"Пути небесные" И.С. Шмелёва как духовный роман тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сергеева, Анна Геннадиевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сергеева, Анна Геннадиевна
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ДУХОВНЫЙ РОМАН КАК ИТОГ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ И.С.ШМЕЛЁВА
§ 1. Истоки «духовного реализма» в творчестве И.С. Шмелёва
§ 2. Духовный роман: творческая история и специфика жанра
ГЛАВА 2 ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ «ВНЕШНЕГО» И «ДУШЕВНОГО» ЧЕЛОВЕКА ВО «ВНУТРЕННЕГО» И «ДУХОВНОГО»
§ 1. Художественная интерпретация категории Богопознания
§ 2. Место Церкви и молитва в художественном мире И.С. Шмелёва
§ 3. Художественное осмысление категорий природы и человека в романе И.С. Шмелёва «Пути небесные»
§ 4. Представление о цели жизни и счастье в миропонимании И.С. Шмелёва
ГЛАВА 3. ПУТИ НЕБЕСНЫЕ И ПУТИ СПАСЕНИЯ: СОТЕРИОЛОГИЯ И.С. ШМЕЛЕВА
§ 1. «Провиденциализм» как способ постижения действительности
§ 2. Сотериологический аспект темы Промысла в романе И.С. Шмелёва «Пути небесные»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелева "Пути небесные" в контексте переписки автора с И.А. Ильиным2004 год, кандидат филологических наук Селянская, Ольга Викторовна
Лейтмотив в структуре романа И.С. Шмелева "Пути небесные"2006 год, кандидат филологических наук Галанина, Ольга Евгеньевна
Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева2001 год, кандидат филологических наук Макаров, Денис Владимирович
Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы2007 год, кандидат филологических наук Макарова, Людмила Александровна
И.С. Шмелев и А.П. Чехов: творческий диалог2008 год, кандидат филологических наук Платонова, Оксана Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Пути небесные" И.С. Шмелёва как духовный роман»
Актуальность темы
В последнее время появилось значительное количество литературоведческих работ, в которых рассматривается дореволюционное и эмигрантское творчество И.С. Шмелёва с учетом православного миросозерцания писателя и выявляется сложный богословский подтекст его художественного наследия, которое во всей своей полноте вошло в русскую культурную жизнь только в последнее десятилетие прошлого века. Можно утверждать, что вследствие этого именно в девяностые годы XX века сложилось новое направление в отечественном шмелевоведении, рассматривающее духовные основы художественных исканий писателя в соотнесении с традициями русской классической литературы и древнерусской словесности, раскрывающее движение христианской идеи в отдельных произведениях И.С. Шмелёва от первых штрихов до совершенной формы.
Отказавшись от завуалированное™ понятий, исследователи говорят о необходимости изучения шмелевских произведений, в которых «высветилось несомненное и сознательное православное мирочувствие»1, с позиций религиозного мировоззрения, как они и были написаны автором, поскольку невозможно, анализируя творчество И.С. Шмелёва, «игнорировать действительный масштаб воздействия. доминантного для русской духовности православного фактора» . В эмиграции на это указывал и духовный друг писателя религиозный философ И.А. Ильин, который, выявляя
1 Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. 4.6. М., «Христианская литература», 2000. - С.878.
2 Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - С. 10. существенные особенности шмелевского художественного творчества, утверждал, что «основным актом своим Шмелёв пребывает в великой традиции русского искусства вообще и в частности русской литературы;. и больше еще: в традиции православного христианства.»3
Для адекватного восприятия созданного И.С. Шмелёвым художественного мира необходимо соединить эстетический анализ с богословским. Современный исследователь А. Звозников выделяет в качестве основополагающего критерия оценки шмелевского творчества не метафизические, национальные или литературные ценности, а святоотеческую мысль и церковный соборный разум.4 В ряде статей A.M. Любомудрова ("Оптинские источники романа И.С. Шмелёва "Пути небесные" 1993; "Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелёва" 1994; "К проблеме воцерковленного героя (Достоевский, Зайцев, Шмелёв)" 1999) поздние произведения И.С. Шмелёва также интерпретируются в духе православной аскетики. По мысли исследователя, у И.С. Шмелёва «в основе раскрытия судеб и характеров лежит святоотеческая духовная культура, православное аскетическое мировоззрение - те традиции, которые оставались чуждыми для секуляризованной светской культуры XIX-XX вв.»5
Сознательная ориентация И.С. Шмелёва на воцерковленное творчество, обращение к святоотеческой мысли отражают духовный путь писателя, когда «ориентация художественного
3 Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. -Ремизов. - Шмелев. //Собр. соч.: в 10 т. Т.6: Кн.1. - М.: Русская книга, 1996. -С.359.
4 И. С. Шмелев. Мир ушедший - мир грядущий. Материалы конференции.
Алушта, 1993.-С.30.
Любомудров А.М. К проблеме воцерковленного героя (Достоевский, Зайцев, Шмелев)//Христианство и русская литература. Сб.З. Спо, "Наука", 1999. внимания на Святую Русь повлекла за собой потребность в сторону перестройки всего привычного интеллигентского мировоззрения».6 В поздних произведениях, созданных уже в эмиграции, религиозные мотивы стали доминировать, уровни художественной системы подчинены задачам «новой эстетики» И.С. Шмелёва — «изобразить в жизни ПЛАН, РУКУ ВЕДУЩУЮ, проявить влияние МИРА ИНОГО»7.
Помимо ряда исследований общего характера (работ О.Н. Сорокиной, А.П. Черникова, Е.А. Осьмининой, М.М. Дунаева, М.Ю. Трубицыной, Т.А. Таяновой), существуют диссертации, посвященные рассказам и художественным очеркам И.С. Шмелёва периода эмиграции (Харченко С.С., 1997), религиозным мотивам в позднем творчестве И.С. Шмелёва (Зайцева JI.E., 1998), христианским понятиям и их художественному воплощению в творчестве И.С. Шмелёва (Макаров Д.В., 2001), традициям русского классического романа в «Путях небесных» (Дзыга Я.О., 2001). На материале автобиографических повестей «Лето Господне» и «Богомолье» анализируется духовно-нравственное становление личности героя (Чумакевич Э.В., 1993) и концепция личности (Бронская Л.И., 2001).
Анализируя дилогию «Богомолье» и «Лето Господне», Э.В. Чумакевич пишет, что суть ее — «мир, изображенный писателем сквозь призму русской православной веры, наполнение души человека нравственными понятиями и ценностями».8 В этих произведениях, написанных в 30-е гг. XX века, внимание автора ь Карташев А.В. Певец святой Руси// Возрождение. 1950. №10. - С. 158.
Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, М.: 1993. - С. 134.
8 Чумакевич Э.В. Духовно-нравственное становление героя в дилогии И.С. Шмелева "Лето Господне" и "Богомолье". Автореферат дисс. канд. филол. наук, Минск: 1993. - С.4. сосредоточено на постижении процесса духовного становления детской души. «И.С. Шмелев связывал духовное становление личности исключительно с Православием. В его дилогии последовательно раскрываются этапы формирования духовного строя русского человека с самого раннего возраста.»9
В то же время вопрос о духовном становлении личности в романе «Пути небесные», в котором писатель проявляет преображение души взрослого человека, остался практически вне поля зрения исследователей.
Последний значительный труд отечественного шмелевоведения — монография сотрудника Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН A.M. Любомудрова «Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев.» (Спб, 2003), которая посвящена опыту эстетического освоения православия в русской литературе XX века. Автор монографии детально исследует способы воцерковления художественного творчества, анализирует тенденцию сближения после долгого разрыва светского искусства и православного мировоззрения, пути восстановления ценностного порядка, который лежал в основе средневековой христианской культуры, и порождаемые этими процессами идейно-эстетические трансформации и метаморфозы стиля. В силу исторических причин, как отмечает литературовед, эти процессы «протекали в русском зарубежье и в первую очередь связаны с именами Бориса Зайцева и Ивана Шмелева — двух классиков XX века, которых без оговорок можно назвать православными писателями».10 Каждому из них свойственны особенные эстетические принципы и в своих книгах
Там же. - С.9.
Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. - С.5. они открывают разные грани русского православия, но «объединяет их духовный реализм - художественное восприятие и отображение реального присутствия Творца в мире»11.
В современном литературоведении складывается традиция употребления понятия «духовный реализм», под которым подразумевается специфическое художественное мироосмысление, присущее некоторым классикам XIX и XX веков. Признаки духовного реализма А.П. Черников усматривает в «цельном православном воззрении» писателя и «устремленности его
1 'У творчества к Абсолюту» ; В.А. Редькин - в присутствии в произведении «реальности иного, духовного мира» и «облечении христианских идеалов в художественную форму»13; А. А. Алексеев - в поиске «возрождения человека на путях веры и христианской любви», ориентации на Царство Небесное14; М.М. Дунаев — в «освоении пространства вне душевной сферы бытия, над нею»15. Любомудров A.M. предлагает ввести в научный оборот дефиницию «духовный реализм» как «наиболее точно характеризующую суть описываемого явления культуры», а именно как «художественного освоения духовной реальности, т.е. реальности духовного уровня мироздания и духовной сферы бытия человека»16. Это «такое художественное творчество, основой которого является не та или иная горизонтальная связь явлений, а духовная вертикаль. В этом
11 Там же. - С.6.
12 Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. М.: 1995. -с.316
13 Редькин В.А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Тверь, 1999. - с.46, 81.
14 Алексеев А. А. Проблема духовного реализма в русской классической литературе XIX века// Дергачевские чтения - 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. — с. 22-24.
15 Дунаев М.М. Православие и русская литература. 4.5. — С.663.
16 Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. — С.38. случае имеется в виду даже не столько духовное мировоззрение художника или героя, но духовное мировосприятие, миропонимание. Если предметом такого творчества являются духовные реалии, воссозданные в рамках христианской картины мира, если признается онтологический статус Бога, идея бессмертия души и как важнейшее делание - ее спасение в вечности, то такое искусство относится к сотериологическому типу культуры».17
Исследование данного творческого метода представляется особенно актуальным в связи с тем, что он рассматривается как один из основополагающих для произведений русской литературы последнего времени: «В литературе XX столетия обозначились три выхода за пределы традиционного реализма (.) в модернизм (во всех вариантах) и через него в постмодернизм; в социалистический реализм; и в то искусство, которое за неимением пока лучшего термина можно обозначить как духовный реализм».18
Иерей Виктор Пантин, характеризуя позицию значительной части современных исследователей русской литературы, высказывает следующую мысль: «совершенно определенные общехристианские или церковно-православные понятия зачастую превращаются просто в метафоры, образы речи (.) В трудах подобного рода сегодня категорически необходима терминологическая определенность и твердость внутреннего исповедания веры». 19 Анализируя положение в литературоведческой науке последнего десятилетия, А.М. Любомудров отмечает тот факт, что «термины «христианский», «православный», «церковный», «духовный» и производные от них
17 Там же. - С.34.
18 Дунаев М.М. Православие и русская литература. 4.6. — с.415.
19 Пантин В.О. Светская литература с позиций духовной критики: современные проблемы// Христианство и русская литература. СПб., 1999. Сб. 3. - С.58. приобретают нередко неоправданно расширительное значение, охватывают настолько широкий спектр явлений, что практически оказываются лишенными всякого сущностного смысла».20 Точность употребления этих терминов требует учитывать их изначальный конфессиональный смысл, восходящий к системе догматических, канонических, вероисповедных истин.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что понятие «духовный», вслед за М.М. Дунаевым и А.М. Любомудровым, используется в данной работе в богословском и религиозно-философском, а не общекультурном значении. «Духовность» подразумевает строго христианскую духовность как качество той сферы личности, которая связана с трансцендентным началом, как то, что имеет отношение к Духу Божию.»21
Объектом исследования послужили роман И.С. Шмелёва «Пути небесные» (I том - 1935-1936, II том - 1944-1947), публицистика и эпистолярное наследие писателя.
Предмет исследования - отображение процесса духовного становления личности, «рождение Бога в душе».
Цель настоящей работы - анализ указанного художественного произведения И.С. Шмелёва как целостной духовно-эстетической системы.
Задачи исследования:
- охарактеризовать роман «Пути небесные» как итог творческой эволюции И.С. Шмелёва;
- объяснить специфичность «Путей небесных» как духовного романа;
20 Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. — С.8-9.
21 Там же. - С.22.
- проследить процесс превращения «душевного» («внешнего») человека в «духовного» («внутреннего»);
- выявить особенности сотериологии И.С. Шмелёва;
- определить место духовного романа И.С. Шмелёва в русской литературе.
Метод исследования. В диссертации сочетаются принципы историко-литературного, сравнительно-типологического и системного анализа явлений художественного творчества.
Методологической основой диссертации послужили работы критиков и литературоведов русского зарубежья: И.А. Ильина, А.В. Карташева, Ю.А. Кутыриной, О.Н. Сорокиной, А.В. Амфитеатрова, Г.В. Адамовича, Г.П. Струве; отечественных литературоведов и теоретиков литературы: М.М. Бахтина, А.С. Карпова, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, A.M. Любомудрова, Т.М. Марченко, Е.А. Осьмининой, А.П. Черникова, Э.В. Чумакевич; религиозно-философские и богословские труды XIX-XX веков: А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского, митрополита Вениамина (Федченкова), Н.Е. Пестова, архимандрита Софрония (Сахарова), митрополита Антония Сурожского.
В формировании концепции работы значительную роль сыграла шеститомная книга М.М. Дунаева «Православие и русская литература». Осмыслению темы исследования способствовало ознакомление с материалами Крымских Международных Шмелевских чтений, ежегодно проводящихся музеем писателя в Алуште, а также с впервые опубликованными в 2000 году материалами многолетней переписки И.С. Шмелёва с И.А. Ильиным.
Степень обоснованности научных положений и точность выводов определяется опорой на достижения современных литературоведов, исследующих художественное наследие писателя, а также на воспоминания, научные и публицистические труды философов, ученых и современников И.С. Шмелёва. Написанию диссертации способствовало изучение религиозно-философских и богословских работ, исследований в области древнерусской литературы, взаимоотношений православной Церкви и интеллигенции в XIX-XX веках.
Научная новизна полученных результатов. В работе впервые системно рассматривается проблема преображения человеческой личности в контексте синтетической жанровой формы - «духовного романа», - сочетающей типологические характеристики как светской художественной, так и духовной литературы.
Теоретическое значение исследования определяется направлением на разработку таких аспектов литературоведческой проблемы «литература и православная Церковь» как «эстетическое взаимодействие двух систем организации духовного опыта», «проблема восприятия Церковью светского искусства», «изучение присутствия Церкви как мистической реальности в самой литературе», «отражение литературой воцерковленного бытия» в произведениях писателей первой волны эмиграции. Результаты диссертации расширяют представления о соотношении религиозного миросозерцания писателя и его художественного творчества, об особенностях воцерковленного творчества, имеют значение для дальнейшего изучения романов И.С. Шмелёва.
Практическое значение диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских курсов по литературе русского зарубежья, в спецкурсах и семинарах, дипломных и курсовых работах по творчеству И.С. Шмелёва, в научной работе исследователей творчества И.С. Шмелёва. Отдельные положения диссертации могут найти применение в практике преподавания литературы в школе.
Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на межвузовских научных конференциях (РУДН, «Межвузовская конференция молодых ученых и студентов», 2001; Владимир, «Межвузовская конференция «Художественный текст и культура IV», 2001) и в ряде публикаций в журналах и научных сборниках.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Московский текст" в творчестве И.Шмелева (период эмиграции)2013 год, кандидат филологических наук Андрюкова, Елена Анатольевна
"Пути небесные" И. С. Шмелева и традиции русского классического романа2000 год, кандидат филологических наук Дзыга, Ярослава Олеговна
Творческая индивидуальность И.С. Шмелева в контексте православного учения о человеке2022 год, кандидат наук Муратова Татьяна Анатольевна
Православная аксиология в русской прозе XX- XXI веков2011 год, доктор филологических наук Казанцева, Ирина Александровна
Мифопоэтика романной прозы И.С. Шмелева2006 год, кандидат филологических наук Черева, Елена Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сергеева, Анна Геннадиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В творчестве И.С. Шмелёва после вынужденного отъезда в эмиграцию доминирующей становится идея преображения человеческой души, жизнь человека осмысляется как путь к Богу. В художественной манере писателя данная тенденция воплотилась в создании новой эстетики, формировании нового творческого метода, который в современных исследованиях определяется как «духовный реализм». В произведениях «духовного реализма» основополагающим является стремление вобрать в себя как традиции древнерусской словесности, так и достижения русской классической литературы. В связи с чем И. С. Шмелёвым производится художественный отбор, в котором просматриваются элементы творческой полемики с рядом авторов, чьи тексты входят в корпус отечественной классики. Трактуемое как строгое религиозное искусство-служение наследие А.С. Пушкина. Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, имена которых возникают в шмелевских работах как обоснование заветной мысли писателя о необходимости соединить в художественном творчестве «земное и небесное», противостоит в рамках этой полемики ложному искусству, провозглашавшему разрушительные тенденции и затемнявшему «основу, с которой сорвали бесы Россию» (И.С. Шмелёв).
Существенно новое в творчестве писателя — выявленное им целостное православное церковное мировоззрение, подлинно христианские взгляды на мир и человека. В основе текста последнего шмелевского романа «Пути небесные» находятся те же категории, что и в русской духовной культуре: исповедание веры в искупительную жертву Христа, глубокое осознание необходимости спасения души в Церкви, понятия греха и добродетели, Промысла Божия («путей небесных»), вера в истинность небесного мира и в святость. Автор смягчает противоречие художественного воображения и истины Слова Божия при помощи ряда приемов: введение внутренних жанров хожения и жития, повествование о действительно происходивших событиях на документальном материале или по воспоминаниям, сохранение подлинных имен прототипов.
В контексте идейно-эстетических поисков тенденция к использованию дневниковой и мемуарной литературы генеалогически восходит к житийным и исповедальным жанрам древнерусской духовной литературы. При этом в романе И.С. Шмелёва «земные пути» героев проложены через живой опыт церковной жизни и поверяются им, что напрямую связывает «Пути небесные» с традицией воцерковленной словесности, в то время как в произведениях писателей-реалистов опыт житийной литературы совершенно секуляризован.
Новый художественный метод направлен не на отображение социальных типов, а на постижение «образа и подобия» Божия в человеке, художник ищет не преходящее, но вечное. Он видит определяющими в поведении человека не социальные, политические, экономические, биологические и прочие побуждения, но духовное тяготение к Божьей правде, жажду Бога.
Создание литературного произведения, которое целиком лежит на духовных основаниях святой веры в Бога, — таков, по мысли И.С. Шмелёва, путь русского писателя в эмиграции. И.С. Шмелёв как художник решает в связи с этим две важные задачи: во-первых, показать «тайну нового рождения», путь обретения православной веры героем - скептиком и рационалистом, причем этот духовный перелом осмысляется в связи с ролью интеллигенции в исторических судьбах России; и, во-вторых, «дать» жизнь человеческой души, руководимой Божественным Промыслом и ведущей духовную брань, то есть показать процесс совершенствования духовных дарований воцерковленного христианина. Именно так в «Путях небесных» проявлены автором судьбы главных героев - Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой.
Процесс духовного становления личности осмысляется в итоговом произведении И.С. Шмелёва в соответствии с категориями православной антропологии, основные идеи которой, разработанные Святыми Отцами, восходят к истинам Священного Писания. Христианское учение о человеке содержится в посланиях апостола Павла, который различает «жизнь по плоти» и «жизнь по духу» (Рим. 8, 13), пишет о «человеке душевном» и «человеке духовном», имеющем «ум Христов» (1 Кор. 2, 14-16). Предметом Шмелева-художника стало преображение душевного, плотского, названного также апостолом «внешним» человека в духовного и «внутреннего».
Восприятие мистического опыта Церкви обусловило понимание писателем духовного пути человеческой личности как пути богопознания и богоуподобления. Духовно опустошивший себя и отвергнувший Бога рационалистически настроенный герой романа выпадает из невидимого духовного мира и остается в видимом физическом, чем обессмысливает свое существование, а его попытка прорыва к постижению бесконечных тайн обречена на провал. Столкновение рационального ума героя и духовного разума героини, для которого не существует бессмысленности в антиномиях религии, ни «проклятых вопросов», ни неразрешимых загадок мироздания — основная коллизия романа, разрешающаяся в усвоении героями православной иерархии светоносности, которая воспроизводится через православную символику Богопознания как причастия божественному свету.
Мировидение верующей героини «Путей небесных», изначально определяемое главным персонажем как «голос чуждого ему «мистического инстинкта» вызывает в его душе борьбу между материалистическим отношением к чуду и принципиально противоположным христианским его пониманием. В итоге рациональное неприятие тайны сменяется «шатким неверием» и признанием ограниченности научных методов познания в том, что касается постижения безмерного, беспредельного, хотя назвать его Богом герой окончательно не решается.
Личность воцерковленной героини, для которой церковный уклад жизни и исполнение евангельских заповедей являются нормой бытия, воздействует на героя таким образом, что он, принципиально чуждый Церкви, открывает в ней новое соборное* единение людей перед высшим началом. В жизнь персонажа входит ощущение сокровенной личной связи человека со святыми как предстоящими Богу молитвенниками за него и за мир. Однако фундамент церковной духовности - вера во Христа как основа бытия личности герою еще недоступна.
Трансформация представлений о счастье и смысле жизни главных героев шмелевского романа происходит в полемике с идеалами героев нигилистических романов, в которых пропаганда разрушения совмещалась с отрицанием христианской морали и традиционных форм быта. При этом утверждается смысл жизни как крестоношение — идея, прямо опровергающая постулаты «теории разумного эгоизма» «новых людей» Н.Г. Чернышевского. Вместо счастья, трактуемого героями романа «Что делать?» как разрешение задачи наиболее совершенного, разумного и полезного устройства прежде всего личной жизни, шмелевская героиня сознательно принимает крест самоотверженного служения ближнему. Этот вывод близок и Б.К. Зайцеву, в романе которого «Золотой узор» главная героиня проходит путь от погруженности в удовлетворение собственных прихотей и греховных влечений, то есть, по сути, следования «естественному эгоизму» по формуле героев Н.Г. Чернышевского «как приятнее, так и поступаешь» до приятия крестоношения как идеи жизненного пути. В шмелевском романе героиня является главной движущей силой в процессе постижения того, «какая должна быть жизнь», она увлекает неверующего героя в «свой мир» и ведет бывшего скептика-рационалиста к признанию в качестве смысла жизни сверхрациональных ценностей бытия.
В итоговом романе И.С. Шмелёвым вводится в художественный текст реальность Божественного Промысла, автор показывает его действие в судьбах мира и человека, тем самым утверждается реальность присутствия Бога в мире. Персонажей «Путей небесных» спасает от самоубийства Божия воля: главной героине подается спасение через святителя и чудотворца Николая, главному герою покончить с собой не позволила промыслительная встреча с оставшейся в живых героиней. И.С. Шмелёв воплощает идею, согласно которой духовный рост и спасение человека не происходят за счет исключительно его собственных усилий, но как бы даются, задаются ему, к осознанию чего приходит религиозно индифферентный персонаж, постепенно прозревающий и принимающий помощь свыше.
В художественной ткани романа это новое понимание реализует себя в оппозиции «случай (случайность) - план планомерность жизни)». Вариантом оппозиции «случай — план» является оппозиция «абсурд - смысл», которая возникает в сознании шмелевского героя при осмыслении темы страданий человека, которую И.С. Шмелёв «унаследовал» от Ф.М. Достоевского. Постепенное усвоение персонажем шмелевского романа христианской идеи целесообразности страдания и необходимости терпения скорбей как пути, на котором человеческая личность обретает возможность спасения, поскольку, по словам апостола Павла, «многими скорбями надлежит вам войти в Царство Небесное» (Деян. 14, 22), в контексте литературной жизни 30-х -40-х гг. XX века может быть воспринято как элемент дискуссии с писателями, представляющими атеистическую ветвь экзистенциализма, в частности, Альбером Камю с его эссе «миф о Сизифе» (1942), где утверждается идея принципиальной абсурдности жизни и страданий человека в мире. Героям И.С. Шмелёва Промысел открывается как благая воля Божия. Таким образом, итоговый роман писателя оказывается ориентирован на духовные реалии православия. Автор «Путей небесных» дает такую художественную интерпретацию духовной сферы бытия человека, согласно которой важнейшей признается христианская идея бессмертия души и как цель жизни - спасение души в вечности, что позволяет отнести шмелевское искусство к сотериологическому типу культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сергеева, Анна Геннадиевна, 2004 год
1. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. - М.: Русская книга, 1998.-Т.1.-640 с.
2. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Русская книга, 1998.-Т.2.-512 с.
3. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Русская книга, 1998.-Т.3.-352 с.
4. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Русская книга, 1998.-Т.4.-560 с.
5. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Русская книга,1998.-Т.5.-477 с.
6. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русская книга,1999. -Т.6 (доп.). 512 с.
7. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. М.: Русская книга,1999.-Т.7 (доп.). 592 с.
8. Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русская книга,2000.-Т.8 (доп.). 608 с.
9. Авенариус В.П. Бродящие силы. — СПб.: Типогр. Мин-ва Внутренних дел, 1867. 452 с.
10. Агеев А. Конспект о кризисе: Социокультурная ситуация и литературный процесс// Литературное обозрение. 1991. №3.
11. Адамович Г. Шмелев // Адамович Г. Одиночество и свобода. N.-Y., 1955. — с.63-77.
12. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: от «серебряного века» до наших дней. Спб., 1995.
13. Алексеев А.А. Проблема духовного реализма в русской классической литературе XIX века// Дергачевские чтения — 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998.-С.22-24.
14. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.-288 с.
15. Амфитеатров А. Святая простота // Возрождение. — 1937. — 20.03. — С.6, 8.
16. Андреев И.М., проф. Владимир Соловьев мистик в свете Православия// Андреев И.М., проф. Русские писатели XIX века. — М.: Рос. отд. Валаамск. Общества Америки, 1999. - с.471-512.
17. Антоний, митр. Сурожский. О встрече. Фонд "Христианская жизнь", Клин, 1999. 254 с.
18. Арсеньев Н.С. Из истории русской культурной и художественной традиции. Fr.am. М., 1957.
19. Бабичева Ю.В. Русская проза начала XX в. Вологда, 1994.
20. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. Спб.: Азбука, 2000. - 336 с.
21. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.-541 с.
22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972.-468 с.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-424 с.
24. Белякова Е.Н. Христианская идея в художественном мире И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского. Автореф. дисс. канд. фюгол. наук. Кострома, 2000. 18 с.
25. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -383 с.
26. Богослужебный язык Русской Церкви. История. Попытки реформации. Составл. Сретенский монастырь, 1999.-411 с.
27. Богоявленская И.М. Сказки И.С. Шмелева. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Днепропетровск, 1995. 19 с.
28. Борисова Л.М. Дзыга Я.О. Продолжение «золотого века»: «Пути небесные» И.С. Шмелева и традиции русского романа. — Симферополь, 2000.
29. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья (первая половина XX века): И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А. Осоргин. Автореф. дисс. докт. филол. наук. Ставрополь, 2001. 43 с.
30. Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. -Орел: Изд-во Орловской государственной радиовещательной компании, 1998. 476 с.
31. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (Интеллигенция и религия) // История религии/ А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. — М.: Центр «Руник», 1991. С.212-245.
32. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы// Христианство и русская литература. Сб.2. Спб, "Наука", 1996. с.32-60.
33. Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 367 с.
34. Василий Великий Беседы на Шестоднев. Москва, 1999. — 260 с.
35. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. М.: 1997.-220 с.
36. Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Радуйся, Живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? Москва, 2000. — 47 с.
37. Вишняк М. И.С. Шмелев // Дальние берега: портреты писателей эмиграции/ Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1994. С.42-49.
38. Восприятие русской литературы за рубежом. XX век. Л., 1990.
39. Всенощное бдение. Литургия. Издание Московской Патриархии, 1991.-95 с.
40. Георгий (Тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. — 350 с.
41. Герасимов Ю.К. Поэма А.К. Толстого "Иоанн Дамаскин" (К истории восприятия)// Христианство и русская литература. Сб.2. Спб, "Наука", 1996. — с. 146-159.
42. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Спб., 1913. 768 с.
43. Голубев А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности// О человеческом в человеке/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. с.327-343.
44. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб.,1997.
45. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Москва, «Терра», 1995. Т.4. 683 с.
46. Даркварт-Баркер В. Иностранец о Шмелеве// Возрождение, 1954, №36. С. 165-169.
47. Демидов Д.Г. Язык современной русской духовной литературы// Христианство и русская литература. Сб.З. Спб, "Наука", 1999. с.26-33.
48. Дзыга Я.О. «Пути небесные» И.С. Шмелева и традиции русского классического романа. Дисс.канд.фил. наук. Москва, 2000. 196 с.
49. Дмитриев А.П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет// Русская литература. 1995.- №1.- С.255-269.
50. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. Фантастический рассказ.//Достоевский Ф.М. Рассказы/ Сост., вступ. Статья и прим. В.Н. Захарова. М.: Правда, 1989.
51. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 7 томах. М., «Лексика», 1994. Т.5.
52. Дунаев М.М. Иван Сергеевич Тургенев // Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 2002. - Ч.З. - С.3-158.
53. Дунаев М.М. Иван Сергеевич Шмелев //Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1999. - 4.5. - С.557-714.
54. Дунаев М.М. Лев Николаевич Толстой// Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. 4.4. М.: Христианская литература,1998. -С.3-347.
55. Дунаев М.М. Литература второй половины XIX столетия// Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. Ч.З. — М.: Храм Святой мученицы Татианы при МГУ. 2002. — С. 159-403.
56. Дунаев М.М. Николай Васильевич Гоголь// Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. 4.2. М.: Христианская литература, 1996. -С.85-214.
57. Дунаев М.М. Русская литература в эмиграции// Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. 4.6. М., «Христианская литература», 2000. С.417-612.
58. Дунаев М.М. Своеобразие творчества И.С. Шмелева (К проблеме бытовизма в произведениях писателя) // Русская литература, 1978, №1.
59. Дунаев М.М. Федор Михайлович Достоевский// Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. Ч.З. М.: Христианская литература, 1997. С.
60. Дьяченко М. У Шмелева в Севре// Дальние берега: портреты писателей эмиграции/ Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1994. С.40-42.
61. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск, 1994.
62. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. Спб, "Наука", 1998. 509 с.
63. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX века. М. -Ставрополь, 1998.
64. Ельчанинов Александр, свящ. Записки. М., 2001. 257 с. (с.18)
65. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. 287 с.
66. Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби: литература русского зарубежья как завершение традиции// Новый мир. 1992. - №10. - С. 232-242.
67. Жантийом-Кутырин Ив. Мой дядя Ваня. Воспоминания об Иване Шмелеве. Письма Ивана Шмелева Иву Жантийому-Кутырину. Москва, РФК, Изд-во Сретенского монастыря. -2001.- 128 с.
68. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: «Гнозис», 1994. — 112 с.
69. Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о.Варнавы Гефсиманского. Сергиев Посад, 1907.
70. Житие и страдание святой великомученицы Екатерины// Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц ноябрь. Изд-во Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997. С.659-680.
71. Житие и страдание святой мученицы Агнии девы// Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Минейсвятителя Димитрия Ростовского. Месяц январь. Изд-во Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997. С.725-734.
72. Зайцев Б.К. Дом в Пасси.// Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.З. М.: Русская книга, 1999. с.201-344.
73. Зайцев Б.К. Золотой узор // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.З. М.: Русская книга, 1999.С.13-199.
74. Зайцев Б. К. О Шмелеве// Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.6 (доп.). Мои современники: Воспоминания. Портреты. Мемуарные повести. М.: Русская книга, 1999. - С.365-367.
75. Зайцев Б.К. Путешествие Глеба. Автобиографическая тетралогия.// Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.4. М.: Русская книга, 1999. — 624 с.
76. Зайцева JI.E. Религиозные мотивы в позднем творчестве И.С. Шмелева (1927-1947 гг.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, М.: 1998.-157 с.
77. Зеньковский В.В. История русской философии. — М.: Академический проект, Раритет, 2001. — 880 с.
78. Зеньковский В.В. Христианское учение о познании. — М.: «Грааль», 2001 140 с.
79. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1991.
80. Иванов Н.П., прот. И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин, фонд «Христианская жизнь», 1997.-381 с.
81. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. 1993. Т.1.
82. Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма о подвижнической жизни (555 писем). Bibliotheque slave de Paris, Paris Крутицкое патриаршее подворье, Москва. 1995. - 391 с.
83. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Ведение в православное догматическое богословие. М., Издательство братства Святителя Тихона, 1996. - 288 с.
84. Ильин А.А. О духовном смысле "Капитанской дочки" // Традиции. Культура. Образование. Научный сборник Самарского ГПУ. М., 1996.
85. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. (Выбранные места) — М., Издательский дом «Грааль», 2001, - 144 с.
86. Ильин И.А. Достоевский как художник // Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.З. М.: Русская книга, 1997.
87. Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого // Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.З/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1997. -с.455-477.
88. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин.-Ремизов.-Шмелев. //Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.1/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга, 1996. — с. 183-406.
89. Ильин И.А. Собрание сочинений: переписка двух Иванов / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2000. В 3-х т. Т.1: (1927-1934).-560 с.
90. Ильин И. А. Собрание сочинений: переписка двух Иванов / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2000. В 3-х т. Т.2: (1935-1946).-576 с.
91. Ильин И.А. Собрание сочинений: переписка двух Иванов / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2000. В 3-х т. Т.З: (1947-1950).-528 с.
92. Ильин И.А. Счастье// Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. Собр. соч. в 10 т. Т.З. М.: Русская книга, 1994. cl94-196.
93. Ильин И.А. Творчество Шмелева// Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.2/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга, 1996. — с.110-123.
94. Ильин И.А. Художество Шмелева// Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.2/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга, 1996. — с. 140-167.
95. Ильюнина Л.А. «Искусство и молитва» (по материалам наследия старца Софрония (Сахарова))/ Русская литература, 1995, № 1.С. 218225.
96. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Мысли христианина. М., «Правило веры», 1998. — 610 с.
97. История русской литературы XX века (20-90-е годы): основные имена. М., 1998.
98. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. М.: Флинта: Наука, 1999. -336 с.
99. Карташев А.В. Певец Святой Руси // Возрождение, 1950, №10. С.151-162.
100. Карташев А.В. Религиозный путь И. Шмелева // Памяти И.С. Шмелева. Munchen, 1956. с.65-77.
101. Коряков П.В. Монашество в творчестве Б.К. Зайцева. Автореферат дисс. .канд. фил. наук. М., 2002. 16 с.
102. Котельников В.А. Восточнохристианская аскетика на русской почве// Христианство и русская литература / Отв. ред. В.А. Котельников. Вып. 1. - СПб.: Наука, 1994. - С.89-127.
103. Котельников В.А. Монастырь и мир// пути и миражи русской культуры. СПб.: Северо-запад, 1994. - С.222-241.
104. Котельников В. А. Оптина пустынь и русская литература// Русская литература. 1989. - №1. - С.61-86.
105. Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература// Русская литература. 1989. - №3. — С.3-31.
106. Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература// Русская литература. 1989. - №4. — С.3-27.
107. Котельников В.А. Язык Церкви и язык литературы// Русская литература. 1995. - №1. - С.5-26.
108. Кутырина Ю.А. "Пути небесные"// Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т.5. Пути небесные. М.: Русская книга, 1998. с.440-474.
109. Кутырина Ю.А. Трагедия Шмелева // Слово, 1991, №11.
110. Левшун Л. История восточнославянского книжного слова XI-XVII веков. Минск. — Экономпресс, 2001. — 352 с.
111. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность: Избранные статьи. М., 1992.
112. Лепахин Валерий. Икона в русской прозе XX века. Сегед, 2000.
113. Лепахин Валерий. Икона и иконичность. Сегед, 2000.
114. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 406 с.
115. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев). Автореферат дисс. .докт. фил. наук. Санкт-Петербург, 2001. — 37 с.
116. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.-272 с.
117. Любомудров A.M. К проблеме воцерковленного героя (Достоевский, Зайцев, Шмелев)// Христианство и русская литература. Сб.3. Спб, "Наука", 1999. с.356-366.
118. Любомудров A.M. Оптинские источники романа И.С. Шмелева "Пути небесные"// Русская литература, 1993, №3. с. 104-111.
119. Любомудров A.M. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева// Христианство и русская литература. Сб.1. Спб, "Наука", 1994. — с.364-394.
120. Любомудров A.M. Церковность как критерий анализа художественного произведения. Из доклада.// Литературный Петербург. 2000. №5.
121. Макаров Д.В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева. Автореферат дисс. .канд. фил. наук. Ульяновск, 2001. 22 с.
122. Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна. Париж, б.г.
123. Мартьянова С.А. Персонажи русской классики и христианская антропология// Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-воМГУ, 1997.-С.25-31.
124. Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве Шмелева // Культурное наследие российской эмиграции, 1817-1940: в 2-х кн. М.: Наследие, 1994, кн.2. с. 155-160.
125. Марченко Т.В. "Пути небесные" И.С. Шмелева и русская романная традиция// Шмелев и русская литература XX в.: III Крымские шмелевские чтения. Тезисы докладов научной конференции. Алушта, 1994. с. 11-12.
126. Материалы I Крымских Международных Шмелевских чтений «Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX — начала XX веков: Жизнь и творчество И.С. Шмелева». Симферополь, 1990.-106 с.
127. Материалы II Крымских Международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев. Мир ушедший мир грядущий». Алушта, 1993. - 59 с.
128. Материалы III Крымских Международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев и русская литература XX в». Алушта, 1994. — 86 с.
129. Материалы IV Крымских Международных Шмелевских чтений «Гражданская война и отечественная культура». Симферополь, Крымский архив, 1995. — 81 с.
130. Материалы V Крымских Международных Шмелевских чтений «Русская литература и российское зарубежье: параллели и пересечения». Алушта, 1996. 121 с.
131. Материалы VI Крымских Международных Шмелевских чтений «Русская литература XX века в контексте мировой культуры». Алушта, 1997.-371 с.
132. Материалы VII Крымских Международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев и литературный процесс накануне XXI века: 125 лет со дня рождения И.С. Шмелева» Симферополь-Алушта: Таврия-Плюс, 1998.-219 с.
133. Материалы VIII Крымских Международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев в контексте славянской культуры». Симферополь, Таврия-Плюс, 2000. — 212 с.
134. Михаил (Труханов), свящ. Православный взгляд на творчество. М., 1997.-246 с.
135. Михайлов О.Н. Иван Сергеевич Шмелев// О.Н. Михайлов Литература русского Зарубежья. — М.: Просвещение, 1995. — С.229-254.
136. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. - 604 с.
137. Мышалова Д.В. Иван Сергеевич Шмелев// Очерки по литературе русского зарубежья. — Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН: ЦЭРИС, 1995.-с.31-44.
138. Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань. Перевод с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.- 345 с.
139. Осьминина Е.А. Две статьи И.С. Шмелева о А.П. Чехове// Русская речь, 1995, №5. с.47-50.
140. Осьминина Е.А. Иван Шмелев известный и скрытый// Москва, 1991, №4. — с.204-207.
141. Осьминина Е.А. Как это было.// Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т.7 (доп.). Это было. М.: Русская книга, 1999. — с.З-16.
142. Осьминина Е.А. «Крушение кумиров»// Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Въезд в Париж. М.: Русская книга, 1998. — с.З-12.
143. Осьминина Е.А. Последний роман// Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т.5. Пути небесные. М.: Русская книга, 1998. с.З-14.
144. Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, М.: 1993. 166 с.
145. Осьминина Е.А. Рыцарь саблю обнажил.//Шмелев И.С. собрание сочинений в 5 т. Т.6 (доп.). История любовная. М.: Русская книга, 1999.-c.3-12.
146. Осьминина Е.А. Солнце мертвых: реальность, миф, символ// Культурное наследие российской эмиграции, 1817-1940: в 2-х кн. М.: Наследие, 1994, кн.2. с. 161-166.
147. Памяти И.С. Шмелева./ Сб. под ред. Вл. А. Маевского. Munchen, 1956.-128 с.
148. Память преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго чудотворца// Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц февраль. Изд-во Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997. С.222-224.
149. Пантин В.О. Светская литература с позиций духовной критики: современные проблемы// Христианство и русская литература. СПб., 1999. Сб. 3. С.34-58.
150. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. В 4 т. Спб, "САТИСЪ", 1995. Т.1. 319 с.
151. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. В 4 т. Спб, "САТИСЪ", 1995-1996. Т.2.-422 с.
152. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. В 4 т. Спб, "САТИСЪ", 1996. Т.3.-401 с.
153. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. В 4 т Спб, "САТИСЪ", 1996. Т.4.-254 с.
154. Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современность)// О человеческом в человеке/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. с.343-358.
155. Прокопов Т. Легкозвонный стебель. Лиризм Б.К. Зайцева как эстетический феномен.// Зайцев Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. Т.З. М.: Русская книга, 1999. с.3-11.
156. Редькин В.А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Тверь, 1999.
157. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. — М.: «Грааль», 2001 — 68 с.
158. Русская литература в эмиграции. Под ред. Полторацкого Н.П. Питтсбург, отдел славянских языков и литератур Питтсб. Ун-та, 1972, VII.-409 с.
159. Русская литература XIX века и христианство. — М.: Изд-во МГУ, 1997.-384 с.
160. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского/ пер. с итальянского. Спб.: Академический проект, 2001.- 187 с.
161. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Издательство «Просветитель». Москва, 1991. 264 с.
162. Семыкина Е.Н. Творческие искания В. Крупина 1970-90-х годов. Духовный мир героев. Православные мотивы. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Москва, 2001. — 22 с.
163. Сказание о земной жизни Пресвятыя Богородицы. Омск, 1994.
164. Скурат К.Е. Догматические темы в русской церковной литературе 11-17 вв.//Богословские труды. М., 1989. Т.29. С.5-19.
165. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Париж, 1926.
166. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве// Соловьев B.C. Спор о справедливости: сочинения. М. Харьков, 1999. - с.27-194.
167. Сорокина О. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М.: Московский рабочий, Скифы, 1994. — 390 с.
168. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985.-255 с.
169. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 463 с.
170. Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии// Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц март. Изд-во Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, 1997. С.378-395.
171. Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Опыт исторического обзора русской литературы. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. — 408 с.
172. Тарасов Ф.Б. «Евангельский текст» в художественных произведениях Достоевского. Автореферат дисс. .канд. фил. наук. М., 1998.-19 с.
173. Таянова Т.А. Творчество Ивана Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Магнитогорск, 2000. — 24 с.
174. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Русские словари, 1994. Т.4. -1552 с.
175. Толстой А.К. Иоанн Дамаскин// Толстой А.К. Стихотворения. М., «Сов. Россия», 1977. — с.271-298.
176. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // Символика русского христианства. М., 1992.
177. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи.// Философия русского религиозного искусства XIV- XX вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. (Сокровищница русской религиозной мысли. Вып. 1) — с. 195-219.
178. Трубицына М.Ю. На пути к Лету Господню (онтология веры в художественной эволюции И.С. Шмелева). Дисс. на соиск. уч. степ, канд. филол. наук, М.: 1998. 151 с.
179. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Спб.: 1994-150 с.
180. Флоренский П.А. Имена. Изд-во «Купина», 1993. 316 с.
181. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2001. — 672 с.
182. Флоровский, Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Репринт Париж, 1937. 600 с.
183. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. -510с.
184. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 1998. -288 с.
185. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: «Высшая школа», 1999. — 398 с.
186. Харченко С.С. Книга рассказов и художественных очерков И.С. Шмелева периода эмиграции 20-30-х гг. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, М.: 1997. 167 с.
187. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 863 с.
188. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. Т.2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 671 с.
189. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. Т.З. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 783 с.
190. Церковные одежды. «Лествица», 1997. 32 с.
191. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. М.: 1995.-343 с.
192. Чернышевский Н.Г. Что делать? // Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. Москва-Ленинград, гос. изд-во худ. лит-ры, 1950. С. 3-199.
193. Чумакевич Э.В. Духовно-нравственное становление героя в дилогии И.С. Шмелева "Лето Господне" и "Богомолье". Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, Минск: 1993. 196 с.
194. Шаховской Д.М. Иван Сергеевич Шмелев. Библиография. Paris, Institut d'Etudes Slaves, 1980. 128 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.