Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Поздеева, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.04
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Поздеева, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА.
1.1. Характеристика спортивной аэробики.
1.2. Особенности построения соревновательных упражнений в гимнастике.
1.3. Критерии исполнительского мастерства спортсменов в видах спорта со сложной координацией движений.
1.4. Технический компонент исполнительского мастерства спортсменов.
1.5. Эстетический компонент исполнительского мастерства спортсменов.
1.6. Модели соревновательной деятельности как средство управления процессом подготовки гимнастов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике2002 год, доктор педагогических наук Сомкин, Алексей Альбертович
Интегральная подготовка в художественной гимнастике2013 год, доктор педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Начальная подготовка детей 6-9 лет в спортивной аэробике2009 год, кандидат педагогических наук Руденко, Лариса Кондратьевна
Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете2006 год, кандидат педагогических наук Румба, Ольга Геннадьевна
Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации2000 год, доктор педагогических наук Пилюк, Николай Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике»
Актуальность.
В настоящее время в сложнокоординационных видах спорта, связанных с искусством движений, ведущими тенденциями развития являются рост сложности соревновательных программ, поиск новых оригинальных элементов, доведение технического мастерства до уровня виртуозности. Гимнасты включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности из различных структурных групп и выполняют их технически совершенно (П. Э. Гевара, 1994; С. И. Борисенко, 2000; H.A. Каравацкая, 2002).
При этом первенство будет сохраняться за теми спортсменами, которые смогут сочетать разнообразную сложность, технически безукоризненное исполнение в оригинальных композициях с особой выразительностью и артистизмом. В данном случае лишь эстетическая сторона может служить, тем моментом, который дает определенное преимущество спортсменам (Ю.И. Смирнов, 1991; М.Э. Плеханова, 1997).
Однако понятие «эстетика гимнастики», связанное с проявлением таких сторон исполнительского мастерства, как выразительность, культура движений, эффективность и гармоничность, художественность и музыкальность, виртуозность относятся к числу трудноопределяемых, нечетких понятий и нуждаются в детальном уточнении и выявлении критериев для их оценки (Б. Т. Адефрис, 1992).
В технико-эстетических видах спорта вопросы выявления объективных критериев оценки исполнительского мастерства освещены в работах широкого круга авторов (Ю. А. Резников, 1974; М. Г. Новик, 1975; Ю. И. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И. В. Абсалямова, 1980; О. А. Иванова, 1982; М.Н. Максимова, 1987; Ю. И. Смирнов, 1990; М. Э. Плеханова, 1997 и др.). Данные публикации объединены одной целью - стремление снизить субъективизм судейской оценки. В основу решения обозначенного направления положен квалиметрический подход и ведущий метод - экспертный. Однако остается не ясно как оценить и повысить уровень исполнительского мастерства в тренировочном процессе, какие движения и действия применить для достижения артистичности и выразительности в упражнениях. Этот аспект недостаточно освящен в научных исследованиях.
В спортивной аэробике также отсутствуют конкретные рекомендации по количественному анализу содержания и критериев выразительности исполнения соревновательных упражнений. В правилах соревнований по спортивной аэробике (2001, 2005) приводятся общие краткие требования по составлению и оценке содержания соревновательных программ (упражнений) гимнастов. Поэтому работа в этой области исследования является актуальной.
Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике спортивной тренировки отсутствуют научно-обоснованные данные о количественных показателях исполнительского мастерства для оценки и совершенствования соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта, и в частности в спортивной аэробике.
Объект исследования: исполнительское мастерство гимнастов в спортивной аэробике.
Предмет исследования: критерии и методы количественной оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов для совершенствования индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике.
Цель: разработать диагностическую модель оценки исполнительского мастерства спортсменов старших разрядов для определения уровня исполнения и коррекции содержания индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике.
Гипотеза: предположение о том, что анализ содержания, композиции и техники исполнения индивидуальных соревновательных программ, выявление критериев количественной оценки исполнительского мастерства, систематизация средств соревновательных упражнений позволят разработать методику педагогического контроля за содержанием и качеством выполнения индивидуальных соревновательных упражнений, что повысит соревновательную готовность спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике.
Научная новизна исследования состоит в том, что: содержание соревновательных упражнений в спортивной аэробике дифференцировано по групповым показателям: пространство, спортивное специфическое содержание, средства оформления, музыкальное соответствие, интенсивность, элементы сложности и комбинации; обоснованы критерии выразительности индивидуальных соревновательных программ в спортивной аэробике, основными из которых являются прыжки оформления, акцентная точка, переходы, движения рукой, движения головой; танцевальные движения, элементы высшей сложности; впервые разработана диагностическая модель оценки исполнительского мастерства спортсменов в спортивной аэробике, которая является средством коррекции и контроля за содержанием индивидуальных соревновательных программ.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории спортивной тренировки сведениями о технологии педагогического контроля за содержанием соревновательной деятельности спортсменов. Обоснована и экспериментально апробирована модель оценки исполнительского мастерства для коррекции содержания индивидуальных соревновательных программ и повышения уровня исполнения у спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике.
Практическая значимость работы состоит:
• в количественной оценке содержания индивидуальных соревновательных программ по групповым и единичным показателям;
• в рекомендациях по расширению средств выразительности в соревновательных упражнениях, таких как прыжки оформления, переходы, акцентная точка, движения рукой, движения головой; танцевальные движения;
• в индивидуализации подхода при выборе элементов, движений, действий в процессе составления и коррекции соревновательных упражнений в соответствии с уровнем исполнения и трудностью.
Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс спортсменов по спортивной аэробике в МОУ ДОД ДЮСШ №1; СДЮШОР №18. г. Омска и в учебный процесс студентов кафедры теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Содержание и композиция соревновательных программ имеет многокомпонентную количественную структуру, которая представлена комплексными (элементы сложности, использование пространства, спортивное специфическое содержание, средства оформления, музыкальное соответствие, интенсивность) и единичными показателями, основными из которых являются прыжки оформления, темп исполнения, акцентные точки, элементы высшей сложности, переходы, движения рукой, головой, танцевальные движения, элементы групп сложности, базовые шаги, перемещения. Ориентация на эту структуру дает возможность целенаправленно анализировать индивидуальные упражнения и выявлять количественные показатели их содержания.
2. Значительное влияние (43%) на оценку за артистичность оказывает уровень техники исполнения элементов сложности и базовых шагов у спортсменов старших разрядов. На основе высокого уровня технической подготовленности приобретают значимость выразительные дополнительные движения по оформлению соревновательных упражнений. и
3. Использование в тренировочном процессе разработанной диагностической модели позволяет осуществлять контроль и коррекцию содержания, композиционного построения и качества исполнения индивидуальных программ, а также прогнозировать соревновательную готовность спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Спортивно-прикладная гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в прыжках с шестом2001 год, кандидат педагогических наук Горбунов, Вадим Альбертович
Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки2000 год, кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна
Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации2008 год, кандидат педагогических наук Терехова, Мария Александровна
Формирование акробатических пар на основе показателей физического развития и свойств личности спортсменов2002 год, кандидат педагогических наук Савченко, Марина Александровна
Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки2012 год, доктор педагогических наук Костюнина, Любовь Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Поздеева, Елена Александровна
Результаты исследования показали, что очень эффективны акцентные точки. Однако эта точка должна обязательно совпадать с музыкальным акцентом, иначе утрачивается вся эффектность и зрелищность. Акцентные точки, как правило, выполняются одной либо несколькими звеньями тела: головой, рукой (плечом, предплечьем, кистью, всей рукой) тазом, стопой и любое сочетание движений (рис. 29.). движения головой
Акцентные точки движения / \ рукой / \ \ движения стопой X движения туловищем комбинированные движения движения тазом
Рис. 29. Варианты выполнения акцентных точек при оформлении элементов сложности либо передвижений
По результатам исследования показателем, в наибольшей степени влияющим на оценку за артистичность в СА, являются прыжки, которые носят характер оформления и не относятся к элементам сложности, в частности к группе «прыжки». Были отмечены следующие разновидности прыжков оформления: прыжок, согнув одну в сторону, то же вперед, назад; прыжок, согнув ноги вперед, то же назад; прыжок, согнув ноги назад, голени в стороны, то же в сторону; прыжок, согнув ноги в стороны; прыжок, согнув одну вперед, другая назад; прыжок, согнув ноги, одну вперед, другую назад; прыжок, согнув ноги в стороны - скрестно. В соревновательных комбинациях эти прыжки могут выполняться как на месте, так и с передвижением, с поворотом и без. Графическое изображение прыжков оформления представлено в приложении 11.
Элементарные движения используются для соединения элементов сложности и базовых аэробных шагов. Это многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых как отдельными частями тела, так и всем телом в соответствии с требованием стиля СА (более простые переходы и соединения, подъемы, различные седы, упоры, стойки, сложные по координации движения руками и др.).
Таким образом, все элементы спортивной аэробики заимствованы из других видов гимнастики. Однако стремительность развития этого вида спорта диктует свои тенденции, в частности снижение стоимости элементов, усложнение их и возникновение новых авторских элементов. Сказывается также и специфика вида спорта: высокий темп исполнения, аэробный стиль (резкость, четкость), наличие запрещенных элементов и деталей (прогибы, наклоны назад - в равновесиях, в прыжках и др.), высокие требования к координации. Эти особенности влияют на исполнение соревновательного упражнения в этом молодом виде спорта.
Выделенные нами варианты выполнения элементов, движений и действий в соответствии со спецификой данного вида спорта позволят эффективно реализовать коррекцию содержания соревновательных программ, используя модельные характеристики исполнительского мастерства в спортивной аэробике.
С целью проверки эффективности разработанной модели нами был проведен педагогический эксперимент. Контрольная и экспериментальная группы были скомплектованы с учетом спортивного мастерства и под руководством тренеров-преподавателей из разных спортивных школ города Омска. Двенадцать человек, занимающиеся в СДЮШОР №18 составили экспериментальную группу. Контрольная группа (10 человек) тренировалась в ДЮСШ №1. Все гимнасты имеют одинаковый уровень спортивного мастерства - старшие разряды -1 взрослый, KMC, МС (приложение 12).
Начало эксперимента составили соревнования, проходившие в декабре 2005 - чемпионат и первенство г. Омска по спортивной аэробике. На соревнованиях параллельно с судьями выступление спортсменов оценивала и научная бригада по критериям судейства, принятым в кодексе оценок по СА-2005. Эта бригада состояла из 6 экспертов (два - оценивали исполнение, два - сложность, два - артистичность). Выявлена высокая степень взаимосвязи между оценками судейской и научной бригадами (по исполнению - г=0,97; по артистичности - R=0,9; по сложности - 0,99), что свидетельствует об объективности исследований (приложение 13).
Для определения исходного содержания упражнений были проанализированы выступления спортсменов по видеозаписи с этих соревнований. В содержании упражнений спортсменов контрольной и экспериментальной групп по 19 показателям различия не достоверны -Р>0,05 (табл. 17.). количество движений
Группа Показатели Контрол. группа, Эксперим. группа, показателей Х1 + Cf\ Хг± О 2 t Р
Элементы группы А 1,8 ± 0,4 1,9 ± 0,6 0,56 Р>0,05
Элементы группы В 1,7 ±0,5 2,1 ± 0,3 2,55 Р<0,05
Элементы Элементы группы С 3,3 ± 1,7 2,5 ± 1,1 1,5 Р>0,05 сложности и Элементы группы Д 2,3 ± 0,9 2,1 ±0,6 0,71 Р>0,05 комбинации Эл-ты высш. слож. 0,5 ± 0,9 0,8 ± 0,9 0,89 Р>0,05
Каскады 0,4 ± 0,9 0,1 ±0,3 1,15 Р>0,05
Переходы 6,9 ± 1,6 8,4 ± 1,4 2,5 Р<0,05
Прыжки оформ-я 3± 1,3 2,7 ± 1,8 0,52 Р>0,05
Движения рукой 1,3 ±0,8 1,2 ± 0,8 0,18 Р>0,05
Средства Движения головой 2,2 ± 1,7 2± 1,6 0,32 Р>0,05 выразительности Акцентная точка 1,4 ±1,2 2,2 ± 1,2 1,77 Р>0,05
Танц. движения 1,8 ± 1,9 1,3 ± 1,3 0,84 Р>0,05
Переходы и соед-я 12 ±3,6 14 ±3,7 1,47 Р>0,05
Своб.оформление 3,7 ±2,1 3,8 ± 2,7 0,11 Р>0,05
Муз. соответствие 4,2 ± 3,2 4,5 ± 2,9 0,27 Р>0,05
Темп музыки 170 ± 16,4 160 ±3,48 2,2 Р<0,05
Темп исполнения 0,86 ± 0,11 0,88 ± 0,07 0,5 Р>0,05
Средняя трудность 0,44 ± 0,05 0,45 ± 0,08 0,12 Р>0,05
Движения тазом 0,3 ± 0,5 0,6 ±1 1,29 Р>0,05
Другие Сюжет, элем-ты 0,2 ± 0,4 0,3 ± 0,7 0,5 Р>0,05 показатели Изменение ритма 0,8 ± 0,9 0,7± 0,8 0,16 Р>0,05
Базовые шаги 58,3 ± 10,9 58 ± 7,3 0,72 Р>0,05
Малая акробатика 1,8 ± 1,2 3,1 ±2,1 2,07 Р<0,05
Примечание: выделенным шрифтом обозначены показатели, по которым выявлены различия в содержании программ
Отличия в содержании программ достоверны только по 4 показателям: группа В, малая акробатика, переходы и темп музыки. Так в хореографии программ спортсменов экспериментальной группы изначально было больше элементов группы В; элементов малой акробатики и переходов, а в контрольной группе - выше темп музыки.
Уровень исполнительского мастерства был проанализирован по оценкам за технику исполнения, за хореографию программы и сложность соревновательных упражнений из протоколов соревнований. Отличия, как по критерию «исполнение», так по «артистичности» и «сложности» выполнения упражнения у спортсменов разных групп оказались не достоверны - Р>0,05 (табл.18).
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Поздеева, Елена Александровна, 2006 год
1. Аверкович, Э. П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток : автореф. дис. . канд. пед. наук / Э. П. Аверкович. - М., 1980. - 23 с.
2. Аверкович, Э. П. Объективизация судейства в гимнастике как проблема спортивной метрологии / Э. П. Аверкович и др. // Теория и практика физической культуры. 1979. - №7. - С. 47-49.
3. Аверкович, Н. Акробатика / Н. Аверкович, М. Цейтен. М. : Физкультура и спорт, 1967. - 79 с.
4. Адефрис, Б. Т. Методы оценки зрелищности массовых спортивно-гимнастических выступлений и их использование в организации учебно-тренировочного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук / Б. Т. Адефрис. -Киев, 1992. 27 с.
5. Айвазян, Ю. Н. Анализ и совершенствование структуры многолетней тренировки гимнастов-мужчин : автореф. дис. . канд. пед. наук / 10. Н. Айвазян. М, 1975. - 24 с.
6. Андреасян, К. Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике / К. Б. Андреасян // Теория и практика физической культуры. 1993. - №6. - С. 18-19.
7. Андреасян, К. Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике : автореф. дис. . канд. пед. наук / К. Б. Андреасян. М., 1996. —23 с.
8. Аркаев, Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Я. Аркаев. СПб., 1994, —23 с.
9. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов: теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. М. : Физкультура и спорт, 2004. — 325 с.
10. Аэробика: метод, указ. для преподавателей и студентов,занимающихся аэробикой / сост. С. А. Бикбулатова, Г. Г. Ключникова. Омск : Изд-во СибАДИ, 2000. - 19 с.
11. Базарова, Н. П. Классический танец / Н. П. Базарова. Л. : Искусство, 1975.- 184 с.
12. Балков, Ю. Субъективно об объективности / Ю. Балков // Мир танца, 2001.-№3.-С. 34-36.
13. Батаен, В. Г. О «лучших» и «худших» в упражнении с обручем / В. Г. Батаен, Э. П. Аверкович // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1975.-Вып. 1.-С. 43-45.
14. Бирюк, Е. В. Хореографическая подготовка в спорте: метод, рек. / Е. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова. Киев : Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.
15. Борилкевич, В. Е. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики / В. Е. Борилкевич, Н. Н. Кузьмин, А. А. Сомкин // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 3. - С. 44-45.
16. Борисенко, С. И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. И. Борисенко. М., 2000. - 23 с.
17. Бураков, Б. А. Экспериментальное обоснование путей совершенствования мастерства акробатов-прыгунов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Б. А. Бураков. М., 1975. - 23 с.
18. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. Л. : Искусство, 1980. - 56 с.
19. Варакина, Т. Т. Упражнения с предметом: (скакалка, лента, вымпелы) / Т. Т. Варакина, Л. Н. Кудряшова, Т. П. Маркова. М. : Физкультура и спорт, 1973.- 184 с.с.
20. Вербова, 3. Д. Искусство произвольных упражнений / 3. Д. Вербова. -М.: Физкультура и спорт, 1967. 87 с.
21. Визитей, Н. Н. Спорт и эстетическая деятельность / Н. Н. Визитей. — Кишинев : Штинца, 1982. 183 с.
22. Визитей, Н. Н. Проблемы эстетики спорта: программа спецкурса и метод, рек. к ее реализации / Н. Н. Визитей. Кишинев : Штинца, 1987. - 114 с.
23. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Винер. -СПб., 2003. —20 с.
24. Винникова, Н. И. Модельные характеристики силовой подготовленности юных гимнасток / Н. И. Винникова // Теория и практика физической культуры. 1976. - №1. - С. 28-30.
25. Вольные упражнения / А. М. Глинтерник. — М. : Физкультура и спорт, 1958.- 176 с.
26. Вольные упражнения мужчин / Ю. К. Гавердовский. М. : Физкультура и спорт, 1976. - 102 с.
27. Гавердовский, Ю. К. Техника, стиль, мода / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1972. - Вып. 2. - С. 6-12.
28. Гавердовский, Ю. К. Стиль, композиция, мода / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1974. - Вып. 2. - С. 5-9.
29. Гевара, Перез Хорхе Энрике (Эквадор) Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике : автореф. дис. канд. пед. наук / Перез Хорхе Энрике Гевара. М., 1994. - 23 с.
30. Гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике: метод, разраб. для слушателей семинара тренеров по спортивной аэробике / сост. В. А. Горбунов, О. И. Демиденко. -Иркутск, 1999. 76 с.
31. Гимнастика. Принципы и методика составления произвольных вольных упражнений / сост. Т. С. Лисицкая и др.. М., 1977. - 29 с.
32. Гимнастика: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте / сост. В. Л. Голубев. М. : Сов. спорт, 1989. - 92 с.
33. Горбачева, Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ж. С. Горбачева. СПб., 2000. - 24 с.
34. Григорьев, А. Е. Гимнасты Санкт-Петербурга: Совершенствование мастерства / А. Е. Григорьев. СПб. : б.и., 1995.- 118 с.
35. Григорьев, А. Е. Развитие видов гимнастики со спортивной направленностью / А. Е. Григорьев. М.: б.и., 1984. - 30 с.
36. Гришина, М. В. Подготовка фигуристов: основы управления / М. В. Гришина. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 144 с.
37. Гусак, Ш. Э. Гимнастические пирамиды / Ш. Е. Гусак. М. : Физкультура и спорт, 1949. - 239 с.
38. Дмитриев, С. В. Совершенствование технического мастерства гимнастов на основе биодинамической характеристики их движений : автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Дмитриев. Л., 1972. - 20 с.
39. Донской, Д. Д. Биомеханическое обоснование техники акробатических упражнений: метод, разраб. для студ. ин-тов физ. культ. / Д. Д. Донской, К. Е. Шойхет.-М.: б. и., 1980. 25 с.
40. Друзь, В. А. Моделирование процесса спортивной тренировки / В. А. Друзь. Киев : Здоровье, 1976. - 96 с.
41. Еремина, Е. А. Критерии оценки соревновательных нагрузок и моделирование предсоревновательной подготовки акробатов высокой квалификации хореографии : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Еремина. -Краснодар, 2002. 24 с.
42. Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии :автореф. дис. канд. пед. наук / И. Е. Ересько. Хабаровск, 2005. - 23 с.
43. Заглада, В. Е. От системы к успеху / В. Е. Заглада, О. Л. Трещева // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1982. - Вып. 1. - С. 29-34.
44. Загревский, В. О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимнастов : дис. канд. пед. наук / В. О. Загревский. Томск, 1999. - 174 с.
45. Загревский, О. И. Построение техники гимнастических упражнений на основе математического моделирования на ЭВМ : дис. . д-ра пед. наук / О. И. Загревский. Томск, 2000. - 352 с.
46. Запорожанов, В. А. Контроль в спортивной тренировке / В. А. Запорожанов. Киев : Здоровье, 1988. - 144 с.
47. Запорожанов, В. А. Педагогический контроль как аппарат управления тренировочным процессом / В. А. Запорожанов // Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. Киев : Здоровье, 1985. -192 с.
48. Заровская, Г. А. Классификация прыжков в художественной гимнастике / Г. А. Заровская // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1990. - Вып. 20. - С. 80-82.
49. Захаров, Р. В. Беседы о танце / Р. В. Захаров. М. : Профиздат, 1963.32 с.
50. Захаров, Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р. В. Захаров. -М.: Искусство, 1967. 63 с.
51. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. М.: Искусство, 1989. - 237 с.
52. Здановская, Э. А. Эстетика физической культуры и спорта: лекция / Э. А. Здановская. Л., 1988. - 17 с.
53. Иванова, О. А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. А. Иванова. -М., 1982.- 23 с.
54. Иванова, О. С помощью компьютера: судейство в художественнойгимнастике / О. Иванова, В. Иванов // Гимнастика: ежегодник, М. : Физкультура и спорт, 1989. С. 66-67.
55. Ипполитов, Ю. А. Произвольные гимнастические упражнения / Ю. А. Ипполитов, В. И. Калогномос, В. Муратов. М. : Физкультура и спорт, 1964. - 184 с.
56. Ипполитов, 10. А. Судейство соревнований по гимнастике / Ю. А. Ипполитов, В. И. Калогномос. М.: Физкультура и спорт, 1972. - С. 4-12.
57. Ипполитов, Ю. А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования / Ю. А. Ипполитов // Теория и практика физической культуры. -1997.-№11.-С. 55-57.
58. Калогномос, В. И. Организация и проведение соревнований // Гимнастика: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. - Вып. 1. - С.45-51.
59. Караваев, А. Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Ф. Караваев. -Омск, 1991.-23 с.
60. Каравацкая, Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Каравацкая. Смоленск, 2002. - 20 с.
61. Карпенко, Л. А. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике: метод, рек. / Л. А. Карпенко. СПб : Изд-во СПбГАФК, 1994.- 30 с.
62. Ким, Дзи Хи (Южная Корея) Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности в художественной гимнастике : автореф. дис. . канд. пед.наук / Дзи Хи Ким М., 1997. - 23 с.
63. Кобяков, 10. П. Будущее начинается сегодня / Ю. П. Кобяков, Н. Г. Толкачев//Гимнастика: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 12-20.
64. Кодекс оценок по спортивной аэробике / Международная федерация гимнастики, 2005. 49 с.
65. Козлов, В. И. Основы спортивной морфологии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 103 с.
66. Колесникова, Н. Театр большой гимнастики / Н. Колесникова. М. : Совет. Россия, 1981. - 176 с.
67. Колесникова, С. В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы / С. В. Колесникова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 157 с.
68. Колтановский, А. П. Элементы вольных упражнений / А. П. Колтановский. М.: Физкультура и спорт, 1968. - 88 с.
69. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод, рек. / под ред. Э. П. Аверкович. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 18 с.
70. Коренберг, В. Б. Заметки о культуре движений // Гимнастика : ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1972. - Вып. 2. - С. 14-18.
71. Коренберг, В. Б. Гимнастика «звездная», гимнастика «земная» // Гимнастика: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1976. - Вып. 2. - С.47-55.
72. Коренберг, В. Б. Упражнения на бревне / В. Б. Коренберг. М. : Физкультура и спорт, 1976. - 80 с.
73. Коренберг, В. Б. Твоя гимнастика / В. Б. Коренберг. М. : Физкультура и спорт, 1977. - 56 с.
74. Коренберг, В. Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии / В. Б. Коренберг// Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1981. - Вып. 1. - С.61-64.
75. Коренберг, В. Б. Двигательные задачи в гимнастике и их решение: лекция / В. Б. Коренберг. Малаховка : б. и., 1983. -56 с.
76. Кравчук, А. И. Общие основы техники гимнастических упражнений / А. И. Кравчук. Омск: б. и., 1983. - 24 с.
77. Крючек, Е. С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе / Е. С. Крючек, и др. СПб : Изд-во СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1994. - 76 с.
78. Кряж, В. Н. Гимнастика. Ритм. Пластика / В. Н. Кряж. Минск, 1987.- 43 с.
79. Лазаренко, Т. П. Квалиметрия в художественной гимнастике // Гимнастика: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1978. - Вып.1. - С. 33-39.
80. Лебедева, Л. В. Методика контроля объективности судейства соревнований по художественной гимнастике / Л. В. Лебедева, А. Ф. Караваев // тезисы докл. науч. конф. по итогам работы за 1987 г. Омск, 1988. - С. 60-64.
81. Леонова, Л. В. Постановка композиций и хореографическая подготовка в спортивной акробатике / Л. В. Леонова // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф. Хабаровск, 2003.-Ч. 1.-С. 114-116.
82. Лисицкая, Т. С. Ритм + пластика / Т. С. Лисицкая. М. : Физкультура и спорт, 1987.-160 с.
83. Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы / Т. С. Лисицкая. М. : Просвещение: Владос, 1994.- 93 с.
84. Лисицкая, Т. С. Вольные упражнения женщин / Т. С. Лисицкая, В. Е. Заглада. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 112 с.
85. Лисицкая, Т. С. Аэробика : В 2 т. Т. 1. Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л. В.Сиднева. М.: Федерация Аэробики России, 2002. - 229 с.
86. Лисицкая, Т. С Аэробика : В 2 т. Т. 2. Частные методика / Т. С. Лисицкая, Л. В.Сиднева. М.: Федерация Аэробики России, 2002.- 215 с.
87. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая М.: Физкультура и спорт, 1984.-176 с
88. Лисицкая, Т. С. Общая характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике / Т. С Лисицкая, Т. В Староверская. // Гимнастика: ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. - Вып. 1. - С. 48-51.
89. Лобжанидзе, М. М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси : б. и.,1980.- 183 с.
90. Лоу, Б. Красота спорта: междисциплинар. исслед. / Б. Jloy. М. : Радуга, 1984.-256 с.
91. Мавромати, Д. П. Упражнения художественной гимнастики. М. : Физкультура и спорт, 1972. - 143 с.
92. Максимова, М. Н. Методы объективизации оценки содержания упражнений синхронного плавания : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. Н. Максимова. М., 1987. - 23 с.
93. Менхин, А. В. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками и акробатками / А. В. Менхин, Е. К Савенкова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2005. №2. - С. 2831.
94. Менхин, Ю. В.Оздоровительная гимнастика: Теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В Менхин. Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 382 с.
95. Методика тренировки гимнасток / сост. М. Л. Укран, И. В. Шеффер, Л. К. Антонов, В. Б. Коренберг. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 175 с.
96. Ритмическая гимнастика на службе здоровья : сб. ст. / сост. В. М Миронов, Л. А. Юсупова. Минск : Полымя, 1986. - 104 с.
97. Моделирование в спорте: метод, рек. / сост. Д. В. Петриченко. -Минск.: б.и., 1989.-28 с.
98. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям : метод, рек. / сост. А. Ф. Караваев, А. И. Кравчук, Г. Д. Бабушкин. Омск : б.и., 1991.-40 с.
99. ЮЗ.Морель, Ф. Р. Хореография в спорте / Ф. Р. Морель. М. : Физкультура и спорт, 1971. - 112 с.
100. Морфология человека / под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. М : Изд-во МГУ, 1990.-344 с.
101. Назарова, Е. А. Ты будешь красивой. Художественная гимнастика. / Е. А. Назарова. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 32 с.
102. Найпак, В.Н. Поиски выразительности и артистизма: К итогам 12 чемпионата мира по художественной гимнастике / В. Н. Найпак, 1985. 16 с.
103. Найпак, В. Н. Торжество сложности и артистизма: Гимнастика художественная / В. Н. Найпак // Мир танца, 2001. №3. - С. 32-33.
104. Наклонов, 10. И. Техника выполнения и методика обучения гимнастическим упражнениям /10. И. Наклонов, В. И. Силин. JL, 1962.- С. 2326.
105. Нестерова, Т. В. Теория и методика преподавания аэробики / Т. В. Нестерова, Н. А. Овчинникова // метод, материалы. Киев : УГУФВС, 1998. - 33 с.
106. Новик, М. Г. Современное состояние художественной гимнастики: Лекция. / М. Г. Новик М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 35 с
107. Трещева, О. Л. О модельных характеристиках технической подготовленности юных гимнасток различной квалификации / О. Л. Трещева // Омский ин-т физ. культ: тезисы докл. 40-й науч. конф. по итогам работы за 1988 г.-Омск, 1989.-С. 76-77.
108. И 5. Особенности предсоревновательной подготовки и моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации: метод, рек. / сост. JT. Я. Черешнева, В. С. Чебураев. М. : б.и., 1990.-43 с.
109. Патрикеева, И. Ю. Спортивная гимнастика: Организация и проведение соревнований / И. Ю Патрикеева, Ю. В Тюренков. Малаховка : б.и., 2000. - 39 с.
110. Пахомова, Л. А. Хореография и фигурное катание / J1. А. Пахомова. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 95 с.
111. Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления: основы режиссуры, организации и методики / Б. Н. Петров. М. : Физкультура и спорт, 1988,-328 с.
112. Петров, JT. Н. Анализ состава судейских коллегий соревнований по гимнастике / JT. Н. Петров // Теория и практика физической культуры. 1996. -№2. -С. 41-42.
113. Петров, JT. Н. Цикловой контроль качества судейства в спортивной гимнастике / JT.H. Петров // Теория и практика физической культуры. 1997. -№3.-С. 41-43.
114. Пилюк, Н. Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: автореф. дис. д-ра пед. наук / Н. Н. Пилюк. Краснодар, 2000. - 50 с.
115. Пилюк, Н. Н. Моделирование системы соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики / Н. Н. Пилюк // Теория и практика физической культуры. 2004. - №7. - С. 35-37.
116. Плеханова, М. Э. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движений в художественной гимнастике : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Э. Плеханова. М., 1997. - 33 с.
117. Плохинский, Н. А. Алгоритмы биометрии / Н. А. Плохинский М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. -150 с.
118. Попов, Ю. А. Исследование содержания вольных упражнений и путей повышения мастерства их исполнения у гимнастов высших разрядов : автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. А. Попов. М., 1975. - 35 с.
119. Праздников, Г. А. Искусство и спорт / Г. А. Праздников. Л. : Знание, 1981.-36 с.
120. Резников, Ю. А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спота с субъективной оценкой результатов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю. А. Резников. М, 1974. - 23 с.
121. Резников, Ю. А Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике? / 10. А. Резников // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1974.-С. 12-13.
122. Ростовцева, М. Ю. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке студентов, специализирующихся по гимнастике / М. Ю. Ростовцева М.: б.и., 1989. - 28 с.
123. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. Т. Ротерс. М., 1984. - 24 с.
124. Рябухина, Т. И. Методика тренировки специальной выносливости на этапе начальной специализации в спортивной аэробике : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. И. Рябухина. Волгоград, 2006. - 24 с.
125. Садовникова, В. В. История возникновения оздоровительной аэробики и ее современные тенденции развития. / В. В. Садовникова. Ученые записки: сб. науч. тр // Акад. Физ. воспитания и спорта респ. Беларусь. Минск, 2000. - Вып. 4. - С. 285-289.
126. Сальников, В. А. Критические и сенситивные периоды в структуре
127. Сараф, М. Е. Эстетика спорта / М. Е. Сараф М.: Знание, 1978. - 64 с.
128. Семенов, Л. П. Гимнастам о гимнастике / Л. П. Семенов М. : Физкультура и спорт, 1961. - 176с.
129. Сербина, Л. П. Воздействие музыки на форму движения танцовщиц / Л. П. Сербина // Здоровье Образование - Физическая культура : тезизы докл. междунар. юбилейн. науч.-практ. конф. 6-7 июня 2000 г. - Великие Луки, 2000. -С. 157-159.
130. Сиднева, Л. В. Российская аэробика пока еще берет уроки / Интервью А. Таланова // Спорт для всех. 2000. - №1 - С. 4-5.
131. Сирис, П. 3. Использование показателей физической подготовленности с целью коррекции тренировочного процесса юных спортсменов / П. 3. Сирис, Б. И. Табачник // Теория и практика физической культуры. 1976. - №4.- С. 36-39.
132. Скачкова, Е. Ю. Особенности преподавания спортивной аэробики в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Ю. Скачкова. СПб., 2002. - 21 с.
133. Смирнов, Ю. И. Система исследовательских методов в науке о спорте / Ю. И. Смирнов // Сб. науч. материалов Всемирн. науч. конгресса «Спорт в современном обществе». М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 205-206.
134. Смирнов, Ю. И. Измерения в спорте и проблемы их метрологического обеспечения / Ю. И. Смирнов // Теория и практика физической культуры. 1976. - №2,- С. 48-54.
135. Смирнов, И. Ю. Определение уровня мастерства гимнастов методами квалиметрии / Ю. И. Смирнов, А. И. Хамаладзе // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1984. - Вып. 2. - С. 38-41.
136. Смирнов, И. Ю. Педагогическая оценка спортивной подготовленности гимнаста / Ю. И. Смирнов, А. И. Хамаладзе // Гимнастика: ежегодник М. :
137. Физкультура и спорт, 1987. №2. - С. 4-6.
138. Смирнов, И. Ю. Методика комплексной оценки мастерства исполнения произвольных композиций фигуристами / И. Ю. Смирнов, И. Н. Шарабарова, И. В. Абсалямова // Теория и практика физической культуры. -1980.- №4.- С. 7-9.
139. Смирнов, И. Ю. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства / И. Ю. Смирнов, И. Н. Шарабарова // Гимнастика: ежегодник М. : Физкультура и спорт, 1985. - Вып. 2. - С. 28-31.
140. Смирнов, Ю. И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Ю. И. Смирнов. М., 1991. -37 с.
141. Смирнов, Ю. И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта / Ю.И. Смирнов // Теория и практика физической культуры. 1997. - №3. - С. 39-40.
142. Смолевский, В. М. Гимнастика в трех измерениях / В. М. Смолевский, Ю. В. Менхин, В. Н. Смирнов. -М. : Физкультура и спорт, 1979.248 с.
143. Смолевский, В. М. От составителя / В. М. Смолевский // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1980. - Вып. 1. - С. 3-5.
144. Смолевский, В. М. Вольные упражнения мужчин / В. М. Смолевский, В. Н. Курысь. М. : Физкультура и спорт, 1976. - 102 с.
145. Смолевский, В. М. Нетрадиционные виды гимнастики: метод, рек. / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев М. : Просвящение, 1992. - 80 с.
146. Собинов, Б. Художественная гимнастика / Б. Собинов М. : Искусство, 1960.- 189 с.
147. Соловьев, В. В. Методы педагогического контроля за уровнем специальной физической подготовленности гимнасток высших разрядов : автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Соловьев. М., 1980. - 22 с.
148. Спортивная аэробика в школе / под ред. М. П. Шестакова. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. 84 с.
149. Староверская, Т. В. О композиции произвольных упражнений / Т. В. Староверская // Пластика, 1985. Вып. 2. - С. 52-62.
150. Сучилин, Н. Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Г. Сучилин. М., 1989. - 48 с.
151. Тарасов, Н. Классический танец / Н. Тарасов. М. : Искусство, 1971.-56 с.
152. Терехина, Р. Н. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов / Р. Н. Терехина, Ю. Е. Титов, Л. И. Турищева СПб : Изд-во ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991. - 32 с.
153. Терехина, Р. Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике / Р. Н. Терехина // Теория и практика физической культуры 1997. - №11. - С. 58-61.
154. Техника гимнастических упражнений / под ред. М. Л. У крана. М. : Физкультура и спорт, 1967. - 121 с.
155. Титов, 10. Е. Методы совершенствования системы объективизации судейства в гимнастике : автореф. дис. . канд. пед, наук / Ю. Е. Титов. Киев, 1988.- 21 с.
156. Турищева, Л. И. Компоненты исполнительского мастерства и методы их оценки : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. И. Турищева. Л., 1986. - 20 с.
157. Турищева, Л. И. Совершенствование системы судейства в спортивной гимнастике: Обсуждаем, спорим / Л.И. Турищева // Теория и практика физической культуры. 1987. - №9. - С. 26-27.
158. Уткин, В. Л. Количественные методы измерения качественных показателей в спорте: Лекция для ин-тов физ. культ. / В. Л. Уткин. М. : б.и., 1980.-35 с.
159. Филиппова, Ю, С. Спортивная аэробика : метод, разраб. / Ю. С.
160. Филиппова Новосибирск, 1994. - 22 с.
161. Формирование навыков составления композиции произвольных упражнений в художественной гимнастике : метод, разр. / сост. И. Я. Цыганкова. М.: б.и., 1991. - 35 с.
162. Френкин, А. А. Эстетика физической культуры / А. А. Френкин. М. : Физкультура и спорт, 1969. - 71 с.
163. Цыганкова, И. Я. Формирование умений и навыков составления произвольных композиций / И. Я. Цыганкова // Гимнастика: ежегодник. М. : Физкультура и спорт, 1987. - С.66-67.
164. Черепанов, В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. / В. С. Черепанов- М.: Педагогика, 1989. 152 с.
165. Шипилина, И. А. Аэробика / И. А. Шипилина. Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 94 с.
166. Штофф, В. А. Роль моделей в познании. / В. А. Штофф J1. : изд-во ЛГУ, 1963.-63 с.
167. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация): дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. / Б. Н. Шустин. -М., 1995.-82 с.
168. Щерба, С. А. Критерии оценки художественного компонента в исполнении произвольных упражнений художественной гимнастики / С. А. Щерба // Актуальные проблемы физического спортивного движения : материалы науч. конф. Минск, 1988.-С. 150-153
169. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: метод, рек. для спортсменок и тренеров / сост. М. В. Приставкина, Е. Ю. Шустова. Смоленск, 1987. - 13 с.
170. Эстетика спорта: Лекция для студ. ГЦОЛИФКа. / сост. М. Я. Сараф. -М., 1974.-36 с.
171. Этические и эстетические основы спортивной деятельности как средства воспитания: отдельные лекции / под ред. В. В. Белорусовой. Л., 1978. -90 с.
172. Dachsei, G. Gymnastik in der Schule / G. Dachsei, M. Grote, J. Potzch. -Berlin, 1978.- 148 s.
173. Ukran, M. L. Technik der Turnubunden / M. L. Ukran. Berlin: s.n., 1970.-431 s.
174. Wend, H., Hess, R. Künstlerische Gymnastik mitt Handgeraten / H. Wend, R. Hess.- Berlin, 1969. 248 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.