Формирование досуговой активности молодежи средствами дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Файзрахманова, Гульназ Камилевна

  • Файзрахманова, Гульназ Камилевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 209
Файзрахманова, Гульназ Камилевна. Формирование досуговой активности молодежи средствами дизайна: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Казань. 2015. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Файзрахманова, Гульназ Камилевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ

ДИЗАЙНА

1.1 .Теоретические проблемы формирования досуговой активности молодежи в условиях современного социума

1.2. Социально-культурные условия реализации педагогической системы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна

1.3. Реализация структурно-содержательной модели формирования досуговой

активности молодежи средствалш дизайна

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

2.1. Педагогические ресурсы оптимизации процесса формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна

2.2. Результаты опытно-экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи в условиях

социокультурной практики средствами дизайна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование досуговой активности молодежи средствами дизайна»

ВВЕДЕНИЕ

Перемены, произошедшие в последние годы в экономических и социальных отношениях в России, связаны с наиболее глубоким преобразовательным социально-культурным потенциалом культурно-досуговой системы, одной из ключевой задач которой в современный период становится повышение роли и значения организации свободного времени.

Современная социокультурная наука испытывает потребность в новых научных концепциях в отношении досуговой активности личности, которое приобретает все более важное значение, как возможность удовлетворения максимального количества разнообразных потребностей субъекта: в новой информации, в удовлетворении духовных потребностей, в развитии различных досуговых интересов, в креативном самовыражении и саморазвитии.

Рост интереса к проблеме досуговой активности связан с многочисленными социально-культурными причинами: перерастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные, адаптации личности через информационные технологии, смена нравственных парадигм, трансформация жизненных укладов общества, изменение характера взаимоотношений человека с социумом. Досуговая активность в этом аспекте определяется системой субъективных смыслов, ценностных ориентаций, духовных потенциалов, определяющих вектор направления ее в обществе.

Организация свободного времени молодежи в аспекте не только развлекающей культурно-досуговой деятельности, но и развивающей, все чаще осознается исследователями как острая необходимость сегодняшнего дня.

Досуговая активность молодежи предполагает формирование и реализацию субъективности, творческой активности, индивидуальности личности в процессе усвоения ценностей культуры в контексте социально-культурной интеграции личности в современном социуме.

Современная молодежь испытывает потребность доступа к основным видам деятельности в сфере досуга и рекреации, к культурным и духовным

ценностям. Досуговая активность, поэтому, сегодня приобретает статус социокультурной формы развития личности, символическое значение которой характеризует новое качество жизни современной личности: выбор вида досуговых занятий и услуг, субъектов общения и технологий взаимодействий в совокупности и взаимосвязи. Досуговая активность личности в условиях современной социокультурной ситуации определяется антропоцентрированной, глубинной, индивидуально-личностной сущностью, оно не сводимо только к личностному развитию, поскольку удовлетворенность от досуга связана с открытием для себя другого мира или его новых граней, с получением пользы от новой информации, от нового знакомства. Она связана с самовыражением, с демонстрацией своих возможностей, в креативным озарением, с эмоциональным подъемом, комфортом, с созданием согласованных культурно-смысловых сценариев жизни.

Созидательная направленность досуговой активности личности направлена на развитие культурной идентичности, креативности субъектов данного процесса, создание новых локальных социальных проектов совместного бытия, досуговых солидарностей конструктивной направленности, что определяет объективность и значимость формирования досуговой активности личности на современном этапе общества.

С точки зрения науки, досуговая активность - это сложный познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, сохранение и воспроизведение культурного опыта личности и его последующее использование. В условиях досуговой деятельности, человек формирует собственную систему теоретических знаний и практических умений, образующих основу для формирования досуговой активности. Значение досуговой активности в жизни личности связано с тем, что она может реализовать свою персоналистическую направленность в условиях выбора того или иного пути.

Формирование досуговой активности - важнейший и предельно сложный этап культурно-досугового процесса, связанный с изменением мировоззрения, становлением личности, осознанного и целенаправленного выбора своего жизненного пути, развития социально-общественной направленности личности. Направленность процесса формирования досуговой активности в современном обществе должна соответствовать интегральной цели - формирование культурной и нравственной, саморазвивающейся личности, способной меняться в условиях мобильной социальной среды.

Однако, сегодня основной социокультурной тенденцией эпохи становится переориентация досуговой активности личности на отдых и развлечение, неравномерность распределения свободного времени, сужение и утилитарность потребностей, наличие проблемных зон, когда личность не может реализовать досуговую активность. В связи с этим необходимо уделять внимание развитию культуры досуга молодежи, поскольку именно в пространстве досуговой деятельности имеются возможности для формирования системы ценностных ориентации.

В условиях досуга изучение дизайна позволяет формировать очень многие направления в развитии личности: к ним относятся увлеченность яркой, интересной и перспективной деятельностью, определение индивидуальных зон творческого развития, совместные обсуждения условий предстоящих действий, поиск вариантов совместных решений, организация творческого обмена идеями и способами работы, динамичность, обеспечение возможности самовыражения, формирование умения анализировать и объяснять новые образные ассоциации.

Дизайн - это художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Основной смысл творческой дизайнерской деятельности состоит в формировании дизайнерского мышления как процесса обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек

использует технологические, экономические, художественные и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Дизайнерское творчество в условиях досуга связано с развитием объемно-пространственное воображения, умением ориентироваться в художественных ценностях, принимать творческие решения, мыслить оригинально и нестандартно, уметь творить в индивидуальном стиле. В процессе изучения дизайна молодежь находит новые источники для творчества, вдохновения и интуиции.

Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия личности, серьезно влияющими на сознание и досуговую активность. Досуговая активность личности функционирует в системе социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, а тип и качество досуговой активности являются важнейшим критерием культурно-досуговой досуговой деятельности.

Однако, современная социокультурная наука еще не в полной мере сформулировала проблемы обновления системы досугового воспитания молодежи средствами дизайна, где важно выявить зависимость обновления системы от изменения теоретико-методологических основ использования ресурсов дизайна и поиска инновационных подходов в его изучении. Слабо разработанными являются ресурсоориентированный подход в изучении средств дизайна в формировании досуговой активности, присутствуют издержки традиционной системы досугового развития молодежи, требуется серьезная работа по обновлению досуговых целей, принципов, ориентиров, педагогической отработке механизмов формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна, отвечающих современным экономическим, социально-культурным и духовным условиям развитиям общества. На уровне теории дизайн понимается различными специалистами или как внешний облик, форма вещей или как процесс ее создания, проектирование или как

организационная деятельность, включающий теорию, практику и продукт, а также как особый компоновочный способ мышления, как мировоззрение. Соответственно, сегодня существует множество доморощенных теорий дизайна, каждая из которых видит лишь свой объект. Исследований же, посвященных концептуальному использованию средств дизайна в досуговой активности очень незначительное количество.

Рассмотрим теперь степень разработанности нашей проблемы в научной литературе.

Понимание сущности досуговой активности связано с изучением и анализом подходов в понимании понятия «активность». Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились научные труды, в основе которых лежит изучение понятия «активность», как психологической категории - К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Ф.Н. Гоноболина, H.A. Канаевой, Ю.А. Миславского, Т.С. Медведской, A.B. Петровского, C.JI. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Под активностью, как правило, понимают, динамическую сторону деятельности и свойство личности, которая формируется в условиях социальных связей, проявляющаяся в волевых актах и обусловленной интересами, потребностями, идеалами и убеждениями человека. Однако, многие исследователи расходятся во мнении относительно природы активности, ее структуры и функциональной основы.

Понятие «досуговая активность» леэюит в основе нашего исследования и является предметом изучения многих авторов: Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Е.А. Бинеевой, А.Е. Захарченко, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, О.В.Понукалиной, Н.Н.Седовой, Ю.А. Стрельцова, В.С.Савченко, Т.В. Климовой, Д.В. Шамсутдиновой, Ю.А.Федоренко, В.А. Парфенова, H.H. Ярошенко и др. Данные авторы отмечают, что досуговая активность личности формируется под влиянием социально-культурных, эмоциональных, творческих аспектов в условиях целенаправленной деятельности и инициативности.

В исследовании рассматривается потенциал кулътурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговой активности в трудах таких ученых как А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бирженюка, P.C. Гарифуллиной, В.З.Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф.Максютина, А.П. Маркова, B.C. Русановой, В.М. Рябкова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко и др.

Основой исследования явились также труды, посвященные дизайну, его сущности, теории и практики дизайнерской деятельности JI.H. Безмоздина, Т.В.Быстровой, В.Д Глазычева, C.B. Евграфова, Ю.В. Назарова, Н.А.Ковешниковой, М.А.Коськова, В.Н. Княгинина, В.А. Лукова, A.A. Останина, В. О. Пигулевского, А.А.Полеухина, И.А.Розенсон, В.В. Чижикова Э.Г. Цыганковой и др.

В исследовании использовались работы, в которых раскрыто значение использования средств дизайна в развитии личности Д.Ю. Адоняева, H.A. Береза, Ю.А. Васильевой, М.В. Галкиной, Э.П. Григорьева, Т.А. Еременко, С.Н.Земелева, С.М. Кожуховской, В.А. Колесник, Т.В. Костогриз, М.С. Мышинской, Ю.В. Назарова, Е.В.Никитиной, Н.В. Недумовой, Ж.В. Николаевой, A.B. Овруцкого, Е.А.Смирновой, Е.А. Темниковой, JT.A. Штомпель и др.

Необходимо отметить, что современное российское общество, находящееся в условиях структурной трансформации, изменения содержания социальных институтов и общностей, утратило большинство традиционных рычагов воздействия на личность, что обуславливает необходимость в интенсивных поисках путей повышения эффективности формирования досуговой активности молодежи. Наиболее глубоким преобразовательным социально-культурным потенциалом из них обладает система досуговой деятельности, одной из задачей которой в современный период становится повышения роли и значения саморазвития и самореализации личности, что

рассматривается в нашем исследовании с позиции воспитательной составляющей средств дизайна.

Развитие личности в условиях досуга требует не просто совершенствование всех систем работы с молодежью, а кардинального его обновления, формирования новой концепции, теории и практики социально-культурной деятельности применительно к новым социальным условиям. На первое место сейчас выходят проблемы разработки и создания новой системы культурно-досугового развития молодежи, обеспечивающей ее личностное становление, социализацию и культурное формирование.

На наш взгляд, современная наука нуждается в педагогическом моделировании процесса формирования досуговой активности средствами дизайна по следующим причинам: моделирование позволяет не только прогнозировать и корректировать данный процесс, но и предвидеть результаты развития личности, обеспечивающее ее полноценную адаптацию в обществе, а также научное моделирование позволяет осуществлять коррекцию социокультурного развития индивида в условиях использования вариативных технологий, что позволяет существенно расширить представление об области применения средств дизайна в формировании личности.

Социально-культурные условия, выявленные в данном исследовании, рассмотрены с позиций структурно-содержательных и функциональных компонентов досуговой активности, имеющих способность воздействовать на культурную и социальную адаптацию и инкультурацию человека. Данные условия не вступают в противоречия с основными современными социокультурными тенденциями развития общества и способствуют эффективной социальной активности личности в сфере досуга.

Соответственно, проблематика нашего исследования обусловлена с л едующи м и противоречиям и:

- между высоким педагогическим и социально-культурным потенциалом дизайна в формировании современной креативной и мобильной личности и недостаточным использованием его в сфере социокультурной практики;

-между потребностью общества в современных, художественно-ориентированных методиках в области инновационных направлений дизайна и слабо разработанной практикой научно-практического их применения в сфере моделирования досуговой активности личности;

между потребностью социально-культурной науки в новых направлениях оптимизации педагогических ресурсов формирования досуговой активности личности средствами дизайна и слабо разработанной методологической базой, учитывающей современные социокультурные тенденции ее воплощения в досуговой сфере;

- между потребностью социально-культурной науки в методологически разработанной и практико-ориентированной педагогической системе развития досуговой активности участников средствами дизайна и отсутствием целенаправленных технологических средств ее воплощения.

Вышеобозначенные противоречия на теоретико-методологическом уровне позволили обозначить следующую научную проблему исследования: каковы теоретико-методологические и научно-практические основы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна?

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

Объектом исследования является социокультурный процесс формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

Предметом исследования выступают социально-культурные условия формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна может быть существенно повышена, если:

- будут реализованы механизмы и процессы осуществления дизайнерской деятельности участников при раскрытии внутрисистемных переходов, способствующих сдвигу мотивов досуговой активности к овладению цели дизайнерского творчества;

- будет организован досуговый процесс как способ обогащение мотивов, целей и средств дизайнерской деятельности, опосредующих его течение и переход к качественно новым формам деятельности, интересным для молодежи;

- будет обеспечено усвоение духовных ценностей в условиях реализации творческого потенциала личности, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам при условии трансляция духовно-культурных ценностей;

будет разработана и реализована модель, содержащая преобразовательный социально-культурный потенциал культурно-досуговой системы при повышении для личности роли и значения организации свободного времени в условиях изучения дизайна.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1.Раскрыть основные проблемы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна в условиях современного социума.

2. Выявить эффективные социально-культурные условия формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

3.Осуществить моделирование социокультурного процесса формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

4. Раскрыть педагогические ресурсы оптимизации процесса формирования досуговой активности личности в условиях социокультурной практики средствами дизайна.

5. Экспериментально апробировать социально-культурные условия формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на ведущие научные исследования в области психологии об активности личности, современные концепции организации досуговой активности личности, ведущие фундаментальные труды в области организации досуга молодежи, учета методико-педагогических требований к формированию досуговой активности средствами дизайна, использованием культурологических концепций о сущности дизайна, опорой на современные искусствоведческие теории о развитии личности в процессе изучения дизайна, анализом основных рабочих программ и планов изучения дизайна, апробацией социально-культурных условий, внедрением и апробацией структурно-содержательной модели, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, использованием диагностических методик, адекватных поставленным задачам.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы и результаты определяют стратегию обновления социокультурной практики формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна с учетом проектирования разных типов, путей и средств ее организации, обеспечивающих качественный результат.

Разработанная структурно-содержательная модель обеспечила целенаправленное развитие досуговой активности молодежи и формирование личности с учетом развития потребностей в контексте влияния социокультурной среды, связанной с активностью включения индивида в систему социальных связей в процессе изучения дизайна.

Результаты исследования могут быть использованы организаторами досуга молодежи, педагогами различных образовательных учреждений, центров, культурно-досуговых комплексов, вузов, а также специалистами социокультурной сферы.

Апробированная структурно-содержательная модель позволила эффективно формировать досуговую активность молодежи и может использоваться преподавателями дизайна и декоративно-прикладного творчества, художественного труда, руководителями кружков, изостудий, факультативных занятий в центрах дополнительного творчества Методологическую основу исследования составили:

- психологические концепции о сущности категории «активность» (К.А Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, H.A. Канаева, Ю.А. Миславский, Т.С. Медведская, H.A. Погорелова, C.JI. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.);

- исследования, посвященные досуговой активности личности (Г.А. Аванесова, М.А. Ариарский, Е.А. Бинеева, Г.В. Головина, А.Д. Жарков, А.Е. Захарченко, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.И. Нуруллина, Е.С. Орлик, О.В. Понукалина, В.С.Савченко, Н.Н.Седова, Ю.А. Стрельцов, Д.В. Шамсутдинова, Н.В. Шарковская, В.М. Чижиков, Ю.А.Федоренко, H.H. Ярошенко, А.А.Ярцева и др.);

- исследования, посвященные дизайну, его сущности, теории и практики дизайнерской деятельности (JI.H. Безмоздин, Т.В.Быстрова, В.Д Глазычев, C.B. Евграфов, Ю.В. Назаров, Н.А.Ковешникова, М.А.Коськов, В.Н. Княгинин, В.А. Луков, A.A. Останин, В. О. Пигулевский, А.А.Полеухин, И.А.Розенсон, В.В. Чижиков Э.Г. Цыганкова и др.);

- исследования, посвященные дизайну и его педагогическому потенциалу в развитии личности (Д.Ю. Адоняев, H.A. Береза, Ю.А. Васильева, М.В. Галкина, Э.П. Григорьев, Т.А. Еременко, С.Н.Земелев, С.М. Кожуховская, В.А. Колесник, Т.В. Костогриз, В. Н. Княгинин, М.С. Мышинская, Ю.В. Назаров, Е.В.Никитина, Н.В. Недумова, Ж.В. Николаева, A.B. Овруцкий, Е.А.Смирнова, Е.А. Темникова, Л.А. Штомпель и др.);

- исследования, посвященные культурно-досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова,

Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.Е. Новаторов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Мосалев, В.М. Рябков, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, ЕЛО. Стрельцова, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова и др.);

исследования, посвященные научному проектированию и моделированию развития личности в условиях досуга (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Б.С. Гершунский, А.П. Марков, В.А. Сластенин, В.В. Туев, Д.А. Погонышева, Н.Н.Ярошенко и др.);

- программы по дизайну (авторская образовательная программа Е.В. Кругляковой, авторская программа дополнительного образования «Мастер» А.Е.Попова, авторская программа компьютерного проектирования и дизайна «Театр моды» Н.П. Оскорбиной и др.)

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ социально-культурной, педагогической, психологической, методической, культурологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, изучение, анализ и обобщение опыта работы центров дополнительного творчества, студий, клубов, молодежных центров организации досуга, опыта работы различных авторов общеобразовательных учреждений и учреждений социально-культурной сферы, тестирование, анкетирование, статистический анализ результатов исследования, табличные интерпретации полученных данных, качественный анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: I.Обосновано формирование досуговой активности молодежи средствами дизайна как процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность, обеспечивающий регуляцию процессов ее социализации и индивидуализации, ценностно-смыслового потенциала, организации творческой, коммуникативной, художественной, когнитивной деятельности, связанных с формированием мировоззрения и самореализацией

личности при использовании информационно-образовательного, проектно-художественного и культурно-эстетического потенциала дизайна.

2. Раскрыты социально-культурные условия формирования досуговой активности молодеэ/си средствами дизайна, направленные на реализацию педагогической системы формирования активного субъекта социокультурного пространства при использовании высокого потенциала дизайна и связанные с развитием когнитивной и социальной активности личности, основанной на коммуникации и творческой самореализации.

3. Выявлена взаимосвязь досуговой активности н досуговой деятельности, связанной с обоснованием специфических черт досуговой деятельности, которые формируют соответствующую систему досуга, характерную развитию потребностей личности как уровней, имеющих различия культурной и психологической значимости. Уровни досуговой деятельности отличаются друг от друга степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее, а также степенью досуговой активности.

4. Разработана структура досуговой активности личности, включающая три компонента: социально-ориентированный компонент (основной сферой реализации досуговой активности выступает процесс социальной ориентации личности); социокультурный компонент (формирование личности, органично сочетающей стремление к саморазвитию и творческую инициативность) и деятельностно-ориентированный компонент (развитие социокультурных инициатив).

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что предложенная научная идея рассматривает досуговую активность как важнейшее средство реализации сущностных сил личности и оптимизации социально-культурной среды, где используется главная потенциальная возможность дизайна для формирования социально-значимых потребностей и интересов индивида, что находит отражение в индивидуальной социально-культурной деятельности. Использование различных форм, приемов, функций

и содержания дизайна направлено в исследовании на культурное формирование личности и составляет основу для проектирования и конструирования теоретической и научно-практической базы формирования досуговой активности личности, что нашло выражение в выявленных социально-культурных условиях и разработанной структурно-содержательной модели.

Экспериментальная база исследования: Базой опытно-экспериментальной работы явилось: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»; Театр -студия реконструкции костюма "Вервица" г. Москвы; ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» г. Казань.

Первый этап (2009-2011) - поисковый: анализ социально-культурной, культурно-досуговой, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по изучению методологических основ формирования досуговой активности личности, изучение компонентов активности и ее влияния на организацию досуга личности, выявления педагогических ресурсов оптимизации процесса формирования досуговой активности личности средствами дизайна; определение и формулировка цели, объекта, предмета, разработка общей гипотезы и задач; выявление основных направлений использования дизайна в формировании досуговой активности личности, изучение планов и рабочих программ по дизайну.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Файзрахманова, Гульназ Камилевна, 2015 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова - Славская К. А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // В кн.: Развитие психологии в системе комплексного человекознания [Текст]: / Отв. ред.: А.Л.Журавлев, В.А.Кольцова. .4.1. М.: Институт психологии РАН, 2012.- с. 49-62.

2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2006. —236 с.

3. Адоняев Д.Ю. Теоретические аспекты формирования профессиональных умений будущих дизайнеров [Текст]// Современные проблемы художественной культуры и образования (региональный аспект): мат.международн. научн.-практ.конф. - Владимир, 2009. - с.259-260

4. Ариарский М.А. Прикладная культурология [Текст] - 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] // Р. Арнхейм; сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. [Текст] В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - 324 с.

7. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] - Казань, 2004. - 608 с.

8. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево [Текст]: Домашнее рукоделие. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во ACT", 2001. - 96 с.

9. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие [Текст] - М.:МГУКИ, -М., 2003 - 123 с.

Ю.Ахмадеева Р.Ш. Этнокультурные традиции как средство оптимизации семейных отношений [Текст] — Проблемы и тенденции развития современной социокультуной деятельности: сб.научн.мат. - КГУ, 2007. -200 с.

11.Береза H.A. Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук - Москва, 2013 -23 с.

12.Бинеева Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодежи [Текст]: Дисс...канд.соц. наук - Тюмень, 2012 - 178 с.

13.Воробьева И. В.Социально-культурная деятельность: учеб.-метод, комплекс [Текст] - Минск: ГНУ CT БГУ, 2009. - 106 с.

14.Волощенко Г.Г. Досуг: генезис и развитие [Текст] - Омск: ООО Издатель-Полиграфист, 2006. - 180 с.

15.Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография [Текст] - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011 - 230 с.

16.Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма [Текст]: дисс. канд.пед. - Москва, 1999 - 205 с.

17.Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]- Учебное пособие: Изд.-во Тамбовского гос. у-та имени Г Р Державина- 280 с.

18.Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи [Текст]: автореф...канд. соц.наук. -Ростов-на- Дону, 2009. - 29 с.

19.Головина Г.В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности [Текст]: Дисс...канд. пед.наук. - Краснодар, 2005. - 168 с.

20.Глазычев В.Д Дизайн как он есть. [Текст] - 2-е изд-е., доп. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 320 с.

21.Даль В. Толковый словарь русского языка [Текст] - М., 1998.- 569 с.

22.Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций [Текст] Яросл. гос. ун-т. -Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 45 с.

23.Евграфов C.B. Вопросы унификации, творчества и эстетики в дизайн-проектировании [Текст]// Современные проблемы художественной культуры и образования (региональный аспект): мат.международн. научн.-практ.конф. -Владимир, 2009. - с.261-264

24.Еременко Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна средствами самостоятельной работы [Текст]: дисс... канд.пед.наук - Челябинск, 2008.- 182 с.

25.Ефремов Н.Ф., Гротов A.C., Ефремов Д.Н. Автоматизированное проектирование упаковки [Текст]. - Из-во Логос, 2008. - 248 с.

26.Еныпина Ю. А. Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий [Текст] / Ю. А. Еньшина // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). -— Пермь: Меркурий - 2012 - с. 68-71.

27.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст] - М: МГУКИ, 2007. - 480 с.

28.Жаркова A.A. Развитие личности на основе парадигмального подхода в условиях социально-культурной деятельности [Текст] - Сборник тезисов докладов Московского государственного университета культуры и искусств - с. 173-182

29.Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. [Текст] - М. - 340 с.

ЗО.Захарченко А.Е. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры [Текст]: автореф...канд.пед.наук / -Оренбург, 2008- 26 с.

31.3емелев С.Н. Специфика повышения квалификации дизайнеров

Социокультурные проблемы дизайна: сборник статей. [Текст] - Ростов-на-Дону: Антей, 2008 - с.275-280

32.Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ [Текст] - JL: Лениздат, 1974. - 166 с.

33.Каверин В.А., Феклин К.П. Выбор, изготовление, испытания тары и упаковки. М. [Текст]: МГУП, 2002 - 260 с.

34.Калимуллин Д.Д. Деятельность КДУ в современных условиях: Состояние. Проблемы [Текст] / Вестник КГУКИ, 2006. -№3. - с. 112- 120

35.Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Уч. пос. для студ. культ-просвет, фак-тов вузов культуры и искусств [Текст] - М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

36.Канаева Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности [Текст] / Н. А. Канаева // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф.— М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.

37.Ковешникова H.A. Дизайн: история и теория [Текст] М.: Омега-Л, 2009 - 224 с.

38.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. [Текст] — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

39.Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2003. -176 с.

40.Кожуховская С.М. Дизайн-образование: структура, содержание и методы реализации [Текст] : диссертация ... докт.пед.наук - Нальчик, 2011 - 406 с.

41.Костогриз T.B. Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна [Текст]: диссертация канд.пед. - Екатеринбург, 2004. - 264 с.

42.Коськов М.А. Дизайн. Основы теории: учебн. пособие/ М.А. Коськов, A.A. Полеухин, под ред. М.А. Коськов. [Текст]: - СПб.:Изд-во Политехи.ун-та, 2009- 308 с.

43.Комиссаренко С.С. Формирование личности: концепции, институты, технологии. [Текст] - СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2013. - 298 с.

44.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. [Текст] - М.:МГУКИ, 2004. - 539 с.

45.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально - культурной деятельности [Текст] - М. Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. - 136 с.

46.Княгинин В. Н. Промышленный' дизайн Российской Федерации: возможность преодоления «дизайн-барьера» [Текст]: учеб. пособие / под ред. М. С. Липецкой, С. А. Шмелевой; — СПб. : Изд-во Политехи, ун-та, 2012. —80 с.

47.Княгинин В.Н. Промышленный дизайн Российской" Федерации: возможность преодоления «дизайн-барьера» [Текст]: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленные и технологические форсайт Российской Федерации»/ В.Н. Княгинин; под ред. М.С. Липецкой, С.А. Шмелевой; Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». -

- Санкт-Петербург, 2012. - Вып. 4 - 68 с.

48.Луков В.А. Останин A.A. Дизайн: тезаурусный анализ/ научная монография

- М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007. [Текст]: -207 с.

49.Максютин Н.Ф. Культурно - досуговая деятельность: Учебн. пос. [Текст] Медицина, 1995. -140 с.

50.Максютин Н.Ф.Педагогические ресурсы досуга [Текст] / Казань: Медицина, 1996.- 140 с.

51.Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования: уч.пос. [Текст] - Спб, 1998. - 137 с.

52.Марков А.П. Проблемы социально-культурной идентичности и ресурсы гуманитарного образования [Текст] - Глобализация и национальные традиции в образовании: сб. тез.мат.конференц., Казань, 2005. - с. 16-19

53.Максимова O.A. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества (на материале республики Татарстан): [Текст] автореф...канд.соц.наук - Казань, 1999,- 18 с.

54.Медведская Т.С. Активность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления в юношеском возрасте [Текст]: Дисс...канд.псих.наук /-Москва, 2011- 204 с.

55.Миргалимов И.М. Социально-педагогические проблемы формирования профессиональной направленности студентов института культуры [Текст] : автореф...канд.пед.наук - Казань, 1986. -20с.

56.Мосалев Б.Г. Досуг [Текст] - М., 1996. - 94 с.

57.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. [Текст] - М.: Педагогика, 1991 -173 с.

58.Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000) [Текст] - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 416 с.

59.Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования [Текст] // Сост. Е.В. Кулагина - Казань, 2004.-350 с.

60. Недумова Н.В. Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. [Текст] - Москва, 2004 - 22 с.

61.Нёльке Матиас Техника креативности / Матиас Нельке; (пер. с нем. М.Э. Реш). - 6-е изд-е., стер.- М.: Издательство «Омега-JI», 2014 - 133 с.

62.Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] -Вестник Омского университета-2005. Вып. 3.- С. 109-114.

63.Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие [Текст] / Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35.

64. Никитина Е.В. Педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода: На примере подготовки учителей технологии в педколледже [Текст]: дисс... канд.пед. наук - Якутск, 2006 - 167 с.

65.Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена [Текст]: - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2003 - 512 с.

66.Нуруллина А.И. Роль культурно-досуговой деятельности в совершенствовании интеллектуального потенциала России [Текст] Вестник КГУКИ. - №4. - 2005. - С.65-69

67.Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Текст] - Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд-во 12-е. - М.: Русский язык, 1986. - 846 с.

68.Проблемы и тенденции развития современной социокультурной деятельности: сб. научн. мат. [Текст] / Под ред. Р.З. Богоудиновой. - Казань: КГУ, 2007. - 200 с.

69.Погорелова H.B. Развитие творческой активности старших подростков в условиях полифункционального досугового объединения [Текст] /Актуальные проблемы современной культуры детства / Под ред. B.C. Русановой. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003. - 102-121 с.

70.Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга в контексте консумеризма [Текст]: автореф...докт.соц. наук - Саратов, 2010 - 38 с.

71.Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. - [Текст] Ростов н/Д:Антей, 2013.- 188 с.

72. Психология личности в трудах отечественных психологов - [Текст] СПб: «Питер», 2000 -336 с.

73.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]:: -М.: «Высшая школа», 1984 - 174 с.

74.Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма [Текст]:: диссертация ... кандидата педагогических наук - Москва, 1995 - 195 с.

75.Радугин A.A. Эстетика: учебное пособие для вузов [Текст] - М.: Центр, 1998. -240 с.

76.Розенсон И.А.Основы теории дизайна. [Текст] - СПб. Литер, 2004. - 205 с.

77.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии [Текст] СПб, Питер, 2001. -720 с.

78.Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX века) [Текст] / -Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.

79.Салахова Р.И. Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов [Текст]: Дис... канд. пед. наук - Казань, 2013 - 267 с.

80.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: [Текст] Уч.пос. - М.:МГУКИ, 2002. - 178 С.

81.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга [Текст] - JL: 1987 - 207 с.

82.Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: Учебное пособие - Тамбов: ТГУ, 2002. - 504 С.

83.Социокультурные проблемы дизайна: сборник статей. [Текст] - Ростов-на-Дону: Антей, 2008.-424 с.

84.Седова H.H. Досуговая активность граждан. [Текст] //Социологические исследования - № 12- Декабрь 2009 - с. 56-69

85.Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности [Текст] // Вестник ЧГАКИ - №2 (12). - 2007.- с. 166- 175

86.Смирнова Е.А.Формирование эстетической культуры будущих учителей технологии средствами дизайна швейных изделий [Текст]: дисс... канд. пед. наук - Москва, 2005 - 154 с.

87.Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность [Текст] - Казань, 2002. - 144 с.

88.Темникова Е.А. Формирование профессиональных компетенций у дизайнеров рекламы в условиях интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов [Текст] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 5 (75) 2011,- 02 июня 2011 - с. 116-118

89.Теплов Б.М. Избранные труды: [Текст] В 2-х т. М.: Педагогика, 1997. - 233 с.

90.Технологические основы социально-культурной деятельности: методические указания и рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» [Текст] / сост. Л.В. Секретова. - Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2010.-41 с.

91.Триодин В.Е. Клуб и свободное время [Текст] - Москва, профиздат, 1982. -136 с.

92.Туев B.B. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) [Текст] Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, H.H. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.

93.Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное: пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность [Текст] / КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с.

94.Федоренко Ю.А., Парфенов В.А. Досуговая деятельность как проявление социальной активности [Текст] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2010. - №2. - с.26-32

95.Художественное образование в XXI веке: сборник научных статей [Текст] -М., Издательский дом «СИНАКСИС», 2012. - 96 с.

96.Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности [Текст] /Вестник КГУКИ, 2007 . Спец.выпуск -с. 147-150

97.Шамсутдинова Д.В.Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга [Текст] - Казань: Изд-во Казанс.ун-та, 2001. - 256 с.

98.Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход: [Текст] дисс. докт.пед. наук - Москва, 2009,- 425 с.

99.Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 1. - С. 95-98

100. Чижиков В.М., А.Д.Жарков Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие [Текст] - М: МГУКИ, 2007. - 155 с.

101. Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды [Текст]: дисс...канд.фил.наук - Москва, 1997. - 152 с.

102. Узнадзе Д.Н. Общая психология. [Текст] -Тб.,1940. - 245с.

103. Ушачев В.П. Теоретико-методологические ориентиры формирования творческой активности. [Текст] - М.: Новая школа, 1996. - 180 с.

104. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник [Текст] - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

105. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога [Текст]: Дисс...канд.пед. наук - Нижний Новгород, 2004-с. 152

106. Brathwaite В. Challenges For Game Designers. Cengage Learning. 2009 -p.123

107. Burdea G., Goiffet P. Virtual Reality Technology. New-York, 2003.- 523p.

108. Bohnacker, Hartmut; Gross, Benedikt; Laub, Julia &Lazzeroni, Claudius (August 22, 2012), «Generative Design: Visualize, Program, and Create with Processing» (1st ed.), Princeton Architectural Press, cc. 472

109. Reas, Casey; Fry, Ben & Maeda, John (September 30, 2007), «Processing: A Programming Handbook for Visual Designers and Artists» (1st ed.), The MIT Press, cc. 736,

110. Shiffman, Daniel (August 19, 2008), «Learning Processing: A Beginner's Guide to Programming Images, Animation, and Interaction» (1st ed.), Morgan Kaufmann, cc. 450, ISBN 0-12-373602-1 Shiffman Daniel, The Nature of Code, version 0005, generated December 4, 2012.

111. Buchanan L. Graphically speaking: a visual a-z guide for betterdesign-client communication. China, 2002 - 246p.

112. Faludi, Robert (January 4, 2011), «Building Wireless Sensor Networks: with ZigBee, XBee, Arduino, and Processing» (1st ed.), O'Reilly Media, cc. 320,

113. Glassner, Andrew (August 9, 2010), «Processing for Visual Artists: How to Create Expressive Images and Interactive Art» (1st ed.), А К Peters/CRC Press, cc. 955,

114. Krause Jeffrey, Reflections: The Creative Process of Generative Design in Architecture, BArch USC, SMArchS MIT, Blacksquare LLC,2014 -p.222

115. Greenberg, Ira (May 28, 2007), «Processing: Creative Coding and Computational Art (Foundation)» (1st ed.), friends of ED, cc. 840

Электронные ресурсы

116. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] сайт кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, /Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-i

117. Быстрова Т.В. Концепция и методы проектирования в дизайне [Электронный ресурс] монография /электронный сайт архитектуры и дизайна /Режим доступа: http://www.taby27.ru/

118. Васильева А.Ю. Педагогические условия формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна [Электронный ресурс] Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) /Режим доступа: http://emissia.org/offline/2011/1673 .htm

119. Википедия [Электронный ресурс] Свободная энциклопедия/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

120. Галерея генеративного искусства [Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://www.complexiflcation.net/gallery/ (дата обращения: 11.06.2014).

121. Галерея работ, выполненных на Processing [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.onionlab.com/processing/YSLJTitles.html (дата обращения: 11.06.2014).

122. Гоноболин Ф.Н. Устойчивость свойств личности и ее активность [Электронный ресурс] образовательный портал Biografia.ru /Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/psihologiaO 18.html

123. Дизайн современного костюма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://works.doklad.ru/

124. Измаева С.П. Основы художественной обработки ткани [Электронный ресурс] / электронные публикации /Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-65345.html

125. Кислицина Н.В. Текстильный дизайн интерьера [Электронный ресурс] / электронные публикации /Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-65345.html

126. Орлик Е.С. Активность как фактор развития личности [Электронный ресурс] социальная сеть работников образования nsportal.ru /Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/aktivnost-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-priznaki-i-vidy

127. Официальный сайт Пола Пруденса [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.paulprudence.com (дата обращения: 11.06.2014).

128. Официальный сайт Кейси Реаса [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.reas.com (дата обращения: 12.06.2014).

129. Официальный сайт Бенойма Фрайема [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://benfry.com (дата обращения: 11.06.2014).

130. Официальный сайт студии Universal Everything с большим количеством примером DigitalArts /[Электронный ресурс] /Режим доступа http://www.universaleverything.com (дата обращения: 01.06.2014).

131. Мышинская М.С. Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования [Электронный ресурс] атореф.канд.пед.наук. Магнитогорск, 2010 /Режим доступа: http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii-pedagogika/al25.php

132. Парийчук A.B. Молодежные суб-культуры как создатели новых социально-культурных практик [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-3-2011/kulturologiya/pariychuk.pdf

133. Примеры видео-инсталляций [Электронный ресурс] Режим flOCTyna:http://vimeo.com/tag:processing/sort:plays (дата обращения: 15.06.2014).

134. «Плоский дизайн»: с чего начать? Пять основных принципов Flat -дизайна [Электронный ресурс] Режим доступа: http://powerbranding.ru/design/flat-design-junel3/ (дата обращения: 29.02.2014).

135. Романцова Е.Б. Дизайн как средство формирования экологической культуры личности [Электронный ресурс] Электронный научный журнал-Режим flocTyna:http://www.sworld.com.ua/

136. Савченко B.C., Климова Т.В. Роль досуговой деятельности в социальной активности студентов вуза [Электронный ресурс] Педагогические науки -электронный научный журнал - Режим flocTyna:http://www.facebook.com/sonya.nikki

137. Ihmels Т., Riedel J. The methodology of generative art. [Electronic resource] // Media Art Net, Germany [Website] URL: http://www.medienkunstnetz.de/themes/generative-tools/generative art/ (дата обращения: 08.08.2014)

138. Джошуа Дэвис, Открытие выставки [Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://designcollector.net/joshua-davis-exhibition-stpete-audi/ (дата обращения: 08.10.2014)

139. РШрХ^эгук, МопЛ1апсЬуОп£огтайуе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.creativeapplications.net/processing/montblanc-processing/ (дата обращения: 10.08.2014).

140. РШрУ^п^с, Ас1е1юп1т^егу [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.creativeapplications.net/processing/actelion-imagery-processing/ (дата обращения: 10.08.2014).

141. Plumsfestworkshop: интерактивные визуальные технологии и генеративное искусство на базе Touchdesigner [Электронный ресурс] Режим доступа: http://plumsfest.ru/workshop/(дата обращения: 30.11.2014);

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.