Особенности процесса политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Абу Эта Сами

  • Абу Эта Сами
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 179
Абу Эта Сами. Особенности процесса политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Санкт-Петербург. 2005. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Абу Эта Сами

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. АРАБСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ 1. Палестинские арабы и возникновение Государства Израиль.

§ 2. Арабское население в демографических процессах израильского общества.

§ 3. Арабское население Израиля в условиях модернизации.

Глава II. АРАБСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ 1. Становление политической системы Государства Израиль.

§ 2. Структура политических институтов современного израильского общества.

Глава III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ АРАБСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА В ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО.

§ 1. Проблемы политической и социальной интеграции арабского ^ населения на начальных этапах существования Государства Израиль.

§ 2. Электоральное участие как фактор политической интеграции арабского этнического меньшинства.

§ 3. Образовательная система Израиля и проблемы социально-политической интеграции арабского населения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности процесса политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество»

Актуальность темы исследования. Уже более пятидесяти лет одной из важнейших проблем мировой политики остается проблема ближневосточного урегулирования. Она возникла вместе с возникновением государства Израиль и началом конфликта между ним и соседними арабскими странами. Но и до начала данного конфликта отношения между коренным арабским населением Палестины и переселявшимися по призыву сионистских организаций на ее территорию еврейскими колонистами были сложными. Гармонизировать эти отношения так и не удалось вплоть до создания государства Израиль. А после его созда'ния арабо-еврейский конфликт приобрел новое, международное измерение.

С конца 40-х гг. XX столетия международное сообщество обращало внимание на преодоление последствий многочисленных войн Израиля с соседними арабскими странами, прежде всего Египтом, Сирией и Иорданией. В последнее десятилетие на первый план вышли проблемы отношений Израиля и палестинцев, создавших, благодаря принятым в 1992 г. в Осло решениям свою автономию как прообраз будущего суверенного и независимого государства. Как известно, в последние годы отношения между Израилем и палестинской автономией развивались сложно, на их пути стояли и стоят проблемы палестинских беженцев, еврейских поселений на палестинских территориях, проблема Иерусалима. Решить эти проблемы будет непросто.

В палестинско-израильском противостоянии имеется не только международный, но и внутригосударственный аспект. Как на территории, которая изначально предназначалась для создания государства Израиль, так и на территориях, реально входящих в его состав, проживает коренное арабское население. Большинство палестинских арабов, живущих сегодня в Израиле, формально обладают гражданством этого государства. Однако, поскольку Израиль создавался изначально как еврейское государство, положение арабского этнического меньшинства остается не до конца определенным. В отличие от палестинцев, проживающих на оккупированных территориях вошедших в состав Палестинской автономии, арабское население Израиля относится к числу граждан этой страны, но при этом сильно отличается от его еврейского большинства. Реального равноправия не было и нет ни в экономической, ни в социально-культурной, ни в социально-политической жизни израильского общества.

Отсутствие прочной интеграции палестинских арабов в израильское общество создает почву как для внутренних конфликтов, так и для сохранения конфликтной ситуации в отношениях между Израилем и окружающим его арабским миром. Для того чтобы представлять себе условия, динамику и проблемы социальной и политической интеграции арабского населения в израильское общество необходим анализ особенностей этого процесса. Этим и определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В русскоязычной литературе как советские времена, так и в постсоветский период в большинстве работ, посвященных Израилю, внимание акцентируется на его внешней политике и на различных аспектах ближневосточного конфликта. Работы, рассматривающие внутренние проблемы самого Израиля, носят преимущественно общий характер и не выделяют проблемы арабского этнического меньшинства в этой стране. Лишь в конце 80-х гг. вышла единственная пока монография на русском языке, полностью посвященная анализу положения арабского населения в израильском обществе \

Публикации советского периода находились под сильным влиянием официальной идеологии, препятствующей объективному анализу социально-политических процессов в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке.

1 Барковский JI.A. Арабское население Израиля. М., 1988.

В 90-е гг. возможности для более беспристрастного научного исследования расширились, но количество публикаций, связанных с проблемами самого израильского общества, в том числе рассматривающих проблемы интеграции арабского населения, не увеличилось. Лишь в отдельных работах в достаточно сжатой форме эта проблема получила свое освещение.1

Можно констатировать, что в российской' политологии и в обществоведении в целом вопросы политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество изучено явно недостаточно.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей процесса социальной и политической интеграции арабского населения в израильское общество. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

- проанализировать последствия возникновения государства Израиль для арабского населения Палестины;

- проследить изменение доли арабского населения в демографической структуре израильского общества;

- показать влияние процесса модернизации на положение и роль арабского этнического меньшинства в израильском обществе;

- охарактеризовать исторические, социокультурные и международные аспекты становления политической системы Государства Израиль;

- показать положение арабского меньшинства в структуре политических институтов современного израильского общества;

- рассмотреть факторы, влиявшие на процессы политической и социальной интеграции арабского населения в первые десятилетия существования Израиля;

1 Гейзсль 3. Политические структуры государства Израиль. 2001; Крюков А.А. Израиль сегодня. Страноведческий словарь-справочник. М., 2000.

- выявить особенности участия арабского населения Израиля в общенациональных, региональных и местных выборах и значение этогф участия для процесса политической интеграции;

- проанализировать роль системы образования в Израиле как фактора социально-политической интеграции арабского населения.

Теоретической основой и источниковедческой базой данного диссертационного исследования послужили работы арабских, израильских, западноевропейских, североамериканских и российских исследователей, посвященные проблемам положения арабского населения в израильском обществе.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что это практически единственная работа на русском языке, специально посвященная проблемам политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество. Кроме этого, основными пунктами научной новизны могут быть названы следующие:

- проанализированы место и роль арабского населения в социальных процессах, происходивших в израильском обществе с момента возникновения Государства Израиль;

- показано влияние процесса модернизации на социально-политическое положение арабского этнического меньшинства в израильском обществе;

- охарактеризовано реальное положение арабского населения в структуре политических институтов и политических отношений современного израильского общества;

- выявлены особенности электорального поведения арабского населения на выборах в Кнессет, региональные и местные органы власти;

- показаны особенности влияния образовательной системы Израиля на процесс социально-политической интеграции арабского населения.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы для решения проблемы интеграции арабского этнического меньшинства в израильское общество. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу дальнейшего научного исследования социальных и политических процессов в Израиле, для разработки подходов к окончательному урегулированию Ближневосточного конфликта. Кроме того, материалы диссертации могут найти применение и в учебном процессе при изучении курсов политологии, политической социологии, этнополитологии, политической истории и других социально-политических дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры международных политических процессов философского факультета Санкт

Петербургского государственного университета.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения,

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Абу Эта Сами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арабское национальное меньшинство Израиля прошло несколько стадий развития и изменения как в социальной и общественной. Так и в политической и экономической ферах. Эти изменения, позитивные сдвиги оказали влияние на жизнь индивида, его понимание и восприятие им действительности, окружающей его, и проблем, связанных с этим. Длительное время являя собой преимущественно деревенское. Традиционное общество, арабское меньшинство Израиля встало на путь перехода к городскому.

Автор данного исследования попытался дать-всесторонний обзор важнейших моментов развития, специфики процесса политической, общественно-социальной и экономической интеграции арабского национального меньшинства страны в жизнь израильского общества. Автор подробно останавливается на проблеме политической интеграции и вливания той части арабского населения, которое имеет высшее образование; сущность процесса, который происходил в арабском секторе в этих двух сферах. Что касается политической интеграции в рамки политической жизни Израиля, то можно сказать, что те властно-политические формы, которые в разрозненном виде предлагались арабскому населению страны, не смогли изменить уровень преданности или лояльности отдельно взятого индивида традиционным рамкам.

Арабское меньшинство Израиля прошло ряд крайне важных стадий развития, трансформации. Среди наиболее влиятельных можно назвать следующее: качественный скачок в сфере формы и вида избрания от традиционного руководства к выбору руководства из образованных слоев, сознающего и стремящегося выполнить требования, повлиять на ход разрешения проблем арабского меньшинства страны. Избранные таким образом арабские представители в Кнессет, или израильский парламент являются патриоты, имеющие высшее образование, которые выставляют на обсуждение проблемы арабского сектора, причем более рьяно и достойно, в чем нет никаких сомнений, по сравнению с их предшественниками.

С точки зрения политической интеграции предыдущие традиционные политические структуры пытались использовать процесс вливания в сионистские партии ради достижения исключительно личных интересов и выгод. Поэтому политический образ поведения арабского индивида имел на себе отпечаток семейно-классовых стимулов в то время, когда местные партии были заодно с лидерами и главами кланов. Из этого появлялась специфика политической структуры арабского населения, основной чертой или признаком которой являлось объединение вокруг кланового или семейного принципа, но не на идеологической основе, или, по крайней мере, в меньшей степени, которая бы могла объединить все арабское население страны. Как это обстоит в политических программах в современных развитых обществах.

Можно сказать, что для арабского населения Израиля присущи два вида, две категории политического поведения. В прошлом и вплоть до 70-х годов можно было наблюдать, что избирательное поведение по клановому признаку есть господствующая в арабском обществе форма политического выражения. В начале 80-х годов с возникновением и началом функционирования арабских национально-патриотических партий и избирательных списков, в программах которых четко и ясно звучал призыв с требованием соблюдения интересов арабского национального меньшинства в Израиле, начался процесс снижения активности и влиятельности, а в дальнейшем и полного ^1Счезновения^ с политической арены страны традиционалистиче-ских партий, что подорвало их влияние среди арабского населения и привело к замене системы, к прямому вливанию представителей арабского сектора в сионистские партии, от практиковавшейся ранее системы создания избирательных списков или партий - сателлитов под эгидой сионистского движения.

Кроме того, можно ввести еще одну классификацию форм политической активности и поведения на выборах арабского меньшинства Израиля на уровне представительства: местные и региональные выборы. Так, была замечена следующая тенденция: при проведении региональных выборов в Кнессет, или израильский парламент, процент участия в них, интерес, проявленный среди арабского населения к ним, ниже, чем аналогичные показатели на выборах в муниципалитеты и местные советы. Это явление можно объяснить следующей причиной: арабский индивид склонен полагать, видеть в местных органах власти силу, которая скорее будет отвечать интересам его и реализовывать его требования. Как результат этого видения процент участия в местного значения выборах, который приблизительно составляет 90%, в то время как на выборах в израильский парламент принимает участие не более 70% населения.

Из этого можно сделать вывод, что движение процесса партийно-политической интеграции среди арабского населения Израиля осуществляется за счет стимулов и причин материального характера, а соображения кланового порядка превалируют над сходством или идентичностью по взглядам или идеологическим воззрениям.

Изменения в форме деятельности различных арабских движений и партий, являющихся представленными образованными слоями израильского арабского общества, которые произошли после 1967 года, являются результатом взаимосвязанных процессов, которые можно определить следующим образом:

1) возникновение и упрочнение идеи, понимания о единстве палестинского народа и национальной сущности;

2) быстрое (динамичное) внутреннее движение в сфере развития арабского общества Израиля.

В работе был представлен предел трансформации, которая произошла в структуре арабского общества. Это явилось результатом культурно-цивилизационного контакта, взаимодействия в Израиле. Еврейское общество Израиля пошло по пути развития, ориентируясь на Запад. И это то, воздействию чего подверглось арабское общество Израиля. Это, в свою очередь, привело к распаду семейных рамок и крушению единоличной власти - господства главы семейства, в частности в сфере принятия индивидуальных решений членов этой семьи. Образованное поколение заняло подобающее ей место, ибо оно сознавало всю глубину проблем арабского общества. Результатом этого стало возникновение национально-патриотических движений и избирательных списков в среде израильских арабов, которые призывали к решению проблем арабского меньшинства страны.

Вместе с тем, процесс вхождения и слияния арабского национального меньшинства страны в израильское общество и его жизни, так и не дал им по настоящий момент возможность или способность (и воззрениях их на процесс интеграции в политические структуры Израиля) на то, чтобы стать частью той силы, что является основой израильского патриотического единомыслия1. Это означает, что арабское меньшинство рассматривается и фактически оказывается вне рамок общества Израиля, не являясь, как остальные этно-конфессиональные группы, элементом при строительстве общества. Это и является одной из тех причин, в результате которых израильские арабы изменили направленность своей политической активности на выборах, т.е. от активного политического участия на выборах регионального уровня к выборам органов местной власти.

Несмотря на то, что очевидным фактом является процесс отделения в политической сфере арабского населения Израиля, так у них есть свои собственные партии в парламенте страны, однако с появлением новых национальных партий, было совершена попытка создания политических рамок для арабского меньшинства как средство решения насущных проблем арабского населения страны, чтобы можно было передать эти вопросы для рассмотрения в государственные институты власти. Однако, все это при том, что арабские партии не принимали участия в правительственной коалиции, ибо это (т.е. возможное участие) не поощрялось со стороны руко

1 Lustick, Ian. Arabs in the Sewish state. Univ. of Texas press. 1980. водства сионистских партий.

Арабское население Израиля прошло в своем развитии период накопления опыта и интенсивный процесс политизации, созидания и познания национальной сущности. Практически все или по крайней мере подавляющее большинство представителей арабского населения страны едины во мнении относительно их взгляда на социальное. Общественное, политическое и экономическое их положение. Кроме того появилось осознание региональных проблем. Так, были созданы различные политические организации и прочие структуры, которые стремятся добиться реализации интересов арабского населения, решения их проблем. Хотя при этом существует тенденция стремления добиться на местном уровне своих собственных, личных интересов, задач и целей.

С созданием или возникновением нового национального движения взамен прежних партий и традиционного руководства, основной задачей и целью которых было удовлетворение лишь личных интересов и выгод, требованию, предъявляемому к государству и правительству, о предоставлении арабскому населению Израиля полного равенства, удаление всех проявлений дискриминации - была придана новая форма.

Как указывалось уже выше, именно то новое качество тех лиц, кто теперь возглавил национальное движение арабов-палестинцев, новые партии и избирательные списки, кто пытался найти выход, принять какое-либо решение проблеме дискриминации, добивался интеграции арабского населения Израилю во все сферы жизни страны. Было то, что это были уже выходцы из образованных слоев арабо-палестинского общества. Кроме того, новое руководство тщательно изучало и хорошо осознавало проблему отсутствия интеграции арабского меньшинства страны в жизни ее общества. Так, это руководство делало все возможное в ее силах, чтобы направить потоки финансовой помощи и бюджетных дотаций, соответствующих требуемым суммам, на нужды развития арабских городов и деревень, причем в соответствии с теми же мерками и стандартами, которые приняты для расчета в бюджетных сметах на жилищное строительство, принятых в еврейском секторе страны.

Кроме того, можно наблюдать рост активности и усилий со стороны арабских представителей в Кнессете, которые являются лучшими среди образованной части арабского населения из представителей арабо-палестинского национального меньшинства в ИзрашГе. Так, они проделывают огромную работу, затрагивая много усилий на то, чтобы внести свои предложения, а порой, чтобы просто поднять на повестку дня на сессиях израильского парламента, или Кнессета, вопросы, касающиеся проблем арабского национального меньшинства страны с целью улучшения условий интеграции арабского населения и самого требования вливания его во все сферы жизни израильского общества.

Многие вопросы - проблемы были уже вынесены на рассмотрение Кнессета, арабскими депутатами. В частности, за прошлый год: связано с распространением проблемы безработицы и требованием найти решение этой проблеме, ибо арабское населения, точнее те из них, кто имеет высшее образование более всего страдают от этой проблемы. В этой связи было выдвинуто требование открытия перед ними сферы трудоустройства в правительственные и государственные учреждения, дабы их принимали на государственные должности в соответствии с их дипломами о высшем образовании.

С момента образования государства Израиль арабское население этой страны получило значительный, можно сказать достаточно интенсивный и быстрый, политический опыт, отличающийся своим разнообразием.

Однако этот процесс не имел себе подобного в сфере образования. Аппарат системы арабского образования оставался таким, каким был он, продолжая проходить процесс развития, изменения и модернизации крайне медленными темпами, которые не соответствовали и не могли идти в ногу с целями и задачами интеграции арабского населения Израиля. Кроме того, следует отметить следующий факт: в результате острой потребности из-за скудного финансирования в ассигнованиях из бюджета выполняют учебный процесс настолько, насколько им позволяют возможности, проходя мимо или попросту игнорируя процесс формирования личности учащегося с точки зрения его национальных и общественных ценностей. Вместо того, чтобы быть учебным заведением, школы превращаются и функционируют как «средство общественно-социального изменения». Сам аппарат арабской системы образования — воспитания стал средством обучения предметам, но не более, не неся на себе воспитательную функцию. И это с той лишь целью, чтобы получить желаемое свидетельство в конце процесса обучения.

Конечно, нельзя отрицать значительного прогресса, изменения в лучшую сторону, которые произошли практически во всех сферах жизни арабского населения Израиля, если сравнить настоящее положение вещей с тем, каким оно было на момент образования государства Израиль. Однако этот стандарт не может быть использован как объективное мерило, посредством которого можно было бы обрисовать четкую картину положения арабского населения с точки зрения его развития и модернизации.

Если быть объективным с целью рассмотрения вопросов развития и проблем арабского национального меньшинства Израиля, следует сравнить уровень жизни арабо-палестинского общества со средним уровнем жизни остального населения страны. Именно здесь и таится тот отправной пункт, который свидетельствует о том, что картина не так уж радужна, что процесс интеграции практически отсутствует, а о равенстве израильских арабов и говорить не приходится. Хотя многие официальные лица из еврейского населения с гордостью заявляют о результатах сравнения положения арабского населения при создании государства Израиль и того, каким оно стало ныне, мол «смотри то, как оно изменилось в лучшую сторону». Но на самом деле арабское население обременено постоянными заботами относительно многочисленных проблем в их жизни, запутанных и трудных, думая о возможных путях их решения или по крайней мере облегчения, сглаживания их остроты.

В последнее время социальные проблемы стали осложняться, а положение в социальной сфере тем самым ухудшаться. Можно наблюдать процесс роста уровня преступности. Современная молодежь оказывается \У не у дел, праздно слоняясь. Причиной этого является отсутствие каких-либо культурно-воспитательных рамок, которое бы обеспечивали бы контроль над молодежью, в послеучебное время; кроме того, на это сильно влияет значительный поток тех, кто по каким-либо причинам бросает школу. Как, впрочем. Растущий уровень безработицы - это то же одна из существенных проблем арабского общества Израиль.

Площадь территорий, находящихся под воздействием - влиянием арабских городов и деревень неуклонно сокращается. Многие жители оказались без земли. Причиной этого является продолжающиеся политика экспроприации земли. Результатом такого курса становится рост цен на^ земельные участки, что приводит в тупик молодежь, желающую найти участок земли для постройки себе дома. Кроме того, в большинстве городов и деревень, вследствие такой политики, не осталось более земельного фонда, который можно было бы предоставить для строительства школ или других общественных зданий, в которых был предоставлялись различные услуги арабскому населению.

То стесненное положение, тот кризис, в котором ныне существует арабское население Израиля, не предвещает ничего хорошего и в ближайшем будущем, ни когда-либо еще; ни в ближайших, ни в дальних горизонтах не наблюдается каких-либо действий и малом на пути решения коренным образом проблемы интеграции арабского населения в израильское общество.

Как отмечалось в последнем разделе данной работы, в арабском секторе страны наблюдается кризис трудоустройства, особенно среди выпускников высших учебных заведений.

Кроме того, напряженная политическая атмосфера в еврейском секторе Израиля, вызванная безвыходным политическим положением, в котором оказался конфликт с палестинцами - все это ведет к возникновению ощущения у израильских арабов, восприятия ими того кризисного положения, в котором они оказались, того, что они не приняты в еврейский сектор страны, наконец, чувства отчужденности.

На сегодняшний день арабское население компактно проживает в 108 городах и деревнях. Кроме того, существуют пять городов смешанных в этническом плане, где также проживает арабское население. Это Хайфа, Акка, Яффа, Луд и Рамалла. Площадь всех этих городов и деревень составляет всего 2,5% от общей площади страны, притом, что арабское население Израиля образует 15,9%, т.е. почти 1/5 всего населения1. В 1948 году произошел самый мощный процесс переселения арабов из деревень, когда количество брошенных деревень составило 531, а общее число беженцев (как правило, они отправлялись в соседние арабские страны) составило 804 766 человек. Кроме того, до 1948 года в распоряжении евреев находился земельный фонд площадью 1 682 ООО докумов , а у палестинцев — 1 465 ООО, половина от которой затем была экспроприирована Израилем3.

С момента образования государства Израиль было основано около тысячи еврейских городов и деревень, но среди них не было ни одного арабского города или деревни, т.е. арабское население Израиля продолжало жить в тех же городах и деревнях, как и прежде, т.е. в тех, которые остались после войны 1948 года. Если принять в расчет естественный прирост населения, которые в свою очередь являлся мощным фактором давления на арабские города и деревни, явившись причиной еще большего сокращения территории, которые отводились под арабские поселения в стране, возможности развития городов и деревень в арабском секторе Израиля как в настоящем, так и в будущем еще более сокращаются. Кроме того,

1 Самуэль Джордж. Планы городов. Иерусалим, 2003.

2 Мера площади, равная 910 м2.

3 Данные взяты из израильских и палестинских источников. Бини Морис, Валид Халиди, Башир Кад-жи, Башара Муамар, Мустафа Дубач. Палестинский центр возвращения. Лондон, 2001. следует также помнить, что многие арабские города и деревни стали закрытыми, и не обладают землей.

Арабский сектор, кроме всего прочего, еще испытывает (по сравнению с еврейским) крайнюю необходимость в развитых промышленных районах. Большинство производственных районов в арабских городах и деревнях, если таковые находятся, требуют перепланировки и не соответствуют современным требованиям развития, ни возрастающим потребностям производства, в частности в сфере трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

Острота и напряженность процесса безработицы в арабском секторе не находит решения. И это опять-таки вследствие политического курса государства на пренебрежения к проблемам и вопросам арабского населения страны, к вопросу его интеграции в израильское общество.

Правительство и и государственные органы должны пересмотреть свою политику в отношении арабского меньшинства, особенно в связи с тем, что время от времени происходят демонстрации протеста, которые приводят к кровавым столкновениям, что ухудшает арабо-израильские отношения. Так, например, после событий октября 2000 года, когда было убито 13 человек из арабской молодежи, правительство сформировало специальную комиссию для расследования причин случившегося. Эта комиссия, названная «Ор», впрочем, до сих пор не пришла ни к каким заключениям.

Многие в израильском правительстве предостерегали от промедления и продолжения курса, препятствующего интеграции арабского населения. Так, в докладной записке от 12 января 1952 года, Александр Дотан -чиновник в министерстве иностранных дел — предостерегал от продолжения существующего курса, который вынуждает палестинцев, проживающих в Израиле, ощущать себя гонимым этническим меньшинством в стране1. Для предотвращения этой опасности необходимо следовать такой

1 Архив государственный 2/2445 (948-11). стратегии, которая ставит своей целью интеграцию, причем полную, арабского населения Израиля в жизнь страны путем открытия перед ними дверей, которые допустили бы их к высшим должностям в государственных компаниях и правительственных структурах.

Результаты этого предостережения, сделанного много лет назад, имели место в 1976 и 2000 годах. Правительство и государственные органы власти должны понять и найти решения, которые коренным образом изменили бы положение в вопросе интеграции арабского национального меньшинства Израиля, положить такие решения, которые бы основывались на исполнении их центральной властью последовательным путем, после того как будут сделаны детальные исследования, которые четко обрисуют картину и положение арабского меньшинства страны. Эти исследования должны быть проведены лицами, имеющими высшее образование из представителей арабского населения. И решения должны исполняться иреали-зовываться на практике, что должно в свою очередь содействовать и быть основой действительному процессу интеграции арабского населения государства Израиль во все сферы жизни этой страны и его общества.

Рекомендации

1. Необходимо наладить систему наполнения законов, которые дают реальное представительство израильским арабам, принятие их на государственные должности.

2: Создать возможность трудоустройства для арабского меньшинства в различных государственных учреждениях.

3. Планирование и выделение соответствующих бюджетных средств на сокращение / уменьшение той пропасти, которая существует в аппарате системы образования арабского и еврейского населения, причем это должно касаться всех вопросов (учебное время, здания и так далее).

4. Планирование и строительство новых арабских городов и сел для решения жилищной проблемы.

5. Развитие производственных районов для предоставления новых рабочих мест для арабского меньшинства и участия в них государственных компаний.

6. Прекратить смотреть на арабское население с подозрением, а воспринимать его как национальное меньшинство, у которого есть свои требования и свои права.

7. Соответствующее представительство образованной части арабского населения в государственных компаниях и департаментах.

8. Поддержка арабо-еврейского сотрудничества путем создания совместных предприятий.

9. Отказаться от политики непринятия арабского меньшинства в составе жителей еврейских городов, дать им право выбирать самим место проживания.

10. Провести в парламенты такие законы, которые официально запретили государственным департаментам проводить политику дискриминации против арабских граждан или выдача разрешений со стороны министров и прочих лиц, что приводит и создает напряженность в арабо-еврейских отношениях. Требуется совершенно обратное: при возникновении какого-либо политического процесса или кризиса в сфере безопасности или социального характера кризиса ответственные лица должны твердо держаться позиции нейтралитета и всеми средствами умиротворять ситуацию, но учитывая интересы и чувства арабского населения, а не подстрекать еврейскую часть, а также сознание важности создания совета из образованной части арабов и евреев, являясь как бы ветвью министерства правительства. Его функция - рассмотрение проблем и кризисов, предложение разрешения их.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Абу Эта Сами, 2005 год

1. Барковский Л.А. Арабское население Израиля. М., 1988.

2. Бовин А.Е. Записки ненастоящего посла. М., 2001.

3. Гейзель 3. Политические структуры Государства Израиль. М., 2001.

4. Государство Израиль в 80-е годы (очерки). М., 1992.

5. Государство Израиль: экономика и политика. М., 1982.

6. Израиль: Карманная энциклопедия. М., 2000.

7. Корнилов А.А. Меч и плуг Давида Бен Гуриона. Нижний Новгород, 1996.

8. Крюков А.А. Израиль сегодня: страноведческий словарь-справочник. М., 2000.

9. Никитина Г.С. Государство Израиль (особенности экономического и политического развития). М., 1968.1. На английском языке

10. Andrevv;c.Garos.l970.group political in communistSociety.new york.

11. Avniry,uri.l968.Israel without zionist.New york.

12. Bernard Wasserstein. 1973.Divided Jerusalem:thestruggel for the holy city.

13. Beretz Don.1958.Israel and the PalestineArabs.Oxford University Press.London.

14. Badi, Joseph. 196 l.Fundimental Lows of the State oflsrael.New York.

15. Bentwice,Norman. 1960.Jews in our timePenguin.London.

16. Chaim,Weizman.l962. Apiography by severalhands.London.

17. Coleman,in Almond and Coleman,ed"s.l960.Politics of Developing Areas.Princeton.

18. Diala,Khassawneh.2001 .Palestinian UrbanMansions.Jerusalem.

19. David,Marsh. 1971.Political Socialzation:theimplicit Assumptions Questioned.British journal of political science.London.

20. Dennis,Kavanagh. 1972.Political Behaviour and Political Participation.Manchester University.

21. Dwairy,M. 1998.Cross -Cultural Counseling:the arab Palestinian Case .New YorK.

22. Davison,Rodric.l963.Reformen In Ottoman Empire.Prinston.

23. G,Welty.l977.The Rise And fall of Settler Colonial Regime.Detroit Michigan.

24. Helena,Lindholm. 1999.The reconstruction of Palestinian nationalism.Shulz Manchester UniversityPress.

25. Hofsted,G.1980.cultures consequences:Defference in work related values.London.

26. Jiryis,Sabri.l976.The Arabs In In Israel.New YORK.

27. Jams,J,Mcdonald. 1951 .MY Mission In Israel.New York.

28. Kanaana,Sharif.l975.Sur vival Strategies Of Arabs In Israel-Bir-Zeit University.Bir Zeit.

29. Meron,Binbinisti.2000. The Buried History of the holy land since 1984.University of California.

30. Marmorstein,Emil. 1969.Heaven at bay ,thejewish Kulturkamph in the holy land.London.

31. Marcia,J,E.1980.Identity in Adolescence.New York.

32. Mari,Sami. 1978.Arab Education IN Israel.Syracus.n.y.

33. Richard,Rose and Derek Uruin. 1969.Social Cohesion,Political Parties Sage Puplication's inc.

34. Sammy,Smooha. 1984.The oriantation and Politicization of the Arab Minority In Israel.Haifa.

35. Samoul,H,Beer.l958.Group Representation in Britain and the united State"the annals and the american academy of political and Social Sciences.

36. Smooha and Hofman. 1976.some proplems of arabs-jews coexistence in Israel.middle east review winter.

37. Samul P,Huntigton.l968.Political order in changing Societies.New-Haven.

38. Schwartz,Walter.1959.The Arabs in Israel.London.

39. Talmon,J,L. 1970.Israel Among the Nations.London.

40. The Arabs Assoiation Of Human

41. Rights.25-oct-2000.Dusions Of Coexittence in the42. Galilee.Nazareth.Israel.

42. Vanden,Berghe. 1967.Race and Racism.New York.44. www.mof.gov.il45. www.education.gov.il46. www.arabs48.com47. www.knesset.gov.il

43. Zve, Fbloske. 1968.1srael Land Beirut.

44. На арабском языке и языке иврит

45. Асаф Михаель. Арабо-еврейские связи в стране. Тель-Авив, 1970.

46. Асколи Арон. Христианские движения в Израиле. Иерусалим, 1956.

47. Атенгер Шамуэль. История народа Израиля в новое время. Тель-Авив, 1969.

48. Хадж Маджид. Арабское население с высшим образованием в Израиле и особенность их поведения. Хайфа, 1988.

49. Хадж Маджид. Кризисная ситуация в сфере трудоустройства арабского населения с высшим образованием в Израиле. Хайфа, 1988.

50. Дубаг Мустафа Мурад. Палестина наша страна. Бейрут, 1976.

51. Изенштадт Шамуэль. Израильское общество. Иерусалим, 1967.

52. Порохов. Писания. Тель-Авив, 1955.

53. Бараславский Моша. Рабочие движения в стране. Тель-Авив, 1966.

54. Бергаман Ариях. Промышленность и политика в сфере производства в Израиле. Иерусалим, 1986.

55. Зильберберг. Распределение населения в Израиле в период с 1948-1972 гг. Иерусалим, 1973.

56. Батах Гази. Воспитание политической кооперации в арабской школе. Хайфа, 1988.

57. Бен Шахир Хаим, Эммануэль Маркс. Социально-экономические исследования. Тель-Авив, 1972.

58. Бадран Набиль. Образование и модернизация в Палестине в период с 1918-1948 гг. Бейрут, 1969.

59. Бен Сасун, Хаим Гейлель. История народа Израиля в средние века. Тель-Авив, 1969.

60. Бенгурион Давид. Воспоминания. Тель-Авив, 1969.

61. Баин Аякс. История сионистского переселения. Рамаджан, 1970.

62. Белви Умрам. На стенах твоих о Иерусалим. 1967.

63. Бензиман Аузи, Май Мансур Аталла. Повелитель из повелителей. Иерусалим, 1992.

64. Бутрус Галим. Исследования политических течений. Каир, 1961-1962.

65. Баракат Халим. Современное арабское общество. Бейрут, 1984.

66. Цедун Ашир. Палата депутатов. Иерусалим, 1972.

67. Отчет управления правительственных компаний. Иерусалим, 1995.

68. Жолани Жедуан. География традиционной деревни деревня Тыба. Иерусалим, 1967.

69. Общество Секави — общество поддержки социального равенства. Отчет за 2002-2003 гг. Иерусалим, 2002-2003.

70. Жонин Омера, Расим Хамаиси. Напрвление и распределение населения арабского меньшинства в Израиле. Иерусалим, 1992.

71. Жонин Омера, Расим Хамаиси. Центры регионального развития арабо-еврейских поселений. Иерусалим, 1992.

72. Ханас Алях. Палестина и модернизация ее жизни. Нью Йорк, 1919.

73. Хайдер Азиз. Арабское население с высшим образованием. Иерусалим, 1993.

74. Хайдер Азиз. Арабское население в экономике Израиля. Хайфа, 1991.

75. Бен Цвейн. Бенъямин Герцель. Рамат Джан, 1968.

76. Даванов Шамун. История евреев. Тель-Авив, 1969.

77. Хамди Мухаммад. Способы и методы статистических исследований. Еаир, 1965.

78. Ротшильд Маир Манафим. Раздел. Иерусалим, 1969.

79. Рейхас Илия. Арабы Израиля и арабы оккупированных районов: политическое объединение и национальная солидарность. 1989.

80. Рафик Мухаммад, Мухаммад Багд. Научное рассуждение. Вилаеты Бейрута. Бейрут, 1917.

81. Разумберг Энат. Развитие системы арабского образования // Магистерское исследование Университета Хайфа. Хайфа. 1985.

82. Розенфельд Генри. Они были феллахами. Тель-Авив, 1964.

83. Макфейер Роберт. Образование государства. Бейрут, 1965. (Перевод Хасана.Сааба).

84. Розенхейм Яков. Сочинения. Иерусалим, 1970.

85. Расим Хамаиси. Поощрения инициативных предложений в арабских поселениях Израиля. Иерусалим, 1993.

86. Саммуха Сами. Власть в Израиле. Иерусалим, 1984.

87. Сайд Хасан Ибрагим. Система арабского государственного образования в Израиле в период Британского мандата. Хайфа, 1989.

88. Саффер Арнон. Географическое и демографическое положение в Израиле. Хайфа, 1988.

89. Смилянский Мойша. Сцены из истории переселения. Тель-Авив, 1959.

90. Серкин Мари. Мой отец Нахман Сайр Кан. Иерусалим, 1970.

91. Слуцкий Ягуда. Предисловие к истории рабочего движения в Израиле. Тель-Авив, 1973.

92. Самих Ханух. Выборы в Израиле. Тель-Авив, 1978ю

93. Самуха Сами. Арабо-еврейские связи в Израиле. Связи между большинством и большинством. 1976.

94. Сперский Ша. Система образования в Израиле. Тель-Авив, 1971.

95. Сафри Иса. Палестина между Сионистским режимом и Мандатом.1. Яфа, 1937.

96. Саат Ахмад. Экономическое развитие Палестины. Хайфа, 1985.

97. Сахман Цибура. Влияние методов правления на чувства образованных арабов в Израиле. Хайфа, 1992.

98. Шапира Юсаф. Сто лет. Исраэль. Тель-Авив, 1970.

99. Шамуэль Мойша. История Сионизма и рабочее движение. Тель-Авив, 1961. '

100. Шаульи Мишаль. Социальная политика в Израиле. Иерусалим, 1971.

101. Шамир Шамун. Образование арабов и образование нас самих. Иерусалим, 1985.

102. Штендаль. Меньшинства в Израиле. Иерусалим, 1972.

103. Штендаль. Арабы Израиля между молотом и наковальней. Иерусалим, 1992.

104. Шульма Шамуэль. Социально-общественные связи и задача развития в современном поколении. Тель-Авив, 1995.

105. Шолямет Карми, Розенфельд Генри. Урбанизация сельских жителей в Израиле. Хайфа. 1977.

106. Сарсур Саад. Проблема воспитания в среде арабского меньшинства страны. Тель-Авив. 1985.

107. Сабри Джарис. Арабы в Израиле. Бейрут, 1973.

108. Абддуль Латиф. Система арабского образования в период Мандата над Палестиной. Лондон, 1956.

109. Али Ильязарик. Палестинцы в Израиле. 2001.

110. Ата Камри. Националистические настроения в Израиле. Хайфа, 1992.

111. Арар Абд аль Азиз. Палестинская деревня между преобразованием и застоем. 1985

112. Араф Шукри. Арабо-палестинская деревня, основание и жизнь. Иерусалим, 1985.

113. Ганаим Захир. Аккский Пашалык в период Танзимата. Бейрут, 2001.

114. Гаринбаум Ицхак. Сионистское движение. Иерусалим, 1956.

115. Горни Юсуф. Избранные главы Второй Энциклопедии. Тель-Авив, 1967.

116. Фильд Маршал. Военные операции в Израиле. Тель-Авив, 1979.

117. Филнан Заиф. Поселения в Израиле. Тель-Авив, 1971.

118. Кияли абд-Алвахаб. Новая история Палестины. Каир, 1985.

119. Корф Яков. Распределение бюджетных средств на социальные услуги 2002 года. Центр политических и Социальных исследований. Иерусалим, 2002. '

120. Кляузнер Юсуф. Два основателя государства Израиль. Иерусалим, 1955.

121. Кленов. Р. Евреи и арабы как сила действия в Израиле. Тель-Авив, 1990.

122. Кохи Арон. Израиль и арабский мир. Тель-Авив, 1964.

123. Кохи Юна. Главы из истории национально-религиозного движения. Тель-Авив, 1973.

124. Кауфман Ихзакаэль. История евреев. Тель-Авив, 1972.

125. Совет сорока. Не придуманные арабские деревни. Насыра, 1992.

126. Совет и конференция социальных услуг для арабов в Израиле. Насыра, 1987.

127. Конференция по проблемам образования в Израиле. Решения о положении арабского образования в Израиле. Насыра, 1998.

128. Лайфена Йазер. Политическая история. Тель-Авив, 1961.

129. Лидерман Цухак. Поселения в стране в период 1870-1952 гг. Тель-Авив, 1952.

130. Мазрахи Робер. Сосуществование или война. Бейрут, 1968.

131. Мустафи абд аль-Вхид. Общество Израиля. Абу Даби, 2001.

132. Центр палестинских исследований. Решение ООН по вопросам Палестины и арабо-израильского конфликта.

133. Мури Сали. Школы и общество в арабской деревне в Израиле. Иерусалим, 1984.

134. Конференция по арабскому образованию и проблемам требованиям, предъявляемым к системе образования. Омар, 1985. 3. 23.

135. Мадзини Мойша. Политический курс сионизма. Иерусалим, 1934.

136. Мархаф Бейруте. История рабочего движения на израильской земле. Тель-Авив, 1967.

137. Маир Цухан. Сионистское движение в России. Иерусалим, 1974.

138. Норик Мардахай. Сионистская конференция в России в Минске. Иерусалим, 1963.

139. Гофман Джон. Чтобы быть евреем и арабом в Израиле!? // Арабо-еврейские связи. 1988.

140. Хайман Михаэль. Сионистское движение и планы поселения. Тель-Авив, 19675.

141. Харай бен Алуф. Гашин Асад взгляд назад и взгляд вперед на равенство и интеграцию. Иерусалим, 1997.

142. Ваким. Проблема арабов-эмигрантов в Израиле. Тейб, 1992.

143. Йафья Халиль. Положение эмигрантов. Иерусалим, 1971.

144. Йаниф. Безработица и ее уровень // Институт национального страхования. Иерусалим, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.