Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции: начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Рочегова, Наталия Александровна

  • Рочегова, Наталия Александровна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 393
Рочегова, Наталия Александровна. Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции: начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2010. 393 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Рочегова, Наталия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАЧАЛЬНОМУ ЭТАПУ ВЫСШЕГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Становление начальной композиционной подготовки в высшей архитектурной школе.

1.2. Отечественный и зарубежный опыт архитектурных школ, развитие традиций пропедевтической школы на современном этапе.

1.3. Архитектурная комбинаторика — структурирующая основа композиционного моделирования.

1.4. Моделирование - традиционные и инновационные формы реализации творческого замыла.

Выводы.

ГЛАВА 2. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

2.1. Новая среда моделирования в процессе развития проектного мышления (философия, мировоззрение).

2.2. Два направления использования информационных технологий в архитектурном проектировании.

2.3. Принципы компьютерного моделирования в процессе формирования основ архитектурной композиции.

2.4. Метод виртуально-комбинаторного моделирования.

Выводы.

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ КУРСА КОМПЬЮТЕРНОГО

КОМПОЗИЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (КМ курса).

3 Л. Курс компьютерного композиционного моделирования.

3.2. Комбинаторные приёмы в упражнениях КМ курса.

3.3. Методическое обеспечение, технологическая и образовательная база КМ курса.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции: начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования»

Актуальность исследования

Особенность современного этапа развития общества заключается в феноменальном прорыве цифровых технологий. На глазах одного поколения радикально изменилось отношение ко многим сторонам жизни. Это коснулось профессиональной сферы архитектуры, в том числе содержания обучения, методов трансляции профессиональных знаний и средств деятельности.

Кроме того, высшему профессиональному образованию уделяется повышенное внимание в связи со вступлением в Болонский процесс, что предусматривает изменения системы деятельности вузов с необходимостью радикальной модернизации дисциплин и программ. Ключевой для становления будущего архитектора предмет «Архитектурное проектирование» подпадает под этот процесс, с неизбежностью затрагивая проблему изучения объёмно-пространственной композиции.

Данная тема, связанная с изучением возможностей компьютерного моделирования, лежит на пересечении этих двух тенденций и оказывается в центре интересов, как архитектурной теории, так и практики проектирования, что определяет актуальность исследования.

Проблема

Информационные технологии (далее ИТ) в соответствии со стратегией развития современного общества Российской Федерации определены как системообразующий элемент складывающейся инфраструктуры, в качестве главного фактора ускорения инновационных процессов и модернизации экономики. Вместе с тем в области высшего архитектурного образования потенциал современных ИТ используется далеко не в полной мере, т.к. внедрение их в учебный процесс носит стихийный характер и зачастую основывается на интуитивных подходах. В результате не используются креативные возможности компьютерных технологий (далее КТ), что смещает акцент профессионального архитектурного образования в сторону технократизации в ущерб творческой, художественной составляющей.

Настоящее диссертационное исследование направлено- на изучение и применение KT для развития! гуманитарных ценностей высшего профессионального архитектурного образования ~ формирования композиционного мышления студента-архитектора, соответствующего современным' потребностям архитектурной специальности.

Изученность проблемы,и научный контекст исследования

Научный контекст исследования составляют разработки в области теории архитектуры: творческого процесса проектирования1, архитектурного формообразования", теории композиции виртуального моделирования в различных областях искусства4, методологии архитектурного образования^ в частности, его начального этапа5.

В' работах теоретиков6 и практиков7 архитектуры приводится анализ и оценка явлений, связанных с развивающейся идеей нелинейности; определяющей новую картину мира, которая реализуется в современной архитектуре и градостроительстве и существенно расширяет границы теоретических представлений о профессии. Исследование процесса творчества как результата нелинейного мышления и деятельности архитектора потребовало обращения к работам, рассматривающим феномен сознания с точки зрения синергетики8, феноменологии9, психологии10, эстетики11 и математического моделирования12.

1 О.И. Генисаретский, B.JI. Глазычев, Э.П. Григорьев, A.B. Ефимов, В.И. Иовлев, И.Г. Лежава, Ф.Т. Мартынов, В.М: Розин, М.Р. Савченко, Г.П. Щедровицкий, Ю.И: Кармазин.

2 А.Г. Раппапорт, A.B. Иконников, М.В. Шубенков, Ю.С. Янковская.

3 П.В. Капустин, А.Э. Коротковский, М.В. Пучков, В.И. Сазонов.

4 А. Асанович, A.C. Токарев, О.Г. Яцюк.

5 Т.В. Гудкова, A.A. Барабанов, И.И. Богомолов, В.И. Иовлев, П.В. Капустин, Ю.И: Мартынов, Д. JL Мелодинский, В.И. Сазонов и др.

6 И.А. Азизян, Ч. Дженкс, И.А. Добрицына.

7 П. Айзенман, Ф. Гери, Р. Кулхаас, 3. Хадид, П. Шумахер и другие.

8 И.А. Пригожин, И. Стенгерс, С.П. Курдюмов, Э. Янч, В.И. Тасалов.

Мировой и отечественный опыт современной, архитектуры свидетельствует о том, что единый процесс информатизации в архитектуре развивается-по двум параллельным руслам: первое - технологическое сопровождение проектирования, существенно интенсифицирующее и изменяющее его процессуальное содержание. Второе - исследования, проводимые в виртуальной среде, активизирующие творческий потенциал проектировщика и формирующие профессиональный язык современного архитектора.

Отечественная* практика высшего архитектурного образования развивается в основном в первом русле — спонтанного внедрения цифровых технологий путём изучения пакетов компьютерных программ. Это удовлетворяет, прежде всего, спрос архитектурно-строительного рынка на специалиста, владеющего ремеслом, необходимым для оформления проектной- документации в электронном виде. Однако такая специализация не служит развитию художественной составляющей архитектурной профессии.

Возможности компьютерных технологий, позволяющие решать проект-но-композиционные задачи, инициировать творческий потенциал студента-архитектора и способствовать формированию профессионального мышления, адекватного современному информационному обществу, ещё мало изучены и недостаточно применяются в области высшего архитектурного образования. Привлечение средств компьютерного моделирования (далее КМ) для осуществления исследовательской, творческой работы нуждается в осмыслении. Особого внимания требует изучение взаимосвязи технического и художественного в процессе проектного моделирования. Необходимо теоретическое обоснование методологии обучения будущего- архитектура работе в виртуальной среде, а также разработка соответствующих методик освоения проектного искусства, стержнем которого остаётся архитектурная композиция.

9 Э. Гуссерль, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти.

10 JI.C. Выгодский, В.Е. Лепский, В.А. Лефевр.

11 В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.И. Тасалов, O.A. Кривцун.

12 И. Волович, А.Ю. Хренников.

Наиболее близкими предшественниками научного подхода, разрабаты

13 ваемого в настоящем исследовании, являются работы: О.В. Загребина и Е.С. Пронина14. В исследовании О.В. Загребина компьютерная графика представлена как эффективное средство пространственного моделирования! и визуализации процессов и объектов, способное обеспечить динамичное формообразование в интерактивном режиме. Выводы О.В. Загребина о целесообразности применения компьютерной графики в процессе изучения основ архитектурной композиции были сделаны на основании доказательства следующих её преимуществ: условия восприятия, приближенные к реальным условиям; особые, отличные от традиционных, способы осуществления компоновки; а также свойство интерактивной компьютерной графики формировать гибкость мышлениями познавательность, необходимые для творческой деятельности.15

Исследование Е.С. Пронина посвящено процессуальному содержанию композиции. Концептуальный и формальный уровни архитектурной- комбинаторики рассматриваются как структурирующая основа проектирования, которая проявляется в виде множества комбинаторных процедур, не всегда осознанных, и растворённых в композиционной деятельности. Двухуровневая структура композиционной деятельности и выявленные Е.С. Прониным закономерности комбинаторных процедур, стали теоретическими предпосылками для настоящего исследования.

Результаты двух приведённых выше исследований позволяют сделать новый шаг в исследуемом направлении и предложить новую методологию использования КМ в процессе изучения основ архитектурной композиции с привлечением приёмов архитектурной комбинаторики.

Рабочая гипотеза

13 О.В. Загребин. Учебные компьютеры в начальной композиционной подготовке: автореферат канд. дис. М., 2000.

14 Е.С. Пронин. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура» -М.: Архитектура-С. 2003.

15 См.: О.В. Загребин —там же. С. 11.

На начальной стадии высшего архитектурного образования приоритетными являются методы КМ, которые содействуют развитию и формированию творческих способностей будущих архитекторов, в отличие от ремесленных навыков, необходимых для технологического компьютерного сопровождения проектирования.

Компьютерное моделирование, направленное на изучение процесса формообразования в интерактивном режиме, способствует стимуляции креативного мышления и служит средством освоения и формирования современного профессионального архитектурного языка.

Объект исследования - композиционные модели (графические, макеты, компьютерные, вербальные), служащие средством выражения объёмно-пространственной композиции, основы которой закладываются в процессе обучения студента-архитектора и оказывают влияние на формирование художественно-образного языка архитектуры.

Предмет исследования - принципы и методы компьютерного моделирования в процессе формирования основ архитектурной композиции, используемые в современной практике высшего архитектурного образования и проектирования.

Границы исследования

Исследование ограничено начальной стадией высшего архитектурного образования, где осуществляется процесс становления профессионала, включая адаптацию студента к условиям высшего учебного заведения и формирование основ композиционного мышления. Из множества возможных путей применения КТ в архитектурном образовании, в исследовании рассматриваются те, которые направлены на решение проектно-композиционных задач на начальной стадии профессиональной подготовки.

Цель исследования

Способствовать развитию художественного потенциала современного высшего архитектурного образования и профессионального проектирования посредством освоения и применения новых методов виртуально-композиционного моделирования архитектурной формы и пространства.

Задачи исследования

1. На основе анализа мировой и отечественной архитектурной теории, практики и образования выявить способность компьютерного моделирования активизировать творческий потенциал архитектора и обосновать возможность использования КМ на начальном этапе архитектурно-художественного образования.

2. Раскрыть возможности виртуально-комбинаторного моделирования, связанные с визуализацией процесса поиска и создания архитектурной композиции.

3. Сформулировать принципы компьютерного моделирования в процессе обучения основам архитектурной композиции в развитие традиций исторически сложившейся методологии архитектурной школы пропедевтики, являющейся признанным достоянием мировой художественной культуры.

4. Разработать метод виртуально-компьютерного моделирования, следующий сформулированным теоретическим принципам, для организации на его основе Курса компьютерного моделирования, сопровождающего изучение основ архитектурной композиции (ОПК).

Методы исследования

В основу исследования положены: - экспериментальная практика (1996 -2010 гг.) Учебно-методической лаборатории компьютерного проектирования УЦ ВИКОМП МАрхИ по сопровождению классического курса Основ архитектурной композиции компьютерным композиционно-комбинаторным моделированием; - конкретные социологические исследования (анкетирование, опрос, интервью - диагностические сопоставления); - теоретико-аналитические изыскания в области архитектурной композиции как содержания обучения. Качественный анализ свойств различных видов моделирования, освоенных в архитектурной практике. Обобщение результатов проведенного исследования, кроме названных методов, опиралось на комплексный подход в формулировании» итоговых выводов. .

Научная новизна

Предложена новая методология формирования■ основ архитектурной композиции на начальной стадии высшего-профессионального образования, в которой КМ использовано как средство активизации творческого потенциала и формирования пространственного воображения и восприятия студента-архитектора.

Сформулированы принципы компьютерного моделирования в формировании основ архитектурной композиции на начальной стадии высшего профессионального архитектурного образования > и разработан виртуально-комбинаторный метод композиционного моделирования.

Практическая значимость

На основании проведённого исследования подготовлен курс Компьютерного композиционного моделирования (КМ курс), который получил апробацию в Учебно-методической лаборатории УЦ ВИКОМП МАРХИ в 2000/01 - 2009/10 гг. Полученные результаты имеют значение для совершенствования учебного процесса, для научного изучения проблем композиционной подготовки и дальнейшего развития методики обучения основам архитектурной композиции. КМ курс может быть использован в целях повышения квалификации, а так же преподаваться на начальной стадии обучения по архитектурным и дизайнерским специальностям в вузах и колледжах.

На защиту выносится

- новая методология формирования основ архитектурной композиции (на начальной стадии высшего архитектурного профессионального образования), использующая визуальный потенциал КМ, поддержанный цифровыми технологиями, трёхмерным моделированием, одновременным транслированием образа и интерактивным взаимодействием с ним.

- принципы компьютерного моделирования в формировании основ архитектурной композиции: о принцип двухстадийности, отражающий двухуровневую структуру композиционного моделирования: на первой стадии осуществляется формально-аналитический поиск моделей (на условных цифровых моделях), преобразуемых на второй стадии в тематическую (типологическую) архитектурную композицию; о принцип комбинаторного моделирования, вскрывающего механизмы формообразования композиционной деятельности в части формального варьирования параметров объёмно-пространственной модели, что способствует формированию гибкости, вариативности и ассоциативности мышления студента-архитектора; о принцип синхронности различных видов моделирования, обосновывающий правомерность использования компьютерного моделирования наравне и в комплексе с макетно-графическим моделированием.

- виртуально-комбинаторный метод, использующий приёмы архитектурной комбинаторики в системе формально-аналитических процедур при создании композиционных моделей средствами компьютерного моделирования.

Внедрение и апробация исследования

Основные положения исследования опубликованы в учебном пособии «Основы архитектурной композиции (курс виртуального моделирования)», в сборниках и журналах, изложены на конференциях и методических семинарах в России и за рубежом, в частности, на международных конференциях из серии «Нелинейный мир»: Информатика, образование, экология и здоровье человека, на «Connecting the Real and the Virtual: eCAADe20» [Designe-ducation], EAEA, Триенале в Милане, ASAE07 «Creative Reseach» в Швеции, на научно-практических конференциях МАрхИ и УралГАХА, и внедрены в программу целевых научных исследований НИИТИАГ РААСН по теме

1.4.5.: «Виртуальное моделирование в процессе архитектурного формообразования» (г.р. № 01200903135).

Результаты исследования составили теоретическую базу эксперимен-" тальных методик по сопровождению в отдельных группах третьего и четвёртого курсов МАрхИ учебного проектирования на темы: «Клуб», «Жилой дом средней этажности», «Многоэтажный жилой дом» и на пятом курсе вечернего отделения по сопровождению темы «Театр» на стадии эскизного композиционного поиска объёмно-пространственного решения.

По результатам экспериментов 1996 — 2000 гг. в 2000 году Учёным советом МАрхИ (протокол № 5 от 28.06.2000 г.) была утверждена авторская программа изучения основ архитектурной композиции методом виртуально-комбинаторного моделирования, разработанная автором данного исследования совместно с доцентом кафедры «Архитектура жилых зданий» канд. арх. Барчуговой Е.В. С 2000/01 года авторская программа положена в основу дис- ' циплины «Компьютерный композиционно-комбинаторный курс» и включена в учебный план. В 2010 году дисциплина переименована в «Курс компьютерного композиционного моделирования» - КМ курс.

В 2002 году «Компьютерный композиционно-комбинаторный курс» был впервые представлен и получил признание как не имеющий аналогов на международной научной конференции: Design-Education: Connecting the Real and the Virtual: eCAADe20 - The 20-th Conference on Education in Aided Architectural Design in Europe. Warsaw.

В 2005 году на международной научно-методической конференции «Композиционные чтения имени А. Коротковского» в Екатеринбурге виртуально-комбинаторный метод (авторы: Рочегова H.A., Барчугова Е.В.) был . отмечен дипломом за разработку инновационных методик обучения основам архитектурной композиции.

В 2010 году на XIX Международном смотре-конкурсе дипломных проектов в г. Воронеже учебному пособию «Основы архитектурной композиции курс виртуального моделирования)» (авторы: Рочегова Н.А., Барчугова Е.В.) присуждено первое место и это отмечено Дипломом первой степени, в смотре-конкурсе учебных пособий.

Методический материал, разработанный в КМ курсе, используется в педагогической практике Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) и Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва (ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва») (акты о внедрении в приложении № 4 и 5).

Навыки компьютерного композиционного моделирования, полученные студентами в КМ курсе, используются ими в учебной практике, о чём свидетельствует устный опрос студентов и результаты анкетирования (в приложении № 6). Кроме того, студенты реализуют полученный опыт, участвуя в профессиональных конкурсах16. Студенты и магистранты принимали участие в выполнении Зё-моделей и анимационных фрагментов для двух мультимедийных исследований: «Динамический метод формообразования И.И. Леонидова» (2007 г.) и «Пространство в архитектуре Фёдора Шехтеля» (2009 г.).

Структура работы

Диссертация представлена в двух томах. Том I состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и 43 иллюстраций, и изложен на 171 странице. Том II состоит из документальных приложений, изложенных на 156 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Рочегова, Наталия Александровна

Основные результаты десятилетней практики курса Компьютерного композиционного моделирования.

КМ курс не имеет аналогов, поэтому результаты можно оценить лишь по степени их значимости для адаптации студента к условиям высшей школы, информационно-технологическому контексту нашего времени и успешности формирования профессиональных знаний и навыков:

- сам факт моделирования в. виртуальной среде является убедительным для»современных студентов и;делает их открытыми к усвоению предметно-ориентированного материала; студенты*доверяют виртуальной«среде, в*которой быстро достигается* искомое, а ошибки ничем серьёзным не грозят и легко исправляются;

- непредсказуемое развитие сценария формообразования; подсказанного технологическими комбинаторными, приёмами, создаёт атмосферу игры, где результат неизвестен; а смысл заключается в самом1 процессе; игра раскрепощает и, способствует усвоению комбинаторных процедур, лежащих вюсно-ве композиционно моделирования; в. непринуждённой обстановке обучающей игры формируются важнейшие профессиональные навыки; на* которые ориентирована.методика КМ'курса;

- формируются комбинаторные механизмы сознания, лежащие в основе композиционной деятельности и служащие пробуждению творческого потенциала сознания;

- формируется навык, вариативного эскизирования, что обеспечивает большую свободу в выборе решения;

- включается ассоциативное мышление;

- неформальное знакомство с компьютерными технологиями предоставляет студентам возможность творческого использования их в достижении учебных целей;

- практика композиционного моделирования снимает иллюзию о том, что знание компьютерной программы, может заменить отсутствие навыков изобразительной, созидательной деятельности - умения рисовать, компоновать, придумывать, фантазировать;

- синхронность программ трёх дисциплин (ОПК, ОАП и КМ курса), а так же сопровождение выполнения заданий вербальной- формулировкой идеи, комментариями и обсуждением принимаемых решений создаёт условия-для одновременной работы в различных языках моделирования;

- студенты получают дополнительный опыт композиционного моделирования, всегда востребованный, но по причине всеобщей интенсификации жизни имеющий тенденцию к сокращению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Композиционное моделирование в виртуальной среде, реализуемое на начальной стадии профессионального образования, представлено как эффективный метод погружения студента в специфику профессиональной архитектурной'деятельности, оживляющий механизмы образного и ассоциативного мышления, формирующий объёмно-пространственные представления'и, одновременно, дающий навыки работы» с компьютерными технологиями. В результате включения творческой интуиции студентов информационные технологии начинают работать как инструмент искусства* уже на первоначальном этапе знакомства с ними.

1. В результате проведённого автором анализа опыта мировой и отечественной архитектурной теории, практики и образования выявлено два направления единого процесса информатизации в архитектуре: первое - технологическое сопровождение проектирования, существенно интенсифицирующее и изменяющее его процессуальное содержание; второе - использование компьютерного моделирования (КМ) как инструмента исследования процесса формообразования.

Второе направление способствует раскрытию творческого потенциала архитектора и участвует в формировании современного профессионального языка.

Исследование подтвердило, что КМ является действенным инструментом композиционного формообразования (наряду с другими возможностями его применения: технологическим сопровождением проектирования, визуализацией архитектурных объектов, компьютерными презентациями и др.), и позволяет включить его в начальное образование студента-архитектора, что отвечает современным реалиям проектного процесса, базирующегося на ИТ.

2. Раскрыты возможности виртуально-комбинаторного моделирования, которые обеспечены с одной стороны специфическими свойствами виртуальной среды, с другой - использованием комбинаторного метода, присущего архитектурной композиции в её вариативной, комбинаторной части. Установлено, что двухуровневое виртуально-комбинаторное моделирование (концептуальный,уровень идей, принципов, значений и целей и формальный уровень геометрических форм и их характеристик) служит стимуляции творческой интуиции, способности синтезировать композиционное решение.

Виртуальные возможности моделирования поддерживаются технологическим компьютерным сервисом: нематериальность цифровых моделей, интерактивность взаимодействия с ними, лёгкость исправления ошибки - формируют склонность к экспериментированию, а наглядность включает механизм образного восприятия. Способность виртуальной среды имитировать реальную среду с высокой степенью убедительности, позволяет использовать её в образовательных программах.

3. По результатам теоретических разработок и анализа опыта использования» компьютерного моделирования в процессе изучения основ архитектурной композиции сформулированы принципы КМ, развивающие традиции исторически сложившейся методологии начального этапа высшего архитектурного образования путём творческого использования виртуальных технологий:

- принцип двухстадийности КМ, во-первых, наследует традиции формально-аналитического подхода к изучению основ архитектурной композиции - освоение формализованных средств архитектурной деятельности выделяется в отдельный этап при условии, что синтез полученных аналитических знаний происходит в контексте решения конкретной тематической архитектурной композиции; во-вторых, отражает двухуровневую структуру композиционной деятельности (формальный и концептуальный уровни): на первой стадии осуществляется формально-аналитический поиск моделей (на условных цифровых моделях), преобразуемых на второй стадии в тематическую (типологическую) архитектурную композицию;

- принцип комбинаторного моделирования вскрывает механизмы формообразования и визуализирует процесс композиционной деятельности в» части формального варьирования параметров объёмно-пространственной модели.

- принцип синхронности различных видов моделирования (цифрового, макетно-графического и вербального) утверждает совокупность традиционных и инновационных видов моделирования, дополняющих возможности друг друга. Традиционные виды моделирования, перенесённые в виртуальную среду, приобретают новые качества. Использование компьютерного моделирования наравне и в комплексе с макетно-графическим моделированием создаёт оптимальные условия для творческой реализации.

4. Разработан виртуально-комбинаторный метод, положенный в основу Курса композиционного компьютерного моделирования - КМ курса, сопровождающего дисциплину ОПК. Виртуально-комбинаторный метод служит изучению свойств архитектурной формы и проявляется во множестве комбинаторных процедур различного характера. В работе сформулированы три вида комбинаторных процедур: технологический, морфологический и сценарный:

- технологические процедуры - создание комбинаторных множеств условных моделей на основе единичного модуля, путём его удвоения, отражения, перемещения в пространстве, масштабирования, изменения его не геометрических параметров (масса, фактура и цвет) - осуществляется на формальном уровне по предложенным алгоритмам использования простейших опций компьютерной программы;

- морфологические процедуры - создание комбинаторных множеств на основе свободного выбора способа моделирования формы, помимо технологических приёмов используются: членение объема на структурно-образующие элементы, сечение плоскостью, работа с фактурой и пластикой поверхности и другие, требующие более глубокого знания компьютерной программы;

- сценарные процедуры - анализ множества композиционных идей возможных интерпретаций условной модели, выбор тем и сценарной аранжировки.

5. Разработаны приёмы создания комбинаторных множеств на основе единичного модуля, вошедшие в 12 упражнений, реализующих виртуально-комбинаторный метод в практике высшего архитектурного образования на начальной его стадии:

- приём свободного движения в границах комбинаторного поля; - веерный приём создания динамических рядов; - приём «разрушения» формы и последующей её «сборки» в новую целостность; - приём множественного прочтения двумерного изображения в трёхмерную модель и другие приёмы, свойственные комбинаторике и адаптированные к возможностям компьютерных технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Рочегова, Наталия Александровна, 2010 год

1. Альберти, Л.Б. Десять, книг о зодчестве Текст. / Л.Б. Альберти. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935-1937., т.1-2.

2. Азизян, И.А. Теория' композиции как поэтика архитектурыТекст. / И.А. Азизян, И.А. Добрицина. Г.С. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2002.- 568 с.

3. Араухо, И. Архитектурная композиция Текст. / И. Араухо. М.: Из-во «Высшая школа», 1982. - 208 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Текст. / Р. Арнхейм.- М.: Прогресс, 1971.

5. Барабанов, А. А. Семиотические проблемы в художественно-композиционной подготовке архитекторов // Художественно-композиционная подготовка архитекторов и дизайнеров. Свердловск, 1991.

6. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного формообразования Текст. / Б.Г. Бархин М.: Стройиздат,1993.- 439 с.

7. Белоусов, Е.Д. Объёмно-пространственная композиция Текст. / Е.Д. Белоусов. Ростов-на-Дону, 1990.

8. Бархин, М.Г. Мастера советской архитектуры об архитектуре Текст. / М.Г. Бархин, А.В. Иконников, И.Л. Маца, Г.М. Орлов. М.: Искусство, 1975., тт. 1,2.

9. Бах, И.С. Инвенции для фортепиано . / Предисловие к сборнику нот. -Киев.: Музычна Украйина, 1984. С. 3 7.

10. Богомолов, И.И. Начала архитектурного формообразования Текст. / --Пенза, 2001.-295 с.

11. Буров А.К. Об архитектуре. М., 1968.

12. Брунов, Н.И. Греция. Из серии города и страны Текст. / Н.И. Брунов, под ред. И.Л. Маца. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935.

13. Вельфлин,.Г. Основные понятия истории искусств Текст. / Г. Вельф-лин.16: Виоле-ле-Дюк, Э. Беседы об архитектуре Текст. / Э. Виоле-ле-Дюк. -М., 1937. Т. 1.

14. Витрувий, М.П. Десять книг об архитектуре Текст. / М.П. Витрувий. -М., 1936.

15. Вуек, Я. Мифы и утопии архитектуры XX века Текст. / Я. Вуек. М.: Стройиздат, 1990.

16. ВХУТЕМАС-МАРХИ: Материалы юбилейного пленума MOCA и МАРХИ, посвященного 60-летию подписания В.И. Лениным декрета о ВХ УТЕМАСе и каталог выставки «ВХУТЕМАС-МАРХИ» Текст. М.: 1986 г. -108 с.

17. Выгодский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выгодский. М., 1965.

18. Габричевский, А.Г. Теория и история архитектуры Текст. / А.Г. Габричевский. Киев, 1993.

19. Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст. / П.Я. Гальперин. М., 1976.

20. Глазычев, В.Л. Композиция как мыслительная деятельность (К постановке проблемы) / В.Л. Глазычев // Теория композиции в советской архитектуре: сборник статей под ред. Л.А. Кирилловой. М.: Стройиздат, 1986.

21. Глазычев, В.Л. Эволюция творчества в архитектуре Текст. / В.Л. Глазычев.- М.: Стройиздат, 1986. 495 с.25: Гропиус, В; Границы архитектуры Текст. / В. Гропиус. М.: Искусство, 1971. - 286 е.,

22. Гудкова, Т.В. Моделирование процесса; творческого' проектного мышления Текст. : автореферат дис. канд. арх./ Т.В. Гудкова. Новосибирск, 2000:

23. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст.! / В.В. Давыдов-М., 1986.

24. Дембич, A.J1. Проектный анализ в системе архитектурного проектирования Текст.;: автореферат дис: канд. арх. / АЛ. Дембич, М-., 1985:

25. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма Текст. / Ч. Дженке -М., 1985.

26. Добрицына, И:А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки Текст. / И.А. Добрицына М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

27. Загребин, О.В. Учебные компьютеры в начальной композиционной подготовке Текст.: автореферат дис. канд. арх. / О.В. Загребин. М., 1990.

28. Зорин, Л.Н. Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Л.Н: Зорин. М., 1990.

29. Игнатов, Г.Е. Структура пространства как объект анализа и основа построения архитектурной композиции Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Г.Е. Игнатов.-М., 1985.

30. Иконников; A.B. Архитектура и история Текст. / A.B. Иконников. -М.: ARCHITEKTURA, 1993. .

31. Иконников, A.B. Функция, образ, форма в архитектуре Текст. / A.B. Иконников. М., 1986.

32. Иконников,,AiB. Композиция- относительность вечных истин // Архитектура мира:Текст./A.B. Иконников. М:, 1996: №5.

33. Иконников, A.B. Мастера архитектуры об архитектуре Текст. /A.B. Иконников, И.Л. Маца, Г.М. Орлов. М.: Искусство, 1972.

34. Иконников, A.B. Художественный язык архитектуры Текст. /A.B. Иконников. М.: Просвещение, 1995.

35. Иовлев, И.В. Архитектурное пространство и экология Текст.: монография / И.В. Иовлев: Екатеринбург.: Архитектон, 2006.

36. Иовлев, И.В. Архитектурно-композиционное формообразование Текст. / И.В. Иовлев. Екатеринбург.: Архитектон. 2000.

37. Иовлев, В.И. Архитектурная школа в Осло Текст. / И.В. Иовлев. -Екатеринбург.: Архитектон (1-2), 1995.

38. Иттен, И. Искусство цвета Текст. / И. Иттен. М.: Д. Аронов, 2000.

39. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах Текст. / И. Иттен. М.: Д. Аронов, 2001.

40. Капустин, П.В. Развитие представлений об объекте проектирования в процессах архитектурного мышления Текст.: автореферат дис. канд. арх. / П.В. Капустин. М., 1999.

41. Капустин, П.В. / П.В. Капустин, Ю.И. Кармазин // Композиционная подготовка в современном архитектурно-художественном образовании: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Екатеринбург: Изд-воУралГАХА «Архитектон», 2003. С. 39 44.

42. Кириллова, Л.И. Масштабность в архитектуре Текст. / Л.И. Кириллова/-М., 1996.

43. Козыренко, С.М. Игровое проектное моделирование в процессе подготовки архитекторов Текст.: автореферат дис. канд. арх. / С.М. Козыренко. -М., 1990.

44. Коротковский, А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование Текст. / А.Э. Коротковский. М., 1995.

45. Коротковский, А.Э. Основы архитектурной композиции Текст. / А.Э. Коротковский. М., 1974.

46. Коротковский, А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры Текст. / А.Э: Коротковский. М., 1987.

47. Кринский, В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции Текст. / В.Ф. Кринский, И.В: Ламцов, М.А. Туркус. М.: Стройиздат, 1968.

48. Кучмар, А. Основы архитектурного формообразования- Текст. / А. Кучмар. М., 1984.

49. Ладовский, H.A. Основы построения теории архитектуры Текст. / H.A. Ладовский. М.: Известия ассоциации новых архитекторов, 1926.

50. Лебедева, Г.С. Принципы формообразования в классической архитектурной традиции Текст. // Проблемы формы в архитектуре / Г.С. Лебедева/ -М.: «Ь», 1985.

51. Лежава, И.Г. Функция и структура формы в архитектуре Текст.: дис. доктора арх. / И.Г. Лежава. М., 1987.

52. Лежава, И.Г. Организация пространственного моделирования Текст. / И.Г. Лежава, Н.Ф. Метленков, H.H. Нечаев. М.: «Ь», 1980.

53. Лежава, И:Г. Визуальный язык архитектуры Текст. / И.Г. Лежава, И. Галимов // Архитектура СССР, 1988, № 7-8.

54. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н. Леонтьев/ М., 1975.

55. Лехари, К.Э. Организация архитектурного пространства как эстетическая проблема Текст.: автореферат дис. канд. арх. / К.Э. Лехари. М., 1972.

56. Малахов, С.А. Введение в творческий процесс проектирования на начальном этапе архитектурной подготовки Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Малахов; С.А. М:, 1980.

57. Мальгин; В.И. Пространство в архитектурной композиции, (Вопросы теории и методики преподавания в курсе ОПК) Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Мальгин, В.И. М., 1977.

58. Мастера архитектуры об архитектуре Текст. / М., 1972.

59. Мастера советской архитектуры об архитектуре Текст. / под общей редакцией A.B. Иконникова, И.Л. Маца, Г.М. Орлова. М.: Из-во «Искусство», 1972. Тт. 1,2

60. Мачульский, Т.К. Мисс Ван дер Роэ Текст. / Т.К. Мачульский. М.: Из-во литературы по строительству, 1969.

61. Мелодинский, Д.Л. Начальная композиционная подготовка в высшей архитектурной школе Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Д.Л. Мелодинский. М., 1973.

62. Мелодинский, Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования Текст.: Учеб. пособие / Д.Л. Мелодинский. М.: «Архитектура-С», 2004.-312 с.

63. Мелодинский, Д.Л. В.Ф. Кринский. Мастера архитектуры* Текст. / Д.Л. Мелодинский. М.: Ладья,1998. - 257 с.

64. Метленков, Н.Ф. Роль пространственного моделирования в интенсификации процесса.обучения архитектурному проектированию Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Метленков, Н.Ф. М., 1978.

65. Метленков Н.Ф. Метод и моделирование в архитектуре: автореферат дисс. доктора арх. М., 1991.

66. Moop, B.K. Архитектурное пространство как центральная* категория« профессионального мышления Текст.: автореферат дис. канд. арх. / В1К. Moop, М., 1983.75i Некрасов, А.И. Теория, архитектуры Текст. / А.И. Некрасов. Mi: Стройиздат, 1884.,- 480-с.

67. Нестеренко, A.A. Особенности построения и гармонизации объёмной* композиции-в архитектуре Текст.: автореферат дис. канд. арх. / A.A. Несте-ренко; М:, Л984.

68. Нечаев, H.H. Проектное моделирование как творческая- деятельность (Психологические основы высшего архитектурного образования) Текст.: автореферат дисс. докт. псих, наук / H.H. Нечаев: М., 1987.

69. Пронин, Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики Текст.: учеб. пособие / Е.С. Пронин. М.: Архитектура-С, 2003. - 231 с.

70. Пронин, Е.С. Комбинаторный практикум Текст.: учеб.-метод. пособие / E.G. Пронин. М.: Из-во Ладья, 1997. - 48 с.

71. Пучков, М.В. Семиотические связи архитектуры и языка / М.В. Пучков // Международная ассоциация семиотики пространства: сборник научных трудов, под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: ARCHITEKTON, 1999.

72. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры /Текст/ ФЛ. Райт. М .: Из-во литературы по строительству и архитектуре и строительным материалам, 1960.

73. Раппопорт, А.Г. Форма в архитектуре: проблемы теории и методологии Текст. / А.Г. Раппопорт, Г.Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

74. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи Текст. / Б.В. Раушенбах. М.:. Наука, 1980.

75. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие (Как человек видит и воспринимает мир) Текст. / В.М. Розин/ М., 1996.

76. Рочегова, H.A. Основы архитектурной.композиции (Курс виртуального моделирования) Текст.: учебное пособие / H.A. Рочегова, Е.В: Барчугова. -М.: Издательский дом «Академия», 2010. 320 с.

77. Сазонов, В.И. Графоаналитическая теория архитектурной гармонии-(как целостная теоретико-прикладная основа формальной грамматики-гармонии предхудожественного языка и инструментария архитектурной композиции): авторефер. Дисс. докт. арх. М., 2002.

78. Семиотика пространства Текст.: сб. научных трудов Международной ассоциации семиотики пространства / под ред. A.A. Барабанова; УралГАХА.- Екатеринбург, Архитектон. 1999.

79. Свирская, Т.А. Автоматизированный макетный метод архитектурного проектирования Текст.: автореферат дис. канд. арх. / Т.А. Свирская. 2001.

80. Степанов, A.B. Объёмно-пространственная композиция Текст. / A.B. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др: учебник для вузов. М.: Архи-тектура-С, 2003.

81. Степанов, A.B. Архитектура и психология Текст. / A.B. Степанов, Г.И. Иванова, H.H. Нечаев. М., 1993.

82. Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании Текст.: уч. пособие. Екатеринбург, Архитектон, 2004.- 124 с.

83. Усов, В.Р. Вводные макетно-графические упражнения в курсе основ архитектурного проектирования как средство развития пространственных представлений Текст.: автореферат дис. канд. арх. / В.Р. Усов/ М., 1980.

84. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993:

85. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда Текст. / С.О. Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996.

86. Шевелёв, И.Ш. Принцип пропорций Текст. / И.Ш. Шевелёв. М.: Стройиздат, 1973.

87. Шевелёв, И.Ш. Формообразование Текст. / И.Ш. Шевелёв. М.: Ди-Ар, 1995.

88. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: автореферат дис. докт. арх. М., 2006.

89. Щедровицкий, Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности Текст. / Г.П. Щедровицкий // Обучение и развитие: материалы к симпозиуму. Из-во «Ь», 1996.

90. Щедровицкий, Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности Текст. / Г.П. Щедровицкий// Обучение и развитие: материалы к симпозиуму. Из-во «Ь», 1996.

91. Янковская, Ю.С. Архитектурный объект. Образ и морфология: Текст. / Ю.С. Янковская: автореферат дис. док. арх. М., 2006.

92. Яцюк, О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект Текст. / О.Г. Яцюк: автореферат дис док. арх. -М., 2009.

93. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (государственная академия)1. На правах рукописи1. О'к 2.0 1 0 63593 "

94. РОЧЕГОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

95. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ

96. ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ (начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования)

97. Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.