Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Акашева, Татьяна Валентиновна

  • Акашева, Татьяна Валентиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 192
Акашева, Татьяна Валентиновна. Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Магнитогорск. 2009. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Акашева, Татьяна Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЬФРИДЫ ЕЛИНЕК.

1.1 Творческая биография Эльфриды Елинек: рецепция, изученность, критика.

1.2. Эльфрида Елинек в контексте австрийской литературы: традиции и новаторство.

1.3. Эссе Э. Елинек «Бесконечная невиновность» как программа разрушения мифов.

ГЛАВА 2. РАЗРУШЕНИЕ ТРИВИАЛЬНЫХ МИФОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э. ЕЛИНЕК 1970-Х ГОДОВ.

2.1. Разрушение тривиальных мифов, порождаемых телевидением, в романе «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного поколения».

2.2. Разрушение тривиальных мифов, порождаемых любовным романом, в произведении «Любовницы».

ГЛАВА 3. РАЗРУШЕНИЕ МИФОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э. ЕЛИНЕК 1980-Х ГОДОВ.

3.1. Философские и политические мифы и их разрушение в романе «Перед закрытой дверью».

3.2. Мифы о взаимоотношении мужчины и женщины и их разрушение в романе «Похоть».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек»

Человек в современном обществе подвергается ежедневному, ежеминутному скрытому информационному прессингу, призванному стандартизировать людей, заставить их соответствовать той системе, ценностей, которую это общество провозглашает единственно значимой, а также создать у масс комплекс искусственных потребностей для дальнейшего процветания экономики и, соответственно, обогащения, определенной группы заинтересованных в этом процветании. Мифы преследуют человека везде, они не исчерпываются открытой пропагандой, транспарантами и речами политических деятелей, они проникают во все сферы жизни: мораль, эстетику, образование, литературу, искусство и повседневную жизнь. Они рассчитаны на нерациональное, эмоциональное восприятие при помощи идеологии в широком смысле слова (пресса, телевидение, коммерческая реклама, внешний вид городских зданий, а также политиков и телезвезд, поп-музыка, литература, кино и т.д.).

Употребление термина «миф» указывает на некоторую двойственность его понимания. С одной стороны, миф относится к специфическим коллективным представлениям древности, с учётом всей специфики мировосприятия, которую предполагает такая трактовка мифа, и которую отражают тексты непосредственно древних мифов и фольклор. Но, с другой стороны, нельзя так просто отмахнуться и от второго употребления данного термина, трактующего миф как всякое неосознаваемое и не поддающееся логическому объяснению коллективное представление, лежащее в основании поведения некоторого лица или — чаще — группы лиц. Именно в этом понимании миф фигурирует в социологии и культурологии.

Во избежание недоразумений следует подчеркнуть, что мифы в рамках данного диссертационного исследования интересуют нас не как специфический повествовательный текст (то есть в традиционном понимании), а исключительно как феномен сознания. При всей разноречивости в определениях, миф, понимаемый в духе юнгианской аналитической психологии как синоним коллективного подсознания, стал одним из центральных понятий теории культуры XX столетия, причем миф как мировоззрение во многом под влиянием концепции К. Леви-Строса оттеснил миф как повествование.

В этой связи мы хотели бы оговориться, что поскольку речь в данном исследовании пойдет о разрушении мифов современного общественного сознания в литературе, то в глубоком погружении и пояснении таких терминов мифологической критики и мифоцентрической литературы, как «мифологический элемент», «мифема», «мифологема», «мифома» и т.д. нет необходимости. Мы разделяем мнение М. И. Стеблина-Каменского, что эти термины являются по сути дела синонимами и обозначают любой мифологическим элемент (мотив, структуру, идею, героя мифа и т. д.), использованный в художественном произведении для создания другого мифа. Они стали в литературоведении модными понятиями, и, «как полагается модным словам, перестали значить что-либо определенное и употребляются в основном как средство для придания стилю элегантности» [108, с. 25].

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Изучением «традиционных мифов» в разные периоды времени занимались: А. Н. Афанасьев, Д. Вико, Э. Кассирер, JT. Леви-Брюль, А. Ф. Лосев, Б. Малиновский, Е. М. Мелетинский, Ф. М. Мюллер, А. А. Потебня, 3. Фрейд, О. М. Фрейденберг, Дж. Фрейзер, Ф. В. Шеллинг, Эвгемер, М. Элиаде и мн. др.

Философские, мировоззренческие трактовки мифа были дополнены исследованиями антропологов, лингвистов и социологов, однако общепринятое понимание сущности мифа не было достигнуто. Чем больше специалистов занималось поисками истины, тем более многозначным становилось само понятие миф.

Современный словарь иностранных слов дает следующее определение этому понятию. «Миф (от греческого туйюБ - сказание, предание) - 1) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении мироздания и жизни на Земле; 2) вымысел, измышление; 3) оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании» [41, с. 442].

Согласно энциклопедии А.Н. Николюкина, многозначность термина «миф» усиливается введением в литературоведческий обиход понятия «современный миф» [82, с. 257-258]. Изучением современных мифов занимались Р. Барт, Д. Затонский, К. Леви-Строс, Ю. М. Лотман, Н. Фрай, М. Элиаде, К. Г. Юнг, а также современные теоретики коммуникации и РЯ-технологий И. И. Завадский, С. Кара-Мурза, Г. Г. Почепцов, А. В. Ульяновский, А. Чернышов, В. П. Шестаков. Они рассматривают миф как социокультурный феномен.

О политических мифах писали такие известные авторы, как Дж. Меркус, Р. Нибур, А. Сови, Ж. Сорель, X. Хэтфилд.

Поскольку в рамках данного исследования нас в большей степени будет интересовать современный миф, представленный в литературе, его функция в социуме, механизмы его порождения, возможность его идентификации в целях правильного прочтения произведения, а также приемы его разрушения, то далее мы чуть подробнее остановимся на классификации, функциях и особенностях современного мифа.

Современное общество не может обойтись без мифов, поскольку, по мнению Г. Почепцова, мифы «задают каркас мира, в котором мы живем» и относятся к числу скрытых феноменов, требующих их идентификации, понимания и дешифровки [96 , с. 355].

Поскольку миф — это фундамент всякой культуры и всякого типа социальности, обосновывающий их и обеспечивающий психологическую защиту человеку, включённому в эту культуру и являющемуся членом этого общества, то в этом смысле мифы «традиционные» и «современные» абсолютно равны, так как имеют одни и те же психологические основания и психосоциальные функции.

Классификация современных мифов представляется нам достаточно условной так же, как условно разделение культуры на «высокую» (государственно-политическая, общественная, художественная формы человеческой деятельности) и «низкую» (повседневность). Пространство едино, и четких разделяющих границ нет. Миф циркулирует из мира, повседневного бытия в пространство сакрального, а затем возвращается обратно. Перемещаясь, он получает дополнительные формы, обрастает новыми фактами, что иногда способствует формированию нового мифа. И, тем не менее, если мы сталкиваемся с понятиями «тривиальный миф*» или «миф повседневности», то понятно, что он, как правило, охватывает такие сферы человеческой жизни, как семья, любовь, дети, здоровье, быт, хобби, и формируется в основном человеческим опытом, средствами массовой информации, рекламой, тривиальными романами и т.д. И если мы говорим о «политических», «экономических» мифах, то понятно, что участие государства в формировании таких мифов неоспоримо. Хотя, еще раз оговоримся, разделение скорее условно, поскольку возможно кочевание мифов из одной сферы в другую, их взаимодействие и переплетение, а идеология не ограничивается политикой и экономикой и проникает во все сферы жизни.

Это допущение подводит нас к следующим размышлениям о функционировании современных мифов в обществе, объясняющим их уникальную «живучесть». В этой связи рассмотрим функции мифа. Тривиальный (от фр. trivial, от лат. trivialis -обычный, обыденный, простой) — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности. Цнт. по: Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. Изд. 2-е, испр. н доп.-М.: <(Мартнн», 2005. — С.710.

Одной из основных функций мифа современного общества (что роднит его с мифом в классическом историческом его понимании) является социальная. Глубоко эту функцию рассматривает Б. Малиновский в своей книге «Магия, наука и религия». По мнению Б. Малиновского; миф служит «матрицей социального порядка и сводом примеров нравственного поведения» [89, с. 281]. Общество должно иметь набор постулатов правильного поведения, чтобы удержать от мутаций поведение, реализуемое каждый день и час. В цивилизованном обществе так же, «как и в примитивной культуре, миф выполняет незаменимую функцию; он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы; он подтверждает действенность обряда и содержит практические правила, направляющие человека. Таким образом, миф является существенной составной частью человеческой цивилизации; это не праздная сказка, а активно действующая сила, не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматический устав примитивной веры и нравственной мудрости» [89, с. 99]. Следовательно, эта функция мифа является конструктивной, объединяющей индивидуумов в социум.

Следующей функцией мифа, что в большей мере, на наш взгляд, обеспечивает его «живучесть», является психологическая, даже в некотором роде психотерапевтическая. Миф - это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее. «Такое проживание» себя в рамках мифа действует спасительно на человеческую психологию», — считает Г. Почепцов [96, с. 97]. Характерная для мифа определенная узнаваемость - это не новая информация, а как бы реализация уже известной всем схемы - подгонять «негативную» действительность под эту модель, фрейм, стереотип. Эту же мысль высказывает М. Элиаде [118]^ Любой миф, согласно М. Элиаде, является единственно верной моделью действительности, дает психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости, спасает и ограждает: «Будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно, и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени,; оправданием всех человеческих поступков» [118, с. 22]. Миф не повествует о чуждых человеку событиях, он рассказывает человеку о событиях, в которых он задействован самым активным способом. Ю. Лотман выразил это следующими словами: «Миф всегда говорит обо мне.» [Цит. по: 96, с. 210]. Современный миф помогает не потерять веру в разумность мира. Ролан Барт, в свою очередь, формулирует эту же фушщию, как задачи, которые решает «здравый смысл»: «устанавливать гфостейпше равенства между видимым и сущим, поддерживая такой образ мира, где нет ни промежуточных звеньев, ни переходов, ни развития. Здравый смысл (.) создает однородный мир, где человек уютно огражден от волнений и рискованных соблазнов «мечты» [30, с. 281]. И поскольку человек стремится в этот «огражденный» мир, ему активно стараются помочь. Когда же нет возможности сделать это реально, это делается символически - обещаниями^ призывами, лозунгами, рекламой и т.д.

Следующую функцию мифа можно условно назвать.побудительной: (согласно М. Элиаде, установить пример, достойный подражания; а Р. Барт также отмечает побудительный, императивный характер мифа, т.к. мифологии способствуют преобразованию мира). Человеку свойственно искать утерянную гармонию и стремиться к идеалу. Поскольку мифы непроверяемы (как и сказания о чудесах, святых и т.д.), их нельзя опровергнуть и в них нельзя усомниться. И если он не соответствует действительности, то, скорее всего, действительность является исключением, лишь подтверждающим правоту мифа. Е. Мелетинский отмечает, что мифы XX века используются как «средство» обновления; культуры и человека» [90, с. 13].

Вышеперечисленные функции и особенности современного мифа отражают в целом его позитивный характер для индивида в обществе и для культуры этого общества, что обусловливает его удивительную живучесть». Он носит императивный, побудительный характер, его задача - в придании исторически обусловленным интенциям статуса природных, возведение исторически преходящих фактов в ранг вечных. Миф из случая делает правило, обязательное для всех. Мифы развивают и укрепляют чувство идентичности; они порождают чувство общности; укрепляют моральные ценности; объясняют в строении мира то, что наука пока объяснить не в состоянии. Миф обладает функциональной направленностью. Миф, опирающийся на потребность в чуде, тайне и авторитете, способен побуждать к активной практической и духовной жизни дремлющие внутри человеческого «я» резервы. Их проявление в различных областях и сферах жизни общества как явно, так и латентно, что отмечают многие исследователи, «заставляет, скорее, согласиться с тем, что миф не разрушает универсальность культуры, а, напротив, воспроизводит её» [Приводится по: 93].

Такова, на наш взгляд, социологическая и, немного в меньшей степени, культурологическая составляющая современного мифа. Однако немаловажен и другой аспект - идеологический. Поскольку эмоциональное в содержании мифа доминирует над логическим, он приобретает непреодолимую силу влияния в обществе, особенно в переломные моменты его истории, становясь орудием манипуляции массовым сознанием и конструирования поведения по определенной модели.

В своей книге «Манипуляции сознанием» С. Г. Кара-Мурза говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляции массовым сознанием в политических целях и приводит цитату немецкого философа Э. Кассирера из его «Техники современных политических мифов»: «Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения.

Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами» [Приводится по: 191].

И действительно, XX век изобилует такими примерами, начиная с «мифа о социалистическом рае», фашисткой доктрины, евроцентризма, и, заканчивая «чеченским мифом в русском вопросе». Другими словами, современный миф охватывает не только повседневность, но и может быть связан «с научными теориями, философско-идеологическими доктринами», политикой [82, стб. 559-561]. В этом случае миф становится оружием, поскольку, как утверждает С. Кара-Мурза, «мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты» и орудием пропаганды [191].

Исходя из этого, миф в контексте мифологической коммуникации становится весьма интересен для рекламы и современных Р11-технологий, поскольку действует на уровне, который может слабо опровергаться массовым сознанием. Это как бы повтор сообщения, которое уже закодировано в глубинах памяти, потому оно не требует дополнительной информационной обработки. Этим наличием «бессознательного» и отличаются современные технологии от открытой, рациональной, скажем бывшей «советской» пропаганды, что подтверждает мнение Р. Барта о "мягком" тоталитаризме буржуазного общества, и которые обращаются с человеком, как с вещью. И в этой связи становится очевидна роль литературы не только как мифопорождающей машины, но и в обратном процессе - разрушении мифов.

Итак, современный миф, повторимся, мы рассматриваем как социокультурный феномен современного общества - обобщенное, в значительной мере иллюзорное, представление о действительности, сочетающее нравственные, эстетические и идеологические установки, оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

Одним из самых известных авторов, творящих в этом направлении, является Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek), современная австрийская писательница, лауреат Нобелевской премии 2004 года в области литературы.

Э. Елинек является автором более 30 прозаических, поэтических и драматических произведений, наиболее известные из которых - романы «Любовницы» ("Liebhaberinnen", 1975), «Пианистка» ("Klavierspielerin", 1983), «Перед закрытой дверью» ("Die Ausgesperrten", 1983), «Похоть» ("Lust", 1989), «Дети мертвых» ("Die Kinder der Toten", 1995) - уже вошли в канон мировой литературы.

Все ее творчество посвящено разрушению современных мифов общественного сознания, о чем она эксплицитно заявляет: «Мои тексты — разрушение мифа. Я хочу вернуть вещам их историю и их правду» [57, с. 91]. Эта тематическая направленность творчества Елинек отмечена и в заключении Нобелевского комитета: «За музыкальный поток противоречивых голосов в романах и драматических произведениях, которые с необычайным художественным мастерством разоблачают абсурдность общественных предрассудков и их всепоглощающую власть над людьми» [72, с. 45].

Таким образом, тема нашего исследования — разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек.

Периодизация творчества ныне живущей и активно творящей писательницы на данном этапе может быть только примерной. Например, в исследованиях 1990-х гг. ( М. Янц, Э. Шпанланг) к раннему творчеству отнесены произведения конца 1960-х - начала 1970-х гг. Из прозаических произведений к этому периоду причислены ранние романы Э. Елинек «буколит» ("bukolit" (1968) и «мы всего лишь приманка, бэби!» ("wir sind lockvögel baby" (1970). Мы, исходя из своего видения творчества Э. Елинек, на сегодняшний день предлагаем следующую периодизацию: 1) произведения 1970-80-х годов; 2) произведения конца XX века; 3) творчество в начале XXI века. Таким образом, творческое и личностное становление писательницы, а также рост ее социальной активности и яркое проявление гражданской позиции приходятся, согласно нашей периодизации, на раннее творчество.

Предметом исследования настоящей диссертации является современный миф и его разрушение, отраженные в ранних прозаических произведениях австрийской писательницы Эльфриды Елинек.

Объектом исследования настоящей диссертации являются ранние избранные прозаические произведения Э. Елинек.

Творчество Э. Елинек широко изучается зарубежными литературоведами, что выражается в широкой критике ее произведений, обилии рецензий, а также создании исследовательского центра Э. Елинек в 2004 г. при Венском университете. Наиболее известные исследователи ее творчества - М. Янц, Э. Шпанланг, Н. Ридель, Т. Анц. Основные направления исследовании: феминистские идеи, тендерные отношения, интертекстуальность, критика общества, а также языковое мастерство автора.

В отечественном литературоведении в последнее время также отмечается определенный рост интереса к творчеству Елинек. Подтверждением этого может служить участие российского ученого, переводчика А. В. Белобратова в работе научного совета вышеупомянутого исследовательского центра, ряд научных статей и публикаций А. Воротниковой, Н. Швейбельман, А. Плахиной о творчестве Елинек и защита двух диссертаций в 2007 г. и 2008 г. по современной австрийской литературе, огромный пласт которых посвящен Елинек. Однако в целом творчество Елинек остается малоизученным.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью в дальнейшем изучении произведений Э. Елинек и необходимостью критического обобщения частных наблюдений над текстами автора, которые появились за последние годы. А тема . •. ■. . 13 разрушения мифа, которая является центральной в творчестве Елинек, приобретает вообще, и в литературе, в частности, в наше время особую актуальность.

Кроме того, наше исследование актуально еще и в том плане, что события и ситуация в Австрии; время, описанное в ранней прозе Елинек с засильем рекламы; широко распространенными бульварными романами, бесконечными сериалами, ток-шоу и другими проявлениями массовой культуры во многом совпадает со временем и сегодняшней ситуацией в России; Условно говоря, сейчас мьъ примерно сравнялись во времени, и . властвующие там мифы, вполне жизнеспособны у нас именно сейчас, и вряд ли могли быть правильно прочитаны российским читателем в 70-80-е годы XX века. Такое характерное явление нашего времени; как писатель С. Минаев, с его сверхпопулярнымичшитературньши проектами», заметим не^ романами, по его же признанию, яркое тому подтверждение. «Media sapiens» С. Минаева - это русское современное прочтение «Михаэля» Елинек ("Michaela Ein Jugendbuch, für die Infantilgesellschaft"), написанного более тридцатилет назад:

Целью, данного исследования является- выявление и описание современных мифов, нашедших отражение в романах Э. Елинек, а также-комплексный анализ средств, направленных на их разрушение. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- представить исторический и культурный контекст личностного и творческого становления Э. Елинек;

- проанализировать изучение творчества Э. Елинек в зарубежном и отечественном литературоведеш1и;

- определить место Э. Елинек в контексте австрийской; литературы второй половины XX века и рассмотреть традиции и новаторство ее творчества;

- изучить философские и эстетические связи Э. Елинек с концепцией Р; Барга о современных мифах;

- проанализировать выбранные произведения с точки зрения идентификации современных мифов, их классификации, а также мифопорождающих механизмов;

- изучить роль стилевых, композиционных особенностей и языковых средств в разрушении мифа.

- объяснить функцию феноменальной маргинальности в произведениях Э. Елинек.

Научная новизна^ работы заключается в комплексном подходе к изучению раннего творчества Э. Елинек. В работе предпринята попытка исследования отражения и функционирования общественных мифов, а также анализа средств, направленных на их разрушение в соответствии с эстетическими взглядами автора.

Научно-практическое значение исследования. В задачи настоящей работы входит анализ текстов с целью комплексного изучения современного мифа, его идентификации, классификации, функции, а также его прочтения и определения возможности и средства его разрушения в художественном произведении. Результаты исследования могут использоваться как тема для литературного курса по современной зарубежной литературе («Творчество Эльфриды Елинек»), специального курса по прозе Э. Елинек, специального курса о современных мифах в социологии и культурологии, курса мировой литературы (Австрийская литература), как аспект по изучению интертекста, постмодернизма, немецкой стилистики, теории коммуникации и современных РЯ-технологий.

Материалом исследования послужили, прежде всего, романы Э. Елинек 1970-1980-х гг. «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного общества» (1972), «Любовницы» (1*975), «Перед закрытой дверью» (1983) и «Похоть» (1989), наиболее ярко раскрывающие интенцию автора разрушить мифы, царящие в современном обществе и определяющие модель поведения героев. Кроме того, для создания теоретической базы анализа современных мифов с целью их разрушения мы проанализировали эссе Э: Елинек «Бесконечная невиновность» ("Die endlose Unschuldigkeit", 1970) с точки зрения преломления и переосмысления Эльфридой Елинек концепции Ролана Барта о современных мифах, изложенной в работе «Миф сегодня». Другие произведения писательницы также привлекаются в сопоставительных целях. В процессе работы пшроко использовалась теоретическая и критическая литература, пресса, электронные ресурсы о творчестве Э. Елинек, труды по истории и теории литературы, теории коммуникации, культурологические и социологические исследования по мифологии.

Наш выбор именно этих произведений мы обосновываем тремя причинами. Во-первых, нам интересно исследовать приемы разрушения мифов современного общества в ее наиболее значимых романах раннего периода, проанализировать выбор автором определенных, волнующих ее, именно в этот исторический отрезок времени мифов, и определенные изменения» «набора» этих мифов и приемов их разрушения в зависимости от эволюции творчества автора и происходящих изменений в обществе. Исключением из хронологической линейки выбранных нами ранних произведений Э. Елинек является автобиографический роман «Пианистка», который, на наш взгляд, может быть темой отдельного исследования и несколько выпадает из логики поставленных нами задач. Во-вторых, все выбранные нами романы объединяет центральная тема — женщина в современном обществе, в семье под влиянием устоявшихся мифов и навязывающих ей определенную модель поведения. В-третьих, эти романы, наряду с уже названной нами «Пианисткой» и романами более позднего периода творчества «Дети мертвых» (1995) и «Алчность» ("Gier", (1999), являются наиболее известными произведениями автора и давно зачислены в канон современной мировой литературы.

Методологической основой исследования служит сплав нескольких литературоведческих и эстетических подходов. Учитываются как достижения отечественной и зарубежной мифологии (Р. Барт, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, А. Ф. Лосев, Б. Малиновский, Е. Мелетинский, 3. Фрейд, М. Элиаде, К. Г. Юнг), литературной теории (И. Ильин, М. Липовецкий), так и методики анализа постмодернистских текстов вообще (М. Берг, М. Гаспаров, Г. Денисова, И. Ильин, В. Курицин, М. Эппггейн). Существенным элементом методологической базы данной работы является работа Р. Барта «Мифологии» с его обобщающей теоретической статьей «Миф сегодня». В соответствии со спецификой исследуемого материала были применены методы системного, историко-литературного и сравнительного анализа, а также методика целостного и интертекстуального анализа произведений.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей творчества Э. Елинек (А. Белобратова, А. Воротниковой, А. Плахиной, М. Янц, Э. Шпанланг, Н. Риделя, Г. Штаницек, У. Хасс, Р. Ригендингер, Э. Райт и др.).

В результате анализа ранних прозаических произведений Э. Елинек, определения цели и задач исследования, складывается ряд положений, раскрывающих тему диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

• личностное становление Эльфриды Елинек обусловило неприятие современной действительности, что нашло отражение в ее творчестве;

• традиции австрийской литературы второй половины XX века, исторически сложившаяся проблематика литературного процесса в полной мере отражены в творчестве Эльфриды Елинек;

• обращение Эльфриды Елинек к постулатам Р. Барта определило её программу, которую она последовательно воплощает в своем творчестве. Она разрушает мифы современного общества > и разоблачает их власть над людьми;

• в творчестве Эльфриды Елинек прослеживается эволюция: если в своих ранних произведениях Э. Елинек обращается преимущественно к тривиальным мифам, то в последующих -уже к социальным, философским и политическим мифам;

• в романах Э. Елинек представлены основные мифопорождающие механизмы: она пародирует массовую культуру - телевидение, прессу, литературу, рекламу — и такая пародия является средством против воздействия- этой культуры, рекламы на общество и распространения ими мифов;

• для разрушения стереотипов Елинек активно использует различные стилевые и языковые средства;

•* произведения Елинек чрезвычайно маргинальны, что дает дополнительный ключ к осознанию и пониманию авторской интенции.

Апробация диссертации: диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии* и зарубежной литературы МаГУ. По теме диссертации были прочитаны доклады на международной конференции «VIII Ручьевские чтения» (Магнитогорск, 2007), на международной, конференции «Российский и зарубежный читатель: национальное восприятие литературы» (Москва, 2008), на 3-х внутривузовских научных конференциях МаГУ. Основные результаты работы отражены в 9 публикациях.

Цели и задачи определяют структуру и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Акашева, Татьяна Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении данного исследования нам представляется целесообразным напомнить логику изучения темы работы «Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек», которая привела нас к выводам, выносимым в качестве основных положений на заищту.

Эльфрида Елинек - одно из самых значительных имен в современной немецкоязычной литературе,, лауреат Нобелевской премии; 2004, года; Блестящий прозаик, чьи произведения зачислены в канон мировой литературы, известный драматург, пьесы которой более двух, десятков лет с успехом идут на мировых театральных; подмостках, эссеист и переводчик, она до недавнего времени была почти неизвестна в России. Тогда как ее творчество в Западной Европе, прежде всего в Австрии и Германии, всегда вызывало неоднозначный интерес и острую полемик}'. В западном литературоведении изучение ее отдельных произведений, определенных аспектов, целых периодов ее творчества представлено многочисленными исследованиями.

Начав свой творческий путь в конце; 1960-х годов, Эльфрида Елинек следует традициям австрийской литературы как в тематическом, так и стилистическом плане. Проблематика ее произведений - ответственность нации за фашизм, жестокость и насилие в семье и обществе, погружение в психоанализ, реакционность общественных течений' антигуманность современного общества, его тотальное потребительство - вполне вписывается в контекст австрийской; литературы второй половины XX века.

Вместе с тем направленность ее творчества на разрушение мифов современного общества, непримиримость и резкость, прямота и откровенность в текстах отражают новаторские веяния.

У»

В своих интервью Э. Елинек неоднократно говорит о том, что она занимается разрушением мифов в духе Р. Барта. Изучив основания для такого заявления, мы пришли к выводу, что еще в начале своего творческого пути она обратилась к концепции Р. Барта о современных мифах, изложенной в его работе «Мифологии». Эту работу с его теоретической- обобщающей статьей «Миф сегодня» можно считать своеобразной программой дальнейшего творческого пути Э. Елинек. Результатом осмысления и переосмысления этой программы стало ее эссе «Бесконечная' невиновность», в котором она, частично соглашается, частично полемизирует с Р. Бартом.

Последующие произведения Э. Елинек доказывают, насколько точно она следует поставленной цели, ссылаясь на тезисы и отдельные формулировки Р. Барта, и какое влияние оказала эта теоретическая работа для ее литературной деятельности в качестве мифолога.

Елинек намного глубже затрагивает идеологию, рассуждая на тему о воздействии мифов на отдельного человека и общество в целом. Она предпринимает деконструкцию мифов в связи с критикой фашизма, чего мы не находим у Р. Барта. Кроме того, эссе Елинек наполнено мыслями антипатриархального и феминистского свойства.

Таким образом, ее верность основной теме - разрушению мифов современного общества, а также непримиримость и резкость, прямота и откровенность, глубина и размах проблем в ее текстах, представляют собой феноменальность такого значительного явления в австрийской и мировой литературе, как Эльфрида Елинек. В проанализированных нами четырех романах Э. Елинек разрушает мифы современного общества и разоблачает их порабощающую власть над людьми, используя для этого разнообразные приемы.

Формально мы разграничили эти романы — «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного общества» (1972), «Любовницы» (1975), «Перед закрытой дверью» (1983) и «Похоть» (1989) — на два периода, выделив произведения 70-х и 80-х годов XX века. Мы выявили набор мифов, характерных для каждого романа, соотнесли их к определенной группе, обоначили основные мифопорождающие механизмы, а также определили основные приемы демистификации в каждом романе и отметили роль стилевых и языковых особенностей в разрушении мифов.

Таким образом, каждое из этих произведений призвано проиллюстрировать конкретные мифы и действия персонажей под воздействием этих мифов, а также показать ряд средств, используемых автором для разрушения, деконструкции этих мифов. Исходя из этого, мы пришли'к следующим выводам.

В романе «Михаэль» для разрушения тривиальных мифов, порождаемых телевидением, автором используются приемы экспериментальной литературы, а именно, техника коллажа, монтажа и врезки. Помещая узнаваемых героев и персонажей массовой культуры (сериалов, ток-шоу) в нетипичную, абсурдную для них ситуацию, Елинек разрушает созданный телевидением иллюзорный мир с его мифами о счастье от работы, социальном равенстве, подчеркивая их невозможность и утопичность. Несмотря на то, что мы в целом обозначили эти мифы как тривиальные, уже в этом раннем произведении Елинек проявляет некую социальность, следует марксистской критике идеологии и привносит феминистские аспекты.

В романе «Любовницы» основным мифоразрушающим приемом является пародия на любовный роман на композиционном и лексическом уровнях. Наряду с ироничностью это позволяет разрушить миф о счастье и самореализации женщины исключительно в браке.

Аллюзия и многочисленные отсылки на произведения французских философов и писателей Ж.-П. Сартра и А. Камю в романе «Перед закрытой дверью», а также пародия на воспитательный роман разрушают философский миф о самореализации личности и о бесполезности бунта как выхода из абсурда, и политический миф об Австрии как жертве нацизма.

В романе «Похоть» основными мифоразрушающими приемами являются многослойность, крайняя маргинальность и интертекстуальность романа, выраженная, прежде всего, использованием трансформированных цитат, а также искусная языковая игра. Помимо разрушения тривиальных мифов о благополучии женщины исключительно в браке, в детях, женской судьбе, в романе демистифицируется равноправие мужчины и женщины в семье и в обществе, процветающее потребительство, порождаемые массовой культурой, рекламой и идеологической пропагандой. Кроме того, в романе «Похоть», названном критикой антипорнографическим, автор разрушает миф о женской природе сексуальности, пропагандируемый набирающей в 1970-80 гг. обороты порноиндустрией.

Несмотря на то, что классификация мифов весьма условна, и, например, тривиальные мифы в ранних произведениях автора мы обнаруживаем и в более поздних, все же следует отметить определенную эволюцию творчества автора. В своих более поздних романах, в чем мы убедились в ходе данного исследования, Елинек, помимо тривиальных мифов, охватывает и разрушает пласт социальных, политических, философских, феминистских, мировоззренческих мифов.

В романах Э. Елинек представлены основные мифопорождающие механизмы: телевидение, пресса, литература, реклама, идеологическая и политическая пропаганда. Она пародирует эти механизмы, что само по себе является средством против воздействия этой культуры, рекламы и пропаганды на сознание людей и против распространения ими мифов.

Для разрушения мифов Елинек использует не только стилевые, композиционные, но и языковые приемы (повтор, метафора, зевгма, анафора и т.д.), разрушающие клише и стереотипы, а также внешние признаки оформления текста (отсутствие заглавных букв, пунктуации, отсутствие абзацев, прямой речи и т.д.). Однако, зачастую, ее игра слов и со словом не имеет прямого непосредственного мифоразрушающего смысла, а является экспериментом' с формой и доказательством ее искусного владения языком и наслаждения автором работой со словом.

Все произведения Э. Елинек чрезвычайно маргинальны, что является основной наиболее яркой стилевой особенностью автора, также призванной осуществлять основную интенцию - разрушать мифы. Однако такая феноменальная маргинальность, являясь, с одной стороны, мифоразрушающим приемом, с другой стороны, дает благодатную почву для размышлений о том, что, разрушая миф, Елинек создает новую реальность и новый миф, который • может стать страшнее действительности, ведь согласно А. Гулыге: «Миф — форма сознания, свойственная человеку, как свойственны ему другие формы сознания. Разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа.» [Цит. по: 96, с. 275], и согласно опасениям Р. Барта, неизвестно какой миф, новый или старый, лучше. Это предположение объясняет острую полемику вокруг произведений автора, их резкую критику и неоднозначность рецепции как на родине автора, так и в России.

Вне сомнения одно, произведения^ Эльфриды Елинек, яркого представителя современной интеллектуальной литературы Западной Европы, мастера слова, получившего высшее признание Шведской академии в области литературы, в 2004 году с формулировкой «За музыкальный поток противоречивых голосов в романах и драматических произведениях, которые с необычайным художественным мастерством разоблачают абсурдность общественных предрассудков и их всепоглощающую власть над людьми» заслуживают глубокого изучения в самых разнообразных аспектах, чтобы постичь глубину материала и познать виртуозное мастерство писательницы, что мы попытались сделать в рамках данного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Акашева, Татьяна Валентиновна, 2009 год

1. Елинек, Э. Алчность Текст. : развлекательный роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. Т. Набатниковой. СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2006.-463 с.

2. Елинек, Э. В стороне Текст. : нобелевская лекция [лауреата 2004 года] / Эльфрида Елинек ; пер. с. нем. Александра Белобратова // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С. 219-228 : ил., 2 фот.

3. Елинек, Э. Дети мертвых Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. Т. Набатниковой. СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2006. - 622 с.

4. Елинек, Э. Досужими путями мышления Текст. : эссе / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. Е. Белорусец // Иностранная литература. — 2005. — №7,—С. 228-231.

5. Елинек, Э. Любовницы* Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. А. Белобратова. СПб. : Симпозиум, 2004. - 284 с.

6. Елинек, Э. Михаэль: Книга для инфантильных мальчиков и девочек Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. И. Алексеевой. СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2006.-250 с.

7. Елинек, Э. Перед закрытой дверью Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. И. Ланина ; под ред. А. Белобратова. СПб. : Симпозиум, 2004.-382 с.

8. Елинек, Э. Пианистка Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. А. Белобратова. СПб. : Симпозиум, 2006. - 448 с.

9. Елинек, Э. Похоть Текст. : роман / Эльфрида Елинек ; пер. с нем. А. Белобратова. СПб. : Симпозиум, 2006. — 318 с.

10. Jelinek, Е. Die Ausgesperrten. Roman Text. / Elfriede Jelinek. — Reinbek (Rowohlt), 1980. 266 s. - Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1985.

11. Jelinek, E. Begierde&Fahrerlaubnis (eine Pornographie) Text. / Elfriede Jelinek // Manuskripte. 1986; - № 26, h. 93. - S. 74-76.

12. Jelinek, E. bukolit. Hörroman. Mit Bildern von Robert Zeppel-Sperl Text. / Elfriede Jelinek. Wien (Rhombus), 1979. - 90 s.

13. Jelinek, E. Die endlose Unschuldigkeit. Prosa. Hörspiel, Essay Text. / Elfriede Jelinek. Schwifting (Schwiftinger Galerie-Verlag), 1980. - S. 4982.

14. Jelinek, E. Gier. Roman Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt), 2000. - 462 s. - Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 2002.

15. Jelinek, E. Die Kinder der Toten. Roman Text. / Elfriede Jelinek. — Reinbek (Rowohlt), 1995, — 667 s. Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1997.

16. Jelinek, E. Die Klavierspielerin. Roman Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt), 1983. - 352 s. — Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1986.

17. Jelinek, E. Die Liebhaberinnen. Roman Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt), 1975. - 122 s. — Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1989.

18. Jelinek, E. Lust. Roman Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt),1989.-255 s. Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1992.

19. Jelinek, E. Michael. Ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft. Roman Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt), 1972. - 118 s. -Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1987.

20. Jelinek, E. Stecken, Stab und Stangl. Raststätte. Wolken. Heim. Neue Theaterstücke Text. / Elfriede Jelinek. Reinbek (Rowohlt), 1997. - 158 s.

21. Jelinek, E. wir sind lockvögel baby! Roman Text. / Elfriede Jelinek. -Reinbek (Rowohlt), 1970. 257 s. - Taschenbuchausgabe : Reinbek (Rowohlt), 1988.

22. Jelinek, E. Wolken. Heim. Text. / Elfriede Jelinek. Göttingen (Steidl),1990. 57 s.

23. Аверинцев, С. С. Мифы Текст. / С. С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. М. : Сов. энцикл., 1967. - Т. 4 : Лакшин - Мураново. - С. 875-882.

24. Андреев, Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века Текст. / Л. Г. Андреев // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М. : Прогресс, 1986. - С. 3-18.

25. Асылбекова, М. Дикая книга (Э. Елинек «Дикость.») Текст. / М. Асылбекова // Книголюб. 2007. - № 3-4.

26. Барт, Р. Введение в .структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы ХЗХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М. : Изд-во МГУ, 1987. - С. 387-422.

27. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; пер. с фр. ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс ; Универс ; Рея, 1994.-615 с.

28. Барт, Р. Ролан Барт о Ролане Барте / Р. Барт ; пер. с фр. ; вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М. : Ad Marginem; Сталкер, 2002,- 287 с.

29. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт ; пер. с фр. ; вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 314 с.

30. Барт, P. S/Z Текст. / Р. Барт ; пер. с фр. Г. К. Косикова и В. П. Мурат ; общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004. - 230 с.

31. Басинский, П. Нобелевский миф / Павел Басинский // Российская газета. 2005. - 14 окт. (№ 3900).

32. Белобратов, А. В. Австрийская литература 1990-х гг. : в ожидании шедевра / А. В. Белобратов // Постмодернизм: что же дальше? М., 2006.-С. 78-100.

33. Белобратов, А. В. «Высказать невысказываемое, произнести непроизноимое.» Текст. : интервью с Э.! Елинек / А. В. Белобратов // Иностранная литература. 2003. - № 2. - С. 286-292.

34. Брох, Г. О литературе Публикация*критических статей австрийского писателя. [Текст] / Г. Брох ; вст. ст., пер. с нем. и коммент. М. И. Бента // Вопросы литературы. М., 1998. - № 4. - С. 204-259.

35. Бузулукский, А. Нобелевские симптомы / А. Бузулукский // Звезда. -2005. № 3. - С. 207-209.

36. Булыко, А. Н. Современный словарь иностранных слов /А. Н. Булыко. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мартин, 2005. - 848 с.

37. Воеводина, JI. Н. Мифология и культура = Mithology and Culture Текст. : учеб. пособие / JI. Hi Воеводина. М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002.-355 с.

38. Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х годов XX века / А. Э. Воротникова. Воронеж : ВГПУ, 2006. -274 с.

39. Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг. Текст. : автореф. дис. . д-ра филол. наук / А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. 37 с. — Библиогр.: с. 34-37.

40. Воротникова, А. Э. «Женский роман» Германии и Австрии 70-80-х годов XX века: Новаторство или верность традиции? Текст. /176 s

41. А. Э. Воротникова // Вестник ВГУ. Сер. «Гуманитарные науки». -2006.-Ч. 2.-С. 298-318.

42. Воротникова, А. Э. Миф в романе К. Вольф «Кассандра» Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Э. Воротникова. Воронеж, 2001.-21 с.

43. Воротникова, А. Э. «Неженский» роман Э. Елинек «Пианистка» Текст. / А. Э. Воротникова // Балтийский филологический курьер : науч. журнал. — Калининград : Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2005. -№ 5. -С. 371-384.

44. Воротникова, А. Э. Особенности перевода средств образной выразительности в романе Э. Елинек «Пианистка» (перевод

45. A. Белобратова) Текст. / А. Э. Воротникова // Перевод: Язык и культура. Воронеж : ВГУ, 2006. - Вып. 6. - С. 291-298.

46. Воротникова, А. Э. «Холод» любви в романе Э. Елинек «Любовницы» Текст. / А. Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование. -Воронеж : Изд-во «Истоки», 2005. Вып. 15. - С. 51-54.

47. Воротникова, А. Э. Österreichische Frauenliteratur in den 70-80-er Jahren des 20. Jahrhunderts (Leben und Schaffen von E. Jelinek, I. Bachmann,

48. B. Frischmuth) Text. : учеб.-метод. пособие по немецкому языку / А. Э. Воротникова. Воронеж : ВГПУ, 2006. - 79 с.

49. Гейдар, Д. За пределами постмодернизма Текст. / Д. Гейдар // Революция пророков : сб. философских работ и лекций. М. : Ультра. Культура, 2003. - 368 с.

50. Гулыга, А. В. Миф как философская проблема Текст. / А. В. Гулыга // Античная культура и современная наука. М. : Наука, 1985. - С. 271276.

51. Гулыга, А. В. Миф и современность Текст. / А. В: Гулыга II Иностранная литература. -М., 1984.-№ 2.— С. 167-174.

52. Данилина, Г. И. Национальная традиция и современный контекст: Актуальные аспекты изучения немецкой и • австрийской литературы Текст. / Г. И. Данилина. Тюмень : Изд-во Тюменского ун-та, 2003. -220 с.

53. Денисова, Г. В. В мире интертекста: язык, память, перевод Текст. / Г. В. Денисова ; предисл. С. Гардзонио, Ю. Н. Караулова. М. : Азбуковник, 2003. - 298 с.

54. Дорошевич, А. Миф в литературе XX века Текст. / А. Дорошевич //« Вопросы литературы. М., 1970. - № 2. - С. 122-140.

55. Елинек, Э. «Яловлю язык на слове.» Текст. : интервью савстрийской писательницей — лауреатом Нобелевской премии 2004 года / записал Александр Белобратов // Иностранная литература. — 2005. — № 7. — С1 232-238.

56. Завадский, И. И. Информационная война — что это такое? Текст.,/ И. И. Завадский // Конфидент. 1996. - № 4.

57. Залесова-Докторова, Л. Эльфрида Елинек совесть австрийской нации Текст. / Л. Залесова-Докторова // Звезда. - 2005. -№3.-С91-95.

58. Западное литературоведение XX века Текст. : энциклопедия / под ред. И. П. Ильина, А. Н. Николюкина, Л. В. Скворцова, Е. А. Цургановой. М.: Интрада-ИНИОН, 2004. - 560 с.

59. Затонский, Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения Текст. / Д. Затонский. М., 1996.

60. Зачевский, Е. А. Зеркала времени: Очерки немецкоязычной литературы второй половины XX века / Е. А. Зачевский. СПб. : Наука, 2005.-279 с.

61. Зверев, А. М. Монтаж Текст. / А. М. Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М., 2002. С. 507—523.

62. Зверев, А. М. Хвостовой вагон. Зарубежная проза — 1989 Текст. / А. М. Зверев // Литературное обозрение. — М., 1990. № 1. - С. 39—45.

63. Зенкин, С. Н. Р. Барт теоретик и практик мифологии Текст. / С. Н. Зенкин // Барт Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. с фр. ; вступ. ст. икоммент. С. Н. Зенкина. — М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — С. 6—1

64. Ильин, И. П. Стилистика интертекстуальности: Теоретические аспекты / И. П. Ильин // Проблемы современной стилистики. М., 1989.-С. 186-207.

65. Калашникова, Е. «Интерес к переводу был естественный, но не доминирующий» Текст. : интервью с А. Белобратовым / Е. Калашникова// Русский журнал. 2004. — 15 янв.

66. Калина, Н. Миф в современном мире Текст. / Н. Калина // Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл ; пер. с англ. А. П. Хомика. -М. : Рефл-бук, 1997. С. 7-12.

67. Карлова, О. A. Miphos sapiens миф разумный* Текст. / О. А. Карлова. - М.: Акад. поэзии, 2001. - 205 с.

68. Козлов, А. С. Миф Текст. / А. С. Козлов // Западное литературоведение XX века : энциклопедия / под ред. И. П. Ильина, А. Н. Николюкина, Л. В. Скворцова, Е. А. Цургановой. — М. : Интрада-ИНИОН, 2004. С. 257-258.

69. Козлов, А. С. Мифологема Текст. / А. С. Козлов // Западное литературоведение XX века : энциклопедия / под ред. И. П. Ильина, А. Н. Николюкина, JI. В. Скворцова, Е. А. Цургановой. М. : Интрада-ИНИОН, 2004. - С. 258.

70. Козлов, А. С. Мифологическая критика Текст. / А. С. Козлов // Западное литературоведение XX века : энциклопедия / под ред. И. П. Ильина, А. Н. Николюкина, Л. В. Скворцова, Е. А. Цургановой. -М:: Инграда-ИНИОН, 2004. С. 258-262.

71. Козлов, Ю. Мужчины наградили нобелевской премией феминистку Текст. / Юрий Козлов // Эхо планеты. 2004. - № 42/43. - С. 45-47.

72. Колотаев, В. Инцест на рояле: Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма М. Ханеке «Пианистка») Текст. / В. Колотаев // Мир психологии : науч.-метод, журнал. -Москва-Воронеж, 2002. № 4 (32). - С. 171-178.

73. Кольев, А. Н. Политическая мифология: реализация социального опыта Текст. / А. Н. Кольев. М. : Логос, 2003. - 384 с.

74. Коршунова, Л. Ю Артур Шницлер и Зигмуд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук / Л. Ю. Коршунова ; Ивановский гос. ун-т. -Иваново, 2008. 19 с. -Библиогр.: с. 18-19.

75. Косиков, Г. К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации Текст. / Г. К. Косиков // Вестник МТУ. Сер. Филология. М., 1995. - № 3. - С. 163-168.

76. Косиков, Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе Текст. / Г. К. Косиков // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. : Изд-во МГУ, 1987. -С. 5-38.

77. Красникова, И. Раскрепощенная пианистка (Эльфрида Елинек) Текст. / И. Красникова // Женские страсти. — 2005 . — 14 окт.

78. Куракин, И. Пианистка поднялась на вершину: «Нобель» 2004 у Эльфриды Елинек Текст. / И. Куракин // Культура. - 2004. -Окт. (№ 40). - С. 9.

79. Леви-Стросс, К. Структура мифов Текст. / Клод Леви-Стросс // Леви-Стросс К. Структурная антропология / Клод Леви-Стросс ; пер. с фр. ; под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова. М. : Наука, 1985. - С. 183-208.

80. Лейтес, Н. Все о мифе Текст. / Н. Лейтес // Вопросы литературы. -М., 1982. -№ 4. С. 214-222.

81. Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин ; ИНИОН РАН. М. : Просвещение, 2003. - 1600 стб.

82. Лифшиц, М. А. Критические заметки к современной теории мифа Текст. / М. А. Лифшиц // Вопросы философии. М., 1973. - № 8, 4i 1. -С. 143-153.г

83. Лифшиц, М. А. Критические заметки к современной теории' мифа Текст. / М. А. Лифшиц // Вопросы философии. М., 1973. - № 10, ч. 2.-С. 139-159.

84. Лотман, Ю. М. Литература и мифы Текст. / Ю. М. Лотман, 3. Г. Минц, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. - Т. 2. - С. 58-65.

85. Лотман, Ю. М., Успенский, Б. А. Миф Имя - Культура Текст. / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам : сб. ст. / под ред. Ю. М. Лотмана. - Тарту : Изд-во ТГУ, 1973. - Т. 6. - С. 282305.

86. Луков, В: А. История литературы. Зарубежная литература ¡от истоков до наших дней Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Луков. М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 512 с.

87. Малиновский, Б. Магия, наука и религия Текст. / Б. Малиновский ; вступ. ст. Р. Редфилжа, И. Стренски и К. Леви-Строса ; пер. с англ. и ред. А. П. Хомик. М. : Рефл-бук, 1998. - 304 с.

88. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе Текст. : учеб. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Е. М. Мелетинский. М.: РРГУ, 2000. - 167 с.

89. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа Текст. / Е. М. Мелетинский. М. : Наука, 1976.-407 с.

90. Плахина, А. В. Немецкоязычная, но не немецкая. Некоторые аспекты австрийской прозы 1970-1990-х годов Текст. / А. Плахина // Вопросы литературы. 2007. - № 6. - С. 5-37.

91. Плахина, А. В. Романы Кристофа Рансмайра и своеобразие австрийской прозы 1980-1990-х годов. К проблеме национальной идентичности Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Плахина ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. М., 2007.-21 с.

92. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2003. - 656 с.

93. Райх, В. Массовая психология фашизма Текст. / В. Райх // Архетип. -1995.-№1.-С. 91-97.

94. Резник, А. Порно, культура, современность Текст. / А. Резник // Артефакт. Искуствоводитель. Пермь, 2006. — 12 окт. (№ 5).

95. Сайрамова, Д. Премия в полосочку Текст. / Джамиля Сайрамова // Учительская газета. — 2004. Окт. (№ 42).

96. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе Текст. / сост. Р. А. Гальцева ; пер. и прим. С. С. Аверинцева, В. В. Бибихина, С. Л. Воробьева. М. : Политиздат, 1991. -366 с.

97. Сартр, Ж.-П. Тошнота Текст. : избр. произведения / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр.; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994. - 496 с.

98. Сартр, Ж.-П. Что значит писать? Текст., / Ж.-П. Сартр // Зарубежная эстетика и теория литературы ХЗХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М. : Изд-во МГУ, 1987. - С. 313-334.

99. Сартр, Ж.-П. Экзистенционализм — это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр // Приложение к бюллетеню «Новые книги за рубежом». М. : Изд-во иностр. лит., 1953.

100. Ю5.Сейбель Н. Э. Австрийский роман Zwischenkriegszeit Текст. /

101. Н. Э. Сейбель. Челябинск : ЧГПУ, 2006. - 414 с. 106. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре : сб. / отв. ред. М. М. Шахнович. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургскогофилософского общества, 2001. Вып. 8. - С. 300. - (Сер. «Мыслители»).

102. Современное зарубежное литературоведение (Страны Европы и США): Концепции, школы, термины Текст. : энциклопедический справочник / А. В. Дранов [и др.]. М. : Интрада-ИНИОН, 1999. - 318 с.

103. Стеблин-Каменский, М. И. Миф Текст. / М: И. Стеблин-Каменский. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 104 с.

104. Тороп, П. X. Проблема интекста Текст. / П. X. Тороп // Труды по знаковым системам XIV. Текст в тексте [Текст] : уч. зап. ТГУ. Тарту, 1981. - Вып. 567. - С. 33-44.

105. Ульяновский, А. В. Мифодизайн рекламы Текст. / А. В. Ульяновский. СПб. : Ин-т Личности, 1995. — 300 с.

106. Ш.Фатеева, Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе Текст. / Н. А. Фатеева // Известия' АН. Серия литературы и языка. -М„ 1997. Т. 56, № 5. - С. 12-19»

107. Филиппов, Л. И. Эстетические воззрения и литературная концепция Ж.-П. Сартра / Л. И. Филиппов // Вопросы литературы. М., 1973. - № 10.-С. 94-129.

108. ПЗ.Хализев, В.Е. Мифология 19-20 веков и литература Текст. // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. - № 3.

109. Чернышов, А. Современная советская мифология Текст. / А. Чернышов. Тверь, 1992. - 288 с.

110. Пб.Шестаков, В. П. Мифология XX века: критика теории и практики буржуазной "массовой культуры" Текст. / В. П. Шестаков. — М. : Искусство, 1988. 222 с.

111. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / Мирна Элиаде ; пер. с фр. ; предисл. В. Большакова ; коммент. Е. Строгановой. М. : Инвест-ППП, 1995.-238 с.

112. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии Текст. / Мирча Элиаде. -М.: Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1996. 285 с.

113. И9.Ярошенко, JI. В. Неомифологизм в литературе XX века Текст. : учеб.-метод, пособие / JI. В. Ярошенко. — Гродно : ГрГУ, 2002. 103 с.

114. Alms, Barbara. Triviale Muster — „hohe" Literatur. Elfriede Jelineks frühe Schriften Text. / B. Alms // Umbuch. Zeitschrift für Kultur/ Frankfurt/M. : 1987.-H. 1.-S. 31-35.

115. Anz, Thomas. Über die Lust und Unlust am Text. Zu Elfriede Jelineks „Lust" Text. / T. Anz // Johanes Cremirius (Hg.): Methoden in der Disskussion. Würzburg : Königshausen und Neumann, 1996. S. 195-210.

116. Berka, Sigrid. Ein Gespräch mit Elfriede Jelinek / S. Berka // Modern Austrian Literature, Volume 26: 1993. -No. 2 . - S. 147.

117. Brinkemper, P: V. Die literarische Nobelpreis "Überraschung" 2004 / P. V. Brinkemper // Telepolis. - 2004. - 08.10.

118. Brunner, Maria E. Die Mythenzertrümmerung der Elfriede Jelinek Text. / M. Brunner. Neuried : ars una, 1997. — 197 s.

119. Burdorf, Dieter. „Wohl gehn wir täglich, doch wir bleiben hier" Zur Funktion von Hölderlin-Zitaten in Texten Elfriede Jelineks Text. / D. Burdorf // Sprache und Literatur in Wissenschaft und Unterricht, 1990. — H. 66. S. 29-36.

120. Doli, Anette. Mythos, Natur und Geschichte bei Elfriede Jelinek. Eine Untersuchung ihrer literarischen Intentionen Text. / A. Doli. Stuttgart : M&P, 1994.-211 s.

121. Finney, Gail. Komödie und Obszönität. Der sexuelle Witz bei Jelinek und Freud Text. / G. Finney // The German Quarterly. 1997. - H. 1. - S 27-38.

122. Fischer, Michael. Trivialmythen in Elfriede Jelineks Romanen „Die Liebhaberinnen" und „Die Klavierspielerin" Text. / M. Fischer . St. Ingbert: Röhrig, 1991. - 103 s.

123. Gürtler, Christa. Gegen den schönen Schein. Texte zu Elfriede Jelinek Text. / Ch. Gürtler. Frankfurt/M. : Neue Kritik, 1990. - 176 s.

124. Gürtler, Christa. Unheimliche "Heimat". Zu neueren Texten von Elfriede Jelinek Text. / Ch. Gürtler // ide. Informationen zur Deutschdidaktik. -1993. H. 2. - S. 79-82.

125. Hansen, Beatrice. Elfriede Jelinek's language of violence Text. / B. Hansen //New German Critique, 1996. H. 68. - S. 79-112.

126. Harprecht, Klaus. So ein grosser Hass und so ein kleines Land. Über die brisante österreichische Schriftstellerin Elfriede Jelinek Text. / K. Harprecht// Titel, München. 1985. - H. 2. - S. 64-67.

127. Hass, Ulrike. Elfriede Jelinek Text. / U. Hass // Heinz Ludwig Arnold (Hg.): Kritisches Lexikon zur deutschsprachigen Gegenwartliteratur. München: edition text+kritik.59. Nachlieferung, 1998. S. 1-14.

128. Hass, Ulrike. Grausige Bilder. Große Musik. Zu den Theaterstücken Elfriede Jelineks Text. / U. Hass. // Text und Kritik, Zeitschrift für Literatur. Heft 117. -München. - August, 1999. - S. 35-45.

129. Hiebel, Hans H. Elfriede Jelineks satirisches Prosagedicht „Lust" Text. / H. Hiebel // Sprachkunst. 1992. - H. 2. - S. 291-308.

130. Hölderlin, F. Werke und Briefe hg. von Friedrich Beissner und Joachen Schmodt, Erster Band (Gedichte, Hyperion) / F. Hölderlin. Frankftirt/M., 1969.-S. 351.

131. Honikel, Thomas. Gesellschaft auf dem OP-Tisch, Tip-Interwiev mit Elfriede Jelinek Text. / T. Honikel // Tip 12. 1983. - H. 22. - S. 160.

132. Janz, Marlies. Elfriede Jelinek Text. / M. Janz. Stuttgart: Metzler, 1995. -182 S. (=Sammlung Metzler 286).

133. Janz, Marlies. Mythendestruktion und „Wissen". Aspekte der Intertextualität in Elfriede Jelineks Roman "Die Ausgesperrten" Text. / M. Janz // Text und Kritik, Zeitschrift fur Literatur. Heft 117. - München, - 1999. - August. - S. 70-83.

134. Kofler, Gerhard. Elfriede Jelinek. Porträt der Autorin Text. / G. Kofier // Deutsche Volkszeitung, Düsseldorf, 2.11.1978.

135. Kosler, Hans Christian. Dauerschwimmerin gegen den Strom. Über Elfriede Jelinek Text. / H. Kosler // Extrablatt, Wien, 1980. H. 3. - S.86-87.

136. Kosler, Hans Christian. Die kleinen* Ladenmädchen sehen fern Text. / H. Kosler // Frankfurter Rundschau, 8.7.1972.

137. Kruntorad, Paul. Mitleidlose Notizen aus dem Alltag der Jugend. Roswitha-Preis für Elfiiede Jelinek Text.' / P. Kruntorad // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 20.10.1978.

138. Kummer, Elke. Du, unglückliches Österreich, heirate Text. / E. Kummer //Die Zeit, 14. 11. 1975.

139. Lahann, Birgit. Männer sehen in mir die grosse Domina Text. / B. Lahann // Stern 37. 8.9.1988. - S. 76-85.

140. Lamb-Faffelberger, Margarete. Valie Export und Elfiiede Jelinek im Spiegel der Presse. Zur Rezeption der feministischen Avangarde Österreichs Text. / M. Lamb-Faffelberger. Bern, New York : Lang, 1992. - 224 S.

141. Leitenberger, Ilse. Abrechnung mit einer Scheinwelt Text. / I. Leitenberger//Presse, Wien, 19.07.1972.

142. Löffler, Sigrid. Spezialistin für den Hass. Eine Autorin, die keine Annäherung gestattet Text. / S. Löffler // Die Zeit, 4.11.1983.

143. Löffler, Sigrid. Die Unlust der Männerlust Text. / S. Löffler // Profil. -Wien, Nr. 13.-28.3. 1989. S. 80- 82.

144. Luserke, Matthias. Ästetik des Obszönen. Elfiiede Jelineks "Lust" als Protokoll einer Mikroskopie des Patriarchats Text. / M. Luserke // Text und Kritik, Zeitschrift für Literatur. Heft 117. - München. - 1999. -August - S. 92-100.

145. Meyhöfer, Annette. Nein, sie kennt auch diesmal keine Gnade Text. / A. Meyhöfer // Der Spiegel. Nr. 14. - 3. 04. 1989. - S. 243-250.

146. Nagelschmidt, Ilse. „Schreiben kann jeder, der denken kann". Der ferne analytische Blick Elfiiede Jelineks Text. /1. Nagelschmidt // Juni. Magazin für Literatur & Politik. 1998. H. 27. - S. 82-95.

147. Riedl, Nicolai. Elfiiede Jelinek— Internationale Auswahlbibliographie 1967- 1998 / N. Riedl // Text und Kritik, Zeitschrift für Literatur. Heft 117. - München. - 1999. - August. - S. 146-162.

148. Riedle, Gabriele. Das Imperium schlägt zurück. Die österreichische Schriftstellerin Elfriede Jelinek zu taz, Pornographie und ihrer eigenen „Anti Pornographie Text. / G. Riedle // taz, 12. 3. 1988.

149. Riedle, Gabriele. Mehr, mehr, mehr! Zu Elfriede Jelineks Verfahren der dekorativen Wortvermehrung Text. / G. Riedle // Text und Kritik, Zeitschrift für Literatur. Heft 117. - München. -1999. - August. - S. 137146.

150. Rigendinger, Rosa. Eigentor Text. / R. Rigendinger.// Text und Kritik, Zeitschrift für Literatur. Heft 117. - München. - 1999. - August. - S. 6370.

151. Sandler, Margarete. Textherstellungsverfahren bei Elfriede Jelinek. Das Beispiel „Totenauberg" Text. / M. Sandler. Würzburg: Königshausen&Neumann, 1996. - 206 S.

152. Scharang, Michael. Lebenselexier auf dem Misthaufen Text. / M. Scharang // Literatur konret. 1989/90. - H. 14. - S. 6-10.

153. Schlestag, Uda. Sprachspiel als Lebensform. Strukturuntersuchungen zur erzählenden Prosa Elfriede Jelineks Text. / U. Schlestag. Bielefeld: Aisthesis, 1996.-243 S.

154. Schlich,Yutta. Phänomenologie der Wahrnehmung von Literatur. Am Beispiel von Elfriede Jelineks „Lust" (1989) Text. / Y. Schlich. Tübingen : Niemeyer, 1994.-461 S.

155. Schmid-Bortenschlager, Sigrid. Jelinek liest Bachmann Verschiebungen. Text. / S. Schmid-Bortenschlager // Austriaca, 1996. -H. 43. S. 97-105.

156. Schweickert, Ruth. Die Liebe ist einer der häufigsten Tumoren Text. / R. Schweickert // Die Weltwoche. Zürich. - 5.10.1995.

157. Spannlang, Elisabeth. Elfriede Jelinek. Studien zum Frühwerk Text. / E. Spannlang. Wien : VWGÖ, 1992. 364 S. (=Dissertation der Universität Wien 233).

158. Szczepaniak, Monika. Böse Mütterlichkeit. Dekonstruktion des MutterMythos im Prosawerk Elfriede Jelinek Text. / M. Szczepaniak // Convivium. Germanistisches Jahrbuch Polen 1995. Bonn : DAAD, 1995. -S. 79-91.

159. Szczepaniak, Monika. Dekonstruktion des Mythos in ausgewählten Prosawerken von Elfriede Jelinek Text. / M. Szczepaniak . — Bern, Frankfurt/M.: Lang, 1998.-225 S.

160. Thuswaldner, Anton. Pein und Erniedrigung oder: Ist das ein Anti-Porno? Text. / A. Thuswaldner// Salzburger Nachrichten, 22.04.1989.

161. Töteberg, Michael. Prinzip der Gewalt gegen jedermann Text. / M. Töteberg // die tat, Frankfurt/M., 17.10.1980.

162. Vormweg, Heinrich. Liebe inbegriffen Text., / H. Vormweg // Süddeutsche Zeitung, 26./ 27.05.1976.

163. Wagner, Karl. Österreich eine S(t)imulation. Zu» Elfriede Jelineks Österreich-Kritik Text. / K. Wagner // Wendelin Schmidt-Dengler (Hg.): verLOCKERUNGEN. Österreichische Avangarde im 20. Jahrhundert. -Wien: Praesens, 1994. - S. 129-141.

164. Weinzierl, Ulrich. Lorbeer mit Soda: Das Fest für Elfriede Jelinek Text. / U. Weinzierl // Die Welt, 13.12.2004.

165. Wendt, Gunna. Es geht immer alles prekaer aus — wie in der Wirklichkeit Text. / G. Wendt // Frankfurter Rundschau, 14.3.1992, Zeit und Bild. S. 3.

166. Wright, Elizabeth. Eine Ästhetik der Eckels. Elfiriede Jelineks Roman „ Die Klavierspielerin" Text. / E. Wright // Text und Kritik, Zeitschrift fiir Literatur. Heft 117. - München. - 1999. - August. - S. 83-92.

167. Zeller, Michael. Hass auf den Nazi-Vater Text. / M. Zeller // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 4.06. 1980.

168. Zenke, Thomas. Ein Langstreckenlauf in die Heirat Text. / T. Zenke // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 11.10. 1975.

169. Zobl, Susanne. Zerstörung mit Methode Text. / S.Zobl // Die Furche. -Wien. 7.09.1995.

170. Вахитов, Р. Русский ситуационизм (пособие по разрушению мифов) Электронный ресурс. / Р. Вахитов. Режим доступа: http V/www. contr-tv/ ru /common/977, 17.11.2006.

171. Волчек, Д. «У Елинек все с двойным смыслом» Электронный ресурс. : интервью с Т. Набатниковой радио «Свобода» 26.07.06. Режим доступа: http://www.swoboda.ru, 12.01.2009.

172. Глазова, А. Эльфрида Елинек или Отто Вайнингер Электронный ресурс. / А. Глазова. Режим доступа: http://spintongues.msk.ru/elfriedeJel.html, 3.12.2006.

173. Ш.Гропп, Р-М. Эльфрида Елинек. Интервью «Frankfurter Allgemeine» Электронный ресурс. Роза-Мария Гропп ; пер. с нем. И. Успенского . Режим доступа: http://www.noblit.ru, 12.11.2009.

174. Емельянова, А. О книге Эльфриды Елинек «Дети мертвых» Электронный ресурс. / А. Емельянова. Режим доступа: http:// [«НГ Ex Libris», 25.05.2006], 5.11.2009.

175. Ермакова, И. Доминируй и подчиняй. Творчество Эльфриды Елинек Электронный ресурс. / И. Ермакова. Режим доступа: http://www.labirint-shop.ru/review/500/02.09.2005, 13.11.2008.

176. Калинина, Алина. Нобелевскую премию получила автор «Пианистки» Электронный ресурс. / А. Калинина. Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2004, 18.12.2008.

177. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием Электронный ресурс. / С. Г. Кара-Мурза. Режим- доступа: http://www.kara-murza.ru, 14.11.2006.

178. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм Электронный ресурс. / В. Курицын. Режим доступа: http://www.guelman.ni/slava/postmod/6.html, 11.01.2007.

179. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм. Электронный ресурс. / М. Н. Липовецкий. Режим доступа : http://www.philosophy.ru, 17.11.2006. ■

180. Унтер, К. Эльфрида Елинек Электронный ресурс. / К. Унтер. Режим доступа: http:// www. Dw-World. de, 22.07.2002,13.01.2009.

181. Auszüge aus der Begründung der Schwedischen Akademie Электронный ресурс. Режим* доступа: http://nobelprize.org/literature/laureates 8.10.2004, 03.01.2009.

182. Elfriede Jelinek. homepage Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elfiiedejelinek.com, 3.10.2008.

183. Geier, Andrea. Lob mit Fußtritten. Über den Nobelpreis für Elfriede Jelinek Электронный ресурс. / A. Geier. — Режим доступа: http://www.literaturkritik.de, 13.11.2007.

184. Geier, Andrea. Weiterschreiben, Überschreiben, Zerschreiben. Affirmation in Dramen- und Prosatexten von Elfiiede Jelinek und Marlene Streeruwitz Электронный ресурс. / A. Geier. Режим доступа: http://www.literaturkritik.de, 13.11.2007.

185. Müller, Andre. "Ich bin die Liebesmüllabführ" Andre Müller befragt Elfriede Jelinek Электронный ресурс. / A. Müller. Режим доступа: http://www.profil.at, 13.12.2008.

186. Nobel-Preis 2004 an Elfriede Jelinek Электронный ресурс. Режим доступа: http://nobelprize.org/literature/laureates/2004/, 19.10. 2006.

187. Pontzen, Alexandra. Beredte Scham Zum Verhältnis von Sprache und weiblicher Sexualität im Werk von Elfriede Jelinek und Marlene Streeruwitz. Электронный ресурс. / A. Pontzen. - Режим доступа: http://www.literaturkritik.de, 13.09.2008.

188. Presseecho. Auszüge aus Zeitungsberichten anläßlich der Verleihung des Literatur-Nobelpreises an Elfriede Jelinek. Vom Literaturhaus Wien. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.literaturhaus.at, 10.10.2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.