Ответственность в сфере социальных регуляций: политический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Коновалов, Александр Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат философских наук Коновалов, Александр Владимирович
Введение
Глава 1. Специфика политической ответственности в сфере социальных отношений.
1.1. Потребности, интересы и ценности как основания ответственности в обществе.
1.2. Отношение государства и общества в системе ответственных взаимозависимостей.
1.3. Политическая ответственность в ретроспективном и перспективном аспектах.
Глава 2 Политическая ответственность субъектов социальных регуляций в развитии общества.
2.1. Противоречия регулятивных процессов в современном обществе.
2.2. Механизмы ретроспективной политической ответственности субъектов социальных регуляций.
2.3 Проблемы совершенствования перспективной политической ответственности субъектов социальных регуляций.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-политическая природа правовой культуры: Философский анализ2003 год, кандидат философских наук Шегало, Андрей Борисович
Социально-философский аспект девиантного поведения в регулятивных процессах2005 год, кандидат философских наук Сафин, Дамир Искандарович
Социальная ответственность в условиях глобализации: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Султанова, Лэйсан Илусовна
Институционализация ответственности государственных служащих2004 год, кандидат социологических наук Потехин, Виктор Анатольевич
Социально-регулятивный потенциал общественного сознания в современном обществе2007 год, кандидат философских наук Задворнов, Андрей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ответственность в сфере социальных регуляций: политический аспект»
Актуальность темы исследования. Проблема политической ответственности оказывается особенно острой и важной в кризисные периоды развития общества, когда обычно устанавливается примат политики над экономикой. На первый план выступают политическая деятельность, политические отношения, регулирующие экономические, правовые, культурные связи в обществе, создающие систему ответственных зависимостей в сфере этих связей. Общественные задачи успешнее решаются тогда, когда повышается ответственность перед обществом субъектов социальной регуляции за направленность и эффективность проводимой ими политики.
С начала 90-х годов XX века и до настоящего времени идет постепенный процесс свертывания социальных, образовательных, культурных, правоохранительных и других функций государственной власти и значительное снижение ответственности государственных руководителей за происходящие в стране экономические, а также политические, культурные и иные социальные процессы. Подобная ситуация исключает полноценное исследование проблемы ответственности, и особенно политической ответственности, в образовательных программах и в научных дискуссиях. Поэтому в современных условиях в нашей стране существует актуальная общественная потребность в усилении научного интереса к проблемам ответственности, совершенствования системы ответственных зависимостей в области социальной регуляции, особенно в сфере политических отношений. Перед отечественной социальной наукой стоит одна из главных задач - выработка принципов правового и социального государства, обоснование необходимости развития гражданского общества, усиления политической активности граждан и совершенствования их моральной, правовой и политической культуры.
Эта задача не может быть решена без изучения феномена политической ответственности, ее места в социальных отношениях и разработки ее механизмов.
Степень разработанности проблемы. Долгое время проблема ответственности была преимущественно предметом внимания правоведов. Во второй половине XX столетия проблемой ответственности заинтересовались представители этики и социальной философии.
В работах зарубежных философов в основном исследуются феномены индивидуальной, моральной или ретроспективной юридической ответственности, а также исторической ответственности человека. Теории ответственности в зарубежной философии чаще всего выдержаны в рамках психоанализа и экзистенциализма. Подлинной движущей силой ответственного поведения индивида в теории психоанализа выступает бессознательное, а в экзистенциализме - экзистенция, которые рассматриваются как «самость», взятая вне общественных отношений. Отсюда, ответственность предстает как ответственность индивида перед самим собой, а не перед коллективом, социальной группой, обществом. Исследования Т. Говьера, Р.Е. Гудина, Г. Морриса, А. Хоровица, Д.Шмидтса посвящены изучению феномена индивидуальной ответственности.
Проблема ответственности актуальна для зарубежной экзистенциальной философии (X. Арендт, X. Ионас, У. Хороз, А. Шаап).
Представители теории постиндустриального общества Р. Арон, Д. Белл, Э. Тоффлер, а также К. Митчем, Р. Маккеон особое внимание уделяли ответственности ученых, интеллектуалов, а историческую ответственность отождествляли с ответственностью прогрессивных сил общества, обеспечивающих техническое развитие общества. М. Бубер также исследовал проблему исторической ответственности.
Этический и религиозный аспект ответственности изучали К. Барт, К. Дженни, X. Р. Нибур, X. Хает, Д. Бонхеффер.
Политический аспект ответственности представлен в работах Р. Мак-кеона, X. Арендт, Дж. Лэдда, Г. Ионеску, Г. Р. Ласвела.
Из поля зрения зарубежных исследователей социальной ответственности выпадает главное в ее содержании - анализ всей совокупности взаимозависимостей личности и общества как ведущей детерминанты социальной ответственности. Они не решают вопрос о выработке механизмов ответственности господствующего класса перед обществом, элиты перед народными массами в элитарно-массовом типе общества.
Следует признать, что и в отечественной социально-философской области этот вопрос не решается до сих пор. Он не решался и в советской науке по той причине, что советское общество официально не признавалось эксплуататорским и элитарно-массовым. В советский период развития отечественной философии ответственность была представлена выражением тех социальных процессов, которые связаны с целенаправленной деятельностью человека, с его общественной практикой. Человек становится ответственным не столько за свою духовную деятельность, сколько за степень овладения общественными отношениями, за совершенствование себя как человека. Предметом изучения здесь выступает социальная ответственность, которая в одинаковой мере сосредотачивает в себе личную и общественную ответственность (ответственность общества перед личностью).
В отечественной философии проблема социальной ответственности начала разрабатываться в 60 годах XX века, наиболее интенсивная ее разработка приходится на 70-80-е годы XX века.
Существенный вклад в развитие теории социальной ответственности внесли ученые МГУ и Харьковского государственого университета: И. П. Дудник, А. М. Кривуль, С. А. Могильный, Л. Г. Морозко, А. Ф. Плахотный, В. И. Сперанский, А. М. Черныш, А. Н. Шибко и другие. Но в их исследованиях речь шла о сущности ответственности, а не о реальных ответственных зависимостях и регулятивных процессах, складывающихся в социуме. А. Ф. Плахотный положил начало традиции рассмотрения ответственности как связи индивидуальной творческой активности и объективно обусловленных требований общества (класса, коллектива).
Методологическая база системного исследования проблемы ответственности в его основополагающих «срезах» - логико-категориальном, нормативно-оценочном и нравственно-психологическом — была предложена в начале 80-х годов XX века А. И. Ореховским.
Экономический аспект ответственности исследуется в работах Б.Т. Ба-зылева.
Моральный аспект ответственности исследовал О.Г. Дробницкий.
Правовой и государственно-правовой аспект ответственности отражен в исследованиях О. Г. Анисимова, И. JL Бачило, Т. Д. Зражевской, Р. П. Иванова, С. В. Катрич, А. Н. Костюкова, М. А. Краснова, В.Н. Кудрявцева, В. В Серебренникова, В. Н. Скобелкина и других.
Специальное комплексное исследование проблемы политической ответственности провел А. М. Черныш.
В зарубежных работах слабо изучены проблемы социальной ответственности, системы ответственных зависимостей в обществе. Советские философы определяли политическую ответственность как ответственность ее носителей перед классом во имя его интересов, требований. Классы в этом определении выступают высшими ответственными инстанциями. В отечественной философии не была обозначена проблема политической ответственности как ответственности господствующего класса или элиты перед народными массами, перед обществом в целом. Таким образом, проблема политической ответственности недостаточно изучена и требует специального социально-философского анализа.
Объектом исследования является ответственность в сфере социальных регуляций.
Предмет исследования - политический аспект ответственности в сфере социальных регуляций.
Цель диссертационного исследования — проанализировать политический аспект ответственности в сфере социальных регуляций.
В связи с указанной целью решаются следующие задачи:
1. Проанализировать социальные процессы, происходящие в современном мире и российском обществе.
2. Определить инстанции, субъекты, основания политической ответственности и изучить ее взаимосвязь с другими видами социальной ответственности.
3. Выявить закономерности системы политических ответственных зависимостей в сфере социальных регуляций.
4. Выделить механизмы политической ответственности, адекватные конкретным социальным и историко-географическим условиям современной российской действительности и оптимальные для преодоления кризиса российской регулятивной системы общественных отношений.
Научная новизна исследования.
1) Предложено авторское определение понятий «ответственность» и «политическая ответственность».
2) В онтологии бытия индивида определены и охарактеризованы следующие основания ответственности: нужда, которая бессознательна и существует на физиологическом уровне индивида, потребность как чувственно-эмоциональная необходимость, рацио-потребность (логический уровень), интерес индивида, который направляет индивида на конкретные объекты удовлетворения его нужд и потребностей при его осознанном выборе, и ценность как количественный и качественный показатель всего того, что удовлетворяет оптимальные или неоптимальные потребности личности.
3) Определена зависимость оптимальности и неоптимальности (экстремальности) оснований ответственности и ответственных отношений, складывающиеся между личностью, социальными группами и обществом, от форм сочетания прямых и обратных связей в социальных системах.
4) Выявлена зависимость субъектов и меры свободы от характера права (реальное адекватное, реальное неадекватное и виртуальное право) и характера ответственности (реальная оптимальная, реальная неоптимальная и виртуальная ответственность).
5) Аргументировано, что в настоящее время проблема ответственности отражает особенности элитарно-массового типа глобального сообщества.
Положения, выносимые на защиту.
1. Аксиологические и праксиологические основания политической ответственности оптимальны или дезоптимальны, адекватны или не адекватны потребностям общественного развития. Главное свойство оптимальной ответственности - взаимность ответственности всех субъектов общественных отношений друг перед другом.
2. Характер и механизм распоряжения собственностью в обществе, характер соответствия регулятивных процессов, происходящих в социуме, либо материальным интересам господствующих в обществе социальных групп, эксплуатирующих большинство граждан страны, либо оптимальным общественным интересам и законам общественного развития, обусловливает специфику характера и механизмов политической ответственности в соответствующих социальных условиях.
3. Политическая ответственность обеспечивает контроль над управлением жизни всего государства и интегрирует экономические, правовые и моральные ответственные зависимости в сфере социальных регуляций в кризисные периоды развития общества.
4. Эффективная реализация механизмов ретроспективной политической ответственности возможна при формировании адекватной законодательной базы, которая закрепила бы оптимальные, справедливые социальные отношения с помощью механизма распоряжения собственностью в интересах большинства населения.
5. Решение проблем перспективной политической ответственности возможно через постоянный контроль над эффективной работой субъектов государственной власти со стороны народа. Во избежание опасности социальной и экологической катастрофы, вызываемой дисбалансом внутренних связей глобальной социальной системы и ее связей с природой планеты, необходимо формирование принципов коллективной ответственности в рамках общества в целом и глобальной структуры социума. При формировании принципов коллективной ответственности важно учитывать традицию, заложенную в концепции русских философов (С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка и др.) о коллективной ответственности.
Теоретическую базу исследования составляют следующие идеи, теории и концепции:
1) теория классово-антагонистического общества К. Маркса;
2) концепция закономерностей человеческого существования Э. Фромма;
3) закон диалектического отчуждения (Д.П. Горский);
4) концепция русских религиозных философов (С.Н. Трубецкой, С.Л.Франк и др.) о коллективной ответственности;
5) концепция жизненных сил человека (С. И. Григорьев и др.);
6) классификация типов социальных систем Е.В. Ушаковой
7) концепция разумных потребностей Л. С. Филиппова;
8) концепция оптимологии О.С. Разумовского.
Методология исследования:
1) диалектико-материалистический подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.);
2) деятельностный подход (Б.М. Краснов, А.Ф. Плахотный, А.И. Ореховский и др.);
3) цивилизационный подход (А.В. Иванов, А.Н. Данилов, А.С. Пана-рин, С.Г. Кара-Мурза, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин, М.Ю. Мизулин, В.В. Ильин и др.);
4) системный подход (холистический социальный детерминизм в работах М. Я. Боброва, Э. Г. Винограя, О. С. Разумовского, В. Н. Сагатовского, А. И. Субетто, Ю.А. Урманцева, А. Д. Урсула, Е. В. Ушаковой и др.).
Методы исследования: сравнительный анализ, методы индукции и дедукции, концептуальный синтез, системный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, категориальный анализ.
Информационную базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых XIX - начала XXI веков, проекты российских нормативно-правовых актов.
Теоретическая значимость диссертации. Результаты проведенного исследования могут найти применение в изучении проблемы сопряжения свободы и ответственности, в выработке принципов и механизмов социального государства и общества как системы трансформационного типа в современных российских условиях.
Работа существенно разграничивает сферы сущего и должного в современной политической действительности.
Практическая значимость диссертации. Выводы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Социальная философия», «Философия права», «Философия политики», а также других дисциплин, затрагивающих проблему политической ответственности.
Апробация работы. Проблемы, сформулированные и решаемые в процессе проведения исследования, а также основные положения диссертации были апробированы в выступлениях на трех международных научно-технических конференциях «Информатика и проблемы телекоммуникаций» (Новосибирск, 2000, 2001 и 2002 гг.); на всероссийской научной конференции «Современные вопросы теории права» (Новосибирск, 2000 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, образование» (Новосибирск, 2002 г.); на региональной научной конференции «Правотворчество и правореализация: проблемы эффективности» (Новосибирск, 2002 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальная ответственность: генезис, сущность, структура и стратегия развития: Системный анализ2001 год, кандидат философских наук Парамонова, Ирина Михайловна
Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества2004 год, кандидат философских наук Губачев, Михаил Николаевич
Социальная ответственность в системе управления российскими корпорациями2006 год, кандидат социологических наук Будкина, Елена Константиновна
Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Беляев, Георгий Георгиевич
Политическая власть как объект социального регулирования2000 год, доктор политических наук Буренко, Владимир Иванович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Коновалов, Александр Владимирович
Выводы:
1. Для плодотворности действия системы зависимостей перспективной ответственности необходимо в законодательных актах федерального уровня четко разграничивать в нормативно-правовом порядке компетенцию, полномочия, функции, пределы деятельности не только государственных органов, но и отдельных государственных служащих; следует учитывать и оформлять
1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - M., 2001. - С. 154-155 в нормативно-правовом порядке наличие конкретных обязанностей, ограничений и запретов, что должно сопровождаться указанием возможной ответственности за нарушение данных норм.
2. Механизмы ответственности ретроспективного плана выступают реальным фактором усиления перспективной ответственности. Реализация принципа неотвратимости наказания виновных в нарушении социальных норм, отражающих коренные общественные интересы, является наиболее результативным способом предупреждения асоциального поведения.
3. Важнейшей предпосылкой становления в российской политической практике механизмов перспективной формы оптимальной политической ответственности является развитие организаций территориального общественного самоуправления, применяющих на практике различные механизмы народного контроля деятельности субъектов государственной власти, в том числе осуществление контроля над избирательными компаниями и политическими выборами, инициирование отзыва депутатов или отставки субъектов исполнительной власти, организацию таких мероприятий, как референдумы, подача петиций, акции народного протеста в случае ущемления прав и интересов народных масс.
4. Солидарное участие в политической жизни всех социальных субъектов вызывает образование многоуровневой системы взаимной политической ответственности всех социальных субъектов за насущные инновационные процессы в разных отраслях общественного жизнеустройства. Такая ответственность основана на принципах и механизме коллективной ответственности, описанных в работах русских религиозных философов XIX — XX веков (C.JI. Франка, С.Н. Трубецкого и других).
5. Совершенствование политической ответственности перспективного характера достигается за счет воспитания правовой, политической и моральной культуры граждан, обусловливающей действенность и позитивность их социальной активности, их умение защищать свои права, добиваться удовлетворения их коренных социально-экономических и политических интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была определена сущность ответственности как таковой, социальной ответственности и, в частности, политической ответственности. Было установлено, что ответственность как сущность не тождественна феномену ответственности в сфере социальных регуляций. Ответственность по своей сущности определяется как мера регуляции общественных отношений или, если исходить из роли регуляции в обществе, как связь деятельности субъекта и требований социальной необходимости. В реальных регулятивных процессах требования социальной необходимости нередко подменяются дезоптимальными потребностями и интересами господствующего класса, или элиты. Это характерно для элитарно-массового общества, или классово-антагонистического общества. Такое общество конфликтогенно и неустойчиво, в нем ослабевают внутренние социальные связи, нарушается равновесие в природной среде непосредственно в зоне влияния данного общества на природные процессы.
Ответственность как сущность в современных общественных отношениях не реализуется. Несмотря на высокий уровень развития технических сил материального производства, современные общества не утратили эксплуататорского характера и вместе образуют элитарно-массовое мировое сообщество, где небольшое количество развитых капиталистических стран (систем-аккумуляторов) используют жизненные ресурсы остального мира в собственных национальных интересах и в ущерб интересам населения неразвитых стран (систем-деградаторов). Шанс выживания социальных систем-аккумуляторов и систем-деградаторов минимален, так как переизбыток или истощение жизненных ресурсов системы ведет к ее разрушению. Социальные системы-автоизоляторы (системы, способные выживать за счет собственных жизненных ресурсов при оптимальном их потреблении и изоляции от других социальных систем) способны со временем развиваться в социальные системы-трансформаторы (система, способная не только выжить, но и развиваться). В элитарно-массовых обществах субъектами социальной регуляции являются не все общественные группы как элементы социальной системы, а господствующие классы (элиты), монополизирующие и использующие в собственных меркантильных интересах общественную собственность на средства производства и политическую власть. В элитарно-массовом обществе народные массы максимально ответственны перед элитой, а элита несет минимальную ответственность или не несет ее вообще. Нарушается равновесие прямых и обратных связей в системе ответственных зависимостей социума. Для современного элитарно-массового общества типичны максимальное (гипертрофированное) потребление жизненных ресурсов элитой и минимальное (гипотрофированное) потребление жизненных ресурсов народными массами, виртуальное оптимальное (закрепленное в нормах, но не реализуемое в действительности) и реальное дезоптимальное право. Ответственность как сущность оптимальна. Система реальных оптимальных зависимостей, взаимная ответственность всех граждан без исключения и их общностей в социуме, не сформирована ни в одном государстве мира. Характер ответственных отношений в обществе зависит от характера отношений собственности. Общественная собственность обусловливает оптимальные ответственные отношения, частная собственность - дезоптимальные.
Ответственность как феномен в сфере социальных регуляций с учетом ее перспективного и ретроспективного аспектов можно дефинировать следующим образом. Это мера предупреждения, предотвращения (перспективный аспект) и пресечения (ретроспективный аспект) отклонений от нормы. Норма понимается либо как условное общепризнанное правило в различных общностях, в обществе, некий стандарт поведения, либо как оптимальные требования общества или оптимум. В первом случае норма может формироваться под преимущественным влиянием элиты, или господствующего класса, в собственных интересах и даже в ущерб интересам народных масс, и поэтому она дезоптимальна. Оптимальна она в том случае, если выражает оптимальные требования общества.
Социальная ответственность как сущность рассматривается как система ответных реакций индивида, группы индивидов, общества, государства. Эта система нарушается, если социальные нормы не выражают оптимальные требования общества. По аналогии с определением ответственности, феномен социальной ответственности в сфере социальных регуляций, в реальных регулятивных процессах, трактуется как мера предупреждения, предотвращения и пресечения отклонений от социальной нормы.
Общественные отношения включают в себя экономические, политические, моральные и юридические отношения. Экономическая, политическая, моральная и правовая ответственность являются видами социальной ответственности. Социальные нормы классифицируются на моральные и правовые нормы, которые закрепляют потребности, интересы и ценности различных социальных субъектов и регламентируют поведение людей, их взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Правовые нормы в отличие от моральных норм общеобязательны. Осуществляются правовые нормы в системе социальных отношений через государственное принуждение. В зависимости от того, какие нормы — моральные или правовые — являются аксиологическими основаниями ответственности, можно говорить о моральной или правовой ответственности.
Аксиологическими основаниями экономической и политической ответственности в отличие от моральной и правовой ответственности выступают не нормы, а потребности и интересы социальных групп, влияющих на экономические и политические процессы в обществе. Экономическая ответственность свойственна сфере экономических отношений, прежде всего отношений собственности (отношений производства, обмена, потребления и распределения жизненных ресурсов), а политическая ответственность — сфере политических отношений, а именно отношений по поводу непосредственного участия в управлении и регулировании отношений собственности и иных общественных отношений, производных от отношений собственности, а также по поводу влияния на регулятивные процессы в обществе.
Праксиологическими основаниями различных видов социальной ответственности являются: моральной, правовой ответственности - соблюдение моральных и правовых норм; политической ответственности - формирование и реформирование, а также реализация моральных и правовых норм; экономической ответственности — процессы производства, обмена, потребления и распределения жизненных ресурсов. Инстанцией различных видов реальной оптимальной социальной ответственности выступают народные массы. В действительности субъекты социальной регуляции (представители государственной власти, а также различные общности, объединения людей, влияющие на регулятивные процессы в обществе) несут ответственность перед господствующим классом, монополизировавшим жизненные ресурсы общества и государственную власть, и исключительно в его коренных интересах.
Подчеркивается тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимоопре-деляемость механизмов различных видов социальной ответственности. В качестве механизмов политической ответственности и ретроспективного, и перспективного характера выступают механизмы моральной и различных видов юридической ответственности. Так для реализации ответственности субъектов политики за злоупотребления властью вступает в действие механизм уголовной ответственности, как особого вида юридической.
Чтобы механизмы оптимальной ответственности работали в реальных регулятивных системах, необходимо привлечение к экономической, политической и юридической ответственности представителей асоциальных и реакционных сил, эксплуатирующих трудящихся, общественным большинством. Механизмы системы ответственных зависимостей в сфере социальных отношений только тогда будут реализовываться эффективно и адекватно законам общественного развития и оптимальным потребностям и интересам личности и общества, когда социально-экономические и политические процессы, а тактакже изменения в общественном сознании, идеологии будут происходить в направлении социализации, а не индивидуализации, коммерциализации.
При социализации общественных отношений и оптимизации индивидуальных, групповых и общественных потребностей и интересов разложение эксплуататорской формы общества и государства, формирование механизма справедливого распределения жизненных ресурсов общества и механизма коллективной ответственности неизбежно. Отмирание аккумулятивного и дегративного типов социальных систем способствует сохранению и выживанию социума в обновленной форме — трансформационной форме социальной системы. Общество вынуждено развиваться, постоянно обновлять себя, чтобы сохраниться. Застой, стагнация общества в своем несовершенном состоянии ведет к разложению социальной организации.
В работе указаны лишь некоторые механизмы системы ответственных зависимостей в сфере политических отношений применительно к современной России. В дальнейшем перспективно расширение комплекса данных механизмов.
Последующее изучение существующих в мировой и российской исторической практике, а также выработка и обоснование новых механизмов политической ответственности, адекватных современному состоянию российского общества позволяет выходить на исследование проблем, связанных с построением правового и социального государства и формированием гражданского общества в России на основе механизмов коллективной ответственности в рамках всего социума.
Благодаря этому возможна выработка принципов и путей развития социальной системы трансформационного типа, а также механизмов органично вписывающейся в нее системы ответственных зависимостей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коновалов, Александр Владимирович, 2005 год
1. Александров И.А. Начала космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира. М.: Александров, 1997. — 135 с.
2. Алексеева Т.А. Нужна ли философия политике? М.: Эдиториал УРСС, 2000.-126 с.
3. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Джона Роулса. М.: Наука, 1992. - 113 с.
4. Анисимов А.Н. Pax Americana не состоится // Национальный интерес. 1998.-№1.-С. 35-51.
5. Анисимов О.С. Политическое мышление: процессы, моделирование и критериальное обеспечение. — Караганда, 1996. — 140 с.
6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. - 303 с.
7. Ахвледиани А.А., Ковалев A.M. Собственность, власть, политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 280 с.
8. Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. — М.: Магистр, 1997.-40 с.
9. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России: философский аспект. М., 1992. - 82 с.
10. Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: автореф. дис. .канд. юрид. наук. — Киев, 1968.-17 с.
11. Базылев Н.И. Обобществление производства и развитие социалистической собственности: автореф. дис. .д-ра эк. наук. Л., 1989. — 32 с. 12. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. — М.: Академкнига, 2002. — 456 с.
12. Бобров М.Я. Система законов и категорий специальной социологии. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. — 97 с.
13. Бутенко А.П., Шкреба А.А. Диалектика общественного развития. — Киев: Политиздат Украины, 1990. 320 с.
14. Бутенко А.П. Как изменялась социально-классовая природа коммунистической власти в странах Европы и Азии. М: Эпикон: ИМЭПИ, 2002. - 70 с.
15. Васильев JI.C. Что такое азиатский способ производства? // Народы Азии и Африки. 1998. - №3. - с. 62-79.
16. Винограй Э.Г. Философские основы развития общей теории систем: автореф. дис. .д-ра филос. наук М., 1994. - 37 с.
17. Волобуев П.В. Четвертооктябрьский политический режим: социальная сущность и перспективы // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1995. — С. 287-300.
18. Вырщиков А.Н. Власть и общество: проблемы взаимодействия. — Волгоград, 2001.-101 с.
19. Глазьев С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. М.: Гно-зис, 1994.-415 с.
20. Гомеостатика живых, природных, технических и социальных систем. / Под ред. Ю.М. Горского и др. М.: СГИ, 1999. - 86 с.
21. Гражданское общество, государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. 2002. - №1. с. 3-51.
22. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2001. - 229 с.
23. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX-XXI веков. М., 2000. - 208 с.
24. Гумилев JI.H., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий // Гумилев JI.H. Ритмы Евразии.-М., 1993.-С. 174-187.
25. Данилов А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии. — Минск: Ушверсггэцкае, 1998. 575 с.
26. Дахин В.Н. Социальные последствия «либеральной революции» в России // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. — М., 1995.-С. 132-137.
27. Дудник И.П. Свободное время и социальная ответственность // Вестник Харьковского университета. №323: Материалистическая диалектика и социальная практика. Харьков, 1988. - С. 65-71.
28. Ельчанинов В.А. Методологические проблемы исторической науки. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1990. — 118 с.
29. Желтов В.В. Введение в политологию. — Кемерово, 1994. — 166 с.
30. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталист-ская социологическая парадигма / Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. — Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2000. 247 с.
31. Закон РФ «О борьбе с коррупцией» // Российская газета. 1993. — 16 апреля. - С. 14.
32. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1993. — 16 апреля. - С. 15.
33. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544 с.
34. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. — М.: Центрполиграф, 1994.-495 с.
35. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф,2000.-638 с.
36. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1980. - 159 с.
37. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та,2001.-240 с.
38. Иванов А.В. Запад Россия - Восток: сравнительный анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 72 с.
39. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 130с.
40. Иванов Р.П., Костюков А.Н. Скобелкин В.Н. Основы российского государства и права. Омск: Омский гос. ун-т, 1995. - 334 с.
41. Игнатова В.Н. Взаимоотношения местного сообщества по горизонтали и вертикали управленческой иерархии // Россия: выбор пути. — Тюмень, 2000.-С. 61-66.
42. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 301 с.
43. Ильин В.В. Политология. М.: Университет, 2000. - 539 с.
44. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. М.: Изд-во МГУ, 1994.-283 с.
45. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.
46. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова JI.B. Политология.- М.: Юристь, 2000.-510 с.
47. Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 134 с.
48. Капустин Б.Г. Критика политического морализма // Вопросы философии. 2001. - №2. - С. 33-55.
49. Кара-Мурза С.Г. Интеллигенция на пепелище России. — М.: Былина, 1997.-264 с.
50. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: избр. тр. — М.: Наука, 1990.-348 с.
51. Кейзеров Н.М. Проблема власти в буржуазной социологии (критика политической теории современного империализма): автореф. дис. .д-ра филос. наук. -JL, 1968.-41 с.
52. Королев А.И. Историческая необходимость социалистического государства. Особенности возникновения и развития его в России: автореф. дис. . .д-ра юрид. наук. JI., 1969. - 33 с.
53. Краснов М.А. Ответственность власти: Государство в открытом обществе. М.: Магистр, 1997. — 55 с.
54. Кривуля A.M. Ответственность в системе условий и факторов развития социальной активности // Вестник Харьковского университета. №303: Материалистическая диалектика и социальная практика. Харьков, 1987. -С. 44-48.
55. Кудрявцев В.Н., Лазарев Б.М. Дисциплина и ответственность: пути укрепления // Советское государство и право. 1981. — №6. - С. 67-76.
56. Курбанова Е.С. Власть и управление: единство и взаимодействие в обществе: автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1996. -20 с.
57. Лекторский В.А. Эпистемиология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.-255 с.
58. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1958. - 5-е изд. - Т. 1. - 662 с.
59. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1962. - 5-е изд. - Т. 36. - 742 с.
60. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1963. 5-е изд. - Т. 39. - 624 с.
61. Лобазова О.Ф. Гармонизация отношений социальных групп через согласование интересов: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1995. - 29 с.
62. Ловецкий Г.И. Субкультуры общества: от хаоса к порядку // Россия: путь в третье тысячелетие. — Калуга, 2000. С. 181-201.
63. Лойко Л.В., Прусаков Ю.М., Калмыков Ю.Н. Юридическая ответственность государственных служащих в системе обеспечения прав и свобод личности // Российское общество и государство на рубеже веков. Ростов-на-Дону, 2000. - С. 106-109.
64. ЛоккДж. Сочинения.-М.: Мысль, 1998.-Т. 3.-560 с.
65. Магдиев А.И. Ответственность как свойство личности // Проблемы социальной ответственности и современность: тезисы и материалы науч. конф., апрель 2000. Новосибирск, 2000. - С. 30-31.
66. Малинова И.П. Правовое государство и гражданское правовое общество // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург, 1999. - С. 131-136.
67. Мамардашвили М.К. Философия и личность. // Человек. — М., 1994.-С. 5-19.
68. Мамут JI.C. Учение Карла Маркса о государстве (актуальные ис-торико-теоретические проблемы): автореф. дис. .д-ра юрид. наук. — М., 1977.-31 с.
69. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1955.-2-е изд.-Т. 1.-700 с.
70. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1955. - 2-е изд. - Т. 3. - 630 с.72. .Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1959.-2-е изд.-Т. 13.-771 с.
71. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1961. - 2-е изд. - Т. 21. - 746 с.
72. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1969. - 2-е изд. - Т.46, 4.2. - 620 с.
73. Мизулин М.Ю. Философия политики: власть и право. — Ярославль, 1997.-209 с.
74. Могильный С.А. Проблема ответственного отношения к труду // Вестник Харьковского университета. №323: Материалистическая диалектика и социальная практика. Харьков, 1988. - С. 59-65.
75. Момджян К.Х. Маркс и современная история // Социальная философия конца XX века: сб. науч. ст. / Под ред. К.Х. Момджяна. М., 1991. - С. 4-15.
76. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 1997. — 445 с.
77. Морозно Л.Г. К вопросу о критерии зрелости духовного мира человека // Вестник Харьковского университета. №303: Материалистическая диалектика и социальная практика. Харьков, 1987. — С. 48-54.
78. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. — №3. — С. 3-15.
79. Нифанов А.Н. Петиции — публичная форма участия граждан в местном самоуправлении // Российское общество и государство на рубеже веков. Ростов-на-Дону, 2000. - С. 112-116.
80. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.П. Большакова. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2000. - 510 с.
81. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. 939 с.
82. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. —2001. — № 2. С. 3-32.
83. Ореховский А.И. Методологический анализ проблемы ответственности: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. -Томск, 1983.-430 л.
84. Ореховский А.И. Основания ответственности: методологический и праксиологический аспекты. Новосибирск, 2003. — 72 с.
85. Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 1995. - 85 с.
86. Ореховский А.И. Социальное регулирование и ответственность. — Новосибирск, 1999.-61 с.
87. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. — М.: Аст, 2001. 510 с.
88. Ответственность в управлении / И.Л. Бачило, П.Г. Щекочихин, С.В. Катрич и др. М.: Наука, 1985. - 303 с.
89. Очерки философии социального действия / Под ред. Ю.А. Харина. Минск: Изд-во БГУИР, 1994. - 123 с.
90. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. — М.: Алгоритм, 2000. 350 с.
91. Панарин А.С. Политология. М.: Гардарики, 2000. - 479 с.
92. Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая шк., 1996. - 423 с.
93. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк гос ун-те, 1981. - 191 с.
94. Плахотный А.Ф. Свобода и ответственность (Социологический аспект проблемы): автореф. дис. .канд. филос. наук. Харьков, 1969. - 23 с.
95. Поздняков Э.А. Философия политики: в 2-х ч. М., 1994. — 4.1. —275 с.
96. Политология в вопросах и ответах / Под ред. Е.А. Ануфриева. -М.: Наука, 1993.-192 с.
97. Политология в логических схемах и таблицах / Под ред. В.А. Ва-рывдина. -М.: Соц.-полит. журн., 1995. 160 с.
98. Политология в терминах и понятиях / Под ред. А.П. Андреева. — Краснодар, 1993. 97 с.
99. Политология / Под ред. А.В. Гайды. Екатеринбург: ЮрЮИ МВД России, 1998.-196 с.
100. Положения Федеральной государственной службы РФ // Российская газета. 1993. - 24 декабря. - С. 14-15.
101. Проблемы равновесия и устойчивости в экономических и социальных системах / Под ред. Ю.М. Горского и др. Новосибирск, 1999. - 225 с.
102. Психоанализ и культура: избр тр. К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юристъ, 1995.-623 с.
103. Разумовский О.С. Концепция оптимологии. Новосибирск, 1998.-64 с.
104. Разумовский О.С. Оптимология. Новосибирск. 1999. - Ч. 1. — 286с.
105. Ракитский Б.В. Действительно вечные и мнимые ценности в воспитании // Перспективы и проблемы России. Вып. № 26: Угол атаки: выступления, публицистика, постановки вопросов (годы 2001-2002). М., 2002. - С. 28-35.
106. Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Тенденции новой социальной дифференциации в России (гипотеза) // Перспективы и проблемы России. Вып. № 26: Угол атаки: выступления, публицистика, постановки вопросов (годы 2001-2002). М., 2002. - С. 3-22.
107. Ракитский Б.В. Угрозы XXI столетия // Перспективы и проблемы России. Вып. № 23: Смысл событий: репортажи о текущих моментах (октябрь 2000-декабрь 2000). М., 2000. - С. 22-29.
108. Рыбаков О.Ю. Политическое отчуждение человека. — Саратов: СГАП, 1997.-107 с.
109. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1997. -4.1.-223 с.
110. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1999. -Ч. 2.-269 с.
111. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1999. -4.3.-288 с.
112. Серебренников В.В. Ответственность как принцип власти // Социально-политический журнал. 1998. - № 4. - С. 63-81.
113. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 152 с.
114. Сперанский В.И. Социальная ответственность в системе общественных отношений: автореф. дис. .д-ра филос. наук. — М., 1990. 40 с.
115. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. — 274 с.
116. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 743 с.
117. Степин B.C. Философия и универсалии культуры. СПб: СПбГУП, 2000. - 17 с.
118. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.-191 с.
119. Субетто А.И. Ноосферизм. СПб.: Астерион, 2003. - Т. 1. - 538 с.
120. Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития (Философия качества образования). СПб.; М.; Красноярск, 1999. — 87 с.
121. Субетто А.И. Проблемы методологии циклометрии и анализа социокультурной динамики. СПб.; М.; Красноярск, 1999. — 13 с.
122. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. — СПб.; М., 1994. -168 с.
123. Тараскин А.В. Человек, космос и государство. М.: Пущин, науч. центр РАН, 1994.-25 с.
124. Тахтарев К.М. От представительства к народовластию. СПб., 1997.-365 с.
125. Тихомиров Ю.А. Государственная власть и проблемы управления в советском обществе: автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1968. - 46 с.
126. Тринь Вьет Нго Взаимодействие политических и экономических интересов в нестабильном обществе: автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994.-21 с.
127. Укрощение Левиафана: право, государство и гражданское общество в современной России. М., 2000. — 201 с.
128. Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной философии: Синтез мировоззрения. — М.: Ин-т холодинамики, 2001. — 160 с.
129. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. — М.: РАГС, 2000.-270 с.
130. Урсул А.Д., Уледов В.А. Государство и экология. М.: РАГС,1996.-148 с.
131. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. - 275 с.
132. Ушакова Е.В. Общая теория материи: (Основы построения): (В 3 ч.) Барнаул, 1992. - Ч.З, разд. 2. - 294 с.
133. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1998. Ч. 2. - 222 с.
134. Федотова В.Г. Криминализация России как социокультурный феномен // Россия: путь в третье тысячелетие. Калуга, 2000. - С. 202-220.
135. Филиппов В.Н. Проблема формирования сознания в философии и педагогической практике: автореф. дис. .д-ра филос. наук. — СПб, 1992. — 38 с.
136. Филиппов В.Н. Проблема сознания в философской и педагогической практике. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1993. — 161 с.
137. Филиппов В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул, 1997. - 380 с.
138. Филиппов Л.С. Разумные потребности личности как социально-исторический феномен: автореф. дис. .д-ра филос. наук. — Якутск, 1999. — 37 с.
139. Филиппов Л.С. Разумные потребности личности. М.: Academia,1997.-152 с.
140. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
141. Философия / Под ред. В.К. Лукашевича. Минск: Белорус, гос. экон. ун-т, 2001. - 429 с.
142. Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. — М.: Факториал, 1998. -255 с.
143. Фромм Э. Из плена иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. - 147 с.
144. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 255 с.
145. Хараев Ф.А. Философия духа. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 106 с.
146. Хаустов Ю.И., Канапухин П.А., Клинова С.П., Просяников В.Н. Собственность и экономические интересы. — Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 2000. 300 с.
147. Черненко А.К. Философия права. — Новосибирск: Наука. Сиб. предпр-е РАН, 1998. 153 с.
148. Черненко А.К., Бобров В.В. Целевая составляющая и аксиологические основания правовой технологии: социально-философский аспект. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. - 232 с.
149. Черныш A.M. Политическая ответственность в системе социалистического народовластия. — Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. гос. унте, 1987.- 192 с.
150. Черныш A.M. Сущность политической ответственности // Вестник Харьковского университета. №281: Проблемы социальной активности, свободы и ответственности в социалистическом обществе. — Харьков, 1985. — С. 13-18.
151. Шевченко В.Н. Люмпенизация населения как угроза национальной безопасности России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1995. - С. 353-358.
152. Шибко А.Н. Возрастание социальной ответственности социологический закон социализма // Вестник Харьковского университета. №303: Материалистическая диалектика и социальная практика. - Харьков, 1987. -С. 58-62.
153. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М.: Политиздат, 1966. 484 с.
154. Югай Г.А. Средний путь России: Конвергентное общество. М., 1998.-172с.
155. Gliner R. American society as a social problem. New York: Free press; L.: Collier Macmillan, 1973. - 393 p.
156. Goodin R.E. How to determine who showld get what. // Ethics. Chicago, 1975. - Vol. 85, № 4. - P. 310-321.
157. Goodin R.E. Managing scarciny: toward a more political theory of justice // Social, political, and legal philosophy. Boston; Oxford, 2001. - P. 202228.
158. Govier T. The Right to Eat and the Duty to Work // Philosophy of the Social Sciences. Downsview, 1975.-Vol. 5, №2.-P. 125-143.
159. Harris J. Violence and responsibility. L. etc.: Routledge and Kegan Paul, 1980.-VIII, 177 p.
160. Harris J. Williams on negative responsibility and integrity // Philos. quart. St. Andreus, 1974. - Vol. 24, № 96. - P. 265-273.
161. Haste H. Moral responsibility and moral commitment: The ingration of affect and cognition // The moral demain: Essays in the ongoing disvussion between philosophy and the social sciences / Ed. By Wreen Th. L.: MIT press, 1990.-P. 315-359.
162. Horosz W. The crisis of responsibility. Man as the source of accountability. Horman: Univ. of Oklahoma press, 1975. - XVI, 324 p.
163. Horowitz A. «How can anyone be called guilty?» Speech, responsibility, and the social relation in Habermas and Levinas // Philosophy today. — Celina, 2000. Vol. 44, № 3. - P. 295-317.
164. Ionescu G. Responsible government and responsible citizens. Six Variations on a theme by Machiavelli // Polit. Studies. Oxford, 1975. - Vol. 23, №2/3.-P. 255-270.
165. Jenni K. The moral responsibility of intellectuals // Social theory and practice. Tallahassee, 2001. - Vol. 27, № 3. - P. 437-454.
166. Jonas H. Responsibility today: the ethics of an endangered future // Social research. Albany (N. Y.), 1976. - Vol. 43, № 1. - P. 77-97.
167. Laswell H.P. Politics: who gets what, when, how. With postscript. — New York: Meridian books, 1958. 222 p.
168. Managing corporate social responsibility / Ed. by Carroll A.B. Boston; Toronto: Little, Brown а. со., 1977. -XIII, 351 p.
169. McKeon R. The development and the significance of the concept of responsibility // Revue Internationale de Philosophie. Bruxelles, 1957. - An 11 n. 39.-P. 3-20.
170. Meszaros J. The power of ideology. N. Y. etc.: Harvester Wheat-sheaf, 1989.-IX, 557 p.
171. Mori B.de. What moral theory for human rights?: Naturalization vs.
172. Denaturalization // Ethics & politics. Trieste, 2000. - Vol. 2, № 1. - P. 18 34.
173. Morris H. Shared guilt // Wisdom. Twelve essays. Oxford, 1974. - P. 249-273.
174. Radzik L. Collective responsibility and duties to respond // Social theory and practice. Tallahassee, 2001. - Vol. 27, № 3. - P. 455-471.
175. Schaap A. Guilty subjects and political responsibility: Arendt, Jaspers and the resonance of the «German question» in politics of reconciliation // Polit/ studies. Oxford, 2001. - Vol. 49, № 4. - P. 749-766.
176. Schmidtz D., Goodin R.E. Social welfare and individual responsibility. Cambridge, 1999. - XVIII, 222 p.
177. Weber M. Economy and Society. Ed. G. Roth and C. Wittich. Berkley: Univ. of California Press, 1978. - Vol.1. -398 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.