Культура и политика в философии П.Б. Струве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Варпетян, Акоп Эмильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Варпетян, Акоп Эмильевич
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Мир ценностей культуры и политика как проблема философского анализа П.Б. Струве...................................................................................................30
1.1. Эволюция философского мировоззрения П.Б. Струве: культура и политика....................................................................................................................30
1.2. П.Б. Струве об универсальных ценностях и национальной культурной традиции...................................................................................................................46
1.3. Нравственные основания культуры и политико-правовой универсум в учении П.Б. Струве...................................................................................................71
Глава 2. Русская культурная традиция и политика в философии П.Б. Струве.......................................................................................................................94
2.1. Особенности русской культуры и политической жизни в интерпретации П.Б. Струве.......................................................................................................................94
2.2. Ниспровергая традицию: русская интеллигенция и революция в философии П.Б. Струве.............................................................................................................118
2.3. П.Б. Струве: идеал Великой России в либерально-консервативной перспективе..............................................................................................................137
Заключение..............................................................................................................159
Список литературы
172
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философия либерального консерватизма: П.Б. Струве: Опыт историко-философского анализа2004 год, кандидат философских наук Иванцова, Ольга Константиновна
Философские и социальные воззрения П. Б. Струве2001 год, кандидат философских наук Головин, Ярослав Борисович
Либерально-консервативное направление общественно-политической мысли Русского зарубежья 20-40-х гг. XX в.2003 год, кандидат исторических наук Федорова, Мария Сергеевна
Консервативный либерализм П. Б. Струве: Ист.-социол. анализ1997 год, доктор социологических наук Гнатюк, Ольга Леонидовна
Тема России у П.Б. Струве в журнале "Русская мысль"2008 год, кандидат философских наук Пучкова, Ирина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура и политика в философии П.Б. Струве»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Повышенное внимание к проблеме взаимосвязи культуры и политики составляет отличительную черту наследия ведущих представителей русской философской мысли 19-20-го столетий. Внимание к ней обусловлено попыткой обретения ими понимания роли культурной составляющей как предпосылки организации властно-политического универсума и обратного влияния такового на культуру применительно к реалиям России, которые во многом справедливо воспринимались как отличные от западноевропейских. Интерпретации этой предметности, хотя и представали в форме академических дискуссий, были далеки от идеала её беспристрастного видения, ибо несли на себе отпечаток общественной полемики по поводу исторической судьбы России и перспектив её дальнейшего развития. Поэтому вопрос о взаимосвязи культуры и политики по-разному рисовался приверженцами сценария особого пути национального развития страны и мыслителями-европеистами, ратовавшими за скорейшую ассимиляцию западноевропейских рецептов социокультурного и политического устроения общественной жизни. Начиная со знаменитого спора славянофилов и западников, эта поляризация во взглядах на взаимосвязь культуры и политики сохранялась в многообразии форм и приобрела особо резкие очертания на рубеже 19-20-го века, когда накопившийся потенциал неразрешенных в рамках самодержавной государственности разнообразных общественных противоречий оказался чреват революционными потрясениями, которым было суждено породить радикальные перемены в России. Именно этому периоду российской истории принадлежит творчество П.Б. Струве (1870-1944), прошедшему в своих мировоззренческих исканиях путь от «марксизма к идеализму» и предложившему оригинальную версию собственного понимания проблемы взаимосвязи культуры и политики в перспективе либерально-консервативного синтеза.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью подробного анализа генезиса, содержания и эволюции философских воззрений П.Б. Струве на соотношение культуры и политики, выдержанных в духе либерально-консервативного синтеза в свете современной ситуации в России. На рубеже 20-го-21-го века в условиях поиска контуров культурного и социально-политического устроения жизни посткоммунистической России обостряется интерес к возможности обретения нового варианта либерально-консервативного синтеза, весьма оригинально представленного в трудах П.Б. Струве.
Во-вторых, как последовательный европеист и одновременно яркий выразитель патриотического начала П.Б. Струве интересен предложенным им вариантом обретения единства либерального признания ценности личности, ее прав и свобод и одновременно провозглашаемого им тезиса о необходимости поддержания сильной имперской государственности, укорененной в ценностных основаниях российской культурной традиции. Проблема соединения этих двух начал в изменившихся и во многом непредвиденных П.Б. Струве обстоятельствах остается актуальной и сегодня, предполагая внимательное историко-философское рассмотрение его воззрений.
В-третьих, в современных условиях особый интерес представляет тезис П.Б. Струве о том, что сформулированный И. Кантом категорический императив служит одновременно как моральным основанием культурного творчества в целом, так и политической деятельности - особого вида такового. Такой взгляд на единое моральное основание культуры и политики делает воззрения русского автора релевантными современной ситуации, предполагающей поиск ценностно-гуманистических начал, направляющих человеческое творчество.
В-четвертых, предложенное П.Б. Струве на базе его видения взаимосвязи культуры и политики истолкование истории эволюции духовно-ценностных оснований русской культурной традиции 19-го-20-го веков, представленное в портретной галерее выдающихся ее представителей, заслуживает самого пристального изучения.
В-пятых, теоретические обобщения диссертации могут найти применение в преподавании истории философии, социальной философии, политологии, истории политических и правовых учений и других университетских дисциплин.
Степень разработанности проблемы. Видение взаимосвязи культуры и политики, сложившееся в наследии П.Б. Струве, по-разному интерпретировалось как его современниками, так и исследователями, обращавшимися к его идеям после завершения им своего жизненного пути. При этом, не трудно заметить, что момент временной дистанции, взгляд на его концепцию в новых исторических условиях позволяет «высветить» ускользавшие от современников особенности присущего ему понимания неразрывности единения культуры и политики.
В ряду современников, пожалуй, первой значительной работой, ориентированной на анализ концепции взаимосвязи культуры и политики П.Б. Струве «легально-марксистского» периода его деятельности, стал знаменитый труд В.И. Ленина, посвященный его критике либерального народничества1. Не менее известна и полемика с его критикой марксизма, предложенная Г.В. Плехановым2.
В дореволюционный период после отхода П.Б. Струве от «легального марксизма» наибольший резонанс вызвала его негативное видение культурной и политической роли русской интеллигенции на страницах «Вех». Его былой партнер по петербургским религиозно-философским собраниям Д.С. Мережковский заговорил о состоявшемся «суде над русской интеллигенцией» . Концепция П.Б. Струве встретила осуждение не только русских марксистов, но его соратников по партии кадетов, а также эсеровских теоретиков. Среди кадетов порицание его веховских воззрений высказали И.И. Петрункевич, Н.К. Арсеньев, Н.А. Гредескул, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков, Д.Н. Овсянико-Куликовский,
1 См.: Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и его критика в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 1. - М.: Издательство политической литературы, 1967. С. 347-534.
2 См.: Плеханов Г.В. Критика наших критиков. // Плеханов Г.В. Собр. соч. В 6-ти Т. Т.2. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. С. 504-633.
3 Мережковский Д.С. Грядущий хам // Больная Россия. - Ленинград: Изд. ЛГУ, 1991. С. 73-78.
М.А. Славинский, М.И. Туган-Барановский1. Эсеровская оценка его идей была дана В.М. Черновым, Н. Д. Авксентьевым, И.К. Брусиловским, Л.Э. Шишко, Н.И. Ратниковым, М.Б. Ратнером .
Поскольку поворот П.Б. Струве к кантианству, а затем и к религиозному видению судеб культурного творчества и его сопряженности с политикой представим лишь на фоне потрясений революционных событий эпохи трех русских революций и трагедии существования вне Родины в эмиграции, его деятельность как практического политика и публициста превращает русского автора в фигуру символического ряда, достойную мемуарных воспоминаний. Интерпретация трансформации его воззрений на единство культуры и политики, данная в мемуарах таких совершенно несхожих деятелей русской мысли, как П. Н. Милюков, В.В Шульгин и С.Л. Франк, позволяет увидеть всю сложность философско-мировоззренческих и политических исканий П.Б. Струве,
-5
результирующую в его теоретических и публицистических работах . Пожалуй, именно Франк, ставший его уникальным биографом, позволяет реконструировать панораму эволюцию его видения отношений культуры и политики шаг за шагом на протяжении всей жизни.
Концепция взаимосвязи культуры и политики П.Б. Струве рассматривалась как значительное проявление эволюции русской мысли такими творившими в эмиграции крупными историками русской философии, как В.В. Зеньковский и Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский4. Вполне естественно, что приверженцы сменовеховства и евразийства, отвечая взаимностью на неприятие их платформ П.Б. Струве, негативно воспринимали его взгляды на единство культуры и политики, исключавшие любые варианты сотрудничества с большевизмом и возможность его позитивного преображения в национально-державном ключе.
1 См.: Интеллигенция в России // Анти-Вехи. М.: Астрель, 2007. С. 7-236.
2 См.: «Вехи» как знамение времени // Анти-Вехи. - М.: Астрель, 2007. С. 7-236.
3 См.: Шульгин В.В. Годы. Воспоминания члена Государственной думы. М.: АПН, 1979. 364 с.; Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х т. М.: Современник, 1990. 448 с.; Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1956. 235 с.
4 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.; Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 482 с.; Флоровский Г. В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
За пределами России творчество П.Б. Струве достаточно интенсивно академически исследовалось на протяжении минувшего столетия и продолжает изучаться сегодня. Многие важные аспекты концепции взаимосвязи культуры и политики П.Б. Струве охарактеризованы в трудах его биографа и издателя собрания его сочинений Р. Пайпса, который постоянно подчеркивал либеральную доминанту его воззрений, по-разному выраженную в процессе эволюции его идей1. Собственно философские моменты, сопряженные с платформой концептуального обоснования его видения единства культуры и политики, хотя и не представлены в формате целостного их видения зарубежными исследователями, но все же нашли определенное отражение в трудах А. Валицкого, Б. Виленга, Н.М. Зернова, Г. Патнэм, Н. Плотникова, Е.М.
л
Свидерского, В. Страда, Б. Хоровица и др .
В силу идеологических причин, в советский период предложенная П.Б. Струве концепция взаимосвязи культуры оценивалась резко негативно . В постсоветский период её содержание начинает привлекать внимание исследователей как продуктивное и созвучное реалиям поиска нового абриса российской идентичности. Российскому читателю становятся доступными издания его сочинений, вышедшие за рубежом и репринтно воспроизводимые отечественными издательствами. Немалую роль в этом процессе сыграла
1 См.: Пайпс Р. Струве: левый либерал, 1870-1905. Т. 1. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 549 с.; Пайпс Р. Струве: правый либерал, 1905-1944. Т. 2. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 679 с.; Struve Peter Berngardovich, 1870-1944. Collected Works. Ed. by Pipes R. 15 vol. Ann Arbor: Harvard University Press, 1970; Bibliography of the Published Works of Peter Berngardovich Struve. Ed. by Pipes R. Ann Arbor: Russian Research Center. Harvard University Press, 1980. 220 p.
2 См.: Валицкий А. История русской мысли от Просвещения до марксизма. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 480 с.; Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ в. Изд. 2-е. Париж: Ymca-press, 1991. 368 с.; Страда В. Проблема культуры и интеллигенция на рубеже XIX-XX веков. // Страда В. Россия как судьба. М.: Три квадрата, 2013. С. 276-288; Putnam G. P.B. Struve's View of the Russian Revolution of 1905 // Slavonic and East European Review. 1967. Vol. 45, № 105. Р. 457-473; Plotnikov N., Swiderski E.M. Revolution and the Counter-Revolution: The Conflict over Meaning between P.B. Struve and S.L. Frank in 1922 // Studies in East European Thought. 1994. Vol. 46, № 3. Р. 187-196; Horowitz B. Unity and Disunity in Landmarks: The Rivalry between Petr Struve and Mikhail Gershenzon // Studies in East European Thought. 1999. Vol. 51. № 1. Р. 61-78; Wielenga B. Lenins Weg zur Revolution, eine Konfrontation mit Sergej Bulgakov und Petr Struve in Interesse einer Theologischen Besinnung. München: Kaiser, 1971. 535 p.
3 См., например: Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 740.
деятельность сыновей П.Б. Струве - Г.П. Струве и А.П. Струве, а также его внука Н.А. Струве. Важна и работа, осуществляемая по сохранению, исследованию и трансляции наследия этого русского мыслителя, предпринятая Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына.
В существующей литературе постсоветского периода существенные моменты концепции взаимосвязи культуры и политики нашли выражение в работах О.В. Ананьева, Б.П. Балуева, П.П. Гайденко, О.Л. Гнатюк, А.Л. Дмитриева, И.И. Евлампиева, В.К. Жукова, О.А. Жуковой, О.К. Иванцовой, В.К. Кантора, А.А. Кара-Мурзы, М.А. Колерова, М.А. Пономаревой; В.В. Сербиненко, К..А. Соловьева, А.В. Хашковского, Т.А. Яковлевой и др. авторов1. Характерно, что изучение концепции П.Б. Струве представлено этими авторами в интердисциплинарной перспективе. Ими подчеркивается, что она видоизменялась на протяжении его жизненного пути под воздействие как причин собственно философского и научного плана, так и под влиянием реалий истории и политики, выявляются многие особенности принимаемой им для рассмотрения этого тематического поля концептуальной стратегии, а также присущие таковой
1 См.: Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. СПб.: СПБ, 2009. 208 с.; Балуев Б.П. П.Б. Струве как историк (к постановке проблемы) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 117-133; Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54-64; Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала ХХ века: Н.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб.: СПбГТУ, 1994. 125 с.; Гнатюк О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб. СПбГТУ, 1998. 376 с.; Дмитриев А.Л. Экономические воззрения П.Б. Струве. Автореферат ... дис. канд. эконом. наук. СПб., 1998. 16 с.; Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX- XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х ч. СПб.: Алетейя, 2000. Ч. I. 416 с.; Ч. I. 414 с.; Жуков В.К. Идеи либерального консерватизма П.Б. Струве // Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. С. 3-10; Кантор В.К. «Петр Струве: Великая Россия, или Утопия, так и не ставшая Реальностью"// "Вестник Христианско-Гуманитарной Академии», 2010, Т.11. Вып. 4. С. 161-178; Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских политических мыслитйелях XIX-XX вв. М., 2006. 180 с.; Иванцова О.К. Философия либерального консерватизма: П.Б. Струве: Опыт историко-философского анализа. Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2003-18 с.; Колеров М.А. П.Б. Струве и русский марксизм: 1888-1901 (Опыт политической биографии). Автореф. ... дис. канд. ист. наук. М., 1993. 20 с.; Колеров М.А. Предисловие // Струве П.Б. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999. С. 3-10; Петр Бернгардович Струве / под ред. О. А. Жуковой, В. К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2012. 327 с.; Пономарева М.А. П.Б. Струве в эмиграции: развитие концепции либерального консерватизма. Автореф. ... дис. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 16 с.; Сербиненко В.В. История русской философии. М.: Омега-Л., 2006. 465 с.; Соловьев К.А. Петр Бернгардович Струве // Струве П.Б. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2000. С. 5-39; Хашковский А.В. Эволюция политических воззрений П.Б. Струве. Автореферат ... дис. канд. полит. наук СПб., 1994. 18 с.; Яковлева Т.А. Пути возрождения: Идеи и судьбы эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова и А.Ф. Керенского. Иркутск: ИГЭА, 1996. 216 с. и др.
имманентные противоречия. Однако до сих пор в отечественной литературе отсутствует самостоятельное и детализироанное исследование, сфокусированное специально на проблеме взаимосвязи культуры и политики в философском наследии П.Б. Струве.
Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является социально-философское наследие П.Б. Струве, а предметом - интерпретация взаимосвязи культуры и политики, предложенная этим русским мыслителем.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение концепции взаимосвязи культуры и политики П.Б. Струве.
Постановка цели исследования предполагает рассмотрение следующих его
задач:
- рассмотреть эволюцию философского мировоззрения П.Б. Струве в перспективе рассмотрения им проблемы взаимосвязи культуры и политики;
- проанализировать подход П.Б. Струве к вопросу о возможности воплощения универсальных ценностей в контексте национальной культурной традиции;
- изучить специфику видения П.Б. Струве нравственных оснований культуры и пути их возможной реализации в политико-правовом универсуме;
- дать интерпретацию воззрений П.Б. Струве на взаимосвязь русской культурной традиции и политики;
- раскрыть специфику истолкования П.Б. Струве роли русской интеллигенции в революционном преобразовании страны;
- показать специфику обоснования П.Б. Струве в перспективе либерально-консервативного синтеза идеала Великой России.
Источники исследования представлены прежде всего сочинениями П.Б. Струве, дающих возможных реконструировать его теоретические представления о взаимосвязи культуры и политики. Его идеи, сфокусированные на этом сюжете представлены в монографических сочинениях, сборниках и многочисленных статьях академического характера, газетной и журнальной публицистике,
опубликованных в дореволюционных изданиях, а также в зарубежной эмигрантской периодике. Сегодня как дореволюционные, так зарубежные издания работ П.Б. Струве становятся доступными отечественному читателю в репринтной форме, а также в оцифрованном виде в Интернет. Особый класс источников представляют письма и дневники П.Б. Струве, раскрывающие многие важные грани его видения темы, ставшей предметом изучения диссертации.
Важными источниками исследования проблемы диссертации являются работы философов и политиков, бывших современниками этого русского мыслителя. К источникам принадлежат труды русских философов, ученых, писателей, политиков, питавших его размышления по поводу взаимосвязи культуры и политики.
Поскольку наследие П.Б. Струве немыслимо вне широкого идейного контекста, источниками его понимания являются труду европейских философов, социологов, экономистов, созданные в различные периоды истории.
Гипотеза исследования. Основная гипотеза исследования заключается в том, что проблема взаимосвязи культуры и политики является стержневой в творчестве П.Б. Струве, определяя в целом эволюцию его философского мировоззрения. Полагая, что центральным ориентиром культурного творчества является понимаемая в кантовском духе нравственная доминанта, русский мыслитель предложил оригинальное видение культурного творчества и его реализации в области политики. Верность либеральной трактовке ценности личности, ее базовых прав и свобод синтезировалась им с признанием необходимости контекстуализировать эту установку в материале национальной культурной традиции. Применительно к российским реалиями им разработан идеал Великой России, до сих пор вызывающий оживленные дискуссии в современном социокультурном контексте.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях: - показано, что проблема взаимосвязи культуры и политики является основной в процессе эволюции философского мировоззрения П.Б. Струве на протяжении трех основных этапов его творчества: первый из них (конец 80-х гг.
19 в. - 1900 г.) сопряжен с осмыслением этого сюжета в процессе трансформации его мировоззрения от «легального марксизма» к неокантианству и религиозному взгляду на универсум; второй период, длящийся от 1900-го г. до революционных событий октября 1917-го г., отмечен созданием целостной философской платформы видения этого вопроса и осмыслением коллизий российской истории в духе либерально-консервативного синтеза; третий фазис идейной эволюции русского автора, пришедшийся на годы контрреволюционной деятельности и вынужденной эмиграции (1917-1944), ознаменован углубленной рефлексией отечественной истории в перспективе предполагаемого торжества идеала Великой России;
- на платформе историко-философского анализа выявлен генезис культурфилососких представлений П.Б. Струве и дана характеристика предложенного им понимания культуры как инспирированного стремлением человека к Абсолюту творчества, протекающего в конкретных национальных условиях и сопряженного с производством мира ценностей; показана специфика трактовки русским автором имманентных противоречий, сопряженных с производством культуры: полярности интеллектуалов и массы; культуры и личности; творчества и наличных, разделяемых сообществом объективных ценностей; иррационального и рационального начал; морали и инструментальных установок сознания и действия и т.д.;
- рассмотрено понимание П.Б. Струве единства моральных оснований культуры и политико-правового универсума: как последовательный сторонник необходимости признания автономии и самоценности личности, не отчуждаемости ее свободного волеизъявления он заявляет о значимости учения Канта о категорическом императиве для деонтологического обоснования права и политики, но одновременно декларирует, следуя за Гегелем, важность понимания их укорененности в национально-культурной традиции; демонстрируется, что подобная перспектива приводит его к мысли о значимости либерально-консервативного синтеза как альтернативы революционным потрясениям
применительно к реалиям российской политики, ведет к выдвижению идеала Великой России;
- выявлено, что в своем анализе специфики русской истории П.Б. Струве попытался обнаружить ответ на вопрос о генетических предпосылках формирования той социокультурной ситуации, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го века: демонстрируя присутствие пережитков феодализма в современной ему жизни Российской империи, он обнаруживает их в имеющей глубинные исторические корни трагической неразвитости начал личной, экономической и политической свободы, отсутствии полноценного гражданского общества и правосознания, нежелании самодержавного государства считаться не только с массами, но и сотрудничать с политической и культурной элитой, что порождает многоуровневые общественные противоречия, продуктивной, но незавершенной попыткой снятия которых русский автор считал реформы П.А. Столыпина;
- в свете полемики с воззрениями П.Б. Струве его современников, придерживавшихся различной философско-мировоззренческой ориентации, дана критическая характеристика интерпретации им роли русской интеллигенции в истории страны, отмеченной его резким неприятием этой части «образованного слоя», который делает ставку на нигилистическое отношение к ценностям национальной культурной традиции, революционный радикализм и низвержение существующего государственного строя, используя бедственное положение и недовольство масс, равно как и неспособность самодержавной власти и ее бюрократического аппарата к осознанию существующей ситуации и диалогу с народом;
- всесторонне рассмотрен выдвигаемый П.Б. Струве идеал Великой России, представляющий собой глобальный футурологический прогноз грядущего единения национально-культурных начал и либерально-консервативной политической установки; показано, что его вера в необходимость сочетания уважения личности и ее прав и свобод имеет своей оборотной стороной утверждение в качестве основы обеспечения таковой сильного государства
имперского типа, сплачивающего все народы на базе ценностей русской культуры: с рубежа 1900-х гг. до революционных событий октября 1917 г. наилучшей политической формой устроения такого государства ему рисуется конституционная монархия, тогда как в период эмиграции, исповедуя антибольшевизм, он считал невозможным осуществление реставрации монархического правления в России и открытым вопрос о варианте государственного воплощения солидаристского союза всех классов и слоев общества во имя величия и процветания страны.
Теоретическое и практическое значение работы. Теоретические выводы исследования должны способствовать углублению существующих представлений о трактовке вопроса о взаимосвязи культуры и политики в русской философии конца 19-го-средины 20-го века и ее значимости для современности.
Выводы работы могут быть использованы при осмыслении современных процессов, сопряженных с влиянием русской культурной традиции на решение вопросов политического характера. Они могут найти применение в преподавании истории философии, социальной философии, философии политики, политологии, культурологии и других университетских курсов.
Методологические основания исследования. Выбор методологической платформы исследования опирался на осознание специфики его предметной области. В работе использована герменевтическая установка, позволяющая дать интерпретацию смыслового содержания учения П.Б. Струве в свете современных проблем в широком контексте развития русской мысли 19-го-20-го столетия.
В диссертации применяются системный, структурный и сравнительно-исторический методы. Системный метод оказался востребованным при определении особенностей философского мировоззрения П.Б. Струве и его воплощения в политической публицистике1. Опора на структурный метод проявил свою значимость при определении трактовки этим русским мыслителем
основных составляющих общественного целого и его политико-государственного звена. Использование сравнительно-исторического метода позволило обнаружить, например, родство его политико-философских построений с воззрениями Б.Н. Чичерина. В исследовании нашли применение кроме того общенаучные методы идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблема взаимосвязи культуры и политики является центральной в философии П.Б. Струве и во многом определяет содержание его мировоззренческих исканий в динамике их трансформации. Он обоснованно полагал, что культурная традиция, всегда представленная в ее национальной конкретике, накладывает свой отпечаток на характер властно-политических отношений, а они, в свою очередь создают рамочные условия любых проявлений культурного творчества. На первом этапе развития философского мировоззрения П.Б. Струве (конец 80-х гг. 19 в. - 1900 г.) наблюдается трансформация его взглядов от «легального марксизма» к неокантианству и идеям русской религиозной философии. Характерно, что именно осознание автономии культурного творчества, его нередуцируемости к наличному порядку экономических отношений побудило П.Б. Струве к переходу с позиций «легального марксизма» к неокантианству. Критическая ассимиляция им идей Баденской школы неокантианства и теории идеальных типов М. Вебера была дополнена религиозной перспективой и признанием надысторического мира абсолютных ценностей. Оставаясь приверженцем исторического номинализма, он принимает идею абсолютных ценностных ориентиров культурного творчества, говорит о своей близости к мировидению В.С. Соловьева. На втором этапе своей философской эволюции, простирающемся от 1900 г. до октября 1917 г., на фоне событий трех русских революций П.Б. Струве развивает целостную религиозно-философскую концепцию культуры и ее взаимосвязи с политикой, приходит к собственной платформе необходимого России либерально-консервативного синтеза и результирующему из нее имперскому идеалу Великой России. В третий период жизни, сопряженный с контрреволюционной деятельностью и эмиграцией
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве2007 год, кандидат философских наук Шабалин, Дмитрий Николаевич
Философия истории российского либерализма: П. Б. Струве и П. Н. Милюков: Сравнительный анализ2002 год, кандидат философских наук Руткевич, Наталия Алексеевна
Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве2011 год, кандидат исторических наук Вовк, Алексей Юрьевич
Политическая платформа журанала "Русская мысль" в период 1907-1914 гг.2010 год, кандидат филологических наук Яковенко, Сергей Викторович
Журнал "Русская мысль" (1921-1927): о прошлом, настоящем и будущем России2005 год, кандидат филологических наук Исаев, Евгений Геннадьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Варпетян, Акоп Эмильевич, 2017 год
Список литературы
1. Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве: жизнь, борьба, творчество. СПб.: Изд-во СПбГАВМ, 2009. - 164 с.
2. Абдуллаев, М.И. Учение Канта о праве и государстве / М.И. Абдулаев // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та. - 1998. - №3. - С. 148-154.
3. Анти-Вехи. Интеллигенция в России; «Вехи» как знамение времени / сост. В.В. Сапов. М.: Астрель, 2007. 640 с.
4. Бельчевичен С.П. Историософская концепция Г.В. Плеханова: Россия - Запад // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2012. № 4. С. 87-95.
5. Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. Репринт. воспр. изд-я. УМСЛ-РКЕББ 1955 г. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
6. Бродский А.И., Рыбас А.Е. Грехи русской интеллигенции: сборник «Вехи» // А.И. Бродский, А.Е. Рыбас. Проекты Серебряного века: Философские идеи русского модерна. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 324 с. С. 75-77.
7. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950. / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. 328 с.
8. Бюхер, К. Возникновение народного хозяйства / К. Бюхер; пер. с нем.; под ред. М. Кулишера. СПб.: Типография Н. Н. Клобукова, 1907. 195 с.
9. Валицкий, А. Философия права русского либерализма / А. Валицкий; пер. с англ. О.В. Овчинниковой, О.Р. Пазухиной, С.Л. Чижкова, Н.А. Чистяковой под науч. ред. С. Л. Чижкова. - М.: Мысль, 2012. - 567 с.
10. Валицкий, А. Русская идея / А. Валицкий; пер. с англ. Л. Мо-ториной // Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (8). - С. 92-101.
11. Валицкий, А. История русской мысли от просвещения до марксизма / А. Валицкий. - М.: Канон+, 2013. - 480 с.
12. Валицкий А. Петр Чаадаев - Пролегомена к философии «России как периферийной империи» // Logos I Ethos (LiE). Krakow: Uniwersytet Papieski Jana Pawla II, 2016. № 43. Р. 9-26.
13. Вандалковская, М.Г. П.Б. Струве и его «Дневник политика» // Струве, П.Б. Дневник политика (1925-1935). М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004. С. 7-13.
14. Вандалковская М.Г. Россия в творчестве П.Б. Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 43-73.
15. Вехи как знамение времени // Анти-Вехи. М.: Астрель, 2007. С. 7-236.
16. Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. 600 с.
17. Вехи: Сборник статей о русской революции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. - Репринт. изд-е 1909 г. - М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990. - 216 с.
18. Вовк А.Ю. Идеологи Белого движения в Русском Зарубежье: И.А. Ильин и П.Б. Струве: дисс. ... канд. ист. н.: 07.00.02. - М., 2011. 180 с.
19. Вознякевич Е.Е. Антропологические основания философии истории Лаврова П.Л. и Струве П.Б.: дисс. ... канд. философ. н.: 09.00.13. - СПб., 2005. 180 с.
20. Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 54-64.
21. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 740. - 743 с.
22. Гапоненков А.А. Концепция и дело культуры в жизни и творческом наследии П.Б. Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 202-233.
23. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Собрание сочинений в 14 т. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1937. - Т. 5. - 716 с.
24. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // Собрание сочинений в 14 т. - М.: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1956. - Т. 3. - 372 с.
25. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; Пер. с нем.; Отв. ред. Е.П. Ситковский; Ред. коллегия: Б.М. Кедров и [др.]; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Мысль, 1977. - (Философское наследие). - Т.3. - 471 с.
26. Гнатюк, О. Л. Консервативный либерализм П. Б. Струве: Ист.-социол. анализ : дисс. ... докт. соц. н.: 22.00.01. СПб, 1997. 424 с.
27. Гнатюк О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПб. ГТУ, 1998. 340 с.
28. Головин Я.Б. Философские и социальные воззрения П.Б. Струве: дисс. ... канд. философ. н.: 09.00.03. М., 2001.
29. Губман Б.Л. А. Бадью: философия и политика // Философские науки. 2015. № 9. С. 34-48.
30. Губман Б.Л., Ануфриева К.В. Герменевтика П. Рикера и аналитическая философия: проблема нарративной самоидентичности личности // Философия и культура. 2015. № 9. С. 1371-1382.
31. Губман Б.Л. Культура и власть: В сборнике: Культура и власть Сборник научных трудов. Тверь: Изд-во ТГУ, 1999. С. 3-13.
32. Губман Б.Л. Культура и история: В сборнике: Культура и история Тверь: Изд-во ТГУ, 2000. С. 3-13.
33. Губман Б.Л. Э. Левинас и Ж. Деррида: философская критика дискурса власти // Философские науки. 2016. № 9. С. 77-91.
34. Губман Б.Л. Универсальные ценности и мир национальной культуры в философии П.Б. Струве / Б.Л. Губман, А.Э. Варпетян // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 1. С. 128-143.
35. Давыдов Ю.Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции: М. Вебер и «Вехи» // Свободная мысль, 1991, № 18. С. 15-26; 1992, № 1. С. 37-44.
36. Жукова О.А. Единство культуры и политики: либерально-консервативный проект П.Б. Струве в созидании России // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 98-129.
37. Жукова О.А., Кантор В.К. Мужество быть. К философской характеристике П.Б. Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. 327 с.
38. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
39. Зернов Н.М. К 100-летию со дня рождения П.Б. Струве // Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. № 95-96. Париж-Нью-Йорк: TRIMESTRIEL, 1970. 195 с. С. 135-142.
40. Иванова Е.С. Проблема культурной типологии в философии истории П.Н. Милюкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2012. № 4. С. 128-137.
41. К лучшему будущему. Сборник социально-философских произведений. М.: РОССПЭН, 1996. 528 с.
42. Калашников М.В. Понятие «национал-либерализм» в политическом дискурсе России в годы Первой мировой войны // История и историческая память. 2014. № 10. С. 121-144.
43. Канищева Н.И. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. С. 5-43.
44. Кант, И. К вечному миру / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - С. 257-309.
45. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях / И. Кант // Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 2. - М.: Мысль, 1965. - С. 107-438.
46. Кантор, В.К. Санкт - Петербург: Российская империя против российского хаоса / В.К. Кантор // Российская политическая энциклопедия (Росспэн). - М., 2008. - 542 с.
47. Кантор В.К. Петр Струве: Великая Россия, или утопия, так и не ставшая реальностью // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Вып. № 4. Т. 11. С. 161-178.
48. Кара-Мурза А.А. П.Б. Струве и развитие им концепции «личной годности» // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 130-170.
49. Клешня Ю.В. Неполитическая деятельность провинциальной интеллигенции в конце XIX - начале XX вв.: дисс. ... канд. ист. н.: 07.00.02. Пятигорск, 2010. 300 с.
50. Ковалева Е.О. Дилемма сохранения и разрушения социокультурных традиций: версия В.И. Ленина // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 12-15.
51. Колеров М.А. Петр Струве как мыслитель: вводные замечания // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 73-97.
52. Колеров М.А., Плотников Н.С. Творческий путь П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 102-111.
53. Косарская Е.С. Типологические основания и коммуникативные пределы культурной самоидентификации // Культура и образование. 2016. № 4 (23). С. 46-52.
54. Кутаренкова Т.С. Журналистская и редакторская деятельность П.Б. Струве в контексте периодики русской эмиграции первой волны во Франции: дисс. ... канд. филол. н.: 10.01.10. М, 2013. 185 с.
55. Лаппо-Данилевский А.С. Записки об ученых трудах П.Б. Струве // Вече: Журнал русской философии и культуры / СПб. Философ. общество. 2015. № 27-1. С. 269-272.
56. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и его критика в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). // Ленин В.И.
Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 1. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - С. 347-534.
57. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. - 482 с.
58. Люкс Л. Русский государственник Петр Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 253-278.
59. Малинов А.В. А.С. Лаппо-Данилевский и П.Б. Струве // Вече: Журнал русской философии и культуры / СПб. Философ. общество. 2015. № 27-1. С. 272275.
60. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.23. - М., 1960. - 907 с.
61. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 696 с.
62. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956. - 689 с.
63. Мартынова Е. А. Интеллигенция в контексте социокультурных традиций «Вех»: дисс. ... д-ра филос. н.: 24.00.01 Саранск, 2004. 311 с.
64. Мачкарина О.Д. Неокантианство в России в первой четверти XX века (В.И. Введенский, П.Б. Струве) // Вестник МГТУ. 2007. Т.10. № 3. С. 399-408.
65. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 148-169.
66. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Больная Россия. - Ленинград: Изд. ЛГУ, 1991. С. 73-78.
67. Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х т. - М.: Современник, 1990. - 448
с.
68. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / Печ. по материалам сборника «Интеллигенция в России» (СПб., 1910). СПб.: Изд-во «Лань», 2013. 31 с.
69. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Анти-Вехи. Интеллигенция в России; «Вехи» как знамение времени / сост. В.В. Сапов. М.: Астрель, 2007. С. 91-176.
70. Михайлова Е.Е. Особенности философии истории русского позитивизма // Вече: Журнал русской философии и культуры / СПб. Философ. общество. 2015. № 27-2. С. 48-57.
71. Михайлова Е.Е. Петр Чаадаев и Павел Милюков: на грани философии и политики // Logos I Ethos (LiE). Krakow: Uniwersytet Papieski Jana Pawla II, 2016. № 43. Р. 149-164.
72. Михайлова Е.Е., Бельчевичен С.П. Позитивизм и марксизм в России: Проблема социокультурного развития. Тверь: ТФ МГЭИ, 2012. 398 с.
73. Михайлова Е.Е., Ковалева Е.О. Н.А. Бердяев о преодолении конфликта поколений на базе ценностей религиозно-национальной традиции // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 2. С. 35-42.
74. Михайловский Н.К. О г. Струве и его «Критических заметках по вопросу об экономическом развитии России» // Н.К. Михайловский. Литературные воспоминания и современная смута. 2-е изд. ред. ж. «Русское богатство». СПб.: Тип. Н.Н. Клобукова, 1905. 496 с. С. 404-443.
75. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. С. 449-467.
76. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Три модели развития России / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М., 2000. - 272 с.
77. Оболевич Т. Два философа: Семен Франк о Петре Чаадаеве // Logos I Ethos (LiE). Krakow: Uniwersytet Papieski Jana Pawla II, 2016. № 43. Р. 49-64.
78. Оболенский Л.Е. Ответ на возражения г. Струве (по поводу его работы «Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России») // Русская мысль. М.: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерева и К , 1896. Кн. IV. С. 95-109.
79. Оганян К.К. Анализ личности в социально-философской концепции П.Б. Струве как представителя легального направления марксистской школы российской социологии // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 6. С. 59-64.
80. Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма. / Т. И. Ойзерман - Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1984. - 571 с.
81. Пайпс Р. 1905: Первый гром // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 1 / пер с анг. М.Д. Тименчик. М.: РОССПЭН, 1994. С. 13-61.
82. Пайпс Р. Интеллигенция // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 1 / пер с анг. М.Д. Тименчик. М.: РОССПЭН, 1994. С. 136 - 171.
83. Пайпс Р. Конституционный эксперимент // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 1 / пер с анг. М.Д. Тименчик. М.: РОССПЭН, 1994. С. 172-218.
84. Пайпс Р. Ленин и истоки большевизма // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 2 / пер с анг. Н.И. Китай. М.: РОССПЭН, 1994. С. 7-52.
85. Пайпс Р. Мировая война // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 1 / пер с анг. М.Д. Тименчик. М.: РОССПЭН, 1994. С. 219-261.
86. Пайпс Р. Россия при старом режиме / пер с англ. В. Козловский. М.: Независимая газета, 1993. 421 с.
87. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. Исследование политической культуры / пер с англ. М.: Новое издательство, 2008. 252 с.
88. Пайпс Р. Февральская революция // Р. Пайпс. Русская революция Ч. 1 / пер с анг. М.Д. Тименчик. М.: РОССПЭН, 1994. С. 305-367.
89. Пайпс Р. Струве: левый либерал. 1870-1905. Т. 1. / Печ. по изданию: Richard Pipes. Struve: Liberal on the Left. 1870-1905. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, England, 1974 / пер. с англ. А. Цуканов. -М.: Московская школа политических исследований, 2001. 552 с.
90. Пайпс Р. Струве: правый либерал. 1905-1944. Т. 2. / Печ. по изданию: Richard Pipes. Struve: Liberal on the Right. 1905-1944. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, England, 1980 / пер. с англ. А. Захарова. -М.: Московская школа политических исследований, 2001. 680 с.
91. Пайпс Р. Теория капиталистического развития П.Б. Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 279-293.
92. Песоцкий В.А. Основные функции художественной литературы в их философском представлении. // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2011. № 1. с. 184-210.
93. Пефтиев В.И. П.Б. Струве как политический мыслитель: Публикации начала века и в эмиграции // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Т. 1. С. 47-51.
94. Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. 560 с.
95. Плеханов Г.В. Критика наших критиков. // Плеханов Г.В. Собр. соч. В 6-ти Т. Т.2. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. С. 504-633.
96. Повилайтис В.И. Струве об истории и историческом познании // Что есть история? Версии русского зарубежья. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2009. С. 114-120.
97. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей Х1Х-ХХ веков / Сост. И.Б. Борисов, Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.И. Лысенко / Центральная избирательная комиссия РФ. М.: ОАО Тип. «Новости», 2008. С. 699-705.
98. Руткевич Н.А. Русский либерализм в эмиграции: социально-философский анализ творчества П.Б. Струве и П.Н. Милюкова. М.: Радио и связь, 2002. 170 с.
99. Секиринский С.С. «За неимением Наполеона»: П.Б. Струве о пользе чужого опыта и «несравненном и несравнимом» в нашей истории // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 171-201.
100. Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М: Современные тетради, 2003. С. 338-342.
101. Сербиненко В.В. История русской философии. М.: Омега-Л., 2006.
465 с.
102. Соловьев К.А. Петр Бернгардович Струве // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 5-39.
103. Страда В. Проблема культуры и интеллигенция на рубеже XIX-XX веков. // Страда В. Россия как судьба. М.: Три квадрата, 2013. С. 276-288.
104. Струве Н.А. Мой дед П.Б. Струве // Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935). М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004. С. 3-6.
105. Струве Н.А. Мой дед П.Б. Струве // Петр Бернгардович Струве / под ред. О.А. Жуковой, В.К. Струве. М.: РОССПЭН, 2012. С. 13-18.
106. Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935) / Вступ. ст. М.Г. Вандалковской, Н.А. Струве; коммент. А.Н. Шаханова. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004. 872 с.
107. Струве П.Б. За свободу и величие России // Новый мир. 1991. № 4.
108. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. С. 483-501.
109. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи: Сборник статей о русской революции Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. Репринт. изд-е 1909 г. М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990. С. 131-149.
110. Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 202-205.
111. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. 483-501.
112. Струве П.Б. Историческое и систематическое место русской кустарной промышленности (Ответ П.Н. Милюкову. 1898). // П.Б. Струве. На разные темы (1893-1901). Сборник статей. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. С. 427-447.
113. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М: Наука, 1990. С. 235-242.
114. Струве П.Б. Итоги и существо коммунистического хозяйства // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 456-482.
115. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. С. 483-501.
116. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Вып. 1. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1894. 291 с.
117. Струве П.Б. Мои встречи и столкновения с Лениным // Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. № 95-96. Париж-Нью-Йорк: TRIMESTRIEL, 1970. 195 с. С. 143-166.
118. Струве П.Б. На разные темы (1893-1901). Сборник статей. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. 556 с.
119. Струве П.Б. Наблюдения и исследования из области хозяйственной жизни и права Древней Руси // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 319415.
120. Струве П.Б. Научная история русской крупной промышленности // П.Б. Струве. На разные темы (1893-1901). Сборник статей. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. С. 448-465.
121. Струве П.Б. «Неизъяснимый» и «непостижимый» (Из этюдов о Пушкине и пушкинском словаре) // Вестник русского студенческого
христианского движения. 1970. № 95-96. Париж-Нью-Йорк: TRIMESTRIEL, 1970. 195 с. С. 177-184.
122. Струве П.Б. Несколько слов по поводу статьи г. Оболенского «Новый раскол в нашей интеллигенции» // Русская мысль: Ежемесяч. литер.-полит. изд-е. Год 17-й. Кн. II. М.: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерева и К°, 1896. С. 100-114.
123. Струве П.Б. Познание революции и возрождение духа // Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / сост. В.Н. Жуков, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. С. 435-443.
124. Струве П.Б. Предисловие издателя // Вехи. Из глубины / сост., автор вступ. см. и коммент. Н.И. Канищева. М.: Республика, 2010. С. 237-238.
125. Струве П.Б. Проблема роста производительных сил в теории социального развития // Сборник статей, посвященных В.О. Ключевскому. М.. 1909. С. 472.
126. Струве П.Б. Прошлое, настоящее, будущее // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 483-494.
127. Струве П.Б. Patriótica: Россия. Родина. Чужбина / сост. и статья
A.В. Хашковского. СПб.: РХГИ, 2000. 352 с.
128. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / сост.
B.Н. Жуков и А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. 527 с.
129. Струве П.Б. Размышления о русской революции // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 427-455.
130. Струве П.Б. С.П. Шевырев и западные внушения и источники теории-афоризма о «гнилом», или «гниющем» Западе: изыскания, сопоставления и материалы // Записки Русского Научного института в Белграде. Белград: б.и., 1941. Вып. 16/17. С. 201-264 [Фонд библиотеки Дома русского зарубежья им. А. Солженицына].
131. Струве П.Б. Свобода и историческая необходимость // Вопросы философии и психологии / под ред. Л.М. Лопатина и В.П. Преображенского. Кн. 1 (36). М.: Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1897. С. 120-139.
132. Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 41316.
133. Струве П.Б. Теория политической экономии и история хозяйственного быта: Речь на диспуте 10-го ноября 1913 г. / печ. по: Известия Санкт-Петербургского политехнического института. 1913. Т. 20. С. I-X / публ. и прим. Д.Я. Майдачевского // Историко-экономические исследования. Изд-во Байкальского государственного университета. Иркутск, 2011. Т. 12. № 2. С. 110119.
134. Струве П.Б. Чем были первоначально русские крестьяне и откуда наименование «крестьянин» // Петр Бернгардович Струве: Избранные труды / сост. О.К. Иванцова; авт. вступ. ст. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 416424.
135. Струве П.Б. «Штурм небес» (Борьба советской власти с религией) // Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. № 95-96. Париж-Нью-Йорк: TRIMESTRIEL, 1970. 195 с. С. 166-175.
136. Туган-Барановский М. И. Русская интеллигенция и социализм. СПб.: Изд-во «Лань», 2013. 20 с.
137. Флоровский Г. Письмо П.Б. Струве о евразийстве // Из прошлого русской мысли. М.: АГРАФ, 1998. С. 125.
138. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
139. Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова. 1956. 237 с.
140. Франк С.Л. Умственный склад, личность и воззрения П.Б. Струве // Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / сост. В.Н. Жуков, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997. С. 476-493.
141. Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи: Сборник статей о русской революции. Репринт. изд-е 1909 г. М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990. С. 150-184.
142. Хашковский А.В. Петр Бернгардович Струве // Patriótica: Россия. Родина. Чужбина / сост. и статья А.В. Хашковского. СПб.: РХГИ, 2000. С. 323349.
143. Хашковский А.В. Эволюция политических воззрений П.Б. Струве. Автореферат ... дис. канд. полит. наук СПб., 1994. 18 с.
144. Чичерин, Б.Н. Государственное устройство / Б.Н. Чичерин // Курс государственной науки в 3 т. - М.: Тип. тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1894. - Т. 1. Кн. 2. - С. 105-195.
145. Чичерин, Б.Н. Историческое развитие / Б.Н. Чичерин // Курсгосударственной науки в 3 т. - М.: Тип. тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1894. -Т. 2. Кн. 5. - С. 343-432.
146. Чичерин, Б.Н. Нравственность / Б.Н. Чичерин // Философия права. -М.: Тип. тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. - Кн. 3. - С. 163-223.
147. Шабалин Д.Н. Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве: дисс. ... канд. филос. н.: 09.00.11. Новгород. гос. ун-т]. Великий Новгород: НГУ, 2007. 176 с.
148. Ширинянц А.А. Нигилизм или консерватизм? (Русская интеллигенция в истории политики и мысли). М.: Изд-во МГУ, 2011. 568 с.
149. Ширинянц А. А. Политическая культура интеллигенции России XIX -начала XX вв. / Автореф. дисс. ... д-ра. полит. н.: 23.00.01. М.: Изд-во МГУ, 2002. 44 с.
150. Шульгин В.В. Годы. Воспоминания члена Государственной думы. -М.: АПН, 1979. - 364 с.
151. Юрьева И.А. Концепт РОССИЯ как фрагмент русской национальной картины мира периода XX - начала XXI вв.: автореф. дис. ... канд. фил. н.: 10.02.01. Челябинск, 2008. 23 с.
152. Яковлева Т.А. Пути возрождения: Идеи и судьбы эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова и А.Ф. Керенского. Иркутск: ИГЭА, 1996. 216 с.
153. Baron, S. Plekhanov The Father of Russian Marxism / S. Baron. - 2 ed. Stanford, 1966. - 400 p.
154. Bohn, T. Russische Geschichtswissenschaft von 1880 bis 1905. Pavel Miljukov und die Moskauer Schule / Т. Bohn. - Koln: Bohlau Verlag, 1998. - 473 р.
155. Horowitz B. Unity and Disunity in Landmarks: The Rivalry between Petr Struve and Mikhail Gershenzon // Studies in East European Thought. 1999. Vol. 51. № 1. Р. 61-78.
156. Kline, G. L. Religious and Anti-Relidious Thought in Russia / G. L. Kline.
- Chicago, 1968. - 320 р.
157. Putnam G. P.B. Struve's View of the Russian Revolution of 1905 // Slavonic and East European Review. 1967. Vol. 45, № 105. Р. 457-473;
158. Plotnikov N., Swiderski E.M. Revolution and the Counter-Revolution: The Conflict over Meaning between P.B. Struve and S.L. Frank in 1922 // Studies in East European Thought. 1994. Vol. 46, № 3. Р. 187-196.
159. Riha, Th. Russian European: Payl: Milukov in Russian Politics / Th. Riha.
- L., 1969. - 316 р.
160. Simon, W.M. European positivism in the nineteenth century. An essay in intellectual history / W. M. Simon. - New York, 1963. - 384 р.
161. Struve Peter Berngardovich, 1870-1944. Collected Works. Ed. by Pipes R. 15 vol. Ann Arbor: Harvard University Press, 1970; Bibliography of the Published Works of Peter Berngardovich Struve. Ed. by Pipes R. Ann Arbor: Russian Research Center. Harvard University Press, 1980. 220 p.
162. Walicki, A. A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism / A. A. Walicki. - Stamford Califormia, 1979. - 476 р.
163. Wielenga B. Lenins Weg zur Revolution, eine Konfrontation mit Sergej Bulgakov und Petr Struve in Interesse einer Theologischen Besinnung. München: Kaiser, 1971. 535 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.