Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в русской философии конца XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Ковалева, Елена Олеговна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат наук Ковалева, Елена Олеговна
Введение..................................................................................... 3
Глава 1. Преемственность социокультурных традиций и конфликт поколений: диалог западноевропейской и русской мысли конца XVIII -начала XX века............................................................................. 28
1.1. Идейное наследие западноевропейской философии как основа трактовки проблемы восприятия традиций и конфликта поколений в русской философии........................................................................ 28
1.2. Принятие и отрицание социокультурных традиций в динамике смены
поколений в русской философской мысли дореформенной России............ 57
Глава 2. Основные стратегии сохранения и неприятия социокультурных традиций и преодоления конфликта поколений в русской философии конца XIX - начала XX века..................................................................... 81
2.1. Анализ западноевропейской и отечественной культурных традиций в перспективе конфликта поколений: русский позитивизм......................... 81
2.2. Вызов национальной социокультурной традиции в реалиях конфликта поколений: русский марксизм................................................................. 108
2.3. Пути преодоления конфликта поколений на базе ценностей религиозно-национальной традиции: русская религиозная
философия..................................................................................... 130
Заключение.................................................................................. 162
Список литературы........................................................................ 174
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философия русского правосудия: генезис и эволюция идей (IX-XIX вв.)2019 год, доктор философских наук Яшин, Анатолий Николаевич
Религиозная философия А.С. Хомякова: культурно-исторические смыслы и цивилизационный проект2017 год, кандидат наук Рубежанский, Сергей Иванович
Проблема власти в истории русской философии: конец XIX - начало XX вв.2007 год, доктор философских наук Федяй, Инна Викторовна
Русская философско-историческая мысль XIX века: 30-50-е годы2010 год, доктор философских наук Воробьева, Светлана Александровна
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в русской философии конца XIX - начала XX века»
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений является одной из центральных в тематическом поле современной философии. Ее значимость определяется тем, что индивид может обрести и утвердить свою тождественность как через усвоение традиций, мирным путем, так и через разрушение таковых, путем конфликта поколений. В первом случае речь идет о сохранении традиций на основе чувства принадлежности к социальным группам и через участие в социализирующихся интеракциях. Во втором случае речь идет об утрате былой привлекательности старого порядка как враждебного всему историческому творчеству и всему новому, что неминуемо приводит к отрицанию социокультурных основ настоящего.
В русской философской мысли рубежа XIX - XX веков представлены различные взгляды на проблему преемственности культурных и социальных традиций, на способы преодоления поколенческого конфликта. Стратегии решения данной проблемы, предложенные представителями русского позитивизма, русского марксизма и русской религиозной философии, в интегративном виде дают возможность глубже понять направленность культурно -исторического процесса этого периода России.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью историко-философского изучения проблемы преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в отечественной мысли рубежа XIX-XX веков. Обращение к рефлексивному опыту постижения глубины традиций прошлого русскими авторами этого периода может оказаться полезным для предотвращения опасности разрыва связи поколений. Сегодня об этом задумываются исследователи, работающие в различных областях знания. Культурологи считают, что в настоящее время происходит разрыв и отрицание традиций, что в результате нигилизма по отношению к традиции старшее поколение лишается функции
референтной группы. Лингвисты фиксируют тенденцию «размывания» традиций общения под воздействием глобализационных процессов, идущих поверх исторических, географических и эстетических характеристик национальных языков. Социологи видят в приверженности культурным традициям важный способ сохранения баланса сил в обществе. Психологов волнует тот факт, что деятельность как образ жизни личности, сложившийся в индустриальную и постиндустриальную эпоху, претерпевает сегодня существенную трансформацию. Перспектива историко-философского анализа позволяет очертить всю сложность осмысления социокультурной природы национальных традиций и выявить возможность их сохранения не только в бесконфликтной атмосфере, но и в условиях межпоколенного культурного разрыва в различные периоды отечественного и всемирного развития.
Во-вторых, в современной России все чаще звучит мысль о необходимости возрождения традиционных ценностей и восстановления нарушенных механизмов преемственности в культуре. Для того чтобы подобные устремления не остались лишь намерениями, а получили практическую реализацию, необходимо ясно представлять генезис и сущность традиции как категории историко-философского анализа. Культурные и социальные традиции не выступают некими целостностями, с четкими границами, они представляют собой смысловые матрицы, дискурсивно переопределяемые через своих носителей. Теоретическая разработка данной проблематики осложняется многообразием трактовок, которые концентрируются вокруг двух противоположных позиций: с одной стороны, традиции рассматриваются как нечто устаревшее, тормозящее развитие современной культуры, с другой - как постоянно воспроизводящееся основание жизни человека и общества, утрата которого непременно приведет к деградации и гибели культуры. В связи с этим актуально рассмотреть отношение русских дореволюционных мыслителей к социокультурным традициям прошлого как пластичной и динамичной системе ценностей, норм, жизненного уклада и деятельности человека в истории.
В-третъих, теоретический анализ проблемы преодоления конфликта поколений, содержащийся в работах русских позитивистов, марксистов и религиозных философов, не утратил своей актуальности и в современную эпоху. В настоящее время существуют многообразие дополняющих друг друга междисциплинарных дискурсивных систем, каждая из которых по-своему объясняет понятие «поколение», его темпоральные и структурные характеристики, а также способы снятия напряжения поколенческого конфликта. Историко-философский взгляд на осмысление жизни поколений в различной мировоззренческой перспективе видится полезным в выявлении того, как индивид способен обрести и утвердить свою идентичность через усвоение традиций прошлого и через непосредственное участие в интеракциях настоящего.
В-четвертых, в современных условиях информационного общества актуализируется проблема разрыва традиционных связей поколений «от отца - к сыну». Молодое поколение начинает приобретать особую значимость, благодаря своим новым коммуникативным способностям, отвечающим духу времени и маневренности в сетевом пространстве. Погруженный в интернет-сети, молодой человек оказывается менее восприимчивым к реальным культурным и социальным практикам, утрачивает интерес к традициям прошлого. Как следствие, возникает опасность нарушения механизма передачи культурного опыта от поколения к поколению, теряют свою былую силу традиционные каналы межпоколенной коммуникации. В связи с этим, видится актуальным дискурсивный посыл к размышлениям русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, которые жили в пору социальных потрясений, личностно переживали разрыв культурно-цивилизационных представлений, при этом не утратили веру в значимость национальных ценностей, предложив стратегии сохранения социокультурных традиций и их преодоления для снятия возможной/реальной напряженности конфликта поколений.
Степень разработанности проблемы. Проблема преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений является неотъемлемой частью дискуссий о современности, чей характер зачастую определяется через
такие базовые понятия как «культура», «общество», «традиция», «поколение», «конфликт».
В дореволюционной отечественной литературе проблема преемственности социокультурной традиции нашла свое отражение в ходе обсуждения двух общезначимых вопросов: о степени влияния западной культуры на русскую жизнь (славянофилы и западники) и о конфликте поколений в России (нигилисты и радикалы). Известную полемику славянофилов и западников подробно анализирует П.Н. Милюков в своей работе «Главные течения русской исторической мысли» (1913); эту же тему затрагивают и его современники -А.В. Введенский, М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев. В.О. Ключевский и другие1.
Конфликт поколений в России наметился на фоне поражения в Крымской войне 1855 года и отмены крепостного права в 1861 году. В.В. Зеньковский дает меткую характеристику всколыхнувшемуся и расколовшемуся в это время русскому обществу, отмечая, что «молодежь заговорила языком, которого до сих
Л
пор не слышали в России» . В литературно-публицистической и философской среде наибольший резонанс получил роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые появившийся на страницах февральского номера «Русского вестника» в 1862 году. Уже первые рецензии на книгу М.А. Антоновича, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева показали, что на поверхность русской мысли поднимаются два
-5
пласта проблем - возрастной и социальный . Н.А. Добролюбов пишет: «Везде и во всем заметно самосознание, везде понята несостоятельность старого порядка вещей, везде ждут реформы и исправлений, и никто уже не убаюкивает своих детей песнею о том, какое непостижимое совершенство представляет
1 См.: Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. В 2-х тт. Т. 1. М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1898. 396 с.; Введенский А. В. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1898. Кн. 2 (42); Гершензон М. П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб: Тип. М.М. Стасюлевича, 1908. 321 с.; Бердяев Н.А. Русская идея. М.: АСТ: Астрель: Политиздат, 2010. 286 с.; Ключевский В.О. Западное влияние в России XVII века: Историко-психологический очерк // Вопросы философии и психологии. М.: Тип. И.Н. Кушнерев и К°, 1897. Кн. 1(36). С. 137-155 и др.
2 Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с. С. 312.
3 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб. ст. / сост., авт. вступ. статьи и коммент. Сухих И.Н. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 8.
современный порядок дел в каждом уголке России. Напротив, теперь каждый ждет, каждый надеется, и дети теперь подрастают, впитываясь надеждами лучшего будущего, а не привязываясь насильно к трупу отжившего прошедшего»1. Философский аспект романа был раскрыт Д.И. Писаревым. В статьях «Базаров» (1862) и «Реалисты» (1864) размышления о герое тургеневского романа стали для критически настроенного мыслителя основой для разработки «теории реализма», для поиска путей обновления общественного устройства России. Он не только пытался ответить на вопрос «чего не надо делать» (чувствовать свое превосходство над другими), но мучительно искал ответ на другой - «что надо делать?» (осознавать свою разумность, чувствовать себя равным из равных, заботиться об общей пользе, разделять интересы другого)2.
Особое значение в выяснении степени разработанности проблемы преемственности социокультурных традиций и конфликта поколений в России имеют работы представителей русского зарубежья3. Один из ведущих специалистов в области истории русской философии В.В. Сербиненко особо отмечает работы В.В. Зеньковского «История русской философии», Н.О. Лосского «История русской философии» (1951) и Г.В. Флоровского «Пути русского богословия» (1937), прямо называя их фундаментальными в ряду такого рода исследований .
Работа В.В. Зеньковского «История русской философии» (впервые издана в 1948 году) убеждает, насколько интеллектуально насыщенной и философичной была отечественная культурная традиция. Рефреном в работе проходит мысль о том, как опыт изучения исторического прошлого и включенность в события
1 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб. ст. / сост., авт. вступ. статьи и коммент. Сухих И.Н. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 10.
2 Писарев Д.И. Базаров. Реалисты // Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб. ст. / сост., авт. вступ. статьи и коммент. Сухих И.Н. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 102-156; 156-219.
3 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.; Радлов Э.Л. Очерки русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / сост. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 96-203; Флоровский Г.В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
4 Сербиненко В.В. Василий Васильевич Зеньковский // Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с. С. 8.
реальной действительности ставят перед философствующим сознанием (в рамках религиозного мировоззрения или независимо от него) вопросы, связанные с осмыслением национальных традиций и конфликта поколений.
Рисуя широкую палитру вызревания протестного мышления в истории русской философской мысли, В.В. Зеньковский справедливо начинает с анализа русского вольтерьянства. Сформировавшись в свете критики общественного строя, осмеяния суеверий и поисков истоков зла, русское вольтерьянство повлекло за собой возникновение идейного радикализма и особой формы русского нигилизма. «Весь этот нигилистический настрой ума слагался в связи с утерей былой духовной почвы, с отсутствием, в новых культурных условиях [речь идет о секуляризации жизни - авт.], дорогой для души родной среды, от которой могла бы душа питаться. < > И если одни русские люди, по-прежнему пламенно жаждавшие «исповедовать» какую-либо новую веру, уходили целиком в жизнь Запада, то другие уходили в дешевый скептицизм, в нигилистическое вольнодумство», - пишет В.В. Зеньковский1.
Полемика славянофилов и западников о степени влияния западной культуры на русскую жизнь, на взгляд В.В. Зеньковского, имела важное значение и получила свое продолжение в рецепции последующих мыслителей. Оценивая философскую доктрину П.Я. Чаадаева как «богословие культуры», вопреки мнению других исследователей, В.В. Зеньковский приходит к выводу, что мыслитель не только не отрицал преемственность традиций, но глубоко ощущал религиозную целостность проблематики культуры. В позиции П.Я. Чаадаева, считающего, что человек обладает достаточной свободой, чтобы быть ответственным за историю, В.В. Зеньковский усматривает сходство с будущей русской радикальной интеллигенцией, которая в период революционных событий начала XX века будет также страстно и горячо переживать свою «ответственность» за судьбу России и всего мира2. Вклад славянофилов в русскую философскую мысль, на взгляд В.В. Зеньковского, заключается в том,
1 Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 86.
2 Там же. С. 171.
что они открыли новые пути в самом православном сознании, связанном с «подлинной святоотеческой традицией» и новыми культурными ценностями, вызревающими в науке, философии и вообще в культуре нового времени1.
Не только в «История русской философии», но и в целом ряде более ранних работ В.В. Зеньковского (например, «Вопросы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1930) чувствуется интерес автора к поиску причин вызревания конфликта поколений в России и тревожность его переживаний по поводу разрыва традиций. Он отмечает, что два события - поражение России в Крымской войне и противоречивая отмена крепостного права - всколыхнули все русской общество, вызвали «целое движение самообличения», сформировав, в конечном итоге, новое поколение - радикалов и революционеров. В.В. Зеньковский описывает характерные черты «новых» людей: резкая оппозиция предыдущему поколению с его «романтизмом» и культом искусства, с любовью к отвлеченному мышлению; преклонение перед «точными» науками; вера в творческие силы личности; вера в «разумный эгоизм». «Все это слагается в некое психологическое единство и переживается как отличие «новых людей» от предыдущего поколения», - резюмирует В.В. Зеньковский, говоря, в частности,
Л
об антропологизме Н.Г. Чернышевского и нигилизме Д.И. Писарева . Русский секулярный радикализм, по его мнению, в последующие годы приобрел неожиданные формы. С одной стороны, он стал развиваться как «активное народничество» (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), с другой стороны, - породил в среде образованной интеллигенции настроение «кающегося» дворянина, остро осознающего свой долг перед народом (Н.В. Чайковский).
Говоря о необходимости сохранения национальных традиций, В.В. Зеньковский обращается к творчеству Ф.М. Достоевского, которое, на его взгляд, олицетворяет новый способ осмысления культуры и человека. Сила, с которой писатель поставил проблематику культуры «внутри самого религиозного сознания», и «пророческое ожидание «православной культуры», все это - стало
1 Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 234.
2 Там же. С. 313.
центральной темой исканий и построений многих последующих представителей русской мысли, порой совершенно несхожих1.
Начало XX века для Россия, на взгляд В.В. Зеньковского, - это особое, рубежное время, когда страна вступила в период тяжких и катастрофических испытаний последствий трех русских революций. Как религиозный мыслитель, В.В. Зеньковский испытывает негативное отношение к процессу революционной секуляризации духовной жизни России. В «активном безбожии» он видит опасность утраты накопленного богатого и разностороннего потенциала русской культуры. В связи с этим, он дает негативную оценку центральной идее В.И. Ленина, радикально решившего судьбу социальных и культурных традиций самодержавного строя, - идее «скачка», т.е. революционного перехода к новому общественному устройству, к диктатуре пролетариата. Им отмечается категоричность суждений В.И. Ленина: «все, что может затормозить или устранить «скачок» к диктатуре пролетариата, тем самым «не истинно»; критерий истины есть «практика», превращающая «вещи в себе» в «вещи для нас»2.
На фоне фундаментального труда В.В. Зеньковского сочинение Н.О. Лосского с аналогичным названием «История русской философии (первое издание на английском языке вышло в Париже, в 1951 году), выглядит более лаконичным. Однако и здесь, в своем стремлении дать всестороннюю оценку жизни и учений русских мыслителей, автор улавливает постепенное вызревание вопроса о преемственности социокультурных традиций, в его различной трактовке. Оценивая спор славянофилов и западников, Н.О. Лосский справедливо отмечает крайность их позиций. Он считает, что славянофилы, размышляя о значении собственного народа в контексте сохранения социокультурных традиций, придавали слишком большое значение национальному характеру. С посыла А.С. Хомякова, в среде славянофилов сложилась устойчивая тенденция восхищаться естественными чертами русского народа и историческими формами его национальной жизни. Отсюда берет свое начало и их известная идеализация
1 Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 416.
2 Там же. С. 705.
крестьянской общины. Западники, наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада, перенимая уже готовые культурные формы. Однако такая крайность позиций держалась в среде славянофилов и западников недолго. В качестве примера Н.О. Лосский говорит об изменениях в мировоззренческих представлениях А.И. Герцена: от изначального восхищения культурными ценностями Западной Европы и критики славянофилов за их чрезмерную идеализацию православия и поддержку самодержавия - до возможности примирения западников и славянофилов на базе одинаковой оценки значимости «постепенности» общественного развития1.
По наблюдениям Н.О. Лосского, конфликт поколений, как особая тема в русской философии, публицистике и художественной литературе, приобретает четкие очертания в умах русских исследователей в середине XIX столетия. Отрицание традиционных устоев общественной жизни, выраженное в работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и особенно Д.И. Писарева, на взгляд автора, было «удачно названо нигилизмом» писателем И.С. Тургеневым2. Здесь, в оценке сходства радикалов разных эпох, Н.О. Лосский солидаризируется с В.В. Зеньковским, рассуждая, что призыв радикалов-шестидесятников к свержению старого порядка путем безжалостной крестьянской революции обернулся схожим лозунгом в конце XIX столетия. Он был подхвачен русскими марксистами, только уже на иной платформе - пролетарской революции, и воплотился в революции 1917 года, породившей «ужасную форму тиранического государственного капитализма»3.
В противовес революционно-демократическим стратегиям, предлагающим радикально решать судьбу социокультурных традиций, правильную позицию, на взгляд Н.О. Лосского, занимали русские религиозные философы. Идее обновления через революционные преобразования они противопоставляли идею поддержания соборности. Развитая А.С. Хомяковым, эта идея понималась большинством мыслителей как «сочетание единства и свободы многих лиц на
1 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический Проект, 2007. С. 74.
2 Там же. С. 80.
3 Там же. С. 484.
основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям»1. Подвергая критике и позитивистскую теорию эволюции, и марксистскую концепцию построения нового общества путем разрушения старого, религиозные философы указывали на невозможность осуществления совершенного общественного устройства в условиях лишь земного существования. Н.О. Лосский считает, что русская религиозная философия явилась реакцией на кризис христианства. Большинству мыслителей претил догматический запрет на творчество, сложившийся в православном учении еще до церковного раскола. В попытках уйти от догматического видения сохранения социокультурных традиций, они считали возможным пополнить христианское мировоззрение полезными чертами светской литературы, высвечивающей практические жизненные вопросы. Солидаризируясь с В.В. Зеньковским, он пишет: «Эти работы должны вызывать чувства симпатии и возбудить интерес к христианству в среде высокообразованных людей, ставших безразличными к религии под влиянием веяний современной цивилизации»2.
Н.О. Лосский справедливо подмечает, что социальные теории русских религиозных философов оказались тесно связанными с их философской рефлексией. Для иллюстрации своих суждений он цитирует Н.А. Бердяева, который предупреждал об опасности чрезмерного увлечения достижениями цивилизации, поставившими машины между человеком и природой. «Таким образом, эпоха крайнего индивидуализма заканчивается утратой индивидуальности; нерелигиозный гуманизм ведет к утрате человечности человеком. Такой конец следовало бы и ожидать, потому что человек, отвергнувший более высокий принцип переставший стремиться к осуществлению в себе образа Бога, обречен быть рабом более низких элементов. Человеку угрожают новые формы рабства; они являются результатом социализма, подменившего истинную соборность, основанную на любви и религиозном
1 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический Проект, 2007. С. 546.
2 Там же. С. 547.
преображении твари, фальшивой, основанной на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения своих материальных потребностей»1.
Параллельно с представителями русского зарубежья, старающихся постичь причины произошедшего на их глазах социального и культурного разрыва национальных традиций, в новом российском государстве появляются и новые, советские исследователи. Обстановка в стране в 20-30-х годах нового века, с ее революционным порывом и внутрипартийным накалом, повлияла на тот факт, что большинство национально-исторических традиций периода самодержавного строя стали рассматриваться в русле марксистско-ленинской идеологии как патриархальные или мелкобуржуазные пережитки прошлого. Появился даже особый термин «традиционализм», подчеркивающий преувеличение роли традиций в науке, искусстве, вере и т.д. На этом фоне исключительным образом выделяются опубликованные в 1922 году Г. Шпетом «Очерки развития русской философии», где подчеркивается важность преемственности традиций и схвачен трудный опыт сохранения традиции культурной мысли в России2.
Начиная с 1960-х годов, отечественные исследования проблемы преемственности социокультурных традиций в России стали более многогранными. С одной стороны, по-прежнему, в силу причин идеологического окраса, уделялось пристальное внимание теме русского нигилизма. Здесь, на фоне работ, написанных, чаще всего языком, партийного фанатизма, рассудительно выглядит работа А.И. Новикова «Нигилизм и нигилисты» (1972). Вопреки распространенному представлению о том, что термин «нигилизм» был введен в России И.С. Тургеневым, автор считает, что это понятие имело более раннюю и многогранную историю: Н.И. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» заговорил о нигилизме как безосновательности суждений, В.Г. Белинский употреблял этот термин в качестве синонима пустоты и безвкусия, С.П. Шевырев - как крайнюю форму идеалистического взгляда на мир, Н.А. Добролюбов - как скептицизм; А.И. Герцен и Д.И. Писарев - как революционное состояние
1 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический Проект, 2007. С. 321.
2 См.: Шпет Г. Очерк развития русской философии / под ред. Т. Щедриной. Ч. 1. М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. 592 с.
сознания1. А.И. Новиков дает развернутую характеристику «революционному нигилизму», прошедшему в своем развитии путь от стихийного протеста разночинных слоев против дворянско-самодержавного строя до цельной концепции, отрицающей охранительную идеологию и традиционные устои морали и быта2. Теме укорененности русского нигилизма в культурно-историческом прошлом России посвящены также работы Ю.Н. Давыдова, С.И. Великовского и др. .
Со временем высветился новый, культурфилософский вектор осмысления самого феномена традиции. Исследователи заговорили о том, что закономерности общественных отношений соотносимы не только с целенаправленной деятельностью, но и с привычками, поведением, моральными и ценностными посылами индивида. К 1980-м годам сложились две точки зрения: одни авторы предпочитали разводить понятия «традиция» и «обычай» (И.В. Суханов), другие предложили включать в понимание традиции все формы воспроизведения исторически накопленного человеческого опыта (Д.М. Угринович, К.В. Чистов). Квинтэссенцией изысканий стали разработки Э.С. Маркаряна, где традиция предстала как интегрально-информационная характеристика культуры. По Маркаряну, традиция - это «выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах»4. Позднее С.А. Арутюнов и ряд исследователей справедливо заговорили о взаимосвязи традиции и инновации5.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Культура и политика в философии П.Б. Струве2017 год, кандидат наук Варпетян, Акоп Эмильевич
Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры2006 год, доктор философских наук Королева, Людмила Георгиевна
Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века2006 год, кандидат философских наук Шумейко, Максим Викторович
Интеллигенция в контексте социокультурных традиций "Вех"2004 год, доктор философских наук Мартынова, Елена Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ковалева, Елена Олеговна, 2018 год
Список литературы
1. Аксаков, И. С. Наше знамя - русская народность / И. С. Аксаков. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 640 с.
2. Аксаков, К.С. Взгляд на русскую литературу с Петра Первого / И. С. Аксаков // Статьи и речи. - М.: РГБ, 2012. - С. 151-172.
3. Алёхина, Е.В. Феномен интеллигенции в русской религиозной философии XX века / Е.В. Алёхина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2010. - № 2. - С. 78-87.
4. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - Люистон: Изд-во Эдвин Меллен Пресс, 2002. - 386 с.
5. Безгрешнова, А. М. Смена поколений как социокультурная проблема (К истории изучения) / А.М. Безгрешнова // Поколение в социокультурном контексте ХХ в.; отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: Наука, 2005. - С. 204-238.
6. Белинский, В.Г. Литературные мечтания / В.Г. Белинский // Избранные философские сочинения. - М.: Политическая литература, 1941. - С. 383.
7. Бельчевичен, С.П. Горизонты социальной модернизации в философском наследии Н.К. Михайловского / С.П. Бельчевичен, В.Б. Рыбачук // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2008. -№ 5. - С. 44-52.
8. Бельчевичен, С.П. Истоки религиозной философии Д.С. Мережковского: от позитивизма и народничества к неохристианству / С.П. Бельчевичен, И.А. Казанцева // Новое в психолого-педагогических исследованиях: Науч.-практич. журнал; Изд-во РАО. - 2015. - № 2. - С. 55-64.
9. Бельчевичен, С.П. Историософская концепция Г.В. Плеханова: Россия - Запад / С.П. Бельчевичен // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. - 2012. - № 4. - С. 87-95.
10. Бельчевичен, С.П. Эволюция общественного идеала в историософии Н. Михайловского / С.П. Бельчевичен // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 4. - С. 52-63.
11. Бельчевичен, С.П., Общественный прогресс и борьба за индивидуальность в историософии Н.К. Михайловского / С.П. Бельчевичен, В.Б. Рыбачук // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2007. - Т. 31 (61). - № 4. - С. 92-100.
12. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2012. - 624 с.
13. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. -М.: Наука, 1990. - 224 с.
14. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / / Н.А. Бердяев / Составление и комментарии В. В. Сапова. - М.: Канон+, 1999. - 464 с.
15. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 286 с.
16. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
17. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ: Астрель: Политиздат, 2010. - 333 с.
18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания / Н.А. Бердяев. - М.: Академический проект, 2015. - 522 с.
19. Боборыкин, П.Д. Русская интеллигенция / П.Д. Боборыкин // Русская мысль: Ежемесяч. литер.-полит. изд-е. Год 25-й. Кн. XII. - М.: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерева и К°, 1904. - С. 80-87.
20. Бондарева, Я.В. Генезис методологических основ русской религиозной философии: монография / Я. В. Бондарева. - Москва: Изд-во МГОУ, 2011. - 117 с.
21. Бондарева, Я.В. Отечественная религиозно-философская антропология: антиномия свободы и детерминизма // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Философские науки - 2014. -№ 1. - С. 47-53.
22. Бондарева, Я.В. Этическая интерпретация христианства в философии Н.А. Бердяева / Я.В. Бондарева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2008. - № 3. - С. 132-138.
23. Бродский, А.И. Проекты серебряного века: философские идеи русского модерна / А.И. Бродский, А.Е. Рыбас. - СПб: Изд-во СПб. ун-та, - 2013. - 324 с.
24. Бубнов, Ю.А. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России / Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов, К.М. Гайдар // Вестник Воронежского университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2017. - № 2. - С. 5-10.
25. Бузук, Г.Л. Русская философия: истоки своеобразия / Г. Л. Бузук, И. И. Семаева // Вестник Московского государственного университета. Серия: Философские науки. - 2012. - № 4. - С. 50-60.
26. Бузук, Г.Л. Идеи христианской антропологии в русской философии / Г.Л. Бузук, И.И. Семаева // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. - 2016. - № 2. - С. 62-68.
27. Валицкий, А. История русской мысли от Просвещения до марксизма / А. Валицкий. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 480 с.
28. Варпетян, А.Э. Критические заметки П.Б. Струве о происхождении идеи «гниющего» Запада / А.Э. Варпетян // Философский полилог. - 2018. - № 2 [Электронный ресурс] // http://philosophy.spbu.ru/rusphil/1558/15486
29. Варпетян, А.Э. Русская интеллигенция и историческая традиция: взгляд П.Б. Струве и П.Н. Милюкова / А.Э. Варпетян // ВЕЧЕ: Журнал русской философии и культуры. СПб.: Изд-во СТП. Ун-та. - 2016. - Вып. 28. - С. 28-35.
30. Введенский, А. В. Судьбы философии в России / А.В. Введенский // Вопросы философии и психологии. - М.: Тип. И. Н. Кушнерев и К°, 1898. Кн. 2 (42);
31. Вебер, М. Социология / М. Вебер // Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. В 4 т. Т.1. / Пер. с нем.; ред. Л.Г. Ионина. - М.: ИД ВШЭ, 2016. - 448 с.
32. Великовский, С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции / С.И. Великовский. - М.: Художественная литература, 1979. - 293 с.
33. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций. / Дж. Вико / Пер. с итальянского А. А. Губера. - Москва-Киев: «REFL-book»-<^CA», 1994. - 656 с.
34. Гальцева, Р.И. Summa ideologiae: Торжество «ложного сознания» в новейшие времена / Р.И. Гальцева, И.Б. Роднянская. - М.: Посев, 2012. - 128 с.
35. Гегель, Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель / Пер. с немецкого. - СПб.: Наука, 2000. - 480 с.
36. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель / Пер. с немецкого. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
37. Гельвеций, К. О человеке / К. Гельвеций // Сочинения в 2-х т. Т.2 / Пер. с французского Э.Л. Радлова. - М.: Мысль, 1974. - С. 6-567.
38. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер -М.: Наука, 1977. - 703 с.
39. Герцен, А.Н. Двадцать восьмое января / А.Н. Герцен // Сочинения в 2-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1985. - С. 78- 83.
40. Герцен, А.Н. С того берега / А.Н. Герцен // Сочинения в 2-х т. Т.2. -М.: Мысль, 1985. - С. 3-117.
41. Гершензон, М. П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление / М. Гершензон. -СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. - 321 с.
42. Губман, Б. Л. Россия и Европа в философии русской истории / Б. Л. Губман. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 1997. - 111 с.
43. Губман, Б. Л. В универсуме символического мира культуры / Б. Л. Губман // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 4. -С. 224-228.
44. Губман, Б. Л. Современная философия культуры / Б. Л. Губман. -М.: РОССПЭН, 2005. - 536 с.
45. Губман, Б.Л. Универсальные ценности и мир национальной культуры / Б.Л. Губман, А.Э. Варпетян // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2017. - № 1. - С. 128-143.
46. Гуревич, П.С. История философии / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2016. - 162 с.
47. Гуревич, П.С. Проблема целостности человека / П.С. Гуревич. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.
48. Гуревич, П.С. Умственный строй К.Д. Кавелина / П.С. Гуревич // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 132-139.
49. Давыдов, А.Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые») / А.Н. Давыдов. - М.: Искусство, 1975. - 271 с.
50. Давыдов, А.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / А.Н. Давыдов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.
51. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.
52. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4-х ч. Ч. 1, 2. / Ф.М. Достоевский - М.: Советская Россия, - 1987. - 352 с.
53. Дробышева, Е.Э. Поколение как фактор культурной архитектоники / Е.Э. Дробышева // Вопросы культурологии. - 2013. - № 10. - С. 67-71.
54. Дробышева, Е.Э. Поколение развлечений; к вопросу о ценностных основаниях поколенческой идентичности / Е.Э. Дробышева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2016. - № 1. - С. 50-59.
55. Евлампиев, И.И. История русской философии / И.И. Евлампиев. - М.: Высшая школа, 2002. - 584 с.
56. Запесоцкий, А.С. Дмитрий Лихачев: о сущности культурной традиции / А.С. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов // Вопросы культурологии. - 2007. - №7. - С. 412.
57. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с.
58. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т. 2 / В.В. Зеньковский - Париж: УМСЛ-РКЕББ, 1989. - 378 с.
59. Зернов, Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ в. / Н.М. Зернов. -Изд. 2-е. - Париж: Ymca-press, 1991. - 368 с.
60. Иванова (Косарская), Е.С. Проблемы типологизации социокультурного развития в трудах отечественных мыслителей XIX столетия / Е.С. Иванова (Косарская) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2014. - № 4. - С. 90-103.
61. Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Т.1 / И.А. Ильин / Составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 528 с.
62. Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Т.2 / И.А. Ильин / Составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 512 с.
63. Ильин, И.А. О большевизме и коммунизме / И.А. Ильин // Собр. соч. В 10 т. Т. 7 / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1998. - С. 7-220.
64. Ильин, И.А. О грядущем России: Избранные статьи / И.А. Ильин / Под ред. Н.П. Полторацкого. - М. Воениздат, 1993. - 386 с.
65. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч. В 10 т. Т. 4 / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1994. - С. 149-414.
66. Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве / И.А. Ильин // Собр. соч. В 10 т. Т. 4 / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1994. - С. 45147.
67. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993. - 431 с.
68. История русской философии / Малинов А.В., Осипов И.Д., Безлепкин Н.И., Бродский А.И., Евлампиев И.И., Рыбас А.Е., Троицкий С.А. - М.: Юрайт, 2017. - 361 с.
69. Кавелин, К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси / К.Д. Кавелин // Собр. соч. Т.1. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1897. - С. 5-66.
70. Кавелин, К.Д. Злобы дня / К.Д. Кавелин // Собр. соч. Т.3. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. С. 1019-1074.
71. Кавелин, К.Д. Наш умственный строй / К.Д. Кавелин // Собр. соч. Т.3. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. - С.874-886.
72. Кавелин, К.Д. Философия и наука в Европе и у нас / К.Д. Кавелин // Собр. соч. Т. 3. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. - С. 269-285.
73. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т.6. / Пер. с немецкого. - М.: Мысль, 1966. - С. 5-24.
74. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т.5. / Пер. с немецкого. - М.: Мысль, 1966. - С. 161-527.
75. Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т.6. / Пер. с немецкого. - М.: Мысль, 1966. - С. 26-35.
76. Кантор, В.К. Революция, или Вступление в эпоху безумия / В.К. Кантор // Вопросы философии. - 2017. - № 11. - С. 100-104.
77. Кантор, В.К. Смена поколений в русской культуре: от дяди к племяннику / В.К. Кантор // Поколение в социокультурном контексте ХХ в. / Отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: Наука, 2005. - 631 с.
78. Киреевский, И.В. Девятнадцатый век / И.В. Киреевский // Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Университетская типография, 1911. - С. 85-108.
79. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / И.В. Киреевский // Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Университетская типография, 1911. - С. 174-222.
80. Клинкова, Д.А. Формирование представлений студенческой молодежи о правовой легитимности в информационном обществе / Д.А. Клинкова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 4. - С. 159-165.
81. Ключевский, В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники / В.О. Ключевский. - М.: Мысль,1993. - 415 с.
82. Ключевский, В.О. Два воспитания / В.О. Ключевский // Собр. соч. в 9-ти т. / Под ред. В.Л. Янина. - М.: Мысль, 1990. - Т. 9. - С. 5-28.
83. Ключевский, В.О. Евгений Онегин и его предки / В.О. Ключевский // Соч. в 9-ти т. / Под ред. В.Л. Янина. - М.: Мысль, 1990. - Т. 9. - С. 84-101.
84. Ключевский, В.О. Западное влияние в России XVII века: Историко-психологический очерк / В.О. Ключевский. // Вопросы философии и психологии. - М.: Тип. И. Н. Кушнерев и К°, 1897. Кн. 1(36). - С. 137-155.
85. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / В.О. Ключевский / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. - М.: Изд-во «Правда», 1991. - 624 с.
86. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Соч. в 9-ти т. Т.5. - М.: Мысль, 1989. - 479 с.
87. Козлова, Н.Н. Гендерное измерение политической философии И.А. Ильина / Н.Н. Козлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2013. - № 2. - С. 111-125.
88. Кондаков, И.В. «Отцы», «дети» и «пасынки» в русской культуре (Заметки по социокультурной микродинамике) / И.В. Кондаков // Поколение в социокультурном контексте ХХ века; отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: 2005. - С. 370405.
89. Конт, О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении) / О. Конт / Пер. с фр. И.А. Шапиро. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -256 с.
90. Конт, О. Общий обзор динамики / О. Конт // Курс положительной философии: в 6 т. Т. 1. Отд. 2. Философия математики и механика. - СПб.: Книжный магазин Т-ва «ПОСРЕДНИК», 1900. - С. 264-281.
91. Конт, О. Общий обзор позитивизма / О. Конт / Пер. с фр. И.А. Шапиро. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 296 с.
92. Конт, О. Общий обзор статики / О. Конт // Курс положительной философии: в 6 т. Т. 1. Отд. 2. Философия математики и механика. - СПб.: Книжный магазин Т-ва «ПОСРЕДНИК», 1900. - С. 240-263.
93. Лейкина-Свирская, В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская. - М.: Мысль, 1971. - 368 с.
94. Ленин, В.И. Две утопии / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. В 55-ти т. -М.: Политиздат, 1967. - Т. 22. - С. 117-121.
95. Ленин, В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. В 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 41. - С. 1-104.
96. Ленин, В.И. Задачи революционной молодежи / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 7. - С. 341-356.
97. Ленин, В.И. Задачи союзов молодежи / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. В 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 41. - С. 298-318.
98. Ленин, В.И. Интернационал молодежи / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 30. - С. 225229.
99. Ленин, В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. -М.: Политиздат, 1967. - Т. 23. - С. 125-135.
100. Ленин, В.И. О задачах публичной библиотеки в Петрограде / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 35. - С. 132-133.
101. Ленин, В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. В 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 20. - С. 84-89.
102. Ленин, В.И. От какого наследства мы отказываемся / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. В 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 2. - С. 505550.
103. Ленин, В.И. Письмо к А.А. Богданову и С.И. Гусеву / В.И. Ленин //
B.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 9. - С. 244-248.
104. Ленин, В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 37. - С. 74-78.
105. Ленин, В.И. Что делать? / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 6. - С. 1-192.
106. Ленин, В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / В.И. Ленин // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. в 55-ти т. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 1. - С. 125-446.
107. Леньков С.Л. Личностные свойства профессионала в структуре психологических типов деятельности / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2016. - № 1. - С. 21-40.
108. Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк // Локк, Дж. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.3. / Дж. Локк / Пер. с англ. и лат. Ю.М. Давидсона, Е.С. Лагутина, Ю.В. Семенова, Н.А. Федорова и др. - М.: Мысль, 1988, - С. 408-609.
109. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Академический Проект, 2007. - 551 с.
110. Лурье, С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов /
C.В. Лурье. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.
111. Малинов, А. В. Академическая философия истории в России: Вторая половина XIX - начало XX века: дис. ... докт. филос. наук: 09.00.03 / Малинов Алексей Валерьевич. - СПб., 2006. - 386 с.
112. Мангейм, К. Диагноз нашего времени. / К. Мангейм / Пер. с нем. - М.: Юристъ, - 1994. - 704 с.
113. Маркарян, Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография. - 1981. -№ 3. - С.59-70.
114. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
115. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // Полное собрание сочинений в 50-ти т. Т. 23. - изд. 2. - М.: Издательство политической литературы.
- 908 с.
116. Маркс, К. Критика готской программы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Полное собрание сочинений в 50-ти т., Т. 19. - изд. 2. - М.: Издательство политической литературы. - С. 9-32.
117. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. - М: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.
118. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / Мид М. // Культура и мир детства. - М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988, - С. 322-361.
119. Милюков, П.Н. Главные течения русской исторической мысли. В 2-х тт. Т. 1. / П.Н. Милюков. - изд. 2-е. - М.: Тип. И. Н. Кушнерев и К°, 1898. - 396 с.
120. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 2-х т. Т.1 / П.Н. Милюков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
- 904 с.
121. Михайлова, Е.Е. В.О. Ключевский: понимание культурной дистанции / Е.Е. Михайлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2012. - № 1-2. - С. 134-140.
122. Михайлова, Е.Е. Н.А. Бердяев о преодолении конфликта поколений на базе ценностей религиозно-национальной традиции / Е.Е. Михайлова, Е.О. Ковалева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 2. - С. 35-42.
123. Михайлова, Е.Е. Позитивизм и марксизм в России: Проблема социокультурного развития: монография / Е.Е. Михайлова, С.П. Бельчевичен. -Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, - 2012. - 297 с.
124. Михайлова, Е.Е. Преемственность культурной традиции в свете воззрений современных отечественных и зарубежных теоретиков / Е.Е.
Михайлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2017. - № 3. - С. 48-54.
125. Михайлова, Е.Е. Русский позитивизм на рубеже Х1Х-ХХ веков: проблема социокультурного развития: монография / Е.Е. Михайлова. - М.: МГОУ. - 2004. - 205 с.
126. Михайловский, Н.К. Герои и толпа / Н.К. Михайловский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. - СПб.: Кн-во «Русское богатство», 1906. - С. 95-190.
127. Михайловский, Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х т. Т.1. / Н.К. Михайловский. - СПб.: Алетейя, 1998. - 362 с.
128. Михайловский, Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х т. Т.2. / Н.К. Михайловский. - СПб.: Алетейя, 1998. - 406 с.
129. Михайловский, Н.К. Еще о героях / Н.К. Михайловский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. - СПб.: Кн-во «Русское богатство», 1906. - С. 366-404.
130. Михайловский, Н.К. Что такое прогресс? / Н.К. Михайловский / Под ред. Р.В. Иванова-Разумника. - Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 216 с.
131. Михайловский, Н.К. Что такое прогресс? / Н.К. Михайловский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. - СПб.: Кн-во «Русское богатство», 1906. - С. 17-165.
132. Никонов, А. В. Проблема взаимосвязи истории и политики в философии Н.К. Михайловского: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / Никонов Алексей Валерьевич. - Тверь, 2006. - 181 с.
133. Никонов, Л. А. Общество и государство в русской философской мысли XIX века / Л. А. Никонов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. - № 1. - С. 116-119.
134. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х тт. Т.2. / Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990. - С. 5-237.
135. Новгородцев, П.И. О путях и задачах русской интеллигенции / П.И. Новгородцев // Вехи. Из глубины / Сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. - М.: Республика, 2010. - С. 449-467.
136. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты: Опыт критической характеристики / А.И. Новиков. - Л.: Лениздат, 1972. - 296 с.
137. Новикова, Л.И. Российские ритмы социальной истории / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: ИФ РАН, 2004. - 290 с.
138. Пайпс, Р. Агония старого режима. Первая русская революция 1905 г. Февральская революция / Р. Пайпс // Русская революция: в 2 ч. Ч. 1. / Пер. с англ. М.Д. Тименчика. - М.: РОССПЭН, 1994. - 398 с.
139. Пайпс, Р. Струве: левый либерал, 1870-1905. Т. 1. / Р. Пайпс. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - 549 с.
140. Пайпс, Р. Струве: правый либерал, 1905-1944. Т. 2. / Р. Пайпс. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - 679 с.
141. Пантин, И.К. Русская революция. Идеи, идеология, политическая практика / И.К. Пантин. - М.: Летний сад, 2015. - 295 с.
142. Писарев, Д.И. Базаров. Реалисты // Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб. ст. / сост., авт. вступ. статьи и коммент. Сухих И.Н.
- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - С. 102-156; 156-219.
143. Плеханов, Г.В. 14-е декабря 1825 года / Г.В. Плеханов // История в слове / Вступ. статья С.С. Волка; коммент. А.И. Козыря. - М.: Современник, 1988.
- С. 32-52.
144. Плеханов, Г.В. Виссарион Григорьевич Белинский / Г.В. Плеханов // История в слове / Вступ. ст. С.С. Волка; коммент. А.И. Козыря. - М.: Современник, 1988. - С. 53-99.
145. Плеханов, Г.В. Искусство и общественная жизнь / Г.В. Плеханов // Эстетика и социология искусства: В 2-х т. / вступ. ст. М.А. Лифшица. - М.: Искусство, 1978. - Т.1. - С. 313-380.
146. Плеханов, Г.В. О развитии монистического взгляда на историю / Г.В. Плеханов // Избр. филос. произв. в 5-ти т. Т. 1. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1956. - С. 507-730.
147. Плеханов, Г.В. Письма без адреса / Г.В. Плеханов // Эстетика и социология искусства: В 2-х т. / вступ. ст. М.А. Лифшица. - М.: Искусство, 1978.
- Т.1. - С. 144-261.
148. Плимак, Е.Г. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ) / Е.Г. Плимак, И.К. Пантин. - М.: Весь мир, 2000. - 360 с.
149. Попов, Ю. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Ф. Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. / Ю. Попов. - М.: Искусство, 1983, - С. 7-39.
150. Пьянова, Л.В. Проблематика идеала в творческом наследии К.Д. Кавелина / Л.В. Пьянова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2014. - № 1. - С. 134-138.
151. Радлов, Э.Л. Очерки русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / сост. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - С. 96203.
152. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб. ст. / сост., авт. вступ. статьи и коммент. Сухих И.Н. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
- 384 с.
153. Российский либерализм: идеи и люди / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы. - М.: Новое издательство, 2007. - 900 с.
154. Русский позитивизм: Избранные статьи / Сост. С. С. Гусев; отв. ред. А. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. - М.: Наука, 1997. - 362 с.
155. Руссо, Ж.-Ж. Избранное / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Детская литература, 1976. - 187 с.
156. Рыбас, А.Е. К вопросу о забытой полемике (А.А. Богданов - В.И. Ленин) / А.Е. Рыбас // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2016. - № 1. - С. 53-62.
157. Рыбас, А.Е. Критика актуализма в культурологии М.К. Петрова / А.Е. Рыбас // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. -2016. - № 3. - С. 112-119.
158. Рыбас, А.Е. Основные подходы к изучению истории русской философии / А.Е. Рыбас // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. - 2014. - № 1. - С. 42-63.
159. Сербиненко, В.В. Василий Васильевич Зеньковский // Зеньковский В. История русской философии. - М.: Академический Проект, 2001. - С. 5-12.
160. Сербиненко, В.В. Русская философия в России и за рубежом / Маслин М.А., Меденица В., Сербиненко В.В., Синеокая Ю.В. // Философский журнал. -2016. - Т. 9. - № 4. - С. 161-175.
161. Сербиненко, В.В. Русская философия. Курс лекций / В.В. Сербиненко. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 464 с.
162. Сиземская, И.Н. Идея революции в отечественной философской мысли конца XIX-начала XX вв. / И.Н. Сиземская // Философские науки. - 2017. -№ 8. - С. 7-18.
163. Сиземская, И.Н. Проблемы образования в контексте отечественного философско-педагогического наследия / И.Н. Сиземская // Педагогика и просвещение. - 2012. - № 3. - С.7-15.
164. Синеокая, Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре / Ю.В. Синеокая. - М.: ИФРАН, 2008. - 197 с.
165. Соловьев, В.С. Национальный вопрос в России / В.С. Соловьев // Собрание сочинений в 10-ти тт. - Т. 5. - СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. - С. 3-404.
166. Степанов, С.Г. Идеал христианского гуманизма в философии Н.А. Бердяева / С.Г. Степанов // Вестник Тверского госуниверситета. Серия: Философия. - 2008. - № 24(84). - С. 65-72.
167. Степун, Ф.А. Мысли о России / Ф.А. Степун // Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 201-424.
168. Страда, В. Проблема культуры и интеллигенция на рубеже Х1Х-ХХ веков / В. Страда // Россия как судьба. - М.: Три квадрата, 2013. - С. 276-288.
169. Струве, П.Б. Интеллигенция и революция / П.Б. Струве // Вехи: Сборник статей о русской революции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. - М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990. - С. 131-149.
170. Струве, П.Б. С.П. Шевырев и западные внушения и источники теории-афоризма о «гнилом», или «гниющем» Западе: изыскания, сопоставления и материалы / П.Б. Струве // Записки Русского Научного института в Белграде. Белград: б.и., 1941. - Вып. 16/17. - С. 201-263.
171. Тард, Г. Мнение и толпа / Г.Тард, Г.Лебон // Психология толп. - М.: Изд-во КСП+, 1998. - С. 255-408.
172. Тэн, И. Введение к Истории английской литературы / И. Тэн // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / сост. Г. К. Косикова. - М.: Издательство Московского университета, 1987. -С. 72-86.
173. Тэн, И. Философия искусства / И. Тэн / Пер. с французского А. Н. Чудинова. - М.: Республика, 1996. - 351 с.
174. Тюлина, А.В. Методологические принципы конструирования концепции истории в русском позитивизме / А.В. Тюлина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 62-70.
175. Философский энциклопедический словарь // гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -840 с.
176. Фихте, И.Г. Речи к немецкой нации / И.Г. Фихте / Пер. с немецкого. -СПб: Наука, 2009. - 349 с.
177. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.
178. Фурсова, В.Э. Отечественная философская мысль в поисках антропологической целостности / В.Э. Фурсова, Я.В. Бондарева // Журнал философских исследований. - 2017. - Т.3. - № 2. - С. 1-19.
179. Хомяков, А.С. Мнение иностранцев о России / А.С. Хомяков // Полн. собр. соч. Т. 1. - 3 изд. - М.: Университетская типография, 1900. - С. 3-28.
180. Хомяков, А.С. О старом и новом. Статьи и очерки / А.С. Хомяков / Под общей ред. Г.М. Фридлендера. - М.: Современник, 1988. - 462 с.
181. Хомяков, А.С. Об общественном воспитании в России / А.С. Хомяков // Полн. собр. соч. Т. 1. - 3 изд. - М.: Университетская типография, 1900. - С. 351374.
182. Хомякова, Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе / Е.И. Хомякова // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 319. - № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. - С. 153-156.
183. Чаадаев, П.Я. Апология сумасшедшего / П.Я. Чаадаев // Полное собрание сочинений и избранные письма. В 2-х т. Т. 1. - М.: Наука, 1991. - С. 523-538.
184. Чаадаев, П.Я. Философические письма / П. Чаадаев. - Казань: Типография Д. М. Гранъ, 1906. - 75 с.
185. Чернышевский, Н.Г. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / Н.Г. Чернышевский. -М.: Мысль, 1987. - 687 с.
186. Чичерин, Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия / Б.Н. Чичерин. -Берлин: Издание Гуго Швейница, 1901. - 160 с.
187. Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.Й. Шеллинг // Сочинения в 2-х т. Т.1 / Пер. с немецкого. - М.: Мысль, 1987. - С. 227490.
188. Шибаева, М.М. Культура в «зеркале» русской мысли / М.М. Шибаева. - М.: МГУКИ, 2001. - 183 с.
189. Шибаева, М.М. Русская эстетика: Опыт исканий и обретений / М.М. Шибаева. - М.: МГУКИ, 2012. - 249 с.
190. Шиллер, Ф. О грации и достоинстве / Ф. Шиллер // Собрание сочинений в 7 тт. Т.6 / Пер. с немецкого. - М.: Художественная литература, 1957.
- С.115-170.
191. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Собрание сочинений в 7 тт. Т.6 / Пер. с немецкого. - М.: Художественная литература, 1957. - С. 251-359.
192. Шлегель, Ф. Об изучении греческой поэзии / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. / Пер. с немецкого Ю.Н. Попова. - М.: Искусство, 1983. - С. 91-190.
193. Шпет, Г. Очерк развития русской философии / Г. Шпет / Под ред. Т. Щедриной. Ч. 1. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - 592 с.
194. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Эйзенштадт. - М.: Аспект Пресс, 1999.
- 416 с.
195. Энгельс, Ф. Материалы к Анти-Дюрингу / К. Маркс, Ф. Энгельс // Полное собрание сочинений в 50-ти т. Т. 20, - изд. 2 - М.: Издательство политической литературы, 1961. - С. 629-654.
196. Bubnov, Iu.A. Russian filosofía religiosa la sintesi di diverse forme visione del mondo / Yu.A. Bubnov, D.G. Kukarnikov // Italian Science Review. - 2(11). -2014. -P. 209-215;
197. Eisenstadt, S. N. Tradition, Change and Modernity / S. N. Eisenstadt -N.Y.: John Wiley & Sons, 1973. - P. 47-72.
198. Eisenstadt, S. N. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Structure, History and Human Agency. - P. 139.
199. Hundred Years After N. F. Fedorov (1829-1903) / Ch. Tandy (ed.). - Palo Alto: Ria University Press, 2003. - Р. 101-130.
200. Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary. Ed by B.G. Rozental. -N.Y.: Cambridge University Press, 1994. - 441 p.
201. Pudelko, B. The Roots of Chaadaev's Philosophical Thought / B. Pudelko // Logos I Ethos (LiE). - Krakow: Uniwersytet Papieski Jana Pawla II/ - 2016. - № 43.
- Р. 65-76.
202. Shils, Ed. Tradition. Chicago: The University of Chicago Press, 1981 // [Электронный ресурс] https://ru.scribd.com/document/339158375/Edward-Shils-Tradition-pdf. P. 12.
203. Shils, E. Tradition / E. Shils // Chicago: University of Chicago Press, 1981.
- 334 p.
204. Shils, E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence / E. Shils // Ethics. - 1958. - Vol. XLVIII. - № 3. - р.156.
205. Soboleva, M. Russische Philosophie im Kontext der Interkulturalität / М. Soboleva. - Nordhausen: Traugott Bautz Verlag, 2007. - 132 p.
206. Steila, D. Death and Anti-Death in Russian Marxism at the Beginning of the 20th Century / D. Steila // Death and Anti-Death. Vol. 1: One.
207. Walicki, A. A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism / A. A. Walicki. - Stamford Califormia, 1979. - 476 р.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.