Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Аракелова, Александра Олеговна

  • Аракелова, Александра Олеговна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2012, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 589
Аракелова, Александра Олеговна. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: дис. доктор искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2012. 589 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Аракелова, Александра Олеговна

Введение

Глава I. Генезис и специфика развития начального этапа музыкального образования в России

1.1. Эволюция интереса к музыке и музыкальному обучению (от истоков до середины XIX века)

1.2. Становление российского музыкального образования (вторая половина XIX века до 1917 года)

Глава II. Вопросы организации специального образования в контексте развития отечественного музыкального искусства в период с 87 1917 по 1940 годы

2.1. Начальный период «государственного музыкального строительства»: директивы и реальность

2.2. О подготовке специалистов в области музыкального искусства (между профессионализмом и любительством)

Глава III. Российская многоуровневая система музыкального образования в послевоенное время (до 90-х годов)

3.1. Детские музыкальные школы как феномен отечественной культуры

3.2. Практика и проблемы профессиональной подготовки музыкантов

3.3. Некоторые особенности музыкального образования за рубежом (опыт сравнительного анализа)

Глава IV. Отечественное музыкальное образование в условиях социокультурных перемен последних десятилетий

4.1. Проблемы функционирования детских школ искусств

4.2. Особенности развития среднего и высшего профессионального музыкального образования

Глава V. О перспективах развития российской системы музыкального образования

5.1. К вопросу об оптимизации деятельности детских школ искусств

5.2. Система музыкального образования: концептуальный взгляд в 322 будущее

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития»

Общая характеристика работы

Актуальность темы и постановка проблем исследования.

Музыка, музыкальное искусство изначально порождены высшими потребностями Человека - стремлением к самоутверждению собственной духовной сущности и творческой деятельности в окружающем мире. В многообразии видов и форм музыкального творчества духовное начало музыки тончайшими нитями связано с действительностью, с Природой и Космосом, с самим Человеком. Проникая в недоступные непосредственному восприятию микро- и макромиры, внутреннюю жизнь других людей, стран и народов, музыка и музыкальные произведения звуково овеществляют их образы и чувства, выявляя эстетические отношения и идеалы людей.

Музыка в семье искусств занимает особое положение, ибо ее звучание сопряжено с глубинной психофизиологической реакцией человеческого организма на многообразие акустической среды, окружающей все живое. Эксклюзивные возможности музыки обусловили сложность и системную организованность ее внутреннего строения, вне постижения которых истинное понимание художественных, эстетических, духовных богатств музыкального искусства недостижимо. Одним из важнейших в музыкальной науке является положение о трехкомпонентной структуре музыкальной деятельности - композиторской, исполнительской, слушательской и их внутренних взаимосвязях. К данной триаде правомерно добавить научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность музыканта-педагога, необходимую для адекватного функционирования музыкального искусства в обществе. Следовательно, музыкальное образование, способное обеспечить полноценную подготовку композитора (создателя музыкальных произведений), исполнителя как соавтора, интерпретирующего авторский текст, компетентного слушателя, воспринимающего и оценивающего творческие замыслы того и другого, и, наконец, педагога, ответственного за воспитание всех обозначенных выше субъектов музыкальной деятельности, играет ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала музыкального искусства.

Музыкальное искусство и музыкальное образование - взаимосвязанные, а точнее, неразрывные явления, не только воздействующие на общественное сознание результатами своего творчества, но и испытывающие на себе влияние различных объективных факторов - социокультурных, экономических, идеологических, политических, а также целого ряда иных факторов субъективного или случайного характера.

Не являются исключениями и отечественное музыкальное искусство и образование, имеющие длительный путь исторического становления, пережившие и переживающие до настоящего времени периоды подъема и кризиса. Каким бы ни был непростым их путь, он привел и к созданию системы музыкального образования, признанной всем мировым профессиональным сообществом, и к формированию отечественной музыкально-исполнительской школы (в ее разнообразных проявлениях), явившей неповторимые феномены музыкально-исполнительского искусства, созданные выдающимися музыкантами.

Основной побудительной причиной данного исследования явился кризис, затронувший как область профессионального музыкального образования, так и область приобщения широкого социума к академическому и народному музыкальному искусству. С особенной остротой кризис проявился в контексте политических и социально-экономических событий 1990-х годов, не только не способствовавших развитию отечественных традиций по подготовке музыкально-исполнительских, педагогических и научных кадров, вовлечению населения страны в процессы приобщения к лучшим страницам мировой музыкальной культуры, но и приведших в определенной степени к стагнации и даже регрессивному развитию этих процессов. Основным знаковым для музыкального искусства и образования в этом отношении фактом явилось удаление из законодательной и социально-экономической сфер всего того, что не так давно обеспечивало успешность существования системы музыкального образования и лидерство России в мировом культурном пространстве.

Кризисные явления, характерные для двух последних десятилетий, отмечаются в исследованиях (в области социологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.), мониторингах, публикациях в средствах массовой информации, подтверждаются они и качеством аудио- и видеопродукции, транслируемой самими же СМИ. Их суть, по мнению исследователей, заключается: в нравственной и духовной деградации общества, особенно проявившейся в подростковой среде; в развитии массовой культуры сомнительного качества, заполонившей информационное и культурное пространство; в отторжении и неприятии у подрастающего поколения классического искусства; низком социальном статусе работника культуры и образования; в сокращении учреждений культуры и образования; неудовлетворительной материальной базе учреждений культуры и образования; несовершенстве законодательных норм.

Действительно, в течение последних двух десятилетий академическая музыкальная культура стала охватывать своим влиянием все менее значительный и все более истончающийся слой общества, утрачивая свое былое влияние, постепенно перемещаясь не в очень просторную нишу элитарности. За последние годы произошел вопиющий разрыв, образовавшийся между профессионально-академической музыкальной средой и массовым музыкальным сознанием, между звеньями профессионального и общего музыкального образования, между высокими образцами подлинного искусства и уровнем массово потребляемой музыкальной продукции.

Все эти процессы позволяют утверждать, что современное состояние отечественной музыкальной культуры и, в частности, общего музыкального образования, тенденции в их динамике не соответствуют национальным культурным традициям и, по большому счету, государственным интересам, так как не могут гарантировать поступательного, прогрессивного развития российского общества, сохранения его самобытности в условиях мировых интеграционных и глобализационных процессов.

Несмотря на названные деструктивные процессы, система профессионального музыкального образования обнаружила свою жизнеспособность, отстаивая и сохраняя свои основные ключевые позиции благодаря сформированному историей генетическому ядру, в котором были заложены откри-сталлизованные временем достаточно устойчивые профессиональные критерии, духовно-нравственные основы, как оказалось, способные «постоять за себя» в сложных экономических, политических и социальных условиях. В то же время, нельзя забывать о том, что у любой системы есть свой предельный запас прочности, во многом зависящий от степени согласованности и органичности связей ее основных составляющих элементов, каковыми в нашем случае являются детская школа искусств, училище (колледж), вуз.

Самочувствие» этих элементов, подвергающихся различным воздействиям, и представляет основной интерес, поскольку затрагивает интересы 45 вузов, 176 колледжей, 3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями.

В силу сказанного, важнейшая задача музыкознания состоит в анализе и оценке адекватности процессов функционирования музыкального образования, тенденций его развития, обеспеченности необходимыми условиями для перспективного воздействия на повышение музыкальной культуры социума.

Однако до сих пор не создан обобщающий труд, в котором историческое развитие отечественного музыкального образования было бы проанализировано в аспекте современных потребностей его сохранения и дальнейшего развития.

Исходя из этого, кризисные явления, затронувшие в последние десятилетия как сферу профессионального музыкального образования, так и область приобщения широкого социума к академическому и народному музыкальному искусству, ставят ныне в повестку дня необходимость системноконцептуального исследования, с одной стороны, существующей практики (содержания и методов) работы музыкальных учебных заведений, с другой, наличия необходимых законодательных, организационно-правовых, экономических и материальных условий для их оптимального функционирования и совершенствования. Давно назревшая потребность в таком разностороннем музыковедческом исследовании и определяет актуальность настоящей диссертационной работы.

При анализе существующих проблем и поиске путей прогрессивного развития музыкального искусства и образования в качестве наиболее действенного метода представляется концептуальный подход, способный дать «на выходе» оптимальные предложения по объединению усилий государства и общества для принятия чрезвычайных мер политического, экономического и организационного характера.

Отдавая должное существующим в области искусствоведения, культурологии и педагогических наук исследованиям, автор диссертации избрал направленность, которая, как представляется, содержит новизну, обеспечивает результативность и действенность в решении поставленных задач. Были определены доминанты в содержании исследования, которые обусловили маршрут исследования через:

- анализ основных исторических вех в развитии музыкального искусства и образования, их социокультурной обусловленности;

- анализ целей и задач, стоявших и стоящих в настоящее время перед образовательными учреждениями;

- анализ содержания конкретных образовательных программ (в частности, учебных планов, компетенций выпускников) в разные исторические периоды;

- анализ организационных и правовых аспектов функционирования образовательных учреждений в разные исторические периоды;

- анализ особенностей государственного управления образованием в области музыкального искусства и далее - к разработке:

- проектов документов по деятельности детских школ искусств как наиболее проблемной ступени системы музыкального образования, определяющей успешность реализации, с одной стороны, профессионального музыкального образования на последующих его ступенях, с другой, - общего музыкального образования;

- авторской Концепции развития системы российского музыкального образования на период 2013-2018 годы.

Данная работа велась на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Был собран, изучен и систематизирован материал, свидетельствующий как о состоянии теоретического осмысления проблем музыкального образования в контексте музыкальной культуры в целом, так и практике музыкального образования на всех его уровнях.

В исследовании уточняются цели и задачи, стоящие перед системой музыкального образования. На основе осознания современных проблем в ее функционировании предпринимается попытка нахождения путей их решения с опорой как на многолетние традиции в подготовке творческих кадров, создании в обществе потребности в общении с музыкальным искусством, так и на современные требования к музыкальному образованию.

Система музыкального образования на протяжении более ста лет развивалась в двух направлениях - подготовки профессиональных музыкантов (исполнителей, педагогов и ученых в рамках трехуровневой модели - детской школы искусств, музыкального колледжа (училища/техникума), музыкального вуза, и двухуровневой - средней специальной музыкальной школы -вуза), а также формировании заинтересованной аудитории слушателей, зрителей, развитии музыкального творчества посредством освоения программ общего музыкального образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

Несмотря на то, что смены общественного строя в нашей стране (октябрьские события начала XX века и перемены 1990-х годов) не приводили к резким структурным изменениям в этой системе, цели и задачи каждого ее уровня подвергались, зачастую, существенным изменениям, приводящим к негативным последствиям как в области подготовки профессиональных кадров, так и массового музыкального образования.

Массовое музыкальное образование, не получавшее постоянной поддержки со стороны профессиональных музыкальных учебных заведений, тем не менее, осознавалось деятелями искусства как феномен, обеспечивающий «музыкальному искусству широкую социальную базу, питающий его живыми жизненными соками», являющийся «не менее важным, чем подготовка музыкантов-профессионалов», а проблема массового художественного воспитания признавалась «ахиллесовой пятой нашей музыкальной культуры»1.

В связи с этим важным и продуктивным представляется анализ исторических, законодательно-нормативных, статистических источников, материалов многочисленных конференций, совещаний, музыкально-педагогических воззрений музыкантов и ученых для выявления связей между прошлым и настоящим, подрастающим поколением и частью общества, воспитанного в других социально-культурных условиях, выявления взаимосвязей и взаимозависимостей всех включенных в процесс функционирования музыкального искусства - от учащегося, преподавателя до органов управления культурой разного уровня. Этот анализ необходим для осознания противоречий между существующими условиями функционирования системы музыкального образования и теми требованиями, которые уже сейчас предъявляются к этой системе со стороны общества и самого музыкального искусства, для обеспечения сохранения достигнутого и определения задач дальнейшего развития.

На основе анализа сути кризиса системы музыкального образования намечаются пути выхода из него и ставятся задачи по ее дальнейшему развитию. В предлагаемой в диссертации Концепции развития системы российско

1 Колобков С. Российской академии музыки 50 лет // Музыкальное образование в контексте культуры: Материалы научно-практической конференции: 25-29 октября 1994 г. / РАМ им. Гнесиных, 1997. - С.9. го музыкального образования на период 2013-2018 годы заложены механизмы, которые могут инициировать новый виток развития одной из самых консервативных систем образования - музыкального, чтобы с их помощью позволить не только сохранить исторически сложившиеся традиции по подготовке музыкантов, но и дать импульсы для накопления духовного и интеллектуального потенциала общества, избежать ошибочного пути приведения российского образования к среднеевропейскому общему знаменателю, ведущего к утрате передовых позиций нашей страны, превращению России из великой культурной державы в европейскую культурную провинцию.

Необходимо в полной мере использовать испытанную временем модель подготовки кадров в области музыкального искусства, заключающуюся в интеграции, преемственности образования, его непрерывности и практической направленности - черты, которые современная государственная политика в области образования рассматривает как основополагающие.

Степень научной разработанности проблемы.

До настоящего времени не существовало исследования, в котором рассматривалось бы в широком историческом контексте единство закономерностей функционирования музыкального искусства и образования в их взаимосвязи с государственной политикой, нормативно-правовым обеспечением и социокультурными тенденциями. Однако проблемы обучения и воспитания музыкантов, специальной подготовки исполнителей и композиторов, преподавателей музыки и музыковедов-исследователей неоднократно, начиная со второй половины XIX века, на эмпирическом уровне становились предметом внимания в трудах А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова, М.А. Балакирева, В.Ф. Одоевского, К.Э. Вебера, H.A. Римского-Корсакова, В.П. Гутора, Н. Ф. Финдейзена, Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, Н.Я. Брюсовой, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, JI.A. Баренбойма, Д.Б. Кабалевского, 3. Кодая, К. Орфа, М. Монтессори, Ш. Судзуки и др. Необходимо отметить, что в этих трудах рассматривались отдельные стороны и аспекты музыкального обучения и воспитания (главным образом, детей школьного возраста), а проблемы эффективности функционирования всей системы музыкального образования оставались в тени. Эти проблемные вопросы стали привлекать к себе внимание лишь в 80-е годы прошедшего столетия. Так, в известной статье В.В. Медушевского (1981) была заострена проблема углубления концепции отечественного музыкального образования, которая, в сущности, даже не была разработана; группой сотрудников Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (А.Д. Алексеев, A.B. Малинковская, Ю.Н. Pare и др.) была создана «Модель специалиста-музыканта»; коллективом кафедры музыкальной педагогики Новосибирской консерватории разрабатывались пути укрепления преемственности ступеней музыкального образования (школа-училище-вуз) и подчеркивалось фундаментальное значение его начального этапа (А.Г. Михайленко, М.М. Берлянчик, Л.П. Робустова и др.). Но и в этих, детально разработанных, трудах исследователи вовсе не касались насущных проблем обеспечения всего комплекса необходимых условий для реализации тех или иных полезных инициатив. Кроме того, организационно-правовые и материальные факторы реализации образовательных программ, содержания и методов обучения-воспитания музыкантов никогда не исследовались с позиций музыкознания, что должно в наибольшей мере определять подход к функционированию музыкального образования как основы развития музыкального искусства и культуры общества.

Учитывая, что отечественная система музыкального образования сформировалась под влиянием и западно-европейских, и отечественных традиций, в работе используются труды, анализируются воззрения музыкантов, ученых, педагогов, среди которых: в области музыкального исполнительства, педагогики - Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, М.А. Балакирев, И.И. Бецкой, H .Я. Брюсова, К.Эд. Вебер, А.И. Виллуан, А.Б. Гольденвейзер, М.Ф. Гнесин, В.П. Гутор, Д.Б. Кабалевский, Н.С. Компанейский, С.И. Миропольский, Г.Г. Нейгауз, В.Ф. Одоевский, К. Орф, H.A. Римский-Корсаков, А.И. Рубец, А.Г. Рубинштейн,

B.B. Стасов, С.И. Танеев, B.C. Тредиаковский, Н.Ф. Финдейзен, Б.Л. Яворский; в области музыкальной психологии - JI.C. Выготский, A.JI. Готсдинер, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов; в области музыкального воспитания - Д.Б. Кабалевский, A.B. Сухо-млинский, П.В. Халабузарь; в области социологии и эстетики искусства - А.Ф. Еремеев, А.Ф. Лосев, В.П. Лукьянин, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, В.П. Шестаков.

Вопросы профессионального музыкального образования в контексте настоящего исследования рассматривались и в работах до 1990-х годов -А.Д. Алексеева, A.A. Николаева, М.А. Смирнова, а также в период 19902000-х годов - Б.Б. Бородина, Л.З. Корабельниковой, Д.К. Кирнарской, H.A. Мироновой, К.Ф. Никольской-Береговской, Ю.Н. Parca; в региональном аспекте - A.C. Базикова, А.И. Демченко, Т.Ф. Малышевой, в международном - М.Л. Глузберга, Л.Г. Суховой.

Исследовательский опыт по заявленной теме значителен, однако его систематизация весьма разрознена, представлена не в полной мере, а научные исследования в большей степени осуществлялись представителями другой отрасли научных знаний - музыкально-образовательной, чьи работы также представляют определенный интерес (это работы: Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, H.A. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, М.Л. Космовской, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина и др.).

Объектом исследования в настоящей диссертации являются исторические традиции и национальные особенности процесса становления и развития музыкального образования в России и его содержательные, социокультурные и организационные вопросы. При этом в качестве объектов изучения системы музыкального образования выступили отдельные ее элементы - организация и функционирование различных образовательных учреждений, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, содержание музыкального образования и организация образовательного процесса. В орбиту настоящего исследования сознательно не включался огромный пласт материала о педагогических методиках и технологиях, так как целью данной работы не являлось установление взаимосвязей между системой музыкального образования и педагогическими технологиями. Эта чрезвычайно продуктивная и актуальная тема может стать объектом внимания других отраслей наук (например, педагогики, психологии).

Предмет исследования - проблемы и пути дальнейшего функционирования российского музыкального образования, определение перспектив его развития как целостной системы, обеспечивающей прогресс отечественного музыкального искусства.

Цель исследования - научная разработка концептуальных положений и принципов сохранения, укрепления и дальнейшего развития российской, признанной во всем мире системы музыкального образования как основы композиторского, исполнительского и слушательского творчества, широкого социально-культурного бытия музыкального искусства.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи диссертации:

1) охарактеризовать генезис, исторические особенности и традиционные взаимосвязи развития российского музыкального искусства и образования в начальные периоды их становления;

2) проанализировать концептуальные принципы и направления развития отечественного профессионального и общего музыкального образования в первой половине XX века;

3) раскрыть противоречия в функционировании системы музыкального образования и причины возникновения кризисных явлений, характерных для 70-80-х годов прошедшего века;

4) осуществить комплексный анализ проблем отечественного музыкального образования, обострившихся с начала 1990-х годов;

5) осмыслить профессиональные трудности и противоречия, которые возникли в результате отсутствия учета специфики функционирования системы музыкального образования в законодательных и подзаконных актах последних двух десятилетий;

6) разработать необходимую организационно-правовую и нормативную базу функционирования и совершенствования российского музыкального образования;

7) обосновать пути преодоления кризиса отечественной системы музыкального образования и наметить перспективы ее прогрессивного развития.

Методы исследования, использованные в работе над диссертацией:

1) аналитическое изучение исторических и современных источников в области музыкознания, музыкальной педагогики, истории музыкально-исполнительского искусства, преподавания музыки, ее эстетики, философии и методологии;

2) обобщение социологических и статистических данных о состоянии и развитии системы музыкального образования в некоторых российских регионах и стране в целом;

3) наблюдение, анализ и обобщение опыта работы (в том числе личного) в учреждениях начального, среднего и высшего музыкального образования;

4) сравнительный анализ концептуальных установок российской и некоторых зарубежных систем музыкального образования;

5) критический анализ законодательных и подзаконных актов, регулирующих функционирование музыкального образования;

6) моделирование учебно-воспитательной деятельности при предпрофессиональной и общеэстетической подготовке учащихся в начальном звене музыкального образования;

7) проектирование организационно-правовой и учебно-методической документации, учитывающей специфику музыкально-творческой деятельности и профессиональные особенности овладения ею в процессе обучения.

Методологическая база и теоретические источники диссертации.

Теоретико-методологическая база исследования сложилась в процессе осмысления динамики социокультурных явлений. Изучение многоуровневой системы музыкального образования осуществлялось с помощью обширного круга исследований в области истории и теории музыкального искусства, истории и теории музыкального образования, культурологии, социологии, философии, эстетики. Такая междисциплинарная направленность исследования обусловила и наличие в нем различных методов исследования, зависящих от тематики и содержания отдельных глав.

Теоретическая база исследования включает в себя концептуальные взгляды и труды по истории и теории развития отечественного и зарубежного музыкального искусства и образования отечественных деятелей музыкального искусства и образования:

- в области теоретического и исторического музыкознания, музыкального исполнительства и педагогики: труды А.Д. Алексеева, Б.В. Асафьева, A.C. Базикова, Т.О. Барбазюк, JI.A. Баренбойма, М.М. Берлянчика, В.П. Бобровского, АЛ. Готсдинера, В.П. Гутора, B.C. Келдыша, Д.К. Кирнарской, Г.М. Когана, Т.А. Ливановой, JI.A. Мазеля, В.В. Медушевского, H.A. Мироновой, Е.В. Назайкинского, A.A. Николаева, Г.П. Прокофьева, H.A. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, М.С. Сабининой, С.С. Скребкова, М.А. Смирнова, В.П. Сраджева, О.Ф. Шульпякова, Б Л. Яворского и др.

- в области социологии и эстетики искусства, музыки и музыкального образования: работы А.Н. Сохора, А.Ф. Лосева, С.Х. Раппопорта, В.П. Шестакова, Б.Ф. Смирнова и др.;

- в области общей и музыкальной психологии, педагогики: труды Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, Г.М. Цыпина, A.B. Тороповой, В.И. Петрушина, ЛЛ. Бочкарева, В.А. Сластенина, Ш.А. Амонашвили и др.;

- в области музыкального воспитания в общеобразовательной школе: работы Э.Б. Абдуллина, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, H.J1. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Рапацкой и др.

Материалом исследования явились: нормативная документация органов управления культурой и образованием, нормативная документация образовательных учреждений (уставы, учебные планы, программы дисциплин), аналитические и статистические материалы, периодические издания, различные публикации в области музыкального искусства и образования, а также результаты проведенного автором диссертации мониторинга образовательных учреждений, реализующих программы в области музыкального искусства.

Исследование основывалось на сочетании методов:

- исторического анализа наиболее значимых фактов и событий в области музыкального искусства и образования;

- теоретического и сравнительного анализа концепций, идеологических и педагогических воззрений, оказавших наибольшее влияние на развитие отечественного музыкального искусства и образования;

- сравнительного анализа законодательных и нормативных актов в области функционирования системы музыкального образования;

- комплексного анализа закономерностей развития музыкального искусства и образования на основании изучения социокультурного, организационного и содержательного аспектов;

- анализа, систематизации и обобщения статистических материалов мониторинга современного состояния системы музыкального образования, потребности кадров в области музыкального искусства.

Используемый для исследования материал и применяемые методы подчеркивают научную новизну темы исследования.

Научные результаты и новизна настоящего диссертационного исследования состоят в том, что:

- осуществлен ретроспективный анализ процессов становления и развития российского музыкального образования в период конца XIX начала XXI веков;

- раскрыты причины и следствия системного кризиса в области музыкального образования;

- научно обоснован механизм решения проблем сохранения, упрочения и дальнейшего развития отечественной системы музыкального образования в виде комплекса мер, осуществляемых на федеральном, региональном, муниципальном, а также государственно-общественном уровнях;

- на методологическом уровне раскрыто впервые используемое понятие «предпрофессиональной подготовки» как специфической ориентации начального музыкального образования в школах искусств на полноценное понимание музыки и овладение базовыми навыками и знаниями, необходимыми в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- обоснована социальная потребность введения и разработана содержательная структура нового направления подготовки музыковедов «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»;

- впервые осуществлен системный анализ статистических показателей и социологических данных по широкому кругу конкретных вопросов состояния и динамики развития российского музыкального образования - от 20-х годов прошедшего века до настоящего времени;

- впервые законодательные положения и подзаконные акты проанализированы в аспекте их соответствия краеугольным нормам, обеспечивающим функционирование системы музыкального образования;

- впервые на научной основе разработаны проекты нормативных актов по обеспечению эффективной деятельности детских школ искусств как фундамента начальной подготовки специалистов музыкального искусства, а также будущих любителей музыки, активных ее пропагандистов в социуме;

- автором впервые предложена концепция сохранения, упрочения и дальнейшего развития российской системы музыкального образования, разработанная с учетом реального состояния и современных социокультурных потребностей российского общества.

На защиту выносятся:

- научно обоснованное представление истории зарождения и становления основных направлений системы отечественного музыкального образования - профессионального и общего музыкального образования до 1992 года;

- особенности функционирования отечественной системы музыкального образования в период с 1992 по 2011 годы, характеристика кризисных проявлений;

- концептуальные принципы по сохранению и развитию системы российского музыкального образования на 2013-2018 годы, комплекс целей, задач и мер, направленный на обеспечение дальнейшего бескризисного функционирования этой системы.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она открывает новое направление в отечественной музыкальной науке, отличающееся системным подходом к исследованию сложных явлений и противоречий в музыкальном искусстве и образовании.

Значительным вкладом в современное отечественное музыкознание является также разностороннее теоретическое обоснование двух краеугольных условий существования музыкального искусства и образования в контексте современных социально-культурных процессов.

Первое из них касается обеспечения полноценного функционирования всех компонентов системы музыкального образования, что предполагает совершенствование законодательной базы, нормативно-правового регулирования, финансово-экономической и материально-технической поддержки, повышения социального статуса педагогических работников сферы искусства и культуры, повышения качества реализации образовательных программ в области музыкального искусства, обновления содержания и методов музыкального обучения музыкантов, приближения их к потребностям современного социума. Второе условие заключается в необходимости повышения общественного имиджа художественно содержательного музыкального искусства и различных форм его бытования в социуме путем обеспечения широкого резонанса творческой деятельности, достижений учебных заведений и учреждений культуры (театров, концертных организаций, общественных объединений и клубов различного рода), привлечения средств массовой информации (телевидения, радио, печати) к широкой пропаганде музыкального искусства и образования.

С целью выработки единого подхода к исследуемому материалу и дальнейшего закрепления определений понятий в законодательных и нормативных правовых актах предлагается следующее толкование наиболее значимой и используемой по тексту диссертации терминологии: система музыкального образования - совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства, направленных как на подготовку профессиональных музыкантов, так и на распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, отечественных и зарубежных традициях, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, её духовности, интеллектуального и эмоционального богатства; профессиональное музыкальное образование - одно из двух направлений системы музыкального образования, обеспечивающее выявление одаренных детей и молодежи, их профессиональное становление посредством реализации преемственных образовательных программ от детской школы искусств до вуза; общее музыкальное образование - второе направление системы музыкального образования, способствующее приобщению к музыкальному искусству детей и молодежи, развитию их творческих способностей в общеобразовательных и досуговых учреждениях самодеятельного творчества; эстетическое воспитание - организованный процесс, направленный на воспитание в человеке способности понимания прекрасного, восприятия художественных ценностей и творческой активности; отечественная музыкально-исполнительская школа (творческая школа) - объединение группы единомышленников и последователей, обладающее определенными признаками, свойствами, связанное общностью и преемственностью традиций; музыкально-просветительская (культурно-просветительская) деятельность - деятельность в сфере профессионального или самодеятельного творчества, способствующая самоутверждению и самореализации личности в сфере образования и досуга путем трансляции и восприятия произведений искусства.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что его аналитические разделы, обобщения и выводы, концептуальные положения, сведения по организации образовательного процесса при обучении музыкальному искусству, статистические данные, сравнительные таблицы, информационный материал которых охватывает более, чем столетний период, могут быть широко использованы:

- законодательными органами Российской Федерации и управленческими структурами, разрабатывающими нормативно-правовую базу функционирования системы музыкального образования;

- руководящими работниками и специалистами органов культуры и образования субъектов Российской Федерации и муниципальных структур, в ведении которых находятся учреждения культуры и образования;

- педагогическими работниками, методистами, студентами и аспирантами образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства;

- научными учреждениями и учеными, разрабатывающими проблемы отечественной культуры, истории, теории и практики музыкального искусства и образования.

Структура диссертации включает в себя: Введение, пять глав, состоящих из 11 разделов, Заключение, Примечания, Приложения (исторические документы и материалы, авторские проекты документации по

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Аракелова, Александра Олеговна

Выводы настоящей диссертации свидетельствуют о том, что рассмотренные в ней задачи сохранения исторически сложившейся и доказавшей свою высокую результативность системы российского музыкального образования, а также разработанные пути преодоления кризисных явлений в ее

262 Эти положения ссЬоомупиоованные автором частично были внесены в июне 2011 г в действующий Федеральный Закон «Об образовании» (Закон от 16 06 201! № 144ФЗ Закон от 17 06 2011 № 145 Ф3 Закон от 27 06 2011 № 160-ФЗ) а также вошли в подготовленную им же статью нового «Закона об образовании в Российской Федерации» (см статью 88, абзац 2 проекта указанного Закона на сайте Минобрнауки РФ) функционировании и дальнейшего развития, имеют все основания рассчитывать на государственную поддержку. Тем более, что высшей целью музыкального образования является не только формирование гармоничной личности музыканта, которая ныне необходима в профессиональной музыкальной деятельности, но и духовно богатой личности, способной, вне зависимости от своего профессионального выбора, в приемлемой для себя форме заниматься музыкальным творчеством, а также содействовать эффективной деятельности в любой сфере производственной, общественной и культурной жизни страны.

Поскольку в диссертации сделан вывод о том, что в свете современных политических и экономических тенденций наиболее эффективным механизмом осуществления искомой поддержки потребностей социально-культурной сферы является создание и принятие на государственном уровне Концепции, предусматривающей последующую разработку и реализацию соответствующих целевых программ, в последней главе диссертации обоснованы основные позиции «Концепции развития системы российского музыкального образования на период 2013-2018 годы» и предложен ее текст в приложении 20.

Осознавая, вместе с тем, что реализация обозначенных в Концепции целей и задач представляет собой сложный и многоэтапный процесс, в который будут вовлечены государственные и общественные структуры, коллективы учреждений культуры и образования, а также подрастающее и взрослое население страны, назовем ряд основных условий, необходимых для достижения поставленных в Концепции целей и выполнения обозначенных задач. К этим условиям следует отнести: социально-экономическую стабильность в обществе; ответственность и компетентность руководителей в вопросах культуры и образования на всех уровнях управления; высокий профессионализм творческой и музыкально-образовательной деятельности преподавателей, совмещенный с их личностной духовной потребностью; взвешенное сочетание академизма и инновационное™ в развитии системы музыкального образования.

Только при наличии этих базовых условий музыкальное искусство сможет реализовать свое комплексное - эстетическое, эмоционально-психологическое, интеллектуальное - воздействие на человека, сформировать особый тип мышления, в основе которого лежит синтез сознания и интуиции, имеющий онтологическую природу и во многом определяющий будущее человеческой цивилизации и культуры.

Однако система музыкального образования сама по себе, даже будучи основанной на глубоких исторических традициях и пользующаяся государственной поддержкой, не станет жизнеспособной, если не будет обеспечено качество всех составляющих компонентов. Между тем, в музыкальном искусстве исторически давно сформирован саморегулирующийся организм, который является гарантом качества. Это - творческие школы, бережно сохраняющие традиции передачи от мастера ученику особых знаний по овладению мастерством, созданию, пониманию и интерпретации произведений музыкального искусства. Несмотря на многообразие и уникальность, эти творческие школы были едины в главных, стратегических вопросах и подходах к процессу обучения музыке, что и позволило самопроизвольно, без специальных расчетов и декларирования каких-либо схем не только выстроить отечественную систему музыкального образования, но и до известной степени сохранить ее даже в ныне существующих, весьма неблагоприятных, условиях.

Итак, проведенное исследование исторических традиций, проблем и перспектив дальнейшего развития российской системы музыкального образования показало, что музыкальному сообществу необходимо неустанно заботиться о выдвижении инициатив как творческого, так и законодательного, организационно-правового и экономического порядка. Это позволит не только сохранить ее целостность как структурного единства составляющих компонентов, но и увеличить ее потенциал, необходимый для решения актуальных задач повышения духовной культуры российского общества и преодоления деструктивного воздействия широко распространяющихся в настоящее время антикультурных тенденций.

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании в соответствии с поставленными целью и задачами был рассмотрен исторический процесс зарождения, поэтапного становления и развития в России музыкального образования как фундаментальной основы отечественного музыкального искусства, являющегося важнейшей составной частью культуры российского общества.

В первых трех главах диссертации последовательно показано, что музыкальное образование в ходе своего развития от этапа к этапу приобретало все более существенное значение в культурной жизни страны, впитывая ее сущностные черты и особенности. В силу этого музыкальное искусство и образование в России Х1Х-ХХ веков неизменно пользовались значительной государственной и общественной поддержкой, а также обретали неуклонно возраставший авторитет в мировом культурном пространстве.

В четвертой главе работы обстоятельно раскрыты противоречия, обнаружившиеся между признанной во всем мире культуросозидающей миссией музыкального образования и многочисленными - законодательно-правовыми, экономическими, организационно-управленческими, содержательно-методическими - условиями его функционирования в современной России, возникшими в процессе перехода к новой социально-экономической формации.

В пятой главе обосновывается необходимость комплексного подхода к преодолению кризисной ситуации в функционировании системы музыкального образования и ее структурных компонентов, предусматривающего в числе прочих ряд взаимосвязанных, научно обоснованных мер и мероприятий:

1) введение в российское законодательство об образовании и культуре положений, обеспечивающих рост значимости искусства, музыкального образования и сопутствующих им понятий в культурном развитии общества;

2) принятие на государственном уровне «Концепции развития системы российского музыкального образования на период 2013-2018 годы».

Анализ ситуации в современном музыкальном образовании показал, что государственная культурная политика на законодательном уровне должна быть направлена на: создание условий для реализации российскими гражданами права на художественное, в том числе музыкальное образование; сохранение и инновационное развитие художественного образования, в том числе музыкального как многокомпонентных и многоуровневых структурированных целостностей.

Проведенный в работе социологический и предметно-тематический анализ содержательных сторон и результатов деятельности учебных заведений разных типов на различных институциональных уровнях действующей системы музыкального образования - школ, училищ (колледжей), вузов - позволил сделать вывод о том, что используемые в законодательстве, управленческих документах и повседневной практике основополагающие категории образовательной деятельности в области культуры, искусства и художественного образования порой находятся в ощутимом несоответствии с практической деятельностью педагога-музыканта. В результате существенно снижается качество образовательной деятельности в данной области, а материальные средства, личностные возможности преподавателей и учащихся используются недостаточно эффективно.

Следовательно, в законодательстве о культуре следовало бы, опираясь на научно обоснованную терминологию, достаточно четко определить содержание основополагающих понятий и категорий, используемых в управленческой и учебно-воспитательной практике учреждений образования, культуры и искусства. К таким понятиям целесообразно отнести следующие: «искусство», «образование в области культуры и искусства», «эстетическое воспитание», «художественное образование», «система музыкального образования».

Исходя из анализа и выводов, сделанных в главах и разделах диссертации, прояснилась и необходимость отразить в законодательстве ряд принципиальных положений, касающихся функционирования системы российского музыкального образования и определяющих в настоящее время ее эффективность, а также перспективность развития в ближайшее пятилетие. К числу таких положений следует отнести:

- многоуровневость образования в области искусства, которая обеспечивается реализацией взаимосвязанных программ предпрофессионального, среднего и высшего музыкального образования;

- направленность начального этапа системы музыкального образования на раннее выявление одаренных детей и, соответственно, адекватное предпрофессиональное их обучение, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физиологических особенностях;

- последовательное прохождение преемственно связанных этапов становления личности и накопления профессионального мастерства - от детской школы искусств либо средней специальной музыкальной школы до вуза.

К числу законодательно устанавливаемых положений следует отнести и закрепление за федеральным ведомством - Министерством культуры России - полномочий по: разработке содержания и утверждению образовательных программ предпрофессионального, среднего и высшего образования в области искусства; определению особенностей осуществления образовательной, научной и методической деятельности при реализации образовательных программ в области искусства262.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Аракелова, Александра Олеговна, 2012 год

1. инстр Лекц. (сем.)музыки . - о1. Итого часов в не- делю . 2 5 6 7 5о г» Курсы и числа недельн. о Предметы часов занятии с При мечание1. М % і 2 3 4 51. В, Орган. •

2. Квартетный класс . . . — — 2 2

3. Оркестровый класс . . 6 6 6 .

4. Студийный оркестр . . — — — 6 67 Литература смычк. ин- струмент. — — 2 —8 История камерн. инстр. музыки . і 2 !1. Индив. Индив,кам и вирт.сп. Групп. **) кам. и вирт. сп Групп. Общеобяз. кол. Орк. сп, Колл.

5. Вирт. и кам спец. Лек. (сем.) Вирт. и кам. спец. Лек. (сем)

6. Си О с п Предметы Курсы и число недельн. часов занятий Примечаниес £ «<** X 1 о ш 3 4 | 5

7. ДО 11 Семинарий стилей . . Научные основы техники на сиычк. инструменте . Дополнительный альт . 1 — 2 2 Вирт. и кам. сп. семин. Общеоб. лекц. *) скрипачей» Индив.

8. Итого часов в неделю . 10 12/11 10 9 —3. Контрабас. 1 2 3 Игра-соло . . Оркестровый класс . . Студийный оркестр . . 1 в 1 6 1 8 — # Индив. Коллект. Коллект.

9. Итого часов в неделю . . . 7 1 7 —4. Арфа. 1 2 3 Игра-соло. Оркестровый класс . . Студийный оркестр . . 1 6 1 6. 1 6 1 6 — Индив. Коллект. Коллект.

10. Итого часов в недолю . 7 7 7 7

11. Итого часов в неделю . . . . 10 | 8 1 10 » г» 1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.