Складчатое формообразование в новейшей архитектуре рубежа XX - XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Киричков Игорь Владимирович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 254
Оглавление диссертации кандидат наук Киричков Игорь Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СКЛАДЧАТОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Раскрытие художественно-эстетического потенциала складчатых форм
1.2. Образ как соединительная ткань между реальным и метафизическим миром
1.3. Концепция взаимного «перетекания» пространств
1.4. Переход от абстракций к осязаемому
Выводы по главе
ГЛАВА 2. СКЛАДКА В КАЧЕСТВЕ ТОПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
2.1. Реализация стратегии гладкосмешанности в процессе создания консистентных смесей
2.2. Принцип континуальности, непрерывности, неопределенности
2.3. Метод морфинга, адаптации, инфлексии, аттракторов
2.4. Смена парадигмы: от создания формы к ее поиску
Выводы по главе
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН СКЛАДЧАТОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕЛИНЕЙНОСТИ
3.1. Противостояние феноменологического подхода к формообразованию инструментальному
3.2. Складка как продолжение принципов деконструкции
3.3. Органическая морфология современной архитектуры
3.4. Архитектура свободной формы
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки2007 год, доктор архитектуры Добрицына, Ирина Александровна
Художественный язык архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции2016 год, кандидат наук Дадашева Марианна Михайловна
Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре: к вопросу о "новых образах"2010 год, кандидат искусствоведения Вытулева, Ксения Олеговна
Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании2012 год, кандидат наук Волынсков, Владимир Эдуардович
Архитектура, искусство, дизайн: линейчатые поверхности как основа конструкции и образа2018 год, кандидат наук Лексина Ольга Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Складчатое формообразование в новейшей архитектуре рубежа XX - XXI веков»
ВВЕДЕНИЕ
Складка (англ. « fold», фр. «pli»), провозглашенная в конце ХХ века французскими философами постструктуралистами основной формой постмодернизма, благодаря присущим ей свойствам - гибкости, плавности, пластичности, динамичности, на протяжении последних нескольких десятилетий активно привлекает к себе повышенное внимание со стороны художников, дизайнеров, скульпторов, инженеров, архитекторов. К складке, содержащей в себе неиссякаемое многообразие геометрических трансформаций, множество раз обращались выдающиеся архитекторы современности - Норман Фостер, Фрэнк Гэри, Заха Хадид, Ма Янсон, Фриденсрайх Хундертвассер и др. [79].
Представители изобразительного искусства прибегают к форме складки с целью создания необходимого образа: с помощью складок художник выражает определенный жест, функциональность движения, идею последовательности изменения формы во времени. Одними из наиболее ранних свидетельств применения складчатого формообразования в изобразительном искусстве являются античная статуя Венеры Милосской (скульптор Агесандр из Антиохии), Ники Самофракийской (скульптор Пифокрит из Линдоса), созданных в Древней Греции во II в. до н. э., в которых благодаря многообразию различных по характеру и очертаниям складок помимо ощущения легкости, утонченности, парения в воздухе удалось достичь высокого уровня эмоционального напряжения. Отсутствие складок или неправильное их истолкование могло создать неправильное впечатление. Складка в таком случае переставала быть жестом или движением, становясь лишь комбинацией форм, часто лишенной какой -либо выразительности.
Выдающийся итальянский художник, ученый, архитектор эпохи
Возрождения Леонардо да Винчи в своих трактатах различал три типа складок: «складки с выступающими изломами», относящиеся к плотным драпировкам, «мягкие складки» со скругленными изгибами, относящиеся к сарже, атласу и другим редким материям, «большие складки», относящиеся к толстым драпировкам - войлоку, грубому сукну, одеялам [56].
Складка в качестве основного формообразующего элемента присутствует и в произведениях таких великих мастеров как Микеланджело Буонарроти, Микеланджело да Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и др. Благодаря поистине бескрайней фантазии художников складчатую форму приобретали не только одеяния изображаемых натур, но и часы (картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», 1931), лучи на звездном небе (картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь», 1889), багровый закат (картина Эдварда Мунка «Крик», 1893), обнаженные женские тела (Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907) и т. д. Художники стали первыми, кто наиболее глубоко окунулся в великое многообразие складчатых форм.
Складка в качестве концептуальной структуры классической и модернистской философии, включая работы таких выдающихся философов, как Готфрид Вильгельм Лейбниц, Мартин Хайдеггер, Мерло -Понти, Жиль Делез, Жак Деррида, Поль-Мишель Фуко, приобрела устойчивый категориальный статус в пределах постмодернистской философии. Складка стала терминологическим инструментом фрагментарного конструктивного преодоления (англ. «fragmentary constructive overcoming») подхода различия (англ. «distinction approach») и будущего парадигматического развития «Философии Другого» (англ. «Philosophy of Other»). Системное семантическое развитие понятия складки как многозначной словоформы осуществил выдающийся французский философ ХХ века Жиль Делёз, по мнению которого, складка предстает как «различие» (англ. «difference»), которое «различает» (англ. «distinguishes»)
и, в то же время, может быть «различна самой себе» (англ. «distinguished itself»).
Категориальная трансформация концепта складки в текстовую парадигму произошла за счет своеобразного контекста восприятия мира. Складка рассматривается как духовный символ конца XX века, как универсальный принцип идеологической, культурной дезорганизации мира. Испанская исследовательница Кармен Видаль использует складку в качестве символического обозначения материального и духовного, связывая ее с ощущением «театральной призрачности» и «не аутентичности жизни».
Немецкий философ Мартин Хайдеггер в отличие от Жиля Делеза не считает вздымание складки (нем. «Zwiefalt» - сгиб, разрыв) идентичным сгибанию, как бесконечной операции, оно не торит дорогу все новым и новым сгибам и разрывам, а более полно раскрывает произведение. Трактовка интенциональности как отношения между сознанием и его объектом, преодолевается посредством идеи складывания Бытия согласно следующим философским направлениям: от интенциональности к складке, от феноменологии к онтологии, от сущего к Бытию [95]. Согласно видению Мартина Хайдеггера, онтология неотделима от складки, так как Бытие и есть складка, которую оно образует с сущим, раскрытие Бытия вновь возвращается в складку [94]. Понятийно-категориальная трансформация концепции складки и ее эволюция в текстуально -оформленную парадигму осуществлялась в контексте мысли о «сверх-предпосылочности» человеческого видения мира. Воспринимая «нечто», мы уже обладаем предвзятым, презумционным знанием по поводу того, что же именно мы воспринимаем. «То, на что направлено наше мироотношение, есть само сущее — и больше ничто» [ 134].
Основная концепция М. Хайдегерра заключается в том, что «Я», со всеми достоинствами и недостатками, склонностями, предвзятостями и есть смысл Бытия.
Французский философ Поль-Мишель Фуко определяет складку как «абсолютную память»: внешняя складка - время, а внутренняя - забвение. Забвение означает невозможность возврата, а память - необходимость начинать всё заново. «Забвение забвения означает смерть, но пока мы говорим о внутренней и внешней стороне складки, бытие развертывается». Несмотря на кажущуюся порой чрезмерную абстрагированность философских прочтений, именно богатство смыслов и универсальность применения пробудили большой интерес к складке со стороны архитекторов и вообще архитектуры [93].
Даже имея очень сильное воображение архитектуру весьма сложно представить без складчатых форм. Ни круг, ни квадрат, ни трапеция, ни какая-либо еще форма не обладает тем уровнем пластичности, которым обладает складка. Предпосылками внедрения складчатой формы в архитектуру являются стремление создать более выразительную динамичную форму, повысить интенсивность зрительского восприятия, более рационально организовать функцию и связи, распределить вероятные потоки людей, органично вписать в существующее природное окружение, освоить новые типы инженерных пространственных конструкций, расширить горизонты профессиональной проектной деятельности, более полно проявить авторскую индивидуальность и, возможно, даже выйти за рамки предметного мира.
В историческом развитии архитектуры форма складки то спонтанно появлялась, заполняя собой чуть ли не все архитектурное пространство, как это можно видеть в готике, барокко, модерне, модернизме, то бесследно исчезала - как в архитектуре классицизма, функционализма 20 -30-х гг. ХХ века. На применении смыслов и форм складки в архитектуре в значительной мере влияли другие виды искусства - живопись, скульптура, философия, литература, музыка, отражавшие идеалы, предпочтения, воззрения людей современных им исторических эпох. И чем метафизичнее становилось мышление, тем более востребованными становились
складчатые формы в архитектуре.
Понятие складки. Гладка (англ. «fold», фр. «pli») - топологическая структура, представляющая собой криволинейную поверхность, имеющая одновременно участки, как положительной, так и отрицательной гауссовой кривизны (G+; G-).
В англоязычной научной литературе встречаются словосочетания схожие по написанию, но значительно отличающиеся по смыслу - «Fold Architecture », «Folding Architecture », «Fold in Architecture ».
«Fold Architecture » - одна из разновидностей новейшей архитектуры, концепция которой основана на теории складки, а также заимствующая форму складки (в ее общем понимании) в качестве основного формообразующего элемента.
«Folding Architecture» - архитектура, находящаяся в процессе изгибных трансформаций, процесс преобразования формы архитектуры, ее базовых основ.
«Fold in Architecture » - складка в архитектуре. Имеется ввиду форма, теория (концепция) складки.
Термин «fold » подразумевает криволинейную поверхность, подвергнутую изгибу в результате воздействия любого внешнего фактора (человека или природы). В дословном переводе на русский язык это слово означает колебаться, искривляться, искажаться, сгибаться, принимать изогнутую форму.
Архитектура рассматривает складки в более широком понимании, чем в чисто конструктивном отношении.
Термины, обозначающие различные направления новейшей архитектуры, такие как «нелинейная архитектура» (англ. « nonlinear architecture»), «киберпространственная архитектура» (англ. «cyberspace architecture»), «архитектура эмердженс» (англ. «emergence architecture»), «лэндформная архитектура» (англ. « landform architecture ») [141], «складчатая архитектура» (англ. «fold architecture»), «бионическая
архитектура» (англ. «bionic architecture»), «контекстная архитектура» (англ. «context architecture»), «медиа архитектура» (англ. «media architecture») имеют в высшей степени условный смысл - это, скорее, набор идейных установок, касающихся формообразования, процесса проектирования, дизайнерского мышления и пр., чем перечень конкретных, определенных правил. Это не стиль. И не ордер, которому необходимо следовать. Кроме этого в принципе не существует точных критериев, как отличить одно направление от другого. Зачастую произведения архитектуры представляют собой смесь (соединение) одного направления с другим. Эта ситуация (ситуация неопределенности, размытости терминов) обусловлена активным процессом развития новейшей архитектуры. Архитекторы, критики современности (как например, Чарльз Дженкс, Грег Линн, Джеффри Кипнис) как раз стремились к тому, чтобы архитектура не стала жестким сводом правил, предоставляя ей максимальную свободу развития.
Жизненный цикл, по мнению Чарльза Дженкса, каждой новой архитектуры составляет примерно пять лет. Через пять лет приходит принципиально иная архитектура, противоречащая прежним идеям [140]. В настоящее время жизненный цикл еще сократился. Примерно до двух лет.
Объект исследования - произведения архитектуры, заимствующие складку в качестве основного формообразующего элемента.
Предмет исследования - феномен складчатого формообразования в современной мировой архитектуре - от разработки концепций через методы формообразования к технологиям проектирования и возведения.
Исследуемая проблема - механизм образования складчатых форм в новейшей архитектуре, включающий в себя: первое - повышение эстетических качеств складчатых форм; второе - развитие складчатого формообразования в контексте топологии; третье - трансформация архитектуры в свете феноменологии.
Актуальность темы исследования обусловлена социально -экономическими, архитектурно - художественными, инженерно -
техническими, концептуально-философскими факторами, включая необходимость создания новых форм, поиск новых творческих концепций, выстраивание тесного диалога между человеком и архитектурным сооружением, стремление органично вписать объекты архитектуры в окружающую природную среду, а также существующую городскую инфраструктуру, оптимизацию процесса проектирования, внедрение в процесс формотворчества принципов гладкосмешанности, нелинейности, топологичности, континуальности, поиск оптимальных способов самоорганизации объектов, предоставление объектам архитектуры возможности адаптации к воздействиям внешней среды, выявление взаимосвязи между конструкционным материалом и формой объектов складчатой архитектуры, совершенствование конструктивных решений и способов возведения.
Степень изученности темы - феномен складчатого формообразования трех последних десятилетий крайне мало исследован в отечественной науке, не понятна и современная западная парадигма, предстающая в качестве неоавангардного постмодернистского течения. Методы формообразования - одна из наиболее слабо изученных областей науки. Предпосылки появления, а также развитие формы складки в архитектуре не ясны. Глубокое, полномасштабное исследование складчатого формообразования, охватывающее период с 1990 -х годов по настоящее время, не проводилось.
Теоретическая база исследования складчатого формообразования в новейшей архитектуре основана на теоретических и прикладных работах российских и зарубежных исследователей в области архитектуры, градостроительства, естествознания и других областей науки, включая топологию, феноменологию, математику, физику, строительную механику, неевклидову геометрию.
Изучению общих вопросов морфологии посвящены труды Воятзаки М., Гурдукиса Д., Дахабре С. М., Хо М. В..
Проблемы внедрения формы складки в теорию и практику архитектуры рассмотрены в работах Аднан Ф., Беркеля Б., Бигнона Ж. К., Бисли Ф., Кана О., Кипниса Дж., Колхаса Р., Линна Г., Себрегонди Ф., Стейси М., Фостера Н., Хадид З., Чуми Б., Эйзенмана П., Юнус М. Н..
Рассмотрению складчатого формообразования в контексте новейшей архитектуры посвящены труды зарубежных критиков, искусствоведов, теоретиков архитектуры - Аллен С., Борго С., Бурат Е. С., Бэлмонд С., Ванденбалке Б., Ван К., Видаль М. К., Вирилио П., Верлеман Х., Дженкс Ч., Зенгелис Э., Карпо М., Квинтер С., Мау Б., Новак М., Пападакис А., Перелла С., Порфириос Д., Раджман Дж., Сандерс П. Т., Стерн Р., Стуфано Р. К., Спайбрук Л., Тавасоли Ф. Г., Уайт A., Херцог Ж., Шумахер П., а также российских исследователей - Азизян И. А., Добрицына И. А., Емельянова О. И., Зенкевич А., Иконников А. В., Кондратьев Е. А., Коновалова Н. А., Лапшина Е. Г., Маленко М. А., Николаева Е. В., Мартемьянова Н., Попкова Н. А., Птичникова Г. А., Рябушин А. В., Ревзин Г. И., Сазанова Р. С., Серебренникова Т. А., Хайт В. Л., Шевченко М. Ю., Шукурова А. Н., Юзбашев В. А., Янковская С. Ю..
Усовершенствование методов складчатого формообразования, включая внедрение технологий параметризма, а также рассмотрение «текстильной» пластики рассмотрены в научных разработках иностранных исследователей - Альт С., Ленор Т., Ромич С., а также отечественных -Барчугова Е. В., Есаулов Г. В., Жириков О. И., Касьянов Н. В., Корниенко Д. А., Надыршин Н. М., Николенко Н. С., Панов Н. Г., Петров К. С., Сапрыкина Н. А., Сафонова Е. В., Сокур В. Я., Хоренков С. В., Фролова Н., Челноков А. В..
Оптимизации технологий проектирования объектов складчатой архитектуры посвящены труды зарубежных инженеров, архитекторов -Валенти Дж. М., Гатри Дж., Давид П., Дармаван С., Десэил М., Кальвано M., Касале А., Кеват С., Кеонг К. К., Леби А., Мулджадината А. С., Саадет З. Б., Секуларач Н., Секуларач Ю. И., Солтанзаде Х., Траутц М., Тачи Т.,
Товарович Д. С., Тургутолу Б., Улку И., Херкрат Р., Хиркан С., Чиарелла М., а также отечественных ученых - Абовский Н. П., Гоголкина О. В., Ефимов А. В., Кондратьев Е. А., Коротич А. В., Мартемьянова Ю. В., Мирошниченко В. В., Салдаева А. Ю., Храбатина Н. В., Ярмош Т. С..
Цель исследования - определить особенности и тенденции развития складчатого формообразования в современной мировой архитектуре.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- определить значение формы складки для современной архитектуры;
- выявить комплекс средств художественной выразительности складчатого формообразования, используемый в современной практике для создания цельного эстетичного образа;
- выявить особенности организации пространства в складчатой архитектуре;
- определить степень раскрытия качеств складки - континуальности, непрерывности, топологичности, нелинейности в различных методах формообразования;
- определить направление складчатого формообразования в контексте современной науки, технологий;
- выявить тенденции развития складчатого формообразования в современной мировой архитектуре;
- определить особенности складчатого формообразования. (Таблица в-
1)
Отечественный опыт исследования
Академик РАН, почетный изобретатель РФ Н. П. Абовский пишет: проблемы формообразования носят междисциплинарный характер и выделяются в самостоятельную современную науку, обобщающую многогранные частные традиционные аспекты науки. В то же время формообразование остается искусством, а также предметом творческого нешаблонного произведения. Однако общие закономерности в науке формообразования еще не выявлены и не установлены. В связи с чем
целесообразной представляется попытка рассмотреть обобщающую науку формообразования с наиболее общих позиций в природе и технике, какой является энергетический подход. Выдающийся рывок в этом направлении сделал Альберт Эйнштейн, связав энергию с массой тела. Но в этом глобальном подходе форма тела и ее изменение (деформация) не учитываются. В практических инженерных задачах выбор формы тела и учет ее изменения имеют решающее значение [1].
Доктор искусствоведения И. А. Добрицына, рассматривая складку в качестве топологической структуры отмечает, что появление теоретической концепции свободной формы в архитектуре связана со стремлением теоретически освоить эту часть архитектуры не как отдельный объект, а как разновидность топологической структуры, идентифицировать ее связь с другими системами, коррелируя с классом комплексных систем. Некоторые качества топологических систем как гибкость, податливость, изменчивость привлекли внимание исследователей для создания новой архитектуры, принимающей новые доктрины, направленные на отказ от универсальности и унитарности. Концепция свободной формы изначально была ориентирована на развитие концепции складки, взятой из топологии. Философская интерпретация складки метафизична. Культурное состояние, эмоциональное переживание изменений и попытка противопоставить рациональный порядок другому, более сложному, определялись как «неопределенность» (англ. «mdetermmatюn»). «Неопределенность» появилась в 1960-е, 1970-е годы, отраженная в сознании архитектора-неоавангардиста и продолжается по сей день. «Неопределенность» не является хаосом, она не отвергает упорядоченность и лишь приближается к хаотичности [15].
Как отмечает И. А. Добрицына, Россия и западные страны не исследовали философские и идеологические корни западного неоавангарда последних тридцати лет, не был рассмотрен и нестандартный неоавангардистский «механизм» формирования. Взаимосвязь между
теоретическими основами становления неоавангарда, современной философией и наукой не нашла достаточного научного объяснения. Проблематика нестабильности и ее роль в профессиональном мышлении архитектора-неоавангардиста конца XX века не выявлена. В то же время утверждение «полифонии» (англ. «polyphony» - многоголосие), «авторского языка» (англ. «author's speech»), эффекта перекрестного опыления (англ. «effect of cross-pollination») как принципов принимаются тем же культурным полем, что и данная реальность. Данные утверждения не поняты в качестве результата современных усилий экспериментаторов -постмодернистов, деконструктивистов, открывателей нелинейного метода. Может быть, по этой причине отношение людей к нео-авангардному течению не понятно [18].
Кандидат искусствоведения Д. Ю. Козлов отмечает, что архитектура последних десятилетий так и не смогла выработать единых подходов к формообразованию, сопоставимых с принципами современного движения или даже постмодернизма. Вместо поиска внутренней логики построения архитектурной формы ведущие архитекторы ищут внешние прототипы, причем часто совершенно произвольно выбираемые. Большой интерес с точки зрения формообразования вызывают односторонние поверхности, относимые к ряду топологических структур - лента Мёбиуса, бутылка Клейна и др. Более сложные односторонние поверхности пока еще с трудом усваиваются широкой публикой [ 43].
Многостороннему изучению постмодернизма в эстетике, в частности в архитектуре, посвящены работы доктора философских наук Н. Маньковской. Она отмечает, что для архитектуры постмодернизма характерно стремление соединить массовость с поэтичностью, абстрактность с изобразительностью. Архитектура постмодернизма отличается повышенным вниманием к визуальному контексту произведения [57].
Кандидат архитектуры А. А. Худин отмечет, что проблема
двойственности и неоднозначности архитектурных произведений в постмодернизме констатируется многими исследователями, но при этом крайне мало внимания уделяется истокам мышления и концепциям, лежащим в их основе, что требует обращения к трудам историков, теоретиков, критиков и философов, выражавших специфику культурной реальности второй половины ХХ века [ 98]. В постмодернистской теории архитектуры также остро встает вопрос проблематики «перевода», предполагающая межкультурную коммуникацию [ 99].
Изучению принципов формообразования в архитектуре в «эпоху информационного взрыва» посвящены работы Т. А. Серебренниковой, которая отмечает, что архитектура является сутью самого пространства -кодом среды, отражающей бытийное пространство и картину мира. Таким образом, архитектура должна быть отражением картины мира в современно-культурном пространстве, в зависимости от происходящих событий в определенных временных рамках.
Доктор архитектуры А. В. Коротич, рассматривая перспективы развития архитектуры складчатых оболочек, отмечает, что изобретение новых типов складчатых оболочек, а также совершенствование геометрических и физических методов структурного моделирования традиционно является одним из наиболее актуальных и сложных научных и творческих направлений в архитектурном морфогенезе. В настоящее время значительно расширился спектр перспективных направлений использования новых форм эстетически выразительных и технически эффективных складчатых систем. Помимо несущих покрытий плоских, арочных, купольных и сложных очертаний, складчатые формы могут успешно применяться в качестве тентовых натяжных оболочек, трансформируемых быстровозводимых жилых и общественных зданий, шумоотражающих экранов, малых архитектурных форм, элементов интерьера и др. Среди практически важных областей для дальнейших исследований и творческих экспериментов в области складчатого
формообразования - это раскрытие художественно-эстетического потенциала плоскогранных складчатых оболочек, разработка теоретических основ формообразования и создание новых типов складчатых оболочек с фрактальной структурой, а также определение их композиционного потенциала, исследование аэродинамических, акустических аспектов, разработка теоретических основ моделирования композитных куполообразных оболочек на основе сферических, изоэдрических элементов, развитие теоретических основ моделирования нерегулярных складчатых структур [50-53].
Изучению перспектив развития складчатых форм посвящены труды Т. С. Ярмош, Н. В. Храбатиной, В. В. Мирошниченко. Они отмечают, что художественно-эстетический потенциал складчатых форм пока еще не раскрыт в полной мере. Архитектор должен стремиться к интеграции существующих и новых элементов, формированию соответствующих масштабу человека пространств [106].
Рассмотрению принципа «текстильной» пластики как особого приема формообразования - когда жёсткие материалы как бетон, металл, стекло по воле творца-архитектора принимают вид легких, почти невесомых тканей, складок, драпировок, посвящены работы Е. В. Сафоновой. На практике случается, что текстильный материал используется напрямую как элемент архитектуры здания [85].
Выявлению взаимосвязи ризом, складок и фракталов посвящены работы кандидата культурологии Е. В. Николаевой, которая считает, что фрактал выстраивает в одном и том же фрагменте реальности одновременно два разных типа пространств. Фрактал выступает как объединяющее начало между дискретным и непрерывным. Более того, он является наглядным воплощением постмодернистского предвосхищения наступающей цифровой эпохи, математическим и концептуальным инструментом, который описывает одновременно и ризому, и складку [66].
Исследованию цвето-пластических приемов формирования
пространства в архитектуре и искусстве ХХ-го века на примере проектов Фрэнка Гери посвящены работы Н. Г. Панова. Отмечается, что работы Гери оказали большое влияние на развитие архитектуры ХХ - ХХ! века. Они контрастны, пластически выразительны, узнаваемы, продуманы, функциональны [68].
Доктор архитектуры М. В. Дуцев предлагает концепцию художественной интеграции в качестве фундаментальной основы достижения целостности и развития художественных качеств новейшей архитектуры в единстве пространственно-временных контекстов архитектурной среды. Эта концепция, охватывающая становление цельного замысла, появление цельного архитектурного образа, соединение в одном лице художника и архитектора, по его мнению, должна решить фундаментальные проблемы теории и истории архитектуры. Объектом исследования выступают творческие концепции архитектурной деятельности в их взаимосвязи [22-25].
Зарубежный опыт исследования
Фарида Аднан и Раджияш Мохд Юнус, исследуя криволинейные формы в современной архитектуре, пришли к выводу, что криволинейность способствует развитию коммуникации, поощряет движение, поднимает дух, помогает ориентироваться в пространстве и меняет восприятие. Криволинейные формы помогают улучшить социальный опыт, повысить уровень получаемого удовольствия, поддерживают чувство общности и снимают чувство дистанции. В зависимости от типа здания криволинейные формы также способствуют стиранию социальных границ [107].
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Коллаж в зарубежном дизайне 1960-1990-х годов как прототип архитектурного формообразования2011 год, кандидат искусствоведения Васильев, Николай Юрьевич
Особенности топологического формообразования в архитектуре рубежа XX-XXI веков2011 год, кандидат архитектуры Бурлаков, Константин Витальевич
Пространственная структура современного музея2018 год, кандидат наук Ермоленко Елена Валентиновна
Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение2014 год, кандидат наук Сипкин, Павел Андреевич
Теоретические концепции современной архитектуры: проблематика демаркации в контексте научной парадигмы2022 год, кандидат наук Фигурный Георгий Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Киричков Игорь Владимирович, 2024 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абовский, Н. П. Энергетический подход к формообразованию конструкций / Н. П. Абовский // Пространственные конструкции. — 2010. — № 12. — С. 8-18.
2. Бабакова, А. В., Денисенко Е. В. Критерии формирования бионической архитектуры в XXI в. / А. В. Бабакова, Е. В. Денисенко // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2016. — № 35. — C. 16-25.
3. Барчугова, Е. В. Параметризм как направление современной проектной деятельности / Е. В. Барчугова // Architecture and Modern Information Technologies. — 2013. — № 25. — С. 1-19.
4. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
5. Витюк, Е. Ю., Уморина, Ж. Э. Природные технологии как новый принцип формообразования в архитектуре / Е. Ю. Витюк, Ж. Э. Уморина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2017. — № 4. — C. 55-64.
6. Воличенко, О. В. Нелинейная архитектура / О. В. Воличенко // Наука и новые технологии. — 2012. — № 6. — C. 28-31.
7. Волчок, Ю. П. Геометрия и образы современности: непрерывность и протяженность. От топологии городского пространства к топологии пути / Ю. П. Волчок // Современная архитектура мира. — 2011. — № 1. — С. 205-224.
8. Волынсков, В. Э. Особенности формообразования в работах современных мастеров / В. Э. Волынсков // Academia. Архитектура и строительство. — 2009. — № 4. — C. 15-19.
9. Воронова, В. А., Данцева, Е. Р. Современное формообразование в
архитектуре / В. А. Воронова, Е. Р. Данцева // Наука и мир. — 2015. —№ 19. — C. 91-94.
10. Гоголкина, О. В. Особенности формирования конструкций в параметрической архитектуре / О. В. Гоголкина // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 42. — C. 355-363.
11. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез ; ред. Н. Б. Маньковская, пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. — СПб.: Петрополис, 1998. — 383 с.
12. Денисенко, Е. В. Аналогии природных систем, природные и архитектурно-строительные принципы в отечественных и зарубежных исследованиях / Е. В. Денисенко // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2015. — № 34. — C. 33-40.
13. Денисенко, Е. В. Структурные аспекты в архитектуре ХХ-XXI вв. / Е. В. Денисенко // Известия Казанского государственного архитектурно -строительного университета. — 2016. — № 38. — C. 19-25.
14. Джейкоб, С. Архитектура как воссоздание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/lib/book.html?id=2146112025 (дата обращения: 30.01.2024).
15. Добрицына, И. А. Архитектурное сознание в эпоху компьютерной технологии / И. А. Добрицына // Искусствознание. — 2003. — № 1. — C. 450-478.
16. Добрицына, И. А. Концепции биоморфизма и параметризма в современной архитектуре: проблемы и перспективы / И. А. Добрицына // Academia. Архитектура и строительство. — 2019. — № 3. — C. 51-57.
17. Добрицына, И. А. Между феноменологией и прагматикой. К проблеме интерпретации главных тем теории цифровой архитектуры / И. А. Добрицына // Современная архитектура мира. — 2015. — № 5. — С. 33-46.
18. Добрицына, И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре.
Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 416 с.
19. Добрицына, И. А. Первые опыты нелинейной архитектуры / И. А. Добрицына // Языки науки языки искусства. Материалы VII международной конференции РАН. Серии «Нелинейный мир». - М., 2004. — С. 138-148.
20. Добрицына, И. А. Профессия на стадии «трансгрессии»: новые тренды в архитектурном мышлении и проектировании / И. А. Добрицына // Современная архитектура мира. — 2021. — № 17. — С. 3149.
21. Долгов, А. В. Инструментальный аналитический метод архитектурной ординации: к постановке проблемы / А. В. Долгов // Вестник УралНИИпроект РААСН. — 2015. — № 1. — С. 16-18.
22. Дуцев, М. В. Искусство и среда города в потоке жизни / М. В. Дуцев // Современная архитектура мира. — 2021. — № 11. — С. 155-180.
23. Дуцев, М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: дис. ... докт. арх.: 05.23.20 / Дуцев Михаил Викторович. — Нижний Новгород, 2014. — 642 с.
24. Дуцев, М. В. Творчество современных архитекторов в аспекте художественной интеграции / М. В. Дуцев // Современная архитектура мира. — 2014. — № 4. — С. 27-48.
25. Дуцев, М. В. Художественное измерение среды: город как посредник / М. В. Дуцев // Современная архитектура мира. — 2017. — № 9. — С. 934.
26. Емельянова, О. И., Маленко М. А. Теория складки как первооснова архитектурной идеологии нелинейности / О. И. Емельянова, М. А. Маленко // Вестник Донбасской национальной академии гражданского строительства и архитектуры. — 2010. — № 82. — С. 85-88.
27. Есаулов, Г. В. О некоторых тенденциях в современной архитектуре / Г. В. Есаулов // Современная архитектура мира. — 2021. — № 17. — С. 11-
28. Есаулов, Г. В. О современности в архитектуре / Г. В. Есаулов // Современная архитектура мира. — 2014. — № 4. — С. 9-19.
29. Ефимов, А. В. Колористика города / А. В. Ефимов. — М.: Стройиздат, 1990. — 272 с.
30. Жданов, Е. С. Роль простых геометрических форм в современной и новейшей архитектуре (на примере формы куба) / Е. С. Жданов // Великие реки 2019: труды научного конгресса, в 3-х томах. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2019. — Т. 3. — С. 141-144.
31. Зенкевич, А. Традиции и современность. О творческих концепциях Кисё Курокавы / А. Зенкевич // Архитектура СССР. — 1983. — № 8. — С. 54-57.
32. Зуева, П. П. Современная архитектура Сеула (конец ХХ - начало ХХI века) / П. П. Зуева // Современная архитектура мира. — 2018. — № 10. — С. 112-134.
33. Иващенко, А. В., Погосова, Е. Б. Формообразование в современном архитектурном проектировании / А. В. Иващенко, Е. Б. Погосова // Инженерный вестник Дона. — 2023. — № 5. — С. 251-258.
34. Иконников, А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность / А. В. Иконников. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 656 с.
35. Иконникова, С. Н. «Текучесть» как метафора современного общества / С. Н. Иконникова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2008. — № 180. — С. 247-251.
36. Интервью с Захой Хадид [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы;1рв://ук.сот/у1ёео/@1ё466945889?2=у1ёео-4573647_456239024 (дата обращения: 25.01.2023).
37. Касьянов, Н. В. Архитектура и странный аттрактор / Н. В. Касьянов // Современная архитектура мира. — 2011. — № 1. — С. 175-190.
38. Касьянов, Н. В. Архитектура, природа и инновационные технологии / Н. В. Касьянов // Современная архитектура мира. — 2020. — № 14. — С.
11-30.
39. Касьянов, Н. В. К проблеме эволюции пространственных форм архитектуры в контексте научно - технологических достижений / Н. В. Касьянов // Academia. Архитектура и строительство. — 2019. — № 3. — C. 34-43.
40. Касьянов, Н. В. Об инновационных технологиях в дизайне и архитектуре ХХI века / Н. В. Касьянов // Современная архитектура мира.
— 2015. — № 5. — С. 21-32.
41. Касьянов, Н. В. О некоторых морфологических аспектах современной архитектуры / Н. В. Касьянов // Современная архитектура мира. — 2016.
— № 6. — С. 69-81.
42. Касьянов, Н. В. Парк «Зарядье» - новая архитектурно-ландшафтная реальность Москвы / Н. В. Касьянов // Современная архитектура мира.
— 2019. — № 12. — С. 227-250.
43. Козлов, Д. Ю. Односторонние поверхности в формообразовании архитектуры ХХ I века / Д. Ю. Козлов // Современная архитектура мира.
— 2011. — № 1. — С. 157-174.
44. Кокорина, Е. В., Воронова, В. А. Тенденции формообразования в новейшей архитектуре / Е. В. Кокорина, В. А. Воронова // Наука и мир.
— 2018. — № 64. — C. 64-72.
45. Кондратьев, Е. А. Фрагментированная художественная структура: эстетические и междисциплинарные подходы к интерпретации / Е. А. Кондратьев // Вестник Оренбургского государственного университета.
— 2011. — № 7. — C. 107-114.
46. Коновалова, Н. А. Архитектура театров & театральность архитектуры: современные театры Гуанчжоу (Китай) / Н. А. Коновалова // Современная архитектура мира. — 2021. — № 16. — С. 157-171.
47. Коновалова, Н. А. Архитектор Поль Андре: проекты для Китая / Н. А. Коновалова // Современная архитектура мира. — 2012. — № 2. — С. 265-276.
48. Коновалова, Н. А. Олимпийская архитектура в Японии / Н. А. Коновалова // Современная архитектура мира. — 2021. — № 17. — С. 161-183.
49. Корниенко, Д. А., Челноков, А. В. Методы формообразования в дигитальной архитектуре / Д. А. Корниенко, А. В. Челноков // Вестник ПДАБА. — 2013. — С. 25-29.
50. Коротич, А. В. Инновационные решения архитектурных оболочек: альтернатива традиционному строительству / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2015. — № 4. — С. 70-75.
51. Коротич, А. В. Перспективные направления развития архитектуры оболочек / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2015. — № 1. — С. 38-41.
52. Коротич, А. В. Перспективы развития архитектуры складчатых оболочек / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 2. — С. 47-49.
53. Коротич, А. В. Пластическая организация архитектурных форм оболочек высотных зданий / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2015. — № 2. — С. 67-72.
54. Кривошапко, С. Н. О возможностях оболочечных сооружений в современной архитектуре и строительстве / С. Н. Кривошапко // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. — 2013.
— № 1. — С. 51-56.
55. Лапшина, Е. Г. Анализ пространственных концепций в архитектуре ХХ века / Е. Г. Лапшина // Архитектон: известия вузов. — 2011. — № 45.
— С. 18-27.
56. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т. II. Серия мировое наследие. — СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА - Пресс, 2000. — 479 с.
57. Маньковская, Н. Постмодернизм в эстетике / Н. Маньковская //
Философская антропология. — Т. 4. — 2018. — № 1. — С. 192-230.
58. Мартемьянова, Ю. В., Салдаев, А. Ю. История развития складчатых конструкций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032440 (дата обращения: 30.01.2024).
59. Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое / М. Мерло - Понти; пер. с фр. О. Н. Шпарага. — Мн.: Логвинов, 2006. — 400 с.
60. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло - Понти. — СПб: Ювента, Наука, 1999. — 605 с.
61. Михайлова, А. С., Надыршин, Н. М. Биологические паттерны в архитектуре и дизайне / А. С. Михайлова, Н. М. Надыршин // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета.
— 2016. — № 38. — С. 96-103.
62. Надыршин, Н. М., Михайлова, А. С. Параметрический орнамент: учебное пособие / Н. М. Надыршин, А. С. Михайлова. — Казань: Изд-во Казанского гос. архитектурно-строит. ун-та, 2015. — 110 с.
63. Надыршин, Н. М. Параметризм как стиль в архитектурном дизайне / Н. М. Надыршин // Вестник ОГУ. — 2013. — № 150. — С. 53-57.
64. Невлютов, М. Р. Истоки феноменологических идей в архитектуре / М. Р. Невлютов // Современная архитектура мира. — 2020. — № 15. — С. 11-22.
65. Невлютов, М. Р. Феноменологические концепции в теории архитектуры: дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Невлютов Марат Раилевич. — Нижний Новгород, 2021. — 145 с.
66. Николаева, Е. В. От ризомы и складки к фракталу / Е. В. Николаева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. — 2014.
— № 2. — С. 114-120.
67. Николенко, Н. С., Хоренков, С. В., Петров, К. С., Сокур, В. Я., Жириков, О. И. Современные принципы параметризма в архитектуре / Н. С. Николенко, С. В. Хоренков, К. С. Петров, В. Я. Сокур, О. И. Жириков
// Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2018. — № 2. — C. 54-58.
68. Панов, Н. Г. Цвето-пластические приемы формирования пространства в архитектуре и искусстве XX-го века: Фрэнк Гери / Н. Г. Панов // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — № 40. — C. 113-130.
69. Подорога, В. Делёз и линия внешнего / Подорога, В. // Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М. : Логос, 1998. — 264 с.
70. Поморов, С. Б., Исмаил, X. Д. А. Терминология нелинейной архитектуры и аспекты ее применения / С. Б. Поморов, X. Д. А. Исмаил // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. — № 44. — C. 78-87.
71. Поморов, С. Б., Шишкин, М. Ю., Алдин, И. X. Д. Фрактальная архитектура как современная проектная концепция / С. Б. Поморов, М. Ю. Шишкин, И. X. Д. Алдин // Архитектура и строительство России. — 2018. — № 225. — С. 78-83.
72. Попкова, Н. А. Философия Кисё Курокавы : симбиоз природы и архитектуры / Н. А. Попкова // Architecture and Modern Information Technologies. — 2015. — № 31. — C. 1-7.
73. Прокопьева, С. Н., Шевченко, М. Ю. Анализ приемов интерпретации традиций в современной архитектуре Китая / С. Н. Прокопьева, М. Ю. Шевченко // Современная архитектура мира. — 2020. — № 14. — С. 185214.
74. Птичникова, Г. А. Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада: на примере США и Швеции: дис. ... докт. арх.: 18.00.01 / Птичникова Галина Александровна. — М., 2005. — 304 с.
75. Раппапорт, А. Г. Вечное, историческое и конъюнктурное в архитектурном формообразовании [Электронный ресурс ]. Режим доступа : https://archi.ru/press/russia/29258/vechnoe-istoricheskoe-i-konyunkturnoe-v-arhitektrnom-formoobrazovanii (дата обращения : 27.10.2023).
76. Раппапорт, А. Г. К пониманию архитектурной формы: дис. ... докт. искусств : 18.00.01 / Раппапорт Александр Гербертович. — М., 2002. — 140 с.
77. Раппапорт, А. Г. Субстанция и форма [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://archi.ru/russia/52754/substanciya-i-forma (дата обращения : 27.10.2023).
78. Рябова, О. В., Друцкая Д. М. Методы формообразования объектов дигитальной архитектуры / О. В. Рябова, Д. М. Друцкая // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2014. — № 2. — C. 37-42.
79. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин. — М.: Искусство - XXI век, 2005. — 288 c.
80. Рябушин, А. В. Заха Xадид. Вглядываясь в бездну / А. В. Рябушин. — М.: Архитектура-С, 2007. — 336 c.
81. Сазанова, Р. С. Концепция эмоциональной выразительности в произведениях архитектурного бюро С oop Himmelb(l)au / Р. С. Сазанова // Academia. Архитектура и строительство. — 2016. — № 3. — C. 35-38.
82. Самойленко, А. А., Денисенко, Е. В. Аналогии живых структур в архитектурном пространстве / А. А. Самойленко, Е. В. Денисенко // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2017. — № 42. — C. 109-116.
83. Сапрыкина, Н. А. Тезаурус параметрической парадигмы формирования архитектурного пространства / Н. А. Сапрыкина // Architecture and Modern Information Technologies. — 2017. — № 40. — C. 281-303.
84. Сапрыкина, Н. А. Формирование архитектурного пространства в контексте парадигмы устойчивого обитания: экологические концепции / Н. А. Сапрыкина // Современная архитектура мира. — 2021. — № 17. — С. 53-81.
85. Сафонова, Е. В. «Текстильная» пластика в архитектуре постмодернизма / Е. В. Сафонова // Архитектура и дизайн. — 2017. — №
3. — С. 31-38.
86. Слабуха А. В. Моделирование и научные представления о мире: к проблеме формализации объектов и процессов в градостроительстве / А. В. Слабуха. — М.: МАРХИ, 1995. — 41 с.
87. Слабуха А. В. Проектный метод, соразмерности и смысловые «аллюзии» в архитектуре. Из творческого опыта поколения советских архитекторов Сибири второй половины ХХ века: Эдуард Панов / А. В. Слабуха // Архитектура и дизайн. — 2017. — № 1. — С. 1-19.
88. Стессель, С. А. Предпосылки развития идей нелинейности в современной архитектуре / С. А. Стессель // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 5-11.
89. Сысоева, В. В. Особенности зрительного восприятия нелинейной архитектуры / В. В. Сысоева // Проблемы современной науки и образования. — 2013. — № 18. — С. 115-117.
90. Турбин, Д. А. Деконструктивизм // Корпус. Архитектурный альманах. Вып. 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cih.ru/k2/decon1.html (дата обращения: 25.01.2023).
91. Фиумара, Л. Органические тенденции в современной архитектуре / Л. Фиумара // Современная архитектура мира. — 2011. — № 1. — С. 191204.
92. Фиумара, Л. Усложнение, движение и драматизм в современном архитектурном пространстве / Л. Фиумара // Современная архитектура мира. — 2012. — № 2. — С. 45-64.
93. Фуко, М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. — М.: Касталь, 1996. — 448 с.
94. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. — 445 с.
95. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность -одиночество / М. Хайдеггер. — СПб.: Владимир Даль, 2013. — 592 с.
96. Хайман, Э. Новая морфология архитектуры. Зачем гены зданиям?
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://archi.ru/russia/40448/novaya-morfologiya-arhitektury-zachem-geny-zdaniyam (дата обращения: 25.01.2023).
97. Хиценко, Е. В., Рыбалкина В. И. Особенности формообразования в кинетической архитектуре / Е. В. Хиценко, В. И. Рыбалкина // Творчество и современность. — 2020. — № 12. — С. 119-130.
98. Худин, А. А. О двойственности в архитектуре постмодернизма / А. А. Худин // Современная архитектура мира. — 2018. — № 11. — С. 39-54.
99. Худин, А. А. Проблематика «перевода» в постмодернистской теории архитектуры / А. А. Худин // Современная архитектура мира. — 2019. — № 12. — С. 23-33.
100. Чэнь, Ц., Чжан, Ц. Инь и ян - философское выражение китайской архитектуры / Ц. Чэнь, Ц. Чжан // Современная архитектура мира. — 2021. — № 17. — С. 131-148.
101. Шамбина, С. Л., Казарян, А. А. Применение бионического формообразования и методов аналитической геометрии в современном архитектурном проектировании / С. Л. Шамбина, А. А. Казарян // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. — 2015.
— № 1. — С. 3-11.
102. Шевченко, М. Ю. Традиционная концепция «гор и вод» в архитектуре Ма Яньсуна / М. Ю. Шевченко // Современная архитектура мира. — 2016.
— № 6. — С. 167-181.
103. Шерстюкова, Э. Л., Прокофьев, Е. И. Особенности формообразования в архитектуре (бионический и геонический подходы) / Э. Л. Шерстюкова, Е. И. Прокофьев // Известия Казанского государственного архитектурно -строительного университета. — 2015. — № 32. — С. 89-93.
104. Шумахер, П. Манифест параметризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hiteca.ru/2013/10/manifesto.html (дата обращения: 25.01.2023).
105. Янковская, Ю. С. Образ и морфология архитектурного объекта:
дис. ... докт. арх.: 18.00.01 / Янковская Юлия Сергеевна. — М., 2004. — 266 с.
106. Ярмош, Т. С., Храбатина, Н. В., Мирошниченко, В. В. Складчатые конструкции. Перспективы развития новых форм / Т. С. Ярмош, Н. В. Храбатина, В. В. Мирошниченко // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2016. — № 12. — C. 71-75.
107. Adnan, F., Yunus, R. M. The Influence of Curvilinear Architectural Forms on Environment-Behaviour / F. Adnan, R. M. Yunus // Procedia - Social and Behavioral Sciences. — 2012. — Vol. 49. — Pp. 341-349.
108. Allen, S. From Object to Field / S. Allen // Architectural Design. — 1997.
— Vol. 67. — Pp. 24-31.
109. Bacinoglu, S. Z. From material to material with new abilities Performative Skin: an unfinished product derived through the organizational logic developed from a research on 'movement / S. Z. Bacinoglu // Generative Systems. — 2015. — Pp. 631-636.
110. Balmond, С. New Structure and the Informal / С. Balmond // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — Pp. 88.
111. Berkel, B. The M obius House. The New Nomadism / B. Berkel // Domus.
— 1999. — Vol. 814. — Pp. 40-49.
112. Beesley, P., Kahn, O., Stacey, M. ACADIA 2013: Adaptive Architecture / P. Beesley, O. Kahn, M. Stacey // Proceedings of the 33rd Annual Conference of the Association for Computer Aided Design in Architecture. — 2013. — P. 472.
113. Borgo, S., Stufano, R. Towards an Understanding of Shapes and Types in Architecture / S. Borgo, R. Stufano // Shapes 3.0. — 2015. — Pp. 47-54.
114. Burat, E. S. Creation of Form or Expression of the Material's Nature? A Longstanding Duality in Architecture / E. S. Burat // ARCHTHEO'15. Theory and history of architecture Conference Proceedings. — 2015. — Pp. 571-579.
115. Carpo, M. Alphabet and the Algorithm / M. Carpo. — Massachusetts: The
MIT Press, 2011. — P. 169.
116. Carpo, M. Architecture in the Age of Printing. Orality, Writing, Typography, and Printed Images in the History of Architectural Theory / M. Carpo. — Massachusetts: The MIT Press, 2001. — P. 254.
117. Carpo, M. Ten Years of Folding / M. Carpo // Architectural Design. Folding in Architecture. —1993. — Vol. 63. — Pp. 14-19.
118. Carpo, M. The Digital, "Mouvance", and the End of History / M. Carpo // GAM Architecture Magazine. — 2009. — Vol. 6. — Pp. 16-30.
119. Carpo, M. The Digital Turn in Architecture 1992-2012 / M. Carpo. — London: Wiley, 2013. — P. 264.
120. Chau, H. Xianfeng? Houfeng? Youfeng? - An Analysis of Selected Contemporary Chinese Architects, Yung Ho Chang, Liu Jiakun, and Wang Shu (1990s-2000s) / H. Chau // ScienceDirect. Frontiers of Architectural Research. — 2015. — Vol. 4. — Pp. 146-158.
121. Chiarella, M. Folds and Refolds: Space Generation, Shapes, and Complex Components / M. Chiarella // Advances in Media, Entertainment, and the Arts. — 2016. — Pp. 723-725.
122. Coop Himmelb(l)au [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coop-himmelblau.at/architecture/philosophy/architecture-must-blaze (дата обращения: 25.01.2023).
123. Dahabreh, S. M. Intellectual Form: Understanding Architecture as a Logical Construct / S. M. Dahabreh // International Journal of Applied Engineering Research. — 2014. — Vol. 9. — Pp. 1091-1104.
124. Deleuze G. Le Pli. Leibniz et le Baroque / G. Deleuze. — Paris: Minuit, 1988. — P. 191.
125. Deleuze, G. The Fold. Leibniz and the Baroque. The Pleats of Matters / G. Deleuze // Architectural Design. — 1993. — Vol. 63. — Pp. 17-21.
126. Desai1, M., Kewate, S., Hirkane, S. Study of Fold and Folded Plates in Structural Engineering / M. Desai1, S. Kewate, S. Hirkane // International Journal of Scientific & Engineering Research. — 2014. — Vol. 5. — Iss. 12.
— Pp. 22-25.
127. Eisenman P. Diagram Diaries / P. Eisenman. — New York: Universe Publishing, Thames and Hudsen, 1999. — P. 240.
128. Eisenman P. Folding in Time. The Singularity of Rebstock / P. Eisenman // Architectural Design. Folding in Architecture. — 1993. — Vol. 63. — Pp. 39-41.
129. Eisenman P. Post-Functionalism / P. Eisenman // Opposition. — 1976. — Vol. 6. — Pp. 236-239.
130. Eisenman P. The End of the Classical: The End of the Beginning, the End of the End / P. Eisemann // Perspecta. — 1984. — Vol. 21. — Pp. 154-173.
131. Eisenman P. Visions Unfolding: Architecture in the Age of Electronic Media / P. Eisenman // Domus. — 1992. — Vol. 734. — Pp. 21-24.
132. Falk, A., Buelow, P., Kirkegaard, P. H. Folded Plate Structures as Building Envelopes / A. Falk, P. Buelow, P. H. Kirkegaard // World Conference on Timber Engineering. — 2012. — Vol. 50. — Pp. 155-164.
133. Hadid Z. The Eighty-Nine Degrees. Planetary Architecture Two / Z. Hadid. — London: Architectural Association, 1983. — P. 18.
134. Heidegger M. The Question Concerning Technology and Other Essays / M. Heidegger. — New York, London: Garland Publishing, 1977. — Pp. 224.
135. Hendrix, J. Theorizing a Contradiction Between Form and Function in Architecture / J. Hendrix // South African Journal of Art History. — 2012. — Vol. 27. — Pp. 9-28.
136. Hernan, L., Ramirez-Figueroa C., Dade-Robertson M. Adaptive Morphologies: Toward a Morphogenesis of Material Construction / L. Hernan, C. Ramirez-Figueroa, M. Dade-Robertson // ACADIA 13: Adaptive Architecture. — 2013. — P. 51-60.
137. Hight, Ch. Architectural Principles in the Age of Cybernetics / Ch. Hight.
— New York: Kindle Edition, 2007. — P. 248.
138. Ho M.-W. The New Age of Organism / M.-W. Ho // New Science New Architecture. — 1997. — Vol. 129. — Pp. 44-51
139. Jencks, Ch. Complexity Definitions and Nature's Complexity / Ch. Jencks // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — P. 8-9.
140. Jencks, Ch., Kropf, K. Theories and Manifestories of Contemporary Architecture / A. Ch. Jencks, K. Kropf. — Academy Editions, 1997. — P. 312.
141. Jencks, Ch. Landform Architecture. Emergent in the Nineties / Ch. Jencks // Architectural Design. — Vol. 67. — 1997.
142. Jencks, Ch. Nonlinear Architecture / Ch. Jencks // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — Pp. 80-107.
143. Jencks, Ch. The Architecture of the Jumping Universe / Ch. Jencks. — London: Wiley, 1995. — P. 177.
144. Jencks Ch. The Language of Post-Modern Architecture / Ch. Jencks. — New York: Rizzoli, 1984. — P. 168.
145. Jencks, Ch. The New Moderns. From Late to Neo-Modernism / Ch. Jencks. — London: Academy Edition, 1990. — P. 273.
146. Kavathekar, A. Exploring the Shift of Architectural Form "Form Making to Form Finding" / A. Kavathekar // International Journal of Engineering Research & Technology. — 2022. — Vol. 10. — Pp. 206-208.
147. Kipnis, J. Architecture after Geometry. Anthology of Mysteries / J. Kipnis // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — P. 43.
148. Kipnis, J. Towards a New Architecture / J. Kipnis // Architectural Design. Folding in Architecture. — 1993. — Vol. 63. — Pp. 57-65.
149. Knight, T. W. Designing a Shape Grammar: Problems of Predictability / T. W. Knight // Artificial Intelligence in Design. — 1998. — Pp. 499-516.
150. Knight, T. W. Shape Grammar: Six types / T. W. Knight // Environment and Planning. — 1999. — Vol. 26. — Pp. 15-31.
151. Koolhaas, R., Werlemann, H., Mau, B. S,M,L,XL / R. Koolhaas, H. Werlemann, B. Mau. — New York: The Monacelli Press, 1998. — P. 1376.
152. Kwinter, S. La Citta Nuova: Modernity and Continuity / S. Kwinter // Zona. — 1986. — Vol. 1. — Pp. 88-89.
153. Lambke, J. Architectural Technology: Organizational Structures and the Pursuit of Form / J. Lambke // Proceedings of Critical Practice Conference.
— 1994.
154. Lenoir, T., Alt, C. Flow, Process, Fold: Intersections in Bioinformatics and Contemporary Architecture / T. Lenoir, C. Alt // — 2002. — Pp. 1-29.
155. Lippard, L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object / L. Lippard. — New York, 1973. — P. 75.
156. Luhmann, N. Theories of Distinction: redescribing the descriptions of modernity / N. Luhmann. — Stanford: Stanford University Press, 2002. — P. 226.
157. Lynn, G. An Advance Form of Movement / G. Lynn // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — Pp. 54-55.
158. Lynn, G. Architectural Curvilinearity. The Folded, the Pliant and the Supple / G. Lynn // Architectural Design. Folding in Architecture. — 1993.
— Vol. 63. — Pp. 24-31.
159. Lynn, G. Embriologic Houses / G. Lynn // The Digital Turn in Architecture 1992-2012. — 2000. — Pp. 124-130.
160. Lyotard, J. F. The Postmodern Condition: A report on Knowledge / J. F. Lyotard. — Manchester: Manchester University Press, 1979. — P. 110.
161. MAD Architects [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-mad.com/work/harbin-cultural-center (дата обращения: 25.01.2023).
162. Meyer, J., Duchanois G., Bignon J-C. The Fold, a Tool of Design Architectural Structures / J. Meyer, G. Duchanois, J-C. Bignon // Global Civil Engineering & Applied Science Conference. — 2014. — Pp. 1-8.
163. Morgenthaler, H. Architectural Volition, or What Does Form Mean? / H. Morgenthaler // 106th ACSA Annual Meeting Proceedings. The Ethical Imperative. — 2018. — Pp. 328-334.
164. Muhammad, V. The Symbolic Form of Architecture. An Investigation into Its Philosophical Foundations and a Discussion on the Development of the Perception of Architectural Form by Modern Theoreticians and Symbolist
Architects. Master Degree Dissertation / Muhammad Vivian. — Alexandria.
— 1997. — P. 54.
165. Muljadinata, A. S., Darmawan, S. Redefining Folded Plate Structure as a Form-Resistant Structure / A. S. Muljadinata, S. Darmawan // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. — 2016. — Vol. 11. — Pp. 4782-4792.
166. Naboni, R., Paoletti I. Architectural Morphogenesis Through Topology Optimization / R. Naboni, I. Paoletti // Form and Morphogenesis in Modern Architectural Contexts. — 2018. — Pp. 69-93.
167. Novak, M. Transarchitectures and Hypersurfaces / M. Novak // Architectural Design. — 1998. — Vol. 68. — P. 90.
168. Novak, M. Transmitting Architecture / M. Novak // Architectural Design.
— 1995. — Vol. 65. — P. 43.
169. Psarra, S. An Archaeology of the Present: Topo-geometric Properties from the Invention of Geometrical Notation to Non-Standard Variation in Architecture and Design / S. Psarra // Proceedings of the 11th Space Syntax Symposium. — 2017. — Vol. 172. — Pp. 1-13.
170. Rajchman, J. Out of the Fold / J. Rajchman // Architectural Design. Folding in Architecture. — 1993. — Vol. 63. — Pp. 77-79.
171. Romic S. Ljuskaste Konstrukcije / S. Romic. — Belgrad: Nauc na Knjiga, 1980. — P. 100.
172. Roudavski, S. Towards Morphogenesis in Architecture / S. Roudavski // International Journal of Architectural Computing. — 2009. — Vol. 7. — P. 345.
173. Sapienza, V., Rodono, G. Kinetic Architecture and Foldable Surface / V. Sapienza, G. Rodono // Athens Journal of Architecture. — 2016. — Vol. 2.
— Iss. 3. — Pp. 223-236.
174. Saunders, P. T. Nonlinearity. What it is and why it matters / P. T. Saunders // Architectural Design. — 1997. — Vol. 67. — Pp. 52-57.
175. Schumacher P. New Global Style for Architecture and Urban Design / P. Shumacher // Architectural Design. — Vol. 79. — 2009. — Pp. 14-23.
176. Schumacher P. The Autopoiesis of Architecture: A New Framework for Architecture / P. Schumacher. — London: A John Wiley and Sons, 2014. — P. 480.
177. Sekularac, N., Sekularac, J. I., Tovarovic, J. C. Folded Structures in Modern Architecture / N. Sekularac, J. I. Sekularac, J. C. Tovarovic // Architecture and Civil Engineering. — 2012. — Vol. 10. — Pp. 1-16.
178. Tachi, T., Epps, G. Designing One-DOF Mechanisms for Architecture by Rationalizing Curved Folding / T. Tachi, G. Epps // Proceedings of the International Symposium on Algorithmic Design for Architecture and Urban Design, ALGODE TOKYO. — 2011. — Pp. 1-14.
179. Tateson, R., Hoile, C. Design by Morphogenesis / R. Tateson, C. Hoile // Bt Technology Journal. — 2000. — Vol. 18. — Pp. 112-121.
180. Tavasoli, F. G. The Fold as a Concept Structure in Architecture of PostModern Time. Master Degree Dissertation / F. G. Tavasoli. — Cyprus: Eastern Meditteranean University, 2012. — P. 94.
181. Trautz, M., Herkrath, R. The Application of Folded Plate Principles on Spatial Structures with Regular, Irregular and Free-Form Geometries / M. Trautz, R. Herkrath // Proceedings of the International Association for Shell and Spatial Structures. — 2009. — Pp. 1019-1031.
182. Tschumi, B. Architecture and Disjunction / B. Tschumi. — Cambridge. MIT Press, 1996. — P. 123.
183. Tschumi, B. Projects for Tokyo and Strasburg / B. Tschumi // Architectural Design. — 1989. — № 1. — P. 13.
184. Tschumi, B. The Pleasure of Architecture / B. Tschumi // Architectural Design. — 1977. — Vol. 47. — Pp. 214-218.
185. Turgutolu, B. Expanding Architecture; a proposal for a Multi - Functional Hall at METU. Master Degree Dissertation / B. Turgutolu. — The Middle East Technical University, 2003. — P. 46.
186. Vandenbulcke, B. Concretion, abstraction: The place of design processes in the theory of architecture: Case study: Herzog & De Meuron / B.
Vandenbulcke // ARCHTHEO '11. — 2011. — Pp. 25-31.
187. Venturi, R. Complexity and Contradiction in Architecture / R. Venturi. — New York; The Museum of Modern Art, 1996. — P. 148.
188. Virilio P. The Aesthetics of Disappearance / P. Virilio. — New York; Autonomedia; Semiotext, 1991. — P. 65.
189. Voyatzaki, M., Gourdoukis D. From morphology to morphogenesis; On speculative architectural design pedagogy / M. Voyatzaki, D. Gourdoukis // Form and Morphogenesis in Modern Architectural Contexts. — 2018. — Pp. 20-40.
190. White A. Kisho Kurokawa / A. White. — Mulgrave; Images Publishing Group, 2000. — P. 256.
191. Zaha Hadid Architects [Электронный ресурс]. Режим доступа ; https;//www.zaha-hadid.com (дата обращения ; 25.01.2023).
192. Zaha Hadid 2005-2008. EL Croquis. — Madrid; EL Croquis editorial Madrid, 2008. — Pp. 54-55.
193. mrnw. шь-шт—шшмжшжлм^. тшж. — 2010.
— 87-90.
194. ФШФ, ШХ, ШШ. . ШМШЖ. — 2007.
— № 11. — 24-25.
195. ^м^, шш. —. шж-^
Ш. —ГМ; . — 2013. — 1-4.
196. ШШ, . Ш^ШЖ. — 2006. — № 6. — 9395.
197. й^Ш. ШЖМ^-^Х. ^Ш; — 2001. — 40-43.
198. ШШШ. --ШЖ . . № 20.
^ШШ. — 2006. — 124-125.
199. ш. шт—шж^шытъ-^^т^. — 2011. — 48-50.
200. тш. . шшжх^ш.
— 2008. — № 4. — 394-397.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
На правах рукописи
КИРИЧКОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
СКЛАДЧАТОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ
Специальность 2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко -
архитектурного наследия Том 2
Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Научный руководитель кандидат архитектуры, профессор А. В. Слабуха
Нижний Новгород, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ.........................................................................5
Таблица 1. Цель и задачи исследования......................................................................6
Таблица 2. Методы исследования складчатого формообразования, связь теории
складки с другими отраслями наук.............................................................................7
Таблица 3. Структура исследования............................................................................8
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ГЛАВЫ 1. СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СКЛАДЧАТОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ..........................................................................................9
Таблица 1.1. Композиционная структура зданий складчатой архитектуры............10
Таблица 1.2. Образование светотеневых эффектов на поверхности зданий
криволинейной формы ..............................................................................................11
Таблица 1.3. Цветовое решение объектов складчатой архитектуры.......................12
Таблица 1.4. Влияние философии складки на современную архитектуру..............13
Таблица 1.5. Анализ образности объектов складчатой архитектуры......................14
Таблица 1.6. Анализ планировочных композиционных схем..................................15
Таблица 1.7. Организация внутреннего пространства.............................................16
Таблица 1.8. Конфигурация пространства традиционной и складчатой
архитектуры................................................................................................................17
Таблица 1.9. Организация внешнего пространства, взаимосвязь внутреннего и
внешнего пространства..............................................................................................18
Таблица 1.10. Анализ внешнего пространства традиционной и складчатой
архитектуры................................................................................................................19
Таблица 1.11. Параметрический подход к формообразованию...............................20
Таблица 1.12. Комплекс средств художественной выразительности складчатого формообразования......................................................................................................21
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ГЛАВЫ 2. СКЛАДКА В КАЧЕСТВЕ
ТОПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ...................................................................22
Таблица 2.1 Топология складчатых форм.................................................................23
Таблица 2.2. Классификация складчатых форм........................................................24
Таблица 2.3. Метод гладкосмешанности...................................................................25
Таблица 2.4. Принцип континуальности...................................................................26
Таблица 2.5. Метод лофтинга....................................................................................28
Таблица 2.6. Методы складчатого формообразования.............................................29
Таблица 2.7. Метод морфинга...................................................................................30
Таблица 2.8. Адаптация формы к внешним воздействиям......................................31
Таблица 2.9. Метод текстильной пластики...............................................................32
Таблица 2.10. Метод инфлексии................................................................................33
Таблица 2.11. Метод аттракторов..............................................................................34
Таблица 2.12. Система методов складчатого формообразования............................35
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ГЛАВЫ 3. ФЕНОМЕН СКЛАДЧАТОГО
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕЛИНЕЙНОСТИ.......................36
Таблица 3.1. Тенденции развития складчатого формообразования в современной
мировой архитектуре.................................................................................................37
Таблица 3.2. Феноменологический подход к формообразованию...........................38
Таблица 3.3. Интерпретации идеи места и роли конструкции в архитектуре........39
Таблица 3.4. Взаимосвязь формы и конструкционного материала.........................41
Таблица 3.5. Формалистические эксперименты Питера Эйзенмана в области
складчатой архитектуры............................................................................................43
Таблица 3.6. Органические тенденции развития архитектуры в России................44
Таблица 3.7. Статистический анализ объектов складчатой архитектуры...............46
Таблица 3.8. Внедрение складчатых форм в архитектуру на примере проекта
Центра Гейдара Алиева в Баку..................................................................................48
Таблица 3.9. Внедрение складчатых форм в архитектуру на примере Харбинского
оперного театра..........................................................................................................49
Таблица 3.10. Формообразующие принципы архитектуры свободной формы.......50
Таблица 3.11. Архитектура свободной формы, авторские концептуальные
разработки..................................................................................................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Апробация результатов исследования....................................52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Развитие складчатого формообразования в новейшей мировой архитектуре с 1990 по 2020-е гг.................................................................66
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Экспозиция..............................................................................74
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
Методы исследования складчатого формообразования, связь теории складки с другими отраслями науки и философии (схемы)
Система методов исследования складчатого формообразования
СКЛАДКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ
НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
Топология
Феноменология
Метафизика
Неевклидова геометрия
А
Монадология
механика
Математика
Онтология
Номадология
Складка
Связь теории складки с другими отраслями науки и философии Источник: авторская разработка
Структура исследования
Таблица в-3
Введение
Средства достижения художественной выразительности складчатого формообразования
1 Г
Складка в качестве топологической структуры
7
• •
Л
Я
и я е
8 и е
^ ев н а к ук
а д ы с
ев з и
П о м о
ев с р о п
К а т о -е
Я
и
1 Г
] Г
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ГЛАВЫ 1.
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СКЛАДЧАТОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Таблица 1.1
Композиционная структура зданий складчатой архитектуры (схема)
Образование светотеневых эффектов на поверхности зданий криволинейной
формы (таблица)
Создание тени внутри здания
Полное отражение света
Боковое освещение
Образование тени вне здания
__
____
\ \Д ^^
Частичное освещение
Комбинированное освещение
Источник: авторская разработка
Цветовое решение объектов складчатой архитектуры (схема)
Акцидентные цвета
Таблица 1.4
Влияние философии складки на современную архитектуру (схема)
ФИЛОСОФЫ - ОСНОВАТЕЛИ ТЕОРИИ СКЛАДКИ
ЬЕ Р I. \
Л V
МЛ Ж Нигер 1|{ К'нм,ш ^^
Ч л^Л^}
Жмль .с. ^^^^^
^ 1925-149$ " ■>
Морис Мер.и
^лм ..................ъь
I чин-11 з^^^^^в^И
Феликс Гвапарн ж*и Ьпдрнияр
1930-1992 1929-2007
' >рн.\ Фромм 19Ш-19Н0
Марши Хаи лспср 1КН9-1976
2Ш1ЕРАИ
Т II Е Р О I, I)
I рс! Линн рол 1964
Чарлы Джснкс
л ш
. 1л>сффри Кнпшк Ьси ни Ьср«
1951 рад. 1957
Марии Карим
рол |Ч58
Д«ОМ Си 1ЖЫШ1
рол 1946
АРХИ 11КЮРЫ -ОСНОИАТЕЛИ СКЛАДЧАТОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Рвбврт Нснгурн 1925-201К
Философы и архитекторы, внесшие значительный вклад в развитие теории складки
ФИЗИКА
МЕТАФИЗИКА
Марио Карпи Складка -постмодернистское
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.