Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Гевейлер, Дмитрий Николаевич

  • Гевейлер, Дмитрий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 334
Гевейлер, Дмитрий Николаевич. Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2012. 334 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гевейлер, Дмитрий Николаевич

Введение..................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сходство и различие живописи и дизайна как видов профессиональной деятельности

1.1. Особенности творческого процесса в живописи и дизайне..................10

1.2. Цвет в живописи и дизайне.........................................................42

Глава 2. Значение опыта преподавания дисциплины «Живопись» в условиях технического вуза

2.1. Общие принципы подготовки дизайнеров..........................51

2.2. Эволюция преподавания живописи студентам-дизайнерам в вузах Петербурга .................................................................66

2.3. Использование в техническом вузе традиций обучения живописи в художественных учебных заведениях Петербурга....................................89

Глава 3. Опыт подготовки промышленных дизайнеров по дисциплине «Живопись» в СПбГПУ

3. 1. Обоснование и ход педагогического эксперимента.........................102

3.2.. Анализ результатов эксперимента...........................................................121

Заключение...........................................................................................................148

Библиография...................................................151

Приложения (Том 2)

Приложение I. Учебные постановки и работы по живописи студентов-

дизайнеров СПбГПУ...........................................................................................171

Список иллюстраций .........................................................................................189

Приложение II. Интервью педагогов, художников, дизайнеров...................191

Приложение III. Анкеты студентов-дизайнеров в СПбГПУ..........................306

Приложение IV. Программы по живописи.........................................318

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов»

Диссертация посвящена выявлению особенностей методики преподавания живописи при подготовке промышленных дизайнеров (на материале Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) и способам адаптации методического опыта художественных учебных заведений Петербурга к условиям технического вуза.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся ситуацией в области подготовки дизайнеров - появлением большого количества факультетов и кафедр дизайна в вузах, для которых эта специальность является совершенно новой и, что особенно важно, не соответствующей традиционной направленности того или иного учебного заведения. Как правило, учебные программы по живописи для таких вузов разработаны без достаточного учета специфики проектной деятельности. Существующие расхождения в профессиональной специфике, предварительной подготовке студентов, в количестве академических часов, соответствующих ГОСу, в программе на учебную дисциплину «Живопись» в различных вузах приводят к тому, что в настоящее время отсутствует стремление к адаптации живописи к условиям специальности «Дизайн». Адаптация предполагает специфические задания, особую методику их исполнения, дифференцирование критериев оценок, и это позволит избежать механического переноса учебных заданий из одного вуза в другой. Выработка нового подхода и апробация его на практике обусловлена необходимостью повышения качества подготовки студентов-дизайнеров в условиях технического вуза как результата достижения ими нового уровня цветового и объемно-пространственного мышления, а также овладения средствами и методами отображения объектов промышленного дизайна в курсовых и дипломных проектах.

Степень изученности проблемы характеризуется подробной разработкой методов преподавания живописи в художественных заведениях, недостаточной изученностью роли живописи в подготовке дизайнеров и почти полным отсутствием исследования преподавания живописи в технических

вузах. Изучением проблем в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования занимались Б.М. Неменский, H.H. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, A.C. Хворостов, В.В. Корешков,

B.Г. Лисовский, В.В. Бабияк, Т.С. Комаров, A.A. Унковский и др. Вопросы изобразительной композиции поднимались рядом художников и искусствоведов, среди них В.А. Фаворский, М.В.Алпатов, С.С.Бронштейн H.H. Волков, С.М. Даниэль, В.В. Кандинский, К.С. Малевич,

C.B. Коровкевич, Л.В. Мочалов, Е.В. Шорохов, П.А. Флоренский, и др. Вопросами теории живописи и обучения живописи занимались Ю.В. Алексеев-Алюрви, С.С.Алексеев, Г.В. Беда, Ж. Вибер, В.В. Визер, Н.Н.Волков,

A.C. Зайцев, Е.С. Зернова, A.M. Кантор, Ю.М. Кирцер, Э.Кох, Г.Вагнер, Н.Я. Маслов, Г.А. Недошивин, И.Н. Стор, П.К. Суздалев, A.A. Унковский, Ю.П. Шашков, Г.М. Шегаль, С.П. Ломов, А.П. Яшухин. Об истории, теории и практике дизайна писали Н.В.Воронов, А.Н.Лаврентьев, Д.Л. Мело-динский, С.М. Михайлов, Д.Нельсон, О.И. Нестеренко, И.А. Розенсон,

B.Ф. Рунге, М.А. Тимофеева, Л.М. Холмянский, A.C. Щипанов.

Отдельным блоком можно выделить исследования, посвященные особенностям объективных законов цвета в рамках цветоведения, в том числе, задачам развития цветового мышления, совершенствованию методов построения гармоничных цветовых сочетаний, психологическим особенностям восприятия цвета, цветовой символике - аспектам цвета, применяемым в практике дизайнера. Эти проблемы освещаются в трудах С.С.Алексеева, Н.Б. Нюберга, В. Оствальда, С.Е. Пискуна, Л. Рихтера, Н.Г. Рудина, М.О. Су-риной. Наиболее интересными являются работы И. Иттена и М.В. Матюшина, т. к. в данных исследованиях уделяется особое внимание практическим методам и приемам, применяемым в работе с цветом. Также интересны работы по проблемам цвета Р. Арнхейма, И.Гете, В.В. Кандинского, Л.Ф. Жегина.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих проблем, касающихся темы исследования, особенности методики и

практики преподавания живописи в техническом вузе при подготовке промышленных дизайнеров не стали предметом развернутого специального исследования.

Объект исследования - образовательный процесс подготовки дизайнеров в высших технических учебных заведениях

Предмет исследования - содержание курса живописи и методика ее преподавания в высших технических учебных заведениях

Цель исследования - Выработка принципов формирования системы заданий по живописи с учетом специфических условий технического вуза

Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих

задач:

1. • Выявить особенности творческого процесса в живописи и дизайне;

2. Провести сравнительный анализ функционирования цвета в живописи и

дизайне;

3. • Определить возможности использования в техническом вузе традиций обучения живописи в художественных учебных заведениях Петербурга

4. • Проанализировать опыт преподавания живописи студентам - промышленным дизайнерам в СПбГПУ;

5. • Обосновать принципы преподавания живописи промышленным дизайнерам в техническом вузе и- экспериментально доказать эффективность предложенной методики.

Методологической основой диссертации является системный подход.

В работе использован метод включенного наблюдения, а также теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, научных исследований, сравнительный анализ учебных программ по дисциплинам художественного цикла. Метод сравнительно-исторического анализа применен для выявления наиболее эффективных методик преподавания живописи в высшей школе. Эмпирические методы - изучение педагогического опыта деятельности в художественном и техническом образовании: анализ процесса работы над учебными заданиями

студентов-живописцев и студентов-дизайнеров с первого по пятый курсы. Историко-типологические методы: анализ результатов ретроспективных выставок работ педагогов и учащихся прошлых лет, изучение практических студенческих работ по живописи, хранящихся в методическом фонде кафедры прикладной геометрии и дизайна Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Кроме того, в исследовании использовались методы интервьюирования и анкетирования.

Источниками исследования послужили интервью художников-педагогов и дизайнеров-педагогов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха; теоретический материал, содержащий сведения о жизни и творчестве отдельных художников и дизайнеров; материалы библиотеки СПбХУ имени Н.К. Рериха, фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И.Герцена, Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.

Кроме того, изучались учебные студенческие работы, отчеты преподавателей по творческой и научно-исследовательской работе, хранящиеся в методическом фонде кафедры прикладной геометрии и дизайна Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Исследование опирается на методическую и научную литературу периодических и монографических изданий.

Научная новизна исследования:

1. Впервые с целью выявления наиболее эффективных методик в области художественной подготовки промышленных дизайнеров в техническом

вузе проведен сравнительный анализ опыта преподавания живописи в художественных вузах Санкт-Петербурга;

2. Выявлена необходимость адаптации традиционных подходов к преподаванию живописи к условиям технического вуза и совмещения их с опытом российских и немецких педагогов-новаторов, утверждавших научно-объективный подход к цвету как выразительному средству пластических искусств;

3. Разработаны принципы формирования системы заданий по живописи в техническом вузе с учетом доминирования проектной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методика преподавания живописи в техническом вузе промышленным дизайнерам, опирающаяся на синтез традиций преподавания живописи в художественных вузах Петербурга, объективных законов цвета, изучаемых цветоведением, и принципов изображения и проектирования промышленных

изделий;

2. Принципы формирования системы заданий по живописи в техническом вузе с учетом задач проектной деятельности промышленных дизайнеров;

3. Рекомендации по развитию колористического мышления путем выполнения заданий с разноокрашенным светом.

Теоретическая значимость исследования. Углублены теоретические представления о соотношении субъективного и объективного, об особенностях творческого процесса в искусстве живописи и дизайне. Выявлено значение баланса субъективных цветовых ощущений, развиваемых живописью как учебной дисциплиной, и объективных законов цвета, которые изучает цвето-ведение. Развиты и теоретически обоснованы принципы преподавания живописи студентам - промышленным дизайнерам в технических вузах.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований по теории и истории художественной педагогики и по изучению методов обучения

колористическому мышлению в живописи. Результаты исследования и комплекс заданий могут быть использованы в техническом вузе при выполнении заданий по дисциплинам «Живопись» и «Основы композиции», в курсе лекций по цветоведению и по методике и теории преподавания изобразительного искусства, а также могут служить материалом для дальнейших практических разработок. Положения диссертации и предлагаемые выводы могут быть использованы при составлении учебников, методических пособий, рабочих программ и выбора методов обучения живописи в отечественных технических институтах. Методы обучения колористическому мышлению, а также изображению формы цветом в короткие сроки могут быть внедрены на факультетах изобразительного искусства педагогических вузов при подготовке художников-педагогов, а также в учреждениях специального и дополнительного художественного образования. Новые методы художественной подготовки в технической школе могут быть интегрированы в традиционные программы для устранения существующих недостатков в среднем художественном образовании.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; объективным анализом педагогического опыта и результатов обучения. Также достоверность исследования обеспечивается многолетней практикой диссертанта и высокими результатами оценки работ по живописи и дипломному проектированию в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, что подтверждено результатами эксперимента обучения живописи по усовершенствованной методике.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре рисунка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Результаты исследования докладывались на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов: «Неделя науки СПбГПУ» (2007, 2008, 2009), на Российско - Амери-

канской научно - практической конференции: «Актуальные вопросы современного университетского образования» (2007), на научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (2009), на международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» (2011).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гевейлер, Дмитрий Николаевич

Анализ методического опыта преподавания живописи в Санкт-Петербургском государственном техническом университете позволяет понять смысл организационных мер и учебных рекомендаций, которые приводят к повышению качества художественной подготовки студентов-дизайнеров. Настоящее исследование позволило впервые систематизировать и дополнить данные о педагогической деятельности педагогов-живописцев и педагогов-дизайнеров основных вузов Петербурга.

Два противоположных подхода к живописи в системе подготовки дизайнеров иллюстрируют два крайних полюса - художник, не привязывающий свою педагогическую деятельность к задачам проектирования, и дизайнер, не владеющий в полной мере мастерством живописца, но прекрасно понимающий, как создаются проекты. При условии сближения этих двух взглядов на методику преподавания живописи студентам-дизайнерам в техническом вузе возможно их эффективное взаимодействие.

Одним из важных и наиболее перспективных направлений преподавания живописи в техническом вузе следует считать разработку рекомендаций по формированию колористического мышления на заданиях с разноокра-шенным светом. Таким образом, внимание к изменениям локального цвета простых геометрических объемов при разном освещении, способствует формированию профессионального колористического мышления будущих дизайнеров в короткие сроки. Это подготавливает их к восприятию и умению передавать на плоскости цветом объекты промышленного дизайна, представляя, как они будут выглядеть в условиях реального природного освещения. Кроме того, частичная замена традиционных заданий по живописи: натюрмортов из бытовых предметов и постановок с живой моделью на изображение природных форм, служащих аналогами в проектах студентов-

дизайнеров, позволяет подчинить живопись задачам проектирования, усилить междисциплинарные связи.

Авторские методики, разработанные в университете и применяемые в преподавании живописи, разрешают проблемы, возникающие при обучении студентов, большинство из которых имеют крайне слабую предварительную подготовку, позволяют в сжатые сроки обучить их работе с цветом. Также важно, что дисциплины «Рисунок» и «Живопись» ведут одни и те же педагоги, это приводит к положительному результату - дисциплины согласованы между собой. Ставятся пересекающиеся цели и задачи, меняется только материал - карандаш или акварель. Помимо логического единства последовательности заданий эти дисциплины объединяют общие композиционные задачи.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что традиционный натурный метод обучения живописи (длительная работа над постановками) не является оптимальным при обучении в техническом вузе, т. к. достигает соответствующего результата при большом количестве учебных часов, и ставит в обучении другие цели и задачи. В настоящее время каждая школа имеет свои особенности соединения научно-технической и художественно-композиционной подготовки, вследствие чего в преподавании художественных дисциплин отсутствует единая система заданий и единая методическая направленность, но есть общее стремление связать художественные дисциплины со специальными задачами профессионального обучения.

Нами выработан свод графических, колористических и композиционных правил, который приближен к потребностям дизайнерской специальности, а задания по живописи учитывают специализацию и дают прочные основы профессиональной грамотности. Индивидуальное планирование развития каждого студента, исходя из его личных особенностей и предварительной подготовки, ведение дневника развития студента с использованием информационно-цифровых технологий и дифференцированная система оценки

учебных работ по живописи и рисунку, позволяют выстроить учебный процесс наиболее эффективным образом.

В отличие от традиционного метода обучения живописи, который подразумевает выполнение длительных заданий с натуры, постановка задач на колористическое, композиционное решение, на изображение цветом формы предметов, которые изучаются как аналоги проектов, более отвечает потребностям и учебным программам подготовки промышленных дизайнеров в техническом вузе. Внедрение в практику методик, расширяющих представление учащихся о способах передачи цветом формы локально окрашенных предметов в условиях цветного освещения, способствует формированию колористического мышления в изображении объектов промышленного дизайна.

Знакомство с основами колористического мышления на практических занятиях живописью, развитие навыков изображения формы и пространства цветом, уравновешенное теоретическим курсом цветоведения, изучающим объективные законы цвета, способствует формированию необходимых профессиональных качеств дизайнера: изобразительной логики, пространственного мышления, умения изображать и компоновать без натуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гевейлер, Дмитрий Николаевич, 2012 год

1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению : Учеб. Пособие. М. : Изобразительное искусство, 1985. 152 е., ил.

2. Акулова О. В., Писарева С. А. Как написать квалификационную работу по педагогике: Учебно-метод. пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 1999. 73 с.

3. Алексеев-Алюрви Ю. В. Технология живописи : Справочник для художников. М., 1999. 320 с.

4. Алексеев С. С. О колорите. М.: Изобраз. искусство, 1974. 176 е., ил.

5. Алексеев С. С. О цвете и красках. М. : Искусство, 1962. 52 е., 19 л. ил.

6. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения : Учебник для худож. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М.; Л.: Искусство, 1939. 132 е., ил., 6 цв. л. табл.

7. Алпатов М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., Л. : Искусство, 1940. 132 с. : ил.

8. Анреп Б. Беседы о живописи // Аполлон. 1912. № 9. С. 18 - 24, 4 л. ил.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с английского В.Н.Самохина; [Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестакова]. М. : Прогресс, 1974. - 392 с.

10. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства : [Пер с англ. / Научн. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова]. М. : Прометей, 1994. 352 с.

11. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество : Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М.: Сов. Художник, 1987. 230 с., ил.

12. Бабияк В. В. Русский учебный рисунок : петербургская академическая художественная школа конца XVIII- начала XX века. СПб. : Гиппократ, 2004. 295 с.

13. Баксендолл М. Узоры интенции. Об историческом толковании картин. М., Юни Принт, 2003, 200 е., ил.

14. Бартенев И. А. Материалы по истории русской и советской художественной школы (конец XIX- начало XX века) [Сборник статей]. [Отв. ред. проф. И.А. Бартенев]. - Л. : 1974. - 69 с. (АХ СССР, ин-т жив., скульпт. и ар-хит. им. И.Е. Репина. Вопросы худож. образ., темат. сб. научн. тр. Выпуск 10).

15. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. 2-е, доп. М. : Издательство Академии художеств СССР, 1963. 298 с.

16. Барышеников А. П., Лямин И.В.. Основы композиции: учеб. пособие. М.: Трудрезервиздат, 1951. 189 е., ил.

17. Беда Г. В. Живопись : Учеб. Для пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1986. 191 е., 8 л. ил.

18. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Изд. 2-е, доп. М. : «Советская Россия», 1961. 231 е., 12 л. ил.

19. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 5 кн. / [Изд. подгот.: Н.И. Александрова и др.; предисловие Д.С. Лихачева]. - М. : Наука, 1980. - [т.1]. Кн. 1, 2, 3. 1980. - 711 с. [т.2]. Кн. 4, 5. 1980. - 743 с.

20. Бурлаков М. А. Самоучитель по компьютерной графике. М. : 1999. 640с., ил.

21. Бутовский А. Д. По поводу учения о красоте формы в изобразительных искусствах // Вестник изящных искусств. 1886. Т. 4. С. 184 - 193.

22. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. М. : Просвещение, 1988. 240 с.

23. Ветрова И. Б. Неформальная композиция : От образа к творчеству : Учебное пособие / И. Б. Ветрова. М. : Издательство «Ижица», 2004. 174 е., цв. ил.

24. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М. : Сварог и К, 2000. 232 с.

25. Визер В. В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. СПб. : Питер, 2006. 192 с. : ил.

26. Визер B.B. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. СПб. : Питер, 2003, 154 с.

27. Визер В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб. : Питер, 2006, 192с. : ил.

28. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. Изд. 2-е. М.: Изобразительное искусство, 1985. 286 с.

29. Виппер Б.Р. Проблемы реализма в итальянской живописи XYII- XYIII веков. М. : Искусство, 1966. 274 с.

30. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России. 1920-1950х. : Альбом. СПб. : Гос. Русский музей, 2000. 357 е., цв. ил.

31. Волков Н. И. Восприятие предмета и рисунка. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 20-я тип. Союзполиграфпрома, 1950. 508 с.

32. Волков Н. Н. Восприятие картины : Пособие для учителей. / H.H. Волков; Под ред. доктора пед. наук И.П. Глинской. - 2-ое изд., доп. - М. : Просвещение, 1976. - 32 с.

33. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М. : Искусство, 1977. 264 е., 130 л. ил.

34. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - 2-е изд., доп. - М. : Искусство, 1984. -320 е., 79 л. ил.

35. Воронов Н. В. Российский дизайн : Очерки истории отечественного дизайна [Текст] : в 2-х т. / В. Воронов. - М. : Союз дизайнеров России, 2001. Т.1. - М. : Союз дизайнеров России, 2001. - 424 с. : ил. Т.2. - М. : Союз дизайнеров России, 2001. - 392 с. : ил.

36. Воронов Н. В. и др. Художники вещей / Н. В. Воронов, JI. Г. Крамаренко, И. М. Суслов. - М. : Сов. художник, 1965. - 168 е., ил.

37. Воронов Н. В., Шестопал Я. В. Эстетика техники : (Очерки истории и теории). - М. : Сов. Россия, 1972. - 176 с.

38. Всё о технике : Иллюстрация. Незаменимый справочник для художников [Текст] : учебное пособие / ред. А.Ю. Низовский. - М. : Арт - Родник, 2002. -144 с. : цв. ил., фото.

39. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов / Пер. с англ. А. М. Пашутина под ред. В. Ф. Венда. - М. : Мир, 1968. - 518 е., ил.

40. Выготский Л. С. Психология искусства / Сост., авт. послесл. М.Г. Ярошевский ; Коммент. В.В. Умрихина. - М. : Педагогика, 1987. - 345 с.

41. Гаузенштейн В. Искусство и общество / Пер. с нем. А. Ш. Мароз. - М. : Новая Москва, 1923. - 340 е., 24 ил.

42. Гейлер М. Основы композиции и художественной фотосъёмки / М. Гей-лер ; Пер. с англ. С. В. Корсаков. - М. : НТ Пресс, 2005. - 232 с. : ил.

43. Гете И. В. Статьи и мысли об искусстве : Сб. статей. Пер. с нем. / Под ред. A.C. Гущина. - М. : Искусство, 1936. - 412 с.

44. Гильдебрандт А. Проблемы формы в изобразительном искусстве / А. Гильдебрандт: перевод с немецкого Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского -М.: Изд-во МПИ, 1991. - 162 с.

45. Глазычев В. Л. Гемма Коперника : Мир науки в изобраз. искусстве. - М. : Сов. художник, 1989. - 414 е.: ил.

46. Голубева О. Л. Основы композиции. М. : Изобр. ис-во, 2001. 120 е., ил.

47. Гордон Е. А. Система П. П. Чистякова в русском искусстве второй половины XIX века (к 150-летию со дня рождения художника). - Искусство. -1982. № 12.-С. 66-72.

48. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления : (на примере МГХПУ им. С.Г.Строганова) : автореф. дис. ... канд. Искусствоведения : (17.00.06) <тех. эстетика и дизайн) / М. В.Горелов, М-во образ. РФ, Моск. гос. худ.-пром. ун-т им. С. Г.Строганова. - М.: 2006. - 31 с.

49. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори : предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко; перевод с англ. - М.: Прогресс, 1970.-271 с.

50. Даниэль С. M. Картина классической эпохи : Проблемы композиции в западноевропейской живописи XYII века. - JI. : Искусство, Лен. отд., 1986. -196 с.

51. Даниэль С. М. Искусство видеть : О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. / С.М. Даниэль. - Л. : Искусство, Лен. Отд., 1990. - 221 с. : ил.

52. Даниэль С. М. Сети Протея : Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. - СПб. : Искусство, 2002. - 302 с.

53. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. - М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 224 с. : ил.

54. Дизайн : История и теория [Текст] : учебное пособие / H.A. Ковешнико-ва. - 2-е изд. - М., Изд-во Омега - Л, 2006. - 224 с. : ил.

55. Дизайн : Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики : Иллюстрированный словарь -справочник / Ред. Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко - М. : Архитектура - С, 2004. -288 е.: ил.

56. Дизайн / П. Кларк, Дж. Фриман. - М. : ACT : Астрель, 2004. - 144 с. : цв. ил., фото. цв. ил.

57. Ежеленко В. Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса : Учебное пособие. / В.Б. Ежеленко - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 246 с.

58. Ежеленко В. Б. Методы обучения и воспитания в практике культурного преобразования человека // Культурологические исследования " 03 : Сборник научных трудов. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 449-454.

59. Елатомцева И. М. В мире вещей. Минск : Нар.асвета, 1971. 96 с.

60. Ермолаева-Томина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. - Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 74 - 84.

61. Живопись : Кн. для учащихся. М. : 1995. 192 с. : ил.

62. Живопись : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Салахетдинова. М. : ВЛАДОС, 2001. 224 с.+32 с .цв.ил.

63. Живопись : Учеб. постановки. [Сборник]. Ред. И. Цагерелли. М. : Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. 20 е., 16 л. ил.

64. Живопись в трех измерениях : Альбом. М.: Слово, 2000. 20 с. : цв. ил.

65. Завадская Е. В. Беседы о живописи Ши - Тао / Отв. ред. Р. В. Вяткин ; М. ; Наука, 1978, 208 е., ил.

66. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / В. И. Загвязинский Р. Атаханов. М. : Академия, 2003. 207 с.

67. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М. : Искусство, 1986. 158 е., 64 с. ил.

68. Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи. (Заметки преподавателя). М. : 1976. 240 с. : ил.

69. Искусство и промышленность : Сб. статей / Под ред.: В. П. Толстого, Г.М. Кантора. М. : Искусство, 1967. 144 е., ил.

70. Искусство в системе культуры. Сост. и отв. ред. М. С.Каган. Л. : Наука, 1987. 272 с.

71. Иттен Иоханнес Искусство цвета : альбом / И. Иттен ; пер. с нем. Л. Монахова. - 3-е изд. - М., Издатель Д. Аронов, 2004. 95 с. : ил., цв. ил.

72. Иттен, Иоханнес Искусство формы : Мой форкурс в Баухаузе и других школах : альбом / И. Иттен. М. : Издатель Д. Аронов, 2006. 135 с. : ил., цв. ил.

73. Каган М. С. Морфология искусства. Л. : Искусство, 1972. 440 с.

74. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1991. 384 с.

75. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. СПб. : Азбука, 2001. 560с., ил.

76. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи : Проблемы взаимоотношений предметов мира и пространственной среды. М. : Сов. художник, 1981 128 е., ил.

77. Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма [Сост. и автор примеч. Е. Д. Кардовская]. М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 340 с.

78. Кёршан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности : Пер. с англ. М. : 1989. 254с. : ил.

79. Кирсанов Д. Н. Веб - дизайн. СПб.: 1999. 376 с.: ил.; цв. ил.

80. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись : Учеб.пособие. - 3-е изд., стер. М. : Высш. шк., 2000. 270 с.

81. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий : Учебник для вузов. М. : Лёгкая и пищ. пром-сть, 1981. 264 е., ил.

82. Конашевич В. М. О себе и о своем деле. / В.М. Конашевич. М. : Детская литература, 1968. 496 с.

83. Констан Б. Мысли живописца // Искусство и художеств, пром-сть. -1899. - С.567-574.

84. Корабельникова Г. Б. Adobe Photoshop 6 в теории и практике /Г.Б. Кора-бельникова, Ю.А. Гурский. Мн. : Новое знание, 2002. 528 с. : ил.

85. Коровкевич С. В. Анализ картины. Л. : Знание, 1975. 32 с.

86. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета : Пять упражнений по живописи и переживанию цвета. М. : 2000. 111 с.: ил.

87. Коцюбинский А. О. Рисунки на компьютере : Экспресс-курс. М. : Изд-во ТРИУМФ, 2000. 256 с. : ил.

88. Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова. М. : Искусство, 1980. 234 с. : ил.

89. Кудин П. А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия : Учебное пособие. СПб. : «Издательство «Рубин», 1997. 104 с.

90. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. / Ю.Н. Кулюткин. М. : Просвещение, 1985. 128 с.

91. Лаврентьев А. Н. Лаборатория конструктивизма. М. : Грантъ, 2000. 256с. : ил.

92. Лаврентьев А. H. История дизайна [Текст] : учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. М. : Гардарики, 2007. 303с. : ил.

93. Лапин Ю. В. Практический курс рисования по представлению : Учебное пособие /Ю.В. Лапин. М. : МАРХИ, 1985. 125 с. : ил.

94. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка : Учебник. М.: Эксмо, 2007. - 480 е.: ил.

95. Маркова О. Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. СПб. : СПбГЭТУ «ЛЕТИ», 2000. 169 с.

96. Маслов Н. Я. Пленэр : Практика по изобраз. искусству. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1984. 112 е., ил.

97. Материалы и техники рисунка : [Учебное пособие для художественных вузов] / Акад. художеств СССР, Институт жив., скульпт. и архит. им. И.Е. Репина : Под ред. В.А. Королева : - 3-е изд., испр. М. : Изобразительное искусство, 1987. 93 с.

98. Матюшин М. В. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний: Справочник по цвету / Цветовые табл. Выполнены художниками : И. В. Вальтер и др. М. ; Л. : Изогиз, 1932. 32 е., 30 л. табл. в папке.

99. Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М. : Знание, 1977. 44 с.

100. Матюшкин А. М. Загадки одаренности : Проблемы практической диагностики. / A.M. Матюшкин. М. : «Школа-Пресс», 1993. 128 с.

101. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования : учебное пособие / Д.Л. Мелодинский. М.: Архитектура - С, 2004. 312 с. : ил.

102. Мельников В. А. Мыслить рисунком = Thinking by drawing: Уч. Пособие / В.А. Мельников ; М-во по образованию Респ. Башкортостан, Уфим. гос нефтяной техн. ун-т, Каф. «Архитектура». Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 101 с.

103. Методики для анализа собственной педагогической деятельности : Ме-тодич. пособие для преподавателей / Е.А. Лебедева, Н.И. Лыгина, Г.Б. Скок,

Е.Ю. Чернова ; М-во образования Рос. Федерации, Новосиб. Гос. техн. ун-т. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2003. 40 с.

104. Минервин Г. Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей: Книга для учащихся. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 144с., ил.

105. Миронова JI. Н. Цвет в изобразительном искусстве : учебное пособие/ JI. Н. Миронова. - 2-е изд. Минск: Беларусь, 2003. 151 е.: 48 л. цв. ил.

106. Миронов Д. CorelDRAWll : Учебный курс/ Д. Миронов. СПб.: Питер, 2003. 448 е.: ил.

107. Михайлов С. М. История дизайна: В 2-х т./ С.М. Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2002-2003. Т.1 : Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. - М. : Союз дизайнеров России, 2002. - 270с. : ил. Т.2 : Дизайн индустриального и постиндустриального общества. - М. : Союз дизайнеров России, 2003. — 270с. : ил.

108. Михайлов С. М. История дизайна : Краткий курс: Учеб. Пособие / С. М. Михайлов, А. С. Михайлова. М. : Союз дизайнеров России, 2004. 289с. : ил.

109. Михайлов С.М. Основы дизайна: Учебник для вузов/ С.М. Михайлов, J1.M. Кулеева. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 240с.: ил.

110. Михаленко Л.Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства: Методические указания / Л.Б. Михаленко. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 51 с.

111. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер - творец/ Пер. с англ. Р.Н. Кравец, Э.Л. Наппельбаума; Предисл. Д.А. Поспелова. - М.: Мир, 1987. - 255 е.: ил.

112. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX -начала XX века. / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. - М.: Искусство, 1967. - 391 е.: 94 л. илл.

113.Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова.Строгановская школа композиции [Текст]: к 180-летию со дня основания МГХПУ им. С. Г. Строганова / ред. О. Л. Голубева. -М.: Сварог и К, 2005. - 351 е.: ил., фото.

114.Мочалов J1.B. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. — 376 е., ил.

115.Найн, А.Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация: Учебное пособие / А.Я.Найн, З.М.Уметбаев; М-во образования РФ, Магнито-гор.Гос. ун-т. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 125 с.

116.Недошивин Г.А. Беседы о живописи. - 2-е изд., перераб. - М.: Мол. Гвардия, 1964. - 114 е., 24 л. ил.

117.Нельсон Д. Проблемы дизайна/ Пер. с англ. Д.Э. Куниной, Д.В. Сильве-строва; Под ред. и с предисл. K.M. Кантора. - М.: Искусство, 1971. - 208с.

118.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. Гвардия, 1994. -351с.: ил.

119.Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания.

- 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 е.: ил.

120.Норлинг Эрнест Объёмный рисунок и перспектива/ Э. Норлинг; Пер. с англ. М. Авдонина. - М.: Эксмо, 2004. - 159 е.: ил.

121.Нукало, В.А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 732 / Моск. гос. пед. институт им. В.И. Ленина. - М.: 1969. - 19 с.

122.Ньюарк, Квентин. Что такое графический дизайн? [Текст]: научно-популярная литература/ К. Ньюарк; пер. с англ. И.В. Павлова. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 253 с.:цв. ил.

123.НюбергН. Д. Курс цветоведения: Для втузов. - М.; Л.: Гизлегпром, 1932.

- 192 е.,ил.

124. Объёмно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/ А. В. Степанов. - 3-е изд. - М.: Архитектура - С, 2004. - 256 е.: ил.

125,Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

126.0 живописи: Сб. статей/Вступ.статья М.П.Сокольникова; Ред. И.

Абельдяева. - М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1959. - 168 е., ил.

127.Основы живописи / Пер. О.Ватановой. - СПб.: Весант, 1994. - 128 е.: ил.

128. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. - М.: МЗ -Пресс, 2001. - 252с.: ил.

129.Оствальд В. Цветоведение: Учеб. пособие/ Пер. с нем. 3. О. Мильмана под ред. и с предисл. С. В. Кравкова. - М.; Л.: Промиздат, 1926. - 204 е., ил., 2 л. табл.

130. Островский Г.С. Как создается картина. - М.: Изобраз. искусство, 1976. -96 е., ил.

131.Павлинов, П.Я. (1881-1966) Графическая грамота. Метод, разработки в помощь учителю средней школы. / Проф. П.Я. Павлинов. - М.: Наркомпрос РСФСР. - Учпедгиз, типо-лит. им. Воровского. 1933. - 56 с.

132.Павлинов, П.Я. Графическая грамота для преподавателей. Утв. Нарком-просом РСФСР, 2-ое изд. - М.: Учпедгиз, 17 фабрика нац. книги треста «По-литграфкнига», 1935. - 86 с.

133.Павлинов, П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника. - М.: Советский художник, 1965. - 71 с.

134.Панкратова Т. Photoshop 7: Учебный курс (+CD) [Электронный ресурс]/ Т. Панкратова. - Free CD ROM. - СПб.: Питер, 2003. - 528 е.: ил.

135.Педагогический эксперимент: Методические разработки по спецкурсу «Основы научного исследования» для студентов и слушателей ФПК / М-во просвещения РСФСР, Ленингр. Гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена; [Сост. доц. М.Пак]. - Л: ЛГПИ, 1985. - 35 с.

136.Папанек, Виктор. Дизайн для реального мира: Пер. с англ./ В. Папанек. -М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 е.: ил.

137. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

138.Пискун С. Е. Магия цвета. - М.: Алгоритм, 2001. - 192 с.

139.Полякова Н. И. Скульптура и пространство: Проблема соотношения объёма и пространственной среды.- М.: Сов. художник, 1982.- 200 е., ил.

140.Поццо, А. (1642-1709) Перспектива живописцев и архитекторов, в которой излагается легчайший и быстрейший способ перспективного изображения всего, что относится к архитектуре. Сост., рисовал и впервые издал в Риме Андреа Поццо. Сокр. пер. с лат. текста Аугсбургск. изд. 1708-1709 г. А.И. Бенедиктова. Ред. перевода Игн. Хвойникова. Общ. ред. проф. И.Л. Маца -М.: Изд-во Всерос. акад. арх-ры, тип. им. Сталина МСМХХХУ1, 1936. - 100 е.: ил.

141.Проектирование и моделирование промышленных изделий [Текст]: учеб. для вузов/ ред. С.А. Васин,ред. А.Ю. Талащук. - М.: Машиностроение -1,2004. - 692 е.: ил., фото.

142.Пространство и картины: Сб.ст./Сост. Н.О. Тамручи. - М.: Сов. художник, 1989. - 367 е.: ил.

143. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996, 352с.

144.Псковитинов Е. Живопись будущего: Доклад К.С. Петрова-Водкина и диспут по докладу//Свободным художествам. - 1912. - № 6-7-8 - С.56-57.

145.Пунин, H.H. Новейшие течения в русском искусстве. I-II. - Л.: Госуд. Русский музей, гос. типогр. им. Ивана Федорова. 1927-28. - 1. Традиции новейшего русского искусства - 14 с. 2. Предмет и культура - 16 с.

146.Пунин, H.H. Русское и советское искусство. Избранные труды о русском и советском изобразительном искусстве. - М.: Советский художник, 1976. -262 с. портр.; 56 л. ил. -Библиогр. С.243.

147.Пунин, H.H. Мир светел любовью: Дневники. Письма / Н. Пунин; [Сост., предисл., примеч. и коммент. Л.А. Зыкова]. - М.: Артист. Режиссер. Театр. 2000. - 525 с. [40] Л., ил., факс.: портр. Библиогр. в примеч. и коммент.: С. 458-506.

148.Пунин, H.H. О Татлине: [Сборник / Коммент. В.И. Ракитина, А.Г. Каминской]. - М.: Лит.-худож. агентство «RA», 1994. - 125 е.: ил. - [Архив русского авангарда]. Библиог. В примеч.: С. 109-118.

149.Пятахин Н.П. Изобразительная композиция. Введение в изобразительное мышление. СПб.: СПбГАСУ, 1994. — 52 е.: ил.

150.Радлов, Н.Э. Рисование с натуры / [Вступительная статья М. Френкеля]. -3-е издание - Л.: Художник РСФСР, 1978.- 120 с.

151.Радлов Н. Цех святого Луки // Аполлон. - 1917. - № 8-10. - С.61-79. Доклад о целях и средствах живописного искусства, читанный в 1-м собрании членов «Цеха живописцев святого Луки».

152.Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов / Б.В. Раушенбах. -М.: Наука, 1980. - 288 с.

153.Раушенбах, Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

154. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 315 с.

155.Риз Э. Как сделать красиво в 3D-дизайне / Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 1999. - 288с.: ил.

156.Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов / Сост.: Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с. - ( Учеб. пособие для пед. ин-тов).

157.Рихтера Л. Основы учения о цветах: Пособие для худож. вузов/ Пер. с нем. и доп. Н. Т. Фёдорова. - М.; Л.: Госиздат, 1937. - 136 е., ил.

158.Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. - Л.: Художник РСФСР, 1970.-232 е., ил.

159.Розенсон И.А. Основы теории дизайна [Текст]: учебник И.А. Розенсон. -СПб.: Питер, 2006.-218 с.

160.Романов, А.М. Живописно-пластическое начало в архитектурном творчестве. Влияние живописного восприятия и живописных средств на архитектурное творчество.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. архитектуры / А.М. Романов, - Л.: ЛИСИ, 1946. - 61 е., прилож. 25 с.

161. Ростовцев, H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие / H.H. Ростовцев. - М.: Изобразительное искусство, 1983. -288 е., 193 ил.

162.Рудин Н. Г. Таблицы-задачи по цветоведению: Учеб. пособие для худож. учеб. заведений/ Предисл. С. В. Кравкова. - М.; JL: Искусство, 1940. - 32с.+ прил. ( 18 табл. ).

163.Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники [Текст]: в 2-х т., Кн.1/ В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура - С, 2006. - 368 е.: ил.

164.Рунге В.Ф. Основы теории дизайна [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Социально-политическая Мысль», 2005. - 366 е.: ил.

165.Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации. Альманах. Вып. 5. СПб.: Palace Editions.,2001, 272с., ил.

166.Рылов А. Воспоминания. М.: Искусство, 1954. - 264 е.: ил., 33 л. ил.

167.Сапего И. Г. Предмет и форма: Роль восприятия материальной среды художников в создании пластической формы. - М.: Сов. художник, 1984. - 302 е., ил.

168.Свешников, A.B. Зависимость формирования методов творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / A.B. Свешников. -М.: 1981. - 16 с.

169.Свешников, A.B. Исторический обзор становления основных композиционных категорий: Учебное пособие [по курсу «Композиция в живописи и рисунке»] / A.B. Свешников; Всерос. Гос. инст. кинематографии им. O.A. Герасимова. Каф. жив. и рис. - М.: ВГИК, 1997. - 55 с.

170.Сервер, Франсиско Асенсио. Современный дизайн [Текст]: альбом/ Ф.А. Сервер. - Кёльн: Кёнеман, 2007. - 999 е.: цв. ил., фото. цв.

171. Серов, A.M. Рисунок: [Учебн. пособие для худож.-графич. факультетов пед. институтов / Засл. работник культуры РСФСР, канд. пед. наук, доцент

A.M. Серов, доктор пед. наук, проф. H.H. Ростовцев, канд. пед. наук B.C. Кузин и др.]: Под ред. A.M. Серова. - М.: «Просвещение», 1975. - 271 с.

172. Серов Н.В. Хроматизм мифа. JL: Всесоюзный молодежный книжный центр, филиал "Васильевский остров", 1990. — 352 е., ил.

173.Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации препод, вузов и аспирантов / С.Д. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 272 с.

174. Современные образовательные технологии: Материалы научно-методической конференции. - Омск: Издательство СиБАДИ, 1999. - 180 с.

175.Соколова О.Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников/ О.Ю. Соколова. - М.: ACT, Астрель, 2003. - 128 е.: ил.

176.Сокольникова Н.И. Изобразительное искусство: Учеб. для 5-8 кл.: В 4ч. 4.2.Основы живописи. - Обнинск, 1999. - 80 е.: цв.ил.

177.Сомов Ю.С. Композиция в технике. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Машиностроение, 1977. - 272с., ил.

178.Стор И.Н. Декоративная живопись/ И.Н. Стор. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 328 е.: цв. ил.

179. Стор И. Н. Основы живописного изображения: Учеб. пособие/ И. Н. Стор. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004. - 246 е.: 96 с. цв. ил.

180. Стор И. Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов/ И. Н. Стор. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. - 296 е.: ил., рис.

181.Суздалев П.К. Основы понимания живописи. - М.: Искусство, 1964. - 86 е., ил. 2 л. ил.

182.Сурина М. О. История образования и цветодидактики: История систем и методов обучения цвету/ М. О. Сурина, А. А. Сурин. - Ростов н/ Д: Издательский центр « МарТ», 2003. - 352 е.: ил. - (Школа дизайна).

183.Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре/ М. О. Сурина.- Ростов н/ Д: Издательский центр « МарТ», 2003. - 288 е.: ил. - ( Школа дизайна).

184.Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре [Текст]: учебное пособие/ М. О. Сурина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 152 е.: ил.

185.Сурина М. О. Эзотерические свойства цвета [Текст]: учебное пособие / М. О. Сурина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. -144 е.: ил.

186. Сысоева, М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов / М.Е. Сысоева. - М.: ДАЕ, 2000. - 120 с.

187.Топорков А. Технический быт и современное искусство. - М.; Л.: Госиздат, 1928. - 258с., ил.

188.Тимофеева М.А. Дизайн в Швеции: История концепций и эволюции форм [Текст]: научное издание / М.А. Тимофеева. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. - 286 е.: ил., цв. ил., фото.

189.Традиции и современность: Актуальные проблемы изобразительного искусства и архитектуры. [Отв. ред. докт. иск. Г.Ю. Стернин]. - М.: [б. и.], 1989. - 170 с.

190.Туэмлоу Э. Графический дизайн: Фирменный стиль. Новейшие технологии и креативные идеи. [Текст] : научно-популярная литература/ Э. Туэмлоу; пер. с англ. К. Крутских. - М.: ACT: Астрель, 2007.

191.Тырса Николай Андреевич (1887-1942): Живопись / графика: Кат. выст. / [Сост.: О.Г. Вербина, О.Г. Улемнова; Текст: Л.В. Мочалов]. - М.: Скорпион, 2004. - 143 е.: ил., цв. ил. Гос. музей изобр. искусств Респ. Татарстан, Галерея «APT-DIVAGE» (Москва).

192.Унковский А. А. Живопись: Вопросы колорита. Учеб. пособие для ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1980. - 128 е., ил.,8 л. ил.

193.Упаковка/Пер. с англ. - М.,1998. - 80 е.: ил.

194.Учебный рисунок: Учебное пособие [для высш. худож. учебн. заведений / Подгот. П.П. Белоусовым, A.A. Деблером, A.JI. Королевым и др.]; Под ред. В.А. Королева. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 126 с.

195.Уистлер Джеймс Мак Нейль. Изящное искусство воздавать себе врагов. Вступительная статья, сост., перевод и примечания Е.А.Некрасовой. М.: Искусство, 1970. 287 с. с ил., 20 л. ил.

196.Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А. Фаворский. -М.: Книга, 1986.-239 с.

197. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественных изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993.-324 с.

198.Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. Составление, предисловие и библиографическая справка А.Г.Наследникова. -СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - X + 366 с.

199.Холмянский Л.М.,Щипанов A.C. Дизайн: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. -240 е., ил.

200. Художественно-композиционная подготовка архитекторов и дизайнеров : Межвуз. Сборник / Свердловский архитект. ин-т; под ред. В. И. Иовлева и др. - Свердловск : СвердАРХИ, 1991. - 201 с.

201. Художественное проектирование : Учебное пособие для пед. ин-тов / Б.

B. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др. ; Под ред. Б. В. Нешумова и Е. Д. Щедрина. -М. : Просвещение, 1979. - 176 е., ил.

202.Цветовая гармония для веб-дизайна = Color harmony for the web/ Comp.

C. Boyle. - Gloucester: Rockport Publishers, Inc., 2001. - 191 е.: цв. ил. - англ. яз.

203. Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна: (Машины и стили) / Отв. Ред. А. Н. Боголюбов. М. : Наука, 1977. 112 е., ил.

204.Чернышев О. В. Формальная композиция : Творческий практикум по основам дизайна. Мн., 1999. 312 е.: ил.

205. Чистяков П. П. Письма, записные книжки. Воспоминания. 1832-1919. Материалы подгот. к печати, примеч. сост. Э. Белютиным и Н. Молевой. М. : Искусство, 1953. 592 с.

206. IПашков Ю. П. Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю.П. ТПашков. М. : Академический проект, 2006. 128 е.: цв. ил.

207. Шаюнова О. В. Акварель в системе подготовки художника-педагога. Автореферат дисс. ... канд. пед. Наук : 13.00.02 / О.В. Шаюнова, - РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб. : 2003. - 21 с.

208. Шевелёв И. Ш. и др. Золотое сечение : Три взгляда на природу гармонии / Шевелёв И. Ш, Марутаев М.А., Шмелёв И.П. - М. : Стройиздат, 1990. - 343 е.: ил.

209. Шегаль Г. М. Колорит в живописи : Заметки художника. М. : Искусство, 1957. 76 е., 34 л. ил.

210. Школа изобразительного искусства : Вып. 1, 2: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изобразит. Искусство, 1986. - 176 е.: ил.

211. Шнейдеров В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере : Самоучитель. СПб. : Питер, 2002. 320 с.: ил.

212.Шорохов, Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 303 е., ил.

213. Шорохов Е. В. Композиция : Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Просвещение, 1986. 207 е., ил.

214. Элементы дизайна : Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до постмодернизма : Пер. с англ./Н.Райли. М. : Магма, 2004. 544 с. : цв. ил, фото. цв.

215. Эренгросс Б. Б. Изобразительные искусства: их социальная роль и художественная специфика. // Виды искусства в социалистической культуре. М. : Искусство, 1984. 256 с.

216. Ягодовская А. Т. О натюрморте. М. : Советский художник, 1965. 70 е., ил.

217. Яцюк О. Г. Компьютерные технологии в дизайне : Логотипы, упаковка, буклеты. СПб. : Питер, 2002. 464 е.: ил.

218. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М. : Рандеву - АМ, 2001. 232 с.

219. Яшухин А. П. Живопись : Учеб. пособие для пед. уч-щ. М. : Просвещение, 1985. 288 с. ил., 8 л. ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.