Прототипы культуры и исторические формы их опредмечивания в архитектуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Темникова, Ольга Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Темникова, Ольга Анатольевна
Введение.
Глава 1.Философская методология реконструкции истории культуры
1.1. Типология концептуальных представлений о сущности и структуре культурного пространства.
1.2. Понятие и формы прототипов культуры.
Глава 2. Прототипы культуры как принципы исследования истории архитектуры.
2.1. Космологизм и теологизм архитектуры домодерна.
2.2. Антропологизм, кратологизм, натурологизм и машинологизм архитектуры модерна.
2.3. Лексикологизм и виртуологизм архитектуры постмодерна
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Архитектурная теория эпохи романтизма в Германии и развитие западноевропейского зодчества конца XVIII - первой половины XIX вв.2001 год, доктор архитектуры Кожар, Нина Владимировна
От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки2007 год, доктор архитектуры Добрицына, Ирина Александровна
"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.: На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов2005 год, кандидат искусствоведения Баранова, Мария Геннадьевна
Категории "порядок" и "хаос" в развитии профессионального мышления архитектора2006 год, кандидат архитектуры Соколкова, Екатерина Михайловна
Классический Петербург и творчество Карло Росси в контексте современного традиционализма2010 год, кандидат философских наук Гликин, Антон Аркадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прототипы культуры и исторические формы их опредмечивания в архитектуре»
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Нарастающий кризис индустриальной цивилизации и становление информационной, постиндустриальной цивилизации не только изменяют социальные системы, но и порождают девальвацию старых ценностей и норм и возникновение новых. Предшествующие цивилизации выдвигали ту или иную единую идеальную модель культуры и следовали ей. Сегодня стремительно нарастает культурное разнообразие, плюрализм ценностей, альтернативность норм, дифференциация характеров людей, что остро ставит вопрос о возможности создания новой идеальной модели культуры, и ответить на этот вопрос возможно лишь путем исследования прототипов культуры прошлой и современной культурной ситуации.
Создание форм культуры всегда было адекватно определенному пониманию сущности человека, но сегодня в культуре наибольшее распространение получают такие направления, которые провозглашают отсутствие единой общей сущности человека и «смерть человека», что делает весьма насущным вопрос о философском осмыслении особенности культуры. В диссертации это осмысление осуществляется на примере архитектуры, потому что она представляет самую древнюю форму организации человеком культурного пространства, что позволяет обнаружить смену ценностных оснований в истории культуры, а кроме того, она более, чем другие формы культуры, вписана в повседневную жизнь человека, обладает внешней художественной выразительностью и вместе с тем воплощает в своих сооружениях душу культуры, что особенно подчеркивали Ф.Шеллинг и О.Шпенглер.
Кроме того, процессы дифференциации и интеграции гуманитарного знания, которые происходят в современной культуре ставят вопрос о преодолении известной обособленности искусствоведения и включения его объектов (архитектуры) в теоретическое «поле» философии культуры, в частности, путем распространения на них философской методологии, что способствует как приращению гуманитарного знания в целом, так и расширению содержания философии культуры.
Степень разработанности проблемы. Поскольку в работе рассматриваются как общие вопросы развития истории культуры, так и вопросы развития истории архитектуры, то исследование темы диссертации требует привлечения разнообразных источников, относящихся к области философии культуры, философской антропологии, аксиологии, архитектуроведения.
Одну зону исследования составляют работы по философии культуры, в которых рассматриваются общие проблемы культуры: методы исследования, сущностные особенности, принципы, нормы, структура, функции, формы бытия, этапы развития: М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.Г.Гадамера, Г.Гачева,
A.Я.Гуревича, И.П.Ильина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, Э.Кассирера, Л.Н.Когана, В.А.Конева, Ю.М.Лотмана, Н.Б.Маньковской, Ю.И.Мирошникова, А.Моля, Ю.В.Осокина, Э.Панофски, А.А.Пучкова, Л.С.Ракитиной, К.А.Свасьяна, П.А.Флоренского, М.Хайдеггера, О.Шпенглера, У.Эко, М.Я.Ямпольского, особенно посвященные анализу культуры модернизма и постмодернизма: И.А.Азизяна, А.Гениса,
B.М.Дианова, Г.С.Кнабе, В.А.Кутырева, Д.А.Ольшанского, Д.В.Сарабьянова, Ю.Н.Солонина, М.Н.Эпштейна. Но во всех этих работах, за исключением произведений Кассирера и Шпенглера, культура не исследуется в рамках проблемы прототипов. Что касается двух последних философов, то они отождествляли прототипы с символами, причем первого больше интересовало не содержание символических форм, а то, что они выступают априорными формообразующими принципами познания культуры, а второй, по сути дела, отрицал общие для каждого культурно-исторического периода прасимволы, считая, что каждая из восьми выделенных им культур имеет специфический прасимвол. К этим работам примыкают исследования специфики различных периодов искусства в истории эстетики: М.М.Бахтина, В.В.Бычкова, П.Кесарийского, А.Ф.Лосева, А.П.Мардера, В.Т.Мещерякова, М.Ф.Овсянникова, В.М.Полевого, Л.Н.Столовича, Т.Суминовой,
И.Ш.Шевелева, Ф.Шеллинга, Ф.Шлегеля, Е.Юваловой, А.Якимович. Но периоды развития искусства рассматриваются с помощью методологии искусствоведения как периоды существования его различных стилей.
Теоретический пласт представляют работы в современной отечественной философии культуры, в которых рассматриваются вопросы сущности и структуры культурного пространства: А.В.Бабаевой, Е.Е.Бирюковой,
A.Г.Букина, А.Н.Бьтстровой, О.В.Василенко, Е.В.Вьтгузовой, О.И.Горяиновой, О.В.Гуткина, А.Г.Дружинина, Е.Г.Зинкова, В.Д.Исаева, М.С.Кима, В.Л.Кургузова, А.Г.Лазарева, А.Лапшиной, Е.А.Лиокумович,
B.Ю.Марченко, В.Никитина, А.А.Пелипенко, М.В.Пучкова, Т.М.Решетниковой, И.И.Свириды, А.А.Сизикова, Л.В.Силкиной, Т.А.Славиной, С.Я.Сущего, В.А.Тишкова, Г.Тульчинского, В.С.Цукермана, А.Шолтысека, М.В.Шубенкова. В большинстве работ учитывается лишь одно из измерений культурного пространства и отсутствует общая типология представлений о сущности и структуре культурного пространства.
В другую зону исследования входят работы по проблемам философской антропологии: с одной стороны, представляющие первоисточники, в которых рассматриваются вопросы сущности человека, ценностей, идеалов: А.Августина, Аристотеля, Н.А.Бердяева, М.Бубера, Ф.Гваттари, Т.Гоббса, П.Гольбаха, Ж.Делеза, Ж.Дерриды, Ж.Ламетри, Ж-Ф.Лиотара, Дж.Манетти, К.Маркса, Пико делла Мирандолы, Б.Спинозы, Л.Фейербаха, а с другой, работы, в которых дана оценка в отечественной философии учений о человеке: А.Н.Горфункеля, П.С.Гуревича, С.Ф.Денисова, В.А.Конева, В.А.Кувакина, К.Н.Любутина, Б.В.Маркова, В.В.Николина, И.С.Нарского, С.А.Смирнова, И.Н.Степановой. Но вопросы сущности и предназначения человека, как правило, не рассматриваются в связи с вопросами культуры
Третью зону исследования составляют работы, в которых дается эпистемологический и аксиологический анализ понятий: «идеальные типы», «модели», «символы», «прасимволы», «парадигмы», «архетипы», «ценностные абсолюты» и т.д.: М.Вартофского, М.Вебера, О.Виггинса,
О.В.Ивановской, Э.Кассирера, В.А.Конева, Т.Куна, Г.Маркузе, Г.В.Скворцовой, Б.С.Шалютина, С.М.Шалютина, О.Шпенглера, Э.Шпрангера, К.Ясперса. В отличие от всех этих работ в диссертационном исследовании данные понятия используются для экспликации смысла разрабатываемого автором понятия «прототипы культуры». При понимании прототипов культуры как методологии исследования истории архитектуры автор учитывал поставленную неокантианством проблему соотношения идиогра-фического и номотетического методов систематизации знания, которая получила различные решения в работах по методологии исторического познания и исследованиях по истории культуры: М.Валлерстайна, М.Вебера, В.Виндельбанда, В.Дильтея, Г.Риккерта, Э.Трельча. Рассмотрение в диссертации проблемы опредмечивания-распредмечивания, инобытия человеческого духа в культуре опирается на философскую традицию, созданную работами Аристотеля, Н.А.Бердяева, М.Вебера, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, Платона, И.Фихте, Ф.Шеллинга.
В четвертую зону исследования входят работы теоретиков архитектуры: Альберти, Ф.Блонделя, О.Вагнера, Р.Вентури, Витрувия, Леонардо да Винчи, Винцента де Бове, В.Гропиуса, Герона, Ч.Дженкса, Исидора, JTe Корбюзье, Лаведана, аббата Ложье, Палладио, О.Перре, Ф.Л.Райта, Д.Рескина, М.в.Роэ, Л.Г.Салливена, Суффло, Б.Чуми, П.Эйзенмана, но вся история архитектуры понималась ими традиционно как смена стилей архитектуры. Существуют и работы специалистов по истории архитектуры, подвергающих анализу теории архитектуры: Д. Барбаро, И.А.Бартенева, А.А.Барсеневой, Н.И.Брунова, Г.Вельфлина, К.О.Гартмана, З.Гиднона, В.С.Горюнова, О.И.Гурьева, И.А.Добрицыной, А.В.Иконникова, Ю.Колпинского, А.И.Комеч, В.Н.Лазарева, В.В.Лебедева, Б.П.Михайлова, К.М.Муратовой, Д.В.Ольшанского, Л.В.Никифоровой, О.В.Орельской, Э.Панофски, А.А.Пучкова, А.М.Раскина, А.В.Рябушина, К.А.Семиной, А.Цириеса, О.Шуази, Н.Г.Ярлыковой. Все они преимущественно разрабатывали вопросы специфики художественно-строительной формы в одном из направлений или стилей архитектуры.
Проблема заключается в разработке философской методологии для исследования истории архитектуры. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах:
- имеются ли в культуре исходные образцы, которые характеризуют культурно-исторические типы?
- может ли история культуры рассматриваться как сосуществование культурно-исторических типов, в основе которых находятся различные исходные образцы (прототипы)?
- могут ли прототипы культуры выступать в качестве философской методологии исследования истории архитектуры, обеспечивающей ее понимание как целостного процесса развития, включающего разнообразие культур, и имеющей мировоззренческие и методологические преимущества по сравнению с традиционным рассмотрением истории архитектуры в виде различных направлений и стилей?
Целью исследования является анализ истории архитектуры на основе философской методологии прототипов культуры, позволяющей воспроизвести внутреннюю логику развития истории архитектуры и обнаруживающей за изменениями художественно-строительных форм архитектуры изменения в социокультурном мире, в котором живет человек.
С учетом данной цели поставлены и решаются следующие задачи исследования:
- разработать типологию философских представлений о культурном пространстве, его сущности и структуре;
- обосновать категориальный статус философского концепта «прототипы культуры»; сконструировать прототипы культуры различных культурно-исторических типов, имеющие референтов в мире культуры, и обосновать их применимость в области архитектуры; исследовать архитектурные формы различных культурно-исторических типов путем вычленения специфических прототипов культуры, которые являются их ценностной основой и принципом исследования;
Основная идея, выносимая на защиту: формы архитектуры различных культурно-исторических типов мировоззренчески и методологически обоснованы прототипами культуры как первообразами, имеющими философ-ско-антропологический и аксиологический смыслы.
Методологические основания исследования включают созданную Ф.Шеллингом концепцию философского конструирования; концепцию Э.Кассирера о символических формах культуры и О.Шпенглера о «прасим-волах» культуры; разработанную И.Н.Степановой типологию философско-антропологических парадигм сущности человека; классификацию культурных форм, осуществленную В.А.Коневым; обоснование Г.Риккертом и В.Виндельбандом аксиологического статуса культуры и их трактовку ценностей как культурно-исторических образцов; концепцию НЛ.Данилевского о культурно-исторических типах; сконструированную М.Н.Кокаревич методологию моделирования культурно-исторической реальности; разработанную В.В.Николиным концепцию машинности как всеобщего принципа воспроизводства; также принципы детерминизма, развития, соответствия, сущностный подход, методы исторический и логический, герменевтический.
Основные положения, выносимые на защиту , которые содержат научную новизну:
1. Все разнообразие философских представлений о сущности и структуре культурного пространства может быть обобщено путем выделения дея-тельностно-преобразовательного, эпистемологического, аксиологического, коммуникативного (с символическо-семиотическим аспектом) и интегратив-ного типов его понимания.
2. «Прототипы культуры» являются философским конструктом, который обозначает первообраз, ценностную матрицу, идеальный образец, рационально сконструированный идеальный тип, соединяющий в себе всеобщее (сущность, идею) и особенное (конкретные формы и произведения культуры), имеющий предметные референты и опредмечивающийся в различных произведениях культуры доминирующих стилей определенного культурно-исторического типа. Каждый из прототипов представляет собой интегратив-ное образование, включающее четыре базовые культурные формы: остенсив-ную, императивную, аксиологическую и методологическую. Прототипы культуры выступают как демонстрационные образцы, нормы, ценностные абсолюты различных культурно-исторических типов и вместе с тем как своеобразные методологические принципы, на основе которых создаются теории и практики культуры, в частности, архитектуры.
3. История культуры представляет собой сосуществование культурно-исторических типов, имеющих основой различные прототипы культуры. Для эпохи домодерна прототипами культуры являются «космос» (античная культура) и «Бог» (культура средневековья); для эпохи модерна — «человек» (культура Возрождения), «государство» (культура Нового времени), «природа» (культура первой половины XIX в.) и «машина» (культура второй половины XIX - первой половины XX вв.); для эпохи постмодерна — «текст» (культура второй половины XX в.) и «Интернет» (культура конца XX — начала XXI вв.).
4. В основе теорий и практик архитектуры находятся специфические прототипы культуры, представляющие культурно-исторические ценностные первообразы, выраженные с помощью языка архитектуры и выступающие как принципы исследования истории архитектуры. «Космос» является культурным прототипом ордерной стоечно-балочной системы архитектуры античности; «Бог» - крестовокупольных и базиликальных готических конструкций храмов архитектуры средневековья; «человек» — как светских, так и храмовых архитектурных построек Возрождения; «государство» — барочных и классицистических форм архитектуры Нового времени; «природа» и «машина» - архитектурных форм романтического и рационалистического направлений XIX - первой половины XX вв.; «текст» — архитектурных форм постмодернизма и деконструктивизма второй половины XX в.; «Интернет» -нелинейной архитектуры конца XX — начала XXI вв.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что разработана новая философская методология реконструкции истории архитектуры и подтверждена ее эффективность путем установления идентичности между прототипами культуры и доминирующими стилями архитектуры различных культурно-исторических типов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в университетах в курсах философии, аксиологии, философской антропологии, культурологии, истории культуры, спецкурса по истории архитектуры.
Апробация работы. Основные результаты диссертации докладывались на международных конференциях: «Экстремизм как социальный феномен» (Курган, 2005), «Машины. Люди. Ценности» (Курган, 2006), «Социализм как реальность: прошлое, настоящее, будущее. V Марксовские чтения» (Нижневартовск, 2006.) «Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России» (Курган, 2008); на всероссийских конференциях: «Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблема диалога» (Нижневартовск, 2005), «Реальность. Человек. Культура: универсалии научного знания» (Омск, 2007), на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009), а также нашли отражение в публикациях в Вестнике Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова (Кострома, 2009), и в сборниках научных трудов аспирантов и соискателей (Курган, 2005, 2007, 2008, 2009). Основные идеи содержания диссертационного исследования отражены в 14 научных статьях и тезисах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Курганского государственного университета в июне 2009 г.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Список литературы включает 219 наименований. Общий объем работы составляет 167 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Творчество К.М. Быковского и классицистические тенденции в архитектуре Москвы последней трети XIX в.2004 год, кандидат искусствоведения Розанова, Татьяна Михайловна
Творчество С.У. Соловьева в контексте архитектурно-художественной практики Москвы эпохи модерна2007 год, кандидат искусствоведения Печенкин, Илья Евгеньевич
Полифункциональность образа "Вещь-Дом" как феномен культуры2009 год, кандидат философских наук Филяев, Сергей Евгеньевич
Феномен архитектуры в культурной среде региона2005 год, кандидат философских наук Степанов, Андрей Владимирович
Русская церковная архитектура эпохи классицизма. Идеи и образы2011 год, доктор искусствоведения Путятин, Илья Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Темникова, Ольга Анатольевна
Выводы по второй главе:
1.Прототипом античной архитектуры является «космос», который в теориях и практиках архитектуры выступает как принцип космологизма. Античная архитектура развивалась в рамках космическо-телесной парадигмы античной культуры: ордерная система являлась опредмечиванием идей макрокосма и человека-микрокосма в античной философии и науке. Прототип «космос» выражался в наиболее распространенном дорическом стиле античной архитектуры.
2.Прототипом средневековой архитектуры выступает «Бог», принципом ее теорий и практик — теологизм. Доминирующей формой византийской архитектуры, воплощающей идею иррационального чувства благоговения верующих перед Богом, являлся крестовокупольный храм, центральная часть которого перекрыта куполом, а основное пространство имеет форму правильного греческого креста. Западноевропейская архитектура, решая задачу рационального познания человеком Бога, воплощается в готических крестообразных базиликах, выражающих идею продвижения человека от греховного внешнего мира к представленному алтарем Божьему миру.
3. Прототипом архитектуры Возрождения выступает «человек», принципом ее теорий и практик - антропологизм. Гармонический человек, при
1 Balmond С. New Structure and the Informal // Architektural Design. I997.V.67 №9-10. - P. 96.
146 надлежащий к миру природы и выражающий себя в культурном творчестве, реализуется как принцип развития архитектуры, характеризующейся горизонтальным ориентированием, визуальной «замкнутостью» произведений, представлениями о произведении как о едином организме, гармонией элементов, человекомерностью пропорций, распространением общественных и частных построек, приматом интересов личной жизни.
4. «Государство» выступает прототипом архитектуры Нового времени, кратологизм — принципом ее теорий и практик (доминирующие стили барокко и классицизм). Идеи подчинения человека власти государства, обожаемо-сти и обожествленности власти монарха, с чем было связано доминирование в человеке чувств и страстей, представлены в архитектуре барокко повышенным эмоциональным строем произведений, символически наполненных сложными планами, борьбой материала и пространства. Философские механистические и рационалистические представления о мире и человеке, культ разума, просвещения архитектура классицизма выражает с помощью ордерной системы, используя минимум декоративных элементов, простые, ясные, гармоничные тектоничные формы.
5. «Природа» является прототипом романтического направления архитектуры модерна, натурологизм - принципом ее теорий и практик. Философские идеи обоготворения природы, понимания ее как живого организма и иерархического целого, акцентирования ее вечной неуспокоенности, движения, динамизма, возвышения над меркантильным отношением к жизни выразились в архитектурных произведениях вписыванием их в природную среду, тяготением к криволинейным формам, декору в виде растительных мотивов. Для рационального направления архитектуры (стили функционализм, конструктивизм) прототипом служит «машина», машинологизм — принципом ее эстетического осмысления и архитектурного строительства. На смену образа человека, постепенно утрачивающего свое первостепенное значение, приходит образ машины. Архитектурные произведения данного направления отличались применением технических материалов и индустриальных технологий, функциональностью, стандартностью, серийностью, массовостью.
6. Для архитектуры постмодернизма и деконструктивизма прототипом выступает «текст», а лексикологизм — принципом теорий и практик архитектуры. Такие черты архитектурного языка как метафоричность, многокодо-вость, интертекстуальность, семантичность, цитатность, ироничность позволяют рассматривать архитектуру постмодернизма как текст, «языковую игру», что проявилось в слиянии разных исторических традиций, часто в их нелепом ироничном, гротескном сочетании. Архитектура деконструктивизма, напротив, отличается манипулированием формальными структурами и объемами, деконструкцией архитектурных образов по аналогии с деконструкцией текста.
7. «Интернет» служит прототипом нелинейной архитектуры в качестве метода и способа проектирования, пространства бытия и трансляции информации, прообраза эстетики виртуальности, а виртуологизм — принципом теорий и практик архитектуры. Являясь художественным воплощением парадигмы нелинейности, на основе потенциала компьютерных технологий в архитектуре моделируются криволинейные, с органическими и механоморф-ными очертаниями формы и поверхности зданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразие представлений о сущности и структуре культурного пространства может быть обобщено в виде пяти типов: деятельностно-преобразовательный, эпистемологический, аксиологический, коммуникативный (включающий символическо-семиотический аспект), интегративный, характеризующий искусство. Представления об архитектуре относятся к ин-тегративному типу, и структура архитектурного пространства изоморфна структуре культурного пространства в целом в силу синкретизма в искусстве основных видов человеческой деятельности.
В философской литературе обращали внимание на то, что различным формам и произведениям культуры каждого культурно-исторического периода присущи свои общие особенности, как будто они созданы на основе одной культурной матрицы, некой исходной идеальной модели. Но объяснения данного феномена в виде «духа эпохи» у Гегеля, «души культуры» у Шпенглера, «ментальности эпохи» у М.А. Барга не отличались убедительностью и, в свою очередь, нуждались в интерпретации. Предложенный в диссертации способ конструирования понятия «прототипы культуры» через анализ его связей со смежными понятиями и через установление его предметного референта, что характерно для создания моделей, позволил придти к выводу, что в каждый культурно-исторический период имеется свой «первообраз», идеальный ценностный образец для различных форм и произведений культуры, который рационально конструируется философией, возводящей доминирующую ценность эпохи в ранг логической формы. В диссертации выделены прототипы культуры различных культурно-исторических периодов (типов). Рассматриваемые как принципы исследования различных форм культуры, они использованы для объяснения истории архитектуры.
История архитектуры, как правило, является объектом исследования культурологии и искусствоведения, и общее в ней конституируется в виде различных стилей и направлений, что не позволяет объяснить наличие в конкретном культурно-историческом периоде доминирующего стиля. Преимущество философской методологии прототипов культуры заключается в том, что она акцентирует внимание на специфике каждого периода в развитии истории архитектуры и обладает объяснительной функцией в понимании развития истории архитектуры.
Архитектура, являясь стилеобразующим видом культуры, в большей степени, чем другие ее виды, обнаруживает свою связь с универсальными прототипами культуры и через использование данной философской категории и методологии может быть включена в проблематику философии культуры и философской антропологии.
В качестве прототипов архитектуры эпохи домодерна выступают «космос» и «Бог», эпохи модерна — «человек», «государство», «природа» и «машина», эпохи постмодерна — «текст» и «Интернет». Архитектурные формы различных культурно-исторических типов выражают данные прототипы культуры в доминирующих стилях: дорическом и ионическом (античность), готическом (западноевропейское средневековье), стиле Возрождения, барокi ко и классицизме (Новое время), модерне (Jugendstil) и функционализме (XIX - первая половина XX вв.), постмодернизме и деконструктивизме (вторая половина XX вв.), стиле нелинейной архитектуры (рубеж XX-XXI вв.).
Каждый из прототипов культуры характеризует специфику архитектуры определенного культурно-исторического типа, выраженную в ее доминирующих стилях, вследствие чего вся история архитектуры предстает как процесс смены прототипов культуры. Философская методология прототипов культуры создает возможность понимания истории архитектуры как закономерного процесса ее развития, направляемого первообразами, ценностными образцами, и вместе с тем объясняет многообразие доминирующих стилей архитектуры. В рамках данной методологии находят объяснение и общие тенденции развития культуры: сужение пространства прототипов культуры, подчинение смены прототипов культуры принципу альтернатив, ход истории культуры в направлении «смерти Бога» и «смерти человека».
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Темникова, Ольга Анатольевна, 2009 год
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира Текст. / А.Н. Аверьянов. — М.: Политиздат, 1985.-263с.
2. Автономова, Н.С. Возвращаясь к азам Текст. /Н.С. Автономова // Вопросы философии. 1993. - №3. - С. 17-23.
3. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. ч.1 и 2. Текст. — М.: Мысль, -1969.-936с.
4. Антология мировой философии: В 4 т. Т.2.Текст. М: Мысль, 1970. — 776с.
5. Аристотель. Физика Текст. /Аристотель //Аристотель. Сочинения: В 4 т. -Т.З. М.: Мысль, 1981. - С.59-262.
6. Аскин, Я.Ф., Иванова И.Н. Единство прошлого, настоящего и будущего в культурном пространстве человека Текст. /Я.Ф.Аскин, И.Н.Иванова //Жизненное пространство человека и общества. Саратов, 1996. - С. 42-48.
7. Афанасьев, К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими Текст. / К.Н. Афанасьев. М.: Ладомир, 2002. - 269с.
8. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы Текст. /М.Д. Ахундов. -М.: Наука, 1982. -222с.
9. Бабаева, А.В. Современная западная философия о культурном пространстве Электронный ресурс. /А.В. Бабаева //http:// anthropology, ru/ru /texts/babaeva /modern07.html
10. Ю.Барбаро, Д. Комментарии к десяти книгам об архитектуре Витрувия Текст. /Д. Барбаро. -М.:, 1938. 478с.
11. Бартенев, И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие Текст. /И.А. Бартенев, В.Н.Батажкова. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 384с.
12. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. /М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1986.-444с.
13. Бердяев, Н. Смысл истории Текст. /Н.Бердяев. -М.: Мысль, 1990. 173с.
14. Бердяев, Н.А. Судьба России Текст. // Н.А.Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. — М.: Сварог и К, 1997. С.222-532.
15. Бердяев, Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)/Н.А.Бердяев // Вопросы философии. 1989. - №2. - С.143-162.
16. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночество и общение //Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -С.229-316.
17. Бибихин, В. В. Язык философии Текст. /В.В. Бибихин. — М.: Прогресс, 1993.-403с.
18. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры Текст.: два филос. введ. в двадцать первый век / B.C. Библер.—М.: Политиздат, 1991. 412с.
19. Бирюкова, Е.Е. Эстетика формы и содержания архитектурного пространства Текст. / Е.Е. Бирюкова. — Дисс. на соиск уч. степ. канд. филос. наук. -Владимир, 2003. 249с.
20. Борзенко, И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: основы современного гуманизма /И.М.Борзенко, В.А.Кувакин, А.А.Кудишина. — М.:Рос. гуманист, о-во., 2005. 390 с.
21. Брунов, Н.И. Памятники афинского акрополя Текст.: парфенон и эрех-тейон / Н.И. Брунов М.: Искусство, 1973. - 174с.
22. Брунов, Н.И. Развитие представлений об архитектуре Константинополя Текст. /Н.И. Брунов // Византийский временник. Т.2. (XXVII). М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. - 150-214с.
23. Бубер, М. Проблема человека Текст. /М.Бубер // М.Бубер. Я и Ты. М.: Высш.шк., 1993. - С.75-159.
24. Букин, А.Г. Культурное пространство и пространства культур (региональный аспект) Текст. /А.Г. Букин. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. -Чита, 2006.- 150с.
25. Быстрова, А.Н. Структура культурного пространства Текст. /А.Н. Быст-рова. Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук. - Томск, 2004. - 407с.
26. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта /В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская //Вопросы философии. — 2006. №11. — С.47-60.
27. Бычков, В.В. Византийская эстетика Текст.: теоретические проблемы /В.В. Бычков. -М.: Искусство, 1977. 199с.
28. Бэнем, Р. Новый брутализм: Этика или эстетика? Текст. /Р.Бэнем. — М.:Стройиздат, 1973.- 199с.
29. Вагнер О. Современная архитектура /О.Вагнер // Мастера архитектуры об архитектуре. — С. 67-78.
30. Вагнер, Г.К. О декосмологизации древнерусской символики Текст./ Г.К. Вагнер //Культурное наследие древней Руси: истоки, становление, традиции: (сборник статей) /под.ред Базанова В.Г. М.:Наука, 1976. — 459с.
31. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст. /М.Вартофский. М.:Прогресс, 1988. - 506с.
32. Василенко, О.В. Опыт системного анализа архитектуры как художественно-преобразовательной деятельности Текст. / О.В.Василенко // Искусство архитектуры Сб.научн.тр. /Сост. и науч. ред. О.В. Василенко. Спб.: Ин-т им. И.Е.Репина, 1995. - 90с.
33. Вебер, М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма Текст. /М. Вебер. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. — 656 с.
34. Веллис, А. Социальный смысл архитектурных форм Текст. /А.Веллис // Декоративное искусство. 1973. — №8. - С.25-28.
35. Витгенштейн, JI. Культура и ценность Текст. /Л.Витгенштейн // Л.Витгенштейн. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. - С.407-492.
36. Войскунский, А.Е. Метафоры Интернета Текст. / А.Е.Войскунский // Вопросы философии. 2001. - №11. - С.97-112.
37. Всеобщая история архитектуры: Текст. В 12 т. Т.П. М.: Изд-во литер, по искусству 1973. - 712с.
38. Всеобщая история архитектуры: Текст. В 12 т. T.IV. — М., 1966. — 693с.
39. Выгузова, Е.В. Элитарные клубы в культурном пространстве России к VIII н. XX в. Текст. / Е.В. Выгузова. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 2005. - 173с.
40. Гартман, К.О. История архитектуры Текст. Т.1./ К.О. Гартман. М.: Изо-гис, 1936.-268с.
41. Гарэн, Э. Проблемы Итальянского Возрождения Текст. /Э.Гарэн. М.: Прогресс, 1986.-392с.
42. Гачев, Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос Текст. / Г.Гачев. М.: Прогресс; Культура, 1994. - 479с.
43. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 2. Текст. /Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971.-248с
44. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М.:Мысль, 1975. - 695с.
45. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. Т.1 Текст.: в 4 Т. /Г.В.Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968.-312с.
46. Гельвеций, К. О человеке Текст. /К.Гельвеций // К.Гельвеций. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.:.Мысль, 1974. - С.3-568.
47. Генис, А. Модернизм как стиль XX века Текст. /А.Генис // Звезда. 2002. — № 5. — С.202-217.
48. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского Текст. /Т.Гоббс. — М.: Мысль, 2001. — 478с.
49. Гольбах, П. Избранные произведения Текст. В 2 т. Т. U П.Гольбах. М.: Соцэкгиз, 1963.-715с.
50. Горфункель, А.Н. Философия эпохи Возрождения Текст.: учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов / А.Х. Горфункель. — М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
51. Горюнов, B.C., Тубли, М.П. Архитектура эпохи модерна. Текст. / B.C. Горюнов, М.П.Тубли. СПб.: Стройиздат. 1992. - 359с.
52. Громов М.Н. Эпоха барокко./М.Н.Громов //История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. М., 1995. -С.467-468.
53. Гропиус, В. Индустрия жилища /В.Гропиус // Мастера архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство. — 1972. С.343.
54. Гропиус, В. Последовательность подготовительных работ для рационального осуществления жилищного строительства /В.Гропиус //Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство. 1972 - С.333-334.
55. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации Текст. /Д.Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003. - 286с.
56. Гулыга, А.В. Девять муз Геликона Текст. /А.В. Гулыга //Узорочье жизни. -М.: Молодая гвардия, 1989. С.303-307.
57. Гуревич, А .Я. Категории средневековой культуры Текст. /А .Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 350с.
58. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. /А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 397с.
59. Гуревич, П.С. Философия человека Текст. Ч.2./ П.С. Гуревич. М.: Изд-во РАН ИНИОН, 2001. - 209с.
60. Гурьев, О.И. Композиции А. Палладио. Вопросы пропорциональности Текст. / О.И. Гурьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 120с.
61. Гуткин, О.В., Листвина, Е.В., Петрова, Г.П., Семенищева, О.Л., Феномен культурного пространства Текст./ О.В. Гуткин, Е.В. Листвина, Г.П. Петрова, О.Л. Семенищева. Саратов: Науч. кн., 2005. - 137с.
62. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / НЛ.Данилевский. -М.: 1991. 547с.
63. Дацюк, С. От идеалогии к теории Интернет Электронный ресурс. /С.Дацюк //URL: http: // www. xyz. org. ua/~ xyz/theory.rus.html.
64. Делез, Ж. Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения Текст. / Ж.Делез, Ф.Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д.Кралечкина; науч. ред. В.Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672с.
65. Делез, Ж. Лейбниц. Складка. Барокко. Текст. /Ж.Делез. -М.: Логос, 1998. -282с.
66. Делез, Ж. Общество контроля Электронный ресурс. / Делез Ж. //http://www.irms.ru/delez.html/
67. Денисов, С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды: Учебное пособие./С.Ф.Денисов Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.-216с.
68. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре. Электронный ресурс. /Ч.Дженкс//http://pda.cih.i-u/772.html
69. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма Текст. /Дженкс Ч. — М.: Стройиздат, 1985.- 136с.
70. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность Электронный ресурс. /В.М. Дианова //http:/anthropology.rn/ru/texts/dianova/ppal5.html
71. Добрицына, И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки Текст. /И.А. Добрицына. -М.:Прогресс-Традиция, 2004. -416с.
72. Добрицына, И.А. Плюрализм современной архитектуры. Поле возможностей. Электронный ресурс. /И.А.Добрицына //http ://www.asm.rusk.ru/05/asm6/asm6 10. htm
73. Дружинин, А.Г. География культуры: теоретико-методологический аспект Текст. / А.Г. Дружинин. Ростов н/Д.:[Б.и.], 1989. - 101с.
74. Дюркгейм, Э. Социология образования Электронный ресурс. /Э.Дюркгейм //http: //socio, msk. ru
75. Иконников А.В. Зарубежная архитектура Текст.: от «новой архитектуры» до постмодернизма /А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. - 255с.
76. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры Текст. — М.: Искусство, 1985. 175с.
77. Иконников, А. Степанов, Г. Основы архитектурной композиции Текст. /А.Иконников, Г.Степанов. М., 1971. - 224с.
78. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве Текст. /А.В. Иконников. М.: URSS, 2006. - 349с.
79. Иконникова, С.Н. Культурное пространство и возрождение России. Электронный ресурс. /С.Н.Иконникова //http://www.lihachev.Rii/chten/1996 izbran-пое/ ikonnikova/?bpage=0
80. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Текст. /И.П.Ильин. М.: Интрада, - 1996. - 220с.
81. Исаев, В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры /В.Д.Ильин // http://culture.niv.ru/doc/culture/isaev/index.htm
82. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли; Т.1 Текст.: в 5 т.- М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. 682с.
83. Каган М.С. Философия культуры. Текст. /М.С.Каган. СПб.: Петрополис, - 1996. - 416с.
84. Каган, М.С. К вопросу о понимании культуры Текст. /М.С.Каган //Философские науки. 1989. - №5. - С.78-81.
85. Каган, М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности Текст. /М.С.Каган. //Философские науки. 1970. - №5. - С.43-53.
86. Каган, М.С. Проблема постмодернизм, а в современной культуре Текст. /М.С.Каган //Искусство на рубежах веков: Материалы научной конференции. -Ростов-н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. С.68-75.
87. Каган, М.С. Человеческая деятельность Текст.: опыт системного анализа /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328с.
88. Каждан, А.П. Византийская культура (X XII вв.) Текст. /А.П. Каждан. -М.:Наука, 1968.-233с.
89. Кармин, А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы Текст. /А.С.Кармин //Вопросы философии. 2006. — №2. — С.52-61.
90. Кассирер, Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы Текст./Э.Кассирер // Культурология XX в. М., 2000. — С. 163212.
91. Кентерберийский А. Прослогион Текст. /А.Кентерберийский //Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья.: В 2 т. Т.1 /Под ред. С.С. Неретиной. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 194-202.
92. Кесарийский П. О постройках /П.Кесарийский // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли Текст.: В 5 т. Т.1. — М.: Изд-во Акад. худож. СССР. 1962. С.330-333.
93. Ким, М.С. Язык культурного пространства Южной Кореи Текст. /М.С.Ким. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. н. — Чита, 2004. — 139с. ЮО.Киреева В.Н. Постмодернизм в зарубежной литературе. [Текст] /Н.В. Киреева. - М.: Наука, 2004. - 214с.
94. Кирик, Т.А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы Текст. / Т.А. Кирик. Курган, 2007. - 133с.
95. Кнабе, Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» Текст. /Г.С.Кнабе // Вопросы философии 1997. - №5 - С. 8095.
96. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике Текст. /Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов //Вопросы философии. 1997. - № 3. - С.62-79.
97. Коган, JI.H. Теория культуры Текст.: Учеб. пособие /JI.H. Коган. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т., 1993. — 160с.
98. Кокаревич М.Н. Философский эссенциализм как методология реконструкции культурно-исторической реальности /М.Н.Кокаревич. — Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д-ра филос. н. — Томск, 2004. 31с.
99. Коллинз, Р. Социология философии. Глобальная теория интеллектуального изменения Текст. / Р.Коллинз. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.- 1281с.
100. Комеч, А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве Текст. /А.И.Комеч // Искусство Западной Европы и Византии. — М., 1978. -С.209-224.
101. Комеч, А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории Византийской архитектуры Текст. /А.И.Комеч //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: сборник статей в честь В.Н.Лазарева. -М.: Наука, 1973. С. 64-77.
102. Конев, В.А. Дантовы координаты Текст. // В.А.Конев. Онтология культуры (избранные работы). Самара: Самарский университет , 1998. — С.65-83.
103. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства Текст./В.А.Конев //В.А.Конев. Онтология культуры. — Самара: Самарский университет, 1998. — С.47-64.
104. Ш.Конев, В.А. Культурное пространство и его ценностная архитектоника Текст. /В.А.Конев // Философия ценностей: Материалы Российской конференции (Курган, 15-16 апреля 2004 г.). Курган: Изд-во Курганского гос. унта, 2004. - 25-29с.
105. Конев, В.А. Онтологические особенности мира человека /В.А.Конев. -Самара: Самарский университет, 2003. 70с.
106. Конев, В.А. Человек в мире культуры Текст. / В.А. Конев. Самара: Самарский университет, 2000. - 109с.
107. Конев, В. Лехциер, В. Знак: игра и сущность. Самарские семинары Текст. / В.Конев, В.Лехциер — Самара: Самарский университет, 2002. — 184с.
108. Корбюзье Ле. О жилище /Корбюзье Ле // Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство. - С.225 -235.
109. Корбюзье Ле. О пропорциях /Корбюзье Ле // Мастера архитектуры об архитектуре. -М.: Искусство. — 1972. — С.263-266.
110. Корбюзье Ле. Об архитектуре и ее значении /Корбюзье Ле // Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство. 1972. С.221-224.
111. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т.Кун- М.: ACT, 2001. 605с.
112. Купер, И.Р. Гипертекст как способ коммуникации /И.Р.Купер Электронный ресурс. URL: http://www. nir.ru/sj/sj/sjl-2-00kuper.htm.
113. Кургузов, В.Л. О понятии культурное пространство и проблеме самоидентификации его регионального образа Текст. /В.Л.Кургузов. //Культурное пространство в Сибири и Монголии. Улан-Удэ, 2002. - С.21-33.
114. Кутырев, В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала Текст. / В.А. Кутырев // Вопросы философии 1998. - №5. — 135-142с.
115. Лазарев, А.Г. Культурное пространство и механизмы формообразования региональной культуры Текст. /А.Г.Лазарев. Дисс. на соиск уч. степ. докт. филос.н. Ростов -на/Д. 2005. — 311с.
116. Лазарев, В.Н. Византия и древнерусское искусство Текст.: статьи и материалы / В.Н. Лазарев. М.: Наука, 1978. - 335с.
117. Лиокумович, ЕЛ. Диссидентская утопия в советском культурном пространстве Текст. /Е.АЛиокумович. — Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. н. — Ростов н /Д., 2005. — 132с.
118. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Текст. /Ж.-Ф. Лиогар, пер. с фр. Н.А.Шматко. -СПб.: Алегейя, 1998.- 160с.
119. Лившиц, М. Мифология древняя и современная Текст. // Мих. Лившиц. Собр.соч.: В Зт.Т.З.-М, 1988.-С. 341-356.
120. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Текст. /АФ Лосев. -М.: Искусство, 1994. -604с.
121. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. /А.Ф Лосев.-М.: Мысль, 1978.-623с.
122. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении Текст. /А.Ф Лосев. -М: ЧеРо, 1998. 192с.
123. Лосев, АФ. Дерзание духа Текст. /А.Ф. Лосев. -М: Политиздат, 1988.—364с.
124. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика) Текст. /АФ. Лосев. М: Искусство, 1963.
125. Лотман, Ю.М Избранные статьи в 3-х томах Текст. Т. 1.: Статьи по семиотике и типологии культуры /Ю.М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. -492с.
126. Лошан, ЮМ. Об искусстве ЮМ Лошан.-СПб.: Искусство СПБ, 1998.-704с.
127. Манетш, Дж. Трактат «О достоинстве и превосходстве человека» Текст. /Дне Манег-ти // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения [Текст]: сб. текстов. 42. Саратов: Изд-во Сараг. ун-та, 1988.-С. 6-68.
128. Мардер, АЛ. Эстетика архитектуры Теоретические проблемы архитектурного творчества Гекст./АЛМардф. М.: Сгройиздат, 1988. -213с.
129. Маркс К Экономическо-философские рукописи 1844 года // КМаркс, Ф.Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т42. -М, 1974. -С.41-174.
130. Маркузе, Г. Одномерный человек Текст. /Г.Маркузе. — М.: «RTFL — book», 1994.-368с.
131. Марченко, В.Ю. О модальностях пространства культуры Текст. / В.Ю.Марченко. — Ростов -н/Д.: Рост. гос. ун-т, 1986. 32с.
132. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. Т. I /Под общ. ред. М.Бархина. —МД975.—544с.
133. Мещеряков, В.Т. Гармония и гармоническое развитие Текст./ В.Т.Мещеряков. — Л.: Наука, 1976.-218с.
134. Мис ван дер Роэ, Л. Архитектура и эпоха Текст. /Л. Мир ван дер Pro // Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство. -1972. - С.372-373.
135. Михайлов, Б.П Витрувий и Эллада Текст.: основы античной теории архитектуры. /Б.П.Михайлов. М: Стройиздат, 1967. -280с.
136. Михайлов, БП Леонардо да Bhiни—архитектор. 1452-1952 Текст.: (К 500-летию со дня рождения) /Б.Михайлов. М: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1952. — 80с.
137. Моль, А. Социодинамика культуры Текст. /АМоль; пер с фр. -М.: Прогресс, 1973. 406с.
138. Монтескье, ILL О духе законов // Ш.Монтескье. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.-С.157-733.
139. Муратова, КМ. Мастера французской шгики XII-X111 веков Проблемы теории и практики художественного творчества Текст. /К.М.Муратова.—М.: Искусство, 1988.
140. Мэмфорд Л Миф машины Текст. /ЛМэмфорд // Утопия и утопическое мышление. — М., 1991.-С. 79-98.
141. Нестеров В. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного ' феномена чатов. Электронный ресурс. /©.Нестеров. //httpyA^irtualworldhutru/kmiiavallitm.
142. Никитин, В. Генезис архитектурной культуры Электронный ресурс. /В.Никитин //http://circle.ru /peisonalia/nikitin/akb.html
143. Никифорова, Л .В. Дворец в истории русской художественной культуры (Текст. /Л.В.Никифорова. — Автора}), дисс. на соиск. уч. степ. докт. культурологии. — СПб., 2006. — 38с.
144. Николин, ВВ. Машинносгь как всеобщий принцип воспроизводства Текст. / В.В. Никол ин. Омск: Курьер, 2002. -250с.
145. Овсянников, М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм Текст./М.Ф,Овсянников //Ф.В.Шеллинг. Философия искусства. М: Мысль, 1966. — С.19-46.
146. Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура Текст. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Архитектура» /О.В.Орельская. М.: Academia, 2006. - 266с.
147. Осипов, АЛ Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности Текст. /А.И. Осипов. -Минск: Наука и техника, 1989. -219с.
148. Осокин, ЮБ. Современная культурология в энциклопедических статьях Текст. / ЮБ. Осокин-М.: КомКнига, 2007. -384с.
149. Панофски, Э. Готическая архитектура и схоластика Электронный ресурс. /Э.Панофски. //htip^/www.bibHcalstudiesTu/HC/SO.html
150. Пелипенко, АА Генезис смыслового пространства и онтология культуры Гекст./А АПелипенко. // Человек. -2002. №2. - С.8-11.
151. Пико, М Речь о достоинстве человека Текст.// История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1J Ред. ТАСавицкая -М, 1962. -С.506-513.
152. Платон.ТимейТекст.//Платон:Соч.в4Т.Т.З.-М.Мысль, 1994.-С.421-500.
153. Полевой, ВМ Искусство XX века 1901-1945 Текст. /ВМПолевой. М.: Искусство, 1991.-303с.
154. Проскурина, И.В. Готика глазами современников. Изобразительное искусство ХШ в. в отражении средневековых трактатов Текст. /И.В.Проскурина Дисс. на соиск. уч. степ, к, искусствоведения. - СПб., 1997. -308с.
155. Пучков, АА Парадокс античности: Принцип художественно-пластической телесности античной архитектуры Текст. /А АЛТучков.—Киев: НИИТИАГ, 1998.—406с.
156. Пучков, М. В. Семиотические принципы формирования архитектурного пространства Текст. / МБ. Пучков. Дисс. на соиск. уч. слеп. к. архитектуры. — Екатеринбург. 2003. — 192с.
157. Ракитина, Л.С. Культурно-антропологическое содержание рекламного символа Текст. / Л.С. Ракитина. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. наук. Омск, 2006, - 139с.
158. Раскип, A.M. Архитектура постмодернизма всегда архитектура? Текст. / AM Рао кин//Известия Уральского государственною университета. -2005. - №35,—С.182-187.
159. Решетникова, Т.М. Культурное пространство полиэтнического региона Текст. /Г.МРешетникова // Байкальские встречи -Ш- культуры народов Сибири: Материалы Ш Международно!о научного симпозиума-Улан-Удэ, 2002. -102-108с.
160. Риккерг Г. Науки о природе и науки о культуреУГРиккерт; под ред. СТессена- СПб.: Книгоиздательство «Образование».—1911.—196 с.
161. Розов, Н.С. Философия и теория истории Текст. Кн. 1. ПролсгоменыУП.СРозов. М.: Логос, 2002.- 656 с.
162. Романтизм: истоки, метафизика, эволюция Текст. Екатеринбург: УрО РАН, 2006,— 191с.
163. Савицкая, Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» Текст. /Э.Савицкая // Вопросы философии. -1990. №5. - С.61-75.
164. Садовский, ВН Основания общей теории систем Текст. /В.Н.Садовский. М: Наука, 1974.-279 с.
165. Сарабьянов, ДВ. К определению сшля модерн Текст. /Д.В.Сарабьянов // Советское искусствознание.- 1978,-№2. -С.206-225.
166. Свасьян, КА Философия символических форм Кассирера Текст. /КАСвасьян -Ереван: АН АрмССР, 1989.-237с.
167. Свирида, ИИ. Пространство и культура: аспекты изучения (Текст./И.И.Свирида // Славяноведение. -2003.-№4.- С.14-23.
168. Семина, К А О феномене раннегреческого храма Текст. /К.А.Семина // Вестник древней истории. -1996. №4.—С. 37-46.
169. Сизиков, АА Динамика формирования транснационального культурного пространства в контексте глобализации Текст. / АА Сизиков. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. куль-турол. н.- СПб, 2005.- 182с.
170. Силкина, ЛВ. Социально-философские основания анализа культурного пространства Текст. / Л.В. Силкина. Автореф. дисс на соиск. уч. степ. канд. филос. наук.—Саратов, 1999. -17с.
171. Славина, ТА Архитектура как феномен культуры Текст. / ТА. Славина // Искусство в системе культуры [Сб. ст.] Сост. М.С.Каган-Л.: Наука: Ленингр. отд., 1987. С.142-148.
172. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат Текст. /Б.Спиноза // Б.Спиноза Избранные произведения: В 2 т. 12—М.: Гос. изд-во полит, литер., 1957—С.5-284.
173. Степанова, И.Н Философско-ai прополоп тческие основы стратегий образования и воспитания Текст. /И.Н. Степанова.-Курган: Изд-во Курганскою гос. ун-та, 2003. -308с.
174. Степанова, И.Н. Философско-антрополошческие парадигмы и их роль в развитии образования Текст.- Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра филос.н.—Омск, 2006.—353с.
175. Суминова, Т. Ноосфера: поиски гармонии Текст. / Т.Суминова М.: Академический проект, 2005.-448с.
176. Сущий, СЛ., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры Текст. /СЯ.Сущий, АГДружинин. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦЭШ, 1994. 575с.
177. Тахо-Годи, А А Судьба как эстетическая категория (об одной идее АФ. Лосева) Текст. /ААТахо-Годи // Античная культура и современная наука [Текст]: сб.сг. посвящ. А.Ф. Лосеву- М.: Наука, 1985. С.325-331.
178. Тоффлер, Э. Третья волна Текст. /Э.Тоффлер. М.: ACT, 2002. - 776с.
179. Тульчинский, Г. Семиотическое пространство культуры Электронный ресурс. /Г. Тульчинский // Г.Тульчинский. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков // http77onby.ru/gtLiIjcliiiiskijmetafizika/l 1 /
180. Фейербах, Л. Предварительные тезисы к реформе философии Текст. /Л.Фейербах //Л.Фейербах. Избранные философские произведения. Т.1. — М.: Гос. из-во полиглот., 1955. -С.114-133.
181. Филиппов, ЛИ. Грамматология ЖДерриды Текст. /Л.ИФилиппов //Вопросы философии. -1978. №1. - С. 157-164.
182. Флоренский, П. Органопроекция Текст. /ПФлоренский //Декоративное искусство СССР.-1969.—№12.- С39-42.
183. Флоренский, ПА. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст./П. А.Флоренский. М.: Прогресс, 1993. -323с.
184. Хайдегтср, М. Вопрос о технике Текст. /М.Хацдеггер //М-Хайдеггер. Время и бытие. -М:Республика, 1993.-С. 221-237.
185. Храпова, ВА. Текст как социокультурный код общества Текст. /ВА. Храпова. — Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2006.—248с.
186. Цирес, А Исго/ссгво архитектуры Текст. /АЦирес. М: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1946.-276с.
187. Человек. Мыслители прошлого и настоящею о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения: Сб. ст. / Сост. ПС. Гуревич. [Текст] - М: Политиздат, 1991.-461с.
188. Шалтысек, А Культурное пространство как пространство абсурда Гексг./А111алтысек // Философия культуры: Межвуз. сб.—Самара, 1995. -С34-40.
189. Шалюгин, Б.С. Исторический процесс как смена ценностных абсолютов Текст. /Б.С. Шал клин // Философия ценностей.-Курган, 2004.- С.95-98.
190. Шалюгин, СМ Ценности, абсолюты, огтгимумы Текст. / С.М.Шагпотин //Машины. Люди. Ценности. Курган, 2006. - С .4-9.
191. Шевелев ИШ. Принцип пропорции Текст. / И.Ш. Шевелев.—М: Стройиздаг, 1986. -200с.
192. Шеллинг Ф. О конструкции в философии/Ф.Шеллинг //Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. Т2.-М: Мысль, 1989. -С. 3-26.
193. Шеллинг Ф. Философия искусства /Ф.Шеллинг.—М: Мысль, 1966.—496с.
194. Шеллинг, Ф. Система трансцендентального идеализма Элегаронный ресурс. / ФШеллинг //tittpy/4x»ks-center.iiiAibcentjiudutd. html
195. Шлегсль Ф. Основные черты готического зодчества /ФЛИлегель //Эстетика. Философия. Кригака:В2т.Т2.-М:Искусство.-1983. -С260.
196. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. /ОШпенглер. М: Мысль, 1993. - 592с.
197. Шубенков, М.В. Структура архитектурного пространства Тексг./М.ВШубенков. — Автореф. дисс. на соиск уч. cien. докт. архитектуры. —М., 2006. — 57с.
198. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» Текст. /У.Эко //У.Эко. Имя розы. — М: Книжная палата, 1989. С.425467.
199. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У.Эко. СПб.: Sumposium, 2006.-544с.
200. Энгеяьгардг, В А Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни Текст.//Вопросыфилософии.-1979.—№11.- С.103-115.
201. Эпштейн, МЛ Постмодерн в русской литературе Текст. / МЛ Эпштейн. — М: Высш. шк., 2005.-494с.
202. Ювалова, Е. О некоторых интерпретациях ранней и высокой готики в современном западном искусствознании Текст. /Е. Ювалова // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве. -М: Наука, 1977.—С.30-54.
203. Юрлова, Е.С. Человек культура: проблема ценностных оснований /Е.С.Юрлова //Новые идеи в аксиологии и анализе ценностного сознания. — Екатеринбург, 2007. - 46-54с.
204. Якимович, А. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: От импрессионизма до класс, авангарда Текст. / А.Якимович. М.: Искусство, 2003.-490с.
205. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К.Ясперс. — М.: Политиздат, 1991. 527с.
206. Balmond, С. New Structure and the Informal // Architektural Design. 1997.-V.67.- №9-10. -P. 88-96.
207. Eisenman, P. En Terror Firma: in Trails of Grotextes // Architectural Design. 1989. № 1/2. -P.41-42.
208. Eisenman, P. Post-Functionalism//Opposition. —1976. -№6.—Р.П-Ш.
209. Johnson, P., Wigley, M. Dekonstruktivist Architecture. N.Y., 1988. -104 p.
210. Spranger, E. Lebensfoimen. -Munchen.—Hamburg, 1966.-450 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.