МЕТОДИКА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ван Мэй

  • Ван Мэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 299
Ван Мэй. МЕТОДИКА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2017. 299 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Мэй

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

1.1. Исторические предпосылки становления и развития системы художественного образования в Китае в условиях диалога с русской культурой

1.2. Роль российско-китайского сотрудничества в становлении художественно-педагогического образования в Китае

1.3. Анализ концепций, учебных программ и методик обучения академической живописи в российских и китайских педагогических вузах

1.4. Проблемы и перспективы совершенствования профессиональной

подготовки педагогов-художников Китая и России

Выводы первой главы

ГЛАВА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

2.1. Модель обучения академической живописи на основе интегративного подхода

2.2. Критерии профессиональной подготовки (компетентности) будущего педагога-художника

2.3. Методические принципы, приемы, дидактические средства и

педагогические условия художественно-педагогической подготовки

2

студентов

Выводы второй главы

ГЛАВА

АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

3.1.Констатирующий этап педагогического эксперимента

3.2. Ход и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента

3.3. Проверка эффективности экспериментальной модели подготовки

студентов в процессе обучения академической живописи

Выводы третий главы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «МЕТОДИКА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ»

Проблема и актуальность исследования

Россия и Китайская народная республика имеют долгую историю культурных обменов и глубокие традиции гуманитарного сотрудничества. В последние годы это сотрудничество активно развивается в системе художественного образования.

В центре внимания реформы высшего образования в области изобразительного искусства в России и Китае - создание оптимальной эффективной модели обучения будущих художников-педагогов. Образовательная реформа только тогда будет успешной, если ее на практике осуществляют педагоги, выполняющие важнейшую социально-культурную роль образования и творческого развития учащихся.

Художественно-педагогическое образование, эстетическое развитие подрастающего поколения - важнейший показатель уровня художественной культуры общества. В художественно-педагогических вузах России и Китая сложились различные подходы профессиональной подготовки специалистов, имеющие определенные национальные особенности и преимущества. Однако в настоящее время Российская Федерация и КНР являются частью единого образовательного пространства, интегрирующего лучшие образовательные традиции разных стран. Это позволяет использовать в профессиональном художественно-педагогическом образовании двух стран активный обмен современными учебными программами, практиками и методиками преподавания художественных дисциплин, и прежде всего, академической живописи, основного аспекта профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

В последние годы, как в России, так и в Китае актуальна проблема

повышения уровня подготовки учителей изобразительного искусства,

которые сочетали в себе педагога и художника, обладающего широким

спектром живописных и методических средств. Педагогическая работа

учителя изобразительного искусства должна постоянно подкрепляться его

4

личным опытом и достижениями в сфере станковой живописи, классического рисунка графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Поскольку его успех как педагога определяется способностью показать ученикам «процесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя разнообразные изобразительные техники - как традиционные, так и современные». [282, с. 6-8].

Важнейшими задачами модернизации художественно-педагогического образования, как России, так и в Китае является индивидуализация обучения, а также внедрение в систему образования методов, стимулирующих творческую активность и самостоятельность студентов. Это позволит будущему учителю-художнику еще в процессе обучения выработать собственный стиль художественно-педагогической деятельности, чтобы в дальнейшем отойти от шаблонов и унификации в преподавании изобразительного искусства.

Не смотря на эти потребности и тенденции, на сегодняшний день китайские художественные колледжи и художественно-графические факультеты педагогических университетов сохраняют практически в неизменном виде базовую педагогическую концепцию, основанную на методах обучения классической советской высшей школы. Согласно данной концепции, решающим фактором в овладении профессиональным мастерством будущих художников-педагогов имеет обучение академической живописи, которая имеет принципиальное значение в сохранении и развитии традиций художественного образования. [457, с. 24-32].

Однако воспитывая новые поколения студентов в рамках

«классического» художественного образования, китайские художественные

вузы, по нашему мнению, должны учитывать также ведущие тенденции

развития современного общества и высшей школы. Одной из таких

тенденций является интегративный подход в обучении, призванный сблизить

национальные системы профессиональной подготовки учителей

изобразительного искусства. Такой подход обусловлен многофакторным

5

содержанием самой художественной деятельности и учебной дисциплины «изобразительное искусство» в средней школе. [110, с. 3]

Согласно интегративному подходу, важными аспектами профессиональной деятельности преподавателей изобразительного искусства являются: обучение школьников работе с различными художественными материалами ив различных техниках, иллюстрированию и основам дизайна, а также организация их восприятия произведений искусства. Востребованы умения педагога-художника проектировать содержание художественного образования учащихся, диагностировать и корректировать художественное развитие школьников, осваивать вместе со своими подопечными разнообразие стилей, жанров, изобразительных техник.

Одним из основных признаков интегративного подхода в профессиональной подготовке специалистов является целостность системы обучения, системность знаний и умений, обеспечивающих возможность решать новые профессиональные задачи. Согласно определению одного из исследователей интегративных систем, эффективность функционирования такой системы зависит от управления ею и интеграции, составляющих систему компонентов. Причем «интеграция стремится связать все элементы и централизовать управление, чтобы система в целом функционировала с максимальным эффектом» [то же, с. 19].

Таким образом, процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в рамках единой учебной программы можно назвать интегративной системой в том случае, если компоненты этой подготовки (учебные курсы, программы, факультативы, практикумы и т.д.) будут взаимосвязаны и объединены главной задачей, а процесс будет управляемым.

В этой связи интеграционный подход позволяет на основе изначально

правильно поставленных дидактических задач и определенного построения

учебного процесса, интегрировать вышеуказанный материал, изучаемый в

рамках отдельных учебных курсов и программ, и выходить на более высокий

6

качественный уровень обучения педагогов-художников, независимо от того, какую конкретную специализацию приобретает студент. Большое значение в этом плане имеют общая концептуальная основа преподавания и учет особенностей организации процесса обучения изобразительному искусству в российских и китайских вузах.

В условиях глобализации образования реализация такого типа интеграционных программ художественного обучения предполагает наличие в вузах разных стран универсальной методики нового поколения, способной интегрировать различные аспекты профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. В этой связи актуален поиск новых путей активизации художественной подготовки китайских студентов через создание специальных интегративных методик, ориентированных на подготовку специалистов нового поколения на базе российских и китайских художественно-педагогических вузов. [276, с. 25-27].

Интегративный подход к художественно-педагогическому образованию предполагает также создание межпредметных дисциплин интегрированного типа и активизацию их научно-прикладного аспекта.

В своем исследовании проблем интеграции содержания образования мы опирались на труды С. И. Архангельского, М. Н. Берулавы, Л. И. Еременко, И. Д. Зверева, В. С. Леднева, И. П. Яковлева и др., а вопросах интеграционного подхода в области изобразительного искусства на разработки и концепции В. С. Кузина, Б. М. Неменского, С. П. Ломова. Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.

Вопросы методических основ обучения академической живописи получили развитие в трудах таких художников-педагогов как Г.В. Беда, А.А. Васильев, Н.П.Крымов. В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Унковский, Ю.П. Шашков, А.П. Яшухин, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Молева, Е.В. Шорохов, О.Б. Дубова, К.Ф. Юон.

Классической системе обучения академической живописи в

художественных учебных заведениях России посвящены труды

7

В период подготовки исследования нами был проанализирован и систематизирован художественно-педагогическое наследие и научные труды великих художников и педагогов, заложивших основы преподавания академической живописи в России: К. П. Брюллов А. А. Дейнеки, Б В Иогансона, Д. Н. Кардовского, П. П. Кончаловского, Н. П.Крымов, А. П. Лосенко, К.М. Максимова П. Я. Павлинова, Н. Э Радлова, Н. Н. Ростовцева,

A. П. Сапожников, А. М. Соловьева, В. А. Фаворского, П. П. Чистякова В. К. Шебуева, К. Ф.Юон. и др.

Мы также внимательно изучили наследие художников-методистов Китая, стоявших у истоков китайской академической художественной системы. Это, в первую очередь основоположники, активно популяризировавшие русскую живопись в Китае: Сюй Бэй Хун и Лу Сунь, а также известные в КНР художники мастерской К.М. Максимова. Хоу И Минь, Фэн Фа Шин, Цзинь Шан И, которые также являются теоретиками современного художественного академического направления в Китае.

В рамках подготовки исследования мы внимательно изучили концептуальные программы художественного образования и организации художественной деятельности в высшей и средней школе, авторами которых являются известные художники-методисты: В.С. Кузин, С. П. Ломов, Б. П. Неменский, Б. П. Юсов и др.

По проблемам истории художественного образования в России мы обращались к таким ученым, как; А. В. Бакушинский, Э. М. Белютин, И А Бродский, И. В. Гинзбург, Н М. Молева, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев.

Современные проблемы и аспекты обучения академической живописи как основы профессиональной подготовки художника-педагога исследовали

B. В. Бабияк, Э. М. Белютин, В. П. Зинченко, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев

и др. Анализ практического опыта обучения станковой живописи как основы

изобразительной грамоты мы проводили опираясь на исследования: С.А.

Писаренко, Ю.С. Ушаневой, И.В. Алексеевой, Д. В. Брагиной, С.А

Гавриляченко, А. В. Грибенниковой, В. И.Денисенко, В.Н. Клещева, В.И.

8

Лубянова, М.Ф. Харитонова. По вопросам истории натюрморта и его в роли в процессе обучения изобразительному искусству мы обращались к работам И.С. Болотиной, Б.Р.Виппер, Ю.И. Звездина, В.Н. Клещева, М.М. Ракова.

В рамках исследования мы знакомились с учебно-методической документацией и методическими фондами художественно-педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Аньхойского, Пекинского, Шаньдунского педагогических университетов КНР, а так же с авторскими методиками обучения академической живописи профессоров вышеуказанных китайских вузов. Это педагоги-художники, преподаватели Шаньдунского педагогического университета как профессор Чэнь Ци, профессор Пан Лу Шэн, профессор Ю Давэй, профессора Ван Цзинь, преподаватели Пекинского педагогического университета: профессор Лян Цзю, профессор Гу Дзун, профессор Юй Цзянь Хуэй, профессор Го Би Хэн.

Влиянию русской академической школы на становление художественного образования в Китае, проблемам художественно-педагогического образования, исследованиями в области методики обучения академической живописи и рисунку в настоящее время занимаются китайские авторы: Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др. Современные проблемы развития художественного образования в Китае рассматриваются в трудах таких китайских педагогов как Джин Шани, Дин Илин, Хоу Бинь, Майи Дэн, Ван Чэн, Ли Нин.

Рассматривая и анализируя психолого-физиологические основы восприятия цвета в природе и на плоскости, мы использовали научные положения, разработанные в трудах таких авторов как И.М.Сеченов, И.П. Павлов, Е.Н. Соколов. Так же в работе над исследованием мы обращались к таким авторам как И. Гете, И. Иттен, Р. Арнхейм. Рассматривая вопросы психологии восприятия цвета, мы опирались на работы таких авторов как Н.Н.Лукин, Р. Мизанбаев, Ю.В. Коробко, М.Е. Кузнецов, Старикова Н.М.

По проблемам российско-китайских контактов в сфере

9

художественного искусства мы опирались также на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлинь, Инь Шаочунь, Жэнь Гунсюнь, Гу Пин, Вань Цзянь Цзюнь. По вопросам истории художественного образования в Китае мы обращались к трудам китайских исследователей: Чжэнь Жуй Лин, Чжан Дао Сэнь, Сюй Пэй Хун.

В рамках формирования концепции исследования мы изучали труды российских и китайских специалистов в области психологии, физиологии, педагогики, истории, культурологии и методики обучения изобразительному искусству, теории построения методических систем, теории и методики педагогических исследований. Все эти авторы представлены в обширном списке справочной литературы настоящего исследования (Раздел «Список литературы»).

Изучая практический опыт преподавания изобразительного искусства в российских и китайских вузах, а так же теоретические исследования в данной сфере, мы обратили внимание, что внимание авторов сосредоточено в основном на анализе существующих методов обучения живописи внутри уже апробированной методической системы.

Анализ российских источников показал, что в них не получили должного отражения теоретико-методологические основы методики интегративного обучения академической живописи в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в высшей школе Китая и России. В китайской научной литературе вопросы создания новых интегративных методик преподавания академической живописи в китайских вузах с учетом специфики российско-китайского межкультурного взаимодействия подробно также не рассматривались.

Таким образом, несмотря на прослеживаемую в научных работах

актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки

учителей изобразительного искусства на основе интегративного подхода, а

также сегодняшнюю направленность научных поисков многих ученых в

Китае и России на изучение интеграционных методик в образовании, в

10

настоящее время ни российских, ни в китайских профильных вузах не существует специальной методики обучения академической живописи, которая была бы вписана в программу целостной подготовки специалистов художественно-педагогического направления и реализовала бы на практике межпредметную интеграцию учебных курсов, дисциплин и программ для студентов.

Таким образом, изучение нами теории (научная литература и исследования) и практики обучения (сравнительный анализ учебных курсов и программ, наблюдение за процессом обучения) современного российского и китайского художественного образования привело нас к идее о необходимости создания универсальной методики профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, которая бы:

- была построена на базе глубокого освоения академической живописи;

- отражала интеграционный подход в художественном образовании; объединяя и усиливая различные аспекты профессиональной деятельности будущего учителя-педагога;

- способствовала активизации и повышению качества подготовки обучения студентов в китайских вузах, а также будущих специалистов, обучения в профильных учебных заведениях России.

Изложенное выше позволило выделить сложившееся противоречие между необходимостью создания универсальной интегративной методики, обеспечивающей потребность российского и китайского общества в качественной профессиональной подготовке педагогов-художников и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ интегративного обеспечения этой системы в профильных вузах России и Китая.

Выявленное противоречие обусловило проблему исследования,

сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-

методологических основ и практической апробации интегративной методики

обучения академической живописи в профессиональной подготовке будущих

11

учителей изобразительного искусства в Китае и в России. Данная проблема определила тему представленного исследования «Методика обучения академической живописи в системе высшего художественно-педагогического образования Китая и России на основе интегративного подхода».

Существование данной проблемы негативно влияет на качество подготовки специалистов - педагогов-живописцев, как в России, так и в Китае, чем и определяется актуальность данного исследования.

Цель: на основе существующих методик преподавания академической живописи России и Китая теоретически обосновать и экспериментально апробировать универсальную интегративную методику, которая гармонично впишется в систему художественно-педагогического образования России и Китая, что позволит повысить эффективность и качество педагогической и живописной подготовки китайских студентов в России, а также учащихся китайских вузов, обучающихся по специальности «художник-педагог».

Объект исследования: процесс обучения китайских студентов академической живописи в российских и китайских вузах в условиях взаимодействия культур и российско-китайского сотрудничества и обмена учебных программ и методик обучения, с учетом традиций национального искусства и систем художественно-педагогического образования России и Китая.

Предмет исследования: методики, программы, средства и формы организации учебного процесса, способствующие оптимизации обучения основам академической живописи с учетом интегративного подхода, которые могут активно использоваться при обучении китайских студентов в России и в китайских профильных вузах.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс подготовки

художников-педагогов России и Китая, будет более эффективен, если

применить в преподавании академической живописи студентов профильных

12

вузов специальную экспериментальную методику, включающую в себя:

а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «академическая живопись»;

б) дидактические принципы, методы, методические приемы, свойственные как академической системе обучения изобразительному искусству, так и традиционной китайской изобразительной культуре,

в) оптимальные формы организации учебно-воспитательного и развивающего процессов;

г) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, к которым относятся методические таблицы, репродукции работ известных художников; пособия представляющие анализ колористического решения работ выдающихся мастеров.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического исследования специальной литературы описать исторические предпосылки становления и развития художественно-педагогического образования в Китае в условиях культурного взаимодействия двух стран и российско-китайского сотрудничества.

2. Провести на базе изучения научных источников сравнительный анализ культурно-исторических и психолого-педагогических особенностей преподавания академической живописи в российских и китайских педагогических вузах.

3. Выявить причины и факторы, снижающие уровень профессиональной живописной и педагогической подготовки студентов.

4. Раскрыть сущность и содержание обучения академической живописи будущих учителей изобразительного искусства в рамках существующих методик и учебных программ России и Китая (включая заимствование китайскими вузами российского опыта в области методики преподавания изобразительного искусства).

5. Сформировать и описать авторскую экспериментальную методику

13

обучения академической живописи китайских студентов в России и китайских профильных вузов на основе интегративного подхода в системе подготовки педагогов-художников.

6. Разработать критерии эффективности обучения китайских студентов основам академической живописи на основе интегративного подхода в условиях взаимодействия различных художественно-методических систем.

7. Экспериментально апробировать авторскую методику преподавания академической живописи китайским студентам в условиях научного взаимодействия вузов и художественно-педагогических практик студентов России и Китая.

8. Спроектировать содержательно-технологическую и организационно-методическую поддержку системы интегративного обучения будущих учителей академической живописи.

9. Разработать оптимальное сочетание форм организации учебного процесса и учебных программ для оптимизации обучения академической живописи.

10. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования.

Методологической основой исследования являются труды российских и китайских специалистов, развивающих нижеследующие методологические аспекты художественного образования и обучения изобразительному искусству:

- интеграция содержания образования, идеи которой нашли отражение в работах С. И. Архангельского, М. Н. Берулавы, Л. И. Еременко, И. Д. Зверева, В. С. Леднева, И. П. Яковлева и др.;

- интегративный подход в области преподавания изобразительного искусства, получивший развитие в разработках В. С. Кузина, С. П. Ломова, Б. М. Неменского, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой;

- методологическая система обучения академической живописи,

представленная в трудах таких художников-педагогов как Г.В. Беда, А.А.

14

Васильев, Н.П.Крымов В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Унковский, Ю.П. Шашков, А.П. Яшухин, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Молева, Е.В. Шорохов, О.Б. Дубова., К.Ф. Юон.

- современные проблемы художественного образования в Китае, рассматриваемые в трудах таких педагогов как Джин Шани, Дин Илин, Хоу Бинь, Майи Дэн, Ван Чэн, Ли Нин;

- прикладные методики и программы обучения академической живописи в китайских художественных вузах, которыми в настоящее время занимаются исследователи Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др.

Теоретическую основу исследования составили труды по истории художественного и художественно-педагогического образования в России таких ученых как А. В. Бакушинский, Э. М Белютин, И А Бродский, И. В. Гинзбург, Н М. Молева, Б. М Неменский, Н. Н Ростовцев, а также работы Чжэнь Жуй Лин, Чжан Дао Сэнь по истории становления художественного образования в Китае, в особенности педагогическое наследие известного художника-педагога Сюй Пэй Хун, внесшего значительный вклад в распространение российской академической системы обучения в Китае.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования:

1. Теоретические методы

- анализ культурологической, психолого-педагогической литературы, а также научных исследований по заявленной проблеме;

- изучение практического опыта, различных методик обучения академической живописи в китайских и российских вузах;

- сравнительный анализ действующих учебных программ по академической живописи, композиции и рисунку китайских и российских учебных заведений. (Данный материал представлен в приложении);

- синтез, обобщение, классификация и систематизация информации, проектирование и моделирование и др.;

2. Эмпирические методы

- наблюдение за практической работой учащихся на занятиях живописью, рисунком, композицией;

- беседы со студентами, проведение устных опросов, интервьюирование, тестирование;

- проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также результаты экспериментальной работы;

- обобщение опыта, рейтинг, педагогический консилиум, экспертные оценки, 3. Статистические методы (количественная и качественная обработка результатов исследования).

Основные этапы исследования

Первый этап (2010-2012) - подготовительный. На этом этапе был проведен анализ историографии, специальной научной литературы с целью определения степени разработанности проблемы, сравнительный анализ практики обучения российских и китайских студентов академической живописи, осуществлялось изучение учебных программ и наблюдение за процессом обучения. Так же на данном этапе было проведено теоретико-методологическое осмысление интегративного подхода к проектированию методики обучения учителей изобразительного искусства, накопление эмпирического материала и определение научного аппарата и программы исследования. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования.

Второй этап (2012-2014) - поисковый. В течение этого периода велась

разработка и внедрение экспериментальной методики обучения

академической живописи на основе интегративного подхода,

оптимизирующей художественно-педагогическую подготовку студентов

китайских вузов. С этой целью был разработан и научно обоснован ряд

критериев, благодаря которым можно было бы определить степень

эффективности внедряемой экспериментальной методики. Благодаря этому

удалось установить начальный уровень подготовки студентов и определить

16

контрольные и экспериментальные группы. Кроме этого, на данном этапе были разработаны и внедрены в процесс обучения авторские наглядные пособия, способствующие быстрому освоению студентами основ изобразительной живописной грамоты, представленные в приложении к диссертации.

Третий этап (2014-2015) - итоговый. Подведение итогов результатов экспериментальной и теоретической работы. На этом этапе проводился анализ, обобщение результатов, полученных в результате апробации экспериментальной методики преподавания академической живописи китайских студентов на основе интегративного подхода. Были выявлены теоретические и практические результаты исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования, а также издание публикаций по его тематике.

Научная новизна исследования:

- проанализированы традиции художественного обучения в России и Китае, систематизирован и обобщен теоретический и практический опыт преподавания академической живописи китайским студентам российских и китайских вузов;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Мэй, 2017 год

Используемая литература

1. Тина Саттон, Брайз Вилен. Гармония цвета, полное руководство по созданию цветовых комбинаций, Искусство, Пекин, 2004г.

2. История искусства Китая, Лань, Триада, 2004г.

5. Искусство каллиграфии и живописи в Китае Лань, Триада, 2005г.

6. Кейт Фенвик. Курс акварельной живописи: пейзаж, Искусство, Пекин 2005г.

7. Киплик Д.И Техника живописи. М., 1998г.

1. Собрать пазлы:

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОТВЕТ: Китай.

1. Проанализировать мини-выставку, и определить какого вида искусства не хватает:

ОТВЕТ: живопись.

4. По картинке догадайтесь, что под этим изображением может подразумеваться:

А. Дайте ему определение;

Б. Назовите основные виды.

ОТВЕТ:

А. Пейзаж.

Пейзаж - это окно, открытое в мир; это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Б. Пейзаж бывает: сельский, городской, индустриальный. Изображение морской стихии называют - мариной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Пример разработанных студентами наглядных пособий к урокам изобразительного искусства (Раздел «Живопись») с примерами работ

1. Основные или первичные цвета (понятия трехцветной гармонии)

• Ряд оттенков основных (первичных) цветов: красного, желтого и синего

• Варианты ассоциативной композиции с использованием оттенков основных (первичных) цветов

2. Составные или вторичные цвета (понятия трехцветной гармонии)

Ряд оттенков составных (вторичных) цветов: оранжевого, зеленого и фиолетового

Ассоциативная композиция с использованием оттенков составных

(вторичных) цветов

3. Задания и упражнения на изучение и проработку понятия холодных цветов

Ряд оттенков холодных цветов • Формальная и ассоциативная композиция с использованием оттенков холодных цветов

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.