Портретный жанр в творчестве художника Мао Яня в русле новейших тенденций китайской живописи 1990-х-2010-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лу Фэй

  • Лу Фэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 263
Лу Фэй. Портретный жанр в творчестве художника Мао Яня в русле новейших тенденций китайской живописи 1990-х-2010-х годов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова». 2023. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лу Фэй

Введение

Глава I. Портретная живопись современного Китая (1912 - 2010-е гг.): Тенденции и направления

1.1 Портретный жанр живописи периода Китайской Республики (1912 -1949). Влияние европейской масляной живописи на китайскую традиционную живопись: сложение нового художественного языка

1.2 Живопись времени Китайской Народной Республики (1949 - 1966) в преддверии Культурной революции

1.3 Портретная живопись эпохи Культурной революции (1966 - 1976)

1.4 Портретная живопись периода Реформ и Открытости

(1976 - 2010-е гг.)

Глава II. Мао Янь и его новаторские поиски в портретной живописи (1980-е - 1990-е гг.)

2.1 Творческое становление мастера портретного жанра Мао Яня в 1980-е -1990-е гг

2.2 Художественные влияния и своеобразие авторского почерка Мао

Яня

Глава III. Эволюция творческого метода Мао Яня в русле тенденций китайской живописи 2000-х - 2010-х годов

3.1 Влияние западноевропейского искусства XX в. на творчество Мао Яня

3.2 Мао Янь и китайский «концептуальный портрет»

3.3 Цикл портретов «Томас» и произведения 2000-х гг.: Значение портретных экспериментов Мао Яня для развития современной живописи

3.4 Особенности пластического языка и живописной техники Мао Яня

3.5 Выставочная деятельность Мао Яня

Заключение

Список литературы

164

Иллюстративное приложение

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Портретный жанр в творчестве художника Мао Яня в русле новейших тенденций китайской живописи 1990-х-2010-х годов»

Введение

Настоящая диссертация посвящена творчеству выдающегося китайского портретиста Мао Яня (р. 1968) в контексте эволюции портретного жанра КНР с момента основания страны в 1949 г. и до сегодняшнего дня. Исследуются особенности художественного стиля Мао Яня, предпосылки и этапы его формирования, а также его место и роль в художественной жизни Китая 1990-х - 2010-х годов.

Значительное внимание уделено культурно-историческому контексту, оказавшему влияние на творчество этого известного современного художника. Также рассматривается феномен развития в Китае масляной живописи, которая, в отличие от европейской традиции, была освоена лишь в ХХ столетии, но приобрела исключительное значение для новейшего искусства этой страны.

Кроме того, исследуются вопросы становления обновленного портретного жанра в китайской живописи, чьи особенности необходимо учитывать при изучении творчества Мао Яня.

С возникновением молодой Китайской Народной республики, вскоре после завершения Второй мировой войны, в 1949 году, искусство Китая испытало сильное влияние советской художественной культуры, а именно социалистического реализма. Возникло новое художественное направление, которое характеризуется зрелостью техники масляной живописи, идеалистическими концепциями, подкрепленными духом возвышенного патриотизма. Все эти тенденции отчетливо проявились и в портретном жанре.

С началом политики Реформ и Открытости в Китае усилилось влияние западного модернизма. В 1980-х годах появилось движение «Новая волна -85», которое серьезно повлияло на развитие реалистического портрета. Так появляются произведения, представляющие идеализированный образ человека, охваченного созидательным пафосом строительства Нового мира. Однако, в это же время заявляет о собе другая тенденция живописи,

представляющая так называемый «концептуальный портрет», как определили этот жанр молодые китайские критики. Это принципиально новый тип портрета, отражающий переход от героизированных образов «красного искусства», «красной метафизики» к возвышенному мышлению и духу гуманизма, который находит опоры не только в западноевропейской филисофии, восходящей к традиции неоплатонизма, но и национальной духовной практике, опирающийся на идеи даосизма и конфуцианства, согласно которым образ человека черезвычайно сложен и многогранен, он выходит за пределы материальной оболочки, узнаваемого физического облика, предстает ввиде нематериальной духовной субстанции - тени или «призрака», сгустка духовных энергий и т.п. Творческие поиски художников, представляющие новые тенденции портретного жанра начинаются в 1990-е гг. и продолжаются по сей день, то есть относятся к периоду Реформ и Открытости.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена вниманием к современной китайской портретной живописи, которая переживает решительное обновление, пребывая в активном диалоге с новейшим искусством России и стран Запада, не взирая на то, что ее традиции уходят корнями в глубокое прошлое. За последние годы в Москве прошел целый ряд крупных выставок современного китайского искусства: Выставка «Китай, вперед!»1 (2008 г.), выставка Ай Вэйвэя «Нью-Йорк. 1983-1993»2 в Мультимедиа-арт-музее (2012 г.) и другие.

По всей России в 2019 г. состоялась масштабная программа выставочных проектов, посвященных 70-летию основания КНР, а также 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, которые состоялись в целом ряде федеральных и региональных музеев и

1 Электронный ресурс: https://www.ng.ru/antrakt/2008-05-30/22_china.html Дата обращения: 21.01.23

2 Электронный ресурс: https://mamm-mdf.ru/exhibitions/nyu-york 1983-1993/ Дата обращения: 21.01.23

выставочных площадках, а также частных галереях, в числе которых: «Россия - Китай. К 70-летию образования КНР»3 в рамках юбилейного Восточного экономического форума, прошедшего в двух городах -Владивостоке и Москве; также в этом году Москве на ВДНХ прошел масштабный Фестиваль китайской культуры "Китай: Великое наследие и новая эпоха"; в Казани в здании Генерального консульства КНР Творческая мастерская живописи Российской академии художеств представила выставку, посвященную этой знаменательной дате. в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошла выставка современного китайского художника, буддистского монаха Чжана Хуаня «Чжан Хуань. В пепле истории»4, прошедшая позже, в 2021 г., в Москве, под названием «Чжан Хуань. Любовь как мудрость». Поиски этого художника в области портретного жанра в какой-то мере сближают его творчество с живописью Мао Яня. Также в 2021 г. в Москве состоялась выставка «Наблюдение. Выставка современного искусства Китая»5 во Всероссийском музее декоративного искусства. Эти проекты пробудили интерес специалистов и широкой публики к новейшему искусству Китая.

Размышляя об истоках портретного жанра в китайском искусстве, все специалисты единодушно сходятся во мнении, что особое значение портрет получает с Х в., когда живопись становится ведущим видом искусства. В годы правления династии Сун (960 - 1279) были написаны трактаты о портретном искусстве, их авторами стали Го Жо-сюй, Су Дун-по, Чэнь Цзао6 . Развитие портретного жанра ярко проявилось и в XIII в. в

3 Электронный ресурс: https://historyrussia.org/sobytiya/na-vef-otkrylas-vystavka-rossiya-kitaj-k-70-letiyu-obrazovaniya-knr.html Дата обращения: 21.01.23

4 Электронный ресурс: https://www.theartnewspaper.ru/posts/8373/ Дата обращения: 21.01.23

5 Электронный ресурс: https://www.afisha.ru/exhibition/244299/ Дата обращения: 22.01.23

6 Го Жо-Сюй. Что видел и слышал. Санкт-Петербург, «Наука», 1978. Су Дун-по. Стихи,

мелодии, поэмы. Москва, 1975.

изображениях знатных людей на свитках. Таким образом, очевидно, что портретная живопись Китая имеет древнюю историю, заслуживающую отдельного научного исследования, тем более, что портрет в те давние времена имел, преимущественно ритуальное значение, отражая сложную сословную структуру общества.

Первая попытка обновления портретного жанра в Китае была предпринята в эпоху Цин, точнее, в период правления императора Цяньлуна (1736 — 1795), когда художники-иезуиты из Италии, в числе которых был Джузеппе Кастильоне (1688 - 1766), создали первые парадные портреты монарха и его приближенных в европейских традициях того времени. Этот важнейший период в истории китайского искусства был представлен в большой монографической выставке «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в ХУШ веке» 7 (2019) в музеях Московского Кремля. Экспозицию открывал большой парадный конный портет Цяньлуна, написанный Джузеппе Кастильоне в 1739 г.

Кроме того, редчайшие портреты военачальников эпохи Цин, выполненные неизвестным придворным художником (возможно, именно Джузепе Кастильоне) масляными красками на корейской бумаге были продемонстрированы на выставке «Всеобщий язык»8 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (16.12.22 - 15.03.23). Таким образом, китайское искусство впервые соприкоснулось с возможностями европейской масляной живописи, однако она еще долгое время не получала полноценного развития.

7 Электроннный ресурс: https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/sokrovishcha-imperatorskogo-dvortsa-gugun-epokha-protsvetaniya-kitaya-v-xviii-

veke-2019/ Дата обращения: 17.01.23

8 Всеобщий язык. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Парето-Принт. М. 2022. 255 с.; илл.

Подобные западные влияния прослеживаются в XVII и XVIII вв. и в Корее, которая находилась в вассальной зависимости от Цинской империи9.

В начале ХХ столетия в Китае происходит разрушение феодальных порядков, появляется буржуазия, культура становится открытой остальному миру, появляется возможность получать образование за границей. Одним из атрибутов обновленной культуры становится масляная живопись. На протяжении последующих десятилетий в Китае формируется собственная уникальная традиция масляной живописи.

Портретный жанр в это время испытал многие влияния, постоянно обновляясь и, вместе с тем, сохраняя специфику и статус важного национального художественного явления. Обращение к традиции, выработанной культурой, к национальной теме, является результатом глубокого постижения материала и кропотливого соединения западных принципов масляной живописи и традиций собственной национальной школы.

В 1980-е гг. в КНР становятся известны новейшие направления западного искусства. Многие молодые и радикально настроенные художники активно осваивают западные идеи в своем творчестве, оказывая сильное влияние на своих соотечественников.

На этом фоне особенно выделяется фигура Мао Яня, талантливого портретиста, работающего в духе реализма. Однако, его искусство претерпело значительные трансформации. Так, например, в серии портретов «Томас», созданной мастером в 2000-е гг. пристальное внимание художника приковано к изображению чувств и эмоций. Впоследствии творчество Мао Яня начинает отдаляться от идеалов реализма. Его образы упрощаюся, однако избегают прямолинейности: они используют

9 К.Н. Гаврилин, Е.А. Вострикова Живопись Кореи XVIII - начала XIX вв. и западное влияние: диалог культур // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2022. - № 1. Часть 2. - 324 с. С. 285 - 308

каллиграфические приемы - экпрессивные удары кисти, смелые росчерки, охватывающие силуэт фигуры, небрежные потеки и брызги краски, выразительность монохромного пятна, а также сдержанный, тяготеющий тональной гамме, колорит. Совершенно очевидно, что мастер решительно порывает со старыми принципами портретирования, восходящие к идеям соцреализма. Именно в период 1990-х - 2010-х гг. формируется уникальный стиль Мао Яня. Художник входит в число выдающихся мастеров современного китайского портрета, его известность выходит за пределы страны, охватывая многие индустриально развитые страны, как на Западе, так и на Востоке. Однако, в настоящее время творчесво мастера остается неизученным, получив лишь поверхностную интерпретацию в статьях некоторых арт-критиков. Вместе с тем, совершенно очевидно, что художник уже занял особое место в истории новейшего китайского искусства.

Изучение творческого наследия Мао Яня, рассматриваемое в широком контексте развития китайской живописи наших дней, помогает оценить его художественное наследие и представить его творческую эволюцию.

Многие китайские художники, сформировавшиеся в конце XX в., обращались к концептуализму, пытаясь таким образом освоить сферу западного постмодернизма. Они отдалялись от исторических идеалов и отказывались от традиционной эстетической концепции, что существенно обедняло их искусство. Мао Янь, напротив, стремился сохранить уникальность своего художественного языка. Он смог, с одной стороны, следовать актуальному изобразительному языку своей эпохи, а с другой стороны, нашел свой особый путь в пространстве искусства XXI века.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется необходимостью глубокого изучения творческой деятельности Мао Яня в русле новейших тенденций китайской живописи 1990-х - 2010-х гг., что позволит более цельно представить картину развития китайской живописи указанного периода.

Отметим, что творчество Мао Яня, невзирая на его феноменальную популярность, рассматривалось лишь небольшим кругом арт-критиков. В основном это статьи, опубликованные в академической периодике, а также статьи к каталогам выставок. Ли Сянтин, Хэ Долин, Ли Сяошань, Хань Дун и ряд других известных критиков, художников, представителей китайской художественной элиты дали творчеству Мао Яня высокую оценку. Они изучали его жизненный путь, рассматривали отдельные произведения и особенности его изобразительного языка, принципы и взгляды в контексте эпохи, сделав свой вклад в исследование творчества этого мастера.

Большинство исследователей рассматривают эволюцию духовного содержания творчества Мао Яня сквозь призму китайской реалистической живописи, что, на наш взгляд, представляет собой недостаток, ибо художник одержим духовно-эстетическими поисками, выводящие его за пределы эстетики реализма. Некоторые работы посвящены отдельным техническим аспектам его живописи. Наиболее значимыми в контексте данного исследования являются статьи Цао Цзюаня «Современность в живописи Лунь Хэдо, Мао Яня и др.»10, Сун Цзижуй «Мао Янь: творец духовного портрета»11 и «Мао Янь: чуть более прозрачный, чем чистый»12 Шэнь Цзялу, так как в них подробно рассматривается внутреннее содержание живописи мастера. Си Цинь «Мао Янь: рисуя портрет рисовать

10 Цао Цзюаня. «Современность в живописи Хэ Долина, Мао Яня и др.» // Дачжун Вэньи, 2015 г (09), с.55-57.

11 Сун Цзижуй. «Мао Янь: творец духовного портрета» // Шанхайская фондовая газета, 2007 г, 10 сентября.

12 Шэнь Цзялу. «Мао Янь: чуть более прозрачный, чем чистый». 02.09.2009. Электронный ресурс: https://news.sina.com.cn/c/2009-09-02/120618564396.shtml Дата обращения: 22.01.23

себя»13 и Лю Сяодань «Мао Янь: пределы смыслов и смысл предела»14 с разных позиций исследуют особый выразительный язык Мао Янь. Му Цзы в своей статье, посвященной персональной выставке художника, выразил мнение, что авторский стиль Мао Яня стал «новой ветвью на древе» традиционной «живописи литераторов», а его творческий поиск человеческой природы основан на очерчивании методами живописи образов его друзей.

Шу Кэвэнь в статье «Мао Янь и Томас»15 выразил мысль о том, что, создавая портреты, Мао Янь занимает позицию стороннего наблюдателя, тогда как его автопортреты лежат гораздо дальше от реальности. Чжао Цян в статье «Постепенное размытие лица - интерпретация духовного наполнения масляной живописи Мао Яня» 16, считает, что Мао Янь рассматривает «под микроскопом» духовный мир современных людей, углубляет и раскрывает его с помощью классических методов искусства. Он постоянно использует элементы классической живописи, адаптируя их к восприятию людей XXI века, возводя в ранг современного искусства. Многие из нынешних художников не интересуются духовными аспектами, которые пронизывают работы Мао Яня, являются их основным содержанием.

В статье Го Синцзюня «Причины и тенденции формирования

17

современных китайских стилей масляной живописи» описаны идеи и

13 Си Цинь. «Мао Янь: рисуя портрет рисовать себя» // Дучжэ Синьшань, 2013 г (09), с.60-65.

14 Лю Сяодань. «Мао Янь: пределы смыслов и смысл предела» // Ишу Юй Тауцзы, 2008 г (02), с.72-73.

15 Шу Кэвэнь. «Мао Янь и Томас» // Жун Баочжай, 2011 г (02), с.204-213.

16 Чжао Цян. «Постепенное размытие лица - интерпретация духовного наполнения масляной живописи Мао Яня» // Мэйшу Дагуань, 2009 г (11), с.250-251.

17 Го Синцзюнь. «Причины и тенденции формирования современных китайских стилей масляной живописи» - Чжунго мэйшу сюэюань [Магистерская диссертация], 2015 г.

подходы современных китайских портретистов, а также способы выразительности масляной живописи, заимствованные у Запада. Характеристика сегодняшнего времени - это диверсификация стилей, приведенное автором описание способно дать новое понимание трансформации креативной концепции портретной живописи на всех этапах истории Китайской народной республики.

Отметим также статьи Ли Сяошаня «Посвящение Мао Яню» 18 , «Значение оригинальности»19, «Подвешенность в пустоте - состояние Мао Яня»20. В последней автор высказывает мысль, что камерность, стесненное пространство - основная деталь творчества Мао Яня. Переменчивые, сиюминутные нюансы в образе модели тщательно фиксируется мастером. Он стремится сохранить впечатление верного портретного сходства и, поэтому, в большинстве случаев, он лишь вносит незначительные дополнения в художественный образ. Эти черты отличают Мао Яня от других художников, которым по нраву «большой» нарратив, «большие» проблемы, «большие» формы. Мао Янь старательно избегает таких масштабов. В статьях «Посвящение Мао Яню» и «Значение оригинальности» автор анализирует творчество живописца с точки зрения его друзей, устанавливая связи между творчеством художника и его биографией, что дает читателю важную фактографическую информацию.

Пониманию творчества Мао Яня способствует статья Вэнь Чжаньли «Исследование концептуального искусства в области музыки» 21 . Она посвящена концептуальному искусству. Автор полагает, что оно требует

18 Ли Сяошань. «Посвящение Мао Яню» // Ишу Дандай, 2009г (06), с.56-59.

19 Ли Сяошань. «Значение оригинальности» // Наньцзин ишу сюэюань сюэбао: мэйшу юй шэцзи, 2001 г (01), с.7-9.

20 Ли Сяошань. «Подвешенность в пустоте - состояние Мао Яня» // Ишу Цзе, 1999 г (06), с. 6 -18.

21 Вэнь Чжаньли. «Исследование концептуального искусства в области музыки» -Чжунго Иньюэ сюэюань [Кандидатская диссертация], 2010 г.

иного понимания, нежели чем искусство традиционное, которое подразделяется на живопись, поэзию, музыку и другие формы. Живопись также подразделяется на масляную, акварельную, традиционную живопись гохуа и так далее. Отличие концептуального искусства, по мнению Вэнь Чжаньли, состоит в том, что оно разрушает ограничения материального носителя, выходя за его рамки, заставляя переосмыслить сущность искусства и процесс художественного мышления. Это первый шаг к рождению искусства нового типа. Традиционный художник в первую очередь выбирает материальный носитель, тогда как художник-концептуалист исходит из потребностей концепции и, опираясь на них, выбирает необходимую ему среду и носитель искусства.

Существуют также несколько небольших статей, в которых проводится анализ работ Мао Яня в разные периоды: Ли Сяньтин «Исследование реалистического - выставки работ Мао Яня и Хэ Допу» 22, Хэ Цзяньлэ «Начальные шаги в исследовании искусства масляной живописи Мао Яня» 23 . Некоторые взгляды на концептуальную живопись Мао Яня представлены в работах Сун Цзижуя «Мао Янь: духовный портретист»24, «Мао Янь: прозрачнее чистоты»25 Шэнь Цзялу, «Мао Янь после Томаса»26 Су Цинсяня, «Мао Янь: стоящий в ожидании» Лу Яна, «Техника в искусстве - это образ мысли» Хэ Долин, «Диалектический Мао Янь» Цао Цзюньцзе.

22 Ли Сяньтин. «Исследование реалистического - выставки работ Мао Яня и Хэ Долина». Электронный ресурс: http://art.china.cn/mjda/2009-03/17/content 2795258.htm Дата обращения: 22.01.23

23 Хэ Цзяньлэ. «Начальные шаги в исследовании искусства масляной живописи Мао Яня» // Шаньси Мэйтан Гуаньли Ганьбу Сюэюань. 2011г (02), с. 109-111.

24 Сун Цзижуя. «Мао Янь: духовный портретист» // Шанхайская фондовая газета, 2007 г, 10 сентября.

25 Шэнь Цзялу. «Мао Янь: прозрачнее чистоты». Электронный ресурс: https://news.sina.com.cn/c/2009-09-02/120618564396.shtml Дата обращения: 22.01.23

26 Су Цинсяня. «Мао Янь после Томаса» // Синьминь Чжоукань, 2013г (06), с. 66-69.

Помимо всего перечисленного нами были изучены все существующие на сегодняшний день магистерские диссертации по тематике творчества Мао Яня. Их всего две: Цуй Янь «Нечеткость в картинах Мао Яня»27 и Ху Жичи «Анализ новых реалистических картин Чао Гэ и Мао Яня»28. В первой работе автор исследует философию живописи Мао Яня и ее практическое выражение через неоднозначность техник живописи. Во второй изучаются духовные коннотации картин Мао Яня в условиях современной трансформации традиционной реалистической живописи.

Во всех названных работах подробно исследованы содержание, техника, философия ранних полотен Мао Яня, однако его поздние, «концептуальные произведения», не рассматривались. Кроме того, от внимания исследователей ускользало влияние западноевропейских тенденций на творчество Мао Яня в 1990-е - 2010-е гг., что позволяет точнее представить современную китайскую живопись и состояние портретного жанра в международном контексте.

Ценным источником являются видео и текстовые интервью самого Мао Яня. Среди них размещенные на видеохостинге ТепсеП видеоинтервью «Скрытые подсказки. Диалог Хэ Допу и Мао Яня»29, «Идеология времени и пространства: Мао Янь» 30 , «Мао Янь, один из мастеров современной масляной живописи»31; размещенное на видеохостинге Youku интервью

27 Цуй Янь. «Нечеткость в картинах Мао Яня» - Шанхайский педагогический университет, [Магистерская диссертация], 2015 г.

28 Ху Жичи. «Анализ новых реалистических картин Чао Гэ и Мао Яня» - Нэймэнгу педагогический университет, [Магистерская диссертация], 2004 г.

29 видеоинтервью «Скрытые подсказки. Диалог Хэ Долина и Мао Яня». Электронный ресурс: https://v.qq.com/x/page/q01913dmef2.html Дата обращения: 22.01.23

30 видеоинтервью «Идеология времени и пространства: Мао Янь». Электронный ресурс: https://www.bilibili.com/video/av7036491/ Дата обращения: 22.01.23

31 видеоинтервью «Мао Янь, один из мастеров современной масляной живописи». Электронный ресурс: https://v.qq.com/x/page/p0154rtzokb.html Дата обращения: 12.01.23

«Лицом к лицу - выставка китайской и голландской портретной живописи. Интервью с художником Мао Янем»32.

Из наиболее ценных текстовых интервью назовём следующие: У Чэньцзюнь «Благосклонность к мировой культуре - Интервью с Мао Янем»33, Хань Дун «Интервью с Мао Янем: говоря о выставках, работе и живописи»34, Пэн Лай «Без цвета и вкуса - интервью с Мао Яном»35, Цю Цзяхэ «Мао Янь: первые и последующие шаги»36.

Интервью с Мао Янем публиковали во многих периодических изданиях, например, в «Bund Pictorial» (кит. - Вайтань Хуабао) 37 и Men's Wear (кит. - Наньжэнь Чжуан)38. Благодаря этим интерьвью, а также рецензии известного китайского критика Ли Сяньтина39, за Мао Янем закрепилось звание «концептуального портретиста».

32 видеоинтервью «Лицом к лицу - выставка китайской и голландской портретной живописи. Интервью с художником Мао Янем». Электронный ресурс: https://v-wb.youku.com/v show/id XNTI5MDY1NzA0.html Дата обращения: 15.01.23

33 У Чэньцзюнь. «Благосклонность к мировой культуре - Интервью с Мао Янем». Электронный ресурс: http://www.heilan.com/periodical/heilan_44/shijue_2.htm Дата обращения: 12.01.23

34 Хань Дун. «Интервью с Мао Янем: говоря о выставках, работе и живописи» // Шучэн, 2004 (01), с. 38-42.

35 Пэн Лай. «Без цвета и вкуса - интервью с Мао Яном» // Бэйфа Мэйшу: Тяньцзиньская академия изящных искусств, 2018г (04), с. 66-76.

36 Цю Цзяхэ. «Мао Янь: первые и последующие шаги» // Шанхайская фондовая газета, 2009 г, 5 сентября.

37 Интервью в журнале «Bund Pictorial» (кит. - Вайтань Хуабао). Электронный ресурс: https://amma.artron.net/observation_shownews.php?newid=187066 Дата обращения: 12.01.23

38 Интервью в Men's Wear (кит. - Наньжэнь Чжуан). Электронный ресурс: http://style.sina.com.cn/cul/art/2011-02-08/082673624.shtml Дата обращения: 10.02.23

39 Ли Сяньтин. «Исследование реалистического - выставки работ Мао Яня и Хэ Долина». Электронный ресурс: http://art.china.cn/mjda/2009-03/17/content_2795258.htm Дата обращения: 18.01.23

Наконец, большую ценность представляют иллюстрированные каталоги работ: «Сборник эскизов Мао Яня»40, «Портрет «Ноль»»41, «Альманах живописи Мао Яня»42 и другие.

Все эти материалы позволяют детально восстановить события жизни и творчества Мао Яня, обрисовать его круг общения и, конечно, сформулировать основы его искусства. Таким образом, перед нами вырисовывается эволюция творчества мастера, прошедшего долгий путь от реализма (в советской редакции) до модернизма и собственного индивидуального художественного стиля, который современные китайские арт-критики определили, как «концептуальный».

Перечисленные выше материалы раскрывают отдельные аспекты творчества Мао Яня и являются объективной фактографической основой для нашего исследования. В то же время глубоких научных работ по изучению искусства выдающегося китайского портретиста в совокупности всех аспектов и в историко-культурном контексте до настоящего времени не создано. Эту задачу и ставит перед собой автор данной диссертации.

Географические и хронологические рамки исследования охватывают период 1990-х - 2010-х гг. Именно в это время возникает новый диалог художественной культуры Китая и стран Запада, начинается обновление языка традиционных жанров молодыми мастерами новейшего искусства Китая.

40 Иллюстрированные каталоги работ: «Сборник эскизов Мао Яня». Электронный ресурс: https://view.inews.qq.com/k/20210516A00U0O00?web channel=wap&openApp=false Дата обращения: 10.01.23

41 «Портрет «Ноль»». Электронный ресурс:

https://www.sohu.com/a/288924644 100236088 Дата обращения: 11.02.23

42 «Альманах живописи Мао Яня». Электронный ресурс: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1718543907786897979&wfr=spider&for=pc Дата

обращения: 12.02.23

География исследования ограничивается сферой творческой деятельности Мао Яня, который, несмотря на то, что создавал свои работы в Китае, активно выставлялся в Европе и США, взаимодействуя с художественной жизнью этих стран.

Объектом исследования являются новейшие тенденции портретной живописи КНР периода 1990-х - 2010-х гг. на примере особенностей индивидуальной художественной манеры современного мастера портретной живописи Мао Яня.

Предметом исследования служат произведения современного китайского портретиста Мао Яня в контексте воплощения его идейно-эстетической программы.

Изучение эволюции творческого метода Мао Яня в жанре портрета, его вклад в развитие китайской живописи 1990-х - 2010-х гг. является целю исследования.

К задачам исследования относится:

- история изучения творчества Мао Яня и выделение аспектов проблемной ситуации;

- изучение творческой эволюции, своеобразия творческого метода и уникальных особенностей авторского стиля Мао Яня;

- определение основных предпосылок формирования индивидуальной творческой манеры Мао Яня;

- рассмотрение творчества Мао Яня в русле новейших тенденций китайской и западной живописи 1990-х - 2010-х гг., определение его значимости для развития портретного жанра в современном искусстве.

Источниковую базу исследования составили многочисленные портретные произведения Мао Яня, хранящиеся в музеях Китая и частных коллекциях, интервью с Мао Янем, а также ряд архивных материалов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лу Фэй, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артрон Современник. Электронный ресурс: https://news.artron.net/20130622/n466600_4.html Дата обращения: 01.10.22

2. Барт Р. Camera lucida / перевод, комментарии и послесловие М.К. Рыклина. — М.: Ad Marginem, 1997.

3. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 150-158

4. Ван Дэфэн. Философия искусства, - Шанхай: Из-во Фуданьского университета. 2005. 198 С. . . ±Щ:

tt.2005. 198 Ж.

5. Ван Линь. Концептуальные проблемы современной живописи //

«^тс^иодш^ & т » .

http://www.360doc.com/content/18/1225/10/16049157_804300944.shtml)

6. Ван Цзинь. Шок и реакция - отношение китайского современного искусства к западной культуре // Мэюй Шидэ, 2015 (4) , с. 94-95. 2015 (4).

94-95. —.

2015 ^ (4) .94-95 Ж.

7. Ван Цзяньфэн. К вопросу о развитии масляной живописи в контексте раннего культурного этапа обмена между Россией и Китаем // Вэньи

Чжэнминь, 2015 (4), с.202-207.

ЖШ> 2015 Ж (4) £1.202-207 Ж.

8. Ван Чэнь. О влиянии классической живописи на современную китайскую реалистическую живопись // Теоретические исследования. 2012 (2). c. 47-51.

üm. тш^А^их^+шшш^^ийш^». шш^.2012

(2) .Ш 47-51 Ж.

9. Ван Юэчуань. Глубинная проблема трансформации дискурса в Китае в 1990-е годы // Вэньсюэ пинлунь, 1999 (03), с. 71-79. i^JII.

.<*^im>.1999 Ж (3) Я.71-79.

10. Ван Ялэй. Интервью с художником Хэ Долином. Мысль — это движение кисти на картине. Чжуаньфан хуацзя Хэ Долин: сысян цзюши

хуашан дэ игэ бичу (Ü®°

// Информационный портал Sohu.com. Электронный ресурс: http://news.sohu.com/20090210/n262153654.shtml Дата обращения: 06.03.22

11. Ван Цзинь. Импульс и реакция — отношение современного китайского искусства к западной культуре Чунту юй фаньин — чжунго дандай ишу

дуйюй сифан вэньхуа дэ тайду (1Й. /ФФ^^Й-ФШШ^^ЖЙТ

// Изобразительные искусства и эпоха. Мэй юй шидай // ( ШЗД^) 2015 г., №4. С. 94-95

12. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. Мэйшу ши дэ цзибэн гайнянь ( Ш Ж ^ Й S $ Ш ^ ). — Пекин: Из-во Пекинского

университета. Бэйцзин дасюэ чубаньше (^Ь^Ж^Ж^И). 2011. 285 С.

13. Видео youku. Мао Янь. ^ШШШ: «^Ш)) Электронный ресурс: https://v.youku.com/v show/id XMiUwNDMxMDMyMA==.html?refer=seo o pera Д ата обращения: 14.12.22

https://v.youku.com/v show/id XMjUwNDMxMDMyMA==.html?spm=a2h0k 11417342.soresults.dtitle ШШШ,

Дата обращения: 16.10.22

15. Видеоканал Tencent. Мао Янь в мастерской. ЩШЭДЖ «И^ФЙЙ^ Ш » Электронный ресурс: https://v.qq.com/x/page/s0831lv2loi.html Дата обращения: 11.10.22

16. Видеоканал Tencent. "Современная живопись маслом. Господин Мао Янь". i«i. «^ШЙИАЖ^Ш^^» Электронный ресурс: https://v.qq.com/x/page/p0154rtzokb.html Дата обращения: 03.09.22

17. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Электронный ресурс:

https://iskusstvoed.ru/2016/09/21/volkov-n-n-kompoziciia-v-zhivopisi-2/ Дата обращения: 17.11.22

18. Всеобщий язык. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Парето-Принт. М.: - 2022. 255 с.; илл.

19. Ву Юнцян. Тенденции искусства и художественная коммуникация в 1980-х годах. Электронный ресурс:

http://www.sohu.eom/a/138008986 488269. (1980 ^ТСОДйЖ®^

^ЩЖ^Ш : 1Ш£. Дата обращения: 18.09.22

20. Гаврилин К.Н. Шаманизм, индуизм, теософия и художественное творчество В.А. Ватагина // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX - начала XX века: коллект. моногр. - М.: Прогресс-Традиция, 2012. - С. 641 - 663.

21. Гаврилин К. Н. Русская живопись XVIII - начала XX вв.// Литературные записки известных русских художников XIX века в набросках. Под редакцией Лю Цзыюя. Издательство университета Цинхуа. Пекин. 2020 (ЙП

К. Н. 18 20 ШЯШШ&ШШ // 19

/ яктмш - 2020)

22. Гаврилин К. Н., Вострикова Е.А. Живописное наследие Син Саимдан: исторический контекст, основные жанры, вопросы творческой эволюции//

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2020. № 3-1.С.66-82.

23. Гаврилин К.Н., Вострикова Е.А. Живопись Кореи ХУШ - начала XIX вв. и западное влияние: диалог культур // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2022. - №2 1. Часть 2. - 324 с. С. 285 - 308

24. Гаврилин К.Н., Лу Сяонань. Историческая живопись современного Китая: опыт периодизации // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. ВЕСТНИК МГХПА».3/2022. Часть 1. С.157-166

25. Гаврилин К.Н., Лу Сяонань. «Золотой век» исторической живописи КНР (1949 - 1966): Истоки, поиски, достижения // Научно-аналитический журнал Дом Бурганова. Пространство культуры. 4. 2022, С. 40 - 51

26. Гаврилин К.Н., Лу Сяонань. Творчество Гелия Коржева и живопись Нового Китая // Международная научно-практическая конференция «Россия-Китай. Диалог пластических искусств» Материалы международной научной конференции. 2022 с. 236- 240

27. Гаврилин К. Н. Кан-Сехван - художник, каллиграф, поэт, критик, чиновник. Образ корейского интеллектуала ХУШ века. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА. - № 4/2020, ч. 1.. - 2020. - С. 113-123

28. Гаврилин К.Н., Лю Синь Си. Писатель Лу Синь и обновление ксилографии в искусстве Китая 1920-1930-х гг// Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2022. -№ 4, с. 391 -397

29. Гаврилин К. Н. Образ тигра в корейской традиционной живописи позднего периода Чосон (ХУШ-Х1Х вв.): вопросы иконографии // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное

искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХ ПА» -МГХПА, 2022. - № 3 . Часть 1. С. 146 - 156

30. Гаврилин К.Н., Чэнь Чунхуэй. Художественное образование в Китае Нового и Новейшего времени (1840-1960-е гг.) // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2022. -2023. - № 1.Ч. 1 С. 28 - 36

31. Гаврилин К.Н., Цю Цян. Многообразие и единство: Национальные меньшинства в живописи Нового Китая (1949-2022 гг.) // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» -МГХПА, 2023. - № 1.Ч. 1 С. 138 - 143

32. Гао Минлу. История современного китайского искусства: 1985-1986. -Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1991, - 731. с. М&Ш. «ФНШ^ ^:1985-1986» .±^:±^ЛйШШ±.1991 ^.731 Ш.

33. Дао Цзы. Генеалогия искусства постмодернизма, - Чунцин: Из-во Чунцин, 2007. 334 С . ШШ^^^ЖШ

2007. 334 Ш.

34. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. — М.: Logos Altera, Ecce Homo, 2006; Fisher Mark. Ghosts of My Life: Writings on Depression, Hauntology and Lost Futures. — Winchester: Zero Books, 2014.

35. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. Ин-т Дальнего Востока. -М. : Вост. лит., 2006. С. 100 - 101

36. Е Фэн. Эстетические ориентиры современного реализма // Мэйшу гуаньча, 2003(10), с.60-61. Р+!§. .^ЖШ

Ш.2003 Ш (10) ШШ 60-61 Ш.

37. И Ин. История и критика. Электронный ресурс: https://news.artron.net/20090703/n80675 3.html. Л ^ . « Ш & ^ Ш

.https://news.artron.net/20090703/n80675_3.html.ШЙ0Ш: 2019 ^ 3 Л 18 0 Дата обращения: 16.01.23

38. Избранные произведения китайских художественных коллекций, китайская живопись 1949-1984 гг., Ханчжоу: Издательство Чжэцзянского народного изобразительного искусства, 1990, 239 с.

39. Иллюстрированный атлас современного китайского современного искусства 1979-1999: масляная живопись / под ред. Лу Хуна. - Ухань: Хубэй

цзяоюй чубаньшэ, 2001, с. 179. : #£1. «ФШ^^Ж№:1979~

1999. .ШЯ : ШШШЖ»±.2001 ^.179 Ж.

40. Иллюстрированный журнал Вайтань от 11 июля 2013 г. Издание №548. тШШШ» .2013 ^ 07 Л 11 0.Ш 548 Ш.

41. Ингарден Роман. Феноменология искусства. - Нанкин: Из-во Изящное искусство Цзянсу. 2000 г. 268 с. ИШ1Л. .ШЖ: ^ЙЖ

ШШ±.2006 ^.268 Ж.

42. Исследование жизни известных современных китайских художников — Чао Гэ. Чао Гэ — Чжунго дандай юхуа минцзя гэань яньцзю Под ред. Шан Ян. — ). Ухань. Из-во Хубэй

Мэйшу чубаньшэ (ШЬ^ЖЖЮ±). 2001г. 114 С.

43. Кандинский. Перевод Ли Чжэнвэнь. "Духовное в искусстве".Пекин Из-во Народного университета.2003 г. 148 С. ^ЖХ.

+ .Ш: +ША^^ЖШ±.2003 148 Ж. (Ш^Ж)

44. Коваленко Г. Ф. Павел Челищев (серия «Художники русской эмиграции») М.: Искусство - XXI век, 2021. - 380 с.: ил. С.142

45. Кун Синьмяо. Эстетика китайской живописи ХХ века, Цзинань: Шаньдун мэйшу чубаньшэ, 2000, - 526. с. МШ. {—^Ш^ШШЩШ

ЗЯШ: Ш^ЩЖЖШ±.2000 ^.526 Ж.

46. Левитт Сол. Параграфы о концептуальном искусстве. Электронный ресурс: http://moscowartmagazine.com/issue/23/article/366 Дата обращения: 07.10.22

47. Ли Интянь. Мао Янь: ничто не радует человека так, как независимость. Мао Янь: мэйю би дули гэн ранжэнь юйкуай дэ шицин

^ЬЬЭД^МИАШ^ЙШШ). // Журнал Китайская Культура. Чжунго вэньхуа бао (ФИШ№), от 27 мая 2013 г.

48. Ли Инцянь. Мао Янь: нет ничего более прекрасного, чем независимость. Китайская культурная газета от 27 мая 2013 г.

.<+ш^дак>.201з^5я 27 в.

49. Ли Сяньтин. «Главное не искусство». Ханчжоу: Издательство Китайской академии художеств. 2001(2), -с. 7. ^^Ш. «М^ЙЙ^^Й^)) .

2001. Ш (2) Ш. Ш 7 Ж

50. Ли Сяобинь. Знанчение системы наброска Павла Чистякова для китайской школы эскиза // Мэйшу цзяоюй яньцзю, 2014 (13), с. 144-145. $

шт. {тшпяшшъш^Фаашшэдшю . шжтшшя.

2014 Ш(13) ШШ 144-145 Ж.

51. Ли Сяошань. Упорство Мао Яня // Мэйшу Гуаньча, 2005(10), с. 117.

52. Ли Ци, «Принципы основной линии // Мэйшу, 1991(4), с. 11.

ШШЙШ .^Ж.1991 Ш (4) Ш.Ш 11 Ж.

53. Ли Ци. «Основная тема» в Искусстве // Мэйшу, 1991(4), с.13

54. Ли Чао. История современной китайской масляной живописи. -Шанхай: Шанхай шухуа чубаньшэ, 2007, с. 392. «ФШШ^ЙЭ^» .

: ±;$^ШЖШ±.2007 ^.392 Ж

55. Ли Шушэн. Общая история китайского искусства. - Шаньдун цзяоюй чубаньшэ, 1988, 557 с.

56. Лизанец С. П. Театральное творчество Павла Челищева в контексте художественной жизни первой волны русской эмиграции // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» -МГХПА, 2022. - № 4. Ч. 3 С. 184 - 189

57. Линь Му. Возрождение великой страны и изменение образа Китая как тренд современного искусства. // Мэйшу, 2009(4), с.83-84. СЖШ^^

^ФШИШ^^ЖЙ-МФШ^ГСгЖЙМ^» .^Ж.2009 Ш

(4) ЭД.Ш 83-84 Ж.

58. Ло Гунлю. К некоторым вопросам масляной живописи // Мэйшу, 1961(1), с. 41-52. ^Iffl. {МТЙШМЛФИ®» .^Ж.1961 Ш (1)

ЭД.Ш 41-52 Ж.

59. Ло Ин. Семнадцатилетний Хэ Долин. ^Щ. + Электронный ресурс: http://www.hiart.cn/feature/detail/a 1 eirxv.html Дата обращения: 02.10.22

60. Лу Фэй Психоанализ в живописи китайского художника Чао Гэ// Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2019. - № 3.Ч. 1 С. 128 - 134

61. Лу Фэй, К. Н. Гаврилин, Г. К. Кошелев,. Портретный жанр в творчестве Мао Яня. Опыт живописной хонтологии // Научно-аналитический журнал

по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» - МГХПА, 2022. - № 4.Ч. 3 С. 34 - 41

62. Лу Фэй. «"Увечное искусство" - поворотный момент в истории современной китайской живописи». - «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА». 2/2019. Часть1. С.233-240.

63. Лу Фэй, С. Л. Аристова «Портретный жанр в творчестве художника Мао Янь» // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА». 1/2020. Часть 1. С.340-346.

64. Лу Фэй, С. Л. Аристова «Хэ Долин - художник Нового Китая : новые темы и образы "увечного искусства" 1980-х» // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА». 4/2019. Часть 1. С.253-262.

65. Лу Фэй, С. Л. Аристова. Мао Янь: Поиски концептуального портрета // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА». 3/2022. Часть 1. С.291 - 299

66. Лу Фэй. Культурное сознание через архитектурную коммуникацию -Исторический музей провинции Шэньси // МШЕиМ-8ТШ0АК0У-2018. Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования. М., 2018 с. 88 - 94

67. Лю Силинь. От естественной информации к художественной

информации // Мэйшу. 1985(1). - с.9-11. «ЙЁШШЖ^^ЖЙЖ» .

^Ж.1985 Ш (1) Ш.Ш 9-11 Ж.

68. Лю ЦзыЧао. Мао Ян: художники не делают работы для продажи // Нанфань Жену Чжоукан, 2010(23), с. 75-78. :

ТтЯШШУ . ШЯЛ^Я^. 2010 ^ (23) Ж 75-78 Ж.

69. Лю Цунь. История китайской масляной живописи. - Пекин : Китайское молодежное издательство. июль 2005 г. - 462 с. «ФШ/Й®^» .^Ь

Ж : ФШ*^Ж»±. 2005 ^ 7 П . 462 Ж.

70. Лю Чунь. История китайской масляной живописи. - Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 2005, с. 462.

71. Лю Шаоню. О характеристиках художественных моделей нового поколения // Ишу бэдя. 2007(6), -с.228-230.

^ШШ .^ЖЭШ.2007 ж (6) II. ж 228-230 Ж

72. Люй Пэн, И Дань. История искусства Китая после 1979 г. - Пекин: Циньнянь чубаньшэ, 2011, с. 374.

73. Люй Пэн, И Дань. История китайского современного искусства (19791989). - Чанша: Из-во Изящное искусство Хуннани. 1992. Предисловие. 409 С. ВШ.ЛЯ. « + ШШ^2Ж&(1979-1989)»

1992.^^.409 Ж.

74. Люй Пэн, И Дань. История современного китайского искусства (19791989). - Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 1995, - 409 с. п/Ж ^Я. «ФШ

(1979-1989) » .ш :;Ш^ЖЖ»±.1995 ^.409 Ж.

75. Люй Пэн. История китайского искусства в XX веке. Пекин : Издательство "Пекинский университет". 2009 г. - 1107 с

76. Люй Пэн. История китайского искусства в XX веке. Пекин :

Издательство «Пекинский университет». 2009 г. - 1107 с. п/Ж. (20 Ш^йФ

^.1107 Ж.

77. Мао Цзэдун. Избранные труды Мао Цзэдуна, т.4. - Жэньминь чубаньшэ, 1991, с. 1470.

78. Мао Янь. Автобиография Мао Яня: настоящий талант — это вера. Цзышу: чжэньчжэндэ тяньцай цзюши синьнянь

) // Информационный портал Sohu.com. Электронный ресурс: https://www.sohu.eom/a/229746703_171229 Дата обращения: 09.12.22

79. Мао Янь. Новый взгляд. Мао Янь. Синь шицзюэ. (ШШ.//

Видеохостинг Юку. Электронный ресурс:

https://v.youku.eom/v show/id XMiUwNDMxMDMyMA==.html?refer=seo o peration.liuxiao.liux_00003303_3000_Qzu6ve_19042900 Дата обращения: 17.10.22

80. Мао Янь. Сфера искусства. Ишу линюй // (^ЖчШШ) Из-во Мэйшубань //( 1999 г., №4. С. 78.

81. Мао Янь: 12 лет рисовать только «Томаса». 12

Ж ^ ^ А . Электронный ресурс: http://art.china.cn/voice/2013-04/16/content 5878741.htm Дата обращения: 14.02.23

82. Мао Янь. Автобиография Мао Яня: настоящий талант — это вера. Мао Янь дэ цзышу: чжэньчжэн дэ тяньцай цзюши синьнянь ШШЙ ^^МЖИй) // Информационный портал Sohu.com. Электронный ресурс: https://m.sohu.com/a/229746703_171229 Дата обращения: 23.10.22

83. Мао Янь. Новый взгляд. Синьшицзюэ. (ШШ'. // Видеохостинг

Youku.com. Электронный ресурс:

https://v.youku.com/v show/id XMjUwNDMxMDMyMA==.html?refer=seo o peration.liuxiao.liux_00003303_3000_Qzu6ve_19042900 Дата обращения: 22.10.22

84. Модернисты и бунтари. Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа: пер. с англ. / Мартин Гейфорд. - М. : Ад Магринем Пресс, 2022. - 352 с., ил.

85. Мэй Ян. Исследование духа китайской эстетики в сфере масляной живописи. Юхуа фэнцзин чжун дэ Чжунго шэньмэй цзиншэнь яньцзю (ЙЙ®

МЖФЙФШФЩШ«^) //Из-во Цзинь чуаньмэй (^{Ш). 2017, №2. С.

149-150

86. Пань Тяньшоу. История китайской живописи. - Шанхай : издательство Шанхайского века, 2016 г. - 285 с. «ФШйЭ£»

¿ЙЖШ1.2016 ^.285 Ж.

87. Под ред. Ду Цзяня. Вторая мастерская масляной живописи Центральной академии изящных искусств. Шицзячжуан: Хэбэй мэйшу чубаньше Чжунян

мэйшу сюэюань юхуа диэр гунцзоши (ЙШ. —

//^Ь^ЖЖ^Й) Изд. Изящное искусство пров. Хэбэй. 1998г. 143

с.

88. Поп арт. Электронный ресурс: https://baike.baidu.com/item/ Й Ж /2732?fr=aladdin Дата обращения: 01.10.22

89. Пэн Лицяньхуэй. О метафоре и эмоциях в картинах Чжоу Чуня // Шидэ Уэнюэй, 2015. (1). с. 198-201. Ш^В.

Ш .0^^.2015. (1) .198-201

90. Рид, Герберг Краткая история современной живописи - М.: Ад Магринем Пресс, 2018. - 360 с.

91. Рудольф Арнхейм: «Искусство и визуальное восприятие», перевод: Тэн Шоуяо, Чжу Цзяньюань. - Чэнду: Сычуаньский народный издательский дом. 635 С. «ЙЖ^ШП'Ш) ,

&ЯМ. Ш^: 0)ПЛ^ШШ±, 635 Ж.

92. Си Шуньвэй. 30 лет китайского современного искусства (1978-2008). -Шанхай: Восточный издательский центр. 2009. 319 С.

93. Си Цинь. Мао Янь: писать портрет — значит писать самого себя. Мао Янь: хуа сяосян цзюши хуа цзыцзи (Ш^о

// Из-во Дучже синьшан 2013 г., №9. С. 60-66.

94. Столичная конференция пролетариата по вопросам культуры и искусства // Хунци(16), 1966, с. 4

95. Сьюзен Лангер. Чувства и форма. - Пекин: Из-во Китайской Академии Наук. 1986 г. 484 с. ШШ'Ш. ШШ ШВШЗ»» ЛШ-. + ^ШШ±.1986 484 Ж.деЖЭДО

96. Сюй Гань. Концептуальное искусство // Женминь Мэшу, 2004 (5), С. 8.

Ш&2Ж» .А&йЖ. 2004 (5) .М 8 Ж

97. Сюй Гуйфэн. Энциклопедический словарь «Цыхай», раздел «Искусство». - Хуаши чубаньшэ, 1984, 1156 с.

98. Талант Мао Яня . А Л ^ Ш http://www.360doc.com/content/18/0412/14/15473865_745024108.shtml

99. Тунъянь Жунань. «Пересечение образов - исследование западного портретного искусства». Докторская диссертация Китайской академии художеств. 2012. Й1МШ. . +

100. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда. - Москва : Изд-во МГУ, 1993. - 246 с. : ил.

101. У Лифу. Визуальный словарь выдающихся произведений китайской живописи. - Шанхай цышу чубаньшэ, 1993, 1253 с.

102. У Мин. Чжоу Ян : Новая народная литература и искусство // Биографическая литература, 2019 (07), с. 21.

103. У Цзяли. Краткий анализ развития и современного состояния масляной живописи провинции Хунань. - Юньнань ишу сюэюань.

104. Фэн Сюаньчжи. Центральный архив документов КПК. Собрание речей Мао Цзэдуна. - Чжунъян вэньсянь чубаньшэ, 1993, 71 с.

105. Хан Цзянь. Между реальность и внутренним - новое изобразительное искусство. - Чанчунь: Цзилинь мэйшу чубаньшэ, 2000, с. 169-181.

106. Хань Дун. Записи бесед с Мао Янем. Мао Янь фантаньлу.

) // Информационный портал «Доубань». Электронный ресурс: https://www.douban.com/note/351971288/? i=5818785GnQ6rJs Дата

обращения: 05.09.22

107. Хань Дун. Записи бесед с Мао Янем. Мао Янь фантаньлу.

) // Информационный портал «Доубань». Электронный ресурс:

https://www.douban.com/group/topic/_5619983/?cid=49841028 Дата

обращения: 09.12.22

108. Хань Дун. Мао Янь - человек-противоречие // Сяньдай ишу, 2002 (4), с. 44.

109. Хань Дун. Проницательность Мао Яня. . « ^ Ш ЙЙ ^ Й )) Электронный ресурс: https://www.sohu.com/a/232784821 541698 Дата обращения: 17.09.22

110. Хуан Чжэнлян. «Размытые коллекции и эстетическая деятельность». Литературные исследования. 1985 г. С. 128-132. йШй.

. 1985 (04) .С. 128-132

111. Хун Ижань. Беседа о содержании и форме искусства // Мэйшу, 1981(6).

- с. 4-7. с—

Ж.1981 Ш (6) Ш.Ш 4-7 Ж.

112. Хэ Дофэн. Техника есть мышление // Чжунго юхуа, 2005 (5), с. 1-4.

113. Хэ Жун. Великий поворот в художестенном творчестве // Мэйшу, 1979.

№ 9.- С. 3-5. .^Ж.1979 Ш (9) Ш.Ш 3-

5 Ж.

114. Хэ Цзяньлэ. Краткое исследование масляной живописи Мао Яня // Шаньси. 2011 г. С. 109-111. МЙ^. (ШШМ2ЖШШМ» Й^^Л. 2011.М (2) М. 109-111

115. Хэ Цзяньлэ. Предварительное исследование масляной живописи Мао Яня // Шаньси. 2011. С. 110. МЙ^. (ШШМ2ЖШШМ» .ШШШ

2011.М (2) М.М 110 Ж.

116. Цзинь Шанъи. Реализм и основное направление китайской масляной живописи//Мэйшу. 1995 (4), - с. 12. ^ЙШ. Ш^^ФШЮТ^» .

^Ж.1995 Ж (4) 1.Ж 12 Ж.

117. Цзоу Юэцзинь. История нового китайского искусства. - Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 2002. 337 с.

118. Ци Байши. " ^ Ш # £ , Ш Ш # Ш ". Электронный ресурс:

http://www.360doc.com/content/15/0703/10/7370924 482308806^^1 Дата обращения: 03.09.22

119. Чао Гэ. Бытие вечного духа и природа живописи // Чжунго юхуа, 2002 (2), с. 1-4.

120. Чао Гэ. История и мышление искусства. Гуаньюй ишу дэ лиши юй сысян (М^ ^ЖЙШ^®^) // Из-во Вэньи яньцзю 2005 г., №1. С. 131-133.

121. Чжао Цян. Анализ духовности в картинах художника Мао Яня // Теория искусства. 2009 г (11). 250-251. М®. . 2 ЖШ£.2009 ^ (11) . 250-251 Ж.

122. Чжу Ди. Философия современного западного искусства. - Ухань: Из-во Уханьского университета. 2007 г. 498 с. .ШХ:

2007 498 Ж.

123. Чжу Пу. Линь Фэнмянь об искусстве. Электронный ресурс: https://www.sohu.com/a/344084344 534797 Дата обращения: 04.10.22

124. Чэнь Цзунмо. Альманах малого челна. Глава «Об образности». Электронный ресурс: https://ishare.iask.sina.com.cn/f/E0ADidtFEw.html Дата обращения: 10.12.22

125. Чэнь Цзя. Феномен символизации современного китайского искусства. // Журнал «Сто художников» 8-е издание. 2009 г. а 126-132. Цй. «ФШ

.<2ЖШ>. 2009 (8) . Ш 126- 132 Ж.

126. Чэнь Цзя. Феномен« символизации »современного китайского искусства // ИШу Бай Цзя, 2009 (8), с.126-132.

.<2ЖШ>. 2009 (8) . 126-132 Ж.

127. Чэнь Шицэн. История китайской живописи. - Пекин: Жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2004, 260 с.

128. Шама Саймон. Сила искусства.Москва. Азбука-Аттикус. 2017. 480 С.

)

129. Шао ДаЧжэнь. Концептуальное искусство, искусство разведки и исследовательское искусство // Вэньи Янджиу, 1989 (8) , с.145-157. ЙРА Ш. Ш&2Ж, .£2^.1989.

(8) .145-157 Ж.

130. Шао Дачжэнь. Концептуальное искусство, исследование искусства и исследовательское искусство // Вэньи Уандджиу. 1989(8), с. 145-158. ЙРА Ш. Ш&2Ж, .£2^.1989.

(8) .145-158

131. Ши Сянши. Психоанализ Фрейда в Китае. // Болан Цуншу, 2008(5), с. 19-23. . 2008 ^

(5) .Ш 19-23 Ж.

132. Ши Сянши. Учение Фрейда о психоанализе в Китае. Фулоидэ цзиншэн фэнсисюэ цзай чжунго (// Из-во Болань

цюньшу (ЩШР^). 2008 г., №5. С. 19-22.

133. Электронный ресурс: https: / /wenku.baidu.com/view/1688e377e009581b6ad9eb68.html Дата обращения: 12.12.22

134. Электронный ресурс: https://baike.baidu.com/item/%E7 % BA% A2% E5% 85% 89% E4% BA% AE / 3899441? Fr = aladdin. Дата обращения: 01.02.23

135. Электронный ресурс: https://news.artron.net/20110329/n158606.html Дата обращения: 15.09.22

136. Ю. Хунвэй. Интерпретация символического феномена современной китайской станковой живописи // Газета Шаньдунской академии управления кадрами, 2008(5), с. 145-147. A^A.

1ШШШ» (5) .145-147 Ж.

137. Юй Хунвэй. «Интерпретация символического феномена современной китайской станковой живописи». «Газета Шаньдунской академии управления кадрами» Выпуск №5. 2008 г . с. 147. A^A. «АШШША

^и^^шшш» (5) .rn

147 Ж.

138. Якимович А. Журнал об искусстве 60 параллель / 60 Parallel No3(38) 2010. С. 96. )

139. Ян Миншен. Биографии современных китайских художников. - Хэнань мэйшу чубаньшэ, 1989, 798 с.

140. Ян Чэнъинь,«Обсуждая искусство «Новой волны» // Вэньи баочжи, 2.06.1990 г.

141. China: Construct and Deconstruction (exhibition catalogue). — San Paulo and Beijing: The National Gallery of Sao Paulo: Chinablue Gallery, 2009.

142. China's Neo Painting: A Triumph over Images (exhibition catalogue). — Shangha and Nanjing: Shanghai Art Museumand Quing He Modern Art Museum, 2007.

143. Collecting History: China New Art (exhibition catalogue). — Chengdu: Chengdu Museum of Contemporary Art, 2011.

144. Мао Yan (exhibition catalogue). Text by Donald Kuspit. — New York, Pace, 2015.

145. Мао Yan (exhibition catalogue). Text by Mathieu Borysevycz. — Beijing, Pace, 2013.

146. Мао Yan in Dufftown (exhibition catalogue). Text by Yin Lichuan. — Shanghai, ShanghART gallery, 2010.

147. Мао Yan Works on Paper (exhibition catalogue). — Beijing, Hadrien de Monferrand Gallery, 2011.

148. Мао Yan. Shanghai Art Museum (exhibition catalogue). Texts by Li Xiaoshan, Shu Kewen, Han Dong and Wang Minan. — Shanghai, Chinablue Gallery, 2009.

149. Face. A Survey of Chinese Portraiture (exhibition catalogue). Shanghai: Minsheng Art Museum, 2012.

150. Fisher Mark. Ghosts of My Life: Writings on Depression, Hauntology and Lost Futures. — Winchester: Zero Books, 2014.

151. On the Edge of the Millenium: New Art from China (exhibition catalogue). Text by Michael Goedius. — New York, Goedius Contemporary, 2002.

152. Portrait of the Times; 30 Years of Chinese contemporary Art (exhibition catalogue). — Shanghai, Shanghai Literayure and Art Press, 2013.

153. Zhu Tong. Evolution (exhibition catalogue). — Guilin: Guangxi Normal University Press, 2013.

Иллюстративное приложение

Глава I. Портретная живопись современного Китая (1912 - 2010-е гг.): Тенденции и направления

Ил. 1. Чжоу Фан. «Придворные дамы с цветами в прическах» (фрагмент). Шелк, цвет. 180х46ст. Династия Тан. Коллекция Музея провинции Ляонин, Шэньян, КНР.

Ил. 2. Янь Либэнь. «Бу Нянь Ту». 38.5x129.6 см. Шелк, цвет. Династия Тан. Музей

дворца Гугун, Пекин

Ил. 3. Янь Либэнь. «Властелины разных династий» (Фрагмент) . Шелк, цвет. 51x531

см. Династия Тан. Бостонский музей, США.

Ил. 4. «Императоры Династии Мин: Чжу Ди». Шелк, крски. 360x187 см. Династия Мин.

Дворец Потала, Тибет.

Ил. 5. «Императоры Династии Цин: Цяньлун». Шелк, краски. 62.6 х 51см. 1736 г. Династии Цин. Музей дворца Гугун, Пекин

Ил. 6. Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766) Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне. 1739 или 1758. Шёлк, чернила и краска. 322,5 х 232 см Дворцовый музей. Запретный город, Пекин

Ил. 8. Неизвестный художник. Портрет Чжалафэньа. 1760. Корейская бумага, масло.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Ил. 9. Неизвестный художник. Портрет Мачана. 1760. Корейская бумага, масло.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Ил. 10. Гуань Цяочан. «Автопортрет». Масло. 35.5x24.5 см. 1853г. Гонконгский музей

искусств

Ил. 11. Ли Тефу. «Музыкант». Холст, масло. 67.5 х 56 см. 1918 г. Академия изящных искусств в Гуанчжоу

«

4 * 1 >

Ил. 12. Ли Тефу. «Кан Ювэй». Масло. 70.7x56 см. 1904 г. Частная коллекция.

Ил. 13. Сюй Бэйхун. «Звуки бамбуковой флейты-сяо».180х39 см. 1926г. Холст, масло.

Коллекция произведений Сюй Бэйхуна

Ил. 14. Сюй Бэйхун. «Автопортрет».70х49 см. Холст, масло. 1924 г. Коллекция

произведений Сюй Бэйхуна.

Ил. 15. Чан Шухун. «Портрет господина G».100x81 см. Холст, масло. 1932 г. Частная

коллекция.

Ил. 17. Люй Сыбай. «Портрет крестьянина». 71.5x52.5 см. 1938 г. Холст, масло. Частная

коллекция.

г!

ш-

В

Ил. 19. Чэнь Баои. «Портрет Гуань Цзыланя». Холст, масло. 72.5x60.5 см. 1930 г.

Ил. 20. Чэнь Баои. «Автопортрет». 65x53 см. Холст, масло.. 1940 г. Шанхайский музей.

Ил. 21. Гуань Цзылань. «Девушка».90x75 см. Холст, масло. 1929г. Музей

Ил. 22. Сюй Бэйхун. «Тайские всадники из уезда Сидэ». Холст, масло. 114*78 см. 1950г.

Национальный музей Китая, Пекин

Ил. 23. Сюй Бэйхун. «Портрет Го Цзюньцина». 74x45 см. Холст, масло. 1950г.

Национальный музей Китая, Пекин

Ил. 24. У Цзожэнь. «Портрет Ци Байши».1954г. Холст, масло. 116x89 см. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 25. Ло Гунлю. «Портрет жителя из Яньани». 89x71.5 см. 1960г. Холст, масло. Музей

изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 26. Чжао Юпин. «Женщина-депутат на собрании». Холст, масло. 105x75 см. 1962г. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

О

Ил. 27. Цзинь Шанъи. «Председатель Мао».1966г. 262x137 см. Холст, масло. Частная

коллекция

Ил. 28. Лю Чуньхуа. «Председатель Мао отправляется в Аньюань». 180x220^. Холст, масло. 1967г. Национальный музей Китая, Пекин

Ил. 29. Чэнь Ифэй. «Ода реке Хуанхэ». 297x143.5 см. 1972 г. Холст, масло. Частная

коллекция.

Ил. 30. Тан Сяомин. «Портрет Лу Синя». 108x140 см. Холст, масло. 1972 г. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 31. Н. Богданов-Бельский (1868—1945. Портрет А.М.Горького. 1940 г. Холст, масло. Из собрания музея А. М. Горького, Москва

Ил. 32. П. Д. Корин (1892 - 1967). Портрет А.М. Горького. Холст, масло. Музей А. М. Горького, Москва

Ил. 33. П. Д. Корин (1892 - 1967). Максим Горький за работой. 1899 г. Холст, масло. Музей А. М. Горького, Москва

Ил. 34. Тан Сяомин. «Женщина-депутат». 127x100 см. Холст, масло. 1971 г.

Ил. 35. Чэнь Яньнин. «Новый врач в рыбацком порту».138x98.3 см. 1974 г. Холст, масло. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 36. Ло Чжунли. «Отец». 216x152 см. Холст, масло. 1980г. Музей изобразительный

искусств Китая, Пекин

Ил. 37. Цзинь Шанъи. «Таджикская невеста». 60x50 см. Холст, масло. 1983г. Музей

изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 38. Цзинь Шанъи. «Молодая певица».74x54 см. Холст, масло. 1984 г. Музей Центральной академии изящных искусств, Пекин

Ил. 39. Ян Фэйюнь.«Девушка с севера». 80x70 см. Холст, масло. 1987 г. Частная

коллекция

Ил. 40. Ян Фэйюнь. «маленькая актриса». 83x75 см. Холст, масло. 1986 г. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 42. Чао Гэ. «Сын пастуха». 30x20 см. Холст, масло. 1983 г.

Ил. 43. Чэнь Ифэй. «Флейтист». 1987г. 173x173 см. Холст, масло.

Частная коллекция.

Ил. 44. Хэ Долин. «Юность». 150*186 см. Холст, масло. 1984 г. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 45. Ян Фэйюнь. «Солнечный свет за окном» . 130.5*89.5 см. 1999 г. Холст, масло.

Частная коллекция.

Ил. 46. Ван Идун. «Пробуждение насекомых», 1990 г, 80x100 см. Холст, масло.

Частная коллекция.

Ил. 47. Ван Идун. «Снег в начале весны». 100x80 см. 2007г. Холст, масло. Частная

коллекция художника.

Ил. 48. Чао Гэ. «Чуткий человек». 60x50 см. 1990 г. Холст, масло. Частная коллекция.

Ил. 50. Пан Маокунь. «Яблоки созрели». 150x100см. Холст, масло. 1983г. Музей изобразительный искусств Китая, Пекин

Ил. 51. Пан Маокунь. «Случайный звук». 116.5x91см. 1993г. Холст, масло. Частная

коллекция

Ил. 52. Пан Маокунь. «Отражение-2». Холст, масло. 160x120см. 2013г. Частная

коллекция художника

Ил. 53. Чжоу Чунья. 1993 г. «Портрет с закрытыми глазами». 60x72 см. Холст, масло.

Частная коллекция.

Глава II. Мао Янь и его новаторские поиски в портретной живописи (1980-е - 1990-е гг.)

Ил. 54. Мао Янь. «Девушка в синем шарфе». 60x46.5 см. Холст, масло. 1989 г. Частная

коллекция

Ил. 55. Мао Янь. «Модель в красном».78x50 см. Холст, масло. 1988. Частная коллекция

Ил. 56. Мао Янь. «Городская молодежь».150x159см.Холст, масло.1991г. Центральная

академия изящных искусств Китая, Пекин

Ил. 57. Мао Янь. «Автопортрет в 1988». 37x28 см. Холст, масло. 1988г. Частная

коллекция автора

Ил. 58. Э. Делакруа. «Автопортрет». 54.5x65 см. Холст, масо. 1837г. Лувр, Франция

Ил. 59. Мао Янь. «Автопортрет в 1989». 50x44 см. Холст, масло. 1989. Частная

коллекция художника

Ил. 60. Мао Янь. «Портрет Бао Ли». 58x120 см. Холст, масло. 1991. Нахождение

неизвестно.

Ил. 61. Мао Янь. «Портрет Сяошаня». 170x100 см, Холст, масло.1992 г. Частная

коллекция.

Ил. 62. Мао Янь. «Молодой человек стоит в ожидании». 200x140 см. Холст, масло. 1993 г. Художественный музей Чунцина Лонг, Шанхай

Ил. 63. Мао Янь. «Черная роза под острым углом» . 200x100 см. Холст, масло. 1995 г.

Частная коллекция

Ил. 64. Мао Янь. «Воспоминание или танцующая черная роза». 230x150 см. Холст,

масло. 1996 г. Частная коллекция.

Ил. 65. Мао Янь. «Мой поэт».61x50 см. Холст, масло. 1997г. Частная коллекция

художника

Ил. 66. Мао Янь. «Молодой Го Ли — с любовью вспоминая Делакруа».61x50 см. Холст,

масло. 1996 г. Частная коллекция.

Ил. 67. Мао Янь. «Молодой Го Ли вспоминает с любовью Делакруа» (фрагмент) .61x50 см. Холст, масло. 1996г. Частная коллекция.

Ил. 68. Хэ Долин «Ворона прекрасна» 89.9x70см холст, масло. 1988 г. Частная

коллекция

Ил. 69. Хэ Долин ««Сяо Чжай»» 110 X 167.5 см холст, масло. 1989 г. Музей изобразительных искусств, Фукуока

Ил. 71. Фердинанд Ходлер (1853 - 1918). Das Lied aus der Ferne. 1913 г.

Холст, масло. 180 х 129 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Ил. 72. Фердинанд Ходлер (1853 - 1918). Day (Truth). 1898 г. Холст, масло. 200.5 х 105 см. Чикагский институт искусств

Ил. 73. Джованни Джакометти (1868 - 1933). Веселая женщина. 1909 г. Холст, масло. 127.5x74.5 см. Частная коллекция

Ил. 74. Пабло Пикассо (1881-1973). Девочка на шаре. 1905 г. Холст, масло. 147 x 95 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Ил. 76. Чао Гэ. «Сын пастуха». 30x20 см. Холст, масло. 1983 г.

Глава III. Эволюция творческого метода Мао Яня в русле тенденций китайской живописи 2000-х - 2010-х годов

Ил. 77. Люсьен Фрейд (1922 - 2011). Девушка с розами. 1947 - 1948. Холст, масло. 105.5x74.5 см. Музей Британского совета, Лондон

Ил. 78. Люсьен Фрейд (1922 - 2011). Девушка с котёнком. 1947 г. Холст, масло. 41 x

30,7 см. Галерея Тейт, Лондон

Ил. 79. Люсьен Фрейд (1922 - 2011). Девушка с белой собакой. 1950 - 1951. Холст, масло. 76,2 x 101,6 см. Галерея Тейт, Лондон

Ил. 80. Люсьен Фрейд (1922 - 2011). Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1952. 17.8 х12.7 см.

Галерея Тейт, Лондон

Ил. 81. Фрэнсис Бэкон (1909 - 1992) Три этюда к автопортрету. 1976. Холст, масло.

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ил. 82. Райан Хьюэтт (р. 1979). Скрытая индивидуальность. 2017. Холст, масло.

Частное собрание

Ил. 83. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) Автопортрет с архитектурными элементами на заднем плане. Около 1639 г. Дубовая панель, масло. 80 х 62 см. Лувр, Париж

Ил. 84. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) Портрет Титуса ван Рейна.1657 г. Холст, масло 68,5 х 57,3 см. Коллекция Уоллеса, Лондон

Ил. 85. Каванабэ Кёсай (1831-1889). Призрак держит голову человека во рту. 1881

Шелк, водные краски.

Ил. 86. Мао Янь. «Томас. Портрет N0.3». 2002 г. 34 x 50 см. Холст, масло. Частная

коллекция

Ил. 87. Мао Янь. «Томас. Портрет N0.4». 2004 г. 43 x 50 см. Холст, масло.

Частная коллекция

Ил. 88. Франческо Клементе (р. 1952). Без названия. 1983 г. Холст, масло.

198 х 236 см. Частная коллекция

Ил. 90. Ман Рей (1890 - 1976). Фотопортрет маркизы Казатти. 1922. Фотобумага, печать

Ил. 91. Л. Бернини (1598 - 1680). Экстаз святой Терезы. 1652. Фрагмент. Мрамор.

Санта Мария делла Витториа, Рим

Ил. 93. Ф. Гойя (1746 - 1828). Дядя Пакете. 1820. Холст, масло. 39 х 31 см Национальный Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ил. 94. П. Ф. Челищев (1898 - 1957). Портрет Флорианы Таннер. около 1927 г. Холст,

масло. Частное собрание

Ил. 95. П. Ф. Челищев (1898 - 1957). Юноша с кувшином. 1933 г. Холст, масло.

Rournikova Gallery

Ил. 96 П. Ф. Челищев (1898 - 1957). Голова Бога. Серия «внутренние пейзажи». 1950-е

гг. Холст, масло. Частное собрание

Ил. 97. П. Ф. Челищев (1898 - 1957). Голова 1950 г. Частное собрание

Ил. 98. П. Ф. Челищев (1898 - 1957). Vaso doro. 1955 г. Частное собрание

Ил. 99. Хаим Сутин (1893 - 1943). Портрет мужчины. Эмиль Лежен. 1922 г. Холст, масло. 55.5 х 46.5 см. Музей Оранжери, Париж

Ил. 100. Мао Янь. «Томас на острове. Крит-4». 2009 г. 200 x 130 см. Холст, масло. Музей современного искусства Тан Гобиня.

Ил. 101. Эжен Каррьер (1849—1906). Женщина за столом. Около 1893 г. Холст, масло. 65 х 54,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ил. 102. Мао Янь. «Томас. Портрет N0. 8». 32x43.5 см. Холст, масло. 2003 г. Частная

коллекция

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.