Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Данилова Анастасия Вадимовна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат наук Данилова Анастасия Вадимовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРФОРАЦИЯ КАК ПРИЕМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
1.1. Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
1.2. Генезис определения «Художественная перфорация в архитектуре»
1.3. Роль художественной перфорации в семиотической системе архитектуры
1.3.1 Исторические корни знаково-символического языка орнаментальной перфорации в архитектуре
1.3.2 Семиотика общественного здания как объекта коммуникативно -средового и художественного восприятия в городской среде
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРФОРАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
2.1 Дифференциация видов художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.2 Влияние новых технологий на изменения в семантике архитектуры
в контексте феномена художественной перфорации
2.3 Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.1 Конструктивная компонента
2.3.2 Функционально-технологическая компонента
2.3.3 Композиционно-художественная компонента
2.4 Классификатор художественной перфорации в архитектуре общественного здания
Выводы по главе
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРФОРАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
3.1 Влияние градостроительных локаций общественного здания на тип
и характер использования художественной перфорации
3.1.1 Характер восприятия городской среды
3.1.2 Синестезия художественной перфорации в архитектуре как основа формировании современных маркеров комфортной городской среды
3.2 Знаковый контекст художественной перфорации в современной архитектуре (обзор результатов социологических исследований)
3.3 Особенности применения художественной перфорации в
архитектуре общественных зданий
3.3.1 Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
3.3.2 Типологическая матрица применения художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
Выводы по главе
Основные выводы и результаты исследования
Библиографический список
Список публикаций по теме диссертации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Принципы использования оптических иллюзий в коммуникационных пространствах крупных торговых центров2018 год, кандидат наук Воронцова Юлия Сергеевна
Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды2015 год, кандидат наук Енютина Екатерина Дмитриевна
Принципы допустимых трансформаций фасадов исторических зданий крупнейших городов: на примере г. Ростова-на-Дону2007 год, кандидат архитектуры Евстратенко, Сергей Иванович
Особенности архитектуры Дамаска периода Французского Мандата2022 год, кандидат наук Абасс Хиба Саад
Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец XX - начало XXI вв.)2019 год, кандидат наук Бик Олег Витальевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Прием использования перфорации в объектах архитектуры прошел длительный эволюционный путь, демонстрируя расширение палитры ее функциональных компонент от сугубо технологических до композиционно-художественных, формообразующих и перцептивных. Мировой опыт архитектуры демонстрирует использование этого приема в целях солнцезащиты, шумоизоляции, получения декоративного эффекта, несущего символические и сакральные смыслы, создания оптических эффектов при восприятии объемно-пространственной композиции здания, выход на новые уровни формообразования в проектировании и реновации архитектурных объектов. При этом, следует отметить отсутствие комплексного научного исследования такого феномена как «художественная перфорация» в архитектуре общественного здания.
Актуальность темы диссертационного исследования проявляется в двух аспектах. С одной стороны, современный мегаполис нуждается в реновации архитектуры, в создании ярких и зрелищных архитектурных образов за счет объектов-«аттракторов», повышающих композиционно-художественную, потребительскую и инвестиционную привлекательность города, а перед дизайнерами среды и архитекторами встает задача поиска новых средств и приемов работы с имиджевым образом города, экспериментов с формами, фактурами, текстурами, светом, декором, создание эмоциональной синергии между населением, архитектурными объектами и городской средой. С другой стороны, становление эпохи модернизма (с такими стилистическими направлениями как модерн, функционализм, рационализм, формализм и конструктивизм) и постмодернизма (хай-тек, конструктивизм, дигитальная архитектура), появление новых проектных и строительных технологий, а также совершенствование существующих оказали сильное влияние на форму, функцию, рисунок, контекст использования художественной перфорации - появилась технологическая необходимостью в использовании перфорации в архитектуре, предполагающей многообразные функционально-технологические и конструктивные решения вопросов
солнцезащиты, инсоляции, вентилируемости и облегчения веса конструкции фасадов общественных зданий, что потребовало разработки системного научно-обоснованного алгоритма включения приема художественной перфорации в архитектуру общественного здания. Зародившись как феномен создания символических образов и социальных контентов общества, эти стилевые направления в XX- XXI веках представлены широкой палитрой использования художественной перфорации в архитектуре, демонстрируя также ряд негативных примеров, которые способствуют созданию гомогенных визуальных полей в городской среде, отрицательно влияющих на психологическое, эстетическое и физиологическое восприятие и состояние человека.
Поставленные перед архитекторами на повестку дня задачи по созданию уникальных характеристик города и его общественных центров, формированию притягательного образа городской среды с целью придания архитектурным объектам аутентичности и привлекательности, актуализируют возможности использования художественной компоненты перфорации в качестве активного механизма создания аттрактивных эффектов, привлекающих внимание человека за счет новой объемно-композиционной структуры, подчеркивания семантики и особенностей визуальной метафоры объекта, сценария его позиционирования в городском пространстве и усиления художественно-выразительных характеристик на примере общественных зданий, которые являются идеальным объектом для реализации таких экспериментов.
Сегодня в научный обиход и проектную практику архитектора и средового дизайнера входят междисциплинарные определения, характеризующие получение архитектурной формой нового композиционного прочтения (эффект эмерджентности), эмоционально-смыслового погружения в художественную среду (иммерсивность), роли взаимодействия со зрителем (интерактивность), возможности видоизменения (интерактивность), создания центра притяжения внимания зрителя (аттрактивность), роли формирования совмещенных ощущений (синестезия) и реновации архитектурной среды (джентрификация).
Так, текстура фасада, выполненного с использованием приема художественной перфорации, создает эффект нового измерения формы и ее геометрической конфигурации, а результирующий визуальный контент можно отнести к перечисленным эффектам, когда свойства новой формы возникают как результат сочетания композиционных качеств всех составляющих анализируемой структуры архитектурного объекта в процессе его проектирования или реновации.
Переход к постиндустриальной стадии развития города сформировал новую модель пространства и потребностей горожан, отличающуюся повышенными требованиями к созданию информационно-визуальной среды, насыщенной креативными образами и символами в рамках зрелищного контекста и медийных знаков. Сегодня «символический капитал» в виде уникальных архитектурных объектов становится экономическим рычагом повышения инвестиционной привлекательности территории и объектов недвижимости. Современную социальную и материально-пространственную среду мегаполиса XXI века специалисты характеризуют как «общество спектакля1» с акцентом на доминирование визуальных перцепций и коммуникационной роли архитектуры общественных зданий, в которых самым значимым является его фасад, зачастую, не отражающий внутреннюю функциональную структуру объекта.
Практически полное отсутствие исследовательского подхода к изучению приема художественной перфорации в архитектуре актуализирует необходимость формирования научного взгляда на роль перфорации как инструмента художественного преобразования формы в процессе эволюции архитектурных стилей, выявление художественно-технологических видов перфорированных поверхностей и характера их функционального использования в объектах архитектуры с учетом инженерной составляющей, изучение и выявление исторических корней знаково-символического языка орнаментальной перфорации,
1 Осмыслению роли социального устройства общества в формировании облика современного мира посвятили свои труды такие ученые как З. Бауман, Р. Барт, М. Кастельс, М. Маклюэн, О. Тоффлер и многие другие. Теоретическая попытка прояснить понятие «спектакля» определяет его как «капитал, находящийся на такой стадии накопления, когда он превращается в имидж» (Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. М.: Логос, 1999)
влияние новых технологий на изменения в семантике архитектурных объектов и в архитектурной комбинаторике.
Авторское исследование поставленной проблемы расширит список научных работ, посвященных систематизации знаний об использовании художественной перфорации в архитектуре.
Степень разработанности проблемы. Настоящее исследование опирается на массив научных и творческих работ зарубежных и отечественных авторов, решающих следующие проблемы:
Закономерности развития и смены архитектурных стилей: Вавилонская Т.В., Гельфонд А.Л., Данилов Д.С., Добрицына И.А., Иконников А.В., Колхас Р., Салингарос, Н., Орельская О.В., Хиллер Б. и др.
Типология общественных зданий и сооружений: Гельфонд А.Л., Змеул С. Г., Маханько Б. А., Мейтленд Б., Овсянникова Е.Б., Скуратов С.А., Ульянова Е.В. и др.
Композиция архитектурных объектов, современные тенденции и концепции формообразования в архитектуре, в создании комфортной городской среды: Горшкова Г.Ф., Иконников А.В., Каракова Т.В., Кирия И.В., Крашенинников А.В., Маклакова Т.Г., Мелодинский Д.Л., Муратов А.С., Норенков С.В., Пронин Е.С., Пучков М.В., Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю., Степанов Г.П., Шилин В.В., Шимко В.Т, Шубенков М.В., Эвалльё В.Д. и др.
Формирование художественного образа объекта: Гельфонд А.Л., Дуцев, М.В., Енютина Е.Д., Колышкина Т. Б., Маркова Е. В., Храпченко М.Б. и др.
Семиотика в архитектуре: Бурцев А.Г., Керженова А. А., Привалова В.М., Пучков М.В., Раевский А.А., Розин В.М., Сомов Г.Ю, Холодова Л.П, Янковская Ю.С. и др.
Функционально-технологические аспекты проектирования общественных зданий: Батова А.Г., Бахарев Д.В., Гусев Н.М., Земцов В.А., Гагарина Е.В., Келлер М., Куприянов В.Н., Климпатрик Д., Макаревич В.Г., Насыбулина Р.А., Оболенский Н.В., Орлова Л.Н., Сташевская Н.А., Тарханов О.В., Щепетков Н.И. и
др.
Особенности зрительного восприятия, процессы формирования и оценка городской среды и объектов архитектуры: Беляева Е.Л., Велев П.С., Вырва А.Ю., Горбунова Е.С., Дж. Брунер, Елшанский С.П., Звягина Н.В., Митяшина Н.А., Михайлов С.М., Реутская И.П., Тюрина Н.А., Уточкин И. С., Филин В.А, Хасиева С.А., Шимко В.Т., Яковлев А. Ю. и др.
Влияние цифровых технологий на изменения в семантике архитектуры: Добрицына И.А., Енютина Е.Д., Есаулов Г.В., Касьянов Н.В., Михайлова А.С., Надыршин Н. М., Поморов С.Б. и др.
Формирование территориального брендинга: Асплунд К., Королева Д.А., Котлер Ф., Рейн И., Родькин П.Е., Хайдер Д., Хорева Л.В. и др.
Приведенный междисциплинарный массив научного знания положен автором в основу теоретической базы данного исследования, в котором многочисленные аспекты характеризуются высокой степенью актуальности и недостаточной изученностью.
Объект исследования: типологическая группа архитектурных объектов «общественные здания».
Предмет исследования: художественная перфорация в архитектуре общественных зданий.
Цель исследования: разработка принципов применения приема художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать мировой опыт формообразования в архитектуре с использованием перфорированных поверхностей в процессе эволюции архитектурных стилей.
2. Изучить генезис междисциплинарного формирования определения «Перфорация» и раскрыть суть понятия «Художественная перфорация в архитектуре».
3. Проанализировать семиотические особенности применения художественной перфорации в архитектуре общественных зданий, дифференцировать ее виды.
4. Определить влияние новых технологий на изменения в семантике архитектуры в контексте феномена художественной перфорации.
5. Разработать Классификатор художественной перфорации в архитектуре общественного здания, построенный на основе изучения ее конструктивной, функционально-технологической и композиционно-художественной компонент.
6. Сформировать типологическую матрицу и банк теоретических принципов использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
Границы исследования: Хронологические границы исследования определены историческими этапами развития архитектуры общественных зданий в контексте эволюции архитектурных стилей. Содержательные и типологические границы исследования определены рассмотрением социальных, семиотических, композиционных и функционально-технологических аспектов применения художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
Методика исследования строится на:
• темпоральном анализе научной информации из литературных источников и интернет-ресурсов, теоретических трудов, статистических данных и социологических исследований, систематизации и структурированном обзоре собранного иллюстративного материала;
• комплексном архитектурном анализе стилистического, морфологического, композиционного-художественного, функционально-технологического и конструктивного включения приемов художественной перфорации в архитектуру общественных зданий;
• концептуальном моделировании, графоаналитических методах исследования и систематизации результатов исследования.
Автором подробно изучены порядка 230-ти объектов (включая нереализованные) из мирового опыта архитектуры с использованием приема художественной перфорации, массив теоретических научных трудов, положенных в основу данного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается:
1. Во введении в научный обиход формулировки определения «художественная перфорация в архитектуре» и разработке авторской транскрипции термина.
2. В выявлении периодики многокомпонентного использования приема художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
3. В дифференциации по видам художественно-технологических приемов использования художественной перфорации в процессе эволюции архитектурных стилей.
4. В разработке классификации художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
5. В формулировке принципов использования разработанных автором моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий с иллюстрированием их типологической матрицей.
Теоретическое значение исследования состоит в авторской систематизации и расширении спектра научных знаний о генезисе художественной перфорации, в выявлении многокомпонентных особенностей, типологических моделей и принципов использования приема художественной перфорации как нового инструментария и языка формообразования в архитектуре общественных зданий, а также - в расширении банка исследовательского материала по истории и теории архитектуры и средового дизайна.
Практическое значение исследования заключается в предоставлении практикующим архитекторам и дизайнерам, студентам архитектурных вузов палитры средств и приемов работы с художественной перфорацией в архитектуре общественных зданий в проектной, научной и учебной практике с использованием информации, изложенной в Классификаторе и Матрице, раскрывающих содержательные основы и практические рекомендации по данной теме. Результаты научного исследования «Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий» могут значительно дополнить содержание таких дисциплин образовательных программ по архитектуре и средовому дизайну,
как «История архитектуры», «Композиция», «Архитектурное проектирование» и «Дизайн-проектирование».
Положения, выносимые на защиту:
1. Научная трактовка определения «художественная перфорация в архитектуре».
2. Эволюция и периодика многокомпонентного использования приема художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
3. Типологические разновидности художественной перфорации.
4. Классификатор художественной перфорации в архитектуре общественных зданий.
5. Принципы использования художественных перфораций в современной архитектуре общественных зданий (типологическая матрица приемов художественной перфорации в пространственных моделях различных локаций объектов архитектуры в городской среде).
Апробация и реализация результатов исследования. Отдельные положения диссертации внедрены в учебный процесс на кафедре «Дизайн» Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета в дисциплинах «Дизайн-проектирование» и «Композиция», а также - в практику реального проектирования. Основные положения исследования были представлены на 8 конференциях в докладах на международных, всероссийских научно-технических и межрегиональных научно-практических конференциях СамГТУ, СПбГАСУ, УрГАХУ в период 2019-2022 гг., среди которых: II Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды» (СПбГАСУ, Санкт-Петербург,2020); 77-я всероссийская научно-техническая конференция «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре (СамГТУ, Самара, 2020 г.); Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна», посвященная «Году науки и технологий в Российской Федерации» и «Году архитектуры и градостроительства в СНГ» (УрГАХУ, Екатеринбург, 2021);
Круглый стол «Биосфера и город» (НИУ МГСУ совместно с РААСН, Москва, 2021); 78-я всероссийская научно-техническая конференция «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре (СамГТУ Самара, 2021г.); Международная научно-техническая конференция «Российские мегаполисы -новое качество жизни» (СамГТУ, Самара, 2021 г.); Международная конференция «Civil, Architectural and Environmental Sciences and Technologies (CAEST)» (СамГТУ, Самара, 2021 г.); IV Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в архитектуре и строительстве» NITAC'2021 (УрГАХУ, Екатеринбург, 2021).
Результаты исследования внедрены:
- в научный проект № 20-312-90005 (договор № 20-312-90005\20 от 7.09.2020 г.) «Принципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий», получивший поддержку РФФИ по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре (Руководитель темы: доктор арх., проф. Каракова Т.В., исполнитель: аспирант СамГТУ Данилова А.В.)
-в разработку проектов благоустройства военно-исторических мемориальных комплексов и благоустройства в г. о. Октябрьск Самарской области; проект благоустройства дворовых территории г. о. Чапаевск Самарской области; дизайн-проектов выставочных стендов для XXI-ой Международной специализированной выставки «Металлообработка-2021» в г. Москва.
Публикации. Основные положения и результаты исследования представлены в 14 публикациях (7 публикаций - в изданиях из перечня ВАК; 7 публикаций - в изданиях из перечня РИНЦ).
Объем и структура работы отражают последовательность решения поставленных задач. Диссертационное исследование представлено в двух томах: первый том общим объемом 177 страниц включает в себя введение, три главы, общие выводы, заключение и основные результаты исследования, библиографию
(178 наименований); второй том содержит иллюстративный материал в количестве 55 листов, в том числе 25 иллюстративных таблиц, а также 3 приложения.
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРФОРАЦИЯ КАК ПРИЕМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Применение приема перфорации в строительстве началось на заре становления архитектуры, как только зодчие научились использовать простейший прием перфорации камня в качестве технологической составляющей. Художественная функция применения перфорации стала последующим этапом эволюции и получила широкое распространение в орнаментальных арочных и оконных проемах, декоративных элементах средневековых соборов, архитектуре модернизма, постмодернизма и параметризма. Помимо исторически сложившегося широкого использования приема перфорации фасадных плоскостей в архитектуре жилых и общественных зданий, новые и новейшие технологии предопределили актуальность применения приема перфорации: индустриализация строительства стала характеризоваться активным использованием готовых стеновых панелей с монотонной метрической сеткой перфорацией в виде оконных и стеновых проемов, эра параметрической архитектуры синтезировала все компоненты использования художественной перфорации, которая стала активным элементом функционально-конструктивной системы [1]. Наряду с этим, мировая архитектура демонстрирует все возрастающий интерес к использованию перфорации фасада здания как инструментарию поиска нового формообразования, созданию аутентичности городских объектов, формированию привлекательных, аттрактивных элементов в городской среде.
Перфорация в объектах архитектуры при оформлении фасадов зданий на протяжении веков использовалась многокомпонентно: в функционально-технологическом, художественном, региональном и историческом аспектах. Наиболее распространенное существующее определение «перфорация» трактуется многими авторами с технологической точки зрения «... как система отверстий или надсечек, расположенных на равном расстоянии или по заданному рисунку,
выполняющая технологические, декоративные, художественные функции и взаимодействующая со светом» [2,3,4]. В контексте этого определения автор рассматривает различные виды стеновых проемов2, аркады, орнаментальные плоскости с отверстиями, структуру пространственной сетки как элементы перфорации фасадных плоскостей, придающие зданию уникальный художественный образ [5].
В период мезолита от 12 до 5 тыс. лет до н.э. складывается первая попытка использования перфорации в камне при создании орудий труда: техника их изготовления предполагала вкладывание в проделанное в камне отверстие рукояти микролита, что можно трактовать как протоперфорацию в камне [5].
В Древнем Египте 2700 - 1090 гг. до н.э. при сооружении монументальных, величественных объектов архитектуры из различных пород камня (гранит, диорит, базальт, порфир, известняки, песчаники, яшма, алебастр) зодчими была освоена технология их сверления. Прием перфорации в этот период носил отчасти технологический характер и также был использован с целью придания архитектуре монументальности, величия и прочности, функциональности. Известен пример, когда в залах храма Амона в Карнаке в перекрытиях высокой центральной части были устроены проемы с каменными решетками, через которые свет проникал во внутрь здания, оставляя в глубокой тени его боковые части [5].
В архитектуре древней Эфиопии с 1000 г. до н.э.- 11 в. в оконных проемах часто использовались каменные решетки, рисунок которых имел символический, смысл- например, изображения креста в Аксуме в Церкви Абба Панталеона [5].
В архитектуре Древней Греции от XII в. до н.э. - I в. до н.э. в домах знати -мегаронах сооружали внутренние дворики с атриумами, в крыше которых создавался большой проем для прохождения дневного света, выхода дыма из очага
2 В период панельного домостроения в СССР (сер. XX в.) разнообразие и индивидуальность композиции массовых гражданских зданий и застройки создавалось индивидуальным построением силуэта, цветовой гаммой и монотонной перфорацией фасадов многочисленными оконными проемами [6].
или наполнения водоема3. Просверленные в камне отверстия использовались в строительстве подъемных механизмов в виде канатов, протянутых через них. Анализ исторических документов и памятников архитектуры позволил заключить, что прием перфорации в рассматриваемый период носил функционально-технологический характер [7,8].
В архитектуре Древнего Рима VIII в. до н.э. - V в. н.э. прием перфорации носил преимущественно функционально-технологический характер. В городском жилище - патрицианском домусе во внутреннем дворе в крыше атриев устраивалось большое квадратное отверстием в центре - комплювие, через которое проникал свет и попадала дождевая вода. Глухие стены домуса прорезались щелевидными отверстиями, служившими для вентиляции [9].
В 80-е годы до н.э. термы Помпеи освещались большими остекленными окнами в крыше. Анализ показал, что такие приемы можно рассматривать как попытку создания дополнительных пространственных связей посредством проникновения света и воздуха во внутренние помещения.
Храм «всех богов» Пантеон в Риме (118—128 гг.) имеет купол, созданный в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие диаметром 9 метров, окаймленное бордюром, выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие, символизирующее солнце, в храм проникали солнечные лучи, которые образовывали световой столб и создавали впечатление покоя и сосредоточенности, заставляя молящегося с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет [7,8]. Перфорация в куполе храма, помимо функционально-технологического, носит и художественно-символический характер.
В некоторых погребальных сооружениях Древнего Рима за счет перфорации создавалось естественное освещение и вентиляция. Так, интерьер мавзолея Мунация Планка близ Гаэты (около 20 г. до н. э.), и ему подобных, освещался и
3 В поэме Гомера «Одиссея» описаны фрагменты жилища: потолок в главном парадном помещении дома - мегароне поддерживали две или четыре колонны, между которыми находился очаг, над ним в потолке устраивалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма.
вентилировался посредством сооруженных наклонных световых каналов, прорезавших толщу сооружения [7]
Автор делает вывод, что уже в период Древнего Рима возник прообраз современных световодов, устроенных в архитектурных сооружениях с применением масштабных перфораций (световые колодцы, световые проемы-иллюминаторы).
В странах Востока и Азии III вв. до н.э - XVIII вв. н.э. наиболее активно проявился региональный контекст использования перфораций в архитектуре, тесно связанный с его функциональной и символической ролью. В Китае в архитектуре династии «Западной Хань» (206 г. до н.э - 8 г. н.э.) фасады жилищ зажиточных граждан были украшены зооморфными масками фантастического животного «бисе», оберегающего дом от вторжения злых сил и несчастий, которые были выполнены с применением художественной перфорации. Балконы жилищ имели ажурные перфорированные ограждения, что свидетельствует о доминировании художественной составляющей в использовании перфорации [9].
В архитектуре Китая III—XVIII вв., перфорация также носила художественный характер, что находит отражение в качестве традиционного декора в резных дверных наличниках, оконных проемах, ограждениях. Яркими примерами являются Храм Юнхэгун, Павильон Ваньфугэ, Павильон Фалундянь и павильон храма Ваньфугэ (Пекин, 1723—1744 гг.), Императорский дворец, Библиотека Вэньюаньгэ (Пекин, в 1773 - 1783 гг.), Дворец Пайюаньдянь, Галерея Чанлан (Парк Ихэюань, Пекин, 1750 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Ландшафтная организация территорий общественно-деловых центров: на примере Санкт-Петербурга2012 год, кандидат сельскохозяйственных наук Керимова, Надежда Алиевна
Солнцезащитные средства как элементы архитектурной композиции (на примере общественных зданий Узбекистана)1984 год, Крюкова, Елена Рафаэльевна
Архитектурно-планировочные решения современных производственных предприятий в городской среде2023 год, кандидат наук Сазыкина Елена Викторовна
Закономерности формообразования фасадов зданий и их элементов в Санкт-Петербурге XVIII века2017 год, доктор наук Возняк Екатерина Рюриковна
Информационный потенциал архитектуры Великого Новгорода2002 год, кандидат архитектуры Кузьменко, Светлана Никитична
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Данилова Анастасия Вадимовна, 2022 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маклакова, Т.Г. Функция, конструкция, композиция в архитектуре / Т.Г. Маклакова - М.: Издательство ЛСВ, 2009. - 256 с.
2. Толковый словарь русского языка под редакцией / Д. Н. Ушакова (19351940). [Электронный ресурс] / Режим доступа: Шр:/^еЬ-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/16/us323713.htm?cmd=0&istext=1
3. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia
4. Толковый словарь С.А.Кузнецова [Электронный ресурс] / Кузнецова С.А // Режим доступа: https://gufo.me/dict/kuznetsov
5. Всеобщая история архитектуры. Архитектура Древнего мира. / Издательство литературы по строительству. Москва, 1970. - 532 с.
6. Всеобщая история архитектуры. Архитектура западной Европы Средние века. / Издательство литературы по строительству. - Москва, 1969. - 712 с.
7. Всеобщая история архитектуры. Архитектура античного мира (Греция и Рим). / Издательство литературы по строительству. - Москва, 1973. - 742 с.
8. Постернак, А. История Древней Греции и Древнего Рима / Постернак А. -М.: Издательство ПСТГУ, 2008. - 778 с.
9. Всеобщая история архитектуры. Архитектура восточной Европы Средние века./ Издательство литературы по строительству. Ленинград. - Москва, 1966. - 704 с.
10. Всеобщая история архитектуры. Архитектура стран средиземноморья, Африки и Азии/ Издательство литературы по строительству. - Москва, 1969. - 514 с.
11. История пространственных искусств. Архитектура ХХ-ХХ1 вв.: Архитектура модернизма. Архитектура постмодернизма. / Т.В. Вавилонская - СГАСУ. - Самара, 2016. - 359 с.
12. Гельфонд, А.Л. Архитектура общественных пространств: монография / А.Л. Гельфонд - М.: ИНФРА-М, 2019. - 412 с.
13. Иконников, А.В. Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции / А.В Иконников., Г.П. Степанов - Искусство. Москва, 1971. - 224 с.
14. Данилова, А.В. Эволюция функциональной компоненты художественной перфорации в архитектуре общественных зданий / А.В. Данилова // Градостроительство и архитектура, 2020. - № 10. - С. 136-143
15. Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура / О.В. Орельская -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.
16. Тихонов, В.С. Архитектура СССР: журнал / В.С. Тихонов - Стройиздат, 1987. - № 4. - С. 40-45
17. Надырши, Н. М. Параметрические паттерны в архитектурном дизайне [Электронный ресурс] / Н. М. Надырши // Дизайн-ревю. - 2012. - №1. -Режим доступа: ЬАр://ёев1§п-геу1е,^пе1/тёех.рЬр?8Ьо,^аг11с1е&М=266&уеаг=2012&пишЬег=1
18. Данилов, Д.С. Закономерности развития и смены архитектурных стилей / Д.С. Данилов // Архитектура и современные информационные технологии, 2014. - № 3(28) - 9 с.
19. Данилова, А.В Роль художественной перфорации в эмерджентности современной архитектуры общественного здания [Электронный ресурс] / А.В. Данилова // Архитектура и градостроительство: сборник статей. Традиции и инновации в строительстве и архитектуре, 2021. - С. 883-888
20. Привалова, В.М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры: монография / В.М. Привалова - СамНЦ РАН, 2015. - 236 с.
21. ГОСТ 23499-2009 Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающие строительные. Общие технические условия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: Шр:/Мосв.сп1ё.ги/ёосишеп1/1200082248
22. Котельников, Н.П. Типология форм архитектурной среды [Текст]: учеб.метод. пособие / Н.П. Котельников. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 96 с.
23. Каракова Т.В., Радулова Я.И., Воронцова Ю.С. Художественная перфорация в объектах архитектуры и дизайна [Электронный ресурс]:
учеб.метод. пособие / Т.В. Каракова, Я.И. Радулова, Ю.С. Воронцова. -Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - 1 электрон. опт. диск.
24. Каракова Т.В., Данилова А.В. Генезис определения «Художественная перфорация в архитектуре» / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, 2020. -286 с.
25. Литературоведческий энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
26. Колышкина, Т. Б., Маркова, Е. В. Сопоставительный анализ художественного и рекламного образов / Т. Б. Колышкина, Е. В. Маркова // Ярославский педагогический вестник, 2014. - №2. - С. 183-187
27. Мереняшева, М. А. Категория «художественный» и «композиционное моделирование» и проблемы дизайн-образования / М. А. Мереняшева // Теория и практика средового дизайна, 2011. - С. 89-92.
28. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - Москва: Художественная литература, 1982. - 332 с.
29. Дуцев, М.В. Современные авторские концепции архитектурно-художественного синтеза / М.В. Дуцев // Известия КГАСУ, 2012. - № 1 (19)
30. Колышкина, Т. Б., Маркова, Е. В., Шустина, И. В. Рекламный образ: технологии воздействия на массовое сознание / Т. Б. Колышкина, Е. В. Маркова, И. В. Шустина //Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. -224 с.
31. Добрицына, И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре / И. А. Добрицына // М.: Прогресс-традиция, 2004. - 409 с.
32. Заславская, А.Ю. Концепция развивающегося объекта в архитектуре / А.Ю. Заславская // Вестник ТГАСУ, 2007. - № 4 - С. 34-42
33. Бурцев, А.Г. Семиотическая модель языка архитектурных форм: автореф. дис. ... канд. арх.: 18.00.01 / Бурцев Александр Геннадьевич. - Уральская гос. архит.-худож. акад. - Новосибирск, 2001. - 28 с.
34. Раевский, А.А. Семантика архитектурного стиля: автореф. дис. ... канд. арх.: 18.00.01 / Раевский, Андрей Александрович. - Ур. гос. архит.- худож. акад. - Екатеринбург, 2002. - 24 с.
35. Привалова, В.М. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст. Монография. / В.М. Привалова - Самара: СамНЦ РАН-ПФ ИРИ РАН-СГПУ, 2007. - 135 с.
36. Мухина, В.С. Социальное пространство личности / В.С. Мухина // Развитие личности, 2002. - №1. - С.16-39
37. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 288 с.
38. Шпенглер, О Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1 Образ и действительность / Пер. с нем. Н.Ф. Гарелин. - Минск.: «Попурри», 2019.- 656 с.
39. Пучков, М. В. Семиотические принципы формирования архитектурного пространства: автореф. дис. .канд. арх. наук: 18.00.01 / Пучков Максим Викторович. - М., 2003. - 24 с.
40. Логунова, М.В., Буссаха, Ф., Хадидан, М. С., Бумайза, М. Семантика геометрических фигур в современных фасадных решениях / М.В. Логунова, Ф. Буссаха, М. С. Хадидан, М. Бумайза // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. - № 03 (57). - 55-58 с.
41. СТБ 1900-2008. Строительство. Основные термины и определения. - Минск: ГОСССТАНДАРТ Республики Беларусь, 2010.
42. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных пространств [Текст] / А.Л. Гельфонд - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
43. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул., Б.А. Маханько - М.: Архитектура-С, 2004. 240с.
44. Овсянникова, Е.Б. «Архитектурная типология» / Е.Б. Овсянникова - Татлин, 2015. - 127 с.
45. Мейтленд, Бэрри. Пешеходные торгово-общественные пространства / Б. Мейтленд; Перевод с англ. А. Р. Анисимова; под ред. И. Р. Федосеевой. -М.: Стройиздат, 1989. - 155 с.
46. Ульянова, Е. В. Общественное пространство современного высотного здания. Эволюция структуры и функции: автореф. дис. .канд. арх. наук: 2.1.12 / Ульянова Елена Вячеславовна. - М., 2021.
47. Поповский, И.В. Общественные пространства как ресурс для развития современного города [Электронный ресурс] / И.В. Поповский // Архитектура и строительство. - 2013. № 9. - Режим доступа: http://www.ids55.ru/ais/articles/events/1646-2013-09-21-10-13-02.html
48. Скуратов, С.А. Общественные пространства важнее архитектуры: интервью с архитектором, руководителем мастерской Сергеем Скуратовым [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://archi.ru/russia/47440/sergei-skuratov-obschestvennye-prostranstva-vazhnee-arhitektury
49. Утехин, И. Место действия. Публичность и ритуал в пространстве постсоветского города / И. Утехин. - М.: Strelka Press, 2012.
50. Каракова, Т.В., Данилова, А.В. Художественная перфорация в архитектуре и дизайне / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Приволжский научный журнал, 2020. - № 2 (54) - С. 93-98
51. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - Питер, 2017. - С. 288
52. Каракова, Т.В., Воронцова, Ю.С., Данилова, А.В. Аттрактивность городского пространства в современном архитектурно-дизайнерском проектировании / Т.В. Каракова, Ю.С. Воронцова, А.В. Данилова // Постиндустриальная среда российских мегаполисов, 2020. - 170-173 с.
53. Никитин, В.Н. Арт-терапия [Текст] [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Никитин // Режим доступа: https://www.litres.ru/vladimir-nikitin/art-terapiya-uchebnoe-posobie/
54. Хайт В.Л. Образные традиции городской среды и тенденции архитектурного стилеобразования рубежа XX века // Об архитектуре, ее истории и проблемах: сб. науч. статей / В.Л. Хайт.- М.: УРСС, 2003. - 400408 с.
55. Насырова, Е. Морфология зрелищ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alexander-loz.livejournal.com/62401 .html
56. Философская Энциклопедия. В 5-х т. [Текст] / под ред. Ф. В. Константинова.
— М.: Советская энциклопедия.1960-1970
57. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд.— М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы. 1999
58. Бабаев, А. А., Винберг, Г. Г., Заварзин Г. А. и др. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. - 2-е изд., исправл. -М.: Сов. Энциклопедия, 1986
59. Витвицкая, Е. В., Россошинский, А. В. Новые световые технологии / Е. В. Витвицкая, А. В. Россошинский // Дизайн архитектурной среды, 2013.- С. 436 - 445
60. Исторический словарь галлицизмов русского языка [Текст] / Н. И. Епишкин.
- Москва: ЭТС, 2010. - 5140 с.
61. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1375 с.
62. Новые проблемы архитектуры в эпоху цифровой культуры И.А.Добрицына с 44.)
63. Янковская, Ю.С. Семиотические механизмы социально-психологической обусловленности архитектурного проектирования [Электронный ресурс] /Ю.С. Янковская //Архитектон: известия вузов, 2004. - №1(6). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2004_1/5
64. Есаулов, Г.В. Влияние современных технологий на архитектурный образ зданий / Г.В. Есаулов // Энергосбережение, 2021. - С. 1-17
65. Надыршин, Н. М. Параметрические паттерны в архитектурном дизайне / Н. М. Надыршин // Дизайн-ревю, 2012. - С. 6-10
66. Енютина, Е.Д. Применение математического алгоритма на основе аттрактора при моделировании фасадных систем / Е.Д. Енютина // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре, 2020. - С. 172-177
67. Михайлова, А.С., Надыршин, Н.М. Бионические паттерны в архитектуре и дизайне / А.С. Михайлова, Н.М. Надыршин // Известия КГАСУ, 2016. - № 4 (38) - С. 96-103
68. Рябова, О. В., Друцкая, Д. М. Методы формообразования объектов дигитальной архитектуры / О. В. Рябова, Д. М. Друцкая // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. - С. 37-42
69. Поморов, С.Б., Филиппов, А.А. Фракталы и их участие в архитектурном проектировании / С.Б. Поморов, А.А. Филиппов // Ползуновский вестник, 2014. - № 1 - С. 141-147
70. Исаева, В.В., Касьянов, Н.В. Фрактальность природных и архитектурных форм / В.В. Исаева, Н.В. Касьянов // Вестник Дальневосточного отделения РАН. - № 5 - С. 119-127
71. Фракталы в архитектуре [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://berlogos.com/article/fraktaly-v-arhitekture/
72. Федер, Е. Фракталы: пер. с англ. / Е. Федер. - М. Мир, 1991. - С. 19.
73. Треугольник Серпинского [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elementy.ru/posters/fractals/Sierpinski
74. Лазарев, К.В., Енютина Е.Д. Принципы параметрического построения архитектурной формы на основе биологических структур / К.В. Лазарев, Е.Д. Енютина // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре, 2021. - С. 367-378
75. Описание ресторана The Tote [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://divisare.com/projects/323160-serie-architects-the-tote
76. Лукичев, А. Н., Цалко, Т. В., Панкратов, Д. М., Логинов, Д. В., Белова, А. И., Моськина, Е. О. Особенности построения триангуляционных сеток на поверхностях в аналитическом и фасеточном представлении [Электронный ресурс] / А. Н. Лукичев, Т. В. Цалко, Д. М. Панкратов, Д. В. Логинов, А. И. Белова, Е. О. Моськина //ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» - С. 73-78 - Режим доступа: http: //book. sarov.ru/wp-content/uploads/2017/12/15 -molodej -2017-13.pdf
77. Бурова, Н.М. Тесселяция пространства геопластических форм некоторыми правильными многогранниками / Н.М. Бурова // Вестник МГСУ, 2012. - № 8 - С.15-19
78. Николаева, Е.В. Фракталы городской культуры / Е.В. Николаева // М.: Страта, 2014. - С. 390
79. Визуализация хаоса: как представляют аттракторы динамических систем [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/513016/
80. Grasshopper, Учебник для начинающих. Основы. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://free-stl.ru/manual/GrasshopperPrimer_V3-3_RU-low.pdf
81. Диаграмма Вороного и её применения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/309252/
82. Башни Аль Бахар в Абу-Даби с кинетическими энергоэффективными фасадами - сочетание традиций и современных технологий. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www. architime. ru/specarch/aedas_architects/al_bakhar.htm#4 .j pg
83. Сташевская Н.А., Окольникова Г.Э., Асиков Д М. Обзор и анализ исследований применения высокопрочного фибробетона для высотного строительства / Н.А. Сташевская, Г.Э. Окольникова, Д.М. Асиков // Системные технологии, 2017. - №23. - С. 51-55
84. Перфорированные материалы в строительстве. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https: //alucom.ru/articles/zarubej _opit/perforirovannye_materialy_v_stroitel stve
85. Перфорированные фасады в архитектуре [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0NjHMBcteVE&t=76s)
86. Сверхвысокопрочный фибробетон [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://lafargeholcimrus.ru/advises/article/sverkhvysokoprochnyy-fibrobeton-ductal/
87. Инновационный фибробетон Ductal [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://archi.ru/tech/92951/prochnost-vechnost-krasota
88. Овчинников, В.В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов [Текст] / В.В. Овчинников. - М.: КноРус, 2010. - 303 с.
89. Композитные панели и кассеты [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.alutal.com.ua/blog/chem-obliczevat-ventfasad-kompozitnymi-kassetami-ili-panelyami
90. Куприянов, В.Н. Светопрозрачные ограждающие конструкции: Монография / В.Н. Куприянов. — М.: изд-во АСВ, 2019. -118 с.
91. Формулы расчета свободной площади и количества отверстий на 1 м2 в металле http://www.perfolinea.ru/docs/katalogy/ru_product_range_new.pdf
92. Скрипченкова, С.Ю. Воздействие ветровых нагрузок на высотные здания /Астраханский вестник экологического образования №2 (40), 2017. - С. 103108. Астраханский государственный университет
93. Куприянов, В.Н. К оценке применимости стеклопакетов для обеспечения нормированного естественного освещения в помещениях зданий / В.Н. Куприянов // Известия КГАСУ, 2017. - №3 (41). - С.124-130
94. Земцов, В. А., Гагарина, Е. В. Расчетно-экспериментальный метод определения общего коэффициента пропускания света оконными блоками / В. А. Земцов., Е. В. Гагарина // Academia. Архитектура и строительство, 2010 г. - С.472-476.
95. Земцов, В.А., Гагарина, Е.В., Коркин С.Н. Метод экспериментального определения общего коэффициента светопропусканпя заполнений светопроемов в натурных условиях / В.А. Земцов, Е.В. Гагарина, С.Н. Коркин // Вестник МГСУ, 2011. - С.9-14.
96. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tehlit.ru/1lib_norma_doc/11/11776/index.htm#i173357
97. Оболенский, Н.В. Архитектурная физика / Н.В. Оболенский. - Москва: Архитектура - С, 2007. - 448 с.
98. Насыбуллина, Р.А. Архитектурно-художественная роль естественного света в формировании внутреннего пространства зданий в современной архитектуре : дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Насыбуллина Рената Артуровна. - Нижний Новгород, 2018. - 220 с.
99. Батова, А. Г. Влияние света на выявление тектоники стены / А. Г. Батова // Architecture and Modern Information Technologies. - М. 2011. - № 2 (15).
100.Щепетков Н.И. Световой дизайн города [Текст] / Н.И. Щепетков -«Архитектура-С». Москва, 2006. - 319 с.
101. Тарханов, О. В. О дисперсии и дифракции света / О. В. Тарханов // Уфа : Системы и технологии, 2009. - 20 с.
102.Кравченко, Н. С. Физика. Электричество и магнетизм [Текст]: учебное пособие / Н. С. Кравченко, Е. В. Лисичко, С. И. Твердохлебов. - Томск: Томского политехнического университета, 2013. - 154 с.
103.Бахарев, Д.В., Орлова, Л.Н. Изображение оптическое / Д.В. Бахарев, Л.Н. Орлова // Светотехника, 2007. - № 2. С. 4-7
104.Шубенков, М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. пособие / М.В. Шубенков - Москва: Архитектура-С, 2006. - 320 с.
105.Целуйко, Д.С. Пространственные особенности традиционных личных садов Китая: использование теории пространственного синтаксиса для выявления
генотипа: автореф. дис. ... канд. арх. наук.: 05.23.20 / Целуйко Дмитрий Сергеевич. - М., 2020.
106. Шилин, В.В., Горшкова, Г.Ф. Архитектурно-пространственная среда зданий и человек: условия гармонического взаимодействия / В.В. Шилин, Г.Ф. Горшкова // Приволжский научный журнал, 2012. - №24 (24) - С. 126131
107. Раппапорт, А.Г. К пониманию архитектурной формы: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 18.00.01 / Раппапорт Александр Гербертович -Рос. акад. архитектуры и строит. наук. - Москва, 2002. - 38 с.
108. Пронин, Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учебник для вузов / Е.С. Пронин. - М..: «Архитектура-С», 2004. - 232 с.
109. Руководство по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест / ЦНИИП градостроительства. - М.: Стройиздат, 1982. - 79 с.
110. Беляева, Е. Д. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е. Д. Беляева. -М.: Стройиздат, 1987. - 125 с.
111. Филин, В.А. Визуальная среда города / В.А. Филин // Вестник международной академии наук, Русская секция, 2006. - №2. - С. 43-50
112. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды: Учеб. для вузов. / С.А. Хасиева. - М.: Стройиздат, 2001 - 199 с.
113. Визуальное восприятие городского пространства. Градостроительная композиция. Закономерности зрительного восприятия. Градостроительная композиция. Анализ композиционной структуры градостроительных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://olymp.in/news/razdel-7-esteticheskie-osnovy-gradostroitelstva-tema-17-vizualnoe-vospriyatie-gorodskogo-prostranstva-gradostroitelnaya-kompoziciy/814
114. Вырва, А.Ю. Восприятие архитектурных объектов городскими жителями : субъективно-семантический анализ : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Вырва Арина Юрьевна - Москва, 2017. - 36 с.
115.Реутская, И.П. Визуальное восприятие как фактор формирования архитектурной композиции жилых зданий / И.П. Реутская // Вестник полоцкого государственного университета. Серия F.: Строительство. прикладные науки. Архитектура и градостроительство, 2009. - № 12, С.7-11
116.Гусев, Н. М. Основы строительной физики [Текст]: учебник для вузов / Н. М. Гусев. - М.: Стройиздат, 1975. - 440 с.
117.Гусев, Н. М., Макаревич В.Г. Световая архитектура / Н. М. Гусев, В.Г. Макаревич - Стройиздат. Москва, 1973 - 248 с.
118.Нойферт, Э. Строительное проектирование. Пер. с нем. / Э. Нойферт — М.: «Архитектура-С», 2010. - 500 с.
119.Митяшина, Н.А. Концепция динамики архитектурного пространства в условиях современного общества / Н.А.Митяшина // Архитектон: известия вузов, 2007. - №18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://archvuz.ru/2007 22/47
120.Михайлов, С.М. Метод «сценарных карт» в организации предметно-пространственной среды современного города. мир науки, культуры, образования / С.М. Михайлов // Мир науки, культуры, образования, 2009. -№ 6 (18) С. 49 -51
121. Михайлов, С. М. Градостроительные аспекты восприятия исторической среды города - центра туризма: автореф. дис. ...канд.арх. наук: 18.00.04 / Михайлов Сергей Михайлович. - М. 1981. - 162 с.
122. Сущность понятия «иконическая память» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://spravochnick.ru/psihologiya/ikonicheskaya_pamyat_v_psihologii/
123.Норенков С. В. Архитектоника пространства человека: хронотопы ансамблеобразования [Текст]: монография / С. В. Норенков, Е. С. Крашенинникова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. - 295 с.
124.Яковлев, А. Ю., Тюрина, Н.А., Уточкин, И. С. Зрительное восприятие ансамблей: обзор исследований / А. Ю. Яковлев, Н.А. Тюрина., И. С. Уточкин // Российский журнал когнитивной науки, 2020. - № 3. - С.4-24
125. Строганов, В.Ф., Давлетшина, Л.А. Взгляд на развитие форм архитектурных объектов с точки зрения видеоэкологии / В.Ф. Строганов, Л.А. Давлетшина // Известия казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2010. - С. 373-375
126.Закон Вебера - Фехнера в психологии ощущений [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fb.ru/article/187357/zakon-vebera—fehnera-v-psihologii-oschuscheniy
127. Компоненты для программы Rhino и инструмента визуального программирования - плагина Grasshopper [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.food4rhino.com/app/ladybug-tools
128. Каракова, Т.В., Данилова, А.В. Визуальная экология в контексте формирования аутентичных образов городской среды / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии, 2021. - С. 24-29
129. Милеева, М.Н., Дудкова, Т.Ю. Синестезия и особенности ее проявления / М.Н. Милеева, Т.Ю. Дудкова // Вестник гуманитарного факультета ивановского государственного химико-технологического университета, 2009. - С. 294-300
130. Конанчук, С.В. Эстетическое образование: синестезия и синтез искусств / С.В. Конанчук // Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 165-169
131. Лосева, С.Н. Синестезия как междисциплинарный феномен / С.Н. Лосева // Вестник КемГУКИ, 2018. - №44. - С. 91-94
132. Горшкова, В.В., Конанчук, С.В. Проблемное поле современной эстетики: феномен синестезии / В.В. Горшкова, С.В. Конанчук // Научное ведомство белгородского государственного университета, 2017. - №17 (266). - С. 4448
133. Крашенинников, А.В., Николаев, Е.Д. Перспективные модели публичных пространств городской среды. круглый стол - будущее архитектуры / А.В. Крашенинников, Е.Д. Николаев // Архитектура и строительство России, 2019. - №1(229). - С. 34-39
134. Баталина, Т.С. Анализ особенностей формирования общественного пространства / Т.С. Баталина // Бизнес и дизайн ревю, 2017. - Т. 1. № 1(5). -9 с.
135. Стиль деконструктивизм в архитектуре: описание, фото [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rehouz.info/stil-dekonstruktivizm-v-arxitekture-opisanie-foto/
136. Салингарос, Н. Чарльз Дженкс и новая парадигма в архитектуре. Глава из книги «Анти-архитектура и деконструкция: триумф нигилизма» / Н. Салингарос // Международный журнал исследований культуры, 2016. -№ 4(25). - С.59-71
137. Каракова, Т.В., Данилова, А.В. Художественная перфорация как инструмент формообразвания архитектуры общественного здания в контексте эмерджентности системы / Т.В.Каракова, А.В.Данилова // Региональная архитектура и строительство, 2021. - № 1 (46). - 2021.
138. Коэволюция в архитектуре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //ponj atij a.ru/taxonomy/term/4461
139. Бабич, В.Н., Кремлёв А.Г., Холодова Л.П. Синергетический подход к архитектурной деятельности [Электронный ресурс] / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв, Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов, 2013. - №2 (42). -URL: http://archvuz.ru/2013_2/2
140. Бабич, В.Н., Кремлёв А.Г., Холодова Л.П. Методология системного анализа в архитектуре [Электронный ресурс] / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв, Л.П. Холодова// Архитектон: известия вузов, 2011. - №2 (34). -URL: http://archvuz.ru/2011_2/3
141. Сысоев, А.Н. Эмерджентность как критерий качества феномена классификации [Электронный ресурс] / А.Н. Сысоев // Московский
государственный институт культуры (Химки), 2016. - Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/69/892/
142. Альбеков, Н.Н. Эмерджентность как объект современной науки / Н.Н. Альбеков // ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет (Москва), 2015. - №2. - 421 с.
143. Муратов, А. С., Поварич, И. П. Синергизм и эмерджентность: генезис их гармонизации в экономике и управлении / А. С. Муратов, И. П. Поварич // Вестник КемГУ, 2012. - № 1 (49). - С.271-275
144. Мейен, С. В., Шрейдер, Ю. А. Методологические аспекты теории классификации / С. В. Мейен, Ю. А. Шрейдер // Вопросы философии, 1976.
- №12. - С. 67 - 79
145. Эвалльё, В.Д. Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий / В.Д. Эвалльё //Проблемы медиакультуры, 2019. -№3. - С. 248-271
146. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Шлыкова.
- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С.414
147. Котлер, Ф., Асплунд, К.., Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг городов. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы /Ф. Котлер, К. Асплунд., И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
- 194 с.
148. Хорева, Л.В., Королева Д.А. Территориальный брендинг: инновационный инструмент повышения конкурентоспособности услуг туристской дестинации / Л.В. Хорева, Д.А. Королева // Известия санкт-петербургского государственного экономического университета. - № 6 (120), 2019. С. 74-82
149. Родькин, П.Е. Брендинг территории: к проблеме репрезентации и бренд-идентификации / П.Е. Родькин // Современные проблемы сервиса и туризма, 2018. - № 4 - С. 25-33
150. Новикова, А. А., Кирия, И. В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах / А. А. Новикова, И. В. Кирия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 2018. - № 2. - С. 276-288
151. Толковый словарь русского языка начала XXI века: актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. — Москва: Эксмо, 2008. - С.1131
152. Определение иммерсивности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/visual/immerse
153. Кириченко, Е. И. Цифровое искусство: способ коммуникации или средство новой художественной образности? [Электронный ресурс] / Е. И. Кириченко // Научное обозрение: электрон. журн, 2018. - № 1. - С. 1-9 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-sposob-kommunikatsii-ili-sredstvo-novoy-hudozhestvennoy-obraznosti
154. Деникин, А. А. Иммерсивные и интерактивные художественные стратегии в видеоинсталляциях и видеоэнвайронментах / А. А. Деникин // Вестник Вятск. гос. гум. ун-та., 2008. - С. 101-104
155. Термин редевелопмент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-redevelopment
156. Афанасьев, К.С. Джентрификация и реиндустриализация в развитии городской территории / К.С. Афанасьев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2014. - С. 48-59
157. Казакова С.А. Архитектурная среда: вопросы туристской аттрактивности / С.А. Казакова // Сервис в России и за рубежом, 2014. - С. 3-13
158. Горбунова, Е.С. Перспективы использования задач зрительного поиска в современной когнитивной психологии / Е.С. Горбунова // Современная зарубежная психология, 2020. - № 2 - С. 107-116.
159. Звягина, Н.В. Параметры движения глаз как маркеры комфортности визуальной среды [Электронный ресурс] / Н.В. Звягина // Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке. Архангельск: САФУ, 2018. - С. 104-107
160. Филин, В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата: автореф. диссертация. ... доктора биол.наук : 14.00.17 / Филин Василий Антонович. - Москва, 1987.
161. Елшанский, С.П. Предпочтение и игнорирование простых геометрических фигур в процессе их зрительного восприятия (айтрекерное исследование) [Электронный ресурс] / С.П. Елшанский // Современные научные исследования и инновации. — 2014. № 4. — Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32283 (дата обращения: 21.08.2021).
162. Привалова, В.М. Когнитивные предпосылки орнамента как знаково-символического ритуала культуры: Монография / В.М. Привалова. -Самара: изд-во КамНЦ РАН,2012. - 252с.
163. Mitrache, A. Ornamental art and architectural decoration / A. Mitrache // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012. - p.567 - 572
164. Somov, G. Y Interrelations of codes in human semiotic systems / Somov, G. Y // Semiotica Journal of the International Association for Semiotic Studies, 2016. - р.557-599
165. Why architecture in the age of millennials? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archmillennials.com/
166. Prusinkiewicz, P., Lindenmayer, A. The Algorithmic Beautyof Plants / P. Prusinkiewicz, A. Lindenmayer -NewYork: Springer-Verlag, 1990. - 13 с.
167. Hillier, B., Shinichi, I. Network effects and phychological effects: a theory of urban movement / B. Hillier, I. Shinichi // Spatial Information Theory, 2005. -p. 475-490
168. Hillier, B., A Theory of the City as Object: ог, how spatial laws mediate the social construction of urban space / B. Hillier // URBAN DESIGN International volume, 2002 - p. 153-179
169. Maertens, H. Der optische Masstab oder die Theorie und Praxis des asthetischen sehens In den bildenden Kunsten / H. Maertens // Berlin, 1884
170. Raw, L Psychology and Adaptation: the Work of Jerome Bruner / L. Raw // Linguaculture, 2014 - № 1 - p. 89-101
171. Utochkin, I. S., Brady, T. F. Individual representations in visual working memory inherit ensemble properties / I. S. Utochkin, T. F. Brady // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2020. - № 5. p. 458 - 473.
172. Alvarez, G. A. Representing multiple objects as an ensemble enhances visual cognition / G. A. Alvarez // Trends in Cognitive Sciences, 2011. - № 3. p. 122 -131.
173. Burr, D., Ross J. A visual sense of number / D. Burr, J. Ross // Current Biology, 2008. - № 6. p. 425 - 428
174. Halberda, J., Sires, S. F., Feigenson, L. Multiple spatially overlapping sets can be enumerated in parallel / J. Halberda, S. F. Sires, L. Feigenson // Psychological Science, 2006. - № 7. p. 572 - 576
175. Chong, S. C., Treisman, A. Representation of statistical properties / S. C. Chong, A. Treisman // Vision Research, 2003. - № 4. p. 393 - 404
176. Utochkin, I. S., Tiurina, N. A. Parallel averaging of size is possible but range-limited: A reply to Marchant, Simons, and De Fockert / I. S. Utochkin, N. A. Tiurina // Acta Psychologica, 2014. - № 146. p. 7 - 18
177. Treisman, A. How the deployment of attention determines what we see / A. Treisman // Visual Cognition, 2006 - №. 4 -8 (14) - p. 411 - 443
178. Brady, T. F., Alvarez, G. A. Hierarchical encoding in visual working memory: Ensemble statistics bias memory for individual items / T. F. Brady, G. A. Alvarez // Psychological Science, 2011. - № 3. p. 384 - 392
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень ВАК:
1. Данилова, А.В. Художественная перфорация в архитектуре и дизайне / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Приволжский научный журнал. - 2020. - №2 2 (54) - 93-98 с.
2. Данилова, А.В. Эволюция функциональной компоненты художественной перфорации в архитектуре общественных зданий / А.В. Данилова // Градостроительство и архитектура. - 2020. - № 10. - С. 136-143
3. Данилова, А.В. Визуальная экология в контексте формирования аутентичных образов городской среды / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. — 2021. — С. 24-29
4. Данилова, А.В. Художественная перфорация как инструмент формообразования архитектуры общественного здания в контексте эмерджентности системы / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Региональная архитектура и строительство. — 2021. — № 1 (46). —2021.
5. Данилова, А.В. Роль «зрительных ансамблей» в формировании аттрактивного образа объекта архитектуры / Т.В.Каракова, А.В.Данилова //Градостроительство и архитектура. - 2021. - № 4. - С. 132-137
6. Нуждина А.В. Взаимодействие интерьерного пространства и природного ландшафта / Колесников С.А., Нуждина А.В. // Градостроительство и архитектура. - 2019. - № 2- С. 165-173
7. Данилова, А.В. Дифракционные эффекты художественной перфорации при моделировании архитектурной формы / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Градостроительство и архитектура. - 2022. - № 2 - С. 96-104
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в базу цитирования РИНЦ:
8. Данилова, А.В. Аттрактивность городского пространства в современном архитектурно-дизайнерском проектировании / Т.В. Каракова, Ю.С.
Воронцова, А.В. Данилова // Постиндустриальная среда российских мегаполисов. - 2020. - С. 170-173
9. Данилова, А.В Актуальные вопросы художественной перфорации в архитектуре и дизайне. / А.В. Данилова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство [Электронный ресурс]: сборник статей / под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2020. - 1 электрон. опт. диск. - С. 619-623
10. Данилова А.В. Генезис определения «Художественная перфорация в архитектуре» / Т.В. Каракова, А.В. Данилова // Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. — 2020. 286 с.
11. Данилова, А.В. Роль аттрактивности визуального поля современного города / Т.В. Каракова, Ю.С. Воронцова, А.В. Данилова // Вестник Приволжского территориального отделения. - 2020 - № 23. - С. 83-85
12. Данилова, А.В Роль художественной перфорации в эмерджентности современной архитектуры общественного здания / А.В. Данилова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство [Электронный ресурс]: сборник статей / Под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. - Самара: Самар. гос. техн. унт, 2021. - 1 электрон. опт. диск. - С. 883-888
13. Данилова, А.В. Роль художественной перфорации в геноме архитектурных объектов / А.В. Данилова // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна / под ред. Витюк Е.Ю. - Екатеринбург: УрГАХУ, 2021. - С. 74-77
14.Данилова, А.В. Дифференциация видов художественной перфорации в архитектуре общественных зданий [Электронный ресурс] / А.В. Данилова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство [Электронный ресурс]: сборник статей / Под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. - Самара: Самар. гос. техн. унт, 2022. - 1 электрон. опт. диск. - С. 873-881
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский государственный технический университет»
На правах рукописи
Данилова Анастасия Вадимовна
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРФОРАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
2.1.11 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Том II
Научный руководитель: д-р. арх., проф. Каракова Татьяна Владимировна
Самара - 2022
ГЛАВА 1.
Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
ГЛАВА 2.
Таблица 4. Таблица 5.
Таблица 6.
Таблица 7.
Таблица 8.
Таблица 9.
Таблица 10.
Таблица 11.
Таблица 12. Таблица 13.
Таблица 14.
Таблица 15. Таблица 16. Таблица 17.
ГЛАВА 3.
Таблица 18. Таблица 19. Таблица 20.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Художественная перфорация как прием композиционного преобразования архитектурной формы...................................5
Эволюция использования перфорированных поверхностей в
объектах архитектуры ХХ-ХХ1 вв...........................................6
Хронологические этапы становления функциональной компоненты
художественной перфорации.................................................8
Степень включенности художественной перфорации в
функционально-пластическое оформление фасада.....................10
Феномен художественной перфорации в архитектуре
общественных зданий эпохи постмодернизма.......................12
Виды художественной перфорации (модели)...........................13
Сопоставительный анализ эволюции этапов развития
художественной перфорации и ее моделей..............................14
Перфорированные структуры на основе математических алгоритмов
параметрической архитектуры.....................................................15
Формулы расчета свободной площади и количества отверстий на 1
м2.................................................................................16
Дифференциация объектов общественных зданий с художественной перфорацией с учетом типологических характеристик
местности........................................................................17
Авторское экспериментальное моделирование взаимодействия
светового потока с перфорированной плоскостью.....................18
Диффракционные эффекты видов художественной
перфорации........................................................................19
Блок-схема взаимосвязи генотипа и фенотипа общественного
здания............................................................................21
Композиционные структуры рисунка перфорации.....................22
Комбинаторика типовых и уникальных элементов художественной
перфорации.....................................................................23
Вариантность операций с элементами художественной
перфорации........................................................................24
Структура художественной перфорации.................................25
Решетка в комбинаторике художественной перфорации.............26
Классификатор художественной перфорации в архитектуре
общественного здания........................................................27
Перспективные тенденции и принципы применения художественной перфорации в архитектуре общественных
зданий...........................................................................28
Зрительный ансамбль в структуре художественной
перфорации........................................................................29
Построение зрительного ансамбля в структуре художественной
перфорации на основе математических алгоритмов...................30
Формы синестезии при восприятии художественной перфорации.31
Таблица 21. Примеры использования художественной перфорации в объектах
архитекторов-деконструктивистов........................................32
Таблица 22. Дифференциация эффекта эмерджентности при включении художественной перфорации в архитектуру общественного здания
....................................................................................33
Таблица 23. Взаимосвязь морфологических свойств генотипа и фенотипа в
архитектуре общественных зданий.........................................36
Таблица 24. Алгоритм построения зрительного ансамбля в структуре
художественной перфорации................................................37
Таблица 25. Типологическая матрица применения художественной перфорации
в архитектуре общественных зданий......................................38
Список источников иллюстраций.........................................................42
Приложение 1....................................................................................51
Приложение 2....................................................................................53
Приложение 3....................................................................................54
ринципы использования художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
Примеры общественных зданий с использованием художественной перфорации
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ГЛАВЕ 1.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРФОРАЦИЯ КАК ПРИЕМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
ГЛАВА 1
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 1
Эволюция использования перфорированных поверхностей в объектах архитектуры \X-XXI вв.
ГЛАВА 1
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 1 (продолжение)
Эволюция использования перфорированных поверхностей в объектах архитектуры XX-XXI вв.
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 2
Хронологические этапы становления функциональной компоненты художественной перфорации
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 2 (продолжение)
Хронологические этапы становления функциональной компоненты художественной перфорации
ГЛАВА 1
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 3
Степень включенности художественной перфорации в функционально-пластическое оформление фасада
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРФОРАЦИИ 3
В ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАСАДА
АРОМОРФОЗ (с 1895 г.-по наст.вр.)
Временные этапы ►
СМЕНА ПАРАДИГМЫ РАЦИОНАЛИЗМА
900 5(Ж 2000
И ДЕКОРАТИВИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ
шсизэо1 (По О.В.Орельской и Д.СДанилову)
МОДЕРН 1890-1910
МОДЕРНИЗМ! ПОСТМОДЕРНИЗМ (1885-1960) с сер. ХХв.
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ э ПЕРФОРАЦИИ 3 В ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАСАДА
Таблица 3. Разработана автором на основе научных трудов: Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура / О.В. Орельская -
М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. и Данилов, Д.С. Закономерности развития и смены архитектурных стилей / Д.С. Данилов //
Архитектура и современные информационные технологии. - 2014. - № 3(28) - 9 с.)
ГЛАВА 1
1.1 Ретроспектива применения приема художественной перфорации в архитектуре в свете эволюции архитектурных стилей
Таблица 3 (продолжение)
Степень включенности художественной перфорации в функционально-пластическое оформление фасада
гтРПРЫк
Таблица 3. Разработана автором на основе научных трудов: Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура / О.В. Орельская -
М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. и Данилов, Д.С. Закономерности развития и смены архитектурных стилей / Д.С. Данилов //
Архитектура и современные информационные технологии. - 2014. - № 3(28) - 9 с.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ГЛАВЕ 2.
ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРФОРАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
ГЛАВА 2
2.1 Дифференциация видов художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
Таблица 4
Виды художественной перфорации (модели)
ГЛАВА 2
2.1 Дифференциация видов художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
Таблица 5
Сопоставительный анализ эволюции этапов развития художественной перфорации и ее моделей
Виды художественной перфорации
ГЛАВА 2
2.2. Влияние новых технологий на изменения в семантике архитектуры в контексте феномена художественной перфорации
Таблица 6
Перфорированные структуры на основе математических алгоритмов параметрической архитектуры
ГЛАВА 2 2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.1 Конструктивная компонента
Таблица 7
Формулы расчета свободной площади и количества отверстий на 1 м;
Таблица 7. Источник: Perfo Linea http://www.perfolinea.ru/docs/katalogy/ru_product_range_new.pdf
ГЛАВА 2
2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.2 Функционально-технологическая компонента
Дифференциация объектов общественных зданий с художественной перфорацией с учетом
типологических характеристик местности
Таблица 8
ГЛАВА 2 2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.2 Функционально-технологическая компонента
Таблица 9
Авторское экспериментальное моделирование взаимодействия светового потока с перфорированной плоскостью
• Взаимодействие перфорации, света и плоскости • геометрический рисунок • бионический рисунок • рисунок-символ
• Взаимодействие перфорации, света и простого объема
• Взаимодействие перфорации, света и группы объемов
экспериментальная объемно-пространственная модель с использованием перфорированной плоскости
ГЛАВА 2 2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.2 Функционально-технологическая компонента
Таблица 10
Диффракционные эффекты видов художественной перфорации
СУПЕРПОЗИЦИЯ
НасИс!, Нанкин, Китай, 2018 г.)
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
Испания, 2018 г.)
ДЕКСТРОПОЗИЦИЯ
ГЛАВА 2
2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.2 Функционально-технологическая компонента
Таблица 10 (продолжение)
Диффракционные эффекты видов художественной перфорации
2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.3 Композиционно-художественная компонента
Таблица 11
Блок-схема взаимосвязи генотипа и фенотипа общественного здания
2.3. Основные компоненты классификации моделей художественной перфорации в архитектуре общественных зданий
2.3.3 Композиционно-художественная компонента
Таблица 12
Композиционные структуры рисунка перфорации
-^
■ 1 Va
■ il PI
I1 ч
■ ■ I I"'.
геометрическии рисунок
JS
Торговый комплекс Star Place, (арх. UNStudio, Гаосюн, Тайвань 2009 г.)
Центр инженерного мастерства Бержеро-на (фирма ZAS, Торонто, Канада)
Dream Downtown Hotel (Handel Architects, Нью-Йорк, США, 2011 г.)
Институт здравоохранения и медицинских исследований (Woods Bagot architects, Аделаида, Южная Австралия 2014 г.)
бионический рисунок
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.