Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Воскобойникова, Анна Семёновна

  • Воскобойникова, Анна Семёновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 213
Воскобойникова, Анна Семёновна. Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Саратов. 2017. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воскобойникова, Анна Семёновна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Национальные истоки творчества М. Вайнберга

1.2. Фортепианное творчество М. Вайнберга и фольклор: еврейская тема в контексте творчества композитора

1.3. След польско-еврейской поэзии в творчестве М. Вайнберга: лирика Ю. Тувима в произведениях композитора

Глава 2. Особенности стилевого синтеза в фортепианных сочинениях М. Вайнберга

2.2. Интерпретация темы детства в фортепианных циклах миниатюр: Детские тетради

2.3. Классическая современность: соната как центральный жанр в фортепианном творчестве М. Вайнберга

2.4. Стилевой синтез и черты барокко: Партита ор. 54 и Две фуги (1983)

Глава 3. К проблеме исполнительской интерпретации фортепианных сочинений М. Вайнберга

3.1. Фортепианные сочинения М. Вайнберга в контексте исполнительских традиций И. С. Баха и Ф. Шопена

3.2. Стилевой синтез в фортепианной музыке М. Вайнберга с точки зрения

пианиста-интерпретатора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Список фортепианных сочинений М. Вайнберга

Приложение 2. Факсимиле фрагментов рукописей М. Вайнберга

Приложение 3. Краткая биография и характеристика творчества Юлиана Тувима

Приложение 4. Список произведений М. Вайнберга на слова Ю. Тувима

Приложение 5. Переводы стихов Ю. Тувима, использованных в вокальном цикле М. Вайнберга «Цыганская библия» ор. 57. Нотные примеры из рукописи

Приложение 6. Программы сольных концертов А. С. Воскобойниковой из сочинений М. Вайнберга (2009 - 2010)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации»

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет имя Мечислава1 (Моисея) Вайнберга (1919-1996) оставалось в тени выдающихся современников. Впрочем, сам он никогда не искал славы - писал ради процесса, мало заботясь о судьбе своих сочинений. По-другому не мог и, скорее всего, не хотел. Для любителей музыки имя Мечислава Самуиловича Вайнберга связано, прежде всего, с замечательной музыкой, написанной им для знаменитых картин своего времени - «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Последний дюйм», «Фокусник», «Бег иноходца», «Тегеран-43», «Афоня», и мультфильмов «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация» и многих других. Однако в официальном списке композитора 154 опуса всевозможных академических жанров, представляющих высочайшую художественную и культурно-историческую ценность [29, 20].

Настоящая работа посвящена исследованию фортепианных сочинений выдающегося композитора ХХ века Мечислава Вайнберга с точки зрения изучения стиля и проблемы исполнительской интерпретации.

Актуальность темы диссертации определяется обращением к ранее не исследовавшейся области - фортепианным сочинениям Вайнберга, период написания которых охватывает годы с 1933 по 1983.

Проблематика работы широка и сопряжена с рядом проблем, в числе которых изучение абсолютно неисследованного вплоть до настоящего времени музыкального материала через жанровые модели, жанровый симбиоз (эпохи, стили, время). Важнейшими при этом становятся вопросы исполнительской интерпретации фортепианных сочиений Вайнберга.

1 По словам жены композитора О. Ю. Рахальской, имя Мечислав (сокращенно - Метек) было дано ему при рождении. Также при рождении, как было принято в еврейских семьях, композитор получил и второе, сакральное имя - Моисей (или Моше), которое было записано в синагоге. Как предполагает О. Рахальская, о своем синагогальном имени - Моисей композитор мог не знать, поскольку его семья не была религиозной. Однако, по иронии судьбы, в 1939 году при побеге из Польши в СССР советские пограничники записали его как Моисея, не восприняв имя Мечислав в силу его «инородности». В середине 80-х годов Вайнберг возвращает себе имя Мечислав, которым его называли в семье с детства. Однако, незадолго до смерти (1996) композитор крестится с именем Моисей (информация из телефонного разговора О. Ю. Рахальской и А. С. Воскобойниковой, состоявшегося 4 марта 2017 года).

Фортепианные произведения композитора представляют собой масштабный раздел творчества, включающий миниатюры (Две мазурки ор. 10 и 10а, Колыбельная ор. 1), детские циклы (Три детских тетради ор. 16, ор. 19, ор. 23; 17 легких пьес ор. 34), Сонатину (ор. 49), семь сонат (ор. 5, ор. 8, ор. 31, ор. 56, ор. 58, ор. 73, ор. 49 bis), Партиту (ор. 54), а также сочинения без опуса: Две фуги (1983),

2 3

«Портреты товарищей» (1950), «Канкан во славу Расторгуева» (1965) . При столь обширном охвате жанров основным «массивом» и монументальной основой фортепианного творчества Вайнберга являются сонаты.

Степень изученности темы. Среди научных исследований, посвященных музыке ХХ века, работ о фортепианном творчестве Вайнберга до сих пор не существует. Из фундаментальных трудов о композиторе на сегодняшний день известны две книги: «Симфонии М. Вайнберга» Л. Никитиной (1972) и «Mieczyslaw Weinberg. In Search of Freedom» («Мечислав Вайнберг. В поиске свободы») Д. Фаннинга (2010), а также диссертация Д. Элфика на тему «The String Quartets of Mieczyslaw Weinberg: A Critical Study» («Струнные квартеты Мечислава Вайнберга: критическое исследование») (2016). В 1988 году была написана кандидатская диссертация Ф. Коган на тему «Камерно-инструментальное творчество Вайнберга в контексте стилистических тенденций советской музыки». Стоит также отметить дипломную работу Ю. Бройдо, выполненную при СПБГК им. Н. А. Римского-Корсакова «Еврейская тема в творчестве М. С. Вайнберга. Опера "Поздравляем!"» (2001).

Иследование Л. Никитиной представляет собой первое научное приближение к многозначной фигуре М. Вайнберга. Л. Никитина делает центром внимания симфоническое творчество композитора.

Изданная на английском и немецком языках, книга профессора из Манчестера Дэвида Фаннинга (David Fanning) является первой наиболее полной биографической работой о Вайнберге. Автором переработана масса источников,

2 «Портреты товарищей» представляли собой цикл фортепианных пьес в стиле Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шебалина и Хачатуряна. Рукопись утеряна.

3 «Канкан во славу Расторгуева» для фортепиано - миниатюра сатирически-развлекательного характера, посвящена Ольге Резницкой.

включающих публикации известного шведского исследователя Пера Сканса. Важной основой книги также стали беседы с семьей композитора.

Работа молодого английского исследователя Дэниэла Элфика (Daniel Elphick) является первым фундаментальным исследованием, посвященным струнным квартетам М. Вайнберга.

Диссертация Ф. Коган была защищена в Государственной консерватории Литовской ССР (Вильнюс) в 1989 году, выполнена на кафедре истории советской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В работе рассматривается камерное творчество Вайнберга в контексте эстетики музыки советского периода.

Работа Ю. Бройдо подробно исследует еврейское начало в контексте отечественной музыкальной культуры и в музыке Вайнберга на примерах его «Еврейских песен» ор. 13 и ор. 17, симфоний № 6 и № 8 и опер «Пассажирка» и «Поздравляем ! ».

С конца 40-х годов имя Вайнберга фигурирует в периодической печати и преимущественно в учебно-исторической и учебной литературе: История музыки народов СССР, т. IV, V; История современной отечественной музыки 1941-1958, вып. 2, 3; Современная отечественная музыкальная литература 1917-1985, статьи журнала «Советская музыка». Как правило, имя Вайнберга упоминается в разделах симфонической музыки, меньше - оперной (в основном это рецензии на оперные премьеры; исключение составляют работы А. Баевой о музыкальном театре). В исследованиях советских музыковедов фигура Вайнберга нередко появлялась в тени «школы Шостаковича», что для современников казалось естественным (сборник «Дмитрий Шостакович», сост. Г. Орджоникидзе, М., 1967 и др.).

Целью диссертации является комплексное рассмотрение фортепианных сочинений Вайнберга с точки зрения исторического и философского контекстов, стилевых особенностей и исполнительской интерпретации.

В круг задач данного исследования входят: а) хронологизация фортепианных сочинений М. Вайнберга;

б) определение национальных истоков творчества Вайнберга, в частности роли польских и еврейских корней в формировании его творческого феномена;

в) изучение особенностей стилевого синтеза фортепианных сочинений М. Вайнберга в контексте современности: выявление опоры на традиции музыки прошлых эпох в сочетании с музыкальными тенденциями ХХ века;

г) определение места темы детства в контексте фортепианных сочинений М. Вайнберга;

д) постановка проблемы исполнительской интерпретации фортепианных сочинений М. Вайнберга.

Объектом исследования является фортепианное творчество М. Вайнберга.

Предмет исследования - стилевые особенности фортепианных сочинений М. Вайнберга в широком конексте; вопросы их исполнительской интерпретации.

В качестве материала исследования были использованы ноты и рукописи фортепианных сочинений Вайнберга: ранних миниатюр (Колыбельная ор. 1, Две мазурки ор. 10 и 10а), Сонатины ор. 49, семи сонат, детских циклов (Три детских тетради ор. 16, ор. 19, ор. 23; 17 легких пьес ор. 34), Партиты ор. 54, Двух фуг (без опуса, 1983); также в материал исследования была включена рукопись вокального цикла М. Вайнберга «Цыганская библия» ор. 574.

Научная новизна диссертации. Впервые фортепианное творчество Вайнберга становится объектом самостоятельного исследования. В диссертации приводится эксклюзивный материал в виде фрагментов рукописей некоторых сочинений М. Вайнберга, в числе которых Колыбельная ор. 1, Две мазурки ор. 10 и 10а, Сонатина ор. 49, соната ор. 49 bis, Партита ор. 54, Две фуги (1983, без опуса), фортепианный цикл миниатюр «17 легких пьес» ор. 34, а также вокальный цикл «Цыганская библия» ор. 57.

Феномен Вайнберга рассмотрен в диссертации как мулътикулътурный, что является новым, в отличие от привычной трактовки творчества композитора в рамках стилистики советской музыки ХХ века.

4 Рукописи сочинений М. Вайнберга хранятся преимущественно в семейном архиве композитора. Подробно об изданиях его фортепианных произведений см. в Приложении 1.

Впервые в исследование творчества М. Вайнберга вводится польский исторический контекст, глубоко повлиявший на творчество композитора; предпринимается попытка проникнуть в художественное содержание фортепианных сочинений Вайнберга путем знакомства с биографией и лирикой польско-еврейского автора Ю. Тувима - поэта, которому Вайнберг отдавал предпочтение при выборе литературных источников для своих вокальных сочинений.

Помимо нового для музыковедения обозначения внутрипольских творческих связей М. Вайнберга (Ф. Шопен, К. Шимановский, Ю. Тувим), в работе впервые констатируются коннотации фортепианного стиля композитора с музыкой И. С. Баха, французских клавесинистов и мастеров ХХ века (М. Равель, Э. Сати).

Вопрос интерпретации темы детства в фортепианных сочинениях М. Вайнберга ранее также не поднимался.

Новой является и сформулированная в исследовании проблема исполнительской интерпретации фортепианных сочинений Вайнберга.

Методология исследования основана на комплексном подходе, включающем как общенаучные и музыковедческие, так и педагогико-исполнительские методы, способствующие выявлению проблем интерпретации фортепианных сочинений Вайнберга.

В комплексе соединены музыковедческий и историко-культурологический подходы для выявления проблем исполнительской интерпретации. Для исследования фортепианного стиля Вайнберга потребовалось обращение к симфонической и вокальной музыке. При анализе сочинений Вайнберга в контексте современности и музыки прошлых эпох мы применяем и компаративный метод исследования, опираясь на труды И. Бэлзы, М. Арановского, Е. Долинской, Л. Кириллиной, С. Савенко.

Историко-культурный подход продиктован стилевыми особенностями изучаемого феномена: местом Вайнберга на перепутье дорог классицизма и позднего романтизма, смело предугаданным его вхождением в зону особого стилевого синтеза эпохи грядущего постмодерна (полистилистика, политехника),

что отразилось и в его симфониях (№ 7), квартетах. Опорой при изучении историко-культурного контекста стали исследования Б. Асафьева, Л. Акопяна, Л. Кириллиной и др.

Для работы с проблемой исполнительской интерпретации фортепианных сочинений Вайнберга весомое значение имели труды таких исследователей, как А. Алексеев, А. Малинковская, В. Ландовска, Г. Нейгауз, Я. Мильштейн. Теоретической основой диссертации при исследовании стилевых особенностей фортепианных опусов композитора в рамках каждого отдельно взятого произведения и в контексте общих стилевых тенденций времени стали фундаментальные труды в области музыковедения, авторами которых являются Б. Асафьев, Ю. Холопов, В. Холопова, Л. Мазель, В. Цуккерман, В. Медушевский, Н. Гуляницкая, Е. Назайкинский, Е. Ручьевская, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Е. Дурандина, К. Зенкин.

Для изучения фольклорной составляющей стиля Вайнберга мы обратились к классическим трудам Г. Головинского, И. Земцовского, И. Бэлзы, Л. Сабанеева, а также современным работам Ю. Бройдо, Д. Слепович, Е. Хаздана. При рассмотрении польского исторического контекста помимо трудов на русском языке были использованы польскоязычные литературные источники, в числе которых Utopia Mlodej Polski (Rogatko В.), Sztuka Mlodej Polski (Dobrowolski Т.), Seceja (Wallis M.), Wspomnienia o Julianie Tuwimie (red. W. Jedlickiej i M. Toporowskiego).

Положения, выносимые на защиту:

- польские корни и классическое музыкальное образование, полученное Вайнбергом в Польше, сообщили композитору широкий взгляд не только на восточно-славянскую, но и на европейскую музыкальную культуру, что отразилось в его фортепианных сочинениях и отличало от советских современников; глубинные польские связи определяет прежде всего фигура поэта Ю. Тувима, текстам которого композитор отдавал предпочтение в своих вокальных сочинениях на протяжении всей жизни;

- феномен Вайнберга является мультикультурным, что обусловлено во многом происхождением и биографией композитора и выражено в особом стилевом симбиозе его фортепианных сочинений. В них можно обнаружить черты основных исторических периодов музыкальной культуры (романтизма и постромантизма (ранние сочинения), классицизма (сонаты), барокко (Партита ор. 54, Две фуги (1983)) в сочетании с тенденциями музыки ХХ века, при этом интуитивная природа отношения Вайнберга к музыкальному материалу уводит автора от всевозможных привязок к определенному этносу, эпохе, идейному ряду;

- особое место в фортепианном творчестве М. Вайнберга занимает интерпретация темы детства: трагические факты биографии композитора оставили глубокий отпечаток в Трех детских тетрадях и 17 легких пьесах для фортепиано; эти циклы миниатюр отличны от детской музыки, создававшейся в ХХ веке, за счет сложности их музыкального языка, стилевого многообразия и насыщенного культурно-исторического контекста;

- личность Вайнберга-пианиста неотделима от Вайнберга-композитора,

поэтому для наиболее точной интерпретации его фортепианных произведений особенно важны наблюдения за природой их стилевого симбиоза. С точки зрения исполнительской интерпретации, в круг проблем исполнителя входят прежде всего сохранение целостности музыкальной формы и сбалансированности соотношения авторского замысла и индивидуальности исполнителя.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научного знания о фортепианном наследии М. Вайнберга, отражающем богатство и бесконечную многогранность его музыкального стиля. Данное исследование может побудить к дальнейшему изучению и исполнению сочинений Вайнберга, знакомя с многочисленными аспектами его творчества, до сих пор не обсуждавшимися, раскрывать с новых

сторон не только стилевые особенности уникального по самобытности композиторского языка, но и сущность его философского наполнения. Рекомендации в области интерпретирования могут стать подспорьем для будущих исполнителей вайнберговских фортепианных сочинений, пробуждая к ним интерес.

Степень достоверности и апробация результатов. Степень достоверности исследования обеспечивается обширным использованием литературных источников, как отечественных, так и иностранных, из области музыкознания, истории и философии, а также привлечением архивных материалов, в том числе рукописей сочинений М. Вайнберга. Основные положения исследования отражены в ряде публикаций по теме диссертации (2010, 2011, 2013, 2014 и 2017). Ранние фортепианные сочинения, как и некоторые сонаты, неоднократно были представлены автором диссертации на концертах, в частности, в РАМ имени Гнесиных (2009-2010). Текст диссертации обсуждался на кафедрах искусствоведческой направленности СГК имени Л. В. Собинова и РАМ имени Гнесиных. Диссертант принял участие в работе международной конференции «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение», прошедшей в феврале 2017 г. в Москве, в Большом театре и ГИИ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографии и приложений, включающих:

1) список фортепианных сочинений М. Вайнберга, составленный в хронологическом порядке;

2) факсимиле фрагментов рукописей М. Вайнберга;

3) краткую биографию и характеристику творчества Ю. Тувима;

4) список произведений М. Вайнберга на слова Ю. Тувима;

5) переводы стихов Ю. Тувима, использованные в вокальном цикле М. Вайнберга «Цыганская библия» ор. 57; нотные примеры из рукописи;

6) программы сольных концертов Воскобойниковой А.С. из произведений М. Вайнберга (2009-2010).

Глава 1.

Национальные истоки творчества М. Вайнберга

1.1. Польские корни и их роль в формировании творческого феномена М.

Вайнберга

Известно, что в Польше композитор и пианист Мечислав Вайнберг провел свои первые двадцать лет (до 1939 года). Эта страна сформировала довоенного Вайнберга - блестящего пианиста и незаурядного композитора-лирика, наложив отпечаток и на дальнейшее творчество послевоенного Вайнберга - трагика и классика. Выросший на музыке Ф. Шопена и К. Шимановского, Вайнберг никогда не забудет родную Польшу. Размышляя о его довоенных годах, невольно вспоминается горько-идиллическая IV часть его Восьмой симфонии («Цветы Польши», 1964) «Был сад» на стихи горячо любимого композитором польского поэта Ю. Тувима...

Семья М. Вайнберга переехала в Варшаву из Кишинёва в 1916 году, спасаясь от еврейских погромов. Отец - Самуил (Шмуэл) Вайнберг - скрипач, композитор и дирижер еврейского театра; мать - Соня (Сарра) Вайнберг (Котлицкая)5 - актриса. Варшава того времени являлась местом сосредоточения сотен тысяч евреев, и их культурная жизнь, включая театральную, активно развивалась.

В 1919 году, в центре Варшавы, на улице Желязна (¿е^па), до войны принадлежавшей крупному еврейскому кварталу, и отделявшей Гетто в период фашистской оккупации, родился Мечислав (Моисей) Вайнберг [152, 16]. С шести лет, окруженный музыкальной деятельностью отца, мальчик самостоятельно учится играть на фортепиано и пробует сочинять. В 1939 году М. Вайнберг блестяще оканчивает Варшавскую консерваторию как пианист в классе

5 Согласно утверждению польского музыковеда Д. Гвиздальской, Сарра Котлицкая - имя матери М. Вайнберга, указанное в московском дубликате свидетельства о рождении композитора. В варшавской метрике имя матери М. Вайнберга - Сура Двойра (Сара Дебора) Стерн [154].

выдающегося педагога Юзефа Турчиньского. На расцвете своей пианистической карьеры, в 1939 году Вайнберг вынужден бежать в СССР. В Варшаве остается его семья - родители и младшая сестра Эстер, позже погибшие в концентрационном лагере Травники6.

Позже, в шестидесятые годы, Вайнберг пишет: «Сегодня 1 сентября. 26 лет тому назад началась война. Мне было 19 почти лет. <...> Кончался первый период моей жизни. Мне предстояло еще раз родиться для новой, иной жизни. Как пылинка, я был втянут в чудовищное вращение кровавой машины времени, все нити, связывающие меня с семьей, юностью, пианизмом, должны были быть оборваны, я чудом должен был остаться в живых <.>

К сожалению, судеб, схожих с моей, было безмерно много. Увы! И если я считаю себя отмеченным сохранением мне жизни, то это вызывает во мне такое чувство невозможности оплатить долг, что никакая двадцатичетырехчасовая, ежедневная, каторожная сочинительская работа не может меня даже на дюйм приблизить к границе этой оплаты» (из письма к жене, Ольге Рахальской) [22, 19].

Чтобы глубже проникнуть в сущность влияния польской культуры на творчество Вайнберга, в начале исследования необходимо погрузиться в историко-культурную ситуацию, сложившуюся к моменту рождения композитора в Польше.

Эпоха «Молодой Польши» (М^а Ро^ка), подобно «Молодой Германии» и «Молодой Скандинавии» того же времени, наступила в стране с началом ХХ века, и была связана с приходом модернизма в европейскую культуру. M]:oda Ро^ка часто понимается как целый период развития польской литературы и пластических искусств, охватывающий годы приблизительно с 1890 по 1918. Под заметным влиянием позитивизма в это время также развивалась и литература реалистического течения в лице таких авторов, как Э. Ожешко, М. Конопницкая, Б. Прус, С. Жеромский, и др.

6 Подробная биография М. Вайнберга приведена в книге Д. Фаннинга «Mieczyslaw Weinberg. In Search of Freedom» («Мечислав Вайнберг. В поиске свободы»), 2010 [152].

В целом авторов «Молодой Польши» объединяло бунтарское начало против мещанства во всех его проявлениях, выражавшееся в постоянном поиске новых художественных средств; ощущение «диссонантности» жизни. Это течение проявило себя во всех видах польского искусства, в частности в социально-заостренной литературе К. Тейтмайера, Я. Каспровича, С. Выспьяньского. Тенденции литературного процесса 1890-1918 годов, как и характеристика творчества ведущих авторов того времени, отражены в работах В. Витта и И. Миллера, включенных в сборник «История польской литературы» (1969) [26].

Сфера пластических искусств «Молодой Польши» была многостилевой. В ней сосуществовали такие течения, как символизм (Ф. Рущиц, Я. Мальчевский), импрессионизм (художники Я. Станиславский и Ю. Панкевич) и модерн (живописные и графические работы С. Выспяньского, Ю. Мехоффера, В. Войткевича). Художники модерна тяготели к созданию монументального национального стиля в декоративном искусстве, в связи с чем все чаще обращались к народным темам и художественным традициям.

В эпоху «Молодой Польши» подъём испытывала и польская скульптура (В. Шимановский, К. Лящка). В архитектуре появляются мотивы народного деревянного зодчества, рождается стиль Закопане (архитектор С. Виткевич). Активно развивается декоративно-прикладное искусство: сочетание элементов модерна и народных мотивов проникает в оформление печатной продукции, проектирование мебели, изготовление предметов интерьера.

Известную сложность представляет точная хронологизация периода «Молодая Польша». Некоторые критики указывают на 1884 год в качестве начала, связывая его с первыми проявлениями натурализма в теоретической и художественной литературе (А. Дыгасиньский, А. Сыгетиньский). При этом писатели, которых принято считать символами эпохи, дебютируют ближе к 1890 году . Сложно зафиксировать и дату завершения «Молодой Польши». Историки нередко указывают на 1918 год, однако известно, что некоторые выдающиеся

7 «Стихи» Яна Каспровича (1888), первые сборники Казимежа Пшервы-Тетмайера (1891 и 1894), эссе «Из психологии творческой личности» Станислава Пшибышевского (1892).

авторы продолжали активно работать и гораздо позже (Я. Каспрович, Л. Стафф, В. Берент).

Революция 1905 года стала поворотным моментом, разделившим эпоху «Молодой Польши» на два периода. В творчестве писателей после революционных событий проблематика наполняется иллюзиями и разочарованиями времени. Картина эпохи исчерпывающе отражена у польских авторов Т. Добровольского (Sztuka Mlodej Polski, 1963) и Б. Рогатко (Utopia Mlodej Polski, 1972) [151], [156].

В музыкальной среде Польши в эпоху Mloda Polska выдающимися стали имена таких композиторов и исполнителей, как Г. Фительберг, К. Шимановский, Л. Ружицкий, А. Шелюто, Л. Коханский, К. Карлович.

Музыкальная часть сообщества «Молодой Польши» сыграла важную роль в утверждении национальной польской музыки. Новые сочинения польских композиторов активно издавались и исполнялись. Большое значение для их распространения имела деятельность варшавского филармонического оркестра во главе с ведущими композиторами и дирижерами.

Исполнительское искусство на рубеже XIX-XX веков активно развивалось. Выдвигаются такие дирижёры, как Г. Фительберг, Э. Млынарский, В. Бердяев; пианисты и педагоги Т. Лешетицкий, И. Гофман, И. Падеревский, Ю. Турчиньский8; скрипачи П. Коханьский, И. Лотто, Б. Губерман; вокалисты А. Дидур, М. Сембрих-Коханьская, X. Рушковская-Збоиньская, Ю. Туровская-Лескевичова.

Помимо общей идеологии композиторов «Молодой Польши» в первое время объединяли некоторые характерные стилистические черты, такие как программность, а также тенденции неоромантизма в сфере гармонии и инструментовки. Однако, вскоре творческие направления разделились: К. Шимановский9, испытав вначале сильное влияние А. Скрябина, М. Регера и Р.

8 Ю. Турчиньский (1884-1953) - редактор Полного собрания сочинений Шопена вместе с И. Падеревским; варшавский педагог Вайнберга.

9 Творческий путь К. Шимановского начался в 1900-х годах. В 1920-30-е годы композитор оказывал особенно сильное влияние на своих молодых последователей (К. Сикорский, А. Малявский, Б. Войтович: также вдохновлялись новациями французского неоклассицизма и новой венской школы). Оппозиционно по отношению к

Штрауса, склонился затем в сторону французских импрессионистов (что впоследствии косвенно отразилось и в ранних сочинениях Вайнберга, бывшего вдохновленным музыкой Шимановского) и ранних сочинений И. Стравинского (балет «Харнаси»), а в фортепианных произведениях пришёл к гармонически усложнённым Третьей сонате, «Маскам» и «Метопам». Музыка М. Карловича осталась в рамках традиций неоромантизма (симфонические поэмы «Станислав и Анна Освенцимы», «Эпизод на маскараде», симфония «Возрождение»). Л. Ружицкий развивал некоторые черты стиля Р. Штрауса.

После 1918 года10 в Польшу вернулась музыкальная жизнь: заработали консерватории, симфонические оркестры, оперные театры. Проходят международные конкурсы пианистов имени Шопена (Варшава, с 1927 года), конкурс скрипачей имени Г. Венявского (Познань, с 1935 года). В 1930 году был основан Союз польских композиторов. В 1939 году в Варшаве впервые проходит знаменитый Фестиваль современной музыки, в 1954 году получивший название «Варшавская осень».

После столь бурного расцвета музыкальная жизнь страны была фактически парализована на шесть лет с приходом Второй мировой войны и фашистской оккупации. Были уничтожены музыкальные библиотеки, закрыты музыкальные учебные заведения, концертные залы. После Варшавского восстания в 1944 году музыканты остались без нот и инструментов.

Возрождение музыкальной жизни и культуры началось после 1945 года, с утверждением социалистического строя в ПНР.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воскобойникова, Анна Семёновна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраамов, А.М. Фольклор и современность / А. М. Авраамов // Современная музыка. - М., 1927. -№ 22. - С. 286 - 287.

2. Адорно, Т.В. Музыка и нация / Теодор В. Адорно // Избранное: Социология музыки; пер. М. И. Левина, А. В. Михайлов, сост. С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов, отв. ред. Л. Т. Мильская. - М.- СПб. : Университетская книга, 1998. - С. 136 -155.

3. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства. Часть 1и 2 / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1988. — 415 с.

4. Алексеев, Э.Е. Проблемы формирования лада / Э. Е. Алексеев. - М. : Музыка, 1976. - 287 с.

5. Акопян, Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. - М.: Практика, 1995. - 256 с.

6. Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 334 с.

7. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974. - С. 90-128.

8. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1971. — 373 с.

9. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала ХХ века / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1979. - 339 с.

10. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 464 с.

11. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А. В. Ивашкин. - М. : РИК «Культура», 1994. - 302 с.

12. Береговский, М.Я. Еврейская народная инструментальная музыка / Я. М. Береговский. - М. : Советский композитор, 1987. - 280 с.

13. Берент Вацлав. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://endic.ru/enc sovet/Berent-vaclav-111478.html

14. Блюмина, Е. «Немцы спрашивали, где взять ноты Фрида» : Интервью И. Мак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lechaim.ru/5864

15. Бройдо, Ю.В. Еврейская тема в творчестве М. С. Вайнберга. Опера «Поздравляем» Дипл. реф. / Ю. В. Бройдо. - СПб., 2001. - 65 с.

16. Бэлза, И.Ф. История польской музыкальной культуры: в 3-х т. / И. Ф. Бэлза; Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ). — М., 1954. - 1 т. -336 с.

17. Бэлза, И.Ф. История польской музыкальной культуры: в 3-х т. / И. Ф. Бэлза; Музыка. — М., 1972. - 3 т. - 234 с.

18. Бэлза, И.Ф. Кароль Шимановский, его роль и значение в развитии польской музыкальной культуры / И. Ф. Бэлза // Кароль Шимановский. Воспоминания, статьи, публикации ; Ред. и сост. И. Никольотая и Ю. Крейнина. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 8 - 23.

19. Бялик, М.Г. Шестая симфония Моисея Вайнберга / М. Г. Бялик // Советская симфония за 50 лет. - Л., 1967. - С. 72-77.

20. Вайнберг, М.С. Архив аудиозаписей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic-online.ru/ru/composer/Weinberg/1758

21. Вайнберг, М.С. Зрелый мастер (О Ю. Левитине) / М. С. Вайнберг // Советская музыка. - М. : Композитор, 1973. -№ 6. - С. 136

22. Вайнберг, М.С. Письма о любви // Музыкальная жизнь. - 2000. - № 2. - С. 1819.

23. Вайнберг, М.С. Радость открытия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.boris-tchaikovsky.com/vainberg.htm

24. Верлен. Рембо. Малларме. Стихотворения. Проза : пер. с фр. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1998. - 736 с.

25. Вислоужил, Й. Межвоенный музыкальный «авангард», его возникновение и развитие / Й. Вислоужил // Кризис буржуазной культуры и музыка : Сборник статей / Сост. и ред. Л. Н. Раабен. - М.: Музыка, 1986. -- Вып. 4. - С. 197 - 213.

26. Витт, В.В. Литература 1890 — 1918 гг. / В. В. Витт // История польской литературы / Ред. В. В. Витт, И. С. Миллер, Б. Ф. Стахеев, В. А. Хорев. - М. : Наука, 1969. - 2 т. - С. 5 - 53.

27. Волков, К.Е. Фольклор и современное композиторское творчество / К. Е. Волков // Советская музыка. — М. : Композитор, 1982. —№ 11. — С. 25 - 33.

28. Воскобойникова, А.С. Великий неизвестный Мечислав Вайнберг / А. С. Воскобойникова // Музыка и время. - 2010. -№ 6. - С. 22 - 25.

29. Воскобойникова, А.С. Герой не своего времени / А. С. Воскобойникова // Музыкальная жизнь. - 2010. -№ 11. - С. 20 - 21.

30. Воскобойникова, А.С. Классические модели в творчестве М. Вайнберга (на примере фортепианной сонаты№ 4) / А. С. Воскобойникова // Гнесинская научная школа - XXI век: Сборник статей. - М. : РАМ им. Гнесиных. - 2011. -№ 2. - Вып. 180. - С. 219-237.

31. Воскобойникова, А.С. Лирика Юлиана Тувима в творчестве Мечислава Вайнберга. «Цыганская библия» / А. С. Воскобойникова // Музыка и время. -2014. -№ 1. - С. 19 - 21.

32. Гаккель, Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю: Статьи, рецензии / Л. Е. Гаккель; Советский композитор. — Л., 1988. — 168с.

33. Гладкова, О.И. Галина Уствольская. Музыка как наваждение / О. И. Гладкова. - СПб. : Музыка, 1999. - 168с.

34. Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков. Очерки / Г. Л. Головинский. - М. : Музыка, 1981. - 279 с.

35. Гольдин, М.Д. Клезмерская музыка Украины / М. Д. Гольдин // Еврейская народная инструментальная музыка / Береговский М. ; ред. М. Гольдин. - М. : Советский композитор, 1987. - С. 227 - 276.

36. Горковенко, А.А. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной музыкальной культуры (К проблеме лада) / А. А. Горковенко // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сборник статей и материалов / Сост. В. Е. Гусев. - Л. : Музыка, 1933. -№ 5. - С. 65 - 82.

37. Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию / Н. С. Гуляницкая. - М. : Музыка, 1984. - 256 с.

38. Гумилев, Л.Н. Этносы и антиэтносы / Л. Н. Гумилев // Звезда. - Л. : Художественная литература, 1990. -№ 3. - С. 154 - 168.

39. Гусев, В.Е. О специфике восприятия фольклора: к поблеме синестезии в искусстве / Е. В. Гусев // Творческий процесс и художественное восприятие / Ред. Б. Егоров. - Л. : Наука, 1978. - С. 79 - 90.

40. Гусев, В.Е. Фольклоризм / В. Е. Гусев // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Кожевникова и П. Николаева. - М. : Сов. энциклопедия, 1987. - С. 469

41. Делёз, Ж. Кино / Ж. Делез; пер. с фр. Б. Скуратова. — М.: Ad Ма^тет, 2012.

- 560 с.

42. Дельсон, В.Ю. Фортепианные сонаты Скрябина / В. Ю. Дельсон. - М. : Музгиз, 1961. - 47 с.

43. Демченко, А.И. Отечественная музыка начала ХХ века. К проблеме создания художественной картины мира / А. И. Демченко. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1990. - 109 с.

44. Дмитрий Шостакович : Сборник статей / Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. - М. : Советский композитор, 1967. - 536 с.

45. Должанский, А.Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича / А. Н. Должанский. -Л. : Советский композитор, 1963. - 274 с.

46. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети ХХ века / Е. Б. Долинская.

- Магнитогорск : МаГК, 2000. - 158 с.

47. Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: Исследовательские очерки / Е. Б. Долинская. - М. : Композитор, 2006. - 560 с.

48. Друскин, М.С. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды / М. С. Друскин. - Л. : Советский композитор, 1974. - 220 с.

49. Друскин, М.С. Очерки по истории танцевальной музыки / М. С. Друскин. - Л. : Ленинградская филармония, 1936. - 208 с.

50. Дурандина, Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е. Е. Дурандина. - М. : Музыка, 1985. - 200 с.

51. Дьячкова, Л.С. Гармония в музыке ХХ века / Л. С. Дьячкова. - М. : Музыка, 1994. - 144 с.

52. Желнова, Ю.Н. Серенада: от Средневековья к Новому времени / Ю. Н. Желнова // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2008. - № 1. - С. 4957.

53. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды / И. И. Земцовский. - М.-Л. : Советский композитор, 1978. - 172 с.

54. Земцовский, И.И. Народная музыка и современность : к проблеме определения фольклора / И. И. Земцовский // Современность и фольклор / Сост. А. А. Горковенко, отв. ред. и сост. В. Е. Гусев. - М.: Музыка, 1977. - С. 28 - 33.

55. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К. В. Зенкин. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1995. - 151 с.

56. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.

B. Зенкин. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 415 с.

57. Зинькевич, Е.С. Метафоры музыкального постмодерна / Е. С. Зинькевич // Искусство XX века: уходящая эпоха? : Сб. ст. / Сост. и ред. В. Б. Валькова, Б.

C. Гецелев. — Н. Новгород : НГК им. М. И. Глинки, 1997. - 2 т. - С. 259 - 272.

58. Золотарев, В.А. Заметки о Шестой симфонии Вайнберга / В. А. Золотарев // Музыка и современность. - М., 1965. - Вып. 3. - С. 170 - 185.

59. Иванова, Л.П. Фольклоризм в русской музыке ХХ века / Л. П. Иванова. -Астрахань: ФГОУ ВПО «Астрахан. гос. техн. ун-т», 2004. - 224 с.

60. Ивбулис, В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В. Я. Ивбулис. - М. : Знание, 1988. — 64 с.

61. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. — М. : Интрада, 1998. - 256с.

62. История отечественной музыки второй половины ХХ века : Учеб. пособие / Отв. ред. Т. Левая. - СПб. : Композитор, 2005. - 55 с.

63. История современной отечественной музыки / Ред. Е. Долинская. М.: Музыка, 2001. - Вып. 3. - 654 с.

64. Казиник, М.С. Тайные знаки культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classica.fm/2009/10/30/secret-signs-on-culture-of-michail-кштк/

65. Каспрович Ян. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article059733.html

66. Кац, Б.А. О музыке Бориса Тищенко / Б. А. Кац. - Л.: Советский композитор, 1986. - 168с.

67. Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 224 с.

68. Книга павших. Поэты Первой мировой войны: Тадеуш Мичинский // Нева / Отв. ред. Н. Гранцева. - СПб., 2014. - № 6. - С. 152.

69. Коган, Ф.И. Камерно-инструментальное творчество Вайнберга в контексте стилистических тенденций советской музыки : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Коган Фаина Ильинишна. - Вильнюс, 1989. - 20 с.

70. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / Ц. Когоутек. - М. : Музыка, 1976. - 358 с.

71. Композитор и фольклор. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / Отв. ред. Э. П. Федосова. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1982. - Вып. 64. - 116 с.

72. Красникова, Т.Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция / Т. Н. Красникова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - 115с.

73. Кюрегян, Т.С. Стилизация / Т. С. Кюрегян // Музыкальная энциклопедия / Отв. ред. Ю. В. Келдыш. - М., 1981. - 5 т. - С. 279 - 280.

74. Левитин, Ю.А. Наследники больших талантов / Ю. А. Левитин // Правда. -1965. - 20 июня. - С. 6.

75. Левитин, Ю.А. Герои Шолом-Алейхема в опере / Ю. А. Левитин // Советская культура. - 1983. - 27 сентября. - С. 4.

76. Лем, С. Моя жизнь / С. Лем // Станислав Лем. Собрание сочинений в 10 томах / Пер. К. Душенко. - М.: Текст, 1992. - 1 т. - С. 8 - 28.

77. Лесьмян Болеслав. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http :/Мю. academic.ru/dic.nsf/bse/103213/%D0%9B%D0%B5%D 1%81%D 1%8С% D0%BC%D 1%8F%D0%BD

78. Лозовская, Н.В. Книга Псалтирь и её отражение в творчестве композиторов ХХ века : автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Лозовская Наталья Вячеславовна. - М., 2015. - 26 с.

79. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - М. : Гнозис ; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

80. Лотман, Ю.М. Люди и знаки / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - СПб. : Искусство-СПБ, 2010. - 704 с.

81. Малларме, С. Сочинения в стихах и прозе : Сборник / Сост. Р. Дубровкин. -М. : Радуга, 1995. - 568 с.

82. Мазель, Л.А. Исследования о Шопене / Л. А. Мазель. - М.: Композитор, 2008. - 318 с.

83. Мазель, Л.А. О путях развития языка современной музыки / Л. А. Мазель // Советская музыка. — 1965. —№ 8. - С. 6 - 20.

84. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. - М. : Музыка, 1979. - 536 с.

85. Малинковская, А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 13.00.02, 17.00.02 / Малинковская Августа Викторовна. -Москва, 1995. - 46 с.

86. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. — СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с.

87. Мария Вениаминовна Юдина: Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред. А. Аксюк, А. Кузнецов. — М. : Советский композитор, 1978. — 416 с.

88. Мартынов, В.И. Конец времени композиторов / В. И. Мартынов. — М. : Русский путь, 2002. - 296 с.

89. Мдивани, М.В. Исполнение сонаты № 6 М. Вайнберга [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YWIwswUociY

90. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

91. Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн. - М. : Советский композитор, 1983. - 266 с.

92. Мильштейн, Я.И. Очерки о Шопене / Я. И. Мильштейн. - М. : Музыка, 1987.

- 176 с.

93. Мордовченко, Н.И. Белинский - теоретик и организатор натуральной школы / Н. И. Мордовиченко // Белинский и русская литература его времени. - М. ; Л. : Худлитиздат, 1950. - С. 213 - 283.

94. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. -М. : Музыка, 1982. - 319 с.

95. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1972. - 384 с.

96. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям / Составитель Я. И. Мильштейн. - М. : Советский композитор, 1987. - 526 с.

97. Никитина, Л. Симфонии Вайнберга / Л. Никитина. - М. : Музыка, 1972. - 208 с.

98. Орджоникизде, Г. Фортепианные сонаты Прокофьева / Г. Орджоникидзе. - М. : Музгиз, 1962. - 152 с.

99. Оссовецкий, И. Язык современной русской поэзии и традиционный фольклор / И. Оссовецкий // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия / Н. Иванова, М. Бакина, И. Оссовецкий, В. Григорьев, Е. Некрасова, А. Григорьева. - М. : Наука, 1977. - С. 128 - 186.

100. Отчет Общества еврейской народной музыки за 1913 год и Очерк деятельности Общества за первое пятилетие (1909 - 1913 гг.). - Петроград, 1914. - 71 с.

101. Паисов, Ю.И. Полигармония, политональность / Ю. И. Паисов // Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / Ред.-сост. М. Г. Арановский. - М. : ОАО «Внешторгиздат», 1997. - С. 499 - 525.

102. Пригожин, И.Р. Порядок из хаоса / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М. : Прогресс, 1986. - 432 с.

103. Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью / Ред.-сост. В. Варунц. — М. : Сов. композитор, 1999. — 285 с.

104. Протопопов, В.В. Сонатная форма в западноевропейской музыке второй половины XIX века / В. В. Протопопов. - М. : Музыка, 2002. -134с.

105. Раабен, Л.Н. О духовном ренессансе в русской музыке 60-80-х годов / Л. Н. Раабен. - СПб. : Бланка Бояныч, 1998. - 352 с.

106. Рабинович, Д.А. Портреты пианистов / Д. А. Рабинович. - М. : Советский композитор, 1970. - 280 с.

107. Раку, М.Г. Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре : автореферат дисс. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Раку Марина Григорьевна. - М., 2015. - 55с.

108. Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / Ред.-сост. М. Г. Арановский. - М. : ОАО «Внешторгиздат», 1997. - 876 с.

109. Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма / Е. А. Ручьевская. - СПб. : Композитор, 1998. - 268 с.

110. Сабанеев, Л.Б. Всеобщая история музыки / Л. Б. Сабанеев. - М. : Работник просвещения, 1925. - 267 с.

111. Сабанеев, Л.Б. Еврейская национальная школа в музыке / Л. Б. Сабанеев. - М. : Общество еврейской музыки, 1924. - 31 с.

112. Савенко, С.И. Мир Стравинского : монография / С. И. Савенко. - М.: Композитор, 2001. - 328 с.

113. Савенко, С.И. Послевоенный музыкальный авангард / С. И. Савенко // Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / Ред.-сост. М. Г. Арановский. - М. : ОАО «Внешторгиздат», 1997. - С. 407 - 431.

114. Саминский, Л.С. Юбилей Петербургской консерватории и евреи / Л. С. Саминский // Об еврейской музыке. - СПб., 1914. - С. 78.

115. Серошевский Вацлав. Библиотека сибирского краеведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/seroshevskiy-vacla-vaclav-leopoldovich

116. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке : Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. - М. : Музыка, 1985. - 285 с.

117. Скребков, С.С. Полифонический анализ / С. С. Скребков. М.-Л. : Музгиз, 1940. - 184 с.

118. Слепович, Д.З. Еврейская композиторская школа в России первой половины ХХ века. Творчество М. Ф. Гнесина [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://klezmer.narod.ru/jew т

119. Солнцева, Л.П. Постмодернизм по-советски / Л. П. Солнцева, М. Ямпольский // Театр. - 1991. -№ 8. - С. 46 - 52.

120. Способин, И.В. Музыкальная форма. 7-е изд. Учебник общего курса анализа / И. В. Способин. - М. : Музгиз, 1984. - 400 с.

121. Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина / М. Е. Тараканов. - М. : Советский композитор, 1980. - 327 с.

122. Тейтмайер Казимеж. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139445

123. Тихонова, А.И. Возрождение и барокко / А. И. Тихонова. - М. : РОСМЭН, 2003. - 109 с.

124. Тувим, Ю. Фокус-покус, или Просьба о Пустыне : Поэзия. Театр. Проза : Пер. с пол. / Ю. Тувим ; Ред.-сост. А. Базилевский ; Вступ. ст. А. Базилевского . - М. : РИПОЛ КЛАССИК : Вахазар, 2008. - 939 с.

125. Тушинцева, И., Акопян, Л.О. Памяти Мечислава Вайнберга : Радиопрограмма «Актуальная музыка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/actualmusic/15716-

126. Хаздан, Е.В. План лекций по курсу "Еврейская музыка". Зарождение еврейской профессиональной музыки в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.ort.spb.ru/jet2000/spb3/eh1.htm

127. Хентова, С.М. Удивительный Шостакович / С. М. Хентова. - СПб. : Вариант, 1993. - 272 с.

128. Хентова, С.М. В мире Шостаковича : Сборник / С. М. Хентова. - М. : Композитор, 1996. - 366 с.

129. Холопов, Ю.Н.. Новая гармония : Стравинский, Прокофьев, Шостакович / Ю. Н. Холопов // Русская музыка и XX век. - М.: ГИИ, 1997. - С. 433-461.

130. Холопов, Ю.Н. Об эволюции европейской тональной системы / Ю. Н. Холопов // Проблемы лада. - М.: Музыка, 1972. - С.35 - 76.

131. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии / Ю. Н. Холопов. М. : Музыка, 1974. - 287 с.

132. Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины ХХ века / В. Н. Холопова. М. : Музыка, 1971. - 304с.

133. Холопова, В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Н. Холопова. - М. : Композитор, 2000. - 319 с.

134. Холопова, В.Н. Ритмические новации / В. Н. Холопова // Русская музыка и ХХ век. - М. : ГИИ Министертва культуры РФ, 1997. - С. 553 - 588.

135. Холопова, В.Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. - М.: Советский композитор, 1982. - 282 с.

136. Холопова, В.Н. Фактура : Очерк / В. Н. Холопова. - М. : Музыка, 1979. - 87 с.

137. Холопова В.Н. Фортепианные сонаты С. С. Прокофьева / В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. - М. : Музгиз, 1961. - 87^

138. Холопова, В.Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. - Челябинск : Аркаим, 2003. - 254 с.

139. Цареградская, Т.В. Аспекты музыки ХХ века / Т. В. Цареградская // Современное искусство музыкальной композиции. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / Отв. ред. Н. С. Гуляницкая. - М., 1986. - Вып. 81. - C. 96 - 111.

140. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. - М. : Советский композитор, 1970. - 559 с.

141. Черты стиля Д. Шостаковича : Сборник статей / Сост. Л. Бергер. - М.: Советский композитор, 1962. - 386 с.

142. Черты стиля С. Прокофьева : Сборник статей / Сост. Л. Бергер. М.: Советский композитор, 1962. - 320 с.

143. Чуковский, К.И. Вступительная статья в кн. : «Саша Черный. Стихотворения». - М. : Советский писатель, 1962. - 576 с.

144. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. - М. : Музыка, 1965. - 728 с.

145. Шолом-Алейхем. Собрание сочинений в 6-ти томах / Шолом-Алейхем. - М. : Художественная литература, 1988. - 3636 с.

146. Шостакович, Д.Д. В суровую пору / Д. Д. Шостакович // Правда. -1975. -№ 95. -5 апреля. - С. 6.

147. Щедрин, Р.К. Искусство есть царство интуиции, помноженной на высокий профессионализм творца / Р. К. Щедрин // Музыкальная академия. - 2002. -№ 4. - С. 1 - 9.

148. Эренбург, И.Г. Люди, годы, жизнь. Книга III [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thelib.ru/books/erenburg i/lyudi gody zhizn kniga iii-read.html

149. Ярустовский, Б.М. Творчество молодых / Б. М. Ярустовский // Известия. -1949. -№ 21. - 27 января. - С. 3

150. Bach, J. S. Das wohltemperierte Klavier. I. Teil / Ed. Ferruccio Busoni. - New York: G. Schirmer, 1894. - 206 p.

151. Dobrowolski, Т. Sztuka Mlodej Polski / T. Dobrowolski. - Warsz., 1963. - 454 s.

152. Fanning, D. Mieczyslaw Weinberg. In Search of Freedom / D. Fanning. - Hofheim : Wolke Verlag, 2010. - 220 p.

153. Gwizdalanka, D. Mieczyslaw Wajnberg: kompozytor z trzech swiatow / D. Gwizdalanka. - Poznan : Wydanie I, 2013. - 78 s.

154. Gwizdalanka, D. Unknown Facts From Mieczyslaw Wajnberg's Biography [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culture.pl/en/article/unknown-facts-from-mieczyslaw-wajnbergs-biography

155. Landowska, V. Musique ancienne / V. Landowska. - Paris : Mercure de France, 1909. - 272 p.

156. Rogatko, В. Utopia Mlodej Polski / B. Rogatko. - Lodz, 1972. - 232 s.

157. Szleszynski, B. Leopold Staff [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// culture.pl/pl/tworca/leopold-staff

158. Wallis, М. Secesja / M. Wallis. — Warsz. : Arkady, 1967. - 343 s.

159. Wspomnienia o Julianie Tuwimie. / Pod red. Wandy Jedlickiej i Mariana Toporowskiego. - Warszawa : Czytelnik, 1965. - 467 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.