Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Моторин, Александр Васильевич

  • Моторин, Александр Васильевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 437
Моторин, Александр Васильевич. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 1998. 437 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Моторин, Александр Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ

СЛОВЕСНОСТИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

1. Направления словесности и слог сочинителей.

2. Дух, рассудок и чувство.

3. Мистическая духовность.

4. Магическая духовность.

5. Рассудочность.

6. Чувственность.

ГЛАВА II. ДУХОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

ПИСАТЕЛЕЙ. ВО

1. Художественное многоголосие.

2. Путь к православию.

3. Ветхозаветная и новозаветная мистика.

4. Христианство и язычество.

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

МИРОСОЗЕРЦАНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА.

1. Горе от рассудка.

2. Испытание верований.

ГЛАВА IV. ТВОРЧЕСКИЙ ЖРЕБИЙ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

1. Грани лирического сознания.

2. "Мцыри" - исповедь христианина.

3. Выбор судьбы

ГЛАВА V. ДУХОВНЫЕ ОПЫТЫ. Н. В. ГОГОЛЯ.

1. Увлечение мистикой.

2. Призвание писателя.

3. Отношение к магии.

4. Творческое многоголосие.

5. "Ганц Кюхельгартен".

6. "Вечера на хуторе близ Диканьки".

7 « ^^ й ргор од

8. "Мертвые души".

ГЛАВА VI. ПРАВОСЛАВНО-ДЕРЖАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

1. Становление православной историософии в России.

2. Образ Третьего Рима.

3. Рим в судьбе Н. В. Гоголя.

4. Мистическое осмысление войны у А. С. Пушкина и

Ф. М. Достоевского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века»

Человеческое сознание относится к области духовного бытия. Даже в материалистической философии "дух <.> - мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи" [Словарь современного русского языка 1993, т. 4, с. 525]; "дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания" [Лосев 1962, с. 82]. В таком широком смысле всё, передаваемое человеческим словом как выразителем сознания, по сути духовно (в качестве осознанного), и потому всякое исследование, посвященное истории словесности, имеет дело с теми или иными духовными явлениями.

Однако существует и более узкое понимание духовного бытия. Оно преобладало в России в первой половине XIX в., питаясь, с одной стороны, многовековым преданием отечественного православия, с другой - источниками языческой магии, сознательно возрождавшейся в то время. Соответствующее определение как основное приведено в ито- говом для первой половины XIX в. "Толковом словаре." В. Даля (первое издание, 1863 - 1866 гг.): "Дух м. бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному" [Даль 1994, т. 1, с. 503]. Главное при таком понимании, что дух - "невещественное начало, в отличие от материального, природного начала"[Философский энциклопедический словарь 1983, с. 179]; духовное бытие сверхъестественно и в человеческой душе образует высшую не вполне доступную осознанию область.

В зависимости от того, как понимается Божество, источающее дух в человеческую душу, различаются и сами представления о духе, и таким образом в общественном сознании той или иной эпохи возникают различные, часто противоборствующие направления духовности. Так, в 1860-е годы, когда В. Даль завершал работу над своим словарем, св. Феофан Затворник уточнил с христианской точки зрения: "Что же это за дух? - Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. <.> Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость <.>"[Феофан 1991, с. 31 - 32]1.

Многие писатели первой половины XIX в. были увлечены познанием сущности духовных явлений, а вместе с тем и художественным изображением своего познания. С некоторым запозданием обратились они к теоретическому осмыслению бытия духов. Одним из первых этим занялся В. Ф. Одоевский в сочинении "Письма к графине Е. П. Р.й о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других тайных науках" (1839 г.).

М. П. Погодин долгие годы собирал свидетельства явления духов и в конце концов решил "огласить их простою речью вне всяких школьных правил "[Погодин 1874, с. 6]. Цель Погодина - убедить сомневающихся читателей с помощью научной обработки данных, поскольку хотя при

1 О различных оттенках христианского понимания "духа" и "души" см.: Дьяченко 1993, с. 158 - 160. О многообразных оггенках языческого "анимизма" см.: Тайлор 1989, с. 205 - 457; Джеймс 1993, с. 296 - 334; Отапв 1989, р. 167- 170 и др. узрении духов "часто играет фантазия и воображение", но "одно подобное событие, со всех сторон засвидетельствованное, строго исследованное, доказанное критически, имеет великую важность"[Погодин 1874, с.

4].

В. А. Жуковский во второй половине 1840-х годов пишет статью "Нечто о привидениях", где излагает известные ему свидетельства и собственные размышления. Подобно Погодину, Жуковский считает убедительными свидетельства нескольких лиц об одном и том же духовном явлении, но в то же время признает, что духи по самой сути требуют веры в свое бытие: "Если бы хоть одно явление духа <.> могло быть доказано так убедительно, что оно для всего света без изъяснения сделалось бы несомненно, то вера в бессмертие души преобразилась бы для всех в очевидность <.>. Но сей-то очевидности нам и иметь не должно. Мир духовный есть таинственный мир веры; очевидность принадлежит миру материальному <.>; наше духовное сокровище - знание, что Бог существует и что душа бессмертна, отдано на сохранение не мелкому рабу необходимости, уму, а вере, которая есть высшее выражение человеческой свободы. Эти явления духов, непостижимые рассудку нашему, строящему свое доказательство и извлекающему свои умственные выводы из материального, суть, так сказать, лучи света, иногда проникающие сквозь завесу, которою мы отделены от духовного мира" [Жуковский 1902, т. 10, с. 95].

Размышления Жуковского "о привидениях", изданные в "Русской беседе" (1856. № 1), вызвали сочувственный отклик в "Москвитянине": "Статья вообще имеет в виду явления духовного мира. При всей теплой вере, которой согрета душа автора к миру духовному, статья отличается <.> умеренным тоном, какой вполне приличен предмету столь же любопытному для нас, сколько недоступному для точного исследования"

Москвитянин 1856, т. 1, с. 305]. В отзыве приводятся засвидетельствованные случаи духовидения.

В суждениях Погодина, Жуковского и других косвенно отражалось нараставшее при переходе ко второй половине XIX в. сомнение в бытии духов, так что тем, кто верил, надо было убеждать неверующих, а в какой-то мере и самих себя. Выдающийся православный богослов заметил в то время: "Большинство людей чуждо всякого понятия о духах <.>. В современном обществе человеческом, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании духов, многие отвергают его. Сомневаются в нем и отвергают его даже и те, которые признают существование души своей, признают ее бессмертие или существование ее после смерти, признают ее духом" [Игнатий 1905, т. 3, с. 3].

Стихийно накопленные в течение первой половины XIX в. романтические суждения и образные представления о духовном бытии требовали упорядочения в свете православного богословия. Первым принялся за эту работу св. Игнатий Брянчанинов в ряде сочинений, особенно в "Прибавлении к слову о смерти" (середина 1860-х годов) [Игнатий 1905, т. 3, с. 185 - 302]. Подробно рассматривая христианские воззрения на природу духов, св. Игнатий утверждает мысль об утонченной телесности духовных существ, хотя и признает, что телесность эта животворится невещественной и непостижимой духовностью, ниспосланной от Бога: "<.> Бог, осеняя Своею благодатию Ангелов, соделывает их духами и огнем, возводит в то высокое достоинство, которого они не имеют по естеству" [Игнатий 1905, т. 3, с. 217]. Некоторая сокращенность этого последнего уточнения св. Игнагия по сравнению с его рассуждениями о телесной вещественности духов заставила другого видного богослова XIX в., св. Феофана Затворника, возражать в сочинении "Душа и Ангел - не тело, а дух" (1867 - 1868 гг.).

Духовное сознание, основанное на вере в бытие человеческой души и сверхчеловеческих духов, обретает яркое выражение в художественном слове и при этом составляет (в своем устойчивом разнообразии) духовные направления словесности. В состав понимаемого таким образом духовного искусства входит и собственно религиозное, церковное, обрядовое искусство (то есть непосредственно предназначенное для обрядового вероисповедания - не только христианское, но и, например, исламское, масонское и т. д.), и оно составляет свою область творчества, требующую особого изучения. В пределах данного исследования внимание будет сосредоточено на других областях художественного духовного слова (в том более узком понимании духовности, преобладавшем в первой половине XIX в. и отразившемся, в частности, в словаре Даля) - на областях словесности внеобрядовой, мирской, которая в то же время нередко (но в разной степени у разных писателей) устремлена к обрядовому вероисповеданию, либо же связана с этим вероисповеданием косвенно, находясь в созвучии с ним, подобно тому, как связана частная бытовая жизнь верующего человека с его определенными, принятыми в данной общине обрядовыми действиями.

При переходе от духовных воззрений к бездуховным (основанным на отрицании бытия духов и душ) возникает искусство светское как особая область мирского искусства - область, ограниченная кругом приземленных, бытовых потребностей человека.

Мирское (однако духовно настроенное) и церковное (а также вообще обрядовое) искусство являются хотя и качественно различными, но не разорванными и даже неразрывными проявлениями, ступенями художественного творчества - особенно в пределах одного и того же духовного вероисповедания (впрочем, и в творчестве, выражающем разные вероисповедания, проявляются общие родовые черты духовного искусства как такового).

В России вплоть до времен Петра I преобладало двуединство православной (церковной и мирской) словесности: "Только в новое время о духовных предметах стали писать по-преимуществу лица духовного звания. В старые времена русский народ жил <.> преимущественно жизнью религиозною" [Филарет, еп. Харьковский 1857, с. 2].

Вопрос о взаимосвязи обрядового и внеобрядового искусства возвращает к исконному предельно емкому пониманию художественного слова как слова искусного, привлекательного, действенного, влиятельного, могущественного, преображающего человеческую жизнь. Художественным в этом смысле может оказаться и лирическое стихотворение, и церковная проповедь, и ученый труд, и молитва. Именно такое древнее представление о словесности в единстве всех ее проявлений возродилось и возобладало в первой половине XIX в. - вместе с романтическим возрождением православной духовности и вместе со становлением теории словесности [Возникновение русской науки о литературе 1975, с. 129 -143]. Н. В. Гоголь, подводя итоги творческому опыту своего времени, в "Учебной книге словесности для русского юношества" (в первой половине 1840-х) включил в круг словесности и "поэзию", и "науку": "Письменностью или словесностью называют сумму всего духовного образования человека, которое передано было когда-либо словом или письмом" [Гоголь 1994, т. 6, с. 304].

Вопрос о соотношении и степенях "художественности", "искусности" разных родов творческого слова крайне важен и неизбывно злободневен, причем решается он по-разному в границах разных видов миросозерцания. Внимание к нему обостряется в переломные, переходные времена. В России XVII века это произошло вместе с первым заметным упадком православного самосознания [Буланин 1992, с. 3 - 13; 1995, с. 17 - 19]. В течение XVIII в. продолжалось болезненное противостояние прежнего (православного) и нового (светско-бездуховного, а также неправославно-духовного) отношения к художественному слову. Лучшие писатели первой половины XIX в. попытались, насколько было возможно, восстановить достоинство творчества православного, осваивая все его возможности и области вплоть до обрядово-богослужебных; а соответственно, с новой остротой были поставлены вопросы о допустимых границах и сущности творческого вымысла, воображения, о его соотношении с ложью, обманом, "лукавостью". Писатели разных духовных воззрений решали эти вопросы весьма различно.

Ныне отечественная наука о художественном слове возвращается к спору о соотношении, взаимодействии, взаимовлиянии православного богослужебного искусства и мирского искусства (в его духовной составляющей). Вопрос этот, поставленный еще в 1840-е годы у славянофилов и в "Выбранных местах из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя [Анненкова 1993, с. 152 - 173; 1994, с. 48 - 76], а позднее (уже с церковной точки зрения) в писаниях св. Игнатия Брянчанинова [см.: Любомудров 1996, с. 24 -31] и в книгах А. М. Бухарева "О православии и его отношении к современности." (Спб., 1860), "О современных духовных потребностях мысли и жизни." (Спб., 1865), впоследствии был надолго предан забвению. Среди современных работ, освещающих разные стороны соотношения православного обрядовог о и мирского (творимого для мирского обихода) искусства, нужно особо отметить основательность следующих: Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература: (На пути к Оптиной) (Спб., 1994); Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе (Петрозаводск, 1995); Бухаркин П. Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы (Христианство и русская литература. Спб., 1996. Сб. 2. С. 32 - 60).

Духовные области внеобрядовой художественной (так или иначе основанной на творческом воображении) русской словесности первой половины XIX в. еще недостаточно изучены. Недостаточно описано разнообразие духовных движений того времени и еще меньше - своеобразие художественно-образного осуществления основных видов духовности (в соотношении с понятийно-логическим - богословским и философским -их выражением).

Понятийно-логическое проявление духовных направлений первой половины XIX в. изучалось в трудах А.Пыпина [1916 (1); 1916 (2)], И. Замотана [1908], В. Семевского [1909], П. Сакулина [1913; 1922], Г. Фло-ровского [1991], Н. Бердяева [1990], В. Зеньковского [1991], Н. Лосского, [1991] 3. Каменского [1980], Н. Цимбаева [1986], В. Лурье [1994], Ю. Стенника [1995] и других. Особая эстетическая грань понятийно-логического выражения духовности описывается в работах Б. Егорова [1982], В. Кошелева [1984] и других.

К изучению прямого художественно-образного выражения разнообразных духовных течений первой половины XIX в. одним из первых приступил Н. В. Гоголь (в статьях 1830-х годов и в "Выбранных местах из переписки с друзьями"), а за ним А. Бухарев [см.: Дмитриев 1996], В. Розанов, Д. Мережковский и другие. Работа в этом направлении значительно продвинулась в течение XX в., особенно в последние десятилетия, благодаря усилиям Н. Скатова, В. Непомнящего, А. Панченко, В. Марковича, Е. Анненковой, В. Котельникова, С. Гончарова, И. Есаулова и других.

Естественно, что ныне появляется всё больше исследований коренного для русской письменности православного направления духовности. Долгое время это направление предавалось незаслуженному забвению. Лишь славянофилы середины XIX в., а также их единомышленники и последователи со всей прямотой указывали на, казалось бы, очевидную укорененность русской словесности в православии. В частности, в объявлении об издании славянофильской "Русской беседы" в 1856 г. отмечалось: "Единственная почва для самобытного и полного развития всякого народа есть, конечно, его народность <.> Народность русская неразрывно соединена с православною верою. Вера - душа всей русской жизни; она же должна определять характер всякой умственной деятельности в нашей родине" [Московские ведомости 1856, приложение к № 27; см. об этом: Егоров 1982, с. 100].

Лишь в самом конце XX в. эта очевидная данность русской жизни вновь привлекла к себе внимание. О наметившемся теперь повороте научных предпочтений красноречиво свидетельствуют работы многих исследователей, поместивших статьи в сборниках "Пушкинская эпоха и Христианская культура" (измененное название: "Христианская культура: Пушкинская эпоха") (Вып. 1 - 17. Спб., 1993 - 1998.). "Евангельский текст в русской литературе XVIII - XIX веков." (Петрозаводск, 1994), "Славянофильство и современность" (Спб., 1994), "Христианство и русская литература" (Сб. 1 - 2. Спб., 1994 - 1996). О том же свидетельствует содержание журналов "Литературная учеба", "Русская литература" и других повременных научных изданий последних лет [см.: Дмитриев 1995]. Впрочем, до сих пор приходится говорить о некоторой "невозделанности историко-литературного материала в этом направлении" [Котельников 1996, с. 6]. В настоящее время вероисповедное содержание мирской художественной словесности привлекает всё большее внимание православного духовенства, богословов, преподавателей духовных учебных заведений [см.: Дунаев 1996].

Несмотря на то, что православное направление мирской словесности значительно окрепло в первой половине XIX в., оно было тогда отнюдь не единственным. Теперь особенно потребны описания устойчивых разновидностей внеобрядового художественно-образного выражения духовных движений той эпохи, эпохи ключевой в развитии светского художественного творчества России. Этой задаче и посвящено данное исследование, в котором общий взгляд сочетается с непосредственным

12 вниманием к творчеству выдающихся писателей, сложно и противоречи во выражавших в своих произведениях разнообразные духовные стрем ления.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Моторин, Александр Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования рассмотрены границы и основные устойчивые проявления духовных направлений художественной словесности -направлений, которые отличаются верой в невещественное и своеобразно выражаемое в слове бытие духов и душ; описан многоразличный образный строй, присущий такой словесности.

Духовная образность символична по сути. Различные вероучи-тельные предания привносят в художественную словесность свою символику, образующую сложные, взаимоотражающиеся ряды представлений. Это бесконечное взаимоотражение образует особую глубину и сложность изображения.

Духовные направления составляют значительную и даже основную часть всей художественной словесности первой половины XIX в. В этой области сосуществовали и противоборствовали два основных направления (со своими течениями): мистическое и магическое.

Мистика представляет собой те или иные виды преклонения, смирения бессмертной души художника перед личным, всесильным, непостижимым и благим Богом, Творцом всего сущего. При такой установке писатель рассматривает свое творчество как служение Богу, а в предельном выражении - как прорицание Его внушений.

Магия при всем разнообразии ее проявлений сводится к гордому стремлению человека обожествить себя - обнаружить и развить в себе самодостаточное божественное достоинство.

Мистика в русской словесности питалась в основном православной, а также тесно связанной с ней древнеиудейской духовностью (встречались и сравнительно редкие обращения к исламу, как, например, у Пушкина в "Подражаниях Корану").

Мистические представления христианства, позднего иудаизма (эпохи талмуда), а также ислама существенно различаются в зависимости от веры или неверия в божественность Иисуса Христа. Соответственно, эти три направления монотеизма взаимно упрекают друг друга в отступлениях от праведной веры, в магических заблуждениях. Их споры не нашли сколько-нибудь заметного отражения в русском художественном слове, - с одной стороны, благодаря терпимости православия к инославию, с другой - по причине привнесенной масонами магической, смесительной веротерпимости, предполагавшей обнаружение сходства, а не расхождений в различных вероисповеданиях и философских учениях (так, например, у Гоголя в "Ганце Кюхелы артене" сознание героя свободно смешивает представления язычества, ислама, христианства и философского субъективного пантеизма).

Спор православия с исламом, впрочем, находил некоторое отражение в художественном слове, но не столько из-за собственно духовных разногласий, сколько по причине обострения отношений России с Турцией как страной, незаконно захватившей земли Византии и находящиеся там христианские святыни. С этой точки зрения, показательно стихотворение Ф. И. Тютчева "Олегов щит". Поэт написал его в 1829 г., во время очередной русско-турецкой войны, и обработал в начале 1850-х, накануне нового столкновения с Турцией. Две строфы этого стихотворения являют сочетание двух воинственно противодействующих мистических молитв: мусульманской и православной (причем, православная мирно соединяет дух христианства и ветхозаветного иудаизма); а в заключительной строфе дано представление о преемстве языческой и православной истории России. Первоначально, в 1829 г. это стихотворение открывалось еще двумя строфами, выражающими демонически-пантеистический дух греческого язычества (впоследствии они составили отдельное "Видение"): греко-славянское язычество в представлении раннего Тютчева мирно переходит в греко-славянское же православие, и лишь враждебный, причем, именно турецкий, ислам вносит разлад во вселенскую красоту возрождаемой воображением поэта византийско-российской державы.

Стремление находить в язычестве некую, пусть ограниченную мистическую приуготовленность к принятию христианства было довольно распространенным в первой половине XIX в., причем, писатели магического склада отрицали качественные различия между этими ступенями становления человеческой духовности, а мистики, напротив, подчеркивали такие различия.

Некоторые писатели, склонявшиеся к мистическому мировосприятию, обостренно чувствовали борьбу языческих и христианских начал в душах современных людей. Психологические тонкости этой борьбы ярко представлены в отрывке из трагедии Грибоедова "Грузинская ночь", в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Гоголя, в поэме Лермонтова "Мцыри", и во многих других произведениях.

В 1830 - 40-е годы основным мистическим течением в русской словесности стало течение православно-державное, образно выражающее, с одаой стороны, государственную идеологию "Православия, Самодержавия, Народности", а с другой - славянофильские воззрения, не столь высоко ценившие состояние русской государственности и Церкви после Петра I. Православно-державное течение новой художественной словесности, в сущности, обнаруживается изначально, со времен Петра I, а истоки его возникают еще в ранние века сложения русской христианской государственности.

Другое влиятельное направление нашей словесности первой половины XIX в. - магическое - художественнно выражает веру человека в собственное, безграничное по возможностям и самодостаточное -"божественное" по природе - духовное могущество, основанное на знании; цель человека, с этой точки зрения - раскрыть и осуществить свои способности (в частности, и с помощью нечеловеческих духов, которые должны служить ему, будучи, как и он, проявлениями всеобъемлющей божественной стихии бытия). При последовательном проведении такая духовная установка приводит к пантеизму и к словесно-образной проповеди самоубийственного по сути экстаза - исступления, разрушающего личную, душевную определенность человека, а значит и упраздняющего духовное своеобразие личности. Художественная словесность первой половины XIX в., особенно стихотворная лирика, являет множество примеров подобного экстатического неистовства, которое заметно отличается от мистических вдохновений, сохраняющих богоданное душевное своеобразие человека даже во время проречения глаголов Бога (в последнем случае душа, согласно мистическим представлениям, не перестает быть, но лишь временно уступает свое право голоса Тому, Кто ей самой это право даровал).

Художественная магия первой половины XIX в. восходила к разнообразным проявлениям язычества (с учетом их позднейших философских осмыслений и упорядочений, как правило, пантеистических). В магическом направлении различались следующие основные течения: 1) собственно пантеизм, или пантеизм объективный, "внешний" с его верой в действительность внележащего божественного всебытия, с его представлением о человеке как случайно обособленной частице этого всебытия и с его упованием на воссоединительные экс-тазы, ис-ступления души за пределы ее временной ограниченности; 2) субъективный, "внутренний" пантеизм (в крайнем проявлении - художественный солипсизм), предполагающий, что все сущее либо полностью произведено силою творческого воображения художника-бога, либо произведено частично, а в остальной части может быть освоено, присвоено, покорено этим самым творческим воображением; 3) демонизм, или вера писателя в то, что он во время творчества является выразителем и носителем некоего божественного духа-демона, входящего в его душу (понятие демонического в-дох-новения, вдыхания духа и "одержимости" этим духом); демонизм встречается не только чисто языческий, словно бы не ведающий о христианстве, но и сознательно антихристианский, в виде "сатанизма"; 4) обычное для древней магии чародейство, которое в области художественного творчества порождает веру в непосредственное магическое воздействие образного слова на души читателей; чародейская установка обнаруживается, в частности, в сочувственном изображении обрядов языческой магии, в стремлении показать силу колдовства.

Духовные направления как образно выраженные виды миросозерцания порождали свою поэтику и прежде всего - способы раскрытия авторского сознания. Слог произведений часто определялся иноголо-сием и многоголосием, осмысленным духовно: как действительное говорение писателя от имени иных душ или духов. Эти чужие голоса воплощались в образах авторов-повествователей, рассказчиков, действующих и говорящих лиц эпических произведений, лирических героев.

Сущность слышимых и передаваемых голосов писатели разных духовных направлений объясняли по-своему. Общим было одно: никто не считал художественное многоголосие простой творческой условностью, игровым приемом писательского самовыражения. Писатель, позволяющий чужому голосу говорить через свою душу, согласно духовным воззрениям, действительно уступает хотя бы на время часть собственного положения в мире и долю своей жизненной силы, но в то же время и пришедший или порожденный дух посредством слов дарует писателю некую дополнительную, порой сверхчеловеческую мощь.

412

В первой половине XIX в. мистика постепенно усиливалась и в 30 - 40-е годы стала оттеснять магию, что видно по развитию мировоззрения и творчества многих русских писателей, включая самых выдающихся, таких как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

В дальнейшем, во второй половине XIX в. , всякая духовность была значительно потеснена "бездуховностью" реализма, а когда с конца века духовность стала возрождаться, она оказалась в основном в русле магического направления.

Художественная словесность первой половины XIX в. являет в Новое время исключительную по силе попытку творческого освоения древних духовных преданий Отечества, преданий, восходящих к истокам славянской письменности и составляющих (явно или скрыто) основание для дальнейшего развития русского художественного слова.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Моторин, Александр Васильевич, 1998 год

1. М., 1983. С. 376. Авеста в русских переводах (1861 1996). Спб., 1998. АвтономоваН. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М,3 1988. Авторский вечер. Странный случай с моим дядей. Спб., 1835. Айзеншток И. Я. Хронология написания "Вечеров." // Известия АН

2. СССР. Отд. лит. и языка. 1962. Т. 21. Вып. 3. С. 252 262. Аксаков К. С. , Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 3 т. М., 1986.

3. Андреев И., Карсавин Л. Мистика // Новый энциклопедический словарь. Пг. б.г.. Т. 26. Стлб. 703 -712.

4. Аникст А. А. Реализм // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978. Т. 6. Стлб. 205-215.

5. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983.

6. Анненкова Е. И. Гоголь и литературно-общественное движение конца 30-х начала 40-х годов XIX века: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1988.

7. Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы. (Творчество Н. В. Гоголя в контексте литературного движения 30 40-х годов XIX века). М., 1989.

8. Анненкова Е, И. 1989 (2). Записки о Гоголе В. С. Аксаковой // Гоголь и русская литература XIX века. Л., 1989. С. 60 70.

9. Анненкова Е. И. Н. В. Гоголь и Т. Н. Грановский: Концепция Средних веков // Традиции и новаторство в русской классической литературе (.Гоголь . Достоевский.). Спб., 1992. С. 47 69.

10. Анненкова Е. И. Н. В. Гоголь и С. П. Шевырев: (Эстетическое и духовное. Проблема взаимодействия) // Гоголевский сборник. Спб, 1993. С, 152- 173.

11. Анненкова Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и современность. Спб., 1994. С. 48 76.

12. Анненкова Е. И. Аксаковы. Спб., 1998.

13. Анцыферов Н. П. Душа Петербурга. Л.,. 1990.

14. Арзамас: В 2 кн. М., 1994.

15. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 1984.

16. Арнаудов М. Психология литературного творчествва. М,, 1970.

17. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980.

18. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

19. Байджент М. и др. Священная загадка. Спб., 1993.

20. Байрон Дж. Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1981.

21. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. М., 1991.

22. Баратынский Е. А. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1983. Барле. Оккультизм: Определение. Методы. Классификация. Применение. Л., 1991.

23. Бархин К. Сочинения М. Ю. Лермонтова с объяснительными статьями

24. К. Бархина. Ч. 1. Одесса, 1912. Батищев Г. Разум // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970. Т.

25. Брюллова-Шаскольская Н. Магия // Новый энциклопедический словарь. Пг., б.г.. Т. 25. Стлб.307 310.

26. Буланин Д.М. Последнее столетие древнерусской книжности // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. Спб.,1992.

27. Буланин Д.М. Древняя Русь // История русской переводной художественной литературы: Древняя Русь. XVIII век. Т. 1. Проза. Спб., 1995.

28. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов // Славянофильство и современность. Спб., 1994. С. 77-91.

29. Булгаков С. Два града: В 2 т. М., 1911.

30. Булгаков С. Интеллигенция и революция // Наука и религия. 1989. №11. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. Бурачок С. А. Стихотворения М. Лермонтова // Маяк. 1840. Ч. 12. С. 149 171.

31. Бурачок С. А. Очерк психологии // Маяк. 1841. Ч. 19-21. Разд. "Науки". С. 52 156.

32. Бухарев А. М. Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. Спб., 1860.

33. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. Ванштейн О. Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 392 430.

34. Варсонофий, схиархимандрит Оптинского скита. Беседы. с духовными детьми. Спб., 1991.

35. Бахтин Б. Булгаков и Гоголь: Материалы к теме // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С, 334 -342.

36. Вацуро В. Э. Лермонтов // Русские писатели: Биобиблиографический словарь. Ч. 1. М., 1990. С. 409 416.

37. Вацуро В. Э. Лермонтов // Русские писатели: 1800 1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 329 - 338.

38. Верли М. Общее литературоведение. М., 1957.

39. Виноградов В. В. Этюды о стиле Гоголя. Л., 1926.

40. Виноградов В. В. Язык Гоголя // Гоголь: Материалы и исследования. Т. 2. Л., 1936. С. 286-376.

41. Виноградов В. В. О языке ранней прозы Гоголя // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 2. М.;Л., 1951. С. 94-138.

42. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М., 1976.

43. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980.

44. Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1987.

45. Возникновение русской науки о литераторе. М ., 1975.

46. Вольперт Л. И. Руссо // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 494.

47. Воропаев В. О Гоголе и его главной книге "Мертвые души" // Литература в школе. 1989. № 2. С. 3 -17.

48. Воропаев В. А. "Монастырь ваш Россия!" // Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. С. 3 - 34.

49. Воропаев В. А., Виноградов И. А. Комментарии <к собр. соч. Н. В. Гоголя> // Гоголь Н. В. Собр соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 1. С. 405 491. Т. 5. С. 475 - 603. Т. 6. С. 393 - 554. Т. 8. С. 759 - 852.

50. Вышеславцев Б.П. Значение сердца в религии // Путь. Кн. 1 (1 4). М., 1992. С. 65 - 79.

51. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Спб., 1878 1896.

52. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984.

53. Вяземский П. А. Стихотворения. Л., 1986.

54. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: (Фр. Шлегель. Нова-лис). М., 1978.

55. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

56. Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980 1983.

57. Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ч. 1. М., 1993.

58. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

59. Герцен А. И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1955- 1958.

60. Гёррес Й. Дом сумасшедших: Идеи об искусстве и помешательстве ума // Московский наблюдатель. 1835. Ч. 4. С. 5 33, 57 - 190.

61. Гёте И.-В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1975-1980.

62. Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2 т. М., 1988.

63. Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.

64. Гиппиус В. В. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя // Труды отдела новой русской литературы. Т. 1. М.; Л., 1948. С. 8 38.

65. Глинка Ф. Н. Сочинения. М., 1986.

66. Глинка Ф. Н. Письма к другу. М., 1990.

67. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л.,. 1937 1952.

68. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994.

69. Гоголь в воспоминаниях современников. (Серия литературных мемуаров). М., 1952.

70. Гоголь в русской критике: Сб. статей. М., 1953.

71. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975.

72. Голицын А. Н. Рассказы. Из записок Ю.Н. Бартенева. // Русский архив. 1886. Кн. 2. С. 52 109, 305 - 338.

73. Голосовкер Я, Э. Логика мифа. М., 1987.

74. Гончаров С. А. Творчество Н. В. Гоголя и традиции учительной культуры: Учебное пособие к спецкурсу. Спб.,1992.

75. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография. Спб., 1997.

76. Гордин Я. "Донос на всю Россию", или миф о масонском заговоре // Звезда. 1990. № 5. С.143 152. № 6. С. 119- 136.

77. Гофман Э. Т. А. Иезуитская церковь // Московский вестник. 1830. Ч. 6. С. 33 78.

78. Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 6 т. Т.1 2. М., 1991 - 1994.

79. Грановская Н. И. Небесный покровитель рода Пушкиных // Пушкинская эпоха и Христанская культура. Вып. 4. Спб., 1994. С. 68 73.

80. Грантовский Э. Зороастризм // Философская энциклопедия: В 5 т. М, 1960- 1970. Т. 2. С. 185.

81. Грибоедов А. С. Сочинения в стихах. Л., 1987.

82. Грибоедов А. С. Сочинения. М., 1988.

83. Григорий Нисский, св. Творения. Ч. 1. М., 1861.

84. Григорий Палама, св. Св. Григория Паламы, митрополита Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895.

85. Григорьев Ап. А. Эстетика и критика. М., 1980.

86. Григорьев Ап. А. Искусство и нравственность. М., 1986.

87. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

88. Гуревич А. М., Коровин В. И. Романтизм и реализм // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 474 477.

89. Гуревич П. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

90. Гуревич П. Роптания души и мистический опыт // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.С. 411 424.

91. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994.

92. Данелия С. И. О философии Грибоедова // Данелия С. И. Философские исследования. Тбилиси, 1977. С. 304 382.

93. Дебольский Г. С. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994.

94. Дементьев А. Г. Очерки по истории русской журналистики 1840 1850 гг. М.; Л., 1951.

95. Державин Г. Р. Сочинения. М., 1985.

96. Джеймс У, Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

97. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

98. Дмитриев А. П. Тема "Православие и русская литература" в публикациях последних лет // Русская литература. 1995. № 1. С. 255 269.

99. Дмитриев А. П. А. М. Бухарев (архимандрит Феодор) как литературный критик // Христианство и русская литература. Сб. 2. Спб., 1996. С. 160-201.

100. Дмитрий Ростовский, св. Летопись., сказующая вкратце деяния от начала миробытия. М., 1784.

101. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972 1990.

102. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977.

103. Дунаев M. М. Православие и русская литература: В 5 ч. Учебное пособие для студентов Духовных академий и семинарий. Ч. 1 2. М., 1996.

104. Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до нашей эры. М.; Л., 1956.

105. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.

106. Дю-Прель К. Философия мистики. Киев, 1911.

107. Евангельский текст в русской литературе XVIII XIX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

108. Егоров Б, Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Л., 1982.

109. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год. Л., 1978.

110. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980.

111. Ермаков И. Очерки по анализу творчества Гоголя (органичность произведений Гоголя). М.; Пг., 1924.

112. Ермилов В. Гений Гоголя. М., 1959.

113. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

114. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Пг., 1914.

115. Житецкий И. Гоголь проповедник и писатель. Спб., 1909.

116. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2 т. Л., 1989.

117. Жуковский В. А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Спб., 1902.

118. Жуковский В. А. Стихотворения. Л., 1956.

119. Жуковский В. А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959 1960.

120. Жуковский В. А. Эстетика и критика. М., 1985.

121. Заболотский П. А. К биографии Гоголя в полтавский период // Известия II Отделения имп. Академии Наук. 1912. Кн. 2. С. 1 27.

122. Загоскин М. Н. Соч.: В 2 т. М., 1987.

123. Замотин И. И. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20 30-х годов XIX века. Спб., 1908.

124. Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. Спб., 1883.

125. Зеньковский В. В. Н. В. Гоголь. Париж, 1961.

126. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.

127. Знамения пришествия антихриста, по учению Священного Писания и толкованиям святых отцев и учителей Церкви. М., 1912.

128. Знание и вера II Московский вестник. 1830. Ч. 3. С. 31 43.

129. Зыбковец В. Ф. О белой и черной магии. М., 1963.

130. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 1. Спб., 1905. Т. 3. Спб., 1905.

131. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. Т. 7. Письма. Спб., 1993.

132. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992.

133. Иоанн Златоуст, св. Творения. в русском переводе. Т. 2. Кн. 1 2. Спб., 1896 - 1899. Т. 7. Спб., 1901.

134. Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула: Русский лексикон, 1994.

135. Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

136. Иофанов Д. М. Н. В. Гоголь: Детские и юношеские годы. Киев, 1951.

137. Ирвинг В. Альгамбра. Новеллы. М., 1989.

138. Истоки тайноведения: Справочник по оккультизму. Симферополь, 1994.

139. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

140. Истрин В. М. Книгы временьныя и образных Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Текст. Пг., 1920.

141. И супов К. Г. Русская эстетика истории. Спб., 1992.

142. Их вечен с вольностью союз": Литературная критика и публицистика декабристов. М., 1983.

143. Каменский 3. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.

144. Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1966.

145. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982.

146. Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984,

147. Карамзин Н. М. (2) Письма русского путешественника. Л., 1984.

148. Карамзин Н, М. История государства Российского: В 4 кн. М., 1988.

149. Карамзин Н. М. Записка о московских достопамятностях // Наше наследие. 1991. №6. С. 39-47.

150. Каталог антикварной библиотеки книгопродавца Е. Я. Федорова, приобретенной после бывшего министра Д. П. Трощинского. Киев, 1874.

151. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.

152. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.

153. Коробка Н. И. Кулиш о малорусских повестях Гоголя // Гоголевский сборник. Спб., 1902. С. 73 85.

154. Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература: (На пути к Оптиной). Спб., 1994.

155. Котельников В. А. 1996 (1). От редактора // Христианство и русская литература. Сб. 2. Спб., 1996. С. 3 8.

156. Котельников В. А. 1996 (2). Ветхозаветность у Бунина // Христианство и русская литература. Сб. 2. Спб., 1996. С. 343 350.

157. Котляревский Н. А. М. Ю. Лермонтов. 5-е изд. Пг., 1915.

158. Коцингер С. Значение Державина для творчества Гоголя: некоторые аспекты // Гоголевский сборник. Спб., 1993. С. 174 199.

159. Кочубинский А. Будущим биографам Гоголя (о католическо-мистических влияниях на Гоголя в Риме) // Вестник Европы. 1902. Февраль. С. 650 675.

160. Кошелев В. А. Общественно-литературная борьба в России 40-х годов XIX в. Вологда, 1982.

161. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840 1850-е годы). Л., 1984,

162. Краевский А. Современное состояние философии во Франции и новая система сей науки, обосновываемая Ботэном // Журнал министерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. С. 317 377.

163. Кривонос В. Ш. "Мертвые души" Гоголя и становление русской прозы: Проблемы повествования. Воронеж, 1985.

164. Крывелев И. Мистицизм // Философская энциклопедия. М., 1960 1970. Т.З. С. 456 - 457.

165. Кулжинский И. Г. О значении России в семействе европейских народов. М., 1840.

166. Кулиш П. А. Николай М. Опыт биографии Н. В. Гоголя с включением до сорока его писем. Спб., 1854.

167. Кулиш П. А. Николай М. Записки о жизни Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: В 2 т. Спб., 1856.

168. Кулиш П. А. Гоголь как автор повестей из украинской жизни. Статьи 1 -4 // Основа. 1861. № 4. С. 67 90. № 5. С.1 - 33. № 9. С. 56 - 68. № 11 - 12.

169. Купреянова Е. Н. Гоголь // История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1981. Т. 2. С. 530 579.

170. Кюхельбекер В. К. Избранные произведения: В 2 т. М.; Л., 1967.

171. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979.

172. Л а Во. Сельские ночи. Спб., 1786.

173. Лавровский Н. А. Гимназия высших наук кн. Безбородко в Нежине (1820 1832) // Известия историко-филологического института им. кн. Безбородко. Киев. 1879. Т. 3. С. 102 - 258.

174. Лажечников И. И. Басурман. Колдун на Сухаревой башне. Очерки-воспоминания. М., 1989.

175. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

176. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

177. Лейтон Л. Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Спб., 1995.

178. Лемке М. Николаевские жандармы и русская литература 1826 1855 гг.

179. Спб., 1909. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

180. Лепахин В. "Отцы пустынники и жены непорочны." (Опыт подстрочного комментария) // A.C. Пушкин: Путь к православию. М. 1996. С. 243 259.

181. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4т. М., 1957 1958. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1980. Т. 2.

182. Линней К. Система нриоды.: Царство животных: В 2 ч. Спб., 1804-1805. Литературное наследство. Т. 22 24. М., 1935. Т. 29 - 30. М., 1937. Т. 31

183. М., 1937. Т. 97. Кн. 1. М., 1988. Кн. 2. М., 1989. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1950 1959. Лосев А. Дух// Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 2 . М., 1962. С. 82 - 85.

184. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Последние века: В 2 кн. М., 1988.

185. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1.М., 1992.

186. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви //

187. Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 95 259. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий:

188. Пособие для учителя. Л., 1980. Лотман М. Ю., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва Третий Рим" в идеологии Петра I // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 236 - 249.

189. М. Ю, Лермонтова. М., 1964. С. 106 131. Любомудров А. М. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и проблема творчества // Христианство и русская литература. Сб. 2. Спб., 1996. С. 24-31.

190. Магия // Малая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 5. М., 1959. Стлб. 796.

191. Магницкий М. Л. Сон в Грузине с 26 на 27 июля 1825 г. // Русский архив.1863. Вып. 12. Стб. 930 937. Майков А. Н. Сочинения: В 2 т. М., 1984. Макогоненко Г. П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987.

192. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев. 1901.

193. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Манн Ю. В. "Сквозь видный миру смех.": Жизнь Н. В. Гоголя. 1809 -1835. М., 1994.

194. Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л., 1989. Масонство в его прошлом и настоящем: В 2 т. М., 1991. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. М., 1979.

195. Медведева И. Н. "Горе от ума" Грибоедова. М., 1974.

196. Мельниченко О. Г. Жест и слово в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н.

197. B. Гоголя // Известия Воронежского гос. пединститута. 1983. Т. 225.1. C. 89- 106.

198. Мендель В. Взгляд на прошедшее пятнадцатилетие немецкой литературы // Телескоп. 1831. Ч. 5. № 18. С. 145 170 / С немецкого.

199. Мень А. Истоки религии. Брюссель, 1991.

200. Мережковский Д. С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991.

201. Минин П. М. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 339 391.

202. Мнемозина: В 4 ч. М., 1824 1825.

203. Морозов П. Борьба христианства и идолопоклонства, или борьба истины и лжи // Москвитянин. 1845. Ч. 3, № 5 6. С. 69 - 83.1. Москвитянин. 1856. Т. 1.

204. Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя. Paris, 1934.

205. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским: В 2 ч. Спб., 1846.

206. Муравьев А. Н. Письма о богослужении: В 2 т. Спб., 1993.

207. Мущенко Е. Г. Сказовое повествование у Н. В. Гоголя. (Из наблюдений над поэтикой "Вечеров на хуторе близ Диканьки") // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1977. С. 62 72.

208. Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик JI. Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

209. Мятлев И. П. Стихотворения. Сенсации и замечания госпожи Курдюко-вой. Л., 1969.

210. Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. 1987. № 4. С. 174 227.

211. Надеждин Н. И. Вечера на хуторе близ Диканьки. Кн. 1. // Телескоп. 1831. Ч. 5. № 20. С. 558 563.

212. Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972.

213. Надеждин Н. И. О современном направлении изящных искусств // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М., 1974. Т. 2. С. 417-459.

214. Нахов И. M. Киническая литература. М., 1981.

215. Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.

216. Недошивин Г. А. Реализм в литературе и искусстве // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 570-572.

217. Нектарий, старец. Старец Нектарий: Подвиги и чудеса. М., 1994.

218. Немзер А. С. Становление Гоголя // Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М., 1985. Т. 2. С. 5 56.

219. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.

220. Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. М., 1977.

221. Николаев Д. П. Художественные открытия Гоголя // Гоголь Н. В. Избранные сочинения. М, 1984. С. 3 18.

222. Николаев О. Р. Проблемы историзма в творчестве Н. В. Гоголя 1820 -1830-х гг.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филол. н. Л., 1989.

223. Нилус С. Святыня под спудом . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

224. Об отношении идеального к действительному и обратно. (С нем. Св. Си-донский) // Сын Отечества и Северный Архив. 1832. Т. 26. Ч. 148 и 62. № 11. С. 222 240. № 12. С. 261 - 292.

225. Овсянико-Куликовский Д. H. М. Ю. Лермонтов: К столетию со дня рождения великого поэта. Спб., 1891.

226. Одоевский В. Ф. Сочинения: В 3 ч. Спб., 1844.

227. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1981.

228. Одоевский В . Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.

229. Одоевский В. Ф. Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея. М., 1993.

230. Паламарчук П. Г. Москва или Третий Рим? М., 1991.

231. Памятники литературы Древней Руси: XIV середина XV века. М., 1981.

232. Памятники литературы древней Руси: Конец XV первая половина XVI в. М., 1984.

233. Памятники литературы Древней Руси: XVII в. Кн. 3. М., 1994.

234. Пигалев В. Пушкин и масоны // А. С. Пушкин: Путь к Православию. М.,1996. С. 260 269. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990 - 1994.

235. Погодин М. П. О всеобщей истории // Журнал министерства народногопросвещения. 1834. Ч. 1. Отд. 2. С. 31 44. Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах: Сочинение. Изд. второе. М., 1874.

236. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей1054 г.). Киев, 1991. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка: В 2 т. М.,1910 1914. Вып. последний. М., 1949. Прокопович Феофан. Сочинения. М.; Л., 1961.

237. Пульхритудова Е. М. Романтизм в русской литературе 1830-х годов XIX в. Лермонтов // История романтизма в русской литературе . (1825 -1840). М., 1979. С. 258-326.

238. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1974 1978.

239. Пушкин: Путь к Православию. М., 1996.

240. Пушкинская эпоха и Христианская культура (измененное название: Христианская культура: Пушкинская эпоха). Вып. 1 16. Спб., 1993- 1997.

241. Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916.

242. Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX века. Пг., 1916.

243. Рабинович В. Л. Место алхимии в истории химии // Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М., 1983. С. 278 -303.

244. Родзевич С. К истории русского романтизма. (Э. Т. А. Гофман и 30 40-е годы в нашей литературе) // Русский филологический вестник. 1917. Т. 77. С. 194 - 237.

245. Родион, священник. Люди и демоны: Образы искушения современного человека падшими духами. Спб., 1993.

246. Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария с приложением двух этюдов о Гоголе. Спб., 1906.

247. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.

248. Россия перед Вторым Пришествием: (Материалы к очерку русской эсхатологии). М., 1994.

249. Ростиславов Д. И. Петербургская духовная академия при гр. Протасове // Вестник Европы. 1883. № 9. С. 200 248.

250. Русская критическая литература о произведениях Гоголя: В 3 ч. М., 19031907.

251. Русский вестник 1841, т. 1.

252. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). М., 1989.

253. Рыбаков Б. А. Стригольники: (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.

254. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971.

255. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский: Мыслитель писатель. Т. 1. Ч. 1 - 2. М., 1913.

256. Сакулин П. Н. Русская литература и социализм. Ч. 1. М.,. 1922.

257. Самарин Ю.Ф. О мнениях "Современника" исторических и литературных // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 151 -191.

258. Самышкина А. В. К проблеме г оголевского фольклоризма (два типа сказа и литературная полемика в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" // Русская литература. 1979. № 3. С. 61 80.

259. Санглен Я. И. де. О начале, успехах и падении мифологического мира и богослужения древних греков // Сын Отечества. 1815. Ч. 20. № 7. С. 3 16. № 8. С. 49 - 64. № 9. С. 119 - 125.

260. Северные цветы на 1832 год. М., 1980.

261. Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. Спб., 1909.

262. Серафим Саровский. Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса, 1903.

263. Силуан, старец. Старец Силуан: Жизнь и поучения. М.; Минск, 1991.

264. Сионской вестник. Спб., 1806. 1817 1818.

265. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993.

266. Скатов Н. Н. Народный поэт // Некрасов Н. А. Собр. соч. : В 4 т. М., 1979. Т. 1.С. 3-50.

267. Скатов Н. Н. Литературные очерки. М., 1985.

268. Скрынников Р. Г. Третий Рим. Спб., 1994.

269. Славянофильство и современность. Спб., 1994.

270. Словарь русского языка XI XVII веков: Вып. 1 - 21. М., 1975 - 1995.

271. Словарь современного русского языка: В 20 т. Т. 4. М.,1993.

272. Смирнов И. П. О древнерусской культуре, русской национальной специфике и логике истории. Wien, 1991.

273. Смирнова Е. А. Жуковский и Гоголь: (К вопросу о творческой преемственности) // Жуковский и русская культура: Сборник научных трудов. Л., 1987. С. 244 260.

274. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя "Мертвые души". Л., 1987.

275. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989.

276. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М., 1993.

277. Соколов В. Мистика // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960 -1970. Т. 3. С. 455 456.

278. Соколов В. Сенсуализм // Философская энциклопедия: В 5 т. М., i960 -1970. Т. 4. С. 587-588.

279. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

280. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

281. Спалолини Дж. Европейская идея в период между Просвещением и Романтизмом. Спб., 1993.

282. Спасович В. Д. Сочинения. Т. 2. Спб., 1889.

283. Сперанский В. Мистицизм // Энциклопедический словарь Товарищества "Братья А. и И. Гранат". 7-е изд. М., б.г.. Т. 29. Стлб. 88 94.

284. Сперанский М. М. О силе, основе и естестве. (Философский отрывок из бумаг гр. М. М. Сперанского) // Москвитянин. 1842. Ч. 1. № 1. С. 183- 186.

285. Сталь Ж. де. О литературе, расмотренной в связи с общественными установлениями. М., 1989.

286. Стенник Ю. В. Православие и масонство в России XVIII века // Русская литература. 1995. № 1. С. 76 92.

287. Степун Ф. Трагедия мистического сознания // Логос. Кн. 2 3. М., 1911 -1912. С. 115- 140.

288. Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М., 1968.

289. Стороженко Ал. Я. Царынный Андрей. Мысли малороссиянина по прочтении повестей иасичника Рудого Панька. // Сын Отечества. 1832. Т. 25. Ч. 147. № 1. С. 41 49. № 2. С. 101 - 115. № 3. С. 159 -164. № 4. С. 223 - 242. № 5. С. 288 - 312.

290. Стурдза А. С. Беседа Любителей Русского Слова и Арзамас // Москвитянин. 1851. 4.6. №21. Кн. 1.С. 3-32.

291. Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению: В 2 т. Спб., 1889.

292. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

293. Тертуллиан. Избранные соч. М., 1994.

294. Тик Л. Пьетро Апоне // Московский вестник. 1828. Ч. 8. С. 6 54.

295. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания.: В 11 т. Спб., 1904- 1913.

296. Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1984.

297. Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

298. Тройская М. А. , Кочеткова Н. Д. Сентиментализм // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962 1978. Т. 6. Стлб. 763-766.

299. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., i960 1968.

300. Турьян М. А. "Странная моя судьба.": О жизни В. Ф. Одоевского. М., 1991.

301. Тютчев Ф. И. Собрание сочинений: В 2 г. М., 1980.

302. Уманская М. М. Повествовательная манера Н. В. Гоголя в "Вечерах." // Вопросы русской и зарубежной литературы. Куйбышев, 1966. Т. 2. С. 5-23.

303. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

304. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1986 -1987.

305. Федоровский П. М. Ю. Лермонтов. Киев, 1914.

306. Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

307. Фонвизин Д. И. Избранное. М., 1983.

308. Фотий, архимандрит. Автобиография // Русская старина. 1896. Т. 87. С. 163 199, 423 - 443.

309. Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994. Хомяков А. С. <Политические письма 1848 года> // Вопросы философии. 1991. №3. С. 109- 130.

310. Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.

311. Христианство и русская литература. Сб. 1. Спб., 1994. Сб. 2. Спб., 1996.

312. Цимбаев Н. И. Славянофильство. М, 1986.

313. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 199.1.

314. Чаговец В. А. О Гоголе и его предках: Семейная хроника Гоголей. Исследования и материалы. Киев, 1902.

315. Чаговец В. А. Из семейной хроники Гоголей: (Мемуары О. В. Головни). Киев, 1909.

316. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1994.

317. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Спб., 1894.

318. Шандури В. Заметки о грузинских связях Лермонтова // Литературная Грузия. 1964. № 10. С. 102 108.

319. Шаталов С. Е. Романтические веяния в русской литературе первого десятилетия XIX в. // История романтизма в русской литературе: 1790 -1825. М., 1979. С. 88 109.

320. Шатобриан Ф. Р. Рене. (Перевод М. Погодина) // Московский вестник. 1827. Ч. 5. С. 10-39, 124- 147.

321. Шевырев С. П. История поэзии. Т. 1. М., 1835.

322. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987-1989.

323. Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя: В 4т. М., 1892 1898.

324. Шильдер Н. Александр I // Русский биографический словарь. Спб., 1896. С. 141 385.

325. Шлегель Фр. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983.

326. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1993.

327. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. Пг., 1922.

328. Шувалов С. В. Религия Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову. М., 1914. С. 135- 164.

329. Шюре Э. Великие посвященные: Очерк эзотеризма религий. М., 1990. Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Л., 1924.

330. Эккартсгаузен К. Важнейшие иероглифы человеческого сердца: В 2 ч. Спб., 1803.

331. Эльзон М. Д. "Чад" и "чаять". (О смысле фамилии Чацкого) // Русскаялитература. 1981. № 2. С. 182 183. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. Юнг Э. Плач, или ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии.: В 2 ч. Спб., 1812.

332. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. С. 9 103. Языков Н. М. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.

333. Янушкевич А. С. Особенности композиции "Вечеров." // Ученые записки Томского гос. университета. 1975. № 94. С. 100 109.

334. Fanger D. Dostoevsky and Romantic Realism. Harvard Univ. Press,

335. Cambridge, Mass., 1965. Giusti W. Tra Pietroburgo e Roma . Firenze, 1978.

336. Karlinsky S. The sexual labyrinth of Nikolai Gogol. Cambridge (Mass.). L., 1976.1.ndolfi T. Gogol a Roma. Firenze, 1971.

337. Onians R. Br. The origins of European Thought about the Mind, the Soul, the World . Camridge, N. Y., Melbourn, Sydney, 1989.437

338. Pringle-Pattison A. S. Mysticism // The Encyclopaedia Britannica. 11 -th Ed

339. Cambridge, 1911. P. 123 128. Richter S. Rom und Gogol. Hamburg, 1964. Wellek R . Concepts of criticism. New Haven and L., 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.