Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
Введение.
Глава I. Научно-теоретические основы формирования творческих способностей учащихся начальных классов.
1.1. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
1.2. Музыкально-игровая деятельность учащихся начальных классов. Выводы.
Глава II. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.
2.1. Педагогические условия успешной музыкально-игровой деятельности учащихся начальных классов.
2.2. Развитие творческих способностей младших школьников в музыкально-игровой деятельности.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников2006 год, кандидат педагогических наук Галянт, Ирина Геннадьевна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности2011 год, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности»
Актуальность исследования обусловлена парадигмальными изменениями, происходящими в системе общего образования, необходимостью концептуального теоретического обоснования и практической реализации гуманистической парадигмы обучения и воспитания, предполагающей обращение к сущностным основаниям человека, развитие его творческих способностей, духовно-нравственное возвышение, формирование свободной, гуманистически ориентированной личности.
В контексте наметившихся перемен в общей системе образования в существенной корректировке нуждается музыкальное обучение и воспитание, ибо музыка представляет собой наиболее универсальное средство духовного, нравственного и интеллектуального становления ребенка. Как отмечали Авиценна, Аристотель, Я.А. Коменский, К. Орф и другие мыслители, общение с музыкой, элементарное музицирование, танец благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, создают полифонию воспринимаемой действительности, побуждают к самопознанию и самовыражению, формируют фантазию и способности к творчеству, экспериментированию, импровизации. Модель поведения и действия ребенка в музыкально-игровой деятельности является его ориентировочной установкой, основой для поведения в жизни. Сформированные творческим музицированием морально-этические нормы становятся неотъемлемой частью мировоззрения личности, ее культурно-нравственными ценностями.
Однако доминирующий в настоящее время в музыкальном обучении знаниецентристский подход, ориентация на получение учащимися музыкальных знаний, преувеличенное внимание понятийно-техническим проблемам, установкам и условиям восприятия музыки, формированию музыкального языка не способствуют раскрытию первичной креативности детей, развитию их общей музыкальности.
Такое положение противоречит настроениям общества, тенденциям развития образовательной теории и практики.
Становится очевидным, что музыкальное обучение младших школьников призвано не просто дать первичные музыкальные сведения детям, но его главная цель- выявление природных творческих потенций учащихся, формирование личностных качеств, культуры поведения и общения, импровизационных способностей, обогащение интеллектуальной и эмоциональной сфер, развитие положительной Я-концепции, воспитание чувства прекрасного (Б.В. Асафьев, Н.Г. Куприна, Б.М. Теплов, Т.Э. Тютюнникова и др.).
Таким образом, в педагогической практике начального музыкального образования выявляются противоречия между: потребностью социума во всесторонне развитых членах общества и результатами музыкального обучения младших школьников; необходимостью изменения подходов, идей, форм и способов обучения музыке в школе и невозможностью его осуществления в рамках традиционной музыкальной педагогики; интересами личности младшего школьника в самоактуализации средствами музыкально-игровой деятельности и отсутствием научно обоснованных педагогических механизмов ее реализации в образовательном процессе школы; возможностями музыкально-игровых технологий в развитии творческих способностей детей и неумением значительного числа педагогов создавать развивающую учебную деятельность.
На роль музыки во всестороннем развитии человека обращали внимание философы, психологи, педагоги, музыковеды: Б.В. Асафьев, JI.C. Выготский, Г. Гегель, Я.А. Коменский, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К. Юнг, Б.Я. Яворский и др.
Идея об использовании в музыкальном обучении и воспитании детей народного музыкального творчества наиболее полно раскрыта в работах
Б.В. Асафьева, М.И. Балакирева, М.А. Глинки, 3. Кодаи, К.Орфа, В.Н. Шацкой и др.
Проблемам развития творческих способностей учащихся в процессе музыкально-дидактических игр посвящены работы Н.П. Аникеевой, Н.Г. Куприной, О.Н. Леонтьевой, К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Д.Б. Эльконина и др.
В исследованиях Э.Б. Абдуллиной, Т.В. Емановой, А.Г. Ларионовой, И.Н. Реутской, Г.С. Тарасова и других рассматриваются вопросы формирования музыкальной культуры детей, эстетического воспитания, использования этнической культуры в образовательном процессе школы.
Различные аспекты феномена творчества и креативности раскрыты в работах Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, З.И. Калмыковой, А .Я. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Э. Торренса и др.
Анализ научно-теоретической и методической литературы, состояния обучения музыке в начальной школе, собственный многолетний опыт работы учителем музыки свидетельствуют о том, что современная музыкальная педагогика нуждается в концептуальном изменении содержания, форм и методов обучения в сторону усиления их личностной и деятельностной составляющих, использования значительного потенциала музыки в развитии учащихся как субъектов творческого процесса.
Проблема исследования: каковы возможности музыкально-игровой деятельности в формировании творческих способностей младших школьников и педагогические условия успешной реализации этих возможностей. Решение указанной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: музыкально-игровая деятельность учащихся начальных классов.
Предмет исследования: формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-игровой деятельности осуществляется успешно, если: раскрыты научно-теоретические основы развития творческих способностей учащихся в процессе музыкально-дидактических игр; созданы необходимые условия для реализации методики творческого музыкального обучения (соответствующая музыкально-воспитательная среда; педагог, способный к музыкально-творческой работе; дидактические материалы, простые разнообразные инструменты, поэтический фольклор русского, осетинского и других народов); разработана система музыкально-игровой деятельности учащихся, обеспечивающая интеграцию музыки, танца, пения, рисования и речи; уроки музыки строятся по модели дидактической игры, включающей учащихся в импровизационную музыкально-творческую деятельность. Задачи исследования:
- определить социально-психологические и педагогические принципы построения модели музыкально-дидактической игры и раскрыть особенности их реализации в образовательном процессе начальной школы;
- обосновать систему творческого музыкального обучения, построенную на основе конвергенции обучения и игры, усиливающей его личностную и деятельностную составляющие, использование значительного потенциала музыки в разностороннем развитии учащихся;
- раскрыть содержание, формы и методы творческой музыкально-игровой деятельности, направленные на обогащение духовного мира детей, эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, формирование общей и музыкальной культуры;
- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия обучения музыке в разнообразной практической деятельности, обеспечивающей формирование музыкальности детей, самопознание средствами музыки.
Методологической основой исследования являются: философское положение о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительности и необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязях; философские и психолого-педагогические концепции о развитии творческих способностей в активной деятельности; идеи гуманистической парадигмы образования и принципы природосообразности и культуросообразности; положения системного и личностно ориентированного подходов в образовании; положения о своеобразии и универсальности музыкальных традиций разных народов; теория поликультурного образования.
Теоретическими источниками исследования послужили:
- теории личности и индивидуальности (А.Адлер, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.К. Платонов, C.JT. Рубинштейн, Э.Фромм, Э.Эриксон и др.); исследования по возрастной и музыкальной психологии (Н.П. Аникеева, Р. Берне, Л.И. Божович, А. Валлон, А.В. Запорожец, И.С. Кон, Т. Крайг, И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина, В.А. Медушевский, B.C. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- теория развития творческих способностей в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский,
B.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев,
C.Л. Рубинштейн, Э. Торренс и др.);
- теории природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания (П.С. Гуревич, М.С. Каган, Я.А. Коменский, Ю.С. Курганов, Д.С. Лихачев, Н.Н. Пахомов, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А. Швейцер и др.);
- теория поликультурного образования (B.C. Агеев, А.В. Барышников, М.М. Бахтин, А.Ю. Белогуров, B.C. Библер, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Л.Г. Ионин, Г.Б. Корнетов, Ю.М. Лотман, Ю.Хабермас, З.Б. Цаллагова и др.);
- исследования по культурно-нравственному и музыкально-эстетическому воспитанию (С.Г. Ваниева, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.И. Коган,
A.В. Луначарский, Г. С. Ригина, В. А. Сухом линский, Б А. Тахохов,
B.Н. Шацкая и др.);
- работы по музыкальной педагогике (Б.В. Асафьев, Л.А. Боренбойм, НА. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, О.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинский, К.Орф, Т.Э. Тютюнникова, Б.Л. Яворский и др.);
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы); социально-педагогические (наблюдение за ходом учебного процесса, индивидуальные беседы с учителями, учениками и родителями, анкетирование); экспериментальные; статистический.
База исследования и его организация:
Исследование проходило на базе гимназии №4 и общеобразовательной школы № 41 г. Владикавказа в 1997-2005 гг. и включало три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (1997-1999 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и учебно-методической литературы; накопление разнообразной информации о содержании, методах и формах обучения музыке в школе, выявление противоречий в музыкальном образовании младших школьников; диагностика уровня музыкальной культуры, умений элементарного музицирования учащихся начальных классов; определение основных подходов к организации опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (1999-2003 гг.) - теоретическое обоснование обучения детей в процессе музыкально-дидактических игр; участие в международных семинарах и конференциях, посвященных музыкальной педагогике К.Орфа (Москва, 2002; г. Щербинка, Московская область, 2003); освоение курса обучения элементарному музицированию и движению по системе К.Орфа и разработанному в Колледже искусств методу целостно-художественного развития индивидуальности ребенка в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры Российской Федерации (сертификат и удостоверение от 9 ноября 2003г.) (Ведущие преподаватели - доктор Ульрика Юнгмайр, профессор института им. К.Орфа, г. Зальцбург, Австрия; проф. И.М. Подкаминский, Россия); разработка интегрированной программы элементарного музицирования, развития творческих способностей учащихся посредством обучения музыке; выявление и апробация дидактических и диагностических средств; проведение формирующего эксперимента; обобщение и систематизация эмпирических данных, уровней сформированности у младших школьников музыкально-игровых и коммуникативных навыков и умений.
Третий этап (2003-2005 гг.) - анализ и обработка теоретических и эмпирических данных, результатов исследования; уточнение методологического и понятийного аппаратов; апробация его основных положений; обобщение научных выводов и подготовка практических рекомендаций.
Научная новизна исследования: определены основные теоретико-методологические и научно-методические тенденции и принципы творческого развития младших школьников в процессе музыкального образования; обоснована музыкально-дидактическая система интегрированного обучения элементарному музицированию учащихся; раскрыты и экспериментально доказаны педагогические условия и игровые технологии музыкального обучения в общеобразовательной школе; обоснованы содержание, формы и методы музыкально-дидактических игр, развивающих активность, импровизационные способности, коммуникативные навыки и умения, творческое музицирование младших школьников.
Теоретическая значимость исследования: выявлены возможности творческого музицирования в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно- нравственной культуры личности; спроектирована организационно-педагогическая модель интеграции обучения и игры через целенаправленное включение учащихся в музыкально-творческую деятельность; раскрыты сущность и механизмы процесса формирования у младших школьников музыкально-диалогического общения с людьми и природой, эстетического отношения к действительности.
Практическая значимость исследования определяется его ориентированностью на решение проблем школьного музыкального образования, созданной и апробированной нормативной моделью интегрированного обучения музыке младших школьников, практической направленностью разработанной системы музыкально-дидактических игр.
Теоретические положения и выводы, полученные в ходе исследования, создают предпосылки для переосмысления стратегии школьной музыкальной педагогики, значительного усиления ее прагматико-деятельностной составляющей.
Разработанные принципы творческого музицирования, представленные в работе подходы, формы и способы обучения музыке в общеобразовательной школе могут быть использованы учителями; их возможно применить в теории и практике подготовки и переподготовки музыкальных педагогов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; теоретической и фактологической обоснованностью разработанной системы музыкально-творческого развития учащихся; репрезентативностью выборки количества школьников, участвовавших в опытно-экспериментальной работе; статистической значимостью экспериментальных данных; воспроизводимостью результатов, сочетанием их количественного и качественного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Гуманизация системы общего образования, являющаяся категорическим императивом его развития, переход от просветительской парадигмы к культуротворческой, от человека образованного к «человеку культуры», ориентированного в своем развитии и деятельности на открытое, толерантное диалогическое общение, вызывают необходимость целенаправленного формирования творческих способностей личности младшего школьника в практической музыкально-игровой деятельности, преодолевающей сциентистские традиции в музыкальном образовании, создающей гармонию ученика с окружающим миром через его включение в активный творческий процесс.
2. В основе системы музыкально-игровой деятельности лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, удовольствия, синкретизма, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, поликультурности, толерантности, сотворчества, импровизации, персонификации, создающие целостность системы и обеспечивающие возможность эффективного развития творческих способностей младших школьников.
3.Музыкальное обучение и воспитание, организованное на основе конвергенции игры и обучения, интеграции элементарного музицирования, танца, рисунка, диалогического общения, словотворчества, развивает первичную креативность детей, активизирует высшие психические функции, формирует позитивные личностные качества и нравственно-эстетические позиции, воспитывает общую и музыкальную культуру.
4.Система музыкально-творческого обучения строится на основе формирования развивающей среды, креативных музыкальных игр, сотворческой импровизационной игровой деятельности учителя и учеников, гуманистически - творческой направленности психолого-педагогической культуры учителя.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты работы обсуждались и получили одобрение на международных семинарах по интегративной музыкально-художественной педагогике и практической методике элементарного музицирования и движения по системе Карла Орфа (Москва, 2003- 2004), на Международной конференции, посвященной музыкальной педагогике К.Орфа, в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры Российской Федерации (Москва, 2003), на международных конференциях по музыкально-творческой педагогике (г.Щербинка, Московская обл., 2003-2004), на Международной конференции по творческому развитию учащихся в процессе элементарного музицирования, проходившей в г. Варшаве (Польша) в Институте повышения квалификации учителей в 2004г., на Международной конференции по музыкальной педагогике К.Орфа в университете им. Моцарта в г. Зальцбурге (Австрия) в 2005г., на всероссийских и региональных конференциях (г. Владикавказ, 2004; г. Карачаевск, 2004), на республиканских семинарах учителей музыки Республики Северная Осетия -Алания (г. Владикавказ, 2001-2004), на заседаниях кафедры общей педагогики Северо-Осетинского госуниверситета им. K.J1. Хетагурова. Тема исследования вошла в план Международного педагогического эксперимента по интегративной модели обучения музыке на основе развития всей структуры художественно-творческих способностей ребенка (Россия-Австрия, 2004-2010гг.).
Учащиеся начальных классов под руководством соискателя участвовали в конкурсах, смотрах, концертах в 1999 - 2005 гг., среди которых:
- городской смотр детского творчества «Развитие интеллекта и нравственной культуры учащихся средствами музыкально-художественного творчества» (г. Владикавказ, 2001) - 2 -место;
- республиканский конкурс инсценированной сказки (г. Владикавказ, 2002) -1 место;
- республиканский конкурс «Старинных сказок многоцветье», посвященный 220 летию г. Владикавказа (г. Владикавказ, 2002) - 1 место;
- республиканский конкурс детских художественных коллективов (г. Владикавказ, 2004) - 1 место;
- республиканский смотр детских театрализованных постановок, посвященный 60-летию Дня Победы (г. Владикавказ, 2005) - 1 место;
- республиканский концерт «Дружба народов - единство России» (г. Владикавказ, 2005);
- фестиваль польской культуры и искусства в г. Волгограде в 2005 г.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 219 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе2005 год, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах)1997 год, кандидат педагогических наук Красильников, Игорь Михайлович
Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Лёхина, Лариса Никифоровна
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования2008 год, кандидат педагогических наук Лукина, Елена Викторовна
Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств1997 год, кандидат педагогических наук Романова, Людмила Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Райцева, Татьяна Евгеньевна
119 Выводы
Рассмотрев основные направления работы по формированию творческих способностей младших школьников в музыкально-игровой деятельности и педагогические условия и факторы ее эффективной постановки, можно сделать вывод о том, что музыкальное обучение и воспитание в современной школе призвано не просто дать первоначальные представления о музыке, ее воздействии на психику ребенка, а всесторонне использовать ее потенциал в интеллектуальном и культурно-нравственном формировании подрастающего человека.
Условия и факторы, способствующие превращению музыки в один из ведущих рычагов гармонического развития младшего школьника, суть следующие: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых музыкальных инструментов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результаты, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание гуманистического и развивающего поля ребенка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в интересное и увлекательное действие - событие.
Оптимальная для музыкально-творческого развития младших школьников среда создается, с одной стороны, в образовательном учреждении, с другой - в семье, родителями, которые становятся союзниками педагогов, интегрированы в образовательный процесс школы, содействуют своим детям в их общеинтеллектуальном, нравственном и специально-музыкальном развитии.
Среда - как в школе, так и в семье - предполагает ее ориентированность на удовлетворение созидательных, позитивных запросов и возможностей детей, способность, с одной стороны, изменяться, адаптироваться к их индивидуальным особенностям, с другой - формировать их в соответствии с заданными нормами, образцами, идеалами. Такая среда создает поле умственного и нравственного напряжения и содействует гармонизации ребенка с окружающим его миром и со своим внутренним состоянием. В среде удовлетворяются потребности детей в двигательной активности, общении, реализации музыкально-художественных способностей.
В связи с тем, что музыкально-творческое обучение младших школьников строится целиком и полностью в форме игровой деятельности, образовательно-воспитательная среда должна давать возможность музицировать, двигаться, рисовать; создавать условия для многовариантных музыкально-ролевых и дидактических игр; осуществлять личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей.
Среда и педагог как ее основа делают общение с учениками диалогическим, раскрепощенным, спонтанным. В отличие от семейной обстановки среда в образовательном учреждении более развивающая, творческая, мобилизующая, требующая более высокого уровня межличностного взаимодействия, стимулирующая к формированию познавательной активности, к проявлению волевых качеств, постижению учащимися «языков» разнообразных учебных предметов, научных явлений и представлений.
В образовательно-музыкальной среде ключевой фигурой является педагог, являющийся, по словам выдающегося музыковеда Б.В. Асафьева, «и теоретиком, и регентом, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем». Ведущие качества учителя музыки можно представить в виде трех основных компонентов: психолого-педагогического, профессионально-музыкального и личностного. Кроме этого, правомерно выделить такое качество педагога, как наличие у него творческого потенциала, который характеризуется как диалогичность, социальность, системность, рефлексивность, способность к творческой деятельности, креативность мышления, умение придавать своей практической деятельности нетривиальный характер. Структура творческого потенциала учителя музыки состоит из совокупности индивидуальных способностей, мотивационной составляющей и когнитивного компонента.
Педагог создает творческую обстановку на уроках и во внеклассной музыкально-художественной деятельности учащихся. Такое музыкальное обучение становится существенным фактором развития творческих способностей младших школьников, становления их психических и личностных новообразований, формирования ученика как субъекта разносторонней деятельности, познания и общения.
Результативность музыкально-дидактических игр обеспечивается совокупной реализацией таких психолого-педагогических принципов, как успешности, импровизации, сотворчества, коммуникативной направленности, диалогизма, синкретизма, удовольствия, элементарности, персонификации, толерантности, поликультурности.
Опытно-экспериментальная работа, которая была организована в двух школах (№4 и №41) г. Владикавказа в течение семи лет, подтвердила гипотезу исследования о том, что творческие способности младших школьников в музыкально-игровой деятельности успешно формируются, если на уроках ведется целенаправленная работа по следующим направлениям: творческое музицирование, двигательная импровизация под музыку, воплощение в рисунке музыкального образа, развитие нравственно-эстетической позиции, коммуникативных умений и навыков, эколого-эстетического отношения к природе. По этим показателям были определены уровни сформированности творческих способностей 820 младших школьников: большинство учащихся достигли высокого уровня - по разным диагностическим тестам от 54% до 72%, среднего уровня - от 17% до 29% и низкого уровня - от 10,5% до 21%.
122
Заключение
Опыт обучения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности можно рассматривать, с одной стороны, как теория и практика значительного совершенствования музыкального образования, с другой — как эффектное средство развития творческих способностей детей. Эти два аспекта взаимосвязаны и взаимообусловлены - обучение музыке следует рассматривать в контексте гармонического развития ребенка, раскрытия его креативности, сущностных оснований, духовно-нравственного становления.
Лейтмотивом нашего исследования послужило следующее мнение Л.С. Выготского: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» (51, с.332).
Всестороннее развитие ребенка в процессе элементарного музицирования убедительно доказано выдающимся педагогом - музыкантом К. Орфом и его последователями. Мы в своей работе сделали попытку на основе психофизических и биологических особенностей младших школьников раскрыть пути и способы формирования их творческих способностей в процессе музыкально-игровой деятельности.
Психофизическое развитие младших школьников таково, что они с большим удовольствием занимаются художественно-игровой деятельностью: прикладными видами изобразительного творчества, музицированием, танцами, ритмикой, лепкой, рисованием, сюжетными игровыми сценами, инсценированием песен, литературно-театральной самодеятельностью (постановка спектаклей, изготовление кукол, декораций и бутафории). Весьма эффективны массовые действия, хоровое пение, простые массовые и парные танцы, инсценировки сказок разных народов, классических и современных художественных произведений для детей. Активное участие младших школьников в создании свободных инсценировок - путешествий по сказкам, игр - путешествий с героями любимых книг, концертных программ, объединенных общей темой, сюжетной канвой, развивают их, формируют свободное, комфортное самоощущение, обогащают интеллектуальную и нравственно-эстетическую сферы.
В связи с тем, что младшие школьники, особенно первого и второго классов, отличаются недостаточным развитием воли, внимания, большой эмоциональностью, музыкальная игра как красочное, увлекательное, разнообразное действо-событие помогает им развивать психику, выдержку, ответственность, умение действовать вместе со всем коллективом.
В процессе экспериментального обучения мы наблюдали общие позитивные изменения, происходящие в личности проблемных младших школьников. Кроме формирующихся музыкально-творческих способностей, у замкнутых, скрытных детей появилось доверие, расположение к учителям, взгляд стал ясным, открытым; неустойчивое настроение у части школьников сменилось стабильно уверенным, спокойным, хорошим настроением; у всех детей, имеющих определенные проблемы в учебе и поведении, появились положительные мотивы и цели, стабилизировались доброжелательные взаимоотношения с коллективом класса и учителями. Родители отмечали большую активность, открытость, предсказуемость поведения детей. Успешность, раскованность учащихся в музыкально-игровой деятельности проявлялась и на других уроках, так как они приобрели навыки позитивного взаимодействия с окружающим миром, более комфортно, уверенно чувствовали себя в любой обстановке.
Педагогическими условиями активизации мыслительной, эмоциональной, нравственно-эстетической деятельности младших школьников в процессе музыкально-дидактической игры признаются развивающаяся среда и собственно организатор деятельности детей -педагог, способный к музыкально-творческому обучению, имеющий не только соответствующую психолого-педагогическую подготовку и специальную музыкальную квалификацию, но и убеждение, что музыка — это не только и не столько средство эстетического воспитания, а один из ведущих механизмов всестороннего развития детей - как эмоционального, так и интеллектуального, нравственного, художественно-эстетического и духовного.
Образовательная среда призвана создавать такие условия, в которых дети максимально свободны, спонтанны, раскрепощены, имеют возможность заниматься элементарным музицированием, ритмическими движениями, рисованием.
Музыкально-дидактическая среда создается образовательным учреждением по сценарию учителя, который при ее планировании придерживается следующих принципов: активности, насыщенности, стабильности, динамичности, комфортности, Творчески-гуманной направленности, интегративности, диалогичности, личностной ориентированности.
Творческую атмосферу, свободную, раскрепощенную обстановку в музыкально-дидактической игре создает педагог: стимулирует инициативу детей, выражение творческого начала, открыт, доброжелателен, искренен, не боится выражать свои эмоции, показать свои недостатки, самоироничен, гибок в общении с детьми, легко разрешает возникающие проблемы, тактичен, уважает достоинства учеников, способен к оперативной музыкально-педагогической импровизации, умеет создавать необходимый эмоциональный настрой. Психолого-педагогические ситуации каждого урока-игры бесчисленны, поэтому важно ориентироваться на реальную тональность конкретного занятия, воспринимать выражение глаз детей, их настроение, экспрессию, эмоциональное состояние, психологическую атмосферу в классе. От того, насколько учитель предрасположен к музыкально-импровизационной работе, личностно заинтересован в успешности каждого ученика, умеет организовать детей с учетом их индивидуально-типологических особенностей, в конечном счете зависит результативность всего процесса развития творческих способностей младших школьников.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выработали специфические формы отчета педагога перед родителями и коллегами, которые заключаются в том, чтобы представить картину о продвижении формирования личности школьника, дать содержательную характеристику умений и навыков элементарного музицирования и наметить стимулирующий план дальнейшей работы. Первые два аспекта отчета родители и учителя принимали в качестве зрителей на концертах, смотрах, конкурсах и участников музыкально-дидактической игры.
Влияние учителя музыки на родителей осуществлялось косвенно, приглашением их на уроки и различные музыкально-творческие встречи и непосредственно, в ходе беседы, консультаций и на семинарах и собраниях. Их внимание заострялось на важности создания и поддержки психологически комфортной обстановки в семье, на моральное авансирование ребенка, возвышение его как личности. Определяя положительную основу в личностных качествах ученика, можно раскрыть и обосновать преодолимость отрицательных черт, пробелов и прогнозировать и стимулировать возможность стать более совершенным.
Знакомство с музыкально-игровой деятельностью создавало у родителей содержательное представление о процессе развития ребенка, его продвижении в музицировании, художественной деятельности, словотворчестве, о его потенциальных возможностях, положительных и отрицательных чертах его формирующегося характера. Личное участие родителей на уроках - играх, смотрах и концертах вселяло в них веру в детей и педагога, делало их сторонниками системы музыкально-творческого обучения. Поддержка родителей и коллег стимулировала нашу работу, создавала оптимистический настрой, способствовало постоянному поиску и совершенствованию методики музыкально-игровой деятельности.
Дальнейшее исследование рассматриваемой проблемы возможно по следующим направлениям:
1. По нашему мнению, следует продолжать соответствующее опытно-экспериментальные исследования по формированию у учащихся в процессе музыкального образования отдельных сторон личности: духовно-нравственной, эколого-эстетической, художественной и др. Думаем, что элементарное музицирование представляет для этого убедительные возможности.
2. Крайне важно определить содержание и методику изучения индивидуальных особенностей младших школьников, раскрывающихся в музыкально-творческой игре, и на этой основе построить технологию стимулирования их учебно-познавательной деятельности средствами музыки. В этой связи весьма перспективным представляется исследование возможностей интеграции музыки и математики, музыки и окружающего мира и т.д. в контексте культурологического подхода к изучению гуманитарных и естественных предметов в общеобразовательной школе.
3. Музыкально-игровую деятельность, показавшую свою эффективность в начальной школе, целесообразно продолжать и в среднем звене общеобразовательной школы за счет часов школьного компонента образования, ибо практическое музицирование в силу имеющегося универсального потенциала может успешно развивать творческие способности учащихся данного возраста.
По нашему убеждению, процесс обучения любому предмету в школе необходимо осмыслить как формирование личности ученика в целом, а не только отдельных аспектов.
4. В связи с этим особое значение приобретает расширение применения музыкально-игровой деятельности на массовую школу, так как типовые программы по музыкальному обучению не решают задачи развития творческих способностей учащихся.
5. Особую роль в формировании мотивационного отношения школьников к музыкально-творческому обучению следует возложить на соответствующие учебные пособия и учебно-методические материалы. Выходящие в настоящее время книги по элементарному музицированию единичны, и общеобразовательные школы испытывают явный дефицит в учебно-методическом обеспечении.
6. Эффективность постановки музыкального обучения в школе на основе элементарного музицирования связана с профессиональным уровнем педагога, его педагогической, психологической и специально-музыкальной готовности к работе, основу которой составляют интерес к личности ребенка, к его внутреннему миру, творческому духовно-нравственному развитию. Следовательно, возникает проблема исследования содержания, методов и путей подготовки учителей музыки с учетом достижений музыкальной педагогики, значимости и необходимости обучения музыке в школе в процессе музыкально-творческой деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна, 2005 год
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.,1980.-335с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М.:Владос,2002.-698с. ЗАвдуевская Е.П., Баклушанский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Труды по социологии образования. Т.З, Вып.4.-М., 2003.-С.28-41.
3. Аверченко JI.K. Управление общением.- М. Новосибирска, 1999.1. С.216
4. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.- 406с.
5. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать. М., 1989.-316с.
6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика,- М., 1982. -421с.
7. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. — М., 2002.- 164с.
8. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект.- М.: Сов. композитор, 1986.-324с.
9. Ю.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.-494с.
10. П.Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991.156с.
11. Аникеева Н.Г. Воспитание игрой. М., 1987.-311с.
12. Андреева И.А. Современные аспекты поддержания здоровья школьников //Педагогика.- 2003. №2.-С. 99-100.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1978.- 336с.
14. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. М.,1992.-214с
15. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: МГУ, 1990.-367с.
16. Асафьев Б. Речевая интонация. Л.: Музыка, 1965.-316с.
17. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973.-425с.
18. Бабнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1998.- 264с.
19. Баренбойм JI. Путь к музицированию.- JI.: Сов. композитор, 1979.311с.
20. Басин Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: Линка Пресс, 1997.-238с.
21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1975.-485с.
22. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе,-СПб., 2002 252с.
23. Басов М.Я. Общие вопросы психологии.- М.-Л.,1931-416с.
24. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.- М., 1986.- 216с.
25. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. 4.1.-М., 1996.- С.292-294.
26. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.- 445с.
27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.-192с.
28. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии.- Вильнюс, 1971.- 342с.
29. Блага К., Шебек М. Я -твой учитель, ты мой ученик. Пер. с чешского.-М.: Просвещение, 1991.-143 с.
30. Блонский П.П. Педология.- М., 1934.- 416с.
31. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы.- Воронеж: ВГУ, 1990-142с.
32. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностного ориентированного воспитания //Педагогика 2001. №1.- с. 17-24.
33. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М;, Воронеж, 1995.-354с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.- 326с.
35. Богоявленская Б.Д. Путь к творчеству.- М.: Просвещение 1981.381с.
36. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. -Минск, 1999.-285с.
37. Бочкарев JI. Психология музыкальной деятельности. -М., 1997.411с.
38. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1983.-216с.
39. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение.- М.Д978.-С.103- 104.
40. Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: Автор, дис . канд.пед.наук. Ставрополь, 2001.-21с.
41. Ваниева С.Г. Система нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи.- Владикавказ: СОГУ, 2000.-383с.43 .Валлон А. Психологическое развитие личности. М.: Просвещение, 1987.-196с.
42. Вейс П. Ступеньки в музыку. Л.: Сов. композитор, 1980.-256с.
43. Вестник Российского общества Карла Орфа. Вып. 1,2,3,4. Рукопись.
44. Виноградова Л. Элементарное музицирование: Методическое пособие.- М.,1986. -68с.
45. Возрастная и педагогическая психология. /Ред. А.В. Петровский.-М.: Просвещение, 1973.-411с.
46. Волков Б.С. , Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.- 255с.
47. Волков П.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л., 1989. - 221с.
48. Всеволодский-Гернгросс В. Детские игры, их происхождение и педагогическое значение.- М., 1941.-240с.
49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1967.-416с.
50. Выготский Л.С.Психология искусства.-М.: Мысль,1995.-395с.
51. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки.- М.: Парсифаль, 1998. -325с.
52. Газман О.С. Каникулы. Игра. Воспитание.- М., 1988.- 264с.
53. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М., 1976.- 445с.
54. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре: Автореф. дис.канд. философ, наук.- М., 1991.-24с.
55. Геллер Е.М. Наш друг игра.- М.: Народна асвета, 1989.-96с.
56. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998.-605с.
57. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.- 495с.
58. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ). -М.: Изд-во МГУ, 1965. 212с.
59. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству.-М.: Психотехника, 1993 .-213с.
60. Готсдинер А. Музыкальная психология.- М.: NB Магистр, 1993.415с.
61. Гулыга А.В. Принцип эстетики.- М.: Политиздат, 1987.-386с.
62. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М., 1996.- 112с.
63. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Пер. с нем.- Киев, 1936.-311с.
64. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.-240с.
65. Демин М.В. Природа деятельности.- М., 1974.- 328с.
66. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1982.-294с.
67. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.- 272с.
68. Донцов А.И. Самовоспитание личности.- М.: Политиздат, 1984.288с.
69. Егорова М.С. Генетика поведения: Психологический аспект. М., 1998.-214с
70. Жак-Далькроз Э. Ритм и его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций /Пер. Гнесиной Н.-М.: Театр и искусство, 1922.~98с.
71. Жилин В. Орф.уроки.-Челябинск, 1995.- 114с.
72. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.,1985.-195с. 75.3азвязинский В.И. Методология и методика дидактическогоисследования. М.: Педагогика.- 159с.
73. Запорожец А. Об эмоциях и их развитии у ребенка. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1996.-428с.77.3имняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000,-384с.
74. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М.,1974.-245с.
75. Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М., 1986.-420с.
76. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М., 1974с. 328с.
77. Кле М. Психология подростка. -М. 1994.- 265с.
78. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1998.- 238с.83 .Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — Воронеж,1999.- 263с.
79. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.- 275с.
80. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978.- 324с.
81. КоменскийЯ.В. Избр. пед. соч. в 2-х т. -М.: Педагогика, 1982.
82. Ковалев С.В. Психология современной семьи. -М., 1998.-208с.
83. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.- 184с.
84. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов н /Д.- 190с.
85. Капралов P.M. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1989.- 190с.
86. Канн-Калик B.JL, Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990-140с.
87. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.Знание, 1989.-96с.
88. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.-М., 1955.- С.600.
89. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980,-253с.
90. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М.: Педагогика, 1970.-114с.
91. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя.-М.,1981.-186с.
92. Кухарев Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.- Минск, 1996. 216с.
93. Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург, 2004.-109с.
94. Коваленко В. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Авт. дис. канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1995.- 21с.
95. ЮО.Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех / Музыкальное воспитание в СССР. Вып.2.- М.: Сов. композитор, 1985. -С. 252-269.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304с.
97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд. МГУ, 1981.-584с.103 .Леонтьева О., Карл Орф. М.: Музыка, 1984,- 454с.
98. Лейтес Н.А. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.-311с.
99. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.,1985.-166с.
100. Юб.Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом.- СПб.: Речь, 2000.-345с.
101. Лосев А,Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.: Искусство, 1969.-715с.
102. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика.- 2002. № 1,- С. 23-27.
103. Луначарский А.В. О народном образовании.- М., 1958.- С.443.
104. Ю.Макаренко А.С. Сочинения: В 7т. Т.5.- М., 1958.- С.465. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т.т.4.- М.: Педагогика, 1984.-400с.
105. Ш.Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.: «Академия», 2004-208с
106. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.-124с.
107. ПЗ.Менчинская Н.А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельности и развитие личности // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека, М., 1975.- С. 110-123.
108. Методы педагогического исследования /Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1992.- 157с.
109. Михнева И.Ф. Управление инновационными процессами в учебном заведении.- Ставрополь: ИРО, 1994.- 42с.
110. Мид М.И. Культура и мир детства.- М., 1994. 211с.
111. Михайлов З.А. Игровые занимательные задачи для школьников.- М., 1981.-172с.
112. Мудрик А.В. О подготовке школьников к общению.- Талинн, 1979.-157с.
113. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004.-144с.
114. Михеева А.С. Музыка детям. М.,1995.-154с.
115. Ш.Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997.- 216с.
116. Мальцев С. Психология музыкальной импровизации.- М.: Музыка, 1998.-326с.
117. Маляренко Г. Музыка и мозг ребенка. Руководство.- Тамбов: ТГУ, 1998.-324с.
118. Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности// Сов. музыка.-1988. №5.- С. 6-16.
119. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству,- М.: Педагогика, 1987 -214с.
120. Мелик-Пашаев А., Новлянская З.Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе.- 1994. №2-.С.9-15.
121. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения.- М.: Наука, 1988. -428с.
122. Монтессори М. Разум ребенка. -М.: Грааль, 1997.-485с.
123. Мухина B.C. Детская психология.-М.: Эксмо-пресс, 1999.-523с.
124. Максакова А.Н., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1979.-214с.
125. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество.- М.: Сов. композитор, 1988.-165с.
126. Невская С.С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика. -2003. №9.- С. 90-94.
127. Назайкинский Е.И. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.-446с.
128. Неменский Б.М.Мудрость красоты. М.,1981.-325с.
129. Николаева JI.H. Воспитать человека. М.,1986.-114с.
130. Новоселова С.В. О новой классификации детских игр// Дошкольное воспитание, 1997, №3.- С. 16-24.
131. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики.- М., 1991.-142с.
132. Особенности психического развития детей 6-7 — летнего возраста/ Под. ред. Д. Эльконина, В. Давыдов. -М.: Педагогика,1985.-365с.
133. Узнадзе Д.Н. Педагогика и психология игры.- Новосибирск, 1985.-128с.
134. Петровский А.В. Быть личностью.- М., 1990.- 110с.
135. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1981.
136. Пиаже Ж. Избр. психологические работы.- М.: Просвещение, 1998.-528с.
137. НЗ.Плеханов Г.В. Избранное.- М.: Владос., 1995.-503с.
138. Подросток на перекрестке эпох.- М., 1997.- 239с.
139. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под. ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.-585с.
140. Радынова О.Н. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994. - 210с.
141. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. А. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.-335с.
142. Райцева Т.Е. Музыкально-дидактическая игра в школе// Современная начальная школа и подготовка учителя.- Владикавказ, 2002.-С.46-52.
143. Райцева Т.Е. Музыкально-эстетическое воспитание в современных условиях общеобразовательной школы// Вестник Карачаево-Черкесского госуниверситета.- Карачаевск, 2004.-С. 222-234.
144. Репина Н.А. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования: Автор. дис.канд. пед. наук.- Оренбург, 2003 .-23с.151 .Ренанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. М., 1986.-189с.
145. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся,-М.1990.-79с.
146. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальной школе. М., 1986.-235с
147. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.,1987.- С.ЗЗ.
148. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.-284с.
149. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.-311с.
150. Рувинский JI.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1983.- 174с.
151. Рубинштейн С.Л. Черты характера ребенка и их воспитание в семье.-М.: Просвещение, 1964.- 212с.
152. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.- 416с.
153. Сапонов М. Искусство импровизации.- М.: Музыка, 1982.-328с.
154. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 255с.
155. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995,- 192с.
156. Соков А.С.Воспитательная роль музыки. М., 1984.-144с.
157. Соколов А. Музыка вокруг нас. М.: Музыка, 1986.-428с.
158. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: «Академия», 2004.- 400с.
159. Смирнов А.А. Память и ее воспитание.- М., 1948.- 322с.
160. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно! — М.: Педагогика, 1981.-141с.
161. Спенсер Г. Основание психологии. СПб., 1997.- 415с.
162. Старкова Л.В. Ценности современных школьников.- Тамбов, 2002.-216с.
163. Стоковский Л.И. Музыка для всех.- М.,1973.-314с.
164. Столяренко A.M. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2001.-С.415.
165. Столбович Л.Н. Жизнь творчество - человек.- М.: Политиздат, 1985.-415с.
166. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1974.- 288с.
167. Сухом линский В.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика.-1980.- 640с.
168. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975.- 343с.
169. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения.- М.: Педагогика, 1991.-144с.
170. Теплов Б. Психология музыкальных способностей.-М.: АПН РСФСР, 1947.-486с.
171. Топорова А.С. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми М.: Психология, 1995.- 175с.
172. Тютюнникова Т. Музыка 6-7 лет. Детский альбом, методическое пособие. М.: ACT, 1997.-185с.
173. Тютюнникова Т.Э Видеть музыку и танцевать стихи. М.,2003.-264с.
174. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2 т. Т.1.-М.Д974.- 429с.
175. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.-411с.
176. Фельдштейн Д.И.Проблема возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.-384с.
177. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002.-165с
178. Фридман JI.M. Психология в современной школе. М., 2001-224с.
179. Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников / Под. ред. В.А. Караковского и др.-М., 1997 216с.
180. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.-512с.
181. Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1990.- 435с.
182. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Педагогика-Пресс, 1993,- 384с.
183. Фрейд 3. Психология бессознательного.-М.: Наука, 1992.-445с.
184. Франки С. Живое знание. -Берлин: Обелиск, 1923.-425с.
185. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогка.-2003. № 3.- С.52-59.
186. Хакхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т.-М., 1986.
187. Холопова В. Музыка как вид искусства. Уч. пособие. СПб, 2000.285с.
188. Хейзинга И. Человек играющий.- М.: Владос, 1997.- 419с.
189. ХолостоваТ.К. Эстетическое воспитание. JI.,1990.-281c
190. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис.д~ра психол. наук. М., 1992.-46с.
191. Чистякова М. Психогимнастика.-М.: Просвещение. 1990.-295с.
192. Шеломов Б.Н. Детское музыкальное творчество на русской основе.-СПб.: Композитор, 1996.- 276с.
193. Щербаков А.Н. Волевые процессы и свойства личности подростка. -СПб, 1998.-215с.
194. Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.,2000.-316с.
195. Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 8т.Т.6.Статьи об эстетике.- М., 1957.-791с.
196. Школьные технологии обучения /Под ред. В.А. Караковского.-М., 1995.-211с.
197. Шмаков С.А. Игра учащихся- феномен культуры.- М., 1994.-334с.
198. Шпрангер Э.К. Психология юношеского возраста. М. 1998. —261с.
199. Штерн В. Инстинкт и чувства в юношеском возрасте.-СПб., 1929.451с.
200. Шторк К. Система Далькроза. Петроград, 1924.-254с.
201. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.,1998.-25с.
202. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма.- М.: Сов. композитор, 1978. 287с.
203. Эриксон Э. Детство и общество.- Обнинск, 1993.- 321с. 211.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.- 328с.
204. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.- 454с. 2133ЙН0Н Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. М.: Педагогика -Пресс, 1995.-311с.
205. Юнг К. Конфликты детской души.- М.: Канон, 1995.-516с.
206. Яворский Б. Избранные труды. М.: Музыка, 1988.-415с.
207. Ягодинский В.Н. Как вести себя: Практический курс культурного поведения. -М., 1991.-135с.
208. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., Сентябрь, 2000.-125с.218,Orff O.Das Schulwerk. Ruckblick und Ausblik. OJB, 1963, Mainz,1. Schott.219,Orff C., Keetman G. Orff- Schulwerk. Musik fur Kinder. B-de 1-5. Schott, 1950-1954.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.