Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Хайруллина Анастасия Александровна

  • Хайруллина Анастасия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 204
Хайруллина Анастасия Александровна. Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры». 2019. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хайруллина Анастасия Александровна

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Формирование досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры как социокультурная проблема

1.2.Разработка и обоснование педагогических условий формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры

1.3.Структурно-содержательная модель формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры

2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Современное социально-культурное пространство связано с использованием культурных и социальных достижений общества на основе реформирования общей структуры соцокультурного образования и воспитания. Развитие общества обусловлено сегодня актуальными вопросами воспитания молодежи в условиях глобализации, встречи культур, формирования идентичности и толерантности, умножения национальных ценностей и расширения сферы творческой самореализации личности.

Объективные тенденции развития досуговых потребностей молодежи связаны с интенсификацией и углублением информационных технологий и мультимедиа, с появлением новых социокультурных отношений между людьми, формированием новых социальных ценностей и институтов. Досуговые потребности молодежи определяются сегодня новым вектором цивилизационного развития общества, его устремления к новым культурным вершинам, связанным с выходом на мировой уровень. Праздники являются тем социокультурным феноменом, который определяет уровень культуры общества в условиях социальной адаптации личности к социуму на основе социальной активности и духовно-нравственном саморазвитии.

Праздничная культура - это интегративная система важнейших социокультурных категорий, реализуемых в условиях социально-культурной деятельности, которая определена культурологическими, педагогическими, социологическими, философскими и социальными концепциями, базирующимися на категориальном каркасе организации и проведения праздника, выявления его сущности. Праздник связан со многими важными событиями, значимыми как для государства и общества, так и для личности или социальной группы. Важнейшими показателями праздничной культуры являются: социальные ценности, реализуемые в конкретном празднике, традиции и обычаи, культурные нравы страны, обряды и церемонии, таинства и

сакральный смысл, социальное предназначение и индивидуальные решения, инновационные техногенные направления и материально-техническая база, трансцендентная сущность и эстетическое мироощущение. Праздничная культура - это всегда совокупность нескольких видов творчества и сценарно-режиссерских решений, песни и танца, пантомимы и игры, розыгрышей и загадок, анимации и шоу, творческих выступлений и конкурсов, фестивалей и смотров.

Проведение праздников для молодежи имеет свои особенности: во -первых, они имеют развивающий характер, должны быть интересными по форме, инновационными по содержанию и концептуальными по структуре реализации. Молодые люди, участвующие в праздничных мероприятиях, стремятся максимально расширить свои творческие возможности, проявить индивидуальность, продемонстрировать свои способности и культуру творческой самореализации. Праздники имеют разные формы по содержательной направленности - это национальные, профессиональные, народные, государственные, семейные и общественные, памятные и культовые, шоу-программы и анимации. В зависимости от типа праздника, формируются и досуговые потребности молодежи - потребности в новых впечатлениях, в формировании эстетического вкуса, в художественных идеалах, разнообразных эмоциональных впечатлениях и культурных ценностях. Организация досуга молодежи в условиях проведения праздников имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь, со стремлением молодых людей к любознательности, так как любой праздник для них - это возможность познания новых отношений с миром, новых эмоций и установления новых коммуникативных связей. Праздник - это особая категория социально-культурной деятельности, определяющаяся высоким уровнем самореализации личности в условиях творчества, эстетики, креативного мышления, воображения, фантазии и досуговых интересов и предпочтений. Это особая духовная социокультурная сфера, обеспечивающая накал эмоционально-

эстетических реакций, праздничного мироощущения и переживания совместного бытия.

Анализируя педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры, в исследовании существенно расширено поле научного поиска инновационных форм и технологий их реализации. Важными педагогическими условиями сегодня являются поддержка государства в творческом развитии молодежи. Так, в Законе республики Татарстан «О молодежи и государственной молодежной политики в республике Татарстан» с изменениями на 05.04.2017 сказано, что основными направлениями политики являются меры, направленные на разработку и осуществление мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан, приобщению их к участию в культурной жизни общества; проведению смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи; разработку и реализацию республиканских программ, направленных на воспитание морально -нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры молодежи, формирования у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре татарского народа и представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан [120].

Характеристика и структура досуговых потребностей молодежи достаточно сложна и поливариативна, так как определяется социальными, культурными, возрастными, психологическими, индивидуальными факторами, имеющими разные направления реализации. В нашем исследовании основой формирования досуговых потребностей является мотивационная сфера молодежи, направленная на усвоение основных и инновационных ценностей праздничной культуры, обоснованных стремлением личности к самореализации в условиях праздничной среды.

Культурное развитие нации во многом зависит от того, какова структурная и поэтапная реализация механизмов социальной и культурной политики нашей страны в организации праздничного пространства. В этом ключе крайне важны государственные документы, приказы и распоряжения, контролирующие организацию праздничной культуры государства. В первую очередь, это «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [133], в которой поднимаются очень острые вопросы и проблемы реструктуризации социально-культурной сферы с учетом новых информационных технологий, необходимости строительства сельских домов и дворцов культуры, внедрении культурных механизмов, адекватных современному молодежному сознанию, использование национального наследия в развитии духовно-нравственной личности. Также и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2021 года» [131] отмечается, что образование и воспитание молодежи является главной целью государственной политики и связано с реализацией новых технологий и инновационных программ обеспечения данного процесса. Целями «Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» [121] являются назревшие проблемы организации досуга молодежи с использованием социально-культурных моделей и технологий будущего, ее занятости в системе волонтерства и благотворительности в поддержку социальной активности личности.

Однако, на сегодняшний день сфера праздничной культуры переживает определенную систему трансформации на фоне новых социально-экономических реформ. Особенность проведения праздничного мероприятия состоит в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание человека. Это связано с большими материальными, техническими и финансовыми затратами на оформление праздника и его реквизит, создания специального социокультурного пространства. Сегодня многие праздники имеют бюджетную систему

проведения, обеспечивающегося государством, и не уступают коммерческим сферам по степени реализации его проведения.

Основные трудности расширения сферы досуговых потребностей молодежи определяются новыми культурно-смысловыми системами их развития, а также новыми экономическими тенденциями, сохраняющими основные традиции организации праздников и включающие новые. В последние годы заметно увеличилось количество мероприятий, связанных с новыми общественно-культурными площадками, использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ростом числа коммерческих агентств и организаций, занимающихся организацией праздников и реализующих проекты в сфере досуга и отдыха, что отвечает интересам молодежи и способствует привлечения в эту сферу инвестиций.

Обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы праздничной культуры связано с технологиями поиска и поддержки талантов среди молодежи, ориентации молодежи на социальные и творческие инициативы, реализации позитивного потенциала молодежных субкультур, развития спектра праздничных программ в сторону грантов, конкурсов, смотров, различных сфер перспективной культурно-праздничной индустрии, опорой на праздничные сервисы различного вида.

Однако, по - прежнему, актуальными остаются вопросы привлечения молодежи к досуговым праздничным мероприятиям, связанными с формированием гражданско-патриотического мышления, использованием ресурсов праздника для формирования исторической памяти, развития профессиональной направленности личности в системе профессиональных праздников, а также в системе национальных обрядов, традиций и ценностей. Многие молодые люди не имеют элементарной праздничной культуры, а направлены на бесцельное свободное времяпровождение, что очень опасно в силу формирования девиантных установок личности. Многие методические пособия по организации праздников перегружены подробностями по их

проведению в системе традционных ценностей и не учитывают новые социокультурные тенденции формирования социокультурной среды в этом направлении. Научные исследования предлагают широкий культурологический анализ организации праздников, но он в большей степени адаптирован на детскую аудиторию, а не на студенческий возраст, так как студенческий возраст связан на сегодняшний день с мобильными системами развития, гибкими инновационными технологиями и креативными решениями, которые очень трудно применить в условиях организации традиционной праздничной культуры, не имея для этого соответствующую подготовку и квалификацию специалиста социокультурной сферы.

Таким образом, вопросы инновационного обеспечения организации праздничной культуры в условиях формирования досуговых потребностей молодежи имеют востребованность как в условиях гибкого моделирования искомого процесса, так и выявления новых эффективных педагогических условий его реализации.

Степень разработанности проблемы в науке. В основе диссертации лежат теории, посвященные формированию досуговых потребностей личности: Г.А. Аванесовой, Н.И. Галимуллиной, Е.И. Григорьевой, Г.В. Головиной, Е. В. Догляд, А.А. Евграфовой, А.Д. Жаркова, О.А. Заикиной, Е. М. Клюско, В.Е. Новаторова, Ю.А.Стрельцова, В. В. Чижикова, Н. В. Шарковской, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и других исследователей. Данные исследования доказывают, что досуговые потребности связаны с общечеловеческими ценностями и определяются формами социальной устойчивости личности, а также соотношением процессов персонификации и социализации личности. Досуговые потребности рассматриваются также в системе социальной активности личности на основе использования воспитательного потенциала социально-культурной среды.

В работе использованы концепции организации праздничной деятельности: Д.М. Генкина, А.Н. Дупенко, А.С. Московкиной, Г.В.

Новиковой, В.Д. Пономарева, Е.В. Пономаревой, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, Е.В. Тараторина, С.В. Тихомировой, Ш.Ж. Турдалиевой, Д.В. Шамсутдиновой, И.Р. Шараповой, Н.Л. Юдина и других исследователей. Данные авторы выявляют механизмы персонифицированного коммерческого и государственного сектора в организации праздников, увеличения масштабов модернизации праздничной инфраструктуры, стимулирования интерактивных шоу и анимаций в системе творческого развития молодежи, придания статуса перспективности социально-культурной праздничной сфере.

Большое значение для нашего исследования имели ряд диссертационных работ, вносящих вклад в развитие досуговых потребностей молодежи средствами праздника: А.А. Евграфовой, Е.В. Курапиной, Г.В. Новикова, В.Д. Пономарева, Е.В. Тараторина, С.В.Тихомировой, Ш.Ж. Турдалиевой, И.Р. Шараповой, Н.Л. Юдина. Так, в диссертационной работе Е.В. Курапиной рассматривается идея о социальной активности в условиях культурно -досуговой деятельности, опосредованной интерактивными технологиями, инновационными формами, связанными с социализацией молодежи в условиях праздничной культуры. Е.В. Тараторин обосновал идею о комплексе тематически объединенных и композиционно выстроенных компонентах, направленных на осуществление воздействия на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств молодежи через организацию воспитательно-образовательной, ценностно-ориентирующей, творчески развивающей работы с молодыми людьми. Н.Л. Юдин разработал концепцию о праздничной природе творчества и творческой сущности праздника, связанных с новой плоскостью смысла человеческой жизни - утверждения достоинства социума и человека, их подлинной ценности. С.В. Тихомирова считает, что общими тенденциями в динамике социальных представлений о празднике российской молодежи являются рост значимости семьи, индивидуализация праздничных представлений, увеличение значимости праздника «Новый год». Специфика социально-психологического исследования праздника состоит в

изучении психологического значения праздничного ритуала, символической коммуникации, роли праздника в формировании идентичностей, этнической, региональной, социально-групповой направленностей. Исследование социально-психологических функций праздника, определение действий человека при подготовке к празднику доказывают то, что существуют праздники особого вида деятельности. Данные работы концептуальны по своему содержанию и направлены на выявление актуальных проблем развития личности в молодом возрасте в условиях досуга.

В целом, в нашем исследовании изучены ряд новых научных концепций, высказанных И.В. Гужовой, В.Д. Пономаревым, П.Е. Чудновой и рядом других исследователей, которые внесли свой вклад в идеи организации нового социокультурного пространства и новых социально-культурных технологий развития личности на основе использования культурного потенциала среды.

В основе работы лежат исследования, посвященные научному моделированию следующих авторов: М.А. Викулиной, А.Н. Дахина, В.В. Половинкиной, С.В. Сидорова, Г.Н. Новиковой. В исследования отражены идеи, согласно которым моделирование социально-культурных процессов направлено на реализацию структурирования и квантификации социального пространства в системе взаимосвязи определенных воздействий на личность и общественные структуры. Моделирование связано с применением объективных и субъективных законов развития личности в социуме и опосредовано интерпретацией субъективных значений социально-культурной деятельности.

Проблема, заявленная в работе, связана с реализацией следующих методологических противоречий:

- между социальной обусловленностью формирования новых досуговых потребностей молодежи и фиксированными традиционными формами сферы досуга в организации праздничной культуры;

- между основными целями и приоритетами современной государственной социально-культурной политики в развитии личности молодых людей и новыми условиями социальной формы самоопределения молодежи;

- между потребностью общества в расширении сферы социального и культурного развития молодежи и изменениями в культурной жизни общества в системе инновационных доминант построения праздничного пространства.

Противоречия, выявленные в работе, привели к обоснованию следующей научной проблемы исследования: каковы теоретические и практические основы социально-культурной деятельности в реализации процесса формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры?

Объект исследования - процесс формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры.

Предмет исследования - педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры на основе моделирования специальной социально-культурной среды.

Гипотеза исследования включает положение о том, что эффективность процесса формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры зависит от реализации следующих условий:

- будет спроектирована социально-культурная среда, связанная с культурными креативными продуктами праздничной индустрии;

- будет обеспечено использование информационных и мультимедийных технологий, как средства интенсификации социально-культурной сферы;

- будет реализованы основные инновационные формы досуга молодежи в системе индивидуального и коллективного развития личности в новом социально-культурном пространстве;

- будут учтены взаимосвязи социокультурной системы в системе интенсивности процессов социально - культурного развития молодежи в условиях духовно-ценностной доминанты праздника;

- будут внедрены новые научно-обоснованные и практико-ориентированные модели социально-культурной деятельности в системе научного моделирования социально-культурных процессов организации праздников для молодежи.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и специфику организации процесса формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры;

- выявить эффективные педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры;

- разработать структурно-содержательную модель формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры;

- обосновать эффективные социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры, соответствующие современным социокультурным тенденциям развития общества;

- выявить социокультурный потенциал праздничной культуры как эффективного средства формирования досуговых потребностей молодежи;

- апробировать в опытно-экспериментальной работе эффективные педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры.

Методологическая основа исследования: идеи деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе); идеи о развитии праздничной культуры (М.А. Ариарский, Т.Н. Бояк, Г.В. Боброва, Н.В. Бекузарова, И. М. Гайфуллина, Ф.Г. Газизова, А.М. Григорьева, А.А. Евграфова, В.Г. Закирова, В.П. Исаенко, Т.В. Исаева, В.Н. Крылова, Т.А.Кравчук, А.Д. Козлова, И.Д. Левина, Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны,

Г.В. Новиков, Т.В. Охотникова, Н.А. Опарина, О.Л. Орлов, Т. Н. Паренчук, В.Д. Пономарев, Р.И.Турханова, Е.В. Тараторин, О. А. Чооду, П.Е. Чуднова, П.И. Флянку, Д.В. Шамсутдинова, И.Р. Шарапова); идеи организации праздничной деятельности (Д.М. Генкин, А.Н. Дупенко, А.С. Московкина, В.Д. Пономарев, Е.В. Пономарева, Р.Г. Салахутдинов, С.В. Тихомирова, Ш.Ж. Турдалиева, Н.Л. Юдин).

Теоретическая основа исследования: теории развития потребностей личности (Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев А. Маслоу, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе); теории формирования досуговых потребностей личности (Г.А. Аванесова, Н.И. Галимуллина, Е. И. Григорьева, Г.В. Головина, Е.В. Догляд, А.Д. Жарков, О.А. Заикина, Е.М. Клюско, В.Е. Новаторов, Ю.А.Стрельцов, В. В. Чижиков, Н. В. Шарковская, Н.Н. Ярошенко); теории социально-культурной деятельности (Л.А. Акимова, М.А. Ариарский, И.В. Воробьева, Е.И. Григорьева, О.Д. Дашковская, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, Д.В. Шамсутдинова, В.М. Чижиков, Н.Н.Ярошенко); теории организации досуга молодежи в условиях праздничной и социально-культурной среды (А.С. Батнасунов, Г.М. Бирженюк, М.В. Давлетшина, Н.Г. Гончарова, А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, Ю.В. Жегульская, А.Н. Королевич, Е.В. Курапина, А.П.Марков, Р.Г. Салахутдинов, В.М. Рябков, А.В. Смоленцева, А.В. Суровицкая, А.А. Тарасов, О.А. Филиппова, Л.С. Фартушная, Н.Н. Ярошенко); теории научного моделирования (М.А. Викулина, А.Н. Дахин, В.В. Половинкина, С.В. Сидоров, Г.Н. Новикова).

Методы исследования: анализ методики и методологии социально -культурной деятельности; использование основных направлений научной методологии педагогической, социально-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; использование эмпирических методов обработки результатов исследования; наблюдение за деятельностью

участников; изучение передового опыта социально-культурной практики в организации праздников; использование методических материалов, методик и программ; статистический анализ результатов исследования; опросные методы социально-культурной деятельности; использование эмпирических данных социально-культурной деятельности; метод шкалирования; метод математической статистики; социометрический опрос; экспертный опрос; проведение диагностического, формирующего и контрольного экспериментов.

Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе: Казанский государственный институт культуры, праздничное агентство «Артист» г. Казани, Дом Дружбы Народов г. Казани. Опытно -экспериментальная работа проводилась в период с 2014 по 2018 годы, в эксперименте приняли участие 242 человека.

Организация и этапы диссертационного исследования.

Первый этап (2014-2015 гг.) был направлен на изучение социально-культурной, педагогической, культурологической, социально-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования; были определены гипотеза, объект, предмет, цели, задачи исследования; разрабатывались основные направления организации праздничных мероприятий для молодежи; использовались лучшие достижения социально -культурной практики в организации праздничных программ; изучались методические пособия по организации праздников для молодежного возраста.

Второй этап (2015-2016 гг.) осуществлялась систематическая и целенаправленная работа по подбору методологической базы исследования; рассматривались категории досуговых потребностей молодежи; расширялись зоны культурно-досуговой деятельности; проводился диагностический и формирующий эксперименты; разрабатывалась структурно-содержательная модель формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры; внедрялись выявленные педагогические условия; разрабатывалась процедура диагностики досуговых потребностей молодежи.

Третий этап (2016-2018 гг.) был направлен на подведение итогов опытно-экспериментальной работы; проводились заключительные срезы по диагностикам; выявлялись барьеры и тенденции экспериментальной работы; проводился анализ и обработка полученных данных; разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику; делались выводы и заключение.

Научная новизна исследования:

- раскрыты основные направления формирования досуговых потребностей молодежи в условиях социально -культурной деятельности, связанные с привлечением различных форм и видов досуга в перекрещивающемся динамическом развитии;

- обоснованы научно-методологические позиции реализации праздничной культуры как средства формирования досуговых потребностей молодежи, связанные со структурной организацией праздничной культуры в единстве деятельностно-аксиологической и символико-коммуникативной направлений в системе социально-культурной деятельности;

- разработана структура досуговых потребностей молодежи, включающая в себя мотивационный, поведенческий и культурный компоненты, обеспечивающих развитие молодежи в условиях досуговой деятельности;

- выявлены педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры как объективные и субъективные системы вовлечения молодежи в социально -культурную деятельность, связанную с праздничной культурой и удовлетворением потребностей в самоактуализации и саморазвитии;

- раскрыты теоретико-методологические взаимосвязи между особенностями досугового поведения молодежи и досуговыми потребностями личности, а также между досуговыми потребностями и мотивационной сферой субъектов досуговой деятельности;

- раскрыты и охарактеризованы принципы формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры;

- выявлены критерии эффективности процесса формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры: эмоционально -оценочный, досуговый, поведенческий критерий.

Теоретическая значимость исследования:

- в исследовании предложена целостная концепция организации процесса формирования досуговых потребностей молодежи на основе выявления ценностно-ориентационной системы досуговой деятельности;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайруллина Анастасия Александровна, 2019 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: «Мысль», 1991. - 299 с.

2. Абдракипова Г. Р. Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 299-301.

3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.

4. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуга учащейся молодежи: Дисс...докт. пед. наук - Москва, 2005. - 373 с.

5. Ариарский М.А. Прикладная культурология: - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.

6. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие - М.: МГУКИ, 2003 - 123 с.

7. Ахметшина Л.Г. Организационно - педагогические условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: Дисс..канд. пед. наук - Казань, 2003- 185 с.

8. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Дисс.канд. соц. наук - Ставрополь, 2004 - 178 с.

9. Бекузарова Н.В., Смоленцева А.В. Культурно-досуговая деятельность и ее организация студентами СФУ // - Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 599.

10. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. Понятийно -терминологическая система социально-культурной деятельности - СПБ.: Изд-во «Лань», 2017 -160 с.

11.Боброва Г.В. Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного университета // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2011.- № 23.- С. 380-384.

12.Бояк Т.Н. Народные праздничные традиции в культуре современной русской сельской молодежи полиэтнического региона // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.-2012.- № 1 (2). - С. 41-44.

13.Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы: Дисс..канд.фил.наук - Чита, 2011- 157 с.

14.Ванченко Т.П. Трансформация мышления в празднике // [Текст] Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2008.- № 6. - С. 59-63.

15.Верещагина И., Курбатов И. Праздничная культура как способ воспитания и образования: монография - Москва: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015 - 180 с.

16.Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс- Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.

17.Галимуллина Н.И. Досуговые потребности ижевчан как ресурс для разработки стратегии управления городскими пространствами // Вестник Удмуртского университета - 2015 - №25 (1) - С. 11-15

18.Газизова Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы: Дисс..канд.пед.наук -Казань, 2004 - 195 с.

19.Гайфуллин И. М. Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания: Дисс..канд.пед.наук - Казань, 2006 - 209 с.

20.Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления: Учеб.- метод. пособие / Д. М. Генкин, А. А. Конович. - М.: ВНМЦНТИКПР, 1985. - 86 с.

21.Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие - Москва : Просвещение, 1975. - 140 с.

22.Головина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011.- № 1. - С. 103-108.

23.Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: Дисс..канд.пед.наук -Новочеркасск, 2009 - 165 с.

24.Григорьева Е.И. Современные технологии социально -культурной деятельности - Учебное пособие: Изд.-во Тамбовского гос. у-та имени Г. Р. Державина, 1999 - 280 с.

25.Григорьева Е. И., Догляд Е.В. Потенциал культурно-выставочных комплексов в творческой самореализации молодежи // Вестник МГУКИ - 2016 - №1 - С. 181-187

26. Григорьева А.М. Праздничная культура как фактор социально -культурной интеграции молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2011.- № 2.- С. 51-54.

27.Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода Автореф.. .канд.фил.наук - Томск, 2006. - 20 с.

28.Гужа Е.А. Эстетика повседневности в современной культуре: мода и стиль жизни: Автореф.канд.фил.наук - Москва, 2017. - 26 с.

29.Давлетшина Д.М. Интеллектуально-нравственный потенциал современной молодежи в поликультурном пространстве: тенденции и транзиции // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств - 2016 - №3 - С. 62-68

30.Денисов А.Ф., Кадыков Н.П. Актуальность EVENT-менеджмента в современных организациях // Национальная Ассоциация Ученых. -2015.- № 10-2 (16). - С. 19-22.

31.Дупенко А.Н. Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре: Дисс..канд. пед. наук - Москва, 1999- 160 с.

32.Евграфова А.А. Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках: Автореф... канд.пед.наук - Москва, 2011. - 20 с.

33.Жарков А.Д. Государственная культурная политика на современном этапе: социально-культурный аспект // Вестник МГУКИ - 2016 - 4 (72) -С. 116-123

34.Жарков А.Д.Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.:МГУКИ, 2012- 456 С.

35.Жаркова А.А.Научные основы технологии реализации праздников // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2016.- № 24 (43). - С. 136143.

36.Жегульская Ю.В. Культурно--досуговая деятельность как средство социально-педагогической адаптации студентов вузов культуры и искусства // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 3-5.

37.3аикина О.А. Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования : Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2013 - 182 с.

38.3акирова В.Г. Традиционная педагогическая культура татарской семьи: Дисс..докт.пед.наук - Казань, 2002 - 351 с.

39.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб, Питер, 2000. - 512 с.

40.Исаева Т.В. Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника : Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2013. - 223 с.

41.Исаенко В.П. Социодинамика праздничной культуры русского народа // Человеческий капитал. - 2012.- № 3 (39).- С. 8-10.

42.Карелова И.М. Подходы к разработке игровой досуговой программы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010.- № 3. - С. 50-59.

43.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. - М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

44.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально - культурной деятельности - М. Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. - 136 с.

45.Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь /- М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 176 с.

46.Козлова А.Д. Трансформация праздничной культуры в условиях современного российского мегаполиса //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2014. - № 37. - С. 16-23.

47.Кокорина К.А. Специфика воздействия культурной политики региона на формирование досуговых потребностей молодежи Мир науки, культуры, образования.- 2012. - № 6 (37). - С. 345-348.

48.Королевич А.Н. Рациональная организация досуга современной студенческой молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013.- № 5.- С. 330-332.

49.Королева Г.М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация: Дисс..докт.пед.наук -Москва, 2011 - 393 с.

50.Крылова В.Н. Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2015. - № 4-1.- С. 43-47.

51.Клюско Е.М. Современное состояние категориального аппарата теории досуга (по материалам зарубежных исследований) // Вестник МГУКИ -2016 - №1 - С. 170-181

52.Курапина Е.В. Формирование социальной активности молодежи средствами интерактивных технологий культурно-досуговой деятельности: Дисс.канд. пед. наук - Орел, 2013. - 186 с.

53. Культурно-досуговая деятельность: Уч.пос. под научн.ред. А.Д. Жаркова, М.В. Чижикова. - М.: МГУК - 1998. - 510 с.

54.Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования: монография - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. унта, 2014. - 196 с.

55.Левина И.Д., Опарина Н.А.Воспитательное значение традиций народной праздничной культуры // Новая наука: Проблемы и перспективы.- 2016. - № 2-1 (61).- С. 62-66.

56.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования - СПб: «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», 1997- 280 с.

57.Маслоу А.Х. Мотивация и личность / пер. с англ. - 3-е изд. - СПб. : Питер., 2003. - 392 с.

58.Майны Ш. Б., Майны Ш. Б., Чооду О. А. Традиционная праздничная культура: понятие и сущность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.- 2014.- Т. 38.- № 2 (38).- С. 56-61.

59.Максютин Н.Ф. Досуг. Социально -культурная деятельность: Учебное пособие - Казань, 1999. - 120 с.

60.Махарадзе М.Ш. Интегративное взаимодействие выразительных средств в организации театрализованных праздников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2008.- № 5.- С. 97-99.

61.Медведенко В.В. Педагогический потенциал празднично -игровых технологий и анимационных методов при организации корпоративных праздников // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 201-204.

62.Мефодьева М.А. Духовно-нравственное воспитание в восточной традиции: становление и развитие / М.А. Мефодьева, А.В. Фахрутдинова / Казань: Вестфалика, 2018. - 94 с.

63.Московкина А.С. Народная празднично-обрядовая культура в содержании подготовки специалистов по социально-культурной деятельности и народному художественному творчеству: Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2003. - 177 с.

64.Назаров И.И. Отражение обрядовых традиций кумадинцев Алтайского края в современной праздничной культуре // Культурное наследие Сибири. - 2016. - № 2. - С. 109-115.

65.Наумова А.В. Специфика формирования профессиональных умений режиссеров театрализованных представлений в процессе обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4 (66). - С. 250-253.

66.Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология : учебное пос. - СПб.: Изд-во «Лань», 2015 - 384 с.

67. Новосельская В. В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник МГУКИ - 2017 - 4 (78) - С. 164-174

68. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности уч.пос. -М.: МГУКИ, 2010 - 158 с.

69. Новиков Г.В. Целеустремленное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках: социально-культурный аспект: Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2012 - 200 с.

70.Никитина Г.Я. История культурно--досуговой деятельности. Учебное пособие.- М.:МГУК,1998 - 65 С.

71.Охотникова Т.В. Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в контексте нового государственного стандарта // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2011.- № 1.- С. 41-48.

72.Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дисс.докт.культур. - СПб, 2004. - 450 с.

73.Паренчук Т. Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации подхода: Дисс.канд. культур. - Кемерово, 2008. - 230 с.

74.Пономарев В.Д. Игровая культура праздника: от феномена к профессии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.- 2011.- № 4 (17-2).- С. 204-209.

75. Пономарев В.Д. Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга: Дисс.канд.пед.наук - СПб,

1992. - 159 с.

76.Пономарева Е.В. Воспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности: Дисс.канд.пед.наук - Казань,

1993. - 254 с.

77.Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии- СПб, Питер, 2001. - 720 с.

78. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII - начало XX вв.): учеб. пособие: Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - Т. 2. - 706 с.

79. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): учеб. Пособие; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» - 2007. - Т. 4. - 870 с.

80.Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические досуговые технологии. - Казань, ГранДан, 2005. - 376 с.

81. Самойлова А.В. Традиционный святочный фольклор русских сел республики Татарстан в педагогической практике современного города // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2011. - № 1. - С. 11-14.

82. Сальникова И.В. Традиционные праздники как средство актуализации культурного наследия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2014. - № 18. - С. 106-109

83.Секретова Л. В. Исследования индустрии досуга в России: социально-культурный аспект // Вестник МГУКИ - 2017 - №2 - С. 138-146

84.Синицкая О.А. Традиционный праздник Сабантуй как культурное наследие башкирского народа // Социальная политика и социология. -2014. - № 1 (102).- С. 135-144.

85.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Уч.пос. изд-е 2-е -М.: МГУКИ, 2003.- 296 с.

86.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга - Л.:Лениздат, 1977.

- 207 с.

87. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие - Тамбов: ТГУ, 2002. - 504 с.

88.Солдаткин В.Е. Возможности гармонизации человека: технология использования музыкально-культурологической метафоры в тексте персонифицированного юбилея // Мир науки, культуры, образования.

- 2012. - № 3 (34). - С. 261-263.

89.Суровицкая А.В. Социальная организация досуга молодежи: регионально-муниципальный аспект - Саранск, 2010. - 179 с.

90.Тарасов А.А. Свободное время городской молодежи: Автореф. дисс...канд.соц.наук - Уфа, 1992. - 19 с.

91.Татаринцева Е.А. Эмоциональная атмосфера на массовых весенних праздниках у древних народов / // Аналитика культурологии. - 2013. -№ 27.- С. 143-147.

92.Тараторин Е.В. Реализация педагогического потенциала литературно -художественных праздников в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: Дисс.канд.пед.наук - Орел, 2012. - 170 с.

93.Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность - Казань, 2002. - 144 с.

94. Тихомирова С.В. Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи: Дисс.канд. псих. наук - Москва, 2008. - 186 с.

95.Токарская А.А. Перспективы организации фольклорного праздника «Масленница» на базе П. Шапша (Хмао - Югра) // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 13-3. -С. 2930.

96.Турдалиева Ш.Ж. Воспитание культуры общения молодежи на государственных праздниках Республики Казахстан: Дисс.канд. пед. наук - Москва, 2013. - 174 с.

97.Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: Учебное пособие по курсу «Социально-культурная деятельность»: Барнаул: Изд-во АлтГаки, 2006 - 87 с.

98.Фартушная Л.С. Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2011.- № 8 (100).- С. 168-173.

99.Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Воспитание культуры межнационального общения студентов средствами этнопедагогики // Издательство «Отечество». - 2019 - 120 с.

100. Филиппова О.А. Воспитание студента как человека культуры в образовательной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. -2016. - № 2 (57). - С. 37-40.

101. Флиер А.Я. Исследования культуры как инструмент познания общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2017- №4 - С. 10-16

102. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.

103. Черняк Е.Ф. Благотворительность в проектных технологиях праздника // Мир науки, культуры, образования. - 2017.- Т. 63. - № 2. -С. 129-131.

104. Чибисова О.В. Воспитательная работа в вузе: проведение тематических праздников // Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2014.- Т. 25. - С. 126-130.

105. Чижиков В.В. Современное учреждение культуры: механизм управления // Вестник МГУКИ - 2016 - 5 (73) - С. 149-155

106. Чуднова П.Е. Внутрикорпоративные PR- коммуникации в вузе как условие формирования праздничной культуры студентов // PR и реклама: традиции и инновации.- 2014.- № 14-2.- С. 110-115.

107. Шарковская Н. В. Социально-культурные основы педагогики досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2017 - 2 (76) - С. 122-129

108. Шарапова И.Р. Башкирские народные праздники как социокультурное явление: Дисс.канд.фил.наук - Уфа, 2010. - 143 с.

109. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга - Казань: Изд-во Казан-го ун-та, 2001. - 256 с.

110. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Интеграционная природа праздника // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 3. - С. 28-31.

111. Штеймарк О. В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Научный потенциал: работы молодых ученых - 2008 — №1- С. 211-215

112. Шмелева О.В. Организация процесса разработки и принятия решений оказания досуговых услуг населению (на примере организации праздников) // Молодые ученые. - 2016.- № 7. - С. 296-299.

113. Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника: Дисс...канд. фил. наук -Иваново, 2006. - 228 с.

114. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2016 - 3 (71) - С. 122-132

115. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: Дисс.докт.пед.наук - Москва, 2000 - 414 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

116. Анимация - понятие [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ruseminars.ru/seminars/seminar_17049.html

117. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-narodnaya-prazdnichno-obryadovaya-kultura-v-soderzhanii-podgotovki-spetsialistov-po-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-i-na#ixzz50H4IkJQl

118. Бортникова Т.Г. Праздник как сфера проявления этнического [Электронный ресурс]- научный журнал «Социально-экономические явления и процессы» Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/prazdnik-kak-sfera-proyavleniya-etnicheskogo

119. Викулина М.А., Половинкина В.В. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования

процесса дистанционного образования в вузе [Электронный ресурс] Научный журнал «Успехи современного естествознания». - 2013. - № 3 - С. 109-112 - Режим доступа / http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31451

120. Государственная Программа «Развитие культуры республики Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] электронный фонд правовой и технической документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463306813

121. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] электронный фонд правовой и технической документации - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/

122. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность [Электронный ресурс] научная статья - Режим доступа / http://portalus.ru.

123. «Закон Республики Татарстан о молодежи и государственной молодежной политике в республике Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mc-orion.ru/zakon_rt_o_mol.html

124. Закон Республики Татарстан от 19 февраля 1992 года № 1448-XII «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://rt-online.ru/p-doc-zakrt-65256/

125. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] научная статья - «Шадринский государственный педагогический институт» -Режим доступа: http:// genproedu.com/paper/2012-01/ full_008-014.pdf

126. Кравчук Т.А., Флянку П.И. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно -досуговых мероприятий для молодежи [Электронный ресурс] научная статья - Международный научно-

исследовательский журнал - Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-processa-organizacii-kulturno-dosugovyx-meropriyatij-dlya-molodezhi/

127. «Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfiles.net/preview/404453/page:2/

128. Леонтьев А.Н. А. Н. Леонтьев потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-35736.html

129. Министерство культуры Республики Татарстан - официальный портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/poryadok-provedeniya-otbora-na-predostavlenie.htm

130. Мясищев В.Н. Теория отношений В.Н. Мясищева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a2bc68a4d43a89521316c 27_0.html

131. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2021 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

132. Педагогические условия - понятие [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opredelim.com/

133. «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0q EJA9IxP7f2xm.pdf

134. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] образовательный сайт - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedagZTema_2.htm

135. Узнадзе Д.Н. Структура личности в теории Узнадзе [Электронный ресурс] образовательный сайт - Режим доступа: https://studopedia.ru/2_75132_struktura-lichnosti-v-teorii-uznadze.html

136. Электронный сайт анкет по диагностике досуговых потребностей [Электронный ресурс] образовательный сайт - Режим доступа: www.adm-kbr.ru/docs/anketa/anketa2. doc

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета на выявление досуговых потребностей молодежи

(модифицированная) Уважаемый респондент, ответьте, пожалуйста, на вопросы в свободной форме.

1. Что Вы понимаете под праздничной культурой?

2. Как Вы считаете, существуют ли главные и второстепенные праздники?

3. На какие праздничные мероприятия Вы ходите?

4. Какой Ваш самый любимый праздник?

5. Как Вы оцениваете ситуацию в нашей стране по празднованию памятных дат?

6. Что Вы вкладываете в понятие «праздничная культура России»?

7. Каковы, на Ваш взгляд, главные условия отмечания праздничных событий?

8. Где Вы проводите праздничные дни?

9. Как Вы проводите праздничные дни?

10. На что Вы обращаете при посещении праздничных мероприятий?

11. Как Вы считаете, существуют ли в нашей стране традиции и обычаи отмечания праздников?

12. На что Вы обращаете внимание, организуя свой праздник?

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета на выявление основных досуговых потребностей молодежи.

(модифицированная)

Уважаемый респондент, отметьте, пожалуйста, крестиком предпочтительные виды досуга.

Досуговые потребности молодежи (в%)

Досуговые потребности Респонденты

Общение с друзьями

Общение с родными

Чтение

Посещение государственных праздничных мероприятий

Посещение развлекательных мероприятий, театров и кино

Занятия спортом

Интернет, компьютер

Путешествия, походы, туризм

Творчество

Отдых на природе

Объясните свой выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета на выявление основных досуговых потребностей молодежи.

(модифицированная)

Уважаемый респондент, отметьте, пожалуйста, крестиком предпочтительные виды досуга.

Досуговые потребности молодежи в условиях реализации праздничной

культуры

Праздничная культура Респонденты

Посещение государственных праздничных мероприятий

Посещение праздничных мероприятий вуза

Посещение праздничных концертов, конкурсов, посвященных молодежи

Посещение праздников, связанных с инновационными тенденциями - шоу, анимации

Объясните свой выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Сценарий Профессионального Праздника

День железнодорожника Фанфары.

Муз. Номер: Добрый вечер.

Вед1: Добрый вечер, дорогие друзья! От имени всех пассажиров и

грузополучателей поздравляем вас с вашим замечательным праздником,

который вот уже более полувека отмечается в России.

Вед2: Низкий поклон людям, которые на всю жизнь выбрали для себя

нелегкую, но такую нужную для страны, для всех нас профессию

железнодорожника, посвятив свою жизнь железной дороге.

Вед1: И первое слово для поздравления предоставляется начальнику станции

Муз. Номер:_.

Вед1: На нашем вечере присутствуют очень дорогие гости - ветераны труда и старейшие сотрудники. Давайте поприветствуем их бурными аплодисментами. Это ...

Вед2: Спасибо вам за ваш опыт и за вашу мудрость! Мы желаем вам, чтобы ваша жизнь была такой же длинной, как бесконечный путь этой бесконечной станции. Следующий музыкальный подарок для вас, ветераны.

Муз. Номер:_.

Вед1: Значение железных дорог в жизни страны трудно переоценить. Мы уже не представляем себя, свою жизнь, экономику государства без работы железнодорожного транспорта.

Вед2: Труд железнодорожников ответственный и важный, всегда необходимый.

Сегодня мы хотим поздравить с профессиональным праздником путейцев ПЧ -

28, электриков ЭЧ-4, ШЧ-18 специалистов службы ПОНАБ.

Нам кажется, нет у неё конца -

Железная дорога бесконечна!

Названьям станций тоже нет числа -

Но это по незнанию, конечно.

Железная дорога всё прочней Плечами, как лучами мир сближает От южных гор до северных морей, От запада к востоку пролегает.

Муз. Номер:

Вед1: Значение железной дороги невозможно переоценить. Она всегда была

самым надежным, комфортным и демократичным способом путешествовать.

Вед2: По железной дороге транспортируется в разных направлениях огромное

количество необходимых грузов - почти 40 % общего грузооборота страны.

Вед1: В этот день мы хотим поздравить всех, чья жизнь связана с железной

дорогой. Это дефектоскаписты, и специалисты связи ШЧ - 18.

Вед2: Вдаль уходят поезда,

Унося заботы,

Знаешь только ты всегда

Тонкости работы.

В день профессии твоей От души желаем Впереди счастливых дней, Ну а в сердце - мая!

Муз. Номер:_.

Вед1: Кто может представить современную жизнь без вокзалов, вагонов, поездов и долгих гудков — вестников разлук и встреч? Это своеобразный мир, статичный уже на протяжении почти двух веков, но постоянно изменяющийся в своих скоростях, и мир этот населяют и поддерживают прекрасные люди — железнодорожники.

Вед2: На железной дороге трудится, немало и женщин. Каждая из них добра и

радушна, обаятельна и привлекательна по -своему. Это кассиры, дежурные,

женщины, отвечающие за чистоту и порядок станции.

Вед1: Мы желаем вам, чтоб в радости и в горе

Душа всегда искрилась добротой.

А помыслов и действий славных море,

Плескалось в этом мире чистотой., чтобы в радости и в горе

Муз. Номер:_.

Вед1: Железная дорога не стоит на месте, строятся новые станции, прокладываются новые пути, приходят молодые специалисты, крепнут железнодорожные династии.

Вед2: Нынешнее поколение российских железнодорожников вносит огромный вклад в решение этих стратегических задач, сохраняя и приумножая замечательные трудовые традиции. Вы стремитесь обеспечивать надежную работу отрасли, воспитываете достойную смену. Вам, благодарны за ваш труд! Пусть в вашу честь эту песню поют!

Муз. Номер:_.

Вед1: С тёплыми словами, и пожеланиями мы поздравляем работников

дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также работников

вагонной части ДПо эксплуатационная.

Вед2: Дорогие чудодеи,

Поздравляем говоря:

Пусть летят ещё быстрее

Поезда, восторг даря.

И не встретятся преграды,

И судьба не подведёт.

Повторить стократ мы рады:

Благодарен вам народ!

С праздником вас!

Муз. Номер:_.

Вед1: Железная дорога важна и дорога,

Она объединяет углы большой страны.

Вокзалы и перроны, разъезды, поезда -

Всё требует вниманья, повсюду нужен труд.

И трудятся деревни, посёлки, города,

Чтоб был стальной порядок на рельсах там и тут.

Железная дорога - артерии страны,

Почти по всей России по рельсам жизнь несёт,

И это наша гордость, и этим мы сильны!

Вед2: Сегодня мы поздравляем вас с профессиональным праздником Днём железнодорожника!

Вед1: Желаем вам удачных рейсов и приятных воспоминаний, благополучия и

мира в доме, а так же благодарных пассажиров, ради которых вы трудитесь,

рассекая просторы нашей родины. Именно благодаря вам, мы с лёгкостью

преодолеваем любые расстояния на железных караванах - поездах, благодаря

вам перевозиться грузы, большие и малые!

Вед2: Кто жизнь связал навеки

С железною дорогой,

Примите наш поклон.

Пусть труд ваш будет славным,

Спокойными дежурства,

И всех после работы

Вас ждёт родимый дом!

Муз. Номер:_.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Сценарий анимационной программы "Венецианский маскарад".

1.Социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия обусловлены Новогодним праздником. Время проведения в связи с этим приурочено к непосредственной дате празднования нового года. Анимационная программа будет проводиться в ночь с 31 декабря на 1 января. Место проведения - ресторан. В связи с этим следует учесть следующие особенности ресторана: общая площадь зала для посетителей имеет "г-образную" форму, при этом угловое пересечение представляет собой квадрат достаточно большой площади, чтобы организовать концертно-художественную деятельность, кроме того, внутренний интерьер включает в себя декоративные колонны.

2. Содержание анимационной программы будет разделено на две части: художественно-развлекательную и эстрадно-танцевальную. Запланированная численность 96 человек - именно на это количество человек проданы билеты. На угловом пересечении будет организовано место для художественно -развлекательной части. Учитывая запланированную численность 96 человек и особенности внутренней площади ресторана, для художественно -развлекательной части необходимо установить 16 столиков на 6 человек каждый. Следует учесть, что на период художественно -развлекательной части гостям будет подноситься шампанское для тостов и легкие закуски. После завершения художественно-развлекательной части гости займут свои столики в соответствии с приобретенными билетами и продолжат празднование Нового года.

3. Сценография анимационной программы в данном примере опирается на тематику венецианского маскарада. Сюжет программы строится вокруг персонажей итальянской комедии дель арте: Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины, которая является эмблемой венецианского маскарада. Исходя из

особенностей программы и ее тематики, проведем отбор и анализ исторического и художественного материала.

4.Основной атрибут анимационной программы "Венецианский маскарад" в нашем примере - это костюмы и маски, согласно исторической тематике. В Венеции маски обрели такую популярность, что носили и вне маскарадов, которые оставались в том историческом периоде единственной возможностью не соблюдать строгие социальные запреты. Интерес к Венецианскому маскараду с новой силой проявился во второй половине XX века. В Венецию ежегодно отправляются множество туристов со всего мира, чтобы попасть и поучаствовать в карнавальных мероприятиях и маскараде. Венецианский маскарад. Основная программа в Италии открывается открывается старейшим венецианским праздником - Festa delle Marie, он посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами. Проводятся представления комедии дель арте, концерты фейерверки. По улицам гуляют горожане и туристы в маскарадных костюмах. Маскарад в Венеции. Основным атрибутом Венецианского маскарада являются маски. Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.

5.Пример литературного сценария анимационной программы на основе изучения художественного материала составим литературный сценарий анимационной программы. Основная творческая разработка заключается в том, что гости приходят в костюмах, а в ресторане им будут розданы заранее подготовленные венецианские маски. В современных условиях для анимационных программ часто используют упрощенные маски, пример на фото. При этом внутреннее пространство будет оформлено в стиле венецианского маскарада, а декоративные колонны использованы в качестве имитации венецианских колонн. В качестве декораций будут использованы основные элементы декора в стиле комедии дель арте, а также гондолы,

гондольеры, подсвечники и канделябры со свечами. Персонал ресторана будет облачен в костюмы в венецианском стиле. Таким образом, будет создана аутентичная атмосфера венецианского маскарада в рамках анимационной программы в ресторане.

6. Открытие развлекательно-художественной части начинается с небольшого выступления ведущего, который вкратце расскажет гостям о традициях венецианского маскарада. Аниматоры будут исполнять на празднике роли Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины.

7.После выступления ведущего проводится представление в стиле дель арте, которое посвящено освобождению венецианских девушек из пиратского плена. Непосредственное участие в представлении принимают гости, которые играют роли девушек и пиратов. Затем следует поздравительный тост за спасение девушек и встречу нового года. После завершения торжественной части, представление продолжается.

8.Данный пример анимационной программы не включает подробный сценарий для ведущего и аниматоров, его можно составить упрощенно. В основное представление в стиле дель арте включаются следующие самостоятельные сценографические элементы: Конкурс на лучший костюм. Арлекино и Коломбина проводят данный конкурс среди женской и мужской половины гостей. Конкурс на самую таинственную маску. Данный конкурс проводит Пьеро. Суть конкурса в том, чтобы "скрыть под маской" известную личность, которую должны отгадать зрители. Для конкурса выбираются несколько желающих, которые загадывают известную личность и дают несколько подсказок. Выигрывает маска, которую не отгадали зрители.

9.Художественный конкурс. Участники должны нарисовать рисунок в стиле дель арте. Тему для рисунка задает Панталоне. Рисовать можно двумя мелками: черным и белым. Кроме этого, могут быть включены конкурсы и другие сценографические элементы в зависимости от настроя гостей. В перерывах между конкурсами Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина

устраивают интерактивные представления с участием гостей. Задача аниматоров - добиться максимальной вовлеченности гостей в праздник и создать верное восприятие пространственно-художественного решения анимационной программы.

10.Завершение развлекательно-художественной части ознаменуется фейерверком на открытом воздухе, который организует ресторан согласно традициям венецианского маскарада. После этого анимационная программа переходит в эстрадно-танцевальную стадию. Играет живая музыка, гости празднуют наступление нового года за столиками, танцуют, отдыхают, развлекаются. Аниматоры в костюмах Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбины в перерывах между композициями инсценируют небольшие сценические и юмористические зарисовки. Анимационная программа завершается в 6:00 утра 1 января следующего. Таким образом, рассматривая данный пример анимационной программы, можно отметить, что мероприятие на тему "Венецианский маскарад" создается и реализуется благодаря подробной сценографии.

Сценографический план в примере анимационной программы :

1. Подготовка декораций, костюмов и художественных элементов для анимационной программы. 25.12-28.12

2. Репетиции с аниматорами 28.12-30.12

3. Подготовка помещения ресторана к проведению анимационной программы, художественное оформление помещения 31.12

4. Генеральная репетиция 31.12 в 18:00

5. Начало программы, вступительная часть 22:30-23:00

6. Представление в стиле дель арте, посвященное освобождению венецианских девушек 23:00-23:55

7. Торжественная часть вечера 23:55-00:20

8. Основное представление в стиле дель арте с включением самостоятельных сценографических элементов 00:30-02:00

9. Фейерверк 02:10-02:40

10. Эстрадно-танцевальная часть 03:00-06:00

11. Завершение анимационной программы 06:00

12. Уборка помещения 06:30-07:30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.