Развитие колористического видения студентов III - IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Золотых, Михаил Сергеевич

  • Золотых, Михаил Сергеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 223
Золотых, Михаил Сергеевич. Развитие колористического видения студентов III - IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Курск. 2007. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Золотых, Михаил Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета.

1.1. О колорите в живописи.

1.2. Научное обоснование колористического видения.

1.3. Анализ опыта развития колористического видения у будущих учителей изобразительного искусства.

ГЛАВА 2. Методика развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета.

2.1. Анализ современного состояния проблемы развития колористического видения у студентов в вузовской подготовке (констатирующий эксперимент).

2.2. Поиск путей, форм и методов развития колористического видения студентов (поисковый эксперимент).

2.3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами методической системы развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета (формирующий эксперимент).

2.4. Сравнительный этап эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие колористического видения студентов III - IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета»

Овладение в полной мере живописным мастерством невозможно без изучения колорита - наиболее выразительного и эмоционального средства в живописи, активно участвующего в построении художественного образа. Душой живописи называет колорит Роже де Поль. Колорит сравнивают с мелодией в музыке и с интонацией стиха. Среди художников бытует мнение, что рисунку можно научить, а колористом нужно родиться. Поэтому развитие у студентов особого видения окружающего мира, связанного непосредственно с цветовым восприятием окружающей действительности, цветовыми представлениями и эстетическим отношением к изображаемому, является одной из важнейших и наиболее сложных проблем в подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

Первые попытки научного обоснования методики обучения живописному мастерству были даны еще в трактатах художников эпохи Возрождения: Л. да Винчи, Ч. Ченнини, Л. Альберти, А. Дюрера.

Открытия в области оптики, цветоведения, физиологии, психологии и медицины оказали значительное влияние на развитие живописи, в том числе и на решение проблемы колорита. К ним относятся фундаментальные исследования Ньютона, Гете, Рунге, Гемгольца, Геринга, Оствальда, Ламберта, Юнга, Максвелла, Шевреля, Брока, Бецольда.

Теоретические положения о восприятии цвета и его свойствах, о цветовой гармонии - главном элементе колорита достаточно полно освещены в книгах по цветоведению и теории живописи. Среди них пособие по колористике, составленное Э. Делакруа, методические разработки русских и советских художников-педагогов: С. Кирилова, И.Ф. Урванова, А.П. Сапожникова, П.П. Чистякова, В.Е. Савинского, А.А. Дейнеки, Б.И. Нансона, Е.А. Крымова, A.M. Лаптева, Ю.М. Непринцева, П.Я. Павлинова, И.А. Радлова, К.Ф. Юнга, В.И. Яковлева, В.Н. Истомина и других.

В разработку теории колорита большой вклад внесли такие художники и теоретики искусства, как Ф.Ф. Петрушевский, Н. Тарабукин, Г. Шегаль, Н.Н. Волков, С.С. Алексеев, П.П. Ревякин, Г.В. Беда.

Вопросы, связанные с развитием цветового и колористического восприятия нашли отражение в диссертациях В.А. Басманова, К.Н. Лукина, А.И. Масленникова, А.А. Унковского, С.С. Терзяна, JI.A. Поповой, Е.А. Хижняк, Е.В. Ворониной, Н.К. Прониной.

Существенный вклад в становление и развитие современной научно-методической подготовки в области изобразительного искусства внесли исследователи и художники-педагоги: Н.Н. Анисимов, В.П. Зинченко, В.И. Козлов, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольников, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Ящухин и другие.

Анализ научных исследований показал, что предпринимались неоднократные попытки найти оптимальные методические условия, способствующие развитию колористического видения студентов при обучении их живописи пейзажа, натюрморта, портрета и фигуры человека, обосновать живописное понимание и видение цвета (Ю.П. Коробко), выделить систему методов формирования восприятия цвета у студентов на занятиях по живописи на начальном этапе обучения (И.Н. Лукин), обосновать метод, способствующий формированию колористического восприятия, заключающийся в передаче средствами живописи цветового состояния натуры в различной цветовой среде (А.А. Унковский), развить колористическое видение у студентов ХГФ на начальном этапе обучения (Н.К. Пронина), в процессе работы над живописью пейзажа (Е.В. Воронина), попытку развивать колористическое видение студентов ХГФ на старших курсах предприняла Е.А. Хижняк. Однако исследователями не в полной мере использовались те огромные возможности, которые содержит в себе портрет.

Мы считаем, что именно при освоении портретного жанра видение художника развивается наиболее эффективно, так как его глаз воспитывается на восприятии тончайших оттенков цвета тела человека, который отличается от цвета всех других предметов видимого мира. Портрет писать нужно наиболее точно, чем, скажем, натюрморт или пейзаж. Здесь художнику особенно важно уметь замечать и передавать сближенные отношения цветов и их тончайшие переходы. Нужна внутренняя дисциплина, соблюдать которую нелегко. У портретиста чувство колорита должно быть особенно развито, так как колорит, являясь одним из основных средств художественной выразительности, играет важнейшую роль в создании портретного образа.

На протяжении многих лет мы имели возможность наблюдать за работой студентов художественно-графических факультетов над портретом в аудитории и на пленэре под руководством преподавателей и при самостоятельной подготовке в ходе выполнения дипломных работ, а также посещая студенческие выставки, в том числе и республиканского уровня. На основе этих наблюдений было замечено, что качество портретов будущих художников-педагогов оставляет желать лучшего, особенно в плане их колористического решения. Такое положение дел говорит о том, что у студентов художественно-графических факультетов недостаточно развито колористическое видение, что лучше всего, на наш взгляд, и проверяется на портрете. Не случайно портрет считают лакмусовой бумажкой уровня подготовки студентов художественных вузов. Нам представляется, что и решать проблему развития колористического видения студентов эффективнее в процессе освоения портретного жанра.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что из-за ее нерешенности страдает не только качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства по живописи, в частности по живописи портрета, но и развитие важнейших художественно-педагогических умений, навыков и творческих способностей студентов, что, несомненно, будет сказываться на их профессиональном будущем, на их способности качественно осуществлять процесс художественно-эстетического воспитания школьников, развитие у них колористического видения.

Предлагаемый нами комплекс занятий по живописи портрета призван целенаправленно воздействовать на развитие колористического видения студентов в процессе обучения.

Проблема развития колористического видения многогранна. Она связана с актом познания, творческого изучения действительности и практическим освоением средств выражения, среди которых первое место отводится цвету и колориту. Ее рассмотрение необходимо строить на основе данных различных наук: эстетики, психологии, физиологии, художественной педагогики, истории искусства, теории живописи и композиции, дветоведения.

Цель исследования: решение проблемы развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов III—V курсов на занятиях живописью портрета.

Предмет исследования - теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию колористического видения студентов.

Гипотеза исследования: предполагается, что можно повысить уровень колористического видения у студентов в процессе работы над живописью портрета, если будет разработана и экспериментально проверена методическая система развития колористического видения студентов, которая включает в себя цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и методические приемы реализации искомой цели и обладает следующими ценными качествами:

- вооружает студентов системой научных знаний о цвете и колорите в живописи;

- способствует успешному применению теоретических знаний в практике освоения портретного жанра, использованию для решения конкретных задач наряду с другими выразительными средствами колорита;

- создает исследовательскую атмосферу на занятиях живописью портрета;

- позволяет реализовать творческие способности студентов в направлении их профессионального будущего с помощью технологий проблемного обучения и контекстного обучения.

Задачи исследования:

- изучить труды психологов, дидактиков, художников-педагогов, материалы диссертационных исследований, связанные с проблемой развития колористического видения;

- проанализировать и обобщить накопленный опыт работы педагогических вузов в обучении живописи портрета, изучить практику решения данной проблемы, выявить типичные недостатки, их причины;

- на основе анализа научных исследований по проблеме уточнить понятие колорита и определить содержание понятия «колористическое видение»;

- изучить традиции мастеров живописи с целью выявления принципов построения колорита в их произведениях;

- выявить существенные факторы, влияющие на развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов;

- разработать критерии оценки и уровни развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета;

- теоретически обосновать и практически разработать методическую систему развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета, включающую разработанную систему заданий и упражнений по живописи портрета для студентов III—IV курсов;

- доказать эффективность методической системы развития колористического видения студентов.

Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, физиологов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области колорита.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по истории, теории, методике преподавания живописи и цветоведению;

- изучение литературы по педагогике, психологии, эстетике по проблеме исследования;

- анализ студенческих работ по живописи;

- анкетирование студентов и преподавателей ХГФ, беседы с ними;

- изучение опыта преподавателей живописи;

- проведение педагогического эксперимента.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- выявлены психолого-педагогические основы развития колористического видения студентов;

- разработаны критерии оценки уровня развития колористического видения студентов по качеству их живописных работ;

- на основе разработанных критериев определены уровни развития колористического видения студентов;

- разработана и экспериментально проверена на занятиях живописью портрета методическая система развития колористического видения студентов, которая включает в себя цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и приемы решения данной проблемы, средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия, ТСО).

Теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания студентов ХГФ, в совершенствование процесса обучения их живописи, решена проблема развития колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета, уточнены понятия «колорит» и «колористическое видение».

Практическое значение результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в практике преподавания живописи и других художественных дисциплин в вузах педагогического профиля, при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических пособий для учителей изобразительного искусства.

Этапы исследования:

1-й этап (1984-2001 гг.) заключался в изучении теоретического материала по теме исследования, в разработке программы экспериментального исследования, в проведении констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента.

2-й этап (2001-2004 гг.) - продолжение изучения психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, теоретическое обобщение собранного материала, разработка и проведение формирующего эксперимента.

3-й этап (2004-2005 гг.) - завершение апробации экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) методическая система развития колористического видения студентов при работе над живописью портрета;

2) критерии оценки уровня развития колористического видения студентов по качеству их живописных работ;

3) уровни развития колористического видения студентов;

4) научно обоснованная система заданий и упражнений, направленная на развитие колористического видения студентов в процессе работы над живописью портрета.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемы; использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования; соответствием методики исследования представленной цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Предложенные нами формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на развитие колористического видения студентов, прошли апробацию на научно-методических конференциях различного уровня, в том числе и на конференциях, проведенных на художественно-графических факультетах КГУ и ВГПУ, и внедрены в практику на кафедрах живописи названных вузов.

Результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, сообщены в докладах и научных конференциях различного уровня: г. Курск (1993, 1995, 1998, 1999, 2000, 2002, 2003); г. Уфа (1993); г. Орел (1998); г. Москва (1999, 2007); г. Магнитогорск (2002); г. Чебоксары (2002); г. Новомосковск (2002); г. Ростов-на-Дону (2003); г. Воронеж (2004).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Золотых, Михаил Сергеевич

Выводы второй главы

• Результаты констатирующего эксперимента показали, что в традиционной методике преподавания живописи недостаточно внимания уделяется вопросам колорита. Вследствие чего у учащихся ХГФ наблюдается низкий уровень развития колористического видения, который не позволяет успешно решать задачи, выдвигаемые требованиями высшей школы.

• Причины низкого уровня развития колористического видения у студентов различны: недостаточный уровень теоретической подготовки по цветоведению, теории, истории и техники живописи, недостаточный опыт практической деятельности; неразвитая способность к цвету; недостатки в методике; отсутствие стимулирования.

• Результаты формирующего эксперимента позволяют нам утверждать, что если применять целенаправленную методику обучения живописи, можно добиться значительных успехов в развитии цветового и колористического видения у студентов, которое более эффективно развивается, если во время занятий живописью интенсифицируется обучение цвету и колориту.

• Разработанные нами экспериментальные аудиторные и домашние задания, упражнения, развивающие колористическое видение, дополнили существующую программу. Разнообразие предложенных методов, приемов организации занятий живописью способствуют эффективному и непрерывному развитию колористического видения у студентов.

• С применением разработанной нами методики обучения живописи заметно активизировалась познавательная деятельность студентов, усилилась положительная мотивация учения, повысился познавательный интерес к предмету живописи. Тот или иной уровень развития колористического видения студентов является результатом их конкретной познавательной учебной деятельности. В практической деятельности учащиеся опираются на совершенную систему сенсорного восприятия, растущие перцептивные возможности ведут к обогащению и совершенствованию практической деятельности.

• Интенсификация обучения цвету и колориту заключалась в углубленном теоретическом и практическом изучении законов цветоведения, знание которых обогащает восприятие цвета и способствует его развитию; в постановке цветовых задач в каждом задании, связанных с моделировкой формы, передачей пространства и объема; в разнообразии и конкретизации целей и задач каждого отдельного задания; в постановке образных задач, решая которые учащиеся вовлекаются в творческий процесс создания образа; в развитии зрительного суждения учащихся, направленного на колорит в процессе выполнения задания; в изучении достижений в области изобразительного искусства и практическом усвоении методов и приемов мастеров живописи с целью обогащения живописного языка.

• Успешности экспериментального обучения способствует учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их колористического развития разного периода обучения, создание творческой атмосферы.

• Разработанная нами методическая система помогает обеспечить единство воспитания и обучения в учебном процессе.

Сопоставление результатов констатирующего и основного эксперимента позволили выявить влияние разработанной нами методической системы развития колористического видения студентов на качество работ. Полученные результаты убеждают в эффективности методики развития. Отмеченные в произведенном анализе факты и сделанные на их основании выводы подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами исследования позволили составить достаточно ясное представление о состоянии процесса обучения живописи портрета на ХГФ, об уровне развития колористического видения будущих художников-педагогов.

Обращаясь к творчеству и высказываниям мастеров разных эпох, мы увидели, что вопросы цвета, вопросы колорита были актуальны уже с давних времен и часто вызывали много споров. Актуальными они остаются и в наши дни.

В литературе, посвященной художественной педагогике, истории и теории живописи, содержание понятие колорита до сих пор не определено однозначно.

Исходя из анализа многочисленных высказываний и суждений о колорите, анализа контекста употребления этого слова в искусствоведческой и другой литературе, анкетирования художников и педагогов, мы заключили, что колорит - это система цветовых отношений и взаимосвязей художественного произведения, воспринимаемая как оптическое целое, обусловленная образным содержанием и отражающая цвета реальной действительности.

Колорит есть результат индивидуального видения художника. Следовательно, о колористическом видении можно судить лишь на основе его выражения в живописных работах, анализируя их цветовое построение.

Чтобы дать наиболее полное представление о колористическом видении, мы сочли необходимым прежде разобрать комплекс вопросов, связанных с художественным видением. Это такие вопросы, как: особенности художественного восприятия, научные положения о природе цветового зрения; тоновые и цветовые отношения; о тоновом и цветовом состоянии; единство и гармония красок; об умении «цельно видеть». «В художественной практике под умением видеть понимается не просто обывательское созерцание предметов, а умение дать необходимую оценку качеств, заложенных в натуре. <. ,>Видеть натуру начинающий художник должен с конкретной задачей ее изображения, в данном случае, средствами живописи. Тогда, еще не начав писать, он будет в основных чертах уже представлять живописное решение своего будущего этюда. <.> В то же время восприятие живописного изображения предмета на плоскости опирается и на предшествующее восприятие цветового облика самой натуры». [171, с.8]

Опираясь на исследования художников, теоретиков искусства, рассматривающих вопросы колорита, а также труды по психологии художественного восприятия, колористическое видение мы определили как видение предмета изображения и его изображения в определенном колорите, которое опирается на чувство цвета, цветовые представления и размышления художника, обладает всеми качествами, присущими художественному видению.

Видеть художественно" относится, конечно, ко многим аспектам, в которых эстетически оценивается в искусстве наблюдаемый объект, но что касается его живописного видения, то это, прежде всего, выражается в "видении" цветовых отношений и общего колористического строя». [171, с. 10] Колористическое видение тесно переплетается с другими способами видения: световоздушным, живописным, графическим, пластическим. Живописное и световоздушное видение обогащают колористическое видение.

В колористическом видении ведущую роль играют цветовое видение, цветовые представления и чувство цвета - это те механизмы, звенья, которые способствуют колористическому мышлению.

Колористическое мышление начинается тогда, когда цветовое богатство действительности воспринимается как целостная цветовая система, обобщающая определенную зрительную (в данном случае, цветовую) информацию. Такое мышление, естественно, требует определенного напряжения художника: запоминания, анализа увиденного, синтеза, соотнесения увиденного с представленным в сознании образом в материале. Большинство указанных операций протекает в образном мышлении осмысленно и интуитивно. Для колористического видения характерно присутствие элементов фантазии, воображения, но зачастую активной мыслительной деятельности художника. Развитость мышления - качество избирательности восприятия. Чем активнее мыслительная деятельность, тем продуктивнее идет формирование художественного образа.

Изобразительные представления, мышление художника развиваются в результате постоянного и последовательного усвоения навыков и приемов живописного мастерства, закономерностей цветового построения на плоскости. Из этого следует, что на процесс развития колористического видения можно эффективно воздействовать. Оно подлежит воспитанию и целенаправленному развитию.

Разработанная нами система критериев оценки уровня развития колористического видения студентов позволила объективно проанализировать и оценить качество работ учащихся и обосновать три указанных уровня.

Проведение констатирующего эксперимента на художественно-графических факультетах Курска, Воронежа и Орла позволило убедиться в необходимости создания специальной методики для целенаправленного развития колористического видения.

В предлагаемой нами методической системе развитие колористического видения должно начинаться с первых дней обучения. Уже на первом и втором курсах предусматривается углубленное теоретическое и практические изучение законов цветоведения, цветовой гармонии, направленное на восприятие цвета и способствующее развитию чувства цвета. На третьем и четвертом курсах, в свою очередь, развитие колористического видения представляет собой следующий этап, где при решении учебных задач все большее место отводится творчеству. Сами студенты становятся активными участниками творческого процесса создания образа.

Разработанная нами методическая система позволила обеспечить развитие высокого уровня колористического видения у большего числа учащихся в ЭГ, по сравнению с числом студентов с высоким уровнем колористического видения в КГ. Так в КГУ высокого уровня развития колористического видения достигли 41,7 % студентов ЭГ и 21,4 % студентов КГ, в ВГПУ соответственно - 35,7 % студентов ЭГ и 16,7 % студентов КГ. Разница между высоким уровнем в ЭГ и КГ составила в КГУ - 20,3 %, в ВГПУ - 19 %. (Таблица VIII, диаграмма № 8).

В ходе эксперимента подтвердилось положительное влияние специально разработанных заданий и упражнений на качество работ, на более основательную и разностороннюю профессиональную подготовку студентов.

Результаты сравнительного этапа эксперимента доказали, что качество работ учащихся во многом зависит от уровня развития их колористического видения.

В таблице IX приведены результаты трех контрольных срезов. Приведенная диаграмма № 9 наглядно показывает динамику развития уровня колористического видения студентов ЭГ и КГ от начала и до конца формирующего этапа педагогического эксперимента.

Проведенная апробация методической системы, включающей комбинированные занятия, систему упражнений, самостоятельных работ показала эффективность предлагаемого нами построение процесса обучения живописи.

Разнообразие предлагаемых методов, приемов используемых на занятиях способствуют эффективному и непрерывному развитию колористического видения у учащихся.

В результате применения экспериментальной методики были достигнуты поставленные цели исследования, подтверждена правильность выдвинутой гипотезы о том, что повысить уровень колористического видения у студентов, развить их живописные способности можно, если с первых дней занятий живописью интенсифицировать обучения цвету и колориту, ставя в каждом занятии перед студентами цветовые и колористические задачи, совмещать учебные задачи с творческими, расширить багаж теоретических знаний о колорите и связанных с ним вопросах. Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой программы и методики, целесообразность ее применения на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки методических пособий, спецкурсов, для самостоятельной работы студентов и других видов педагогической деятельности. Введение данной методической системы в педагогическую практику на художественно-графических факультетах педагогических вузов будет способствовать решению главной задачи - развитию художественно-творческих способностей студентов, совершенствованию профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Золотых, Михаил Сергеевич, 2007 год

1. Агостон К.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне Пер, с англ. канд. физ.-мат. наук И.В. Пеновой. -М.: Мир, 1982.-181 с ил.

2. Аксенов А., Левидова М. Цвет и линия. -М.: Советский художник, 1986.-326 с, ил. 3. 172 с ил. 4. 5. 6. 7. 59 с ил. 8. с ил. 9. -392 с ил.

3. Артюшин Л.Ф. Цветоведение Учебное пособие для изд.-полигр. техАрнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1

4. Андронникова М.И. Об искусстве портрета. -М.: Искусство, 1975.-326 Алексеев С. О цвете и красках. М.; Искусство, 1964. 53 с ил. Алексеев С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. 148 с ил. Алпатов М.В. Матисс. -М.: Искусство, 1969.-105 с ил. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. -М.; Л.: Искусство, 1

5. Алексеев С. О колорите. -М.: Изобразительное искусство, 1974. никумов -М.: Книга, 1982. -200 с ил. 11. ил.

6. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их испольАшкинази Г.И. Цвет в природе и технике. -М.: Энергия, 1974. -89 с зования в живописи. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1979. -176 с.

7. Бакшеев В.Н. Воспоминания. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963.-128 с.

8. Батракова СП. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. -М.: Паука, 1996. -172 с ил.

9. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебник. -М.: Просвещение, 1977. -186 с ил. 16. -239 с ил. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981.

10. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живониси. -М.: Советский художник, 1964. -78 с ил. 18.

11. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. -Краснодар, 1967.-184 с. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. -М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961. -511 с ил.

12. Бецольд В. Учение о цветах но отношению к искусству и технике. Снб.: Изд-во товарищества «Общественная нольза», 1989.-142 с. 21. 226 с.

13. Биофизика зрения. Проблемы зрительного восприятия Под ред В.П. Бжалава И.Т. Восприятие и установка. -Тбилиси: Мецниереба, 1

14. Зинченко и др. -Вильнюс, 1973. -200 с.

15. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного под- хода. -М.: Наука, 1973. -270 с.

16. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.-124 с.

17. Большая советская энциклопедия. Под ред. A.M. Прохорова. В 30-ти т. -М.: Советская энциклопедия, 1972. -Т.10. -592 с. ил. -Т.17. -616 с. ил. -Т.28. 616 с.: ил. 26. 27.

18. Бродский И.А. Репин педагог. -М.: Изд-во АХ СССР, 1960.-128 с. Ван Гог. Письма. -М.; Л.: Искусство, 1966.-602 с ил. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. -Л.: Ху- дожник РСФСР, 1977. -224 с ил. 29. с.

19. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, Вибер Ж. Живопись и ее средства. -М.: Изд-во АХ СССР, 1961. -232 1965.-112 с.

20. Виннер А.В., Лактионов А.И. Техника советской портретной живопи- си. М.: Профиздат, 1961.-192 с.

21. Виннер А.В. Материалы и техника живописи советских мастеров. М.: «Советский художник», 1958. -205 с ил.

22. Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете. М., 1917. -10 с.

23. Виргилис Н.Ю. Зинченко В.П. Проблемы адекватного образа. «Во- просы философии», 1967. J f 4 So 35. с.

24. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. -М.: Изд-во Акад. пед Власова Р.И. Портретная живопись. -Л.: Художник РСФСР, 1960. -38 наук РСФСР, 1951.-508 с. 37.

25. Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1984.- 320 с ил. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования). Уче- ные записки МПГИ им. В.И. Ленина. Под ред. Е.И. Игнатьева. -М.: Красная звезда, 1963.-368 с ил.

26. Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -341 с. портр. ил.

27. Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. В кн.: Ис- кусство портрета. -М., ГАХН, 1928. 41. 42.

28. Гегель Г.В.Ф. Сочинения в 14-ти т. -М., 1958. -Т.

29. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. -М., 1969. -Т.З. -621 с. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В кн.: Избранные сочинения по естествознанию. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. -553 с ил. 44. 45. с ил.

30. Гете И.В. Трактат о цвете Избранные сочинения по естетсвознанию. Гете И.В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975 Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. -М.-Л.: Искусство, 1986. -410 -М.: Изд-во АН СССР, 1957. -553 с ил.

31. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940. -204 с. 48.

32. Грабарь И.Э. О колорите в живописи. «Юный художник», 1979. -Ш 4 Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970.-269 с.

33. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. -М.: Изобразитель- ное искусство, 1982. -319 с.

34. Грегори Р.Л. Разумный глаз. Пер. А.И. Когана. -М.: Мир, 1972. -209 Даниэль СМ. Искусство видеть. -Л.: Ленинградское отд-е, 1990. -224 Делакруа Э. Дневник. -М.: Изд-во АХ СССР, 1961.- Ч. I. -455 с. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. -М.: Изд-во АХ СССР, 1960. -282 с ил. 55. 184 с. 56. ил. 57. 58. ил. 59. 2002.-208 с. 60. 61. 62. ил. 63. 64. 65. 66.

35. Зинченко В.П. Движение глаза и формирование образа. «Вопросы психологии», 1958, 5

36. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество. «Техническая эс- тетика», 1975, 6

38. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение (сборник статей). Под ред. Е.И. Игнатьева. -М., 1963. -368 с ил.

39. Игнатьев Е.И. Психологические исследование представления и вооб- ражения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -196 с. 73. 74.

40. Иогансон Б.В. Композиция и колорит. «Творчество», 1960, N2 4 Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. -М.: ГАХП, 1928. -224 с. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. -М.: Изд-во АХ СССР, 1959.-248 с. 76. 77. 78. 224 с.

41. Кардовский Д. Г. О принципах и методах обучения рисованию. В кн.: Иогансон Б.В. О живописи. М.: Искусство, I960.- 31 с ил. Искусство: Сб. ГАХИ. -Кн. 2-3. -М., 1927 Искусство портрета. Под ред. А.Г. Габричевского. -М.: ГАХН, 1

42. Пособие по рисованию. -М.: Госстройиздат, 1938. -164 с ил. 80. 81.

43. Киплик Д.И. Техника живописи (6-е изд.). -М.; Л., 1950. -504 с. Кирилов И. Руководство к познанию живописи. -Спб., 1919.-104 с. Козлов В.И. Модель специалиста учителя изобразительного искус- ства. -М.: «Прометей», 2001.-207 с. 83. схем.

44. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. -М.: Кондаков П.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 658 с. со Знание, 1978.-110 с ил.

45. Коробко Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живопис- ного понимания и видения цвета. Дисс.... канд. пед. наук. -М., 1997. -214 с. 86. ил.

46. Крымов Н.П. художник и педагог. Статьи. Воспоминания. 2-е изд. Кравков СВ. Цветовое зрение. -М.: Изд-во АН СССР, 1951.-176 с испр. и доп. -М.: Изобразительное искусство, 1989.224 с ил.

47. Кузин B.C. Психология. Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. пе- рераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. 256 с ил.

48. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом разви- тии художника-педагога: Дисс... д-рапед. наук, -М., 1994. -410 с. 90.

49. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. -М.; Л.: Огиз Изогиз, 1935 Ломов Б.Ф. Психология восприятия. Материалы сов.-норв. симпоз. М.: Наука, 1989.-194 с.

50. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. -М.: Искусство, 1965. -290 с.

51. Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога). Дисс.... канд. пед. наук. -М., 1983. -165 с ил.

52. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропор- циональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов.-М., 1974 95.

53. Мастера искусства об искусстве. -М.; Л., 1937. Т.4 Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

54. Миннарт М. Свет и цвет в природе. Перевод под ред. Т.А. Лейкина. М., 1959.-344 с ил.

55. Миронова Л.Н. Цветоведение. -Минск: Вышейная школа, 1984. -286 с ил., цв. вкл.

56. Моклер К. Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера. М.: Изд-во Ю.И. Лепковского, 1908. -157с.

57. Молева Н.М. Выдающиеся художники-педагоги. -М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-389 с.

58. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. -М.: Изд-во АХ СССР, 1953. -229 с ил., портр.

59. Молибог А.Г. Вопросы научной организации труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971.- 296 с.

60. Мочалов Л.В. Художник. Картина. Зритель. Беседы о живописи. -Л.: Художник РСФСР, 1963. -143 с ил.

61. Наливина Т.И. Организация цветовой композиции Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. -М.: Просвещение, 1986

62. Паливина Т.И. Практическое цветоведение. -М.: МГПИ им. В.И. Ле- нина, 1986.-91 с. 106.

63. Педошивина Н.В. Живопись. -Минск: Гос. изд. БССР, 1962 Ноберг Н.Д. Курс цветоведения для учащихся втузов, художников и деятелей художественной нромыщленности. -М.; Л.: Гос. изд. легкой промышленности, 1932, 190 с ил. 108. с. 109. 110. О живописи. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959 Оствальд В. Цветоведение. -М.;Л.: Промиздат, 1926. -201 с. Ожегов Н. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. -815

64. Павлинов П. Для тех, кто рисует.-М.: Советский художник, 1965 112. ил.

65. Пайсахов Н.М. Теоретическое и прикладное исследование по психоПавлов И.П. Полн. собр. трудов: в 5-ти т. -М.; Л., 1949. -Т.З. -607 с логии. Казань, 1977. 629 с.

66. Петрушевский Ф.Ф. Краски и живопись. Пособие для художников и техников. -Спб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1891.-337 с.

67. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. -М.: Паука, 1983. =236 с.

68. Попов В.В. Цвета и их красивые сочетания. -М.: Строгановское учи- лище, 1890.-69 с.

69. Программы педагогических институтов. Сборник J b 14. -М.: ПросвеV щение, 1988.-151 с. 118. с.

70. Психология зрительного восприятия. Под ред. Э.С. Аветисова. -М.: Психология. Под ред. Е.И. Игнатьева. -М.: Просвещение, 1965. 344 Медицина, 1976. -116 с.

71. Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965. -532 с.

72. Психология процессов художественного творчества. Под ред. Б.С. Мейлиха, А.Н. Хренова. -М.: Наука, 1980. -284 с.

73. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного ис- кусства: Межвуз. сб. научн. тр. /МПГУ им. Ленина Под ред. Шорохова Е.В. -М.: Прометей, 1995. -114 с ил.

74. Пучков А.С. Основные положения системы Д.П. Кардовского в пре- подавании живописи Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин Сборник научных трудов. Вып.1. -М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1968 124.

75. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. -М.: Медгиз, 1956. -52 с ил. Раппопорт Х. Гносеологические проблемы художественного мыш- ления. Автореф. дисс. д-ра философск. наук. -М., 1968. -48 с. 126. 238 с ил.

76. Раппопорт Х. Художественное представление и художественный Раппопорт Х. От художника к зрителю. -М.: Сов. художник, 1978. образ Эстетические очерки. Вып. 3. -М.: Музыка, 1973 128. ил.

77. Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. -М.; Л.: ИсРевалд Д. История импрессионизма. -М.; Л.: Искусство, 1959. -455 с кусство, 1962. -436 с ил.

78. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Госстройиздат, 1959.-223 с ил.

79. Репин И.Е. Об искусстве. -М.: Изд-во АХ СССР, 1960. -189 с.

80. Рерберг Ф.И. Художник о красках. -М.; Л.: Изогоз, 1932. -194 с.

81. Реферат дискуссии о живописности. «Художник», 1940. 4 134.

82. Ржезников А. Что такое живописность. «Художник», 1940. -Ш 4 Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учебн. пособие для студентов худож.-графич. фак. пединститутов Сост. Н.Н. Ростовцев, СЕ. Игнатьев, Е.В. Шорохов. -М.: Просвешение, 1989. -207 с.

83. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1983. -288 с ил.

84. Рихтера Л. Основы учения о цветах. Для художников и деятелей худ. промышленности. -М.: Огиз Гос. научн.-техн. изд., тип. «Красный пролетарий», 1931.-132 с ил. 138. 1940.-112 с.

85. Рындин А.С. Научно-теоретическое обоснование системы упражнеРудин Н.Г. Таблицы-задачи по цветоведению. -М.; Л.: Искусство, ний в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы). Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1980. -15с.

86. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве. М.: Изд-во АХ СССР, 1953. 8 с.

87. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. -М.: Изобр. искусство, 1977.-311 с. 142. 143. 144. 145. 1956.-№ 4

88. Смирнов Г.Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.Сборник «Искусство». Кн. 2-3. -ГАХН, 1927 Сеченов И.М. Физиология органов чувств. Зрение -Спб., 1867. -344 с. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. -М., 1913 Ситник К.А. Портрет в живописи и его особенности. «Искусство», графич. фак. пед. институтов. -М.: Просвещение, 1975. -143 с.

89. Словарь современного русского литературного языка. Т. 14. М; Л.: Изд-во Акад. Паук СССР, 1964. -1390 с. 148. См. статью «Колорит» в Энциклопедическом словаре Брокгауза- Эфрона. Т. 30.-Спб., 1897 149. 1974.-30 с.

90. Совершенствование художественно-педагогического образования в Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. -М.: Знание, России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Ижевск: Изд-во Уд ГУ, 2000. -575 с.

91. Советы мастеров. Сост. А.С. Зайцев. -Л.: Художник РСФСР, 1973. 366 с.

92. Стариков М.М. Художественный образ в живописи и воображении Ленинские чтения: Тез. докл. Часть 2. -М.: Прометей, 1991.-116 с. 153. ил. 154.

93. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. -Киев: Вища школа, 1985. -95 с ил. Столяров И.М. Материалы и способы письма. -Минск: Вышейшая Стасевич В.Н. Искусство портрета. -М.: Просвещение, 1972. -80 с школа, 1980.-ПО с ил.

94. Страхов И.В. Психология воображения Пособие для студентов пед институтов. -Саратов, 1971.-78 с.

95. Суворов Н.Н. Воображение в художественном творчестве. Дисс. канд. философ, наук. -Л., 1980. -212 с.

96. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Изд-во Всероссий- ский пролеткульт, 1923. -69 с.

97. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике Вступ. статьи Н.А. Радзимовской, Н. Гольдштейна. Сост. и комментарии Н.А. и З.А. Радзимовских, Н. Гольдштейна. -Л.: Искусство, 1977. -384 с ил.

98. Тарабукин Н. Опыт теории живописи. -М.: Всероссийский пролет- культ, 1923.-69 с.

99. Творческий процесс и художественное восприятие Ред. коллектив: Д.Д. Благой, Б.Ф. Егоров (отв. ред.) и др. -М.: Наука, 1978. -278 с.

100. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. Вьш. 11.-м.: Известия АПН РСФСР, 1947

101. Терзян. С. Формирование зрительных представлений у студентов 1- 3 курсов ХГФ пединститутов в процессе обучения живописи. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1990.-223 с.

102. Техника живописи: Живописные материалы. Пер. с чешского М.С. Гольдштейна. -М.: Изд-во АХ СССР, 1962. -378 с ил.

103. Техника живописи: Практические советы. -М.: Изд-во АХ СССР, 1960.-103 с.

104. Токарев СЕ. К вопросу о значении некоторых понятий в учебном про- цессе на пленэре// Межвуз. сб. научн. трудов: Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства. -М., 1985

105. Тугенхольд Я.А. Живопись и зритель. -М.; Л.: Изд-во «Московский рабочий», 1928

106. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. -М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-207 с.

107. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1961. -210 с. 170. 1959

108. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Учебное пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 128 с ил.

109. Унковский А.А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. -М.: ПроУльянов Н.П. Мои встречи. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, свещение, 1983. 7 с ил.

110. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства. Дисс.... канд. пед. наук.-М., 1973.-152 с. 174. 175.

111. Унковский А.А. Цвет в живописи. -М.: Просвещение, 1983. -64 с. Федоров Н.Т. Общее цветоведение. -М.: ГОНТИ, 1939. -228 с. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобр. искусство, 1989. -319 с ил.

112. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет пространство. -М.: Стройиздат, 1973.-117 с.

113. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов худо- жественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы). Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -М., 1992. -16 с.

114. Художественно-педагогическое образование и эстетическое воспита- ние. Под ред. Н.Н. Ростовцева. -М.: Изд-во Педагогического общества РСФСР, 1970.-40 с.

115. Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сб. статей. -М.: Век книги, 2002. -460 с. 181. Цит. по кн.: Питер Пауль Рубенс. -М.: Искусство, 1997 182. P.14

116. Ченино Ченини. Книга об искусстве или трактат о живописи. -М.: Изогиз, 1933.-139С.

117. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. Учебное пособие. -М.: Цит по кн.: Cuerlin H.L. Apt enseigne par les meitnes. La conleur. Puris Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -432 с ил.

118. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953.-502 с ил. 186. ил.

119. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у Чуйков Заметки художника. М.: Молодая гвардия, 1967. 143 с студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дисс. д-ра пед. наук. -М., 1995. -338 с.

120. Шабанов Н.К. Динамика развития художественно-педагогических умений в процессе формирования личности учителя изобразительного искусства в педвузе. В сб.: Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи, композиции: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989

121. Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи сту- дентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -М., 2002. -17 с.

122. Шаманов Б. И творчество, и ремесло. «Юный художник», 1990. -JN2 8

123. Шегаль Г. Колорит в живописи. -М.: Искусство, 1957. -75 с ил. 192. 1973.-256 с. Шестаков В.И. Гармония как эстетическая категория. -М.: Паука,

124. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов художественнографических факультетов педагогических вузов. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1986. 285 с ил.

125. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. -271 с ил.

126. Энциклопедический словарь. Брокгауз Эфрон. -С.-Петербург, 1895. -Т. 30. -962 с.

127. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. 7-е изд-е. -Т. 41. Г.У. -691 с ил. 197. 198. 199. 200. «Юный художник», 1939 Юон К.Ф. О живописи. -М.: Изогиз, 1937. -282 с. Яковлев В.П. Цвет в живописи. «Художник», 1961. 4 Яковлев В.Н. О живописи. -М.: Изд-во АХ СССР, 1951.-80 с.

128. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.-86 с. 202. 1971.46 с.

129. Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для пед училищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». -М.: Просвещение, 1985.-288 с ил.

130. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры: Учебное пособие. -Ростов Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, н/Д:РГПИ, 1987.-80С.

131. Dittman L. Farbgestaltung und Farbtheorie in der Abendlandeschen Malerei. -Darmstadt, 1987. -430 S

132. Gerike L., Scone K. Das Fenomen Farbe. Zur Geschichte und Teorie fhrer Anwendung. -Berlin, 1970. -173 S 207. 1988.-191 S

133. Jannike F. Die Farbenharmonie mit besonderer in Anwendung auf dekoraImdahl M. Farbe: Kunstteoret, Reflexionen in Frankreich. -Munchen: Fink, tive Kunst, Kostum und Toulette. Stuttgart, 1908 209. nomolass K. Kolorystyka malarska. -Warszawa, Arhadi, 1960

134. Kuppers Н. Farb/ Munchen, 1977. -171 S

135. Rood R. Color and light in painting. -New York, "Columbia university press", 1941.-299 p.

136. Utitz E. Grundzuge der Asthetischen Farbenlehere. -Stuttgart, 1908. -94 S

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.