Приемы формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Карсакова Ирина Андреевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Карсакова Ирина Андреевна
1.2 Эволюция стилевых направлений
1.3 Предпосылки становления параметрической архитектуры.... 35 Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
2.1 Современные эксперименты в параметрической архитектуре
2.2 Новые подходы к архитектурному проектированию в условиях применения цифровых технологий и современных строительных технологий
2.3 Анализ художественно-выразительных возможностей
параметрической архитектуры
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ
ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
3.1 Структура и элементы теоретической модели социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры
3.2 Особенности комплексного подхода к определению приемов формирования социально-коммуникативной функции
параметрической архитектуры
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
Список публикаций по теме диссертации
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Приложение
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Методы архитектурного формообразования на основе генеративного моделирования2023 год, кандидат наук Салех Мария Сальвановна
Параметрическая архитектура как этап развития западноевропейской архитектуры2019 год, кандидат наук Данилов Даниил Станиславович
Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий2022 год, кандидат наук Данилова Анастасия Вадимовна
Складчатое формообразование в новейшей архитектуре рубежа XX - XXI веков2024 год, кандидат наук Киричков Игорь Владимирович
Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв.2018 год, кандидат наук Сазанова Римма Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приемы формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры»
Актуальность исследования
Сегодня в области архитектурной деятельности происходят серьезные преобразования: на смену традиционным средствам, приемам и методикам архитектурного проектирования приходят новые методы, основанные на информационно-технологических возможностях компьютерных технологий. Современная тенденция в архитектуре, основанная на информационно-цифровых технологиях, использует специфику математических описаний (математический язык).
В современных условиях социокультурных изменений информационного общества происходит трансформация методов профессиональной деятельности в области архитектурного проектирования и более того, адаптация традиционных архитектурных принципов к изменившимся условиям существования человека в проектируемой среде. Подобные процессы происходят не только в архитектуре, но ив других областях культуры. В частности, с развитием вычислительной техники 1950-1980-х годах были проведены исследования по формализации и выявлению принципов их формирования и функционирования знаковых систем (в том числе языков коммуникации) как символических детерминированных систем, подчиняющимся единым законам.
На базе этих исследований появилась общая теория формальных языков, ставшей основой для развития языков компьютерного программирования. Именно эти исследования позволили разработать в последующем разнообразные компьютерные устройства, использующиеся практически каждым человеком. Появление новых профессиональных сфер деятельности обусловлено спецификой работы в компьютерной области: лингвистика, формальная грамматика, системотехника языка, музыкальное программирование и другие.
Архитектура охватывает область материальной культуры, связанную с формированием искусственной среды. Одной из наиболее существенных функций архитектуры является реализации различных форм человеческой деятельности.
Данная работа предполагает анализ предпосылок формирования современной параметрической архитектуры и ее социально-коммуникативной функции в рамках специфики методов компьютерного формообразования, рассматривает современную архитектуру как результат процессов трансформации технологических и социально-экономических парадигм в эпоху глобализации.
Наблюдаемые структурные и методологические изменения в профессиональной сфере показывают, что именно компьютерное проектирование стало сегодня по факту основой проектной деятельности. Унификация процесса формообразования компьютерной архитектуры приводит к ряду проблем, связанных с утерей символического значения архитектуры. Кроме широких возможностей, которые компьютерные методы моделирования открывают перед проектировщиками, как архитекторами, так и градостроителями, существует другая сторона технологического прогресса. Влияние информационных возможностей на содержание социально-коммуникативной функции архитектуры приводит к ослаблению этой фундаментальной функции.
Исследованию предпосылок и непосредственного влияния компьютерных методов формообразования на социально-коммуникативную функцию архитектуры посвящено данное исследование. Актуальность проблемы имеет существенное значение для дальнейшего развития архитектуры. Поскольку цифровые технологии используются сегодня в разных областях человеческой деятельности и будут продолжать внедряться еще активнее, значение проблемы взаимосвязи человеческого восприятия и результатов использования цифровых технологий приобретает все большую актуальность. Ослабление социально-коммуникативной функции архитектуры - это важная проблема, которая возникает на стыке возможностей цифровых технологий и традиции, которая фундаментально базируется на специфике человеческого восприятия.
Таким образом, центральным вопросом исследования является ослабление социально-коммуникативной функции в современном компьютерном проектировании как одной из основополагающих функций архитектуры.
Главный вопрос определяет проблему, характерную для XX века. Архитектурные направления, возникающие за относительно короткий промежуток времени, не успевают сложиться в общепонятные «слова» и «знаки», превратиться в общепринятую и общепонятную архитектурную традицию. Эта проблема еще больше усугубляется в результате «цифровой революции», когда сам подход к искусству архитектурного проектирования изменяется настолько принципиально, что даже роль архитектора в этом процессе уже зачастую не является, к сожалению, доминирующей, поскольку специфика современного цифрового проектного инструментария такова, что в полной мере использовать его возможности могут только те, кто владеет языком программирования и, соответственно, имеет возможность раскрывать потенциал проектного инструментария. В результате складывается ситуация, когда инструмент находится в руках программистов, то есть профессионалов в совершенно иной области технического творчества, в которой само понятие художественно-образной основы архитектуры и других пластических искусств отсутствует.
В связи с вышесказанным, говоря об участии архитектора в процессе современного архитектурного проектирования, связанного с использованием цифровых технологий, приходится признать, что его роль зачастую сводится к минимальному и чисто формальному участию, зачастую на уровне проработки эргономических требований и конструктивных особенностей. Архитектор в процессе современного проектирования постепенно утрачивает свою основную роль творца художественно-образной среды современного города. Сама же эта роль переходит к тем участникам процесса, которые по определению не имеют глубокой профессиональной архитектурно-проектной подготовки.
Следует уточнить, что новейшие методы проектирования дают уникальные возможности поиска выразительных и эмоционально насыщенных архитектурных форм. Однако в силу выше озвученных причин эти возможности не только не используются профессиональными архитекторами в полной мере, но и приводят к
демонстративному дистанцированию результатов проектной деятельности от социокультурных потребностей общества.
Таким образом, архитектура, являясь одной из форм социальной коммуникации, более не функционирует в таковом качестве. Динамичность развития новых технологий способствует все большему разнообразию архитектурных форм, но само разнообразие форм практически не взаимодействует с относительно устоявшимся общественным сознанием, отчего ослабевает социальная-коммуникативная значимость архитектуры.
Степень разработанности научной темы.
Теоретическая база диссертации основывается на изучении вопросов, требующих обращения к нескольким научным проблематикам:
1) история архитектурных стилей;
2) принципы архитектурного проектирования;
3) параметрическая архитектура;
4) закономерности восприятия архитектурной форы.
История архитектурных стилей. История архитектуры, в качестве языка культуры, является основой для постановки задачи - проанализировать влияние технологических процессов на визуальный облик архитектуры, начиная с середины ХХ в., рассмотреть предпосылки параметрической архитектуры на основе исторического опыта зарубежных стран ХХ-ХХ1 вв.;
Описание эволюции архитектурных стилевых направлений ХХ в. от функционализма к «интернациональному стилю», далее к деконструктивизму и к компьютерным методам моделирования архитектурной формы представлено в научной литературе, в которой изучается история архитектурных стилей и направлений: Азизян И. А., Бархин Б. Г., Белоголовский В., Вильковский М. Б., Власов В. Г., Глазычев В. Л., Дженкс Ч., Добрицына И. А., Жюльен Ф., Иконников А. В., Каган М. С., Лотман Ю. М, Новиков Ф. А., Раппопорт А. Г., Ревзин Г., Салингарос Н. А., Танге К., Уайт Э., Фремптон К., Шубенков М. В.
Принципы архитектурного проектирования. Для создания новых принципов формообразования необходим определенный опыт работы с новыми технологиями, понимание специфики данного инструмента, а также изучение фундаментальных основ архитектурного формотворчества. Работы, в которых анализируются формообразующие архитектурные принципы, позволяют выявить ключевые аспекты формирования выразительных возможностей архитектуры и, как следствие, ее коммуникативности. Принципы архитектурного проектирования рассматриваются следующими авторами как инструмент архитектурного формотворчества: Александер К., Арнхейм Р., Асанович А., Бархин Б. Г., Вильковский М. Б., Вудбери Р. Ф., Вытулева К. О., Глазычев В. Л., Девис Д., Добрицына И. А., Линн Г., Рашид Х., Ревзин Г. И., Салингарос Н., Сапрыкина Н.А., Шубенков М. В., Шубников А. В., Шумахер П., Хадсон Р., Явейн О. И., Якшин А. М.
Параметрическая архитектура. Научные труды, в которых рассматривается параметрическая архитектура, современный опыт экспериментирования с возможностями параметрического моделирования: Бьярке И., Добрицына И. А., Ревзин Г., Шубенков М. В., Шумахер П., Сапрыкина Н. А., Хайман Э., Chaillou S., Carpo M., Carta S., Mattias del Campo, Leach N., Rael R., Tedeschi A., Philip F. Yuan.
Закономерности восприятия архитектурной формы. Теоретические предположения о том, как формируется архитектура благодаря человеческому восприятию, описание специфики механизмов складывания образа произведения архитектуры, описание архитектуры как катализатора восприятия, преобразующего материальные формы в определенную систему образов, исследование проблем восприятия отражено в теоретических работах ряда авторов: Докучаев Н., Журавской Ю., Кринской Н., Ладовской Н., Линч К., Норберг-Шульц К., Прака Н.-Л.
Большое значение для данного исследования стали научные труды, в которых описывается проблематика использования технологий в архитектуре как
нового способа мышления, рассматривается проблема интеграции инноваций в архитектурную практику. Цифровая революция видится в качестве необходимого для развития архитектуры витка, что привело к зарождению концепции алгоритмического проектирования и цифровой трансформации архитектуры и архитектора (Ингельс Б.,Шумахер П., Carpo М., Claypool M., Jimenez M., Retsin G., Soler V.).
Особый интерес представляли источники о работе с данными, кривыми и поверхностями, трансформациями, оболочками, сглаживаниями, итерациями, цифровым производством, симуляциями, эволюционными структурами, исследованием окружающей среды. В работах описываются взаимосвязи алгоритмического проектирования и аддитивных технологий, особенности подготовки геометрии к печати на базе написания скрипта, описание методов трехмерной печати из пластика, бетона, глины, соли, рассматривается специфика цифрового производства в архитектуре: роботы, трехмерная печать, ЧПУ-станки и другие инструменты, которые позволяют архитекторам реализовывать самые сложные задачи (Leach N., Menges A., Philip F. Yuan).
Исследователи обращаются к вопросу устойчивости, коммуникации, миграции, архитектуры и дизайна с целью определить, как будет выглядеть мир будущего. Рядом авторов описывается использование нейронных сетей в архитектуре, что приводит к вопросу о их роли в процессе проектирования, рассматривается искусственный интеллект и его польза в области архитектуры и дизайна, традиционно сочетающей в себе гуманитарную и техническую стороны (Ингельс Б., Хайман Э., Campo M., Carpo М.).
Примеры реализованных проектов с использованием роботов и рассмотрение их влияния на архитектуру, изучение проблематики соотношения возможностей восприятия в рамках интенсивности развития технологий, что приводит к вопросу о том, какая должна быть параметрическая архитектура, учитывающая специфику человеческого восприятия, представлены в исследованиях Ревзина Г., Шумахера П., Carta S., Tedeschi A.
Таким образом, современные цифровые тенденции архитектурно-художественного проектирования, обладая гигантским потенциалом выразительных возможностей, как конструктивных, так и сугубо художественно-эмоциональных, рассматриваются преимущественно в контексте проблемы несоответствия архитектурного уровня мышления стремительно развивающимся технологиям. В результате изучения научных трудов, можно сделать вывод о том, что проблема ослабления социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры не рассматривалась ранее. Поэтому особый научный интерес представляют специфические особенности компьютерных методов и их влияние на формирование социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры.
Цель исследования - выявить приемы формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры.
Задачи исследования:
- проанализировать влияние технологических процессов на визуальный облик архитектуры, начиная с середины ХХ в.;
- рассмотреть предпосылки параметрической архитектуры на основе исторического опыта зарубежных стран ХХ-ХХ1 вв.;
- выявить причину ослабления социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры за счет анализа компьютерных методов формообразования;
- на основе анализа основных формообразующих аспектов архитектуры определить необходимое условие формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры;
- сформировать теоретическую модель приемов формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры.
Объектом исследования являются архитектурные объекты, созданные с помощью компьютерных методов формообразования.
Предметом исследования является социально-коммуникативная функция параметрической архитектуры.
Границы исследования - период развития западноевропейской архитектуры, начиная с первой половины ХХ в. как периода ускоренного развития технологий, принципиально изменивших подход к архитектурному формообразованию, до настоящего времени.
Гипотеза исследования основана на предположении, что в результате специфических особенностей технологических процессов и применения компьютерных технологий в архитектурном проектировании на фоне трансформации подхода к архитектурному формообразованию происходит ослабление социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры, которое возможно регулировать при помощи специально разработанных приемов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- представлены предпосылки формирования параметрической архитектуры;
- проведен анализ влияния компьютерных технологий при архитектурном формообразовании на качество социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры;
- разработана теоретическая модель формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры;
- выявлены приемы формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры.
Методика исследования основана на комплексном изучении теоретических аспектов влияния технологического развития на качество социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры; многоаспектном анализе научной литературы и электронных источников; теоретическом моделировании процесса формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры; систематизации
формообразующих аспектов социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры с применением графоаналитического метода.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблем, связанных со специфическими особенностями авторского подхода с использованием новых методов параметрического моделирования, анализа и синтеза пространственного формообразования, а также в определении перспектив развития новых художественно-выразительных возможностей параметрической архитектуры для проектной практики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения могут быть использованы в архитектурном проектировании, которое осуществляется с использованием компьютерных технологий.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
- предпосылки формирования параметрической архитектуры;
- особенности влияния компьютерных методов формообразования на социально-коммуникативную функцию параметрической архитектуры и их анализ;
- теоретическая модель формирования социально-коммуникативной функции параметрической архитектуры.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы, выбором адекватных методов ее решения, широкой архитектуроведческой базой, соответствием принципиальных положений работы поставленным целям и задачам.
Основные результаты диссертационного исследования докладывались на двух конференциях: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Художественное образование: история и современность» (г. Нижний Тагил, Россия, 2014); ежегодная всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование
предметно-пространственной среды современного города» (г. Магнитогорск, Россия, 2019).
Ключевые положения диссертации изложены в форме публикаций в научных изданиях и сборниках в объеме 11 статей, в том числе в 5 журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК. Материалы диссертации изложены в форме докладов на 3 научно-практических конференциях, в том числе 2 международных.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из одного тома текстовой части на 135 страницах, включающего введение, три главы, заключение, библиографию (131 источник), а также приложения и список иллюстраций, в том числе графические схемы (63 шт.).
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ХХ ВЕКЕ 1.1 Процесс унификации архитектурных форм
Унификация подхода предполагает использование узнаваемых формальных приёмов и создание стандартных архитектурных форм, а не знаковых объектов. «Унификация - научно обоснованное сокращение числа общих параметров зданий и их элементов путем устранения функционально неоправданных или несуществующих различий между ними. Унификация обеспечивает приведение к единообразию и сокращению количества основных объёмно-планировочных размеров зданий (высот, этажей, пролетов, перекрытий, размеров оконных и дверных проемов и пр.)» [35, с. 41].
На протяжении всей истории развития архитектуры, архитектурная форма несла в себе символическое значение для общества, которое постепенно трансформировалось по мере того, как изменялись социально-экономический, научный, технический уровни. Благодаря социально-экономическому и техническому развитию в определённый исторический период формировалось соответствующее им пространственно-предметное окружение, которое имело существенное значение для всего общества. Таким образом, устоявшаяся система знаков, как стилеобразующая основа архитектурных форм, провозглашала собой определенную эпоху, как собирательный образ философского, технического, социально-экономического развития. «Материальные знаки, складывающиеся в метафору, которая раскрывает не только прямое назначение объекта, но и характеристики времени и человеческих отношений, определившие функцию» [31, с. 31]. Однако произошедший скачек технологического развития на рубеже XIX и XX столетий во многом изменил структуру жизни социума.
Переход общества стран Европы и США на совершенно новый уровень жизни не характерный для предыдущих эпох началось с развитием малого фабричного производства готовых изделий в XIX в. и транспортной инфраструктуры. Формируется новое социально-экономическое пространство,
темпы социальных изменений начали ускоряться и, соответственно, произошло изменение потребностей общества. Динамика производства росла, что привело к миграции населения, ищущих наиболее выгодные условия труда, а также политические, культурные и т.д. Благодаря интенсивному развитию производства появилось всемирное экономическое пространство (мировая экономика), способствовавшее возникновению мирового рынка товаров, мирового рынка труда, перемещение которого осуществлялось посредством миграции населения.
Мировая торговля превратилась в общую глобальную тенденцию. Таким образом, мировое сотрудничество и взаимодействие между государствами, выраженное в международном разделении труда и товарообороте, стимулирует активное развитие общества, экономики, культуры и других сфер общественной жизни.
Одной из главных предпосылок всемирного преобразования (глобализации) явилась революция совершенствования средств передачи информации, а именно появление телекоммуникационной и цифровой техники. Компьютеризация, миниатюризация, волоконная оптика, расширение использования спутников, внедрение Интернета - стали технологическими предпосылками глобализации. Глобализация привела общество к своеобразной гомогенизации, отразившаяся на ценах, качестве и ассортименте продуктов, уровне доходов и т.д. Появилось, так называемое, общество потребления.
Эффективность массового производства, как решение социальных задач, привело к унификации эстетической ценности. Стандарт и серийность стали ключевыми понятиями новых концепций этого периода. Эта идея отразилась в архитектурных формах, возникшего на тот исторический период, стилистического направления - функционализма. «Освобождение от декоративных наслоений здания и вещи обнажили логику своих внутренних связей. Вписанные в широкий культурно-исторический контекст произведения функционализма обретали специфическое культурное содержание, свой образ, будучи противопоставлены сложности исторических стилей» [31, с. 32]. Это был
образ времени стремительно возрастающих возможностей индустриальной техники и научно-технического мышления. Создаваемые методами функционализма формы, все меньше отражали социальные потребности общества, демонтируя лишь концепцию очищения от всего нефункционального. Жилые постройки, строившиеся в конце 20-х годов, имели простую «чистую» геометрию по отношению к традиционным. Именно благодаря культурно-историческому контексту функционализм стал отражением своего времени, стилеобразующей основой которого стала унификация.
На основе универсализации строился пластический язык Интернационального стиля. «Место функциональной конкретности, из которой вырастала форма, занял технизированный идеал - форма, основанная на передовой технологии и пригодная для того, чтобы упорядочить любую функцию. Все растворялось в бытии универсального» [31, с. 53]. Интернациональный стиль стал системой универсальных символов эпохи транснациональных корпораций и мирового разделения труда. Один из представителей этого направления был Мис ван дер Роэ, создавший одномерную формальную систему, использующую ограниченный круг материалов и простую геометрию построения форм «выдержанная в этом стиле коробка из стекла и металла стала единственной и наиболее распространенной формой в современной архитектуре, и повсюду в мире она воспринимается, не означая ничего иного, кроме «здания офиса» [20, с. 18]. Универсальная грамматика Миса ван дер Роэ применялась не только к зданиям общественного, но и жилого назначения. Граница межу общественным и жилым пространством размывается. Символизировались лишь процессы и изменения в области технологии и строительных материалов, поэтому смысловая разница между фабрикой и школьными аудиториями, собором и котельной становлюсь неявной «...в современных городах, жизнь которых поддерживается машинами, лишь энергичный, холодный, высококонтролируемый, достаточно безличный архитектурный язык может углубить эту основную связь, сделать ее отвечающей всей культуре в целом» [19, с. 29].
Попытка архитекторов проектировать для некоего универсального человека приводит к разрыву архитектурной формы и ее содержания, которая призвана отражать социально-экономический, культурный уровень развития общества. Примеры проектирования офисов для транснациональных корпораций, фабрики, международные выставки и т.д. Сигрем-билдинг -небоскрёб, расположенный на Парк-авеню 375 между 52-й и 53-й улицами в манхэттенском Мидтауне. Считается одним из классических образцов интернационального стиля. Спроектирован архитектором Мис ван дер Роэ и Филиппом Джонсоном. Строительство здания было завершено в 1958 году. Оно составляет 157 метров в высоту и состоит из 38 этажей (рис. 1.1, с. 142). Как пишет Чарльз Дженкс: «...многие архитекторы отрицают метафорическую значимость архитектурной формы, считая ее не функциональной и неясной (субъективной), не поддающейся контролю. В основном заостряют внимание на рациональных аспектах - стоимости и функции в их узком понимании, в результате их неумышленные метафоры метафорически мстят им и наносят удар в спину: их здания в конечном счете выглядят как метафоры функции и экономики и как таковые осуждаются» [19, с. 54].
Интернациональный стиль повторяет одну и ту же геометрию, которая не несет на себе метафор, он отчищен от всего традиционного, и прежде всего, от знаков. Здесь можно наблюдать лишь использование узнаваемых формальных приёмов и создание стандартных архитектурных форм, а не знаковых объектов. Распространение интернационального стиля происходило в развитых странах к началу второй мировой войны. Его монолитные и простые формы могли трансформироваться за счет различных климатических и культурных условий. Универсальность подхода к строительству из облегченных конструкций, использование искусственных современных материалов и стандартных модульных элементов, облегчало возведение зданий. Благодаря каркасной конструкции появилась гибкость свободного плана, что стало достаточно
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Особенности топологического формообразования в архитектуре рубежа XX-XXI веков2011 год, кандидат архитектуры Бурлаков, Константин Витальевич
Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре2014 год, кандидат наук Дуцев, Михаил Викторович
Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции: начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования2010 год, кандидат архитектуры Рочегова, Наталия Александровна
Пространственная структура современного музея2018 год, кандидат наук Ермоленко Елена Валентиновна
Тенденции формирования нового глобального стиля в архитектуре2018 год, кандидат наук Жуйков Станислав Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карсакова Ирина Андреевна, 2024 год
Библиографический список
1. Александер К. Язык шаблонов: Города. Здания. Строительство. М.: Студия Артемия Лебедева, 2014. - 1096 с. ил.
2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм/под ред. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1975.
3. Асанович А. Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования: дис. ... д-ра арх.: 18.00.01/ Асанович Александр. - М., 2006.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). - М.: "Прогресс", 1974. -180 с.
5. Барт Р. Структурализм как деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gumer.info. - (Дата обращения: 14.05.2021).
6. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: стройиздат, 1982. - 224 с., ил.
7. Баухауз/ под. ред. Т. И. Хлебновой. - М.: Арт-родник, 2008., -- 96 с., ил.
8. Белоголовский В. Рикардо Бофилл: «Как только постмодернизм превратился в стиль и стал ироничным, я перестал им интересоваться» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://archi.ru. - (Дата обращения: 02.04.2022).
9. Белоголовский В. Чистая архитектура Питера Айзенмана [Электронный ресурс] / В. Белоголовский // Современный дом. - 2004. - №1. - Режим доступа: https://archi.ru. - (Дата обращения: 10.05.2022).
10. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
11. Воеводина Л. Н. Мифотворчество как феномен современной культуры. - М., 2002. - 282 с.
12. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с., ил.
13. Вытулева К.О. Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре: автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.04/ Вытулева Ксения Олеговна. - М., 2010.
14. Глазычев В.Л. Архитектурное творчество и организация архитектурного проектирования: автореф. дис. ... д-ра арх.: 10.00.01/Глазычев Вячеслав Леонидович. - М., 1978.
15. Глухова М. И., Приходько А.В., Татарников Е.А., Снежинская М.В., Щербина Л.В. Мировая экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economuch.com/mirovaya-ekonomika-kniga. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.10.2021).
16. Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: Лицо города. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 350 с., ил.
17. Декарт Рене Рассуждения о методе. - М.: Книга по Требованию, 1953. - 658 с., ил.
18. Делез Жиль Складка. Лейбниц и барокко / Общая редакция и послесл. В.А. Подороги. Пер. с франц. Б.М. Скуратова — М.: «Логос», 1997. - 264 с.
19. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985. - 136 с., ил.
20. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре/ Ч. Дженкс// Проект international. - 2003. - №5. - С. 98.
21. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с., 32 л. ил.: ил.
22. Ефимов А. В., Панова Н. Г. Архитектурная колористика и пластические искусства. - М.: БуксМАрт, 2019 г. - 424 с., ил.
23. Жюльен Ф. Великий образ не имеет формы, или через живопись - к необъекту. Опыт де-онтологии. - М.: Ad Marginem, 2014. - 368 с., ил.
24. Зачем обновлять программы для расчета строительных конструкций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://buildsoft.ru. - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 14.04. 2023)
25. Здание с двумя полушариями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.11.2022).
26. Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений: Учеб. Для вузов:/ Змеул С. Г., Маханько Б. А. Издание стереотипное. - М.: Архитектура-С, 2007. - 240 с., ил.
27. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Том 1. М.: ПрогрессТрадиция, 2001. - 656с.
28. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Том 2. М.: ПрогрессТрадиция, 2002. - 672с. 26. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига. 2006. - 352с.
29. Иконников А. В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1982. - 255 с., ил.
30. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985.
- 175 с., ил.
31. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986. - 288 с., ил.
32. Кеннет Фремптон Современная архитектура — М.: Стройиздат, 1990. - 535 с., ил.
33. Комплексная автоматизация проектно-конструкторских и технологических работ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cad.ru. - Заглавие с экрана.
- (Дата обращения: 15.11.2022).
34. Летний павильон МоМА открылся для публики Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://archi.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 03.11.2022).
35. Маклакова Т. Г., Нанасова С. М., Шарапенко В. Г., Балакина А. Е. Архитектура: Учебник. - М.: Издательство АСВ, 2004-464 с., с ил.
36. Медер Э. А. Критерии оценки и феномен восприятия искусства / Э. А. Медер // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал. / М. С. Соколова, М. В. Соколов. -
Москва-Магнитогорск: МаГУ. - 2010. - № 6. - С. 30-35.
37. Медер Э. А. Средовые искусства как эстетический аспект культурного кода и инструмент формирования мировоззренческих парадигм/ Э. А. Медер// Проблемы культурологического мифа в условия современных цивилизационных вызовов и культурный суверенитет России/ М. В. Белый, Э. А. Медер. - М., 2021. - С. 146-166.
38. Новиков Ф. А. Формула архитектуры: Эссе. Рис. Б. А. Мокина. - М.: Дет. Лит., 1984. - 144 с., ил.
39. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции 7-11 апреля 2014 г. - М.: МАРХИ, 2014. — 536 с.
40. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад: Перевод с нем. - Третье изд., переработанное и дополненное: - М.: Издательство «Архитектура-С», 2016 - 264 с.: ил.
41. Построение блоков алгоритмов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grasshopperprimer.com. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 22.02.2022).
42. Ревзин Г. И. Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала ХХ века: автореф. дис. ... канд. искусств.: 18.00.01/ Ревзин Григорий Исаакович. - М., 1993.
42. Робототехника в строительстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://top3dshop.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 25.03.2022)
43. Салингарос Никос А. Антиархитектура и деконструкция. - UMBAU-VERLAG & Nikos A. Salingaros, 2010. - 164 с.
44. Салингарос Никос А. 12 лекций по архитектуре (Алгоритмическое проектирование для устойчивого развития). - Выдержки из курса лекций о применении передовых математических методов в архитектурном и градостроительном проектировании, 2009. - 242 с.
45. Сапрыкина Н. А., Сапрыкин И. А. «Безбумажная» архитектура в контексте виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Н. А. Сапрыкин, И. А. Сапрыкина // МАРХИ: специальный выпуск. - 2012. - Режим доступа:
https://marhi.ru/AMIT/2012/special_12/saprykina/abstract.php - (Дата обращения:
11.05.2022).
46. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения:
14.04.2023)
47. Танге К. Архитектура Японии. Традиция и современность. - М.: Прогресс, 1976. - 239 с., ил.
48. Тарабарина Ю. Энергетика эксприматики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 01.05.2023).
49. Тарханов А., Ревзин Г., Паперный В. Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира. - М.: КоЛибри, 2013. - 240 с., ил.
50. Уоткин Д. История заподноевропейской архитектуры. - Konemann, 2000. - 424 с.
51. Хайдеггер М. Искусство и пространство. - М.,1997.
52. Хайман Э. Новая морфология архитектуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/russia/40448/novaya-morfologiya-arhitektury-zachem-geny-zdaniyam. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 06.08.2021).
53. Хан-Магомедов С. О., Ладовский Н. (пионеры советской архитектуры). -М.,1984.
54. Хорафас Д. Н. Системы и моделирование. - М.: Мир, 1967.
55. Циллих К, Хальфман Ж. Превратить науку в средство освобождения. // Современная архитектура 1971. - №3.
56. Цыпкин Я. З. Адаптация и обучение в автоматических системах. - М.: Наука, 1976.
57. Цетлин М. Л. Исследования по теории автоматов и моделированию биологических систем. - М.: Наука, 1969.
58. Чейф У. Значение и структура языка. - М., 1975.
59. Федоров Е. С. Правильное деление плоскости и пространства. - Л., «Наука», 1979.
60. Шевелев И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве.: В кн. «Золотое сечение». - М., Сройиздат, 1990.
61. Шевелев И. Ш. Метаязык живой природы. - М.: «Воскресенье», 2000.
62. Шевелев И. Ш. Числовой образ реального мира. - М.: 0 0 0 «Промдизайн-М», 2005.
63. Шевелев И. Ш. Золотое пространство. Основы гармонии. - М.: «Промдизайн-М», 2006.
64. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. - М., 1980.
65. Шубенков М. В. Структура архитектурного пространства: дис. ... д-ра арх.:18.00.01/Шубенков Михаил Валерьевич. - М., 2006.
66. Шубенков М. В. Структура архитектурного пространства: автореф. дис. ... д-ра арх.:18.00.01/Шубенков Михаил Валерьевич. - М., 2006.
67. Шубенков М. В. Структура взаимодействия пространств жилой среды. // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. арх. - М.: МАрхИ, 1986.
68. Шубенков М. В. Организация архитектурного пространства. // Статья в журнале «Архитектура СССР», июнь, 1988.
69. Шубенков М. В. К вопросу исследования морфологии архитектурно-пространственных образований. Архитектурная наука в МАрхИ. - М., 1999.
70. Шубенков М. В. Статистико-вероятностный подход к исследованию закономерностей формообразования архитектурно-пространственных систем. // Архитектурная наука в МАрхИ. - М., 1997.
71. Шубенков М. В. Морфологическая оценка архитектурно-планировочной организации городских образований. // Архитектурная наука в МАРХИ. Инф. Выпуск 1. - М., 1996.
72. Шубенков М. В. Жизнеспособные городские системы. Опыт работы конференции в Токио в мае 2003года. //Архитектурная наука и образование. - М., 2004.
73. Шубенков М. В. Градостроительный потенциал. Научно-исследовательская работа по программе РААСН, 2000-2003гг.
74. Шубенков М. В. Геометрические закономерности формообразования архитектурных объектов. Программа научных исследований ВЬШИТАГ.2004 -2007 гг.
75. Шубенков М. В. Грамматика архитектурных форм. // Статья в сборнике. -Белосток, Польша. 2006.
76. Шубенков М. В. Синтаксис архитектурного пространства. // Статья в журнале Архитектура и строительство России. - М., 2006.
77. Структура формы и пространства. // Статья в компьютерном журнале «Архитектон: Известия ВУЗов». - Е., 2006.
78. Проблемы архитектурной деятельности в условиях развития компьютерных технологий. // «Архитектон: Известия ВУЗов». - Е., 2006.
79. Шубников А. В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М.: Наука, 1972.
80. Эммерих Д. Г. Морфология и структура. // Современная архитектура, 1972.-№2.
81. Энгель Д., Ягалс Р. Структурный анализ городского пространства. // Современная архитектура, 1971.- № 1.
82. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Наука, 1969.
83. Эфрос А. Л. Физика и геометрия беспорядка. - М.: Наука, 1982.
84. Явейн О. И. Теория и критика о новой парадигме в архитектуре. // Статья в журнале «Архитектура и современные информационные технологии». - М., 2009.
85. Якобсон Р. В поисках сущности языка. Семиотика. - М., 1983. 1АБО. Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М., 1996.
86. Якшин А. М., Говоренкова Т.М., Каган М.И., Меркулова З.Е., Стрельников А.И. Графоаналитический метод в градостроительном исследовании и проектировании. - М., 1979.
87. Уайт Э., Робертсон Б. Архитектура - Формы, конструкции, детали. - М.: АСТ
Acrpenb, 2005. - 111c.
88. Architectural Design Journal/ Neoplasmatic Design, November, 2008. - 136 p.
89. Architectural Design Journal/ Protoarchitecture: Analogue and Digital Hybrids, July, 2008. - 136 p.
90. Architectural Design Journal/ Digital Cities AD, July, 2009. - 136 p.
91. Architectural Design Journal/ The New Structuralism: Design, Engineering and Architectural Technologies, July, 2010. - 136 p.
92. Architectural Design Journal/Exuberance: New Virtuosity in Contemporary Architecture, March, 2010. -136 p.
93. Architectural Design Journal/ Experimental Green Strategies: Redefining Ecological Design Research - Architectural Design, October, 2011. - 136 p.
94. Architectural Design Journal/ Mathematics of Space, July, 2011. - 136 p.
95. Architectural Design Journal/ Protocell Architecture, March, 2011. - 136 p.
96. Architectural Design Journal/ Empathic Space: The Computation of Human-Centric Architecture, September, 2014. - 144 p.
97. Architectural Design Journal/Future Details of Architecture, July, 2014. - 144p.
98. Architectural Design Journal/Made by Robots: Challenging Architecture at the Large Scale AD, May, 2014. - 136 p.
99. Arturo Tedeschi (2014). ADD Algorithms-Aided Design: Parametric Strategies using Grasshopper. France: Le penseur.
100. Bjarke Ingels Group (2021). BIG. Formgiving. An Architectural Future Histor. Cologne: Taschen.
101. Brunette & Wills Deconstruction and the Visual Arts: Art, Media, Architecture. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - P. 314
102. Casey C.M. Mathewson (2007). World atlas of contemporary houses: International houses atlas. Berlin: mab - Casey C.M. Mathewson, p. 382.
103. Christopher Grant Kirwan (Author), Fu Zhiyong (2020). Smart Cities and Artificial Intelligence: Convergent Systems for Planning, Design, and Operations. Amsterdam: Elsevier.
104. D. Diego Garcia Cuevas, D. Gianluca Pugliese (2020). Advanced 3D Printing with Grasshopper®: Clay and FDM. USA: Independently published.
105. Facing the ecological challenge of urban ecosophies [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.e-architect.com. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 15.04.2023).
106. Harriet Harriss, Rory Hyde, Roberta Marcaccio (2020). Architects After Architecture: Alternative Pathways for Practice. London: Routledge.
107. Hernan Diaz Alonso: The Latest Architecture and News [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.archdaily.com. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.08.2022).
108. Imdat As, Prithwish Basu, Pratap Talwar (2022). Artificial Intelligence in Urban Planning and Design: Technologies, Implementation, and Impacts. Amsterdam: Elsevier.
109. Imdat As, Prithwish Basu (2021). The Routledge Companion to Artificial Intelligence in Architecture. London: Routledge.
110. Gilles Retsin, Manuel Jimenez, Mollie Claypool, Vicente Soler (2019). Robotic Building: Architecture in the Age of Automation. Munich: DETAIL.
111. James Lovelock (2019). Novacene: The Coming Age of Hyperintelligence. London: Allen Lane.
112. Lisa Iwamoto (2009). Digital Fabrications: Architectural and Material Techniques. USA: Princeton Architectural Press.
113. Mark Coeckelbergh (2020). AI Ethics. USA: The Mit press.
114. Mario Carpo (2017). The second Digital Turn Design beyond intelligence. USA: The Mit press.
115. Matias del Campo, Mario Carpo (2022). Neural Architecture: Design and Artificial Intelligence. USA: ORO Editions
116. Midjourney architecture: Hassan Ragab [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aecmag.com/ai/midiourney-architecture-hassan-ragab-conceptual-ai-rtist. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 06.05.2023).
117. Molly Wright Steenson (2017). Architectural Intelligence: How Designers and Architects Created the Digital Landscape. USA: The MIT Press.
118. Neil Leach (2021). Architecture in the Age of Artificial Intelligence. An Introduction to AI for Architects. London: Bloomsbury Visual Arts.
119. Neil Leach, Matias del Campo (2022). Machine Hallucinations: Architecture and Artificial Intelligence. London: Wiley.
120. Parametric House [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.instagram.com/parametric.3d/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 03.05.2022).
121. Parametric House [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. instagram. com/p/CBFktsnJ8BE/?utm_source=ig_web_copy_link. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 03.05.2022).
122. Parametric House [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. instagram. com/p/CA 1 zXDiJcHX/?utm_source=ig_web_copy_link. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 03.05.2022).
123. Parametric House [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. instagram. com/p/CAPmqsYJdnN/?utm_source=ig_web_copy_link. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 03.05.2022).
124. Ronald Rael , Virginia San Fratello (2018). Printing Architecture: Innovative Recipes for 3D Printing. New-York: Princeton Architectural Press.
125. Santiago Calatrava (2007). Calatrava. Germany: Tashen GmbH
126. Schumacher, P. (2009). Parametricism - A New Global Style for Architecture and Urban Design. AD Architectural Design, [online], Volume 79 (4). https://www.patrikschumacher.com/Texts/Parametricism%20-%20A%20New%20Global%20Style%20for%20Architecture%20and%20Urban%20De sign.html [Accessed 4 July/August 2009]. - (Дата обращения: 18.02.2021).
127. Schumacher, P. (2016). Parametricism 2.0: Rethinking Architecture's Agenda for the 21st Century. London: Artmedia.
128. Schumacher, P. (2019). Zaha Hadid Architects: Design as Second Nature. London: Bilingual edition.
129. Silvio Carta (2022). Machine Learning and the City: Applications in Architecture and Urban Design. London: Wiley-Blackwell.
130. Stanislas Chaillou (2022). Artificial Intelligence and Architecture: From Research to Practice. Swiss: Birkhauser.
131. Yun, Sung-chul (2008). Dominique Perrault. Architects & design. Seoul: Ca press.
Список публикаций по теме диссертации:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Рогожникова И. А. Проблемы взаимодействия традиционного языка архитектуры и художественно-образных возможностей цифровых технологий / Рогожникова И. А., Медер Э. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. -2015. - № 5 (180). - С. 184-191.
2. Карсакова И. А. Проблема критического осмысления морфологических «игр» современной архитектуры [Электронный ресурс] / И. А. Карсакова, Э. А. Медер //Архитектон: известия вузов. - 2019. - №4(68). -URL: http://archvuz.ru/2019 4/4
3. Карсакова И. А. Проблема осмысления параметрической архитектуры в рамках архитектурной типологии [Электронный ресурс] / И. А. Карсакова // Архитектон: известия вузов. - 2023. - №2(82). - URL: http://archvuz.ru/2023 2/2/
4. Карсакова И. А. Проблема восприятия параметрической архитектуры// Инновации и инвестиции. - 2023. - № 7. - С. 339-342.
5. Карсакова И. А. Проблема художественно-образного подхода в параметрической архитектуре [Электронный ресурс] / И. А. Карсакова // Архитектон: известия вузов. - 2023. - №3(83). - URL: https://archvuz.ru/2023_3/9/
Статьи в других изданиях:
6. Рогожникова И. А. Влияние технологического прогресса на эволюцию художественного языка архитектуры / Медер Э. А., Рогожникова И. А. // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал. - Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2013. - вып.10 - С. 20-27
7. Рогожникова И. А. Перспективы развития художественного языка архитектуры в рамках постиндустриальной парадигмы информационного общества / Медер Э. А., Рогожникова И. А. // Современные тенденции
развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал. - Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2013. - вып.10 - С. 34-40
8. Рогожникова И. А. Синтез традиции и современных технологий. Эволюция художественного языка архитектуры / Медер Э. А., Рогожникова И. А. // Формирование предметно-пространственной среды современного города: матер. II Всерос. науч.-практ. конф. 13-14 июня 2013 г. - Магнитогорск: МаГУ, 2013 - С. 58-66
9. Рогожникова И. А. Эстетика цифровой архитектуры / Медер Э. А., Рогожникова И. А. // Формирование предметно-пространственной среды современного города: матер. II Всерос. науч.-практ. конф. 13-14 июня 2013 г. - Магнитогорск: МаГУ, 2013 - С. 67-74
10. Рогожникова И. А. Проблемы сохранения художественно-образной роли и социально-коммуникативной функции архитектуры в контексте современной постиндустриальной парадигмы / Медер Э. А., Рогожникова И. А. // Формирование предметно-пространственной среды современного города: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 16-17 октября 2014 г. / под общ. ред. Григорьева А. Д., Чернышовой Э. П. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2014. - С. 17-33.
11.Карсакова И. А. Цифровое формотворчество. Перспективы художественно-выразительных возможностей цифровых технологий / Карсакова И. А., Медер Э. А. // Формирование предметно-пространственной среды современного города: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, 5-6 ноября 2019 г. / под общ. ред. Григорьева А. Д. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2019. - С. 95-102.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГЛАВЕ I
«АРХИТЕКТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ХХ ВЕКЕ»
Приложение 1
Глава 1. Архитектурные и социальные изменения в эпоху глобализации в ХХ веке
1.1 Унификация архитектуры как результат глобализации Рисунок 1.1 Мис ван дер Роэ, Филипп Джонсон. Сигрем-билдинг.
Нью-Йорк, США, 1958............................................................ 142
Рисунок 2.1 Бернар Чуми. Парк Ла-Виллет. Париж, Франция, 1982 143
1.2 Эволюция стилевых направлений
Рисунок 3.1 Джордж Скотт, Уильям Барлоу. Железнодорожный
вокзал в Лондоне (дебаркадер), 1868............................................. 144
Рисунок 4.1 Джозеф Пакстон. Хрустальный дворец в Гайд Парке,
1851.................................................................................... 144
Рисунок 5.1 Генри Хандерберг. Здание бывшей шляпной фабрики.
Нью-Йорк, США, 1921............................................................ 145
Рисунок 6.1 Энди Уорхол. Интерьер студии под названием
«Фабрика». Нью-Йорк, США, 1962............................................ 145
Рисунок 7.1 Рикардо Бофилл. Бывший цементный завод. Барселона,
Испания. Дата приобретения -1973............................................. 146
Рисунок 8.1 Рикардо Бофилл. Переустройство промышленного здания в жилое стал цементный завод. Барселона, Испания. Дата
приобретения -1973................................................................. 146
Рисунок 9.1 Diller Scofidio, Renfro. Парк Хай-Лайн. Нью-Йорк,
США, 2009........................................................................... 147
Рисунок 10.1 Diller Scofidio, Renfro. Пример переустройства объекта индустриальной эпохи стала бывшая железнодорожная линия в Нью
Йорке (Хай-Лайн). США, 2009................................................... 147
Рисунок 12.1 Фрэнк Гери. Школа менеджмента Питера Б. Льюиса. Кливленд, Огайо, США, 2002.................................................. 148
Рисунок 13.1 Фрэнк Гери. Здание компьютерных и информационных
технологий при Массачусетском технологическом институте.
Кембридж, Массачусетс, США, 2004...................................................... 149
Рисунок 14.1 Фрэнк Гери. Музей Гуггенхайма. Бильбао, Испания,
1997.................................................................................. 149
Рисунок 15.1 Бюро Coop Himmelb. Музей слияния рек. Лион,
Франция, 2014..................................................................... 150
1.3 Предпосылки становления параметрической архитектуры Рисунок 16.1 Схема возникновения новых принципов
формообразования................................................................ 151
Рисунок 17.1 Взаимосвязь аспектов формирования социально-коммуникативной функции в традиционной и параметрической
архитектуре......................................................................... 151
Рисунок 18.1 Таблица определений: компьютерная,
параметрическая, цифровая, дигитальная архитектура................... 152
Глава 1. Архитектурные и социальные изменения в эпоху глобализации
в ХХ веке
1.1 Унификация архитектуры как результат глобализации
Рисунок 1.1 Мис ван дер Роэ, Филипп Джонсон. Сигрем-билдинг. Нью-Йорк,
США, 1958 1
'Источник: Рт1еге81 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.pinterest.com/pin/443252788301940820/
Рисунок 2.1 Бернар Чуми. Парк Ла-Виллет. Париж, Франция, 1982 2
2Источник: Спутник туриста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://1х1р-:Гог-1Ье-зои! .ги/:Го1;о/рагк-1а-уШе1;-у-раг12Ье.Ь1т1
1.2 Эволюция стилевых направлений
Рисунок 3.1 Джордж Скотт, Уильям Барлоу. Железнодорожный вокзал в Лондоне
(дебаркадер), 1868 3
Рисунок 4.1 Джозеф Пакстон. Хрустальный дворец в Гайд Парке, 1851 4
3Источник: Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Сент-Панкрас (вокзал)
4Источник: Booksite [Элекстронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/119/959.htm
Рисунок 5.1 Генри Хандерберг. Здание бывшей шляпной фабрики.
Нью-Йорк, США, 19215
Рисунок 6.1 Энди Уорхол. Интерьер студии под названием «Фабрика».
Нью-Йорк, США, 19626
5Источник: Акротерион [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akroterion.ru/loft-ili-
6Источник: DesignChat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://designchat.com/featured/jevoljucija-intererov-100-let-dizajna-otmechajut-v-muzee-vitra.htmlhttps://designchat.com/featured/jevoljucija-intererov-100-let-dizajna-otmechajut-v-muzee-vitra.html
Рисунок 7.1 Рикардо Бофилл. Переустройство промышленного здания в жилое стал цементный завод. Барселона, Испания. Дата приобретения -1973 г. 7
Рисунок 8.1 Рикардо Бофилл. Бывший цементный завод. Барселона, Испания. Дата приобретения -1973 г. 8
7Источник: ЛгсЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/wor1d/69673/rikardo-bofi11-kak-to1ko-post-modernizm-preуrati1sya-у-sti1-i-sta1-ironichnym-ya-peresta1-im-interesoуatsya
8Источник: DesignChat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/
Рисунок 9.1 Diller Scofidio, Renfro. Парк Хай-Лайн. Нью-Йорк, США, 2009 9
— 1 ~ ~ . \ ""'ifr -tt Рисунок 10.1 Diller Scofidio, Renfro. Пример переустройства объекта
индустриальной эпохи стала бывшая железнодорожная линия в Нью Йорке (Хай-
Лайн). США, 2009 10
9Источник: Archi [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://archi.ru/proj ects/world/4450/park-hai-lain
10Источник: Archi [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://archi.ru/proj ects/world/4450/park-hai-lain
Рисунок 12.1 Фрэнк Гери. Школа менеджмента Питера Б. Льюиса. Кливленд,
Огайо, США, 2002 12
12Источник: Isra1ove [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://isra1oуe.org/1oad/13-1-0-
2735
Рисунок 13.1 Фрэнк Гери. Здание компьютерных и информационных технологий при Массачусетском технологическом институте. Кембридж, Массачусетс, США,
2004 13
Рисунок 14.1 Фрэнк Гери. Музей Гуггенхайма. Бильбао, Испания, 1997 14
13Источник: Pinterest [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.pinterest.com/pin/305822630928588729/
14Источник: Pinterest [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.pinterest.com/pin/AZxKhsQSJtl-AIYFXUVl0X-kWjJKRTQSPJ 1ВН-у2УРУЦУХк187М2у8/
15Источник: ЛгсЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //archi .ru/wor1d/59715/tochka-
s1iyaniya
1.3 Предпосылки становления параметрической архитектуры
Рисунок 16.1 Схема возникновения новых принципов формообразования
Рисунок 17.1 Взаимосвязь аспектов формирования приемов формирования социально-коммуникативной функции в традиционной и параметрической
архитектуре
Понятие ФИО Определение
Компьютерная архитектура Добрицина И.А. «От постмодернизма к нелинейной архитектуре» Особая техника моделирования архитектурной формы. Она обращается к вычислительному мышлению, ориентированному на нелинейные процессы. Архитектор создает сценарий возможного воплощения формы. С помощью программного обеспечения архитектор вводит в компьютер начальные параметры, систему корректировки и ограничений.
Параметрическая архитектура Барчугова Е В. «Параметризм как направление современной проектной деятельности» Новое глобальное направление архитектуры. Название направления имеет прямое отношение к понятию «параметрика», означающим способ моделирования архитектурной формы на основе ее математического представления в компьютерных программах
Сапрыкина Н. А. «Тезаурус параметрической парадигмы формирования архитектурного пространства формируется за счет вычислительных технологий и алгоритмов, на основе которых создается архитектурная форма, способная без текущего управления человеком реагировать на изменение условий (с коррекцией конструктивных и объемно-планировочных решений); параметричесмкое моделирование основано на создании математический модели, позволяющей вносить изменения в параметры объекта и в соотношение между его составляющими, где общий алгоритм служит базовым шаблоном для создания конкретного объекта.
Цифровая архитектура Сапрыкина Н. А. Сапрыкин И. А. «Безбужаная архитектура» в контексте виртуальной реальности I Цифровая архитектура - не просто абстрактное математическое представление, это виртуальное пространство, которое предоставляет человеку возможность взаимодействия объекта, чьи свойства принципиально не ограничиваются законами реального физического пространства. Этот принципиально новый подход позволяет увеличить кол-во формальных результатов моделирования, оставляя за проектировщиком роль выбора из полученных результатов, что в свою очередь расширяет возможности архитектурного формообразования.
Дигитальная архитектура Строчай Н. «Дигитальная архимтектура» Направление в архитектуре, которое основано на использовании компьютерного программирования, моделирования и визуализации для создания различных структур, например, виртуальных или физических. Архитектура, созданная в цифровой форме, основывается на «наборах чисел, хранящиеся в электромагнитном формате», используемых для создания представлений, соответствующих материальным характеристикам. Эмерджентное поле не чётко очерчено до этой точки, и терминология применятся также к цифровым оболочкам, которые могут быть потоковыми изображениями и иметь альтернативный внешний вид.
Рисунок 18.1 Таблица определений: компьютерная, параметрическая, цифровая,
дигитальная архитектура
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГЛАВЕ II
«КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
Приложение 2
Глава 2. Компьютерные методы формообразования как инструмент
создания современной архитектуры
2.1 Современные эксперименты в параметрической архитектуре Рисунок 19.2 Маркос Новак. Компьютерные опыты с
формообразованием....................................................................................................................156
Рисунок 20.2 Urban Art Projects. Фасад паркинга "Вертикальное
озеро". Брисбен, Австралия, 2011............................................. 156
Рисунок 21.2 Схема взаимодействия с параметрической программой. 157 Рисунок 22.2 Схема взаимосвязи традиционного и компьютерного подхода с функциональными характеристиками архитектурного
объекта.............................................................................. 158
Рисунок 26.2 Алваро Сиза. Жилой район Малагуэра. Эвора,
Португалия, 1977.................................................................. 159
Рисунок 27.2 Схема разновидностей компьютерных методов
формообразования по М. В. Шубенкову.................................... 160
Рисунок 28.2 Фрэнк Гери. Проект музея Гуггенхайма. Абу-Даби,
ОАЭ, 2007........................................................................... 161
Рисунок 29.2 Заха Хадид. Проект здания гражданского суда в
ансамбле «Кампус правосудия». Мадрид, Испания, 2007................. 161
Рисунок 30.2 Architectural Association. «Павильон сплавного леса».
Лондон, Англия, 2009.............................................................. 162
Рисунок 31.2 Виды компьютерных методов. Н. А. Сапрыкина.......... 163
Рисунок 32.2 Схема использования компьютерных возможностей
архитектором........................................................................ 1 6 4
Рисунок 33.2 Схема, отражающая специфику творческого метода.
Бархин Б. Г........................................................................... 165
Рисунок 34.2 Интерфейс алгоритма, созданного в параметрической
программе Grasshopper............................................................ 166
Рисунок 35.2 Заха Хадид. Параметрическое моделирование
генерального плана Картал-Пендик. Стамбул, Турция, 2006............. 166
Рисунок 36.2 Схема взаимодействия проектных методов............... 167
2.2 Новые подходы к архитектурному проектированию в условиях применения цифровых технологий и современных строительных технологий 168 Рисунок 37.2 Питер Айзенман. Центр дизайна и искусств
Аронофф. 1988................................................................ 168
Рисунок 38.2 Разновидности способов компьютерного
моделирования................................................................................................................................169
Рисунок 39.2 Мост, напечатанный на ßD-принтере, Нидерланды. 2017 169 Рисунок 40.2 Примеры программного обеспечения для BIM............ 170
2.3 Анализ художественно-выразительных возможностей параметрической архитектуры
Рисунок 41.2 Примеры параметрической архитектуры.................. 171
Рисунок 42.2 Схема по Ч. Дженксу «Язык архитектуры
постмодернизма»................................................................... 172
Рисунок 43.2 Схема, отражающая влияние разных факторов на
социально-коммуникативную функцию архитектуры..................... 173
Рисунок 44.2 Aedas Architects. Башни Аль Бахар. Абу-Даби, ОАЭ.
2012.................................................................................... 173
Рисунок 45.2 Hernan Diaz. Концепция музея искусств. Варшава, Польша.............................................................................. j 74
Глава 2. Компьютерные методы формообразования как инструмент создания
современной архитектуры 2.1 Современные эксперименты в параметрической архитектуре
Рисунок 19.2 Маркос Новак. Компьютерные опыты с формообразованием 16
Рисунок 20.2 Urban Art Projects. Фасад паркинга «Вертикальное озеро». Брисбен,
Австралия, 2011 17
16Источник: Bloghista per caso [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bloghistapercaso.blogspot.com/2015/06/marcos-novak.html?m=0\
17Источник: Architime [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www .architime .ru/specarch/urban_art_proj ects_studio/brisbane_airport_parking .htm
Рисунок 21.2 Схема взаимодействия с параметрической программой
Рисунок 22.2 Схема взаимосвязи традиционного и компьютерного подхода с функциональными характеристиками архитектурного объекта
Рисунок 26.2 Алваро Сиза. Жилой район Малагуэра. Эвора, Португалия, 1977 18
18Источник: Pinterest [Электронный ресурс]. https://ru.pinterest.com/pin/311522499222558710/
Рисунок 27.2 Схема разновидностей компьютерных методов формообразования
по Шубенкову М. В.
Рисунок 28.2 Фрэнк Гери. Проект музея Гуггенхайма. Абу-Даби, ОАЭ, 2007 19
Рисунок 29.2 Заха Хадид. Проект здания гражданского суда в ансамбле «Кампус
правосудия». Мадрид, Испания, 2007 20
19Источник: DesignBoom [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.designboom.com/architecture/frank-gehry-guggenheim-abu-dhabi-opening-2023-09-22-2021/
20Источник: АгсЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/projects/wor1d/3271/zdanie-grazhdanskogo-suda-ansamb1ya-kampus-pravosudiya
Рисунок 30.2 Architectural Association. «Павильон сплавного леса». Лондон,
Англия, 2009 21
21Источник: LondonIST [Электронный ресурс]. https://londonist.com/2009/07/architectural_association_summer_pa
Тезаурус - специальная терминопогия
По Сапрыкиной H.A. «Тезаурус параметрической парадигмы формирования архитектурного пространства»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ МЕТОДОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВА
КОМБИНАТОРНЫЙ
СЦЕНАРНЫЙ
ТОПОЛОГИИЕСКИИ МОРФОГЕНЕЗ
АНАЛОГОВЫИ/ПРОТОТИПНЫИ
Моделирование на основе аналогов (зооморфных, антропоморфных и т.д.)
щ ÜI
ПЛАСТИЦИЗМ
Моделирование трансформаций форм с физическими свойствами воздуха, жидкости и т.п.
НАНОКИНЕТИЧЕСКИИ
Реакция формы на
изменение окружающей среды
Рисунок 31.2 Виды компьютерных методов по . Н. А. Сапрыкиной
ЬгИИ
Основан на манипуляции с кодом (скриптом)
Трансформация одного объекта в другой
Основа формы ее непрерывные деформации
Рисунок 32.2 Схема использования компьютерных возможностей архитектором.
Сост. Карсакова И. А.
Рисунок 33.2 Схема, отражающая специфику творческого метода по Бархину Б. Г.
Рисунок 34.2 Интерфейс алгоритма, созданного в параметрической
программе Grasshopper
2аЛа На<1кЗ АгеМеси . Генеральный план Картал-Пвпаик Стамбул, Турция. 2006 г
Рисунок 35.2 Заха Хадид. Параметрическое моделирование генерального плана
Картал-Пендик. Стамбул, Турция, 2006 22
22Источник: Zaha Hadid Architects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www .zaha-hadid.com/masterplans/kartal-pendik-masterplan/
Рисунок 36.2 Схема взаимодействия проектных методов
2.2 Новые подходы к архитектурному проектированию в условиях применения цифровых технологий и современных
строительных технологий
Рисунок 37.2 Питер Айзенман. Центр дизайна и искусств Аронофф. 1988 23
23Источник: ЛгсЫ [Электронный ресурс].
https://archi.ru/projects/world/5953/centr-dizaina-i-iskusstv-aronoff
Рисунок 38.2 Разновидности способов компьютерного моделирования
Рисунок 39.2 Мост, напечатанный на ЗЭ-принтере, Нидерланды. 2017
24Источник: BigPicture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigpicture.ru/v-niderlandax-vpervye-napechatali-most-na-3d-printere-on-sposoben-vyderzhat-40-gruzovikov/
BIM
(Building Information Modeling Building Information Model) Информационное моделирование здания
или
информационная модель здания
AUTODESK REVITj-gJ
. «идиш
Функционал:
» Совместный доступ к проекту для просмотра,синхронизации,
• Совместимость с другими системами: Revit импортирует, экспортирует и связывает широко используемые форматы (САПР, IFC4 Rhino SketchUp, OBJ),
» 3D формование сложных форм
• Быстрота и точность измерения 2D-и ЗО-видое с помощью новой функции привязки к средней точке;
• Оперативное создание альтернативных вариантов дизайна на основе определенных вами целей и ограничений,
• Улучшенная производительность IFC;
• Совместимость Revit с Rhino и Formlt Pro,
• Расширенный функционал с доступом к API, сторонними решениями, надстройками
» Редактирование WYSIWYG и функции позволяющие управлять аннотациями;
• Графический интерфейс программирования с открытым
> исходным кодом; Коммуникация на единой платформе.
• Удобная оцифровка всей документации,
» Работает офлайн кроме десктопной версии, есть приложения IOS Android и Windows,
А\
ALLPLAN
Функционап:
> Высокая скорость обработки сложных компонентов
> Визуальные сценарии
> Оптимизация работы с узлами
> Модуль обмена IFC
> Прямой импорт файлов Revit:
• Инструмент визуализации Visual Scripting;
> Быстрая загрузка моделей через BIM Explore;
> BIM EASY с настраиваемыми шаблонами
AUTODESK AUTOCAD ARCHITECTURE
PlanRadar
Функционал:
• Предварительный просмотр стилей архитектурных объектов
• Послойный порядок отображения;
• Удобный интерфейс,
• 20-графика общие виды,
• Настраиваемые спецификации;
• Маркировка помещений и документация;
• Поддержка формата IFC;
• Перенос рабочих процессов в облако;
• Высокая мобильность и улучшенная совместная работа
• Создание чертежей и документации включая стены, двери и окна,
• Встроенные средства визуализации
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.