Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов: на примере г. Ростова-на-Дону тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Евстратенко, Сергей Иванович
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Евстратенко, Сергей Иванович
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ю
1.1 Обзор теоретических и практических воззрений на ю сохранение архитектурного наследия
1.2 Исследование существующих подходов к 16 градостроительному регулированию процесса сохранения исторической среды
1.3 Анализ исследования особенностей восприятия и 27 эстетической оценки архитектурной среды исторического центра
1.4 Обзор основных положений архитектурной композиции 36 Выводы по главе
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФАСАДНЫХ РЕШЕНИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ЗНАЧИМЫХ КОМПОНЕНТОВ
2.1 Исследование фасадного фронта застройки историче- 50 ского центра Ростова-на-Дону
2.2 Исследование фасадных решений первых этажей 59 зданий, расположенных в исторической среде Росгова-на-Дону и пластических средств решения фасадов объектов
2.3 Исследование композиционных особенностей и пара- 69 метров исторических зданий
2.4 Композиционно-художественный анализ фасадов 77 объектов с общественной функцией, размещаемых в первых этажах исторических зданий
Выводы по главе з. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ДОПУСТИМЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФАСАДОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ
3.1 Обоснование подхода к сохранению архитектурно- 95 художественных особенностей фасадов зданий исторического центра
3.2 Дифференциация пластических форм объектов
3.3 Характеристика уровней взаимодействия пластических 109 форм и приемов
3.4 Принципы архитектурно-композиционной 117 трансформации фасадов исторических зданий и их применение при графическом анализе ситуаций
3.5 Анализ графических схем и разработка рекомендаций 129 для решения фрагментов фасадов
Выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Информационное структурирование фасадов архитектурных объектов и их каталогизация: На примере южнороссийской эклектики2006 год, кандидат архитектуры Евстратенко, Марина Александровна
Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов2009 год, кандидат архитектуры Волкова, Надежда Юрьевна
Художественная керамика на фасадах зданий Москвы и Петербурга конца XIX - начала XX веков1993 год, кандидат искусствоведения Петрова, В. М.
Каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX - начала XX веков2011 год, кандидат архитектуры Черная, Юлия Дмитриевна
Конструкции и архитектурная форма объектов жилой исторической застройки: с учётом реконструкции Санкт-Петербурга2008 год, кандидат архитектуры Головина, Светлана Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов: на примере г. Ростова-на-Дону»
Актуальность исследования. Архитектурное наследие российских городов является важной составной частью национальной культуры и потому его сохранение имеет большое значение для последующих поколений. Изучение различных аспектов культурного наследия является поистине неисчерпаемой темой для исследователей.
На протяжении двух последних десятилетий XX вв., развитие исторических центров большинства российских городов отмечено появлением характерного явления - активного освоения (переоборудования) зданий или их фрагментов. Часть помещений выкупается, и в них устраиваются объекты с общественными функциями. Этот процесс незамедлительно сказывается и на фасадах зданий, поскольку для организации «встроенных» объектов требуются различные элементы - навесы или козырьки над входным проемом, рекламоносители и вывески. А так как фасад встраиваемого объекта торговли или малого бизнеса находится в границах существующего исторического здания, то становится очевидной проблема сочетания разных по времени и стилистике решений. В этом аспекте важной культурологической и архитектурной задачей выступает сохранение ценных, исторически обусловленных качеств как отдельных строений, так исторической среды в целом.
Поскольку «встроенные» объекты «выходят» на фасад по всей протяженности занимаемых ими помещений, то площадь фасада исторического здания в границах одного объекта с общественной функцией в дальнейшем будем называть просто «объектом».
Разнообразие в способах выявления объектов далеко не всегда согласовано с возможностями самих фасадов. Отсутствие теоретических подходов к процессу преобразования фасадов исторических зданий и обобщенный характер существующих нормативных документов осложняют принятие решений о допустимой трансформации фасадов. Применением усредненных требований или запретов на отдельные приемы добиться согласованности между существующим решением фасада и теми, которые принимаются в процессе трансформации фасада, довольно трудно.
Таким образом, актуальным является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий, связанной с размещением в них новых объектов с общественными функциями, для достижения необходимого уровня согласованности между последними и конкретным фасадом исторического здания, а также сохранения цельности архитектурно-художественного облика этого фасада.
Целью работы является разработка научно обоснованных принципов архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с фрагментарными изменениями, вызванными размещением в них объектов с общественными функциями.
Цель исследования предполагает решение следующих основных задач: анализ существующих методов преобразования исторической среды и особенностей ее восприятия; анализ структуры построения фасадов исторических зданий изучаемого периода; выявление групп значимых пластических форм, на уровне которых взаимодействие «встроенных» объектов с фасадом исторического здания наиболее заметно; проведение графического анализа фасадов исследуемых объектов; разработка принципов допустимой трансформации фасадов исторических зданий крупнейшего города, в связи с размещением в них объектов с общественными функциями.
Объектом исследования являются главные фасады зданий фоновой застройки исторического центра Ростова-на-Дону, построенных на рубеже XIX-XX вв.
Предметом исследования являются архитектурно-композиционные особенности допустимых трансформаций фасадов исторических зданий, рассматриваемые с целью сохранения исторически сложившейся городской среды.
Границы исследования определяют рассмотрение гражданских зданий г. Ростова-на-Дону, построенных на рубеже XIX - XX вв., относящихся к периоду эклектики, «кирпичного» стиля и модерна.
Теоретическая база исследования опирается на результаты научных разработок в области проблем исторической среды, специфики региональной архитектуры рубежа XIX-XX вв., архитектурной композиции, пластики архитектурных произведений и их восприятия.
Различные аспекты сохранности исторической среды рассматривались в работах Пруцына О.И., Беккера АЮ., Щенкова АС., Соколова Л.И., Соколовой ТА, Енина А.Е., Ранинского Ю.В. и др.
Исследованием предпосылок формирования архитектуры XIX -начала XX вв. занимались Кириченко Е.И., Каплун А.И., Пунин АЛ., Славина ТА, Горюнов B.C. и др. Изучению региональной архитектуры посвящены труды Ребайна Я А, Есаулова Г.В., Кукушина B.C., Сидорова В.И., Волошиновой Л.Ф., Ивановой-Ильичевой AM., Токарева АГ.
Исследованием различных аспектов архитектурной композиции занимались Соколов А.М., Мальгин В.И., Сапрыкина НА, Азизян ИА, Мардер АГ. Основы теории архитектурно-дизайнерского проектирования рассмотрены в работах Шимко В.Г., Ефимова , Мелодинского Д.Л. Изучением пластики архитектурной формы занимались Тиц АА, Воробьева Е.В., Кириллова Л.И., Иванова И.В.
Вопросы восприятия нашли свое отражение в работах Рунге В.Ф., Глазычева В Л., Сомова Г.Ю., Степанова А.В., Короева Ю.И., Федорова М.В., Ткачикова И.Н.
Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные особенности объекта исследования. Наряду с ним на различных этапах работы использовались такие методы исследования как графоаналитический и сравнительный анализы графических и текстовых материалов, полученных из литературных источников; натурная фотофиксация и ее визуальный анализ, теоретическое и информационное моделирование. Основные теоретические результаты сопоставлялись с фактическим материалом.
Научная новизна работы заключается:
-в разработке подхода к сохранению исторической среды крупнейшего города с учетом современных трансформаций фасадов исторических зданий;
-в создании методики графического анализа трансформируемых фасадов зданий;
-в разработке принципов согласования значимых пластических форм трансформируемых фрагментов с особенностями фасада исторического здания и допустимого характера проявления этих форм в разных типах фасадов.
На защиту выносятся:
- подход к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра с учетом современных преобразований их первых этажей;
- методика построения графических схем преобразованных фасадов исторических зданий;
- принципы допустимой архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, связанной с их фрагментарным изменением.
Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные принципы и рекомендации могут стать основой для принятия единого подхода к преобразованию фрагментов фасадов исторического центра Ростова-на-Дону, что позволит сохранить изначальную композиционно-тектоническую структуру характерных типов строений, представляющих ценность для регионального архитектурного наследия. Результаты настоящей работы могут ускорить и упростить процесс предварительного анализа проектных ситуаций, вызванных необходимостью организации в зданиях объектов с общественными функциями. Использование разработанных принципов и рекомендаций в рамках учебного процесса способствует более глубокому пониманию специфики построения фасадных плоскостей региональных архитектурных произведений, построенных на рубеже XIX - XX вв., и раскрывает существующие взаимосвязи между изначальной пластикой фасадов и проектируемыми новыми формами.
Основные выводы настоящего исследования могут быть также использованы в качестве принципиальной основы при рассмотрении фасадов зданий изучаемого периода, расположенных в других регионах России, при условии, что они будут обладать идентичными геометрическими характеристиками и сложностью построения фасадных плоскостей.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях и научно-методических семинарах Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета, Ростовского государственного строительного университета.
Результаты исследования внедрены в процессе предпроектного анализа при реконструкции фасадов ряда исторических зданий Ростова-на-Дону. Фрагменты разработанных рекомендаций внедрены в процесс обучения студентов-архитекторов Института Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета при чтении лекций, выполнении курсовых и дипломных работ.
По результатам исследования опубликовано 6 работ. Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из двух томов. Первый том содержит: введение, три главы, заключение, библиографию (142 стр. и з таблицы основного текста); второй - приложения (64 рисунка и 16 таблиц).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Колористика московской архитектуры эпохи модерна2004 год, кандидат искусствоведения Шамраева, Елена Юрьевна
Закономерности формообразования фасадов зданий и их элементов в Санкт-Петербурге XVIII века2017 год, доктор наук Возняк Екатерина Рюриковна
Колористика как основа формообразования в архитектуре: на примере работ мастеров XX века2010 год, кандидат искусствоведения Ситникова, Наталья Викторовна
А.Н. Бекетов (1862-1941). Творческая деятельность и вклад в развитие архитектуры юга России и Украины конца XIX - первой трети XX веков2008 год, кандидат архитектуры Дудукина, Дарья Александровна
Изразцовое убранство храмов Великого Устюга XVII - первой половины XVIII веков: этапы развития и художественные особенности2012 год, кандидат искусствоведения Лисенкова, Юлия Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Евстратенко, Сергей Иванович
Выводы по главе з
1. Предложен подход к сохранению архитектурно-художественных особенностей фасадов зданий исторического центра, заключающийся в обособленном рассмотрении каждого здания с указанными параметрами (двух- трехэтажные при протяженности по фасаду до 9 проемов) и согласовании с его архитектурно-тектоническим строем фасадов объектов, встраиваемых в первые этажи. Для фасадов, имеющие другие соотношения габаритов может быть применен тот же подход, однако, поскольку объекты первых этажей по своим размерам значительно меньше всего фасада, то к их решению могут предъявляться менее жесткие требования и ограничения.
Для выявления степени взаимодействия объекта с фасадом исторического здания, фасадные плоскости представлены в виде совокупности акцентных и рядовых полей. Акцентное поле фасада обладает большей композиционной значимостью по сравнению с рядовым и более предрасположено к появлению на нем новых пластических форм. Поэтому для сохранения композиционно-тектонической роли всех полей фасада необходим выбор таких форм и приемов композиционного решения первых этажей фасадов, которые бы учитывали изначальную структуру построения всего фасада и были ей соподчинены.
2. Введены понятия основная, дополнительная и акцентная пластические формы. Главной особенностью основной пластической формы является сопоставимость по параметрам со структурной пластикой фасада (или преобладание над ней). Они зависят от структуры фасада здания и требуют согласованности, как между собой, так и с пластикой фасада. Дополнительные пластические формы имеют меньшие, по сравнению с основными, размеры, сопоставимы по своим габаритам с мелкой пластикой фасада и подчинены основным пластическим формам. Главное, предъявляемое к ним требование - не затенение мелкой пластики фасада. Акцентными пластическими формами принято называть вывески. Основные формы могут быть только параллельны фасаду, а акцентные и дополнительные - как параллельны, так и перпендикулярны ему.
3. Доказано, что если на первом этаже здания, расположенного в историческом центре, находится только один объект с общественной функцией, то решение его пластических форм следует согласовывать только с особенностями структурной пластики фасада и с наличием определенных полей. Если же таких объектов несколько, то все их основные пластические формы следует согласовывать друг с другом по формообразованию, геометрическим параметрам, характеру примыкания к основной фасадной плоскости, абрису и цветовому решению. Кроме того, установлено, если на первом этаже расположен один объект, то существует необходимость в согласовании по цвету и фактуре участков основных фасадных плоскостей объекта с основными плоскостями вышележащих этажей здания. Главным требованием является наличие единой для всех основных плоскостей фасада цветовой гаммы, за исключением случаев, когда первый этаж фасада изначально имеет отличный от вышележащих этажей цвет. В постройках, относящихся к «кирпичному» стилю, необходимо сохранять изначальную фактуру стен и окрашивать фасады объектов только в близкие цвету существующей кладки оттенки.
4. Разработаны принципы трансформации фасадов исторических зданий крупнейших городов, ограничивающие свободу проявления отдельных пластических форм и устанавливающие необходимость определенных согласований этих форм, как с фасадом, так и друг с другом. В соответствии с типами фасадов и композиционным расположением объекта предложена классификация возможных проектных ситуаций, общее число которых равно девяти.
6. Для экспериментальной апробации разработанных принципов предложен метод проведения графического анализа реализованных решений, представляющий собой двухслойное представление проектной ситуации в котором нижний слой представлен в виде «подосновы» фасада, а верхний - в виде «накладной» композиции самого объекта. Нижний слой представлен монохромным фотоизображением уже преобразованного фасада с нанесенными на него линиями «нормалей» и полей, верхний слой - в цветной линейной графике, отображающей основные и акцентные пластические формы, а также предпочтительные формы проемов. Предложенный метод графического анализа позволяет выявить проектные решения, не отвечающие сформулированным принципам, а также, при необходимости, наметить пути исправления ситуации.
7. Разработаны рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов исторических зданий, допускающие применение определенных пластических форм и приемов для каждой из девяти проектных ситуаций в зависимости от занимаемого объектом поля фасада здания. Предложена методика оценки проектной ситуации состоящая в выполнении последовательности следующих операций: проверка фасада на соответствие предъявляемым требованиям; определение типа фасада исторического здания; определение схемы композиционного расположения объекта; определение номера проектной ситуации; определение видов полей, занимаемых объектом; получение рекомендаций по решению объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансформация первых этажей исторических зданий, связанная с размещением в них объектов с общественной функцией оказывает существенное влияние на восприятие исторической среды центров городов, как единого целостного организма.
Проведенные в диссертационной работе литературный обзор теоретических и практических воззрений на сохранение архитектурного наследия, особенностей восприятия и эстетической оценки среды исторического центра; основных положений архитектурной композиции, использующихся в средовом проектировании; существующего положения в области градостроительного регулирования; исследование фасадного фронта застройки исторической среды Росгова-на-Дону и первых этажей исторических зданий, а также композиционно-художественный анализ фасадов объектов с общественной функцией, расположенных в первых этажах исторических зданий; а также разработка принципов допустимых архитектурно-композиционных трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов позволили выработать рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией.
Результаты осуществленных исследований позволяют сделать ряд выводов.
1. В настоящее время отсутствуют комплексные подходы к фрагментарному преобразованию фасадов исторических зданий, связанному с размещением в их первых этажах объектов с общественной функцией, позволяющие учитывать особенности существующей городской среды.
2. Фасадный фронт застройки исторической среды крупнейших городов, образованный зданиями, построенными во второй половине XIX- начале XX вв., характеризуется, во-первых, наличием отдельных групп кварталов, объединенных особенностями протекания в них функциональных процессов, однотипностью пространственных характеристик, а также некоторой общностью композиционно-художественных решений фасадов; во-вторых - неоднородностью средовых характеристик, связанной с соседством разновременных строений, масштабной несогласованностью фасадных плоскостей, близким расположением значимых в композиционно-художественном плане объектов с малоценной застройкой, противопоставлением композиционно-художественной структуры фасада здания характеру решения фрагмента его первого этажа.
3. Особенностями фасадов исследованных исторических зданий являются: наличие центральной и боковых (в случае присутствия боковых раскреповок) осей симметрии, ярко выраженных вертикальных (в зданиях периода модерна) и горизонтальных (в зданиях периода эклектики) членений (всего выявлено 9 схем). При этом объекты с общественной функцией, размещаемые в первых этажах, могут занимать весь первый этаж, находиться в правой или левой его части, иметь относительно центральное положение на фасаде, размещаясь как бы «внутри» него. Возникающие противоречия между пластическими формами фасада и фрагмента его первого этажа связаны с разновременностью их создания, необходимостью акцентирования встроенного объекта, продиктованной функциональными особенностями эксплуатации.
4. Большая часть исследованных фасадов обладает схожими параметрами и композиционным построением, что позволило предложить подход к сохранению исторической среды, основанный на признании художественноэстетической значимости каждого фасада, о необходимости
140 сти каждого фасада, о необходимости сохранения композиционно-тектонических связей между его элементами, и представлении такого фасада в виде цельной единицы среды.
5. Предложено рассмотрение композиционной основы фасадов исторических зданий в виде системы нормалей - основополагающих направлений в организации элементов фасада, которым соответствуют оси симметрии и протяженные вертикальные и горизонтальные членения. Участки фасада, образованные нормалями, были названы акцентными полями, а участки фасада между акцентными полями - рядовыми полями.
6. Разработана теоретическая модель формирования фрагментов фасадов, заключающаяся в том, что любое решение объекта может быть охарактеризовано посредством трех видов пластических форм - основных, акцентных и дополнительных. В качестве основных - выступают любые пластические формы, сопоставимые со структурной пластикой фасада или превосходящие ее, под акцентными формами подразумеваются вывески, а под дополнительными - формы сопоставимые с мелкой пластикой фасада.
7. Сформулированы следующие принципы допустимой архитектурно-композиционной трансформации фасадов исторических зданий в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией : «принцип незатенения», «принцип расположения форм» (основан на том, что основные пластические формы целесообразно размещать только акцентных полях параллельно фасадной плоскости, а акцентные -лишь по возможности в этих полях), «принцип согласования» (основных форм с фасадом и друг с другом).
7. Предложена методика проведения графического анализа, заключающаяся в создании двухслойного изображения, на нижнем слое которого размещается монохромное фотоизображение фасада с нанесенными на него нормалями и границами полей, а на верхнем - контурное или упрощенно геометризированное изображение основных и акцентных пластических форм объекта, выполненное двумя типами линий (основной и пунктирной) трех цветов.
8. Разработаны рекомендации по архитектурно-композиционному решению фрагментов фасадов исторических зданий, в связи с размещением в первых этажах объектов с общественной функцией, допускающие применение определенных пластических форм и приемов для каждой из девяти выявленных проектных ситуаций. Предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе архитектурно-дизайнерского проектирования объектов, а также, совместно с предложенным методом графического анализа, - для оценки правомерности уже принятых решений. Применение рекомендаций позволит избежать тотальной регламентации всех составляющих компонентов «встроенных» объектов, но при этом охарактеризовать наиболее значимые из них, а также может помочь при решении ряда задач в процессе проектно-реставрационной и научно-исследовательской деятельности архитекторов.
9. Экспериментальная апробация предложенного подхода при рассмотрении ряда реальных участков исторической среды Ростова-на-Дону показала, что полученные решения учитывают специфику фасада и не препятствуют его восприятию как цельной архитектурно-художественной единицы исторической среды.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Евстратенко, Сергей Иванович, 2007 год
1. Агеева, Е. Ю. Феномен провинциальной культуры России в архитектурной среде X1.- начала XX вв. Текст.: автореф. дис. канд. культурологи / Е.Ю. Агеева. - Н. Новгород, 1999. - 23 е., ил.
2. Агранович-Пономарева, Е.С., Архитектурная колористика Текст.: практикум, уч. пособие / Е.С. Агранович-Пономарева, A.A. Литвинова. М.: Технопринт, 2002. -122 с.
3. Азгальдов, Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре Текст. / Г.Г. Азгальдов. М.: Стройиздат, 1978.
4. Азизян, И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры Текст. / И.А. Азизян М.: Прогресс-Традиция, 2002 - 568 с.
5. Азизян, ИА Композиционные основы взаимодействия искусства Текст. / И.А. Азизян // Архитектурная композиция. М.: 1970. С.176.
6. Багина, Е.Ю. Эволюция принципов формообразования и теоретическая мысль в отечественном зодчестве конца XIX начала веков Текст.: автореф. дис. канд. архитектуры / Е.Ю. Багина - М., 1986.-24 с.
7. Байер, В.Е. Материаловедение для архитекторов Текст.: учебное пособие/ В.Е.Байер. М.: Астрель, 2004.
8. Барбышев, E.H. Формообразующие структуры и архитектурная форма Текст./ E.H. Барбышев, Г.Ю. Сомов // Архитектура СССР. -1990. №2, с.75-79.
9. Введение в архитектурное проектирование Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. В.Ф.Кринского М: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам,1962. -178 с.
10. Волошинова, Л.Ф. Бульварная площадь Текст. / Л.Ф. Волошинова -Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2001. -168 с.
11. Волошинова, Л.Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону Текст.: вторая половина XIX начало XX вв./ Л.Ф. Волошинова.- Ростов н/Д: Новая книга, 2002. - 8о е., ил.
12. Всеобщая история архитектуры Текст.: Архитектура XIX начала XX вв. Т. ю.- М.: 1972,592 с.
13. ВСН 2-89. Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга Текст.: утв. Решением Исполкома Ленсовета от 17.12.90 № 1066: ввод с 01.01.91. С-Петербург, 1991. - 85 с.
14. Гевирц, Я.Г. Архитектурные формы и композиция здания Текст. / Я.Г.Гевирц Ленинград: Моск. акционер, издат. об-во, 1927. -136 с.
15. Горюнов, В.С. Эклектизм и «революция в архитектуре» (к теории историко-архитектурного процесса XIX) Текст.: дисс. докт. архитектуры / В.С.Горюнов С-Пб, 1994. - 404 с.
16. Грубее, Г. Путеводитель по архитектурным формам Текст. / Г.Грубе, А.Кучмар. М.: Стройиздат, 1990.
17. Гуляницкий, Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» Текст.: Сб. №3 Теория и практика реставрационных работ / Н.Ф. Гуляницкий. М.: Стройиздат, 1972. - С. 13-15.
18. Гутнов, А.Э. Мир Архитектуры Текст./ А.Э.Гутнов, ВЛ.Глазычев. -М.: Молодая гвардия, 1990. 350 е., ил.
19. Гусев, Н.М. Световая архитектура Текст. / Н.М. Гусев, В.Г. Макаре-вич. М.: Стройиздат, 1973 - 248с.
20. Данцев, A.A. Город на холме Текст. / А.А Данцев.- Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1993.
21. Евстратенко, М.А Словарь терминов архитектурной эклектики Текст./ М.А Евстратенко Ростов-на-Дону: Рост. гос. академия арх. и иск-ва, 2004. - 90с.
22. Евстратенко, М.А. Информационное структурирование фасадов архитектурных объектов и их каталогизация (на примере южнороссийской эклектики) Текст.: автореф. дис. . канд. архитектуры/ М.А. Евстратенко.- Н. Новгород, 2006. 23 с.
23. Енин, АЕ. Методы предпроектной оценки историко-кулыурной среды на разных уровнях проектирования Текст. / А.Е. Енин- Воронеж: Воронеж, гос. арх.- строит, академия, 1998. 8о с.
24. Есаулов, Г. В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону Текст. / Г. В.Есаулов, В. АЧерницына. Ростов н/Д: Малыш, 1999. -28 с.
25. Ефимов, AB. Дизайн архитектурной среды Текст.: учеб. для вузов/ A.B. Ефимов и другие. М.: Архитектура-С, 2004 - 504 е., ил.
26. Иконников, AB. Историзм в архитектуре Текст. / A.B. Иконников. -М.: Стройиздат. 1997.- 559с., ил.
27. Иконников, A.B. Основы архитектурной композиции Текст. / АВ.Иконников, Г.А. Степанов. М.: Искусство, 1971. -224 е.: ил.
28. Иконников, A.B. Функция, форма, образ в архитектуре Текст. / АВ.Иконников, М.: Стройиздат, 1986. - 288 е.: ил.
29. Иноземцев, Г.А 200 лет Ростову-на-Дону Текст. / Г.А. Иноземцев. -Ростов н/Д, 1949.- 83с.
30. Инструкция о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры. М.: Госархиздат, 1949.
31. Исторический атлас Карты.: справочное картографическое издание. Ростов н/Д, 1999. - юб е.: ил.
32. Каплун, А.И. Стиль и архитектура Текст. / А.И. Каплун. М.: Стройиздат, 1985 - 232с.
33. Капустин, Б.М. Отделочные материалы и вопросы композиции Текст.: конспект лекций по курсу / Б.М. Капустин. Ростов н/Д, 1999 ~ 36 л.
34. Кедринский, A.A. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов Текст. / A.A. Кедринский. М.: Изобраз. ис-во, 1999. -184 е.: ил.
35. Кириллова, М.В. Мастерство композиции: пространство, пластика, ансамбль Текст. / М.В. Кириллова, И.В. Иванова. М.: Стройиздат, 1983. -175 е.: ил.
36. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века Текст. /Е.И. Кириченко.- М.: Искусство, 1986. 344с., 32 л. ил.
37. Козловская, М.А. Конструктивные структуры и архитектурные формы гражданских зданий Текст. / М.А. Козловская // Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX вв. М.: Стройиздат, 1977. - С.127-164.
38. Короев, Ю. И. Архитектура и особенности зрительного восприятия Текст. / Ю.И. Короев, М.В. Федоров. М.: Госсгойиздат, 1954. -135 с.
39. Косточкин, В.В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии Текст. / В.В. Косточкин М.: Знание, 1984. 65 с.
40. Костылев, Р.П. Петербургские архитектурные стили (XVIII начало XX вв.) Текст. / Р.П. Костылев, Г.Ф. Пересторонина. - СПб.: Паритет, 2003, - 256 е., ил.
41. Кринский, В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции Текст. / В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А.Туркус. М.: Стройиздат, 1968. -168 с.
42. Кудрявцев, В.В. Историко-архитектурное наследие XIX начала XX вв. и вопросы его современного использования (на примере Саратова) Текст.: автореф. дис. . канд. архитектуры / В.В. Кудрявцев. -М., 1983.23 с.
43. Кукушин, B.C. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья Текст. / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: ГинГо, 1995- -276с.,ил.
44. Кулишов, В.И. Градостроительство Таганрога Текст. / В.И. Кули-шов // Энциклопедия Таганрога: издание 2-е перераб. и дополнен. -Ростов н/Д: Ростиздат, 2003. С.120-122.
45. Кучмар, М. Основы архитектурного формообразования Текст. / М. Кучмар. М.: Стройиздат, 1984.
46. Лавров, В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов Текст. / В.А. Лавров. М., 1974.
47. Лебедев, Ю.С. Заключение Текст. / Ю.С. Лебедев // Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX в в. М.: Стройиздат, 1977. - С.165-169.
48. Маркузон, В.Ф. Семантика и развитие языка архитектуры Текст. / В.Ф. Маркузон // Архитектурная композиция. Современные проблемы: сб. науч. тр. М.: 1970. - С. 47-58.
49. Мардер, А.Г. Эстетика архитектуры: теоретические проблемы архитектурного творчества Текст. / А.Г. Мардер. М.: Стройиздат, 1988. - 216 е.: ил.
50. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования Текст.: учебное пособие / Д.Л. Мелодинский. М.: Ар-хитектура-С, 2004. - 312 е.: ил.
51. Миловидов, H.H. Основы архитектурной композиции Текст. / H.H. Миловидов. М.: Всесоюзный заочный инж-строит. ин-т, 1984.
52. Михайленко, В.Е. Конструирование форм современных архитектурных сооружений Текст. / В.Е. Михайленко. К.: Будивельник, 1978 -112 с.
53. Михайловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм Текст. / И.Б. Михайловский. М.: Изд-во всесоюзн. арх-ры. М.: 1937, - 286 с.
54. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы Текст.: учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. М. 2001.
55. Объемно-просгранственная композиция Текст.: учеб. для вузов/ А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др. М.: Стройздат, 1993- ~ 256 е.: ил.
56. Очерки теории архитектурной композиции. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, i960. -295 с.
57. Партина, A.C. Архитектурные термины Текст.: иллюстрированный словарь / A.C. Партина. М.: Стройиздат, 1994, - 208 е.: ил.
58. Персион, Ю.А. Методы автоматизированного анализа пропорциональности объектов архитектуры Текст.: автореф. . канд. архитектуры / Ю.А. Персион.- Киев, 1988. 25 с.
59. Плешакова, Е.В. Принципы архитектурно-дизайнерского формирования пешеходного яруса улиц исторического центра (на примере г. Ростова-на-Дону) Текст.: магистерская дис. / Е.В.Плешакова. -Ростов н/Д.: РГААИ, 2004.- 86 с.
60. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия Текст. / В.И. Плужников. М.: Искусство, 1995. -160 с.
61. Посохин, М.В. Архитектура окружающей среды Текст. М.В. Посо-хин. М.: Стройиздат, 1989. - 247 е.: ил.
62. Постановление правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП. О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы.
63. Пояснительная записка к Генплану г. Ростова н/Д. Том I. Проект зон охраны памятников истории и культуры. С-Пб: ФГУП РосНИПИ Урбанистики, 200б. 320 С.
64. Проблемы дизайна городской среды Текст.: труды ВНИИТЭ / 1981. вып. №9: Техническая эстетика. - 42 с.
65. Пруцын, О.И. Архитектурно-историческая среда Текст. / О.И. Пру-цын, Б. Рымашевский. М.: Стройиздат, 1990.
66. Ранинский, Ю. В. Памятники архитектуры и градостроительства Текст.: учеб. пособие для архит. и строит, спец. вузов /Ю.В. Ранинский; под общ. ред. Н. Н. Миловидова, М.: Высш. шк., 1988. -63 е.: ил.
67. Раппапорт, А.Г. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии Текст. / А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. М.:Стройиздат,1990.
68. Рафалович, И.И. Научные исследования в архитектуре Текст. / И.И. Рафалович. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1993. - 231 с.
69. Ренжиглова, И.А. Методы прикладных научных исследований в архитектуре Текст.: учебное пособие/ И.А. Ренжиглова. Ростов-на-Дону, 2003. -144 с.
70. Реставрация памятников архитектуры Текст.: учебное пособие для вузов; под общ. ред. С. С. Подъяпольского: 2-е изд. М.: Стройиз-дат, 2000. -288 е., ил.
71. Решетников, В.К. Новочеркасск Х1Х-начала XX в Текст. / В.К.Решетников // Вып. №38: Архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1995. - С 340-344
72. Ревзин, Г.И. Очерки по философии архитектурной формы Текст. / Г.И. Ревзин. -М.: ОГИ, 2002. 144с.
73. Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного насле-дия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации Текст.: федер. закон Рос. Федерации от
74. Ростовская область. Законы. Обл. закон Рост. Обл. от 22.10.04 №178-ЗС. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области. (В редакции от 19.05.06 № 495-3С)
75. Ростовская область. Правительство. Об утверждении состава городских межведомственных комиссий «По изменению статуса жилых и нежилых помещений» Текст.: постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 28.12.98 №2760.
76. Ростовская область. Правительство. О переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения Текст.: постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 15.06.05 №830.
77. РНиП 1.02.01-94. Реставрационные нормы и правила Текст.: утв. Министерством кулыуры РФ от 25.03.94г. № 219: дата введ. 30.03.94. М., 2001. - 23 с.
78. Рунге, В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера Текст. / В.Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2004. -144 с.
79. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды Текст.: учеб. пособие / В.Ф.Рунге, Ю.П.Манусевич. М: «Архитектура-С», 2005. - 328 е.: ил.
80. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна Текст. / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2003. - 253 с.
81. Сапрыкина, H.A. Архитектурная форма: статика и динамика Текст.: учеб. пособие для вузов / H.A. Сапрыкина. М.: Архитектура - С, 2004. - 408 с.
82. Славина, Т.А. Архитектура конца XIX начала XX вв. Текст. / Т.А. Славина // История русской архитектуры: 2-е изд., перераб. и доп. -СПб: Стройиздат СПб, 1994. - С.516-561.
83. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре Текст. / Н.И. Смолина. М.: Стройиздат, 1990.- 344 е.: ил.
84. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Текст.: утв. Госстроем СССР от 16.05.89: взамен СНиП II-60-75: дата введ. 01.01.90. М., 2004. - 69 с.
85. СНиП 2.08.02-89 (2003). Общественные здания и сооружения Текст.: утв. Госстроем СССР от 23.06.03 № 98: взамен СНиП 2.08.02-89: дата введ. М., 52 с.
86. Соколов, А.М. Основные понятия архитектурного проектирования Текст. / А.М. Соколов. Л., Изд-во Ленигр. Ун-та, 1976. -192 с.
87. Соколов, Л.И. Центр города функции, структура, образ Текст. / Л.И. Соколов. - М.: Стройиздат, 1992. - 352 е.: ил.
88. Сомов, Г.Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве Текст. / Г.Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1986.юо.Советский Энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия,1989.- 940 с.
89. Современный облик памятников прошлого Текст.: под общ. ред. A.C. Щенкова М.: Стройиздат, 1983. -165 с.
90. Современный словарь иностранных слов Текст.: ок. 20 ооо слов. -М.: Рус. яз., 1992. 740 с.юз.Согоян, Н.Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий Текст. / Н.Ш.Согоян. Волгоград, 2002.
91. Соколова, Т. Н. К вопросу об исследовании композиционных качеств рядовой застройки Текст./ Т.Н. Соколова // Принципы и средствакомпозиции в современной архитектуре: сб. науч. трудов. М.: ЦНИИП градостроительства, 1979. С.80-86.
92. Стасюк, Н.Г. Основы архитектурной композиции Текст.: учебное пособие / Н.Г. Стасюк, Т.Ю. Киселева, И.Г. Орлова. М.: Архит-ра-С, 2003.- 95 е.: ил.
93. Степанов, A.B. Архитектура и психология Текст.: учеб. пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н.Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.
94. Хайт, В.Л. Классика навсегда Текст. / В.Л. Хайт // Проблемы российской архитектурной науки: сб. науч. трудов членов отделения архитектуры РААСН. М.: Отдел инф.- издат. деят-ти РААСН, 1999,с. 48-57.
95. Халпахчьян, О.Х. Жилые дома армян на Дону Текст. / О.Х. Халпах-чьян. М.: 1985.
96. Халпахчьян, О.Х. К истории строительной деятельности армян на Дону Текст. / О.Х. Халпахчьян. ИФЖ. - Ереван, 1974 N22.
97. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды Текст. / С.А. Хасиева. -М.: Стройиздат, 2001.
98. Шевелев, И.Ш. Принцип пропорции Текст. / И.Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986. - 200с.
99. Шимко, В.Т. Архитектурное формирование городской среды Текст. / В.Т. Шимко. М.: Высшая школа, 1990.
100. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование Текст.: основы теории / В.Т. Шимко. М.: ООО «СПЦ принт», 2003. - 297 е.: ил.
101. Шимко, В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды Текст.: учеб. пособие / В.Т. Шимко, A.A. Гаврилина. М.: Архитектура-С, 2004. -104 е.: ил.
102. Шмид, М. Эргономические параметры Текст. / М. Шмид. М.: Мир, 1980. - 223 с.
103. Hichcock H. Architecture Nineteenth and Twentieth Centuries. Har-monds worth: Peguin books, 1971. - 682 p.
104. Historism und bildende Kunst. Studien zur Kunst des neunzehnten Jahrhundert. Bd. I. -München: PuestePös, 1963. -124 s.
105. Krakowski P. Teoretyczne podstawy architektury wieku XIX. War-szawa. Krakov: Nakladem Universytetu Jagiellonskiego, 1979. -105 s.
106. Lammert U. Architectur und Plastic, Berlin, 1962.
107. Licklider H. Architectural scale. London, 1965.
108. Middleton R. The Beaux Arts and nineteenth century French architecture. London: Thames and Hudson, 1984. - 280 p.
109. Patetta L. Lvarchitettura deirEclecttismo. -Millano: A.D.A. EDITA, 1988. 214 p.
110. Robertson Н/ The principles of architectural composition. London. 1950.i29.Struhar A. Geometricka harmonia historickej architektury na Slovensku.
111. Bratislava: Pallas, 1977. 235 s.
112. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
113. ПРИНЦИПЫ ДОПУСТИМЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ФАСАДОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ (на примере г. Росгова-на-Дону)
114. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
115. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры
116. Научный руководитель: кандидат архитектуры,доктор технических наук, профессор Иевлева О.Т.1. На правах рукописи
117. ЕВСТРАТЕНКО Сергей Иванович1. Том 21. Ростов-на-Дону 20071. ОГЛАВЛЕНИЕ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.