Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Аджиева Фатима Асхатовна

  • Аджиева Фатима Асхатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Аджиева Фатима Асхатовна. Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева». 2017. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аджиева Фатима Асхатовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

1.1. Нравственное воспитание: его понятие, сущность, функции и содержательные характеристики

1.2. Особенности организации воспитательной деятельности в современном вузе

1.3. Основные характеристики поликультурного пространства вуза

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

2.1. Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в вузе

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию обучающихся в поликультурном пространстве вуза

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию обучающихся в поликультурном пространстве вуза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Коренные преобразования всех сторон жизнедеятельности человека и общества пробудили в настоящий момент повышенный интерес к разработке проблемы нравственной культуры личности. Современное российское общество оказалось в сложной ситуации нравственного кризиса, когда прежние ценности нравственного характера подверглись идеологической критике, а новые еще не получили достаточного научного обоснования и общественного признания. Такое кризисное состояние нравственности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов воспитания молодежи в их новой постановке, максимально соответствующей духу времени.

Решению проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения способствует ряд важнейших законодательных и нормативных актов Правительства Российской Федерации в области образования, культуры, социальной и молодежной политики: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. и другие. В них отражены основные направления образовательной политики государства в области нравственного воспитания современной молодежи, поставлены задачи совершенствования воспитательного аспекта профессиональной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.

Подготовка специалистов нового типа, отличающихся не только

высоким уровнем профессиональной компетенции, но и высоким уровнем

нравственной культуры, может существенно ускорить процессы

восстановления социальной стабильности и духовно-нравственного развития

общества. В связи с этим для решения данных задач наряду с усилением

научного и технологического уровня профессиональной подготовки

специалистов не меньшее значение имеет воспитание студентов, способных

3

впоследствии детерминировать процессы духовно-нравственного оздоровления общества, формирование и развитие у них социально-нравственной направленности, нравственных идеалов и нравственных принципов.

Проведенный анализ теории и практики образования в высших

учебных заведениях позволяет сделать вывод о том, что возможности для

нравственного воспитания обучающихся в поликультурной среде

современных вузов используются не в полной мере, что и обусловило

актуальность настоящего исследования.

В педагогической науке исследованы различные аспекты

воспитательной деятельности в высшей школе. Концептуальные её основы

(цели, задачи, содержание и направления) разработаны И.А. Зимней, З.Н.

Калининой, Л.А. Полуяновой, И.С. Ройштейн, A.B. Пономаревым, H.A.

Шайденко. Отечественной педагогикой также накоплен богатый опыт

нравственного воспитания молодежи. Проблемы воспитания нравственной

культуры молодежи рассматривались в работах психологов и педагогов: А.

С. Запесоцкого, И. И. Зарецкой, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С.

Марьенко, Е. М. Рангеловой, И. Ф. Свадковского, В. А. Сластенина, В. А.

Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др.

Среди работ, посвященных анализу современной нравственной культуры

личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы,

можно выделить работы А. М. Багаутдинова, Н. Б. Крыловой, В. Т.

Лисовского, Л. И. Недели, Л. И. Рувинского, И. Э. Ярмакеева, в которых

рассматриваются отдельные аспекты нравственного воспитания студентов.

Исследованиями феномена поликультурности в отечественной педагогике

занимались такие ученые, как: И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, Т.Н. Розова,

А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Г.Н. Волков, Г.М.

Гиззатуллина, Н.П. Едыгова, О.В. Гукаленко, В.А. Ершов, А.Ф. Иванов, Е.М.

Карпова, И.В. Колоколова, В.П. Комаров, Л.С. Миллер, С.В Рыкова, Д.Г.

Чупалова и др., разработавшие как теоретические основы, так и

4

практические рекомендации по организации образовательного процесса на основе принципа поликультурности.

Несмотря на неоспоримую теоретическую значимость и практическую ценность существующих на сегодняшний день исследований в области нравственного воспитания студентов, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически не разработан вопрос о нравственном воспитании обучающихся в поликультурном пространстве вуза. Решение данной проблемы требует организации целенаправленной работы в этом направлении, разработки критериев и показателей нравственной культуры обучающихся в вузе, а также педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Необходимость поиска и разработки новых теоретических и методических основ нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза предопределена рядом противоречий:

• между необходимостью осуществления воспитательной деятельности с обучающимися в поликультурном пространстве вуза и отсутствием научного знания о её организации;

• между профессиональной задачей преподавателя по нравственному воспитанию обучающихся и неразработанностью необходимых для этого педагогических условий организации воспитательной деятельности в в поликультурном пространстве вуза.

Данные противоречия определили проблему настоящего исследования, заключающуюся в определении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза.

Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Актуальность проблемы и необходимость теоретического и практического ее решения обусловили выбор темы настоящего исследования «Педагогические условия нравственного воспитания

обучающихся в поликультурном пространстве вуза».

5

Объект исследования: воспитательный процесс в вузе. Предмет исследования: нравственное воспитание обучающихся в поликультурном пространстве вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой нравственное воспитание обучающихся в поликультурном пространстве вуза будет эффективным, если:

- уточнены понятие, сущность, функции и содержательные характеристики нравственного воспитания;

- раскрыты особенности организации воспитательной деятельности в поликультурном пространстве вуза;

- выявлены педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза;

- разработана и реализована модель нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза.

Из целевой установки, объекта и предмета исследования вытекает ряд теоретических и прикладных задач:

1) уточнить понятие, сущность, функции и содержательные характеристики нравственного воспитания;

2) раскрыть особенности организации воспитательной деятельности в поликультурном пространстве вуза;

3) выявить педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза и экспериментально проверить их эффективность;

4) разработать и реализовать модель нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза. Методологическую основу исследования составляют положения

материалистической диалектики о личности и роли деятельности в ее

развитии; основные положения теории нравственности, разработанной в

философско-этических исследованиях (С. Ф. Анисимов, В. А. Блюмкин, Л.

П. Буева, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Л. Н. Коган, И. Кант, А. И.

6

Титаренко и др.); системный (В. А. Караковский, А. Г. Кузнецова, Л. И. Новикова и др.), аксиологический (Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.) и культурологический (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) подходы к воспитанию.

Теоретические основания исследования составляют:

- теории личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев и др.);

- теория формирования всесторонне развитой личности, разработанная классиками отечественной педагогики (А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский, С. Т. Шацкий);

- концепции гуманизации образования (М. Н. Берулава, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Е. И. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.);

- концепции поликультурного и полиэтнического образования современной молодежи (А.Г. Асмолов, Г.Н. Волков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова, Л.С. Миллер и др.).

Для достижения цели и реализации задач исследования использовались следующие методы: теоретические — изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, ранее выполненных диссертационных работ, материалов, представленных в сети Интернет по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование; эмпирические — опросно-диагностические методы исследования (анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование), обсервационные (педагогическое наблюдение - прямое и косвенное) и экспериментальные (констатирующий, формирующий, контролирующий), праксиметрические (анализ продуктов деятельности).

База исследования: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждения высшего образования «Карачаево-Черкесский

государственный университет имени У.Д. Алиева», Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждения высшего

7

образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 22 преподавателя, 164 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2008 по 2017 г.

На первом этапе исследования - теоретико-поисковом (20082009гг.) проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы. Изучались состояние проблемы в теории и практике вуза и существующие научно- теоретические подходы к ее решению. Определялись и формулировались тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Обосновывались методы исследования. Разрабатывался план опытно-поисковой работы. На данном этапе основным методом исследования являлся метод теоретического анализа научной литературы.

На втором этапе исследования - опытно-поисковом (2010-2015гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, разрабатывалась нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза, проводилась апробация разработанных автором факультативного курса и программы методического семинара. Методы: моделирование, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Третий этап исследования - итоговый (2015-2017 гг.) был посвящен анализу, обобщению, систематизации и интерпретации результатов исследования; оформлению текста диссертационного исследования. Методы: анализ и синтез результатов исследования, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнены понятие, сущность, функции и содержательные характеристики и особенности нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие определить

уровень развития нравственной культуры обучающихся: мотивационно-

8

ценностный критерий; когнитивный критерий; личностный критерий; деятелъностный критерий;

- определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса нравственного воспитания обучающихся в вузе: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания обучающихся в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры обучающихся и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры обучающихся; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры обучающихся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обогащении теории нравственного воспитания новыми знаниями о педагогических условиях его реализации в поликультурном образовательном пространстве вуза. В работе обоснована необходимость построения воспитательного процесса, направленного на развитие нравственной культуры личности, на основе принципов гуманизации, культуросообразности, интеграции, эффективности духовных и нравственных ценностей, контекстности и детерминированности будущей деятельности, социального развития и саморазвития личности, акмеологической ориентации, а также, на основе этих принципов, сконструирована модель нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в воспитательный процесс модели нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза, диагностического инструментария для определения уровня развития нравственной культуры

обучающихся. Материалы исследования, в том числе программа

9

факультативного курса «Нравственная культура народов Карачаево-Черкесской Республики» и планы работы методического семинара для администрации вуза, кураторов студенческих групп и преподавателей «Нравственное воспитание обучающихся в поликультурной среде» могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений для организации нравственного воспитания обучающихся, а также в системе повышения квалификации работников высшего образования.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются разработанностью его методологической базы, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; достаточным объемом и репрезентативностью выборки, комплексной обработкой результатов опытно-поисковой работы на всех ее этапах; опытом работы автора в качестве преподавателя вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в 17 публикациях автора, включая три статьи в научных журналах из перечня ВАК МОиН РФ.

Основные положения диссертации обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, апробировались на международных и всероссийских конференциях.

Положения и результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия».

Положения, выносимые на защиту:

1. Цель нравственного воспитания обучающихся в вузе можно определить как развитие уровня их нравственной культуры - способности органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении нравственных ценностей, норм и принципов, готовности к постоянному самосовершенствованию.

2. Критериями и показателями уровня нравственной культуры обучающихся в вузе являются: мотивационно-ценностный критерий; когнитивный критерий; личностный критерий; деятельностный критерий.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса нравственного воспитания обучающихся в вузе являются: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания обучающихся в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры обучающихся и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры обучающихся; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры обучающихся.

4. Теоретической основой для организации процесса нравственного воспитания в вузе выступает модель нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза, основанная на следующих принципах: принцип гуманизации; принцип культуросообразности; принцип интеграции; принцип эффективного социального взаимодействия; принцип контекстности и детерминированности будущей деятельности; принцип социального развития и саморазвития личности; принцип акмеологической ориентации.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА 1.1. Нравственное воспитание: его понятие, сущность, функции и содержательные характеристики

История педагогики и школы, анализ современных концепций воспитания позволяют сделать вывод о том, что в понимании воспитания существовали и продолжают существовать две ведущих позиции.

Первая позиция в понимании воспитания состоит в том, что воспитание рассматривается прежде всего как средство социализации индивидуума, способ передачи социального опыта от старших поколений к младшим. Трактовка воспитания как социального явления используется в концепциях социали -зации подрастающего поколения, разрабатываемых И.С. Коном, A.B. Муд-риком, В.Д. Семеновым и др. Подход к пониманию воспитания как формирования социально значимых (личностных) качеств человека характерен не только для социальной педагогики, но и для традиционной педагогической парадигмы, которая являлась доминирующей в отечественной педагогике советского периода.

Вторая позиция ориентирует на трактовку воспитания как ценностно-смыслового феномена. Такое понимание воспитания разрабатывается в на -стоящее время в рамках гуманитарной педагогической парадигмы, представителями которой являются Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова и др. Представители гуманитарной парадигмы акцентируют внимание на таких качествах человека, как духовность, субъектность, способность к смыслопоиску и смыслотворчеству, что позволяет получить принципиально новое знание о феномене воспитания, расши -рить и углубить представления о его различных составляющих, в том числе о нравственном воспитании, преодолеть одномерность трактовки воспитания лишь как части социализации человека.

Существующие в современной педагогике подходы к пониманию воспитания определяют исследование содержательных характеристик нравственного воспитания в двух аспектах:

1) как составляющей социализации человека;

2) с позиций связи с духовным воспитанием (поскольку духовная сфера человека понимается современными исследователями Т.И. Власовой, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щурковой как сфера ценностно-смысловая).

Основание для выделения указанных двух аспектов можно обнаружить также, проанализировав основные подходы к пониманию нравственного вос -питания (табл. 1):

Таблица 1. Основные подходы к пониманию нравственного

воспитания

Название подхода Авторы и сторонники Понимание нравственного воспитания

Православный подход Основоположники: представители Восточных богословских школ, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, B.C. Соловьев и др. Современные представители: представители православной педагогики Вера в Бога, покорность и смирение провозглашаются высшими ценностями и целями; строить жизнь предлагается согласно церковному Преданию, которое понимается как обращение к ликам святых, усвоение их нравственных ориентиров. Нравственная жизнь, «новое сердце» проявляется посредством реализации заповеди любви в «добрых делах». Ценность Любви является главной в православной педагогике. Ее наличие во внутреннем мире человека означает нравственную, ответственную позицию в любой ситуации, развитие совестливых сил, становление «человеческого в Человеке». Субъективный опыт, который получает человек в результате нравственного поведения, является предпосылкой для дальнейшего самосовершенствования, улучшения и «прояснения» «естественных качеств», для более полного восприятия «мира видимого и невидимого». Православный подход является целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующем быть состоянии

Гуманистический подход Основоположн ики: JI.H. Толстой, К.Н. Вентцель и другие представители теории свободного воспитания. Современные представители: О.С. Газман Задачи нравственного воспитания состоят в формировании этичного человека. Этика - это ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей формирование у воспитанника милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Необходимым условием нравственного воспитания является свобода воспитанника, совершение им добра не по принуждению, а в результате свободного выбора. Подход базируется на представлении о том, что природа человека изначально добра, ориентирована на нравственные ценности, педагогу нужно лишь помочь воспитаннику раскрыть свои добрые качества

Социально ориентированный подход Основоположники: A.C. Макаренко Современные представители: И.П. Иванов, С.Д. Поляков Важнейшим лозунгом данного подхода является «воспитание в коллективе и через коллектив». Считается, что подлинно нравственного человека можно воспитать, только включив его в общественно полезную деятельность, в деятельность на благо других людей. При этом цели нравственного воспитания ставятся исходя из социального заказа, из запросов общества. Одним из основных принципов подхода является социалистический гуманизм - вера в творческие силы человека, включенного в коллектив, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом тесно связан оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. A.C. Макаренко и его сторонники глубоко верили в творческие силы человека, были убеждены, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы

Основоположники: В.А. Сухомлинский Современные представители: Т.И. Власова, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова

Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками человека. Духовность определяется как устремленность человека к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу бытия человека, где духовность — вектор его развития (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Направленность деятельности человека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Высшая нравственная потребность — потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления к обладанию духовными ценностями. Главный смысл нравственного воспитания состоит в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности человека. В возвышении потребностей — путь к решению многих проблем.

С точки зрения задач нашего исследования в рассмотренных подходах особенно важны следующие положения:

■ ориентация нравственного воспитания на ценности, в первую очередь на такие, которые именуются «вечными» или «абсолютными» - Истина, Добро, Красота, Любовь, и на выработку позитивного отношения воспитанника к этим ценностям;

■ направленность нравственного воспитания на другого человека и необходимость воспитания в связи с этим таких качеств, как доброта, милосердие, способность к сопереживанию — именно через эти качества выражается как социальная, так и духовная значимость нравственного воспитания;

■ деятельностная направленность нравственного воспитания, поскольку нравственные качества человека проявляются в его поступках,

поведении, во всей системе его взаимодействия с другими людьми, с ок-ружающим миром;

■ нравственное воспитание придает бытию человека целостность, является определяющим в его развитии.

Анализируя различные подходы к определению категории «воспитание» в педагогической литературе, посвященной проблемам методологии и теории воспитания, можно обнаружить, что исследователи сходятся в том, что в воспитании четко просматривается социальный аспект.

В советской педагогике общепринятым было понимание воспитания «в широком смысле» как включения человека в общество.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аджиева Фатима Асхатовна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1977. - 224 с.

2. Адамский, А. И. Проблематика развития российского образования / А. И. Адамский // Перемены. - 2000. - № 2. - С. 4-8.

3. Акмеология - 2001 / под ред. Н. В. Кузьминой, А. М. Зимичева. - СПб, : С.-Петерб. акмеолог. акад., 2001. - 402 с.

4. Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика в 2 кн. / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита-Русь, 2010. - Кн. 1 : Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - 286 с.

5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001.-288 с.

6. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2005. - 500 с.

7. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. - Казань : Центр инновац. технологий, 2000. - 260 с.

8. Андреев, В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2003. - 272 с.

9. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1985.- 117 с.

10. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 207-213.

11. Артемьева, Е. Ю. Психосемантические методы описания профессии / Е. Ю. Артемьева, Ю. Г. Вяткин // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. -С.127-133.

12. Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. - М. : Мысль, 1974. - 221 с.

13. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.

14. Афонина, Г. М. Педагогика / Г. М. Афонина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001.-512 с.

15. Ахматов, А. Ф. Нравственность и одухотворенность образования / А. Ф. Ахматов // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 35-41.

16. Бабосов, Е. М. Нравственная культура личности / Е. М. Бабосов. -Минск : Наука и техника, 1985. - 255 с.

17. Багаутдинов, А. М. Духовная культура российской молодежи (социально-философский анализ) : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 /

A. М. Багаутдинов. - Уфа, 2006. - 343 с.

18. Бакштановский, В. И. Культура нравственного сознания и поведения /

B. И. Бакштановский. - М. : Знание, 1979. - 64 с.

21. Бачинин, В. А. Этика. Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. -СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005. - 151 с.

22. Белогуров, А. Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста / А. Ю. Белогуров // Педагогическое образование и наука. - № 5. - 2009. - С. 20-25.

23. Белогуров, А. Ю. Развитие современного профессионального образования: стратегия преодоления кризиса / А. Ю. Белогуров // По ту сторону кризиса: модернизационный потенциал фундаментального образования, науки и культуры / под ред. А. Колганова, Р. Крумма. -М. : Культурная революция, 2010. - С. 129-132.

24. Берулава, М. Н. Теория и практика гуманизации образования / М. Н. Берулава. - М. : Гелиос АРВ, 2000. - 340 с.

25. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание: философско-этические основы / В. А. Блюмкин. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1990. - 142 с.

26. Бодалев, А. А. Акмеологический подход в воспитании / А. А. Бодалев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания; сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. - Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 2001. - С. 25-29.

27. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Л. И. Божович. - 3-е изд. - М. : Изд-во Москов. психол.-соц. инта ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

28. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№4.-С. 11-17.

29. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы : учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - 120 с.

30. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.

31. Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России (19852005 гг.) / В. П. Борисенков // Педагогика : науч.-теорет. журнал. - М., 2006.-№7-С. 3-16.

32. Борытко, Н. М. Моделирование воспитательного процесса / Н. М. Борытко и др. // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии / под ред. В. А. Пятина. - Астрахань, 2001. -536 с.

33. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза / Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.

34. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М. : Мысль, 1978.-216 с.

35. Валицкая, А. П. Новая школа России: Культуротворческая модель / А. П. Валицкая. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 146 с.

36. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод, пособие / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. -207 с.

37. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика : словарь / В. С. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999.-538 с.

38. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др. ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 336 с.

39. В помощь организаторам воспитательной работы, активистам студенческого самоуправления и профсоюзной работы / сост. О. Н. Викторов, Р. Н. Вячеславова и др. - Чебоксары : Чуваш, ун-т, 2005. - 72 с.

40. Вяткин, Л. Г. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты / Л. Г. Вяткин и др. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - 134 с.

41. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. - М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.-320 с.

42. Гегель, Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 117 с.

43. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-5.

44. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М. : МПСИ : Флинта, 1998. - 432 с.

45. Гринберг, Л. Г. Сущность и специфика нравственной культуры / Л. Г. Гринберг // Вопросы нравственной культуры; под ред. Ю. Жямайтиса. -Вильнюс : Минтис, 1981. - С. 58-59.

50. Губанов, Н. И. Особенности современной воспитательной работы в вузе и роль учебного процесса в ее выполнении / Н. И. Губанов, Н. Н. Дош, М. К. Бросалина // Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе. - Тюмень, 2001. - С. 13-16.

51. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов ; науч. ред. И. Г. Абрамова // День знаний в университете. Вып. 11: 1 сентября 2005. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2006. - С. 37-45.

52. Гусейнов, А. А. Мораль / А. А. Гусейнов // Общественное сознание и его формы. - М.: Политиздат, 1986. - С. 144-202.

53. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2000. - 472 с.

54. Гумницкий, Г. Н. О понятии духовности / Г. Н. Гумницкий // Философия и общество. - 2011. - № 3. - С. 21-37

55. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль. - М. : ЭКСМО, 2011. - 736 с.

56. Денисов, И. Н. Прогностика и реальность / И. Н. Денисов, И. И. Косарев. - М.: Русский врач, 2002. - С. 41Л14.

57. Деркач, А. А. Акмеологические стратегии развития : монография / А. А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 184 с.

58. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002. - 176 с.

59. Дробницкий, О. Г. Моральная философия : избр. труды / О. Г. Дробнницкий. - М.: Гардарики, 2002. - 339 с.

60. Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1974.-275 с.

61. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление системы : монография / И. Э. Ярмакеев и др. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 472 с.

62. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во «Университетское», 1993. - 368 с.

63. Железовская, Г. И. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические, методические аспекты / Г. И. Железовсакя, Г. Д. Турчин. - Саратов : Научная книга, 2000. - 134 с.

64. Жуковская, Н. А. Технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа : дис, ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. А. Жуковская. - Саратов, 2002. -224 с.

65. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - М. : Академия, -208 с.

67. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

68. Загрекова, Л. В. Основы педагогической технологии / Л. В. Загрекова // Высшее образование в России. - 1997. - № 4. - С. 97-108.

69. Зарецкая, И. И. Нравственное воспитание учащихся / И. И. Зарецкая. -М. : Высш. шк., 1986. - 196 с.

70. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 455 с.

71. Зимняя, И. А. Гуманизация образования - императив XXI века / И. А. Зимняя // Гуманизация образования. Вып. 1. - Набережные Челны, 1996.-С. 20-30.

72. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - 2-е изд. - М. : Логос, 2002. - 384 с.

73. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

74. Зубра, А. С. Культура личности как духовная ценность : пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов / А. С. Зубра. — Минск : Университетское, 2001. - 184 с.

75. Иконникова, С. Н. Теория культуры : учеб. пособие / С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - СПб. : Питер, 2008. - 592 с.

77. Иткина, И. С. Проблемы гуманизации высшего медицинского образования : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / И. С. Иткина. - Уфа,

1994.- 114 с.

78. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

79. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. - М. : Республика, 2000. - 431 с.

80. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1982. - С. 270-652.

81. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание ... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М. : Педагогическое общество России, 2000.-253 с.

82. Карнаухова, Н. А. К вопросу о воспитательной работе в вузе / Н. А. Карнаухова, Н. И. Костина // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза : тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. -М., 2000.-С. 123-129.

83. Келасьев, В. Н. Самореализация человека. Введение в человекознание / В. Н. Келасьев, Р. А. Зобов. - СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2001. - 280 с.

84. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. - Екатеринбург : УрГУ, 1993.- 160 с.

85. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. -М.: Академия, 2000. - 176 с.

86. Колесникова, И. А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышникова. - СПб.: СПГУМП, 1994. - 55 с.

87. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989.-255 с.

88. Косарев, И. И. Путь в педагогику / И. И. Косарев. - М. : Русский врач, 2002.-С. 38-41.

89. Краевский, В. В. Методология педагогической науки / В. В. Краевский. - М.: Школьная книга, 2001. - 248 с.

90. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.

91. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике // А. Г. Кузнецова. - Хабаровск : Изд-во ХК ИППКПК, 2001.- 152 с.

92. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. - СПб. : Университетская книга ; ООО «Алтея», 1988. - 447 с.

93. Курзова, Н. А. В. А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности : автореф. дис. ... канд. философ, наук / Н.

A.Курзова. - Л., 1987. - 18 с.

94. Лаптенок, А. С. Современная нравственная культура / А. С. Лаптенок. -Минск : Знание, 2001. - 39 с.

95. Лаптенок, А. С. Формирование нравственной культуры личности в системе образования / А. С. Лаптенок // Праблемы выхавання. - 2008. -№5.-С. 12-19.

96. Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека /

B. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 6. -

C. 3-6.

97. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность : учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 346 с.

98. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М. : Знание, 1980.-96 с.

99. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2002. - 219 с.

100. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 2001.-667 с.

101. Макаренко, А. С. Сочинения в 7 т. / А. С. Макаренко. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1958. -Т. 5.-С. 118.

102. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд., пер. с англ. СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

103. Мартынова, М. А. Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки высшей медицинской школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Мартынова. - М., 2009. - 202 с.

104. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. - М. : Педагогика, 1985. - 104 с.

105. Медицинская этика и деонтология / под ред. Г. В. Морозова, Г. И. Царегородцева. - М.: Медицина, 1983. - 272 с.

106. Мерлин, В. С. Очерки психологии личности / В. С. Мерлин. - Пермь : Кн. изд-во, 1959.- 173 с.

107. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. - М. : Народ, образование, 2002. - 208 с.

108. Мирошникова, Т. Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Г. Мирошникова. - Губкин, 2006. - 210 с.

109. Мясищев, Н. В. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М. : Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-400 с.

110. Набиулина, Н. Г. Диагностика ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений / Н. Г. Набиулина. - Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. - 58 с.

111. Настольная книга заместителя декана по воспитательной работе и куратора академической группы / сост. О. Н. Викторов, Р. Н. Вячеславова и др. - Чебоксары : Чуваш, ун-т, 2007. - 148 с.

112. Неделя, Л. И. Этика студента: теорет.-приклад. исследование / Л. И. Неделя. - Минск : Университетское, 1988. - 230 с.

113. Новые ценности образования : тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. - М. : Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.- 113 с.

114. Нравственное воспитание личности : учеб.-метод. рекомендации / сост. 3. Левчук и др. - Брест : БелГУ, 2002. - 43 с.

115. Образование в поисках жизненных смыслов / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1996. - 216 с.

116. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ИТИ технологии, 2003. - 944 с.

117. Опыт разработки концепции воспитания / отв. ред. Е. В. Бондаревская.

- Ростов н/Д., 1993 - С. 23-24.

118. Организация воспитательного процесса в высшем учебном заведении : метод, рекомендации / сост. О. Н. Викторов, 3. В. Соловьева. -Чебоксары : Чуваш, ун-т, 2003. - 52 с.

119. Организация развивающего воспитательного пространства вуза : сб. науч.-метод. Материалов / под ред. И. И. Зарецкой. - М. : АПК и ППРО, 2005. - 259 с.

120. Павлов, И. В. Духовно-нравственная культура будущего учителя : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Павлов. -Чебоксары : Новое время, 2010. - 672 с.

121. Павлов, И. В. Педагогические технологии формирования духовно-нравственной культуры / В. И. Павлов. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009.-257 с.

122. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 467 с.

123. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. Л. Смирнов. -4-е изд., испр. - М. : Академия, 2001. - 152 с.

124. Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко и др. ; под ред. Л. П. Крившенко.

- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432 с.

136. Педагогика : учеб. для пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Пед. общ-во России, 2002. - 572 с.

137. Педагогика и психология высшей школы; отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 544 с.

138. Педагогика профессиональной деятельности / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев и др. ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

139. Плоткин, М. М. Социальное воспитание школьников / М. М. Плоткин.

- М. : Изд-во ин-та педагогики соц. работы, 2003. - 200 с.

140. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.

141. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы // Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. - М., 1999. - № 22. - С. 248-251.

142. Психологические тесты. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. - М. : ВЛАДОС, 2001.-312 с.

143. Психологические тесты. Т. 2 / под ред. А. А. Карелина. - М. : ВЛАДОС, 2001.-248 с.

144. Рангелова, Е. М. Нравственная культура ученика / Е. М. Рангелова. -Минск : БРУ, 1988.- 183 с.

145. Рождественский, Ю. В. Словарь терминов : общеобразовательный тезаурус. Мораль, Нравственность, Этика / Ю. В. Рождественский. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 88 с.

146. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993.-608 с.

147. Российская социологическая энциклопедия / под ред. С. А. Айвазян. -М. :Инфа, 1998.-666 с.

148. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский.

- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 126 с.

149. Руденко, В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В. Н. Руденко // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 42-48.

150. Рыбакова, Н. В. Моральные отношения и их структура / Н. В. Рыбакова.

- Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. - 119 с.

151. Свадковский, И. Ф. Введение в педагогик : курс лекций для студентов высш. учеб. заведений / И. Ф. Свадковский ; под ред. В. А. Сластенина.

- М.: Академия, 2005. - 160 с.

152. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. -М. : Нар. Образование, 2002. - 176 с.

153. Сериков, В. В. О методологии обоснования педагогических средств / В. В. Сериков // Развитие личности в образовательных системах. Ч. 1. -Ростов н/Д. .ИПОПИЮФУ, 2011.-С. 581-587.

154. Сластенин, В. А. Воспитательный процесс как система / В. А. Сластенин // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) : в 2-х кн. Кн. 2 / под общ. ред. И. А. Зимней. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 337-357.

155. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

156. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

157. Совершенствование воспитательной работы в вузах в условиях модернизации образования : сборник материалов Всероссийского семинара-совещания. - М. : Вуз и школа, 2003. - 306 с.

158. Соколов, В. М. Социология нравственного развития личности / В. М. Соколов - М. : Политиздат, 1986. - 239 с.

159. Сухомлинский, В. А. Нравственный идеал молодого поколения / В. А. Сухомлинский. - М. : АПН РСФСР, 1971. - 152 с.

160. Теория и методика нравственного воспитания: методические рекомендации / сост. Л. А. Щелкунова, В. В. Белкина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 63 с.

161. Теория и практика личностно-ориентированнного образования / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2000. - 352 с.

162. Титаренко, А. И. Структура нравственного сознания: опыт этико-философского исследования / А. И. Титаренко. - М. : Мысль, 1974. -278 с.

163. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т. 8. - С. 15-16.

164. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности : избр. труды : в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. - М. : Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 1. - 568 е.; Т. 2. -456 с.

165. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова и др. - М. : Сов. Энциклопедия, 1967. - Т. 4. - 592 с.

166. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

167. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М. : Юристь, 1997. -512 с.

168. Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М.: Наука, 2000. - 116 с.

169. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2002. - С. 420-426.

170. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Котова. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

171. Щацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Щацкий -М.: Учпедгиз, 1958. - 432 с.

172. Щербаков, Р. Н. Нравственное измерение физического образования / Р. Н. Щербаков // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 31-36.

173. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукин. - М. : Педагогика, 1998.-208 с.

174. Щуркова, Н. В. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. - М. : Пед. об-во России, 2000. - 128 с.

175. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская ; отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2000. - 175 с.

176. Яранская, Л. В. Формирование нравственной культуры будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Яранская. - Чебоксары, 2006. - 234 с.

177. Ярмакеев, И. Э. Инновационный воспитательный процесс в высшей профессиональной школе / И. Э. Ярмакеев // Интегративные основы инновационного процесса в высшей профессиональной школе. - М. : ВИНИТИ, 2006. - С. 181-225.

Приложение 1.

«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной.

Методика выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная черта бескорыстие?

32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?

39. Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

2. Методика выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода - власть», «труд — деньги»

1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего

дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги "не пахнут" и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37. Труд наибольшая ценность для Вас?

38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег? Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вариант 1 Вариант 2

Вопросы

Процесс Труд 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

Результат Свобода 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Альтруизм Власть 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Эгоизм Деньги 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.

Интерпретация результатов теста

Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание "свободы" и "деньги".

Ориентация на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Приложение 2.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей

Бойко В.В.

Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другого человека — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая

этого.

12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.

25. Я невольно или из-за любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинаю говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии: +5, - 1,-17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, мы считали: 28 баллов и выше - высокий уровень эмпатии; 28 - 18 - средний уровень, менее 17 баллов - низкий.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.