Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 1910-1940-х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Мантрова, Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мантрова, Светлана Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ПРОЗЕ
К.ПАУСТОВСКОГО 1910 - начала 1930-х гг.
1.1. Проза 1910 - 1920-х гг. как попытка конструирования концепции единства человека и природы.
1.2. Неизведанная природа — герой-первооткрыватель в повести «Ка-ра-Бугаз».
1.3. «Ошибающаяся» природа - герой-преобразователь в повести «Колхида».
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ К.ПАУСТОВСКОГО НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПРОЗЕ второй половины 1930 - 1940-х гг.
II. 1 «Счастье в Мещорском краю»: свойства и функции героя- странника.
П.2. Мотив сотворчества в «Повести о лесах».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественный мир малой прозы К.Г. Паустовского 1940-1960-х годов2010 год, кандидат филологических наук Летохо, Елена Васильевна
Рассказы К. Г.Паустовского 50-60-х годов1983 год, кандидат филологических наук Вебер, Татьяна
Проблема творческой эволюции писателя (К.Г.Паустовский)1984 год, доктор филологических наук Кременцов, Леонид Павлович
Художник и время в автобиографической прозе И.А. Бунина ("Жизнь Арсеньева") и К.Г. Паустовского ("Повесть о жизни")2009 год, кандидат филологических наук Курбатова, Юлия Владимировна
Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева2006 год, кандидат филологических наук Чанкаева, Любовь Робертовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и природа в прозе К.Г. Паустовского 1910-1940-х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции»
Проблема взаимоотношений человека- и природы, для истории, русской литературы не нова. К ней в разное время^ обращались многие поэты, прозаики, литературные критики; философы. В отечественном'литературоведении- исследован* и* ряд проблем, связанных с творчеством К.Паустовского, с осмыслением им'проблемы взаимоотношению человека и природы. Практически все ныне существующие исследования прозы К. Паустовского в той или иной мере касаются проблем интерпретации писателем темы «человек и природа». В .работах JI.C. Ачкасовой, Г.П. Трефило-вой, А. Ивича, B.C. Ильина, С.Ф. Щелоковой, Л.П. Кременцова, JI.A. Левицкого уделено внимание поэтике природы, натурфилософским воззрениям и их отображению в эстетике писателя [1].
Литературоведы исследуют и отдельные произведения, и циклы К.Паустовского по жанрово-хронологическому и тематическому принципам. Появляется ряд диссертаций, где проблеме взаимоотношений человека и природы уделено особое внимание. Решение проблемы «человек и природа» Л.С. Ачкасова связывает с «преобразованием гносеологических основ» романтического творчества Паустовского [2]. Исследователи ставят и пытаются решить вопросы идейно-тематического содержания, особенностей творческого метода, принципов типизации, эволюции творчества, соотношения романтического и реалистического начала, языка произведений Паустовского. Проблема героя интересует Н.П. Антипьева, он в частности отмечает, что герои Паустовского - «обыкновенные люди», необыкновенна их любовь к родной земле, которую они воспринимают как живую [3]. И.Ю. Чистякова пишет об особенностях пейзажа, который нередко становится основой сюжета произведения [4]. Е.В. Попова прослеживает романтические тенденции в* историко-биографических повестях, обращая внимание и на изображение взаимоотношений человека и: природы, [5]. Характеристике «Мещерского, цикла» посвящена работа 3:G: Киреевой, она считает одной из отличительных особенностейшроизведений, посвященных Мещере, присутствие героя-автора; через; восприятие которого даны события? [6]. С.Ф. ХЦелокова пишет о завершении/ идейно-художественных поисков, в «Мещерской стороне», когда у художника «рождается чувство "второй родины", патриотическое чувство любви к. Родине "большой"»: [7]. Т.Вебер отмечает стремление Паустовского 1950-60-х гг. раскрыть влияние природы, на формирование человека [8]. Г.ГТ. Трефилова подчеркивает преемственность в; творчестве К.Паустовского, который развивает «традицию гармонической прозы., идущей от Лермонтова и;Тургенева» [9].
Авторы литературоведческих работ отмечают интерес: Паустовского к теме природы и соотносят, его произведения с произведениями» Чехова, Бунина, Грина, Горького,. Гайдара, Пришвина, Леонова, других писателей. Так, H.A. Куделько прослеживает единство натурфилософских взглядов И.Тургенева и К.Паустовского [10]. А.Барковская акцентирует чеховские традиции в творчестве писателя [11], П.Генри - близость творческой манеры К.Паустовского и И.Бунина [12]. Руссоистские мотивы в натурфилософии писателя прослеживает С.Олливьс [13]. B.C. Ильин выделяет этногео-графические циклы произведений Паустовского в соответствии с поездками писателя по стране: «южный, северный и цикл произведений, созданных на материале средней полосы России [14]. Изображению Грузии в произведениях Паустовского («Кара-Бугазе», «Колхиде» и др.) посвящено исследование И.Е. Адеишвили [15]. Проблема взаимодействий человека и природы рассматривается в диссертации Ноэ Силвы [16].
В . общих чертах прослеживается и проблема эволюции эстетической концепции К.Паустовского. Исследователи обращали внимание и на романтические тенденции в «современной» и исторической прозе
К.Паустовского [17]. Так, Е.А. Алексанян считает, что Паустовский; к тридцатым годам, утвердился окончательно в понимаш 1 и прекрасного как краг соты в обыкновенном и отошел от поисков прекрасного в исключительном, экзотическом: Алексанян; указывает на особенности?типов героев писателя: «герой Паустовского - прекрасныйчеловекнапрекрасной земле в общений с; поэтической«сферой природы, воспитывающий в? себе: новое: отношение к миру, живое и цельное» [18].
Л.А. Левицкий отмечает взаимообусловленность тем и. проблем произведений Паустовского, прослеживает эволюцию его эстетических: взглядов. Наряду с другими выводами, Левицкий; отмечает, что интерес Паустовского к природе Мещеры определен возрастом зрелого писателя [19].
На современном этапе интерес к творчеству Паустовского не угасает. Открыт Музей-центр К.Паустовского в Москве, проводятся? научные конференции, выходит в свет журнал «Мир Паустовского». В 2002 году опубликована этапная работа Л:П. Кременцова «Книга о Паустовском; Очерки творчества» [20], в которой* дан основательный системный.подход к творчеству писателя, прослежена эволюция: его эстетических предпочтений. Опубликованы воспоминания- письма^ неизвестные ранее рукописи («Золотая нить», дневник «1920 год» и др.). Вышли в свет 3-сборника материалов и сообщений «К. Паустовский», в которых представлены работы^ ведущих исследователей творчества писателя (П.Генри, Л.Кременцова, С.Олливье, Л.Ачкасовой, Н.Куделько, С.Щелоковой, А.Лященко, В.Базилевской, Л.Судавичене и др.).
Однако до сих пор проблеме эволюции натурфилософских воззрений писателя не уделялось должного внимания, тема взаимоотношений человека и природы в творчестве Паустовского 1920 - 1940-х годов не раскрывалась в рамках, широкого философского и литературного контекста. Творческая эволюция объяснялась, большей частью, лишь сугубо внутренними, психологическими или только внешними причинами: Много неясностей остается и в вопросе об истоках и направлении развития натурфилософских воззрений- писателя. Действительность ставит перед исследователями* новые задачи, необходимость нового прочтения в том числе и литературной классики, к, разряду которой по-праву принадлежат многие произведения^ К.Паустовского.
Актуальность исследования^ эволюции натурфилософских воззрений Паустовского, типологии его героев, специфики конфликтологии его произведений' обусловлена новой социально-исторической-парадигмой, изданием ранее неизвестных его произведений, а так же необходимостью связать интерпретацию проблемы «человек - природа» с широким философским и литературным, контекстом, со складывающимися современными подходами к, изучению литературного процесса первой половины, двадцатого века. Актуальность исследования обусловлена также его связью с развивающимся научным направлением' кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института «Исследование национального самосознания и национального характера в русской литературе».
Научная новизна исследования заключается" в том, что предметом его специального системного изучения является проблема творческой эволюции натурфилософии К.Паустовского, типология его героя, специфика его конфликтологии.
Объектом исследования являются эволюционирующие натурфилософские воззрения К.Паустовского, реализовавшиеся в персонажной сфере его художественных произведений, в их конфликтах и композиционно-поэтических приёмах.
Материалом исследования является разножанровая проза К.Паустовского 1910 - 1960-х гг. («Золотая нить», «Кара-Бугаз», «Колхида», «Мещорская сторона», «Повесть о лесах», рассказы, дневниковые записи, письма и т.п.), связанная с творчеством писателя литературная! критика, историко-литературные работы о нем.
Творческая эволюция взглядов Паустовского на взаимоотношения человека и природы,, специфика'осмысления их конфликта, типы- и разновидности* героев его этапных произведений является предметом^ исследования данной диссертации.
Цель исследования: проследить эволюцию взглядов Паустовского на взаимоотношения человека и природы в системе натурфилософских воззрений,писателя, философского и литературного контекстов, охарактеризовать наиболеё актуальные для писателятипы героев, их связь с развитием мировосприятия художника 1910 - 1940-х гг.
Основная гипотеза исследования: натурфилософским, воззрениям Паустовского 1910-1940-х годов, при явной их эволюционной динамичности, присущи антиномичность, цельность, системность и* последовательность.
В прозе десятых - двадцатых годов конфликт «природа — человек» есть противопоставление природного, естественного для человека; и социального, привнесенного цивилизацией (революциями, войнами).
В повестях начала тридцатых годов («Кара-Бугаз» и «Колхида») природа рассматривается как сопротивляющаяся воле человека, несовершенная, допускающая «ошибки» стихия и как источник богатств общества, познавшего её тайны. С этим связан преобразовательский пафос произведений.
В произведениях середины тридцатых - сороковых годов звучит мотив сотворчества, идея слияния человека с природой. Здесь слышны руссоистские идеи и мотивы ранних произведений К.Паустовского: человек и природа - звенья единой системы. Человек не должен нарушать совершенство окружающего мира, а стремиться жить с ним в согласии. Мотив сотворчества с природой, чаемой гармонии отношений человека и природы становится господствующим в «Повести о лесах», других произведениях.
Для доказательства нашей гипотезы и достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
• выявить особенности взглядов Паустовского на проблему конфликта человека1 и природы в десятые - сороковые годы; интерпретировать Паустовского как автора* оригинальной натурфилософской концепции и охарактеризовать эту концепцию;
• дать характеристику наиболее актуальным для« писателя типам героев, проследить их связь с развитием мировосприятия художника 1910 - 1940-х гг.;
• соотнести' эволюцию натурфилософских воззрений писателя с литературным и социокультурным контекстом.
• определить адекватность, поэтических приемов прозы Паустовского сложности решаемых философских проблем.
Методологическую базу исследования составляют философские и культурологические труды H.A. Бердяева, JI.H. Гумилева, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетинского, Ж.-Ж. Руссо, B.C. Соловьева, О. Шпенглера; К.Г. Юнга. Учтена актуальная для общественного сознания России иЕвропы 19101940-х гг. марксисткая философская доктрина. Методологической основой диссертации являются также историко-культурные и литературоведческие исследования А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, Н.В. Борисовой, А.Н. Весе-ловского, Н.Ю. Желтовой, Л.П. Кременцова, Т.А. Никоновой, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева, К.В. Чистова и других. Определяющим для нас является историко-литературный способ интерпретации художественного творчества как традиционно ведущий метод отечественного литературоведения и как метод, наиболее адекватный теме исследования.
В литературоведении давно уже сложилась и периодизация творчества К.Паустовского. Традиционно выделяют периоды «экзотического» творчества (1920-1929), научно-художественного (1932-1939, 1955), «северного» (конец 1930-х гг.) и подчиненного теме искусства [21]. Творческий путь писателя разделяют и по-другому: «"ранняя" проза — писатель поздно пришел в литературу и числил себя в учениках до 40-летнего возраста, и — время литературной зрелости с начала 1930-х гг.» [22]. Исследователи* выдет ляют также «увлечение романтикой! и экзотикой», характер]юе для прозы 1920-х годов,,,пристрастие* к: «производственной» тематике (в 1930-е гг.) и «открытие» природыСредней полосы России в середине тридцатых годов.
Однако^ натурфилософские воззрения Паустовского; не: вмещаются в ставшие уже традиционными классификации. Здесь нам ближе точка зрения Л.П. Кременцова: «Важнейшей особенностью творческой манеры Паустовского является постоянное,- в течение всей; жизни — возвращением излюбленным темам-и-образам. Но, возвращаясь, писатель не повторяется. На каждом; этапе его- творческой эволюции! происходит дальнейшее^ развитие, обогащение, углубление: темы. В ней отыскиваются новые и неожиданные оттенки» [23].
Действительно, в: творчестве писателя, оригинальным; образом сочетаются и переплетаются? темы, идеи;, много реминисценций не только из произведений других писателей, но и собственных. Достаточно1 обратиться к истории создания упомянутых выше произведений^ чтобы сделать вывод: натурфилософию- писателя нельзя «разрывать» на «хроно-топографические» отрезки,, связывая только^ с определенным периодом творчества и местом. Для Паустовского проблема взаимоотношений« человека и природы была актуальна всегда. Разнообразные же решения этой проблемы, связаны с идейными и художественными исканиями, а также с особенностями таланта писателя: всегда возвращаться к излюбленным темам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблема взаимоотношений человека и природы всегда была в центре оригинальных философских размышлений Паустовского и складывалась как под воздействием; социально-исторических изменений;,так.и;под влиянием; философских; идей, органически воспринятых и писателем.
2! Представляя« собошцелостную* систему,, натурфилософские: воззре-нияК.Паустовскогонапротяжениищесятых-сороковых годов не были ста-тичиы, органично развивались, корреспондируя как с литературнымшфи-лософским-; контекстом;так и с контекстом собственного творчества писателя предшествующих периодов.
3. Паустовский создал свою оригинальную натурфилософскую концепцию героя; в которой природное всегда соотносится« с «человеческим» как оппозиция;или гармоническое единство.
4. Главенствующие; свойства- героя; определяют его отношения с природой, которые в разные периоды рассматриваются и оцениваются писателем под разным; углом зрения. На первый план» последовательно выдвигаются идеи бегства; в;природу, преобразования; природы^ гармонии человека и природы, сотворчества и единения с природой.
5. Характерные мотивы сюжетов произведений? К.Паустовского, символика-их природных образов;, индивидуализация героев; пейзаж нацелены на выражение сложных натурфилософских воззрений^п^
6. Описания природы имеют в произведениях самостоятельные функции, не только- указывая на место и время, выражая оценку автора, раскрывая внутренний мир; героев; но и приобретая; сюжетообразующую функцию, самоценность и значимость.
7. Художественно-изобразительные приемы поэтики прозы К.Паустовского в наибольшей степени нацелены на выражение его сложных натурфилософских взглядов.
Теоретическая > значимость диссертационного исследования обусловлена разработкой положений о связи творчества; писателя, с; доминирующими общественными идеями; о направленности эволюции; творчества, уточнением понятий «литературный тип», «конфликт», определением нетрадиционных функций пейзажных описаний.
Практическое значение результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе преподавания курса истории русской литературы первой половины XX века на филологических факультетах, в школьном изучении творчества К.Г. Паустовского.
Апробация работы осуществлялась на Международных научных конференциях «Наследие К.Г. Паустовского и современность: экология, культура, нравственность» (Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, 2007); «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (Мичуринск, МГПИ, 2007); «Человек и природа в русской литературе» (Мичуринск, МГПИ, 2008); «Литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008); «М. Шолохов в современном мире» (Москва, МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008 - 2010); на научных конференциях профессорско-преподавательского состава МГПИ (Мичуринск, МГПИ, 2007 -2010).
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественная эволюция К.Г. Паустовского: 1910-1920-е годы2012 год, кандидат филологических наук Терехова, Елена Сергеевна
Повесть "Кара-Бугаз" как лаборатория художественного метода К. Паустовского периода 1930-х годов2010 год, кандидат филологических наук Мызников, Дмитрий Викторович
Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков)2005 год, доктор филологических наук Куделько, Наталья Александровна
Натурфилософская проза второй половины XX века: концепция личности2010 год, кандидат филологических наук Бондаренко, Елена Николаевна
Философия природы Н.В. Гоголя и поэтика природоописаний в его прозе2006 год, кандидат филологических наук Тулякова, Елена Ивановна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мантрова, Светлана Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, натурфилософские воззрения' К.Паустовского, на протяжении 1910, - 1940-х гг. претерпели существенную эволюцию, обусловленную как движением общественного сознания, так и< развитием мировосприятия самого художника от настроений распада и, упадка к пафосу покорения природы и революционного преобразования её, исправления её «ошибок», а,затем к идеям бескорыстной любви к неброской природе родины, к концепции, сотворчества человека-и природы.
Складывающиеся в 1910 - 20-е гг. натурфилософские воззрения К.Паустовского испытали значительное воздействие идей Ж.-Ж.Руссо, В:С.Соловьева, оказались созвучными, пессимистическим концепциям социальной истории О.Шпенглера, Н.А.Бердяева. В письмах и художественной прозе десятых - двадцатых годов конфликт «природа - человек» есть трагическое противостояние природного, естественного для человека; и* социального, привнесенного цивилизацией (деградация традиционной культуры, революции, войны). Спасением для рефлектирующего героя Паустовского этого времени (как и для персонажей А.Куприна, М.Пришвина, В.Арсеньева) оказывается уход, бегство в природу. Повесть «Золотая нить», как и некоторые рассказы этого периода, представляют собой продуктивную попытку формулирования собственной, во многом оригинальной,'целостной концепции взаимоотношений человека и природы, суть которой сводится к представлению о природе, как спасительного для человека, очищающего, производящего красоту и гармонию животворящего лона мироздания. Мир, разрушенный дисгармонией войн и революций, человек, потрясенный социальным хаосом, нуждаются во врачевании гармонией природы.
Представляя собой целостную систему, натурфилософские воззрения К. Паустовского на протяжении десятых - сороковых годов не были статичны, органично развивались, корреспондируя как с литературным и философским контекстом, так и . с контекстом собственного? творчества писателя предшествующего и последующих периодов.
Вшовестш«Кара-Бугаз» КШаустовскишнетолькошредельносозвучеш преобразовательскому пафосу советской литературы и общественного сознания начала 1930-х годов, но историей Кара-Бугаза и его преобразователей собственно; и создает;этот характерный для»литературы? 1930-х гг. созидательный пафос. Жизнь природы и человеческой души, раскрыты в сложном противоборстве, в итоге которого рождается «сильное племя новых людей» и преображенный-(правда; пока; еще в мечтах и планах) мир. Преобразование, совершенствование мира и природы открывается героям. писателя в качестве единственного пути для исправления допущенных природой «ошибок». Параллельно с этим для прозаика не менее важной представляется мысль, что «ошибки» природы, подобные несущему смерть; Кара-Бугазу, необходимо .уметь, разгадывать, открывая и в них богатства-.природы, источник совершенствования жизни. Это уточнение окажется важной деталью, из которой получит развитие система идей зрелого и позднего К.Паустовского.
Колхида» — повесть, в которой в отличие от «Кара-Бугаза» преобразовательский пафос рождает не смелую и красивую мечту, а новую преображенную действительность. Столкновение человека и природы изображается здесь с явной симпатией к герою-преобразователю и с явным недоверием к дикой природе «Колхиды». В этом можно усмотреть и дыхание общественного сознания 1930-х гг., и влияние литературного процесса этого времени. Марксистская постановка вопроса об «изменении» мира в 1920 - 1930-е годы из сферы прикладной политологии и социологии была созидателями : утопической «республики труда» перенесена и на отношения человека и природы, на природу. Не «объяснять» природу, а ее «изменять» -эту задачу восприняли и по-своему трансформировали и советские ученые, и советские писатели, обратившиеся-к теме науки, к теме природы. Но не менее важна здесь, помимо указанных причин, органика развития собственного осмысления писателем.сложной' философской проблемы.
Герой-преобразователь «Колхиды» коренным образом трансформирует, переделывает созданное природой, преодолевает сопротивление косной человеческой мысли и разрушительных стихий. Он изображается писателем в качестве центра вселенной, единственного источника созданной им гармонии, красоты. Единой, и единственной представляется здесь и- цель преобразования природы: социально-экономическое благоденствие человека и общества. Антропоцентризм во взгляде на мир здесь уживаются с философским рационализмом* и социальным материализмом; другими актуальными для 1930-х годов философскими доктринами.
Драматические поиски преодоления пессимистичного взгляда на ци-вилизационное развитие вылились к тридцатым годам в принципиально новую систему натурфилософских воззрений Паустовского. Мысль писателя движется от бегства в природу в поисках гармонии мира («Четверо», «Золотая нить»), через попытку переустройства природы без вреда для неё («Ли- ■ хорадка») к идеям завоевания природы, исправления ее «ошибок» человеческим разумом как единственно возможному пути к прогрессу («Кара-Бугаз», «Колхида»). Персонажа-пассионария, преобразователя, как открытие в типологии героя Паустовского, характеризует способность его разума и воли сконцентрировать в себе энергию «массы», подняться и восторжествовать над стихийными силами природы. Черты этого героя, принадлежащего к «сильному племени новых людей», можно соотнести с «новым человеком», с «героем массы» в контексте литературы двадцатых - тридцатых годов. Человек в схватке с хаотическим и стихийным, с природой, обязательно должен победить, именно поэтому Паустовский наделяет своих героев самыми лучшими качествами. Его герой-преобразователь — это яркая разновидность литературного типа «нового человека», разрушающего «несправедливый мир хаоса и строящего «новый мир» разума м гармонии.
В' «Мёщорской стороне» писатель демонстрирует иное, в сравнении с произведениями начала 1930-х гг., отношение к природе, поставив ее на вершину собственной системы ценностей. Пейзажи ^ в этой-повести имеют не подчиненную (как в классических эпических или лирических произведениях) а самодостаточную, подчас - главенствующую роль. Описания природы, изображение природных процессов, жизни природы; приобретают сюжетообразующую и аксиологическую функции. Писателю удалось создать образ Мещеры как деталь «духовной географии» России, «географии русской души» (Н. Бердяев), включивший не только реальные пространственные черты, но и авторские натурфилософские воззрения. Затерянная среди просторов срединной России Мещера и маленький, географический пункт - Солотча, олицетворяя Россию, становятся родными для повествователя'и читателей.
Паустовский в произведениях начала 1930-х гг. запечатлел своё необычное время, сопрягая его с экзотическим пространством. В «Кара-Бугазе» и «Колхиде» пространство-время совпало с преобразовательским духом эпохи — временем больших ожиданий и значительных индустриальных свершений. В «Мёщорской стороне» Паустовский в известной мере опередил свое время: в заурядной для русскою глаза «местности» писатель увидел природную красоту, нуждающуюся не в преобразовании, а во внимательном и благожелательном созерцании, в любовании.
Мещорская сторона» — произведение, задуманное и во многом осуществлённое как изображение края. Метагеографический образ, созданный в разных пространственных и временных планах («близком» и «на расстоянии» - словно рассматривание карты, в настоящем времени, далеком и недалеком прошлом), с помощью звуковых, цветовых и одоративных выразительных средств, символики, восходящей к глубинам народного сознания, сакрализуется. Рассказчик-повествователь передает свою священную и бескорыстную любовь к ставшему для него родным краю.
В «Мещорской стороне» Паустовский выражает новый взгляд на взаимоотношения человека и природы: стремление к гармонии-всего<живо-го. В') создании новой модели отношений человека и природы-Паустовскому помогает найденная им фигура героя-странника, предельно,сближенного с лирическим героем, с автором-повествователем. Герой-странник, путешествующий по дебрям Мещеры, не склонный к искусственной позе непомерного восхищения увиденным и услышанным, — новый тип героя Паустовского. Несомненно, он связан и с путешествующими героями других произведений писателя («Четверо», «Лихорадка», «Кара-Бугаз»). Герой «Мещорской* стороны» тоже в своем роде первооткрыватель. Но он открывает не' богатства дальних стран и окраин СССР, а потому оказывается наиболее естественной фигурой для восприятия и трансляции красоты бескорыстной любви к привычно неярким^ландшафтам срединной России.
В основе конфликтологии К.Паустовского, как и в основе идейной сферы его произведений, находится, и в этом мы видим важнейшую особенность мировосприятия художника, не столкновение между персонажами, героем и социальной средой, а глобальное столкновение между человеком (воссозданным в литературном произведении в виде героя) и природой. Изображаемая Паустовским попытка преодоления этого конфликта, имеющая место в «Мещорской стороне», в «Повести о лесах», оказывается для их персонажей шагом по пути сглаживания, снятия противоречий между человеком и природой, к гармонии между ними.
Повесть о лесах» является закономерным итогом важного этапа развития творчества К.Паустовского, выражением его философии сороковых годов. В повести звучат идеи гармонии человека и природы. Природа становится для героя «Повести о лесах» источником духовных сил, нравственной чистоты, совершенства. В повести продолжена и развита тема сохранения природы, необходимости бережного к ней отношения. Задача человека не навредить, не погубить, а сохранить и приумножить природные богатства.
В «Повести о лесах» активно заявляет о себе мотив сотворчества человека и природы. Разумное сотрудничество человека с природой — такова модель гармонических взаимоотношений человека и природы у зрелого Паустовского. Искусство изображается в «Повести о лесах» и как проявление человеческого гения, и как блестящая попытка человека творить красоту, равную красоте природной.
В произведениях начала тридцатых годов природа у Паустовского мыслится и изображается несовершенной; человек, вторгаясь в нее, вполне обоснованно ее «улучшал». В сороковые годы Паустовскому важно показать совершенство первозданной и «рукотворной» природы, с помощью которой можно улучшить «среду обитания» людей. В повести заявляет о себе новый тип героя-созидателя, который исправляет ошибки не столько природы, сколько цивилизации. Несовершенство созданного человеком мира герои Паустовского исправляют, становясь «сотворцами» природы, используя на благо ее богатства, приумножая и\ и «облагораживая».
Мотив сотворчества в «Повести о лесах» становится преобладающим. Прежние герои здесь значительно потеснены фигурой персонажа, воспринимающего в качестве главной задачи своего существования сотворчество — созидание, сбережение красоты и гармонии мира «рука об руку», вместе с природой.
Важно отметить, что настоящий герой «Повести о лесах» не вторгается в мир природы, не разрушает ее первозданность, а учится сам создавать гармоничные, как в природе, пейзажи и ландшафты. Сады, парки, созданные человеком, его произведения искусства, несут этическую и эстетическую силу, сопоставимую с красотой нерукотворной природы, становятся в свою очередь источником вдохновения и творчества.
Натурфилософские воззрения писателя помогают выразить характерные мотивы сюжетов* его произведений, символика природных образов, индивидуализация героев, пейзаж. Описания природы, природных процессов и состояний (дождь, снег, ветер и т.п.), играют в произведениях Паустовского значимую роль, не только указывая на место и время, выражая оценку автора, соотносясь и раскрывая внутренний' мир героев, но и приобретая доминирующую сюжетообразующую функцию, самоценность и оригинальность.
Поэтических приемы прозы К. Паустовского* вполне адекватны сложности решаемых в его художественных произведениях натурфилософских проблем. Метафорические эпитеты, сравнения, параллелизмы, иные языковые средства, отражают и создают динамику писательской' мысли, его настроений, воссоздают красоту русского пейзажа, многообразие красок и состояний поэтической вселенной К.Паустовского.
Паустовский создал свою оригинальную натурфилософскую концепцию героя, в которой природное всегда соотносится с «человеческим» как оппозиция или гармоническое единство. Натурфилософские воззрения писателя не вмещаются в ставшие уже традиционными классификации и периодизации его творчества. В его прозе оригинальным образом сочетаются и переплетаются темы, идеи, активны реминисценции не только из произведений других писателей, но и из его собственных. Натурфилософию писателя нельзя «разрывать» на «хроно-топографические» отрезки, связывая только с определенным периодом творчества и местом действия повестей и рассказов. Для Паустовского проблема взаимоотношении человека и природы была актуальна всегда. Разнообразные же решения этой проблемы связаны с идейными и художественными исканиями, а также с особенностями таланта писателя: всегда возвращаться к однажды найденным темам и проблемам.
Итак, от попыток постижения красоты природы в ранних произведениях, через стремление преобразовать, усовершенствовать, исправить «ошибки» природы в произведениях начала тридцатых годов Паустовский шел к культу природы как источнику гармонии, красоты, этических начал в человеке, к единению человека и совершенной природы. Такова творческая эволюция К.Паустовского - философа и художника.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мантрова, Светлана Александровна, 2010 год
1. Паустовский К.Г. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. лит., 1967 - 1970.
2. Паустовский К.Г. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худ. лит., 1981 - 1986.
3. Паустовский К.Г. Борьба за будущее //Лит. газ. 1937. - 26 мая.
4. Паустовский К.Г. Ван-Боотен //Лит. Грузия. — 1973. № 9. - С. 78-85.
5. Паустовский К.Г. Великан на Каме. На стройке Березниковского комбината. М. - Л.: Гос. химико-технич. изд-во, 1934. - 50 с.
6. Паустовский К.Г. Встреча с будущим // Соц. земледелие. 1951. -№161.- 12 июля.
7. Паустовский К.Г. Встречные корабли. М.: Мол. гвардия, 1928. — 189 с.
8. Паустовский К.Г. Вторая родина // Пионер. 1936. - № 1. - С. 21 - 23.
9. Паустовский К.Г. Завоевание пустыни // Детская и юношеская литература. 1933. - № 12. - С. 34 - 37.
10. Ю.Паустовский К.Г. Записки Василия Седых. М.- Л.: Гос. изд-во, 1930.31 с.
11. Паустовский К.Г. Зеленая стража // Пионер. 1948. - № 12. - С. 8 - 11.
12. Паустовский К.Г. Золотая нить // Мир Паустовского. 2005. - № 22. -С. 4-5.
13. Паустовский К.Г. Золотая нить // Мир Паустовского. 2007. - № 25 — С.4- 12.
14. Паустовский К.Г. Как я писал «Колхиду» // Неделя. 1968. — 21 июля.
15. Паустовский К.Г. Кара-Ада. ОГИЗ: Мол. гвардия, 1932. - 64 с.
16. Паустовский К.Г. Литературные мечтания // Лит. газета. 1938. — 31 декабря.
17. Паустовский К.Г. Маршал Блюхер. М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1938. —32 с.
18. Паустовский К.Г. Мещорский край // Наши достижения. 1931. - № 4. - С. 16-24.
19. Паустовский К.Г. Морские наброски. М.: РТО водников, 1925. — 73 с.
20. Паустовский К.Г. Минетоза. Морские рассказы. М.: Огонек, 1927. -62 с.
21. Паустовский К.Г. Над чем работают писатели // Наши достижения. — 1936.- №2.-С. 24-27.
22. Паустовский К.Г. Наедине с осенью. Портреты, воспоминания, очерки — М.: Сов. писатель, 1972. -448 с.
23. Паустовский К.Г. Наши недостатки // Лит. газета. 1936 — 26 января.
24. Паустовский К.Г. Новые тропики // Правда 1938. - 1 января.
25. Паустовский К.Г. Прав старый лесничий // Комсомольская правда-1959. — 3 апреля.
26. Паустовский К.Г. Призвание и труд // Вопросы лит. — 1961. — № 2 — С. 167-168.
27. Паустовский К.Г. Семья Зуевых // Комсомольская правда. — 1938. -29 октября.
28. Паустовский К.Г. Смежные мысли // Лит. газета. 1938. — 7 ноября.
29. Паустовский К.Г. Соликамск // Наши достижения. 1932. — № 4. — С. 34-39.
30. Паустовский К.Г. Социалистический пейзаж // Лит. газета. — 1934. — 6 ноября.
31. Паустовский К.Г. Течение новых рек // Соц. земледелие. — 1952. -№ 1. -С.З.
32. Паустовский К.Г. Упрек возвращаю // Лит. газета. 1933. - 17 ноября.
33. Паустовский К.Г. Умение видеть // Вопросы лит. 1963. — №12 — С. 42-45.
34. Паустовский К.Г. 1920 год // Мир Паустовского. 2005. - № 23. -С. 7 — 11.1.
35. Аксаков C.T. Собр. соч.: в 4 т. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1956.
36. Блок A.A. Стихотворения и поэмы. М.: Худ. лит., 1983. - 206 с.
37. Бунин И.А. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Воскресенье, 2006. - Т. 13. -536 с.
38. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Окаянные дни. М.: Худ. лит., 2005. -444 с.
39. Вольтер. Орлеанская девственница. Философские повести. — М.: Худ. лит., 1971.-719 с.
40. Гете И.В. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худ. лит., 1976. - Т. 2. - 510 с.
41. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1949 - 1955. - Т. 27. -589 с.
42. Городецкий С. Избранные произведения: в 2 т. М.: Худ. лит., 1987. -Т. 1.-479 с.
43. Гумилев Н. Собр. Соч.: в 3 т. М.: Худ. лит., 1991. - Т. 3. - 430 с.
44. Гумилев Н.С. Избранное. — М.: Просвещение, 1990. 384 с.
45. Заболоцкий Н. Избранные произведения: в 2 т. М.: Худ. лит., 1972. -Т. 1.- 400 с.
46. Катаев В.П. Время, вперед! М.: Худ. лит., 1960. - 318 с.
47. Леонов Л.М. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худ. лит., 1970. - Т. 4. - 350 с.
48. Леонов Л.М. Русский лес. М.: Худ. лит., 1974. - 678 с.
49. Маршак С.Я. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1973. - 912 с.
50. Некрасов H.A. Избранные произведения- М.: Гос. изд-во худ. лит., 1961.-526 с.
51. Платонов А.П. Чевенгур: Роман и повести. — М.: Сов. писатель, 1990. — 656 с.
52. Пришвин М.М. // Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. лит., 1982 - 1986.
53. Пришвин М.М. Дневники / сост. Козловский Ю.А. М.: Правда, 1990-480 с.
54. Пришвин М.М. Паустовский К.Г. Повести. Рассказы. — М.: Олимп, 1997. 768 с.
55. Пришвин М. М. Избранная проза- Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1979. 527 с.
56. Руссо Ж.-Ж. Собр. соч.: в 3 т. -М.: Гос. изд-во худ. лит., 1961. Т. 2, 3.
57. Тургенев И.С. Собр. соч.: в 30 т. М.: Наука, 1987. - Письма: в 18 т. — Т.4. - 768 с.
58. Тургенев И.С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Худ. лит., 1976. - Т. 3. - 387 с.
59. Шагинян М.С. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худ. лит., 1987. - Т. 3. - 814 с.
60. Шиллер Ф. Собр. Соч.: в 7 т. М.: Гослитиздат, 1955 - 1957. - Т. 6. -790 с.
61. Шолохов М.А. Собр. Соч.: в 8 т. М.: Правда, 1980. - Т. 7. - 624 с.1.I
62. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.: Индрик, 1994.
63. Алексанян Е.А. Паустовский — новеллист. — М.: Мысль, 1964. — 322 с.
64. Ачкасова Л.С. Раннее творчество К.Паустовского (1916 1932). - Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1960. - 56 с.
65. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. — 543 с.
66. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.
67. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
68. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.
69. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М.: Мысль, 1979.-332 с.
70. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: Феникс, 1991. — 84 с.
71. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.
72. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт человеческой судьбы. М.: Мысль, 1986.-123 с.
73. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003. -624 с.
74. Богданов A.A. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. - 479 с.
75. Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М.: Рос. политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 550 с.
76. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина. — Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А.Бунина, 2001. 282 с.
77. Введение в литературоведение. Учебник для филологических специальностей ун-гов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др. / под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.
78. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000. -556 с.
79. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.
80. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М.: Худ. лит., 1976. - 310 с.
81. Волков И.Ф. Теория литературы. — М.: Просвещение — Владос, 1995. -256 с.
82. Воспоминания о Константине Паустовском. Сборник / сост. Левицкий Л.А. М.: Сов. писатель, 1983. - 464 с.
83. Гончаров П.А., Гончаров П.П., Земляковская A.A., Кудрявкина Н.В. и др. «Природный человек» в русской прозе XX века: Коллективная монография. Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2005. — 204 с.
84. Грознова H.A. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Л.: Наука, 1982. - 309 с.
85. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина.: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 196 с.
86. Гумилев Л.Н. От Руси до России. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 320 с.
87. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 764 с.
88. Желтова Н.Ю. Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. -307 с.
89. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространств. М.: Аграф, 2004. - 512 с.
90. Ивич А. Природа. Дети. М.: Детская лит., 1980. — 223 с.
91. Измайлов А.Ф. Наедине с Паустовским. К. Паустовский прозаик, публицист, критик, драматург. - Л.: Наука, 1990. - 134 с.
92. Ильин B.C. Константин Паустовский. Поэзия странствий. М.: Сов. Россия, 1967.- 135 с.
93. История русской литературы XX в.: В 4 кн. Кн. 3: 1940-1960-е гг. / Л.Ф. Алексеева, И.А. Биккулова, Л.И. Щелокова и др. / под ред. Л.Ф. Алексеевой. — М.: Высшая школа, 2006. — 407 с.
94. История философии: Запад Россия - Восток (книга 4: Философия XX в.). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. -448 с.
95. Ковалев В.А. Романы Л.Леонова. М. - Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954.- 150 с.
96. Ковский В. Реалисты и романтики. М.: Худ. лит., 1990. - 383 с.
97. Кременцов Л.П. Книга о Паустовском. Очерки творчества. М.: Жизнь и мысль, 2002. - 208 с.
98. Левицкий Л.А. Константин Паустовский. — М.: Сов. писатель, 1977. — 408 с.
99. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. 190 с.
100. Ленин В.И. Избранные сочинения: в Ют. М.: Политиздат, 1985. -Т. 6. - 695 с.
101. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 30 т.-М.: Гос. Изд-во политической литературы, 1960. Т. 23. - 908 с.
102. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. — М.: Политиздат, 1983.-Т. 1.-635 с.
103. Мостинский И.Л. Тропами К.Г. Паустовского, пройденными и не-пройденными. М.: Компания Спутник +, 2005. — 154 с.
104. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Просвещение, 1994.-236 с.
105. Никонова Т.А. «Новый человек» в русской литературе 1900 — 1930-х годов: проективная модель и художественная практика: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та., 2003. - 232 с.
106. Основы литературоведения / Мещеряков В.П., Козлов A.C., Кубарсва Н.П., Сербул М.Н.; Под общ. ред. В.П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000. - 368 с.
107. Померанцева Э.В. Писатели и сказочники. М.: Сов. писахель, 1988. -359 с.
108. Полякова Л.В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы XX XXI веков. - Тамбов: ОАО Пролетарский светоч. -306 с.
109. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. М.: Наука, 1972. — 156 с.
110. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». — М.: Просвещение, 1964. 206 с.
111. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. — Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 116 с.
112. Русская литература XX века. Учебное пособие / Е.Г. Мущенко, Т.А. Никонова и др. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. -800 с.
113. Русская литература XX века. Учебное пособие: в 2 т. / под ред. Л.П. Кременцова. М.: Академия, 2002. - 369 с.
114. Соловьев B.C. Собр. соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1 - 892 с.
115. Соловьев B.C. Собр. соч.: в 2 т. М.: Правда, 1988. - Т. 1. - 837 с.
116. Трефилова Г.П. К.Паустовский. Мастер прозы. М.: Худ. лит., 1983.- 128 с.
117. Федоров II.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 712 с.
118. Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. - 272 с.
119. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. — 780 с.
120. Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: Сборник научных докладов / под ред. В.А. Суханова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. - 430 с.
121. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб.: Д.И. Жуковский, 1905. — с.
122. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого.- М.: Республика, 1993. 447 с.
123. Хайдеггер М. Творческий ландшафт // Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер; пер. с нем. А. В. Михайлова. М., 1993. 256 с.
124. Хмельницкая Т.Ю. Творчество Пришвина. Л.: Сов. писатель, 1959. -283 с.
125. Царик Д.К. К. Паустовский. Очерк творчества. — Кишинев: Штиинца, 1979.-124 с.
126. Чаадаев П.Я. Поли. собр. соч.: в 2 т. М.: Наука, 1991. - Т. 1. - 800 с.
127. Чалмаев В.А. Свод радуги: Литературные портреты. М.: Сов. Россия, 1987.-464 с.
128. Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина): материалы международной научно-практической конференции / ред. П.А. Гончаров (Мичуринск, 20-22 мая 2008г.). Мичуринск: МГПИ, 2008. -275 с.
129. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII — XIX вв. М.: Наука, 1967. - 341 с.
130. Шпенглер О. Закат Европы Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
131. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.
132. Щелокова С.Ф. К.Паустовский. Романтик и реалист. (Идейно-художественные искания 20 — 30 гг.). — Киев: Вища школа, 1982. 182 с.1.
133. Адеишвили И. Неизвестная рукопись Паустовского // Лит. Грузия. -1973.-№9.-С. 37-41.
134. Аксельрод Л. Карл Маркс и немецкая классическая философия // Маркс К. К критике гегелевской философии права; Нищета философии. — М.: Мир книги, Литература, 2007. С. 4- 15.
135. Ачкасова Л.С. Пейзаж К.Паустовского (О мастерстве писателя) // Фи-лол. науки. 1959. - № 4. - С. 67 - 73.
136. Ачкасова Л.С. Проблема «человек и природа» в советской литературе конца 20-х гг. (К вопросу о романтизме в советской литературе) // Вопросы истории, филологии и педагогики: Изд-во Казанского ун-та. — 1967. -вып. 2.-С. 104-116.
137. Ачкасова Л.С. О романтизме в советской литературе. (К проблеме новаторства) // Филол. науки. 1970. — № 2. — С. 22 — 31.
138. Ачкасова Л.С. Тема «человек и природа» в творчестве К.Паустовского- гуманиста: (к постановке проблемы) // Романтизм в русской и зарубежной литературе.: Изд-во Казанского ун-та. — 1974. С. 80 - 93.
139. Ачкасова Л.С. Проблема «человек и природа» в современной литературе // Новые тенденции в литературе социалистического реализма.: Изд-во Казанского ун-та. — 1981. С. 63 - 68.
140. Барковская А. Поэзия прозы (Чеховские традиции в творчестве К.Паустовского) // Доклады седьмой научно-теоретической конференции Таганрогского пединститута: Таганрог, 1963. С. 48 - 51.
141. Белая Г.А. «Другое зрение, другой счет» // Вопросы лит. 1977. -№ 18.-С. 223-227.
142. Беляев Ю. Ливенский край Константина Паустовского // Мир Паустовского. 1996. -№ 9 - 10. - С. 21 -25.
143. Борщаговский А. Спасительный идеализм времени // Лит. газета. -1992.-jYO22.-C. 6.
144. Генри Г1. «Дорогой собрат.» (К.Паустовский и И.Бунин) // Рус. литература. 1996. 3. - С. 187-197.
145. Григорьев Н.Ф. Научно-техническая тема в детской художественной литературе // Детская литература. 1935. — № 8 — 9. — С. 15 - 19.
146. Гус М.С. Над вымыслом слезами обольюсь // Сов. искусство. 1940. -4 июля.
147. Дерман А.Б. Рассказы Паустовского // Лит. обозрение. — 1940. — № 18.- С. 12-13.
148. Жбанова Т.С. У рязанцев — особая интонация. О «мещорском языке» Паустовского // Русская речь. 1995. - № 5. - С. 12-16.
149. Замятин Д.H. Власть пространства // Вопросы филологии. — 2001. -№8. -С. 12-21.
150. Канторович. В.Я. Проблемы окраинного очерка // Наши достижения. — 1934.-№5.-С. 126-135.
151. Кара С. Рассказы о художниках // Ленинградская правда. — 1938. 8 августа.
152. Коварский H.A. Оправдание романтики // Лит. Ленинград. — 1936. -29 сентября.
153. Кожевников В.М. Молодость продолжается // Лит. газета. 1962. - 31 мая.
154. Колесникова Г. В поисках необычайного// Октябрь.- 1934. — № 10 — С. 26-29.
155. Колесникова Г. На грани между очерком и рассказом // Октябрь. -1933.-№6. -С. 223-224.
156. Колесникова Г. Прощание с экзотикой // Красная новь. 1940. - № 1. -С. 218-227.
157. Коновалов Ю. Чудесная книга // Водный транспорт. — 1936. 18 июня.
158. Кормилов С.И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. М. НПК «Интелвак», 2003. -С. 392-393.
159. Корнилова Г. Дороги Константина Паустовского // Мир Паустовского. 2000.-№ 17.-С. 4-5.
160. Кружков Н. Книга о замечательном художнике // Правда. — 1938. 4 июня.
161. Левицкий Л. Паустовский — пейзажист// Лит. в школе. — 1971. — № 1. — С. 4- 14.
162. Левицкий Л. Это все же великое колдовство. Из неопубликованных писем К.Паустовского // Сов. Россия. 1983. - 25 декабря. - С. 4
163. Лелевич Г. О пролетарской лирике // Октябрь. — 1925. — № 3 — 4. -С. 188-208.
164. Мантрова С.А. Любить и знать природу, как людей: человек и природа в повести «Колхида» К. Паустовского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. — Вып. 7 (87). -С. 184- 187.
165. Мантрова С.А. Сила разума, бросившая вызов природе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести «Кара-Бугаз» К.Г. Паустовского // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. - Вып. 9 (89). - С. 110 - 117.
166. Мантрова С.А. Символика пейзажных образов «Повести о лесах» К.Паустовского и рассказа М.Шолохова «Судьба человека // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов / отв. ред. Ю.Г. Круглов. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - С. 107 - 112.
167. Мантрова С.А. Трансформация руссоистских идей в произведениях К.Г. Паустовского // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VII Международной конференции. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - С. 354 - 357.
168. Меньшиков М.О. Кончина века // Наше наследство. — 1997.- № 42. — С. 54-59
169. Николаева К. Жанр путевых записок в творчестве К.Паустовского // Творчество писателя и литературный процесс. Межвузовский сб. научных трудов. Иваново. - 1980. - С. 25 - 30.
170. Олливье Софи. Жан-Жак Руссо и Константин Паустовский — певцы природы и свободы // К.Г. Паустовский. Материалы и сообщения: сб. / Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. — М.: Мир Паустовского, 2002. Вып.2 - С. 26 - 37.
171. Оружейников Н. Литературная разведка // 30 дней. — 1935. № 3. -С. 79-81.
172. Палей А.Р. Мастер научно-художественного очерка // Новый мир. -1936.-№11.-С. 294-302.
173. Попандопуло Н. Поэт русского леса // Сочинский национальный парк. -1997.-№2.-С. 3.
174. Паустовский В.К. К.Паустовский. Путь к «Кара-Бугазу» // Лит. Россия. 1982.-№ 22, 28 мая.-СДб- 17.
175. Паустовский В.К. Под знаком Бабеля // Паустовский К.Г. Время больших ожиданий. Повести. Дневники, письма. — Т 1. — Нижний Новгород, 2002-С. 27-41.
176. Паустовский В.К. У истоков самиздата // Лит. газета. 1992. - № 22. -С. 7.
177. Перцов В. Какая была погода в эпоху гражданской войны? // Новый ЛЕФ. 1927. - № 7. - С. 36 - 45.
178. Резник О.С. Колхида// Комсомольская правда. 1934. - 6 июля.
179. Роскин А. Путешествие из страны Грина // Лит. критик. 1938. - № 5. -С. 167- 187.
180. Славин Л.И. Книга для всех // Вечерняя Москва. 1933. - 13 февраля.
181. Соловьев В. Иллюзия и действительность // Лит. современник. 1940. - №40 -41. -С. 195.
182. Степанов A.B. Сентименталистский пояс литературно-художественного стиля в русском языке XX века: (К.Паустовский и И.Соколов-Микитов) // Русский язык в школе. 2007. - № 3. - С. 72 - 75.
183. Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии. — 1994. № 7 -8.-С. 104.
184. Тахо-Годи A.A. Солнце как символ в романе Шолохова «Тихий Дон» // Филол. науки. 1977. - № 2. - С. 34 - 39.
185. Топоров. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983.-С. 227-285.
186. Третьяков С.М. «Кара-Бугаз» // Правда. 1933. - 6 января.
187. Троом JI.B. Книга, заражающая творчеством // Сибирские огни. 1933. - № 3 - 4. - С. 221-223.
188. Холмогоров М. Он между нами жил // Вопросы лит. 1995. - Вып. 5. -С. 29-63.
189. М.Холмогоров. Липовый цвет: К.Г. Паустовский. Материалы и сообщения: сб. / Московский лит. музей-центр К.Г. Паустовского. М.: Мир Паустовского, 2007. - Вып. 3. - С. 45 - 48.
190. Цейтлин М. «Кара-Бугаз» сегодня // Наши достижения. — 1936. — № 5. — С. 102- 104.
191. Чарный М. Природа и люди // Лит. газета. 1940. - 30 мая.
192. Шкловский В.Б. Исторический роман из общих представлений // Лит. газета. 1933. - 29 ноября.
193. Эйдинова В., Попова О. Пространство и время в прозе Паустовского // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Сб. 6. Свердловск, 1974. -С. 32-36.
194. Юдин. С. Книга, зовущая на борьбу // Книга молодежи. - 1932. -№ 8 -9.-С. 45-49.
195. Яценко В.М. К проблеме характера в рассказах К.Паусговского // Ученые записки Томского ун-та. № 43. - Томск, 1962. - С. 168 - 176.
196. XIII съезд РКП о художественной литературе. Пленум правления ВАПП // Октябрь. 1924. - № 2. - С. 225 - 232.V
197. Адеишвили И. Е. Грузия в жизни и творчестве К.Паустовского: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. Тбилиси, 1978. - 184 с.
198. Антипьев Н.П. Концепция человека в творчестве К. Паустовского (стиль и характер): дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. Иркутск, 1969. -339 с.
199. Ахметова Г.Д Повесть К.Паустовского «Кара-Бугаз» (лингвостили-стический анализ): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 02. 01. — М, 1980. 16 с.
200. Ачкасова J1.C. Гуманизм в творчестве К.Паустовского (проблема гуманизма в советской литературе): автореф. дис. . д-ра. филол. наук: 10.01.02. -М., 1984. -42 с.
201. Брауда Н.В. Семантическая структура образов в рассказах К.Г. Паустовского: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 02. 01. — Воронеж, 1992.-21 с.
202. Богданович Тадеуш. Художественные открытия А.Платонова и А.Малышкина в прозе 20 30-х годов. (Концепция личности и истории): автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10. 01. 02. -М., 1988. -28 с.
203. Вебер Т. Рассказы К.Г. Паустовского 50 — 60-х годов: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. М., 1983. - 222 с.
204. Карпеченко Т.В. Писатель и творчество в эстетической концепции Паустовского: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 01. М., 2000. -24 с.
205. Киреева З.С. Мещерский цикл К.Паустовского (проблема жанра): дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. М., 1973.- 191 с.
206. Кременцов Л.П. Проблема творческой эволюции писателя (К.Г. Паустовский): автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10. 01. 02. -М., 1984. -32 с.
207. Крылова З.А. Эволюция эстетического идеала в творчестве К.Паустовского-новеллиста: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. — М., 1965. 178 с.
208. Куделько Н.А. И.С. Тургенев и советская литература (на примере произведений К.Г. Паустовского и В.А. Солоухина): дис. . .канд. филол. наук: 10. 01.02. -М.Д986.- 225 с.
209. Куделько Н.А. Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К.Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков): дис. . д-ра филол. наук: 10. 01.01. -М., 2005. -381 с.
210. Ноэ Силва. Человек и природа в творчестве К.Г. Паустовского (произведения о Средней России): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. -М., 1989. -21 с.
211. Попова Е.В. Романтические тенденции в исгорико-биографических повестях К.Г. Паустовского: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. М., 1976.-210 с.
212. Прошак И. Восприятие творчества К.Паустовского в Польше: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02.-М., 1980.- 19 с.
213. Су Шву Яннь. Концепция творческой личности в художественной сис1еме К.Паустовского: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1998.-24 с.
214. Трефилова Г.П. К.Паустовский. Проблемы формирования творческой индивидуальности: дис. канд. филол. наук: 10. 01. 02. -М., 1980. 188 с.
215. Щелокова С.Ф. Творчество К. Паустовского 20-х 30-х гг. (К проблеме стилевого многообразия литературы социалистического реализма): дис. .канд. филол. наук: 10. 01. 02. - Киев, 1975.-210 с.
216. Яблоков Е.А. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20 — 30 гг. (JI. Леонов, А.Платонов, М. Пришвин): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. -М., 1990.-24 с.
217. Яценко В.М. Реализм и романтика в рассказах К.Паустовского: дис. . канд. филол. наук: 10. 01. 02. Томск, 1961. — 275 с.1. VI
218. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
219. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1978.
220. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. - 216 с.
221. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред.
222. B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.
223. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стлб.
224. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. -921 с.
225. Популярная художественная энциклопедия. / гл. ред. В.М. Полевой. -М.: Большая Российская Энциклопедия. Кн. 2 А М, 1999. — 432 с.
226. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / под ред. В Я. Пегрухина, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстой. — М.: Эл-лис Лак, 1995.-416 с.
227. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева и
228. C.B. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - 50е) с.
229. Толстой Н.И., Агапкина Т.А. Славянские древности: эшолингвистиче-ский словарь: в 5 т. Т 1. — М.: Международные отношения, 1995. — 577 с.
230. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусе ibc / пер. с англ. А.Е. Майкапара. М.: Крон-пресс, 1997. — 524с.
231. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М.: Астрель. Русские словари, 2004. - 624 с.
232. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В.Андреева, В.Куклев, А.Ровнер. М.: Локид; Миф, 2000. - 576 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.