Право в его отношении к моральной и государственной регуляции: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Сергеенко, Алла Сергеевна

  • Сергеенко, Алла Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Курган
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Сергеенко, Алла Сергеевна. Право в его отношении к моральной и государственной регуляции: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Курган. 2013. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сергеенко, Алла Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВА: РЕИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ

1.1. ПРАВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.1.0 СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

1.1.2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА

1.2. КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОДНОСТИ ПРАВА: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.2.1. ПОЗИЦИЯ МОРАЛИЗАЦИИ ПРАВА

1.2.2. ПОЗИЦИЯ ЭТАТИЗАЦИИ ПРАВА

ГЛАВА 2. О БАЗОВОЙ АВТОНОМНОСТИ ПРАВА И ИСТОРИЧЕСКОЙ

ЭВОЛЮЦИИ ЕГО МЕСТА В СИСТЕМАХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

2.1. ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙРЕГУЛЯЦИИ

2.2. ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

2.2.1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИ СИЛОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

2.2.2. ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СИЛОВОГО ГОСУДАРСТВА

2.2.3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Право в его отношении к моральной и государственной регуляции: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Право, как оно предстает в рамках доминирующего в современной России и унаследованного от СССР правопонимания, то есть как система принятых и защищаемых государством нормативных актов, едва ли может представлять интерес для социальной философии. Однако это правопонимание, многим кажущееся чем-то само собой разумеющимся, в действительности начало распространяться только со второй половины девятнадцатого века. До этого времени, практически изначально, правовая проблематика не просто присутствовала, а находилась в центре внимания крупнейших мыслителей наряду с такими важнейшими феноменами духовной и социальной жизни как, например, мораль, политика, государство, религия.

С середины девятнадцатого века в силу ряда причин, о которых в работе говорится достаточно подробно, праву начинает уделяться все меньше внимания в системе философского знания. Складывается хотя и не консенсус, но весьма широко распространенная позиция, согласно которой право - это дело юристов. Значительное снижение влияния данной позиции после второй мировой войны привело многих мыслителей к возврату и развитию доминировавшей ранее и существовавшей в разных вариантах трактовки права, согласно которой оно представляет собой нечто гораздо более глубокое, чем набор правил принимаемых и поддерживаемых властью.

Понимаемое так право есть один из фундаментальных, атрибутивных обществу социальных регуляторов. В рамках этой позиции сегодня существует глубоко обоснованная точка зрения, согласно которой именно становление права является решающим фактором формирования самого социального бытия. В таком контексте всякая социально философская реконструкция общества, игнорирующая систему правовой регуляции, заведомо не адекватна реальной общественной жизни. Соответственно, социально-философский анализ

функционирования, воспроизводства и развития общества требует глубокого исследования той роли, которую играет право в этих процессах. При этом особенно важно уяснить специфику права и характер его отношения и взаимодействия с другими социальными регуляторами, прежде всего, с наиболее сходными с правом и близкими к нему, каковыми выступают системы моральной и государственный регуляции, часто в значительной мере смешиваемые с правом. Именно этими обстоятельствами, в первую очередь, обусловлена теоретическая актуальность настоящего исследования.

Актуальность работы связана также с тем, что адекватному осмыслению роли права в функционировании общества препятствует сложившаяся некорректная классификация его концепций, выделяющая в качестве основных типов правопонимания естественно-правовую концепцию (юснатурализм) и юридический позитивизм, вследствие чего в одну классификационную категорию оказываются объединенными принципиально разные подходы. Предлагаемая в диссертации новая классификация, фиксирующая в качестве основных позиции морализации, этатизации и автономности права, позволяет осуществить более точный критический анализ существующих подходов и выявить наиболее продуктивные из них.

В практическом плане актуальность работы связана, в частности, с тем, что наличие теоретической модели соотношения различных регулятивных механизмов, особенно государственных и правовых, позволяет точнее понять содержание того этапа развития систем социальной регуляции, на котором находится современное российское общество. В этом плане дополнительную актуальность обретает предпринятый в диссертации анализ содержания и эволюции правовых начал в рамках силового государства, логики исторического преодоления силового государства и дальнейшей эволюции систем социальной регуляции в направлении правового государства и гражданского общества. Здесь следует иметь в виду, что смешение правовой и государственной регуляции является одним из важных препятствий гармонизации этих регулятивных механизмов, преодоление которого требует

построения логически корректной социально-философской трактовки права и ее интеграции в содержание образования.

Степень разработанности проблемы.

Интерес к изучению порядка соотношения правовой регуляции с моралью, а также регуляцией государственной в различной мере нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов.

Непосредственному изучению права, как предмета исследования философского, в том числе социально-философского и философско-правового, знания посвящены работы Г. Гегеля, С.Е. Десницкого, А.П. Куницына, B.C. Соловьева (рассматривающих философию права в качестве самостоятельной дисциплины, части общей философии), B.C. Нерсесянца, В.А. Туманова, Д.А. Керимова (относивших философию права к юридическим дисциплинам), С.С. Алексеева (рассматривающего философские проблемы правосознания, правового государства, идеи правового гуманизма), В.Н. Кудрявцева (раскрывающего социальный аспект права), В.Д. Перевалова (анализирующего теоретико-философские проблемы гражданского общества и правового государства), М.С. Строговича (раскрывающего логико-философские проблемы права), В.А. Туманова, JI.C. Явича (исследующего социально-философские проблемы права, генезис и развитие юридической формы общественных отношений), Ю.Г. Ершова (работы которого, в большей части, посвящены исследованию философии государства и права), Э.А. Позднякова (также анализирующего теоретико-философские основания государства и права), И.П. Малиновой, Ю.Я. Баскиной, В.В. Лазарева, Е.И. Темнова, Г. Гуго, а также Д. Остина, Г.Ф. Шершеневича, О.Вайнбергера (как легистов, отрицавших предметосодержащий аспект философии права).

Как уже было отмечено, правовая проблематика находилась в фокусе внимания философской мысли фактически с начала ее истории, а может быть и предыстории. При этом то или иное понимание характера отношения права с другими социальными регуляторами всегда присутствовало, даже если вопрос о нем прямо не ставился. Так, в мировоззренческих системах Древнего Востока

право, политика и мораль практически вообще не отделялись не только друг от друга, но и от религиозной догматики, при этом эксплицировать собственно правовые моменты там особенно сложно. Те моменты социальной регуляции, которые следует отнести к праву, в минимальной степени рефлексировались древневосточными мыслителями.

Существенно иную картину обнаруживает античность. Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон из Кития, Сенека, Марк Аврелий, Цицерон - вот далеко не полный перечень наиболее значительных имен и направлений, давших в зародышевой форме едва ли не все основные концепции права в его отношении к другим социальным регуляторам.

У софистов мы находим зачатки позиции этатизации права, зачатки позиции его автономности, причем в двух разных версиях, договорной и естественно-правовой. У Платона и Аристотеля обнаруживаем критику этатизации права с позиций более широкого политического горизонта (правом не могут считаться законы, выгодные правителям, но противоречащие интересам полиса в целом) и одновременно начала морализации права. Цицерон доводит идею договорной природы права до трактовки государства как дела народа (res publica), понимая под народом соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Право становится тем самым основой государства, выступающего, таким образом правовым сообществом.

Концепция морализации права в развернутом виде предстает в христианстве, внутри идеологии которого она, в сущности, является единственно возможной. Ключевую роль в оформлении этой позиции играет Августин, выстраивающий цепочку Бог (любовь, милость) - справедливость -закон (государство). Бог как символ и персонификация любви-милости (то есть, по сути, Бог морали) выступает критерием справедливости, а справедливость -критерием закона и государства (несправедливый закон не есть закон; государство без справедливости - разбойничья шайка). Впоследствии эта

позиция получит дальнейшее развитие у христианских мыслителей, в особенности у Фомы Аквинского. В XIX веке Шопенгауэр (в известной мере, следуя за Кантом и даже близким в этом отношении к Канту Гегелем), а затем В. Соловьев и Г. Еллинек «ограничат» позицию морализации утверждением, что право есть лишь минимум морали, то есть правовыми становятся те моральные нормы, самые важные, которые государство провозглашает от своего имени и берет под свою защиту. В последней версии концепция морализации имеет достаточно широкое распространение по сей день, в том числе воспроизводится почти во всей советской и постсоветской литературе по данной теме, включая учебную.

В западной философии вопросы соотношения права и морали рассматриваются в основном в работах И. Канта, Г. Гегеля, О. Шпенглера, И.Г. Фихте, К. Штерна, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Тарда, А. Кетле, Р. Мертона, Т. Парсонса и других.

В отечественной литературе, в большей части с позиции марксистской философии, данному аспекту социально-философской мысли были посвящены труды В.М. Баранова, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Ю.Я. Баскина, В.А. Василенко, O.E. Витрука, Н.В. Гончарова, Ю.А. Демидова, М.Н. Кейзерова, Д.А. Керимова, Э.В. Кузнецова, В.А. Кучинского, В.Б. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.Е. Лукашева, М.И. Матузова, В.А. Туманова и других ученых.

С позиции юридической составляющей взаимодействие данных феноменов рассматривается А.П. Семитко, Ю.А. Демидовом, М.И. Коржанским, А.И. Кузнецовым, П.П. Осиповым, A.C. Кобликовым, ИЛ. Петрухиным, В.А. Жакеновым, И.М. Зайцевым и другими. Аксиологический аспект права в ракурсе его взаимодействии с моралью находим у B.C. Нерсесянца, С.С. Алексеева, Ю.В. Тихонравова, Ю.Б. Ершова, В.О. Лобовикова, Ю. Пермакова, Г.Ч. Синченко, В.И. Букреева, O.K. Биктасова, В.Б. Кожевникова, М.А. Кортенко, В.Г. Графского, H.A. Бердяева, H.H. Алексеева, И.В. Михайловского.

Этатизация права в развернутом виде представлена Томасом Гоббсом, фактически наделившим правовым статусом любые правила, исходящие от

государства. Правда, никто из крупных, признанных впоследствии классиками, философов не принял этот взгляд. Особенно важна здесь позиция таких титанов как Кант и Гегель. Если Платон и Аристотель критиковали зародышевый этатизм софистов, признавая правом не все принимаемые государством нормы, а лишь отвечающие интересам общества в целом, если Августин признавал законами лишь те, которые соответствовали поверенной божественной любовью справедливости, то Кант и Гегель, при всем их различии, оба выдвигают в качестве критерия правового характера государственных норм их соответствие идее свободы. И только в XIX веке чистый юридический этатизм получает широкое распространение в версии основоположника юридического позитивизма Джона Остина. Этатистские взгляды нашли немало сторонников и в русской мысли. Их развивали С. А. Муромцев, М.М. Ковалевский, и особенно Г.Ф. Шершеневич. Наиболее цельной и стройной этатистской концепцией является теория права Ганса Кельзена. Юридический этатизм стал официальной доктриной советской юриспруденции и ' продолжает воспроизводиться большинством отечественных юристов, в том числе в учебной литературе, по сей день (О.Э. Лейст, С.С. Алексеев, Р.Л. Лившиц, М.И. Байтин). В конце XX века продолжающаяся широкая дискуссия о природе права в значительной мере структурировалась вокруг полемики Г. Харта и Л. Фуллера, первый из которых занимает близкую к этатизму позицию. Большое внимание исследованию позиции этатизации права уделяется и современными авторами - B.C. Нерсесянцом, О.Э.Лейстом, С.С.Алексеевым, B.C. Юрчуком, C.B. Моисеевым, И.Ф. Мачиным, М.И. Байтиным.

Секуляризация сознания в преддверии и в начале Нового времени послужила предпосылкой мощного развития позиции автономности права. Гуго Гроций создает классический юснатурализм, выводящий сущность права как механизма социальной регуляции из неотъемлемых прав человеческого индивида, присущих ему по самой его природе, и получивший дальнейшее развитие, прежде всего, у Джона Локка и многих других мыслителей Нового времени вплоть до Канта включительно. Значительный вклад в развитие

позиции автономности права вносит и Гоббс, у которого наряду с этатизмом представлены идеи договорной природы справедливости и права. В этом контексте следует упомянуть и русского мыслителя Б.Н. Чичерина, который прямо критиковал морализацию права, чреватую, по его мнению, уничтожением свободы и насильственным внедрением нравственных правил. Право, доказывал он, имеет самостоятельную природу и представляет собой взаимное ограничение свободы под общим законом. В конце XX в работах Лона Фуллера века оформляется процедурная версия позиции автономности права, получившая свое развитие в исследованиях Б.С. Шалютина. Также стоит выделить освещающие различные аспекты автономности права работы таких авторов как Ю.И. Семенов, С.И. Нагих (нормативная система догосударственного общества), А.И. Першиц (нормативная этнография), Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, И.Ф. Мачин.

Рассмотрению социального порядка при силовом государстве, а также логике его преодоления посвящены работы А. Н. Илларионова (в части характеристики силового государства); В.А. Четвернина (функционирование права и государства в рамках потестарной парадигмы); Б.С. Шалютина (противоположная сущность права и государства); Л.Е. Гринина, М. Кревельда, Ч. Тилли (исторический аспект формирования силового государства); О.Э. Лейста, Р. Нозика, Ф. Хайека (соотношение права и государства); A.A. Зиновьва, Е.А. Воротилина (идеологический аспект государственной власти), С.Э. Крапивенского.

Вопросы теоретической сущности правового государства, а также основных проблем его социальной реализации, в различной степени находят свое отражение в трудах М. Кревельда, Ч. Тилли, Р. Нозика, Э. Ясаи, А. Эсмена, А. Дайси, Г. Еллинека, К. Гербера, Р. Иеринга, К. Маркса, Г. Спенсера, О.Э. Лейста, B.C. Нерсесянца, H.A. Денисенко, М.В. Бутыриной, В.А. Четвернина и других авторов.

В то же время на сегодняшний день отсутствует логически приемлемая систематизация многообразия взглядов относительно места права в системе

социальной регуляции, что ведет к смешению позиций, препятствует четкому уяснению границ права, сущности его отношения с другими регуляторами, прояснению исторической логики их взаимодействия и прочерчиванию перспектив их гармонизации.

Объект исследования: правовая реальность.

Предмет исследования: специфика и границы права как механизма социальной регуляции.

Цель исследования: Установление адекватного теоретического представления о праве как важнейшем механизме в системе социальной регуляции, его границ, характера и исторической эволюции отношения с моральным и государственным механизмами регуляции.

Задачи исследования.

1. Раскрыть специфику права как предмета социально-философского исследования.

2. Представить логически корректную систематизацию результатов исследований природы права в его отношении к ближайшим механизмам социальной регуляции.

3. Критически исследовать генезис, эволюцию, основные варианты позиций морализации и этатизации права.

4. Исследовать генезис, эволюцию, основные варианты и дать дополнительное обоснование позиции автономности права.

5. Рассмотреть сущность права в качестве самостоятельного механизма социальной регуляции.

6. Эксплицировать логику исторической эволюции соотношения правовой и государственной регуляции в процессе движения от силового к правовому государству.

Методология и методы исследования. Методологической основой диссертации являются:

- системный подход, позволяющий представить общество как сложную систему, функционирование и развитие которой обеспечивается посредством

комплекса различных взаимодействующих между собой регулятивных механизмов;

- диалектический метод, позволяющий увидеть развитие системы социального регулирования, в том числе количественные и качественные изменения в характере отношений между различными социальными регуляторами;

- междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать в единое пространство исследования социально-философское, политологическое, юридическое и историческое знание.

В работе используются общенаучные методы исследования, в особенности метод классификации, позволяющий логически корректно систематизировать многообразие подходов к проблеме природы права и его отношения к другим социальным регуляторам.

Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты зарубежных и отечественных мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Дж.Локк,, Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, И.Кант, Г.Гегель,

A.Шопенгауэр, К.Маркс, Ф.Энгельс, М.А.Бакунин, А.И.Герцен, П.А.Кропоткин, Н.Г.Чернышевский, Б.Н.Чичерин, С.А.Муромцев, Н.М.Коркунов, П.И.Новгородцев, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.Сорокин, С.А.Котляревский, Б.А.Кистяковский, Е.Н.Трубецкой, П.И.Новгородцев); б) исследования современных отечественных философов (Г.Ф.Шершеневич, И.А.Ильин, Л.И.Петражицкий, В.С.Нерсенсянц, В.А.Четвернин, Б.С.Шалютин,

B.П.Кохановкий, И.И.Богута, В.Н.Кудрявцев, М.С.Строгович, В.А.Туманов, Л.С.Явич, Ю.Г.Ершов); в) исследования современных зарубежных философов в переводе (Дж.Остин, Г.Кельзен, П.Рикёр, К.Леви-Строс, Л.Фуллер, Ч.Тилли, Ф.Хайек, Р.Нозик, М.Кревельд, Э.Ясаи и другие); г) иностранная философская литература на языке-оригинале (G.Austin; L.L.Fuller; J.M.Finnis; G.F.Puchta; G.Hegel).

Научная новизна исследования.

1. Дан критический анализ трактовок права как предмета исключительно юридического исследования. Обоснованы тезисы о фактическом существовании и о необходимости философского анализа права. Выявлена специфика права как предмета исследования социальной философии.

2. Предложена новая типология подходов к правопониманию, включающая в себя позиции производности права и автономности права. Внутри позиции производности права определены в качестве основных подходы морализации и этатизации права, выделены их основные варианты. Дан критический анализ этих подходов.

3. Проанализирована теоретическая эволюция позиции самостоятельности права.

4. Рассмотрена историческая логика соотношения правового и государственного механизмов социальной регуляции. Раскрыты предпосылки исторического преодоления силового государства. Введены и отчасти противопоставлены понятия буржуазного и общесоциального общественного договора. Эксплицирована логика и проблемы движения к правовому государству.

Положения, выносимые на защиту.

1. Право является одним из фундаментальных, атрибутивных обществу социальных регуляторов, адекватное постижение которого невозможно в рамках исключительно юридического исследования. Осмысление сущности права требует его изучения посредством философского, в том числе социально-философского инструментария. При этом задачей социально-философского анализа права выступает выявление его сущности в качестве одного из основных механизмов социальной регуляции, логика его возникновения и эволюции, место в функционировании социального мира в целом и отдельных обществ в их внутренних и внешних взаимодействиях, а также демаркация и характер связи с другим важнейшими механизмами социальной регуляции.

2. Позиция морализации права предполагает генетическую и функциональную производность права по отношению к морали. Зародившись в Античности, она становится, начиная с Августина, доминирующей в христианской мысли, а с XIX века трансформируется в концепцию права как минимума морали (Шопенгауэр, Соловьев, Еллинек), элементы и влияние которой имеют сегодня чрезвычайно широкое распространение, затушевывая сущностные различия этих двух регуляторов.

3. Позиция этатизации предполагает генетическую и функциональную производность права по отношению к государству. Она возникает в Античности у софистов в связи наметившейся дескарализацией власти, однако вытесняется вследствие ее критики, прежде всего, Платоном и Аристотелем. Ее возрождение намечается в эпоху Ренессанса, обретает развернутую теоретическую форму в философии Гоббса, оформляется в качестве так называемого юридического позитивизма в средине XIX века и получает доминирующее положение в связи с завершением формирования системы национальных государств, а в XX веке она органически сочетается с идеологией тоталитарных и близких к ним режимов, выступая одним из инструментов их легитимизации.

4. Позиция автономности права зарождается в Античности в варианте его договорной трактовки, получившей развитие в Новое время параллельно с вариантом классического юснатурализма. В конце XX - начале XXI века в рамках этой позиции возникает существенно новая трактовка права, согласно которой оно представляет собой систему рациональных процедур формирования и поддержания свободными социальными субъектами правил взаимного поведения. Эта трактовка интегрирует идеи, заложенные в договорном понимании права, и преодолевает недостатки классического юснатурализма, подвергнутые убедительной критике в течение XIX - XX веков.

5. Институт государства изначально формируется как силовой и отчасти антиправовой. Однако уже внутри силового государства постепенно вырастает

роль правовой регуляции, результатом чего становится качественный скачок в его историческом преодолении в виде революций Нового времени. Государства эпохи классического капитализма представляют собой преимущественно буржуазный общественный договор, в значительной мере направленный против пролетариата и других групп населения, впоследствии организующихся в социальную силу, способную эффективно противостоять буржуазии. Результатом этого противостояния становится постепенная замена во внутрисоциальных отношениях силовых механизмов на правовые и значительное продвижение в направлении правового государства. Однако проблема обеспечения общесоциального рационального дискурса, формирующего реальный общественный договор и, соответственно, детерминирующего подлинно правовой характер законодательства и деятельности государства, остается актуальной для всех стран, в том числе имеющих наибольшие достижения в этом отношении.

Теоретическая значимость работы.

В работе обоснована острая необходимость социально-философского анализа права, как одного из важнейших механизмов социальной регуляции, без адекватного представления которого система социально-философского знания оказывается существенно неполной. Предложенная новая типология подходов к пониманию права в его отношении к другим регуляторам позволяет оптимизировать анализ и конструктивное использование массива теоретических идей и разработок относительно систем социальной регуляции. Введение оппозиции «силовое государство - правовое государство» открывает новые ракурсы исследования социально-политических процессов как в новой и новейшей истории, так и во многих современных странах, в том числе в России и в целом на постсоветском пространстве.

Практическая значимость работы.

Материалы исследования могут быть интегрированы в учебные курсы социальной философии, философии права, теории государства и права, политологии. Кроме того, представленное понимание права в его отношении к

другим регуляторам может играть важную методологическую роль в построении траектории движения российского общества в направлении реального построения правового государства.

Степень достоверности и апробация результатов.

Основные положения и выводы автора получили апробацию на ряде конференций, в том числе: на V Международной конференции «Социальные ценности и выбор времени» (Курган, 2011); Всероссийской научной конференции «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (Челябинск, 2011); V Международной конференции «Онтология и аксиология права» (Омск, 2011); IX региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (Новосибирск, 2011); VI Всероссийском философском конгрессе (Нижний Новгород, 2012); III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проблемы развития правовой системы современной России» (Курган, 2012); Международной научно-практической конференции «Россия сегодня: тенденции и альтернативы развития» (Курган, 2012); Материалы VIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» (Челябинск, 2012), а также в 15 научных публикациях автора, 3 из них в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 147 страницах машинописного текста. Список литературы включает в себя 124 наименования.

ГЛАВА 1.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРАВА: РЕИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ

Глава посвящена анализу специфики права как предмета юриспруденции, философии права и социальной философии, а также сложившихся в литературе трактовок права и корректировке их типологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сергеенко, Алла Сергеевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин. Исповедь блаженного Августина / Августин. - М., 2006, - 440 с.

2. Августин. О Граде Божием / Августин. - М., 1994, - 680 с.

3. Алексеев, П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В.Алексеев. -М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 256 с.

4. Алексеев, П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М.: Проспект, 2003. - 608 с.

5. Алексеев, С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования / С.С.Алексеев. - М.: НОРМА, - 1998. - 224 с.

6. Алексеев, С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права / С.С.Алексеев. - М.: Госюриздат, 1961. - 187 с.

7. Алексеев, С.С. Собственность право - социализм: Полемические заметки / С.С.Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1989. - 173 с.

8. Алексеев, С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С.Алексеев. - М.: «Юрид. лит.», 1971. - 223 с.

9. Алексеев, С.С. Философия права / С.С.Алексеев. - М.: Норма, 1998. - 336 с.

10. Альбов, А.П. История философии права / А.П.Альбов, Д.В.Масленников, В.П.Сальников // История философии права. - СПб, 1998. - 386 с.

11. Аннерс, Э. История европейского права / Э.Аннерс. - М.: Наука, 1994 , - 398 с.

12. Аристотель. Политика / Аристотель. - М.: ACT, 2002, - 404 с.

13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Аристотель. - Т. 4. - М.: Мысль, 1984. -830 с.

14. Аристотель. Этика Никомаха / Аристотель. - М.: 2011. - 408 с.

15. Байтин, М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И.Байтин. - Саратов: СГАП, - 2001. - 544 с.

16. Балашов, Л. Е. Философия: Учебник / Л.Е.Балашов. - М., 2009. - 664 с.

17. Балюшина, Ю.Л. Роль государства в функционировании социальной сферы России на современном этапе: философский аспект: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Балюшина Юлия Львовна. - Череповец, 2009.

18. Барулин, B.C. Социальная философия: Учебник / В.С.Барулин. - М.: 1993. -500 с.

19. Бенин, В.Л. Социальная философия / В.Л.Бенин, М.В.Десяткина. - М., 1995.

- 384 с.

20. Бенин, В.Л. Учебное пособие по социальной философии [Электронный ресурс] / В.Л.Бенин, М.В.Десяткина. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Benin/index.php

21. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Дж. Г.Берман. - М.: НОРМА, 1998. - 624 с.

22. Богута, И.И. История философии в кратком изложении / И.И.Богута. - М.: Мысль, 1995. - 590 с.

23. Бутырина, М.В. Политология. / М.В.Бутырина. - Иваново, 2007. - 252 с.

24. Витюк, В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В.В.Витюк. - М.: Институт социологии РАН, 1995.- 346 с.

25. Вишневский, М.И. Философия / М.И.Вишневский. - Минск: Вышэйная школа, - 2008. - 480 с.

26. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.И.Власов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

- 512 с.

27. Воеводин, Л.Д. Мораль права / Л.Д.Воеводин. - М., 1996. - 143 с.

28. Воротилин, Е.А. История политических и правовых учений. Учебник / Е.А.Воротилин, О.Э. Лейст. - М.: Зеркало, 2004. - 565 с.

29. Вышинский, А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве / А.Я.Вышинский, - М., - 1946. - 175 с.

30. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения в XIV томах. Т. VII/ Г.В.Ф.Гегель. - М., - 440 с.

31. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф.Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

32. Гоббс, Т. Левиафан / Т.Гоббс. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

33. Гоббс, Т. Соч. в 2-х т. / Т.Гоббс. - Т. 2. -М: Мысль, 1991.-731 с.

34. Гобозов, И. А. Философия права - составная часть социальной философии / И.А.Гобозов, Н.Б.Зазаева // Философия и общество. - №1 (49). - 2008. - 54 с.

35. Гобозов, И.А. Гражданское общество: сущностные характеристики / И.А.Гобозов, Л.А.Халаева // Философия и общество. - 2001. - № 2. - 79 с.

36. Графский, В.Г. История политических и правовых исследований /

B.Г.Графский. - М.: Проспект, 2005. - 595 с.

37. Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства / Л.Е.Грини. - М, 2007. - 272 с.

38. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г.Гроций. - М.: Юриздат, 1948. - 868 с.

39. Губин, В.Д. Философия: Учебник / В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина. - М.: ТОН -Остожье, 2001. - 704 с.

40. Гуревич, А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я.Гуревич. - М.: Высшая школа, 1970. - 525 с.

41. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник / А.А.Гусейнов. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.

42. Гусейнов, A.A. Мораль и разум [Электронный ресурс] / А.А.Гусейнов. -Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/

43. Гусейнов, A.A. Этика и мораль в современном мире / А. А.Гусейнов. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 480 с.

44. Данилевский, И.В. Социально-философский анализ природы и инвариантов структуры политической власти: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Данилевский Игорь Владимирович. - Казань, 2001.

45. Данильян, О.Г. Философия права. Учебник. / О.Г.Данильян, Л.Д.Байрачная,

C.И. Максимов и др. - М., Эксмо. 2005. - 416 с.

46. Еллинек, Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Г.Еллинек. - М.: 1910, - 130 с.

47. Жоль, К.К. Философия и социология права / К.К.Жоль. - М., ЮНИТИ, 2005.-415 с.

48. Зиновьев, A.A. Кризис коммунизма [Электронный ресурс] / А.А.Зиновьев. -Режим доступа:

http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura^rochee/l^izis_kommunizma/index.php

49. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Е.В.Золотухина-Аболина. - М., 2003 - 416 с.

50. Илларионов, А.Н. Силовая модель государства: предварительные итоги [Электронный ресурс] / А.Н.Илларионов // «Коммерсантъ». - 2007. - № 53/П. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/755085

51. Кельзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кельзен. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.-300 с.

52. Козлихин, И. Ю. Право и политика / И.Ю.Козлихин. - СПб., 1996. - 193 с.

53. Козлихин, И. Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера / И. Ю.Козлихин // Правоведение. - 1993. - № 2. - 112 с.

54. Конев, В.А. Социальная философия / В.А.Конев. - Самара: Самарский университет, - 2006. - 287 с.

55. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М.Коркунов. - СПб., 1909. -246 с.

56. Кохановский, В.П. История философии / В.П.Кохановский. - Ростов-на-дону: Феникс, 2002. - 576 с.

57. Крапивенский, С. Э. Социальная философия / С.Э.Крапивенский. - М., 1996. - 486 с.

58. Кревельд, М. Расцвет и упадок государства / М.Кревельд. - М.: ИРИСЭН, 2006. - 542 с.

59. Лейст, О.Э. История политических и правовых учений / О.Э.Лейст. - М.: Зерцало, 2000. - 688 с.

60. Лейст, О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права / О.Э.Лейст. - М.: Зерцало-М, 2008. - 288 с.

61. Лившиц, Р.3. Теория права: Учебник / Р.З.Лившиц. - М., 2001. -224 с.

62. Локк, Дж. О государственном правлении. Избр. философск. произа. В двух томах / Дж.Локк. - Т. 2. - М.: Соцэкгиз, 1960. - 668 с.

63. Макиавелли, H. Государь / Н.Макиавелли. - M.: Планета, 1990. - 80 с.

64. Малахов, В.П. Философия права / В.П.Малахов. 2 изд. - М., 2007, - 324 с.

65. Маркс, К. К критике политической экономии // К.Маркс, и Ф.Энгельс. Соч.. Изд. 2-е. - Т. 13. - М., 1959. - 185 с.

66. Маркс, К. К критике политической экономии: С приложением статьи К.Маркса «Введение к критике политической экономии» / К.Маркс. - Одесса: Госиздат Украины, 1923. - 174 с.

67. Маркс, К. Капитал / К.Маркс. - Том 1. Книга 1. - М.: Партиздат, 1932. - 621 с.

68. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И.Матузов, А.В.Малько. -М., 2002. -215 с.

69. Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений / И.Ф.Мачин. - М.: Юрайт, 2011. -416 с.

70. Мачин, И.Ф. К вопросу о происхождении права / И.Ф.Мачин // Проблемы теории государства и права. - М., 2001, - 208 с.

71. Мельникова, Т.В. Основные типы общества и правосознания: Социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Мельникова Татьяна Витальевна. - Красноярск, 2000.

72. Моисеев, C.B. Философия права. Курс лекций / С.В.Моисеев. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 203 с.

73. Момджян, К.Х. Философия общества / К.Х.Момджян. - М., 1999. - 519 с.

74. Нагих, С.И. Нормативная система до государственного общества и переход к государству / С.И.Нагих // Юридическая антропология. Закон и жизнь. - М., 2000, -312 с.

75. Нерсесянц, B.C. Философия права. Учебник для вузов / В.С.Нерсесянц. -М.: НОРМА, 1997.-652 с.

76. Нерсесянц, B.C. История политических и правовых учений / В.С.Нерсесянц. - М.: Норма, 2000. - 736 с.

77. Нерсесянц, B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму / В.С.Нерсесянц. - М., 1992. - 327 с.

78. Нерсесянц, B.C. Общая теория права и государства [Электронный ресурс] / В.С.Нерсесянц. - Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/fil_p/R2.htm

79. Нерсесянц, B.C. Философия права / В.С.Нерсесянц. - М.: НОРМА, 2005. -656 с.

80. Нерсесянц, B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция / В.С.Нерсесянц // Вопросы философии. - 2002. - № 3. - 15 с.

81. Нозик, Р. Анархия, государство и утопия / Р.Нозик. - М.: ИРИСЭН, 2008. -424 с.

82. Пашуканис, Е.Б. Положение на теоретическом правовом фронте (К некоторым итогам дискуссии) / Е.Б.Пашуканис // Советское государство и революция права. - 1930. - № И. - 54 с.

83. Першиц, А.И. Проблемы нормативной этнографии / С.И.Нагих // Исследования по общей этнографии. - М., 1979. - 240 с.

84. Пигров, К.С. Социальная философия. Курс лекций / К.С.Пигров. - М.: 2002. - 273 с.

85. Платон. Горгий Федон / Платон. - М., 2006. - 150 с.

86. Платон. Государство / Платон. Соч.: В 4-х т. - Т.З. - М.: Мысль, 1994. - 420 с.

87. Платон. Законы / Платон. Соч.: В 4-х т. - Т.З. - М.: Мысль, 1994. - 437 с.

88. Платон. Политик / Платон. - М., 2006. - 194 с.

89. Разин, А. В. Этика: Учебник для вузов / А.В.Разин. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

90. Рассел, Б. История западной философии / Б.Рассел. - М., 2002. - 1008 с.

91. Рыковцева, Е. Андрей Илларионов о реальных хозяевах страны [Электронный ресурс] / Е.Рыковцева. - Режим доступа: http://www.iea.ru/polit_svoboda.php?id=T6

92. Семенов, Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право / Ю.И.Семенов // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 4. - 123 с.

93. Соловьев, B.C. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину) / В.С.Соловьев. -СПб., 1998.- 521 с.

94. Соловьев, B.C. Право и нравственность / В.С.Соловьев. - Минск, 2001. -300 с.

95. Соловьев, B.C. Сочинения в 2-х т. / В.С.Соловьев. - Т. 1. - М., 1988. - 830 с.

96. Солонин, Ю.Н. Основы современной философии / Ю.Н.Солонин. - СПб., 2001. -339 с.

97. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права / Л.И.Спиридонов. - М., 1999. - 304 с.

98. Тилли, Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 1990 - 1992 гг. / Ч.Тилли. - М.: Территория будущего, 2009. - 323 с.

99. Тульский, М. «Экспертная» пропаганда от Илларионова [Электронный ресурс] / М.Тульский. - Режим доступа: http://www.ohranitel.ru/articles/34_print.php.

100. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л.Франк. - М., 1990. - 222 с.

101. Фуллер, Л. Мораль права / Л.Фуллер. - М.: ИРИСЭН, 2007. - 308 с.

102.Хайек, Ф.А. Право, законодательство и свобода / Ф.А.фон Хайек. - М.: РИСЭН, 2006. - 644 с.

103. Харт, Г.Л.А. Понятие права / Г.Л.А.Харт. Перевод с английского, под ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - 337 с.

104. Чеботарева, Е.И. Онтология права и гражданского общества: философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Чеботарева Елена Ивановна. -Саратов, 2007.

105. Черных, С.Н. Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе: дис ... канд. филос. наук: 09.00.11. / Черных Сергей Николаевич. - Воронеж, 2011.

106. Четвернин, В.А. Понятие права и государства / В.А.Четвернин. - М., 1997. - 106 с.

107. Четвернин, В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов / В.А.Четвернин. - М., 2010. - 155 с.

108.Шалютин, Б.С. О некоторых основополагающих характеристиках моральной (сопереживательной) регуляция поведения / Б.С.Шалютин // Вестник курганского университета. - 2007. - Вып. 3. - 136 с.

109. Шалютин, Б.С. Правогенез как фактор становления общества и человека [Электронный ресурс] / Б.С.Шалютин // Вопросы философии. - Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=417

110. Шалютин, Б.С. Происхождение и сущность права и государства / Б.С.Шалютин, И.В. Кисель. - Екатеринбург, 2012. - 114 с.

111. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф.Шершеневич. - М., 1910. - с. 805.

112. Шопенгауэр, А. Об основе морали // Свобода воли и нравственность /

A.Шопенгауэр. - М., 1992. - 126 с.

113. Шопенгауэр, А. Собр.соч. в 5-ти томах / А.Шопенгауэр. - Т.1. Мир как воля и представление. Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда . - М.: Московский клуб, 1992.- 326 с.

114. Юрчук, B.C. История политических и правовых учений / В.С.Юрчук. - М.: МИЭМП, 2010.-240 с.

115. Юрчук, B.C. Философия права: Учебно-методические материалы /

B.С.Юрчук. - М.: МИЭМП, 2007. - 140 с.

116. Явич, JT.C. Общая теория права / Л.С.Явич. - Спб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. -286 с.

117. Austin, G. The Province of Jurisprudence Determined, Lecture I / G.Austin. -London: John Murray, - 1832. - 213 p.

118. Finnis, J.M. Natural Law and Natural Rights / J.M.Finnis. - Oxford, 1980. - 364 P-

119. Fuller, L. L. The Morality of Law / L.L.Fuller. - New Haven, 1969. - 146 p.

120. Hegel, G.W.F. Einleitung in die Geschichte der Philosophie / G.W.F.Hegel. -Berlin, 1966.-364 p.

J

121. Hegel, G.W.F. Rechtsphilosophie / G.W.F.Hegel. - Leipzig, 1921. -318 p.

122. Hosle, V. Prakticshe Philosophie in der modernen / V.Holse. - Welt. München, Beck, 1992. -216 p.

123. Puchta, G.F. Cursus der Institutionen / G.F. Puchta. - Leipzig , 1856. - 265 p.

124. Zeller. Die Philosophie der Griechen, / Zeller, 1892. - 1134 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.