Социально-регулятивный потенциал общественного сознания в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Задворнов, Андрей Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат философских наук Задворнов, Андрей Николаевич
Введение.
1. Социально-регулятивная природа общественного сознания 1.1 Социально-регулятивная функция общественного сознания как проблема социальной философии. 17 v
1.2. Социально-регулятивное содержание общественного сознания
1.3. Развитие социально-регулятивных возможностей общественного сознания.
2. Социально-регулятивные возможности общественного сознания в основных сферах общества
2.1. Общественное сознание как регулятор экономической сферы жизни общества.
2.2. Общественное сознание как регулятор социально- * политической сферы жизни общества.
2.3. Общественное сознание как регулятор духовной сферы жизни общества
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Взаимодействие права и морали в социальном регулировании2005 год, кандидат философских наук Грузов, Юрий Владимирович
Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности1997 год, доктор философских наук Сидоренко, Николай Иванович
Концептуальные основы морально-правовой регуляции общественных отношений на Руси в X-XVI веках: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Беляев, Георгий Георгиевич
Культура как система соционормативного регулирования2004 год, доктор философских наук Слепокуров, Виталий Сергеевич
Социальная регуляция: Рациональное и иррациональное2005 год, доктор философских наук Бандурин, Александр Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-регулятивный потенциал общественного сознания в современном обществе»
Актуальность исследования. В современной науке обоснован взгляд на общество как на целостную социальную систему. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования ресурсами общественного сознания.
Реализация социально-регулятивной функции общественного сознания, воплощение его потенциала характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования. В противном случае неизбежны отрицательные последствия для социальной системы (неорганизованность, излишняя регламентация). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества. Важность определения такой меры возрастает параллельно с усложнением общественных отношений. Во-вторых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция. В этой связи выяснение причин и механизмов изменений общественного сознания даст возможность оценить его социально-регулятивный потенциал с точки зрения качества и оптимизации воздействия на человеческую активность в настоящем и будущем, что в конечном итоге будет способствовать не только пониманию сущности переживаемого в наши дни кризисного состояния общества, но и нахождению пути его преодоления. Иными словами, усиливается необходимость совершенствования нормативной основы общества, а при историческом изменении или отмирании тех или иных общественных отношений об устранении не соответствующих потребностям норм или их элементов, с целью предотвращения возможности социального дисбаланса. В-третьих, общество должно регулярно компенсировать, вносить духовный компонент в процесс развития производственных технологий, в том числе военных. «Когда же растущий энергетический потенциал существенно опережает возможности нормативной регуляции, общество вступает в полосу кризиса»1. Баланс между инструментальной и гуманитарной культурами определяется в конечном итоге качеством социально-регулятивного эффекта общественного сознания. i
Итак, усложнение и увеличение темпов развития общественных отношений обостряет проблему сохранения целостности и обеспечения прогресса общества. «Небывалое ускорение и глобализация социальных процессов и обусловленный этими процессами временной дефицит вплотную подвели общество к одному из самых крутых поворотов не только планетарной, но, возможно, и вселенской истории»2. В этих условиях решение обозначенных выше актуальных задач всего человечества в значительной степени определяется уровнем теоретического анализа функционирования и развития социально-регулятивной системы * общественного сознания. В этой связи исследование приобретает особую актуальность.
Важным остается вопрос оптимизации взаимодействия различных форм общественного сознания с целью улучшения качества их общего регулятивного эффекта. «Теоретический анализ такого рода взаимосвязей имеет прямые выхода в практику реальной жизни, где решаются вопросы идеологии, науки, образования, художественного творчества, воспитания и т.д.»3.
Актуальность темы также определяется ограниченностью возможностей v контроля над человеческой активностью, так как «общественное сознание
1 Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С.82
2 Там же, С.83
3 Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы, методологии исследования. - М.: Мысль, 1980.-С.118 никогда полностью не охватывает общественного бытия»1. Очевидно, что не все социальные процессы можно поставить под контроль общества, однако нельзя не признать необходимость усиления качества организационных и контролирующих влияний общественного сознания на различные сферы жизни. Таким образом, побудительным мотивом исследования нормативной сущности общественного сознания явились интересы современного общества в усилении регулирования человеческой активности с учетом непреходящей важности гуманистических принципов, поиска адекватной меры контролирующих воздействий на субъект. Социально-философский анализ позволит систематизировать и развить теоретические аспекты проявлений регулятивного потенциала общественного сознания, что в конечном итоге будет способствовать выяснению причин возникновения и закономерностей развития многих кризисных процессов в современном обществе, понимаемом как социальная система, трансформирующаяся в сторону многополярного мира.
Степень разработанности проблемы. В древности вопросы нормы и патологии рассматривались в основном как явления космического порядка. Онтологические учения Гераклита, Пифагора, Демокрита, Конфуция включали знания об основах общественного устройства. Позже Платон и л
Аристотель подчеркивали роль норм в обществе, которым индивид должен четко следовать. Представители основных течений эпохи эллинизма вменяли человеку в обязанность лишь приспособление к господствующим в обществе нормативным установлениям без их изменения. В средневековой философии расширилась изобретательская, преобразовательная роль индивида, однако, не выходящая за рамки служения богу.
1 Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. - M.: Высшая школа, 1979. - С.69
2 См.: Маковельский А.О. Материалисты Древней Греции - М.: Мысль, 1955. - С.41-52; Лурье СЛ. Демокрит. - Л.: Наука, 1970. - 385с.; Конфуций Я верю в древность. - М.: Республика, 1995.-382с.; Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - С.53-644.; Платон. Сочинения: В 3 т. T.3. - М.: Мысль,1970. - С.89-454
В Новое время разрабатываются вопросы совершенствования общественного устройства через оптимизацию регулирующего воздействия норм. Этой проблеме уделяли внимание В.Э. Кондильяк, И.Кант, И.Г.Фихте, Д. Юм1 и другие. Размышления о «субъекивно-всеобщем (необходимой для каждого идеей)»2 характере нормы стали значимой темой социально-философского поиска. Так, И.Кант пытался определить соотношение между субъективным чувством (и сделанным на его основе суждением) с идеальной нормой. «Существует ли в самом деле подобное всеобщее чувство в качестве конститутивного принципа возможности опыта или еще более высокий принцип разума делает его для нас лишь регулятивным принципом, чтобы создать в нас общее чувство для высших целей; следует ли считать вкус исконной и естественной способностью или лишь идеей некой искусственной способности, которую нам еще предстоит приобрести.» . Иными словами, в этот период определялась проблема природы регулятивного потенциала в субъективно-человеческом и объективно-общественном выражении. Так же в Новое время теория социальной регуляции активно развивалась в аспекте исследования морального сознания, поскольку «сами нравы остаются подверженными всяческой порче до тех пор, пока отсутствует эта путеводная нить и высшая норма их правильной оценки»4.
И.Г. Фихте осуществил анализ взаимоотношений нравственного и правового законов как регуляторов человеческой активности, придя к выводу о том, что первый касается намерений, а второй - поступков человека. Таким образом, в сферу социально-философского поиска включаются вопросы о регулятивной сущности нравственных законов, в том числе в контексте
1 См.: Кондильяк Э.Б. Сочинения: В Зт. T.2. - М.: Мысль, 1982. - С.3-188; Кант И. Сочинения: В 8т. Т.4. - М.: ЧОРО, 1994. - С.373-565; Фихте И.Г. Сочинения: В 2т. Т.1. - СПб.: Мифрил, 1993. - С.65-337; Юм Д. Сочинения: В 2 т.Т.1. - М.: Мысль, 1968. - 847с.
2 Кант И. Сочинения: В 8 т. Т.5. - М.: ЧОРО, 1994 - С. 77
3 Там же, С.78
4 Кант И. Сочинения: В 8 т. Т.4. - М.: ЧОРО, 1994 - С. 157 представлений о естественных законах, и специфики упорядочивающего потенциала морального и правового сознаний.
В XIX - начале XX века исследователи М.Вебер, Э.Дюркгейм, О. Конт, К. Маркс, Ф. Ницше^ Ф. Энгельс1 внесли весомый вклад в разработку путей совершенствования общественных отношений и упорядочивающих их норм. Хотя взгляды ученых на практику выработки, внедрения нормативных нововведений в общественную жизнь различались, все они выводили социальные установления из реальных общественных отношений. Отметим, что наиболее глубоко вопросы формирования общественного сознания и его форм в непосредственной связи с общественным бытием были раскрыты в марксистском учении. Определялось, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще»2. Специфика рассмотрения форм общественного сознания в рамках методологии диалектического материализма заключалась в анализе закономерностей развития социальных регуляторов с точки зрения изменений в материально - производственной сфере; критике общественной роли отдельных форм или элементов форм общественного сознания (религия, модернистское искусство, буржуазная мораль).
Таким образом, в этот период социально-философскому анализу подверглись регулятивные роли форм общественного сознания на различных исторических этапах, что в частности отразилось в содержании марксистского формационного подхода и в учении о стадиях эволюции духовности О. Конта. Тем не менее, аспект социальной регуляции человеческой активности ресурсами общественного сознания в недостаточной степени затрагивался названными авторами. Область их научных поисков касалась в основном гносеологического содержания
1 См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 702с.; Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. - 805с.; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 575с.; Конт О. Дух позитивной философии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 147с.; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 9т. T.2. - М.: Политиздат, 1985 - С. 9-509; Ницше Ф. Сочинения: В2 т. Т.1.-М.: Мысль, 1990. -769с.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В Зт. Т.1. - М.: Издательство политической литературы, 1985.-С. 536 общественного сознания. «Типичным оказывалось сопоставление различных форм.по тому, как они справляются (не справляются) с отражением \ действительности, как они выглядят в свете объективной истины.Вопрос о социальной функции этих форм, то есть о том, зачем общество создает именно разные формы, почему бы ему, скажем, не ограничиться в отражении бытия одной наукой? - этот вопрос оставался в тени»1. I
Русская философия тесно связывала вопросы социальной регуляции с осуществлением государственной власти и, как следствие, с нормативными системами политического и правового сознаний. Кроме того, русские философы П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев и другие существенно развили понятие «саморегулирование», включив в его суть глубокие морально- * нравственные начала. При этом регулирование рассматривалось как процесс сбалансирования, которое «нужно всегда и везде и не есть что-либо искусственное, оно также естественно, как естественен и разум»2.
Философская мысль России рассматривала общественное сознание как целостное образование, включающее обычаи прошлых исторических этапов, современные нормы и ценности, а также цели, которые, возможно, суждено реализовать только будущим поколениям. Этот синтез, интеграция, взаимовлияние и образуют сложную регулятивную систему, которая вместе с тем приобретает диалектичный характер и динамические свойства. *
В новейшей социальной философии вопросы нормативного 1 регулирования были рассмотрены в работе Е.Н. Пенькова. Позже А.А. Ивиным была показана логика применения норм, а М.А. Бобнева4 провела психологический анализ воздействия правил на поведение человека. Вопросы типологии социальных норм рассматривал в своих работах В.Д. Плахов5. Однако авторы, исследуя процесс реализации требований, не
1 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Академический проект, 2005. - С. 268-269
2 Федоров Статьи об умиротворении. Сочинения. - М., 1982. - С. 295
3 См.: Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. - М.: Высшая школа, 1990. \ 175с.
4 См.: Ивин А.А. Логика норм. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1973. - 122с.; Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. - М.: Наука,1979. - 335с.
5 См.: Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. - М.: Мысль, 1985. - 253с. проводили социально-философский анализ нормативного содержания общественного сознания.
Соотношение категорий «общественное сознание» и «деятельность» характеризовались в работах С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана, A.M. Коршунова, Э.С. Маркаряна1 и других.
Большой интерес представляет работа JI.A. Андреева «Общественное сознание и нормы поведения»2, в которой проанализированы особенности фиксации социальными регуляторами норм и их реализация.
Вопросы трансформации общественного сознания, а, следовательно, и изменения его регулятивного эффекта в той или иной степени рассматривались в работах М.М. Амирова, Р. Будона, Т. Куна, Ж.Т. Тощенко, П. Штомпке, К. Поппера3.
Особенностям функционирования и взаимодействия различных форм общественного сознания (социальных регуляторов) посвящены исследования Т.И Адуло, А.И. Бурдина, В.И. Копалова, В.Е. Кемерова, А.Ф. Лосева, А.Г. Сабирова, В.И. Толстых, А.К. Уледов, Б.А. Чагина4 и других ученых.
Представляют значительный интерес некоторые исследования регулятивного аспекта конкретных форм общественного сознания. Так, См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253с.; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - M.: Мысль, 1978. - 142с.; Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Издательство политической литературы, 1974. - 383с.; Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. - М.: Политиздат, - 1971. - 255с.; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван: АН Армянской ССР, 1973 - 146с.; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1988. - 629с.
2 См.: Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. -112с.
3 См.: Амиров М.М. Диалектика общественного индивидуального сознания. Дисс. канд. филос. наук. -Казань, 1967; Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. - М.: Аспект пресс, 1998.
- 284с.; Herbert Кип Auf den Spuren des Eiszeitmenschen - Wiesbaden, 1956. - 225s.; Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа Социологические исследования. - 2001. - №6. - С.3-15; Штомпка П. Социология социальных изменений. - * М.: Аспект-пресс, 1996. - 416с.; Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605с.
4 См.: Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека. - Минск: Наука и техника, 1983. - 149с.; Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. - М.: Наука, 1979. - 345с.; Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. -Томск: Изд. Томского университета, 1985. - С.150; Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Академический проект, 2005. - 317с.; Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство. - 1963
- 1991; Сабиров А.Г. Социально-философская антропология: принципы конституирования и предметного определения. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1997. - 120с.; Толстых В.И. Искусство и мораль. - М.: Изд. Политической литературы, 1973. - С.214; Уледов А.К. Духовная жизнь , общества: проблемы, методологии исследования. - М.: Мысль, 1980. - С. 118; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л.: Наука, 1982. - 314с. выяснению регулятивной природы морали уделяли внимание JI.M. Архангельский, Л.Б.Волченко, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Е.И. Дубко,
A.В.Разин, Ю.М. Смоленцев, К.А.Шварцман1 и другие. Отдельные аспекты социально-регулятивных возможностей экономического сознания раскрыты Л.И. Абалкиным, В.К. Драчевым, В.Д. Поповым, В.П. Фофановым и другими.
Упорядочивающая роль эстетического сознания рассмотрена Т.В. Горбуновой, К.М. Долговым, философского Т.И. Ойзерманом, научного А.Н. л
Кочергиным, В.К. Келле и рядом других авторов.
Выводы, содействующие прояснению проблем социальной регуляции, содержатся в трудах отечественных философов B.C. Барулина, П.К. Гречко,
B.В. Ильина4, а также отражены в докторской (Н.И. Сидоренко) и кандидатских диссертациях (Г.Н. Орлова, C.JI. Пронин)5.
Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, требуется более глубокий социально
1 См.: Архангельский Л.М. Марксистская этика. - M.: Мысль, 1985. - 239с.; Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет: ценности культуры и морали. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1992. - 119с.; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157с.; Дробницкий О.Г. Проблему нравственности. - М.: Наука, 1977. - 333с.; Дубко Е.И. Титов B.A. Идеал, справедливость, счастье. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1989. - 188с.; Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 160с.; Смоленцев Ю.М, Мораль и нравы. Диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 200с.; Шварцман K.A. Философия и воспитание. - М.: Политиздат, 1989. - 207с.
2 См.: Абалкин Л.И. Новое экономическое мышление. - М.: Экономика, 1985. - 191с.; Драчев В.К. Экономическое сознание как фактор развития общественного производства при социализме. - Минск: Изд. Белорусск. ун-та, 1977. - 64с.; Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1981. - 239с.; Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. - Новосибирск: Наука, 1979. -268с.
3 См.: Горбунова T.B. Природа художественных идей. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1991. -112с.; Эстетический опыт и эстетическая культура / Отв. ред. Д.М. Долгов. - М.,1992. - 154с.; Ойзерман Т.И. Философия, наука, идеология. // Философия в современном мире. Философия и наука. - М, 1972; Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. - 78с.; Келле В.К. Наука как компонент социальной системы. - М.: Наука, 1988. - 198с.
4 См.: Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. -186с.; Барулин B.C. Социальная философия: Учебник / Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-560с.; Гречко П.К. Практика человека. Опыт философско-методологического анализа. - М.: Изд. Ун-та дружбы народов, 1988. - 152с.; Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Вестник МГУ. Философия. Сер. 7. -1992. - № 5. - С.3-16.; Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1994. - 263с.
5 Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: Дисс. д-ра. филос. наук. - М., 1997; Орлова Г.Н. Аксиологические аспекты социального поведения: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Чебоксары, 2000; Пронин С.Л. Ценностные основания человеческой деятельности (мораль, политика, наука): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1998 философский анализ развития нормативного содержания общественного сознания, механизмов его изменения, специфики воздействия на человеческую активность в различных сферах жизни общества. Не в полной мере выявлены критерии адекватности социально-регулятивного воздействия на субъект и оценки потенциальных возможностей общественного сознания. Открытым остается вопрос и об основных тенденциях развития социально-регулятивного компонента общественного сознания как ограничителя кризисных состояний современного мира. Все это обуславливает необходимость дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.
Объектом исследования является общественное сознание как регулятор человеческой активности, предметом - социально-регулятивный потенциал общественного сознания в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Цель и задачи исследования. С учетом степени разработанности проблемы цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении общественного сознания как динамической системы, осуществляющей социально-регулятивное воздействие на человеческую активность.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю развития основных социально-философских представлений о социально-регулятивных возможностях общественного сознания, дав обоснование теоретико-методологическому и понятийному аппарату исследования;
- проанализировать нормативное содержание общественного сознания, определив специфику и иерархический характер включенных в него требований;
- выявить причины и механизмы трансформации общественного сознания, определяющие изменения регулятивного эффекта его форм;
- показать содержание, особенности взаимодействия и механизмы регулирующего воздействия, то есть регулятивный потенциал форм общественного сознания в различных сферах социума (экономической, социально-политической, духовной);
- обосновать возрастающую роль общественного сознания в регулировании социальных процессов в условиях трансформирующегося общества.
Методологической основой диссертации является диалектический подход, основанный на принципах историзма, детерминизма и системности. v Принцип историзма предполагает исследование развития социальных регуляторов, изменение которых протекает в репродуктивной и трансформационной формах, которые определяют особенности упорядочивания общественных отношений в различные исторические периоды. Для всестороннего познания предмета исследования процесс взаимодействия форм общественного сознания, образующий единую систему нормативной регуляции, анализируется исходя из принципа системности.
Задача изучения глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности общественного и индивидуального сознаний для построения объективного • образа системы социальной регуляции определяет следование принципу детерминизма.
Кроме обозначенных фундаментальных принципов в диссертации учтены требования деятельностного подхода, позволившего в частности раскрыть важные взаимосвязи между общественным сознанием и общественным бытием. Решение задач исследования ведется также с применением методов анализа и синтеза, типологизации, сравнения, абстрагирования и других. Общая структура работы выстроена как реализация метода восхождения от абстрактного к конкретному. ''
Научная новизна работы заключается в том, что в ней: 1) выявлен целостный комплекс социально-регулятивных возможностей общественного сознания в трансформирующемся обществе, который заключается в содержании, особенностях взаимодействия и механизмах регулирующего воздействия форм общественного сознания на человеческую активность;
2) предпринята попытка выявления адекватной меры социальной регуляции, заключающейся в сохранении для субъекта условий для свободного развития, не противоречащего принципам единства социума и необходимости передачи социального опыта новым поколениям;
3) определены причины и механизмы изменения нормативного содержания общественного сознания. К причинам относятся инновации экономической среды, а к механизмам - последовательный процесс формирования превращенной формы, борьбы утопического сознания, выраженного в индивидуально - преобразовательной деятельности индивидов с нормами общественного сознания и потерей утопическим сознанием статуса трансцендентного бытию с закрепление его в нормах общественного сознания;
4) проведена группировка форм общественного сознания по основанию их преимущественного регулятивного влияния на ту или иную сферу жизни общества. Так экономическое сознание обладает наибольшим упорядочивающим воздействием на материально-производственную сферу социума, так как экономические нормы составляют основу этой формы общественного сознания;
5) нормоинтерпретирующий и нормоартикулирующий пласты определены в качестве составляющих системы социальной регуляции ресурсами общественного сознания. К содержанию первого автор относит знания, отвечающие признакам информации, второго - язык как средство коммуникации;
6) обычаи, ценности, цели, социальные законы рассматриваются как нормы, приобретающие актуальный регулятивный смысл в зависимости от сложности типа поведения человека. При этом обычаи выступают регуляторами простых, а социальные законы наиболее сложных проявлений активности субъекта. Значения так же выступают в качестве норм, опосредующих, через коммуникации, общий регулятивный эффект;
7) определены особенности взаимодействия социальных регуляторов, заключающиеся в способности форм общественного сознания к усилению или ослаблению их общего регулятивного эффекта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основные тенденции трансформирования современных сфер жизни общества находятся в основе определения приоритетных направлений развития потенциала общественного сознания, что предполагает изменения в содержании, особенностях взаимодействия и механизмах регулятивного воздействия на активность человека.
2. Актуальные, непосредственно используемые на конкретном историческом этапе нормы должны не ограничивать, а допускать необходимый уровень свободы для духовной, творческой, смысло-ценностной деятельности человека. В этом и будет заключаться адекватная мера социальной регуляции.
3. Динамичность общественного сознания определяет изменения в системе нормативной регуляции. При этом основой процессов репродукции и трансформации социальных регуляторов выступает диалектическое взаимодействие между индивидуальным и общественным сознаниями. Способность индивида противопоставлять свои идеи (социальные новации) устаревшим, регрессивным нормам, неадекватно находящимся в актуальной сфере социального опыта, представляет основную движущую силу развития общественного сознания. При этом определяющая роль экономической основы на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.
4. В зависимости от специфики включенных в форму общественного сознания норм можно определить соответствующие сферы жизни общества, в которых в наибольшей степени реализуется потенциал того или иного социального регулятора. Так, например, моральное сознание преимущественно регулирует человеческую активность в социальной, а правовое и политическое сознания соответственно упорядочивают деятельность и поведение субъекта в политической сфере жизни общества.
5. Реализация социально-регулятивного потенциала общественного сознания тесно связана с функциональностью нормоинтерпретирующего и нормоартикулирующего пластов системы регуляции. Первый отвечает за закрепленность норм в общественном мнении, а значит, включает наиболее актуальные в данный исторический период социальные требования. Второй служит посредником, обеспечивающим связь между общественным и индивидуальным сознаниями.
6. Нормативность общественного сознания, реализуясь через элементы социальной регуляции (ценности, цели и т.д.), обеспечивает упорядочивание общественных отношений, сохраняя целостность и единство социальной системы.
7. Взаимодействие нормативных оснований форм общественного сознания позволяет усиливать или ослаблять общий социально-регулятивный эффект. Одним из условий возрастания социально-регулятивного потенциала общественного сознания выступает взаимодействие следующих социальных регуляторов: а) политики и права, опосредованного установлениями морального сознания; б) религии и искусства, влияющих на чувственную сферу человека; в) науки и философии, обеспечивающих прогресс позитивного познания; г) экономики и морали, служащих сохранению прагматизма в нравственном русле. Элементы морального сознания, включаясь в содержание иных социальных регуляторов, обладают способностью усиления общего социально-регулятивного эффекта, призванного сохранить целостность общественной системы.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в обобщении результатов различных социально- философских исследований по проблемам социальной регуляции человеческой активности средствами общественного сознания. На основе теоретического осмысления эволюции общественного сознания научно-практическое значение будут иметь построения приоритетных направлений изменения системы социальной регуляции. Положения диссертации применимы в исследованиях, связанных с познанием функций морали, религии, науки и т.д. Характер работы позволяет использовать её отдельные положения в практике преподавания общего курса философии, социальной философии, философской антропологии.
Теоретические разработки исследования, особенно касающиеся меры нормативной регуляции, могут использоваться в социальной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций основных идей диссертации, а также выступлений на всероссийских, региональных научно-теоретических конференциях, проходивших в г.Казани, г.Нижнекамске, г.Ульяновске, г.Елабуге. Некоторые положения диссертации использовались в процессе преподавания курса философии в ЕГПУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Нормы права в системе соционормативного регулирования: проблемы соотношения и взаимодействия2006 год, кандидат юридических наук Шальмин, Максим Сергеевич
Обычное право как социокультурный фактор общественного развития2006 год, кандидат философских наук Плеханов, Андрей Александрович
Право в системе нормативного регулирования современного российского общества1998 год, кандидат юридических наук Головкин, Роман Борисович
Политика и право как социальные регуляторы: философский аспект2011 год, кандидат философских наук Саттаров, Равиль Альмирович
Проблема регуляции деятельности общественными отношениями1984 год, кандидат философских наук Семилет, Тамара Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Задворнов, Андрей Николаевич
Заключение
На основании проделанной работы автор пришел к следующим выводам:
1. Социально-регулятивный потенциал общественного сознания - это совокупность имеющихся нормативных возможностей для упорядочения общественных отношений в различных сферах жизни социума. Он определяется содержанием общественного сознания, а именно элементами социальной регуляции (цели, социальные законы, обычаи, ценности, значения, символы), механизмом упорядочивающего воздействия (интерпретация и артикуляция норм) и взаимосвязью форм общественного сознания.
Критерием, определяющим разность смыслов понятий «регулирование» и «управление», может выступить специфика субъектов взаимодействия. Так, активность, которую проявляют индивиды, упорядочивается через управляющее воздействие субъектов друг на друга. В случае с регулированием лишь одна сторона выступает человеческим субъектом, другая же является осознанной материальной действительностью, общественным сознанием. Оно обеспечивает организацию человеческой активности в русле самосохранения и воспроизводства социальной системы посредством реализации норм. Таким образом, социальное регулирование обозначает процесс опосредования человеческих отношений нормативным содержанием общественного сознания с целью придания им определенной направленности.
Социально-регулятивный потенциал экономического сознания заключается в нормативном сближении объективной и субъективной сторон материально-производственной жизни общества. Оно выражается в осознании субъектом объективных экономических интересов, в которых отражены оптимальные пути и способы удовлетворения соответствующих потребностей. В субъективной составляющей успех регуляции во многом зависит от сближения экономических интересов групп и общностей, занимающих различное положение в системе социальной стратификации.
Единство индивидуальной и общественной оценок этических норм определяет социально-регулятивный потенциал морального сознания. Данное соответствие выступает критерием успешного социального регулирования человеческой активности, но теряет это свойство при рассмотрении, например, религиозных, эстетических или политических норм. В первом случае оно способно консервировать прогрессивное развитие иных форм общественного сознания, во втором - ограничивать индивидуальное творческое начало, в третьем - превращать индивидов в элементы тоталитарных систем. В то же время право, выступая минимумом морали, обладает схожим содержанием социально-регулятивного потенциала, который также базируется на единстве индивидуальной и общественной оценок правовых норм. При этом последние должны отвечать социальным интересам.
Социально-регулятивный потенциал политического сознания заключается в возможности формирования модели политического пространства и механизмов его освоения субъектом. При этом расширение политического пространства индивида является необходимым условием успешного социального регулирования его активности.
Воплощение в человеческой активности норм, выраженных в персонифицированных и неперсонифицированных художественных образах, определяет упорядочивающий потенциал эстетического сознания.
Социально-регулятивные возможности религиозного сознания заключаются в определении цели «спасения души» и действий, необходимых для движения по этому пути, а также достраивание духовной целостности индивида через теологическое объяснение окружающих явлений и разрешение внутренних противоречий индивида.
Возможности формировать и расширять, с одной стороны, представления о процессе научного поиска, познавательной деятельности и, с другой - способствовать освоению индивидом знаний о сущности человека, его роли и месте в жизни общества характеризуют социально-регулятивный потенциал философского сознания. Упорядочивающие возможности научного сознания аккумулируются в требованиях, имеющих отношение к регуляции процессов, связанных с познавательной деятельностью. Их можно \ поделить в соответствии с функциональным назначением на несколько групп: 1). выбора объекта исследования; 2). продуцирования знаний; 3). обоснования и проверки истинности знания; 4). систематизации знания; 5). оценки знания; 6). хранения знаний; 7). использования полученных ранее j знаний для продуцирования новых знаний. В более субстанциональной оболочке некоторые нормы, входящие в эти группы, способны выступать элементами социальной регуляции философского сознания.
2. Глубокая регламентация человеческой активности ограничивает свободное творческое начало человека. Поэтому мера социальной регуляции * определяется балансом между всеобщей и эгоистической целями, что означает паритет интересов общества и индивида. Усиление движения к всеобщей цели предполагает рост воздействий на субъект, тогда как приоритет эгоистических целей ослабляет социальное регулирование человеческой активности. При этом мера регуляции варьируется в зависимости от моральной зрелости субъекта. Чем выше уровень самосознания субъекта, тем меньше он нуждается в регулировании. Тем не менее, вне зависимости от морального развития личности социальное регулирование усиливается на этапах влияния на общество внешних или 1 внутренних угроз и ослабляется на этапах роста благосостояния граждан, формирования среднего класса.
3. Процесс трансформации норм общественного сознания включает следующие основные этапы: усиление противоречий в социальной системе — формирование превращенной формы как качественного нового, дискретного явления — борьба утопического сознания, выраженного в индивидуально — преобразовательной деятельности индивидов (аберрантное и нонконформистское поведения) с нормами общественного сознания — потеря утопическим сознанием статуса трансцендентного бытию и закрепление его в нормах общественного сознания.
4. Формы общественного сознания включают различные виды норм. При этом наблюдается соответствие вида нормы и социального регулятора. Это означает, что, например, политическое, правовое, моральное сознания аккумулируют свой регулятивный потенциал в основном соответственно в политических, правовых, моральных нормах, что свидетельствует об их наибольших упорядочивающих возможностях именно в социально-политической сфере жизни общества. Аналогичным образом регулятивное влияние экономического сознания особо выражено в экономической, а науки, философии, искусства и религии в духовной сфере жизни общества.
5. Особенности функционирования элементов социальной регуляции зависят от их специфики, определяемой характером включенных в них норм. Так, если обычаи, ценности, цели и законы можно отнести непосредственно к нормосодержащим элементам, а, следовательно, признать за ними наибольший регулятивный смысл, то знания как общественное мнение включены в нормоинтерпритирующий пласт. Он представляет собой продукт взаимодействия индивидуального и общественного сознаний с точки зрения иерархии отдельных элементов социальной регуляции. Интерпретация норм, таким образом, не только вызывает регулятивный эффект, но и определяет регулятивную значимость элементов, упорядочивающих социальную систему. В свою очередь значения (язык как средство коммуникации) представляют уровень опосредованного влияния на человеческую активность через реализацию нормоартикулирующей функции. Иными словами, реализация регулятивного потенциала общественное сознание определяется функционированием нормоинтерпретирующего и нормоартикулирующего пластов социальной регуляции. Первый включает совокупность знаний как информации, находящейся в общественном мнении, которое формируется под воздействием средств массовой информации. Нормоартикулирующий пласт включает язык как носитель системы значений и обеспечивает косвенное регулирование через процесс коммуникации.
6. Социальная норма постулируется как элемент содержания общественного сознания, выступающий моделью должного и способный упорядочивать, ориентировать активность субъекта, в том числе через применение санкций социальной власти. Данная дефиниция позволяет рассмотреть цели, ценности, обычаи, социальные законы, значения в качестве специфических разновидностей нормы.
Представляется, что наиболее простые типы поведения регулируются обычаями. Вследствие усложнения поведенческих типов изменяется и регулирующая их доминанта: ценности сменяются целями, а цели -социальными законами, поскольку уровень сложности типа поведения пропорционально связан с прилагаемыми волевыми усилиями при выборе той или иной поведенческой реакции в условиях следования или отрицания нормы.
При этом обычаи включают нормы, не находящиеся в сфере научного > сознания или включенные в него вследствие научного обоснования. Регулирующие возможности норм, включенных в ценность, особенно активизируются в условиях выбора. При этом реализация регулирующего эффекта связана со степенью включения человеческой воли, которая может проявляться и как внутренне побуждение и как сильная внешняя мотивация чаще в форме просьбы или приказа. Цель, будучи идеальным образованием, в состоянии выступать как регулятор человеческой активности через реализацию системы социальных норм, регулирующих порядок ее осуществления. Цель, стоящая перед системой, выступает как набор v требований, которым должно удовлетворять общество. Она характеризуется устойчивостью (степень реакции на изменение обстоятельств существования общества), системностью (снижение регулирующего воздействия на социальные процессы одной цели приводит к изменению эффективности влияния других целей), доступностью (формирование дифференцированных возможностей реализации целей). Регулятивная сущность социальных законов состоит в создании препятствий для появления нежелательных случайностей. В реально фиксируемых нормах находят реализацию не формулы социальных законов, а модели тех реальных процессов и * отношений, которые, миллиарды раз повторяясь, приобретают значение аксиом.
7. Взаимодействие форм общественного сознания способно как усиливать, так и ослаблять общий регулятивный эффект. При этом ( включение нормативных элементов морального сознания в иные социальные регуляторы способствует сохранению целостности социальной системы.
Особенно тесные связи наблюдаются у политического и правового форм сознания, так как изменения одного, как правило, приводят к трансформации другого. Взаимодействие социальных регуляторов духовной сферы происходит на двух уровнях: чувственном и рациональном. Первый уровень объединяет искусство и религию, а второй - философию и науку. Наиболее интенсивное взаимодействие происходит внутри уровней, что определяет и межуровневый обмен. ,
Определим основные задачи дальнейшего исследования социально-регулятивного потенциал общественного сознания:
1. рассмотрение упорядочивающих возможностей экологического, технологического сознаний;
2. выявление механизмов взаимодействия форм общественного сознания, приводящих к снижению общего регулятивного эффекта;
3. определение критериев оптимального баланса между всеобщей и эгоистической целями для измерения меры социального регулирования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Задворнов, Андрей Николаевич, 2007 год
1. Абалкин Л.И. Новое экономическое мышление/ Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1985. - 191с.
2. Августин А. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий/ А. Августин А., П. Абеляр. М.: Республика, 1992. - 516с.
3. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право/ Ю.А. Агешин. М.: Наука, 1982. -156с.
4. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека/ Т.И. Адуло-Минск: Наука и техника, 1983. 149с. г
5. Амиров М.М. Диалектика общественного индивидуального сознания. Дисс. канд. филос. наук/ М.М. Амиров. Казань, 1967. - 294л.
6. Андреев JI.A. Общественное сознание и нормы поведения/ JT.A. Андреев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1983. 112с.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253с.
8. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение/ С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1978. -142с.
9. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно этические программы/ -Р.Г. Апресян. - М.: Гардарика, 1995. - 353с.
10. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4./ Аристотель. М.: Мысль, 1983. -644с.
11. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. М.: Прогресс, 1993. - 606с.
12. Архангельский JI.M. Марксистская этика/ JI.M. Архангельский. М.: Мысль, 1985. - 239с.
13. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии/ B.C. Барулин. М.: Омега, 1994. - \ 225с.
14. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии/ B.C. Барулин. М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. - 186с.
15. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник / B.C. Барулин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560с.
16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа/ Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 229с.
17. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации/ И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, - 1987. - 213с.
18. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений/ И.В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1994. - 159с.
19. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания/ Ю.Ф. Борунков. М.: Мысль, 1984- 176с.
20. Боэций А.М.С. Утешение философией и другие трактаты/ А.М.С. Боэций. -М.: Наука, 1996.-236с.
21. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения/ Р. Будон. М.: Аспект пресс, 1998. - 284с.
22. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов/ С.Н. Булгаков. Спб: Изд. РХГИ, 1997. - 350с.
23. Бур дина А.И. Общественое сознание как проблема диалектического и исторического материализма/ А.И. Бурдина. М.: Высшая школа, 1979. -174с.
24. Взаимодействие форм общественного сознания / Под ред. А .Я. Чугаева и др. М.: Изд-во Московского университета, 1964. - 311 с.
25. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет: ценности культуры и морали/ Л.Б. Волченко. М.: Изд. Моск. ун-та, 1992. - 119с.
26. Вебер М. Избранное. Образ общества/ М. Вебер. М.: Юрист, 1994. -702с.
27. Вебер М. Избранные произведения/ М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. -805С;
28. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 2т. Т. 17 Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975. -480с.
29. Гегель Г.В.Ф. Философия права/ Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990. - 524с.
30. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2./ Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. - 590с.
31. Горбунова Т.В. Природа художественных идей/ Т.В. Горбунова. J1.: Изд. Ленинградского университета, 1991. - 112с.
32. Гречко П.К. Практика человека. Опыт философско-методологического анализа/ П.К. Гречко. М.: Изд. Ун-та дружбы народов, 1988. - 152с.
33. Грязнов М.В. Роль общественного сознания в формировании индивидуального сознания/ М.Б. Грязнов // Некоторые вопросы исследования форм общественного сознания.: Сб. тр. М: МГПИ, 1973. - С. 3-14.
34. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности/ А.А. Гусейнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157с.
35. Драчев В.К. Экономическое сознание как фактор развития общественного производства при социализме/ В.К. Драчев. Минск: Изд. Белорусск. ун-та, 1977.-64с.
36. Дробницкий О.Г. Наука и ценности/ О.Г. Дробницкий // Философские науки.-1973.- №4. -С. 16-21.
37. Дробницкий О.Г. Проблему нравственности/ О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333с.
38. Дубко Е.И. Идеал, справедливость, счастье/ Е.И. Дубко В.А. Титов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 188с.
39. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/ Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. - 575с.
40. Емчура Т. Коммуникативный механизм социальной регуляции: Автореф. дис. канд. соц. наук/ Т. Емчура. Белгород, 2000. - 21с.
41. Ерасов Б.С. Социальная культурология/ Б.С. Ерасов. М.: Аспект пресс. -1996.-591с.
42. Зиммель Г. Социальная дифференциация/ Г. Зиммель. М.,1909. - 223с.
43. Ивин А.А. Логика норм/ А.А. Ивин. М.: Изд. Моск. ун-та, 1973. - 122с.
44. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании/ В.В. Ильин //
45. Вестник МГУ. Философия. Сер. 7. 1992. - № 5. - С.3-16.
46. Ильин В.В. Философия политики/ В.В. Ильин А.С. Панарин. М.: Изд. Моск. ун-та, 1994. - 263с.
47. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа)/ М.С. Каган. М.: Издательство политической литературы, 1974. - 383с.
48. Кант И. Сочинения. В 8 т.Т.З./ И. Кант М.: "ЧОРО", 1994. - 741с.
49. Кант И. Сочинения: В 8т. Т.4./ И. Кант. М.: ЧОРО, 1994. - 565с.
50. Кант И. Сочинения: В 8 т. Т.5./ И. Кант. М.: ЧОРО, 1994 - 426с.
51. Келле В.К. Наука как компонент социальной системы/ В.К. Келле. М.: Наука, 1988. - 198с.
52. Келле В.Ж. Общественное сознание и его формы/ В.Ж. Келле М.Я. Ковальзон. -М.: Изд-во политической литературы, 1963. 53с.
53. Келле В. Структура и некоторые особенности развития общественного сознания/ В. Келле. М.: Институт философии АН СССР, 1964. - 35с.
54. Келле В.К. Теория и история/ В.К. Келле М.Я. Ковальзон. М.: Наука, 1981.-190с.
55. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебник для ВУЗов/ В.Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2005. - 317с.
56. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии/ В.Е. Кемеров Т.Х. Керимов. М.: Академический проект, 2001. - 576с.
57. Кондильяк Э.Б. Сочинения: В Зт. Т.2./ Э.Б. Кондильяк. М.: Мысль, 1982. - С.3-188.
58. Конфуций Я верю в древность/ Конфуций. М.: Республика, 1995.-382с.
59. Конт О. Дух позитивной философии/ О. Конт. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-147с.
60. Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм/ В.И. Копалов. Томск: Изд. Томского университета, 1985. - 222с.
61. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество/ A.M. Коршунов. М.: Политиздат, - 1971. - 255с.
62. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очеркитеории и истории/ Г.Е. Корявко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. - 139с.
63. Крутоус В.П. Родословная красоты: Прекрасное и целесообразность/ В.П. Крутоус. М.: Искусство, 1988. - 222с.
64. Кузнецова Г.В. Природа моральных абсолютов/ Г.В. Кузнецова JI.B. Максимов. М.: Наследие, 1996. - 186с.
65. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания/ А.Н. Кочергин. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. - 78с.
66. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация/ Ю.В. Кудрявцев. М.: Юридическая литература, 1981. - 144с.
67. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т./ А.Ф. Лосев М.: Искусство. - 1963 - 1991.
68. Лурье С.Я. Демокрит/ С.Я. Лурье. Л.: Наука, 1970. - 385с.
69. Маковельский А.О. Материалисты Древней Греции/ А.О. Маковельский. -М.: Мысль, 1955.-289с.
70. Мамардашвили М. Как я понимаю философию/ М. Мамардашвили. М: Аспект-пресс, 1990.-368с.
71. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры/ Э.С. Маркарян. Ереван: АН Армянской ССР, 1973 - 146с.
72. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С. Маркарян. -М.: Мысль, 1988. 629с.
73. Маркс К. Сочинения: В 9т. Т.2./ К. Маркс Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1985-509с.
74. Маркс К. Сочинения: В 49 т. Т. 6./ К. Маркс Ф. Энгельс М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 665с.
75. Маркс К. Сочинения: В 49 т. Т. 21./ К. Маркс Ф. Энгельс М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. - 670с.
76. Маркс К. К Критике политической экономии/ К. Маркс. М.: Госполитиздат, 1953.-539с.
77. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления/ К.Р. \ Мегрелидзе. Тбилиси, 1973. - 345с.
78. Мурзалин С.К. Социальные нормы и закономерности их развития. Автореф. дис. канд. филос. наук/ С.К. Мурзалин. Алма-Ата, 1974. - 19с.
79. Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционныхкризисов/ А. Назаретян // Общественные науки и современность. 1993. -№3.-С. 81-85.
80. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм/ П.Е. Недбайло. -М.: Политиздат, 1960. 156с.
81. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1./ Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - 769с. *
82. Ницше Ф. Сочинения в 2 т.Т.2/ Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - 769с.
83. Новгородцев П. И. Об общественном идеале/ П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.-522с.
84. Общественное сознание и его формы / Под ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986.-367с.
85. Ойзерман Т.И. Философия, наука, идеология/ Т.И. Ойзерман // Философия в современном мире. Философия и наука. М, 1972. - С. 15-24.
86. Орлова Г.Н. Аксиологические аспекты социального поведения: Автореф. дис. канд. филос. наук/ Г.Н. Орлова. Чебоксары, 2000. - 25с. *
87. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение/ Е.М. Пеньков. М.: Высшая школа, 1990. - 175с.
88. Пионткевич Л.Ю. Нравственное пространство личности: проблема справедливости/ Л.Ю. Пионткевич // Жизненное пространство человека и общества: Сб. тр. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1996. - С.56-96.
89. Письма Маркса и Энгельса // Под ред. В. Адоратского. М.:Мысль, 1953. -420с.
90. Платон. Сочинения: В 3 т. Т.З./ Платон. М.: Мысль,1970. - 454с.
91. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории/ В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1985. - 253с.
92. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии/ М. Полани. М.: Прогресс, 1985. - 343с.
93. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе/ В.Д. Попов. М.: Мысль, 1981. - 239с.
94. Поппер К. Логика и рост научного знания/ К. Поппер. М.: Прогресс, 1983. - 605с.
95. Поппер К. Нищета историцизма. Критика пронатуралистических доктрин/ К. Поппер // Вопросы философии. 1992. - №10.- С. 29-58.
96. Пронин С.Л. Ценностные основания человеческой деятельности (мораль, политика, наука): Автореф. дис. канд. филос. наук/ С.Л. Пронин. М., 1998. -19с. •
97. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1979. - 335с.
98. Разин А.В. От моральных абсолютов к конкретной действительности/ А.В. Разин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 160с.
99. Рыбаков О.Ю. Политическое пространство человекав/ О.Ю. Рыбаков // Жизненное пространство человека и общества: Сб. тр. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1996. - С.48-56.
100. Сабиров А.Г. Социально-философская антропология: принципы конституирования и предметного определения/ А.Г. Сабиров. М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1997. - 120с.
101. Самохвалова В.И. Красота против энтропии: введение в область мегаэстетики/ В.И. Самохвалова. М.: Наука, 1990. - 176с.
102. Селиванов Ф.А. Сравнительный анализ предметов отражений форм общественного сознания/ Ф.А. Селиванов // Диалектика форм и уровней общественного сознания: Сб. тр. Барнаул: БГУ, 1988. - С.84-90.
103. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: Дисс. д-ра. филос. наук/ Н.И. Сидоренко. М., 1997. - 435л.
104. Смоленцев Ю.М, Мораль и нравы. Диалектика взаимодействия/ Ю.М. Смоленцев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 200с.
105. Соколов С.В. Социальная философия/ С.В. Соколов. М.: ЮНИТИ. -198с.
106. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т.1./ B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990. -831с.
107. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для ВУЗов/ А.Г. Спиркин. М.: Гардарика, 2000. - 368с.
108. Степун Ф.А. Сочинения/ Ф.А. Степун. М.: РОССПЭН, 2000. - 421с.
109. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина/ JI.H. Столович. М.: Республика, 1994. - 464с.
110. Толстых В.И. Искусство и мораль/ В.И. Толстых. М.: Изд. Политической литературы, 1973. - 440с.
111. Трубецкой Н.С. Пути Евразии/ Н.С. Трубецкой. М.: Русская книга, 1992.-415с.
112. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа/ Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. 2001. - №6. - С.3-15.
113. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы, методологии исследования/ А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980. - 271с.
114. Уледов А.К. Структура общественного сознания/ А.К. Уледов. М.: Мысль, 1968. - 324с.
115. Федоров Н.Ф. Статьи об умиротворении. Сочинения/ Н.Ф. Федоров. -М., 1982.-383с.
116. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки/ П. Фейерабенд. М.: Прогресс, 1986. - 543с.
117. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2./ Л. Фейербах. М.: Гос. издательство политической литературы, 1956. - 405с.
118. Фихте И.Г. Сочинения: В 2т. Т.1./ И.Г. Фихте. СПб.: Мифрил, 1993. -668с.
119. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание/ В.П. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1979. - 268с.
120. Франк С.JI. Духовные основы общества/ С.Л. Франк. М.: Республика, 1992.-500с.
121. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия/ Ю.П. Францев. -М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1959. 356с.
122. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания/ Б.А. Чагин. Л.: Наука, 1982. - 314с.
123. Чангли И.И. Труд/ И.И. Чангли. М.: Политиздат. - 154с.
124. Шварцман К.А. Философия и воспитание/ К.А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. - 207с.
125. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1./ А. Шопенгауэр. М.: Московский Клуб, 1992. - 378с.
126. Штомпка П. Социология социальных изменений/ П. Штомпка. М.: Аспект-пресс, 1996. - 416с.
127. Эстетический опыт и эстетическая культура/ Отв. ред. Д.М. Долгов. -М.,1992. 154с.
128. Юм Д. Сочинения: В 2 т.Т.1./ Д. Юм. М.: Мысль, 1968. - 847с.
129. Кип Herbert Auf den Spuren des Eiszeitmenschen/ Herbert Кип. -Wiesbaden, 1956. 225s.
130. Sheldon Cheney A new world history of art/ Cheney Sheldon. N.Y., 1956. -184p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.