Рассказы К. Г.Паустовского 50-60-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Вебер, Татьяна

  • Вебер, Татьяна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 207
Вебер, Татьяна. Рассказы К. Г.Паустовского 50-60-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1983. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вебер, Татьяна

ПРЕДИСЛОВИЕ.3

ВВЕДЕНИЕ . ■.19

ШВА 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.37

ШВА П. ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО.9^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рассказы К. Г.Паустовского 50-60-х годов»

Ны живем в историческую эпоху победного шествия идей коммунизма, бурной научно-технической революции, углубления социальных противоречий в буржуазном мире, борьбы между стремлением прогрессивных сил обеспечить мир, агреесивнюс сил - развязать войну. Век насыщенный событиями. Повышается культура людей, увеличиваются требования к литературе и искусству. В авангарде культурного человечества стоит Советский Союз, постоянно борющийся за мир и прогресс, утверждение гуманизма.

Развитие литератур европейских социалистических стран на современном этапе характеризуется их подъемом до идейно-эстетического уровня передовых, более зрелых, давно вставших на позиции социалистического реализма,. Параллельно с ростом "элементов общности в политике, экономике, социальной жизни, выравниванием уровней развития**^ стран социалистического содружества, как естественное отражение этого процесса, идет формирование идейно-эстетической общности литератур; ХХ1Т съезд КПСС и УШ съезд СЕПГ определили в качестве главной задачи повышение уровня жизни народа. Для решения этой задачи обе партии приняли программы по экономической стратегии и по укреплению мира. Л.И.Брежнев подчеркнул мысль: "Великое дело - построение коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы"^

1/ Материалы ЮСУ съезда КПСС. - М., 1976, о£б. 2/ Материалы ХХ1У оъезда КПСС. - М., 1973, с^83.

Поэтому в Резолюции ХХ1У съезда КПСС по Отчетному докладу были предусмотрена основные задачи в области воспитания: формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норы коммунистической морали; воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности; развитие творческой активности трудящихся, укрепление сознательной дисциплины и организованности; непримиримая наступательная борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии1. Сознательно выполняя эти задачи, Коммунистическая партия формирует всесторонне и гармонически развитую личность. Основные направления воспитания трудящихся в 1ДР вытекают из задач созидания развитого социалистического общества. Состоявшиеся в 1981 году съезды братских партий доказали, что ленинская генеральная линия общественного развития успешно претворяется в жизнь как в СССР,так и в ГДР. Прогрессивное человечество могло убедиться в перспективности развития реального социализма. Сегодня уже ник* то не может отрицать успехов социалистических стран во всех областях общественной газна. Притягательная сила жизни в мире и социализме растет с каждым днем. Непрерывность и согласованность политики КПСС и СЕПГ гарантирует дальнейшее процветание наших стран и дружбы между ними.

Формулировка задач советской литературы и искусства в Программе КПСС жгуче актуальна: "Советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизнеутверздзюцими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мгфа. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания"1/.

Суть происходящего типологического сближения литератур европейских: социалистических стран состоит прежде всего во взаимообогащении художественного творчества, в расширении проблемно-тематического и жанрово-стилевого многообразия. Зримо ощутимая в наши дни идейно-эстетическая общность социалистических литератур несколько по-иному, чем, скажем, полтора-два десятилетия назад, определяет систему взаимоотношений национальных и интернациональных ценностей в литературном процессе* Сочетание общего и особенного в нем становится все более гибким и гармоничным. Бережное отношение к национальному историческому опыту и неповторимым культурным традициям диалектически связывается творческим освоением идейных и художественных достижений других социалистических литература Каждая из современных социалистических литератур, осмысляя проблемы бытия своей нации, непременно выверяет свой духовный потенциал критериями интернационализма. И в этом плане приобщение к социальному, нравственному и эстетическому опыту своего народа идейных и художественных открытий советской литературы, раньше всех вступившей на путь всестороннего и глубокого изображения сложности и многообразия действительности в свете подлинного гуманизма, представляется нам важнейшей закономерность», которая характеризует современный этап в развитии национальных социалистических литератур.

Выбор темы диссертации "Рассказы ^.Паустовского 50-60 -х годов" объясняется прежде всего актуальностью проблем нравст -венно-эстетического воспитания трудящихся г период развитого

1/ Программа КПСС. - 1962, с.280-281. социалистического общества. Причину для этого мы видим в таких факторах, как сложность экономических, политических и социальных процессов в наше время, возрастание роди субъективного фактора в социально-экономической структуре развитого социалистического общества и углубление социальных противоречий в капиталистических странах!

Без сомнения можно утверждать, что чем полнев и глубже в Советском Союзе и 1ДР решается вопрос о "хлебе насущном", т.е. удовлетворении материальных потребностей трудящихся, тем острее встает перед нами вопрос о хлебе духовном, "Необходимо, - указывал на ХХУ съезде КПСС Л.И.Брежнев - чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повывениен идейно-нравст -венного и культурного уровня ладей"*Л Условия для успааного выполнения воспитательных задач партией в последние годы заметно улучшились. Принятием Новой Конституции СССР в 1977 году начался новый этап развития социалистической демократии. На ХХУ1 съезде КПСС и X съезде СЕПГ товарищи Л.И.Брежнев и Э'Донеккер дали выоокую оценку успешному развитию литературы и искусства з своих странах. Кдшодушно они подчеркнули мысль о том, что деятели литературы и искусства СССР и ЩР сделали шаг вперед в изображении человека-труженика, активного гражданина. Были подняты новые плаоты внутреннего мира личности-; В развитии концепции героя современной литературы Советокий Союз опять-таки играет авангардную роль'.

Э Донаккер подчеркнул большое идеологическое воздействие литературы и заявил, что коммунисты 1ДР дают решительный отпор всем попыткам распространять под маской искусства враждебную

1/ Материалы ХХУ съезда КПСС. - С. 78. идеологию, направленную яротив социализма. В документах съездов КПСС и СШГ определены задачи литературы и искусства на следующие годы: изображение борьбы рабочего класса за построение но -вого общественного строя; глубокое раскрытие своеобразия внут -раннего мира человека; изображение революционных и культурных традиций; применение многообразных художественных средств; удовлетворение потребности трудящихся в высококачественных произзе -дениях. ЭДонеккер на X съезде СШГ выдвинул высокие требования к литературе: "Кто делает такое великое и прекрасное дело как мы, тот вправе искать в литературе источник более глубокого раскрытия смысла жизни с ее революционным дыханием, ее битвами и конфликтами. Он хочет почерпнуть в ней духовные, нравственные и философские ценности в духе социализма"*/.

Пока речь шла преимущественно о тех, кто создает произведения искусства. Однако мы стремимся к тому, чтобы каждый человек был способен к эстетическому переживанию искусства, развил в себе художественные задатки и способности. Мы поддерживаем мнение исследователя й'.Л.Арончука, который верно замечает, хотя его слова и надо понимать в переносном смысле: "Когда каждый человек будет поэтом, художником во всем и всегда, - это и будет коммунизм, не только самый справделивый и самый производительный общественно-экономический строй на земле, но и строй наивысшей человеческой красоты. Быть поэтом, художником - это значит быть человеком-творцом, это значит творить красоту» ибо истинное творчество в любой сфере труда есть творчество "и по законам краоотып2Л

1/ ЭДонеккер. Отчет ЦК СЕПГ X съезду СЕПГ. с, 159. 2/ Арончук 0;Л> Искусство - человеку.-Куйбышев, 1966, 0.69,

Образ природы входит в совокупность образов и мотивов художественного "человековедения". Б произведении "Фауст** ненецкого национального поэта Гете Фауст говорит в монологе, обращенном к "высокому духу":

Когда ж бушует буря в темной чаще И, рушась наземь вековая ель Ломает по пути стволы и сучья И грохоту паденья вторит даль, Подводишь ты меня к лесной пещере, И там в уединенной тишине, Даешь мне внутрь себя взглянуть, как в книгу, И тайны увидать и тьма чудео. Суть этих строк состоит в том, что человек познает себя через философское постижение природы. О взаимосвязи искусства и природы Гете сказал: "Цветы подает нам природа, искусство в венок их сплетает".

Находясь в Советском Союзе иностранец замечает, что советскому народу присуще чувство глубокой любви к сокровищам природы и к искусству. Можно смело сказать, что в этом отношении советский народ отличается от других. Искренность отношения советского человека к природе и к искусству отражается в произведениях советской литературу

Для современного этапа общественного развития характерно усиление внимания к человеку как личности. Б связи с этим, начиная с 50-х годов, тема нравственного самосознания личности в борьбе за новую жизнь стала одной из ведущих в советской многонациональной литературе; Поэтому советские писатели усиленно

1/ ГВте Е. - В*. Фа ус т. - М., i960. обращались к лирическим формам повествования. В изображении нравственного портрета героя и его деятельности писатели шли о разными путями* Очень плодтворным оказалось романтическое стилевое течение социалистического реализма, представителем которого был и К.Паустовский. В статьях 30-х годов А.М.Горький писал о единства в методе социалистического реализма романтики нового типа и реализма. Горький говорил о революционной романтике, понимая под этим художественное преувеличение героических, положительных черт действительности без искажения правды жизни. Исследователь В.ИМценко справедливо отметила: "Романтика как органическая часть метода социалистического реализма, обогащающая реализм, Л связана ,д с умением типизировать явления, передающие тенденции развития нашего общества, пафос нашей действительности"^. Изображение прекрасного в романтически окрашенных произведениях обязательно включает определенную лирико-эмоциональную настроенность. Для них также характерно усиленное внимание к идеям искусства и к явлениям природы. О том, что главное внимание художника-романтика направлено на духовный мир человека, говорилось уже выше.

З.А.Крылова верно сказала: "В наше время романтическое направление избирается писателем не в силу идеологических соображений, а вследствие определенного настроя души, склонной к роман -тике. Но романтики в советской литературе - не идеалисты, оторванные от жизни, а люди с партийным мировоззрением, так как причины появления романтического направления в нашей литературе кроются в самой советской действительности"2/.

1/ Яценко В,14, Реализм и романтика в рассказах Пауотовокого.

Диосканд.филол.наук. - Томск, 1961, о.25.

2/ Крылова З.А. Эволюция эстетического идеала в творчества Константина Пауотовокого - новеллиста. - Даос.кан#;филол.

Константина Паустовского можно назвать типичным представителем романтического течения в советской литературе ЗО-бО-х годов. Советское литературоведение и критика в 60-е годы правильно определили место его как писателя-романтика. Сегодня Паустовский единодушно признан мастером рассказа, тончайшим стилистом, писателем лирического дарования, певцом красоты русской земли, хранителем традиций предшествующей культуры и знатоком культуры своего времени, человеком большой гражданской ответственности. Но раньше оценка его творчества бывала часто неверной. Бытовало мнение о неполноценности романтизма, т.е. о том, что романтизм -знак ухода писателя от жизни. Бторую причину неверной оценки творчества Паустовского можно раскрыть, вникая в его художественную лабораторию. Б творчестве этого писателя тесно переплетены романтические и реалистические элементы. ^Паустовский -оригинальный художник слова, анализ произведений которого труден сам по себе.

Б критической литературе о Паустовском можно выделить несколько этапов. Если до 30-ос годов редко кто поддерживал литературные искания молодого писателя, так как его романтические произведения были далеки от действительности, то после этого деся -тилетия Паустовский постепенно завоевывал признание критиков советской литературы, он становился романтиком в кругу социалистического реализма^

Его книги были обсуждены на страницах газет и журналов. Они вошли в литературные программы школ и вуз о». Появились монографические работы и диссертации, посвященные произведениям или проблемам идейно-творческой эволюции Паустовского* Большое знанаук. - М., 1965, С.7. чение для «фаботки правильной оценки творчества писателя-романтика вообще имели высказывания А1.И.Горького, литературоведческие работы Л.Новиченко и ^.Тимофеева, а также съезды писателей Советского Союза /на И съезде в 1954 г. верно был поставлен вопрос о романтической форме в искусстве социалистического реализма; на Ш съезде в 1959 г, было признано художественное многообразие метода/ и многочисленные диссертационные работы и монографии*/.

Рассказы 50-60 годов Паустовского, которые являются предметом исследования данной диссертации, были вотречены советской критикой как зрелые произведения писателя романтического склада. Важно отметить, почему выбран именно жанр рассказа. Как известно, 50-60-е годы были одним из плодотворных: этапов в развитии русской советской новеллистики, Причину для расцвета рассказа можно увидеть в том, что появились новые идейно-политические, яравот-венно-поихологические моменты, которые трудно сразу познать и тем более делать предметом развернутого изображения^ Рассказ -это своеобразный первопроходец в художественной разработке жизненной материала.

1/ Егорова Л.П. Константин Паустовский. Очерк творчества. -Дисс. квн&филол.наук. - 1960; Яценко В.М. Реализм и романтика в рассказах К.Паустовского. - Дисс. канд.филол. наук. - Томск, 1961; Воробьева Я.Н. Проблемы стиля К.Г.Пауо-товского.-Дисс. канд^филол.наук. - М., 1964; Крылова З.А. Эволюция эстетического идеала в творчестве Константина Пау-отвоского-новеллиста. - Дисс. . канд^филол.нэук. - М,, 1965; Чепиногз А.И. Жанровое своеобразие современного советского рассказа. -Дисс. к8нд;фил0д.наук, - М., 1966; Познякова Н.А. Художзствешюе мастерство К.Г.Паустовского.

Дисс канд;филол. наук. - Киев, 1969; Антияьев Н.П.

Концепция человека в творчестве Константина Паустовского: Стиль и характер, - Дисс,. канд. филол.наук. - Иркутск, 1970; Шуканов А.Г. Литературно-эстетические взгляды К.Пауотов

Новеллистов отличает умение создавать представление о целом с помощью выявлениянек от орых признаков. Ш свойственно дарование найти новые тенденции в жизни и положить ж з основу произведений малой формы. Для иностранного читателя рассказ и новелла наиболее приемлемы» так как они невелики по объему. Это следует учитывать» говоря о знакомстве немецких: читателей о творчеством Паустовского. Значение рассказов Пзустовсного 50-S0-X годов для читателя в ЭДР состоит в том» что они связаны с современной жизнью СССР и воспитывают высокую культуру.

Среди работ советских: литературоведов последних лет о Паустовском наиболее интересная нам представляются следующие: второе дополненное издание книги Л.АДевицкого"Кшстантщ Паустовокий; Очерк творчества" /М., 1977/; монографии Д.С.Ачкасовой "Человек как нравственная ценность в эстетике Паустовского" Дазань, 1977/ и Д.Ю.Дарика "Константин Паустовский. Очерк творчества" /Кишинев, 1979/; Материалы к спецкурсу "К.Г.Пауотовский /талант - мировоззрение - мастерство/ Л.П.Кременцова /Ростов на Дону/ 1975/.

Л.И.Креыенцов исходит из концепции прекрасного К.Г.Паустовского и оригинальностью писателя подтверждает необходимость ознакомления с его творчеством юных читателей В своих лекциях по спецкурсу предназначенных для аудитории будущих учителей, ского. -Дисс. канд.филол.наук. - Алма-Ата, 1973; Эльяшевич А.П. Многообразие стилей в литературе социалистического реализма: Проблема стилевых течений. - Дисс. д~ра,филол?. наук. - Л., 1973; Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа: Проблема автора. - Дисс.;. кэнд.филол.нзук. - Томск, 1974; Липин С.А. Лирическая проза в современной советской литературе. - Дисс.,. канд^филол. наук, М., 1274.

Кременцов всегда берет за основу одну проблему творчества, например: экзотика, романтика - реализм у Паустовского, и наблюдает , кэв решается эта тема писателем в отдельных произве -дениях. Такой подход интересен и заслуживает внимания;

Книга Льва Левицкого - итог длительного изучения творчества К.Г.Паустовского. Автор проявил большой интерео к жизни Паустовского, способствовал росту популярности его книг. Эта работа составляет существенную основу для изучения произведений Паустовского и дает ценные указания не критическую литературу о нем. Однако, любимому жанру Паустовского - рассказу - отведено в монографии Левицкого мало места;. Критику в недостаточной мере удалось охарактеризовать черты человеческого идеала Паустовского Как будто допшщяя эту нздвработку, появилась в 1977 году книга Ачкасовой. Она посвящена философско-эстетической сущности этической концепции Паустовского. Исследователь обосновала теоретические выводы на примере рассказов Паустовского 30-60-х годов. К этой работе мы обратимся еще не раз.

В очерке Дарика проанализированы художественные особенности Паустовского как представителя лирико-романтического течения в советской литературе^. Преимуществом его работы является переосмысление романтических традиций русской литературы и соотнесение их с творчеством Паустовского*;

Большой вклад в изучение жизни и творчестве К.Г.Леустовс-кого внесли также С.Л.Львов, В.С.Ильин, Е.А.Алекоанян иВ.К. Пудожгорский. Широкий круг статей свидетельствует о постоянном интересе исследователей к личности и творчеству писателя.

Ныне все написанное Паустовским принадлежит не только народам СССР, ко и всему миру. Для обоснования темы диссертации необходимо сказать о некоторых особенностях восприятия произведений К.Пауотовокого в 1ДР. Первое знакомотво немецких чи -тателей с книгами К.Паустовского могло бы состояться еще до второй мировой войны, когда в 1984 году "Издательское объединение иностранных рабочих в СССР" , выпустило в свет на немецком языке "Кара-Бугаз" и "Судьбу Шарля Лоне ев идя \ Но этого не произошло, поскольку фашистский топор перерубил все нити, связываание Германию с прогрессивной мировой, тем более советской культурой. Настоящее "открытие" К.Паустовского немецким народом состоялось после крушения "третьего" рейха. Ухе в трудном 1946 году издается "Колхида", ставшая в послевоенные годы одной из первых книг для детей на немецком языке. С образованием ЩР, вызвавшим резкое оживление культурно-издательской деятельности, количество немецких переводов произведений Паустовского стремительно возрастаем.

Особенно активную роль в приобщении массового читателя ЩР к творчеству этого выдающегося представителя советской литературы играют "Ауфбау-Ферлаг" и "Детское книжное издательство", сплотившие вокруг себя большую группу талантливых писателей, критиков и переводчиков - поклонников и знатоков советской литературы. Благодаря их усилиям, повесть К.Паустовского "Колхида" с успехом выдержала в 1946-1964 гг. семь изданий, в 1966г. вышла в свет "Повесть о жизни" /перевод Ежи фон Коскулла и Георга Шварца/, в 1958 г. - "Золотая роза", переводчиком которой стал один из старейших немецких социалистических писателей Альфред Курелла. Всего в 50-60-е годы в ЩР вышло свыше 30 книг

Х.Паустовского, с исчерпывающей полнотой дающих представление о всем его творчестве. Как показывают новейшие литературно-социологические исследования, проведенные учеными эти книги не пылятся на полках личных и государственных библиотек, а живут активной жизнью, донося до читательских сердец веру в социальную справедливость, красоту социалистического бытия, величие человека, рожденного социалистической эпохой.*/

А между тем в ФРГ на страницах научных исследований отдельные авторы пытаются воздвигнуть китайскую стену между книгами К^Паустовского и читателями 1ДР. Так, западногерманский литературовед Вольфганг Казак в своей докторской диссертации "Стиль Ю.Пэустовского" /1У71/ выдвигает версию о том, что творчество К.Паустовского является для ГДР "terra incog.": будто бы он не известен читателям, будто бьг, исходя из каких-то конылстурных соображений, его обходят сторонэй литературоведение и критик*; Первое утверждение легко опровергается данными о количестве изданий К.Паустовского, о тиражах его произведений, свидетельст -вующих о постоянной "читаемости" этого мастера советской литературы в первом немецком социалистическом государстве. Второе -нуждается в значительном уточнении)".

В;Казак в какой-то мере прав, говоря, что в ЩР пока не существует специальных исследований по творчеству К;Пеустобского. Мы можем даже добавить, что разрыв между популярностью ft. Паустовского среди трудящихся ЭДР и научным исследованием его творчества достаточно велик, что литературоведение и критика в этой области не справляются, говоря словами А.В Луна чаре

1/ Вен es Deutschland,

1977 за 2/3-е апреля. кого, со своим предназначением быть "необходимым путеводителем читателя".

Б самом деле, только сравнительно узкий круг почитателей К.Паустовского может утолить свой интерес к его творчеству монографиями на русском языке, принадлежащим перу Л>. Левицкого, С.Львова и В.Ильина, или переводами некоторых отатей и рецензий другие советских авторов на немецкий /Алексанян Б., Шкловский В., Бондарев Ю. и др1./. Статьи же критиков ЩР в большинстве своем посвящены юбилейным датам. На книги К.Пауотовокого вышло всего девять рецензий, в которых анализируются главным образом "Повесть о жизни", и "Золотая роза". Но с начала 70-х годов положение стало постепенно изменяться к лучшему. Творчество К-.Паустов-окого стало вое заметнее привлекать внимание исследователей разных рангов и поколений - от начинающих до маститых, таких, как Ф.Людвиг и Б.Буссевитц, Г.Юнгер, АДирше, Г.Шауманн, В.Бейтц и да;1/

В Ростокском университете исследуется филологами-руссистеми тема "Человек и природа в советской литературе". В 1977 году, когда отмечалооь 85-летие со дня ровдения К.Г. Паустовского, там состоялась научная конференция, посвященная обсуждению этой проблемы в творчестве Паустовского^;

Мы знаем , что в ЩР пока еще мало сделано в плане изучения творчества Паустовского, его значения и интереса для немецкого читателя. Этим и объясняется новизна данной диссертации как, в сущности, первого методологически современного такого исследования нашей республики. Постановка темы диссертации тесно увязыва

1/ Geschichte der russischen Sowjetliteratur. Zwei Bande

Bd. 1, 1917-1941; Bd. 2, 1941-1967) /Leitung Harri Jiinger.-Berlin, 1973-1977. етси о практическими социально-воспитательными задачами современной ЩР, где особое значение приобретают проблемы нравственности

Из огромного числа проблем, поставленных К.Пзустовскиы, современное литературоведение ЩР настойчиво выделяет одну, затрагивающую все важнейшие сферы нашей общественной жизни, - это проблема воспитания всесторонне и гармонически развитой личности человека социалистического общества. Не трудно понять, что этот вопрос имеет прямое отношение к уровню развития социализма в ЩР. Среди характерных особенностей современного этапа, как отмечалось на IX съезде СЕПГ, следует особенно выделить неуклонный рост благоприятных условий для всестороннего развития личности. Вдумыва -ешься в эту сухую формулировку - и видишь в ней как бы один из возможных, принципиально важных эпиграфов к творчеству ^Паустовского.

Своими произведениями К?,Паустовский убеждает, что строительство коммунизма невозможно без внутренней зрелости, общественной сознательности, высокой нравственности и культуры самих строителей. Тонкий психолог, он - само внимание к простому человеку, к его внутреннему Miqpy , к требованиям его души и запросам его духа, к его поискам свмого себя и своего места в мире. Человек и общество, человек и труд, человек и природа, человек и искусство - это излюбленные для художника темы существуют в его творчестве как единый организм, во взаимосвязи и взаимопроникновении. Они не могут быть раскрыты друг без друга, потому что связаны единой эстетической концепцией автора.

Герои Ю.Паустовского органично вошли в духовный мир читателей ЩР потому, что они пробуждают в человеке чувство единения с красотой и гармонией мира, со всем, что несет радость людя^.

Эта постоянная устремленность писателя к подлинно гуманистической философии, постигаемой на самом разнообразном материале советской действительности и зачастую одетой в самую простую повседневную одежду , полноотью соответствует объективным потребностям зрелого социализма, в который готовится вступить ЩР.

Итак, постановка темы диссертации тесно увязывается с практическими социально-воспитательными задачами современной ЩР, где особое значение приобретают проблемы нравственности, важные в процессе формирования духовно богатого, гармонически развитого человека социалистического общества'.

Заметно в наши дни возрастает значение охраны природы и активизируется влияние литературы и искусства на людей. Далее появилась необходимость обобщения оптической литературы о Паустовском на немецком языке.

Цель данной диссертации состоит в том, чтобы еще полнее и глубже раскрыть философскую основу концепции личности в зрелом творчестве Константина Паустовского, особенности его художественного мастерства.

В ЩР еще пока мало сделано в части изучения творчества Паустовского, его значения и интереса для немецкого читателя. Этим и объясняется новизна и научно-практический интерес и значимость данной диссертации как, в сущности, первого методологически современного такого исследования. Перед диссертантом стояла задача выработать специфический метод к изучению творчества Ю.Пауотовского для литературоведов ЩР /учитывая национальные особенности/ и полемизировать с исследовагелями Паустовского в ФРГ.

ВВЕДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К.Г.ПАУСТОВСКОГО

Творчество К.Г.Паустовского часто было в центре споров о методе и художественных стилях социалистического реализма. В многочисленных прениях ставилисьжшросы разного характера» разной глубины. Выявление проблемы является началом научного исследования. Только потому, что Л-.О.АчкасовоЙ удалось выявить в работе "Человек как нравственная ценность в эстетике К*.Паустовского" центральные вопросы эстетической концепции К.1>.Паустовского,она подняла исследование его творчества на более высокий уровень^. Она ставила своей задачей" "выяснить, выражает ли романтическая художественная система Паустовского эстетический идеал искусства социалистического реализма-. Насколько романтическое его мирови-дение способно выявить действительные сущностные стороны морально-эстетического облика социалистического человека?"; й можно ли говорить о социально-этической значимости произведений Паустовского в свете современной советской литературы, ее актуальных гуманистических проблем"^.

До этого советские литературоведы Е;Алексанян, Нг.Антипьев, Л.Егорова, 3.Крылова, Г.Трефилова, А.Шуканов, С.Щелокова, В'.Яценко касались в своих работах лишь отдельных граней творческого своеобразия К^Паустовского и старались доказать правомерность романтического способа воплощения героя в искусстве социа

1/ Ачкасова Л'.Сч Человек как нравственная ценность в эстетике

К'.Паустовскогое;-Казань, 1977. 2/ Там же, с*. 30-31. листического реализма1^.

До исследования Л.С.Ачкасовой вопрос о человеке как нравственной ценности в эстетике К^Паустовского не был предметом конкретного исследования. Опорной точкой в ее научной работе является "целостное осмысление всех основных аспектов эстетической системы писателя» выяснение философских, социально-психологических и исторических основ его гуманистической художественной концепции"^. Названная книга Л.С.АчкасовоЙ отличается высокой научностью, широтой взглядов, множеством обобщающих высказываний, В рамках своей небольшой по объему монографии /95 страниц/ Л.С.Ачкасова смогла остановиться только на самом важном в творчестве Кг.Паустовского. Для дальнейшего исследования мы выделили следующие направления;

1. Изучить эволюцию эстетической концепции К.Паустовского. Обращаясь к раннему творчеству писателя, найти истоки идейного своеобразия, высокого мастерства Паустовского в 50-60 годы.

2. Выявить жзнрово-типологические особенности рассказов К^Паустовскогс*";

S. Раскрыть художественные средства воплощения эстетической концепции К.Паустовского.

4. Показать значение жизни и творчества Ф.Паустовского в борьбе с идеологией буржуазного мира.

Во введении мы ставим перед собой цель в общих чертах про

1/ См.: работы Алексанян Е.А., Антипьева Н.П., Егоров® Л .П.,

Крыловой З.А., Щелоковой &.Ф., Яценко В.М. и др. 2/ Ачкасова Л.С. Человек как нравственная ценность . с*Д, следить эволюцию эстетической концепции К.Паустовского.

К.Г.Пзустовский на всем своем творческом пути являлся и писателем и теоретиком искусства*. В его наследии мы находим ряд теоретических статей, многие произведения построены как эстетические трактаты, и, наконец,его литературно-эстетичеокие взгляды проступают в серии литературных портретов*^. Такой своеобразный материал облегчает и усложняет литературоведу выявление эстетических позиций писателя тем более, что бывают проти -воречия между его эстетичеокой позицией и концепцией художественного творчества.

Паустовский с молодости хотел стать писателем. Он соэнатель но стремился к цели, несомшнно, поэтому много внимания уделял теории литературы. Писатель предчувствовал романтическую настроенность своих произведений. Это дало ему повод для осмысления классического романтизма и романтических традиций в советской литературе. Все это формировалось постепенно.

К'.Г.ПаустовокиЙ родился в 1892 году в семье служащего; В детстве и юности любимым его занятием было чтение^, Оно имело и позитивную и негативную отороны в дальнейшем развитии юноши: чтение дало Константину Георгиевичу эрудицию во многях областях литературы и искусства; оно повлияло на ыировидение и вкусы будущего писателя; начитанность поначалу нередко приводила его к подражаний литературным образцам.

Прошло немало времени, пока Паустовский понял,чего не хватало в его литературных попытках: жизненного опыта. Его решение

1/ Яценко В.М. Дитературао-эстетические взгляды., с,161. временно оставить леро и бумагу и пойти пв люди" было единственно правильным. Он художник длительного, я бы даже сказала, мучительного идейного и творческого становления. Наверно, развитие это не имело бы таких ведающихся результатов без основных исторических изменений в России. "Мое становление человека и писателя происходило при Советской власти и определило весь мой дальнейший жизненный путь" - писал он^Л /гЦ, с-.7/. Формирование прочных эстетических идеалов Пауотовокого "шло в русе основных и идейных, и художественных исканий советских писателей", - справедливо говорит С.Щедокова2Л Следовательно, анализ творчества писателя необходимо вести в неразрывной связи с историей развития советской литература.

В своей диссертации А^Шуканов проанализировал первое выступление К.Паустовского по вопросам искусства, опубликованное под названием "Искусство и революция" 28 сентября 1917 года в еженедельнике "Народный вестник"5^. Среди верных мыслей в этой статье много и ошибочного*. Верное понимание исторического поворота, произошедшего ъ стране, приходит к Паустовскому со временем, в этаисыграла свою роль прзктика социалистического строительства.

В начале 20-х годов Паустовокий с восторгом отмечал: "Наше время - самое благодарное из всех эпох в жизни человечества" /т.2, с.172/

1/ Паустовокий К.Г. Собр.соч., в 8-ми т., М., 1967 , зг.1-3, 1968, т.4-5, 1969, т.6-7, 1970, т.8. Дальнейшие ссылки на произведения Пауотовокого приводятся в тексте диссертации по этому изданию. 2/ Щелокова (У.Ф. Формирование эстетического идеала., с,25. 3/ Щуканов А.П. Литературно-эстетические взгляды с.5-8, родилось чувйтво новой эпохи" / Т.6, СЛ28/ Художник должен быть "полноправным строителем овоей замечательной страны" /г,2, с.107/ "Выразить себя - тем самым выразить свое время и свой народ" / т.З, С;516/.

Существует немало периодизаций творчества К.Паустовского^ Наиболее убедительна, нам кажется, периодизация Г.Трефиловой. Она говорит о трех различных портретах Паустовского, в которых "отражены три разных творческих возраста писателя, три последовательных этапа его развития". Это, во-первых, Паустовский "Линетсзы", "Романтиков" и "Блистающих облаков". Во-вторых, другой, более зрелый Паустовский "Кара-Бугаза" и "Колхиды" и, наконец, Паустовский "Мещоры", "Летних дней", "Повести о жизни" и "Золотой розы"1/. Эта периодизация соответствует концепции человека в творчестве Паустовского и диалектике принципов его эстетик»;

Начальный этап охватывает первую мировую войну, подготовку к революции в России, Февральскую революцию и Великую Октябрьскую социалистическую революцию, гражданскую войну, образование СССР, смерть В.Й.Ленина. Тогда каждый человек должен был определить свое место в новых обстоятельствах, решить для себя вопрос принципиально - или бороться за светлое будущее народа, или стоять в стороне. Выбор жизненного пути зависел от многих обстоятельств: окружающей среды, характера человека* традиций и т.п. К.Г.Паустовскийоменил много профессий. На войне

1/ Трефилова г. г.г.й8устобский. ~ в кн.: История русской советской литературы. в З^х т., М., 1961, т.З, с.371. он был санитаром. С восторгом он приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он ее принял, но не мог понять, что революция не монет сразу устранить вое грязное, отвратительное, оставшееся от буржуазного общества, а что преодоление пережитков прошлого является длительным процессом. Паустовский рвался впереди'. Ему было трудно понять, что мечты о справедливом и красивом гармоничном обществе сбываются не мгновенно*. Тут надо отметить, что не один Паустовский так принял революционные изменения; А.А.Блок, Э.Г.Багрицкий и целый ряд других писателей также встретили о энтузиазмом Великую Октябрьскую социалистическую революцию, так же ждали преобразования человека, освобождения его от язв прошлого. А когда это не произошло сразу,они переживали порой тяжелую духовную драму. Блок вскоре умер1. Багрицкий же эстетически переосмыслил окружающую действительность, стал одним из крупнейших советских поэтов.

Паустовский находился не рубеже 20-х годов на позициях заинтересованного свидетеля событий. В автобиографии "Повеоти о жизни1* он пишет очень откровенно о своих чувствах и мыслях в начале новой исторической эпохи. Хотя Паустовский об этом писал намного позже, он не скрывал, что тогда очень слабо разбирался в классовом и политическом содержании Великой Октябрьской социалистической революции. Как это состояние молодого писателя отражалось в произведениях? Первым крупным произведением К.Паустовского была повесть "Романтики", написанная в 1916 -23 гг. Главным героем произведения является писатель Максимов. Нетрудно заметить сходство взглядов Максимова и Паустовского'. Герой Паустовского ненавидит буржуазно-поиещичью Россию и противовеставляет ей мечту о творческой гармонии человека и мира. Писатель Максимов предпочитает романтическую манеру письма. Романтическая мечта Паустовского в то время не была связана с революционно-преобразовательными движениями современности и поэтому являлась абстрактной. В "Романтиках" отразилась довщъно путанная позиция Максимова. Роман многое объясняет в раскрытии ошибочной позиции самого молодого Паустовского и тем самым является началом в его идейно-художественных исканиях, Л.Егорова справедливо пишет, что"В "Романтиках" писатель изобразил духовный кризис той части русской интеллигенции, которая не приемлет мещанской действительности, хочет создать свой мир., но у которой нет ни понимания социальных противоречий, ни конкретного идеала разумной и честной жизни.

Ознакомление с новой жизнью /поездки по стране, репортерская деятельность/ помогли К.Паустовскому преодолеть отвлеченно-романтические представления, разрыв между жизненными впечатле -ниями и творческим замыслом, пересмотреть свою художественную концепцию героя и средь!. Примерами этого процесса могут служить его произведения "Минетоза" /1927 г./ и "Блистающие облака" /1929г./.

Исследователь С.Щелокова верно заметила, что к концу 20-х годов К.Г.Паустовский начал переходить на "позицию активного участника строительства новой жизни"^. Важны ее слова о переходе писателя от созерцания к активному участию в общественной

1/ Егорова Л.П. Идейно-художественные искания . с.28. 2/ Щелокова С.Ф. Формирование эстетического иделала., с.27. жизни: "От экзотики, от условно-романтических образов писатель шел к признанию новой революционной романтики, к поискам новых художественных форм для ее выражения"*^.

В первой половине 30-х годов Паустовский завоевал сердца читателей своими произведениями "Кара-Бугаз" и "Колхвда". Это было время наступления социализма во всех областях жизни в СССР. Это был один из сложнейших и наиболее славных периодов в деятель' ности КПСС и всего народа. Раз дох работы трудящихся, решение задач построения социалистического общества стал примером героизма для трудящихся во всем мире. За короткий срок СССР стал мощной индустриальной державой^ Крестьяне объединились в совхозы и колхозы.

Коллективизация в сельском хозяйстве являлась настоящей революцией в экономических условиях Советской страны. Чтобы успешно развивались процессы социалистического строительства, нужна была еще одна революция, культурная революция; Она имела чрезвычайно важные результаты. К ней принадлежат также расцвет советской многонациональной литературы. Весь огромный фронт социалистического наступления советского человека на старую Росоию раскинулся перед писателями. Захватывающая, величественная картина потрясла каждого из них. Оперативность в изображении конкретных фактов социалистического строительства соответствовала бурному темпу эпохи,

К.Г.Пэустовский много ездил и много рассказал об увиденном в очень популярном тогда канре очерка. В 1930-Г982 годах в "Правде", в журналах "Тридцать дней" и "Наши достижения" были

1/ Щелокова С.Ф. Формирование эстетического идеала., с; 27. опубликованы многие очерки Паустовского. Этим открывался новый период в его таорчеотве. Писатель выбирал убедительные факты из бурного развития советской действительности и включал их в такой художественный контекст, что факты говорили сами за себя. Б первых его очерках много интересного, но еще не найдены соответствующие средства изображения современности. Паустовский в то время наблюдал развитие обстоятельств жизни в почти невероятном темпе. Человек, герой его произведений, не успевал порой за этим темпом/. Писатель-романтик домыслил своего героя. 5 его произведениях домысел соседствует с социалистической реальностью. Примером могут служить герои очерка "Соль земли", написанного в 1S82 году.

Многие литературоведы тогда думали, что очерк останется основным жанром Пауотовокого, что зз писателем закрепляется тема преобразования природы трудом советского человека. Дальней -шее творчество Паустовского однако показало, что его художественная концепция и литературные возможности намного шире,

Кара-Бугаз" и "Колхида" стали наивысшим достижением второго периода в творчестве Паустовского и в то же время его завершением. Об этих произведениях существует обширная критическая литература. Все последователи подчеркивают их этапное значение, отмечают новое отношение писателя и его героев к действительности, то есть переход Паустовского, по верным словам СДелоковой, "к показу действительности в более широкой исторической перспективе, к осмыслению ее в глубинных, социально-причинных связях"*Л

1/ Щелокова С.Ф. К вопросу об эстетических взглядах ., с:,149-150.

Идея обеих повестей была не просто ответом на "злобу дня". Она - естественный результат общефилософской гуманистической установки всего творчества Паустовского. Субъективные художнические устремления и его романтическая мечта объективно соответствовали общественным, научным и социальным тенденциям времени. Произведения Паустовского о человеке и природе как бы вылились из практики социалистических преобразований и выполняли эстетический "заказ" современности.

На творческом опыте "Кара-Бугаза" и "Колхиды" основываются произведения Паустовского, написанные в 30-60-е годы. Это время отличается многообразием и сложностью исторического процесса. Советский Союз все больше и больше выдвигался в центр мировой политики1; Укрепился советский социалистический строй. СССР вступил в новый этап развития социалистического общества.

Мирный труд советских граждан прервало вероломное нападение фашистской немецкой армии на СССР. Важнейшая задача состояла в освобождении от фашизма, в спасении социалистической Родины. Во время Великой Отечественной войны невозможное стало возможным. Люди всех национальностей и профессий встали на защиту Родины. Все гравдне Советского Союза, включая женщин, детей и стариков, занимали место в борьбе с фашистами. Победа Красной Армии в Великой Отечественной войне имеет всемирно-историческое значение. В эти годы Паустовский писал мало и не всегда удачно. Своими специфическими художественными средствами писатель не сумел изобразить жестокую реальнхть.

После периода восстановления и развития народного хозяйства в СССР все усилия советского народа под руководством КПСС были направлены на дальнейшее совершенствование социалистического общества, к этапу зрелого социализма.

Во все эти годы Паустовский оставался верным своему миро-видению, той художественной концепции, которая определилась в начале 30-х годов. Литература была призвана внести вклад в воспитание коммунистического человекам Пройдя длинный путь заблуждений, дальнейших творческих исканий и, наконец,выработки прочной эстетической концепции, К-,Г;ПаустовскиЙ зорко наблюдает советскую действительность. Писатель утверждает позицию повседневности. Он начал это делать в "Кара-Бугазе" и теперь еще более обыденный!делает своих романтических героев'. Всегда вдохновлять людей в борьбе за светлое будущее - в этом Паустовский видит свою задачу. Он исходит из того, что "Героизм - явление народное"*/, Художник хочет показать в герое "тот образ будущего человека, к которому народ стремится всей силой своих помыслов и надежд"2Л

Если Паустовский сначала писал об экзотике, потом проблему "человек и природа" связал с трудом, то новое в его творчестве после "Кара-Бугаза" и "Колхиды" - изображение духовно богатого человека в соотнесенности со скромной природой Средней России.

Надо отметить, что Паустовский продолжает решать проблему "человек и природа" в 50-60-е годы, утверждая необходимость и возможность естественной гармонии человека и мирз. Дальнейшим развитием и углублением сформировавшихся уже в 30-е годы философских представлений о гармонии человека и мира является изображе

1/ Паустовский К.Г. Борьба за будущее-Лиа^газ., 1987, 26 мая; 2/ Там же. ние "необходимости сохранения природы в ее главном экологическом качестве, защиты ее от разрушительных сил не только ее собственной стихии, но и стихии неравномерности развития самой цивилизации, or социальной недальновидности решения отдельных экономических и научно-технических проблем . Новаторство

Паустовского здесь состоит в том, что он ратовал за бережное отношение к природе в то время, когда еще лвди не ощущали такой остроты экологических проблем как сегодня. Осознавая задачу охраны природы, Паустовский призвал всех художников слова принимать самое активное участие в ее осуществлении?. Это стремление Паустовского явно отразилось на его произведениях; "Кордон 273", "Наедине с осенью", "Ильинский омут". В зрелых произведениях писателя чувство личности и моральной ее ответственности за все прекрасное усиливаетсяг.

Повторим, что К.Паустовский начал свою сознательную творческую жизнь с довольно путанных эстетических представлений. Его романтический идеал в 10-20-е годы чрезвычайно субъективен и абстрактен, потому что источником творчества молодого Паустовского была книжная романтика, туманные мечты о прекрасном. Герой сопротивлялся действительности, жил своей довольно отдаленной от конкретных социзльно-исюрических событий жизнью. Неясные представления героя об общественном развитии были вопло -цены в особых художественных формах /обращение к риторике, об

1/ Ачкасова Д.С. Идея "второй природы" в творчестве К.Паустовского: 0 своеобразии решения проблемы "человек и природа" в современной советской литературе. - В кн.; Человек и природа в советской прозе, Межвуз, с б, научных трудов. Пермский гос^'ун-т, Сыктывкар,' 1980, с.36-37. разам-символам,обилие исторических аналогий и книжных реминисценций, элементы экзотики/*.

С 10 до 30-х годов в художественных произведениях л критических стапях К.Паустовского особое место занимал А.Грин. Сна -чала критики Паустовского видели в его положительном отношении к Грину "грех". Правильной была критика тенденций подражания Грину; но при этом не следует забывать, что размышляя о Грине, Паустовский многое понял. К.Паустовский очень часто обращался к жизни и творчеству А.Грина, хотя лично с ним не был знаком; Его восхищала личность этого художника слова. Он искал причину привлекательности его прозы и причину непонимания им новой эпохи, В этих мучительных исканиях К.Паустовский тоже формировался как самостоятельный писатель со своим романтическим видением мира, что впоследствии сделало его романтиком социалистического реализма. Позиция Паустовского по отношению к Грину - Гарту двойственна. Когда он пытается найти причину, почему, по его мнению, романтизм Грина не может удовлетворить советского художника - романтика, он называет Грина "живым анахронизмом" /т.2, Ы.10/, художником "донкихотствующего склада", "воспитанного в старой романтике, знаменующей собой уход от жизни"1/. В то же время писатель настойчиво ищет в романтизме А,Грина то, что может быть созвучным новой эпохе. Паустовский отличается от своего учителя именно тем, что показал необходимость установления принципиально новых взаимоотношений художника-романтика с социалистической действительностью. Он говорил об использовании романтических приемов для изображения новой жизни с целью воспи

1/ Беседа с Паустовским."Вечерняя Москва, 1989, 31 марта. за тания нового человека, обладающего высоким строем человеческих чувств, богатой культурой, мужеством, чеотностыо, того человека, который завершит создание коммунистического общества.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции началось время, стимулирующее новое романтическое восприятие действительности. Пафос создания нового общественного строя отражался в советской литературе особенно на первых этапах ее развития. Литература должна была окрылять людей, показывать им, к чему стремиться. Учить рабочих, крестьян и молодую советскую интеллигенцию мечтать по-ленински, то есть серьезно верить в свою мечту, работать над ее осуществлением, все это было одной из важнейших задач советской литератур^;

Впервые в истории человечества простой человек-труженик, мечты и замыслы со всей глубиной и сложностью встали в центр новой литературы - советской литературы. Лучшие ее представители опирались на богатый опыт мировой литературы, и каждый из них вцразил свое отношение к новому общественному строю, сказал свое художественное слово.

Метод советской литературы вырабатывался в борьбе со многими разными ошибочными представлениями. И К.Паустовский не сразу стал писателем, следукхцим принципам социалистического реализма. О Паустовском как писателе социалистического реализма можно говорить лишь с 30-х годов. Он сначала не понял метод социалистического реализма как метод живой, движущийся. Поэтому он избегал этого термина и чаще всего говорил и писал о "большой литературе". Исследователь А.Шуканов по этому поводу отметил: "Од -нако это не значит, что для Паустовского были эстетически неприемлемы принципы социалистического реализма*; Наоборот, и своими теоретическими выступлениями, и худояэотвенным творчеством он внес существенный вклад в теорию и практику социалистического реализма. Глухота к термину "социалистический реализм " была лишь своеобразной реакцией писателя против догматического подхода к искусству вообще и к методу социалистического реализма в частности, против стремления некоторых критиков четко, раз и навсегда определить "железные" законы, принципы, "дозволенные" и "недозволенные" приемы, "допустимые" и "недопустимые" формы, и тем самым канонизировать этот живой, движущийся метод"^.

Паустовский считает романтическое начало в советской литературе одним из главных стилевых течений. Он не может представить "большую литературу" без многообразия форм и стилей, без бережного отношения к ценным традициям прошлого и поисков новых форм. Писатель четко различает романтизм прошлого и романтические начала в советской литературе в самой терминологии /он называл их "романтика"/. Для всех писателей и критиков терминологическая классификация представлений о романтике в системе социалистического реализма была сложной проблемой. О трудности этой задачи свидетельствует и гот факт, что до сегодняшнего дня в советском литературоведении нет единого мнения о том, чем же является "романтическое" в советской литературе - стилевым течением, типом творчества или самостоятельным художественным методом, сосуществущим с социалистическим реализмом. Мы считаем, что романтическое в советской литературе является стилевым течением социалистического реализма. Сама советская жизнь

1/ Шуканов А.П. Литературно-эстетические взгляды., с,32-33. вызвала слияние романтического и реалистического в советской литературе. Романтическое творчество стало плодотворным стилевым течением только после того, как оно качественно обновилось в своих методологических основах и принципах, в рамках эстетической системы социалистического реализма. Романтики на такой основе начали выражать новую, социалистическую концепцию личности.

Отношение человека к природе в новом романтизме обретает подлинно материалистическую идейно-философскую детерминированность; Этические категории наполняются конкретным социально-историческим содержанием. Принципы народности к партийности становятся в романтическом стилевом течении критерием моральных ценностей. Паустовский представляет себе подлинную романтику следующим обрезом:

- романтика - как и вся литература социалистического реализма, включает в себя пафос социального, этического, эстетического преображения жизни советским человеком;

- романтик тяготеет к изображению поэтических сторон действительное ти;

- жизненные"корни"романтики писатель видит в преобразовании жизни на основе принципов социалистического гуманизма;

- романтика эпохи охватывает и будничное проявление жизни.

Эти признаки романтического изображения жизни свойственны и другим писателям - М.Пришвину, А.Гайдару, Р.фраерману в 30-е годы, О.Бергольц, Ю.Нагибину, В.Солоухину, Ч.Айтматову /ранние произведения/, 0.Гончару, Э.МежелаЙтису и другим в послевоенные годы. Советские писатели-романтики аппелируют к явлениям будущего, иногда уже начавшим осуществляться в настоящей.

В чем же состоит заслуга Паустовского^ К.Г.Паустовский является в литературном развитии 30-60-х годов одним из наиболее ярких представителей романтического стилевого течения. В эти годы романтическое мировосприятие получило особенно современное звучание и стало устойчивой целостной эстетической концепцией писателя. Новый человек утвердился в эстетике К.Паустовского как главная нравственная ценность, при этом в первую очередь Паустовский подчеркивает творческие возможности человека-труженика в создании прекрасной действительности. Паустовский изображает людей, живущих по законам прекрасного', В них писатель акцентирует именно такие черты, которые кажутся ему особенно ценными с точки зрения авторского идеала. Поэтому образы его героев не отличаются особой индивидуализацией , многогранностью - они ориентированы непосредственно на идеал.

Здесь уместно сказать о мастерстве К.Паустовского, о его многообразных художественных средствах выражения романтической концепций. Это - умение вглядываться в действительность, абстрагируясь от подробностей, "способность находить типичное, характерное, способность обобщать "он считает необходимостью для каждого художника слова^Л Всякое обобщение имеет свое направление, зависящее от художественного кредо писателя. Например, Паустовский искал необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Первое более характерно для романтического мировосприятия писателя. Характеру сюжета произведения писатель всегда придвал большое значение. Тенденция к асюжетности выражается у Паустовского в том, что его герои выступают в малосо

1/ Паустовский К,Г. Собрание сочинений в шести томах. - П., 1958, т.6, с.628. бытийной ситуации носящей этический характер. В рассказе или повести почти не меняется характер героев, а раскрывается через них гуманистическое содержание эстетической концепции самого Паустовского.

Немало написано в критической литературе о выдающемся мастерстве и стиле К.Паустовского. Он охотно делился своим творческим опытом. Лирическое звучание прозы Пауотовокого, изобразительность слова, свежесть эпитета, лаконизм текста и пейзажная живопись - все это убеждает нас в том, что Паустовский продолжал лучшие традиции русской классической литературы, а также способствовал высокому уровню развития советской литературы-. Вся сгожетно-композиционная организация произведения и его лирический пафос направлены у Паустовского на то, чтобы выявить духовные, нравственные начала и ценности человеческой жизни. В эстетике К>;Паустовского проблема прекрасного занимает особенно важное место. Прекрасное, по мнению писателя, существует в объективной, порой самой обыкновенной, действительности и требует постижения глазами художника. Именно проблема прекрасного диктует художественное воплощение Паустовским его любимых тем: природа и человек, человек и искусство'. Этим темам посвящены основные главы данной диссертаций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Вебер, Татьяна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советская литература является драгоценным наследием искусства всех народов мира. Ее цель - преобразование мира и людей; Своими вдохновенными произведениями о революционных бурях XX века, о создании первого социалистического гжударс-тва на нашей планете советская литература прививала всем, кто к ней обращался как ищущий свой жизненный путь, надежду о светлом будущем человечества и готовность бороться за эту благородную цель.

Свидетельством этого можно назвать результат опроса читателей газеты "Нойес Дойчланд" 1971 года в ЩР: среди пяти книг, которые читателям за последние двадцать пять лет больше всего помогли, были названы в первую очередь книги советских писателей /Максим Горький, Михаил Шолохов, Николай Островский, Антон Макаренко, Александр Фадеев, Константин Симонов, Галина Николаева/*/.

Многонациональная советская литература - прогрессивная литература во всех отношениях,, что касается содержания, многообразия стилей и жанров,И в этом смысле она представляет собой очень сложную картину.

Интерес к советской литературе заметно пополнился и обогатился. Все больше и больше читателей ЩР стремятся найти ттл• Gesch.ich.te der russischen Sowjetliteratur * 1917-1941.-Berlin, 1973, S. 1. в книгах советских писателей ответы на жизненно важные проблемы.

Советские новеллисты всегда старались обновить свою художественную систему» найти новые средства идеологического, эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Мы поддерживаем мнение Е.П.Любаревой, которая писала: "Новаторская миссия советского романтического искусства - открытие огромной, ранее не хвоенной романтизмом области повседневных, трудовых будней, устремленных к высокой цели и потому поэтичных. Главное в произведениях на эту тему - раскрыть нравственную сущность героя"*/.

Константин Паустовский - один из ярких представителей романтического течения в советской литературе. Своим творчеством он решает задачу большой художественной важности. К.Паустовский изображает рождение коммунистических отношений в буднях советского человека, находит необычное в обычном. Категория обычного в романтических произведениях употребляется в своем эстетическом выражении как синоним прекрасног®. К.Г.Паувтовс-кий вписал в советскую литературу оригинальную страницу. Это крупный художник слова, со своим поэтическим видением мира, манерой письма. Только потому, что в нем воплотились лучшие черты русского писателя - принципиальность и честность, любовь к людям, преданность родной литературе, он смог оставить неиз

1/ Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. - М., 1973, с;.3б. гладимый след в искусстве. Паустовский отличался истинным патриотизмом, который начинался у него с влюбленности в нри-роду родного края и доходил до верной, сыновней, горячей и требовательной любви к Родине.

Сила его таланта проявляется очень ярко в жанре рассказа. Паустовскому удалось выявить свою эстетическую концепцию личности. Мастерство писателя направлено на то, чтобы помочь формированию богатого а всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека, в первую очередь, путем своеобразной романтической формы выражения концепции социалистического реализма.

Ю.Паустовский писал в "Повести о жизни" следующее: "Я невольно подцвечивал и подсвечивал жизнь. Мне это нравилось. Она от этого наполнялась в моих глазах добавочной прелестью. Даже если бы я очень захотел, то не мог бы уничтожить в себе это свойство, ставшее, как я понял потом, одной из основ писательской работы. Может быть, поэтому писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием" /т.5, с.58/.

В творчестве Паустовского слиты воедино человек и Родина. На становление и проявление личности влияют и природа и искусство, тесно связанные между собой. Зрелые произведения 50-60-х годов подводят итог многолетним раздумьям Паустовского о природе и искусстве, С полным правом можно утверждать, что творческие поиски Паустовского укрепили метод социалистического реализма и плодотворно влияют на молодых писателей. Жизнь и творчество Паустовского довольно широко изучены советским литературоведением. Хочется подчеркнуть глубину и своеобразие направлений, под углом зрения которых исследуется его литературное наследие. Еще не решена советскими литературоведами задача обобщить все творчество Паустовского как пример романтизма. Далее необходимо сосредоточить внимание на изображении героя и в тесной связи с этим направить работу нэ дальнейшее изучение художественных средств Паустовского, Н.П.Гусарова и Ф.С.Шаулова сделали важное дело - изучили авторские правки, исследовали рукописные и печатные варианты произведений писателя и одновременна открыли большое поле для действия, чтобы установить общие закономерности работы писателя над язы-ком*Л Еще более важно, мне кажется, изучение художественных средств Паустовского как части общего литературного процесса, т.е. разработка вопроса истоков романтизма и продолжения романтических традиций в современной советской новеллистике. Для того, чтобы полностью раокрыть мастерство Паустовского -стилиста, знатока русского языка сотрудничество языковедов и литературоведов имело бы плодотворные результаты.

Сопоставление произведений Паустовского с творчеством других писателей является необходимым для выявления оригиналь

1/ Гусарова Н.П., Шаулова Ф.С. Работа К.Г.Паустовского над языком художественного произведения. Методическая разработка к спецкурсу по стилистике. - Рига, 1977. ности Константина Паустовского с одной стороны и для утверждения его соотнесенности с советской литературой с другой. Надо отметить, что еще не все архивные материалы о Паустовском в Институте мировой литературы имени А.М.Горького, в ЦГАЛИ, ЦГИАМ, в Литературном музее, спецфонде Государственной библиотеки имени В.И.Ленина и личные папки писателя изучены советскими литературоведами. Большие заслуги в собрании материалов творчества Паустовского имеет литературовед Лев Абеле-вич Левицкий. Он не только автор "Очерка творчества Паустовского" /М., 1977/, но и составитель книги произведений писателя, которые не были включены в собрание сочинений*/.

Константин Георгиевич в беседе с Левицким в 60-е годы в Тарусе сказал: "Я думаю - наверно это случается с каждым писателем - не о тех книгах, что когда-то мною были написаны» их даже порой забываешь, а думаю я о том, что пишу сейчас и что потом напишу - дай только бог, чтобы у меня хватило времени написать все, что я задумал"^.

В сегодняшней международной обстановке советская литература стоит в центре внимания классовой борьбы. Буржуазные идеологи стараются сделать все, чтобы распространить антисоветизм. Они искажают даже произведения лучших представителей советской литературы.

1/ Паустовский К. Рассказы, очерки и публицистика, статьи и выступления по вопросам литературы и искусства. - М.,

1972. 2/ Там же, с.З.

В первую очередь их нападки направлены нэ метод социалистического реализма, на партийность советской литературы и на концепцию героя.

Народ ЩР может с гордостью сказать, что советская литература стала составной частью нашей социалистической культуры. Ее классиков гражданин ЩР уважает так же, как и немецких. Сегодняшний день ЩР немыслим без благородного влияния советской литературы на трудящихся. Тем литературоведам, которые занимаются преимущественно советской литературой, следует всегда иметь в виду взаимосвязь между историей, литературным произведением и областью человеческой жизни, на которую они хотят повлиять. Такой подход определяет выбор отдельных произведений советских писателей для анализа непосредственно под углом зрения актуальных задач строительства социализма в ЩР. Что касается творчества Паустовского, - повторим это - надо отметить специфичную особенность романтического течения в методе социалистического реализма: сосредоточенность писателя на внутреннем состоянии, переживании человека. Это требует особых художественных средств, анализ которых мы еще не вполне освоили. Это, например, отражается даже в художественных переводах произведений Паустовского на немецкий язык, справиться с которыми, наверное, нелегко. По-моему , тут литературоведы ЩР должны высказаться и повлиять на уровень переводов художзственной литературы.

Вторая задача литературоведения ЩР в исследовании творчестэа Паустовского состоит в подготовке читателя к восприятию романтических произведений /нужно опираться на воображение человека, побуждать его к ассоциативному мышлению, эмоциональной оценке и др./.

Современная духовная жизнь ОДР характеризуется завершенным выражением ранее складывающихся тенденций и возникновением новых. В условиях роста нравственной требовательности общества к человеку, человека - к обществу, человека - к человеку уроки К.Паустовского и прежде всего его главный тезис -осознание возросшей ценности человеческой индивидуальности при социализме - играют громадную роль при формировании всесторонне развитой личности.

Ярко выраженная гуманистическая направленность произведений К.Паустовского помогает немецким читателям ответить на многие сложные вопросы не только о целях, но и путях социального прогресса. В произведениях советского писателя отразилось и объективное стремление всего общества к более зрелому и гармоничному типу нравственно-этических отношений, и субъективное желание этого отдельными людьми. Подобные процессы в другой форме и на другом уровне, происходят сейчас и в 1ДР. Поэтому произведения русского художника о русской действительности помогают немцам глубже постичь закономерности собственного национального развития.

Вера в человека, в его способность преобразовать мир, создать подлинно человечные обстоятельства для расьдэытия всех потенциальных возможностей личности порождает у К.Паустовского тот нравственно-этический оптимизм, без которого немыслим сегодняшний день ЩР. В полный голос говоря о нравственной и эстетической значимости социалистического труда, о преемственности традиций и поколений, о мудром языке природы и искусства, о торжестве социалистической морали, К.Паустовский отразил многие стороны русского национального мира в социалистическую эпоху.

Художественное исследование силы национального сознания, глубины народного духа в период, имеющий всемирно-историческое значение, сделало его творчество общечеловеческим, привело к открытиям такого масштаба, которые могут быть творчески использованы и писателями ЩР.

Являясь певцом русской самобытности, пламенным патриотом Советской России, без которой ему^ельзя жить, как нельзя жить без сердца" /т.7, с,556/, К.Паустовокий всегда остается твердым и последовательным интернационалистом, потому что он "признал социализм единственным обществом, способным осуществить его концепцию прекрасного"*/.

1/ Heues Deutschland, 1972, 31. Mai.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вебер, Татьяна, 1983 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма.

2. Маркс К., Энгельс Ф, Экономико-философские рукописи 1844 года. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956, с.517-642.

3. Маркс К. Тезиса о Фейербахе. Соч. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1956, т.З, с * 1-4 +

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1961, т.20, с.33&-626.

5. Маркс К. Капитал. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат, I960, т.23, с.43-784.

6. Маркс К,, Энгельс Ф. Об искусстве. М.: Искусство, 1957, т.I, 631 с, т.2, 759с.

7. Ленин: В.И. Партийная организация и гартийная литература, Поли.собр.соч., изд.5-^е . - М.: Политиздат, 1968, т.12, с.99-105,

8. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. -Поли,собр.соч., изд.5-е. М.: Политиздат, 1968, т.18, с. 7-384.

9. Ленин В.й. Философские тетради. Поли.собр.соч., изд.5-е. - М.: Политиздат, 1969, т.29, с.3-622.

10. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союзамолодежи 2 октября 1920 р.). Поли.собр.соч., изд.5-е. -М.: Политиздат, 1970, т.41, с.298-3X8.

11. Ленин В.И. о литературе и искусстве: Сборник. Вступительная статья Б.С. Рюрикова. 6-е изд. - М.: Худож. лит., 1979. - 827с.

12. Документы и материалы КПСС и советского государства.

13. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976,-144с.

14. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971.- 319с.

15. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.- 256с.

16. Материалы ХШ съезда КПСС. М,: Политиздат, 1981. - 223с.

17. Конституция (Осноеной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР Девятого созыва, 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 61с.3. Материалы СЕПТ.

18. Социалистическая единая партия Германии. Съезд,9.й. Берлин, май 1976. Материалы. -Dresden: Zeit im Bild, 1976.

19. Социалистическая единая партия Германии. Съезд,10.й. Берлин, апрель 1981 г. Материалы. -Dresden: Zeit im Bild, 1981.

20. Произведения К.Г.Паустовского.

21. Паустовский К.Г. Собр.соч., в 8-ми томах. М.: Худож. лит., 1967, т.1-3; 1968, т.4-5; 1969, т.6-7; 1970, т.8.

22. Паустовский К.Г. Собр.соч. в 6-ти томах. М.: Госполитиздат, 1957, т.1-3; 1958, т.4-6.

23. Паустовский К.Г. Рассказы: Очерки и публицистика; Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, -М.: Худож. лит., 1972. 526с.

24. Паустовский К.Г. Потерянные романы. Калужское книжное изд-во,' 1962. - 256с.

25. Дроизведения К.Г.Паустовского в переводах на немецкий язык (по времени опубликования),61.1. Kara-Bugas. Der Menscli erobert die Wuste.-Moskau: Verlag Genoasenschaft auelandischer Arbeiter in der

26. UdSSR, 1934. tlbersetzung von Ruthenberg.

27. Wiederauflage Wien: Globus-Verlag, 1948.- 147 S.61.2. Das Schicksal des Charles Lonceville.-Moskau: Verlag Genossenschaft auslandischer Arbeiter in der

28. UdSSR, 1934. Ubersetzung von L. Becker.61.3. Die Kolchis.

29. Moskau: Verlag Genoasensehaft auslandischer Arbeiter in der

30. UdSSR, 1936. Ubersetzung von J. Kagan.

31. Wiederauflagen Berlin: Aufbau-Verlag, 1946.-150 S.

32. Ubersetzung von J.v.Koskull.

33. Wiederauflage Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag,1968.-502 S. Ubersetzung топ G.Schwarz, H.Burck, K.Walther u.a.61.21. Der rote Rauber. Abenteuer mit Tieren.-Bayreuth Loewe,1969.

34. Presee SU (A und B),1971,15.Nov., Nr. 134, Beilage 16 S.62.3. Bild, Erzahlung und Trauerrede xiber K.Paustowski.-Preie Welt, 1968, Heft 34, S. 28-29.62.4. Bondarew J. Ein Meister des Wortes. Zu K. Paustowskis 70. Geburtstag.

35. Sowjetliteratur, 1962, Heft 10, S.174-178.62.5. Ein bedeutender sow^etischer Erzahler. Lenin-Preistrager K. Paustowski verstorben.-Berliner Zeitung, 1968, 16. Juli, Nr.194, S. 6.62.6. 1. Todestag des sowjetiechen Schriftstellers K.G.Paustowski.

36. Neue Zeit (B), 1978, 17. Juli, Nr. 166, S.4.62.9. Hiersche A. Goldkorner im Alltag. Zum SO.Geburts-tag von K. Paustowski,

37. Heue Zeit (В),19б2, 18*Mai, Nr. 144.62.18, Roskin A. Die Reise Pauetowskis aus dem Lande Grins•

38. Рецензии на произведения К.Г.Паустовского на немецком языке,6*3.1* Alexanjan J* К* Paustowski: Ein Buch Uber einen Meister der Prosa.

39. Phil. Рак., Diss, vom 15.9.1969.64.2. Reischle,Irmhild. Konstantin Paustovskijs Auffassung vom dichterischen Schaffen.- TUbingen, 1970.- 146 S.

40. Phil. Рак. Diss, vom 4.2.1970.64.3. Kasack,Wolfgang. Der Stil K.G.Paustovskijs. Koln, 1971.- 304 S., Habilitationsschrift.64.4. Kirsten,Utz. Mensch und Katur in kUnstlerischer Sicht.- Rostock, 1978.-250 S., Habilitationsschrift.

41. Общие литературоведческие и теоретические работы.

42. Борщуков В.И. История литературы и современность: Методологические проблемы изучения истории русской советской литературы. М.: Наука, 1972. - 338с.72. ^ушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 227с.

43. Введение в литературоведение: (Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов/ Г.Н.Поспелов, В.Е.Хализев, П.А.Николаев и др.); Под ред. Г.Н.Поспелова. -М.: Высшая школа, 1976. 422с.

44. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1977. - 272с.

45. Виноградов В.В. О теории художественной речи. -М.: Высшая школа, X97I. 240с.

46. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 656с.

47. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. -М.: Наука, 1976. 511с.

48. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. - 256с.

49. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: 1958. - 216с.

50. Гуманизм и современная литература. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 406с.

51. История русской советской литературы, М.: Высшая школа, 1970. - 695с.

52. История русской советской литературы (40-70-е годы). М.: Просвещение, 1980. - 496с.

53. История русской советской литературы. В 4-х томах. М.: Наука, I967-I97I. - т.1, 835с; т.2, 666с; т.З, 643с; т.4, 765с.

54. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. - 766с.

55. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе. М.: Сов. писатель, 1975. -504с.

56. Левидов A.M. Агтор образ - читатель. - Л,: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. - 360с.

57. Литературные направления и стили: Сб. статей, посвященных 75-летию проф. Г.Н.Поспелова; (Под ред. П,А.Николаева, Е.Г.Рудневой). М.: Йад-во Московского ун-та, 1976. - 390с.

58. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. 2-е изд. - Сов.писатель, 1970. - 333с.

59. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. 2-е изд.- М.: Сов.писатель, 1975. 487с.

60. Национальное и интернациональное в советской литературе. (Сб. ст. Ред. коллегия: Г.й.^юмидзе и С.М.Хи-тарова). М.: Наука, 1971. - 518с.

61. Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс, 3-е изд. доп. - М.: Современник, 1975. - 624с.

62. Овчаренко А.И. Социалистический реализм. М.: Сов.писатель, 1977. - 160с.

63. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Госполитиздат, I960. - 640с.

64. Петров С.М. Возникновение и формирование социалистического реализма. 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1976. - 416с.

65. Петров С.М. Социалистический реализм в художественной литературе. Очерк. М.: Сов.писатель, 1976. - 216с.

66. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. -М.: Изд-eo Моск. ун-та, 1970. 328с.

67. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351с.

68. Потебня А.А. Эстетика и поэтика: (Сборник). -М.: Искусство, 1976. 614с.

69. Поэтика и стилистика русской литературы. (Сб. статей). Д.: Наука, 1971. - 459с.

70. Русские писатели о литературном труде. (ОТ-ХХ be) Сборник. В 4-х т. Л.: Сов. писатель, 1956, т.4. - 860с.

71. Советская литература и мировой литературный процесс. Идейно-эстетические проблемк. Сб. ст. - М.: Наука, 1975. -317с.

72. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе.-4-е изд. М.: Сов.писатель, 1970. - 654с.

73. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Ред. коллегия: Г.Л.Абрамович и др. М.: Изд-во АН СССР, 1962-65. 3 т. Кн. I. Образ, метод, характер.-1962. - 452с.

74. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. 5-е испр., дополн., изд. - М.: Просвещение, 1976. - 448с.

75. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1972. - 408с.

76. Т.37- Die Haturproblematik in der realistischen Literatur: Materialien der VJiss. Konf. der Sekt. Sprach.-und Literaturwissenschaft wahrend der Rostocker Univeraitatstage 1975 in swei Teilen.- Rostock^1975 Tell 1 110 S. Teil 2 120 S.

77. Geschichte der russischen Sowjetliteratur. 2 Bande (Bd.1, 1917-1941; Bd.2, 1941-1967) / Leitung Harri Jiingerj Herausgeber Willi Beitz, Barbara Hiller, Harri Jiinger, Gerhard Schaumarm.- Berlin: Akademie-Verlag, 1973-1977. Bd.1 647 S.1. Bd.2 608 S.

78. Handbuch der Sowjetliteratur (1917-1972). / Herausgegeben von Prof. Dr. habil. Hadeshda Ludwig.-VEB Bibliographisches Institut Leipzig» 1975.-616 S.

79. John, Erhard. Problem© der marxistisch-leninistischen Asthetik: Bd.1 Kunst mid Wirklichkeit.-VEB Max Niemeyer Verlag, Halle (Saale) 1976.-322 S. Bd.2 Kunst und gesellschaftlich.es Leben.-VEB Max Niemeyer Verlag, Halle (Saale) 1978.-260 S.

80. Zur Theorie des sozialistischen Realismus./ Gesamtleitimg: Hans Koch, Redaktionskollegium.- Berlin: Dietz-Verlag, 1974.-915 S.

81. Литературоведческие работы о романтизме.

82. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 403с.

83. Вопросы романтизма. Сб. Ред. коллегия: Гуляев Н.А. и др. Калинин, 1974. - 137с.

84. Гаджиев А.А. Романтизм и реализм. Баку: Элм, 1972. - 348с.

85. Гей Н.К.: Пискунов В.М. Эстетический идеал советской литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 208с.

86. Дубровина И.М. Романтика в художественном произведении. М.: Высшая школа, 1976. - 256с.

87. Егорова Л.П. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966. - 133с.

88. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. М.: Наука, 1973. - 272с.

89. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. Н.Тихонов. М.Светдов - З.Багрицкий. (Учеб. пособие по спецкурсу для филол. фак. ун-тое). Изд. 2-е, доп. - М.: Высшая школа, 1973. - 319с.

90. Манн Ю.В. К истории русского романтизма. Сб. ст. Ред. коллегия: Ю.В.Манн и др. М.: Наука, 1973. - 551с.

91. Проблемы романтизма. Сб. I-П. М.: Искусство, 1967-71г. I Сост. У.Р- 360с. П Сост. А.М.1Уревич. - 302с.

92. Проблемы романтизма.в художественной литературе и критике: (Сб. ст./ Науч. ред. проф. Л.И.Савельева).

93. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. 168с.

94. Литературоведческие работы о рассказе.

95. Антонов С.П. Письма о рассказе. М.: Сов.писатель, 1964. - 300с.

96. Грознова Н.А. Щубин Э.А. Русский советский рассказ: Теория, и история жанра: Емблиогр. указ. 1917-1967. Отв. ред. К.П.Лукирская. Л.: Б-ка АН СССР, 1975. - 172с.

97. Заморий Т.П. Современный русский рассказ. Киев: Наукова думка, 1968. - 254с.

98. Макина М.А. Русский советский рассказ: Вопросы развития жанра. Л.: ЛГПИ, 1975. - 351с.

99. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М.: Сов. Россия, 1964. - 109с.

100. Нинов А.А. Современный рассказ. Л.: Худож.лит., 1969. - 288с.

101. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М.: Просвещение, 1978. - 208с.

102. Романец М.В. Проблема гуманизма в современном русском рассказе. ХарькоЕ: Изд-во Харьк. ун-та, 1969. -119с.99 '.русский советский рассказ: Очерки истории жанра. (Под ред. проф. В.А.Ковалева . Л.: Наука, 1970. - 734с.

103. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 182с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.