Пути активизации творческой деятельности у детей среднего школьного возраста: в системе дополнительно образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ковалевский, Андрей Николаевич

  • Ковалевский, Андрей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Ковалевский, Андрей Николаевич. Пути активизации творческой деятельности у детей среднего школьного возраста: в системе дополнительно образования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2013. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ковалевский, Андрей Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Научно-теоретическое обоснование активизации

творческой деятельности детей среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета

1.1. Психолого-педагогическое обоснование развития восприятия и 22 воспроизведения цвета учащимися среднего школьного возраста

1.2. Научные знания о цвете в ретроспективе развития 31 художественного творчества

1.3. Восприятие цвета и его воспроизведение в практике 42 художественного образования

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Активизация творческой деятельности у детей

среднего школьного возраста на основе развития восприятия и воспроизведения цвета в условиях дополнительного образования

2.1. Сравнительно-аналитические характеристики учебных 57 программ в художественных студиях

2.2. Экспериментальная методика развития динамичных 68 представлений о цвете у учащихся. (Критерии качества)

2.3. Формы и методы проведения нового типа занятий по развитию 83 динамичного восприятия цвета учащимися

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. Исследование эффективности развития восприятия 88 и воспроизведения цвета у детей среднего школьного возраста в инновационной системе методов организации и проведения занятий, направленной на активизацию их творческой деятельности

3.1. Экспериментальное обоснование определения уровней развития 88 динамичных представлений о цвете у учащихся

3.2. Условия эффективного развития восприятия и воспроизведения 111 цвета у учащихся

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

145

Библиографический список

148

Приложение

158

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути активизации творческой деятельности у детей среднего школьного возраста: в системе дополнительно образования»

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. Модернизация образования в современный период все в большей степени в своих приоритетах отдает развитию и формированию личности человека. В обществе все большее понимание находит тот факт, что воспитание и обучение являются единым и цельным процессом развития личностных качеств человека. Личность как уникальное не идентифицированное явление для современной педагогики стала главной темой и предметом приложения усилий. Это отражено в основных документах и постановлениях правительства, в законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и других законодательных и нормативных документах. К сожалению, в реформе школьного образования пока нет понимания необходимости и важности изучения изобразительного искусства для всех возрастных категорий. Тем более возрастает значение дополнительного образования, где изобразительное и другие пластические искусства могут быть представлены в достаточных объемах для потребностей личностного гармоничного развития человека. Высокоразвитая личность должна обладать умением видеть и изображать явления мира. Только пластические искусства помогают человеку развить способность эстетического видения пластики форм и явлений, цветового многообразия и гармоничного единства мира, художественно-образного восприятия. На этих занятиях формируются графические навыки, знакомство с художественными материалами, необходимые в дальнейшей жизнедеятельности не только художника, но специалистов многих других профессий. Нельзя недооценивать роль изобразительного искусства для личности как возможность развития таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, синтез. Отсюда вытекает важнейшая задача,

стоящая перед художниками-педагогами дополнительного образования -сделать процесс обучения пластическим искусствам в полной мере научно-обоснованным, информативным, динамичным, насыщенным духовно-эмоциональным содержанием. В настоящее время отсутствие государственной стандартизации в дополнительном образовании дает с одной стороны широкие возможности для проведения авторских программ, с другой допускает в свою систему не профессиональных художников-педагогов с низким уровнем компетенций. На наш взгляд, сегодня особенно актуально создание высокопрофессиональных методических систем и учебных программ для педагогов дополнительного образования. Мы в своем исследовании работали над одним из важнейших вопросов методики преподавания изобразительного искусства - развитию восприятия и воспроизведения цвета учащимися художественной студии. Вопросам восприятия и воспроизведения цвета посвятили свои исследования многие художники и ученые: относятся H.H. Ростовцев, Е.И. Игнатьев, Г.В. Беда, А.П. Яшухин, B.C. Кузин, H.H. Анисимов, А.Д. Алехин, Г.Б. Смирнов, А.И. Курнаков, Е.В. Шорохов Г.В. Беда, H.H. Волков, И.Э. Грабарь, В.М. Дубровин, Б.В. Иогансон, Ю.М. Кирцер, Н.П. Крымов, Е.Ф. Кузнецов, Ю.В. Коробко, С.П. Ломов, и многие другие. Не смотря на большое количество исследований посвященных развитию цветового восприятия, остается много нерешенного для методики преподавания изобразительного искусства в изостудии для повышения эффективности восприятия цвета учащимися. Опираясь на работы вышеприведенных авторов, мы в своем исследовании пришли к выводу, что современный период развития педагогики дает новые возможности повышения качества образовательного процесса в изостудии и отсюда повышение эффективности развития художественных качеств личности, к числу которых относится восприятие и воспроизведение цвета.

При психолого-педагогическом обосновании проблемы нашего

исследования мы опирались на труды известных ученых, где проблемы

5

воспитания и развития личности человека являются приоритетом научного поиска: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, Ю.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, И.П. Павлов, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, В.Д. Шадриков. Наше исследование является продолжением достижений научной школы художников-педагогов в области методики преподавания изобразительного искусства и опирается на труды известных ее представителей: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, В.В. Корешкова, Е.И. Корзиновой, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, А.И. Курнакова, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, Г.Б. Смирнова, В.М.Соколинского, A.A. Унковского, A.C. Хворостова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и многих других.

Для нашего исследования представляет интерес работа Е.А. Хижняк

«Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по

живописи (старшие курсы)». Данное диссертационное исследование

основано на занятиях живописью натюрморта, портрета, фигуры в

мастерской. Значительный интерес для нас имеют исследования Е.В.

Ворониной «Формирование колористического видения у студентов

художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях

пейзажной живописью в условиях пленэра», Ю.П. Шашкова «Развитие

восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-

графических факультетов на начальном этапе обучения живописи», И.Б.

Ческидовой «Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках

изобразительного искусства в общеобразовательной школе», С.А. Мочаловой

«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным

искусством в системе дополнительного образования». Ю.В. Коробко

«Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в

работе с натуры студентов художественно-графических факультетов».

Рассмотренные авторские экспериментальные методики, направленные на

б

эффективное развитие у учащихся живописного видения цвета, помогли нам определить свои инновационные направления построения экспериментальных исследований.

По вопросам цветоведения были рассмотрены работы ученых: Р. Адамса, Р. Арнхейма, К. Ауэра, A.B. Виннера, И. Гете, Г. Гельмгольца, И. Иттена, В.В. Кандинского, Д.И. Киплика, В. Максвела, В.Ю. Медведева, JI.H. Мироновой, И. Мюллера, И. Ньютона, В. Оствальда, Я. Пуркинье, О. Рунге, Г. Фрилинга, Т. Юнга. Это позволило нам создать серьезное научное обоснование экспериментальной методической системы, разработать четкий алгоритм проведения исследования, формировать каждое задание на основе научных данных из области физики, физиологии человека, психологии.

В рамках проведения поискового эксперимента нами установлено, что

восприятие и отображение цвета у детей среднего школьного возраста

системы дополнительного образования представляет собой сложное

соединение множества факторов психологического, физиологического и

педагогического характеров свойственных конкретной личности. Нами

установлено, что восприятие и воспроизведение цвета у учащихся во многом

опираются на стереотипные представления о цвете, носят константный

характер и в большей части соответствуют характеристике предмета, нежели

имеют самостоятельное эстетическое явление. Проведенные опросы

показали у учащихся низкий уровень знаний о природе цвета, его

собственных и несобственных характеристиках, значении цветовых явлений

на формирование эмоционально-образного восприятия произведения.

Следует отметить, что наши исследования проводились с детьми

мотивированными на занятия изобразительным искусством, учащимися

изостудий и художественных школ. Проведенные исследования показывают,

что учащиеся СОШ владеют этими знаниями в своем большинстве на более

низком уровне, чем учащиеся дополнительного художественного

образования. Опираясь на мнение всех участников образовательного

7

процесса, а именно учащихся и педагогов, а также родителей, мы считаем такое положение вещей наиболее характерным для современного состояния обучения изобразительному искусству, и соответствует объективной картине уровня развития восприятия цвета подростками. Таким образом, мы видим, что вопросы развития восприятия и отображения цвета у учащихся при обучении изобразительному искусству раскрыты явно недостаточно и требуют новых инновационных решений, отвечающих современному уровню развития общества. Это является проблемой нашего исследования, решение которой в концептуальном моделировании процесса обучения изобразительному искусству детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

Цель исследования заключается в разработке концептуальной модели системы методов способствующей эффективному развитию восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста, ее научно-теоретическому обоснованию, экспериментальной проверке и внедрению в практику в условиях дополнительного образования средней школы и художественной студии.

Объектом исследования является процесс развития восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования средней школы и художественной студии.

Предметом исследования являются научно-теоретическое обоснование проблемы исследования, методы, формы и средства развития восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное развитие восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста будет осуществляться при соблюдении следующих условий в образовательном процессе художественной студии:

- в образовательный процесс будет внедрена система методов развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста;

- система методов будет основана на концепции, включающей в себя единение факторов физиологического, психологического, педагогического, естественнонаучного и методического характеров способствующих эффективному и гармоничному развитию личности учащихся;

все положения системы методов развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста будут иметь четкое научное обоснование, соответствовать основным направлениям и принципам дидактики художественного образования;

- система методов развития восприятия и развития цвета будет интегрирована в общий образовательный процесс системы дополнительного образования, все пластические и другие искусства будут в полной мере представлены в рабочих учебных планах для реализации общих целей эстетического развития учащихся;

- обеспечить единство учебных и творческих задач в практических заданиях учащихся, создать потребности эмоционально-образного отношения к занятиям изобразительным искусством, а также использовать инновационные подходы в обучении.

В соответствии с целью и гипотезой данного исследования в нашей работе определены следующие задачи:

• всесторонне исследовать научно-теоретическое обоснование решения проблемы диссертационной работы в области философии, психологии, физиологии, педагогики, естественных науках, изобразительного искусства и методике его преподавания;

• провести анализ научных работ близких по проблеме исследования к нашей диссертации;

• исследовать значение цвета и его восприятия в изобразительном искусстве,

ретроспективу учения о цвете в науке и искусстве;

9

• разработать систему оценочных критериев, способствующих определению степени развития восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста в условиях изостудии;

• разработать цельную интегрированную в образовательный процесс изостудии систему методов развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;

• экспериментально проверить эффективность внедрения системы методов, направленной на развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися. Методологической основой диссертационной работы являются исследования в области философии, педагогики, психологии, искусствоведения, цветоведения, методики преподавания изобразительного искусства, проведение экспериментальной работы на различных образовательных площадках.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, естественным наукам, искусствоведению, истории методов преподавания изобразительного искусства, особенное внимание было уделено изучению диссертационных исследований, связанных с проблемой нашего исследования;

- анализ и оценка работ учащихся в рамках проведения экспериментальной работы;

- поиск новых форм и методов работы с целью повышения эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;

- беседы и опросы участников образовательного процесса;

- аналитическая обработка результатов экспериментальной работы;

- педагогические наблюдения.

Организация и этапы исследования. Исследования проводились в

несколько этапов с 2004 по 2012 годы. Экспериментальная работа

ю

осуществлялась в художественной студии «ШКиД», в ГБОУ СПО КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61 и в ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет», в процессе руководства педагогическими практиками студентов в системе дополнительного образования. В эксперименте участвовало более 250 учащихся и 20 преподавателей и практикантов.

Первый этап (2005-2007 г.г.) - поисково-подготовительный - включал изучение специальной литературы по проблеме исследования, сбор материала по характерным психолого-физиологическим особенностям восприятия и отображения цвета детьми среднего школьного возраста; определялись цели, задачи, гипотеза, методы проведения исследования, определено содержание экспериментальной работы.

Второй этап (2007-2010 г.г.) - на основе разработанной концепции реализации целей исследования осуществлялся эксперимент по поиску форм и методов работы для эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися, собирался материал по результатам экспериментальной работы; происходила апробация инновационных методов работы, их оценка и возможности использования в дальнейшей педагогической практике;

Третий этап (2010-2012 г.г.) - проверка эффективности системы методов, направленных на развитие восприятия и воспроизведения цвета учащимися системы дополнительного образования, уточнение, проверка результатов, выводов по ходу эксперимента, статистическая обработка, окончательное оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: - обоснована необходимость и возможность эффективного развития восприятия и отображения цвета учащимися в системе дополнительного образования;

- разработана концептуальная модель организации образовательного процесса изостудии, направленная на реализацию целей и задач исследования;

- научно обоснованы и доказаны основные теоретические положения системы методов эффективного развития восприятия и воспроизведения цвета у учащихся среднего школьного возраста;

- разработаны критерии оценки уровней развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися;

разработана и апробирована система методов, направленная на повышении эффективности восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- внесен вклад в теорию и практику преподавания изобразительного искусства в системе дополнительном образовании;

- решена проблема развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися в условиях дополнительного образования;

- понятие восприятия и воспроизведения цвета определено как важнейшее личностное качество учащихся;

научно-обоснована модель системы методов повышения эффективности восприятия и воспроизведения цвета учащихся;

- разработаны формы и методы педагогического воздействия с целью повышения инновационных решений в реализации целей исследования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том,

что:

- разработанная концептуальная модель системы методов может найти свое применение в практике преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования, изостудий и кружков средней школы, а также колледжей и училищ;

- разработанные формы и методы проведения занятий, направленные на развитие восприятия и отображения цвета учащихся могут использоваться в широкой практике преподавания изобразительного искусства;

- учащиеся, освоившие экспериментальную программу, получили более широкие и систематизированные знания восприятии цвета, обогатили запас своей личностной культуры, готовы на высоком уровне продолжать свое художественное образование, заниматься художественным творчеством и воспринимать произведения искусства;

Достоверность научных результатов обеспечена высоким уровнем научного обоснования основных положений экспериментальной методической системы, многократной практической проверкой результатов экспериментальной работы, научной организацией проведения экспериментов, объективным анализом, мнением участников экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись 2006-2012 г.г. в изостудии «ШКиД», в качестве педагогических практик в ГБОУ СПО КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61 и в ГБОУ ВПО МГГТУ «Московский городской педагогический университет». Ход проведения экспериментов неоднократно обсуждался на кафедре рисунка и графики ГБОУ ВПО МГПУ. Результаты исследования докладывались на международных, межвузовских и факультетских конференциях. Основные материалы исследования отражены в публикациях автора.

На защиту выносится:

- концепция организации форм и методов педагогического процесса, направленного на развитие восприятия и отображения цвета детьми среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования;

- научно-теоретическое обоснование методов эффективного развития

восприятия и отображения цвета учащимися;

13

- система методов повышения эффективности развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися, включающая в себя инновационные подходы к формам и методам проведения занятий в изостудии;

- авторская экспериментальная программа по изобразительному искусству для учащихся средней школы системы дополнительного образования;

- критерии оценки сформированности у учащихся восприятия и воспроизведения цвета на занятиях в изостудии;

- экспериментальная проверка эффективности системы методов развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений. Она содержит таблицы, графики, иллюстративный материал, фотографии работ учащихся экспериментальных групп, авторскую программу работы изостудии. Основное содержание диссертации

Во введении отражены актуальность исследования, проблема, цели, задачи, методология и методы ведения работы, в соответствии с выдвинутой гипотезой.

В первой главе диссертационного исследования «Научно-теоретическое обоснование развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися среднего школьного возраста» раскрывается сущность понятия «восприятия и воспроизведения цвета», рассматриваются наиболее важные вопросы восприятия цвета в контексте смежных наук: философии, психологии, педагогики, физиологии, истории искусств, цветоведения и методики преподавания.

Восприятие цвета рассматривается как личностное качество человека,

неразрывно связанное с его миропониманием и мироощущением,

непосредственно влияющим на формирование духовного содержания. В этой связи рассмотрены различные понимания значения личности в социуме с позиций разных философских направлений. Художественное творчество, как важнейший процесс жизнедеятельности и существования человека исследуется с позиций западной классической философии (Кант, Гегель) и с позиции русской философской школы (Бердяев, Лосев, Ильин). В западной философии понимание художественного творчества представлено в утилитарной его сути - полезности и важности для личности и общества. В русской философии творчество понимается как естественная потребность личности к своему духовному совершенствованию, часто идущая изнутри в разрез с требованиями социума (Ю.А. Огородников).

Развитие восприятия и воспроизведения цвета неразрывно связано с развитием личностных качеств человека и образование здесь должно возможно полнее удовлетворить личностные потребности учащихся. В исследовании мы опираемся на современные тенденции личностно ориентированных форм образования, отраженные в основных работах известных психологов А.Г. Асмолова, Ю.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. С точки зрения развития и удовлетворения личностных потребностей учащихся большой интерес для исследования представляют работы С.П. Ломова, С.П. Рощина.

Определяя зрительное восприятие как динамичный процесс

интеллектуальной деятельности, мы видим здесь определенную

закономерность и последовательность: восприятие, осознание,

воспроизведение. Рассматривая решение проблемы исследования в этом

алгоритме, мы подчеркиваем, что художественное восприятие и видение

предметного мира является необходимой формой развития качеств личности

учащихся. Из этого вытекает важнейшая задача образовательного процесса

художественной студии - дать возможность личности учащегося

удовлетворить свои потребности в развитии восприятия цвета. При этом

15

большое значение уделяется индивидуальным особенностям личности учащихся, их физиологическому и психическому развитию. В данной главе исследования дается ретроспективное исследование значения цвета в художественном творчестве. Исследуется отношение к цвету в изобразительном искусстве в различные исторические эпохи, возрастающая роль цвета в зависимости от его значения для художественно-образного решения произведения живописи. Исследуется теория физического происхождения цвета (И.Ньютон, Д.Максвел), его влияние на эмоционально-психическое состояние человека (Г.Фрилинг, К.Ауэр). Основные закономерности и индивидуальные особенности восприятия и отображения цвета. Цветоведение, как наука рассматривается в своем развитии - от самых ранних дошедших до нас теоретических источников определения цветовой гармонии, до современных авторов, отводящие этой науке важнейшее значение для современных видов пластических искусств, архитектуры, дизайна. Большое внимание уделяется понятию цвета в живописи на примерах работ известных художников и ученых (Г.В. Беда, H.H. Волков, И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, А.П. Яшухин и др.). Проведено исследование методики преподавания живописи в работах современных авторов (В.М. Дубровин, Е.Ф. Кузнецов, Л.Г. Медведев, С.П. Ломов, С.П. Рощин, В.М.Соколинский и др.). Не смотря на многочисленные исследования проблемы развития представлений о цвете, отмечается ряд нерешенных задач. К их числу относится: слабый уровень знаний учащихся теории и практики Цветоведения и прикладной цветопсихологии; низкий уровень знаний развития искусства живописи в различные исторические эпохи; не развитое чувство восприятия цветового многообразия мира, отсутствие представлений о цветовой гармонии; слабая мотивационная база для овладения знаниями о цвете применительно к профессиям, не имеющим прямого отношения к изобразительному искусству, в частности реклама, дизайн и т.д.

В заключении главы показана возможность и необходимость развития восприятия и воспроизведения цвета учащимися в условиях дополнительного образования, подтверждается актуальность исследования, определяются пути педагогических действий для решения данной проблемы. Вторая глава «Развитие восприятия и воспроизведения цвета у детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования в школе и изостудии»

Во второй главе исследуется теоретическая разработка и практическое применение модели системы методов направленной на повышение эффективности восприятия и воспроизведения цвета детьми среднего школьного возраста лет в условиях художественной студии. В основу этой модели легла концепция, включающая в себя следующие положения:

- все положения методической системы должны иметь строгое научное обоснование

- система методов должна включать в себя инновационные формы организации учебной работы, на основе достижений методики преподавания изобразительного искусства и современных коммуникативно-информационных средств;

система методов основывается на традициях отечественной художественной школы;

- личностно-ориентированные формы работы с учащимися являются доминирующими при организации учебного процесса;

- система методов включает в себя широкое использование приемов и методов художественной передачи цветового многообразия и колористического единства окружающего мира.

При моделировании системы мы позиционировали восприятие цвета как

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ковалевский, Андрей Николаевич, 2013 год

Библиографический список

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -203с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М.: Советский художник, 1986. - 326 с.

3. Алексеев С.С. О колорите. М., Изобразительное искусство, 1974. -

170с.:

4. Алексеев С.С. О цвете и красках. М., Изобразительное искусство,

1962.

5. Алексеев С.С. Цветоведение. М., 1952.

6. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. Л., Изогиз, 1937119

е.: ил.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука,

1977.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

9. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятии пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина; Общ. ред. и вступит, статья В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974.-392 с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

12. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002—480 с.

13. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.

14. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007—528 с.

15. Асмолов А.Г. « Психология личности: принципы общепсихологического анализа.» — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.N 589502-096-8; ISBN 5-89349-230-7

16. Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. Пер. с англ., ред. Ю. М. Забродина, Б.Ф. Ломова, М., Прогресс, 1980.

17. Базанова М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественных училищах. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 160 с.

18. Балакина Т.И. Мировая художественная культура России IX XIX века.-М., 1997.

19. Бальзак О. Об искусстве. М - JL, 1941. - 528с.2 1Ь

20. Басманов В.М. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи: Дисс. ... канд. пед. наук - М., 1979.- 196 с.

21. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. (Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ прикладного искусства). М.: Искусство, 1970. -166 е.: ил.

22. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975.

23. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 186 с.

24. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет: Дисс. ... докт. пед. наук. -М., 1972.-402 с.

25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981. -239 с.

26. Беда Э.Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. - 146с.

27. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1974.-185с.

28. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов. Методическое пособие для ХГФ педагогических институтов. Орел, 1973.

29. Бейер В.И., Лепилов K.M. Схематический рисунок при изучении природы. Л., Госиздат, 1926. - 47с.: ил.

30. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., Советская Россия, 1961. - 232 е.: ил.

31. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

32. Берулаева Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, НИЦ БиГПИ, 1993.

33. Биценко Р.В. Возможности использования аудиторных занятий для развития специальных и профессиональных способностей студентов

34. Богемская К.Г. Пейзаж: Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

35. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. ... док. пед. наук. -М., 1993. -380 с.

36. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.

37. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия, 1995.

38. Бойко С. А. Методика обучения изображению пейзажа учащихся 17 классов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. -247с.

39. Болыпенков В.Г. Психологические условия развития мыслительной деятельности в раннем юношеском возрасте. Автореф....канд.психол.наук. 19.00.07, АПН, НИИ обшей и педагогической психологии, М., 1987.

40. Бродский И.А. Репин-педагог. - М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1960.- 128 с.

41. Ван Гог В. Письма. - Л.; М.: Искусство, 1966. - 343 с.

42. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога: Дисс. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1982. - 174 с.

43. Венгер Л.А. Мухина B.C. Психология. М., Просвещение, 1988.

44. Верман К. История искусства всех времен и народов. СПб., 1903,

т. 1

45. Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961.-232 с.

46. Виннер A.B. Как работать над пейзажем масляными красками. М.: Профиздат, 1971.

47. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособ. для вузов / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова и др. М.: Ноосфера, 1999.-272с.

48. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М., Просвещение, 1979.

49. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников

и студентов. Сб. научн. трудов М., ГПИ, 1979.

151

50. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий).: Дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 163с.

51. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М., 1951.

52. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 260 с.

53. Волков H.H. «Цвет в живописи». М., 1984. С.279.

54. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами.: Просвещение,

1984.

57. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева Н. Н. М.: МШ И, 1964.-274с.

58. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. / Ростовский н/Д гос. пед. ин-т; Ростов н/Д, 1990.

59. Восприятие и действие /Под ред. A.B. Запорожца. М., Просвещение,

1967.

60. Всеобщая история искусств. М., 1956, т. 1.

61. Выготский J1.C. Мышление и речь. Соб. соч. в 6 т.

62. Выготский J1.C. Собр. соч. в 6 т.

63. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1960. - 500с.

64. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства): Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1974. - 158 с.

65. Гете И.В. Об искусстве. - М.; Л.: Искусство, 1936.

66. Горелов Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях художественно-

графических факультетов педагогических институтов: Дисс. ... канд. пед. наук.-М., 1972.-212 с.

67. Грачев В. В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования.: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -183с.

68. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте. Принципы развития в психологии. М., 1978.

69. Данилов A.B. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по живописи: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 227 с.

70. Дерябин A.C. Педагогические системы и методы Д.П. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1975.-231 с.

71. Ершов Г.В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов ХГФ педвузов: Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1993. - 130 с.

72. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993.

73. Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. - М. : Трикста, 2006.

74. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 е., 32с. ил.: ил.

75. Живопись. Учебные постановки. М., Изд-во Акад. худ. СССР, 1960.

76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. - 224 е., ил.

77. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.

78. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

79. Иогансон Б.В. Композиция и колорит. // Творчество, 1960, №4.

80. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

81. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.

82. Кандинский В. О понимании искусства // Знамя. - 1999. - № 2.

83. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии, 1966, №10.

84. Киселев П.А. Как развить память ребенка. Аквариум. Дельта, 1996.

85. Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т.

86. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1979.

87. Коробко Ю.В. Цвет в живописи: организация процесса восприятия цвета в работе над ... . Рудин Н. Смешение цветов//Художник, 1978, №12.

88. Коробко Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета.: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.-214с.

89. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2000.

90. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М, Просвещение, 1976.

91. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд. РОУ, 1996.

92. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., Просвещение, 1964.

93. Лидере А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка. Учебное пособие. М., МГУ, 1980.

94. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2000. - 30 с.

95. Маликова В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института. Автореф...канд.псих.наук 19.00.07. М., 1979.

96. Мастера искусства об искусстве: (Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов): В 7 т. / Под общ. ред. A.A. Губера и др. - М.: Искусство, 1966 - 1970. Т.4.

97. Мастера искусства об искусстве: (Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов): В 7 т. / Под общ. ред. A.A. Губера и др. - М.: Искусство, 1966 - 1970. Т.7.

98. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., Педагогика, 1989.

99. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков. Теоретик и педагог. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1953. - 265с.

100. Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятий (формирование понятий в школьном возрасте). Тбилиси, Мецниереба, 1976.

101. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. /Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова, М., 1988.

102. Падчеварова С. Динамика отдельных свойств внимания подростка в зависимости от условий выполнения деятельности.

Автореф...канд.психол.наук, М., 1970.

103. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. А.И. Щербакова, М., Просвещение, 1987.

104. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. - М.: Просвещение, 1982.

105. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. Учебное

пособие. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 215 с.

155

106. Рощин С. П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: диссертация ... д.п.н. - Москва, 2010.- 384 е.: ил.

107. Рудин Н. О цвете // Художник, 1977 ... . Унковский A.A. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983.

108. Рудкевич JI.A. Возрастная динамика творческой продуктивности. Автореферат...канд .псих. наук. СПб, 1947.

109. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ,

1990.

110. Смирнов A.A. Избранные психологические труды. М., Педагогика,

1987.

111. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение,

1966.

112. Социокультурная образовательная ситуация в мегаполисе/ Педагогика, №4, 1993.

113. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). — М.; Воронеж: МПСУ : Модек, 2013. — 335 с.

114. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М.: Педагогика, 1982. — 224 с.

115. Фельдштейн Д. И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте : Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Душанбе, 1969. — 49 с.

116. Фельдштейн Д. И. Психология взросления : Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности : Избр. тр. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1999. — 670 с.

117. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВД995. 52 с.

118. Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. 317 с.

119. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как

экологический фактор. М: Наука, 1990.

156

120. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор. //

121. Хрестоматия по педагогической психологии. М., Международная педагогическая академия, 1995.

122. ХГФ в работе над пейзажами по памяти и представлению.: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 228с.

123. Чуприкова Н.И. Система обучения JI.B. Занкова и современная психология/ Советская педагогика, №2, 1993.

124. Шадриков В. Д. Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. — М., 2002.

125. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. — М., 2001.

126. Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М., 1996.

127. Шадриков В. Д. Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.

128. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. — М., 1994.

129. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся. /Педагогика, 3, 1996.

130. Шитов JT.A., Ларионов В.Н.; Уроки изобразительного искусства. Живопись. М., 1995.

131. Школа изобразительного искусства: Вып. 4: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1993. - 208 е.: ил.

132. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.

133. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сб. статей М.: Прометей, 1996.

134. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.

135. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Избр. псих, тр., М., 1989.

136. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., Просвещение, 1960.

137. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах H.A. Менчинской (к 90-летию Менчинской H.A.) /Вопросы психологии, №3, 1995.

138. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. - М.: АГАР, 1999. - 232 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.