Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи: у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ромашко, Евгений Викторович

  • Ромашко, Евгений Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 224
Ромашко, Евгений Викторович. Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи: у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2010. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ромашко, Евгений Викторович

Введение.

Глава I. История и теория методов обучения студентов художественных вузов на занятиях живописи.

§1.1. Система профессионально - художественной подготовки студентов на факультетах ИЗО.

§2.2. Место и роль обучения живописи студентов на факультетах ИЗО педагогических вузов.

Глава И. Теоретические основы формирования цветового восприятия и его передачи в учебно-творческих работах студентов

§2.1. Научно - теоретические закономерности современного учения о цвете и колористики.•.

§2.2. Цвет как ведущий компонент в изобразительном искусстве.

Глава III. Динамика формирования восприятия и передачи цвета у студентов I — II курсов факультетов ИЗО педагогических вузов.

§ 3.1. Система практических упражнений и усвоения теоретических основ цветоведения на начальных курсах - факультетов ИЗО.

§3.2. Психолого-педагогический эксперимент по формированию колористического восприятия и передачи цвета у студентов начальных курсов факультетов искусства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие цветовосприятия на занятиях по живописи: у студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов»

Проблема исследования и ее актуальность. Развитие творческих способностей студентов - является важнейшей задачей обучения студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Развитие целостного восприятия цветовой гармонии в природе и ее грамотное воплощение в живописи является актуальной проблемой в процессе формирования художника, его индивидуальности и креативности. Цветовая гармония понималась по разному многими великими учеными и художниками, например, И.Кант считал гармонию особой формой художественного образа; И.Ньютон понимал как космический принцип видения мира, имманентный человеку; Н.Рерих воспринимал как выражение законов вселенной. В условиях стремительных изменений мира способность к творческой деятельности является необходимым условием для развития общества. «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете», утверждала академик Н.П.Бехтерева. Известный исследователь К.Роджерс убежден, что «когда научные открытия и изобретения увеличиваются, как нам сообщают, в геометрической прогрессии, пассивный и культурно ограниченный человек не может справиться со все возрастающим потоком вопросов и проблем. Если отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогут вообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этим сложным изменениям, то мы погибнем».

Эффективность формирования творческой личности художника-педагога во многом зависит от умения воспринимать мир во всем его многообразии, а также от педагогических условий организации учебного процесса на пленэре, где наиболее ярко представлен всеобъемлющий, по особому расцвеченный образ природы, как свидетельствуют исследования отечественных психологов и педагогов А.В.Бакушинского, Л.С.Выготского,

Е.И.Игнатьева, Е.А.Флериной, Т.С.Комаровой, С.Е.Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом для развития творческих способностей студентов, их цветовосприятия и образного видения считаются начальные курсы обучения в вузе.

Для формирования и развития творческих способностей студентов необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей.

Педагогу важно заметить творческие проявления студента, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н.К.Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых первых лет обучения».

Следует отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему известных ученых (В.С.Кузин, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, Н.М.Сокольникова, Н.С.Иванова и др.), стоящих на принципах гуманистической педагогики, которая выражается в раскрытии творческого потенциала личности, формировании цветовосприятия.

Необходимость развития у студентов цветовосприятия, в первую очередь внутренних психических процессов, формирующих цветовое восприятие, т.е. необычный взгляд на обычные вещи, а также творческого воображения подчеркивается многими учеными: Л.С.Выготского, А.Г.Асмолова, Н.Н.Ростовцева, Е.А.Флериной, Н.Н.Сакулиной, Т.С.Комаровой, А.А.Деркача, ДИ.Фелыитейна, В.Д.Шадрикова и дрг

Проблемы и формирование развития художественного творчества и конкретного цветовосприятия в системе художественных факультетов рассматривается в исследованиях Л.Г.Медведева, Л.А.Ивахновой, Е.В.Шорохова, В.С.Кузина, В.В.Корешкова, А.С.Хворостова, и др.

Вместе с тем, несмотря на существующие исследования в области развития творческих способностей студентов педагогических вузов, до сих пор недостаточно разработана проблема цветовосприятия во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью. Требуется создание особых педагогических условий, способствующих развитию и формированию цветовосприятия. Это обстоятельство является важной проблемой в подготовке художников-педагогов. Например, большинство учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, не столько развивают цветовосприятие и образное цветовоспроизведение у будущего художника-педагога, сколько насыщают его подготовку инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители без творческого потенциала в области цветовосприятия и цветовоспроизведения. Традиционная система подготовки специалистов, как правило, не справляется с задачей личностного развития, раскрытия индивидуальности каждого студента. Исследования многих ученых показали, что наиболее творчески одаренные студенты не всегда становятся более успешными в практической деятельности, поскольку художественная школа, зачастую, не нацелена на развитие творческих способностей обучаемых.

Таким образом, на сегодняшний день обозначилось острое противоречие между существующей подготовкой художников-педагогов со стереотипным цветовосприятием, условиями организации обучения студентов в области воспроизведения цвета и требованиями, предъявляемыми к творческой деятельности учителя изобразительного искусства.

Решение этих проблем на наш взгляд во многом зависит от эффективного использования возможностей качественной организации учебно-воспитательного процесса, где закладывается творческая база для развития неординарной личности.

Все сказанное определяет актуальность данной проблемы, решение которой направлено на устранение противоречия между современными задачами подготовки учителей изобразительного искусства и имеющимися недостатками в их обучении по специальным дисциплинам, в частности, живописи, композиции, а также недостаточной разработанностью теоретических основ формирования колористического восприятия и образной цветопередачи в процессе обучения живописи.

Настоящее диссертационное исследование и посвящено восполнению указанного пробела в теории и методике обучения художественными дисциплинами в высших учебных заведениях.

Цель исследования заключается в раскрытии новых современных теоретических знаний и разработке эффективной методики формирования цветовосприятия и образной передачи цвета в учебных работах студентов начальных курсов художественных факультетов педагогических вузов, и на этой основе повысить эффективность системы профессионально-художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объект исследования - восприятие цвета и его передачи в процессе обучения живописи студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс формирования цветовосприятия и передачи цвета в академических живописных работах студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если активизировать процесс цветовосприятия у студентов начальных курсов на занятиях по живописи с учетом их индивидуальной подготовки и специфики использования живописных материалов, то эффективность обучения живописи значительно повысится в контексте развития креативности обучаемых.

Задачи исследования:

- проанализировать историю обучения живописи на художественных факультетах педагогических вузов с целью выявления современного состояния методической разработанности проблемы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у студентов;

- разработать теоретические аспекты формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у студентов факультетов искусств педагогических вузов;

- выявить и обосновать индивидуально-психологические особенности в цветовосприятии и цветовоспроизведении у студентов начальных курсов в процессе обучения живописи;

- разработать и экспериментально проверить методику формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у студентов I - II курсов на занятиях по живописи;

- разработать систему методических рекомендаций, упражнений для студентов 1-П курсов.

Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, педагогов, искусствоведов, посвященные методологии и теории общенаучных и педагогических исследований, теории и методики художественного образования, культурологии, преподавания изобразительных дисциплин.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и искусствоведческой литературы; изучение и обобщение существующего педагогического опыта в системе педагогических и художественных вузов; наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью студентов I - II курсов педагогических вузов; беседы, анкетирование и интервьюирование; психолого-педагогический эксперимент; анализ учебных и творческих (композиционных) работ по живописи 1

I! I у студентов различных курсов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на художественно-графическом факультете Московского государственного областного университета, в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова, Калужском и Омском^ государственных педуниверситетах. В эксперименте участвовали студенты 1-П курсов.

Исследование проводилось в два этапа с 2004 по 2009 гг.

На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения степени разработанности проблемы исследования.

Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, логически завершился определением объекта, предмета гипотезы и задач исследования. А также теоретическим обоснованием возможностей развития цветовосприятия студентов начальных курсов. Второй этап работы (2006-2009 гг.) включая в себя экспериментальную проверку нового содержания курса обучения живописи на I - II курсах факультета ИЗО, проверку разработанной диссертантом экспериментальной методики (педагогических методов, приемов и средств) формирования у студентов цветовосприятия и цветовоспроизведения, подведение общих итогов проведенного исследования. На втором этапе исследования продолжился и анализ литературных источников, инструктивных и программных материалов, анализ состояния преподавания живописи на факультетах искусств педагогических вузов.

Методика эксперимента заключалась в проведении и сравнительном анализе результатов экспериментального обучения живописи в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах занятия живописью проводились по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций и специальных учебно-методических пособий (таблиц).

На протяжении всего периода проведения исследования изучался и учитывался как положительный, так и отрицательный опыт, наблюдаемый в практике обучения живописи и прежде всего, на факультетах искусств.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизирована история обучения живописи на факультетах искусств по формированию цветовосприятия будущих художников-педагогов; раскрыты теоретические основы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у студентов, исходя из современных данных о физической природе цвета, физиологических закономерностях восприятия цвета и его психологическом воздействии.

Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании индивидуально-психологических особенностей в цветовосприятии и цветовоспроизведении в учебных работах студентов на занятиях по живописи. Установлены наиболее важные особенности колористического восприятия и воспроизведения цвета у студентов на разных этапах обучения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы методических рекомендаций, упражнений по спецкурсу «Колористика и цветоведение». В разработке наглядных пособий - таблиц для курса живописи на художественных факультетах с учетом специфики обучения в педагогических вузах.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по художественным дисциплинам, при корректировке государственного стандарта для факультетов искусств и педагогических вузов, при создании новых поколений учебно-методических комплектов по живописи для высших и средних специальных (художественных) учебных заведений.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, культурологии, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, а также научно-обоснованными критериями оценки живописных работ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществились в ходе экспериментальной работы на факультете ИЗО и НР Московского государственного областного университета, на художественных факультетах Калужского и Омского государственных педагогических университетов.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получали одобрения на конференциях Творческого союза художников РФ и Педагогической академии последипломного образования (2004-2006 гг.), на заседаниях по проблемам профессионально-художественной подготовки специалистов и эстетического воспитания на кафедре живописи Московского государственного областного университета и кафедре живописи Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова (2006-2009 гг.), а также освещались в публикациях автора и на конференциях, посвященных авторским выставкам, в различных городах России и мира

На защиту выносятся следующие положения:

- Специфика развития цветовосприятия и передачи цвета в процессе обучения живописи студентов I - II курсов.

- Закономерности формирования цветовосприятия и особенности передачи цвета в живописи.

- Методика развития цветовосприятия и организации цветового решения живописной композиции у студентов I - II курсов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В приложении представлены таблицы, схемы, примеры практических творческих работ студентов, выполненных в ходе педагогического эксперимента.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ромашко, Евгений Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации можно констатировать, что поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Подведены итоги проведенной исследовательской работы, сформулированы общие выводы:

1. На основе анализа специальной литературы охарактеризована история обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов, ее место и роль в системе художественно-профессиональной подготовки будущего учителя , изобразительного искусства и проанализировано современное состояние процесса формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов.

2. Разработана и экспериментально проверена эффективная методика формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов I — V курсов художественно -графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью (экспериментальная, программа по живописи для 1-У курсов). Разработана: система методических рекомендаций, упражнений, наглядных таблиц спецкурса для 1-П курсов «Введение в цветоведение».

Проведенный эксперимент убедительно доказал значительно более высокую эффективность разработанной нами методики формирования колористического восприятия цвета и цветовоспроизведения у студентов 1-У курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью по сравнению с традиционной методикой.

То есть центральной проблемой успешного обучения живописи студентов художественно-графических факультетов 1-У курсов является проблема разработки эффективной методики формирования колористического восприятия и передачи (воспроизведения) цвета в живописи у студентов.

Одновременно качественное формирование колористического восприятия и передачи цвета у студентов является необходимым условием успешного овладения ими практического курса живописи с I по П курс включительно.

Данные положения полностью относятся и к процессу обучения живописи на факультетах искусств других профилей вузов.

3. Определены теоретические основы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

4. Выявлены и обоснованы индивидуально-психологические особенности в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов художественно-графических факультетов в процессе их обучения живописи.

5. В современных условиях курс обучения живописи в системе художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов по-прежнему является одним из основных, ведущих учебных курсов, одной из фундаментальных учебных дисциплин, обеспечивающих не только художественно-профессиональное образование, но и общую художественно-эстетическую подготовку, общее развитие личности студента.

6. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, а именно предположение о том, что успешное формирование колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов и на этой основе повышение эффективности обучения их живописи и в целом художественно-профессиональной подготовки возможно при условиях: изучения истории обучения живописи на художественно-графических факультетах и анализе современного состояния проблемы формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов в процессе их художественно- профессиональной подготовки; раскрытия теоретических основ формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов художественно -графических факультетов исходя из современных научных данных; раскрытия индивидуально - психологических особенностей в колористическом восприятии и цветовоспроизведении у студентов; разработки и экспериментальной проверки эффективной методики формирования колористического восприятия и цветовоспроизведения у студентов I - V курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью, включающей методические рекомендации и экспериментальную программу для спецкурса «Введение в цветоведение».

7. Успешное обучение живописи и формирование колористического восприятия цвета и цветовоспроизведения у студентов тесно, органично связано с успешным овладением ими других учебных художественных дисциплин - рисунком, композицией, декоративно-орнаментальным искусством, историей изобразительного искусства.

8. При всей сложности суммирования различных мнений, высказываний о сущности колорита, его содержательных элементах, важное значение приобретает то общее, что необходимо учитывать как при рассмотрении и разработке теоретических вопросов цветоведения, науки о колорите, так и при обучении живописи на практике.

Итоговое суммирование многочисленных определений колорита и косвенных замечаний отдельных художников, психологов, методистов, позволило нам выделить ряд общих (для большинства определений, высказываний, замечаний) и, вместе с тем, специфических черт колористической живописи. Это:

1) Колоризм прежде всего в основе своей предполагает гармонию красок, образующих некое оптическое целое. Монохромность исключает колоризм.

2) Колоризм не может быть сведен только к цветовой гармонии. Комбинация разнообразно окрашенных фигур на плоскости может представлять очень приятное сочетание и образовывать оптическое целое, как, например, в орнаменте, но в данном случае мы будем иметь только гармонию цвета, но не колорит.

3) Колоризм в собственном тесном смысле слова — особое качество живописного произведения, и поэтому необходимым его условием является живописная интерпретация цвета, то есть не простая комбинация «открытых» цветов, а система валерных отношений. Свет и цвет у подлинного колориста выступают в нераздельном единстве.

4) Колорит не есть точная копия цветовых отношений натуры. Художник-колорист допускает и несколько повышенное звучание воспринимаемых в действительности цветов, и там, где обычно видят просто серое, он видит розовое, голубое и т. д.

5) Важным признаком колорита является сохранение выразительности цвета в изображении далей. Неколорисг, следуя известному закону о том, что цвета предметов по мере их удаления от нас теряют насыщенность и как бы сближаются между собой, решает задачу очень просто, замазывая пейзажные дали какой-нибудь серо-голубой красочной смесью. Колорист же сохранит красоту и выразительность цвета, находящегося на разной глубине картинного пространства.

6) Колоризм необязательно содержится там, где художник употребляет чистые насыщенные краски. Он может быть присущ и произведениям, которые на первый взгляд кажутся серыми. В. Н. Лазарев цитирует слова Ф. Рафаэлли: «Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Шардена следует рассматривать как одного из наших величайших колористов, так как среди наших мастеров он не только тоньше всех видел, но и умел лучше всех передавать те нежнейшие сероватые оттенки, которые порождены светом, рефлексами и воздушной средой».

Ярким примером сказанного являются и многие художественные произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля.

9. Рассматриваемая в диссертации проблема исключительно многоаспектна и является одной из ключевых и приоритетных в теории и методике преподавания художественных дисциплин, в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

Поэтому в одной диссертации невозможно в равной мере раскрыть и решить все аспекты этой проблемы, необходим ряд специальных теоретических и экспериментальных исследований в области общей педагогики, в теории методики обучения изобразительному искусству, а также на смежных отраслях художественно-профессионального образования - декоративно-прикладного искусства, дизайна, композиционной графики, рекламного бизнеса и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ромашко, Евгений Викторович, 2010 год

1. Закон Российской Федерации "Об образовании"/ / Учительская газета. -1992.-N28.

2. Абульханова Славская К А Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1984.

3. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. M-JI, 1939.

4. Алексеев С.С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952.

5. Алексеев С.С. О цвете и красках. М: Искусство, 1962.

6. Альберта Леон-Батшсга Десять книг о зодчестве. В 2-х т. Т.2: -М, Изд-во ВАА, 1937.

7. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968. -334 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

9. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура Терминологический словарь. -М : Эллис Лак, 1997. -736 с.

10. Аристотель. Собр. Соч.: В 4-х т. М., 1976.,Т. 1.-572 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1979.392 с.

12. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 486 с.

13. Архангельский СИ. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента -М: Знание, 1974.-48 с.

14. БабанскийЮ.К Оптимизация процесса обучения. М: Педагогика, 1977.254 с.

15. БазановаМД. Пленэр. -М: Изобразительное искусство, 1994. -158 с.

16. Базазьянц СБ. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983. - 239 с.

17. Банфи А. Философия искусства. -М.: Искусство, 1989. 384 с.18 .Беда Г.В. Живопись. Учебник для студентов художественно-графических факультетов. -М: Просвещение, 1986. 192 с, иллюстр.

18. БедаГ.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967.

19. БедаГБ. Основы изобразительной грамоты. Рисунок Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. - 432 с.

20. Безклубенко С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества М.: Политиздат, 1982. -166 с.

21. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем -Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977.

22. Беспалько В.П Слагаемые педагогической технологии -М. Педагогика,1989.

23. Бесчастнов НИ и др. Живопись. Учебное пособие д ля вузов. -М. : Владос,2001.-223с.

24. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике. Пер. Ламанского. СПб, 1878. - 239 с.

25. Бошлюбов В.И Педагогическая технология: эволюция понятия / / Сов. педагогика. -1991, N 9. с. 123 - 128.

26. Бодалев А. А. Личность и общение. М, 1983. - 221 с.

27. Бодалев А. А, КараковскийВ. А, Новикова ЛИ. Психолого -педагогические проблемы воспитания / / Совет педагогика. -1991.-N 5.

28. Борев Ю.Б. Эстетика 4-е изд, доп. -М: Политиздат, 1988. - 496 с.

29. БоуменУ. Принцип развития в психологии М.: Наука, 1976. -367 с.

30. Бродский И.А. Репин педагог. - М.: Академия художеств СССР, 1960.128 с.

31. БудиловаЕ.А. Учение ИМ Сеченова об ощущении и мышлении М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 208 с.

32. Буткевич O.B. Красота: природа, сущность, формы. 2-е изд. -Л: Художник РСФСР, 1983. -438 с.

33. Ван Гог. Письма М: Искусство, 1966. - 343 с.

34. Васильев И А, Поплужный В.Я,Тихомиров ОХ. Эмоции и мышление. М: Изд-во МГУ, 1980. -192 с.

35. Ванслов ВВ. Всестороннее развитие личности и ввды искусства М.: Советский художник, 1966. 118 с.

36. Введение в психологию: / Учебник под общей редакцией AB. Петровского. М. : Академия, 1996. - 494 с.

37. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М: Просвещение, 1969. -365 с.

38. Вересогская КИ Зрительное восприятие изображений предметов. -М. : 1963. -с. 93-123.

39. Владимиров ЯЗ. Динамическое моделирование как средство развития воображения/ / Сред.спец.образ-е, 1965. -N 8. с. 79 -13.

40. Волков Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве.- М.: Знание, 1976.-64 с.

41. Вожов H.H. Восприятие картины Пособие д ля учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1976. -31с, илл.

42. Волков НН. Восприятие предмета и рисунка М: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.

43. Вожов НН Цвет в живописи. 2-еизд дополн -М: Искусство, 1984.-320 с,илл.

44. Вожов H.H. Композиция в живописи.- М: Искусство, 1977. -264 с, таблицы.

45. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. -М. : Просвещение . 1991. 239 с.

46. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества Изд-во МГУ, 1984.- с. 7-175

47. Выготский JI.С. Психология искусства- М.: Педагогика, 1987.-344 с.

48. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение,1991. 50. Гальперин П.Я Введение в психологию. -М: МГУ, 1985. -149 с. 51.Гегель Г.В. Эстетика. Т.1. М., 1968. - 436

49. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х Т. М.: Т. 3 ,1971. - 621 с.

50. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1988. 464 с.

51. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В кн.: Избр.соч. по естествознанию. -М. ,1957.

52. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс,. 1979. - 365 с.

53. Грабарь МИ., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М. : Педагогика, 1977.-136с.

54. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия.1. М., 1970.-278 с.

55. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М,. 1990.

56. ГузикН.И. Учить учиться. М.: Педагогика,. 1981.

57. Громов Е.С. Природа художественного творчества: кн. для учителя. М. : Просвещение, 1986. - 238 с.

58. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996.-544 с.

59. Демидова В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание. 1974. -207 с.

60. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках.М.: Изд-во Акад. художеств, 1960. -282 с, илл. 64.Дерибере М. Цвет в деятельности человека -М, 1964.

61. Дидро Д. Собр.соч.: В 10-ти т., Т.6. М., 1946. - 356 с.

62. Дневник Делакруа В 2-хт. Т.1.-М.: Академия художеств СССР, 1961.453 с.

63. Дневник Делакруа. В 2-хт. Т. 2. -М: Академия художеств СССР, 1961.441 с.

64. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Минск: изд-во "Харвест", 1999.-448 с.

65. Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277с.70.3агвязинскийВ.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: 1987. -226 сh

66. ИвенсРМ Введение в теорию цвета, (перев.с англий.) -М : "Мир", 1964.-442 с.

67. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М. : Знание, 1968. - 32 с.

68. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение ( Сборник статей). /Под ред. Е.И. Игнатьева. М., 1963. 368 с, илл.

69. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. -М : Изд-во "Архимед",. 1992. -108 с.

70. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе : Анализ зарубежного опыта. М.: Знание ,1989.

71. КнязеваЕ.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И Пригожиным/Вопросы философии -1992. -N12. 84.Кольцова

72. М.М. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действительности. М., Знание . 1955. - 30 с.

73. Комарова Т. С. Методика обучения изодеятельности и конструированию. М., 1991. - 256 с.

74. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1985. 120 с.

75. Коршунов АМ Познание и деятельность. М : Политиздат, 1984.439 с.

76. К проблеме восприятия пространства и пространственныхпредставлений (Под ред. Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова). Л., 1959. 110 с.

77. Кравков СВ. Глаз и его работа: Психофизиология зрения, гигиенаосвещения. -М.- Л.: Изд-во АП СССР, 1950. 532 с.

78. Кравков СВ. Цветовое зрение. -М.: Изд-во АН СССР. 1991. -176 с. 91 .Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях / /

79. Введение в научное исследование по педагогике.- М: Просвещение,1988.

80. Краткий словарь по эстетике. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.:Просвещение, 1983. -223 с.

81. Кудрявцев В.Г. Проблемное обучение. Истоки, сущность,перспективы. -М., 1991.

82. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть вторая. М.: Дрофа, 1997. -110 с.

83. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Агар, 1998.334 с.

84. КузинВ.С. Психология. 3-е изд. М.: Агар, 1997. - 304 с. 97.Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание / /1. Педагогика. 1994. -N 1.

85. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Просвещение, 1966.

86. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера. Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского.- М. : Огиз -Изогиз, 1934. -384 с.

87. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. -Т.1 391с; Т.2 -316 с.

88. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность,- М.

89. Полит.лигер., 1977. 302 с.

90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981.

91. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М, 1991.

92. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. -463 с.

93. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства М.: Изд-воМГУ, 1981.-223 с.

94. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М. : МГУ, 1987. - 81 с.

95. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Автореф. дисс.докт. пед.наук, -М.: 2000, 49 с.

96. Ломов СЛ. Живопись. Учебник для студентов художественно -графических факультетов педвузов. -М : Агар, 2008.-210 с.

97. Ломов С.П. Цветоведение. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педвузов. Агар, 2009. — 185 с.

98. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. Монография. -М.: Педагогическая академия, 2010. 150 с.

99. Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М. : Искусство, 1970. - 654с.,илл.

100. Мастера искусства об искусстве. Т.5, Кн. 1- M : Искусство, 1969. -448 с, илл. Матисс А. Сборник статей о творчестве.- М. : Изд-во иностр.литра, 1978. -126 с.

101. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.

102. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск.: Высшая школа. - 1984. -285с.

103. Михайлов A.M. Искусство акварели.- М. : Изобразительное искусство, 1995. 200 с, ил л.

104. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.

105. Кулюткина, Г.С.Сухобской. -М.: Педагогика, 1981.

106. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги,- М.: Просвещение, 1991. 414 с.

107. Морис Дерибере. Цвет в деятельности человека. М.: Изд-во литературы по строительству, 1964. -183 с.

108. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика: Автореф. Дис. д-ра искусствоведения М.: 1985.-51 с.

109. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение правил перспективы в станковой картине. -М.: Просвещение, 1978. -119 с.

110. Нестеров MB. Давние дни,- М., 1959. 548 с.

111. Николай Петрович Крымов художник и педагог. М. : Изобразительное искусство, 1989. - 224 с, илл.

112. Норакидзе В.Г. Фактор структуры установки личности в художественном творчестве. / / Узнадзе Д.Н. классик советской психологии. Сборник. - Тбилиси: Мецниереба, 1986.- с.224- 235.

113. Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. M.-JI.: Гизлегпром, 1932.

114. Ньютон И. Оптика. Пер. СИ. Вавилова Гиз., 1927.

115. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. -М.: Просвещение, 1988. -172 с.

116. Основы дидактики. / Под ред. Б.И. Есипова М. : Просвещение, 1967.-472 с.

117. Павлов И.П. Полн.собр.соч.д.Щ изд.2,1951. 456 с.

118. Павлов ИЛ. Полн.собр.соч.д.ГУ, изд.2,1951. 489 с

119. Пацуков С. А. О творческой и репродуктивной стороне изобразительного процесса Межвузовский сборник научных трудов. Познавательная деятельность на художественно-графическом факультете. Хабаровск, 1984. с. 113-122.

120. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.- М. : Наука,. 1982.-308 с.

121. Пономарев П.Я. Исследование проблемы психологии творчества -М.1. Наука, 1983. -336 с

122. Попов B.B. Цвета и их красивые сочетания.-М.: Изд-во Строгановского высшего художественного училища, 1980. Проблема восприятия пространства и времени. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф.Ломова. -Л., 1961. 211 с.

123. Пути и средства эстетического воспитания. / H.H. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Н. Абросимов и др.- М.: Наука, 1989. -192 с.

124. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом.-М.; Просвещение, 1982.

125. Популярная художественная энциклопедия. Книга 1.(Гл.ред. В.М. Полевой). -М.: Советская энциклопедия, 1986. 447 с.

126. Популярная художественная энциклопедия. Книга 2.(Гл.ред. В.М. Полевой). -М.: Советская энциклопедия, 1986. 432 с.

127. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М., 1987.-254 с.

128. Изобразительное искусство. Начальная школа Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001. - 224 с.

129. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программно-методические материалы,- М.: Дрофа, 2001. 224 с.

130. Программы средней общеобразовательной школы. "Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Науч. Рук. Т.Я. Шпикалова М.: Просвещение, 1992. - 78 с.

131. Программа для отделений общего эстетического образования (воспитания) детской школы искусств "Изобразительное искусство".-М., 1986.-24 с.

132. Рабкин Е.Б. Полихромические таблицы для исследования цветоощущения. Изд.4.-М., 1946.

133. Рисунок. Живопись. Композиция.Хрестоматия. Учебное пособие. Сост. Ростовцев H.H.,Игнатьев С.Е., Шорохов E.B. М. Просвещение,1989.-208 с.

134. Ростовцев Н.Н, История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.-М.: Просвещение, 1981. -191 с.

135. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1982. 240 с.

136. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М. : Педагогика, 1989. -Т.1. - 488 с.

137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М. : Педагогика, 1989. - 438 с.

138. Рылов А.А. Воспоминания. Ленинград. : Художник РСФСР, 1977.-287 с.

139. Сеченов Й.М. Избранные философские и психологические произведения. / Под ред. В.М. Каганова. М. : Гос.изд-во полит. Литературы, 1947. - 646 с.

140. Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд.- М., 1958 289 с.

141. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб.: Лисе, 1995. - 475 с,илл.

142. Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. -М. : Просвещение, 1984. -135 с.

143. Современная дидактика: теория-пректике / под научной редакцией ИЛ Лернера, ИКЖуравлева -М: изд. ИТПиМИО РАО, 1993.

144. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов по спец. "Педагогика и методика начального образования".- М: Академия, 1999. -336 с.

145. Сокольникова НМ Изобразительное искуссгво.Часть 2. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск.: Титул, 1996.-80 с.

146. Сокольникова НМ Изобразительное искуссгво.Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск.: Титул, 1996.-80 с.

147. Талызина НФ. Теория поэтапного формирования умственных действий ипроблема развития мышления. Советская педагогика, 1967,' N 1, С. 28-33.

148. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975, -343 с.

149. Теплое Б.М. Избранные труды. Т. 1 и 2. - М.: Просвещение, 1985.328 с.

150. Унковский A.A., Триселев AB. Живопись. Программы высших педагогических учебных заведений. -М: МГОПУ, 1999. -15 с.

151. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.

152. Унковский A.A. Живопись темперой и гуашью. М.: Просвещение, 1980. - 36 с.

153. Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. П.Я. Гальперина. -М.: МГУ, 1977. -198 с.

154. Ушинский КД. Избр.соч. Т.2 - М.: Просвещение, 1939.

155. Фомичева З.И. А.Г.Венецианов педагог. М.: Академия художеств СССР, 1952. -144 с.

156. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

157. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. - 240 с.

158. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или трактат о живописи. -М.: Огиз-Изогиз, 1933. 523 с.

159. Чистяков ПП. Письма, записные книжки, воспоминания.- М.: Искусство, 1953. 592 с.

160. Шегаль Г.М Колорит в живописи. Заметки художника- М: Искусство, 1957. 75 с.,илл.

161. Шеллинг Ф.В. Философия искусства-М, 1966. 415 с.

162. Шепгулин А.П. Диалектический метод познания. М: Политиздат, 1983. - 320 с.

163. Шестаков Ф.К. Согласование цветов. -Иваново-Вознесенск: Изд-во "Основы", 1928.-278 с.

164. Школа изобразительного искусства: Вып. I: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп.-М: Изобразительное искусство, 1986. -176 с, илл.

165. Школа изобразительного искусства: Вып. 2: 3-е изд., испр. и доп. / А.Н. Буянов, Е.М. ЕлезароваДВ. Иогансон и др.- М.: Изобразительное искусство, 1988. -160 с, илл.

166. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учебно-методическое пособие /Российская Академия художеств. -3-е изд, испр. и доп. М: Изобразительное искусство, 1994. - 200 с. ,илл.

167. Шорохов Е.В. Композиция. М: Просвещение, 1986.

168. Энгр об искусстве.- М: Академия художеств СССР, 1962. -171 с.

169. Эстетика: Словарь. / Под ред. А. А Беляева и др. М: Политиздат, 1989.447 с.

170. Юон К.Ф. об искусстве. В 2-х т. Т.1- М.: Советский художник, 1959.384 с.

171. Юон К.Ф. об искусстве. В 2-х т. Т.2- М.: Советский художник, 1959.285 с.

172. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М: Просвещение, 1980.- 240 с.

173. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия,- М: Искусство, 1964. -85 с.

174. Якобсон П.М. Психология художественного творчества- М.: Знание, 1971.-46 с.

175. Яшухин АП., Ломов СП. Живопись. Учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов и университетов. -М.: Агар-Равдеву-АМ, 1999. 232 с.1. АЬ^ 198

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.