Православные основы русской литературы XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук в форме науч. докл. Дунаев, Михаил Михайлович

  • Дунаев, Михаил Михайлович
  • доктор филологических наук в форме науч. докл.доктор филологических наук в форме науч. докл.
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 50
Дунаев, Михаил Михайлович. Православные основы русской литературы XIX в.: дис. доктор филологических наук в форме науч. докл.: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 50 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук в форме науч. докл. Дунаев, Михаил Михайлович

По многим причинам, свойства объективного и субъективного, религиозное своеобразие русской классической литературы изучено не достаточно. Проблемы философские, этические, эстетические, социальные, политические — прослежены в отечественной словесности с относительною полнотою. Но до сих пор было уделено недостаточное внимание её религиозному, православному миропониманию, характеру отображения реальности.

Религиозность нашей литературы проявляется не в простой связи с церковной жизнью, равно как и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания. Главное: русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истаны, мыслили в категориях Православия, и это проявлялось не только в прямых публицистических выступлениях, но и в системе художественных образов.

Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к его духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отражённое литературой. Литература помогает понять, что религиозные догматы, которые представляются многим как нечто далёкое от жизни, схоластически-абстрактное, предмет узких богословских словопрений, — на самом деле определяющим образом воздействуют на миропонимание человека, осознание им своего места в бытии, на его метод мышления. Более того: догматы формировали характер нации, политическое и экономическое своеобразие её истории, судьбу народа.

Важно, что и те процессы в литературе, которые развивались как бы вне православной традиции, характерны не индифферентизмом по отношению к религии, но активным отталкиванием от неё, противостоянием именно Православию. Это позволяет и названные процессы рассматривать в тесной связи с общим ходом всего литературного творчества русских классиков.

Неверно было бы угверждать, что эта особенность русской литературы вовсе не затрагивалась теми, кто о ней размышлял и писал. Религиозное осмысление отечественной словесности началось ещё в критических работах славянофилов (в первую очередь, К.С. и И.С. Аксаковых), было продолжено религиозными философами на рубеже XIX- XX вв. Прежде всего, необходимо выделить капитальный труд Д.С. Мережковского "Толстой и Достоевский". Привлекало внимание исследователей творчество A.C. Пушкина, о котором писали и многие представители русского духовенства. Нельзя оставить без внимания статьи B.C. Соловьёва о многих писателях и поэтах, а также спорные, но интересные работы В.В. Розанова и др. Особо должно выделить публичные лекции С.Н. Булгакова, посвященные религиозному осмыслению творчества АЛ. Чехова.

Немалый вклад в истолкование русской литературы был внесён религиозными мыслителями в послереволюционной эмиграции. Преимущественное внимание уделялось при этом творчеству Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого. Работы К. Мочульского, В. Зеньковского, И. Ильина, Н. Бердяева, Н. Лосского, Р. Плетнёва, Н. Трубецкого и др., посвященные этим писателям, являют собою классические образцы религиозного подхода к изучению литературного материала.

Литературоведы советского периода названной проблемы касались недостаточно, а если и касались, то с преимущественно отрицательною оценкою.

В последнее десятилетие религиозно-философское своеобразие русской литературы привлекает всё более нарастающее внимание исследователей. Выделяются работы B.C. Непомнящего о Пушкине, В. А. Воропаева о Гоголе, Б.Н. Тарасова о Чаадаеве. Осмыслению русской классики в религиозном аспекте посвящены монографии В.А. Котельникова "Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной)" СПб.,! 994; И.А. Есаулова "Категория соборности в русской литературе". Петрозаводск, 1995; П.Е. Бухаркина "Православная Церковь и русская литература в XVIII-XX веках (проблемы культурного диалога)". СПб., 1996. Немалую , ценность представляют сборники "Христианство и русская литература". СПб.,1994-1998; сборники "Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков". Петрозаводск, 1995-1998; а также межвузовский сборник научных трудов "Религиозные, и мифологические тенденции в русской литературе XIX в." Москва. МПУ. 1997.

Однако мы находимся лишь у истоков долгого процесса обновлённого исторического познания русской литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православные основы русской литературы XIX в.»

Вся русская культура, и литература в частности, развивалась под преимущественным воздействием Православия. Поэтому без узнавания и изучения того, как это воздействие отразилось в творчестве русских писателей, осмысление истории отечественной словесности не может быть полным.

Многие писатели сознательно отображали реальность в сопряжении своего эстетического познавания этой реальности с веро-учительными : истинами, данными в Священном Писании, в святоотеческом наследии. Если изучение евангельского текста в художественной системе отдельных писателей осуществляется уже достаточно активно, то Священное Предание Церкви, в её святоотеческом, литургическом и каноническом аспектах, также необходимых для более полного осмысления курса русской литературы, затронуто почти не было.

Возникает необходимость восполнить эти недостатки при создании общего курса истории русской литературы.

Предметом исследования в предлагаемой диссертации является творчество крупнейших русских писателей XIX столетия, от Пушкина до Чехова. Преимущественное внимание уделяется при этом тем особенностям жизненного и творческого пути, мировоззрения классиков отечественной словесности, которые прямо связаны с важнейшими сторонами православного церковного вероучения и церковной жизни или противостоят им. История развития русской литературы рассматривается как процесс отображения в литературе того поиска человеком ответа на важнейшие бытийственные вопросы, какой не может совершаться вне религиозного восприятия бытия. Это существенно дополняет эстетический, этический, психологический, социальный анализ русской словесности, в которым отечег ственное литературоведение имеет несомненные достижения.

Цель и задачи исследования определены вышеизложенными соображениями. Важнейшие эти задачи суть таковы:

1) Исследовать историю развития русской классической литературы с точки зрения отражённых в ней православных вероучи-тельных истин.

2) Осмыслить мировоззрение и поэтику в творчестве крупнейших писателей через их отношение к Православию.

3) Проследить в самом процессе литературного развития отображение тех непреходящих религиозных истин и проблем, которые определены надвременными, надсоциальными потребностями души в её поисках смысла бытия.

4) Дать новое, религиозное осмысление творческих исканий русских писателей.

5) Дать. религиозную интерпретацию содержания и формы произведений классиков русской литературы. .;

Общая методология работы заключается прежде всего в соединении традиционного литературоведения с исследованием того, как догматика, сотериология, аскетака, православная антропология отражаются на типе мышления, эстетического видения и отображения реальности в творчестве русских писателей. С этим сочетается осмысление русской литературы в аспекте эстетическом, социальном, этическом, сравнительном, идейном, общественно-политическом. Рассматриваются также особенности поэтики литературных произведений. ,

Апробация работы. Основные научные положения диссертации были выработаны и апробированы в курсе лекций "Христианство и литература", прочитанных в Московской Духовной Академии в 1989-1998 гг., а также в Минской Духовной Академии в 1997-1998 гг. Они нашли отражение в выступлениях, докладах и курсах лекций на научных конференциях и при ведении учительских семинаров в С.-Петербурге, Петрозаводске, Вятке, Екатеринбурге, Тобольске, Н.Тагиле, Тюмени, Кемерове, Новокузнецке, Костроме, Туле, Смоленске, Симбирске, Архангельске, Обнинске, Тутаеве, Волгограде и др. городах. Отдельные темы были положены в основу радио и телевизионных передач, выходивших в эфир в 1985-1999 гг.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в нём впервые в литературоведении даётся целостное религиозное осмысление истории развития отечественной словесности и творчества крупнейших классиков русской литературы. Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих курсов истории русской литературы, а также при дальнейшем изучении творческого пути отдельных, писателей. Курс "Православие и русская литература" рекомендован Учебным комитетом Московского Патриархата как основа при чтении лекций по данному предмету в Духовных школах Русской Православной Церкви.

Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, тринадцати глав (каждая их которых включает в себя несколько разделов, соответствующих самостоятельным темам исследования), заключения, примечаний и библиографических списков.

Основное содержание работы

Введение.

Пристальное внимание русского человека к своей духовной сущности, частое недовольство собою, отражённые русской литературой, —• определены православной сотериологией, в которой спасение понимается не как прямое следствие исполнения заповедей или совершения добрых дел, но как внутреннее духовное преображение человека через его смирение. Превращение добродетели в самоцель может породить в душе надмение, привести к упоению собственным совершенством и тем усилить г ордыню человеческую, источник мирового зла.

Опору в осмыслении русской литературы мы обретаем в заповеди Христа Спасителя из Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле. Но собирайте себе сокровища на небе." (Мф.б, 19-20). В этой заповеди определена сокровенная суть двух пониманий смысла человеческой жизни, как двух мировоззрений, двух типов мышления, двух типов культуры. Культурологи выделяют в связи с этим именно два типа культуры — сотериологический и зв: демонический.

Предпочтение земного или небесного — дело совести и свободы каждого. Главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце человека стремлений: к сокровищам небесным й сокровищам земным. Эта тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от истины.

Человек обречён на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключённый в этом трагизм своего существования ещё и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту смятенность души высветила русская литература, сделав её, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская.

Все проблемы русской литературы многократно усугублены, и тем, что гармония обладания небесными дарами секулярному искусству и вообще неподвластна. Искусство чувствует себя свободным лишь в стихии противоречий и конфликтов. Нужно ясно сознать: сфера художественного творчества ограничена областью души — в системе христианской трихотомии: тело, душа, дух.

Основное состояние, которое исследует литература, с духовною глубиной понимания выразил святой праведный Иоанн Кронштадтский (разумеется, высказываясь не по поводу литературы): "Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души!".

Вот такие мучения и стали прежде всего предметом эстетичег ского осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстранённого созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом собственного душевного терзанйя художника.

Главною причиною таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, а Православие всё же оставалось неискоренённым, пребывало со всею полнотою заключенной в нём Истины — и никуда не могло исчезнуть. Как бы ни блуждала в тёмных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, а стрелка духовного компаса всё равно прямо указывала прежнее направление, хотя бы кто-то и двигался в прямо противоположном.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дунаев, Михаил Михайлович

Заключение.

В творчестве русских писателей, в классической отечественной литературе — "соединение муки о Боге с мукой о человеке" (о котором писал Бердяев) определило всю систему православного по духу мировидения и отображения жизни. Путь к обретению православной истины не был для литературных творцов прост и лёгок, они одолевали на этом пути многие препятствия и соблазны, но их творчество становилось для русского человека "незримою ступенью к христианству" (Гоголь).

Совесть утверждалась в русской литературе как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безбедное благополучие — что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей, — но совесть как основа основ человеческого бытия.

Важно при этом: именно Православие повлияло на пристальное внимание русского человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление — отражённое литературой.- Это было определено православным типом мироосмысления, основанным на своеобразии сотериолгии Православия.

Вся русская литература задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Именно этим определяется признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Своё творчество русские писатели сознавали как служение пророческое; отношение к деятелям литературы как к духовидцам, прорицателям сохранялось в русском сознании всегда, пусть и приг лушённо в иные времена. И это также имеет православную основу, на которой утверждалось творческое служение отечественных классиков.

Главною темою русской литературы стало противоборство двух раздирающих душу и сердце стремлений: к сокровищам земным и сокровищам небесным. Это тема, проблема не просто литературного творчества, но — жизни, творческих поисков, нередко метаний и самих писателей.

Весь строй идей и стремлений, отображённых русской литературою, выразился в художественном совершенстве созданий её творцов. Поэтому вне эстетического анализа художественных текстов идейное содержание их не может быть выявлено в полноте. Красота Православия отразилась в самой эстетике русской литературы.

Это позволяет сделать вывод, что православное миросозерцание определило важнейшие основы творческого видения и отображения жизни у классиков русской литературы. Такой вывод не опровергают и факты противостояния Православию некоторых писателей в отдельные периоды их творчества. Во-первых, нравственные искания художников определялись всегда именно христианской системою жизненных ценностей, во-вторых же, само неприятие Православия и Церкви обусловило у этих писателей особенно пристальное осмысление православных основ жизни и творчества, и порою бессознательное следование им в художественной деятельности.

Литература запечатлевала в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и тёмный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия. Но прежде всего — опыт духовного одоления соблазнов на пути к Истине.

Основные положения диссертации отражены в разной мере почти во всех печатных работах автора, общее число которых превышает 120 публикаций. Непосредственно проблемы, ставшие основою предлагаемого исследования, освящены в следующих публикациях:

Монографии.

1. Православие, и русская литература. Ч. 1. М.,"Христианская литература". 1996.

2. Православие и русская литература. Ч. 2. М.,"Христианская литература". 1996.

3. Православие и русская литература. Ч. 3. М.,"Христианская литература". 1997.

4. Православие и русская литература. Ч. 4. М.,"Христианская литература" 1998.

5. Иван Тургенев: жизнь и творчество. М., "Русский язык". 1983.

6. На земле великой битвы. М., "Искусство". 1976.

7. К югу от Москвы. М., "Искусство" 1978. Изд. второе, переработанное, дополненное. М., "Искусство". 1986.

8. Своеобразие русской религиозной живописи; очерки русской культуры. ХН-ХХ век. М., "Филология", 1997.

Статьи.

1. Достоевский и Шмелёв. В кн.: "Достоевский. Материалы и исследования". Т.З. Л.,"Наука". 1978.

2. Час на сцене русского театра: одноактные пьесы русских писателей. М., "Русский язык". 1985. (Составление, предисловие, комментарии).

3. Уроки Тургенева. В кн.: И.С.Тургенев. "Отцы и дети". М., "Русский язык". 1991.

4. Преподобный Сергий и русская культура". // "Православная беседа". 1992. № 6-7.

5. "Да будут все едино" // "Слово". 1992. № 6.

6. Насущно ли духовное? // "Москва". 1992. № 9-Ю.

7. Испытание веры. // "Богословский вестник". 1993. № 1, вып. 2.

8. Божие и кесарево. // "Православная беседа". 1993. № 4.

9. Испытание веры. (О творчестве А.П.Чехова). // "Литература в школе". 1993. № 6.

10. "Хочу умереть христианином". // "Православная беседа" 1994. №1.

11. Соблазны "серебряного века". // "Слово". 1994. № 1-6.

12. Духовное и земное. // "Православная беседа". 1994. №

2.

13. "Свет от света". // "Москва". 1994. № 8.

14. Соблазны искусства. // "Журнал Московской Патриархии". 1996. № 3.

15. Всем нам путь освещают. // "Слово". 1996. № 3-4.

16. Пророк светлого будущего. // "Православная беседа". 1997. № 3.

17. Западнические заблуждения П.Я.Чаадаева. // "Духовный мир". № 4.

18. Спасёт ли мир красота? // "Православная беседа".

1997. №4.

19. Обломовщина духовная, душевная и телесная. В кн.: "И.А. Гончаров: Материалы международной конференции, по-свящённой 185-ле-шю со дня рождения И.А.Гончарова". Ульяновск. 1998.

20. Православие и русская литература.// "Гувернёр": журнал о семейном воспитании. Москва. 1998. № 1.

21. От "Войны и мира" к "евангелию от Льва". // "Православная беседа". 1998. № 4.

22. Раба греховной страсти. // "Православная беседа".

1998. №6.

23. О смысле таинства Крещения. // "Православная беседа" 1999. №1. фук*

Подписано в печать 12.02.99 г. Бумага офсетная Формат бумаги 60/90 1Л6. Усл. п. л. 3,1 Тираж 100 экз. Заказ № £ Я -/

Отпечатано в Издательстве МПУ "СигналЪ". 107005. г. Москва, ул. Радио, д. 10-а, т. 265-41-63

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.