Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Шефова, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат наук Шефова, Елена Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Детская музыка композиторов русского зарубежья
в контексте феномена культуры эмиграции
1.1. Актуализация феномена памяти жанра в миниатюрах детских циклов
1.2. Детская музыка русского зарубежья: А.Гречанинов,
С. Борткевич, А. Черепнин
Глава II. Мифопоэтическая картина мира в детских альбомах
русских композиторов
2.1. Бинарная логика детского мира
2.2. От мифологемы младенца играющего к образу-смыслу
Глава III. Духов н ы й реализм как мировоззрение и художественный метод композиторов русского зарубежья
3.1. Молитва и колыбельная в творчестве А. Гречанинова:
образ матери как символ света
3.2. Христианские мотивы в «Музыкальных картинках по сказкам Г.Х. Андерсена» ор. 30 С. Борткевича
3.3. Агиографический канон и сюжетно-композиционный строй цикла «История Святой Терезы Младенца Иисуса» ор. 36 b
А. Черепнина
Заключение
Библиография
Приложения
1. Указатель детских фортепианных альбомов композиторов русского зарубежья
2. Нотные примеры
3. Избранная иконография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Творческий путь и фортепианное наследие С.Э. Борткевича2017 год, кандидат наук Резник Анна Леонидовна
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины ХХ веков2011 год, доктор искусствоведения Немировская, Иза Абрамовна
Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков2014 год, кандидат наук Базилевич, Мария Владимировна
Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля и семантики2013 год, кандидат искусствоведения Толстая, Екатерина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья»
Введение
Детские фортепианные альбомы, как одно из специфических явлений музыкальной культуры, привлекают внимание, прежде всего, своей популярностью. Проблема опоэтизированного приобщения детей к миру искусства в прошедшем XX веке не потеряла своей актуальности и всё сильней притягивала композиторов.
В то же время информация о данной странице музыкальной культуры до сих пор не систематизирована. Отдельные пьесы из детских альбомов достаточно хорошо известны. Учебный репертуар музыкальных школ составляют самые популярные из них — «Солдатский марш», «Весёлый крестьянин», «Первая утрата» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Мазурка», «Старинная французская песенка» П.И. Чайковского и др. Как правило, эти миниатюры разучиваются и исполняются как самостоятельные номера. Их художественный контекст - то есть место и роль в том или ином авторском цикле, за редким исключением, не оговаривается педагогом.
Интерес к фортепианному детскому альбому в европейской профессиональной музыке XIX века был колоссален. Сочиняя пьесы для детей, композиторы понимали, что невозможно раскрыть перед подрастающим человеком ценности взрослого мира, небрежно относясь к ценностям детства. За сравнительно недолгий период детский альбом стал одним из ярких явлений мировой истории музыки. После Ф. Мендельсона и Р. Шумана, в этом направлении работали Ж. Бизе, Э. Григ, Ф. Лист, П.И. Чайковский. На рубеже XIX -XX столетий - К. Дебюсси, М. Равель, A.A. Ильинский, Г.О. Карганов, A.A. Копылов, А.Н. Корещенко, Ц.А. Кюи, Н.М. Ладухин, A.C. Лурье, С.М. Ляпунов, Г.А. Пахульский, В.И. Ребиков, C.B. Юферов. В XX веке популярность детского альбома лишь возросла. Композиторы самых разных направлений - от Б. Бартока, 3. Кодая, С.С. Прокофьева, ДД. Шостаковича до Р.Г. Бойко, С.А. Губайдуллиной, Г.В. Свиридова, H.H. Сидельникова и др.
предложили свой вариант наполнения детского альбома. Особый пласт образовали детские альбомы композиторов русского зарубежья -А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина.
Предлагаемая диссертация является первой обстоятельной научной работой, в которой представлен поэтический анализ фортепианных детских альбомов композиторов русского зарубежья - А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина. Музыка композиторов-эмигрантов — достаточно интересный, самобытный пласт, который в настоящее время в нашей стране малоизвестен, так как большинство нотных материалов до сих пор находится в зарубежных архивах и частных коллекциях.
Актуальность исследования обусловлена несколькими параметрами, основным из которых является отсутствие в музыкознании источников, специально посвящённых истории появления фортепианных детских альбомов в творчестве композиторов русского зарубежья.
Другой аспект актуальности диссертации определяется необходимостью внимания к детским альбомам композиторов русского зарубежья как к циклам со своей спецификой организации образов в систему, что представляет собственно поэтику композиции в целом. Кроме того, русский эмигрантский альбом обнаруживает такое удивительное постоянство содержания во времени и индивидуальных стилях, что закономерно возникает вопрос о его собственной поэтике.
Поэтика фортепианных детских альбомов композиторов-эмигрантов базируется на фундаменте русской музыки и, в отличие, например, от советских циклов, оказывается более свободной, т.к. развивалась без цензуры и запретов, вне политического давления. Кроме того, художественная составляющая образа самого композитора в эмиграции представляется другой. В ней сохранились традиционные подходы к музыкальному искусству, воплотившиеся в обращении к вечным темам и вопросам бытия. Композитор-эмигрант выступил духовным лидером, пропитанным энергией духа потомков.
В связи с тем, что изучение поэтики фортепианных детских альбомов сочетает в себе как композиторскую, так и исследовательскую стороны вопроса, исследователь вправе формировать свою интерпретирующую поэтику, разумеется, в соответствии со своими художественными представлениями, а также выступать «в роли своеобразного комментатора, толкующего поэтический мир композитора ...» [173].
Наиболее близким для исследования явилось понимание поэтики крупнейшим композитором XX столетия А.Г. Шнитке. В одной из статей, посвященной творчеству И.Ф. Стравинского, поэтика в его интерпретации предстала в виде скрещения эстетики и техники («... нечто вроде "эстетики техники" или "техника эстетики"») [193]. Именно такая интерпретация поэтики по отношению к детскому альбому предстаёт в данной диссертационной работе.
Необходимость восполнения теоретических пробелов в осмыслении феномена культуры эмиграции составляет ещё один, крайне важный аспект актуальности диссертационной работы. Становление личности и религиозных взглядов музыкантов проходило вдали от Родины. Эмигрантский период явился переломным для каждого из них, поэтому изучение данного временного отрезка жизни и деятельности композиторов также представляется ва ж-ным для понимания эволюции их творчества.
В силу определённых обстоятельств, искусственное умалчивание на протяжении десятков лет о творчестве русских композиторов-эмигрантов, уникальный культурный пласт в наши дни остаётся невостребованным, в результате чего проблема преемственности ценностей и традиций встала достаточно остро. До сегодняшнего времени замечание о необходимости ликвидации пробелов в освоении данной тематики, сделанное А.Д. Алексеевым ещё в конце 60-х годов XX столетия, остаётся актуальным. Поскольку поэтика фортепианного детского альбома в русской музыке композиторов-эмигрантов I половины XX столетия достаточно не освещена, настоящее ис-
следование предполагает изучение этой сферы как автономного явления культуры рассматриваемого периода.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время анализу фортепианного детского альбома в творчестве композиторов-эмигрантов не посвящено ни одного специального научного исследования. До сих пор, в отечественной и зарубежной музыкальной науке предпринимались попытки проанализировать, в основном, отдельные произведения А.Т. Гречанинова, а детские миниатюры композиторов-эмигрантов - С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина, — не становились объектом специального изучения.
Поскольку информация о фортепианных детских альбомах в творчестве композиторов-эмигрантов разнородная, то логичным будет рассмотреть степень изученности темы по каждому композитору отдельно.
А. Т. Гречанинов. До сих пор, в отечественной музыкальной науке предпринимались шаги в изучении лишь отдельных произведений А.Т.Гречанинова из циклов «Детский альбом» ор. 98, «Бусинки» ор. 123, «День ребёнка» ор. 109 и в поле зрения исследователей попадали совершенно разные стороны вопроса. Так, Ю.И. Паисов, О.М. Томпакова, внёсшие значительный вклад в изучение творчества А.Т. Гречанинова, по тем или иным причинам не уделили в своих монографиях специального внимания анализу детских фортепианных альбомов композитора. Труд Ю.И. Паисова «Александр Гречанинов. Жизнь и творчество» [139] - первое крупномасштабное исследование, посвящённое А.Т. Гречанинову. Фортепианное наследие композитора в данной области представлено несколькими примерами из «Детского альбома» ор. 98, «Бусинок» ор. 123, ссылками на циклы «Сказочки» ор. 118 и «День ребёнка» ор. 109. Монография О.М. Томпаковой [170] представляет полный список музыкальных и литературных произведений композитора, что формирует представление об объёме сочинённой музыки для детей. В работе недостаёт упоминания о последнем фортепианном альбоме А.Т. Гречанинова «Письма другу» ор. 197, который композитор сочинил за шесть лет до своей кончины.
Из числа музыковедческих работ, непосредственно представляющих интерес для данного исследования, является монография Е.А. Сорокиной [161], в которой затрагиваются вопросы эволюции детской темы в русском музыкальном искусстве. Рассматривая тематические пласты, характерные для мира детства в русской музыке, автор в качестве иллюстраций приводит пьесы из «Детского альбома» ор. 98, «Дня ребёнка» ор. 109 и «Бусинок» ор. 123.
Ещё одна работа - Д.И. Баязитовой [20], где исследовательским аспектом стала область изучения интонационной лексики, круг анализируемых произведений А.Т. Гречанинова неизменен: «Детский альбом» ор. 98, «День ребёнка» ор. 109, «Бусинки» ор. 123.
Аналогичная ситуация со степенью изученности феномена фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья сложилась и в зарубежном музыковедении. Количество фортепианных пьес сборника «The Gretchaninoff Collection. 20 Piano Works by Alexander Gretcha-ninoff Selected and Introduced by Maurice Hinson» (Собрание произведений Гречанинова. 20 фортепианных пьес Гречанинова в редакции Мориса Хин-сона») [244], вышедшего в 1992 году в США, несколько расширилась. Здесь представлены пьесы из циклов: «Детский альбом» ор. 98, «На зелёном лугу» ор. 99, «День ребёнка» ор. 109, «Мимолётные мысли» ор. 115, «Дедушкин альбом» ор. 119, «Бусинки» ор. 123, «Росинки» ор. 127 а. Американский пианист и педагог доктор Морис Хинсон расположил пьесы из разных альбомов Гречанинова по принципу возрастающей трудности, предварив каждую исполнительским комментарием.
С.Э. Борткевич. Несомненный интерес представляет диссертация А.И. Булкина «Фортепианный детский альбом: пути становления, поэтика жанра», в котором автор в числе других циклов, исследует альбом «Музыкальные картинки по сказкам Г.Х. Андерсена» ор. 30 С.Э. Борткевича с точки зрения разновидности жанра альбома. В зарубежном музыкознании данной проблеме не посвящено ни одно исследование. С информацией о компо-
зиторе, списком сочинений можно ознакомиться на англоязычном мемориальном сайте, посвященном С.Э. Борткевичу1.
А.Н. Черепнин. Попыток, осветить проблему, связанную с детской музыкой А.Н. Черепнина, в России пока не предпринято. В зарубежном музыковедении, среди возрастающего общего интереса к творчеству композитора, детская музыка в виде списка сочинений, представлена в монографии W. Reich «Alexander Tcherepnin» [246]. Кроме этого, на англоязычном сайте, посвященном династии Черепниных2, существует лишь перечень всех произведений Александра Николаевича.
Из этого следует, что детская музыка в контексте эмиграции, её истоки, самобытность, а также связь с другими образными сферами искусства, исторические и культурные ракурсы до сих пор были эпизодическими и нередко оставались за рамками исследований.
Объектом диссертационной работы избрана специфика воплощения мира детства в контексте феномена эмиграции.
Предметом изучения стала поэтика детских фортепианных альбомов композиторов русского зарубежья (первой половины XX века).
Цель работы заключается в воссоздании целостной картины становления и развития детской тематики в фортепианных альбомах композиторов-эмигрантов.
Исходя из установленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
— раскрыть в культурно-историческом контексте роль композиторов-эмигрантов и место детских фортепианных альбомов, с присущими специфическими качествами в их творчестве;
— изучить феноменологическое понятие память жанра;
— соотнести особенности поэтики бинарной логики мира детства на музыкальном и содержательном уровнях текстов альбомов;
1 http://members.ziggo.nl/wolak/homedrive.ziggo.nl/
2 http://www.tcherepnin.com/alex/basic_eleml .htm
- обобщить наиболее существенные результаты художественной эволюции мифологемы младенца играющего;
- сравнить претворение христианских мотивов и образов в произведениях композиторов-эмигрантов в контексте развития духовного реализма.
Материалом исследования послужили миниатюры детских фортепианных альбомов русских композиторов-эмигрантов — А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина. Подобный выбор обусловлен малой известностью многих опусов этих композиторов, написанных в период 1920-1950-х гг. Ввиду необходимости сопоставления, проведения параллелей и выявления некоторых общих особенностей, из круга внимания диссертанта не выпадают миниатюры из альбомов других русских композиторов, в частности, А.Н. Корещенко («Детские сцены» ор. 22), С.М. Ляпунова («Шесть детских пьес»), A.C. Лурье («Рояль в детской»), П.И. Чайковского («Детский альбом» ор. 39).
В качестве гипотезы в диссертации выдвинуто следующее положение: детский альбом композиторов-эмигрантов представляет собой самобытное явление и образует самостоятельный пласт в русской фортепианной музыке. Доказывается, что в поэтике альбомов соседство прошлого и будущего представляет вариант мирного сосуществования - прошлое, как «взгляд назад», апеллировало к памяти жанра, антиномиям, архетипу Бога-младенца, к религиозности, что в будущем привело к осознанию бинарной логики мира детства, образов-смыслов и активизировало поиски воплощения христианских мотивов в музыкальном произведении.
Методология исследования основана на комплексном подходе, сочетающем историко-стилевой и музыкально-аналитический методы. Методология опирается на приёмы и подходы, сложившиеся в трудах М.Г. Арановского [10; 11], Б.В.Асафьева [12-16], Л.П.Казанцевой [75-77], Е.В. Назайкинского [127-130], Л.А. Мазеля [107-110], В.В. Медушевского [115-119], В.Н. Холоповой [181; 182] и др.
Поскольку в фокусе исследования оказались детские фортепианные альбомы русских композиторов-эмигрантов, для раскрытия концепции исследования необходимы работы, посвящённые теме детства в различных видах искусства Б.В.Асафьева [15], В.В.Головина [46], А.И.Демченко [58], Т.И. Калужниковой [79], Ф.С.Капицы [80], Д. Родари [149], Е.С. Юровой [200].
Ценной поддержкой для настоящего исследования стали работы по теории и конкретному изучению литературы эмиграции П.М. Бицилли [28], М.М. Дунаева [61], И.А. Есаулова [62], В.В. Костикова [89], A.M. Любомудрова [106], Г.П. Струве [165] и др.
Диссертант опирается на мировоззренческие установки, принадлежащие И.А. Ильину [71-74], С.Л. Франку [177], М. Хайдеггеру [178] и др., а также на исторические и культурологические труды Л.Ю. Брауде [31], Л.Л. Гервер [41-43], Б.П. Голдовского [44; 45], B.C. Жидкова [63], А.Г. Коваленко [83].
Главные направления богословской мысли, нашедшие выражение в литературных трудах, представляют специфическую сферу в исследовании. Так, в этой связи выделяются труды доктора богословия А. Сикари [155], Г.В. Алфеева [5], В.В. Зеньковского [68], A.B. Кураева [95], М.Э. Поснова [144], И.Л. Янышева [204] и др.
К важным практическим аспектам детских фортепианных альбомов относится вопрос интерпретации. Так, монографии H.H. Корыхаловой - «Музыкально-исполнительские термины» [87] и «Увидеть в нотном тексте» [88] - посвящены раскрытию комплекса проблем, связанных с работой как исполнителя, так и педагога-пианиста. В монографии «Музыкально-исполнительские термины» содержится полная информация о наиболее распространённых терминах, а также буквенных символах и графических знаках, которые встречаются в нотном тексте музыкальных произведений. Автор касается вопросов появления, эволюции и оттенков терминологических значений и особенностей употребления их в музыке различных стилей и эпох.
В последние пять лет в отечественном музыкознании наблюдается повышение интереса к исследованию проблем, связанных с различными гранями фортепианного альбома для детей. Поскольку объектом исследования являются фортепианные детские альбомы, постольку в поле изучения, безусловно, попадают другие подобные циклы. Отметим источники по данному вопросу. Во-первых, это исследовательские очерки о детских альбомах М.В. Смирновой под заглавием «Из золотого фонда педагогического репертуара: Р.Шуман, П.Чайковский, К.Дебюсси, С.Прокофьев» [156]. В обозначенном труде представлена достаточно полная картина претворения темы детства в зарубежной и отечественной музыке XIX - XX столетий. Назовём также труд Т.В. Юровой [201], в котором анализируются фортепианные произведения для детей отечественных композиторов второй половины XX века.
В культурологическом аспекте игра рассматривается в трудах нидерландского историка и культуролога Й. Хёйзинги [180]. Всеобъемлющая сущность феномена игры и универсальное значение её в человеческой цивилизации могут быть применимы и к детской сфере.
Примечательны работы популярного свойства, в основном ориентированные на широкий круг читателей - сборники «Купель» [93] и «Зелёная палочка» [65]. В подготовке последнего в разные годы принимали участие видные писатели-эмигранты М.А. Алданов, КД. Бальмонт, И.А. Бунин, Саша Чёрный и др.
Так как в ходе исследования в отдельных случаях происходило обращение к произведениям с программным содержанием, основанным нередко на произведениях литературы, то потребовалось привлечение первоисточников - Г.Х. Андерсена [6-8], Х.У. Бальтазара [17], Гоше Ги [48], Грёнбека Бо [50], протоиерея Артемия Владимирова [37], Ф.М. Достоевского [59; 60], И.А.Ильина [73], Л.Н.Толстого [168] и др., затрагивающих нравственно-философские аспекты личности.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на две группы. Во-первых, это монографии: А.Т. Гречанинова «Моя жизнь» [49]; Л.З. Корабельниковой «Александр Черепнин: Долгое странствие» [86], где
впервые в России представлена «Краткая автобиография» композитора, его теоретический трактат «Основные элементы моего музыкального языка»; Thadani В. «Sergei Bortkiewicz. Recollections, Letters and Documents» (на английском языке) [248] .
Второй блок источников в диссертации - эпистолярное наследие С.Э. Борткевича. В письмах [211-241] содержится уникальная информация, которая, отчасти, способствует формированию концепции видения данной проблематики, дополняя картину восприятия. Всего автором исследования собрано около ста писем к нидерландским пианистам Хуго ван Далену (19101914, 1921-1937, 1938-1950) и тридцать одно письмо к Хелен Малхоланд (1946-1950). Кроме этого, привлечены копии двух рукописей - автобиографий С.Э. Борткевича. Первая (94 страницы, на немецком языке) [209] датирована октябрём 1936 года и вторая (15 страниц, на немецком языке) [208] в кратком изложении, предназначалась для Хуго ван Далена. Также в орбиту исследования вовлекались нотные наброски несохранившегося цикла «Том Сойер» [Прил. 3]. Комплекс источников дал возможность представить личность изучаемого композитора.
Научная новизна работы обусловлена следующими факторами:
— впервые осуществлено исследование поэтики фортепианного детского альбома в творчестве композиторов-эмигрантов;
— проведена типологизация миниатюр, выявлены принципы и особенности их организации в фортепианные циклы, свойственные данному историческому этапу, а также определена специфика образного строя;
- собраны материалы и нотные издания, не опубликованные в России;
- проанализирована поэтика миниатюр и фортепианных циклов, которые до сих пор не становились объектом научного исследования;
3 Этот источник, как и другие материалы на иностранном языке, а также названия исследуемых альбомов и миниатюр даются в переводе автора диссертации.
- раскрыта обусловленность специфики детской музыки композиторов-эмигрантов художественно-эстетическими и историко-культурными факторами.
Положения, выносимые на защиту.
1. Миниатюры детских фортепианных альбомов А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина имеют многочисленные параллели - литературно-поэтические, смысловые, драматургические, интонационные и др., - чем отражают важнейшие константы, как творчества самих композиторов-эмигрантов, так и их времени.
2. Выявлена целесообразность введения в детскую музыку понятия «память жанра» (термин М.М. Бахтина). В художественных кругах зарубежья жанр соотносился со словом традиция, которая у эмигрантов ассоциировалась с ощущением защищённости и домашнего уюта, столь востребованного на чужбине. Поэтому такие этические свойства - естественность, простота, преданность национальным традициям, религии, искусству — свойственны альбомам композиторов-эмигрантов.
3. В ходе исследовательского анализа в фортепианных детских альбомах обнаружились философский и музыковедческий базисы бинаризма, что отразилось в феномене двойничества.
4. В образной системе детских фортепианных альбомов проявились основные характеристики архетипа «Бога-младенца» (термин К.Г. Юнга) в виде мифологемы младенца.
5. Композиторам-эмигрантам присуще специфическое художественное мироосмысление, подразумевающее привлечение термина «духовный реализм» (термин М.М. Дунаева).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют не только существенно углубить представление о фортепианных детских альбомах А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина, но и органично включить их в единую парадигму исторического развития отечественного фортепианного исполнительства первой поло-
вины XX века. Работа призвана расширить диапазон научного подхода к исследованию поэтики темы детства в творчестве композиторов-эмигрантов.
Практическая ценность определяется возможностью использования материалов диссертации как аналитического инструментария в педагогической практике всех уровней образовательного процесса; укоренения в качестве цикла в концертной практике пианистов; расширения формирования более глубокого представления о поэтике фортепианного детского альбома; восполнения пробелов, связанных с научными представлениями о развитии детской темы в музыкальной культуре русского зарубежья.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории музыки ТГМПИ имени C.B. Рахманинова. Материалы диссертации апробировались в виде докладов на научно-практических конференциях: Международных -«Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство», проводимых ТГМПИ им. C.B. Рахманинова (Тамбов, 2013, 2014); «Роль российского дворянства в формировании отечественной ментальности и государственности», посвящённая памяти профессора H.H. Кузьмина, (Липецк, ЛГПУ ИКИ, 2013); «Судьбы русской культуры в XX веке» (Курск, 2013); Межрегиональной - «Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы» (Тамбов, 2013). По теме диссертации издано 8 статей, из них 3 в издательствах, рекомендуемых ВАК.
В ходе выполнения исследовательской работы было найдено множество произведений композиторов-эмигрантов до настоящего времени неизвестных в нашей стране. В рамках педагогической деятельности автором диссертации часть произведений вводилась в исполнительские репертуары, таким образом, пропагандируя и апробируя изучаемый материал.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографии, включающей 248 наименований (в том числе 42 на иностранных языках), трёх приложений.
Во Введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень её научной разработанности, методологическая основа, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, выдвигается гипотеза, характеризуются материалы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, освещается апробация результатов исследования, его структура.
Первая глава «Детская музыка композиторов русского зарубежья в контексте феномена культуры эмиграции», состоящая из двух параграфов, посвящена изучению вопросов русской эмиграции, её культуре и адаптации в условиях отстранённости от России.
В первом параграфе происходит апеллирование к категории памяти жанра, которая определяет структурные особенности миниатюр детских альбомов, - они рассматриваются как аналогии социального поведения человека. Сопоставление детских пьес А.Т. Гречанинова, С.Э. Борткевича и А.Н. Черепнина в выбранном аспекте позволяет выявить общее и различное в жанровом определении миниатюр.
Во втором параграфе рассматриваются роль и место в истории музыки композиторов-эмигрантов, а также процесс становления и формирования в их творчестве фортепианного альбома. Выясняется, какие идеи, тематика, образы и настроения сформировали художественный фундамент миниатюр циклов, а также индивидуальные особенности мировосприятия композиторов (подкреплённые их мемуарами), уровни приверженности традициям фортепианного детского альбома или, наоборот, смелости эксперимента.
Во второй главе «Мифопоэтическая картина мира в детских альбомах русских композиторов», состоящей из двух разделов, обсуждаются вопросы активизации мифологического сознания в переходную историческую эпоху. Миф, составляя коллективное бессознательное, воздействовал на искусство XX века, в частности, на мировосприятие человека, что в связи с творчеством композиторов-эмигрантов пока ещё не совсем осознано. Опора на миф в значительной степени способствовала самоидентификации лично-
сти и в целом содействовала творческому выживанию. В первом параграфе представлен один из возможных ракурсов комплексного подхода к анализу музыкального текста, который объединил в себе мир творчества художника и мир реальности, т.е. поэтика циклов решается на художественном уровне системы бинарных оппозиций — жизни и смерти, добра и зла, человеческого и нечеловеческого.
Во втором параграфе выявлен один из элементов структурообразующих оснований ценностной шкалы мифа - Бог-младенец (К.Г. Юнг), обладающий божественной сущностью и способностью принимать различные формы (бога, животного, насекомого и др.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия2007 год, кандидат искусствоведения Хайновская, Татьяна Александровна
Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации2017 год, кандидат наук Воскобойникова, Анна Семёновна
Фортепианное творчество Сергея Слонимского в контексте школы исполнительского мастерства: диалектика традиции и новаторства2016 год, кандидат наук Линь Цзы Ин
Детский музыкальный фольклор в культуре России (XYIII-XXI вв.)2022 год, кандидат наук Кислова Оксана Николаевна
П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)2012 год, кандидат искусствоведения Пак, Ги Хван -
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шефова, Елена Александровна, 2015 год
Библ иография
Х.Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии [Текст] / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. -1970.-№3.-С. 113-143.
2. Айзетитадт CA. Детский альбом П.И.Чайковского [Текст] / С.А. Айзенштадт // Искусство интерпретации. - М.: Классика-XXI век, 2003.-75 с.
3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства [Текст] / А.Д. Алексеев // В 3-х ч. - М.: Музыка, 1982. - Ч. 3. - 286 с.
4. Алексеев АД. Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало XX века [Текст] / А.Д. Алексеев - М.: Наука, 1969. - 391 с.
5. Алфеев Г.В. Православие. В 2-х томах [Текст] / Г.В. Алфеев. - М: Сретенский монастырь, 2009. - 1840 с.
6. Андерсен Г.Х. Сказки, истории [Текст] / Г.Х. Андерсен // Бронзовый кабан. - М.: Худож. лит. - 1973. - С. 136-145.
7. Андерсен Г.Х. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки [Текст] / Г.Х. Андерсен // Изд. подг. Браудо Л.Ю, Стреблова И.П. - М.: Наука, 1995. -738 с.
8. Андерсен Г.Х. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки [Текст] / Г.Х. Андерсен // Изд. подг. Браудо Л.Ю , Стреблова И.П. - М.: Наука, 1983. -368 с.
9. Антанасиевич И. Символические посредники: авангард и фольклор [Электронный журнал] / И. Антанасиевич // Toronto Slavic Quarterly Annual. [Электронный ресурс] - URL: http: localhost/C:/Users/admin/ Desktop/Toronto (дата обращения: 12.04.13 г.).
10. Арановский МЛ Синтаксическая структура мелодии [Текст] / М.Г. Арановский // Исследование. - М.: Музыка, 1991. - 320 е., нот., ил.
11. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке [Текст] / М.Г. Арановский // Музыкальный современник. - М.: Советский композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.
П.Асафьев Б.В. Глинка М.И. [Текст] / Б.В. Асафьев - М.: Музыка, 1978. -310 с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - JL: Музыка, 1971. - 376 е., нот.
14. Асафьев Б.В. Русская музыка (XIX и начала XX века) [Текст] / Б.В. Асафьев // - Л.: Музыка, 1968. - 324 с.
15. Асафьев Б.В. Русская музыка о детях и для детей [Текст] / Б.В. Асафьев // Избранные труды. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. - Т. 4. - С. 97-109.
16. Асафьев Б.В. Чайковский [Текст] / Б.В. Асафьев - СПб.: Светозар, 1921. -58 с.
17. Балыпазар Х.У. Достойна веры лишь любовь [Текст] / Х.У. Бальтазар -М.: Истина и Жизнь, 1997. - 124 с.
18. Баренбойм Л.Б. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л.Б. Баренбойм - Л.: Музыка, 1969. - 284 с.
19.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин -М.: Советский писатель, 1963. - С. 150-162.
20. Баязитова Д.И. Интонационная лексика в содержании пьес детского фортепианного репертуара [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Д.И. Баязитова - Уфа, 2008. - 308 с.
21. Белый Андрей. Луг зелёный [Текст] / Андрей Белый // Репринт - М.: Медиа, 1910.-255 с.
22. Белый Андрей. Проблемы творчества [Текст] / Андрей Белый // Сост. С. Лесневский, А. Михайлов. - М.: Советский писатель, 1988. - 832 с.
23. Бенуа А.Н. Жизнь художника [Электронный ресурс] / А.Н. Бенуа // Воспоминания. Т.1. - URL: http://www.Htmir.net/br/?b=39096&p=l (дата обращения: 12.04.13 г.).
24. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / H.A. Бердяев - М.: Правда, 1989. - 608 с.
25. Березовая Л.Г. Культура русской эмиграции (1920-30-е гг.) [Текст] / J1.F. Березовая // Новый исторический вестник - М.: Издательство Иппо-литова, 2001. - № 3 (5) - С. 120-174.
26. Берн Э. Игры, которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн - М.: Университетская книга, 1998. - 398 е., ил., табл.
27. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла [Текст] / Р.Э. Берченко // Болеслав Яворский о Хорошо темперированном клавире. - М.: Классика-XXI, 2005.-372 е., ил.
28. Бицгтли П.М. Заметки о Толстом [Текст] / П.М. Бицилли // Трагедия русской культуры: Исследования. Статьи. Рецензии. - М.: Русский путь. 2000. -С. 418-437.
29. Благовещенская Л.Д. Звонница - музыкальный инструмент [Текст] / Л.Д. Благовещенская //Колокола: История и современность. - М.: Наука, 1985.-С. 28-38.
30. Брагинская H.A. «Соловей» Стравинского - Андерсена: между Востоком и Западом [Текст] / H.A. Брагинская // Известия Российского гос. пед. унта им. А.И. Герцена. -2012. -№ 151 - С. 188-196.
31. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка [Текст] / Л.Ю. Брауде -М.: Наука, 1979. - 208 е., ил.
32. Булгаков С.Н. Первообраз и образ [Текст] / С.Н. Булгаков // Свет невечерний. / Подг. текста, вступ. статья И. Роднянской, коммент. В. Сапова и И. Роднянской. - М.: Искусство, 1999. - Т. 1. - 416 с.
33. Булкин А.И. Фортепианный детский альбом: пути становления, поэтика жанра [Текст]: дисс. ... канд. искусствоведении: 17.00.02. // А.И. Булкин -Киев, 2005. - 163 с.
34. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление [Текст] / В.Б. Валькова // Музыка и миф: Труды ГМПИ им. Гнесиных. -М.: ГМПИ, 1992. - Вып. 118. - С. 40-61.
35. Валькова В.Б. Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы» [Текст] / В.Б. Валькова // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб.тр. по материалам конф. - М.: ГМПИ, 2002. - С. 60-71.
36. Виноградова Л.Н. Человек/нечеловек в народных представлениях [Текст] / Л.Н. Виноградова // Человек в контексте культуры. Славянский мир. -М.: Индрик, 1995. - С. 15-24.
37. Владимиров А. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе [Текст] / А. Владимиров - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 224 е., ил.
38. ГадамерХ.-Г. Деконструкция и герменевтика [Текст] / Х.-Г. Гадамер // Герменевтика и деконструкция. - СПб.: Б.С.К., 1999. - С. 243-254.
39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод [Текст] / Х.-Г. Гадамер // Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
40. Гарднер И.А. К вопросу о переложении церковных роспевов для хора [Текст] / И.А. Гарднер - М.: Живоносный Источник, 2008. - 228 с.
41. Гервер Л.Л. К проблеме «Миф и музыка» [Текст] / Л.Л. Гервер // Музыка и миф: Труды ГМПИ им. Гнесиных. - М.: ГМПИ, 1992. - Вып. 118 - С. 721.
42. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов: (Первые десятилетия XX века) [Текст] / Л.Л. Гервер - М.: Индрик, 2001. -247с., ил., ноты.
43. Гервер Л.Л. Совокупный поэтический текст романсового творчества композитора как объект мифологической реконструкции [Текст] / Л.Л. Гервер // Миф. Музыка. Обряд. - М.: Индрик, 2007. - С. 65-72.
44. Голдовский Б.П. Записки кукольного завлита [Текст] / Б.П. Голдовский -М.: НТЦ Ритм, 1993. - 60 с.
45. Голдовский Б.П. История драматургии театра кукол [Текст] / Б.П. Голдовский // - М.: Центр Образцова, 2007. - 395 с.
46. Головин В. В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе [Текст] / В.В. Головин // Монография. Abo: Akad. Univ. Press, 2000. - 451 с.
47. Горлов H.K. О футуризмах и футуризме (по поводу статьи тов. Троцкого) [Текст] / Н.К. Горлов // Искусство и быт / Журнал левого фронта искусств, 1923.-№4.-С. 11.
48. Гоше Ги История одной жизни [Текст] / Ги Гоше - М. : Истина и жизнь, 1998.-275 с.
49. Гречанинов А. Т. Моя жизнь [Текст] / А.Т. Гречанинов - Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. - 155 с.
50. Грёнбек Бо Г.Х. Андерсен [Текст] / Бо Грёнбек // Жизнь. Творчество. Личность. - М.: Прогресс, 1979. - 240 с.
51. Гроссман-Рощин И. Социальный замысел футуризма [Текст] / И. Гросс-ман-Рощин // Дуализм / Журнал левого фронта искусств, 1923. - № 4. - С. 111.
52. Грохотов C.B. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества» [Текст] / C.B. Грохотов - М.: Классика-ХХ1, 2006. -240 с.
53. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры [Текст] / Иоанн Дамаскин — М.: Сретенского монастыря, 2006. - 56 с.
54 .Дашкевич B.C. Интономика [Электронный ресурс] / B.C. Дашкевич - URL: http://www.vladimirdashkevich.ru/books.html (дата обращения: 01.07.20141)
55. Дашкевич B.C. Ладовая поляризация [Электронный ресурс] / В.С.Дашкевич - URL: http://www.vladimirdashkevich.ru/books.html (дата обращения: 10.07.2014)
56. Дашкевич B.C. Теория интонации [Электронный ресурс] /
B.C. Дашкевич - URL: http://www.vladimirdashkevich.ru/books.html (дата обращения: 01.08.2014)
57. Демидова O.P. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья [Текст] / O.P. Демидова - СПб.: Гиперион, 2003. - 296 с.
58 .Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века [Текст] / А.И. Демченко - М.: Композитор, 2006. - 264 с.
59. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф.М.Достоевский // Собрание сочинений в 12-и т. - М.:Правда, 1982. - Т.П. - 622 с.
60.Достоевский Ф.М. Собрание сочинений [Текст] / Ф.М. Достоевский // В 12-и т. - М.: Правда, 1982. - Т. 12. - 544 с.
61. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII - XX веках [Текст] / М.М. Дунаев - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - 1056 с.
62. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе [Текст] / И.А. Есаулов - Петрозаводск: Петрозав. ун-т, 1991. - 196 с.
63.Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и общество [Текст] / B.C. Жидков, К.Б. Соколов - М.: Алетейя, 2005. - 592 с.
64. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика [Текст] / О.Ю. Захарова - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. -448 с.
65. Зелёная палочка [Текст] // Двухнедельный иллюстрированный журнал для детей. - П.: Север 1920. - № 1 - 52 с.
66. Зенкин К.В. Слово в музыкальном мире Мессиана как знак «Божественного присутствия» [Текст] / К.В. Зенкин //[Электронный ресурс] -URL: http://www.21israel-music.com/Messiaen_slovo.htm (дата обращения: 18.10.2014).
67. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма [Текст] / К.В. Зенкин - М.: МГК, 1997. - 415 с.
68. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола [Текст] / В.В. Зеньковский - М.: Воскресение, 1991. - 27 с.
69. Зорин А.Н. «Держась за голову, прыгает от радости» [Текст] / А.Н. Зорин // О некоторых аспектах формальной конструкции пьес А.Н. Островского
бальзаминовского цикла. / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. - № 3. - С. 1721.
70. Иванова Е.Р. Литература немецкого бидермейера [Текст] / Е.Р. Иванова. -2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 139 с.
11. Ильин В.И. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона [Текст] / В.Н. Ильин // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / сост. А. Б. Никаноров, - СПб, 1999. - Вып. 2 - С. 228.
72. Ильин И.А. О духовности инстинкта [Текст] / И.А. Ильин // Путь к очевидности / Собр. соч. в Ют.// Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; худож. Л.Ф. Шканов. - М.: Русская книга, 1994. - Т. 3. - С. 407-416.
73.Ильин И.А. О творческом человеке [Текст] / И.А. Ильин // Вестник высшей школы. - 1990. - № 6. - С. 90-92.
74. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний [Текст] / И.А. Ильин //Изд. 5-е. -М.: Даръ, 2012. - 320 с.
75. Казанцева Л.П. Анализ музыкального содержания [Текст] ] / Л.П. Казанцева - Астрахань: АГК, 2002. - 128 с.
76. Казанцева Л.П. Музыкальный жанр и его содержание [Текст] / Л.П. Казанцева // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2007. - № 1. — С. 90-94.
77. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания [Текст] / Л.П. Казанцева - Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. - 368 с.
78. Как исполнять русскую фортепианную музыку [Текст] - М.: Классика -XXI, 2009.- 160 с.
79. Калужникова Т.И. Акустический текст ребёнка [Текст] / (по материалам, записанным от современных российских городских детей): Автореферат дисс. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 // Т.И. Калужникова - Москва, 2006.-51 с.
80.Капица Ф.С. Мифология христианские праздники и обряды [Текст] / Ф.С. Капица - М.: Рипол-классик, 2007. - 416 с.
81. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская - М.: Таланты-XXI век, 2004. -496 с.
82. Клейст Г. О театре марионеток [Текст] / Г. Клейст // Избранное - М.: Ху-дож. лит., 1977. — 600 с.
83.Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии. Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века [Текст] / А.Г. Коваленко - М.: РУДН, 2010.-496 с.
84. Козубовская Г.П. Русская литература: миф и поэтика [Текст] / Г.П. Козу-бовская // Монография. - Б.: БГПУ, 2006. - 324 с.
85. Кокорин A.B. Как я рисовал сказки Г.Х. Андерсена [Текст] / A.B. Кокорин -М.: Малыш, 1981.-27 с.
86. Корабельникова 77.3. Александр Черепнин: Долгое странствие [Текст] / JI.3. Корабельникова - М.: Языки русской культуры, 1999. - 288 е., ил., нот.
87. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях [Текст] / Н.П. Корыхалова - 2-е изд., доп. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007. — 328 е., нот.
88. Корыхалова Н.П. Увидеть в нотном тексте [Текст] / Н.П. Корыхалова // О некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они). - СПб.: Композитор, 2008. - 256 е., нот.
89. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанья [Текст] / В.В. Костиков // Пути и судьбы русской эмиграции. - М.: Международные отношения, 1990.-464 с.
90. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация [Текст] / Г.В. Краснов // Литературоведческие термины (материалы к словарю). - Коломна.: КПИ, 1997. -С. 47-49.
91. Кремлёв Ю.А. Из истории некоторых гармонических интонаций [Текст] / Ю.А. Кремлёв // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка, 1962. -
Вып. l.-C. 169-185.
92. Кривошей И.М. Русский романс: пейзаж русской души [Текст] / И.М. Кривошей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2012. - № 3 (17). - Ч. II. - С. 99-101.
93. Купель. Детский православный журнал [Текст] - М.: Православный паломник, 1996. - 64 с.
94. Куприн А.И. Повести. Рассказы. Очерки [Текст] / А.И Куприн - М.: ACT, 2008. - 784 с.
95. Кураев A.B. Школьное богословие [Текст] / A.B. Кураев - 3-е изд., доп. -СПб.: Светлояр, 2000. - 370 с.
96. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в контексте эпохи [Текст] / Т.Н. Левая // Исследование. - М.: Музыка, 1991. - 166 с.
97. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль [Текст] / К. Леви-Стросс // Первобытное мышление. Пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. - М.: Республика, 1994.-384 с.
98. Леви-Стросс К Мифологики [Текст] / К. Леви-Стросс - в 4-х т. Сырое и приготовленное. - СПб.: Университетская книга, 1999. - Т. 1. - 406 с.
99. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура [Текст] / Е.Е. Левкиевская - М.: Индрик, 2002. - 336 с.
100. Лихачёв Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусств [Текст] / Д.С.Лихачёв // Классическое наследие и современность. - Л.: Наука, 1981.-С. 21-29.
101. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы [Текст] / А.Ф. Лосев // Форма. - Стиль. - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 6-296.
102. Лосский В.Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви [Текст] /В.Н. Лосский - М.: СЭИ, 1991.-289 с.
103.Лотман Ю.М. Культура и взрыв [Текст] / Ю.М. Лотман - СПб.: Семи-осфера, 2000. - 149 с.
104. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лот-
ман // Об искусстве; вступ. ст. Р. Григорьева, С. Даниэля; послесл. М. Лотмана. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285. 105.Лоханский В.В. Русские колокольные звоны [Текст] / В.В. Лоханский /
Колокола. История и современность. - М.: Наука, 1985. - С. 18-27. 10в. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. Зайцев, И.С. Шмелёв [Текст] / A.M. Любомудров - СПб.: Дмитрий Бу-лавин, 2003. - 272 с.
107. Мазель Л.А.; Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм [Текст] / Л.А. Мазель; В.А. Цуккерман - М.: Музыка, 1967. - 750 с.
108. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки [Текст] / Л.А. Мазель // Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. - М.: Советский композитор, 1978. - 352 с.
109. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк [Текст] / Л.А. Мазель - 2-е изд. - М.: Музыка, 1991. - 80 с.
110. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст] / Л.А. Мазель - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979 - 536 е., нот.
111. Майкапар А.Е. Музыка эпохи романского стиля [Электронный ресурс] /
A.Е. Майкапар -URL: http://art.lseptember.ru/article.php?ID=200600409 (дата обращения: 11.07.2014).
112. Майкапар С.М. Годы учения [Текст] / С.М. Майкапар - М.: Искусство, 1938.-200 с.
ИЗ. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования [Текст] / В.И. Мартынов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. / Ред.-сост. Б. Егоров - Л.: Наука, 1974. -С. 238-248.
114. Мартынов В.И. «Конец времени композиторов» [Текст] /
B.И. Мартынов - М.: Русский путь, 2002. - 296 с.
115. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Текст] / В.В. Медушевский // Восприятие музыки. Сб. статей. /
Ред., сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 178-195.
116. Медуъиевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс] / В.В. Медушевский - URL: http://old.portalslovo.ru/rus/art/199/ 10112/ (дата обращения: 12.05.2014).
117. Медуъиевский В.В. Интонационная форма музыки [Текст] / В.В. Медушевский - М.: Композитор, 1993. - 362 с.
118. Медушевский В.В. Музыкальные жанры и жанровый анализ [Электронный ресурс] / В.В. Медушевский - URL: http://harmony.musigidunya.az/rus/ publ.asp (дата обращения: 12.07.13).
119. Медуъиевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
120.Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода [Текст] / В.Э. Мейерхольд // Публ. и статьи / Ред.-сост. Н.В. Песочинский. - СПб.: КультИнформПресс, 1998. - 247 с.
121. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский - М,: Наука, 1976.-407 с.
122. Мелетинский Е., Неклюдов С., Новик Г., Сегал Д. Проблемы структурного описания волшебной сказки [Текст] / Е. Мелетинский, С. Неклюдов, Г. Новик, Д. Сегал // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1969. - Вып. IV. - С. 86-135.
123. Милич Б.Е. Основные пути развития отечественной фортепианной музыки для детей и её связи с детской литературой [Текст] / Б.Е. Милич // Научно-методические записки. - К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1957. - С. 198-213.
124. Митрофанов Г. Родина христианина - церковь [Электронный ресурс] / Г. Митрофанов - URL: http://www.nsad.ru/articles/svyashhenniki-ob-emigracii-rodina-hristianina-cerkov (дата обращения: 31.08.2014).
125. Мочалов Ю.А. Мизансцена язык режиссёра [Текст] / Ю.А. Мочалов - М.: Искусство, 2010.- 130 с.
126. Набоков В.В. Другие берега [Текст] / В.В.Набоков. - СПб.: Азбука,
2012.-288 с.
127. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
128. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский - М.: Музыка, 1982. - 320 с.
129. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
130. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е.В. Назайкинский -М.: Владос, 2003. - 248 е., ноты.
131. Наливайко Н.М. Познавший тайну звука [Текст] / Н.М. Наливайко // Статьи о музыке и музыкантах. - Красноярск.: Красноярская гос. акад. музыки и театра, 2012. - 288 с.
132. Немировская H.A. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины XX веков [Текст]: авто-реф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02. / И.А. Немировская -Магнитогорск, 2011. - 53 с.
133. Нестьев И.В. Из истории русского авангарда [Текст] / И.В. Нестьев // Советская музыка. - 1991. - № 1. - С. 81.
134. Николаев A.A. Фортепианное наследие Чайковского [Текст] / A.A. Николаев - М.: Музгиз, 1949. - 208 с.
135. Новиков Д.В. Христианская антропология [Текст] / Д.В. Новиков // Человек. - 2000. - № 5 - С. 27-37.
136. Осипов А.И. Христианская антропология [Электронный ресурс] / А.И. Осипов - URL: http://fb2.in.net/kniga/ru/0/osipov-aleksej-iljich/lekcii-professora-moskovskoi-duhovnoj-akademii-aiosipova (дата обращения: 23.12.13).
137. Остапенко A.A. Живая вода [Текст] / А.А Остапенко // Православие. Педагогика. Психология. / Антиномии как основания православной педагогики: научный альманах. - К.,: Калужский гос. инст. модерн, образов., 2012. -Вып. 1.-С. 36-48.
138. Паисий Святогорец. О семье христианской [Текст] / Паисий Святогорец. - М.: Духовный щит, 2013. - 64 с.
139. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество [Текст] / Ю.И. Паисов - М.: Композитор, 2004, - 600 с.
140. Подпоринова Е.В. Фортепианные сонаты Антона Рубинштейна [Электронный ресурс] / Е.В. Подпоринова // URL: http://intkonf.org (дата обращения: 14.06.13).
141. Полозов С.П. О нулевой эмоциональной и смысловой информативности в авангардной музыке [Текст] / С.П. Полозов // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика / Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции // Ред.-сост. H.A. Петрусёва. - Пермь, 2010. С. 154-160.
142. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семиотики» [Текст] / М.Я. Поляков - М.: Советский писатель, 1978. - 448 с.
143.Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы [Текст] Т.В. Попова - М.: ГМИ, 1954. - 383 с.
144. Поснов МЭ. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.) [Текст] / М.Э. Поснов // Репринт - Брюссель.: ЖсБ, 1988 - 614 с.
145. Прокофьева Е.А. Мифопоэтика и динамика жанра русской исторической драмы XVII — XIX веков: барокко-романтизм [Текст] / Е.А. Прокофьева // Под науч. ред. В.А. Гусева. - Днепропетровск: Пороги, 2011. - 616 с.
146. Раздьяконова Е.В. Взаимосвязь языка современного искусства и мифологического мышления [Текст] /Е.В. Раздьяконова // Успехи современного естествознания - Томск: НИТПИ, 2011. - № 9 - С. 27-30.
147. Растягаев A.B. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации [Текст]: автореф. дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. / A.B. Растягаев. - Самара, 2008. -39 с.
148. Ремез О.Я. Мастерство режиссёра. Пространство и время спектакля [Текст] / О.Я. Ремез - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
149.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй [Текст] / Д. Родари // Пер. с итал. Ю. Добровольской. - М.: Прогресс, 1990.-322 с.
150. Сабанеев JI.JT. Воспоминания о России [Текст] / J1.JI. Сабанеев - M.: Классика-ХХ1, 2004. - 268 е., ил.
151. Сарабъянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти [Текст] / Д.В. Сарабьянов - М.: Иск-знание, 1998. - 432 е., 96 ил.
152. Сараева М.И. Проявление бинарности в музыкальном языке современных композиторов [Текст]: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. / М.И. Сараева // Ростов-на-Дону, 1998. - 215 с.
153. Святая Тереза Младенца Иисуса. История моей души [Текст] / пер. с фр. А. и О. Дьячковых. - СПб.: «Белый камень», 2011. - 134 с.
154. Северянин И.В. Стихотворения [Текст] / И.В. Северянин - М.: Сов. Россия, 1988.-464 с.
155. Сикари А. Портреты святых [Текст] / А. Сикари - М.: Христианская Россия, 1991.-250 с.
156. Смирнова М.В. Из золотого фона педагогического репертуара: Р. Шуман, П. Чайковский, К. Дебюсси, С. Прокофьев [Текст] / М.В. Смирнова - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2009. - 188 с.
157. Смоленский C.B. Синодальный хор и училище церковного пения (июль 1889 - май 1901) [Текст] / C.B. Смоленский // Русская духовная музыка. -М.: Музыка, 1998.-T. 1.-С. 108.
158. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры [Текст] / О.В. Соколов - Н. Новгород: Нижегородский ун-т, 1994. -216 с.
159. Соллогуб Н.Б. Напишите мне в альбом [Текст] / Н.Б. Соллогуб // Беседы в Бюсси-ан-От. - М.: Русский путь, 2004. - 280 с.
160. Солоухин В.А. Камешки на ладони [Текст] / В.А. Солоухин - М.: Детская литература, 2011. - 288 с.
161. Сорокина Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века [Текст]: моно-
графия / Е.А. Сорокина - Тамбов.: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова, 2012. - 182 с.
162. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII-XVIII вв. [Текст] / JI.A. Софронова - М.: Наука, 1981.-265 с.
163. Сохор А.Л. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / A.J1. Сохор -М.: Музыка, 1968.-203 с.
164. Старостина Т.А. Ладовая систематика русской народной песни [Текст] / Т.А. Старостина // Гармония: проблемы науки и методики. - Ростов на Дону.: РГК, 2002,-Вып. 1.-С. 85-105.
165. Струве Г.П. Русская литература в изгнании [Текст] / Г.П. Струве - 3-е изд., испр. и доп. Краткий биографический словарь русского Зарубежья / Р. Вильданова, В. Кудрявцев, К. Лаппо-Данилевский. Вступ. ст. К. Лаппо-Данилевского. - Париж: YMCA-Press; M.: Русский путь, 1996. - 448 с.
166. Струве H.A. Православие и культура [Текст] / H.A. Струве - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский путь, 2000. - 632 с.
167. Телегин С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении [Текст] / С.М. Телегин // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя / Материалы Междунар. Заочн. Научн конф. // под ред. Г.Г. Исаева; сост.: Г.Г.Исаев, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков. - Астрахань.: Астраханский университет, 2010. - С. 14-16.
168. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность [Текст] / Л.Н. Толстой // Вступ. статья Б. Аверина; оформ. худож. Л. Селизарова. - Л.: Худож. лит., 1979.-336 с.
169. Томпакова О.М. Книга о русской музыке для детей [Текст] / О.М. Томпакова - М.: Музыка, 1966. - 92 с.
170. Томпакова О.М. Певец русской темы. Александр Тихонович Гречанинов [Текст] / О.М. Томпакова - СПб.: Композитор, 2007. - 188 с.
171. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки [Текст] /B.C. Турчин - М.: Искусство, 1981.-552 с.
172. Уваров М.С. Бинарный архетип [Текст] / М.С. Уваров - СПб.: Балтийский тех. ун-т, 1996. - 214 с.
173. Умнова И.Г. Комментарий к композиторскому стилю: к проблеме интерпретации жанра и текста [Электронный ресурс] / И.Г. Умнова - URL: http: //www.astrasong.ru/c/science/article/606 (дата обращения: 20.05.2014).
174. Ферринъи П. История марионетки [Текст] / П. Ферриньи - М.: Репринт, 1991.- 107 с.
175. Флоренский П.А. Антиномии языка [Текст] / П.А. Флоренский // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1988. - № 6. - С. 98-103.
176. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины [Текст] / П.А. Флоренский - М.: Правда, 1990. - 491 е., ил.
177. Франк C.JI. Сочинения [Текст] / C.J1. Франк // Из истории отечественной мысли. - М: Правда, 1990. - 607с.
178.Хайдеггер М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер // Пер. с нем. В.В. Бабихина. - М.: Академический проект, 2013. - 460 с.
\19.Хафизова Л.Р. Бука как персонаж детского фольклора [Текст] / Л.Р. Хафизова // Славянский и балканский фольклор. - М.: Индрик, 2000. -С. 198-211.
180.Хёйзинга И. Homo ludens. Человек играющий. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хёйзинга - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
181. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова - М.: МГК, 1990.-260 с.
182. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В.Н. Холопова - СПб.: Лань, 2002. - 368 е., ил.
183 .Хохлова АЛ. Клавирные трио Йозефа Гайдна в контексте игрового пространства-времени [Электронный ресурс] / А.Л. Хохлова - URL: Ьйр://ИЬ.укаф.сот/2013/08/09/хохлова-а-л-клавирные-трио-йозефа-гайд / (дата обращения: 20.03.14).
184. Хренов H.A. «Человек играющий» в русской культуре [Текст] / H.A. Хренов - СПб.: Алетейя, 2005. - 604 с.
185. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В.А. Цуккерман - М.: Музыка, 1964. - 159 с.
186. Черепанова O.A. Мифологическая лексика русского Севера [Текст] / O.A. Черепанова - Л.: Лен. ун-т, 1983. - 167 с.
187. Шаймухаметова JT.H. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы [Текст]: монография / Л.Н. Шайму-хаметова - М.: ГИИ, 1999. - 311 с.
188.Шагшухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкального текста [Текст] / Л.Н. Шаймухаметова // О разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики. / Горизонты музыкознания. - 2007. - № 1 (1). - С. 31-43.
189.Шаповалова Л.В. Рефлексивный художник: проблемы рефлексии в музыкальном творчестве [Текст] / Л.В. Шаповалова - Харьков.: Скорпион, 2007, - 292 с.
190.Шестое Л.И. Дерзновения и покорности [Текст] / Л.И. Шестов// Афоризмы нежитейской мудрости. - Л.: 1990. - С. 95.
191. Шиллер Ф. Лирические стихотворения в переводе русских поэтов [Текст] / Ф. Шиллер // Песнь о колоколе. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1857.-Т. 1.-С. 56-72.
192.Шмидт-Шкловская A.A. О воспитании пианистических навыков [Текст] / A.A. Шмидт-Шкловская - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985. - 72 с.
193. Шнитке А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского [Текст] / А.Г. Шнитке // Статьи и материалы. - М.: Музыка, 1973. -С. 125.
194. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования [Текст] / А. Эйнштейн // Статьи, рецензии, письма: собр. науч. трудов. - М.: Наука, 1967. - Т. 4. -С. 40-52.
195. Элиаде М. Миф о вечном возвращении [Текст] / М. Элиаде - СПб.: Але-тейя, 1998.-258 с.
196. Элъконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
197. Этитейн М.Н. Парадоксы новизны [Текст] / М.Н. Эпштейн // О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Советский писатель, 1988. - 416 с.
198. Юнг КГ. Душа и миф. Шесть архетипов [Текст] / К.Г. Юнг - К.; ГБУЮ, 1996.-384 с.
199. Юнгер Ф.Г. Игры. Ключ к их значению [Текст] / Ф.Г. Юнгер // Пер. с нем. A.B. Перцевой. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 335 с.
200. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России [Текст] / Е.С. Юрова - М.: Ин-тербук-бизнес, 2003. - 168 с.
201 .Юрова Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре [Текст] / Т.В. Юрова - М.: Музыка, 2010.- 144 е., ил., нот.
202. Ялом Ирвин Д. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / Ирвин Д. Ялом - М.: Римис, 2008. - 608 с.
203. Яницкий Л. С. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре [Текст] Л.С. Яницкий // Критика и семиотика / Вып. 1/2. -2000.-С.170-174.
204. Янышев ИЛ. Православно-Христианское учение о нравственности [Текст] / И.Л. Янышев - 2-е изд. - СПб.: Меркушева, 1906. - 463 с.
205. Ярешко А. С. Колокольные звоны - инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества [Текст] /A.C. Ярешко // Из истории русской и советской музыки. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. - С. 36-74.
206. Besseler Н. Das musikalische Hörens der Neuzeiten и Umgangsmusik und Darbietungsmusik im 16. Jahrhundert [Text] / H. Besseler // Aufsatze zur Mu-sikgeschichte.Leipzig, 1978. -P. 301-324.
207. Besseler H. Grundfragen des musikalischen Hörens. Grundfragen der Musikästhetik [Text] / H. Besseler // Aufsatze zur Musikgeschichte. - Leipzig, 1978.
208.Bortkiewicz S. Autobiographie [Manuscript] / S. Bortkiewicz // NMI 040-J1. -Wien, 1936.- 15 p.
209. Bortkiewicz S. Autobiographie [Manuscript] / S. Bortkiewicz // NMI 040-J2. -Wien, 1936. - 94 p.
210. Bortkiewicz S. Konzert der klassischen. Musik Gemeinade [Manuscript] / S. Bortkiewicz //NMI 368/c-16. - Wien, 1947. -2 p.
211. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-20. - Bad Kleinkrichheim, 1948.-2 p.
212. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-21. - Wien, 1948. -2 p.
213. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland / Postkarte. II NMI 368/c-22. - Wien, 1948. - 1 p.
214 .Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-24. - Wien, 1948. - 1 p.
215. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-25. - Wien, 1949 - 2 p.
216. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-26. - Gugging, 1949. - 1 p.
217. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-29. - Wien, 1951. - 2 p.
218 .Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland. / [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-30. - Wien, 1951. - 1 p.
219. Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland. [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei zu Helene Mulholland II Postkarte. / NMI 368/c-31. - Wien, 1951. - 1 p.
220. Bortkiewicz S. Tom Swayer's Abenteuer op.68 [Score] I Bortkiewicz S. II NMI 368/m-OL- 1948.-3 p.
221. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-01. - Wien, 1946. - 2 p.
222. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-02. - Wien, 1946. -2 p.
223. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-03. - Wien, 1946. -2 p.
224. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-04. - Wien, 1946. -2 p.
225. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-05. - Wien, 1946. -2 p.
226. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-06. - Wien, 1946. -3 p.
227. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-09. - Wien, 1947. -2 p.
228. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-10. - Wien, 1947. -2 p.
229. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II ÜNMI 368/c-l 1. - Wien, 1947. -4 p.
230. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-12. - Wien, 1947. - 1 p.
231. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-l3. - Wien, 1947. -2 p.
232. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-14. - Wien, 1947. -5 p.
233. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-l 5. - Wien, 1947. - 3 p.
234. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II Konzert der klassischen. / NMI 368/c-l7. - Wien, 1947.-4 p.
235. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-l 8. - Wien, 1948. -4 p.
236. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / NMI 368/c-19. -Wien, 1948. - 1 p.
237. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Text] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II Konzertdirektion Herbert Seiter. / NMI 368/c-23. - Wien, 1948. - 1 p.
238. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-27. - Wien, 1949. -3 p.
239. Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Helene Mulholland II NMI 368/c-28. - Wien, 1949-1950. -3 p.
240. Bortkiewicz Sergei mit Hugo van Dalen [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Hugo van Dalen II NMI 040-392 [c], - Wien, 1910-1914. - 4 p.
241. Bortkiewicz Sergei mit Hugo van Dale [Manuscript] / Bortkiewicz Sergei mit Hugo van Dalen//NMI 040-392 [f], - Wien, 1910-1012. - 14 p.
242. Constabtelos D. J. The Human Being. A mask or a person? Online publication by Miriobiblos Library [Electronic resource] / D.J. Constabtelos - URL: http://myriobiblos.gr/Text_Indexes/English/constan.html (date of access: 10.09.2014).
243. Hervien-Leger D. Le Perlerin et le Converti [Text] / D. Hervien-Leger II La religion en movement. - Paris: Flammarion, 1999. - P. 121-124.
244. Piano Works by Alexander Gretchaninoff Selected and Introduced by Maurice Hinson [Score] / The Gretchaninoff Collection. - New York.: Scott Music Corporation, 1992. - 40 p.
245. Potocka A. An intimate study of the man and the musician [Text] / A. Potocka II T. Leschetizky. - New York.: The century co, 1903. -310 p.
246. Reich W. Alexander Tcherepnin [Text] / W. Reich - Bonn.: M.P.:Belaef, 1970. - 120 p.
247. Tcherepnin Alexsander Opivochki [Score] / 39 Pieces for Piano op. 109. II Edited by Benjamin Folkman and Phillip Ramey. - New York.: The Tcherepnin Society, 2009. - 46 p.
248. Thadani B. Sergei Bortkiewicz. Recollections, Letters and Documents [Text] /
В. Thadani - Winnipeg.: Cantext publications, 2001. - 81 p.
№
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.