу, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна.

При разработке теоретической базы в области китайской философии, истории китайского искусства и каллиграфии, востоковедения нами были изучены научные труды Т.И. Виноградовой, Е.В. Завадской, В.В. Малявина, Е.А. Мешенниковой, Дж. Роулли, В. Фостер, Лу Юн, Лю Цин, Се Юнхуэй, Тянь Циши, Юань Сяодун и др.

Вопросами интеграции китайской и российской культуры и искусства в области педагогики занимались Д.В. Антоненко, Го Сяобинь, Нин Бо, А.В. Новоселова, Се Юнхуэй, Чжан Цзюнь, Чжао Цзе, Юй Аньдун и др.

Рассматривая традиционную методику обучения китайской живописи, нами исследовались научные труды китайских авторов: Ван Баомин, Ли Джуньяо, Ли Дунсю, Ли Сяохун, Ма Чжифэн, Сунь Цифэн, У Янму и др.

Методологической основой нашего исследования в области художественной педагогики послужили работы известных ученых: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, Р.Ч. Барцица, Г.В. Беды, Л.А. Буровкиной, М.В.Галкиной, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Е.В. Шорохова.

Исследования развития художественных потребностей при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной и высшей школе были проведены Н.С. Боголюбовым, А.А. Булкиным, С.П. Ломовым, К.В. Мамонтовым, Н.Н. Пучковой, С.П. Рощиным, М.В. Соколовым.

Большое значение для нашего исследования представляет работа С.П. Рощина «Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога» [93]. В этом исследовании автор уделяет значительное место вопросам педагогических условий формирования профессионально-личностных потребностей обучающихся. Вопросам развития творческих потребностей посвятил свою диссертационную работу К.В. Мамонтов -«Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой» [67]. В ней проводится исследование о влиянии сформированности художественно-творческих потребностей личности на уровень специальной подготовки студентов и эффективность учебно-творческой деятельности. В диссертации Н.Н. Пучковой «Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством» [86] рассматриваются вопросы особенной роли декоративно-

прикладного искусства для развития художественно-творческих потребностей обучающихся.

Исследование методов преподавания китайской живописи позволяет сделать вывод, что в Китае хорошо разработана система обучения традиционной китайской живописи для любого уровня способностей, для любых возрастных категорий, для любого уровня подготовки обучающихся. Также следует отметить все возрастающий интерес жителей России к восточным культурам, в частности, китайской. Это обусловлено традиционными давними связями и современными тенденциями к сближению наших стран. Таким образом, можно говорить о громадном потенциале китайской живописи для развития художественно-творческих потребностей обучающихся разных возрастных категорий в нашей стране. Вместе с тем, научно-обоснованных и экспериментально проверенных методик обучения китайской живописи с целью развития художественно-творческих потребностей взрослых обучающихся не разработано. Существующее противоречие между запросом общества на удовлетворение и развитие творческих потребностей взрослого населения средствами китайской живописи и отсутствием разработанных методик определяет проблему нашего исследования, которая заключается в решении сложной научно-практической задачи - разработки эффективных условий и методов развития художественно-творческих потребностей взрослых, обучающихся основам китайской живописи.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия и методы обучения китайской живописи, способствующих эффективному развитию художественно-творческих потребностей взрослых в условиях дополнительного образования.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность участников изостудии на занятиях китайской живописью, процесс развития художественно-творческих потребностей.

Предмет исследования - условия и методы развития художественно-творческих потребностей участников изостудии на занятиях китайской живописью.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие художественно-творческих потребностей взрослых в процессе приобретения навыков создания произведений в стиле традиционной китайской живописи будет эффективным, если:

- на основе мирового научно-теоретического и практического опыта в области педагогики, психологии, методики обучения изобразительному искусству определить условия и методы эффективного развития художественно-творческих потребностей обучающихся посредством самостоятельной творческой изобразительной деятельности, основанные на действиях исследовательского характера и личностной заинтересованности искусством и культурой Китая;

- на основе применения традиционных китайских и отечественных методов преподавания изобразительного искусства, разработать и внедрить в практику авторскую систему методов обучения китайской живописи, направленную на эффективное развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии;

- определить и создать условия погружения обучающихся в художественно-эстетическую среду китайского традиционного искусства и творческой работы на основе личной мотивации к действиям исследовательского характера.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- провести анализ педагогической, психологической, учебно-методической, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;

- исследовать опыт педагогической практики обучению изобразительному искусству в условиях дополнительного образования;

- теоретически обосновать и практически внедрить модель обучения китайской живописи, направленную на развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии;

- определить и создать педагогические условия погружения обучающихся в художественно-эстетическую среду китайского традиционного искусства, направленные на эффективное развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии;

- разработать и сформулировать критерии оценки эффективного развития художественно-творческих потребностей обучающихся на примере китайской живописи в условиях изостудии;

- внедрить в практику и доказать эффективность экспериментальной системы методов и условия развития художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи.

Методы исследования:

Теоретические - анализ философской, исторической, искусствоведческой, психологической, педагогической и методической литературы; изучение нормативно-правовых и законодательных документов; анализ собственного педагогического (в качестве преподавателя академической живописи, рисунка и китайской живописи) опыта работы.

Эмпирические - педагогическое наблюдение, подбор и разработка методов обучения китайской живописи; опрос, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение и анализ результатов творческой

деятельности обучающихся, обобщение полученных результатов; опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе НОУ Художественно-гуманитарный колледж (г. Москва), ГБУ Центр по работе с населением «Преображенец» (г. Москва), клуб китайской культуры «Две Империи» (г. Москва), Учебный центр «Екатеринодар» (г. Краснодар), Изостудия «Lidojosaota - Летящая кисть» (г. Рига, Латвия), а также Линьинского Университета (Китай), Чжэнчжоуского Восточного Художественного Института (Китай), Хунаньского Университета Науки и Искусства (Китай).

Этапы исследования:

На первом этапе (2010-2013 гг.) была отобрана и проанализирована научная, искусствоведческая, психолого-педагогическая и философская литература, посвященной историческим и культурным особенностям китайской живописи, отобран теоретический материал по методике и теории преподавания живописи, по основам преподавания китайской живописи, а также проведено изучение близких по теме данного исследования педагогических, методических диссертационных работ. Данный этап исследования осуществлялся в основном в Китае в библиотеках и научных фондах Линьинского Университета, Чжэнчжоуского Восточного Художественного Института и Хунаньского Университета Науки и Искусства. Кроме того, автором был наработан теоретический и практический опыт в области изучения и преподавания китайской живописи. Проведены анкетирование и опрос с целью выявления первоначального уровня подготовки респондентов и их теоретической осведомленности в области восточного искусства.

На втором этапе (2014-2016 гг.) была обоснована и разработана концептуальная модель обучения китайской живописи для людей среднего и пожилого возраста некитайского происхождения, определены педагогические

условия эффективного преподавания. Была детально разработана программа курса с использованием китайских традиционных методов обучения китайской живописи. Были разработаны критерии оценки улучшения изобразительных навыков и развития художественно-творческих потребностей. Был проведен эксперимент по внедрению авторской системы методов обучения китайской живописи, способствующей развитию художественно-творческих потребностей, повышению творческого потенциала и изобразительных навыков у взрослых учащихся некитайского происхождения. Для проведения педагогического эксперимента были выделены две группы, обучение в которых осуществлялось в формате мастер-классов и систематических занятий.

На третьем этапе (2017-2018) на основе разработанных критериев была проведена работа по анализу эффективности авторской модели обучения для развития творческих потребностей в условиях учреждений культурно-досуговой направленности. Были сделаны выводы, доложены результаты и опубликованы работы.

Научная новизна исследования:

• научно обоснована и экспериментально проверена авторская система методов обучения людей среднего и пожилого возраста традиционной китайской живописи в условиях изостудии;

• научно обоснованы и внедрены в практику педагогические условия эффективного развития художественно-творческих потребностей взрослых на уроках китайской живописи;

• разработаны критерии оценки для определения уровня развития творческих потребностей взрослых участников изостудии в результате обучения китайской живописи;

• на основе индивидуальной заинтересованности обучающихся определены методологические основы научно-исследовательской

деятельности участников изостудии в направлении развития творческих потребностей средствами китайской культуры и изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования. Традиционная китайская живопись охарактеризована как значительный и эффективный способ развития художественно-творческих потребностей у обучающихся среднего и пожилого возраста в условиях изостудии.

Разработана система методов обучения традиционной китайской живописи в условиях современного образовательного пространства, выявлена ее практическая значимость в развитии творческих потребностей у учащихся среднего и пожилого возраста. Определены педагогические условия, при которых художественно-творческие потребности развиваются наиболее эффективно.

Разработаны и сформулированы критерии оценки успешного развития художественно-творческих потребностей обучающихся на занятиях китайской живописью.

Практическая значимость исследования: в результате проведенного эмпирического исследования дана характеристика влияния содержания образовательного процесса на примере специфических особенностей традиционной китайской живописи на процесс развития у взрослых обучающихся изобразительной грамотности, личностной заинтересованности в творческой деятельности.

Внедрена и апробирована авторская система методов эффективного развития художественно-творческих потребностей взрослых обучающихся при обучении традиционной китайской живописи средствами погружения в художественно-эстетическую среду китайского традиционного искусства.

Материалы исследования могут быть использовании при разработке программ курсов и мастер-классов художественно-эстетического цикла в дополнительном образовании, а также в области повышения квалификации

педагогов-художников в качестве нового направления в художественно-творческой деятельности обучающихся.

Достоверность исследования. Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и опорой на достижения философии, психологии, педагогики, культурологии, методики преподавания изобразительного искусства и китайской живописи; полученными в ходе эмпирического эксперимента количественными данными (полученным положительным результатом); эффективностью многолетнего опытно-экспериментального обучения.

Апробация и внедрение разработанной программы обучения происходило при проведении педагогического эксперимента на базе клуба китайской культуры «Две империи» (2014-2016 гг.), а также нескольких учреждений дополнительного образования Москвы, Краснодара (Россия), Риги (Латвия). Ход и результаты исследования неоднократно докладывались на заседаниях кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», результаты исследований также докладывались на международных конференциях. Основные результаты диссертации представлены публикациями в журналах, входящих в список рекомендованных ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. на основе анализа новых задач, стоящих перед современной педагогикой в сфере дополнительного образования и аутентичных методов обучения китайской живописи, предложен новый способ развития художественно-творческих потребностей взрослых обучающихся с помощью занятий традиционной китайской живописью;

2. разработана цельная, мотивирующая и целенаправленная модель обучения, способствующая развитию художественно-творческих потребностей и включающая в себя: авторскую систему условий и методов

развития художественно-творческих потребностей людей среднего и пожилого возраста на уроках китайской живописи; комплекс теоретических знаний и практических упражнений, направленных на развитие изобразительных навыков и умений, цельного восприятия предметов и анализа изображения (стиль се-и, жанр «цветы и птицы»), представлений о методах создания творческих работ с помощью приемов китайской живописи, изображения природных мотивов с помощью линейного рисунка (стиль гунби, жанр «цветы и птицы»), развитие колористического видения (стиль могуфа, жанр «цветы и птицы»), эстетического и эмоционального восприятия природных явлений (стиль се-и, жанр «пейзаж»);

3. разработана система оценочных критериев развития художественно-творческих потребностей людей среднего и пожилого возраста, включающих в себя критерии уровня индивидуальной сформированности мотивации к творчеству (самооценка, творческая активность, осознание своих возможностей в контексте новых сформированных потребностей) и уровней (высокий, средний, низкий), которая позволяет объективно определить эффективность процесса развития изобразительных навыков и художественно-творческих потребностей на уроках традиционной китайской живописи в условиях изостудии и учреждений досуговой направленности;

4. доказана эффективность созданных условий и системы методов развития художественно-творческих потребностей людей среднего и пожилого возраста на уроках китайской живописи в условиях изостудии и учреждений досуговой направленности, основанные на целостной, структурированной и целенаправленной концепции, включающей последовательное изложение учебного материала, изучение комплекса традиционных дисциплин (стили гунби, могуфа и се-и), организационно-методический компонент (создание органичных условий для проведения занятий, изучение специфики художественно-творческих задач и методов их решения).

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Глава I. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих потребностей участников изостудии 1.1. Методологические аспекты развития художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии

Философские представления второй половины XX в., которые не претерпели существенных изменений, дают следующее определение творчества: «Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать... реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям» [109, с. 554].

Определение понятия и понимание природы творчества и художественного творчества занимает западных философов с античных времен. «В истории философии художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд)» [109, с. 554].

Одни из первых попыток понимания природы творчества мы видим у античных авторов. В диалоге Платона «Пир» древнегреческий психолог и философ говорит о том, что «... творчество — понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей — их творцами.» [84, с. 115], но в то же время «... искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию.» [15, т. 20, с. 14]. По мнению Аристотеля, «... искусство есть подражание природе. ... однако, природа у Аристотеля уже сама по себе

является художественным произведением, поскольку в ней эйдосы и материя, то есть внутреннее и внешнее, слиты в одно неразличимое целое. Поэтому... можно было бы сказать, что также и природа есть подражание человеческому искусству.» [63, с. 175].

В эпоху Возрождения «... Творчество осознается прежде всего как художественное творчество.» [110, с. 670]. Природу творчества исследовал итальянский философ и гуманист Франческо Патрици. «В «Поэтике» ... Патрици в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце. При этом «состояние творчества описывается как одержимость «божественным безумием» — вдохновением» [110, с. 485].

Немецкие философы также обращались к вопросам творчества. И. Кант «. анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения» [110, с. 670], Г. Гегель также обращается к вопросам творчества: «в «Феноменологии духа» ... духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в . образах культуры безличный ... дух одновременно познает себя как их творца» [110, с. 103].

Немецкий романтик начала XIX в. А. Мюллер, рассматривая процесс культурного творчества человечества с точки зрения культурфилософии, считал, что этот процесс не совпадает с периодами исторической эволюции и отличается от социологии культуры, которая «рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в данной системе общественных отношений» [15, т. 27, с. 419].

Из отечественных философов, обращавшихся к проблемам творчества, следует отметить П.Б. Струве и Н.А. Бердяева. П.Б. Струве, российский философ, экономист, историк и правовед, выступал за культурное развитие и патриотизм. «Национальный дух» у Струве— это «идея-форма», в которой и

возможно культурное творчество личности. Культура, по Струве, — это то поле, причастность которому обеспечивает созвучие человека, наделенного «личной годностью», мирозданию.» [77, с. 684]. Н.А. Бердяев, русский религиозный философ-мистик, противопоставляет духовность и творчество миру объектов. «... творящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. И хотя результаты творческого акта впоследствии окажутся в сфере объективации, сам он есть акт свободы.» [110, с. 50].

В отличие от западных культур, а также культуры Индии, цивилизация Китая отличается рациональностью и прагматичностью, что наложило свой отпечаток на осмысление творчества и природы творчества.

Основаниями культа учения и учености Китая были идеи «единства человека и Неба» [66, с. 187], где путем непрестанных моральных усилий преодоления себя и возвращения к изначальной гармоничной «срединности» человек постигал внутреннюю самодостаточность в «полноте своей природы», достигал жизненного идеала «середины и постоянства», «срединного пути». Высшим проявлением китайской мудрости считалось «знание равноценности всех моментов жизни и способность извлекать для себя одновременно радость и пользу из каждого дела, даже самого скромного. Целью жизни в китайском понимании является не отвлеченное знание и даже не творчество, но именно «усвоение», вбирание в себя предельной полноты бытия [66, с. 187].

Под влиянием даосской философии, конфуцианства и чань-буддизма формируются эстетические воззрения, где творчеству присущи свобода и естественность, с одной стороны, но оно также подчиняется правилам и нормам, с другой стороны. В данной работе остановимся на двух очень важных для понимания развития теоретического осмысления творчества и живописи трактатах: «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (далее «Слово о живописи») [103] и «Беседы о живописи монаха Горькая Тыква» (далее «Беседы о живописи») Ши-Тао [39, с. 60-86].

Попытки теоретического осмысления и понимания процесса творчества можно найти на страницах трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», классического сочинения об искусстве Китая, оказавшего сильнейшее влияние на теорию живописи. Но Е.В. Завадская отмечает, что авторы трактата «Слово о живописи», затрагивая теоретические вопросы о природе искусства, характере творческого процесса, средствах художественной выразительности, путях восприятия искусства рассматривают их обязательно в применении к практике. «Они стремились выявить в художественной практике правила, соблюдение которых обеспечивает ценность художественных произведений, их выразительную силу» [103, с. 12]. Трактат «Слово о живописи» стал сводом правил живописного мастерства, а также руководством по воспитанию художника, основанного на тщательном изучении и теоретическом обобщении практики художественного творчества и истории живописи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Наумова Юлия Валерьевна, 2020 год

Список использованной литературы

на русском языке

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 672 с.

2. Аветисян, А.А. К проблеме психосоциальной зрелости личности / А.А.Аветисян // Личность и общество: проблемы современной психологии: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», 2010. - С. 7-14.

3. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя / А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

4. Анисимов, Н.Н. Основы рисования: Учебное пособие / Н.Н.Анисимов. - М.: Стройиздат, 1974. - 160 с.

5. Антоненко, Д.В. Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Антоненко Дмитрий Викторович. - Санкт-Петербург, 2010. - 217 с.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1 / Аристотель. - М.: Мысль, 1978. -830 с.

7. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1983. -830 с.

8. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Психология" / Александр Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Academia, 2007. - 526 с.

9. Барулин, В.С. Основы социально-философской антропологии / В.С.Барулин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 455 с.

10. Барциц, Р. Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания / Р.Ч.Барциц. - 2-е изд. - М.: МПГУ, 2016. - 221 с.

11. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

12. Бейнс, Дж. Гипсосознание / Джон Бейнс. - М.: Институт Герметической Науки Дарио Саласа, 2003 г. - 128 с.

13. Бердяев, Н.А. Самопознание [опыт философской автобиографии] / Н.А.Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

14. Боголюбов, Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Боголюбов Николай Сергеевич. - М., 1993. - 390 с.

15. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.] / Глав. ред. А.М.Прохоров. - 3-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1969-1979.

16. Булкин, А.А. Развитие художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях керамикой: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Булкин Алексей Анатольевич. -М., 2002. - 177 с.

17. Буровкина, Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / Буровкина Людмила Александровна. - М., 2010. -736 с.

18. Ван, Л. Китайская живопись / Ван Люси. - М.: изд. "Уолтер Фостер Паблишинг", 2006. - 35 с.

19. Вахеметса, А.Л. Человек и искусство / А.Л.Вахеметса, С.Н.Плотников. -М.: Мысль, 1968. - 196 с.

20. Верб, М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М.А.Верб. - Л.; 1981. - 36с.

21. Виноградова, Н.А. Искусство Китая [Альбом] / Автор-сост. Н.А.Виноградова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 280 с.

22. Виноградова, Н.А. Традиционное искусство Востока: терминологический словарь / Н.А.Виноградова, Т.П.Каптерева, Т.Х.Стародуб. - М.: Эллис Лак, 1997. - 359 с.

23. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции: собрание трудов / Л.С.Выготский. - М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.

24. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

25. Вязникова, Е.А. Пособие по иероглифике. Иероглифические ключи: Учебное пособие для студентов 1-х курсов/ Е.А.Вязникова. - М.: ВАВТ, 2015.

- 33 а

26. Гнанте, Т.Н. Университет третьего возраста в зарубежной системе дополнительного образования взрослых / Т.Н.Гнанте // Известия Волгоградского ТГУ. - Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2004. - № 8. - С.9-11.

27. Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Го Сяобинь. - Москва, 2018. - 174 с.

28. Грибанов, В.П. Очерки психологии личности / В.П.Грибанов. -Новосибирск, 1971. - 94 с.

29. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для cистемы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М.Т.Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.

30. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон [и др.]; под ред. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.

31. Давыдова, Г.А. Творчество и диалектика / Г.А.Давыдова. - М.: Наука, 1976.

- 176 с.

32. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. - М.: Наука; 1976. - 191 с.

33. Дружинин, В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В.Н.Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 612 с.

34. Дуайт, Дж. Основы китайской живописи. Энциклопедия / Джейн Дуайт. -М.: Арт Родник, 2008. - 256 с.

35. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л.Титаренко. -М.: Восточная лит., 2006-2010.

36. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т.6 (дополнительный): Искусство / гл. ред. М.Л.Титаренко. - М.: Восточная лит., 2010. - 1081 с.

37. Егоров, А.Г. Проблемы эстетики / А.Г.Егоров. - М.: Сов.писатель, 1974. -416 с.

38. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Ермак Наталья Александровна. - Ростов-на-Дону, 2009. - 415 с.

39. Завадская, Е.В. «Беседы о живописи» Ши-тао / Е.В.Завадская. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

40. Завадская, Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е.В.Завадская. - М.: Искусство, 1975. - 440 с.

41. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 117 с.

42. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Зинченко Василий Павлович. - М., 1996. - 359 с.

43. Змеев, С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России / С.И.Змеев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С.94-101.

44. Иванова, О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Иванова Ольга Анатольевна. - СПб., 2004. - 402 с.

45. Игнатьев, Е.И. Психологические исследования представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 248 с.

46. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

47. Изобразительное искусство. 2-8 классы: создание ситуации успеха, коллекция интересных уроков / авт.-сост.: А.В.Пожарская [и др.]. - Изд. 2-е. -Волгоград: Учитель, 2016. - 134 с.

48. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П.Ильин. - СПб., 2012. - 469 с.

49. Каптерева, Т.П. Искусство средневекового Востока / Т.П.Каптерева, Н.А.Виноградова. - М.: Дет.лит., 1989. - 240 с.

50. Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В.Малявина. - М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ, 2004. - 432 с.

51. Кон, И.С. Социологическая психология / И.С.Кон. - М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

52. Корешков, В.В. Формирование эстетической культуры личности в процессе практической деятельности / В.В.Корешков // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса: материалы науч.-практ. конф. ин-та культуры и искусств МГПУ. - М., 2017. -С.124-129.

53. Кравцова, М.Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Культурология" / М.Е.Кравцова. - СПб., 1999. - 416 с.

54. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В.Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 2004. - 165 с.

55. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С.Кузин. - М.: Агар, 1999. - 318 с.

56. Кузин, B.C. Психология / В.С.Кузин. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

57. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2 / А.Н.Леонтьев - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

58. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А.Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. - М.: Смысл, 2002. - С.56-65.

59. ЛиДжуньяо. Китайская живопись: Техника рисования, инструменты / Ли Джуньяо, Ли Сяохун. - М.: Контэнт, 2010. - 112 с.

60. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Ли Япин. - СПб, 2008. - 196 с.

61. Литвинова, Н.В. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Литвинова Наталья Валерьевна. - Рязань, 2003. - 211 с.

62. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Ломов Станислав Петрович. - М., 2000. - 380 с.

63. Лосев, А.Ф. Аристотель: В поисках смысла / А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. -М.: Молодая гвардия, 2014. - 296 с.

64. Лю Шичжун. История китайской живописи / Лю Шичжун; [пер. с кит.

B.А.Ефановой]. - М.: Шанс; [Ж Ж: Ф Ш X Ш Щ £ ^ Ж Ш±] [Большая китайская энциклопедия], 2018. - 222 с.

65. Макарова, К.В. Психология человека: учебное пособие / К.В.Макарова, О.А.Таллина. - М.: Прометей, 2011.- 160 с.

66. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / Владимир Малявин. - М.: Астрель; Дизайн. Информ. Картогр., 2000. - 632 с.

67. Мамонтов, К.В. Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Мамонтов Константин Вадимович. - М., 2006. - 228 с.

68. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. А.М.Татлыбаевой. -СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

69. Мешенникова, Е.А. Традиционная китайская живопись как инструмент эстетического воспитания // Электронный научный журнал. - 2016. - № 6 (9). -

C.224-229.

70. Мясищев, В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии /

B.Н.Мясищев // Уч. Записки ЛГУ. - 1957. - Вып. 2. - С.73-94.

71. Наумова, Ю.В. Влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа / Ю.В.Наумова // Наука и школа. - 2019. - № 1. - С.155-160.

72. Наумова, Ю.В. О значении понятия образ в процессе обучения китайской живописи гохуа / Ю.В.Наумова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса: материалы Четвертой научно-практической Конференции ИКиИ МГПУ -М., 2019. -

C.542-549.

73. Наумова, Ю.В. Реализация творческих потребностей личности на примере обучения китайской живописи гохуа / Ю.В. Наумова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 7. - С.128-131.

74. Небылицын, В.В. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В.В.Небылицын // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. -С.13-26.

75. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобр. учр. / Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2012. - 240с.

76. Нин Бо. Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.09 / Нин Бо. - СПб, 2010. - 317 с.

77. Новейший философский словарь / сост. А.А.Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

78. Новоселова, А.В. Шёлк и бамбук в музыкальной культуре традиционного Китая: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Новоселова Анастасия Владимировна. - Москва, 2014. - 183 с.

79. Носкова, Н.В. Выбор и творчество / Н.В.Носкова // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих Чтений памяти Л.С. Выготского. - М., 2003. - С.136-137.

80. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. - 15-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - 816 с.

81. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

82. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1998. - 528 с.

83. Пилюгин, Р.В. Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием: на примере курсов "Художественное оформление школы" и "Дизайн школьной среды": дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пилюгин Роман Васильевич. - Москва, 2008. - 229 с.

84. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 2 / Платон. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.

85. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

86. Пучкова, Н.Н. Формирование художественно-творческих потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пучкова Наталья Николаевна. - Москва, 2001 - 213 с.

87. Ращупкина, Ю.В. Особенности жизненных выборов у личностно зрелых и личностно незрелых молодых людей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ращупкина Юлия Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2015. - 233 с.

88. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 2 /под ред. В.В.Давыдова. - М., 1999. - 672 с.

89. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н.Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

90. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка / Н.Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

91. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студентов художеств.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н.Н.Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Агар, 1998. - 250 с.

92. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Дж.Роули // Книга Прозрений / Сост. В.В.Малявин. - М.: Наталис, 1997. - С.212-325.

93. Рощин, С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: монография / С.П.Рощин. - М.: МГПУ, 2013. - 111 с.

94. Рощин, С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Рощин Сергей Павлович. - Москва, 2010. - 384 с.

95. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.

96. Сабиров, А.Г. Человек в современной философской антропологии / А.Г.Сабиров. -Казань: ГБУ «Респ. центр мониторинга качества образования», 2013. - 167 с.

97. Се Юнхуэй. Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира (на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи «гохуа»): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Се Юнхуэй. -Москва, 2015. - 237 с.

98. Сергеева, В.П. Инновационные направления в развитии системы воспитания: методическое пособие / В.П.Сергеева. - М.: УЦ "Перспектива", 2013. - 247 с.

99. Сержантов, В.Ф. Природа человека и его судьба (Философская антропология) / В.Ф.Сержантов - СПб.: Петровская академия наук и искусств, 1994. - 427 с.

100. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э.Симановский. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 92 с.

101. Симонов, П.В. Темперамент, характер, личность / П.В.Симонов, П.М.Ершов. - М.: Наука, 1981. - 96 с.

102. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л.В.Мардахаев. -М.: Академия, 2002. - 388 с.

103. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / [пер. и коммент. Е.В.Завадской]. - М.: В.Шевчук, 2001. - 512 с.

104. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д.Смирнов. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 271с.

105. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. - 4е изд. - М.: Советская энциклопедия; 1986. - 1599 с.

106. Сун Жуй. Китайская живопись и каллиграфия / Сун Жуй, Е.Утянская. -СПб.: Вектор, 2014. - 144 с.

107. Тырсин, Д.Г. Интерактивное обучение в аспекте формирования потребности обучающихся в творческой деятельности / Д.Г.Тырсин // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С.53-55.

108. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ: извлечение в части вопросов высшего профессионального образования / Российская Федерация, Министерство образования, ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2013. - 134 с.

109. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 4-е изд. - М: Политиздат, 1981. - 445 с.

110. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -840 с.

111. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. / Д.И.Фельдштейн. -2-е изд. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. - 670 с.

112. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И.Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 192 с.

113. Фостер, В. Китайская живопись кистью: Энциклопедия / Фостер Вив. Пер. с англ. - М.: АРТ-Родник, 2009. - 224 с.

114. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.

115. Хубиева, З.Ю. Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Хубиева З.Ю. - Карачаевск, 2009. - 176 с.

116. Цюй Лэй Лэй. Искусство китайского рисунка кистью / Цюй Лэй Лэй. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с.

117. Цюй Лэй Лэй. Искусство китайской каллиграфии / Цюй Лэй Лэй. - М.: Ниола-пресс, 2007. - 128 с.

118. Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Чжан Цзюнь.- Москва, 2008.- 140 с.

119. Чжао Цзе. Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Чжао Цзе. - Ростов-на-Дону, 2014. - 269 с.

120. Чэнь Чжэн Вэй. Реалистический метод в творчестве китайского художника первой половины XX века Сюй Бэйхуна / Чэнь Чжэн Вэй // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена. - СПб., 2008. - N 26(60). - С.299-302.

121. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.Й.Шеллинг. - М.: Мысль, 1966.- 497 с.

122. Шерретт, П. Китайский рисунок кистью: Художественное пособие для начинающих / Полин Шеретт. - М.: Арт-родник, 2004 г. - 128 с.

123. Шорохов, Е.В. Композиция: Учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Е.В.Шорохов. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

124. Шорохов, Е.В. Художественный образ и искусство / Е.В.Шорохов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб.ст.- М., Прометей, 1996. - Вып.1. - С.3-9.

125. Эванс, Дж. Китайская тушь / Джейн Эванс. - М.: АСТ, 2007. - 64 с.

126. Эм, А. Китайская живопись. Техника рисования / Анна Эм. - Минск: Харвест, 2007. - 112 с.

127. Юань Сяодун. Традиционные принципы китайского искусства и новая китайская живопись / Юань Сяодун // Вопросы культурологии. - 2011. - № 1. -С.115-120.

128. Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Юй Аньдун. - СПб., 2007. - 24 с.

129. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М.Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 316 с.

На английском языке

130. Li Dongxu. Chinese landscape painting for beginners / Li Dongxu. - Beijing, Foreign Languages Press, 2006.

131. Ma Zhifeng. Chinese Bird-and-Flowers Painting for Beginners / Ma Zhifeng. -Beijing: Foreign Languages Press, 2007. - 192 p.

На китайском языке

132. iiM. жш±: 2001.164 Ж [Ван Баомин / Интеграция теории живописи. - Хэбей, Шицзячжуан, 2001. - 164 с.]

133. ^^ММЬЛШ.Х^ШШХ^Ш^. 1987 698 ж [Ван Циншэн, Пэн Лисюнь, Тао Юаньмин / Словарь литературных и художественных выражений. - Издательство литературы и искусства «Янцзы», 1987. - 698 с.]

134. +ДШ/ЙШ^М,-Ш'Н: 2011.7, 18 ж. [Восемнадцать линий / Хуан Гопэй, Ханчжоу/ - Издательство Академии Китайского искусства, 2011.7/ - 18 с.]

135. "^фщш^йзд^шштй^", ^rn

> 2007.41 Ж [Лу Юн / Диссертация на соискание степени

магистра/ Размышления о истории и текущей ситуации преподавания китайской живописи. - Аньхойский Университет, Китай, 2007. - 41 с.]

136. да. «АЩШШ^^ШМй^Шт // S^AШи. 2003. № 1. p. 88-89. [Лю Цин / Рассуждая о культивировании эстетической концепции в обучении взрослых китайской живописи // Образование взрослых в Китае. -2003. - № 1. - С.88-89.]

137. ЫЯЩ м ПШ Щ. #ЗДЙШ^.ШЬЙ*ШШ985-10-01.¥ ^.55 Ж. [Сунь Цифэн, Сяо Лан, Цзя Баочжэнь / Техника рисования цветов и птиц, вопросы и ответы. - Издательство «Хэбэйское изобразительное искусство», 1988-08. - Мягкая обложка. - 55 с.]

138. (Ш) . 2004 — 23+2426 Ж. [Тянь Циши (сос т.) / Энциклопедия шести стилей китайской каллиграфии. - Чанша: Хунаньское народное издательство, 2004 - 23+2426 с.]

139. ±ШФ^адГ.1985,192 Ж [У Янму / Введение в технику китайской живописи. - Шанхай, 1985. - 192 с.]

Электронные ресурсы

140. Древнекитайская литература [Электронный ресурс]// Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [сайт]. - Режим доступа http://lib.ru/POECHIN/

141. Синология. Ру [сайт]. - Режим доступа http://www.synologia.ru/

142. Философский портал. Библиотека [сайт]. — Режим доступа http://philosophy.ru/lib/asiatic

143. Chinese Text Project (Проект «Китайский текст») [сайт]. - Режим доступа: https://ctext.org/

144. ШЙ (Ханьдянь. Электронный словарь китайского языка) [сайт]. - Режим доступа https://www.zdic.net/

АНКЕТА-ОПРОС

Ф.И.О._

Возраст__

Сфера основной деятельности_

1. Как вы оцениваете свои способности к рисованию? (в баллах 1-5, нужное обвести)

а) совсем не умею рисовать

б) обучался(ась) рисованию

2. Планируете ли вы регулярно посещать занятия китайской живописи? (нужное обвести)

а) да

б) нет

Теоретические знания о предмете

3. К какому жанру китайской живописи принадлежит эта картина?

а) люди

б) пейзаж

в) цветы-птицы

г) травы и насекомые

д) затрудняюсь ответить

4. В каком стиле выполнена эта картина?

а) гунби

б) да се-и

в) сяо се-и

г) могуфа

д) затрудняюсь ответить

5. Назовите материал, который обязателен в китайской живописи:

а) минеральные краски

б) тушь

в) квасцы

г) желатин

д) затрудняюсь ответить

6. Назовите традиционный вид оформления китайской живописи:

а) паспарту

б) свиток

в) рама

г) наклейка на ватман

д) затрудняюсь ответить

7. Назовите традиционные методы обучения китайской живописи:

а) рисование с натуры

б) рисование по памяти

в) копирование

г) рисование по воображению

д) затрудняюсь ответить

8. Каким видом искусства обязательно должен владеть китайских художник помимо живописи?

а) каллиграфия

б) резьба по камню

в) академической живописью

г) оформление картин

д) затрудняюсь ответить

Уровень практических навыков и умений

9. Скопируйте этот фрагмент картины китайского автора:

10. Из заданных предметов создайте эскиз карандашом к своей композиции:

11. Каким цветом лучше всего изобразить элементы на этой картине?

а) зеленые листья, красный пион

б) ярко зеленые листья, алый пион

в) черные листья, красный пион

г) синие листья, желтый пион

д) затрудняюсь ответить

12. Изобразите то, что вы видите на этой фотографии в китайском стиле тушью:

13. Изобразите штрихи и линии соответственно названию:

а) штрих, которым рисуются большинство веток

б) штрих, которым рисуются листья ивы

в) штрих, которым рисуется лоза

г) штрих, которым рисуются лепестки пиона

д) линии, которыми изображаются прожилки на листьях

14. Нарисуйте творческую работу на тему «Весна пришла, цветы распустились»

15. Какие философские течения и религии повлияли на китайскую живопись и ее символику?

а) даосизм

б) буддизм

в) конфуцианство

г) все три

д) затрудняюсь ответить

16. Какие дополнительные предметы вы хотели бы изучить (или уже изучаете) помимо китайской живописи?

а) Китайская каллиграфия

б) Китайской язык

в) оформление картин в свиток

г) пока не выбрал(а)

д) живописи вполне достаточно

17. Участвуете ли вы в выставках и проектах, связанных с обучением китайской живописи?

а) участвую в выставках картин

б) участвую в показных мастер-классах

в) езжу на обучение в Китай

г) стараюсь отслеживать и участвовать во всех проектах

д) нигде не участвую, рисую для себя

18. Создаете ли вы свои собственные картины помимо копий?

а) да

б) нет, только копирую

19. Как вы применяете полученные навыки и знания на практике?

а) дарю картины родным и знакомым

б) рисую на заказ

в) использую приемы и сюжеты китайской живописи в других видах творчества (например, создание интерьеров, роспись стен, шкатулок, декупаж и т.д.)

г) рисую только на занятиях

д) никак не применяю

20. Преподаете ли вы китайскую живопись самостоятельно?

а) преподаю

б) веду мастер-классы

в) очень хочу, но пока не готов(а)

г) нет

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Правильные ответы: + -

+ -

в а б б в

а + -

+ -

в + -

+ -+ -

г + -

+ -+ -+ -+ -

Таблица 3. Результаты констатирующего эксперимента

№ Ученики Возраст \ Критерии Профессия \ Самооценка Оценка результатов творческой деятельности обучаемого педагогом Роль педагога в учебном процессе

Посещаемость Теоретические навыки Практические навыки изучение дополнительных творческая активность наличие творческих работ Осознание своих возможностей

Знание жанров КЖ Знание стилей КЖ Знание материалов КЖ Знание как оформить КЖ Знание методов обучения Знание теории КЖ Умение копировать картины Умение компоновать Знание цветовой гаммы КЖ Умение стилизовать Знание приемов работы Умение создать творческую

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Мастер-классы

1 А. Юлиана 42 Менеджер-логист + + + +

2 А. Евгения 52 Менеджер + +

3 Б. Екатерина 38 Художник + + + + +

4 Б. Анна 37 Инф. Технологии +

5 Б. Екатерина 42 Домохозяйка +

6 В. Людмила 65 Инженер +

7 В. Наталья 60 Программист + +

8 В. Ольга 47 Домохозяйка

9 Г. Екатерина 37 Имиджмейкер + + +

10 Г. Оксана 36 Домохозяйка +

11 Д. Светлана 31 Банк. работник + +

12 Е. Надежда 35 Маркетолог + + +

13 З. Ольга 63 Пенсионер

14 И.Татьяна 38 Домохозяйка

15 И. Марина 55 Врач +

16 К. Елена 50 Пенсионер + + +

17 К. Кристина 51 Гид

18 К. Ольга 42 Дизайнер + + + +

19 Л. Татьяна 50 Преподаватель + + + +

20 Л. Татьяна 37 Дизайнер +

21 Л. Дарья 46 Переводчик +

22 М. Юлия 50 Юрист +

23 М. Елена 62 Врач +

24 Н. Елена 41 Социолог + + +

25 Н.Елизавета 37 Музыкант +

26 Н. Татьяна 37 Дизайнер + + +

27 О. Татьяна 37 Преподаватель + + +

28 П. Наталья 50 Соц. работник +

29 П. Нина 59 Пенсионер +

30 П.Светлана 54 Инженер +

31 П. Александр 48 Реклама +

32 П. Екатерина 37 Не работает +

33 С. Екатерина 48 Не работает +

34 С. Ирина 50 Инженер-химик +

35 С. Оксана 46 Дизайнер +

36 Ц. Евгений 32 Экономист + + +

37 Ч. Татьяна 65 Пенсионер +

Систематические занятия

38 А. Ольга 45 Менеджер +

39 А. Алиса 50 Художник + + + + +

40 Б. Светлана 32 Художник + + + + +

41 Б. Анна 35 Менеджер

42 Б. Екатерина 41 Не работает +

43 В. Людмила 60 Инженер +

44 В. Нина 62 Программист + +

45 В. Валерия 52 Художник + + + + + + + +

46 Г. Евгения 48 Дизайнер +

47 Г. Олег 34 Не работает + +

48 Д. Стас 38 Социолог +

49 Е. Нина 30 Художник + + + + + + + +

50 З. Олег 61 Программист +

51 И. Тамара 42 Домохозяйка + +

52 И. Мира 35 Воспитатель + +

53 К. Евгений 40 Менеджер +

54 К. Константин 56 Врач + + +

55 К. Геннадий 40 Менеджер +

56 Л. Любовь 35 Не работает + +

57 Л. Ольга 37 Дизайнер + + + +

58 Л. Дина 56 Пенсионер + + +

59 М.Ольга 40 Экономист

60 М. Ирина 42 Врач

61 Н. Анна 31 Экономист +

62 Н. Евгений 37 Не работает + +

63 О.Степан 47 Дизайнер + +

64 О.Вера 37 Врач + +

65 П. Нина 50 Лингвист +

66 П. Анастасия 39 Риелтор +

67 П. Людмила 34 Финансист +

68 П.Андрей 38 Реклама +

69 С. Евгения 27 Художник + + + + + + +

70 С. Елена 38 Экономист +

71 С. Инга 40 Художник + + + +

72 С. Ольга 36 Дизайнер + + + +

73 Ц. Евгения 42 Экономист

74 Ч. Тамара 55 Пенсионер + + +

Общие данные 1Л N гН СО 4,4% 5,4% 14,9% со о о % |> N 5

Таблица 4. Результаты промежуточного этапа формирующего эксперимента

№ Ученики Возраст \ Критерии Профессия \ Самооценка Оценка результатов творческой деятельности обучаемого педагогом Роль педагога в учебном процессе

Посещаемость Теоретические навыки Практические навыки изучение дополнительных творческая активность наличие творческих работ Осознание своих возможностей

Знание жанров КЖ Знание стилей КЖ Знание материалов КЖ Знание как оформить КЖ Знание методов обучения Знание теории КЖ Умение копировать картины Умение компоновать Знание цветовой гаммы КЖ Умение стилизовать Знание приемов работы Умение создать творческую

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Мастер-классы

1 А. Юлиана 42 Менеджер-логист + + + + + + + + + + +

2 А Евгения 52 Менеджер + + + + + + + + + +

3 Б. Екатерина 38 Художник + + + + + + + + + + + + +

4 Б. Анна 37 ИТ специалист + + + + + + + + + + +

5 Б. Екатерина 42 Домохозяйка + + +

6 В. Людмила 65 Инженер + + + + + + + + + + + + + +

7 В. Наталья 60 Программист + + + + + + + +

8 В. Ольга 47 Домохозяйка +

9 Г. Екатерина 37 Имиджмейкер + + + + + + + + + + + + +

10 Г. Оксана 36 Домохозяйка + + +

11 Д.Светлана 31 Банк. работник + + + + + + + + + + +

12 Е. Надежда 35 Маркетолог + + + + + + + + + + +

13 З. Ольга 63 Пенсионер + + + + +

14 И. Татьяна 38 Домохозяйка + + + + + + + + + + + + + +

15 И. Марина 55 Врач + +

16 К. Елена 50 Пенсионер + + + + + + + + + +

17 К.Кристина 51 Гид + + + + + + + + + + +

18 К. Ольга 42 Дизайнер + + + + + + + + + + + + +

19 Л. Татьяна 50 Преподаватель + + +

20 Л. Татьяна 37 Дизайнер + + + + + + + + + + + +

21 Л. Дарья 46 Переводчик + + + + + +

22 М. Юлия 50 Юрист + + + + + + + + + + + + + + +

23 М.Елена 62 Врач + + + + + + + + + + +

24 Н.Елена 41 Социолог + + + + + + + + + + +

25 Н. Елизавета 37 Музыкант + + + + +

26 Н. Татьяна 37 Дизайнер + + + + + + + + + + + +

27 О. Татьяна 37 Преподаватель + + + + + + + + + + +

28 П. Наталья 50 Соц. работник + + + + + + + + + + +

29 П. Нина 59 Пенсионер + + +

30 П.Светлана 54 Инженер + + + + + + + + + + +

31 П. Александр 48 Реклама + + + + + + + +

32 П.Екатерина 37 Домохозяйка + + + + + + + + + + + + + + + +

33 С. Екатерина 48 Домохозяйка + + + + + + + + + + + + +

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.