Политика социального обеспечения государства Израиль:опыт бедуинского сектора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Абдалла Абу Шрики

  • Абдалла Абу Шрики
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, М
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 130
Абдалла Абу Шрики. Политика социального обеспечения государства Израиль:опыт бедуинского сектора: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. М. 2003. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдалла Абу Шрики

Введение

Глава I Жизнь бедуинов пустыни Негев традиции и перспективы

Глава II. Модернизация традиционного бедуинского общества

Глава III Развитие творческого потенциала в социальной работе

Глава IV Реформы социального сектора

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политика социального обеспечения государства Израиль:опыт бедуинского сектора»

Актуальность исследования. Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед Израилем в начале нового века, немыслимо без развернутого диалога власти с гражданами еврейского, арабского, бедуинского секторов. Судьба управленческих решений, крупномасштабных проектов, успех проводимой социальной политики государства в целом зависят от их поддержки со стороны широких слоев населения.

В современной ситуации экономического кризиса, вызванного арабо-израильским конфликтом, массовой эмиграцией евреев (еридой), недальновидной внутренней политикой в отношении национальных меньшинств (бедуинов) все большее внимание теоретиков и практиков привлекают социальные технологии, которые рассматриваются в качестве эффективного средства выхода из создавшейся ситуации. Опыт реформ свидетельствует: искомое решение проблемы находится на стыке возможности найти точные ответы на вызовы упрочающегося постиндустриального общества, учесть специфику национальной традиции населения. В период кардинальных социокультурных, политико-хозяйственных изменений важно выработать тактику трансформационных мероприятий, сосредоточиться на механизмах встройки реформ во все отсеки социосферы, имплантации добротных новаций в реалии общества.

В данном контексте интерес к доктрине модернизации, анонсирующей схему преобразования структуры общественных связей, к практике воплощения ее установок в различных странах, очевиден. Суть и проявление модернизационных проектов должны быть творчески переосмыслены, сопряжены с национальными традициями коренных нардов, государственными интересами. Культивация многоукладности, правового строя жизни Израиля, его гражданских институтов, парламентских устоев должна сопровождаться выработкой универсальных гарантий единства, солидарности страны, нации. Названная концепция позволяет отнестись критически к проектам обустройства бедуинского сектора на современном этапе.

В сложившихся условиях важно исследовать способы, механизмы трансформации ценностного сознания, аксиологических оснований общества с целью уточнить представления причин гражданского кризиса, наметить эффективные способы его преодоления. Ценности, выступая в виде идеалов, выполняют регулятивную функцию, задают определенное видение будущего, предопределяют ход исторического развития. Концептуальный анализ динамики аксиологического нормирования способствует совершенствованию представлений о сущем и должном, оптимизирует выбор стратегии цивилизационного развития.

Основа выживаемости любой культуры, цивилизации образует механизм последовательной выработки, закрепления, умножения, трансляции ценностей. Аксиомой культурулогии, эпистемологии, удовлетворяющей здравому смыслу политики, является гармоничное сочетание непрерывной модернизации с «исключительно высокой степенью преемственности, непрерывным накоплением плодоносного культурного слоя»1. Нормальный цивилизованный режим есть цепочка производства, потребления, воспроизводства всей гуманитарной формации. Не только вне производства, но и вне закрепления, трансляции не существует прочных культурных тканей. Разрушение культурного слоя, выражающееся в повсеместном прерыве традиций локальных культур, игнорировании реализованных прошлым цивилизационных накоплений, является причиной деградации как общества, так и личности.

Степень разработанности проблемы. Отдельные стороны заявленной многогранной темы проанализированы не одинаково глубоко

1 Борко Ю. О социальном прогрессе в меняющемся мире.// Коммунист. 1990. №11,- С125. и не в равной мере. Недостаточно изучены национальные культурные особенности образа жизни бедуинов в их влиянии на реформацию современного израильского общества, уровень дифференциации доходов еврейского и бедуинского секторов, степень встроенности коренного населения в социальные отсеки постиндустриального социума. Однако без трезвого понятия специфики, возможностей конкретных социальных организмов изменить свою суть в ходе реформации, точной, непредвзятой картины модернизации не составить. Главное в создании такой картины -уяснить национальный механизм переработки неких общих закономерностей в особенные.

Осмысление экономических, политических, социо-культурных реалий составляет объемное направление разработческой деятельности социальных философов, социологов, политологов, экономистов. Об остроте, противоречивости, сложности предметно-тематической сферы свидетельствует характер проводимых исследований, массив публикаций, оценивающий стратегию, тактику реформации.

Структурные, генетические, функциональные измерения теории и практики обновления тщательно и небезуспешно обсуждаются специалистами, представителями фундаментальной науки, политиками, управленцами. Различные аспекты вопроса освещались А.П.Бутенко, К.С.Гаджиевым, В.И.Кузищиным, В.И.Коваленко, В.С.Барулиным,

A.Яновым и др. Значительный интерес представляют труды М.Вебера, Р.Арона, З.Бжезинского, В.Ильина и др.

Вопрос о роли, влиянии идеалов на жизненный выбор человека, динамику ориентиров общества привлекал внимание Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, А. Уайтхеда, О. Шпенглера, Ф. Ницше, М. Шелера, М. Хайдеггера,

B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого. Важный вклад в исследование проблемы внесли Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, представители отечественной гуманитарной традиции Н.А.

Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, C.JI. Франк, Г.Г. Шкет.

В западной литературе значительный вклад в исследование проблем политики социальной справедливости, неравенства, распределения денежных доходов внесли Ф. Кенэ, Д. Кейнс, Ж. Лейкон., У. Льюис, К. Маркс., А. Маршал, Ж. Маршаль, А. Мюллер-Армак, Д. Паарльберг, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, А. Сен, С. Сисмонди, А.Смит, Р. Тибольд, Я. Тинберген, А. Тюрго, М. Фридмен.

Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определили цели и задачи диссертации.

Предметом исследования выступает модернизация бедуинского общества в условиях социального реформирования;

Объектом - социальная политика Израиля в отношении коренного населения пустыни Негев;

Целью - комплексный анализ методов социализации традиционного бедуинского общества, определение условий, способствующих вхождению аборигенов в израильский социум в качестве полноправных всецело адаптированных граждан.

Реализация данной цели требует решения следующих задач: определить характер цивилизационной идентичности бедуинов пустыни Негев, условия формирования их образа жизни; раскрыть особенности динамики ценностей традиционного и постиндустриального обществ в период модернизации; выявить факторы, влияющие на развитие творческого потенциала в социализации личности, механизмы ее адаптации к реалиям постиндустриального социума; сформулировать принципы социальной политики Израиля в отношении бедуинов, государственного регулирования дифференциации доходов населения нееврейского сектора.

Методологическая и теоретическая база работы адекватна целям, задачам, направленности поиска. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной реальности, методологическую базу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Не стремясь выдерживать жесткую идеологическую линию, избегая политических пристрастий, автор изначально отказался от каких-то "спекулятивных" установок. В ходе работы диссертант опирался на результаты исследований авторитетных представителей философской, исторической, политологической мысли.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующих основных результатах:

Выявлен характер цивилизационной идентичности бедуинов пустыни Негев. Установлено, что геоклиматический, геополитический, географический, факторы формирования восточного жизнеобеспечивающего ареала способствовали упрочению его уникальных начал: коллективизм, централизм, усеченность правопонятий, персональной инициативы, общинность. На сегодняшний день цивилизационная отсталость бедуинов преодолевается модернизационными рывками Израиля, внедрение западных индустриальных технологий происходит методами восточной социальной организации. Насильственные попытки встроить племена аборигенов в сформировавшийся по западным образцам израильский социум приводят к насилию, межнациональному противостоянию, экономическому кризису, политическому бесправию. Подобная технология неэффективна. Процессы модернизации архаичного общества должны органично сочетать общедемократические ценности с национальной культурой традицией;

Исследован социальный статус ценностей как доминанты гражданского устроения. Показано, что ценности формируют пространство социального взаимодействия, ориентации в качестве ментальных, символических, поведенческих норм, кодексов, эталонов. Содержание конструктивных социальных ценностей определяется интенцией на сохранение, поддержание: а) природы; б) социума; в) культуры: г) цивилизации. Ценностное сознание детерминирует социальную модернизацию; одним из решающих факторов принципиальных неудач текущих реформ, проводимых израильским правительством, является игнорирование ведущей роли «почвенных» устоев жизни бедуинов, дискордантных прямолинейной вестернизациий;

Проанализированы факторы, влияющие на развитие творческого потенциала в социализации. Показано, что духовные потребности отражают общественную природу человека, являются результатом включенности в общественные отношения, приобщения к специфически видам деятельности. Реализуя духовные потребности, индивид стремится преодолеть телесную организацию, выйти на новый уровень творческого развития. Наиболее полному раскрытию человеческого ресурса способствует работа в группах личностного роста - временных объединениях, в которых под руководством специалиста по социальной работе бедуины повышают социально-психологическую компетентность, раскрывают потенциальные возможности, развивают их, формируют потребность в активной деятельности, самовыражении;

Обосновано, что стремление к социальному равенству, политическим, экономическим свободам, уровень дифференциации доходов населения должны быть объектом государственной социальной политики. Резкое имущественное расслоение, пробелы в законодательстве, изъяны форм собственности отрицательно влияют на социально-экономическое положение в нееврейском регионе, поляризируя население. Предложен комплекс мер по государственному регулированию социального неравенства населения посредством развертывания патронажных программ, адресной поддержки неимущих, корректировки структуры отношений собственности.

Теоретическая значимость результатов. Результаты диссертационного исследования имеют важное концептуальное, методологическое значение, позволяют сформировать адекватную картину трансформации бедуинского общества в период социальной модернизации, уяснить принципы его эволюции.

Практическая значимость работы. Данные работы могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по аксиологии, политологии, политической истории; для адекватной оценки социально-экономических, политических процессов в Израиле.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Абдалла Абу Шрики

Заключение

Проведенное исследование политики социального обеспечения бедуинского сектора позволяет сделать выводы:

1. За годы существования Израиль, демонстрируя западный путь модернизации, достиг определенных успехов в развитии: созданы фондовый, валютный и другие рынки; коммерческие банки и биржи; частные предприятия; разрабатываются основные направления, общие закономерности, принципы социальной политики, направленные на постоянное улучшение жизни граждан бедуинского и израильского секторов. В их числе27: оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне; изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы; перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий - от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателя и работника, а также накоплениям домохозяйств; изменение подхода к субъекту социальных действий, т.е. персонифицированный, адресный учет нуждаемости; более четкое разграничение ответственности между центром и местными властями в социальной сфере.

27 См.: Ржаницына Л.С. Политика доходов: этапы и резервы. Экономист, 1999, № 9, - С. 63.

Анализируя основные аспекты становления израильского общества на сегодняшний день выделяются следующие направления цивилизационного развития:

- распространение стандартизированных технологий производства и услуг; высокая степень интеграции, корреляции хозяйственных процессов; возникновение единых глобальных высоко интегрированных систем политических взаимодействий;

- развитие новейших информационных, компьютерно телекоммуникационных технологий;

- взаимопроникновение детерминирующей западной культуры в традиционные культурные ареалы.

2. По уровню обобществления производства и сферы услуг Израиль занимает ведущие позиции, опережая по некоторым показателям, Швецию, Англию, Японию. Средняя заработная плата составляет более 1,5 тыс. долларов США. Но столь высокий уровень жизни свойственен для граждан еврейского сектора. Жители бедуинского, и некоторых арабских регионов проживают за чертой бедности. Подобное положение коренного население является результатом недальновидной внутренней политики властей в отношении национальных меньшинств.

Более пятидесяти лет коренное население исторической подмандатной Палестины подвергалось изгнанию с исконных территорий, внутренним перемещениям, насильственной оседлости. В результате во время и после войны из 95 племен, живших в Накабе до 1948 г. осталось только 11. Аборигены Негев составили 13% (98 ООО человек) палестинских беженцев. Бедуины переведены в северную часть округа Бир Сабы (Бершевы) и насильственно поселены на территории составляющей одну десятую их прежней земли, лишившись возможности заниматься традиционными видами хозяйствования - кочевым скотоводством, торговлей, что привело к утрате прежних систем жизневоспроизводства, резкому снижению уровня жизни. На сегодняшний день около 60 ООО бедуинов живут в «непризнанных деревнях» в Накабе, практически не получая социальной помощи государства. Подобное положение недопустимо для развитого демократического общества и должно быть изменено.

3. Автором интерпретирована динамика ценностей, обусловливающая социальные процессы Израиля. Традиционализм, несущий ценности сохранения устойчивости, защищенности, комфортности жизни в рамках локальных миров - натуральных и полунатуральных хозяйств, содержит архаичные ориентации на адаптацию к внешней среде - природной и социальной, упования на неограниченную сакральную власть патриарха.

Применение общефилософских идей о системности, иерархичности, открытости, динамичности ценностей к радикальным социально-экономическим реформам в бедуинском секторе свидетельствует о конфликте внутренних ценностей аборигенов, их представлений о справедливости, добре, зле, свободе и ответственности с тем, как проходят в действительности преобразования. Конфликт ценностей в современном израильском обществе - выражение переходного состояния социума: между статичным и динамичным воспроизводством, архаичным индивидом и личностью, склонной к прогрессу, восстановлением традиционных норм жизни и развитием аксиологических систем, утвердившихся в гражданских обществах постиндустриальной эпохи.

Социальная модернизация для большей части бедуинов явились тяжелым испытанием — земли в течение короткого времени оказались в руках государства, резко упал уровень производства, возросла дифференциация доходов. На сегодняшний момент сведенное к ничтожеству опрометчивым реформированием население рассматриваемого региона представляет печальную и плачевную человеческую массу, характеризующуюся атомизированностью, аморфностью, агрессивностью.

4. Встройка бедуинов во все отсеки жизни израильского социума связана с новым прочтением ценностей культуры аборигенов, необходимостью переориенации архаичных императивов согласно реалиям современной действительности. Историческая практика демонстрирует, - традиционные общества, реорганизуясь, под воздействием модернизации, эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Базовые аксиологические регулятивы традиционного и постиндустриального социумов сосуществуют, выступая в качестве проводников новационных механизмов, не являются препятствием для дальнейшего развития. Процесс изменения устоев традиционной культуры под воздействием ценностных западных ориентиров приводит к этнической мобилизации, расширяя политические, экономические возможности укрепления идеологии, логики, психологии этнокультурной солидарности.

Решение специфических проблем развития бедуинской, еврейской, арабской культур неразрывно связано с изменением исходных принципов построения и реализации социальной политики. На общегосударственном уровне в системе национальных отношений базовым должен стать принцип равноправия всех этнических образований. В то же время важно, чтобы в каждом регионе осуществлялась политика, при которой экономическое и социальное его развитие сопровождалось накоплением эвристических, эстетических ценностей с опорой на культурную самостоятельность народов.

5. Наметившиеся в последнее время тенденции стабилизации жизни бедуинского сектора, ожидание экономического роста и современный этап теоретического развития социальной работы в данном регионе, позволяют выделить следующие векторы, определяющие содержание социальной политики, практической деятельности учреждений, организаций социальных служб, направленных на реализацию ее основных положений.

Это:

- целенаправленное влияние на формирование, реализацию социально-экономической политики на всех уровнях с целью создания здоровой социальной сферы жизнедеятельности;

- ориентация семьи в «ситуации социальной работы» на самообеспечение и социальное функционирование путем развития творческого потенциала, оказания адресной социальной помощи, развитие технологий поддержки, консультирования, посредничества, реабилитации, коррекции и использования других видов социальных услуг;

- социальная защита малолетних и больных детей, пожилых людей, семей, живущих за чертой бедности путем развития технологий социального патронажа, опеки и попечительства.

Планомерное проведение данных реформ позволит преодолеть социальное неравенство, сформировать у коренного населения пустыни Негев установку на ценности человека современного индустриального общества, воспитать важнейшую культурную потребность — стать творческой социально-активной личностью. Именно творческий ресурс человека является системообразующим и определяющим элементом во всей структуре его ресурсов, формирует круг потребностей. Необходимо вхождение бедуинского общества в непосредственный контакт с израильским; преодоление безграмотности и получение образования; постепенный выход коренных жителей пустыни Негев на рынок труда.

Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания основной массы населения бедуинского сектора, создать предпосылки для преодоления социального кризиса в регионе. В числе основных функций регулирования в диссертационном исследовании указываются:

1. Социальное обеспечение нуждающихся;

2. Перераспределение доходов с помощью налогов, социальных пособий, уменьшающее дифференциацию уровня жизни по группам населения;

3. Регулирование рынка социальными ограничениями.

Реформы должны вести к увеличению реальных доходов, сокращению разрыва в их величине разных групп населения, устранению бедности, росту занятости, гуманизации производства. Государство обязано избавить граждан от страха за свое будущее, обеспечить условия для развития способностей. Падение доходов, углубление их дифференциации, рост бедности, социальной нестабильности - прямые угрозы экономической, национальной безопасности Израиля. Согласно Государственной стратегии, под экономической безопасностью подразумевается состояние экономики, институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал. Выделение приоритетов экономической безопасности должно быть освобождено от соображений политической конъюнктуры, идеологических пристрастий, политических спекуляций.

В социальной сфере выделяются четыре базовых параметра пороговых значений экономической безопасности:

1) Доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума;

2) Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и беднейших групп населения;

3) Отношение среднемесячного размера денежного дохода к прожиточному минимуму;

4) Отношение среднемесячного размера пенсий к прожиточному минимуму.

Критерием определения пороговых значений экономической безопасности по названным параметрам выступает предотвращение острых социальных конфликтов, угрожающих общественному спокойствию.

6. В целях ликвидации угрозы экономической безопасности нееврейского региона, дальнейшего обнищания бедуинов, государство должно участвовать в перераспределении доходов. Основными направлениями государственного регулирования являются: налоговая политика, система социальной защиты. С учетом повышения социальной устойчивости общества, оптимизации структуры собственности, повышения тонуса управленческой деятельности предлагается:

- разгасударствление убыточных малоперстективных сельскохозяйственных предприятий, с прекращением их государственного кредитования;

- укрепление внутреннего рынка труда;

- поощрение инвестиций в бедуинский сектор;

- ужесточение налоговой дисциплины;

- внедрение адресной поддержки (патронажные программы) неимущих.

Целесообразно предусмотреть поэтапное повышение пособий по безработице, основанное на сочетании индексации по инфляции и по заработанной плате с применением индивидуального коэффициента.

Эффективное усиление госрегулирования отношений по оплате труда может быть осуществлено в рамках усиления участия государства. Однако простого признания необходимости развития госвоздействия на заработную плату и на процессы реформирования организации оплаты труда, разумеется, недостаточно: надлежит конкретно прояснить вопрос о характере такого воздействия. Выделим основные направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных условиях, это

1)активное блокирующее вмешательство государства в дальнейшее снижение покупательной способности заработной платы бедуинов;

2) обеспечение государством стимулирующей функции материального вознаграждения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдалла Абу Шрики, 2003 год

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Наука, 1998. -458 с.

2. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Мысль, 1984.- 389 с.

3. Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: Прогресс, 2001.- 298 с.

4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Наука, 1988.- 743 с.

5. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Наука, 1970. -с. 543.

6. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С.65-83.

7. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: Азбука, 1997.-621 с.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Азбука, 1990. - 562 с.

9. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Прогресс, 1994. - 760 с.

10. Ю.Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: СИНТО, 1999.-246 с.11 .Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей. М.: Наука, 1978. - 207 с.

11. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: Наука, 1998.-468 с.

12. З.Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое по-знание//Социологические исследования. 1975. № 2. С.46-63.

13. Боранецкий П. Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. Париж. 1995. - 349 с.

14. Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М.: Азбука, 2000.- 732 с.

15. Борко Ю. О социальном прогрессе в меняющемся мире // Коммунист. 1990. №11. С.23-34.

16. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М.З.-М.: Прогресс, 1992. 769 с.

17. Булгаков С. Расизм и христианство // Тайна Израиля. Спб., 1993. - 351 с.

18. Васильев J1.C. История Востока. Т. 1. М.: Наука, 1993. - 782 с.

19. Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. - 564 с.21.Век XX и мир. 1989. №6.

20. Веряскина В. П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: Азбука, 2000. -283 с.

21. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Мысль, 1991.- 184 с.

22. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Прогресс. - 1995458 с.

23. Восточный регионализм: социокультурный, экономический, политический и международный аспекты // Материалы международной научной конференции, г. Иркутск, 10-12 апреля 2000 г. С. 32-44.

24. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. // Новый мир. 1988. №9. С. 43-51.

25. Герцен А.И. Эстетика, критика, проблемы культуры. М.: Мысль, 1987.- 498 с.2 8.Глобальное сообщество: Новая система координат (Подходы и проблемы). СПб.: Питер, 2000. - 765 с.

26. Глобальные проблема и общечеловеческие ценности. М.: Азбука, 1990.-676 с.

27. Гольц Г.А. Динамические закономерности развития системы городских и сельских поселений. // Вопросы географии. 1974. С.96.31 .Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Азбука, 1998. - 459 с.

28. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.: Прогресс, 1998.- 675 с.

29. Денхофор М.Г. Границы свободы. Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Аспект-Пресс, 2001.- 459 с.

30. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1996. № 2. С. 54-62.

31. Дюркгейм Э. Ценности и реальные суждения (1911) // Социол. исследования. 1991. №2. С. 67-79.

32. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1992.- 342 с.

33. Жизнь как ценность. М.: Азбука, 2000. - 643 с.38.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Мысль, 1986.- 608 с.39.3ильберман Д.Б. Традиции как коммуникация: трансляция ценностей, письменность/УВопросы философии. 1996. № 4.- С. 35-41.

34. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Прогресс, 1970. - 567 с.

35. Из глубины. М.: Прогресс, 1988. - 433 с.

36. Ильин В.В. Политология. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. -540 с.

37. Ильин И. Наши задачи. М.: Наука, 1992. - 788 с.

38. История экономических учений. М.: Прогресс, 1991. - 908 с.

39. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Наука, 1989. - 765 с.

40. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Питер, 1997. - 654 с.

41. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума//Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. 1. М.: Прогресс, 1965. - 786 с.

42. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Азбука, 2000. - 433 с.

43. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Мысль, 1960. -345 с.

44. Ковалев В.И. Мотивы поведения и личности. М., Наука, 1988. - 391 с.51 .Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Питер, 1995. - 455 с.

45. Колб У. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Беккер Г. Босков А. Современная социологическая теория. М.: Наука, 1961. - 677 с.

46. Котенев А.А. Гибель гуманизма. Из истории философской мысли. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 456 с.

47. Кузнецов Б.Г. Ценность познания: Очерки современной теории науки. -М.: Наука, 1975.-731 с.

48. Куприн А.И. Собр.соч. в 5-ти тт. Т.2. М.: Прогресс, 1982. - 644 с.

49. Лав ров П.Л, Избр. произв, в 2-х Т. Т.2. М.: Мысль, 1965. - 344 с.

50. Лаудан Н. Наука и ценности // Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Мысль, 1994. - 897 с.

51. Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: : Аспект-Пресс, 2001. - 533 с.

52. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М.: Мысль, 1996. — 568 с.

53. Леонтьев Н.А. Жизненный мир человека и проблема потребно-стей//Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 23-34.

54. Леонтьев Н.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 34-46.

55. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Наука, 1998. - 487 с.

56. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Прогресс, 1991. - 522 с.

57. Лотце Г. Основания практической философии. СПб.: Азбука, 1992. -433 с.

58. Мамут JI.C. Государство в ценностном измерении. М.: Прогресс, 1998.-298 с.

59. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Наука, 1991. - 854 с.

60. Материалы международной научной конференции // Вестник Московского университета. Серия 12, 1993. №5. С. 67- 87.

61. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: Мысль, 1994. -601 с.

62. Мур Цж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1990. - 287 с.

63. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Прогресс, 1994. - 403 с.

64. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: : Аспект-Пресс, 2000. - 308 с.

65. Новая постиндустриальная волна. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Мысль, 1999. - 877 с.

66. Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван, 1979. - 655 с.

67. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. № 1. С. 34-41.

68. Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно-нейтральной науке // Вступительная статья к книге Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 655 с.

69. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург, 1993.-281 с.

70. Основные ценности социальной демократии. М.: Азбука, 1996. - 398 с.

71. Отечественная история. 1992, №4. С. 67 -82.

72. Паарльберг Д. Великие мифы экономики. М.: Наука, 1972. - 972 с.

73. Панфилов ОМ. Ценностное сознание: основания субъективной философии. СПб.: Питер, 1995. - 402 с.

74. Поляков Л. Путь России в современность; модернизация как деархаизация. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 502 с.

75. Поппер К. Логика социальных наук//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М. : Аспект-Пресс, 2000. - 841 с.

76. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, №6. Проблемы исторической демографии СССР. Таллин, 1997. - 208 с.

77. Проблема ценности в философии. М.: Прогресс, 1966. - 398 с.

78. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: Питер, 1999.-289 с.

79. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: Мысль, 1996. - 709 с.

80. Процесс европейской безопасности и европейские культурные ценности. Часть 1. М.: Мысль, 1992. - 574 с.

81. Ржаницына Л.С. Политика доходов: этапы и резервы. // Экономист, 1999, №9.-С. 62-71.

82. Рикардо Д. Соч. Т. 1. М.: Наука, 1955. - 598 с.

83. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М.: Мысль, 1992.-276 с.

84. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск, 1998.-536 с.

85. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политическая литература, 1991. - 366 с.

86. Самуэльсон П. Экономика, -М.: Прогресс, 1992. 422 с.

87. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. Т. 1. М.: Полит, издат., 1936. - 273 с.

88. Ситарам К. Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек.1992. №4. С. 52-59.

89. Славный Б. Сутра о власти и собственности. // Рубежи, 1995, №2 С. 30-42.

90. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1960.-482 с.

91. Спиноза Б. Этика. Спб.: Азбука, 2001. 348 с.

92. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект): Монография / Станкевич. М.: Наука, 1987. - 334 с.

93. Степин B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация // Философия и социология науки и техники. Ежегодник '87. М.: Наука, 1987.-323 с.

94. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Наука, 1994. - 287 с.

95. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Прогресс, 1996. - 341 с.

96. Тоффлер О. Власть, раса, культура / Новая технологическая волна на Западе. М.: Мысль, 1984. - 183 с.

97. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М.: Полит, из-дат., 1961. - 356 с.

98. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. Спб.: Азбука, 1991. - 304 с.

99. Федотова В.Г. Анархия и порядок. М". : Аспект-Пресс, 2000. - 214 с.

100. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Мысль, 1997. -238 с.

101. Философия образования. М.: Наука 1996. - 197 с.

102. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

103. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Наука, 2000. - 534.

104. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, №3. С. 45-53.

105. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. -387 с.

106. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Прогресс, 1994. -422 с.

107. Хьерлл Л. Теории личности. Сб.: Питер, 2000. - 608 с.

108. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Прогресс, 1996. -311 с.

109. Шевченко В.Н. Возвращение в цивилизацию или поиск реального пути? // Философские науки. 1991. № 8. С. 23-29.

110. Шпенглер О. Закат Европы. М.: : Аспект-Пресс, 2000. - 476 с.

111. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Наука, 1999. - 321 с.

112. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М., 2000.

113. Экономические и социальные перемены: мониторинг отечественного мнения. М.: Полит, из-дат., 1994, №3. С. 45-58.

114. Blum R Soziale Marktwirtschafit Wirtschaftspolitik zwischen Neoliberalismus und Ordoliberahsmus Tubin-gen, 1969.

115. Dumasedie J. Sociologic impirigue du Loisin. P., 1974

116. Field D. The end of Seldom. Cambr., 1976.

117. I Tenbergen Income Distribution Analysis and Policies Amsterdam -Oxford, 1975, p 79

118. Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864. Leiden, 1972.

119. Liven D. Russia's Rulers under the old Regime. New Haven, 1989

120. Muller-Armack A Wirtschaftsordnung und Wirtschaftspolitik Studien und Kon/eptc zur Sozialen Markt-wirtschaft und zer Europaischen Integration Freaiburg im Breisgan, 1966, s 234

121. Pipes R. Russia under the old Regime. L., 1974.

122. Poniatowski M. Le socialisme a la fransais. P., 1985.

123. Rieber A.J. The Politics of Autocracy. P., 1966

124. Spengler O. The Decline of the West. N.Y., 1933

125. Tenbergen I. Income Distribution Analysis and Policies. Amsterdam -Oxford, 1975, p. 132.

126. Toynbee A. Civilization on Trial and the World and the West. N.Y., 1963. P.233.

127. Toynbee A. Civilization on Trial and the World and the West. N.Y., 1963. P.233.

128. Wehler H.-U. Modernizierungstheorien. Gottingen. 1975;

129. WehlerH.-U. Voruberlegungen zur modernen deutschen Gesellshaftsgeschichte // Industrielle Gesellschaft und politischen System: Betr. zurpolit. Sozialgeschichte. Bonn. 1978.

130. Haffe O. Ethik und Politik, FrankfUrt a. M. 1979.

131. Beedham, B. (1996). Full Democracy. The Economist, 25 12 - 1996, 3-14.

132. Edwards, W. (1954). The Theory of Decision Making. Psychological Bulletin, 51, 380-417.

133. Feld, L., & Savioz, M. (1997). Direct Democracy Matters for Economic Performance: An Empirical Investigation. Kyklos, 50, 507-538.

134. Frey, В., & Pommerehne, W. (1995). Public Expenditure on the Arts and Direct Democracy: The Use of Referenda in Switzerland. Cultural Policy, 2, 5565.

135. Janis, I. & Mann, L. Decision Making. New York: Free Press.

136. Lindblom, С. The Science of 'Muddling Through. Public Administration Review, 19, 79-88.

137. Quinn, J. (1978). Strategic Change; Logical Incrementalism. Sloan Management Review, 20(1), 7-22.

138. Savelzon, O. (2000). Russia and Israel in the XXI Century. Prospects of Developing Rational Open Society. New York: Liberty Publishing House.

139. Simon, H. (1960). The New Science of Management Decision. New York: Harper&Row.

140. Simon, H. (1976). From Substantive to Procedural Rationality. In: Latsis, S.J. (Hg.): Method and Appraisal in Economics. Cambridge: Cambridge University Press.

141. Weber, M. (1947). The Theory of Social and Economic Organization. (A. M. Henderson and T. Parsons, and trans.) New York: Free Press.1. Интернет-источники.1. http://www.philosophy.ru/iphras/library/wlapin/crisis.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.