Особенности топологического формообразования в архитектуре рубежа XX-XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Бурлаков, Константин Витальевич
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Бурлаков, Константин Витальевич
Введение.
Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта в области дигитальной топологической архитектуры.
1.1. Философско-эстетические аспекты познания структуры пространства.
1.2. Дигитальная модель неопластицизма.
1.3. Архитектура лэндформинга.
1.4. Предпосылки возникновения топологической архитектуры. Идейные и технологические/ические всплески как предвестники топологической архитектуры.
1.5. Основы топологической геометрии.
1.6. Топологические формы в архитектуре и дизайне.
1.7. Топологическая архитектура.
1.8. Начальный опыт математического моделирования природных структур.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Современный анализ методов топологической архитектуры в мире и в России.
2.1. Ретроспективный обзор архитектурной бионики.
2.2. Колумбийский университет, архитектурные группы.
2.3. Теоретическая модель топологической архитектуры.
Выводы по главе 2.
Глава 3. Методы нелинейных подходов в проектировании.
3.1. Тектоника топологического формообразования. Диаграмма, конструкция, функция, форма и методологическая программа в топологической архитектуре.
3.2. Междисциплинарный подход в топологической архитектуре.
3.3. Предлагаемая авторская классификация, матрица, приемы, методы.
3.4. Рекомендации по развитию и решению проблем на примере.
3.5. Опыт применения начальных приемов топологического формообразования в учебном процессе.
3.6. Прогноз развития топологических подходов в архитектуре.
Выводы по главе 3.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Структура архитектурного пространства2006 год, доктор архитектуры Шубенков, Михаил Валерьевич
Особенности органического подхода в архитектуре конца XX - начала XXI века2008 год, кандидат архитектуры Заславская, Анна Юрьевна
От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки2007 год, доктор архитектуры Добрицына, Ирина Александровна
Принципы включения архитектурного объекта в среду: на примере контактных зон городов2007 год, кандидат архитектуры Рождественская, Екатерина Сергеевна
Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города2009 год, кандидат архитектуры Ахмедова, Лаура Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности топологического формообразования в архитектуре рубежа XX-XXI веков»
Мир вокруг нас постоянно меняется, все рождается и умирает вновь и вновь. Складка (волна) — вот то, что в наиболее полной мере отражает новую пространственно-философскую парадигму, рассматривая форму лишь как оболочку, заключающую в себя движение, все состоит из складок- движений, даже твердые на первый взгляд предметы, такие как камни и металл в своей основе являются быстро движущимися микрочастицами материи.
Мир нелинейный, линейность есть лишь частный случай, возникший для упорядочивания и упрощения, который был отброшен за поиском нового объяснения мироустройства.
Новая парадигма возникает на стыке новейших достижений ведущих философов, ученых, исследователей социальных явлений.
Данная тема представляет интерес с точки зрения изменяющейся ситуации в мире, процессов происходящих в нем, появляющихся новых явлениях и того, как эти изменения влияют на архитектуру и проектную деятельность.
Актуальность исследования
Актуальность исследования состоит в том, что мир активно переходит на нелинейные методы формирования архитектурного пространства, и сейчас как никогда раньше востребованы новые принципы формообразования, берущие за основу биозооморфические образы. Пропущенные через компьютерные технологии моделирования, они становятся сегодня наиболее востребованными социумом.
Нелинейность мира очевидна, нигде в природе нельзя встретить прямых углов, линий. Линейность возникла в первую очередь в человеческом сознании для упорядочивания и унификации мира. В настоящее время цивилизация стремится к созданию нелинейных, уникальных объектов архитектуры и дизайна, которые могут быть повторно воспроизведены. Это стало возможным только благодаря новым технологиям проектирования и производства.
Относительная неразработанность темы
В последнее время в литературе, на интернет-сайтах, журналах, посвященных архитектуре, появилось много публикаций связанных с темой нелинейности. Тема 3 эта является новой и практически важной. В ней появились различные направления, развиваемые многими архитектурными группами, отдельными архитекторами и дизайнерами. Однако отсутствует единая связанная линия, которая бы соединила воедино все этапы создания архитектурных объектов от первоначальной идеи до воплощения. Кроме того, в силу множества причин в отечественной архитектурной практике отсутствуют подобные эксперименты, хотя интерес к теме обозначился с 1990-х годов (Б. Массуми, Г. Линн, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Лакан).
Несмотря на то, что интерес к теме топологической архитектуры велик, уже появились в печати научные статьи и монографии известных авторов, изучающих данное направление мировой архитектуры (книги Д. Рейзера и Н. Умемото, Г. Линна, Ф. Гери, монографии Добрицыной И.А., Янковской Ю.С. и др.), большое количество статей в профессиональной отечественной и зарубежной печати, полных классификаций подходов и методов в топологической архитектуре пока не сложилось. Автор сделал попытку внести свой вклад в этот пробел.
Данная диссертация делает попытку рассмотреть вопрос в более подробном изложении, начиная от источников зарождения формообразования, повлекших за собой появления новой пространственной парадигмы, теоретиков нового направления, до проектных концептов и собственно архитекторов, воплощающих в своих архитектурных объектах новое течение.
Цель исследования — выявить особенности топологического и параметрического формообразования в архитектуре, частично и в градостроительстве и дизайне начала XXI века на основе изучения современного зарубежного и отечественного опыта проектирования, анализа формообразования и пространственной организации архитектурных объектов.
Задачи исследования:
- дать определение понятию «топологическая архитектура»;
- исследовать методы формообразования и пространственной организации объектов, стадии проектирования архитектурного объекта в нелинейной парадигме на основе компьютерных морфогенетических нелинейных алгоритмов (алгоритмический морфинг, generative algorithms); ц
- выявить формообразующие техники, при помощи которых создается нелинейная (топологическая) архитектура на примере последних разработок архитекторов, работающих в данном направлении;
- разработать методологию, архитектурный язык и последовательность выполнения проектных операций создания топологического архитектурного объекта;
- определить направление для последующих перспективных исследований в области топологического формообразования.
Объект исследования: экспериментальная нелинейная топологическая архитектура середины XX - начала XXI веков, использующая в пространственной и формообразующей организации «внутреннего/внешнего» топологический подход.
Предмет исследования: топологические основы формообразования в архитектуре середины XX - начала XXI века.
Границы исследования. Временные границы работы ограничены идейными всплесками XX века до первого десятилетия XXI века, временем, когда экспериментальные концепции объединены технической возможностью и желанием их реализации. Пространственные границы исследования определены географическим расположением объектов архитектуры (таблица 2), построенных на основе топологического подхода. Кроме этого в работе приводятся и анализируются некоторые неосуществленные экспериментальные проекты, опубликованные в архитектурной прессе и сети «Интернет» последних лет. В сравнительном анализе, также рассматриваются исторические предпосылки (идейные всплески), приведшие к изменению методов архитектурного проектирования, а также объекты, имеющие топологические особенности пространственного строения.
Гипотеза исследования заключается в том, что современное архитектурное формообразование с развитием компьютерных технологий получило инструментарий, который позволяет осуществлять самые сложные природоподобные, процессуальные, формообразующие подходы, зародившиеся исторически в недрах модернизма как его альтернативы, которые в свою очередь требуют и совершенствуют инструментарий архитектурного проектирования.
Методологическая основа работы:
Применяемый в работе историко-эволюционный анализ, а также графоаналитический метод и нелинейное объемно-пространственное моделирование позволяет определить основные этапы созревания топологического подхода в архитектурном проектировании, методы осуществления выявленных принципов, в результате чего выявляются направления дальнейшего развития топологической архитектуры на основе предпринятой автором классификации.
Методика исследования. Основана на комплексном изучении текстового, графического и иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать, сайтов и порталов сети «Интернет», на интернет-видеолекциях ведущих архитекторов и теоретиков, работающих в данном направлении, а также концептуальных формотворческих продуктах кинематографии. Кроме того, в исследовании применяется графоаналитический метод и метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ конструктивных принципов и внутренних структур объектов проводится на основе фотоизображений, чертежей и 3-Д проекций архитектурных объектов и живой природы.
Научная новизна исследования заключается:
- в выявлении эволюционных формообразующих основ топологической архитектуры,
- в определении приемов, технологий и техник формообразования топологических архитектурных объектов;
- в составлении словаря основных понятий, описывающих топологическую и параметрическую архитектуру;
- в междисциплинарном характере топологического подхода к проектированию, пронизывающему многие сферы научного и гуманитарного знания, определяющего дальнейший способ мировосприятия;
- в создании методик, подходов и упражнений, направленных на использование при обучении архитектурной композиции в современной архитектурной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
- определение топологической архитектуры; этапы развития топологического подхода в архитектуре; особенности топологического формообразования в архитектуре с середины XX по начало XXI века;
- классификация архитектурных объектов на основе принципов и методов топологического подхода;
- словарь топологической и параметрической архитектуры;
- основы и ряд методических упражнений для обучения созданию топологических пространственных структур и объектов в виртуальном пространстве в контексте дигитального подхода.
Научное и практическое значение работы:
- исследование рассматривает и расширяет новое для отечественной науки знание с точки зрения архитектурного проектирования о топологическом формообразовании; предвестниках (предпосылок, предшественников) его появления, принципах формирования, методах и приемах, используемых в топологическом подходе в проектировании. Вводится словарь топологической архитектуры, имеющей междисциплинарный характер. Результаты, полученные в процессе исследования, позволяют создать начальную версию методики воплощения сложных топологических объектов, соответствующих архитектуре XXI века. Также практическое применение результатов может быть найдено в учебных курсах по истории современной архитектуры середины XX - начала XXI веков, курсам компьютерного топологического и параметрического формообразования для студентов архитектурных вузов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены в докладах на областных и региональных научнотехнических конференциях СГАСУ в 2008, 2009 и 2010 гг., в Вестниках СГАСУ за
2009, 2010, 2011 гг., в публикациях в научной печати - всего 7 публикаций (из них 1 в издании, рекомендованном ВАК). Внедрение результатов исследования выполнено в ходе проведения курсового проектирования в группе 234 7 архитектурного факультета СГАСУ, посвященного формообразованию здания музея современного искусства. Акт внедрения представлен в приложении.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (133 стр.) - введение, три главы, общие выводы, библиографический список (131 наименований, в том числе - 41 зарубежных и 35 сайтов Интернет); второй том включает 57 графоаналитических таблиц и приложение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века: генезис, эволюция, типологические особенности, национальные традиции2009 год, кандидат архитектуры Султанова, Наталья Георгиевна
Формирование составных линейчатых оболочек в архитектуре зданий и сооружений2004 год, доктор архитектуры Коротич, Андрей Владимирович
Пластическая пропедевтика в обучении архитектора-дизайнера2011 год, кандидат архитектуры Соколова, Марина Алексеевна
Особенности архитектурного формообразования в Сталинграде в историко-культурном контексте 1930-1950-х гг.2009 год, кандидат архитектуры Янушкина, Юлия Владимировна
Проекционная геометрия архитектурного пространства2008 год, доктор архитектуры Горшкова, Галина Федоровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Бурлаков, Константин Витальевич
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Экологизация мировоззрения, информатизация общества, много-численные проблемы и вызовы, стоящие перед цивилизацией, кризис модернистских концепций архитектуры и индустриального развития в целом ознаменовали постепенный переход к поискам более адекватной, природосовместимой архитектуры, поиски новых методов и подходов к архитектурному формообразованию, в том числе и топологический подход, опирающийся на математический аппарат проективной геометрии.
2. Идейные всплески возникновения топологического подхода пришлись на конец XIX - первую половину XX века. Топологический подход к формообразованию представляет собою преобразование формы путем динамических воздействий: выдавливаний, скручиваний, деформаций, изгибаний и других объемных трансформаций без разрывов поверхностей. По мнению автора, наиболее важны для топологического формообразования такие всплески новаторских идей, как:
- биозооморфная архитектура А. Гауди (конец XIX - начало XX в.) с построением форм на основе аналоговых схем распределения усилий;
- архитектура дома К.С. Мельникова в Москве (1927г.) как пример конструктивизма с экономичным использованием материалов в сложном формообразовании слияния двух цилиндров путем применения тесселяции;
- музей Гуггенхейма в Нью-Йорке Фрэнка Ллойда Райта (1959г.) с уплотнением функциональной структуры, приводящей к динамическому внутреннему построению; геодезический купол» Бакминстера Фуллера (1954г.) - первая пространственная оболочка, выполненная из металлических стержней;
- «бесконечный дом» Фредерика Кислера (1958-1959гг.) - построение формы на основе идей непрерывности и гармонии с природой;
- «вантово-стержневые конструкции» группы Фрая Отто (1950-1990гг.);
- пространственные опыты Витторио Джорджини (1960-1970гг.) - поиск и построение теоретических и практических топологических моделей архитек-турных
104 сооружений, как одна из первых попыток преодоления градостроительных проблем с использованием топологической формы - многослойные структуры внутри единой оболочки;
- оперный театр Иорна Утзона (1959-1973гг.) - биозооморфная архитектура с расчетом сложных конструкций при помощи компьютера;
- школа архитектурной бионики Ю.С. Лебедева (1960-1990гг.);
- лаборатория компьютерного архитектурного моделирования Е.В. Барчуговой, H.A. Рочеговой в МАрхИ;
- осмысление множества математических, физических, биологических и философских идей, описывающих процессы жизни и окружающее пространство -фракталы, аттракторы, фазовые переходы, нечеткая логика (fuzzy logic), гены, паттерны, тесселяции Вороного и Делоне, и т.д.
- использование компьютерной техники и программного обеспечения в концептуальном творческом поиске взаимосвязи формы сооружения и протекающих внутри процессов; построении точной 3D информационной модели здания (BIM) с расчетами, калькуляциями целого и отдельных частей, а также генерированием и управлением всем жизненным циклом здания.
3. Топологическая архитектура - это комплекс знаний, принципов и приемов построения внешней и внутренней формы сооружения с ис-пользованием топологического морфинга - преобразований геометрической формы путем динамических воздействий: выдавливаний, скручиваний, дефор-маций, изгибаний и других объемных трансформаций без разрывов в вир-туальной среде компьютерного моделирования; а также внедрения математи-ческих и физических закономерностей природы, использования философских и социальных идей конца XX - начала XXI веков и их внедрение в дигитальную модель проектируемого объекта с учетом множественности достигаемых целей.
4. В своем развитии топологическая архитектура, по мнению автора исследования, прошла с середины XX века 3 стадии. При этом сразу же стала объектом исследования в Колумбийском университете (США), в школе
Архитектурной Ассоциации» (Великобритания), в техническом университете
105 г.Дельфта (Нидерланды), в МАрхИ в лаборатории Е.В.Барчуговой, Н.А.Рочеговой и в других архитектурных школах мира.
5. Первый этап - с середины XX в. по 70-е годы XX в. характеризуется осмыслением уже созданных сложных и уникальных архитектурных и инженерных объектов и первыми попытками дальнейшего развития. Это время создания Бакминстером Фуллером геодезического купола, экспериментальных опытов Фредерика Кислера и Витторио Джорджини, Фрая Отто, Йорна Утзона, формирования отечественной школы архитектурной бионики Ю.С. Лебедева и др. Этот этап характерен различными индивидуали-зированными приемами архитектурного формообразования - простран-ственные купола и оболочки, висячие конструкции; протобионические формы; различные архетипы (складка, пещера и
ДР-)
6. Второй этап - с 70-х годов XX в. по конец XX в. В этот период началось постепенное внедрение компьютера как инструмента проектирования. Начавшиеся в конце первого этапа эксперименты с бионическими формами обретают новую силу. Изучено и проанализировано внешнее и внутреннее строение животного и растительного мира. В архитектуре на основе этих исследований создаются архитектурные сооружения такие как: велотрек в Крылатском (Москва, 1980г. арх:. Воронина Н.И., Оспенников А.Г. и др.), выставочный павильон в Мангейме (ФРГ, 1972г. арх. Ф. Отто и его школа), мост в Потенце (Италия, 1970-е гг., инж. С. Мусмечи) и др.
7. Третий этап - это бурный расцвет методологии топологической архитек-туры в результате развития инструментария компьютерного формообразо-вания, продвинувшегося в последние 10-15 лет. В данный момент мы являемся свидетелями развития этого этапа. На данном этапе к топологическому подходу присоединяется принцип параметризма - построение зависимостей между формами, использование инструментария программиста - «скриптов», небольших программ-сценариев с записанной последовательностью операций, результатом действия которых становится форма, изменяющаяся в зависимости от введенных параметров.
8. Автором была разработана «Теоретическая модель топологической архитектуры», заключающаяся в обосновании определения «топологическая архитектура», определении методов, приемов и инструментов для её создания и работы с ней, а также разработки разветвленной последовательности проектных шагов, которые приводят к формообразованию топологических архитектурных моделей. Показано различие между модернистским подходом, основанном на ортогональной декартовской геометрии, и топологическим, опирающимся на нелинейные римановые геометрии. Как результат такого сравнения показывается необходимость применения топологических методов и приемов проектирования и работы с формой. В зависимости от материала проектирования форма тесселируется - разбивается на составляющие части для обеспечения перемещения, сборки и воплощения.
9. Прогноз развития заключается в попытках предугадать сложные явле-ния, возникающие в процессе цивилизационного развития общества, ускорения течения времени, увеличения количества научных знаний. Множество прогно-зов, в том числе самых невероятных предлагают визионеры в области урба-низма и архитектуры, в частности, одним из самых экстравагантных является идея британского архитектора Н. Гримшоу - «.я верю, что когда-нибудь здания смогут наращивать органическую прозрачную кожу, напоминающую крылья стрекоз. Конструкции бы оставались, а кожа бы дышала, вечно трансформируясь, меняя прозрачность и толщину изоляции, адаптируясь к различным атмосферным условиям, наподобие живых существ. Понимаете, в будущем, здания будут больше напоминать органические творения, чем предметы концептуального искусства.». В этой связи хотелось бы отметить, что топологическое формообразование найдет себя и в этом случае, поскольку как раз имеет в своей основе важный принцип -развития и роста.
10. Выявленные основы топологического формообразования в архитектуре можно использовать при создании новейших методик обучения в системе архитектурного образования на всех этапах обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дигитальная архитектура только начинает проникать в материальное пространство, а теоретики науки, искусства, в том числе архитектуры уже задумываются о будущих методах и техниках, которые будут применяться в практике проектирования. При этом инструменты становятся вдохновляющей средой, влияя на получающийся результат. Уже сейчас наметились некоторые основные контуры будущих экспериментов:
Во-первых, важно подчеркнуть, что «пост-дигитальная» архитектура архитектура с дигитальным компонентом. Это очень большой синтез виртуального, реального, биологического, киборгического, приращенного и смешанного.
Возможно, что уже больше нет смысла говорить о Дигитальной архитектуре как о бинарной противоположности нормальному, реальному миру архитектуры.
Киберпространство постепенно само проникло внутрь нашего бытия, в каждый масштаб и каждый круговорот. Это проникновение и единение простого и сложного подобно нашему миру, в котором нас окружают простые и сложные геометрии, но в любом случае вся материальная геометрия пространства сложна для осознания человека. Только высокохудожественные творения художников и научные эксперименты ученых смогли с разных сторон описать её. Изучение сложной геометрии пространства и нахождение простых алгоритмов ее формирования составляет одну задач современной теории сложности. Предложенная физиком
Мюрреем Гелл-Маном наука «плектика» объединяет простоту и сложность в качестве ведущей.
Физик Мюррей Гелл-Ман определил «плектику» ("РЬсйсБ") как: исследование простоты и сложности. Она включает различные попытки определить сложность; изучение ролей простоты и сложности, и классической и квантовой информации в истории вселенной, физики, информации; исследование нелинейных динамик, включая теорию хаоса, странных аттракторов, и самоподобия в комплексных неприспосабливающихся системах в физической науке, и изучение комплексных приспосабливающихся систем, включая химическое развитие, биологическую эволюцию, поведение индивидуальных организмов,
102 функционирование экосистем, деятельность иммунных систем млекопитающих, обучения и мышления, эволюцию человеческих языков, рост и упадок человеческих культур, поведение рынков, работу компьютеров, которые были спроектированы или запрограммированы для развертывания стратегий - скажем, для игры в шахматы или решения проблем». Этимология «Плектики» говорит о плетении, заплетении (вплетении - 'braiding'). Описание Гелл-Мана резонирует с текущими архитектурными интересами:
Это важно, по-моему мнению, соединяться с простотой и сложностью. Что наиболее захватывающе в нашей работе - так это то, что она освещает цепочку соединений между, с одной стороны, простых законов, лежащих в основе и управляющих поведением всего вещества (сущности, материи) во Вселенной и, с другой стороны, сложной материей, которую мы видим вокруг нас, представляющей разнообразие, индивидуальность и эволюцию. Взаимодействие между простотой и сложностью - сердце нашего субъекта. Так же, если части комплексной системы или различные аспекты комплексной ситуации, все определены заблаговременно, тщательно изучены экспертами этих частей или аспекты и результаты их работы объединены, обычно возникает адекватное описание целой системы или ситуации».
Это та междисциплинарность и рефлексивность, которую весьма часто могут предложить архитекторы.
Такая архитектура должна также адресовать себя многим эпистемологическим непознаваемостям в нашем мире. Плектическая архитектура не может быть развита как что-то единственное, что будет руководить серией научных экспериментов: объективно и неприкосновенно. Плектическая архитектура может быть ничем, если не кибернетической системой второго порядка и ее дизайнеры ничем, если не эпистемологическими обозревающими и действующими разговорными динамосами (dynamos). Кибернетика второго порядка относительна; она никогда не допускает обозревателя или обозревателя обозревающего системы. Мы должны понимать, что каждый взгляд на мир отличается, и мы конструируем - наши взгляды на мир, взаимодействуя и строя, вкратце разговаривают с людьми, объектами и идеями.
Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Бурлаков, Константин Витальевич, 2011 год
1. Ссылки на монографии или учебные пособия одного или нескольких авторов
2. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; пер. с англ. B.JI. Глазычева. М. : Стройиздат, 1984.
3. Ахмедова, Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна: учебное пособие / Е.А. Ахмедова. Самарск. гос.арх.строит.ун-т.: Самара, 2007. - 432 с.
4. Владимиров, Ю. Метафизика текст. / Ю. Владимиров. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 568 е.: 16 с. ил.: ил.
5. Гибсон, У. Нейромант текст. / У. Гибсон. М.: ACT. 2006. - 320 с.
6. Делёз, Ж. Различие и повторение текст. / Ж. Делёз. — СПб.: Петрополис. 1998.—384с.
7. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. A.B. Рябушина, М.В. Уваровой; Под ред. A.B. Рябушина, В.Л. Хайта М.: Стройиздат, 1985. - 136 е., ил. - Перевод изд.: The Language of Post-Modern Architecture / Charles A. Jencks. -Rizzoli.
8. Добрицына, И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов XX века / И.А. Добрицына // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX-XXI веков: разломы и переходы: статья / ред. И.А. Азизян. Москва.: Эдиториал УРСС, 2001.-146-206 сс.
9. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
10. Еремеев, В. Е. Символы и числа «Книги перемен». 2-е изд., испр. и доп.— М.: Ладомир, 2005. 600 с.
11. Иконников, А. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве текст. / А. Иконников. М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
12. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М. : Интрада, 1998. - 256 с.
13. Лакан и космос / Айтен Юран, Владимир Рисков, Виктор Мазин, Александр Черноглазое; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя, 2006. -172 с.
14. Лебедев, Ю.С. Архитектура и бионика. Ю. С. Лебедев. — М.: Стройиздат, 1967.
15. Лебедев, Ю.С. Архитектурная бионика под редакцией Ю.С. Лебедева. — М.: Стройиздат, 1990.
16. Леденева, Г. Теория архитектурной композиции : курс лекций / Г.Л. Леденева. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 80 с.
17. Мак Фарланд И., Полевой P. 3ds max 4 для профессионалов. СПб.: Питер, 2003. - 736 е.: ил.
18. Новейший философский словарь / ред. A.A. Грицанов. Мн.: Книжный дом, 2003. -1280 с.
19. Новейший философский словарь. Постмодернизм / ред. A.A. Грицанов. Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
20. Норенков, С. Архитектоническое искусство. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. - 199 е., ил.
21. Орельская, О. В. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 272 с.
22. Рябушин A.B. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: «Архитектура-С», 2007. - 336 е.: ил.
23. Соловьев, А.К. Физика среды: учебное пособие / А.К. Соловьев. издательство АСВ.: Москва, 2008. - 344 с.
24. Теоретическая культурология / ред. К.Э. Разлогов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - 624 с.
25. Фремптон, К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. - 535 е.: ил. - Перевод изд.: Modern architecture: a critical history// К. Frampton.
26. Хофштадтер, Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. - 752 с.
27. Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. -432 с.
28. Янковская, Ю. Архитектура в постиндустриальном мире. -Екатеринбург: Архитектон, 2007. 90 с.
29. Ссылки на статьи из журналов и газет
30. Татлин Plan 1/1/45.- Екатеринбург. «ООО издательство ТАТЛИН», 2008.- с. 68
31. Юсупов, Д. Оцифровывание хаоса Текст. / Юсупов Д., Ларина К. // Проект Россия. - 2005. - N 3(37). - С. 107-116
32. Abstract № 00/01. New York.: Graduate School of Architecture, Planning and Preservation of Columbia University, 2001. - 208 p.
33. Abstract № 01/02. New York.: Graduate School of Architecture, Planning and Preservation of Columbia University, 2002. - 184 p.
34. Abstract № 02/03. New York.: Graduate School of Architecture, Planning and Preservation of Columbia University, 2003. - 176 p.
35. Aranda/Lasch. Tooling. Pamphlet architecture 27
36. Architectural Design. Versatility and Vicissitude. Performance in Morpho-Ecological Design Vol 78 No 2 John Wiley & Sons London. 144 p. Michael Hensel and Achim Menges.
37. Architectural Design. Back to School: Architectural Education the Information and the Argument by Michael Chadwick. Academy Press; 1 edition, 2004.
38. Hypersurface Architecture, edited by Stephen Perrella, Architectural Design (Profile no. 133), vol. 68, no. 5/6, May-June 1998, pp. 16-24
39. Jean-Michel Kantor. A Tale of Bridges: Topology and Architecture // Nexus Network Journal. Vol. 7, No.2,2005. P. 13 - 21.
40. Michele Emmer. Mathland. The Role of Mathematics in Virtual Architecture // Nexus Network Journal. Vol. 7, No.2, 2005. P. 73 - 88.
41. Oxman Rivka (2008) "Digital Architecture: Re-thinking Theory, Knowledge, Models and Medium Challenge to Digital Design and Design Pedagogy" Design Studies, Vol. 9 Issue 2. pp. 99-120
42. Oxman Rivka (2008) Towards a Performance based Generation and Formation Model in Architectural Design, IJAC International Journal of Architectural Computing Vol. 6 Issue 1 pp. 1-17 (invited paper)
43. Oxman Rivka (2006) "Theory and Design in the First Digital Age" Design Studies, Vol 27 No 3
44. Oxman Rivka (2006) Keynote Lecture: "Re-thinking Digital Design in A. Ali, and C. A. Brebbia (Eds) Digital Architecture and Construction, WIT Press in a volume of WIT Transaction on the Built Environment
45. Sass L. and Oxman Rivka (2006) "Materializing Design" Design Studies Vil 27 No 3
46. Ссылки на доклады и материалы конференций
47. Ссылки на диссертации и авторефераты
48. Добрицына И. От постмодернизма к нелинейной архитектуре : Архитектура в контексте современной философии и науки : диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры : 18.00.01 / И. Добрицына текст.-Москва, 2007.- 332 с.
49. Кармазин, Ю. Формирование мировоззренческих и научно-методических основ творческого метода архитектора в профессиональной подготовке : диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры: 18.00.01 / Ю. Кармазин текст. Воронеж, 2005. - 382 с.
50. Соколкова, Е. Категории "порядок" и "хаос" в развитии профессионального мышления архитектора : диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : 18.00.01.- Екатеринбург, 2006.- 264 с.
51. Шубенков М. Структура архитектурного пространства: диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры текст. / М. Шубенков. Московск. арх. инс-т (гос. акад-я).: Москва, 2006. - 335 с.
52. Wan-Yu Liu. Attention Shift in Architectural Style Recognition: The Emerging Digital Style: Thesis for the Degree of Master in Science of Architecture текст. / Wan-Yu Liu. July 2006 Hsinchu, Taiwan, Republic of China. - 68 p.
53. Yuan-Zone Lee. A Study on the Process of Free Form Design and Construction: Thesis for the Degree of Master In Civil Engineering текст. / Yuan-Zone Lee. May 2005 Hsinchu, Taiwan, Republic of China. - 97 p.
54. Ссылки на сайты в сети Интернет
55. Гери, Френк // Материал из Википедии Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гepи,Фpэнк (дата обращения 10.07.2010)
56. Диаграмма Вороного // Материал из Википедии Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki^narpaMMaBopoHoro (дата обращения 01.12.2009)
57. Неопластицизм // Материал из Википедии Электронный ресурс. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/HeomiacTH4H3M (дата обращения 01.12.2009)
58. Развитие архитектурной топологии, Иовлев В.И. Электронный ресурс. URL: http://archvuz.ru/numbers/2011l/012 (дата обращения 12.07.2011)
59. Страшная сказка про биоморфа Электронный ресурс. URL: http://ru.infocom.uz/2005/02/03/strashnaya-skazka-pro-biomorfa/ (дата обращения0112.2009)
60. Хаос и архитектура: плюсы и минусы, статья Игоря Середюка / FORMA http://www.forma.spb.ru/archiblog/2008/08/08/architecture-chaos/ (дата обращения0103.2010)
61. Энергетическая функция культурных постулатов в современной архитектуре, статья Игоря Середюка / FORMAhttp://www.forma.spb.ru/archiblog/2010/08/1 б/postulat-arhitectura/ (дата обращения 01.03.2010)
62. BIG Bjarke Ingels Group Presents a portfolio of its projects and presents its staff, news and contact details. Электронный ресурс. URL: http://www.big.dk/ (дата обращения 10.07.2010)
63. Blog of Peter Macapia/LabDORA Электронный ресурс. URL: http://www.petermacapia.com/blog/ (дата обращения 01.12.2009)
64. Christian Hubert Studio Электронный ресурс. URL: www.christianhubert.com (дата обращения 10.07.2010)
65. Frank Gehry as a young rebel. TED. Ideas worth spreading. Filmed March 1990; posted March 2008. Электронный ресурс. URL: http://www.ted.com/talks/frankgehryasayoungrebel.html (дата обращения0112.2009)
66. Greg Lynn FORM. Design practice based in Venice offers its profile and portfolio of work. Электронный ресурс. URL: www.glform.com/ (дата обращения0103.2010)
67. Greg Lynn on calculus in architecture Электронный ресурс. URL: http://www.ted.com/talks/lang/eng/greglynnonorganicdesign.html (дата обращения 10.07.2010)
68. GRIMSHAW-ARCHITECTS. Электронный ресурс. URL: www.grimshaw-architects.com/ (дата обращения 01.03.2010)
69. Interview with Manuel DeLanda by Karlo Pirc Электронный ресурс. URL: http://www.cddc.vt.edu/host/delanda/pages/interviewpirc.htm (дата обращения 10.06.2011)
70. Klein Bottle house / McBride Charles Ryan Электронный ресурс. URL: http://www.archdaily.com/7952/klein-bottle-house-mcbride-charles-ryan/(дата обращения 10.07.2010)
71. Mersedes Benz Museum by UnStudio Электронный ресурс. URL: http://www.unstudio.com/projects/mercedes-benz-museum (дата обращения 10.07.2010)
72. National Library in Astana, Kazakhstan / BIG Электронный ресурс. URL: http://www.archdaily.com/33238/national-library-in-astana-kazakhstan-big/ (дата обращения 01.12.2009)
73. Nelonen Urban Abstract - JOPSU Design. Электронный ресурс. URL: http://jopsu.com/musuta/urbanabstract/ (дата обращения 01.03.2010)
74. NOX | Lars Spuybroek. NOX is an art and architecture design office based in Rotterdam. Электронный ресурс. URL: http://www.nox-art-architecture.com/ (дата обращения 01.03.2010)
75. ONL OosterhuisJLenard. Architects, visual artists, web designers and programmers based in Rotterdam, the Netherlands. [Электронный ресурс] URL: http://www.oosterhuis.nl (дата обращения 05.04.2010)
76. Reiser+Umemoto. Site features portfolio, firm history, and links to the New York architects writings. Электронный ресурс. URL: http://www.reiser-umemoto.com (дата обращения 10.07.2010)
77. Ross Lovegrove shares organic designs Электронный ресурс. URL: http://www.ted.com/talks/lang/eng/rosslovegrovesharesorganicdesigns.html (дата обращения 10.07.2010)
78. Sensing the virtual, building the insensible (1998) Электронный ресурс. URL: http://www.brianmassumi.com/textes/Sensing%20the%20Virtual.pdf (дата обращения 02.05.2011)
79. Site of architectural bureau FOA, Foreign Office Architects. Электронный ресурс. URL: www.f-o-a.net/ (дата обращения 10.07.2010)
80. Spacelab Cook-Fournier Kunsthaus Graz http://www.arcspace.com/architects/cook/ An architecture and design magazine that features today's most creative projects as well as the most influential of the past.
81. The art3idea: index to architecture, writing, courses, research, and events Электронный ресурс. URL: http://art3idea.psu.edu/ (дата обращения 10.07.2010)
82. The Architect's Newspaper. Vittorio Giorgini, 1925-2010 Электронный ресурс. URL: http://www.archpaper.com/e-boardrev.asp?NewsID=4350 (дата обращения 10.07.2010)
83. Topological spaces in architecture Электронный ресурс. URL: http://courses.arch.hku.hk /ComGraphics/0102/themes/topological/211 l2001%20presentation.ppt (дата обращения 02.09.2008)
84. The Topological Study of Form by Jose Sanchez Электронный ресурс. URL: http://www.arch.columbia.edu/workpage/work/courses/visual-studies/topological-study-form-0 (дата обращения 10.07.2010)
85. The web site of architects Panagiotis Michalatos and Sawako Kaijima. Электронный ресурс. URL: http://www.sawapan.eu/ (дата обращения 12.03.2010)
86. Website of Brian Massumi: a repository of Texts and news. Электронный ресурс. URL: http://www.brianmassumi.com/ (дата обращения 10.07.2010)
87. Ссылки на иностранную литературу88. 10X10: 100 architects / ed. Beck, Haig. London.: Phaidon Press Limited, 2004.-468 p.
88. Architecture Now! 7 / ed. Jodidio, P. Koln.: Taschen, 2010. - 480 p.
89. Arnheim, R. The dynamics of architectural form, text. / R. Arnheim. -London.: University of California Press, 1997. 289 p.
90. Arnheim, R. Art and visual perception. A psychology of the creative eye. text. / R. Arnheim. Berkeley and Los Angeles, California.: - University of California Press, 1974.-508 p.
91. Betsky A., Adigard E. Architecture must burn text. / A. Betsky, E. Adigard. London.: Thames & Hudson, 2000. - 144 p.
92. Branko, K. 2000, Digital Architectures, Eternity, Infinity and Virtuality in Architecture, ACADIA 2000 Proceedings,Washington D.C. 19-22 October 2000, pp. 251256.
93. Cache, B. 2002. Gottfried Semper: Stereotomy, Biology and Geometry. Architectural Design, Contemporary Techniques in Architecture, vol. 72, pp. 28-33.
94. Celant, G. Frank O. Gehry: Since 1997 текст. G. Celant Milano: Skira, 2010. .-320 p.
95. Contemporary Techniques in Architecture / ed. Rahim, A. London.: Academy Press, 2002. - 128 p.
96. D'Arcy Wentworth, T. On growth and form text. / T. D'Arcy Wentworth. -Cambridge: at the University Press, 1917. 820 p.
97. De Landa, M. A Thousand Years of Nonlinear History text. / M. De Landa. -NY.: Zone Books, 2000. 333 p.
98. Digital Architecture and Construction ed. Ali A., Brebbia C.A. -Southampton, Boston WIT Press 2006. (Digital architecture and construction by A. Ali, C.A. Brebbia. UK, WIT Press, illustrated edition, 2006.)
99. Distinguishing Digital Architecture. 6th Far Eastern International Digital Architectural Design Award by Yu-Tung Liu. Birkhauser Basel; 1 edition, 2007.
100. Emmer, M. Mathland, Form Topology to Virtual Architecture. Proc. Of Generative Art Conference, ed. Politécnico di Milano: Milano, 2005.
101. Form defining strategies. Experimental architectural design, ed. Agkathidis A., Hudert M., Schillig G. Berlin Wasmuth 2009 : 126 pages
102. Frampton, K. 1995. Studies in Tectonic Culture. Cambridge, MA: MIT Press.
103. Frascari, M. 1984. Tell-the-Tale Detail. Theorizing a New Agenda for Architecture: An Anthology of Architecture theory 1965-1995. K.Nesbitt (ed). NY. Princeton Architectural Press, pp. 498-515.
104. Frazer, J. An evolutionary architecture text. / J. Frazer. London.: Architectural Association publications, 1995. - 128 p.
105. Gao, W. P. 2004. Tectonics? A case study for digital free-form architecture. CAADRIA 2004. Seoul, Korea. Yonsei University Press, pp. 519-534.
106. Giuseppa, Di C. The topological tendency in architecture / Giuseppa, Di C. // Architecture and Science / ed. Giuseppa, Di C. London.: Academy Press, 2001. - 7-11 pp.
107. Goulthorpe, M. The Possibility of (an) Architecture. Collected Essays by Mark Goulthorpe dECOi Architects text. / M. Goulthorpe. London and New York.: Routledge, 2008. - 206 p.
108. Gregotti, V. 1983. The exercise of Detailing. Theorizing a New Agenda for Architecture: An Anthology of Architecture theory 1965-1995. K.Nesbitt (ed). NY. Princeton Architectural Press, pp. 494—497.
109. Heidegger, Martin. «Poetry, language, thought», Harper Colophon books, Harper & Row, Publishers / Martin Heidegger. NY: Hagerstown ; San Francisco, London: Building Dwelling Thinking, P. 143-163.
110. Jenks, C. The architecture of jumping universe текст. / С. Jenks. London.: Academy Press, 1997. - 192 p.
111. Jormakka, К. Basics design methods текст. / К. Jormakka. Berlin.: Birkhâuser Architecture, 2008. - 83 p.
112. Kolarevic, B. Architecture in the digital age: design and manufacturing text. / B. Kolarevic. New York and London.: Taylor & Francis, 2005. -320 p.
113. Kolarevic, B. Performative architecture: beyond instrumentality text. / B. Kolarevic, A. Malkawi. London.: Routledge, 2005. - 272 p.
114. Liu, Y.-T., Lim, C.-K. New tectonics. Towards a new theory of digital architecture: 7th Feidad Award text. / Y.-T. Liu, C.-K. Lim. Berlin.: Birkhâuser Architecture, 2009. - 206 p.
115. Lynn, G. Folds, bodies & blobs: collected essays текст. / G. Lynn. -Bruxelles.: La Lettre volée, 1998. 240 p.
116. Mitchell, W. Roll Over Eucld, How Frank Gehry Designs and Builds. Frank Gehry Architect, ed. J. Fiona Ragheb, The Solomon R. Guggenheim Foundation: New York, 2001.
117. Norberg Schulz, C. Genius Loci: Towards a Phenomenology of Architecture / Christian Norberg Schulz // New York Rizolli. 1991. - P. 216.
118. Quaderns 222: Spirals Open Time, Fractal Time. Projects by Sejima-Nishizawa, Neutelings-Riedijk, Balmond, Konigs, Libeskind, Nowhere, Jauslin-Vehovah, Frediani-SOB, Kiesler, Hutton, Kuma, NL, MVRDV, Geyter and Exit, Quaderns, Spain, 1999. 159p.
119. Reiser, J. Atlas of Novel Tectonics текст. / J. Reiser, N. Umemoto. NY: Princeton Architectural Press, 2006. - 256 p.
120. Sekler, E. F. 1957. Structure, Construction, Tectonics. Structure In Art and In Science. G. Kepes (ed). NY. George Braziller,1965, pp. 89-95.
121. Semper, G. 1951. The four elements of architecture and other writings NY. Cambridge University Press.
122. The function of ornament: Studio at Harvard University Graduate School of Design, Spring 2006 / ed. Moussavi F. Barcelona. Actar, 2008. - 192 p.
123. The metapolis dictionary of advanced architecture. City, technology and society in the information age / ed. Gausa M. Barcelona. Actar, 2003. - 688 p.
124. Verb natures. 5th volume of the Actar's boogazine. Architecture Boogazine edition / ed. Ferre A., Hwang I. Barcelona. - Actar;, 2007. - 280 p.
125. Vysivoti, S. Folding architecture. Spatial, Structural and Organizational Diagrams text. / S. Vysivoti. Amsterdam.: BIS Publishers, 2008. - 144 p.
126. Vysivoti, S. Supersurfaces. Folding as a method of generating forms for architecture, products and fashion текст. / S. Vysivoti. Amsterdam.: BIS Publishers, 2008. -144 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.