Принципы художественного претворения хорала в духовных кантактах И.С. Баха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Сидорова, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 410
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сидорова, Елена Викторовна
Введение
Обоснование темы диссертации - 4 Обзор литературы
Первая
глава
Хорал и принципы его художественной обработки в духовных кантатах
§ 1. Протестантский хорал - основа хоральной композиции
Условия возникновения хоральных напевов - 28 Взаимоотношения выразительных средств поэзии и музыки - 30 Идентификация хоралов
§ 2. Художественные приемы обработки хорала
Общая классификация хоральных обработок
Типология духовных кантат, имеющих в своей структуре хоральную композицию
§ 3. Методы работы с хоралом (текстом и музыкой)
Поэтический текст
Музыкальный язык, музыкальная ткань хоральной обработки
1. Мелодия
2. Лад, тональность, гармония
3. Фактура, тембр
4. Музыкальная форма
5. Жанровое многообразие
§ 4. Хоральные кантаты
Текстовая основа и структурные особенности хоральных кантат - 69 Музыкальная семантика кантатных номеров
Вторая
глава
Хорал „Wer nur den lieben Gott läßt walten" в духовных кантатах Баха: проблема художественной интерпретации
§ 1. Хорал «Wer nur den lieben Gott läßt walten» как основа вокально-хоровых обработок
Жанровые особенности хоральных композиций - 92 Семантика вокально-хоровых обработок хорала « Wer nur.»
§ 2. Кантата BWV 93 « Wer nur den lieben Gott läßt walten» 1. Chorus -104 № 2. Recitaf/vo -110 № 3. Aria (соло Тенора) -113 № 4. Aria. Duetto -123 №5. Recitaf/vo-//5 № 6. Aria (соло Сопрано) -119 №7. Coralе
Заглавный хор кантаты BWV 27 «Wer weiß, wie nahe mir mein Ende?»
§ 3. Принципы художественного претворения хорала «Wer nur.» в духовных кантатах
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма2010 год, кандидат искусствоведения Панкратова, Ольга Владимировна
Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы2006 год, кандидат искусствоведения Карпов, Павел Евгеньевич
Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблема фактуры2000 год, кандидат искусствоведения Васильева, Надежда Эммануиловна
Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате "По прочтении псалма"2005 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Надежда Дмитриевна
Хоровой вокализ в отечественной музыке: жанровые и стилевые особенности2020 год, кандидат наук Красов Владимир Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы художественного претворения хорала в духовных кантактах И.С. Баха»
Обоснование темы диссертации
Более двух с половиной столетий музыковеды всего мира обращаются к феномену музыки И.С. Баха, пытаясь охватить поистине гигантское наследие композитора, осмыслить и понять круг его художественных образов, разгадать тайну творчества, объяснить непостижимое сочетание гениальности и технически безупречного мастерства, земного и божественного начал в творчестве великого художника.
Мировой фонд музыковедческих исследований творчества Баха показывает, как с течением времени изменялся интерес к художественным объектам баховского искусства, привлекающим внимание ученых, и угол зрения при подходе к ним, и методы научного анализа. И это объясняется не только развитием научной мысли, но и необъятным содержанием творчества Баха. На каждом историческом этапе изучения этого творчества раскрываются все новые и новые пласты содержания, новые художественные средства, которыми пользовался композитор. В этом поступательном процессе познания содержания, смысла и техники баховского творчества неминуемо возвращение к одним и тем же жанрам музыки композитора, которые всякий раз предстают в понимании музыкантов и ученых разных поколений как вновь открываемые, заново осмысливаемые. Подобно тому, как исполнители в течение нескольких столетий не перестают раскрывать в баховских сочинениях новые оттенки смысла и новые нюансы трактовки, так и ученые видят и воспринимают одни и те же сочинения Баха по-разному. Поэтому первым побудительным стимулом для создания настоящей работы была попытка обобщить и систематизировать накопленный на сегодняшний день научный опыт музыкознания, касающийся кантатного творчества Баха.
Вторым побудительным стимулом явилось рассмотрение кантат с позиций участия в них протестантского хорала. Огромное значение протестантского хорала в творчестве Баха (и, особенно, в его духовных сочинениях) давно является бесспорным фактом. Музыкально-историческим подтверждением является создание Бахом произведений разных жанров и форм, опирающихся на протестантский хорал. Особая роль принадлежит хоралу в музыкально-поэтических композициях Баха - пассионах, мессах, мотетах, кантатах: почти во всех произведениях этого ряда присутствует хорал. Нередко один и тот же хорал в различном жанровом, структурном, тембровом воплощении предстает перед нами в разных кантатах и, наоборот, в одной кантате хорал получает многостороннее переосмысление. «Жемчужиной» кантатного наследия Баха является цикл хоральных кантат.
Известно, что хорал является не только мелодической основой тематических образований в кантатных композициях. Наряду с прямым цитированием евангельских, библейских текстов, а также с так называемыми «мадригальными стихами» - хоральная (духовная) песня выполняет особую смысловую, драматургическую, структурную функцию в кантате. Роль хорала в кантате, методы работы с мелодией и текстом хоралов, а также как следствие - принципы формообразования в разных кантатах - различны.
Подход к анализу кантатного наследия Баха с позиций «удельного веса» в них хорального содержания позволил определить рамки исследуемого материала, выделив из всего вокально-инструментального и кантатного наследия лишь область духовных кантат (их у И.С.Баха свыше двухсот). Именно в духовных кантатах хорал, хоральные обработки являются существенным содержательным разделом (а в некоторых - и целостной основой) художественной концепции всего произведения.
Актуальность исследования. В названии настоящей работы отражены две важнейшие стороны ее содержания - речь в ней идет о том, как Бах использовал протестантский хорал и в каких конкретно музыкальных произведениях.
Наше внимание направлено на хорал потому, что это один из основных первоматериалов всего баховского искусства.1 Духовные кантаты избраны по следующим причинам:
• жанр вокально-хоровой музыки открывает возможности более широкого спектра исследования баховских шедевров: участие в них текста предоставляет дополнительные возможности для познания характерных особенностей баховского стиля, которые проявляются в отношении Баха к тексту хорала, соотнесения его с мелодией, семантической и функциональной роли хорала в драматургическом развитии кантаты;
• выявленные в духовных кантатах стилистические особенности музыкального языка Баха, принципы работы с хоральным материалом, приемы построения целостной композиции имеют универсальное значение. То, что присутствует в хоральных обработках духовных кантат, свойственно всем его произведениям, в том числе и большим органным хоральным обработкам;
• на сегодняшний день духовные кантаты в отечественном музыковедении остаются малоизученной областью творчества Баха, особенно в аналитическом аспекте.
В названии отражены также специфика и своеобразие настоящего исследования. О роли протестантского хорала, некоторых особенностях его обработки в баховских сочинениях речь идет во многих исследованиях , так же как и о духовных кантатах как таковых.3 Однако анализ всех богатейших приемов художественной интерпретации хорала в совокупности со структурой циклических форм кантат как специальная научно-исследовательская задача не предпринимался. Поэтому в настоящей работе, с одной стороны, значительно расширен и углублен аналитический аспект исследования с соответствующими аналитическими методами - рассмотрение всех деталей интонационного, ладового, гармонического, ритмического, фактурного, жанрового преобразования хорального материала. С другой стороны, введен обобщающе - типологический план, основанный на систематизации приемов развития хорала в цикле духовных кантат.
Духовные кантаты Баха продемонстрировали такое богатство, разнообразие, изысканность и бесконечную фантазию композитора при работе с хоралами, что нам показалось необходимым описать и обобщить все те приемы и методы работы, с которыми мы встретились в процессе анализа. Кроме того, хорал в большой мере определял особенности построения кан-татного цикла и типы кантат. С позиций рассмотрения «жизни» хорала в духовных кантатах представилась возможность оценить разнообразие циклической композиции кантат - со стороны структуры цикла и со стороны его содержания. Именно это определило своеобразное направление нашего исследования на фоне обширной музыковедческой литературы о Бахе и его духовных кантатах.
В настоящей диссертации приняты во внимание все существующие му-зыковедческо-аналитические позиции, все данные и сведения последних лет. Некоторые из них используются как базовая информация, другие упоминаются с позиций критического анализа, третьи становятся материалом научного обобщения. И все же при всем богатстве направлений исследования ба-ховского творчества анализ взаимодействия трех компонентов - хорал - хоральная обработка - циклическая форма кантаты - насколько нам известно, не предпринимался. В комплексном выявлении целостной хоральной основы духовных кантат Баха и исследовании принципов художественной интерпретации хоралов в вокально-хоровых произведениях проявилась оригинальность подхода к изучению творческого наследия Баха.
Цель работы - дополнить и расширить представления о баховской духовной кантате с позиций участия в ней протестантского хорала - носителя смысла и содержания текста. Отсутствие в отечественном музыкознании специальных исследований о хоралах в духовной музыке Баха позволяет отнести обращение к данной теме и разработку затрагиваемых вопросов к ряду необходимых и актуальных.
Основная проблема диссертации - аналитическое исследование видов хоральных преобразований, как в мелодическом, так и в фактурно-компози-ционном плане, позволяющее выявить дополнительные черты в характеристике композиторского мышления Баха.
На пути раскрытия этой проблемы возникла необходимость решения комплекса задач, связанных с рассмотрением:
• мелодических, структурных и содержательных особенностей протестантских хоралов;
• обработок хоралов в сольных, ансамблевых и хоровых номерах духовных кантат;
• методов работы композитора с мелодией и текстом;
• роли хорала в кантате и, как следствие,
• принципов формообразования, которые в разных кантатах различны. Тем не менее, при всем многообразии методов и принципов работы с хоралом, они поддаются определенной систематизации, обобщению.
Одной из специальных задач работы явилось определение типологии духовных кантат на основе анализа местоположения хоралов в кантатах, их роли в раскрытии содержания и драматургической функции, выполняемой в вокально-хоровых композициях. Среди них - кантаты, имеющие хоральную обработку только в заключительном хоре или в сольных срединных номерах; построенные на тематической основе двух и более хоралов; опирающиеся целиком на тексто-музыкальный материал одного хорала или только его текст; хоральные, «сквозные» и др.
Материалом исследования послужили 219 духовных кантат И.С. Баха. Общее количество духовных кантат складывается из произведений, которые в каталоге В. Шмидера [8скт1ес1ег Ж, 109] числятся под номерами В\УУ 1 - 199. К числу 199 надо прибавить 17 кантат, имеющих дополнительные варианты с обозначением я; кроме этого, кантата 120 существует дополнительно в версии с обозначением в, а кантата 36 - в, с. В процессе работы были проанализированы все духовные кантаты, имеющие в своей структуре хоральную композицию (таковых оказалось 185), особому рассмотрению подверглись 54 хоральные кантаты.
Методологическую основу диссертации составил утвердившийся в отечественной музыковедческой науке историко-стшистический подход. Применительно к духовным кантатам Баха он проявился, прежде всего, в том, что произведения анализировались в соответствии с закономерностями, сложившимися в сфере духовной музыки на определенном историческом этапе своего существования. При рассмотрении отдельных номеров кантат нами использовалась как традиционная методология структурно-композиционного и интонационно-тематического анализа, так и оригинальные способы исследования хоральных и кантатных текстов. В частности, при анализе смысловой связи музыкального и поэтического содержания хоралов и хоральных обработок, нами применены графические изображения временных хронотопов, таблицы сопоставительного анализа гармонизации хоралов, схемы теологического толкования и композиционного решения кантат. При анализе гармонического содержания хоральной обработки нами впервые применен метод «выведения» фрагментов хоральной обработки из контекста кантаты и их сравнения.
Научная новизна определяется ракурсом и методологией исследования, связанными с целенаправленным изучением не только взаимодействия поэзии и музыки в хоральных обработках духовных кантат, но и всего круга выразительных средств, используемых для воплощения художественного образа - текстового комбинирования, варьирования мелодики, гармонии, объединения различных видов фактуры, тембров, формы.
Аспект исследования хорал в кантате, подход к анализу кантатного наследия Баха с позиций «удельного веса» в них хорального содержания открывает новые возможности в рассмотрении вопросов семантики хоральных обработок в духовных кантатах: текст хорала - текст кантаты', музыка хорала - музыка кантаты', хорал в хоровом номере', хорал в арии', хорал в речитативе', хорал в инструментальном, вокальном изложении; структурные особенности хоральных обработок; жанровое перевоплощение хорала в кантате; воплощение одного хорала в нескольких кантатах разного типа и др.
На этой основе сформировалась гипотеза работы, суть которой заключается в том, что тексто-музыкальная основа протестантского хорала и его обработки является основным творческим методом композитора. В процессе создания духовной кантаты Бах переосмысливает содержание самого хорального первоисточника, раскрывая в нем такие стороны, которые не лежат на поверхности хорала, но ярко проявляются в жанре хоральной композиции и цикле хоральной кантаты.
Опора на тексто-музыкальную основу протестантского хорала и его обработок как объектов аналитического исследования позволяет вынести на защиту следующие положения:
• наличие эволюционных процессов в становлении жанра духовной кантаты, определение типов духовных кантат И.С. Баха на основе общности стилистических и структурных признаков;
• анализ и обобщение основных методов работы с хоралом и принципов формообразования хоральных обработок на разных уровнях структурной организации кантат, классификация хоральных обработок;
• проведение комплексного анализа кантат, опирающихся на один и тот же хорал, но имеющих разные структурные особенности.
Наряду с обобщением традиционных трактовок принципов формообразования хоральных обработок вводится ряд новых понятий: «рассредоточенная хоральная форма», «неполная рассредоточенная хоральная форма», «вариативная хоральная форма» и другие. В диссертации значительное внимание уделено терминологическому аппарату, конкретизируется понятие «хоральная кантата», дается обоснование ее характерных особенностей, вводится понятие «сквозной кантаты».
Ограничения, принятые в диссертационном исследовании
1. За границами исследования остались такие вокально-хоровые формы Баха, как светские кантаты, оратории, пассионы, мессы, мотеты, а также инструментальные сочинения.
2. При определении характерных структурных особенностей отдельных групп кантат с точки зрения участия в них хоралов и выполнения ими определенной смысловой драматургической функции в цикле, более подробно рассматриваются лишь некоторые, наиболее показательные кантаты каждого типа.
3. В силу большого объема исследуемого материала, не все аналитические описания помещены в текст диссертационной работы. Приводится подробный анализ хоровых обработок, раскрывающих характерные особенности отдельных групп кантат.
4. Переводы текстов хоралов и кантат (в комплексе) даны только для тех кантат, которые избраны для более подробного анализа.
5. Произведения предшественников и современников великого немецкого мастера в аналогичных музыкальных жанрах рассмотрены только в порядке краткого обзора.
Практическое значение исследования состоит в том, что благодаря историко-теоретическим обобщениям, систематизации огромного материала на разных уровнях организации музыкальной композиции, кантатное творчество Баха становится более понятным, доступным для осмысления и воплощения, прежде всего, в исполнительской практике.
Для исполнения музыкально-поэтической композиции особую важность приобретает понимание смысла текста произведения. Преодолению языкового барьера служат переводы этих текстов, выполненные специалистами-филологами, имеющими опыт работы в этой области.
Исследование духовных кантат И.С. Баха с позиции участия в них хоралов, обобщение традиционных (и новаторских) методов работы с хоралом и принципов формообразования в хоральных обработках вносит свою посильную лепту в дело изучения баховского наследия. Результаты исследования могут быть использованы в курсах истории музыки, анализа музыкальных форм, истории хоровой музыки на всех уровнях музыкального образования.
Структура диссертационной работы
Диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Хоры a cappella Сергея Слонимского2009 год, кандидат искусствоведения Равикович, Лидия Леонидовна
Татарская хоровая культура XX века: история развития, композиторское творчество2011 год, кандидат искусствоведения Шарипова, Розалия Мугтасимовна
Хоровое творчество Арнольда Шенберга2008 год, кандидат искусствоведения Рыжинский, Александр Сергеевич
Структурные особенности клавирных сюит И. С. Баха и память исполнителя1999 год, кандидат искусствоведения Красноскулов, Алексей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Сидорова, Елена Викторовна
Заключение
Творчество И.С. Баха - это художественное явление такого масштаба, такой философской глубины и композиционно-технического совершенства, что охватить его в полном объеме, с достойной великого немецкого музыканта полнотой проникновения в смысл произведений и во все тонкости его воплощения - практически невозможно. Поэтому искусство Баха изучали и будут изучать все последующие поколения исследователей.
С начала XX века интерес к творчеству Баха переживает новый период возрождения. Появляется много новых исследований, касающихся самых разных сторон творческого процесса композитора. Об этом свидетельствует масса монографий, статей, посвященных инструментальному и вокально-хоровому наследию великого композитора. Но, несмотря на такое громадное количество работ разных жанров, еще остаются области, не получившие достаточной разработки. К ним мы относим, в частности, феномен хоральной обработки И.С. Баха.
На основании проделанной нами работы обрисовались довольно определенные вопросы, идеи, приемы научного анализа. Хорал в духовных кантатах Баха представлен чрезвычайно широко и многообразно: это и способы изложения самого напева и его местоположение в фактуре, характер сопровождающих голосов, принципы формообразования, жанровое воплощение.
Наше исследование дало возможность обосновать 3 основных принципа обработки хорала и, соответственно, 3 группы хоральных обработок. Определяющими факторами в классификации хоральных композиций стали параметры расположения хорального материала в музыкальной ткани кантат-ного номера. Степень участия хорала (хоральной обработки) в кантате явился главным признаком, определяющим ее тип.
Подход к сочинениям Баха со стороны их «первоисточника» - протестантского хорала позволило максимально разностороннее взглянуть на творения композитора: со стороны содержания, которое несет в себе хорал, способов развития хорального материала в духовной кантате, наконец, с точки зрения общей музыкальной архитектоники. Инструментом для изучения всей совокупности проблем стал интонационный, гармонический, полифонический и композиционный анализ конкретных произведений.
В процессе исследования мы пришли к следующим выводам.
Подача текста хорала осуществляется либо в форме обособленного изложения, либо в сочетании хоральных фраз с текстами другого рода: в виде прямого цитирования, переработки хорального текста, «инкрустирования» хоральных строф в общую структуру номера, многослойного изложения текстового материала.
В условиях хоральной обработки песенная мелодия обретает многоголосное оформление - фактуру. Основными принципами (способами) преобразования исходного хорального материала у Баха являются вариационный и разработочный.
Особенности ладогармонического содержания хоральных обработок характеризуются взаимодействием двух разных форм ладового мышления: модального и тонально-функционального.
Опираясь на полученные наблюдения разнообразных взаимоотношений хоральной мелодии и сопровождающих голосов, нами произведена классификация видов фактуры, которая включает:
- гомофонную фактуру особо рода',
- гомофонно-полифоническую (или аккордово-мелодическую) с активным мелодическим развитием средних голосов;
- полифоническую (контрапунктическую, имитационную);
- смешанную (или многослойную).
В процессе исследования хоральных композиций были выявлены основные параметры музыкальной формы. В них мы выделили два принципа. Один из них связан с сохранением структурной целостности хорального напева в хоральной обработке, что позволяет трактовать форму хоральной композиции формой самого хорала (бар, репризная бар, строчная и т.д.) Другой принцип опирается на последовательную разработку структурнотематических элементов, составляющих хоральную мелодию. В определении формы хоральной обработки, выполненной в рамках модели «построчно со вставками» мы руководствовались ведущей ролью самого хорала и его строением, характеризуя в целом форму композиции как рассредоточенную строфичность. Многообразны формы многоплановых композиций.
На основе всестороннего внедрения хорального напева в частях духовных кантат (хоре, дуэте, диалоге, арии, речитативе) складываются особые виды хоральной обработки в их жанровом воплощении, а именно:
• в хоровых номерах: заключительный хорал (Schlusschoral); модифицированный хоральный мотет; фугированный хорал;
• хоральные ансамбли: многоголосные дуэты, диалоги, терцеты с участием инструментального cantusfirmus;
• сольные хоральные композиции: хоральная ария, хоральный речитатив (и его особая разновидность - дуэтный речитатив).
Мелодия хорального напева может приобрести характер отрешенной молитвы (в ариях) и сосредоточенного размышления (в речитативах), пышного хорового концерта (заглавные хоры) и торжественного гимна (заключительные хоры). В хоральных кантатах, имеющих обозначение Vers, преобразованные мелодии хоралов образуют цикл жанровых вариаций.
Особое внимание было уделено хоральным кантатам, среди которых мы выделили несколько групп:
• хорал в начальном и заключительном номерах. Отсюда вытекает принцип «арочного» тематического обрамления, являющийся в хоральных кантатах основополагающим;
• кантаты, в которых хоральные композиции на избранный хорал рассредоточены от первого до последнего номера (сквозные хоральные кантаты);
• сквозные кантаты, которые имеют обозначение Vers перед каждым номером, что указывает на точное сохранение текстовой основы хорала в рамках целого кантатного цикла.
Хоральные обработки духовных кантат свидетельствуют о гигантском масштабе баховских музыкальных концепций, простирающихся от скромных сольных хоральных solo до сложнейших монументальных хоровых полотен, обладающих внутренними контрастами, образными сопоставлениями. И каждое произведение, созданное на основе одного и того же хорала, дает неповторимый вариант его художественно-смысловой трактовки.
Наглядным примером разнообразного художественного воплощения хорала в творчестве Баха служат хоральные обработки «Wer nur den lieben Gott läßt walten». Сравнение вариантов обработок одной и той же мелодии очень показательно. Оно раскрывает бесконечное разнообразие фантазии композитора, его технического мастерства. По ним можно судить о том, как развивалось мышление Баха, обращавшегося в разные периоды творчества к одному и тому же хоралу и создававшего всякий раз новые варианты его интерпретации.
Хорал несет в себе определенное и в высшей степени многослойное содержание. В руках композитора это содержание раскрывается, конкретизируется. Сольные номера кантат являются выражением глубокого психологического проникновения композитора в хорал. В речитативах наиболее ярко проявляется система внутренних контрастов, сопоставление эпического (хорального) и декламационного (речитативного) начал. В ариях мелодия хорала подвергается наибольшему преобразованию (варьированию, мелодической разработке, парафразе, обновлению). Хоральные арии - глубоколичностные монологи исполнителя. Ансамблевые и хоровые номера привносят в трактовку хорала обобщающий, философски наполненный, «итоговый» смысл.
На данном этапе мы взяли для комплексного рассмотрения только один хорал «Wer nur.» - один из многих, получивших многогранное претворение в музыке И.С. Баха. В перспективе круг хорального первоматериала можно расширить. На наш взгляд, именно в комплексном анализе музыкального текста, нацеленного на выявление смысла и содержания произведений, заключается наиболее перспективный путь музыковедческого исследования. По нему можно идти и дальше, развивая аналитические методы, расширяя круг музыкальных произведений, созданных на один и тот же протестантский хорал, равно, как и круг самих хоралов и рожденный на их основе ряд баховских сочинений, притом не только в жанре духовных кантат.
В хоральных обработках отчетливо выявляется позиция художника относительно «объективной материи» хорала, уровень обобщения традиций, степень новаторских достижений, что позволяет трактовать хоральную обработку в творчестве Баха не только как особый тип музыкального произведения, но, прежде всего, как творческий метод, явившийся одним из основных стилеобразующих факторов его композиторского почерка.
Отечественное музыкознание обладает высокоразвитой методологией аналитического подхода к музыкальным произведениям. Этот подход можно считать инструментом философско-содержательного понимания музыки Баха, тем более, что в духовных кантатах есть исходный носитель смысла -протестантский хорал. Это очень важный вопрос по отношению к творчеству Баха: он помогает понять не только содержание хоральных композиций, но и содержание самого хорала, с одной стороны непосредственно связанных с богослужением, с другой - скрывающих в себе личностно-человеческие эмоции, переживания, порожденные богослужебными моментами. Анализ музыки Баха подводит нас к необходимости развития такого направления в музыкознании, которое можно было бы назвать философией музыки. По сути именно к этому направлению было устремлено наше исследование. Была проделана большая вспомогательная систематизирующая работа - осуществлен целостный охват хоральной основы духовных кантат, идентифицированы хоральные напевы, составлен их свод, а также найдены приемы аналитического подхода к хоральным произведениям. В связи с этим духовные кантаты представляются достаточно сложным аналитическим материалом, потому что каждый кантатный цикл содержит несколько художественных методов интерпретации хорального напева.
Существенным фактором выявления смыслового содержания в хоральных композициях обладают поэтические тексты. В совокупности с музыкой они раскрывают принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И.С. Баха, непосредственно направленные на реализацию многослойного содержания первоисточника.
Возвращаясь к началу Заключения, подчеркнем еще раз, что проблема, обозначенная в работе, не исчерпывает всех потенциальных возможностей музыковедческой науки в изучении великого наследия И.С. Баха, а потому остается открытой для вхождения новых методов и подходов исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сидорова, Елена Викторовна, 2006 год
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Кп. 1 и 2. - 2-е изд. - JL: Музыка, 1971.-376 с.
2. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2005. - 372 е., ил.
3. Библия-. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Религиозное издание. М.: Российское библейское общество, 2002. - 1337 с.
4. Бочаров Ю. Увертюра и кантатио-ораториальпые жанры эпохи барокко // Увертюра в эпоху барокко: Исследование. М., 2005. - С. 109 - 134.
5. Вязкова Е. «Искусство фуги» И.С. Баха: некоторые выводы из семантического анализа // Семантика музыкального языка: Материалы научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С. 213 - 218.
6. Вязкова Е. О смысле в полифонической музыке // Музыкальная конструкция и смысл. Сб. тр. Вып. 151. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. - С. 22 - 39.
7. Денисов А. О семантике композиции «Страстей по Иоанну» // Музыкальная академия. 2000. № 4. - С. 193-196.
8. Денисов А. Библейская модель мира в кантате И.С. Баха № 21 // Библейские образы в музыке: сборник статей. Санкт-Петербург, «Сударыня», 2004. С. 55 - 60.
9. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха / Сост. Х-Й. Шульце; пер. с нем. и комм. В. Ерохина. М.: Музыка, 1980. - 271 с.
10. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. - 383 е., портр., ил. -(Классики мировой культуры).
11. Друскин М. Из истории зарубежного баховедения // Очерки, статьи, заметки. Л., 1987.-С. 120-150.
12. Друскин М. Пассионы и мессы И.С. Баха. JL: Музыка, 1976. - 167 е., нот.
13. ДрускинМ. Дополнение к бахиане//Очерки, статьи, заметки.-JL, 1987.-С. 71 -185.
14. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография: Учебное пособие. М.: Музыка, 1994.-62 с.
15. П.Дьячкова Л. Мелодика: Учебное пособие по курсу «Мелодика». М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - 96 с.
16. Евдокимова Ю. Органные хоральные обработки Баха // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. - С. 221 - 247.
17. Евдокимова 10. Учебник полифонии. Выпуск 1. M.: Музыка, 2000. - 158 е., нот.
18. Зейфас Н. Музыковедческое приношение: К 95-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти М.С. Друскина: Часть 1. Страсти по Иоанну // Музыкальная академия. № 4.2000. С. 175 192.
19. Зейфас Н. Музыковедческое приношение: Часть 2. «Страсти по Матфею» // Музыкальная академия. 2001. № 4. - С. 194-214.
20. Катуняп М. Музыкально-теоретические идеи и композиция эпохи барокко // Информцентр по проблемам культуры и искусства. Музыка: Научный реферативный сборник. - Вып. 4. - М., 1980.
21. Катунян М. Basso continuo путь к новой музыке // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII - XVII вв.). - Сб. тр. Вып. 65. - М.: ГМПИ им. Гиесиных, 1983.-С. 96-113.
22. Катунян М. Рефренная форма XVII века. К становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов. Вып. 132/Сост. Э.А. Стругалина.-М., 1994.-С. 70-101.
23. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII XX веков: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. -М.: «Композитор», 2003. - 312 с.
24. Ларош Г. Кантаты Баха в Петербурге. Моск. ведомости, 1900, № 109.
25. Ларош Г. Себастиан Бах в современном Петербурге. Новости, 1900, № 102.
26. Ливанова Т. Бах и Гендель (Проблемы стиля) // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. С. 183 - 203.
27. Ливанова Т., Питина С. И.С. Бах и русская музыкальная культура // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. - С. 6-98.
28. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. Ч 1. Симфонизм. М.: Музгиз, 1948.-230 с.
29. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи Ч. 2: Вокальные формы и проблема большой композиции. Исслед. - М.: Музыка, 1980. -287 е., нот.
30. Литература об Иоганне Себастьяне Бахе на русском языке 1794 1984 годы. / Сост. Н. Григорович // Русская книга о Бахе: Сб. статей. - М.: Музыка, 1985. -С. 342-363.
31. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. - 320 е., нот.
32. Лукьянова И. Об одном принципе формообразования в хоральных обработках из кантат И.С. Баха // Проблемы музыкознания. Вып. 2. МДОЛГК им. Чайковского. -М., 1975.-С. 59-72.
33. Медушевский В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа: Сб. трудов ГМПИ им. Гиесиных. Вып. 75. М., 1984. - С. 83 -106.
34. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.-672 е.: ил.
35. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и дополн. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 2001. - 1095 е., ил.
36. Мюллер Т. Хорал в кантатах Баха // Русская книга о Бахе: Сб.статей / Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. - С. 204 - 220.
37. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. М.: Классика - XXI, 2004. - 56 с.
38. АХ.Праут Э. Заметки о духовных кантатах И.С. Баха / Пер. с англ. 3. Савеловой. М.: Изд-во Моск. симф. капеллы, 1912. - 14 с.
39. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И.С. Баха: Очерки. М.: Музыка, 1981.-355 е., нот., ил.
40. Протопопов В. Нотные автографы И.С. Баха в архивах СССР // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н. Ливанова и В.В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. -С. 169- 175.
41. Протопопов В. История полифонии. Вып. 3. Западноевропейская музыка XVII-первой четверти XIX в. / Вл. Протопопов. -М.: Музыка, 1985.-494 е., нот.
42. Пэрриш К, ОулДж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. -Пер. с англ. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1975. - 215 е., нот.
43. Ровенко А. Основы стреттно-имитационной полифонии Баха // Практические основы стреттно-имитационной полифонии: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986. -С. 98-118.
44. Ровенко А. Ведущий голос полифонии // Вопросы полифонии и анализа. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных.-Вып. 20.-М.: Музыка, 1976.-С. 136-155.
45. Сапонов М. Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2005. -284 е., ил.
46. Симакова Н. «Музыка и слово» // Методы изучения старинной музыки. М., 1992.
47. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. 2-е изд. - М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2002. - 362 е., нот.
48. Симакова Н. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. М.: Издательский Дом «Композитор», 2002. - 528 с.
49. Скребков С. Полифонический анализ. М., Л.: Музгиз, 1940. - 183 е., нот.
50. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. -418 с., нот.
51. Скребкова-Филатова M. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54. - М., 1981.-С. 38-53.
52. Стогний И. Некоторые аспекты семантического анализа // Семантика музыкального языка: Материалы научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 54 - 60.
53. Стогний И. О семантической многомерности музыкального произведения // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. - М., 1999.-С. 40-53.
54. Танеев С. Дневники. Кн. 1: 1894 1898 / Текстологич. ред., вступ. статья и ком-мент. Л.З. Корабельниковой. - М.: Музыка, 1985. - 333 е., ил., нот.
55. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма / Ред. С.С. Богатырева. М.: Музгиз, 1959. - 383 е., нот.
56. Танеев С. Графики тонального развития фуг из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха // Из научно-педагогического наследия / Сост., вступит, статья, коммент. Ф. Ар-заманова и Л. Корабельниковой. М., 1967. - С. 155 -163.
57. Танеев С. Разбор начальных номеров h шоН'ной мессы Баха // Из научно-педагогического наследия / Сост., вступит, статья, коммент. Ф. Арзаманова и Л. Корабельниковой. М., 1967. - С. 17-38.
58. Тюлин Ю. Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха. Л.: Изд-во Ленингр. Гос. консерватории, 1927. - 78 с.
59. Тюлин Ю. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников. -Сов. музыка, 1935, № 3. С. 38 - 54.
60. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976. - 165 е., нот.
61. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки: Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001. -428 с. - (Энциклопедия христианства).
62. Федосова Э. Обработка хоралов в кантатах Баха // Полифоническая музыка. Вопросы анализа: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 75. - М., 1984. - С. 15 - 31.
63. Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. Е. Сазоновой; Послесл., комм., ред. Н.А. Копчевского М.: Музыка, 1974. -165 е., нот., ил.
64. Франтова Т. Хоральная обработка // Полифонические жанры и формы барокко: Лекции по курсу "Полифония". М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. - С. 63 - 94.
65. Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 368 е., ил.
66. Хубов Г. Себастьян Бах. 4-е изд. - М.: Музгиз, 1963. - 446 с.
67. Шабалина Т. Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха / Сост., вступ. ст. и коммент. Т. Шабалиной. СПб., 1997.
68. Шабалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества. СПб.: Изд-во «Logos», 1999.-440 с.
69. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика - XXI, 2002. - 816 е., ил.
70. Эскина Н. Принцип "комментирования" и хоральная обработка барокко // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII XVII вв.). - Сб. тр. Вып. 65 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. - С. 113 - 132.
71. Этингер М. Раннеклассическая гармония: Исследование. М.: Музыка, 1979. - 310 е., нот.
72. Этингер М. Гармония И.С. Баха. М.: Музгиз, 1963. - 108 е., нот. - (В помощь педагогу - музыканту).
73. Южак К. Теоретический очерк полифонии свободного письма: Учебное пособие. -Петрозаводск: Карелия, 1990. 84 е., нот.
74. Литература на иностранных языках
75. Axmacher Е. Die Texte zu Johann Sebastian Bachs Choralkantaten / W. Rehm, Ed., Ba-chiana et Alia Musicologica: Festschrift für Alfred Dürr. Kassel, 1983.
76. Crisl A. Rezitative und Arien // Die Welt der Bach-Kantaten / Hrsg. Von Christoph Wolff. Mit einem Vorw. von Ton Koopman. Bd. 3. Johann Sebastian Bachs Leipziger Kirchenkantaten. - Stuttgart; Weimar; Metzler; Kassel; Bärenreiter, 1999. - S. 193 - 211.
77. Daniel T. Der Choralsatz bei Bach und seinen Zeitgenosse: Eine historische Satzlehre. -2 Aufl., Köln, 2004.-416 p.
78. Dürr A. Johann Sebastian Bach. Die Kantaten. 8. Auflage. - Ed., Bärenreiter. - Kassel-Basel-London-New York-Prag, 2000. - 1038 p.
79. Evangelisches Kirchen Gesangbuch.- Ausgabe für die Evangelisch Lutherische Kirche in Bayern. Drucknummer: 72292.
80. Gerstenberg W. Tonart und Zyklus in Bachs Musik. Anmerkungen zu Suite, Konzert und Kantate II M. Geck, Bach-Interpretationen. Göttingen, 1969. - S. 119 - 125.
81. Hindermann W. Die nachösterliche Kantaten des Bachschen Choralkantaten-Jahrgangs. Versuch einer Genesisdeutung mit synoptischen Tabellen und vergleichenden Notenbeispielen. Hofheim am Taunus, 1975.
82. Krummacher F. Die Tradition in Bachs vokalen Choralbearbeitungen / M. Geck, BachInterpretationen. Göttingen, 1969. - S. 29 - 56 und 210 - 212.
83. Krummacher F. Traditionen der Choraltropierung in Bachs frühem Vokalwerk / Das Frühwerk J.S. Bachs. Köln, 1995. - S. 217 - 240.
84. Krummacher F. Bachs Zyklus der Choralkantaten. Aufgaben und Lösungen. Göttingen; Zürich, 1995.- 170 p.
85. Krummacher F. Nachträge oder Alternativen? Über Bachs späte Choralkantaten. Leipziger Beiträge zur Bach-Forschung - 5. Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig Konferenzbericht Leipzig 2000. - S. 183-205.
86. Krummacher F. Bachs Weg in der Arbeit am Werk : eine Skizze. Göttingen: Vanden-hoeck und Ruprecht, 2001. - 80 p.
87. Kümmerle S. Enzyklopedie der evangelischen Kirchenmusik. Bd IV. New York, 1974.
88. Luter's Works American Edition, Vol. 53,1965.
89. Melamed R. D. Chorsätze // Die Welt der Bach-Kantaten / Hrsg. von Christoph Wolff. Mit einem Vorw. von Ton Koopman. Bd. 3. Johann Sebastian Bachs Leipziger Kirchenkantaten. - Stuttgart; Weimar; Metzler; Kassel; Bärenreiter, 1999. - S. 177- 191.
90. Neumann W. Handbuch der Kantaten Johann Sebastian Bachs. Leipzig, 1967.
91. Petzoldt, M. Theologisch-Musikwissenschaftliche Kommentierung der Geistlichen Vokalwerke Johann Sebastian Bachs. Bd 1. - Ed., Internationale Bachakademie Stuttgart; Bärenreiter. Kassel-Basel-London-New York-Prag, 2004.
92. Poos H. Der Choralsatz als musikalisches Kunstwerk / Musik-Konzepte, Heft 87. -München, 1995.- 112 p.
93. Schmieder W. Thematisch-sistematisches Verzeichnis der Werke Johann Sebastian Bachs (BWV). 2., Überarb. und erweiterte Ausgabe. - Wiesbaden: Ed., Breitkopf & Härtel, 1990.- 1014 p.
94. Schulze H.J. und Wolff Ch. Bach-Compendium / Analytisch-bibliographisches Reper-torium der Werke Jochann Sebastian Bachs (BC). Bd. 1. Vokalwerke. - Teil IV. -Leipzig: Ed., Peters, 1989. - S. 1149 - 1724.
95. Szeskus R. Formen und Formeln im Choral der Luther-Zeit als Quelle für Bachs Kompositionsweisen // Bach in Leipzig: Beiträge zu Leben und Werk von Johann Sebastian Bach. Florian Noetzel GmbH, 2003. - S. 171 -187.
96. Szeskus R. Zum Vokaleinfluss in Bachs Kantatenritornellen II Bach in Leipzig: Beiträge zu Leben und Werk von Johann Sebastian Bach. Florian Noetzel GmbH: Verlag der Heinrichshofen-Bücher. Wilhelmshaven, 2003. - S. 188 - 203.
97. Terry Ch. Bachs chórales. 3 Bde. Cambridge, 1915-1921.
98. Vorrede Martini Luther // D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Schriften. Bd. 35. Weimar, 1923. - S. 474 - 475.
99. Wolff Ch. Choräle // Die Welt der Bach-Kantaten / Hrsg. von Christoph Wolff. Mit einem Vorw. von Ton Koopman. Bd. 3. Johann Sebastian Bachs Leipziger Kirchenkantaten.- Stuttgart; Weimar; Metzler; Kassel; Bärenreiter, 1999. - S. 213 - 221.
100. Zahn, Joh. Die Melodien der deutschen evangelischen Kirchenlieder. 6 Bde. - Gütersloh, 1889- 1893. -Neudruck Hildesheim, New York, 1963.1. На правах рукописи1. Сидорова Елена Викторовна
101. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕТВОРЕНИЯ ХОРАЛА В ДУХОВНЫХ КАНТАТАХ И. С. БАХАтом II
102. Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство
103. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения1. На правах рукописи —
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.