Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Зайнутдинова, Алсу Рустамовна

  • Зайнутдинова, Алсу Рустамовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 247
Зайнутдинова, Алсу Рустамовна. Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2012. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зайнутдинова, Алсу Рустамовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Анализ основных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации современного общества

1.2. Культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи

1.3. Организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального

музыкального искусства

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ

НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1.Мод ель формирования досуговых интересов молодежи

средствами национального музыкального искусства

2.2 Процесс и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности условий формирования досуговых интересов

молодежи средствами национального музыкального искусства

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства»

ВВЕДЕНИЕ

В условиях высокой динамики социально-экономических процессов, происходящих в нашей стране, особое значение уделяется проблеме формирования досуговых интересов молодежи, так как именно сфера досуга должна осуществлять духовно-нравственное и творческое развитие личности, удовлетворение ее важнейших социальных и культурных потребностей.

Современный досуг, несмотря на его различные проявления в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт информационного общества, испытывающего влияние массовой культуры. Мировоззрение социально активной молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечающей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества.

Однако, формирование досуговых интересов молодежи обусловлено высокой актуальной проблематикой, так как на сегодняшний день остаются нерешенными социально-культурные проблемы молодежи, связанные с мировоззренческой, идеологической и духовно-нравственными сферами бытия, отсутствием мировоззренческих основ смыслоориентации. Происходит разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ. Отмечается снижение интереса молодежи к национальной культуре, ее истории и традициям, а также низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. На этом фоне особенно актуальной становится проблема формирования досуговых интересов, способствующих формированию личности, направленной на поиск и решение насущных проблем в условиях трансформации общества.

В решении этих проблем досуг молодежи становится одной из важнейших сфер образа жизни, который, как и вся окружающая действительность, претерпевает значительные изменения, также

подвергается трансформации и несет в себе как позитивные, так и негативные основы. Молодежь в большей степени, чем другие группы населения, подвержена деструктивному влиянию, что делает проблему позитивной организации ее досуга чрезвычайно значимой.

Процесс организации досуга связан, в первую очередь, с решением проблемы социализации молодежи, возможностью полноценного отдыха, восстановления физических и духовных сил, что является одним из решающих показателей здорового образа жизни. Он находится в зависимости, как от уровня материального обеспечения индивида, так и от характера его духовных запросов, стремления к познанию, в том числе и к познанию традиций и ценностей национальной музыкальной культуры.

Однако, современной молодежи недоступны сегодня многие виды культурно-досуговой деятельности, вследствие низкого качества их организации, перестройки социально-культурной сферы в целом.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Оно сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию. Молодежь стремится к развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала, однако все это сопровождается отсутствием навыков организации свободного времени, низким уровнем духовно-нравственного развития, недалеким кругозором. Многие стремятся ограничить круг своего общения пользованием Интернет, ведут асоциальный образ жизни. Поэтому педагогическое сопровождение организации досуга молодежи требует системно-структурной разработки и моделировании видов и форм досуговой деятельности, направленных на формирование досуговых интересов и их сопряжения с социальными процессами, происходящими в нашей стране.

Развитие досуговых интересов, осуществляемое в процессе организованной музыкальной деятельности, интересной молодежи, мотивирует их, формирует эмоционально-ценностную и художественно-эстетическую культуру, подталкивает к самообразованию, дает возможность проявить себя. Органическое сочетание разнообразных видов организации содержательного досуга - отдыха, развлечения, праздника и творчества с различными формами музыкальной деятельности - решает проблему духовно-нравственного, эстетического, эмоционального развития личности молодого человека. Музыкально-творческая деятельность, в которую вовлекается молодой человек, благотворно влияет на психологическое и духовное развитие, дает основу для формирования музыкального мышления, музыкальных суждений и ценностей, связанных с национальным искусством.

Для эффективного развития досуговых интересов молодого поколения, на которое оказывает сильное стихийное, чаще негативное социализирующее воздействие со стороны социокультурной среды и средств массовой информации, необходим комплекс мер, который смог бы повернуть нашу молодежную аудиторию лицом к культуре, этнонациональным музыкальным традициям республики Татарстан.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации, вопрос национального искусства актуален и встает в первый ряд государственных задач, когда необходимо обращаться к истокам, лучшим традициям, языку и истории нации. Татарстан, как республика многонациональная, богата многообразием национальных художественных традиций, настоящих и возрождающихся вместе с подъемом национального самосознания каждого народа, входящего в нее.

В Татарстане была сформирована концепция художественного образования (на 2006-2010 г.), основные цели и задачи которой были определены в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития республики, а также направлены на всестороннее развитие и поддержание этнокультурных традиций, в частности в

молодежной среде. Так, одной из основных целей концепции стоит разработка программ по сохранению и развитию национальных традиций в рамках системы художественного музыкального образования.

Безусловно, современная ситуация обусловливает первостепенное значение проблемы ценностей культуры, с чем непосредственно связана сущность национального музыкального искусства как существенной части культуры. В свете этого особую актуальность приобретают вопросы значения усвоения духовно-нравственных ценностей национального музыкального искусства в развитии досуговых интересов молодежи. Самое важное на сегодняшний день, чтобы национальные ценности выступали как положительный фактор в развитии культурных ценностей сегодняшней молодежи.

Важно отметить, что национальное искусство изначально не есть искусство индивидуалистическое, а искусство, выражающее национальное сознание, национальное чувствованием мира. В основе татарского национального искусства лежат глубочайшие духовные, нравственно-моралистические начала, оно всегда направлено к человеку, а не против него и поэтому оно человечно и гуманистично, является носителем исторической памяти.

Татарское музыкальное искусство представляет собой значительный пласт культурного наследия, художественное богатство и развивающий потенциал которого должны быть широко использованы при формировании досуговых интересов молодежи. Специфика национального музыкального искусства заключается в том, что оно в особой художественной форме отразило национальные традиции, национальное мировоззрение, нравственные идеалы, сохранило свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении. Оно является отражением духовной жизни того народа, который взлелеял его на протяжении многих веков и бережно донес до наших дней.

Достаточно высоко возрос интерес к татарской национальной музыкальной культуре, которую необходимо осваивать не только в русле исторического постижения, а духовно-нравственного, ценностно -мотивационного и эмоционально-эстетического освоения. При изучении художественного содержания татарских мелодий, выстраивается система художественно-эстетических ценностей, идет воспитание эмоциональной культуры, яркой индивидуальности, активности, творческой культуры.

Потенциал национального музыкального искусства слабо задействован в сфере организации досуга молодежи, так как современная молодежь направлена на активную развлекательную деятельность: посещение концертов, баров, дискотек, кафе, ночных клубов, торгово-развлекательных центров, а также ориентирована на пассивные формы досуга - Интернет, телевидение, слушание музыки. За последние годы наблюдается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления получения информации. Тогда как музыкально-эстетические традиции татарского народа, складывающиеся веками, несут в себе огромный воспитательный потенциал, который содействует дальнейшему совершенствованию духовного мира личности. Иногда наивные, заложенные в народной песне идеи, выражают здоровую национальную философию, смысл жизни, говорят о главном и простом, формируют философские устремления и идеалы.

Начинать формирование досуговых интересов молодежи надо с привития любви к национальному музыкальному искусству. Необходимо узнать и понять каково же место музыкального творчества родного народа, какова его направленность, что роднит его с лучшими достижениями в музыке других народов, а что отличает - можно лишь в процессе практического изучения произведений национального репертуара. Несмотря на то, что на местных теле-радио каналах каждый день звучит большое количество татарских эстрадных песен, в большинстве своем молодежь их не слушает и не интересуется ими.

В этой связи, одной из важнейших задач организации досуга молодежи является создание педагогических условий и механизмов востребованности культурно-гуманистического потенциала национального музыкального искусства, его духовных традиций. Необходимо создание такой культурно-воспитательной среды, которая стимулировала бы развитие национального самосознания молодежи, воспитывала любовь к родине, обеспечивала бы формирование художественно-музыкального творчества молодых.

Рассмотрим теперь степень разработанности нашей проблемы в

научной литературе.

Понимание сущности досугового интереса связано с изучением и анализом подходов в понимании интереса. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились научные труды, в основе которых лежит изучение интереса, как психологической категории - С.А. Ананьина, В. Вичева, JI.C. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалева, Я.Л. Коломинского, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, А.П. Рудик и др. В исследованиях присутствует неоднозначный подход к определению интереса, нет единого мнения о его сущности. Однако, многие исследователи отмечают, что интерес заставляет человека действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. Во многом формирование интереса зависит от уровня любознательности человека, и

обусловливается его потребностями.

Потенциал кулътурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, P.C. Гарифуллиной, В.З.Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, B.C. Русановой, В.М. Рябкова, Р.Г. Салахутдинова, В .Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко и др. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующему

становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность, как подчеркивается исследователями, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Проблеме формирования досугового интереса посвящено не так уж и много исследований. Как правило, монументальные труды по культурно-досуговой деятельности и организации досуга рассматривают схожие понятия - «досуговая активность», «досуговая культура» и др. Досуговые интересы являются же лишь небольшой частью исследований М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.С.Ковальчук, B.C. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социально-психологических причин его формирования. Однако, большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурно-досуговой деятельности. Также отмечается, что формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его материального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научно-методических публикациях П.Н.Беспаленко, Г.Н. Кудашова, В.И. Лутовинова, H.H. Седовой, Р.К. Саубановой,

A.И.Нуруллиной, H.B. Шарковской и др. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

В исследовании использовались работы, в которых раскрыто значение национальной культуры в образовании и воспитании молодежи JI.A. Воловича, Г.В.Мухаметзяновой, С.И. Раимовой, Э.М.Шигаповой, Л.Э. Муртазиной, З.М.Явгильдиной, Ф.Ф. Харисова и др.

В процессе исследования нами использовались работы, посвященные татарскому музыкальному искусству, И.С. Губайдуллиной, A.A. Игламовой, Р.А.Исхаковой-Вамба, М.Н.Нигмедзянова, С.И. Раимовой, Ф.Ш. Салитовой,

B.М. Спиридоновой, Т.В. Леонтьевой, Э.Б. Литвиновой, М.П.Файзулаевой и др. Изучение структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской культуры трактуется в работах А.Х. Абдуллина, Я.М. Гиршмана, Г.М. Кантора, Г.М. Макарова, А.Л.Маклыгина, З.Н.Сайдашевой, Р.Ф.Халитова и др. Татарская музыкальная культура имеет свои, присущие только ей, национальные особенности. Она развивает в личности не только духовно-нравственный потенциал, связанный с усвоением национальных ценностей, но и акцентирует внимание на тонких духовных проявлениях -особая лирика, присущая татарским песням, особая красочность гармонического языка («озын-кой»), акцентуация национального характера татарского народа, задор, энергия и жизнерадостность или возвышенная грусть татарских мелодий способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы, которая нуждается сегодня в особом внимании, на фоне всеобщей деструктивной агрессии.

Несмотря на то, что существует потребность общества в формировании гармонично развитой личности, сегодня процесс формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства не обеспечивает необходимой оптимальной интеграции социально-культурных, педагогических и культурологических компонентов, отвечающих

современному развитию общества. Соответственно, проблематика нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:

- между возросшей в современных условиях значимостью национальной культуры и относительно невысоким интересом молодежи к культурно-нравственному наследию своего народа;

- между значительным педагогическим и воспитательным потенциалом национального музыкального искусства и недостаточным его использованием в формировании досуговых интересов молодежи;

- между потребностью в создании социально-культурных условий для эффективной этнической социализации молодежи и отсутствием действенных педагогических механизмов, обеспечивающих инкультурацию молодежи в культурно-досуговой деятельности;

- между необходимостью в формировании духовно-нравственного мировоззренческого менталитета молодежи, формирования уважения к национальной культуре, возросшей потребностью социально-культурной практики в использовании культурно-исторических традиций национального искусства и отсутствием разработанного содержания и научно-обоснованных форм его использования в социально-культурном пространстве.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Объектом исследования является процесс формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Предметом исследования является реализация комплекса организационно-педагогических условий формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства может быть существенно повышена, если:

- будет реализовано педагогическое обеспечение по глубокому осознанию молодежью важности и необходимости познания музыкальной культуры и искусства родного народа;

- в организации досуга молодежи будет реализован культурно-гуманистический и воспитательный потенциал национального

музыкального искусства;

- в процессе организации культурно-досуговой деятельности молодежи будет применяться педагогически эффективная модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства как целостная совокупность теоретико-обоснованных и практико-ориентированных компонентов.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить теоретико-методологические основы и современную специфику формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства в условиях трансформации общества.

2. Выявить и рассмотреть культурно-гуманистический потенциал национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

4. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается современной социально-культурной и педагогической методологией; исходными научно-теоретическими позициями, опирающимися на психологические, педагогические, социологические,

культурологические аспекты организации досуга молодежи; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, внедрением в эксперимент педагогических условий; апробацией разработанной педагогической модели; проведением научных исследований в единстве с практической социально-культурной работой автора.

Практическая значимость исследования состоит в целенаправленном использовании возможностей национального музыкального искусства в формировании досуговых интересов молодежи, обеспечении организационно-педагогических условий организации данного процесса в разработке основных требований к содержанию и технологиям организации досуга молодежи.

Разработанная модель, реализующая ценностно-ориентированную национально-культурную среду, обеспечивает более высокое качество формирования досуговых интересов за счет методологии организации досуга молодежи. Модель позволяет эффективно решать задачи формирования у молодежи досуговых интересов, музыкально-исполнительской культуры через раскрытие и реализацию потенциала музыкальных возможностей, направленных на усвоение национальных ценностей.

Данная модель может быть использована в работе досуговых центров, центров дополнительного образования, музыкальных школах и студиях, музыкальных факультетах вузов, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с молодежью.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию досуговых интересов в условиях музыкально-творческой деятельности, при разработке педагогических систем и образовательно-воспитательных программ по формированию досуговых интересов молодежи и старшеклассников.

Исследование определяется возможностью применения теоретико-методических разработок в культурной -досуговой деятельности учителей и преподавателей, которые дают возможность стимулировать процессы

развития досуговых интересов на основе изучения татарского музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили:

- психологические концепции о сущности категории «интерес» (В. Вичев, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, А.Г.Ковалев, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л.Рубинштейн, А.П. Рудик и др.);

- исследования, посвященные социальной деятельности личности (М.Г. Арсланов, Г.М. Бирженюк, В.Д. Булгаков, Ю.Н.Дрешер, В.З.Дуликов, P.C. Гарифуллина, Б.И. Григорьева, К.Т. Гиззатов, Р.Х. Гильмеева, А.Д. Жарков, Т.И. Ключенко, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, Г.П. Меньчиков, И.М. Миргалимов, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Е.Д. Румянцев, Б.С.Сафаралиев, З.А. Сафиуллина, Л.Ю. Сироткин, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, P.P. Юсупов и др.);

- исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, Н.В. Шарковская, Д.В.

Шамсутдинова и др.);

- исследования, посвященные сфере молодежного досуга (Л.А.Акимова, П.Н. Беспаленко, Н.Д.Вавилина, Р.В.Ворович, А.Д.Жарков, Е.В. Исмаилова, С.Н. Иконникова, К.В. Матис, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Г.В. Оленина, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев и др.);

- исследования, посвященные национальному музыкальному искусству (Н.Ю. Альмеева, С. Габяши, И.С. Губайдуллина, Ю.В. Денисенко, A.A. Игламова, Р.А.Исхакова-Вамба, М. Музафаров, М.Н.Нигмедзянов, С.И. Раимова, С. Рыбаков, Г.Р. Сайфуллина, З.Сайдашева, Ф.Ш. Салитова, В.М. Спиридонова, Т.В. Леонтьева, Э.Б. Литвинова, М.П.Файзулаева, Д. Файзи и

др-);

- исследования, посвященные сущности моделирования как метода научного познания (Г.М. Бирженюк, Р.З.Богоудинова, Б.С. Гершунский, А.П. Марков, В.А. Сластенин, П.П. Терехов, Д.А. Погонышева и др.);

- национальные репертуары композиторов Татарстана, авторские пьесы и обработки татарских народных песен Ф. Ахметова, Н. Жиганова, Р.Яхина, С.Сайдашева, Р. Еникеева, Р. Белялова, Ш.Шарифуллина, Р. Калимуллина, современных национальных композиторов И. Мустафина, С. Тихонова, М.Мухина, А.Руденко.

Научная новизна исследования состоят в том, что в нем:

- теоретически обосновано формирование досуговых интересов молодежи, которое рассматривается как поливариантный воспитательно-образовательный процесс, включающий реализацию педагогических и социально-культурных факторов, детерминирующих содержание культурно-досуговой деятельности молодежи на усвоение ценностей национального

музыкального искусства;

- выявлены организационно-педагогические условия формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, которые направлены на гармонизацию культурно-досуговой среды, обеспечивающей полноценное духовное развитие личности и ее социально-культурное становление; данные условия способствуют обогащению досуговых интересов молодежи и содействуют гармонизации ее социального и индивидуального опыта;

- проанализированы и выявлены современные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: повышение самоценности и автономизации молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению

дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности;

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т.д.) в ущерб творческой активности;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зайнутдинова, Алсу Рустамовна, 2012 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абзалов А.И. Роль исламских традиций в музыкальном воспитании и образовании татарского народа / Абзалов А.И.- Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования - с.243-251

2. Абелян Л., Гембицкая Е.Детский хор /Абелян Л., Гембицкая Е - М.: Музыка, 1976. - 126 с.

3. Абдрахманова С.Ф. Народное хоровое творчество как средство профессионального становления учащихся ССУзов/Абдрахманова С.Ф.-Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации -Казань:КГУ, 2006. - 196-197 с.

4. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: уч.пос. для студ.- М.: Аспект -Пресс, 2006. - 236 с.

5. Агафонова H.A. Реализация поликультурного компонента профессионально-педагогической подготовки студентов ССУЗ музыкального профиля: Дисс... .кан.пед.наук / Агафонова H.A. - Казань, 2007-193 с.

6. Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики / Ананьин С. А.- Киев, 1915 -458С.

7. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В.И. - Казань: центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.

8. Альмеева Н.Ю. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-кряшен / Альмеева Н.Ю. - Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья -Казань, 1989. - 327 с.

9. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие / Акимова Л.А. - М.-.МГУКИ, - М., 2003 - 123 с.

10. Ариарский М.А. Прикладная культурология / Ариарский М.А. -Спб: 2001.-286 с.

11. Бадретдинов Р.Б. Татарская национальная культура как евразийский феномен: автореф...канд.фил.наук / Бадретдинов Р.Б. - Казань, 2006. - 21 с.

12. Бадретдинов Р.Б.Самосознание и социокультурные ориентиры молодежи / Бадретдинов Р.Б. - Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации / Бадретдинов Р.Б. -Казань:КГУ, 2006. -с.178-179

13. Бажанова Р.К. Явление артистизма в контексте истории и культуры /Бажанова Р.К. - Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность -Казань: КГУ, 2005. - с.149-155

14. Бакланова Т.И. Концепция этнокультурного образования в российской федерации/ Бакланова Т.И. - Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность - Казань, 2005. - с.3-13

15. Батрукова З.П. Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде: автореф:дисс...кад.пед.наук / Батрукова З.П.- Карачаевск, 2006. -22 с.

16. Баязитова Ф.С. Праздники и обряды татарского народа. / Баязитова Ф.С. - Казань: Татарское книжное издательство, 1995. - 158с.

17. Беспаленко П.Н. Основные задачи и приоритеты молодежной политики до 2012г. / Беспаленко П.Н.- «Молодежь и общество» -№4.- 2009. -с. 4-15

18. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы / Бирженюк Г.М., Маркова П.А. - Спб, 1992. - 176 с.

19. Буйволова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / Буйволова Л.Н., Кленова Н.В. - М.: «Сентябрь», 2005. -192 с.

20. Валиахметова А.Н. Роль литературно-музыкальных вечеров в становлении татарского музыкального образования / Валиахметова А.Н. -Формы и методы воспитательной работы в вузе:сб.научн.труд. -Казань, 2001.-с. 28-30

21. Вичев В. Мораль и социальная психика / Вичев В. - М., 1995. - 115

22. Волощенко Г.Г. Досуг: генезис и развитие / Волощенко Г.Г. - Омск: ООО Издатель-Полиграфист, 2006. - 180 с.

23. Ворович Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: автореф..канд.пед.наук / Ворович Р.В.Москва, 2003.-20 с.

24. Выготский JT.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 / Выготский JI.C. -М., 1984.-573 С.

25. Габяши С. О татарской музыке / Габяши С. - Материалы и исследования в двух частях. - Ч.1.- Казань, 1994. - 215 с.

26. Газиев И.М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: автореф...канд.искусств. / Газиев И.М.- Казань, 2009 - 23 с.

27. Гасанов 3. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / Гасанов 3.- Педагогика. - 1996. -№6. -С. 51

28. Гарифуллина Р.С.Основные тенденции социокультурной модернизации современного российского общества / Гарифуллина P.C. Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность - КГУ,2005. -с.163-171

29. Гарипова Г.А. Развитие артистизма личности будущего учителя музыки: Дисс...канд.пед.наук / Гарипова Г.А. - Казань: КГПУ, 2002 - 234 с.

30. Герасимова Э.П. Национальная музыка в системе формирования толерантной личности / Герасимова Э.П. - Вестник КГУКИ - №1.- 2005. - С. 69-73

31. Гребешечникова И.В.О новых возможностях фортепианного обучения / Гребешечникова И.В. - Вестник КГУКИ - №2.- С. 108-110

32. Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореф....кан.пед.наук /ГладилинаВ.И. - Спб.,2008. -18 с.

33. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф...канд. соц.наук. / Гончарова Н.Г. - Ростов-на- Дону, 2009. - 29 с.

34. Гультяев И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: Дисс...канд.пед.наук / Гультяев И.И. -Москва, 2005. -19 с.

35. Губайдуллина И.С. Фортепианные концерты композиторов Татарии / Губайдуллина И.С. - Метод.разработ. - Казань, 1984. -170 с.

36. Дашанова H.A. Национальная культура и искусство на уроках музыки как компонент воспитания толерантности и патриотизма / Дашанова H.A. - Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: мат.научн.конф. - Казань, 2009. - с.557-559

37. Даянова Д.П. Социокультурный фактор социализации молодежи, теоретико-методологические аспекты / Даянова Д.П. - Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации - Казань, 2006. — 378 с.

38. Денисенко Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга: автореф.. .канд.пед.наук / Денисенко Ю.В. - Барнаул, 2009. - 18 с.

39. Додонов Б.И. О системе «личность» / До донов Б.И. - Психология личности в трудах отечественных психологов: СПб, «Питер», 2000 . - с. 110119

40. Долженкова М.И., Расстрыгин В.В. Особенности гражданско-патриотического воспитания личности средствами региональных традиций духового музицирования /Долженкова М.И., Расстрыгин В.В.- Современные социокультурные процессыб проблемы, тенденции, новации — Казань: КГУ, 2006.-С.99-102

41. Дорофеева И.А. Развитие индивидуальности учащегося в сфере музыкального образования: ретроспектива / Дорофеева И.А. -Дополнительное образование и воспитание - №6.-2007.-с.30-32

42. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Дмитриев Л.Б. - М.: Музыка, 1968.- 173 с.

43. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособ. / Дуликов В.З. - М: МГУКД999. -108 с.

44. Ермолаева Н.В. Использование национально-регионального компонента на уроках вокала и во внеклассной работе / Ермолаева Н.В. Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: мат.научн.конф. - Казань, 2009. - с.544-546

45. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков А.Д.. -М.:МГУКИ, 2007. - 480 С

46. Зайнуллина Ф.К. Значение межкультурных коммуникаций в формировании мировоззрения в юношеском возрасте / Зайнуллина Ф.К. Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы // Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. - С.94-96

47. Зиннурова A.C. Место и роль национального музыкального образования в системе подготовки студентов / Зиннурова A.C.- Формы и методы воспитательной работы в вузе: сб.научн.труд. -Казань, 2001. -с. 111113

48. Иванова Л.Н. Музыкальный фольклор как фактор социализации личности / Иванова Л.Н.- Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: мат.международн.конференц. -Казань , 2009. - с.90-94

49. Игламова A.A. Национально-региональный компонент как фактор развития интонационного мышления музыканта / Игламова A.A. -Содержательное наполнение регионального компонента профессиональной подготовки специалистов СКС: Сост. П.П. Терехов и др.,- Казань: КГУ, 2002. - с.43-47

50. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Ильин Е.П. - Спб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.

51. Исхакова-Вамба P.A. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор) / Исхакова-Вамба P.A.- Казань:Татарское кн.изд-во, 1997.-264 с.

52. Исмаилова Е.В. Преодоление социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности: Дисс..канд.пед.наук / Челябинск, 2008. - 198 с.

53. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ / Иконникова С.Н.. - Л.: Лениздат, 1974. - 166 С.

54. Казачков С.А. От урока к концерту / Казачков С.А. Казань.: Изд-во казанского университета, 1990. - 343 с.

55. Каллимуллина O.A. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: Дисс... канд.пед.наук / Калиммулина O.A. - Казань, 2009- 237 с.

56. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Уч. пос. для студ. культ-просвет, фак-тов вузов культуры и искусств / Каргин A.C. - М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

57. Каюмова Э.Р. Татарская народно-песенная культура нового времени нового времени: проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции: автореф.. .канд.искус.наук / Каюмова Э.Р. - Спб, 2004. -24 с.

58. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. - М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

59. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально -культурной деятельности. - М. Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. - 136 с.

60. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Кикнадзе Д.А.-М., 1968 . -473 С.

61. Климук И.Я.Жанрово-стилевая модель популярной музыки в контексте динамики культуры / Климук И.Я. - Современные

социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации-Казань: КГУ, 2006. - С. 346-349

62. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Изд.центр «Академия», 2003. -176 с.

63. Ковалев А.Г. Психология личности / Ковалев А.Г. - М., 2001. - 199

С.

64. Ковальчук A.C. Социально-культурная деятельность: Учеб.пос./ Ковальчук A.C. - Орел, 2000. - 172 с.

65. Коломинский Я. Л. Человек: психология / Коломинский Я.Л. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

66. Колесова М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества: автореф... дис. канд. философ, наук. / Колесова М.С- Л.- 1973. -22с.

67. Кудашов Г.Н. Актуальность, сущность и цели педагогики социального творчества молодежи в современных условиях / Кудашов Г.Н.-«Молодежь и общество» - №2. - 2008. - с.66-73

68. Кузьмина Н.П. Художественно-педагогические ценности в диалоге национальных культур регионов Поволжья / Кузьмина Н.П.-Гуманистический потенциал культуры и ее роль в модернизации российского общества: сборн.научн.труд. - Казань:«ГранДан», 2002. - с. 115-117

69. Культурно-досуговая деятельность: Уч.пос. / под научн.ред А.Д. Жаркова, М.В. Чижикова. - М.:МГУК, 1998. - 510 С. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. -М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

70. Кюнрикова И.В. Воспитание на основе народных традиций в содержании регионального компонента образования (на материале Республики Калмыкия): автореферат дис.... канд. пед. наук / Кюнрикова И.В - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания., 2003. - 26 с.

71. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Левитов Н.Д. -М.:Просвещение, 1999. - 367 с.

72. Леонтьева Т.В. Народная музыка в эстетическом развитии личности: учебное пособие / Т.В. Леонтьева - Казань, 2007. - 154 с.

73. Литвинова Э.Б. Из истории фортепианного образования и исполнительства в Татарии /Литвинова Э.Б. // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания -Казань, 1986.- №2.- с. 115-117

74. Литвинова М.В. Фестиваль как фактор межкультурного взаимодействия студентов / Литвинова М.В.- Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы // Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. - 351 С.

75. Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность / Лихачев Д.С.- Л., 1971.- 137 С.

76. Лутовинов В.И. Молодежная политика России сегодня, состояние, проблемы и подходы к их решению / Лутовинов В.И. - «Молодежь и общество» - №4. - 2008. - с. 11-17

77. Макаров Г.М. О перспективах преподавания традиционной музыки в Институте национальных искусств / Макаров Г.М. - Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования: сост. Е.В. Кулагина, - Казань: 2004. - с.258-263

78. Макаров Г.М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе / Макаров Г.М. // «Музыка и педагогика» Сборник статей, посвящённый 125-летию КГПУ и 40-летию Музыкального факультета - Казань: КГПУ, 2000. - с. 119-127

79. Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования: уч.пос. / Марков А.П. Бирженюк Г.М.- Спб, 1998. - 137 с.

80. Матис К.В. Воспитание социальной активности молодежи в условиях поликультурного общества средствами социально-культурной деятельности: автореф...канд.пед.наук / Матис К.В. - Барнаул, 2007. -23 с.

81. Матушкина Д.В. Межкультурная коммуникация как компонент образовательного процесса в вузах культуры и искусства / Матушкина Д.В. Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы // Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. - С.50-51

82. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность:Уч.пос. / Максютин Н.Ф.- Казань Медицина, 1995. - 140 с.

83. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Максютин Н.Ф.- Казань, 1998.- 128 с.

84. Меньшиков А.Н. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса / Меньшиков А.Н. - М.:РГБ, 2003. -С.54

85. Мингазова Л.П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: Дисс...канд.пед.наук / Мингазова Л.П.- Казань, 2006. - 172 с.

86. Мингазова Л.П. Роль музыкально-хорового искусства в развитии личности / Мингазова Л.П. - Национальная художественная культура: опыт, проблемы, перспективы: мат.научн.конф. - Казань, 2009. - с.478-481

87. Мосалев Б.Г. Досуг / Мосалев Б.Г.- М., 1996. - 94 с.

88. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Морозова Н.Г. - М.:Просвещение, 1969. -280 с.

89. Мысливцева Ю.В. Фестиваль как фактор межкультурного взаимодействия студентов /Ю.В. Мысливцева - Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы // Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. - 351 С.

90. Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. -т.5. -с.791.

91. Мубараков М.С. Возрождение национальных традиций на примере татарского обряда «Каз омэсе» / Мубараков М.С.- Национальная

художественная культура: опыт, проблемы, перспективы -Казань, 2009. -с.41-43

92. Муртазина Г.Р. Из истории музыкального воспитания в татарских школах 19-нач.20 веков / Муртазина Г.Р.- Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования: сб.научн.труд. -Казань, 2002. - С. 168-170

93. Муртазина Г.Р.Теоретические аспекты национальной музыкальной культуры / Муртазина Г.Р.- Национальная художественная культура: опты, проблемы, перспективы.:мат.научн.конф. - Казань, 2009. - с.510-515

94. Муртазина Г.Р.Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях малого города: Дисс...канд.пед.наук./ Муртазина Г.Р. - Казань, 2010-212 с.

95. Муртазина Л.Э. Художественно- эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности / Муртазина Л.Э. - Казань:Изд-во КГУ, 2007. - 224 С.

96. Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры: автореф.. .канд.фил.наук / Муратов М.М.- Казань, 2005. -19 с.

97. Надиров И.Н. Татарское народное творчество. Исторические и лирические песни / Надиров И.Н. -Казан.: Татарское книжное издательство. 1988,- 123 с.

98. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка / Нигмедзянов М.Н.Казань: Магариф, 2003. - 255 с.

99. Нигметзянов М.Н. Татарские народные песни / Нигмедзянов М.Н. -Казань, 1984.-76 с.

100. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты / Нигметзянов М.Н. - Музыкальная фольклористика. -Вып.2. - М., 1978. - 115 с.

101. Никитина Л.В .Место и роль национального репертуара в обучении игре на фортепиано / Никитина Л.В. - Гуманистический потенциал культуры

и ее роль в модернизации российского общества: сборн.научн.труд. - Казань: «ГранДан», 2002. - с. 117-120

102. Новаторов В.Е. Организаторы досуга /Новаторов В.Е. - Омск,1987. -115 с.

103. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: уч.пос. -изд-е 2-е / Новикова Г.Н. - М.:МГУКИ, 2008. - 173 с.

Ю4.Нуруллина А.И. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах / Нуруллина А.И. -Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации -Казань, 2006. - 378 с.

105. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Ожегов С.И. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд-во 12-е. - М.: Русский язык, 1986. - 846 с.

106. Организация досуга молодежи: проблемы, перспективы совершенствования: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.М. Аверина. - Москва, 1991 - 86 С.

107. Охотникова Т.В. Технология современного праздника / Охотникова Т.В.- Основные технологии культурно-досуговой деятельности - Казань: КГУ, 2005. - 264 с.

108. Павлова И.Ю. Национально-региональный компонент в содержании музыкального образования и воспитания студентов КГАКИ / Павлова И.Ю.-Содержательное наполнение регионального компонента профессиональной подготовки специалистов СКС: Сост. П.П. Терехов и др.,- Казань: КГУ, 2002. - с.23-35

109. Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов национальных групп в классе фортепиано / Павлова И.Ю. Гуманистический потенциал культуры и ее роль в модернизации российского общества: сборн.научн.труд. - Казань:«ГранДан», 2002. - с. 120-123

110. Педагогические ресурсы досуга. / Под ред. Н.Ф. Максютина -Казань: Медицина, 1996. - 140 с.

Ш.Петровский A.B. О некоторых проблемах социально-психологических исследований / Петровский A.B.- Вопросы психологии-

1990. -№4. -с.15-17

112. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Платонов К.К. -

М., 1986,- 240 С.

113. Погонышева Д. А. Моделирование как метод реализации компетенстного подхода в профессиональном образовании / Погонышева Д.А. -Педагогика - №10- 2009. -с. 22-27

114. Раимова С.И. История татарской музыки / Раимова С.И.-Казань, 1984- 117 с.

115. Рубинштейн С.JI.Основы общей психологии / Рубинштейн C.JI. -СПб. Литер, 2001.-720 с.

Пб.Рудик П.А. Психология: учебник для техникумов физкультуры / Рудик А.П. - М.Мысль, 1986 - 356 с.

117. Реутова М.Н.Личные образы будущего студенческой молодежи: опыт качественного анализа / Реутова М.Н.- Молодежь и общество - №4.2009. - с.48-54

118. Русанова B.C. Детство. Отрочество. Юность: программа воспитания в сфере досуга / Русанова B.C.- Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 126 С.

119. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века) / Рябков В.М.- Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.

120. Садыкова З.А. Фортепианная подготовка музыканта в аспекте национальной культуры / Садыкова З.А.- Вестник КГУКИ- №2.- 2008. -С.81-83

121. Сагеева Г.Х. Традиционная терминология татарской музыкальной культуры: семантическая реконструкция: автореф... канд.искусствовед./ Сагеева Г.Х. - Казань, 2007.- 22 с.

122. Сайдашева З.Н. В Сайдашева З.Н. Эволюция песенной лирики казанских татар в историческом контексте / Сайдашева З.Н. Вестник КГУКИ -№1-2005.-С. 95-100

123. Сайдашева З.Н.В мире татарской музыки / Сайдашева З.Н. -Казань,

1995.-93 с.

124. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура педагогические и досуговые технологии / Салахутдинов Р.Г. -Казань: Гран-Дан, 2005.-376 с.

125. Салитова Ф.Ш.Очерки по истории татарской музыкальной культуры: учеб. пос. для высш. и средн. уч.завед.Татарстана / Салитова Ф.Ш. -Казань: КГПУ, 1997. -Кн. 1.-540 с.

126. Салитова Ф.Ш. Архаические жанры фольклора как основа формирования традиционной музыкально - педагогической деятельности татарского народа // Салитова Ф.Ш. - Воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. - Казань: КГПУ, 2003 - с. 248-250

127. Салитова Ф.Ш. Научно- педагогическое наследие Ш.Марджани как источник исследования татарской музыкальной культуры, просвещения и образования / Салитова Ф.Ш.- Формы и методы воспитательной работы в вузе:сб.начун.труд. - с.ЗО-31

128. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально - педагогической культуры Казанского края. Кн. Вторая. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002. - 120 с.

129.Саубанова Р.К. Социально-культурные проблемы как фактор оптимизации деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений села / Саубанова Р.К. Специалист ССУЗ XXI века: профессионализм, творчество, духовность: мат.конф. -Елабуга, 2006. -с.68-83

130. Сайфуллина Г.Р. Вопросы песенного фольклора на страницах татарской дореволюционной печати / Сайфуллина Г.Р. - Страницы истории татарской музыкальной культуры. - Казань, 1991. - 173 с.

131. Седова H.H. Досуговая активность граждан / Седова H.H. // Социологические исследования - 2009. -№12 - с.56-68

132. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке / Синцов Е.В. - Казань: Фэн, 2003. - 304 С.

133. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Тамбов: ТГУ, 2002. - 504 С.

134. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Соколов Э.В. -Л.: 1987-207 с.

135. Соколова Н.В.Социальная значимость музыкально-просветительской деятельности / Соколова Н.В. -Национальная художественная культура: опты, проблемы, перспективы: мат.всерос.международ.конф. -Казань, 2009. -с.119-121

136. Станиславский К.С. Собрание сочинений / Станиславский К.С. М.: Искусство, 1955. —т.2- 217 с.

137. Спиридонова В.М. Фортепианные произведения Н. Жиганова в педагогическом репертуаре / Спиридонова В.М.- Казань, 1980 . -123 с.

138. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: Учебное пособие / Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю.- М.:МГУКИ, 2008. - 272 с.

139. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Стрельцов Ю.А. - М.:МГУКИ, 2002. - 273 с.

140. Страницы истории татарской музыкальной культуры - Казань, 1991. - 133 с.

141.Суртаев М.И. Молодежь и искусство. - Соотношение социального аспекта с нравственными и эстетическими потребностями / Суртаев М.И. СПб, 2002.-235 с.

142. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: автореф.. .докт.пед.наук / Суртаев В.Я.- СПб, 1995. - 28 с.

143. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. - Спб, 1992. -170 с.

144. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / Суртаев В.Я. -Ростов-на-Дону, 1997. - 98 с.

145.Тактамышева P.P. Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре: автореф...канд.фил.наук / Тактамышева P.P. -Казань, 2007. - 22 с.

146. Триодин В.Е. Клуб и свободное время / Триодин В.Е.-М.: Профиздат, 1982.-134 с.

147.Туймова Г.Р. Религиозно-политические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и тамяхи: Дисс...кан.искусст. / Туймова Г.Р. -Казань, 2008- 209с.

148. Тукай Габдулла. Стихи, поэмы, сказки / Тукай Габдулла - Казань: Татар, кн. изд., 1990.- 211 с.

149. Турханова Р.И. Проблемы формирования досуговой культуры современной семьи / Р.И. Турханова - Специалист ССУЗ 21 века: профессионализм, творчество, духовность.- Елабуга, 2006. - с.83-86

150. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татарского народа / Уразманова Р.К.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992- 96 с.

151. Фатов A.B. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф..канд.пед.наук / Фатов А.В.Москва, 2007. - 23 с.

152. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани / Фукс К. Репринтное воспроизведение. Казань: Фонд ТЯК, 1991- 210 с.

153.Хабибуллин С.М. Современные проблемы исполнительства на традиционных музыкальных инструментах / Хабибуллин С.М. -Национальная художественная культура: опты, проблемы, перспективы -Казань, 2009.- с.390-394

154. Ханбиков И.Я. Из истории педагогической мысли татарского народа / Ханбиков И.Я. - Казань: Татарское книжное издательство, 1967г. - 232 с.

155. Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов / Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. - Набережные Челны: Издательство Института управления, 1998. - 108 с.

156. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Шамсутдинова Д.В. - Казань, 2001. - 256 с.

157. Шарафутдинова Т.Г. Фортепианная музыка татарских композиторов в современном процессе обучения и воспитания будущего учителя музыки / Т.Г. Шарафутдинова - Специалист ССУЗ 21 века: профессионализм, творчество, духовность -Елабуга, 2006. -с.217-221

158. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности / Шарковская Н.В. // Вестник МГУКИ - №1-2008,-с.95-98

159. Шевеленкова Т.Д. Специфика психологического подхода к изучению ценностных явлений // Шевеленкова Т.Д. - Психологические аспекты человеческой деятельности. Гл. VIII: психология личности. 1978. Ч.З, с. 62-68

160. Шигапова Э.М. Воспитательное значение музыкально-эстетических традиций татарского и турецких народов / Шигапова Э.М. - Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: сб.научн.труд.-Казань, 1999. - с. 374-376

161. Щукина Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И.- Л., 1967. - 272 с.

162. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество / В.А. Ядов // Общество и экономика. -199. -№10-11 - с.65-72

163.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / Ядов В.А. - М., 1987. - 245 с.

164. Яхин А.Г. Система татарского фольклора / А.Г. Яхин - Казань, 1984. -

73 с.

165. Баязитова Ф. С. Татар халкыныц бэйром Ьэм кенкуреш йолалары.— Казан, 1995.- 177 с.

166. Тукай Г. Эсэрлэр. Биш томда. Казан, 1985, 1—4; 1986, т. 5.

167.Урманче Б. Чыкса Магъриптэн кояш // Мэдрэсэларда китап киштэсе.— Казан, 1992.- 83 с.

168.Эхмэтова Ф. В. Татар халык дастаннары // Татар халык ижаты. Дастаннар // Тез.Эхмэтова Ф. В.—Казан, 1984.-177с.

169. Эхмэтова Ф. В. Бэет генезисына карата // Борынгы татар фольклоры мэсьэлэлэре.—Казан, 1984.-15 с.

170. Юлдаш Г. Ил жырлары // Шура, 1911.-№8.-с.254

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

171.Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи // www. anthropology.ru /ru/texts/kagan/http: // anthropology.ru /ru/texts/kagan / cultintro_02 html (34608 байт)

172.Дубров Д.И., Петрова А.А, Молева Е.В., Мулина О.Н. Студенческий социально-педагогический проект «Проблемы молодежи XXI века» //http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0906/index.htm (51234 байт)

173.Резникова Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном 3Tane//http://www.e-culture.ru/ speakersl.htm (19157 байт)

174.Фролов A.C. Художественно-педагогические основы взаимодействия в процессе организации массового праздника / //http://www.IGROLOGIA.RU/ konferenc_2003/ -Soderganie. Htm(16153 байт)

175. Федорова О.Ф. Культура творческого мышления ///http://www. .dissers.info/abstract_46805.html (16123 байт)

176. Хузиахметов А.Н. Социализация личности школьника / ///http://www. schoolkey.onego.ru/p03-08.html 1( 43163 байт).

177. Словарь энциклопедический интернет - сайт «Википедия»-http://www.websib.ru/noos/mhk/lotsman3 .php(14860 байт).

178. Ржелянская И.В. Культурно-гуманистический потенциал развития духовно-нравственного формирования молодежи http://planetadisser.com/see/dis- cdut.orb.ru/otdel/xudotd (15778 байт)

179. Кудряшова JLM. Музыкальные диагностики http://www.websib.ru/noos/mhk/lotsman3.php

180. Музыкальное развитие личности в условиях художественно-творческой деятельности на уроках музыки в школе http://www.edu.tatar.ru

181. http://www.mirrabot.com/work/work_19790.html

182. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43163 (567039 байт)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.