Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Бухарева, Софья Львовна
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Бухарева, Софья Львовна
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме этнической идентичности.
1.1. Понятие этнической идентичности.
1.2. Особенности подростковой этнической идентичности.
Выводы к Главе 1.
Глава 2. Теоретико-методологические основания экспериментальнопсихологического исследования.
Выводы к Главе 2.
Глава 3. Экспериментально-психологическое исследование формирования этнической идентичности у подростков.
3.1. Методика исследования.
3.2. Результаты экспериментально - психологического исследова
3.3 Обсуждение результатов исследования и рекомендации по формированию этнической идентичности у русских и еврейских подростков.
3.4. Этнофункциональная психологическая коррекция формирования этнической идентичности у подростков.
Выводы к Главе 3.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Этнофункциональный аспект процесса психического развития2005 год, кандидат психологических наук Тимохин, Владимир Владимирович
Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека1998 год, доктор психологических наук Сухарев, Александр Владимирович
Формирование этнической идентичности городских подростков1999 год, кандидат педагогических наук Байченко, Александр Александрович
Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи2007 год, кандидат психологических наук Шустова, Виктория Олеговна
Социальная психология этнической идентичности1999 год, доктор психологических наук Стефаненко, Татьяна Гавриловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах»
Актуальность исследования. В настоящий исторический момент, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется этнокультурной «мозаичностью» (В.А. Тишков). Это обусловливает усиление межэтнической напряженности и возрастание роли этнических факторов в поведении человека, как на социальном, так и на личностном уровнях [Лебедева Н.М., 1993; Сусоколов А.А., 1990]. В трансформирующемся поликультурном обществе одним из самых важных предикторов межэтнических отношений является этническая идентичность. В связи с этим актуальным является изучение формирования этнической идентичности, т.к. ее несфор-мированность может являться фактором риска возникновения напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов [Лебедева Н.М., 1993, Солдатова Г.У., 1998 и др.]. Кроме того, эти нарушения могут обусловливать возникновение состояний психической дезадаптированности [Сухарев А.В., 1998).
Этнической идентичности, понимаемой как отнесение себя к определенному этносу или этнической системе посвящено большое количество отечественных исследований (Арутюнов С.А.,. Богина Ш.А, Баграмов Э.А., Гна-тенко П.И., Лебедева Н.М., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г. и др.).
В исследованиях B.C. Мухиной Л.И. Алексеевой, A.M. Кушнир, Т.А. Талалуевой и др. установлено, что именно подростковый возраст является важнейшим периодом для формирования этнической идентичности. Именно в подростковом возрасте происходит формирование эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности [Стефаненко Т.Г., 1999]. Однако в современных условиях исследователи отмечают наличие несформированной или «диффузной этнической идентичности» у подростков [Эриксон Э., 1996, Стефаненко Т.Г., 1999, Собкин B.C., 1998]. Одной из причин этого является то, что современные российские подростки в силу сложившейся культурно-исторической ситуации живут в поликультурном информационном пространстве [Тоффлер О., 1973]. Это в свою очередь обусловливает трудности для применения этнопсихологического (типологического) подхода исследования данного явления. Н. Пезешкиан, в частности, отмечает, что «кросскультурный подход в воспитании в современном мире порождает трудности, связанные с необходимостью «навешивания этнических ярлыков». В настоящем исследовании была предпринята попытка рассмотреть процесс формирования этнической идентичности подростков с теоретико-методологических позиций этнофункционального подхода, который является дополнительным по отношению к этнопсихологическому (типологическому) и более адекватным для изучения процессов формирования этнической идентичности в поликультурной среде. Данный подход является инструментом «тонкой дифференцировки» по сравнению с типологическим подходом и позволяет учитывать роль включения в развитие этнической идентичности элементов разнородных этнокультурных влияний, обусловленных спецификой современной культурно-исторической ситуации, их роль в процессе психической адаптации человека и всей сложности его межэтнических отношений [Сухарев А.В., 1998, 2004].
Теоретико-методологическая основа исследования. С позиций этнофункционального подхода все элементы внутренней и внешней среды человека наделяются той или иной этнической функцией - интегрирующей или дифференцирующей подростка с определенным этносом или этнической системой. Этнофункциональные условия в этнически ориентированных культурных и религиозных развивающих, воспитательных центрах есть совокупность элементов психолого-педагогической среды, понимаемых с точки зрения их этнической функции.
Этническая идентичность в этнофункционапьном подходе рассматривается как результирующая этнофункционального психического развития, которое, в свою очередь, может пониматься как повторение, например, общего плана филогенеза русской культуры в онтогенезе психического развития конкретного человека. Оно проходит в общем случае три последовательных стадии: «сказочно-мифологическую», «религиозно-этическую» и «технотронно-сциентистскую». Этническая идентичность понимается, прежде всего, как система отношений личности [Мясищев В.Н., 1995] ко всем группам этнических признаков: климато-географическим, расово-биологическим и социокультурным, включая конфессиональные [Бромлей Ю.В., 1983; Гумилев JI.H., 1993; Козлов В.И., 1995и др.], а собственная этничность по самоопределению является здесь лишь одним из этих отношений - как «обобщенный этнический признак». Приоритетной в этнофункциональном подходе является именно целостность, системность всех отношений личности (и, соответственно, психическое здоровье человека - В.Н. Мясищев), а не то, какой именно этнический «ярлык» [Пезешкиан Н., 1993 с. 28] присваивает себе тот или иной человек [Сухарев А.В., 1998]. Это позволяет ввести определенные показатели степени сформированности-несформированности этнической идентичности. Например, принятие себя как еврея (что традиционно является одним из показателей сформированности этнической идентичности) на практике может этнофункционально рассогласовываться с негативным отношением данного человека к иудейской религии (показатель несформированности еврейской идентичности). Этнофункциональное рассогласование отношений личности определяется как осознанное или неосознанное рассогласование отношений личности к различным этническим признакам с точки зрения этнической функции данных отношений, т.е. когда их этническая функция является взаимно дифференцирующей. Возрастание количества этнофункцио-нальных рассогласований в системе отношений личности повышает риск возникновения у нее психической дезадаптированности [Сухарев А.В., 1998 и др.]. Этническая идентичность «встроена» в систему отношений личности, а формирование этой идентичности способствует формированию важнейших личностных качеств (Э. Стоунквист, Э. Эриксон, А.В.).
В настоящем исследовании рассматривается проблема формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков в специализированных культурных и религиозных этнических учебных центрах: Русском фольклорном центре, Православной воскресной школе, Еврейской воскресной школе и Синагогальной школе. Актуальность выбора данного объекта исследования обусловлена также возможностью применения полученных результатов для психопрофилактики возникновения возможной психической дезадаптированности и напряженности в межнациональных отношениях между русскими и еврейскими подростками.
Цель исследования - изучить особенности формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков в этнически ориентированных центрах.
Гипотеза исследования: Формирование этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах может обусловливать как возрастание, так и снижение степени сформированное™ этой идентичности, а также этнофункциональную рассогласованность системы отношений личности.
Частная гипотеза. Отношение к группе климато-географических этнических признаков является важнейшим фактором формирования этнической идентичности. Этнофункциональная коррекция отношений подростков к климато-географическим условиям их рождения и проживания может повышать степень сформированности их этнической идентичности и степень эт-нофункциональной согласованности системы их отношений.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования этнической идентичности личности.
-62. Разработать методику этнофункционального экспериментально-психологического исследования этнической идентичности подростков.
3. Выявить особенности формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков в различных этнически ориентированных центрах.
4. Разработать психопрофилактические рекомендации для составления учебно-воспитательных программ по формированию этнической идентичности.
5. С учетом разработанных рекомендаций исследовать эффективность этно-функциональной психологической коррекции этнической идентичности у подростков.
Объект исследования — формирование этнической идентичности русских и еврейских подростков в возрасте 14-16 лет, обучающихся в этнически ориентированных культурных и религиозных центрах.
Предмет исследования - особенности формирования этнической идентичности русских и еврейских подростков в различных этнически ориентированных центрах.
Методика исследования. Показателем большей степени сформированное™ этнической идентичности подростков в работе полагалось наличие большего количества позитивных и меньшего количества негативных отношений к собственной этничности по самоопределению и этнофункционально согласованным с ней этническим признакам. Показателем большей степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности как фактора риска возникновения психической дезадаптированности в данном исследовании полагалось наличие большего количества негативных отношений к этническим признакам, являющимся этнокультурно традиционными для населения страны собственного рождения и проживания, а также меньшее количество позитивных и большее количество негативных отношений подростков к этническим признакам, этнофункционально согласованным с их этничностью по самоопределению. На основе метода структурированного этнофункционального психологического интервью (А.В. Сухарев) была разработана авторская методика, состоящая из двух типов структурированного интервью (адресованных коренным жителям и репатриантам); каждый из этих типов интервью включал 9 показателей, отражающих позитивные и негативные отношения подростков к следующим группам этнических признаков: I. Климато-географическая группа этнических признаков: 1- отношение к родной природе; 2 - отношение к родному климату. II. Культурно - психологическая группа: 3 - отношение к религии своего народа; 4 - отношение к народной культуре и фольклору; 5 - отношение к истории страны проживания; 6 - отношение к субъективно воспринимаемым национальным особенностям характера представителей своего народа. III. Расово - биологическая группа: 1 - отношение к субъективно воспринимаемым национальным особенностям внешности представителей своего народа; 8 - отношение к традиционным национальным особенностям питания своего народа. IV. Отношение к своей этничности (национальности) по самоопределению - 9. Например (п.1): «Отношение к родной природе». В процессе интервью экспериментатором фиксировались обобщенные показатели этого отношения: позитивное (1 балл), нейтральное (0 баллов) и негативное (1 балл). Квантификация результатов структурированного интервью отражает в нашем исследовании методологическую полноту метода исследования - сочетание идиографиче-ского и номотетического подходов [Давыдов Ю.Н., 1990]. Использовался также метод наблюдения, метод независимых экспертных оценок, метод срезов и формирующий эксперимент (с использованием метода этнофункцио-нальной коррекции А.В.). Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью % — критерия Пирсона.
Было обследовано 107 русских и 166 еврейских подростков российских средних общеобразовательных школ гг. Орска, Оренбурга, Новотроицка и израильских подростков (г. Натания) (всего 273 чел.). Из них: русские подростки, посещавшие Русский фольклорный центр (РФ) - 34 чел.; русские подростки Православной воскресной школы (ПВШ) -41 чел.; еврейские подростки, посещавшие Еврейскую воскресную школу (ЕВШ) - 48 чел.; еврейские подростки, посещавшие воскресную школу при синагоге (СВШ) - 40 чел.; не посещавшие национальные культурные и религиозные центры («неорганизованные») русские (Р) - 32 чел. и еврейские ( Е) - 18 чел. подростки; подростки-репатрианты, проживающие в Израиле не менее 2 лет (РИ) - 32 чел.; коренные израильтяне (КИ) подростки - 28 чел.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в применении этнофункциональной методологии к анализу формирования этнической идентичности у подростков. Впервые было проанализировано формирование русской и еврейской этнической идентичности у подростков в России с позиций этнофункционального подхода. Исследование подтвердило внутреннюю взаимосвязь, системность их отношений к различным группам этнических признаков.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для составления программ по формированию этнической идентичности у подростков. Данные рекомендации позволяют также осуществлять у них психопрофилактику возникновения психологических условий возникновения межэтнической напряженности. Психопрофилактика может осуществляться в форме занятий по этнофункциональной коррекции отношений подростков к группе климато-географических этнических признаков.
Апробация результатов исследования проводилась на Международной научной конференции «Еврейская воскресная школа-новое измерение» (Иерусалим, 25-29 мая 2003г.); на всероссийских научно-практических конференциях: «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 28-30июня 2004г.); «Развитие и саморазвитие ученика и учителя» (Орск, 6-7 апреля 2001г.); INTERNET - конференции «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования» (Москва, 15.02-25.03 -2004г.); на ежегодных научно-практических семинарах Министерства образования Израиля (Москва, 2000-2004г.) на III Городской научно-практической конференции «Молодые ученные - московскому образованию» (Москва, 22-24 марта 2004г.).
Результаты внедрения: Результаты диссертационного исследования внедрены в практику воспитательной и психокоррекционной работы по формированию этнической идентичности в Еврейских культурных центрах г. Орска и г. Ярославля и в детском центре «Олимпус» (Натания, Израиль 2003г.). Положения, выносимые на защиту:
1. В процессе формирования этнической идентичности у русских и еврейских подростков в этнически ориентированных учебных центрах формируется специфика этнических функций их отношений к этническим признакам в каждой группе подростков.
2. Формирование этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах может приводить как к возрастанию, так и к снижению степени сформированное™ этой идентичности, а также к этно-функциональной рассогласованности системы отношений личности.
3. У русских подростков, посещавших Русский фольклорный центр и Православную воскресную школу, возрастает позитивное отношение к родной природе и климату, что свидетельствует о большей степени сформированно-сти их этнической идентичности.
4. У подростков, посещавших Православную воскресную и Синагогальную школы, возрастает негативное отношение, соответственно, к православной и иудейской религии, что является признаком снижения степени сформированное™ их этнической идентичности и степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности.
5. У еврейских подростков в процессе формирования их этнической идентичности в Еврейской воскресной школе возрастает негативное отношение к родной природе и климату и позитивное отношение к иудейской религии и еврейской народной культуре и фольклору, что свидетельствует, с одной стороны, о возрастании степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности, а с другой - о повышении степени сформированное™ у них еврейской этнической идентичности.
6. Этнофункциональная коррекция отношения еврейских подростков к природе и климату региона их рождения и проживания влечет за собой возрастание их позитивного отношения к другим группам этнических признаков как собственных, так и других народов - антропологическим и культурным. Это является показателем повышения степени сформированности их этнической идентичности как евреев и более толерантного отношения к другим народам по данным признакам. Это также подтверждает системность, внутреннюю взаимосвязь их отношений к различным группам этнических признаков и является показателем возрастания степени этнофункциональной согласованности системы их отношений.
Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение, выводы, библиографию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков2007 год, кандидат психологических наук Идрисова, Юлия Аляветдиновна
Этнофункциональный аспект психопрофилактики легкой степени умственной отсталости у дошкольников2007 год, кандидат психологических наук Выдрина, Екатерина Александровна
Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка: на примере русских и еврейских подростков2011 год, кандидат психологических наук Зверева, Мария Александровна
Этническая идентичность детей из русско-якутских семей2009 год, кандидат психологических наук Ким, Ксения Васильевна
Психологические и этнофункциональные показатели готовности к педагогической деятельности студентов-мигрантов2009 год, кандидат психологических наук Юрьева, Людмила Александровна
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Бухарева, Софья Львовна
-139-Выводы
1. Проведенное исследование показало, что формирование этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах может приводить как к большей, так и к меньшей степени сформированности этой идентичности, а также к снижению или возрастанию степени этнофунк-циональной рассогласованности системы отношений личности (что может являться фактором риска возникновения у подростков психической дезадап-тированности).
2. Эмпирическое психологическое исследование показало следующее.
При сравнении групп «неорганизованных» русских и еврейских подростков у русских была выявлена более высокая степень сформированности этнической идентичности (более позитивное отношение к субъективно воспринимаемым национальным особенностям внешности и характера своего народа), а у еврейских подростков - большая степень риска возникновения психической дезадаптированности (более негативное отношение к климату страны рождения и проживания).
У подростков репатриантов в Израиль по сравнению с коренными израильтянами выявлена меньшая степени сформированности еврейской этнической идентичности (по показателю более негативного отношения к израильскому климату и субъективно воспринимаемым национальным особенностям внешности евреев) по сравнению с коренными израильтянами.
У русских подростков, посещавших Русский фольклорный центр формирование этнической идентичности связано с возрастанием позитивного отношения к родной природе и климату, при отсутствии у подростков зафиксированных этнофункциональных рассогласований. Это свидетельствует о большей степени этнофункциональной согласованности системы отношений их личности по сравнению с другими группами подростков и возрастания степени сформированности у них русской этнической идентичности.
У подростков, посещавших Православную воскресную школу и Синагогальную школы, соответственно, возрастает негативное отношение к православию и уменьшается позитивное отношение к иудаизму, что является признаком снижения степени сформированности, соответственно, как русской, так и еврейской этнической идентичности и внутреннего рассогласования системы отношений личности. При этом у подростков из Православной воскресной школы возрастает позитивное отношение к родной природе и климату, что является одним из признаков возрастания степени сформированности у них русской этнической идентичности. У подростков из Синагогальной школы, в то же время возрастает негативное отношение к еврейским народным культуре и фольклору, что является признаком снижения степени сформированности их еврейской этнической идентичности. Возрастание у них негативного отношения к истории России как страны рождения и проживания свидетельствует, в свою очередь, о повышении степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности.
В процессе формирования этнической идентичности у подростков в Еврейской воскресной школе у них возрастает негативное отношение к родной природе и климату, что свидетельствует, с одной стороны, о возрастании степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности. С другой стороны, возрастание у них позитивного отношения к иудаизму, а также еврейской культуре и фольклору является показателем возрастания степени сформированности у них еврейской этнической идентичности.
3. Восстановление целостности эмоциональной, двигательной и идеатор-ной сторон отношений подростков, посещавших Еврейскую воскресную школу, к природной среде региона их рождения и проживания в процессе этнофункциональной психологической коррекции обусловливает возрастание их позитивного отношения к собственной этничности, субъективно воспринимаемым национальным особенностям собственной внешности и характера, традиционным национальным особенностям питания еврейского народа, что свидетельствует о возрастании степени сформированное™ у них еврейской этнической идентичности и этнофункциональной согласованности отношений личности.
Снижение негативного отношения еврейских подростков к истории России и национальным особенностям внешности других народов свидетельствует о формировании у них этнической толерантности по данным показателям.
Исследование подтверждает системность этнической идентичности подростков, а также ведущую роль для ее формирования отношения подростков к ландшафтно-климатическим условиям их рождения и проживания.
-142
Заключение
В настоящем исследовании был рассмотрен процесс формирования этнической идентичности у подростков на основе этнофункционального теоре-тико-методологическго подхода к изучению психики человека на современном этапе культурно-исторического развития. В итоге проведенного теоретического и экспериментального исследования была подтверждена возможность применения этнофункционального подхода к исследованию и коррекции этнической идентичности подростков.
Этнофункциональный подход к психическому развитию человека яв- . ляется адекватным для выявления сложной структуры этнической идентичности личности в современной культурно-исторической ситуации дополняет собственно этнопсихологический анализ этой идентичности и может служить инструментом «тонкой дифференцировки» для выявления различий и динамики этнической идентичности подростков в различных этнических центрах. В отличие от типологического (этнопсихологического) подхода этнофункциональный подход позволяет избегать «навешивания этнических ярлыков» и позволяет на единой теоретико-методологической основе более дифференцировано определять степень сформированное™ этнической идентичности • личности.
Был исследован процесс изменения этнических функций отношений русских и еврейских подростков к собственной внутренней и внешней среде и связь этих изменений со степенью сформированости их этнической идентичности и риском возникновения психической дезадаптированности.
Формирование этнической идентичности у русских подростков, в принципе, ведет ко все более глубокой интеграции с русской культурой как традиционно системообразующей в России.
Формирование этнической идентичности у еврейских подростков свя- ' зано с расширением их этнической идентичности за счет включения этнодифференцирующих элементов культуры и соответствующих отношений к природно-климатическим условиям государства Израиль, резко отличающимся от таковых на фактической родине еврейских подростков - России.
В исследовании было установлено, что осложняющие процесс психической адаптации подростков этнофункциональные рассогласования (как факторы риска возникновения психической дезадаптированности) отсутствуют только в «Русском фольклорном центре». У подростков, посещавших в течение года Синагогальную воскресную школу, по сравнению с начинающими возникает более негативное отношение к иудаизму, еврейской народной культуре и фольклору, а занятия в Православной воскресной школе способствует возникновению у них негативного отношения к русской народной культуре и фольклору, а также снижению позитивного отношения к православию. Эти результаты объясняются, на наш взгляд тем, что нравственно-этическое воспитание в обоих случаях осуществляется на неподготовленной почве. Подростки, как русской, так и еврейской национальностей до начала посещения соответствующих школ воспитывались практически в одних социально-психологических условиях. Как показывают исследования, полноценная эмоционально-чувственная подготовка к «религиозно-этической стадии» развития психики требует использования в процессе воспитания арсенала сказочно-мифологических образов русской культуры (для детей, родившихся и проживающих в традиционно русских регионах России). Это позволяет достичь полноты системы отношений ребенка с природной средой.
На основании данных экспериментальных исследований была разработана программа этнофункциональных коррекционных занятий, как активного метода психокоррекционной работы, апробированного на группе подростков, посещавших Еврейскую воскресную школу в течение одного года. Предметом работы в психокоррекции являлись осознанные или неосознанные отношения подростка к элементам его внутренней и внешней среды обитания (как природной, так и социокультурной - фольклорные сказочномифологические представления, символика природных явлений и пр.) и их этническая функция. Фольклорные представления и образы опосредуют отношение подростков к природной среде, способствуя восстанавлению целостности этих отношений.
Наличие в психике этнофункционально рассогласованных отношений к различным группам этнических признаков связано с нарушением всей системы отношений личности и требует от человека определенных усилий, направленных на их интеграцию. Наиболее дискриминантным, фактором риска возникновения психической дезадаптированности и межэтнической напряженности, является этнофункциональное рассогласование отношения к родному ландшафту и климату, которое выявлено, в частности, у подростков, посещавших Еврейскую воскресную школу. Этот факт необходимо учитывать при организации работы в учреждениях, специализирующихся на формировании различных этнических идентичностей у подростков. В этих учреждениях у подростков могут формироваться этнофункционально рассогласованные климато-географические, социокультурные и конфессиональные отношения. Исследование подтвердило также, что этническая идентичность представляет собой систему отношений, изменение одного из которых (отношение к ландшафту и климату) приводит к изменению всех компонентов этой системы.
Общие рекомендации по составлению программ в различных этнически ориентированных центрах состоят в том, что они должны опираться на: а) приоритетность формирования в психике подростков отношения к родной природе и климату, опосредствованного традиционной фольклорной культурой; б) материалы, отражающие позитивное отношение к природе, культуре и истории страны рождения и проживания; в) формирование конфессионального аспекта этнической идентичности,как русских, так и еврейских подростков необходимо осуществлять наряду с включением материалов русской фольклорной культуры, опосредствующей отношение к родной природе и климату;
Учет данных рекомендаций способствует повышению степени сформированное™ этнической идентичности у подростков при миниминизации у них количества этнофункциональных рассогласований в системе отношений личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Бухарева, Софья Львовна, 2005 год
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Спект Пресс, 1996.
3. Арутюнов С.А., Богина Ш.А. Маргинальность этнокультурная // Этнические и этносоциальные категории. М.: ИЭА РАН, 1995.
4. Арутюнов Ю.В, Дробыжева А., Сусоколов А.А «Этнопсихология». М.: 1998
5. Афанасьева Г.М. (ред.) Этнодемографические особенности воспроизводст- • ва народов Севера России. М.: ИЭА РАН, 1995.
6. Афанасьева Г.М. (ред.) Современные тенденции репродуктивных процессов у народов Севера (социально-демографический аспект). М.: ИЭА РАН, 1996.
7. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология // Евразия: Народы. Культуры. Религии. 1993. № 1. С. 8-14.
8. Бердяев Н.А Национальность и человечество. // Судьба России. М., 1918. С. 93-101.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж.; 1995.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., "Наука", 1983.
11. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., Наука, 1981.
12. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
13. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990.
14. Брушлинский А.В.(ред.) Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 256 -257.
15. Брюн Е.А. Введение в антропологическую наркологию // Вопросы наркологии. № 1, 1993. С. 72-78.- 14316. Брюн Е.А. Проблемы детской и подростковой наркологии // Социальная дезадаптация нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996. С. 10 - 15.
16. Брюн Е.А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества // "Этническая психология и общество" (под ред. Н.М. Лебедевой), ИЭА РАН, 1997. С. 311 334.
17. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: 1983.-С. 109.
18. Бунак В.В. Человеческие расы и пути их образования. // Советская этнография, 1956, №1, с.86-105.
19. Бухарева С.Л. Развитие этнического самосознания подростков с помощью психологического тренинга. Всероссийская научно-практическая конференция «Настоящее и будущее практической психологии в России». Оренбург. 2000. С. 45-48.
20. Бухарева С.Л. Связь этнической идентичности и психической адаптации в развитии личности подростка. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие и саморазвитие ученика и учителя». Орск, 2001. С. 223-227.
21. Бухарева C.JI. Психологический тренинг этнической идентичности подростков. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 28-30 июня 2004. Изд. Саратовский университет 2004. С. 58-62.
22. Бухарева C.JI. Роль этнофункциональной психопрофилактики и психокоррекции в процессе формирования этнической идентичности у подростков //Журнал прикладной психологии, № 6, 2004. С. 119-127.
23. Василюк Ф.Е. Психология переживания. МГУ, 1984.
24. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Наука, 1967.
25. Вернадский В.И. Введение в геогигиену. / ред. Н.В. Лазарев. М.: Наука, 1966.
26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 20 -33.
27. Вертоградова О.П. Депрессия как общемедицинская проблема // Медицина для всех. 1997, №2(4). С. 2 9.
28. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: 1912.
29. Выготский JI.C. Собрание сочинений. T.l. М.: 1983. С. 107.
30. Выготский JI.C. Педология подростка. Собр. соч., 1984, Т.4, С.71.
31. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагоги- . ка-пресс, 1993.
32. Гаджимурадова З.М Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана: Автореф. Дис.канд. психол. наук М.: 1998
33. Галкина Е.М, Методические аспекты изучения проблемы этнической идентичности. // Духовная культура и этническое самосознание. М.: Вып.1, С. 59.
34. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991.
35. Гнатенко П.И, Павленко В.Н. Идентичность: философский психологический анализ. Киев: Арт. Пресс, 1999.
36. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1993.
37. Гумилев JI.H. От Руси к России. М., Экопрос, 1992. С.133 136.
38. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: Гидрометеоиздат, 1990.
39. Давыдов Ю.Н. Кризисное сознание // Современная западная социология. Словарь. М.: ИПЛ, 1990. С. 143 144.
40. Давыдов Ю.Н. Номотетический метод // Современная западная социология. Словарь. М.: ИПЛ, 1990. С. 227-228.
41. Дебец Г.Ф. О принципах классификации человеческих рас // Советская этнография, 1956, №4, С. 135-136. Душков Б. А. География и психология. М., Мысль, 1987.
42. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. - № 4.- С. 75 - 86.
43. Зеньковский Психология детства. Екатеринбург: «Детская книга», 1995.
44. Зубов А.А. Этническая одонтология. М.: Наука, 1973.
45. Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
46. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. С.22 -23.
47. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. СПб, 1912.
48. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советский этнограф. 1983. № 3.
49. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2, с. 110.
50. Козлов В.И. Этнос // Этнические и этносоциальные категории. Вып. 6. М., ИЭА РАН, 1995. С. 151- 153.- 14655. Козлов С.Я. Расизм // Этнические и этносоциальные категории. Вып. 6. М., ИЭА РАН, 1995. С. 108 112.
51. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С.131 147.
52. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
53. Кон И.С. Самоопределение этническое // Этнические и этносоциальные категории. Вып. 6. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 114.
54. Коул М. Культурно историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997. С. 55-89.
55. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этническая определенность. Краткие сообщения Ин-та Этнографии им. Н.Н Миклухо-Маклая.-1949. Вып. 6. Т.VII. - С. 3 - 35.
56. Лебедева Н.М. Исследование психологической природы межгрупповой (межэтнической) интолерантности // Психологические проблемы развития общественного сознания. М., Наука, 1992.
57. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993.
58. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М.: 1995.
59. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культуральную психологию. М.: «Ключ-С», 1999.
60. Лебедева Н.М, Лунева О.В, Стефаненко Т.Г, Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М.: ИЭА РАН, РУДН, 2003.
61. Лебедева Н.М, Стефаненко Т.Г, Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга I. Теория и методология. М.: Изд-во РУДН, 2004.
62. Липман Е.Г. О метаязыке типологических описаний культуры. Таллинн: 1992.
63. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси. М.- Л.: 1945.
64. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. -Л.: 1945.
65. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Русский духовный центр, 1993. Т. 1,2.
66. Маслоу. А Мотивация и личность. Психология личности Т.1. Хрестоматия. Изд. Д. «Бахрах-М2», Самара: 2000. С. 397.
67. Мид М. Культура и детство. М.: Наука, 1988.
68. Миневич В.Б. (с соавт.) Алкогольные психозы в контексте этнонарколо-гии // Миневич В.Б.(ред.) Психиатрия в контексте культуры. Вып.1 (Эт- • нопсихиатрия). Томск Улан-Удэ, МЗ РФ СГМУ, МЗ Бурятии, 1994. С.171-176.
69. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Дисс. канд. психол. наук. М.: 1991.
70. Мухина И.С. Возрастная психология. М.: 1998.
71. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960.
72. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995. С. 15 36.
73. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе • //Социологический журнал. 1995, № 2
74. Нордау М. Вырождение. М., Республика, 1995. С. 28.
75. Обухов Я.Л. Символодрама. М.: "Эйдос", 1997.
76. Огурцов А.П. Этнометодология. Современная западная социология. Словарь. М.: ИПЛ, 1990. С. 421 422.
77. Ольшанский Д.В. Адаптация. Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1989. С. 13 14.
78. Панченко А.А., Народное православие. СПб: «АЛЛЕТЕЙЯ», 1998.
79. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: "Смысл", 1993. С. 28.
80. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: ИПЛ, 1990. С.10- 12.
81. Петрухин В.Я. и др.(ред.). Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.
82. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
83. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В Пименова. М.: Наука, 1994. С. 5-14.
84. Пископпель А.А., Рокитянский В.Р., Щедровицкий Л.П. (Ред.). Этномето-дология. 4.1,2. МК РФ, НИИ культурного и природного наследия РАН, М., 1994.
85. Платон. Парменид. // Соч. Т.2. М.: Мысль, 1971.
86. Платон. Тимей. // Соч. Т.З. 4.1. М.: Мысль, 1971.
87. Поляков В.И. Маргинальная личность // Современная западная социология. Словарь. М., ИПЛ, 1990. С. 175.
88. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
89. Резников Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск: 178. С.42 43.
90. Резников Е.Н. Этническая психология. М.: ИП РАН, 1997.
91. Рубинштейн С .Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957. С.264.
92. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. С.42 -47.
93. Руткевич A.M. "Психоистория Э.Г.Эриксона" // Эрик Г. Эриксон. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996. С. 3 22.
94. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. М.: ЧеРо, 1997. С.51 99.-149101. Семке В.Я. Этнос и биопсихический конфликт // Миневич В.Б.(ред.) Психиатрия в контексте культуры. Вып.1 (Этнопсихиатрия). Томск Улан-Удэ, МЗ РФ СГМУ, МЗ Бурятии, 1994. С. 86-95.
95. Садохин А.П, Грушевитская Т.Г. Этнология. Учебник для вузов. М.: ACADEMIA, 2001
96. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб, СПГУ, 1996.
97. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (на материале Киевской и Закарпатской области) // Сов. этнология. 1982. № 1. С.80 - 88.
98. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. IV. Вып. VI. М.: Центр социологии образования РАО. 1998. С. 105—141.
99. Собкин B.C. Ценностные ориентации еврейского подростка: опыт социологического исследования // Вестник Еврейского Университета в Москве. Москва-Иерусалим, 1995. №1 (8). С. 4—50
100. Собчик Л.Н. Методы психодиагностики. Вып. 2. М.: МКЦ ГУТ Мос-горисполкома, 1990.
101. Соколовский С.В Этничность: парадигмы изучения // Этнометодология. Вып.2,М 1995. С.91 101.
102. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
103. Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М.: 1992.
104. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. М., Наука, 1993. С. 318 430.
105. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. МГУ, 1993.
106. Стефаненко Т. Этнопсихология М.: ИП РАН "Академический проект", ' 1999.
107. Стоунквист Э. В. (о нем). // Веселкин Е.А. // Современная зарубежная этнопсихология. М., ИНИОН РАН, 1979. С. 90 113.
108. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып.20 М.: ИЭА РАН, 1990 С.5 40.
109. Сухарев А.В. О роли этнокультурной диссоциации в повышении уровня тревоги // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. Т. 5. Вып. 4. С. 118 -123.
110. Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психол. журн. 1996. Т. 17 № 2. С. 129 137.
111. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.81 93.
112. Сухарев А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 92 102.
113. Сухарев А.В. Теоретико-методологические основы этнопсихологической консультации и психотерапии // Журнал прикладной психологии. 1998. № 6. С. 5 9.
114. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования и психотерапия. М.: ИЭА РАН, 1998. 16,5 п.л.
115. Сухарев А.В Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека. // Вопросы психологии, № 2, 2002, С. 40 57.
116. Сухарев А.В. Теоретико-методологические следствия введения понятий этнофункциональной психической архегении и анархегении // Журнал прикладной психологии, № 1, 2004 г.
117. Сухарев А.В. Теоретико-методологические основы этнопсихологической консультации и психотерапии // Журнал прикладной психологии, № 6, 1998, С 3-10.
118. Сухарев А.В. Этнофункционаьная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2004.
119. Сухарев А.В., Степанов И.Л., Струкова А.Н., Луговской С.С., Халдеева Н.Н. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека// Психол. журн. 1997. Т. 18. № 6 С. 84 96.
120. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А. Этнофункциональный подход в детской онкологии // Вопросы психологии, № 3, 2004 г.
121. Тимохин В. В. Связь типа этнофункциональной психической анархеге-нии с некоторыми показателями психической дезадаптированности у молодежи // Журнал прикладной психологии, № 6, 2004 г. С. 127 137.
122. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса. // Этнографическое обозрение. 1992. № 1. С. 5 20.
123. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 4.
124. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
125. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 358 415.
126. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей // Вопросы философии, 1964, № 11. С. 44.
127. Тоффлер О. Футуршок. М.: «Прогресс», 1973. С. 218.
128. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка. Дисс.канд. психол. наук. М.: 1997.
129. Флоренский П.А. Оправдание космоса. Спб : "РХГИ", 1994. С.27-60.
130. Фромм Э. Личность в современной культуре. Психология личности Т.1. Хрестоматия. Изд. Д. «Бахрах-М2, Самара: 2000. С.237- 152139. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: 1989.
131. Фрэзер Д.Д Фольклор в ветхом завете. М.: «Политическая литература», 1990.
132. Холл Ст. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. СПб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914, с. 30.
133. Хотинец В.Ю. Исследованиеразличныхформвыраженния этнического самосознания у студентов удмуртов // Психологический журнал.-Т.18 № 14.-1997. С. 36-42.
134. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
135. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. № 1. 1997. С. 98-101.
136. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.- Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995.
137. Чебоксаров Н.Н. О специфике расообразования у человека // Советская этнография, 1976, № 1. С. 139 144.
138. Чебоксаров Н.Н., Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М.: ИЭ РАН, 1972. Вып. 2. С. 23.
139. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.
140. Членов М.А. (пер.) Кисинг P.M., Кисинг Ф.М. Новые перспективы культурной антропологии. // Современная зарубежная этнография. М.: ИНИОН РАН, 1979. С. 61 -77.
141. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. М.: Столетие, 1997.
142. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
143. Эриксон Э. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996.
144. Эриксон Э. Детство и общество. Л.: Ленато, 1996.
145. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.С. 111, 134-158.
146. Barth F. Identification // Ethnic Groups & Boundaries.- Boston, 1969. P. 13.
147. Boas F. Kultur und Rasse. Berlin, Walter de Gruyter und Co., 1922. S.62-64.
148. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, Pergamon, 1982.
149. Cochrane R. The Social creation of mental illness. N.Y., 1983.
150. Daniel W.W. Racial Discrimination in England. Ch.l. Harmondsworth, 1968.
151. De Vox G. (ed.). Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Ed. By G.De Vos, L. Romanucci-Ross. London, 1982. P.9.
152. Dittrich A., Scharfetter Ch. (Hrsg.). Ethnopsychtherapie. Stuttgart, Enke, 1987.
153. Duijker H.C.V., Frejda N.H. National character and national stereotypes. A trend report prep, for Intern. Union of scient. Psychology. Amsterdam, North-Holland publ. Co., 1960. P.170-238.
154. Erikson E. Life history and the historical moment. N. Y., Harper and Row, 1975.
155. Erikson E. Life history and the historical moment. N. Y., Harper and Row, 1975. p 20.
156. Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. N. J., Englewood Cliffs, 1967.
157. Hogg M.A., Abrams D Social Identification: a Social Psychology of Inter-group Relations & Group Process. L., 1998. -P.3, 24-25.
158. Horowitz D. Ethnic group in Conflict. Berkley, 1985.
159. Kleinman A. Writing on Margin: Discurs between Antropology and Medicin. Berkley, Univ. Calif. Press, 1995.
160. Sociol. Rev., 1985. Vol.50. P. 134. 174.0kamura J.Y. Situational Ethnicity // Ethnic and Rasial Studies. V.4. № 4. 1981.
161. Park R.E. Human migration and the marginal man // American Jornal of Soci- • ology, v.38,1932. P.33.
162. Peters U.H. Worterbuch der Psychiatrie und medizinischen Psychologie. Munchen, Urban u. Schwarzenberg, 1977. S.259.
163. Pfeifer W.M., Schoene W. (Hrsg.). Psychopatologie in Kulturvergleich. Stuttgart, Enke, 1980.
164. Roosens E.E. Creating Ethnicity. London, 1989.
165. Terner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social Identity and intergroup Relation. Cambridge; Paris, 1982. - P. 15.
166. Simmel G. Schriften zur Soziologie. Frankfurt am Mein, 1983. 181.Social Dimension: European Developments in Psychology.- Cambridge, 1984, P. 536.
167. Tajfel H., Franser С. Introducing Social Psychology. Penguin book, № 4., 1978.
168. Worsley P. The Three Worlds: Culture and World Development. London, 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.