Педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Кульпина, Дарья Семеновна

  • Кульпина, Дарья Семеновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 221
Кульпина, Дарья Семеновна. Педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2012. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кульпина, Дарья Семеновна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования

1.1. Су щностно-содержательная характеристика креативности младших школьников в музыкальной деятельности

1.2. Потенциал музыкального искусства для развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования

1.3. Критерии и показатели развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования

2.1. Педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования

2.2. Организация и планирование экспериментальной работы, констатирующий этап исследования

2.3. Содержание формирующего этапа эксперимента по реализации педагогических условий развития креативности у младших школьников и анализ его результатов

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена изменениями, происходящими сегодня в жизни общества. В современном мире человек ежедневно сталкивается с новыми нестандартными ситуациями и проблемами, требующими быстрого и эффективного решения. Во многом от способности быстро переключаться с одной идеи на другую, находить неординарные решения новых задач зависит успешность человека и его востребованность во всех сферах деятельности, будь то наука, искусство или бизнес.

Информационно-компьютерный контекст современной жизни при минимализации творческой составляющей поведения активизирует и развивает сумму определенных манипуляционных навыков (быстрота и точность реакции, доминирование двигательного импульса и т. п.), что отодвигает на второй план собственно творческие навыки. Тем не менее, только креативная личность сможет найти нетривиальное решение любой возникшей перед обществом проблемы.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» важнейшими качествами личности определяются: способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность обучаться в течение всей жизни. В связи с этим одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что для достижения нового, современного качества образования следует более полно использовать потенциал искусства как средства развития личности. Одной из основных целей образования признается разностороннее и своевременное развитие учащихся, их творческая самореализация.

Младший школьный возраст рассматривается нами как сенситивный период для развития креативности, т. к. среди преимуществ этого возраста

можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию. В этом возрасте наблюдается также смена ведущего вида деятельности - от игры к учебной деятельности, что позволяет эффективно развивать творческие способности младших школьников. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником развития их креативности.

Современная музыкальная среда младших школьников зачастую не требует к ней активного отношения. Музыка с экранов телевизоров, музыка, звучащая на улице, по радио, как правило, функциональна в одном направлении: развеселить, заставить двигаться и т. д. Она настолько физиологична, моторна, что стимулирует и вызывает лишь двигательную реакцию. Как следствие, данные природой ребёнку способности сопереживать, сочувствовать оказываются незадействованными.

В воспитании человека музыка является важнейшим фактором, воздействующим на чувства и формирующим личность. Она способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес, предоставляя неограниченные возможности для развития эмоциональной сферы учащихся. В музыке находят свое выражение различные чувства и переживания: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. В процессе музыкальной деятельности учащиеся получают опыт эмоционального общения с музыкальными образами, они начинают воспринимать музыку как живое искусство.

Значительный вклад в разработку проблемы креативности внесли как отечественные, так и зарубежные ученые (Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, Э. Боно, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, И. Я. Лер-нер, Дж. Рензулли, А. И. Савенков, Р. Стернберг, А. Танненбаум, К. Тей-

лор, П. Торренс, Г. Фишер, К. Хеллер и др.).

Проблема развития креативности детей нашла свое отражение в практике музыкального обучения и воспитания. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей, методика этого процесса разработаны Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. Л. Готсдинер, Л. Маккиннон, Б. М. Тепловым, Г. М. Цыпиным. В их исследованиях отмечается, что музыкальные способности призваны совершенствовать процессы восприятия музыки, понимания закономерностей музыкальной деятельности, а также творчески использовать привитые музыкальные умения и навыки. Проблема музыкального развития младших школьников разрабатывалась В. В. Алеевым, Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, В. К. Белобородовой, Л. Г. Дмитриевой, Г. А. Ильиной, Д. Б. Кабалевским, И. В. Кадобновой, Т. Н. Кичак, Е. Д. Критской, А. И. Медянниковой, Т. Н. Овчинниковой, Т. А. Репиной, В. О. Усачёвой, Н. М. Черноиваненко, В. Н. Шацкой, Л. В. Школяр, Е. И. Юдиной и др.

Анализ педагогических и психологических трудов свидетельствует о том, что основой развития креативности у учащихся выступает творческая деятельность, направленная на создание чего-либо нового, оригинального. Отметим, что при существующей необходимости развития у учащихся креативности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения остаются нерешенными вопросы научно-методического обеспечения процесса развития креативности у младших школьников в общем музыкальном образовании.

Таким образом, можно выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в креативной личности и несоответствующим этой потребности уровнем развития креативности выпускников общеобразовательных учреждений;

- между стоящей перед общеобразовательным учреждением задачей развития креативности учащихся начиная с младшего школьного возраста и недостаточной эффективностью ее решения существующими

средствами;

- между существенным потенциалом музыкального искусства и неразработанностью педагогических условий реализации данного потенциала в развитии креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

На основе данных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования?

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

Объект исследования - процесс общего музыкального образования в начальной школе.

Предмет исследования - развитие креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

развитие креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования будет эффективным, если:

- раскрыть сущностно-содержательную характеристику креативности младших школьников в музыкальной деятельности;

- выявить потенциал музыкального искусства для развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования;

- выявить и реализовать педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования (актуализация различных видов творческой деятельности в процессе музыкальных занятий; педагогически целесообразное стимулирование творческой активности учащихся; осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в процессе творческой деятельности младших школьников; обеспечение интеграции различных

видов искусств в процессе общего музыкального образования).

Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику креативности младших школьников в музыкальной деятельности.

2. Выявить потенциал музыкального искусства для развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

3. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности.

4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

5. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовался комплекс следующих методов:

- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез, обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования);

- методы эмпирического исследования (беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование);

- статистические методы обработки результатов экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили: гуманистические концепции, раскрывающие понимание самоценности личности ребенка; положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений окружающего мира; личностно-ориентированный, интегративный и системный подходы; культурологический подход в образовании, рассматривающий личность в

качестве целостного субъекта культуры, природы и общества.

Теоретическую основу исследования составили: концепции и философские учения по проблемам креативности, творчества и одаренности (Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Богоявленская, И. П. Волков, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, А. И. Савенков, А. Э. Симановский, Р. Стернберг, П. Торренс, Д. Б. Эльконин и др.); теоретические положения о сущности музыкально-творческой деятельности и музыкальных способностей (Б. В. Асафьев,

A. Г. Ковалев, В. П. Морозов, В. Н. Мясищев, Е. В. Назайкинский,

B. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.), возрастной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Ж. Пиаже и др.); теория творческого развития учащихся в системе начального музыкального образования (Ю. Б. Алиев, Л. А. Безбородова, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, М. С. Осеннева, Н. М. Черноиваненко, Л. В. Школяр и др.); теория межпредметных связей (Б. Т. Лихачев, Н. А. Лошкарева, Ю. А. Самарин, В. И. Юдина и др.).

Экспериментальная база исследования: МОУ «СОШ № 18», МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары. Экспериментальная работа проводилась в течение пяти лет; в ней было задействовано 219 учащихся 2-4 классов, 8 преподавателей и 150 родителей школьников. Эксперимент по апробации выявленных педагогических условий проводился в течение 3 лет на базе МОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары и охватывал 145 третьеклассников (из которых 72 ученика были задействованы на обучающем этапе эксперимента).

Исследование осуществлялось в три этапа:

- первый этап (2006 - 2007 гг.) включал теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование актуальности ее решения; определение цели, объекта, предмета и задач исследования; формулирование основных положений рабочей гипотезы;

осуществление подбора методов исследования и его экспериментальной базы; разработку критериев и показателей развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности;

- второй этап (2007 - 2010 гг.) состоял в выявлении педагогических условий решения исследуемой проблемы, проведении эксперимента по апробации педагогических условий, позволившей осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений;

- третий этап (2010 - 2011 гг.) посвящен завершению экспериментальной работы, систематизации и обобщению полученных результатов исследования, формулированию выводов, оформлению текста диссертации и автореферата.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

- уточнена сущностно-содержательная характеристика креативности младших школьников в аспекте музыкальной деятельности, расширяющая разработанные Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. М. Матюшкиным и другими исследователями представления о феномене креативности;

- выявлен и обоснован потенциал музыкального искусства для развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования;

- определены критерии развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности; отличием этих критериев от ранее разработанных (А. И. Савенковым, П. Торренсом и др.) является определение их показателей в соответствии с особенностями музыкальной деятельности; охарактеризованы уровни развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности (высокий, средний, низкий);

- научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному развитию креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют общую педагогику, историю педагогики и образования представлениями о сущности и содержании креативности младших школьников в музыкальной деятельности, о потенциале музыкального искусства для развития креативности у младших школьников, о критериях, показателях и уровнях развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности. Определены и научно обоснованы педагогические условия развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования. Материалы исследования могут служить основой для дальнейшей разработки проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения процесса обучения и воспитания младших школьников в общеобразовательных учреждениях, для оптимизации образовательного процесса путем включения учащихся младших классов в творческую музыкальную среду. Разработанные педагогические условия, а также комплекс творческих заданий значительно обогащают содержание учебно-воспитательного процесса в начальной школе и могут быть использованы специалистами как в учреждениях общего, так и дополнительного образования. Реализация разработанных педагогических условий в процессе общего музыкального образования обеспечивает существенное повышение уровня развития креатигности у младших школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечена комплексным применением методов теоретического и экспериментального исследования; значимостью экспериментальных данных и их подтверждением статистическими методами обработки и анализа; положительной динамикой в уровне развития креативности младших школьников в процессе общего музыкального образования; успешным практическим

использованием результатов исследования, о чем свидетельствуют акты их внедрения в педагогический процесс МОУ «СОШ № 18», МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары.

Обоснованность научных положений и выводов обеспечена полнотой изучения психолого-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных исследований; единством использования методологических подходов к проблеме развития креативности; непротиворечивостью гипотезы и сформированных задач; логикой экспериментальной работы; применением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы; научной апробацией результатов исследования на международных и всероссийских конференциях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования излагались в выступлениях на научно-практических конференциях:

- всероссийских: «Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве» (Чебоксары, 2008); «Педагогический процесс и проблемы его организации» (Чебоксары, 2009); «Новые педагогические технологии в художественном образовании» (Чебоксары, 2010);

- международной «Педагогика художественного образования: история, методология и практика» (Казань, 2010).

Теоретические положения исследования нашли отражение в 9 публикациях автора, в том числе 3 из них в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования ежегодно обсуждались диссертантом на научных сессиях аспирантов, на научных и методологических семинарах на кафедре теории, истории и методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева». Материалы исследования внедрены в учебный процесс МОУ «СОШ № 18», МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Креативность младших школьников в музыкальной деятельности представляет собой интегративное свойство личности, способствующее творческой самореализации учащихся и характеризующееся наличием мотивации к творческой деятельности, развитыми ассоциативным мышлением, воображением и музыкальными способностями, оригинальностью и самостоятельностью в восприятии и создании музыкальных образов. В содержании креативности младших школьников применительно к музыкальной деятельности выделяются личностный, когнитивный и операционный компоненты.

2. Потенциал музыкального искусства для развития креативности у младших школьников состоит в возможностях удовлетворения потребности в творческой самореализации на основе равноправного сотрудничества педагога и учащихся, принятия самостоятельных решений и актуализации своих идей с использованием всего арсенала знаний в области искусства. Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства способствует глубокому осмыслению музыки, формированию интонационно-образного мышления и навыков активного восприятия музыки, развитию воображения и фантазии учащихся. Деятельностное усвоение музыкального искусства происходит через овладение навыками хорового, инструментального исполнительства, музыкально-ритмических движений, сочинения и импровизации, что обогащает музыкальный опыт учащихся и является, в совокупности, предпосылкой формирования художественного вкуса, становления характера, обогащения музыкальной культуры школьников, развития их музыкальных способностей и креативности.

3. Основными критериями и показателями развития креативности младших школьников в музыкальной деятельности выступают:

личностный (мотивация к творческой деятельности, индивидуальные личностные характеристики, музыкальные способности, эмоциональный слух), интеллектуальный (ассоциативное мышление, воображение), деятельностно-творческий (оригинальность интерпретации музыкального произведения, умение импровизировать, умение выстраивать и реализовывать художественные ассоциации).

4. Педагогическими условиями развития креативности у младших школьников в процессе общего музыкального образования являются:

- актуализация различных видов творческой деятельности в процессе музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах, импровизация, театрализованные игры, рисование и др.);

- педагогически целесообразное стимулирование творческой активности учащихся (постепенное усложнение задач, творческих заданий; ограничение времени на выполнение заданий; проведение выставок творческих достижений учащихся и др.);

- осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в процессе творческой деятельности младших школьников;

- обеспечение интеграции различных видов искусств в процессе общего музыкального образования.

Структура диссертации определяется логикой раскрытия темы исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (181 наименование) и 9 приложений, включающих материалы экспериментальной работы. Содержание работы изложено на 221 страницах, включает 23 таблицы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущностно-содержательная характеристика креативности младших школьников в музыкальной деятельности

Проблема развития креативности человека, реализации его творческого потенциала давно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов. Под креативностью (от лат. «сгеайо» - творение) различные исследователи понимают либо способность к созданию нового продукта деятельности (Г. Айзенк, Э. Боно, Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев и др.), либо процесс получения оригинального продукта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), либо определенные личностные черты (И. Я. Лернер и др.).

Л. Т. Репуччи выявил, что ещё в 60-х гг. XX века существовало более 60 определений креативности. Он разделил их на 6 типов: 1) гештальтистские (представляющие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего); 2) инновационные (ориентирующиеся на оценку креативности по новизне конечного продукта); 3) эстетические, или экспрессивные (акцентирующие творческое самовыражение личности); 4) психоаналитические, или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я»); 5) проблемные (представляющие креативность как ряд процессов решения задач); 6) определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше типов [137].

В настоящее время в психологии существует большое количество работ по проблемам креативности, которые изобилуют множеством определений и подходов к ее изучению. По мнению Р. Стернберга, креативность - не только способность, не только характеристика

познавательной сферы, но и жизненная установка. Креативность он рассматривает как многофакторную психометрическую модель. Теория Р. Стернберга получила название «инвестиционной теории креативности». Эта теория является интегративной, предлагает новый подход к изучению творчества. Она междисциплинарна и направлена на понимание явления творчества в целом [138].

Автор выделил 6 основных факторов, определяющих креативность: интеллектуальные способности, знания, стиль мышления, индивидуальные черты, мотивация, внешняя среда. Интеллектуальные способности, по Р. Стернбергу, включают в себя синтетическую способность (новое видение проблемы), аналитическую способность (выявление и разработка идей) и практическую способность (умение убеждать других в ценности идеи). Согласно теории Р. Стернберга, творческими людьми являются личности, готовые и способные «покупать идеи по бросовой цене, а продавать - по дорогой» [138, 154]. Иначе говоря, это люди, способные развивать идеи, которые еще не пользуются популярностью, однако имеют потенциальную возможность завоевать популярность и быть реализованными, а творческая личность двигается дальше, к следующей новой идее.

Автор считает, что знания необходимы человеку для того, чтобы появилась возможность проявить себя в творчестве. Между тем, устоявшиеся знания могут тормозить творческий процесс, не позволяя по-новому взглянуть на проблему.

Говоря о стилях мышления, Р. Стернберг отмечает, что для творчества особое значение приобретает стиль, характеризующийся предпочтением по-новому мыслить (он называет его «законодательным»). Его исследования показывают, что лишь незначительная часть школ ориентируется на такой стиль в своих образовательных подходах, в остальных за проявление творческого начала учащихся часто наказывают плохими оценками.

К индивидуальным чертам, необходимым для проявления креативности, Р. Стернберг относил способность идти на разумный риск, внутреннюю мотивацию, готовность противостоять мнению окружающих и преодолевать препятствия. Исследования различных ученых показывают важность мотивации для творческой работы. Выявлено, что люди делают подлинно творческую работу в своей области при условии, что они любят то, чем занимаются, и сосредоточены на работе, а не на возможном вознаграждении.

Кроме того, Р. Стернберг отмечал, что для проявления креативности необходима творческая среда, хотя ее отсутствие вполне может быть компенсировано другими компонентами, взаимодействие которых в целом обеспечивает реализацию творческого процесса.

Автор считал, что значение наследственности для креативности гораздо ниже, чем для более стандартных аналитических способностей, т. к. творчество требует наличия большого количества факторов, способствующих его реализации.

В качестве методов измерения креативности он применял такие задания, как: 1) написать рассказ с необычным названием (например, «Замочная скважина», «Осьминог», «Кроссовки»); 2) нарисовать рисунок на необычную тему («Земля с точки зрения насекомых», «Начало времени» и т. п.); 3) придумать рекламу для скучных товаров (дверных ручек, запонок и др.); 4) решить необычную проблему (например, разработать способы опознания пришельцев с других планет).

В свою очередь, Дж. Гилфорд при помощи специальных тестов выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. К ним, в частности, были отнесены: беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость мышления (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых), любознательность (чувствительность к

проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). Дж. Гилфорд объединил эти свойства в понятии «дивергентное мышление». Такой тип мышления (в отличие от конвергентного, ориентирующегося на общеизвестное решение проблемы) приводит к неожиданным выводам и оригинальным результатам. В соответствии с этим, автором выделены четыре параметра креативности: 1) оригинальность (способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы); 2) семантическая гибкость (способность выявить основное свойство какого-либо объекта, предложить новый способ его использования); 3) образная адаптивная гибкость (способность так изменить объект, чтобы увидеть в нем новые возможности для использования); 4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в решении разнообразных проблем). В данной классификации, как мы видим, общий интеллект не включен б структуру креативности [180].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кульпина, Дарья Семеновна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. - М. : Просвещение, 1983. -111 с.

2. Агапова, И. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. - 222 с.

3. Алексеенко, Е. В. Орнаментальное искусство в начальной школе / Е. В. Алексеенко // Начальная школа. - 2003. - №8. - С. 88-105.

4. Алферов, А. Д. Психология развития школьников / А. Д. Алферов. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 384 с.

5. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни : трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманистической педагогики / Ш. А. Амонашвили. - М. : Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. - 75 с.

6. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1977. - 256 с.

8. Байков, Ф. Я. Учение и творчество / Ф. Я. Байков. - Л. : Лениздат, 1979. - 149 с.

9. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1970. - 160 с.

10. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. -М. : Академия, 2002. - 416 с.

11. Безрукова, В. С. Педагогическая интеграция : сущность, состав, реализация / В. С. Безрукова. - Свердловск : СИПИ, 1987. - 59 с.

12. Беленький, Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г. И. Беленький // Советская педагогика. - 1997. -

№5.-С. 56-61.

13. Белкин, Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е. Л. Белкин. - Ярославль : Верх, 1982. - 107 с.

14. Библер, В. С. Творческое мышление / В. С. Библер. - М. : Наука, 1969.-200 с.

15. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского ун-та, 1983.- 172 с.

16. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

17. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. -М. : Знание, 1981.-96 с.

18. Большакова, Л. А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2001. - № 5. - С. 39-42.

19. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский,- М. : Просвещение, 1985. - 144 с.

20. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара : Дом печати, 1994. - 315 с.

21. Бос, Э. Как развивать креативность / Э. Бос. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.- 189 с.

22. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей младшего школьного возраста / И. С. Бухарова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2002. - 106 с.

23. Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.

24. Васильева, Н. Л. Развивающие игры как средство

психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении / Н. Л. Васильева, Е. И. Афанасьева // Мир психологии. - 1998. - № 4 (16). - С. 82-95.

25. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Н. А. Ветлугина. - М. : Музыка, 1980. - 243 с.

26. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. -М. : Просвещение, 1968. -415 с.

27. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. К. Винокурова. -М. : АСТ-Пресс, 1999. - 366 с.

28. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. - М. : Педагогический поиск, 1999. - 144 с.

29. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству : из опыта работы / И. П. Волков. - М. : Просвещение, 1982. - 144 с.

30. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1986.-480 с.

31. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; [под ред. В. В. Давыдова]. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

33. Галигузова, Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 1726.

34. Галкина, Т. В. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13, № 4. - С. 88-94.

35. Гальперин, П. Я. Психология мышления / П. Я. Гальперин. - М. : Наука, 1966.-251 с.

36. Готсдинер, А. Л. К проблеме многосторонних способностей / А. Л. Готсдинер // Вопросы психологии. - 1991. - №4 . - С. 82-87.

37. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. -

М. : Просвещение, 1983. - 190 с.

38. Давыдов, В. В. Развивающее образование : теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней /

B. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - №1. -

C. 3-19.

39. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников : вопросы теории и практики : учеб. пособие / С. Д. Давыдова. - Екатеринбург : УрГПУ, 2003. - 305 с.

40. Джуринский, А. Н. История педагогики : учебное пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

41. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста : [метод, материал к спецкурсу «Одаренные дети» / сост. С. Д. Давыдова] / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 35 с.

42. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М. : Академия, 1998. -239 с.

43. Дмитрова, В. М. Развитие творческих способностей учащихся в группах продленного дня / В. М. Дмитрова // Образование в современной школе. - 2001. - №1. - С. 41-44.

44. Дружинин, В. Н. Психология творчества / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2005. - №5 (Т. 26). - С. 101-109.

45. Дуженко, М. В. Особенности развития креативности детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. психолог, наук : 19.00.07 / М. В. Дуженко. - Краснодар, 2004. - 163 с.

46. Евсеева, Е. А. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочной работе по биологии / Е. А. Евсеева // Педагогический процесс в поликультурной школе. - Москва-Чебоксары. -2002. - С. 111-115.

47. Енисеев, М. К. Интеграция знаний в процессе обучения : проблемы, технология управления / М. К. Енисеев. - Чебоксары, 2005. -277 с.

48. Епанишникова, И. В. Развитие творческих способностей детей в музыкальном объединении «Гармония» / И. В. Епанишникова // Дополнительное образование. - 2004. - № 7. - С. 34-35.

49. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. - М. : Академический Проект, 2003. - 304 с.

50. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987. - 160 с.

51. Загвязинский, В. И. Теория обучения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. -192 с.

52. Зверев, Д. И. Взаимная связь учебных предметов / Д. И. Зверев. -М. : Знание, 1977.-64 с.

53. Зорин, С. С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов / С. С. Зорин // Мир образования - образование в мире. - 2005. - №1. - С. 142-149.

54. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, 3. И. Васильева [и др.] ; под ред. 3. И. Васильевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

55. Каган, М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М. С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - №4. - С. 28-32.

56. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. - М. : Радуга, 1990. -

608 с.

57. Караманчиков, А. И. Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся / А. И. Караманчиков // Дополнительное образование. - 2004. -№ 5. - С. 7-10.

58. Картавцева, М. Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / М. Т. Картавцева. - М., 2009. - 61 с.

59. Ковалев А. Г. Психические особенности человек?. Т. 2. Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясиптев. - Л. : ЛГУ, 1960. - 264 с.

60. Козлина, А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе : Конспекты занятий / А. В. Козлина. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. -64 с.

61. Колягин, Ю. М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин // Начальная школа. - 1990. -№ 9. - С. 28-39.

62. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

63. Коменский, Я. А. Избранные сочинения / Я. А. Коменский. - М. : Учпедиздат, 1995. - 287 с.

64. Коновалова, С. А. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. А. Коновалова. -Екатеринбург, 2004. - 153 с.

65. Коротяев, Б. И. Учение - процесс творческий / Б. И. Коротяев. -М. : Просвещение, 1989.- 159 с.

66. Котляревская, М. А., Приобщение к творчеству / М. А. Котляревская, Л. Л. Штуден. - Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1987. - 128 с.

67. Кошмина, И. В. Межпредметные связи / И. В. Кошмина. - М. : Гуманист, 2001. - 144 с.

68. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 288 с.

69. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. - М. : Просвещение, 1981. - 96 с.

70. Куриленко, Л. В. Формирование единства эмоционального и интеллектуального на уроках музыки и чтения как фактор гармоничного развития младшего школьника : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /

Л. В. Куриленко. - М., 1994. - 232 с.

71. Лейтес, Н. С. Об умственной одаренности / П. С. Лейтес. - М. : Изд-во Академ, пед. наук РСФСР, 1960. - 215 с.

72. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

73. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М. : Знание, 1974. _ 64 с.

74. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.

75. Лошкарева, Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса / Н. А. Лошкарева. -М. : МГПИ, 1981,- 158 с.

76. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М. : Политиздат, 1976,- 144 с.

77. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М. : Наука, 1978. - 127 с.

78. Любарт, Т. Творческий процесс / Т. Любарт, К. Муширу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - №4 (Т. 2). - С. 74-80.

79. Любимова, Т. Г. Развиваем творческую активность / Т. Г. Любимова. - Чебоксары : Клио, 1996. -46 с.

80. Макарова, Е. Г. Освободите слона (воспитание средствами искусства) / Е. Г. Макарова. - М. : Знание, 1985. - 112 с.

81. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.

82. Малюков, А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. - Дубна : Феникс, 1999. - 256 с.

83. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы : пер. с англ. / А. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.

84. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 23-33.

85. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972. - 203 с.

86. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учеб. пособие / Э. И. Медведь. - М. : Центр гуманит. литературы «РОН», 2002. - 48 с.

87. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М. : Музыка, 1976.-254 с.

88. Мейкер, К. Дж. Проект «ДИСКАВЕР» : интегрируя креативность, интеллект и решение проблем / К. Дж. Мейкер // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - №4 (Т. 2). -С. 102-112.

89. Мелик-Пашаев, А. А. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Искусство в школе. - 1994. - №2. -С. 9.

90. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - 96 с.

91. Мелик-Пашаев, А. А. Что такое художественные способности? / А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская // Семья и школа. - 1982. - №10. -С. 39-42.

92. Меньших, И. В. С музыкой растем, играем и поем : сборник песен и игр для детей дошкольного возраста / И. В. Меньших. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010.-57 с.

93. Михайлова, М. А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка / М. А. Михайлова. - Ярославль : Академия развития, 2008. - 240 с.

94. Можаева, С. С. К вопросу формирования основ творческих

способностей младших школьников / С. С. Можаева // Педагогический процесс в поликультурной школе. - Москва - Чебоксары. - 2002. - С. 3335.

95. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. - М. : ИП РАН, 2008. - 592 с.

96. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы / Кабалевский Д. Б. -М. : Просвещение, 1990. - 160 с.

97. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская [и др.] ; под ред. Л. В. Школяр. - М. : Академия, 2001. - 232 с.

98. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. -М. : Просвещение, 1986. - 144 с.

99. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1972. - 383 с.

100. Нарбутовских, Н. А. Образный тренинг как средство развития и диагностики креативных качеств / Н. А. Нарбутовских // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. - С. 191-196.

101. Наринская, Н. Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Б. Наринская. - Чебоксары, 2006. - 160 с.

102. Нестеренко, А. А. Страна загадок / А. А. Нестеренко // Школьные технологии. - 2000. - №5. - С. 208-214.

103. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества / Б. П. Никитин. - М. : Просвещение, 1989. - 160 с.

104. Никитин, В. М. Новая концепция формирования творческого мышления / В. М. Никитин, 3. В. Егорова. - Чебоксары : ЧГПУ, 2004. - 467 с.

105. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ;

под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 1999. - 224 с.

106. Осениева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С. Осеннева, JI. А. Безбородова. - М. : Академия, 2001. -368 с.

107. Педагогический поиск : [сборник / сост. И. Н. Баженова]. - М. : Педагогика, 1988. - 544 с.

108. Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. - Челябинск : Урал, 1997. - 542 с.

109. Петрова В. О процессе развития креативности у студентов / В. Петрова, А. Петров // Прикладная психология и психоанализ. - 2004. -№3. - С. 76-79.

110. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. -М. : Владос, 1997.-384 с.

111. Пиаже, Ж. Речь и мышление / Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. -

256 с.

112. Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

113. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.

114. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности : педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 1989.-205 с.

115. Пронина, Е. В. К проблеме психической регуляции творческой деятельности детей и учащейся молодежи / Е. В. Пронина // Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - №2. - С. 8-17.

116. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях : (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е. В. Доценко. - Волгоград : Учитель, 2010.-297 с.

117. Пустовит, М. Ю. Воспитание творческих способностей

младших школьников в системе уроков эстетического цикла / М. Ю. Пустовит // Системное понимание педагогической действительности : история, теория, практика. - Чебоксары, 2000. - С. 236-239.

118. Пчелкина, Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей : дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т. Пчелкина. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.

119. Равен, Дж. Стандартные прогрессивные матрицы / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт. - М. : Когито-Центр, 2002. - 144 с.

120. Ражников, В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. - М. : Знание, 1980. - 96 с.

121. Рауш де Траубенберг, Н. К. Тест Роршаха : практическое руководство / Н. К. Рауш де Траубенберг. - М. : Когито-Центр, 2005. - 255 с.

122. Рогозина, В. Педагогические условия развития творческих способностей на уроках / В. Рогозина // Воспитание школьников. - 2007. -№4. - С. 28-30.

123. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс. -М. : Прогресс, 1997. - 480 с.

124. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учебное пособие / Е. Ф. Рыбалко. - JI. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1990. -224 с.

125. Савенков, А. Барьер прошлого опыта / А. Савенков // Школьный психолог. - 2004. - №4. - С. 10-12.

126. Савенков, А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства / А. И. Савенков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. -220 с.

127. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. - М. : Акад. пед. наук, 1962. - 504 с.

128. Сафонова, Е. Ю. Вместе с детьми по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - № 7. -

С. 36-40.

129. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии / В. В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 1994. - 152 с.

130. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 192 с.

131. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - С. 69-72.

132. Сироткин Л. Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузиахметов. - Казань : Матбугат йорты, 1999. -212 с.

133. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / М. Н. Скаткин. - М. : Просвещение, 1980. - 144 с.

134. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М. : Академия, 2001. - 304 с.

135. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех : книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. - М. : Детская литература, 1989. - 367 с.

136. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов [и др.] ; сост. Т. В. Челышева. - М. : Просвещение, 1993. - 240 с.

137. Степанов, С. Продуктивный ум: загадки и причуды / С. Степанов // Школьный психолог. - 2004. - №4. - С. 2-5.

138. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. - 1998. - №2 (Т. 19).-С. 144-160.

139. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.

140. Сухарев, Ю. А. Творчество как основная доминанта будущей

культуры / Ю. А. Сухарев // Дидакт. - 2001. - №1. - С. 13-23.

141. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - М. : Знание, 1983. - 95 с.

142. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. -М. : Педагогика, 1988. - 173 с.

143. Творчество как принцип антропогенеза. - М. : Академия гуманитарных исследований, 2006. - 558 с.

144. Телегина, Э. Д. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 47-55.

145. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. - 1947. - №11. - С. 16-17.

146. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М. : АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

147. Терентьева, Н. А. Музыкально-эстетическое воспитание / Н. А. Терентьева. -М. : Просвещение, 1994. - 77 с.

148. Тигров, В. П. Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. П. Тигров. - Тамбов, 2009. - 41 с.

149. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 123-132.

150. Трошина, М. Г. Развитие творческих способностей в процессе многоуровневого обучения / М. Г. Трошина // Образование в современной школе.-2001,-№3,-С. 51-55.

151. Туник, Е. Опросник креативности Рензулли / Е. Туник // Школьный психолог. - 2004. - №4. - С. 14-17.

152. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб. : СПбУПМ, 1997. - 65 с.

153. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности / Е. Е. Туник. - СПб. : Иматон, 1998. - 170 с.

154. Усачева, В. О. Уроки сочинения / В. О. Усачева, JI. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская [и др.]. - М. : Флинта-Наука, 1998.

155. Ушаков, Д. В. Современные исследования творчества / Д. В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. -№4 (Т. 2). - С. 53-56.

156. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988.

157. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г. Ф. Федорец. - JI. : Педагогика, 1983. - 87 с.

158. Фишер, Г. Развитие социальной креативности: пусть все голоса будут услышаны / Г. Фишер // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - №4 (Т. 2). - С. 57-64.

159. Фройнд, Ф. А. Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью берлинского теста структуры интеллекта / Ф. А. Фройнд, X. Холлинг // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005,-№4 (Т. 2).-С. 81-93.

160. Хабибуллина, Г. Г. Принципы стимулирования креативности в дополнительном образовании детей / Г. Г. Хабибуллина // Искусство объединяет, учит, воспитывает. - Чебоксары, 2004. - С. 154-155.

161. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М. : Музыка, 1989. - 175 с.

162. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2-х т. / X. Хекхау-зен. - Т. 1. - М. : Мир, 1986. - 450 с.

163. Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К. А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 243-265.

164. Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. :

Гуманит. издат центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

165. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

166. Чепиков, М. Г. Интеграция науки / М. Г. Чепиков. - М. : Мысль, 1981.-213 с.

167. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 208 с.

168. Шеломов, Б. И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе : метод, пособие для педагогов музыкальных школ / Б. И. Шеломов. - СПб. : Композитор, 2000. - 224 с.

169. Шмаков, С. А. Уроки детского досуга / С. А. Шмаков. - М. : Педагогика, 1998. - 64 с.

170. Шумакова, Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. -С. 32-62.

171. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. -160 с.

172. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. -301 с.

173. Юдина, В. И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы / В. И. Юдина // Начальная школа. - 2003. - №8. -С.105-108.

174. Юдина, Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития / Е. И. Юдина. - М. : Виконт, 1994. - 104 с.

175. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1996. - 96 с.

176. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1966. - 290 с.

177. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого

потенциала у детей школьного возраста / Е. JI. Яковлева // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 37-42.

178. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 2834.

179. Яновский, Б. Г. Программа технологии формирования и развития творческого мышления учащихся общеобразовательных школ, школ-лицеев, гимназий / Б. Г. Яновский // Мир психологии. - 2001. - № 1 (25). - С. 252-259.

180. Guilford, J. P. The nature of human intelligence / J. P. Guilford. -N.Y. : McGrow-Hill, 1967.

181. Tannenbaum, A. J. Adolescent attitudes toward academic brilliance. Talented youth proect monograph / A. J. Tannenbaum - N.Y. : Bureau of Publications : Teachers College, Columbia University, 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.