Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена: 2002-2012 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ляо Чжэндин
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 386
Оглавление диссертации кандидат наук Ляо Чжэндин
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Профессиональное становление китайских художников-педагогов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена..................................................13
1.1. Художественное и педагогическое творчество профессорско-преподавательского состава кафедры живописи как источник развития художественно-педагогической школы.........................................................................16
1.2. Влияние российской художественной культуры на профессиональное становление китайских магистрантов................43
1.3. Учебные и творческие достижения китайских магистрантов кафедры живописи в России........................................73
Глава 2. Выпускники магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в художественной жизни современного Китая............................................................................89
2.1. Творческие направления в живописи КНР в начале XXI
века..........................................................................................................91
2.2. Путь в искусстве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена..........104
2.3. Место и роль магистров художественного образования в изобразительном искусстве современного Китая............................129
Заключение.........................................................................................................170
Библиография.....................................................................................................174
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования2008 год, кандидат искусствоведения Си Хуавэй
Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Чжао Пэн
Методологические принципы многоуровневой подготовки художника-педагога2006 год, доктор педагогических наук Анчуков, Сергей Васильевич
Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР2008 год, кандидат искусствоведения Ли Япин
Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Векслер, Анна Кирилловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена: 2002-2012 гг.»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена изучению проблемы творческого профессионального становления китайских магистрантов, обучающихся на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), и последующей реализации в искусстве XXI века магистров художественного образования после их возвращения на родину в КНР.
Актуальность исследования
В 2014 г. кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена исполняется 50 лет. Она была создана в 1964 г. в составе художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена). За эти годы сложилась общность преподавателей, которые придерживаются общих идей и взглядов на профессиональное становление художника-педагога, несмотря на различные индивидуальные творческие кредо. За эти годы были опубликованы монографии и альбомы, посвященные творчеству ведущих преподавателей кафедры, но теоретической работы, комплексно освещающей историю становления кафедры живописи, концепцию, объединяющую профессорско-преподавательский состав, работы, анализирующей индивидуальное художественное творчество и методические приемы преподавателей художественной школы кафедры живописи, не существует. Знание истории становления педагогического, научного и творческого сообщества преподавателей кафедры живописи обогащает теоретический арсенал искусствоведения и художественной педагогики.
В 2002 г. Стипендиальный совет Китая организовал отдел по обучению искусству за границей. Благодаря этой государственной программе многие талантливые художники Китая смогли получить профессиональное художественное образование за границей, в том числе и в России. В РГПУ
им. А. И. Герцена в 2002 году осуществлен первый набор иностранных студентов на магистерскую программу «Живопись», а в 2004 г. был сделан первый выпуск магистров художественного образования. За более чем 10-летнюю историю ведущими преподавателями кафедры живописи подготовлено более 130 магистрантов из разных районов КНР. Это большое сообщество известных художников и педагогов, объединенных тем обстоятельством, что они получили профессиональное художественное образование на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
В настоящее время нет достаточной ясности в отношении существующего комплекса художественных направлений в живописи КНР. Необходимо также исследовать роль и место магистров художественного образования в этом сложном культурно-историческом процессе, сформировавшемся в КНР в начале XXI века.
На данном этапе для изучения и оценки творчества китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена следует, прежде всего, выявить разбросанные по музеям и частным коллекциям произведения и собрать их в единый альбом. Необходимо исследовать привнесенные китайскими художниками из России традиции академической живописи, которые, претерпев некоторую трансформацию, органично совместились с китайской традиционной живописью. В связи с этим появляется необходимость проанализировать феномен влияния художественно-педагогической школы кафедры живописи на процессы, происходящие в изобразительном искусстве современного Китая, посредством изучения творческого пути, продуктов творчества и педагогических взглядов выпускников магистратуры. Таким образом, анализ творчества молодого поколения китайских мастеров кисти, воплотивших в своих работах как черты русской реалистической живописи, так и китайской традиционной живописи гохуа, представляется сегодня весьма актуальным.
Состояние и степень научной разработанности проблемы
Для исследования художественно-творческого и научно-педагогического пути в искусстве живописи китайских художников -выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в начале XXI в. привлекались многочисленные сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.
• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, В. В. Ванслов, Ван Чжун, X. Вёльфлин, Доу Фэнчжи, Ли Пин, Ли Цао, Ю. М. Кирцер, С. П. Ломов, Чжао Ли и др.
• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлено в трудах В. В. Ванслова, Б. В. Вишнякова, А. М. Кантора, В. А. Разумного и др.
• Вопросами анализа творческой художественно-педагогической деятельности занимались И. И. Купцов, К. М. Максимов, Д. М. Соболевский и др.
• Исследованием художественной педагогической школы Китая занимались С. В. Анчуков, И Лили, Цзинь Шани, Чао Гэ.
• Сравнительным анализом русской и китайской педагогической школы занимались Шуй Тяньчжун и Юй Ань дун.
• Изучением истории взаимодействия России и Китая в области изобразительного искусства занимались китайские ученые-искусствоведы Дэн Цзядэ, Гао Ман, Жэнь Гуансюань, Ли Япин, Нин Бо, Си Цзинчжи, Тань Чаобай. Также этой теме посвящено издание Министерства культуры КНР под названием «Открытая Россия: изобразительное искусство и художественные произведения. Масляная живопись» и монография,
выпущенная Ассоциацией китайских художников - «Экскурс в русское изобразительное искусство».
• Методы обучения масляной живописи в российских вузах пытался осмыслить и обобщить китайский художник Чэнь Вэньхуа.
Однако творческие судьбы китайских художников-педагогов -выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена не изучались как отдельная проблема.
Объект исследования - масляная живопись Китая в начале XXI века в контексте взаимодействия российской и китайской художественных школ.
Предмет исследования - путь в изобразительном искусстве и живописные произведения китайских магистров художественного образования - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
Цель исследования - обоснование роли художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в становлении профессионального мастерства китайских магистров художественного образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть индивидуальное творчество ведущих преподавателей кафедры живописи с позиций сохранения академических традиций для определения принципов и концепции развития художественной школы кафедры живописи;
- провести комплексное исследование сочетания общего и индивидуального в педагогических подходах профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена к обучению живописи российских и иностранных студентов;
- выявить, систематизировать и ввести в научный оборот биографические сведения о китайских магистрантах РГПУ им. А. И. Герцена; составить общую картину их обучения в России;
- проанализировать учебные, дипломные и творческие работы китайских студентов магистратуры кафедры живописи на предмет следования традициям российской художественной школы;
- обобщить и систематизировать значимые направления в живописи современного Китая, рассмотреть особенности направления Се-и, которое занимает особое место в живописи Китая XXI века;
- изучить произведения живописи китайских художников - магистров художественного образования, их творческий путь в искусстве и выставочную деятельность после возвращения на родину в КНР;
- выявить в творчестве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи черты принадлежности к направлению Се-и, основанномму на пересечении культурно-исторических традиций живописи гГохуа и реалистической академической живописи маслом.
Границы исследования охватывают период с 1964 года XX в., когда в составе художественно-графического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена была создана кафедра живописи, по начало XXI в., включая годы обучения граждан КНР в РГПУ им. А. И. Герцена и их дальнейшей профессиональной деятельности на родине.
Методологическую основу исследования определила необходимость комплексного подхода к изучению заявленной в диссертации темы. Широкий пласт источников потребовал применения исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа, сравнительного анализа научного, творческого и педагогического материала.
Для выявления и анализа исследовательского поля был применен историко-проблемный метод. Для исследования творческих биографий
художников-педагогов кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена и магистров - выпускников факультета изобразительного искусства использовался персонологический метод. Для анализа динамики наследования достижений научной, творческой и педагогической школы кафедры живописи в художественно-педагогической деятельности магистров из КНР был применен сравнительно-аналитический метод. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общность и отличия в преподавании живописи в России и КНР во второй половине XX - начале XXI века. Метод художественно-стилистического анализа использовался для анализа произведений живописи (творческих и учебных заданий). Метод интервьюирования позволил собрать уникальный документальный и информационный материал по системе подготовки на кафедре живописи и факультете изобразительного искусства в целом, по становлению творческого почерка художников-педагогов кафедры.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- проведено комплексное исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- в научный оборот в столь значительном объеме введены произведения художников-педагогов кафедры живописи и выпускников кафедры - художников и педагогов КНР;
- в русском искусствознании представлено творчество китайских художников и педагогов - носителей и продолжателей традиций научной, художественной и педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- в работах, посвященных художественному образованию в России и КНР, определено место кафедры живописи и отдельных педагогов в истории становления и развития искусства живописи и художественного образования КНР;
- представлены направления и течения в живописи Китая, сформировавшиеся в начале XXI века;
- описано новое направление в живописи Китая, сформировавшееся в начале XXI века - Се-и («живопись идей»), образованное на пересечении реалистической масляной живописи и традиционной китайской живописи;
- диссертация является первым искусствоведческим исследованием на заявленную тему.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коллективно выработанные целевые установки, задачи обучения, критерии оценки учебных работ магистрантов, основанные на следовании традициям российской академической художественной школы, с одной стороны; индивидуальное художественное творчество, выставочная и конкурсная деятельность, индивидуальные педагогические методы обучения профессорско-преподавательского состава кафедры живописи, с другой стороны, являются объединяющим условием и источником развития профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава -художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.
2. Обучение китайских студентов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, в культурной столице России - Санкт-Петербурге -важный этап профессионального становления будущих художников и педагогов Китайской Народной Республики.
3. Становление творческой индивидуальности китайского художника-педагога осуществляется на основе сложившихся национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, влияния современных направлений в изобразительном искусстве КНР, традиций российской художественной школы и профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедры живописи.
4. Традиции российской академической художественной школы нашли воплощение и развитие в творческой и педагогической деятельности китайских выпускников кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, а также в творческой деятельности их учеников и последователей, и являются значимой составляющей реалистической масляной живописи и художественного образования Китайской Народной Республики в начале XXI века.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- внесен вклад в изучение проблем, связанных с исследованием особенностей становления профессионального мастерства китайских магистрантов под воздействием художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена;
- диссертация содержит обобщенное описание методов, используемых российскими педагогами при обучении китайских студентов, которые являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;
- материалы диссертации будут способствовать правильному пониманию сочетания аспектов влияния российской художественной школы и традиций китайского национального изобразительного искусства в живописи маслом китайских магистров художественного образования, их учеников и последователей;
- предлагаемые в диссертации интерпретации живописных произведений магистрантов кафедры живописи, а затем магистров художественного образования расширяют представления об искусстве Китая начала XXI века;
- выводы и результаты исследования открывают перспективы дальнейших исследований в области изучения истории художественного образования и истории изобразительного искусства России и Китая.
Практическая значимость исследования определяется возможностью: соединения теории и практики обучения китайских студентов в магистратуре России и Китая; включения материала диссертации в курс истории изобразительного искусства современного Китая; использования профессорско-преподавательским составом в процессе профессиональной подготовки китайских магистрантов знаний о комплексе национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, о современных направлениях в изобразительном искусстве КНР, о направлении Се-и («живопись идей»), особенно распространенном в современном Китае, при оценивании учебных и творческих работ китайских студентов.
Достоверность научных результатов обусловлена полнотой собранного материала, включающего значительный объем архивных, художественных и научных источников, а также системным анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования, и апробацией результатов на открытых научно-практических конференциях и в публикациях статей в научных изданиях.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования:
- изложены в докладах на международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А.И.Герцена, март 2012 г., май 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (РГПУ им. А.И.Герцена, апрель 2013 г.); международной конференции «Стратегии и модернизации образования в инновационном развитии России. Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2013 г.);
- отражены в 12 публикациях диссертанта 2010-2013 годов в научных
сборниках, в том числе 5 статей в научных сборниках, рекомендованных
11
ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации составляет 5,8 п.л.);
- обсуждены на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» факультета изобразительного искусства, а также на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.
Структура и объем диссертационного исследования
Диссертация представлена в двух книгах: «Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена (2002-2012 гг.)» и «Альбом иллюстраций». Первая книга представлена на 197 страницах и состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть разделов, заключения, библиографического списка, включающего 115 наименований на русском языке, 112 наименований на китайском языке, 1 наименование на английском языке.
Вторая книга представлена в виде альбома, содержащего 246 репродукций, и 10 таблиц.
ГЛАВА 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В МАГИСТРАТУРЕ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
В России накоплен многолетний опыт и сформированы традиции подготовки специалистов в области изобразительного искусства. Студенты современных художественных вузов имеют возможность получить классическое художественное профессиональное образование. В процессе обучения изучаются законы создания композиции, построения формы изображаемых объектов, вопросы использования цвета. Студенты учатся понимать и чувствовать красоту окружающей природы, приобретают умения и навыки изображения человека.
Умение работать с натурой - это главное условие для настоящего живописца. Наброски и этюды, выполненные с натуры, длительные постановки, задания по композиции помогают современному студенту стать настоящим живописцем.
Первый и второй курсы обучения на факультете изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - это основа для дальнейшего профессионального обучения на кафедрах живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства и художественного образования и музейной педагогики. Четыре семестра студенты осваивают основы академического рисунка, живописи и композиции, изучают введение в искусствознание, начинают осваивать психологию и педагогику, что помогает им выбрать кафедру для дальнейшего профессионального обучения, а в будущем сформировать свой собственный художественный стиль в изобразительном искусстве [10, с. 8-9].
В течение следующих двух лет обучения в бакалавриате углубляется профессионализация на кафедрах факультета изобразительного искусства.
13
Иностранные студенты в большинстве своем, за редким исключением, выбирают кафедру живописи, где совместно с российскими студентами углубленно осваивают академический рисунок, академическую живопись и композицию, изучают методы преподавания этих дисциплин в основной школе, дополнительном образовании и в средних художественных профессиональных учебных заведениях. На кафедре живописи накоплен многолетний опыт обучения студентов методам внимательного изучения натуры, воспитания чувства цвета и света, развития художественного мышления, формирования положительного отношения к педагогической деятельности. Организация обучения на кафедре живописи способствует раскрытию индивидуального творческого почерка будущего художника-педагога.
На кафедре живописи наработан ценный опыт организации работы студентов на выпускном четвертом курсе бакалавриата, на котором наряду с учебной деятельностью осуществляется процесс выполнения дипломной работы. Этот процесс начинается с выбора темы дипломной работы и руководителя, на следующем этапе проходит представление и коллективное обсуждение эскизов членами кафедры, заканчивается все защитой дипломной работы. Учитывая индивидуальные способности и интересы студента, дипломная работа может быть выполнена в жанре натюрморта, пейзажа, портрета, тематической картины. Неотъемлемой частью дипломной работы является пояснительная записка с серьезной педагогической составляющей.
В магистратуре усиливается профессионализация. Иностранные студенты, в том числе из КНР, в большинстве своем продолжают обучение на кафедре живописи. Обучение студентов живописи осуществляют талантливые художники, выпускники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и
архитектуры им. И. Е. Репина — В. А. Кузмичев, В. А. Леднев, В. И. Тюлькин, М. Б. Лавренко, В. А. Литвинов, С.А. Стрельцова.
Таким образом, можно отметить, что на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена сложилась уникальная художественно-педагогическая школа, сохраняющая традиции академического рисунка и живописи, имеющая педагогическую направленность и открытая современным инновациям, которая ждет своего научного осмысления.
Цель настоящей главы: изучить влияние уникальной художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на профессиональное становление студентов магистратуры из КНР.
Для достижения поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
• осмыслить историю становления факультета изобразительного искусства и роль кафедры живописи в этом процессе;
• определить роль кафедр живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства, художественного образования и музейной педагогики как структурных единиц в целостной системе, называемой художественно-педагогической школой;
• провести анализ индивидуального творчества и педагогических взглядов ведущих преподавателей кафедры живописи факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в контексте принадлежности к художественно-педагогической школе;
• провести анализ учебных и выпускных диссертационных работ магистрантов из Китая, обучающихся на кафедре живописи, на предмет
взаимодействия национальных традиций и нового отношения к живописи, возникшего под воздействием герценовской художественной школы;
• изучить вопросы влияния российской культуры на становление творческой индивидуальности выпускника магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена - китайского художника и педагога.
1.1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Предыстория развития факультета изобразительного искусства в РГПУ им. А. И. Герцена начинается с XIX столетия. Но фактически в 1959 году1 в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена по инициативе проректора по учебной работе профессора А. И. Комарова был основан художественно-графический факультет.
Кафедра живописи на художественно-графическом факультете была основана в 1964 году. В течение многих лет кафедрой заведовал заслуженный художник РСФСР Л. В. Кабачек. На кафедре работали такие выдающиеся художники, как Л. Г. Кривицкий, Р. А. Фридман, В. П. Литвяков, П. П. Литвинский, А. И. Иванов и многие другие.
В настоящее время в состав факультета изобразительного искусства входят три кафедры: кафедра живописи, кафедра рисунка и кафедра художественного образования и декоративного искусства.
Сегодня факультетом изобразительного искусства и кафедрой живописи руководит заслуженный художник Российской Федерации,
1 herzen.spb.ru
кандидат искусствоведения, профессор Владимир Арсентьевич Кузмичев1. Профессорско-преподавательский состав кафедры живописи осуществляет профессиональную подготовку студентов бакалавриата по учебным дисциплинам: «Основы живописи», «Академическая живопись», «Композиция в живописи», «Основы технологии живописных материалов», «Цветоведение» и многим другим. На кафедре реализуется магистерская программа «Живопись», которая традиционно пользуется популярностью у китайских студентов. На кафедре разработаны модули «Основы живописи» и «Академическая живопись». Посредством модулей и дисциплин по выбору кафедра осуществляет индивидуализацию обучения, предоставляя каждому студенту возможность построения индивидуального образовательного маршрута. Кафедра организует городские и выездные пленэры (г. Великий Новгород, г. Торопец Псковской обл., г. Выборг, Соловецкие острова) . По результатам художественной практики устраиваются выставки студенческих работ. Также выставки проводятся по результатам выполнения студентами выпускных работ.
Кафедра живописи РГПУ им. А. И. Герцена осуществляет художественное сотрудничество и обмен опытом с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а также Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А. Л. Штиглица.
Профессорско-преподавательским составом кафедры живописи осуществляется методическая помощь художественно-реставрационному
1 В. А. Кузмичев в 1979 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, вступил в творческое объединение молодых художников и искусствоведов, был принят в Союз художников СССР. На факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена профессор работает с 1988 г. В 2004 г. В. А. Кузмичеву было присуждено звание заслуженного художника Российской Федерации. Многие картины Владимира Арсентьевича выставлены в музеях и других учреждениях культуры России, Китая, а также находятся в частных коллекциях российских и зарубежных ценителей искусства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы2010 год, кандидат искусствоведения Нин Бо
Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи2019 год, кандидат наук Цзинь Лихуа
Российско-китайская межкультурная коммуникация в художественной жизни и творчестве китайских художников реалистической школы конца XX – начала XXI века2022 год, кандидат наук Цинь Сяофэн
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ2014 год, кандидат наук Цзе Чжао
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ляо Чжэндин, 2013 год
, 1980о
122. Ван Вэй. Сборник рисунков Ван Вэя. Хэнань: Изобразительное искусство, 1994.
ЗЕЛй. <<аШЙШ>> , 19940
123. Ван Минь. Древняя китайская каллиграфия и живопись. Древнее китайское буддийское искусство. Цзилинь: Литература и история, 2011.
2011о
124. Ван Хуасян. Мастер о способе изображения. Шицзячжуан: Шицзячжуанский филиал Хэбэйского издательства «Изобразительное искусство», 2001.
тьчкшвт , 2ooi0
125. Ван Хайцзюнъ. Пейзаж Ван Хайцзюня. Избранные произведения современного китайского художника. Хэбэй: Изобразительное искусство, 2010.
зеш^. ((^шщ-ттяш-^тшт^тштт, даьижщкк 2010о
126. Ван Хэ. 10 известных китайских живописцев / Пер. Шицзе Чжиши. Пекин: Издательство «Мировое знание», 2004.
«ФШШШ+Ш)) , W^iRÜ№*t,2004o
127. Ван Шаочунъ. Говори то, что думаешь. Живопись Ван Шаочуня. Тяньцзинь: Народное изобразительное искусство, 2008.
, ЖВА&ШЯ, 2008о
128. Волфлин X Искусствоведение (Heinrich Wolfflin) / Пер. Пань Яочан. Ляонин: Изобразительное искусство, 1987.
н-шш ттш а^жк^т , л^мжжта, i9870
129. Вэнь Чжэньфэй. Разъяснение живописи Вэнь Чжэньфэя. Гуансий: Изобразительное искусство, 2011.
хтк т-хш$тт}, ши
130. Ган Яньхуа. Чжан Шиту // Сборник произведений современных китайских художников. Шанхай: Культура и искусство, 2010.
tt, 2010о
131. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. Пекин: Шанъу иныпугуань, 2006.
, Ш^ш, 2006.
132. Гао Ман. Записки об изобразительном искусстве России. Вэйхай: Народная литература, 2005.
шт. , лшсздш±, 2005о
133. Го Ицун. Чи Ляньчэн // Сборник произведений современных китайских художников. Пекин: Хуаи, 2005.
((шъфтшяттш шшп : ,
2005.
134. Горький М. История советской культуры. Шанхай: И Вэнь, 1979.
гтш. , 19790
135. Доу Фэнчжи. Рисунок Доу Фэнчжи. Пекин: Синьхуа, 1999.
ПАЖ. «НАЖ1Ш» , ШШ&, 1999о
136. Доу Фэнчжи. Рисунок. Пекин: Циндао, 2000.
паж. «да, машь, 2ооо0
137. Доу Фэнчжи. Духовный путь картины. Тяньцзинь: Народное изобразительное искусство, 2007.
ПАЖ. (('Ьшшт , 2007о
138. Доу Фэнчжи. Известный акварелист - Доу Фэнчжи. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2008.
ПАЖ. шт&ш-ПАЖ», ШЗШЖЖШ:, 2008о
139. Доу Фэнчжи. Об акварели. Пекин: Изд-во Академии социальных наук Китая, 2010.
ПАЖ. ШМ» , 20Юо
140. Дэн Пинсянъ. О художниках третьего поколения. Цзянсу: Изобразительное искусство, 1996.
«1= 3 я Шо
141. Дэн Цзядэ. Классические произведения живописи русского пейзажа. Сычуань: Изобразительное искусство, 1997.
шлш. : т&ягллш), шиижшлкй, 1997с
142. Живописцы Китайского общества масляной живописи. Пекин: Энциклопедия, 1998.
19980
143. Жэнь Гуансюань. История об искусстве России. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2000.
, ^д^щшь 2ооо0
144. И Лили. Обучение масляной живописи в современном вузе Китая с точки зрения обучения на курсе живописи К. М. Максимова и курсе
изучения масляной живописи Ло Гунлю. Шаньтоу, 2007.
шш.
ЙШ^ЖМ^^ФШ^Й®^» , 2007о
145. Известные русские картины маслом высочайшего мастерства: техника рисования портрета / Китайское общество масляной живописи. Гуансий: Изобразительное искусство, 2009.
хттт , гшижжш:, 2оо90
146. Иовлева Л. И. История создания Третьяковской галереи. М., 2006. ИовлеваЛ.И. . М., 2006о
147. Красные воспоминания: выставка масляной живописи по историческому сюжету, собранная в Военном музее Китайской народной революции. Хубэй: Хубэйское народное издательство, 2010.
ШШШШ. «aifeiEtZ: шш
ШШ» , ЖЬАЙШШ*, 2010с
148. Краткая история иностранного искусства / Кафедра истории иностранного изобразительного искусства Центрального института изобразительных искусств. Пекин: Высшее образование, 1998.
ШГЖШ±, 19980
149. Лан Шаощюнъ. Анализ современного китайского изобразительного искусства. Цзянсу: Изобразительное искусство, 1988.
&тт. , ГХ^мжшлйй, i9880
150. Ли Пин. Общий обзор изобразительного искусства. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2002.
ЗЕзр. ШШ^» , 2002о
151. Ли Пин. Альбом русского пейзажа китайских современных живописцев. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2006.
2006о
152. Ли Пин. Иностранный художник Сафкуев. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2006.
, да^щи, 200бо
153. Ли Пин. Тур по русскому искусству - коллекция китайского современного художника Ли Пина. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2006.
Ugtt, 200бо
154. Ли Тянъсян. Волшебник света и цвета. Альбом Куинджи. Хэйлунцзян: Изобразительное искусство, 1997.
, ШЁЯШЖШКМ:, 19970
155. Ли Цюнь. Однажды важно наверстать пропущенные уроки // Изобразительное искусство: журнал. 2001. № 3. С. 34.
Ш. {(-Цк^ШШШЮ [Jjtti «Ж» 2001.№3 ШШ 34 Ж о
156. Ли Ючан. Любовь к России. Сычуань: Изобразительное искусство, 2012.
mtcm. {(шш^шу ,ш;||^жжкйй,2012о
157. Лу Чжунлянъ. Погружение в византийскую эпоху: путешествие в Россию, Венгрию, Чехию, Австрию, Швейцарию. Гуансий: Изд-во Гуансийского педагогического университета, 2002.
±ШШ£.М} , ГМУШЛ^ШКМ:, 2002о
158. Лю Цинянь. Петроглифы Алтая. Шаньдун: Изобразительное искусство, 1998.
ШШ. Ш^^МЯ*) , ЦцЗЁМтКЩМ:, 1998с
159. Лю Цинянь. Сборник произведений Лю Хуна и Лю Циняня. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2000.
шш. тж. , щжмжжжй, 2ооо0
160. Лю Цинянь. Альбом Лю Циняня. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2004.
шт. , дцжлжщиь 2004о
161. Лю Цинянь. Фреска. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2005.
шт. «шш», щжмжйта, 2оо50
162. Лю Цинянь. Альбом пейзажа художника Лю Циняня. Пекин: Народное изобразительное искусство, 2007.
шт. , ЛЙИ*ШКЙ±,20070
163. Лю Цинянь. Известный живописец Лю Цинянь. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2008.
шт. : шш}, шжмжйш:, 2oos0
164. Лю Ялань и др. Русские пейзажисты Шишкин и Левитан. Пекин: Изобразительное искусство Чжаохуа, 1955.
ЯШ* тш. т&шштш , вдтёнжшжй:,
1955о
165. Обучение и практика масляной живописи / Факультет живописи Художественного института им. Лу Сюня. Ляонин: Изобразительное искусство, 2000.
тшш^ьяю , Д^ИЖЙЖй, 2000с
166. Открытая Россия: изобразительное искусство и художественные произведения. Масляная живопись / Министерство культуры КНР; Китайский художественный музей. Пекин, 2006.
Ф^АКЛЯИ^ЬЗ М» , Ф
im^ti, 2ообс
167. Пань Икуй. Натюрморты гуашью Пань Икуя. Шаньсий: Народное изобразительное искусство, 2001.
тхш. , киай
2001 о
168. Подробные сведения о создании диорамы «Сражение на берегу реки
Цинчуань» // Изобразительное искусство: журнал. 1993. № 10.
«ж (1993 ш юяю
Ш^НИй» , ИЖаЙ^Й, 19930
169. Российское изобразительное искусство и Китай // Китайская международная телевизионная корпорация, 2011. 1ЖЬ: http://www.artnow.com.cn/.
«ШШШЖШ*Я», 2011о
170. Салливан М., Чэнь Жуйлинъ. Обмен в изобразительном искусстве Востока и Запада. Цзянсу: Изобразительное искусство, 1998.
19980
171. Сражение на берегу реки Цинчуань: диорама / Академия художеств имени Лу Сюня // Мэйюань: журнал. 1993. № 5-6.
ШШ993 ^ 5-6 ,
1993 о
172. Си Цзинчжи. Летопись об изобразительном искусстве России. Тяньцзинь: Народное изобразительное искусство, 2004.
шш^. тямш&т 2004о
173. Си Цзинчжи. История об изобразительном искусстве СССР. Тяньцзинь: Народное изобразительное искусство, 2000.
2000.
174. Си Цзинчжи. Изобразительное искусство России и Восточной Европы. Гонконг: Изд-во Китайского народного университета, 2004.
ш^. , 2004о
175. Си Цзинчжи. Далекие березы. О русском изобразительном искусстве. Гуансий: Изобразительное искусство, 2002.
зшг. Ш*гйй#М* : ш&мжжшт , пшяашй, 2002о
176. Словарь / Коллектив составителей словаря. Шанхай: Изд-во «Словарь», 1979. 2798 с.
mm» , 1979.2798 Со
177. Сунь Кэ. Мои воспоминания о выпускной работе на курсе живописи под руководством К. М. Максимова - важный этап в развитии китайской масляной живописи // Изобразительное искусство: журнал. 2002. № 5. С. 16.
«HIÄ^iJilffiÄffitt^ilküil^-iSiöMÄSW-^ÄÄÄfifr)
ШТ «ИЖ» 2002, ISSUE.5 ü 16 Жо
178. Сунь Дао, Е Нань. Воспоминания о реке Неве. Пекин: Народное изобразительное искусство, 2000.
И-ffi. «УЖКЙШ» , ARÜrtÜJJKtt, 2000о
179. Сунь Тао. Техника масляной живописи классических мастеров. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2007.
, тхШИЖЖШ!:, 2007о
180. Сунь Тао, Е Нань. Анализ анатомии человека. Пекин: Народное изобразительное искусство, 2008.
*МВ, Hit. «2*А{М¥Й1> , АШИЖЖИ1, 2008о
181. Сунь Тао. Трагедия парка Юаньминюань. О создании картин по историческим сюжетам. Пекин: Народное изобразительное искусство, 2011.
ШЛ ASH^aiJIRth,20iio
182. Тань Чаобай. Современная русская живопись. Обучение в рабочей студии. Пейзаж. Гуансий: Изобразительное искусство, 2009.
, гшиж
HJJKtt, 2009о
183. Тао Юнбай. Живопись. Размышления женщины-критика Цзянсу: Изобразительное искусство, 1995.
ffiltöeÖ. «®J£~, 0>МЖЖ«1:,19950
184. Тао Хун. Улыбка Будды. Альбом масляной живописи Тао Хуна. Портреты Будды. Гуанси: Китайская типография «Ханьлинь», 2009.
шщюшё тттшттш)), 2009о
185. Торгашин В. М. и др. Альбом произведений с выставки современной русской масляной живописи. Хэйлунцзян: Хэйлунцзянская художественная ассоциация, 2006.
ШЯПФШ. тш^шшъжт^ш)), ШЕ>ИШ, 200бо
186. Тулузакова Г. П., Ци Цзи. Строение тела. Набросок Н. И. Фешина. Гуансий: Изобразительное искусство, 2010.
шжм-р.ттшш, Ш. ((ШЛЪШШШУ ,
2010о
187. Фанъ Диан. 300 лет русского искусства. Выставка картин российской Государственной Третьяковской галереи. Хэбэй: Образование, 2006.
шт. шряггж зоо
» , даьдагж»±> 2006с
188. Хуан Ачжун. Воспоминания о русской масляной живописи // Вэньхуэй: газета. 2008.
лта тш&шшу «жсю, 2oos0
189. Цзилинь: обсуждение диорамы / Музей провинции Цзилинь, 1981.
1981о
190. Цзин Лянцзюнь. Кругосветное путешествие - Россия. Пекин: Путешествие и образование, 2002.
т^ш—т^ш}, 2002о
191. Цзин Яна. Краткая история российской культуры. Хэйлунцзян: Изд-во Хэйлунцзянского университета, 2008.
&ШЯ. , 2008о
192. Цзинъ Шани. Заимствование и развитие китайской масляной живописи: интервью // URL: http://special.artxun.com/20080318/article/ 1 Iebfbe786c22f7bbd0Ib640fb223аа9.shtml (дата обращения: 14.03.2000).
ттш. да**—^SM^IÄ^ji» 2000/3/14 8 я.
193. Цзинъ Шани. Мой путь в живописи - мемуары Цзинь Шали. Цзилинь: Изобразительное искусство, 2000.
т^. тшт^-шх^тгт ,^#§1жжш:,2ооо0
194. Цзинь Шани. Тело человека. Обучение масляной живописи Цзинь Шани в Центральном художественном институте. Гуансий: Изобразительное искусство, 2010.
тш. : хт , Г®И*Ж*Й±,
2010о
195. Цзинь Шанию. Пейзаж. Обучение масляной живописи Цзинь Шани в Центральном художественном институте. Гуансий: Изобразительное искусство, 2010.
тмш. : мш , ГШИ*ШЙИ±,
2010о
196. Цзинь Шани. Скульптура головы. Обучение масляной живописи Цзинь Шани в Центральном художественном институте. Гуансий: Изобразительное искусство, 2010.
: ^Ш» , ГШШ ЖДЙМ:,
2010о
197. Цзинь Шани. Портрет. Обучение масляной живописи Цзинь Шани в Центральном художественном институте. Гуансий: Изобразительное искусство, 2010.
ттш. : пю , гш^жжта,
2010о
198. Цзя Хунсюнь, Чжань Цзяньцзюнь. 56-1. Сделай сам свое дело. Ханчжоу: Народное изобразительное искусство, 1951.
№4Як , АШЛЖЖШй:, 1951о
199. Цзян Юе. Черно-белый альбом Чи Ляньчэна. Хэйлунцзян: Изобразительное искусство, 1998.
200. Цюанъ Шанъши. Произведения Николая Ивановича Фешина (18811955 гг.): масляная живопись, рисунок, гравюра, скульптура. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2005.
1881-1955 №.1Ш.Ш1ШШ>> , [ИЖМЖЖКМ:,
2005о
201. Цюанъ Шанъши. Русские классические произведения. 100 русских портретов. Шаньдун: Изобразительное искусство, 2010.
-юо шш^шпшш}, ишмжжк&й,
2010о
202. Чао Гэ. Первая стадия обучения масляной живописи. Пекин: Изд-во «Пекинский университет», 2007.
тя. ((штт^ш-^т)), 2007о
203. Чжан Шисэн, Гу Янълун. Русское и американское искусство. Пекин: Юаньфан, 2006.
тшж тшчш.изж>, йящш:, 2ооб0
204. Чжанъ Цзянъцзюнъ. Состояние китайской живописи и ее выбор // Изобразительное искусство: журнал. Май, 2002. С. 29.
ШШШ. «МЖ» 2002 1881Ш.5 ЯШ 29
Жо
205. Чжанъ Цзянъцзюнъ. Исследования китайского художника третьего поколения Чжань Цзяньцзюня. Гуансий: Изобразительное искусство, 2001.
шшш. , 2001о
206. Чжан Кэян. Альбом Чжан Кэяна. Пекин: Юаньфан, 2005.
2005о
207. Чжан Шиту. Альбом живописи Чжан Шиту. Пекин: Пекинский центр развития и инновации культуры «Сулудин», 2007.
ЭШП. тШШШШУ , 2007о
208. Чжан Юанъцзя. Чжан Юаньцзя обучает наброску. Хубэй:
Изобразительное искусство, 2008.
т. тътштш}, йи^ижжжй, 2008о
209. Чжан Чунъсинь. Секрет техники современной масляной живописи. Ляонин: Изобразительное искусство, 2000.
, зХ'гНЯШЯИ:, 2000о
210. Чжао Ли, Юй Дин. Архив китайской живописи 1542-2000 гг. Хунань: Изобразительное искусство, 2001.
ЙА. «ФШЙ®^ 1542-2000» , ШШЯЖЙИ:, 2001о
211. Чжу Босюн. История мирового изобразительного искусства. Шаньдун: Изобразительное искусство, 1991. Т. 9.
шт. (т) )>, ^зкмжжжй.^Шо
212. Чжу Гуанцянь. История эстетики Запада. Пекин: Издательство «Народная литература», 1998.
шт. , лкя^шшь 19980
213. Чи Ляньчэн. Альбом Чи Ляньчэна. Избранные произведения выдающегося китайского живописца XXI века. Пекин: Китайская ассоциация деятелей литературы и искусства, 2002.
звйя. «звзё«ШШ-21 ш^тштттт}, 2002
о
214. Чи Ляньчэн. Панорама. Хэйлунцзян: Изобразительное искусство, 2002.
«£Л:®» , ШёхШЖЖМ!:, 2002о
215. Чи Ляньчэн. Хуацзе. Фуцзянь: Морской ветер, 2010.
тш» , 2010о
216. Чэнь Вэнъхуа. Обучение масляной живописи в РГПУ имени А. И. Герцена. Портрет. Гуансий: Изобразительное искусство, 2008.
2008.о
217. Чэнь Вэнъхуа. Обучение масляной живописи в РГПУ имени А. И. Герцена. Натюрморт. Гуансий: Изобразительное искусство, 2008.
, ГВД§ЖЙМ±, 2008
о
218. Чэнь Вэньхуа. Обучение масляной живописи в РГПУ имени А. И. Герцена. Пейзаж. Гуансий: Изобразительное искусство, 2008.
2008о
219. Чэнь Жуйлинь. Российское авангардистское искусство. Гуанси: Изобразительное искусство, 2001.
штш. тшшшът , пшжжки:, 2001о
220. Шуи Тянъчжун. Влияние русского и советского изобразительного искусства на китайское современное изобразительное искусство // Музей искусства. 2008. № 1.
ЖАФ. «ШШЯЙФШ^ИЖЙЯЙ) , шт- «ЛтМЕ» , 2008
¥ 01 Шо
221. Шуи Тянъчжун. Через четыре сезона. Мои воспоминания о выпускной работе на курсе живописи под руководством К. М. Максимова. Пекин: Синьхуа, 1998.
жаф. шштт .РЙИ,
1998о
222. Экскурс в многовековое русское изобразительное искусство / Китайская ассоциация художников. Пекин: Китайское эсперанто, 1994.
ФШ». т^йгижш^мш , фшшшж«!:, 19940
223. Юй Андун. Русское изобразительное искусство и китайская масляная живопись, творчество и обучение // Аньхуэйский педагогический университет: издание гуманитарных и социальных наук. 2004. № 5.
2004 ¥£5 ЯН«,
224. Юй Анъдун. Изучение и сравнение рисунков китайской и русской школ живописи. Гуанчжоу: Изд-во Научно-технического университета Хуачжун, 2011.
2011о
225. Юй Кэ. Сборник эскизов современного русского художника Бориса Михайлова. Гуансий: Изобразительное искусство, 1999.
UirnT. тямшшт&ъ-шшшшш.}, гшлждкм:,
19990
226. Ян Шэньюань, Чжан Хунсинь. Важные данные о живописи Запада. Цзянсу: Изобразительное искусство, 1990.
ЖЗШ. №Ш&тШ> , СТМЖЖК&й, 1990о
227. Янь Чжи. Альбом масляной живописи Ян Чжи. Цзянсий: Изобразительное искусство, 2011.
ЙЗЁ. «ЁйШНЁйИ) , 20Ио
Издание на английском языке
228. Feodorov-Davydov A. Isaac Levitan: the Mystery of Nature. Parkstone, 1995.
ЩШШ. Isaac LEVITAN : the Mystery of Nature
ШШ.ШШ : ЛЙЯШ1Ш ) » , Parkstone, 19950
Материалы нз интервью с художниками-педагогами:
В. А. Кузмичевым, М. Б. Лавренко, В. А. Ледневым, В. А. Литвиновым, С. А. Стрельцовой, В. И. Тюлькиным.
Материалы из интервью с выпускниками магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена:
Чи Лянчэн, Гу Боцзя, Ян Чжи, Ван Шаочуню, Юй Бо, Цянь Кай, Ван Вэй, Чжан Хунвэй, Юй Аньдун, Чэн Вэньхуа, Вэнь Чжэньфэй, Дэн Яомин,
Ляо Цзунжун, Сун Жуй, Доу Фэнчжи, Чжан Юаньцзя, Ван Хайцзюнь, Ван Цань, Пань Икуй, Дзян Дэсай и др.
\
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
0420145 53¿6
ЛЯО ЧЖЭНДИН
ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ КИТАЙСКИХ МАГИСТРОВ КАФЕДРЫ ЖИВОПИСИ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
(2002-2012 гг.)
ТОМ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИССЕРТАЦИИ на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор
С. В. Анчуков
Приложение № 1. Карта Китая..........................................................11
Приложение № 2. Таблицы № 1-9. Выпускники магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена (2004-2012 гг.)........................................................................................13
Приложение № 3. Творческие работы преподавателей кафедры живописи факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена..............................................................21
Илл. 1. В. А. Леднев. Портрет матери...................................................22
Илл. 2. В. А. Леднев. Студентка............................................................22
Илл. 3. В. А. Леднев. Деревня Усторонье.............................................23
Илл. 4. В. А. Леднев. Озеро Глубокое...................................................23
Илл. 5. В. А. Леднев. У леса...................................................................24
Илл. 6. В. А. Леднев. Праздник в Генте................................................24
Илл. 7. В. А. Леднев. Зимние забавы.....................................................25
Илл. 8. В. А. Леднев. Рябина поспела...................................................25
Илл. 9. В. А. Кузмичев. Весна................................................................26
Илл. 10. В. А. Кузмичев. Осенний пейзаж............................................26
Илл. 11. В. А. Кузмичев. Пасмурный день...........................................27
Илл. 12. В. А. Кузмичев. Счастливая пора...........................................27
Илл. 13. В. А. Кузмичев. Зимний пейзаж.............................................28
Илл. 14. В. А. Кузмичев. Последний сне..............................................28
Илл. 15. М. Б. Лавренко. Охота.............................................................29
Илл. 16. М. Б. Лавренко. Июль..............................................................29
Илл. 17. М. Б. Лавренко. Кама...............................................................30
Илл. 18. М. Б. Лавренко. Лао Шань.......................................................30
Илл. 19. М. Б. Лавренко. Натюрморт с самоваром..............................31
Илл. 20. М. Б. Лавренко. Северное лето...............................................31
Илл. 21. М. Б. Лавренко. Первый снег..................................................32
Илл. 22. В. А. Литвинов. Автопортрет..................................................33
Илл. 23. В. А. Литвинов. Юность..........................................................34
Илл. 24. В. А. Литвинов. Свадьба..........................................................35
Илл. 25. В. А. Литвинов. Ледовое побоище.........................................35
Илл. 26. В. А. Литвинов. На берегу.......................................................36
Илл. 27. В. А. Литвинов. Мужество......................................................36
Илл. 28. С. А. Стрельцова. Автопортрет...............................................37
Илл. 29. С. А. Стрельцова. В мастерской.............................................37
Илл. 30. С. А. Стрельцова. Венецианский мотив.................................38
Илл. 31. С. А. Стрельцова. Натюрморт с картами...............................38
Илл. 32. С. А. Стрельцова. Восточный натюрморт.............................39
Илл. 33. С. А. Стрельцова. Зимний сад.................................................40
Илл. 34. С. А. Стрельцова. Март...........................................................40
Приложение № 4. Учебные работы китайских магистрантов, обучающихся на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена..........................................................................................41
4.1. Учебные работы китайских магистрантов по живописи
Илл. 35. Ван Шуе. Пейзаж моря............................................................42
Илл. 36. Юй Бо. Пейзаж Санкт-Петербурга.........................................42
Илл. 37. Ван Шуе. Студентка.................................................................43
Илл. 38. Ван Шуе. Студент....................................................................43
Илл. 39. Го Ин Лань. Мужская фигура.................................................44
Илл. 40. Го Ин Лань. Портрет на фоне окна.........................................44
Илл. 41. Юй Бо. Женская фигура..........................................................45
Илл. 42. Юй Бо. Русская девушка..........................................................45
Илл. 43. Юй Бо. Приверженец...............................................................46
Илл. 44. Сюэ Бинь. Портрет натурщицы..............................................46
Илл. 45. Фань Янмень. Девочка.............................................................47
Илл. 46. Ван Вэй. Женская фигура........................................................47
Илл. 47. Ван Вэй. Петербургская зима..................................................48
Илл. 48. Сун Жуй. Натюрморт...............................................................48
Илл. 49. Дзян Дэсай. Натюрморт...........................................................49
Илл. 50. Чэн Лян. Натюрморт с фруктами............................................49
Илл. 51. Сун Жуй. Женская фигура......................................................50
Илл. 52. Сун Жуй. Женская фигура......................................................51
Илл. 53. Чэн Лян. Женская фигура........................................................52
Илл. 54. Сун Жуй. Африканец...............................................................53
Илл. 55. Дзян Дэсай. Женская фигура..................................................54
Илл. 56. Дзян Дэсай. Русская женщина................................................54
Илл. 57. Хуан Вань. Натюрморт с гипсом............................................55
Илл. 58. Хуан Вань. Старец....................................................................55
Илл. 59. Хуан Вань. Женская фигура....................................................56
Илл. 60. Хуан Вань. Женская фигура....................................................56
Илл. 61. Хуан Вань. Русская девушка...................................................57
Илл. 62. Хуан Вань. Женская фигура....................................................57
Илл. 63. Ван Юй. Русская девушка.......................................................58
Илл. 64. Ван Янь. Русская девушка.......................................................58
Илл. 65 Чжан Бин. Русская девушка.....................................................59
Илл. 66. Юй Шен. Русская девушка......................................................59
Илл. 67. Чжан Бин. Женская фигура.....................................................60
Илл. 68. Юй Шен. Женская фигура.......................................................60
Илл. 69. Хуан Вань. Натюрморт............................................................61
Илл. 70. Ван Янь. Натюрморт................................................................61
Илл. 71. Ван Юй. Натюрморт с гипсом................................................62
Илл. 72. Юй Шен. Пейзаж Санкт-Петербурга.....................................62
4.2. Учебные работы китайских магистрантов по рисунку
Илл. 73. Ван Шуе. Ваза и гипс...............................................................63
Илл. 74. Юй Бо. Ваза и гипс...................................................................63
Илл. 75. Чжао Е. Гипс.............................................................................64
Илл. 76. Чжао Е. Гипс.............................................................................64
Илл. 77. Дзян Дэсай. Гипс......................................................................65
Илл. 78. Би Чжи Чен. Гипс.....................................................................65
Илл. 79. Ван Сяо. Гипс............................................................................66
Илл. 80. Юй Бо. Гипс..............................................................................66
Илл. 81. Би Чжи Чен. Гипс.....................................................................67
Илл. 82. Чэн Лян. Гипс...........................................................................67
Илл. 83. Чжао Е. Мужской портрет.......................................................68
Илл. 84. Ван Шуе. Мужской портрет....................................................68
Илл. 85. Фань Яньмэн. Мужская фигура..............................................69
Илл. 86. Чжао Е. Мужская фигура.........................................................69
Илл. 87. Гу Боцзя. Мужская фигура......................................................70
Илл. 88. Чжао Е. Мужская фигура.........................................................70
Илл. 89. Юй Бо. Мужская фигура..........................................................71
Илл. 90. Го Ин Лань. Мужская фигура.................................................71
Илл. 91. Ван Вэй. Мужская фигура.......................................................72
Илл. 92. Дзян Дэсай. Мужская фигура..................................................72
Илл. 93. Чэн Лян. Мужская фигура.......................................................73
Илл. 94. Хуан Вань. Мужская фигура...................................................73
Илл. 95. Хуан Вань. Мужская фигура...................................................74
Илл. 96. Юй Шен. Мужская фигура......................................................74
Приложение № 5. Дипломные работы китайских магистрантов факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена...................................................................................75
Илл. 97. Ян Ядзяо. Семья.......................................................................76
Илл. 98. Кань Ганн. Шахматисты..........................................................76
Илл. 99. Ли Ганн. Река Минь Джан.......................................................77
Илл. 100. Чи Ляньчэн. У моря................................................................77
Илл. 101. Ляо Цжунжун. Портрет Маши..............................................78
Илл. 102. Цао Цзишэн. Русский пейзаж...............................................79
Илл. 103. У Цзин. Автопортрет.............................................................79
Илл. 104. Ма Сяо. Серия пейзажей. Морской Петербург...................80
Илл. 105. Чан Цинн. Павловск...............................................................81
Илл. 106. Лю Жундэ. Пейзажи России..................................................82
Илл. 107. Чжу Гуанлинь. Старая Ладога..............................................83
Илл. 108. Чжан Чжиле. Зима. Окраина Липецка.................................84
Илл. 109. Чжан Юаньцзя. Ленинград....................................................84
Илл. 110. Вэнь Чжэньфей. Китайский мотив.......................................85
Илл. 111. Го Пэн. Серия «Петербург»...................................................86
Илл. 112. Ли Юань. Университетский дворик.....................................87
Илл. 113. Ван Фань. Летний день..........................................................87
Илл. 114. Лю Чжу. Серия «Санкт-Петербург».....................................88
Илл. 115. Цзо Ю. Серия «Российские мотивы»...................................89
Илл. 116. Ван Сюэ. Портрет старушки.................................................90
Илл. 117. Чень Синь. Александро-Невская лавра................................90
Илл. 118. Чжан Кэ. Пейзажи Петербурга.............................................91
Илл. 119. Ху Цзиньцзинь. В китайском саду.......................................92
Илл. 120. Ли Мофей. Портрет подруги.................................................93
Илл. 121. Сюй Хэн. Храм.......................................................................93
Илл. 122. Е Лянсяо. Россия....................................................................94
Илл. 123. Сунн Жуй. Русская святыня..................................................95
Илл. 124 Фань Яньмэн. Молитва в горах Тибета.................................96
Илл. 125. Пань Икуй. Сбор винограда..................................................96
Илл. 126. Гу Бодзя. Санкт-Петербург...................................................97
Илл. 127. Ли Децзя. Пейзаж «Исаакиевская площадь».......................97
Илл. 128. Ли Гуаньбо. Серия пейзажей «Мой Петербург».................98
Илл. 129. Ляо Чжэндин. Натюрморт «Цветы».....................................99
Илл. 130. Чжао Е. Пейзажи «Каналы Петербурга»...........................100
Илл. 131. Юй Бо. Серия пейзажей «Петербург моими глазами»........101
Илл. 132. Сюэ Бинь. Праздник урожая...............................................102
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.