Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Власов, Сергей Валентинович

  • Власов, Сергей Валентинович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 191
Власов, Сергей Валентинович. Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2014. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Власов, Сергей Валентинович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

В.Г.РАСПУТИНА

1.1. Повествование как научная категория (о рабочих терминах данного исследования)

1.2. Публицистические интенции художественного творчества

В.Г. Распутина

1.3. Славянофильская журналистская традиция в публицистике В.Г. Распутина

1.4. Мифология обыденности в публицистике В.Г. Распутина

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГОВ РАСПУТИНА-

ПУБЛИЦИСТА

2.1. Жанровые разновидности публицистики В.Г. Распутина

2.1.1. Эссеистическое повествование

2.1.2. Очерки

2.1.3. Выступления

2.1.4. Открытые письма

2.2. Образ автора-повествователя в публицистическом дискурсе В.Г. Распутина

2.2.1. Точка зрения

2.2.2. Фольклорная песня в системе ценностей В.Г.Распутина

ГЛАВА 3. ДИАЛОГИ РАСПУТИНА-ПУБЛИЦИСТА

3.1. Классическая традиция диалогов В.Г. Распутина

3.2. Заголовочно-финальный комплекс в диалогах В.Г. Распутина

3.3. Мы-повествователь

3.4. Диалоги В.Г. Распутина в типологическом ряду (история

и современность)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Художественные и публицистические произведения В.Г.Распутина

2. Цитируемые художественные произведения других

авторов

3. Научные исследования, статьи, сборники, монографии

4. Диссертации и авторефераты диссертаций

5. Справочная литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Творчество В.Г. Распутина, став заметным явлением уже в 1960-е гг., в XXI в. получило поистине планетарный резонанс: произведения писателя переведены на множество языков, исследованы не только отечественными филологами, но и зарубежными, рассмотрены в аспекте рецепции другими культурами1.

Еще в 1978 г. исследователь В.Н.Шапошников констатировал, что в литературный обиход прочно вошли понятия: «проза Распутина», «художественный мир Распутина», «манера Распутина» [178: 3].

За почти полувековую писательскую деятельность «манера Распутина» выросла в индивидуальный стиль, узнаваемый даже в тех случаях, когда под текстом стоит подпись нескольких десятков авторов (имеются в виду открытые письма).

В.Г. Распутин при жизни, что в литературе случается не часто, стал классиком. Одни исследователи утверждают, что анализировать современного писателя сложно: «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе...» [133: 5], другие, напротив, пишут, что изучать «современного писателя в определенном смысле легче, чем литератора прежних лет» [147: 5]. Но те и другие задаются вопросом о феномене Распутина: «...Как и почему имя писателя, до поры малоизвестного, становится символом народной совести и сознания?» [159: 3], практически все, пишущие о В.Г.Распутине, называют его писательский труд подвижническим, самого писателя -«мистическим» («Жизнь для Распутина по сей день сохраняет некоторую таинственность, неопознанность; что-то в ней не поддается твердым логическим объяснениям» [75: 251]), «таинником» , его мир - «светоносным» [87: 36], относят его к тем несомненным именам, без которых нынешнюю литературу представить «уже не можем ни мы, ни потомки» [133: 5]; «Самые первые публикации позволили ему встать в строй равным среди равных, и "старшие"

1 Переведены на болгарский, шведский, датский, норвежский, румынский, французский, английский, немецкий, узбекский, чешский и т. д.; научные исследования: Polowy Teresa. The novellas of Valentin Rasputin. - New York, 1989; а также: [212]; [222]; [228]; [203]; [197] и др. (См. перечень зарубежных работ здесь: [229: 155-159].)

2 «..."Таинник", то есть причастник некоей тайны, ее ведатель, посвященный. Распутин - таинник этого особого чувства родины» [147: 170].

приняли его в этом строю с удовольствием и без оговорок» [103: 14]; он «сохраняет в чистоте и святости свою душу» [142: 251].

Если и встречаются критические замечания, то в работах относительно давних, 1970-1980-х гг., они относятся к ранним произведениям В.Г.Распутина, написанным в пору его журналистской деятельности. Так, В.Н. Шапошников пишет о декларативных ходах, отсутствии стиля и индивидуального слога, экзотизме и декоративности, словесных излишествах* [178: 9-10], H.H. Котенко -об «упрощенности», «построенности», «придуманности коллизий», «мелодраматизме» и «наивном философствовании» - словом, неопытности [103: 19].

Однако по выходе повести Распутина «Деньги для Марии» (1967), по словам Шапошникова, приходит творческая зрелость - все авторы очерков о жизни и творчестве В.Г. Распутина отмечают этот «эволюционно-революционный» рубеж. H.H. Котенко высказал мысль по этому поводу: для Распутина, вероятно, органичны вещи крупные, то есть не рассказы, а повести, они ему «более близки и посильны» [103: 20].

С 1980-х годов - новый виток в творческой эволюции: обращение к публицистике. «В этом есть свои закономерности; тяга к немедленному вмешательству в жизнь, в ее духовные процессы» [159: 156]. И.А. Панкеев называет В.Г. Распутина «вынужденным публицистом», но «вынужденность эта -не вымученность, а невозможность молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда глаза видят, уши слышат, душа болит. ...В нем живет это желание помочь и эта вера в возможность хоть что-то изменить к лучшему своим словом» [133: 133-134].

Литературное имя В.Г. Распутин приобрел как писатель-«деревенщик». Однако потенциальные возможности деревенской прозы, возможно, себя исчерпали. Д. Самойлов записывает в дневнике 1975 г., что молодым нравятся «деревенщики», скорее потому, что они асоциальны. «Она ["деревенская проза"] вычленяет проблему, отрывает ее из общего социального контекста и рассматривает в ином контексте: моральном, в лучшем случае - национальном.

"Вычлененность" приводит почти что к "экзистенции". Но это "экзистенция" не подлинная, не задуманная... <...> Как только "деревенщики" доходят до социального, они сразу выпадают из подцензурной литературы...» [144: 92-93].

Сам В.Г. Распутин пишет: «Я был "деревенщиком". Все, что могла сказать "деревенская" литература, она сказала. И "Пожаром" для себя я закончил эту тему» [12: 9]. «Но это не так, - возражает писателю C.B. Перевалова, - и тема длится. <...> ...Широта авторского взгляда охватывает не только ''региональные" проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс нравственно-философских вопросов, которые волнуют все наше общество, делая книги сибирского прозаика значительным явлением духовной культуры XX в.» [136: 3]. И в «споре» между Распутиным и Переваловой оказывается права исследователь: Распутин разглядел среди своего народа - и в деревне, и в городе, и «на пути между городом и деревней» - такую личность, которую A.A. Газизова назвала в своей работе о русской философской прозе 1960-1980-х гг. маргинальным человеком: исследование посвящено литературному типу «человека на обочине», тому, кто находится в «пограничном пространстве между социальными слоями», в «ситуации духовного кризиса» [201: 26], - таков, в большинстве своем, человек в прозе Распутина.

«Траектория» творческой биографии В.Г. Распутина, таким образом, пролегла от «деревенщика»1 к публицисту. А.И. Солженицын заметил, что с Распутиным в отечественную словесность последней трети XX в. пришли не «деревенщики», а «нравственники», заинтересованные в сохранении самих основ «народного мировидения» (цит. по: [135: 692-693]). «Но скажет читатель, вот вы все как сговорились, толкуете о том, что большой русский писатель ушел в публицистику, спорите о том, хорошо это или плохо, доказываете достоинства его очерков и находите в них изъяны, - однако, наверное, и сам он что-то по этому

1 О причинах появления деревенской прозы высказываются представители полярных по отношению к Распутину «лагерей»: «Деревня, - пишет Д.С. Самойлов, - истинной литературы никогда не порождала. <...> "Деревенская проза" - свидетельство того, что деревни нет» [143: 435]. Перечисляя писателей-«деревенщиков», В.Я. Курбатов пишет- «...Прежде немое авторское сословие... <. .> Всегда за это сословие отвечали на Руси совестливые ходатаи (Тургенев ли, Писемский, Терпигоров, Слепцов), но само оно только искало речи, только прозревало в себе слов о родимой земле и памяти» [108: 78], и когда все стало распадаться (в унисон Самойлову пишет Курбатов), возникла «деревенская» проза.

поводу думает?» [133: 136], - задает вопрос предполагаемым оппонентам И.А. Панкеев и приводит ответ самого писателя: «"Публицистичность в прозе не планируется. Художник пишет, идя от материала и целей, а также от степени своего страдания, любви и нетерпения к тем или иным явлениям", - и искренне удивляется: "Если публицистичности требует жизнь, что же здесь плохого?"» [133: 137].

Итак, реальная действительность моделирует преобладание в творчестве В.Г. Распутина публицистического дискурса, среди прочих причин такой метаморфозы - это иные, новые возможности, связанные со свободными, неподцензурными условиями медийно-информационного пространства (по сравнению с 1960-1980-ми гг.).

Круг тем, затронутых В.Г. Распутиным в XXI в., вышел далеко за пределы «деревенских» или «региональных» — все экстремальные события первого десятилетия XXI в. как в нашей стране, так и вне ее попали в поле обзора и аналитики писателя, как-то: «Дубровка», или «Норд-Ост», «11 сентября» в США, гибель подводной лодки «Курск», катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, взрывы на военных складах в Ульяновске, гибель людей в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», дело «Pussy Riot», а также социокультурные процессы, судьбоносные для истории и культуры России: политика отечественного телевидения, писательские юбилеи' (например, Леонида Леонова), институт Православия, отмена экзамена по литературе в школе в форме сочинения, введение Единого государственного экзамена по русскому языку (ЕГЭ) и многое другое. «...Всякая большая, значимая или, как говорят, "больная" тема является основанием для периодически возобновляющегося дискурса (демократические преобразования, коррупция властей, языковая, культурная и национальная политика, проблемы образования и здравоохранения и т. д.)» [148: 29], и В.Г. Распутин в интервью, выступлениях, очерках, открытых письмах вновь и вновь возвращается к «больным» темам.

Еще важно зафиксировать одно наблюдение исследователей - H.H. Котенко задается вопросом: почему В.Г. Распутин часто изображает пожилых женщин - и

отвечает так: вероятно, с ними, более чем с кем-либо, связана уходящая эпоха. Другой исследователь пишет: «...Женщины, старухи, подошедшие к смертной черте. Только женщины оказываются у него [Распутина] внутри ситуации ухода в мир иной, только они углубляются в рефлексию перед загадкой перехода из жизни в смерть в точке неустойчивого равновесия между ними...» [201: 23].

Это наблюдение наводит нас на мысль, что для творчества Распутина свойственно изображать уходящую натуру, из какой бы сферы она ни была: ландшафт, деревня/село, человеческие типы, культура, мораль и проч.

Сравнивая публицистику В.Г. Распутина 2000-х годов с предыдущим периодом, выскажем в качестве рабочей гипотезы впечатление читателя: она стала адресной и конкретной; по набору поэтических средств - жесткой; в ней наметились некоторые трансформации аксиологических акцентов. Сформулировать выводы исследователя по итогам филологических изысканий мы сможем, проанализировав публицистический (и отчасти художественный) дискурс Распутина в аспекте поэтики.

Степень изученности проблемы, сформулированной в заглавии данной диссертации, такова: наше исследование почти синхронно самому материалу исследования - мы идем «по пятам» публикаций писателя, поэтому изучение материала исследования проводится впервые. Тем не менее уже опубликована фундаментальная работа _ по публицистике В.Г. Распутина томского литературоведа П.П.Каминского - «"Время и бремя тревог"1: Публицистика Валентина Распутина» (2012). Ей предшествовала диссертация того же автора -«Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика» [208].

П.П. Каминский пишет, что публицистический дискурс Распутина практически не изучен, его монография впервые рассматривает публицистику писателя целостно. «В анализе поэтики и проблематики материала... предпринята попытка системной реконструкции мировоззрения писателя, факторов его формирования, этапов становления и развития» [95: 6]. Каминский исследует ментальность и

' В заглавии монографии П.П. Каминского использовано название Выступления В.Г. Распутина на VI съезде Союза писателей РСФСР - «Время и бремя тревог» (1985)

творчество Распутина в двух фазах истории: «стабильности» и «модернизации».

>

Стиль и тон, выбранный автором исследования, заметно отличает эту работу от всех предшествующих распутиноведческих исследований: беспристрастный, некомплиментарный, объективный. Каминский «не хвалит» и «не хулит», а от главы к главе комментирует эволюционный творческий путь писателя, выявляет мировоззренческие этапы (в частности, Каминский пишет: «Если в 1980-е годы устойчивость национальной души к внешним воздействиям не подвергалась сомнению... то с начала 1990-х годов происходит разочарование в нравственной устойчивости и сопротивляемости народа...» [95: 205]), в финальных частях книги обозначает кризис Распутина-литератора, распутинскую апологию СССР, его все более жесткие, непримиримые интонации. В монографии анализируются эстетические, этические, историософские, социально-нравственные принципы мировоззрения В.Г. Распутина, а собственно поэтика публицистического дискурса присутствует фрагментарно. Не охвачены последние публицистические тексты писателя, в частности, книга диалогов «Эти двадцать убийственных лет» (2012) и др. тексты (последние публикации, привлеченные к анализу, датируются 2006 г.).

Еще два современных диссертационных исследования анализируют публицистику В.Г. Распутина: И.В. Ходченкова, «Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина» (2006); Е.В. Петушкова, «Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века (С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин)» (2004).

И.В. Ходченкова одну из задач своего исследования формулирует так: выявить черты русского характера, отраженные в публицистике и в творчестве Распутина последнего десятилетия XX в., а научная новизна работы, по мнению автора диссертации, состоит в том, что «...анализ произведений Распутина под углом зрения проблемы национального характера проводится с опорой на детальный анализ всей публицистики писателя...» [223: 6]. Обращение к публицистике Распутина ограничено первой главой - «Концепция русского характера в публицистике В.Г. Распутина», однако мы не нашли «детального анализа». Собственно, сама «концепция национального характера по Распутину» очевидна

из дискурса Распутина, автору диссертации оставалось еще раз проговорить те доминанты, которые писатель намеренно заостряет из текста в текст, это -национальность, культура, люди земли (крестьяне), деревня, национальная идея и др. Таким образом, наше исследование никак не дублирует изыскания И.В. Ходченковой.

Е.В. Петушкова посвящает анализу публицистики В.Г. Распутина одну главу своей диссертации - «Философия природы в публицистике В. Распутина. Роль мифологической формы восприятия окружающего мира в системе взглядов писателя» [215], в которой взаимоотношения человека и природы, проблемы экологии рассматриваются в мифологическом аспекте, так как, по мнению диссертанта, мировоззрению Распутина «близко мифологическое видение мира» [215: 139]; частотная позиция писателя с его ориентацией на прошлое как на «Золотой век» «порождает эсхатологические мотивы в публицистическом творчестве В.Распутина» [215: 141]. Таким образом, Е.В. Петушкова рассматривает тексты в пределе конкретной тематики, вписывающейся в экологию (в прямом научно-философском значении слова), а с другой стороны, датировка текстов, вошедших в обзор диссертанта, - это в основном 1980-1990 гг., то есть материал и предмет нашей работы не входят в научно-исследовательский интерес Е.В. Петушковой.

Новизна нашего исследования обусловлена прежде всего выбранным материалом: впервые анализируется ^ публицистика В.Г.Распутина 2000-х годов, вплоть до последних статей, выступлений писателя, и предпринято изучение поэтики публицистического дискурса В.Г. Распутина, а также отраженной в нем мифологии обыденности.

Проза Распутина - это многожанровый ансамбль текстов, разнодискурсный и одновременно единый по интенции и коммуникативной стратегии, направленный одной аудитории - русскому народу; эти интенция и стратегия легли в основу данного исследования.

В стиле нашей работы мы постарались избежать «высокой», комплиментарной ноты - ввиду специфики жанра научного диссертационного сочинения, быть

максимально беспристрастными, вести анализ публицистического дискурса с акцентом на его поэтику, а не на «высокое» реноме и авторитет В.Г. Распутина.

Говоря о публицистике, мы опирались на определение этого слова/понятия, изложенное в теоретических источниках, выходивших за последние почти 40 лет ([238], [234], [240], [233], [242]), где публицистика толкуется как вид литературы, «характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей» [152: 837].

Цель работы - исследовать поэтику публицистического дискурса и проследить эволюционный процесс в творчестве В.Г. Распутина 2000-х годов.

Задачи исследования:

- рассмотреть публицистические жанры в прозе В.Г. Распутина: эссе, очерк, выступление, открытое письмо, интервью;

- охарактеризовать жанр прозаического диалога1: истоки, построение, способ повествования, типологию;

- выявить русскую историко-литературную традицию, продолженную в публицистике В.Г. Распутиным;

- анализировать поэтику публицистического дискурса В.Г. Распутина: мифологию обыденности, метафорику, аксиологию фольклорной песни, стилистические фигуры сибирской лексики;

- выявить публицистический дискурс в художественных произведениях -повестях «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана»;

- показать приемы и средства репрезентации автора-повествователя в публицистике В.Г. Распутина.

Материал исследования:

- публицистические произведения В.Г. Распутина 2000-х годов: «В поисках берега: Выступление при вручении премии им. А. Солженицына» (2000), «Народ он свой, а живет стороной: Выступление на VI Всемирном Русском Народном

1 Шкаренков, П.П. Диалог прозаический // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 57-58.

Соборе» (2001), «Остановить "реформы смерти": Обращение сорока трех» (2001), «С места вечного хранения: Об Александре Вампилове» (2002), «Тридцать лет спустя: О публицистике Александра Солженицына» (2003), «Наш Толстой: Юбилейное слово к 175-летию со дня рождения» (2003), «Байкал предо мною» (2003), «На Афоне» (2004), «Шлемоносцы: Выступление на IX Всемирном Русском Народном Соборе» (2005), «Рядом с мастером: Предисловие к книге "Георгий' Свиридов в воспоминаниях современников"». (2005), «Земля: Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе» (2006), «Ученье: свет и тьма: Выступление на XIV Рождественских Образовательных чтениях» (2006), «Русь сибирская, сторона байкальская: Предисловие к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Г. Афанасьевой-Медведевой» (2006), «Полная чаша злата и лиха» (2006), «Вопросы, вопросы...» (1987-2007), «Эти двадцать убийственных лет» (1993-2010), «Молчать не позволяет совесть: Обращение писателей и публицистов в поддержку уголовного преследования "Pussy Riot"» (2012); «Поле битвы - сердца людей» (2012); интервью;

- ряд публицистических текстов, предшествовавших 2000-м годам: «Продолжение песни следует» (1961), «Вверх и вниз по течению» (1972), «В Саяны приезжают с рюкзаками» (1963), «Быть самим собой» (1976), «Байкал, Байкал» (1982), «Слово к народу» (1991), интервью;

- художественные произведения: «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003);

- ряд произведений русской и зарубежной литературы XIX - XXI вв., встроенных в типологический ряд исследуемых проблем.

Объект исследования: публицистический дискурс в творчестве В.Г. Распутина - в художественных и нехудожественных текстах.

Предмет исследования: поэтика публицистического дискурса В.Г. Распутина.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что, с одной стороны, творческая фигура В.Г. Распутина - одна из ярких, значимых в литературном процессе последней трети XX - XXI вв., с другой стороны - одна из «исследуемых» фигур, и эти исследования должны быть продолжены вслед за

новыми публикациями писателя. Во-вторых, в контексте освоения творчества В.Г. Распутина смежными с литературоведением дисциплинами (методикой преподавания литературы в школе, риторикой, историей журналистики, филологическим анализом текста и проч.) материалы данного исследования могут быть востребованы для изучения творчества писателя.

Методологической основой диссертации стали историко-литературные и культурологические ' исследования отечественных авторов, как-то: В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, К.А. Богданов, С.Н. Бройтман, A.A. Газизова, И.Р. Гальперин, M.JI. Гаспаров, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, И.П. Ильин, Б.О. Корман, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Г.И. Мальцев, Ю.В. Манн, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Ю.Б. Орлицкий, C.B. Перевалова, В.К. Сигов, Н.Д. Тамарченко, A.A. Тахо-Годи, А.Л. Топорков, Ю.Н. Тынянов, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализев, Е.Г. Чернышева, Э.Ф. Шафранская, В.Б. Шкловский, М. Эпштейн; Р. Якобсон; зарубежных: Р. Барт, Л. Гольдман, Ж. Женетт, К. Клакхон, К. Леви-Строс, В. Шмид, Н. Фрай, М. Элиаде. Диссертация вписана в традицию изучения русской литературы XX века, сформированную научной школой кафедры русской литературы XX-XXI веков и журналистики филологического факультета Mill У, в частности - изучение творчества В.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи1.

Методы исследования, примененные в анализе и интерпретации художественных и публицистических текстов, - структурно-типологический, семиотический, сравнительно-исторический, историко-культурный.

Перспективность исследования заключается в теоретической разработке проблемы взаимодействия художественной и публицистической речи в прозе В.Г.Распутина. Отдельные аспекты нашего исследования могут быть использованы в практике учителя-словесника, а также вузовского преподавания при изучении, во-первых, творчества В.Г. Распутина, во-вторых, - публицистики

1 Творчество В.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / И.Л. Бражников, A.A. Газизова, Т.А. Пономарева и др.: Коллективная монография. - М.: МПГУ, 2012.

как таковой, чем обеспечивается полезность практического применения материала диссертации.

Научное значение нашей работы состоит и в том, что она вписывается в контекст междисциплинарных исследований по истории литературы, риторике, фольклористике, мифологии и пополнит систему знаний о распутинском творчестве в смежных с литературоведением дисциплинах (лингвистический анализ текста, методика преподавания литературы в школе, риторика, история журналистики и проч.).

Апробация работы. По теме диссертации опубликованы три статьи в рецензируемых научных изданиях - журналах «Русская словесность» (2012), «Политическая лингвистика» (2012), «Вестник Нижегородского университета» (2013), в сборниках научных статей и журналах: «Молодой ученый» (2010, 2011), «Современная филология» (2011), «Современная журналистика: опыт и перспективы развития» (2012), «Шешуковские чтения» (2012), «Русский язык и литература для школьников» (2013) - всего девять работ. Автором диссертации были сделаны доклады на региональных и международных конференциях в Уфе (2011), в Москве: ИГУМО и ИТ (2012), МПГУ (2012).

Материалы диссертации заслушаны и обсуждены на аспирантском объединении (19 декабря 2012 г.) и на заседании кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков и журналистики Московского педагогического государственного университета (25 декабря 2013 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественным текстам В.Г. Распутина - как 2000-х годов, так и прежним — свойствен симбиоз художественного и публицистического дискурсов: анализ повестей «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана» - тому свидетельство.

2. Писатель считает, что его публицистичность рождена не «по плану», ее моделирует реальность. Среди прочих ее посылов в XXI веке - свободные, неподцензурные условия медийно-информационного пространства (по сравнению с 1960-1980-ми годами).

3. Главные вехи творческой биографии В.Г. Распутина нашли отражение в его

I.

публицистике - это является основанием для вывода о взаимодействии повествователя и биографического автора. Автор-повествователь в публицистике В.Г. Распутина не только всеведущий нарратор, но и праведник (ему дано увидеть чудо), пророк (он способен заглянуть в глубины мироздания и сделать предостережение).

4'. Точка зрения аналитика - не ретранслятора событий - совпадает с личной позицией художника, что наиболее полно и выразительно демонстрирует преобладающая в публицистике В.Г. Распутина субъектная форма повествования — первое лицо множественного числа - мы, мы - русские. Писатель говорит от имени «нашей», «своей» России.

5. Публицистический дискурс В.Г. Распутина представлен многожанровым ансамблем: это эссе, очерки, выступления, открытые письма, интервью, - где автор реализует себя в большей мере как художник, о чем говорят образность, специфика повествования, его лексическая организация.

6. Диалоги В.Г. Распутина - как жанр авторской публицистики - наследуют свойства классического прозаического диалога, что дает основание говорить об их проблемно-тематической типологии. В них представлена квинтэссенция художественной картины мира писателя: знаковые приметы и имена национальной картины мира, ее исторические и современные очертания.

7. Генезис многих выступлений писателя восходит к древнерусской традиции эпидиктического красноречия (слово, проповедь, плач, призыв), требующего особого чувства языка и знания народной речи.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы.

Во Введении содержится обзор распутиноведения; обосновывается актуальность и научная новизна исследования, методологические подходы и методика анализа; определяются цель и задачи исследования; очерчивается степень изученности проблемы; сформулированы научно-практическое значение

работы и перспектива дальнейшего исследования; освещена апробация основных положений работы; представлена структура диссертационного исследования.

В первой главе - «Повествовательный дискурс В.Г. Распутина» -публицистика писателя рассмотрена в аспектах: русской историко-литературной традиции, инклюзивности в художественный текст, мифопоэтическом.

Глава вторая - «Особенности монологов Распутина-публициста» - содержит анализ жанрового ансамбля публицистики Распутина: эссе, очерки, выступления, открытые письма; анализ образа автора и точки зрения повествователя в публицистическом дискурсе В.Г. Распутина; отдельный параграф посвящен функции фольклорной песни в прозе писателя - художественной и публицистической.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Власов, Сергей Валентинович, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Художественные и публицистические произведения В.Г. Распутина

1. Распутин, В.Г. Костровые новых городов: Очерки / В.Г.Распутин. -Красноярск: Кн. изд., 1966. - 100 с.

2. Распутин, В.Г. Край возле самого неба: Очерки и рассказы / В.Г. Распутин. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1966. - 67 с.

3. Распутин, В.Г. Вверх и вниз по течению: Повести / В.Г. Распутин. - М.: Сов. Россия, 1972.-304 с.

4. Распутин, В.Г. Быть самим собой / В.Г. Распутин; беседу вел Евг. Осетров // Вопр. литературы. - 1976. - № 9. - С. 142-150.

5. Распутин, В.Г. Необходимость правды: Выступление на теоретическом семинаре «Литература и нравственность» / В.Г. Распутин // Литературная учеба. -1984. -№3.~ С. 130-134.

6. Распутин, В.Г. Век живи - век люби: Повести, рассказы / В.Г. Распутин. -М.: Известия, 1985. - 576 с.

7. Распутин, В.Г. Что в слове, что за словом? Очерки, интервью, рецензии / В.Г. Распутин. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1987. -335 с.

8. Распутин, В.Г. Я ценю порядочность в человеке / В.Г. Распутин; беседу вела Т. Земскова // Неделя. - 1987. -№ 9. - С. 15.

9. Распутин, В.Г. Знать себя патриотом / В.Г. Распутин. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1989.-38 с.

10. Слово к народу // День. - 1991. - Июль. - № 15. - URL: http://www.zavtra.ru/denlit/050/l 2.html

11. Распутин, В.Г. Сибирь, Сибирь... Очерки. Публицистика / В.Г.Распутин // В.Г. Распутин. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Молодая гвардия, 1994. - Т. 3. - 496 с.

12. Распутин, В.Г. Прокляты, но не убиты / В.Г.Распутин; беседу вела О. Вельдина // Юность. - 1997. - № 3. - С. 4-9.

13. Остановить «реформы смерти»: Обращение сорока трех. - URL: http ://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/01/402/12.html

14. Обращение писателей России в поддержку заявлений Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и МИД России о решении Иоанна Павла II учредить в России католические епархии / В. Распутин, М. Алексеев и др. // Русь державная. - 2002. - № 2. - С. 2.

15. Распутин, В.Г. Мы не предавали Родину: Письмо русскому народу / В. Распутин // Русский Восток. - 2002. - № 11.-15 марта. - С. 1,4.

16. Распутин, В.Г. Не годится русскому быть подданным чужих порядков /

B. Распутин // Русский Восток. - 2002. - № 11.-15 марта. - С. 12.

17. Распутин, В.Г. О себе и о времени / В.Г. Распутин // Литературная газета. -

2003. - 24-30 декабря. - С. 1.

18. Распутин, В.Г. «Если дело дошло до края» / В.Г.Распутин; беседу вел Г.А. Русских // Литературная газета. - 2004. - № 35. - 8-14 сентября. - С. 3.

19. Распутин, В.Г. «Пишу о том, что нужно людям» / В.Г. Распутин; беседу вел

C. Ямщиков // Завтра. - 2004. - № 14. - Март-апрель. - С. 8.

20. Распутин, В.Г. «Это выстрел в тех, кто ненавидит Россию» / В.Г. Распутин; беседу записала Л. Сухаревская // Байкальские вести. - 2004. - № 12. - № 40. - 18 октября. - С. 18.

21. Распутин, В.Г. «Я отчаялся» / В.Г. Распутин; беседу записала Л. Рак // Труд. - 2004. - 29 июля - 4 августа. - С. 9.

22. Распутин, В.Г. Люди начинают искать чистых просторов / В.Г. Распутин // Советская Россия. - 2004. - № 160. - 16 декабря.

23. Распутин, В.Г. Распутин о сибиряках / В.Г. Распутин // География в школе. -

2004. - № 2. - Февраль. - С. 9.

24. Распутин, В.Г. Боль души / В. Распутин, В. Кожемяко. - М.: Алгоритм, 2007. -288 с.

25. Распутин, В.Г. В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе / В.Г. Распутин. - Иркутск: Сапронов, 2007. - 528 с.

26. Распутин, В.Г. Уроки французского: Повести, рассказы / В.Г. Распутин. - М.: Эксмо, 2010.-736 с.

27. Распутин, В.Г. Эти двадцать убийственных лет / В. Распутин, В. Кожемяко. -М.: Эксмо, 2012.-320 с.

28. Распутин, В.Г. и др. Молчать не позволяет совесть: Обращение писателей и публицистов в поддержку уголовного преследования «Pussy Riot» (20 июля 2012 г.). - URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=l 184 •

29. Распутин, В.Г. Поле битвы - сердца людей / В. Распутин; беседу вел И. Шумейко // Наш современник. - 2012. - № 3. - С. 98-103.

2. Цитируемые художественные произведения других авторов

30. Волос, А.Г. Хуррамабад: Роман / А.Г. Волос. - М.: Независимая газета, 2000. -432 с.

31. Каразин, H.H. Погоня за наживой: Роман, повести, рассказы / H.H. Каразин; сост. A.A. Мачерет. - СПб.: Лениздат, 1993. - 587 с.

32. Маламуд, Б. Еврей-птица / Б. Маламуд; пер. В. Голышева // Б. Маламуд. Ангел Левин: Рассказы. - М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005. - С. 430-445.

33. Толстой, JI.H. Смерть Ивана Ильича / Л.Н.Толстой // Л.Н.Толстой. Поли, собр. соч.: В 90 т. / Под общ. ред. В.Г. Черткова. - М.-Л.: Худ. лит., 1928-1958. -Т. 26-С. 61-113.

3. Научные исследования, статьи, сборники, монографии

34. Аверинцев, С.С. Ной / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1992. - Т. 2. - С. 224-226.

35. Аксаков, И.С. Об издании в 1859 году газеты «Парус» / И.С.Аксаков // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. - М.: Современник, 1982. - С. 252-255.

36. Аксаков, И.С. Речь о А.С.Пушкине / И.С.Аксаков // К.С.Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. - М.: Современник, 1982. - С. 263-280.

37. Аксаков, И.С. Федор Иванович Тютчев / И.С.Аксаков // К.С.Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. - М.: Современник, 1982. - С. 285-354.

38. Аксаков, КС. Еще несколько -слов о русском воззрении / К.С.Аксаков У/ К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. - М.: Современник, 1982. - С. 198-205.

39. Аксаков, КС. О русском воззрении / К.С.Аксаков // К.С.Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. -М.: Современник, 1982. - С. 197-198.

40. Аксаков, КС., Аксаков, И.С. Литературная критика / К.С.Аксаков, И.С.Аксаков; сост., вступит, статья и коммент. A.C. Курилова. - М.: Современник, 1982. - 384 с.

41. Анисимов, КВ. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции / К.В. Анисимов. - Томск: Изд. Том. ун-та, 2005. - 304 с.

42. Афанасьев, А.Н. Народные русские легенды / А.Н. Афанасьев. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние , 1990. - 270 с.

43. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт; пер. с франц. Г.К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: МГУ, 1987.-С. 387-422.

44. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт; пер. с франц., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - 320 с.

45. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

46. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худ. литература, 1986. - С. 428-472.

47. Бахтин, М.М. Стилистика художественной речи / М.М. Бахтин // М.М. Бахтин. Под маской. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: Статьи / Сост. И.В. Пешков. - М.: Лабиринт, 2000. -С.-517-572.

48. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. / В.Г.Белинский. - М.: Изд. АН СССР, 1953-1959. - Т. 10. - 475 с.

49. Белова, О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции / О.В. Белова. - М.: Индрик, 2005. - 288 с.

50. Богатырева, Д.А. Сказовые формы повествования в мемуарной прозе М. Цветаевой / Д.А. Богатырева // Грехневские чтения. Словесный образ и литературное произведение: Сб. науч. трудов. Вып. 6 / Отв. ред. И.С. Юхнова. -Нижний Новгород, 2010. - С. 185-189.

51. Богданов, К.А. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры / К.А. Богданов. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 368 с.

52. Богданов, К.А. О крокодилах в России: Очерки из истории заимствований и экзотизмов / К.А. Богданов. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 352 с.

53. Богданов, К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К.А. Богданов. - СПБ.: Искусство-СПб, 2001. -438 с.

54. Бремон, К Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / К. Бремон // Семиотика / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.С. Степанова. - М.: Радуга, 1983. - С. 429-436.

55. Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. - М.: Независимая газета, 1997. - 208 с.

56. Бродский, И., Волков, С. Диалог с Иосифом Бродским / И. Бродский // Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. - М.: Независимая газета, 1997. - С. 2355.

57. Быков, Д.Л. Открытые письма - гнилая практика спасения репутации / Д.Л.Быков // Собеседник. - 2012. - № 30. - 13 августа. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1472847.html

58. Вайскопф, М. Писатель Сталин / М. Вайскопф. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 384 с.

59. Вересаев, В. Жил в Москве знаменитый адвокат Плевако / В. Вересаев // В. Вересаев. Собр. соч.: В 5 т.- М.: Правда, 1961. - Т. 4. - С. 355-357.

60. Викторович, В.А. Сюжет и повествование в романе Достоевского / В.А. Викторович // Сюжет и художественная система: Межвуз. сборник науч. трудов. - Даугавпилс, 1983. - С. 56-64.

61. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В.Виноградов. - М.: Высш. школа, 1971. - 240 с.

62. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

63. Газизова, A.A. Обыкновенный человек в меняющемся мире: опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов: Учеб. пособ. / A.A. Газизова. - М.: Прометей, 1990. - 80 с.

64. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. - 140 с.

65. Гаспаров, М.Л. Поэтика / М.Л. Гаспаров // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2003. - С. 785787.

66. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев // Вопр. литературы. - 1987. -№ 10.-С. 127-191.

67. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Худож. литер., 1977.-448 с.

68. Гладкова, О.В. Проповедь / О.В. Гладкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. - М.: Интелвак, 2003. - Стб. 822-823.

69. Голъдман, Л. Структурно-генетический метод в истории литературы / Л. Гольдман; пер. с франц. E.JI. Крепковой // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова.

- М.: МГУ, 1987. - С. 335-348.

70. Гордеева, Е.Ю. Очерк / Е.Ю. Гордеева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. - М.: Интелвак, 2003.

- Стб. 707-709.

71. Гордон, А.Г. Все диалоги / А.Г. Гордон. - М.: Предлог, 2006. - 880 с.

72. Гудков, Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / Л. Гудков // Образ врага / Сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 2005. - С. 7-79.

73. Гура, A.B. Волк / A.B. Гура // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - С. 103-104.

74. Гурвич, И.А. Поэтика повествования / И.А. Гурвич. - Ташкент: Укитувчи, 1988.-40 с.

75. Дедков, И.А. Продленный свет / И.А. Дедков // Новый мир. - 1984. - № 7. - С. 243-254.

76. Дедков, И.А. Публицистика / И.А. Дедков // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 313.

77. Дмитриева, С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С.И. Дмитриева. - М.: Наука, 1988. - 240 с.

78. Еленевская, М. Фиалкова, Л. Русская улица в еврейской стране: Исследование фольклора эмигрантов 1990-х в Израиле: В 2 ч. / М. Еленевская, Л. Фиалкова; отв. ред. В.А. Тишков. - М., 2005. - Ч. 1. - 354 с.

79. Женетт, Ж. Работы по поэтике. Фигуры: В 2 т. / Ж. Женетт. - М: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 2. - 472 с.

80. Жирмунский, В.М. Задачи поэтики / В.М. Жирмунский // В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. - Л.: Наука, 1977. -С. 15-55.

81. Жолковский, А.Г. Зеркало и зазеркалье: Лев Толстой и Михаил Зощенко / А.Г. Жолковский // А.Г. Жолковский. Блуждающие сны и другие работы. - М.: Наука, 1994.-С. 122-138).

82. Журбина, Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе / Е.И. Журбина; 2-е изд., доп. - М: Сов. писатель, 1979. - 376 с.

83. Захаркин, А. Эссе / А. Захаркин // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. - С. 477.

84. Зеленин, Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954 / Д.К. Зеленин; вступ. ст., сост., подготовка текста и коммент. Т.Г. Ивановой. - М.: Индрик, 2004.-368 с.

85. Зенкин, С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы: Учеб. пособие / С.Н. Зенкин. -М.: РГГУ, 2000. - 81 с.

86. Золотусский, И.П. В свете пожара / И.П. Золотусский // И.П. Золотусский. Исповедь зоила: Статьи, исследования, памфлеты. - М.: Сов. Россия, 1989. - С. 42-51.

87. Золотусский, И.П. Ломка голоса / И.П. Золотусский // И.П. Золотусский. Исповедь зоила: Статьи, исследования, памфлеты. - М.: Сов. Россия, 1989. - С. 34—41.

88. Золотусский, И.П. Отчет о пути: Журнальная проза в 1986 году / И.П. Золотусский // И.П. Золотусский. Исповедь зоила: Статьи, исследования, памфлеты. -М.: Сов. Россия, 1989. - С. 69-121.

89. Золотусский, И.П. Проза - 87: Свет и тени / И.П. Золотусский // И.П. Золотусский. Исповедь зоила: Статьи, исследования, памфлеты. - М.: Сов. Россия, 1989.-С. 122-200.

90. Ильин, И.П. Нарративная типология / И.П. Ильин // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. - M.: Intrada, 2004. - С. 277-280.

91. Ильин, И.П. Фокализация / И.П. Ильин // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. - М.: Intrada, 2004. - С. 425-426.

92. Ипполитова, Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике: Учеб. пособие / Н.Б. Ипполитова. - Саранск: Мордов. гос. ун-т, 1988. - 79 с.

93. История русской литературы XI - XVII веков: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Д.С. Лихачев, Л.А. Дмитриев, Я.С. Лурье и др.; под ред. Д.С. Лихачева. - М.: Просвещение, 1985. - 432 с.

94. Калинина, И.П. Дочь Ивана против матери Ивана? (Образ реки в повести В. Распутина) / И.П. Калинина // Вестник Тамбовского ун-та. - Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2008. - Вып. 9. - С. 170-174.

95. Каминский, П.П. «Время и бремя тревог»: Публицистика Валентина Распутина / П.П. Каминский. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 240 с.

96. Канторович, Вл. Очерк / Вл. Канторович // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 253-256.

97. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.

98. Кафка, Ф. Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой / Пер. Е. Кацевой // Ф. Кафка. Избранное: Сборник / Пер. с нем.; составл. Е. Кацевой; предисл. Д. Затонского. -М.: Радуга, 1989. - С. 538-558.

99. Клакхон, К. Мифы и обряды: общая теория / К. Клакхон // Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов / Сост., пер., предисл. и примеч. А.Ю. Рахманина. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - С. 157-176.

100.Кожевникова, H.A. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. / H.A. Кожевникова. - М: ИРЯ, 1994. - 333 с.

101. Козлов, A.C. Мифема, мифологема / А.С.Козлов // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. - М.: Intrada (ИНИОН РАН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел литературоведения), 2004. - С. 258.

102.Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма: Межвузовский сб. - Куйбышев, 1981. - С. 39-54.

103.Котенко, Н. Валентин Распутин: Очерк творчества / Н. Котенко. - М.: Современник, 1988. - 187 с.

104.Кройчик, Л.Е. Публицистический текст как дискурс / JI.E. Кройчик // Акценты. - 2003. - № 3-4. - С. 9-13.

105. Круглова, E.H. Художественная манера А.Ф.Писемского-очеркиста / E.H. Круглова // Грехневские чтения: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Отв. ред. И.С. Юхнова. - Нижний Новгород, 2007. - С. 301-307.

106. Кузина, А.Н. Идеи почвенников в творчестве В.Г. Распутина / А.Н. Кузина // Вестник Московского гос. обл. ун-та. - Сер.: Русская филология. - М., 2011. - № 4.-С. 124-129.

107.Кураев, А. Роман без героя / А. Кураев // Православный Санкт-Петербург. -2005. - № 12. - URL: //http://www.jjew.ru/index.php?cnt=4142

108.Курбатов, В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество / В.Я. Курбатов. -М.: Сов. писатель, 1992. - 176 с.

109.Курбатов, В.Я. Долги наши: Валентин Распутин - чтение сквозь годы / В.Я. Курбатов // Дружба народов. - 2007. - № 2. - С. 186-200.

110.Лапченко, А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин) / А.Ф. Лапченко. - Л.: ЛГУ, 1985. -137 с.

111 .Леви-Строс, К. Структура мифов / К. Леви-Строс // К. Леви-Строс. Структурная антропология. — М.: Наука, 1983. - С. 183-207.

112.Левитан, Л.С. Финал как элемент сюжетно-композиционной системы / Л.С. Левитан // Сюжет и художественная система: Межвуз. сборник науч. трудов. - Даугавпилс, 1983. - С. 33^18.

113.Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Повести В. Распутина / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: В 3 кн. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - Кн. 2: Семидесятые годы (1968-1986). - С. 49-54.

114.Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев // Д.С. Лихачев. Избранные произведения: В 3 т. / Д.С. Лихачев. - Л.: Худож. литер., 1987. - Т. 2. - С. 418— 494.

115.Лобанова, Г. А. Повествовательная ситуация / Г.А.Лобанова // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 169.

116.Лосев, А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон: Жизнеописание / А.Ф. Лосев, A.A. Тахо-Годи. - М.: Детская литература, 1977. - 224 с.

117.Мальцев, Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона) / Г.И. Мальцев. -Л.: Наука, 1989.- 168 с.

118. Манн, Ю.В. В пятидесятые годы и позже / Ю.В. Манн // Ю.В. Манн. Тургенев и другие. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 533-587.

119.Манн, Ю.В. К спорам о художественном документе / Ю.В.Манн // Ю.В. Манн. Тургенев и другие. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 492-511.

120.Манн, Ю.В. От Пушкина до Чехова: эволюция повествовательных форм / Ю.В. Манн // Ю.В. Манн. Тургенев и другие. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. -С. 366-421.

121 .Манн, Ю.В. Стиль - это время / Ю.В. Манн // Ю.В. Манн. Тургенев и другие. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 521-530.

122.Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Е.М. Мелетинский; отв. ред. Е.С. Новик. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 576 с.

123.Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. -408 с.

124. Местергази, Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия / Е.Г. Местергази. - М.: Совпадение, 2007. - 327 с.

125.Милое, Н. Наедине с Валентином Распутиным / Н. Милов // Север. -Петрозаводск, 2009. - № 7/8. - С. 76-87.

126.Митрофанова, A.A. Русский Север в сибирской публицистике В.Г. Распутина / A.A. Миторофанова // Северный текст русской литературы: Сб. / Сост. Е.Ш. Галимова. - Вып 1. - Архангельск: Поморский ун-т, 2009. - С. 141-154.

127.Муравьев, B.C. Эссе / B.C. Муравьев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. - М.: Интелвак, 2003. - Стб. 1246-1247.

128. Неклюдов, С.Ю. Структура и функция мифа / С.Ю. Неклюдов // Современная российская мифология / Сост. М.В. Ахметова. Сер. «Традиция-текст-фольклор: Типология и семиотика». - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - С. 9-26.

129.Неминущий, А.Н. О статусе повествователя в «маленькой трилогии» А.П. Чехова / А.Н. Неминущий // Сюжет и художественная система: Межвуз. сборник науч. трудов. - Даугавпилс, 1983. - С. 64-71.

130.Николаев, O.P. Почему мы не поем «русские народные» песни до конца (о некоторых механизмах трансляции русской песенной традиции) / O.P. Николаев // Русский текст. - 1987. - № 5. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/nikolaevl.htm

131. Орлицкий, Ю.Б. Заглавие / Ю.Б. Орлицкий // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 73-74.

132. Орлова, Р. Письма из Кельна о книгах из Москвы / Р.Орлова // Вопр. литературы. - 2010. - № 4. - С. 5-69.

133. Панкеев, H.A. Валентин Распутин: По страницам произведений / И.А. Панкеев. -М: Просвещение, 1990. - 144 с.

134.Перевалова, C.B. «Особая география памяти»: Образ автора в русской прозе 1970-1980-х гг. - В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, B.C. Маканин: Монография / C.B. Перевалова. - Волгоград: Перемена, 1997. - 239 с.

135. Перевалова, C.B. Женщины «русских селений» в пространстве современной деревенской прозы / C.B. Перевалова // Восток - Запад: пространство русской литературы и фольклора: Материалы Второй Междунар. науч. конф. Волгоград, 16 апреля 2006 г. - Волгоград, 2006. - С. 692-701.

136.Перевалова, C.B. Повести В.Г.Распутина: автор и герои («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар») / C.B. Перевалова. - Волгоград: Перемена, 2000.- 104 с.

137.Поспелов, Г.Н. Очерк / Г.Н.Поспелов // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 263-264.

138.Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

139. Рейфман, П.С. К истории славянской журналистики (статья третья) / П.С. Рейфман // Проблемы литературной типологии и исторической преемственности. Труды по русской и славянской филологии. XXXII. Литературоведение: Учен, записки Тарт. гос. ун-та / Отв. ред. Ю.М. Лотман. -Тарту, 1981.-С. 73-85.

140.Рейфман, П.С. К истории славянской журналистики 1840-1850-х годов (статья четвертая) / П.С. Рейфман // Единство и изменчивость историко-литературного процесса. Труды по русской и славянской филологии: Учен, записки Тарт. гос. ун-та / Отв. ред. П. Рейфман. - Тарту, 1982. - С. 64-80.

141 .Рейфман, П.С. К истории славянской журналистики 1840-1850-х годов (статья пятая) / П.С. Рейфман // Типология литературных взаимодействий. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение: Учен, записки Тарт. гос. ун-та / Отв. ред. 3. Минц. - Тарту, 1983. - С. 73-84.

142. Румянцев, А. Вечные письмена / А. Румянцев // Наш современник. - 2011. -№ 3. - С. 250-255.

143. Самойлов, Д.С. Памятные записки / Д.С.Самойлов. - М.: Междунар. отношения, 1995. -475 с.

144. Самойлов, Д.С. Поденные записи: В 2 т. / Д.С. Самойлов. - М.: Время, 2002. -Т. 2.-384 с.

145. Самойлов, Д.С., Чуковская, Л.К. Переписка: 1971-1990 / Д.С.Самойлов, Л.К. Чуковская; вступ. статья A.C. Немзера, коммент. и подгот. текста Г.И.Медведевой-Самойловой, Е.Ц.Чуковской, Ж.О. Хавкиной. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 304 с.

146. Сартр, Ж.-ÏI. Что такое литература? / Ж.-П. Сартр; пер. с франц. А.К. Авеличева // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К. Косикова. - М.: МГУ, 1987. - С. 313— 334.

147. Семенова, С.Г. Валентин Распутин / С.Г. Семенова. - М.: Сов. Россия, 1987. -176 с.

148. Силантьев, И.В. Газета и роман: Риторика дискурсивных смешений / И.В. Силантьев; отв. ред. Ю.В. Шатин. - М.: Языки славянской культуры, 2006. -224 с.

149. Сирин, А. Свет распутинской прозы / А. Сирин. - Иркутск: Сапронов, 2007. -319 с.

150. Скуленко, М.И. Убеждающее воздействие публицистики: Основы теории / М.И. Скуленко. - Киев: Вища шк., 1986. - 174 с.

151 .Соболева, О.В. Сусанна и «новые старцы»: турист с фотоаппаратом в кругу персонажей венецианского текста современной литературы / О.В. Соболева // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. статей: В 2 т. Вып. 11. - М.: МГПИ, 2012. - Т. 1. - С. 218— 222.

152 .Соболевская, О.В. Публицистика / О.В.Соболевская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. - М.: Интелвак, 2003. - Стб. 837-838.

153. Собрание народных песен П.В.Киреевского / Записи П.И. Якушкина. - Л.: Наука, 1983.-Т. 1.-342 с.

154. Стюфляева, М.И. Человек в публицистике: методы и приемы изображения и исследования / М.И. Стюфляева. - Воронеж: ВГУ, 1989. - 143 с.

155.Тамарченко, Н.Д. Повествование / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 166-167.

156.Тамарченко, Н.Д. Повествователь / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 167-169.

157. Тамарченко, Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. - М.: Академия, 2004. - Т. 1. -512 с.

158.Творчество В.Г.Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / И.Л. Бражников, A.A. Газизова, Т.А. Пономарева и др.: Коллективная монография. - М.: МПГУ, 2012. - 244 с.

159. Тендитник, Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества / Н.С. Тендитник. - Иркутск: ИГУ, 1987. - 232 с.

160. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 2002. - 467 с.

161. Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / С.Н. Бройтман; под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - Т. 2: Историческая поэтика. - 368 с.

162. Толстой, Л.Н. Не могу молчать / J1.H: Толстой // JI.H. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. / Под общ. ред. В.Г. Черткова. - M.-JL: Худ. лит., 1928-1958. - Т. 37.

- С. 83-96.

163. Томилова, H.A., Шафранская, Э.Ф. Забытое имя русской литературы: Николай Николаевич Каразин (Дервиш - как все начиналось) / H.A. Томилова, Э.Ф. Шафранская // Русская словесность. - 2012. - № 5. - С. 35-38.

164. Топорков, A.JI. Мифы и мифология XX века: традиция и современное восприятие / A.J1. Топорков // Человек и общество: поиски, проблемы и решения.

- 1999. - Январь. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/toporkovl.htm

165 .Топорков, А.Л. Река / А.Л.Топорков // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - С. 332-334. 166.Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н.Тынянов. - М.: Наука, 1977.-575 с.

\61.Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ) / В.И. Тюпа. - М.: Лабиринт, 2001. - 192 с.

168. Уртминцева, М.Г. Стилевая доминанта в публицистике Н.С.Лескова 60-х годов (очерк «Алексей Петрович Ермолов») / М.Г. Уртминцева // Грехневские чтения: Сб. науч. трудов. Вып. 5 / Отв. ред. И.С. Юхнова. - Нижний Новгород, 2008.-С. 267-271.

169. Фрай, Н. Критическим путем / Н. Фрай; сост. и примеч. Е. Цургановой, пер. с англ. О. Кириченко // Вопр. литературы. - 1991. - № 9-10. - С. 157-187.

170. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг; подгот. текста, справ.-информ. аппарат, предварение, послесл. Н.В.Брагинской. - М.: Лабиринт, 1997.-448 с.

171 .Хазагеров, Г.Г. «Об образех»: Иоанн, Хировоск, Трифон (к диахронии тропов и фигур в греко-славянской традиции) / Г.Г. Хазагеров // Известия РАН. Сер. литературы и языка. - 1994. - Т. 53. - № 1. - С. 63-71.

172.Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. - М.: Высш. школа, 2002. - 437 с.

173. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Ч. 1. - 448 с.

174.Цицерон, М.Т. Об ораторе / М.Т. Цицерон // Н.Ф. Дератани, H.A. Тимофеева. Римская литература: Хрестоматия по античной литературе / Н.Ф. Дератани, H.A. Тимофеева. -М.: Просвещение, 1965. - С. 224-231.

175. Цицерон, М.Т. Первая речь против Каталины / М.Т.Цицерон // Н.Ф. Дератани, H.A. Тимофеева. Римская литература: Хрестоматия по античной литературе / Н.Ф. Дератани, H.A. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1965. - С. 212214.

176. Чехов, А.П. Собр. соч.: В 12 т. / А.П. Чехов. - М.: ГИХЛ, 1963. - Т. 11. - 696 с.

177. Чулков, В.И. Субъектная организация сюжета и проблема творческого метода / В.И. Чулков // Сюжет и художественная система: Межвуз. сб. науч. трудов. -Даугавпилс, 1983.-С. 11-18.

178. Шапошников, В.Н. Валентин Распутин / В.Н. Шапошников. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. - 68 с.

179.Шаталов, С.Е. Литература - вид искусства / С.Е.Шаталов. - М.: Знание, 1981.-160 с.

180 .Шафранская, Э.Ф. «Россия для русских?» - уроки литературы / Э.Ф. Шафранская // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. статей. - Вып. 6. - М.: МГПИ, 2007. - С. 44-49.

181 .Шафранская, Э.Ф. Синдром голубки: Мифопоэтика прозы Дины Рубиной / Э.Ф. Шафранская. - СПб.: Свое издательство, 2012. - 470 с.

182.Шафранская, Э.Ф. Устное народное творчество: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Э.Ф. Шафранская. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

\%Ъ.Шкаренков, П.П. Диалог прозаический / П.П. Шкаренков // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 57-58.

184. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. - М.: Сов. писатель, 1983. -384 с.

185.Шкловский, В.Б. Тетива. О несходстве сходного / В.Б. Шкловский. - М.: Сов. писатель, 1970. - 376 с.

186. Шкловский, В.Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете / В.Б. Шкловский. -М.: Сов. писатель, 1981. - 352 с.

187. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М: Языки славянской культуры, 2008. -304 с.

188. Штейнголъд, A.M. Сюжет в критической статье (к постановке проблемы) / A.M. Штейнгольд // Сюжет и художественная система: Межвуз. сб. науч. трудов. - Даугавпилс, 1983. - С. 126-135.

ХЮ.Эккерман, И.П. Разговоры с Гете / И.П. Эккерман; пер. с нем. Н. Холодковского. - М.: Захаров, 2003. - 448 с.

190. Эко, У, Мартини, K.M. Диалог о вере и неверии / У. Эко, K.M. Мартини; пер. с итал. - М.: Библейский богословский институт св. апостола Андрея, 2011. - 144 с.

191. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с франц. В. Большакова. - М.: Академический проект, 2000. - 222 с.

192. Эпштейн, М. Все эссе: В 2 т. / М. Эпштейн. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - Т. 1 : В России. - 544 с.

193. Эпштейн, М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков /М. Эпштейн. -М.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.

194.Языкова, И. Предисловие к русскому изданию / И.Языкова // У. Эко, K.M. Мартини. Диалог о вере и неверии. - М.: Библейский богословский институт св. апостола Андрея, 2011. - С. 7-10.

195. Якобсон, Р. Вопросы поэтики / Р. Якобсон // Р. Якобсон. Работы по поэтике / Сост. и общ. ред. M.JI. Гаспарова. - М.: Прогресс, 1987. - С. 80-98.

4. Диссертации и авторефераты диссертаций

196.Анохина, С.А. Концепт «развитие» в русской языковой картине мира и особенности его вербализации в творчестве В.Г.Распутина 1994-2003 гг.:. Автореф. дис. ...канд. филол. наук / С.А. Анохина. - Челябинск, 2004. - 25 с.

197.Бадрызлова, О.В. Восприятие творчества В.Распутина в Германии: 19701980 гг.: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / О.В. Бадрызлова. - Тюмень, 2005. -26 с.

198 .Барышева, O.A. Христианские и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / O.A. Барышева. - Кострома, 2010. - 23 с.

199.Бошен, М. Лексика с культурным компонентом в прозе 60-70 гг. XX в. в сопоставлении с английским и французским языками: В. Распутин, Ю. Трифонов, Д. Гранин: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / М. Бошен. - СПб., 2002. - 23 с.

200.Газизова, A.A. Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов, В. Распутин): Автореф. дис. ...канд. филол. наук /

A.A. Газизова. - М., 1980. - 16 с.

201 .Газизова, A.A. Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60-80-х годов двадцатого века: опыт типологического анализа: Автореф. дис. ...докт. филол. наук / A.A. Газизова. -М., 1992. - 29 с.

202 .Гапон, Е.С. Художественная концепция личности в творчестве

B.Г. Распутина 1990-2000-х годов: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Е.С. Гапон. -Армавир, 2005. - 18 с.

203 .Герчинъска, Д. Восприятие творчества Василия Белова и Валентина Распутина в Польше, 60-80-е годы: Автореф. дис. ...докт. филол. наук / Д. Герчиньска. - М., 1997. - 33 с.

204.Гришенкова, Т.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Т.Ф. Гришенкова. - Тюмень, 2004. - 22 с.

205 .Игнатьева, A.B. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / A.B. Игнатьева. - Тюмень,

2008.-23 с.

206. Калымуллин, ИИ Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / И.И. Калимуллин. - Бирск, 2002. - 20 с.

207. Калинина, И.П. Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана»: поэтико-философский аспект: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / И.П. Калинина. -Тамбов, 2010.-24 с.

208. Каминский, П.П. Публицистика В.Г.Распутина: мировоззрение и проблематика: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / П.П. Каминский. - Томск, 2006. - 22 с.

209.Костина, А.Г. Фольклорные элементы в лексической структуре художественных текстов Валентина Распутина: к истокам российской ментальности: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / А.Г. Костина. - СПб., 2011. -24 с.

210. Ксенофонтова, М.В. Поэтика видимого и невидимого в малой прозе В.Г. Распутина: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / М.В. Ксенофонтова. - М., 2003,- 16 с.

211 .Кудинова, JT.B. Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / JI.B. Кудинова. - Воронеж,

2009.- 17 с.

212. Нугманова, Д.Н. Воссоздание психологического своеобразия характерологии повестей В.Распутина в переводе на узбекский язык: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Д.Н. Нугманова. - Ташкент, 1989. - 20 с.

213. Перевозов, Д.Н. Эссеизация текстов как выражение персонального журнализма в современной российской публицистике: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Д.Н. Перевозов. - Воронеж, 2007. - 23 с.

21 А. Перевозов, Д.Н. Эссеизация текстов как выражение персонального журнализма в современной российской публицистике: Дис. ...канд. филол. наук / Д.Н. Перевозов. - Воронеж, 2007. - 183 с.

215.Петушкова, Е.В. Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века (С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин): Дис. ...канд. филол. наук / Е.В. Петушкова. - Тверь, 2004. - 174 с.

216. Поляков, Э.Н. Субъективация авторского повествования в прозе Валентина Распутина: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Э.Н. Поляков. - М., 2005. - 26 с.

217.Попова, И.В. Национально-поэтический контекст прозы В.Распутина 19801990-х годов: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / И.В. Попова. - Тамбов, 2003. -25 с.

218. Сигов, В.К. Проза В.Г.Распутина: Проблематика и поэтика: Автореф. дис. ...канд. филол. наук/ В.К. Сигов. -М., 1984. - 17 с.

219. Соловьева, Е.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Е.В. Соловьева. - М., 2005. - 20 с.

220. Сорокина, М.А. Идеи народной педагогики в творчестве В.Г. Распутина: Автореф. дис. ...канд. пед. наук / М.А. Сорокина. - Чебоксары, 2006. - 19 с.

221. Угловская, Г.М. Рассказ В. Распутина: Динамика жанра: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Г.М. Угловская. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.

222.Хирш, Б. Творчество Валентина Распутина в восприятии критики СССР и ГДР: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Д. Хирш. - М., 1989. - 27 с.

223.Ходченкова, И.В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: Автореф. дис. ...канд. фнлол. наук / И.В. Ходченкова. -Тверь, 2006. - 22 с.

224. Ходченкова, И.В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: Дис. ...канд. филол. наук / И.В. Ходченкова. - Тверь, 2006.- 158 с.

225.Холодкова, Е.К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Е.К. Холодкова. - М., 2009. - 22 с.

226. Чернышева, Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической- прозе 20-40-х гг. XIX века: Автореф. дис. ...докт. филол. наук / Е.Г. Чернышева. - М., 2001.-34 с.

227. Эмирова, Г.А. Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности: Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Г.А. Эмирова. - Махачкала, 2005. - 24 с.

228.Ян, Ц. Восприятие современной советской прозы в КНР (Ч.Айтматов, В. Распутин, Ю. Бондарев): Автореф. дис. ...канд. филол. наук / Ц. Ян. - М., 1991. - 19 с.

5. Справочная литература

229. Валентин Григорьевич Распутин: Библиографический указатель: В 2 ч. / Сост. Г.Ш. Хонгордоева, Э.Д. Елизарова с участ. JI.A. Казанцевой; ред. JI.B. Войлошникова. - Иркутск: Сапронов, 2007. - 472 с.

230. Греймас, А.Ж., Курте, Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А.Ж. Греймас, Ж. Курте; пер. с франц. В.П. Мурат // Семиотика / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.С. Степанова. - М.: Радуга, 1983. - С. 483-450.

231. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. -512с.

232. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е.А. Цурганова. - М.: Intrada, 2004. - 560 с.

233. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.

A.Н. Николюкина; ИНИОН. - М.: Интелвак, 2003. - 1597 стб.

234. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред.

B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

235. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.

23в.Розенталъ, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.

237. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. -416с.

238. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев,

C.B. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

239. Словарь терминов французского структурализма / Сост. И.П. Ильин // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. - М.: Прогресс, 1975. - С. 450- 461.

240. Словарь юного книголюба / Сост. И.Я. Линкова. - М.: Книга, 1987. - 304 с.

241. Тресиддер, Д. Словарь символов / Д. Тресиддер; пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

242. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям / С. Чупринин. - М.: Время, 2007. - 768 с.

243. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Новый путеводитель / С. Чупринин. -М.: Время, 2009. - 816 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.