МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Цзе Чжао

  • Цзе Чжао
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 245
Цзе Чжао. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2014. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цзе Чжао

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки становления художественного образования в Китае

1.1. Изобразительные и культурные особенности традиционного искусства Китая

1.2. Диалог культур обзор истории взаимодействия китайской художественной традиции и искусства западных стран

1.3.Роль российско-китайского сотрудничества в становлении художественного образования в Китае

1.4.Анализ теоретического и практического опыта обучения студентов высших учебных заведений основам академической живописи на материале натюрморта

Глава 2. Теоретическое обоснование методической системы обучения студентов китайских вузов основам академической живописи

2.1. Основные задачи и назначение экспериментальной методической системы подготовки художников-педагогов в Шаньдунском университете

2.2. Принципы, методы и средства, лежащие в основе авторской методической системы

2.3. Обоснование структуры практической части экспериментальной методики преподавания академической живописи системы

Глава 3 . Практическая апробация авторской методической системы обучения основам академической живописи в процессе подготовки художников-живописцев в китайских вузах

3.1.Констатирующий этап педагогического эксперимента

3.2.Ход и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента

3.3.Критерии эффективности экспериментальной методической системы обучения

академической живописи студентов Шаньдунского университета.

172

Заключение

Список литературы

Приложения

191

ВВЕДЕНИЕ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ»

Проблема исследования и ее актуальность

Достижения стремительно развивающегося технического прогресса на сегодняшний день играют важнейшую роль в развитии общества во всех странах мира. Становится очевидной тенденция объединения, консолидации народов. Невероятная модернизация средств связи привела к созданию своеобразного информационного поля современной цивилизации. Время передачи информации с одного полушария земного шара до другого сократилось до долей секунды. Необъятные информационные ресурсы становятся все более доступными, что ведет к интеграции различных культур и народов.

В связи с этим значительно возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех областях знаний, в том числе и гуманитарных.

Особую роль здесь играет эстетическое, художественное воспитание и развитие молодежи. Это обстоятельство крайне важно для современного общества по многим причинам:

- во-первых, растущие материальные возможности общества диктуют новые требования к уровню жизни. Вследствие этого возникает спрос на эстетические услуги, что, в свою очередь, способствует повышению социальной значимости таких творческих профессий как художник, дизайнер, модельер, архитектор. Это побуждает молодежь на этапе профессионального самоопределения активнее выбирать данную профессиональную деятельность;

- во-вторых, для воспитания достойных членов общества необходимо прививать молодежи любовь к разнообразным достижениям мировой художественной культуры. Это особенно важно в современных условиях, так как

учит молодых людей толерантности, достойному отношению к ценностям чужой и собственной культуры;

- в-третьих, опираясь на многочисленные исследования в области педагогики, психологии, медицины и ряда других наук о человеке, ученые пришли к выводу, что занятия искусством или любым видом творчества способствуют развитию мышления, зрительного аппарата, моторики и восприятия, помогают проявлению творческого начала, формируют модель поведения.

Этот факт уже учитывается в экономической и социальной сфере. Так, например, в ряде крупных организаций в развитых странах мира, таких как США и Япония, при приеме на работу, независимо от специфики трудовой деятельности, в анкетах для будущих сотрудников работодатель просит указать, каким творческим видом деятельности занимается соискатель и имеет ли он начальное художественное или музыкальное образование.

Для России Китай — не просто соседнее государство. Он представляет собой крупнейшую из сопредельных восточноазиатских цивилизаций: его северные рубежи, как и дальневосточные, и южносибирские районы России, являются контактными зонами межцивилизационного общения. Как отмечает Шарко С.В. «...проблема включения отдельных стран, в том числе России и Китая, в систему региональных и глобальных связей имеет актуальное значение, что оказывает непосредственное влияние на полноценное развитие государств». [110, с. 3]

Сложившиеся традиционные нормы российско-китайских отношений во многом будут определять характер их взаимодействия на международной арене и в XXI столетии. Размеры двух стран таковы, что модели их развития и внешнеполитического поведения влияют на всемирно-исторический процесс. В свою очередь, анализ крупных перемен, происходящих в демократической России и в новом Китае, невозможен без достаточно четкого осознания того, каковы принципы взаимодействия восточноазиатского цивилизационного комплекса с евразийским. Это особенно важно при рассмотрении долгосрочных

перспектив внешнеполитических процессов, истоки которых только начинают обозначаться в наши дни.

Взаимодействие России и Китая распространяется на политическую, экономическую и культурную сферы, в каждой из этих сфер проявлялись этнокультурные особенности и своеобразие цивилизаций, представителями которых выступали оба государства.

Россия и Китай - две крупнейшие мировые державы, издавна оказывающие большое влияние на международную обстановку. Изучение истории их взаимоотношений всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований, проводимых историками всего мира.

Во-первых, Россия и Китай - это страны, представляющие собой различные цивилизационные типы (славянско-православный и конфуцианский).

Во-вторых, отношения, связи и контакты Китая с другими странами мира представляют значительный интерес по причине традиционного радикального эгоцентризма всех сфер социально-политического развития данного государства.

В-третьих, обе страны имеют крайне протяженную границу, вследствие чего два народа всегда находились в тесном взаимодействии.

Правительство Китая, осознавая значимость творческих специальностей, ведет обширную работу по подготовке специалистов в области искусства, открываются новые учебные заведения, работают различные программы, позволяющие молодым специалистам пройти стажировку за рубежом, приглашаются лучшие специалисты. Также большое внимание уделяется материальной базе, обеспечивающей подготовку студентов по творческим специальностям.

Но, несмотря на такое внимание и поддержку со стороны государства, существует ряд объективных проблем.

Одной из них является огромное разнообразие современных форм изобразительного творчества, имеющих, к сожалению, довольно низкий уровень художественного исполнения. Из-за этого в широких массах происходит подмена

понятия рыночной стоимости произведений искусства и их художественной ценности. Это обстоятельство угрожает развитию художественного вкуса у молодежи и особенно опасно для студентов, будущих специалистов в сфере искусства.

С другой стороны, искусство в Китае на всех этапах своего развития было тесно связано с философией, религией и идеологией государства. Это качество формировалось на протяжении многих веков и лежит в основе народных форм творчества и традиционных видов изобразительной деятельности. Но в политике и устройстве китайского государства за последние 80 лет произошли настолько стремительные изменения, что возникает опасность утраты разнообразных форм творчества, особенно народного. Осознавая сложность данной ситуации, значительная часть художественной интеллигенции (в первую очередь, преподаватели вузов) осознанно выступает за более внимательное отношение к традиционным формам китайского изобразительного искусства.

В то же время нельзя не согласиться и с другой точкой зрения, что за очень краткий период (вторую половину 20-го столетия) в китайском изобразительном искусстве произошел небывалый подъем. Благодаря этому были освоены новые технологии и материалы, внедрены новые прогрессивные методики обучения изобразительной грамоте, подготовлен ряд опытных специалистов и созданы выдающиеся произведения в совершенно новом для Китая направлении -социалистического реализма.

На протяжении почти четырех тысяч лет своего развития изобразительное искусство Китая не было знакомо ни с техниками масляной живописи, ни со станковой скульптурой в европейском понимании. Станковая живопись или графика, оформленная в самостоятельное произведение, не могла зародиться в китайской изобразительной практике по ряду объективных причин. Только с конца 19 - начала 20-го века станковые формы европейского искусства начинают проникать в Китай. В середине девятнадцатого века Китай находится под экономическим и политическим влиянием крупных капиталистических

государств того времени.

Этот этап истории Китая характеризовался распространением капиталистических отношений, и в то же время усилением роста национального самосознания. Все эти изменения в социальном, культурном и политическом устройстве государства находили свое отражение в произведениях искусства.

Многие выдающиеся деятели искусства того времени предпочитали развивать и сохранять национальные традиции, придерживаясь заповедей средневековых эстетических и философских трактатов, в то время как другие представители художественных профессий активно начинали изучать опыт западноевропейского искусства.

К этому времени относятся первые в истории китайского искусства произведения, выполненные на европейскую тематику или с применением европейской техники. Изначально данные произведения в большей степени имели просветительский или информационный характер и иллюстрировали разнообразные сюжеты из жизни Америки, Англии, Германии, Японии.

Но самое большое влияние на искусство Китая на этом этапе оказали традиции французской школы. Этот период истории художественной культуры Китая можно охарактеризовать как своеобразную «оккупацию» европейским искусством художественных сил китайского общества. Именно к этому периоду относится зарождение китайской живописи масляными красками.

Историю китайской масляной живописи можно разделить на следующие условные периоды:

- первый период (1919 год) с начала деятельности движения «4 Мая» и до

конца 40-ых годов;

- второй период (с 1949 г. по 1976 г.) с образования Китайской Народной

Республики до окончания «Культурной Революции»;

- третий период (с 1976 года и по настоящее время).

На первом этапе обучение традиционной европейской живописи носило эпизодический бессистемный характер. Собиралась группа молодежи, которая

проходила обучение в таких странах как Япония, Америка, а так же в некоторых европейских государствах. По прибытию на родину бывшие ученики создавали собственные художественные школы, часто имевшие характер творческих мастерских.

Тем не менее, на данном тапе были заложены основные принципы, ставшие в дальнейшем ключевыми в системе подготовки специалистов по изобразительному искусству. Так, например, закрепился метод работы с натуры, использовались научные обоснования того или иного положения изобразительной грамоты, осваивались новые технологии и материалы, что помогло в дальнейшем расширить количество изобразительных приемов и техник.

Еще одной заслугой данного этапа можно считать то обстоятельство, что за довольно короткий срок масляная живопись значительно укрепила свои позиции в художественной практике Китая и стала равноправной с другими стилями и течениями, которые формировались значительно более долгое время.

В это же время очень бурное развитие получила национальная живопись «гохуа». Данное направление, как и сам термин, появились в начале 20-го века и связаны с преемственностью художественной культуры Китая традиций западноевропейского искусства.

Характерной особенностью «гохуа» можно считать используемые ее представителями эффекты линейной перспективы, светотени и трехмерного пространства, а так же ряд других характерных для западного станкового искусства приемов и техник. Отличительной чертой данного направления было придание большого значения качеству линии, звучанию цветового пятна, значительной декоративности и чередования линейного и цветового ритмов.

С развитием данных тенденций в то же время отчетливо вырисовывалась проблема повторения сюжетов и излишнее копирование произведений западноевропейского искусства. Именно на решение данных проблем и было призвано созданное движение «4 Мая». Деятельность этого движения вдохнула новую жизнь в живопись «гохуа», благодаря чему она получила несколько

направлений.

Новый этап развития китайского искусства пришелся на 1942 год и был инициирован лично Мао Цзэ-дуном на Совещании по вопросам литературы и искусства. Он определил новый принцип, согласно которому политика и искусство должны быть объединены, а содержание революционной политики и форма изобразительного искусства должны быть едины.

Этот принцип держался на идеологической основе и ориентировался на создание нового класса творческой интеллигенции, способного донести идеи руководства до граждан страны.

Реализация данного принципа на долгие годы определила развитие всех форм китайского искусства. Однако такой подход поставил под угрозу существование уникальной культуры таких традиционных жанров китайского искусства как пейзаж, натюрморт, традиционный национальный жанр «цветы и птицы». В то же время активно развивалась гравюра, плакат и различные виды лубка.

Эти жанры были доступны для пока что безграмотного населения, и посредством передачи сюжета могли выполнять агитационные функции. От искусства требовались, в первую очередь, содержание, сюжеты и темы, изложенные в доступных, наглядных формах.

Исходя из вышесказанного, нетрудно предположить, почему именно западный реализм, а не допустим, модернизм оказался близок китайскому искусству на том этапе.

Для большинства населения основой жизни служила аграрная деятельность, многие получили лишь начальное образование, а некоторые не могли даже читать. Конечно, для общества, находящегося в таком информационном пространстве, идеи модернизма, отрицающего непосредственное сходство с реальностью (особенно абстракционизм), были непонятны. По этой же причине чужды оказались здесь и идеи сюрреализма и других течений западноевропейского искусства того периода.

Интересным обстоятельством можно назвать то, что лишь некоторые достижения импрессионизма оказались востребованы китайским искусством того периода. А ведь именно на формирование данного направления в свое время оказали влияние японские и китайские произведения изобразительного искусства.

Со временем искусство и литература постепенно распространялись в массах, что создало благоприятную почву для развития идей реализма.

Это привело в дальнейшем к обращению китайского искусства к опыту реализма и социалистического реализма. На этом этапе данное направление считалось перспективным и современным и ставилось в противовес китайской традиционной живописи, которая считалась пережитком феодальной культуры и подвергалась во многом незаслуженной критике.

К концу прошлого века в области преподавания изобразительного искусства полное признание получил российский научный подход. Опираясь на традиции европейского искусства и Императорской Академии, получив значительное научное обоснование в советский период, он позволял эффективно решать основные образовательные и художественные задачи, которые ставило новое правительство Китая перед системой образования.

Руководство производило отбор преподавателей и направляло их на учебу в лучшие вузы СССР, а затем России: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова и Московский педагогический государственный университет.

Изучение методов обучения в СПГАХИ им. И.Е Репина позволило увидеть, что до настоящего времени методы художественной педагогики остаются соответствуют традициям реалистического искусства. От студентов в обязательном порядке требуется знание фундаментальных основ живописи. Именно такой подход обеспечивает на протяжении многих лет эффективность академической школы изобразительного искусства.

Это вывело всю художественную культуру Китая на качественно новый уровень, расширив изобразительные возможности и позволив китайским специалистам продуктивно работать во всех направлениях мировой художественной практики.

Все это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству Китая и СССР. Культурные связи между странами, проявлявшиеся, в первую очередь, как сотрудничество в сфере педагогики и искусства, являются одним из важнейших элементов прогресса, сотрудничества и взаимообогащения народов. Подобный обмен опытом между целыми цивилизациями существовал с моментов образования древних государств.

Особенно активное взаимодействие между народами происходило на протяжении 20-го столетия. Рассматривая историю советско-китайских художественных связей, можно сказать, что их расцвет пришелся на 50-е годы прошлого столетия. В это время советские художественные произведения в большом количестве поступали в Китайскую Народную Республику, где нашли широкое распространение и сыграли значительную роль не только в укреплении идеологии китайского государства, но и повлияли на формирование социалистического реализма.

Так, после образования Китайской Народной Республики в 1949 г. проблематика культурных взаимосвязей между СССР и Китаем предстает в новом свете. Прежде всего, намечается общее стремление к внедрению новой идеологической и художественной концепции, перед искусством ставятся новые общественные задачи. Художника призывают к служению широким народным массам, пропаганде нового образа жизни и новых идей.

Однако с начала 1960-ых годов наблюдается ослабевание взаимодействия между руководством СССР и Китая. Обе стороны прекращают развитие культурных связей, свертывают общие программы в сфере науки и образования, ослабляют контакты между работниками таких областей как наука, искусство, образование, издательская деятельность.

Тем не менее, художественная практика уже успела воспринять новый опыт, что повлияло на формирование современного китайского искусства и развитие художественной педагогики.

Уже в 70-х, 80-х годах прошлого столетия возникла потребность переосмысления российско-китайских и советско-китайских отношений, в частности, их художественного аспекта.

Именно обмен опытом между двумя странами позволил Китаю изучить систему академического обучения изобразительному искусству. Это позволило переосмыслить опыт создания произведения искусства, сосредоточить специалистов на изучении основных законов создания реалистического изображения, познакомить с новыми для Китая технологиями, такими как, например, масляная живопись.

Появилась возможность создавать произведения искусства в совершенно новом для Китая направлении, значительно расширился опыт преподавания художественных дисциплин. Тем не менее подготовка специалиста в области изобразительного искусства, в том числе и художника-педагога, не исчерпывается данным методом работы.

На сегодняшний день компромисс найден. Большинство специалистов в области методики обучения изобразительному искусству пришли к выводу, что преподавание таких дисциплин как академический рисунок, живопись и композиция, должно вестись параллельно с другими традиционными методиками независимо от того, какую специализацию приобретает студент.

Данный подход позволяет приобрести студентам знания, необходимые для профессионального занятия искусством и его преподавания, так как данные дисциплины позволяют не только овладеть методикой создания реалистического изображения, но и постичь основные средства выразительности и специфику западноевропейского искусства.

С другой стороны, обучение академическому рисунку и живописи требует большого количества времени, что делает проблематичным их преподавание на

различных факультетах.

К тому же следует учитывать, что преподавание академического рисунка и живописи в условиях китайской системы художественного образования нельзя вести изолированно от общих традиций национального искусства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимы современные методики, способствующие активизации обучения академической живописи в китайских вузах, при этом данные методики должны учитывать характер традиционных видов изобразительного искусства Китая.

Особую сложность представляет разработка подобных методических систем по живописи. Этому во многом способствует мнение многих специалистов о том, что чувство цвета в большей степени зависит от врожденных способностей человека и очень плохо поддается развитию, в отличие от чувства формы, конструкции и пространства. Этим объясняется то, что количество методических разработок, посвященных обучению академическому рисунку, значительно превышает количество таких же разработок по живописи.

В своем исследовании, касающемся методических основ обучения академической живописи, мы опирались на труды таких художников - педагогов как Г.В. Беда, А.А. Васильев, Н.П.Крымов В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Унковский, Ю.П. Шашков, А.П. Яшухин, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Молева, Е.В. Шорохов, О.Б. Дубова., К.Ф. Юон

Рассматривая и анализируя психолого-физиологические основы восприятия цвета в природе и на плоскости, мы использовали научные положения, разработанные в трудах таких авторов как И.М.Сеченов, И.П. Павлов, Е.Н. Соколов. Так же в работе над исследованием мы обращались к таким авторам как И. Гете, И. Иттен, Р. Арнхейм.

В разработках историко-культурологических аспектов исследования мы опирались на монографические исследования Л.С. Тихвинского, М. Сладковского, В. Мясникова, М. Юрьева. Большое значение для нашего исследования оказали разработки в области истории жанра натюрморта и истории его применения в

процессе обучения изобразительному искусству И.С. Болотиной, Б.Р.Виппер , Ю.И. Звездина , В.Н. Клещев , М.М. Ракова.

При анализе практического опыта обучения основам изобразительной грамоты на примере жанра натюрморта мы опирались как на диссертационные исследования, так и описание практического процесса работы в этой области -С.А. Писаренко., Ю.С. Ушаневой, И.В. Алексеевой, Д. В. Брагиной, С.А Гавриляченко, А. В. Грибенниковой, В. И.. Денисенко, В.Н. Клещева, В.И. Лубянова, М.Ф. Харитонова.

Рассматривая вопросы психологии восприятия цвета, мы опирались на работы таких авторов как Н.Н.Лукин, Р. Мизанбаев, Ю.В. Коробко, М.Е. Кузнецов, Старикова Н.М..

Нами так же был проанализирован и систематизирован опыт тех художников-педагогов, которые стояли у истоков становления китайской академической системы обучения изобразительному искусству. Это, в первую очередь, художники мастерской К.М. Максимова.

Так же в исследовании мы приводим авторские методы работы преподавателей китайских вузов в процессе обучения студентов основам академической живописи на примере натюрморта. Это такие художники, преподаватели как профессор Чэнь Ци, профессор Пан Лу Шэн, профессор Ю Давэй, профессора Ван Цзинь.

В настоящее время современные проблемы художественного образования в Китае рассматриваются в трудах таких педагогов как Джин Шани, Дин Илин, Хоу Бинь, Майи Дэн, Ван Чэн, Ли Нин.

В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлинь, Инь Шаочунь, Жэнь Гунсюнь, Гу Пин, Вань Цзянь Цзюнь.

Изучая практический опыт преподавания в китайских вузах, а так же существующие теоретические разработки в данной области, мы отметили, что внимание авторов сосредоточено в основном на анализе учебных программ, или

14

расширении методов преподавания внутри уже существующей и наработанной системы обучения живописи.

Тем не менее, вопросы преподавания академической живописи в китайских вузах с учетом специфики межкультурного взаимодействия подробно не рассматривались, чем и определяется актуальность представленного исследования.

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о существовании противоречия между необходимостью создания методик, способствующих активному обучению академической живописи в условиях взаимодействия культур и наличием художественных традиций разных стран и недостаточной разработкой подобных методических систем.

Существование данной проблемы негативно влияет на качество подготовки специалистов - художников-живописцев.

Все вышеизложенное определило тему исследования «Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов »

Проблема исследования заключается в разработке методики, способствующей оптимизации процесса обучения академической живописи в условиях взаимодействия различных образовательных систем.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методическую систему, способствующую эффективному обучению основам академической живописи студентов китайских вузов, обучающихся по специальности художник-живописец.

Объект исследования: процесс обучения художников-живописцев академической живописи в условиях взаимодействия различных образовательных систем.

Предмет исследования: методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие оптимизации обучения основам академической живописи в условиях взаимодействия различных образовательных систем.

15

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс обучения китайских студентов академической живописи будет более эффективен, если применить специальную методическую систему, включающую в себя:

а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «живопись»;

б) дидактические принципы, методы, методические приемы, свойственные как академической системе обучения изобразительному искусству, так и традиционной китайской изобразительной культуре, оптимальные формы организации учебно-воспитательного и развивающего процессов;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, к которым относятся методические таблицы, репродукции работ известных художников; пособия представляющие анализ колористического решения работ выдающихся мастеров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзе Чжао, 2014 год

Справочные материалы и библиография.

1. "Цвет" Ма Yiping книги

юго-запад педагогического университета Издательство

2. "Цвет исследований" (США) • Чикаго Лански Пол / Мэри Пэт Фишер • • изобразительных искусств Шанхае Народный Издательство

3."3ападные постмодернистское искусство современного искусства •" Ge Pengren книги Цзилинь изобразительных искусств Издательство

4. "Департамент Китая изобразительного искусства художественного образования основной объем -живопись маслом," Jin Shangyi Дин Yilin Китайской академии изящных искусств издательство книг

5. "Современные материалы Живопись" построить всю машину Цзянси изобразительных искусств Издательство

6. "Британская Королевская академия изящных искусств" под редакцией CAI Юань Хэбэй изобразительных искусств Издательство

7. "Германия-Брансуик Высшей школы изобразительных искусств студии башня потеряла Шри-Ланке," Ван Chengyun редактор Хэбэй изобразительных искусств Издательство

8. "Классического искусства" Генриха Вельфлина • Книга Чжэцзян изобразительных искусств Издательство

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Рис. S

Рис. б

Рис. 1 - лекции в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2011 г.

Рис. 2 - лекции в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2011 г.

Рис. 3 - практические зантия по живописи в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2013 г

Рис.4 - практические зантия по живописи в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2012 г

Рис. 5 - практические зантияпо живописи в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. феараль 2012 г

Рис. 6 - практические зантия по живописи в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2012 г

Рис. 7 - практические зантия по композиции в университете города Цзыбо на 1 курсе. Январь 2012 г

Рис. 8 - практические зантия по цветоведению в университете города Цзыбо на 1 курсе. Март 2012 г

Рис. 9 - практические зантия по живописи в Шаньдунском унивверситете на 1 курсе. Январь 2013 г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.