Формирование этнической идентичности городских подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Байченко, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 251
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байченко, Александр Александрович
Введение.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования этнической идентичности и ее формирования у подростков.
1.1. Этническая идентичность как социокультурный и социально-психологический феномен.
1.2. Формирование этнической идентичности в современных психолого-педагогических исследованиях.
Глава 2. Формирование у городских , подростков этнической идентичности как педагогический процесс.
2.1. Организация и методы эмпирического исследования.
2.2. Процессуальные характеристики формирования этнической идентичности подростков.
2.3. Психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности подростков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков2007 год, кандидат психологических наук Идрисова, Юлия Аляветдиновна
Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников2005 год, кандидат психологических наук Беляева, Елена Вячеславовна
Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона2011 год, кандидат педагогических наук Голуб, Евгения Викторовна
Педагогические условия развития этнического самосознания подростков: На материале якутской школы2001 год, кандидат педагогических наук Иванов, Афанасий Валерьевич
Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа2005 год, кандидат педагогических наук Тараненко, Оксана Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической идентичности городских подростков»
Актуальность исследования. Современная российская ситуация вызывает к жизни деформацию национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.
Между тем в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентичность у многих русских, живущих в России либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, негативно относятся к одной из глубинных структур личности, испытывают дискомфорт и напряжение. И это притом, что без положительного само отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.
Как совокупность этнических представлений, чувств, установок, ценностей, этническая идентичность определяет систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде.
В настоящее время в России отмечается рост радикализма национальных движений, наблюдаются факты национальной нетерпимости.
В эти процессы оказываются вовлеченными дети: будь то беженцы или члены молодежных националистических организаций. Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей функционирования этнической идентичности в школьном возрасте.
Очевидный интерес в этом плане представляет подростковый возраст, когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности. Это относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность. Этническая идентификация подростков сегодня все более осознается как важнейший объект междисциплинарного психолого-педагогического исследования.
В современном мире, когда наряду с самоопределением наций происходят интеграционные процессы, принципиально важно, чтобы дети, подростки и юноши были воспитаны в духе культуры межэтнических контактов, сохраняя исторически обусловленную национальную неповторимость, национальное достоинство, этническую идентичность.
Долгое время в отечественной науке этнические феномены рассматривались преимущественно историками и этнографами. Ими осуществлен глубокий анализ формирования национального сознания и самосознания народов, особенностей их функционирования и межэтнического взаимодействия на разных этапах развития общества и др.
Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.
Растущий интерес к феноменам этнического сегодня все больше проявляет психология. Исследуются методологические проблемы этнопсихологии (В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Ю.П. Платонова, Л.Г. Почебут, Э.А. Саракуев, Г.У. Солдатова, С.А. Таглин и др.), механизмы межэтнического взаимодействия (B.C. Агеев, Т.Г. Стефаненко), актуальный этнопсихологический статус (А.Г. Асмолов, С.Н. Ениколопов, Е.И. Шлягина), структура этнической идентичности (А.О. Бороноев, Е.М. Галкина,
O.JI. Романова, В.Ф. Петренко и др.).
В научный обиход введено понятие «этнопедагогика», под которой Г.Н. Волков подразумевает науку, изучающую народный опыт воспитания подрастающего поколения. Этническая педагогика исследует функционирование традиционной педагогической культуры, опирающейся на особенности национальной психологии.
Сегодня можно выделить большой пласт научных работ, посвященных, во-первых, русской национальной школе (В.А. Алексеев, Е.Г. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, A.M. Леонов, О.В. Леонова, Г.В. Лунина, Л.С. Малик, В.М. Меньшиков, В.М. Петров, В.К. Шаповалов, С.С. Щекина и др.); во-вторых, этнопедагогической культуре учителя (А.А. Баранщиков, Н.Ю. Бочарова, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, Т.В. Иванова, И.Ф. Исаев, Н.Л. Крицкая, И.Я. Лернер, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.); в-третьих, этнопедагогической подготовке учителя (А.Г. Абсалямова, А. Алимбеков, Ш. М-Х. Арсалиев, А.Г. Гмырин, И.Ф. Гончаров, Р.Н. Идрисова, О. Мамонов, А.Б. Орлова, М.М. Тхуго, Г.У. Убайдуллаев, М.Г. Харитонов, И.А. Шоров и др.).
Вместе с тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих процесс функционирования и развития этнической идентичности подростков, что порождает определенное противоречие между теорией и объективными потребностями практики.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективного формирования этнической идентичности городских подростков в условиях общеобразовательной школы?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - этническая идентификация личности.
Предмет исследования - процесс формирования этнической идентичности городских подростков (преимущественно представителей русского этноса).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: в осуществить анализ этнической идентичности как социокультурного и социально-психологического явления. в определить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия эффективного формирования этнической идентичности у городских подростков. разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию этнической идентичности подростков в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования позитивной этнической идентичности городских подростков может быть существенно оптимизирован, если: в нем учитываются закономерности этнической идентификации, ряд психолого-педагогических условий; в он охватывает когнитивную, аффективную и конотивную сферы личности подростка; в он строится на базе практико-ориентированных педагогических технологий, включающих учебные диалоги, ролевые игры, дебаты, тренинги, разминки, синквэйны, коллажи и другие формы познавательной деятельности, а также межнациональных отношений.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о взаимной связи и взаимной обусловленности явлений и процессов реальной действительности, об этносоциальной детерминации развития личности, об историко-эволюционном и этносоциокультурологическом подходе к изучению психики человека как субъекта деятельности и отношений.
Теоретическая база исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности как субъекта деятельности, общения, отношений (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мухина, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.), этно-социологических и социальнопсихологических концепций этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, Е.М. Галкина, Р.Ш. Джарылгасинова, JT.M. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Левкович, Н.Г. Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова, Г.У. Солдатова, И.И. Чеснокова и др.), концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический, конструктивно-генетический и сравнительно-сопоставительный анализ; психолого-педагогический эксперимент; наблюдения; анкетирование; метод экспертных оценок; изучение и обобщение массового и личного педагогического опыта; методика «Приписывание качеств из набора личностных черт» Д. Катца и К. Брейли; методика «Биполярные шкалы».
Опытно -экспериментальную базу исследования составили Учебно-воспитательный комплекс № 1832 Южного окружного управления г.Москвы и средняя общеобразовательная школа № 92 г. Волгограда. Исследованием было охвачено более 100 учащихся, 20 учителей, 10 школьных психологов и социальных педагогов.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1996 - 1997) - поисковый. На этом этапе была дана оценка историографии и современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.
Второй этап (1997 - 1998) - опытно-экспериментальный. На данном этапе была уточнена, обогащена и подвергнута эмпирической проверке общая гипотеза исследования. Проводилось изучение когнитивного компонента этнической идентичности подростков, их этнических стереотипов, этнических чувств и особенностей самоотношения подростков к себе как к представителям определенной этнической группы. Разрабатывалась и реализовывалась программа формирования этнической идентичности подростков в условиях общеобразовательной школы.
Третий этап (1998 - 1999) - обобщающий. В этот период проводился корригирующий эксперимент, анализировались и обобщались полученные в ходе его результаты, осуществлено литературное оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. в раскрыта сущность этнической идентичности как социокультурного и социально-психологического феномена; ■ выявлен этнопсихологический портрет современного городского подростка; в определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности городских подростков.
Практическая значимость исследования. Разработанные в нем теоретические положения и выводы существенно обогащают процесс формирования этнической идентичности подростков. Создана и прошла опытную проверку экспериментальная программа изучения и формирования этнической идентичности. Она создает предпосылки для полноценной этнической социализации учащихся, адаптации и вхождения личности в современную полиэтническую цивилизацию и мировую культуру, регулирования межэтнических взаимоотношений в подростковых группах. Данная программа может найти применение в консультационной и коррекционной деятельности в различных психологических и педагогических центрах и учреждениях, в работе по построению системы этнического воспитания школьников.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, опирающихся на историко-эволюционный и этносоциокультурологический подходы, адекватностью методов их задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, сопоставимостью экспериментальных данных с массовой практикой, логической непротиворечивостью выводов.
Основные положения, выносимые на защиту: под этнической идентичностью понимается социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах (самоидентификация), возникающий в реальных актах взаимодействия с другими этническими группами, и проявляющийся в реальном этническом поведении как часть «Я-концепции». Этническая идентичность определяет и отражает принадлежность личности к той или иной этнической группе; н положительная этническая идентичность подростков определяет их готовность к межэтническим контактам, уважительное отношение к себе как к представителю определенного этноса, патриотическое сознание и поведение; а этническая идентичность подростков детерминирована сложным действием и взаимодействием исторических, географических, экономических, религиозных и социокультурных факторов; к психолого-педагогическим условиям эффективного формирования этнической идентичности подростков относятся: реализация специальных обучающих программ этнического просвещения; учет индивидуально-психологических особенностей подростков, их этнических интересов, ценностей, мотивов, особенностей когнитивной и аффективной сфер личности; этнопедагогическая культура учителя; этнокультурная направленность семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах. Они обсуждались и получили одобрение на межвузовских, всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: Межвузовская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых (г. Волгоград, 1994), Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения JI.C. Выготского (г. Волгоград, 1996), Научная конференция «Психологические основы новых педагогических технологий» (г. Москва, 1997), Международная научно-практическая конференция «Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы» (г. Москва, 1997), III Державинские чтения (г. Тамбов, 1998).
Программа формирования этнической идентичности подростков апробирована в УВК № 1832 г. Москвы, внедрена в практику работы психолого-медико-социального центра «Взаимодействие» г. Москвы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Библиография включает 245 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов2001 год, кандидат педагогических наук Попова, Инна Октаевна
Формирование этнокультурной компетентности подростков на материале искусства Уральского региона2006 год, кандидат педагогических наук Щербачева, Людмила Александровна
Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы2007 год, кандидат психологических наук Темирова, Фатима Александровна
Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера2008 год, кандидат педагогических наук Межина, Ольга Юрьевна
Подготовка будущего учителя к формированию этнической культуры школьников2008 год, кандидат педагогических наук Муштакова, Нина Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Байченко, Александр Александрович
Заключение
Проанализировав результаты нашего эмпирического исследования, мв пришли к выводу: городские подростки в большинстве случаев на аффективном уровне негативно относятся к собственной этнической идентичности. Это явяется мощным фактором, сдерживающим развитие патриотизма, а также источником внутри личностных конфликтов.
Для формирования положительной этнической идентичности подростков (аффективный уровень), расширения их когнитивных представлений (когнитивный уровень) формирования готовности к эффективным межэтническим контактам (канотивный уровень) мы разработали и реализовали в УВК № 1832 г. Москвы программу, состоящую из блоков: психолого-педагогического; междисциплинарного; художественного; общешкольного (Приложения 4, 5,6, 7).
Эти блоки включают в себя уроки и занятия по формированию этнической идентичности. Они являются процессуальными, структурообразующими элементами целостной программы формирования этнической идентичности подростков в условиях общеобразовательной школы.
Чтобы формировать, развивать этническую идентичность подростков необходима целенаправленная, тактичная работа учителя, классного руководителя, педагога-психолога с такими компонентами этнической идентичности подростков как этнические стереотипы, этнические чувства, этнические представления, ценности, интересы, особенности мировоззрения, культуры. При этом, на наш взгляд, целесообразно использовать как традиционные методы ведения урока, занятия: диспут, дискуссия, лекция, беседа, создание воспитательных ситуаций, так и инновационные: коллаж, синквэйн, дебаты, драматизация, кластер, круглый стол, встречи «экспертов» и др. Необходимо также вводить разнообразные эмоциональные и интеллектуальные «разминки» для снятия эмоционального напряжения у подростков, активизации их интеллектуальной и творческой деятельности.
Важно подбирать развивающий материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Формировать не только этническую идентичность, но и «Я-концепцию», самосознание в целом. Также, как писал JI.C. Выготский необходимо решать задачи как "актуальной", так и «ближайшей» зон психического развития. Следовательно, необходимо «открывать» с подростками мир профессий, решать проблемы тендерных (межполовых) взаимоотношений, формировать рефлексию и анализ собственной личности и отношений с другими людьми, социальным миром.
Как было показано выше, элементарное представление об этнической принадлежности и её осознание возникает уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всего развития индивида, Особоее значение осознание собственной этнической идентичности имеет в подростковом возрасте, когда вопросы идентичности приобретают особую актуальность. Отметим, что в условиях все большей индивидуализации современного общества человек нуждается в групповой защите и поддержке. Многие формы объединений политического и экономического характера не обеспечивают человеку эмоциональных отношений типа родственных, которое даёт членство в этнической группе.
В обстановке политической и экономической нестабильности человек ищет психологическую опору в относительно устойчивых социальных общностях, какими являются этнические группы. Этничность базируется на устойчивых основаниях, на межличностных связях, что делает её более стабильным основанием, нежели другие статусные образования. В отличие от большинства институтов общества этнос не создается искусственно и не возникает как реакция на изменение социально-политической ситуации. Длительность существования этнических групп является своеобразным гарантом устойчивости этнических норм и ценностей, служит дополнительной опорой для его членов. В этом смысле этническая идентичность является не только элементом «Я - концепции» человека, но и одним из средств его психологической защиты.
Как подчеркивают некоторые исследователи, на формирование этнической идентичности влияет: характер тех социальных преобразований, которые совершаются в стране, экономическое развитие, успехи культуры данного этноса, народа, события исторического прошлого, существующие в обществе моральные, эстетические, философские, политические нормы и принципы.
Все это, по нашему мнению, определяет статус группы в этнической структуре общества. Данный статус влияет на формирование положительной или отрицательной этнической идентичности. Социальная среда жизнедеятельности индивида также является условием формирования этнической идентичности: гетерогенная среда обладает большим потенциалом по формированию этнической идентичности. Ситуации межэтнического общения дают индивиду большие возможности для приобретения знаний об особенностях собственной и других этнических групп способствуют развитию межэтнического понимания и формируют коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает, с одной стороны меньшую предрасположенность к подобного рода контактам, с другой стороны
- меньший интерес к собственной этничности. Этническая идентичность тем более четко выражена среди тех, кто живет в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах. Для индивидов, живущих среди представителей близкой в культурном отношении группы, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой.
Вот как представляют (когнитивный уровень) респонденты характерные черты, присущие этнической идентичности. Расположим их в порядке убывания ссылок на них респондентов:
- язык, на котором говорят в семье, то есть родной язык;
- психологический склад (национальный характер);
- внешность (черты внешнего вида человека);
- историческое прошлое;
- культура, традиции;
- особенности мышления;
- принадлежность по паспорту.
Теперь несколько подробнее рассмотрим природу этнической идентичности как систему процессуальных идентификаторов.
Первая процессуальная характеристика - представления подростков о Родине. В данном случае могут быть разнонаправленными этнические ориентации и, в соответствии с этим, различный характер этнической идентичности. Выделяют три уровня этнических ориентаций:
- космополитическая ориентация (человек склонен считать всю Землю, весь мир своей Родиной);
- территориально-государственная ориентация (респондент выделяет республику проживания или страну в целом);
- локальная ориентация (выделено место рождения и проживания, конкретное место, место, куда «тянет» человека).
Вторая процессуальная характеристика - восприятие родства и близости с этнической общностью. Эта система этноконсолидирующих признаков является важнейшим признаком этнического самосознания. Человек непосредственно воспринимает себя как представителя определенной этнической общности и ощущает связь между собой и этносом через историю, внешность, культуру, традиции, родственников.
Третья процессуальная характеристика - чувство общности с зарубежными частями этноса. Это очень важная характеристика, особенно чётко она проявляется во время конфликтов или бедствий. Так, например, после землетрясения в Армении, стала поступать гуманитарная помощь от армян, живущих в различных странах: во Франции, в США и др. На войну в
Чечне особо остро отреагировали, например, чеченцы, живущие в Турции, что, например, повлекло за собой международный террористический акт: захват парома «Аврасия».
Проведем и проанализируем наиболее важные факторы, определяющие этническую идентичность. Рассмотрим и этносоциальные (макрофакторы), и этнокультурные (мезофакторы), и этнопсихологические, или семейно-психологические (микрофакторы).
Подчеркнём тот факт, что факторы, определяющие этническую идентичность, взаимообусловлены и ни один из них не оказывает самостоятельного влияния и не действует изолировано. Вес и значение этих факторов сменяются в разные периоды жизни человека.
Факторы, определяющие этническое самосознание человека, можно разделить на три блока:
Первый блок - этносоциальный (макрофакторы). В него входят этносоциальные, исторические, этнополитические факторы, а именно:
- условия исторического развития, контакты этносов, к которым относятся родители (в биэтнических браках);
- этническая ситуация в регионе проживания семьи, этническая территория;
- этнокультурная политика, проводимая государством, в том числе языковая политика;
- система этнической стратификации (размещение на определенной территории представителей этносов, их профессионально-образовательный уровень);
- характеристики непосредственного социально-этнического окружения;
- миграционные характеристики.
Второй блок - этнокультурные факторы, культурные характеристики семьи (мезофакторы):
- воспроизводство традиционно-бытового уклада в семье, характерного для конкретного этноса; языковая сфера (родной язык, язык внутрисемейного общения);
- структура семьи (в этнически - смешенных семьях);
- родственные контакты.
Третий блок - этнопсихологические факторы (микрофакторы):
- система межличностных отношений с родными;
- семейно-психологический климат;
- ролевая структура семьи (личностные конфликты, эмоциональные представления об этнической идентичности).
Мы считаем, что мощными факторами становления и развития этнической идентичности являются - родной язык, - определенный психологический склад, который «передается», «присваивается» новым поколением, - эмоциональное отношение человека к историческому прошлому своего народа, к культуре, традициям.
Эти факторы опосредуются через семейно-психологические условия. Этнокультурные характеристики семьи находят отражение в принципиальном отличии идентичности восточного и западного плана, где личная идентичность восточного типа основана на философии первичности и приоритета коллектива, социума. Западная же идентичность ставит в центр самобытность, самоценность и саморазвитие индивидуального «Я».
Важнейшим условием, влияющим на этническую идентичность, является языковая сфера. Язык часто рассматривается как один из наиболее социально значимых этнических определителей. Показатель родного языка не всегда является прямым указателем на этническую идентичность. Здесь необходимо принимать во внимание этническую микро- и макросреду, этнический контекст, в котором живет семья, ведь помимо своей этнической функции язык является в первую очередь средством коммуникации.
Одним из индикаторов этнической принадлежности традиционно считалось имя, но его значение так же, как значение языка, в некоторых регионах нашей страны, например, в больших городах, имело тенденцию к снижению. Имя скорее можно рассматривать как косвенный показатель этнической идентичности.
Важным аспектом для формирования чувства позитивной идентификации выступает психологический климат семьи, взаимоотношения, формирующиеся не только между родителями и детьми, но и между самими родителями. Именно в семье берет начало актуализация личностной этнической идентичности, где важнейшее место занимает непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие, важное для субъективной значимости этнической группы и оценки её референтности. Эмоциональная связь родителей и детей помогает более быстрому и прочному усвоению социальных норм, принципов и ценностей этнической общности, их принятие или отвержение.
Еще однин фактор формирования этнической идентичности: постоянный непосредственный контакт с этническими общностями, например, в биэтнических браках родители выступают как своеобразный катализатор в отношении к этническому (не обязательно на осознаваемом уровне). Потомки от биэтнических браков «острее» воспринимают все национальное, чем выходцы из моноэтнических семей
Итак, все факторы, которые определяют становление и развитие этнической идентичности подростков взаимообусловлены и ни один из них не оказывает самостоятельного влияния и не действует изолировано. Вес и значение этих факторов меняются в разные периоды жизни человека. Перечислим общие и семейно-психологические факторы еще раз: семья, языковая среда, имя, психологический климат в семье, постоянный непосредственный контакт с этническими общностями (родители + референтная группа сверстников). И, конечно, следует подчеркнуть, что подросткам уже присущ свободный личностный выбор и свободное личностное самоопределение, в том числе и этническое.
Рассмотрим важнейшие собственно психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности подростков. Эти условия мы смогли выделить в ходе собственного эмпирического исследования и ведения программы по формированию этнической идентичности подростков, а также в процессе анализа педагогической и психологической литературы.
Одним из важнейших психолого-педагогических условий формирования этнической идентичности подростков является этнопедагогическая культура учителя. Мы согласны с пониманием В.А. Николаевым данной проблемы: этнопедагогическая культура учителя - это социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности её ценностей. Их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания. Этнопедагогическая культура представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона - традиционная педагогическая культура общества, включающая целевую, содержательную, процессуальную составляющие. Субъективная сторона - этнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность. Этнопедагогическая культура предполагает развитие национального самосознания самого учителя, его позитивную направленность отношений к Родине, нации, родной культуре, народной педагогике. Активный познавательный интерес к изучению её целей, содержания, средств.
На наш взгляд важным является ещё и то, что учитель должен иметь четкую позицию и должен профессионально разбираться в сфере межэтнических отношений.
В результате собственной этнопедагогической деятельности мы сделали вывод, что структурообразующим элементом этнопедагогической культуры учителя является единство таких её составляющих как этнические знания (когнитивный компонент), этнические отношения (аффективный компонент), реальная этнопедагогическая деятельность (канотивный компонент) и творческий, мотивирующий (к познанию своей личности и к нахождению общего языка» с другими людьми, культурами) подход. В результате этого единства компонентов этнопедагогической культуры педагога развивается целостность мировосприятия у него самого и посредством влияния личности педагога у подростков, а также эмоционально-положительная оценка себя в данном мире.
Вторым важнейшим психолого-педагогическим условием формирования этнической идентичности подростков являются специальные обучающие программы, в которых усилен этнический компонент. Это могут быть общеобразовательные программы, например, такая программа уже преподается в Московских школах - курс «Москвоведение». В этом курсе изучается история, культура, традиции, обычаи, образ жизни москвичей на разных исторических этапах. Через любовь, гордость, уважение к родному городу, своим предкам формируется любовь к Отечеству, патриотизм. Это могут быть такие специальные программы, адаптированные к психологическим потребностям определенного возраста (в нашем случае - подросткового), которые формируют этническую идентичность, понимаемую нами как комплексный, динамический социо-культурный и социально-психологических феномен, формирующийся на стыке когнитивных и аффективных представлений об этнических группах (самоидентификация), возникающих и корректирующихся в реальных актах взаимодействия с более широким контекстом других этнических групп, и проявляющаяся в реальном этническом поведении, как часть «Я-концепции». Этническая идентичность определяет и отражает принадлежность личности к той или иной этнической группе. Этническую идентичность мы рассматриваем как комплексный феномен, в формировании которого большую роль играют средовые факторы (стихийные и целенаправленные) и семейное воспитание. Данное определение мы впервые вводим в педагогическую науку.
Наша программа по формированию этнической идентичности подростков состоит из четырех блоков: психолого-педагогического, междисциплинарного, художественного, общешкольного, которые параллельно и разносторонне воздействуют на формирование этнической идентичности подростков и создают условия для восприятия себя как члена определенной этнической общности в положительном модусе.
Также существуют обучающие программы по межкультурному взаимодействию. Они отличаются тремя аспектами: по методу обучения (дидактический или эмпирический), по содержанию (общекультурный или эмпирический), по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов (когнитивная, эмоциональная, поведенческая).
Третьим важнейшим психолого-педагогическим условием формирования этнической идентичности подростков является учет собственно личностных особенностей конкретных подростков. В процессе формирования этнической идентичности педагог должен учитывать, знать, «опираться» на возрастные, индивидуально-психологические особенности ребят, их интересы, ценности, мотивы, знания, особенности эмоциональной, волевой сфер, способности к творчеству. Также, что немаловажно, педагог должен учитывать особенности социальной жизни, круга общения ребят и др. Данные знания и ориентиры педагога во многом являются залогом эффективности развития этнической идентичности подростков. Дают возможность педагогу общаться с ребенком как с субъектом педагогического процесса (субъект - субъектные отношения), что, по мнению В.А. Сластенина, необходимо в современной школе [144]. Это делает педагога авторитетным и в то же время открытым. Данные отношения создают условия для реализации интересов, знаний ребят, формировании у них собственной активной жизненной позиции, максимально проявляет способности ребят.
Воздействие всех этих условий формируют этническую идентичность подростков.
Важно понять, что если общие и семейно-психологические факторы часто действуют стихийно и независимо, то психолого-педагогические условия следует специально организовывать и использовать целенаправленно в целостном педагогическом процессе.
Итак, отметим, что мы считаем необходимым и обязательным вести целенаправленную и систематическую работу в школе по формированию этнической идентичности, положительному самоотношению подростков к себе как к представителям определенной этнической общности, патриотизму и интернационализму. Наше видение проблемы находит подтверждение в работах В.А. Сластенина о том, что патриотическое и интернациональное воспитание учащихся следует вести через политико-массовую и кружковую работу. В политико-массовую работу включают: политические информации (содержание и методику); школьный лекторий; праздники и знаменательные даты; школьные вечера; переписку со сверстниками из других стран. В работе предметных кружков по формированию патриотического и интернационального воспитания В.А. Сластенин особо выделяет работу литературного кружка; исторического и краеведческого кружков; физико-технического кружка; кружка юных натуралистов.
В качестве мотивации участие подростков в данных кружках приводятся общественно-полезная работа данных объединений, а также формирование общественного мнения через диспуты, собрания, стен- газеты, педсоветы, индивидуальные и коллективные беседы, конференции.
Мы пришли к выводу, что этническую идентичность, патриотизм, интернационализм следует специально развивать. В нашем исследовании до специальной работы лишь небольшое количество подростков могли четко и развернуто сформулировать сущность этнической идентичности, патриотизма или интернационализма. А после формирующего эксперимента большинство подростов дали полные и развернутые ответы.
Раньше задачи формирования патриотизма и интернационализма возлагались на комсомольскую организацию (самых активных ребят), сейчас же эта работа ведется фрагментарно и не систематично, часто по личной инициативе людей, которых волнует будущее нашей страны. Считаем важным создание определенной системы мероприятий по формированию этнической идентичности, а также патриотизма и интернационализма включающую в себя: целесообразный выбор форм и методов коллективной и индивидуальной деятельности; преемственность в работе; опору на положительный опыт, закрепленный в традициях; учёт возрастных особенностей и запросов учащихся; развитие их инициативы и активности; планирование деятельности, что обеспечивает внутреннюю связь данной работы; взаимодействие данной работы с другими видами школьной деятельности.
Место данной работы видится нами в воспитательной работе школы совместно с психологическим сопровождением учащихся.
Убедительным обоснованием необходимости формирования в условиях школы этнической идентичности подростков, их положительного отношения к себе как к представителям конкретного этноса, патриотизма и этнической толерантности являются полученные нами результаты до формирующей программы и после нее.
После формирующей программы, проведенной в УВК № 1832 г. Москвы мы провели срезовое тестирование аффективного и когнитивного компонентов этнической идентичности подростков по методикам «Биполярные шкалы» (Приложение 2) и по разработанному нами опроснику (Приложение 3). Также мы получили экспертные оценки учителей по таким индивидуально-личностным и поведенческим характеристикам подростков как отношение ребят друг к другу, терпимость-нетерпимость, сплоченность-разобщенность, общительность-замкнутость, конфликтность-не конфликтность, гуманность-не гуманность, открытость-замкнутость и др.
По результатам методики «Биполярные шкалы» у большинства подростков (80%) в характеристиках русских людей появились такие качества как уверенность, оптимизм, гуманизм, уважение к другим народам, отзывчивость, высокая самооценка, прагматичность, трудолюбие, стремление к успеху. Остались на первых позициях такие качества как патриотизм, гостеприимство, общительность, терпимость. Можно констатировать следующий факт: в процессе формирующего эксперимента когнитивные представления и стереотипы, входящие в этническую идентичность несколько расширились, но по содержанию мало изменились (гостеприимство, патриотизм, оптимизм, общительность, трудолюбие), а вот аффективный компонент этнической идентичности изменился существенно. Вместо низкой самооценки русские подростки отмечают, что обладают средней и высокой, также у них появилась уверенность в себе, уважение к другим народам, отзывчивость. Появились и такие новые качества как стремление к успеху, гуманизм, прагматичность.
Эти важные изменения в аффективном отношении подростков к себе как к представителям русского этноса мы увидели при анализе повторно проведенного исследования с помощью составленного нами опросника. Снова русскими и в России пожелали родиться 56 % респондентов (при первом исследовании 40 %), в другой стране, но русскими - 34 % (было 24 %), в другой стране и другой национальности - 10 % (было 36%).
Мы считаем, что такие результаты были достигнуты в результате проведения формирующей программы. При этом на занятиях мы соблюдали определенные условия, которые способствуют созданию ситуации, в которой происходит личностное развитие каждого ребенка. Условия, которые соответствуют всем базовым психологическим потребностям личности. Например, потребности в принятии и одобрении, что формирует уверенность в себе, положительную самооценку, положительный эмоциональный настрой, а также формирует внутреннюю мотивацию учения, интерес. Использование данной программы позволяет педагогу, психологу не только знать источник проблемы учащихся, но и реально работать с ней, создавая такие условия, которые способствуют развитию личности подростка.
Очевидно, что подростки теперь знают понятия, относящиеся к межэтническому взаимодействию. В экспертных оценках, данных подросткам 8а и 86 классов УВК № 1832 г. Москвы их учителями, отмечено, что подростки после занятий по программе стали более уравновешенными, спокойными, терпимыми, ответственными, гуманными, открытыми, общительными, сплоченными, меньше стало конфликтов между ними. Ребята более заинтересованно начали относиться к учебной деятельности, к обучению в целом, стали более управляемыми.
Считаем необходимым подчеркнуть, что, соблюдая данные условия на формирующих этническую идентичность занятиях, мы создавали общие условия для личностного развития детей. Подростки удивляли и восхищали нас своим творчеством, оригинальностью суждений, умением эффективно решать поставленные задачи, своим внутренним миром, который часто просто не востребован.
В заключении считаем необходимым отметить, что перспективным направлением исследований этнической идентичности считаем определение критериев сформированности данного феномена у городских подростков.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байченко, Александр Александрович, 1999 год
1. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1990.
3. Айдакова Л. Уроки психологии в школе. Созидательная терапия. М.: НПЦ Коррекция. 1993.
4. Аклаев А.В. Язык в системе национальных ценностей и интересов// Духовная культура и этническое самосознание наций. М.: Наука, 1990.-Вып. 1.
5. Ананьев А.А. Собрание сочинений: В 8 т., Т. 2. М.: Голос.-554с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.
7. Андреева Г.М. Социальная психология.-М., 1988.
8. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1968. - № 3. - С. 131-138.
9. Ю.Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований //Этнические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. С. 77-105.
10. П.Арутунян Ю.В. Нация и её психологический склад.- Красноярск, 1966. -271с.
11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
12. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М., 1984.
13. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.-336 с.
14. Бердяев Н.А. Судьба России (опыты из психологии войны и национальности). М.: Мысль, 1990.
15. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. -М., 1988.
16. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение: Избранные труды. М. Педагогика, 1983. - С. 85-265.
17. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.
18. Бороноев А.О. Основы этнической психологии: Учеб. пособие. С-Пб., 1991.
19. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. С-Пб., 1994.
20. Бромлей Ю.В. Очерки теории и истории. М.: Наука, 1981. - 390с.
21. Бромлей Ю.В. Очерки тории этноса. -М.: Наука, 1983.-412с.
22. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М., 1973.
23. Бугаева A.JI. Особенности традиционного воспитания у детей ненцев, эвенков и чукчей // Просвещение на Крайнем Севере. Л.: Просвещение, 1987. -№23.
24. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.- М.: Наука, 1983.
25. Былина об Илье Муромце, богатыре святорусском. Живая вода / (сб. русских народных песен, сказок, пословиц, загадок). М. : Детская литература, 1977.-365с.
26. Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте,- М., 1990.
27. Волков Г.Н, Обыкновенное дело педагога: Воспоминания. Размышления. Уроки пережитого.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993.- 334с.
28. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары; Чувашское кн. издательство, 1989.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей / Чуваш, гос. ун-т им. И.Н/Ульянова. -М.: Пресс-сервис, 1972- 441с.
30. Вундт В. Проблемы психологии народов, М., 1912.
31. Вундт В. Психология народов. Собрание сочинений в 10 т., Т. 4 С-Пб., 1902,- 200 с.
32. Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М.: Педагогика, 1993.
33. Выготский Л.С. Педология подростка // Соб. соч. в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Элысонина. - М.: Педагогика, 1984. - с. 5-242.
34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т. 3. М., 1984. - 432 с.
35. Гаджиев А.Х. Проблемы марксисткой этнической психологии. Ростов, унт, 1982.
36. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации // Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990, вып. 1, с. 5.
37. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешенных семей. /По материалам этносоциологического исследования в г. Москве /: Автореф. дис.,. канд. ист. наук. М., 1993.- 26с.
38. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешенных семей./ По материалам этносоциологического исследования в г. Москве/ : Дисс. канд. ист. наук. -М., 1993.
39. Гоголь Н.В. Письмо В.Г. Белинскому 10 августа 1847г. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. М.: Художественная литература, 1979. С. 140.
40. Гозман Я., Эткинд Я. Идентичность, культура, самосознание // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
41. Головко О.А. Формирования саморегуляции поведения у детей с аффективными проявлениями: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1986.- 19с.
42. Горелова Е.Ф. Психологические особенности профессиональной направленности будущего учителя начальных классов : Дисс. канд. психол. наук. М., 1988.
43. Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.
44. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиз-дат, 1990. -526 с.
45. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов, ун-т, 1983.
46. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф. дис. канд. психол. наук -М., 1997.
47. Дашдамиров А.Ф. К методике исследования национально-психологических проблем // Сов. этнография., 1983. № 2.
48. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.
49. Дашдамиров А.Ф. Этническое самосознание и этнические процессы // Советская этнография. 1983. № 2-4.
50. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке: основные аспекты проблемы // Советская этнография. 1987. № 4.
51. Дмитриев В.А. Этнокультурная ситуация в Черноморской Шапсугии летом 1988г. // Советская этнография. 1991. № 6 С. 92-98.
52. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 18. М.: Художественная литература. С. 55.
53. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межна-циональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.-С. 153-162.
54. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. -№ 5.
55. Дробижева Л.М. Национальное самосознание. М.: Наука, 1985. С. 3-16.
56. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. М., 1982.
57. Захарова А.В., Андрющенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. - №4. -С. 90-99.
58. Захарова А.В., Мамажанов М. Роль самосознания в формировании познавательной активности младших школьников // Новые исследования в психологии. 1983. № 1 (28), № 2 (27).
59. Кавелин К.Д. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4. С-Пб., 1900.
60. Кавелин К.Д. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 6. С-Пб., 1900.
61. Калтахчан С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования национальной общности людей. М., 1969.
62. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. - 171 с.
63. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М.: Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина, 1991. - 334с.
64. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания / Опыт разработки по материалам Карельской АССР/: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1978.-25с.
65. Кожанов А.А. Этническая принадлежность в самооценках карел и вепсов // Некоторые проблемы этногенеза и этнической истории народов мира. М., 1976. №2.
66. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса // Советская этнография., 1974. № 2.
67. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: Изд-во БГУ, 1976. -350с.
68. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дисс. доктора психол. наук. -М., 1977. 58с.
69. Коменский Я.А. Сочинения / Рос. Акад. Наук, Ин-т философии. М.: Наука, 1997.-476с.
70. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М., 1984.
71. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971.
72. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностр. лит., 1968. №9.
73. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография, 1983. № 3.
74. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новы мир, 1966. № 9.
75. Кон И.С. Ребёнок и общество: историко-этногр. перспектива. М.: Наука, 1988.-269с.
76. Конева Е.Я. Национальные образы в восприятии московских студентов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 3.
77. Котов О.В. Этническое самосознание кольских коми. Сыктывкар.: Серия принтов «Научные доклады». Коми научный центр УРО АН СССР. - 1987. -Вып. 197.-24с.
78. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. Вып. 6. М.: Наука, 1976. С. 59.
79. Кузнецов А.И. Понятие «этническая общность» в советской науке последнего десятилетия (Доклад для IX МКАЭН). М., 1973.
80. Кузнецов А.И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989. № 4.
81. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая., 1949. Вып. 6. С. 47-53.
82. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический показатель // Краткие сообщения института этнографии АН СССР, 1949. VIII.
83. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951. С. 42.
84. Кушнир A.M. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народов Севера (на материале изучения школьников саами): Дис. канд. психол. наук. -М., 1986.
85. Кчербаева И.К. Национальное самосознание и его сущность / Сб. тр. аспирантов и соискателей. Вып. 8. Фрунзе, 1973.
86. Кэмбелл Д. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
87. Лебедева Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенцев: Автореф. Канд. Дисс. -М., 1984.
88. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993, С. 195.
89. Лебон Ф. Психология народов и масс. С-Пб., 1995. 311с.
90. Леви- Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
91. Леви Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983.
92. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического самосознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. - Т. 13. - № 6. - С. 3542.
93. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического самосознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4.- № 4.- С. 64-74.
94. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука, 1985. С. 138-153.
95. Леонтьев А.А. Личность как этническая категория // Советская этнография. 1983. №3. С. 35-44.
96. Липпман У. Общественное мнение. М., 1929.
97. Литературная критика: кн. для ученика и учителя / В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. М.: ACT: Олимп, 1998. -582с.
98. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.; Л., 1945.
99. Лишин О.В., Бостанжаева Т.М., Гроворова И.С. Особенности личностного самоопределения немецких детей в условиях интерната // Вопросы психологии. 1990, - № 2.
100. Лосский Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Новый град, вып. 11, 1993.
101. Лосский Н.О. Психология человеческого я и психология человеческого тела // Записки русского научного института, Выпуск 17, 1939.
102. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
103. Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. М.: Наука, 1974.
104. Лущук В. Динамика социального развития личности в младшем подростковом возрасте: диагностика и коррекция: Автореф. дисс. доктора психол. наук. -М., 1991.-37с.
105. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945.
106. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л., 1947.
107. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке: (Середина XIX начало XX века): Дисс. доктора психол. наук. -М., 1994. - 355с.
108. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореф. канд. дисс. -М., 1991.
109. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности : Уч. пособие к спецкурсу. -М., 1985.
110. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. 1988. - Т. 9 - № 4.
111. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношение к ней человека // Проблемы сознания. М., 1966.
112. Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межкультурной дифференциации (по материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии): Автореф. канд. дисс. М., 1992.
113. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. докторск. дисс. М., 1998.
114. Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука. 1974.
115. Оконешникова А.П. Исследование этнической идентификации детей дошкольного возраста // Духовная культура и этническое самосознание наций. -М., 1990.-Вып. 1.-С. 149-163.
116. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга : Дисс. доктора психол. наук. М., 1988. - 509с.
117. Опыт этносоциологического исследования образа жизни. /По материалам СССР.-М., 1980.-270с.
118. Ощенкова А.Н., Рыкун Н.О. Вопросы социальной психологии. Томск, 1981.
119. Павленко В.Н., Солдатова Г.У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода или воля (к проблеме национального определения или самоопределения). Кишинев, 1994. С. 76 - 92.
120. Павленко В.Н. Таглин С.А., Введение в этническую психологию: Учеб. пособие . Харьков: ХГУ, 1992.
121. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
122. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
123. Пидкасистый П.М. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
124. Пименов В.В. Удмурты / Опыт комплексного анализа этноса. Л., 1977. -234с.
125. Платонов К.К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М., 1968. - С. 70.
126. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология: Учеб. пособие. С-Пб., 1993.
127. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. -М., 1985.
128. Поршнев Б.Ф. «Мы и Они» как конститутивный принцип психологической общности // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психолгов. М., 1968. Т. 11. Вып. 1.
129. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
130. Потехин И.И. Формирование национальной общности южноафриканских банту. -М., 1955. С. 219-238.
131. Прихожан A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрастах // Воспитание, обучение и психологическое развитие. М., 1983. - Ч. 3. - С. 672-674.
132. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. Два чувства дивно близки нам. Л.: Наука, 1978. С. 203.
133. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. Л.: Наука, 1977. - 340с.
134. Реклама взывает к патриотизму россиян // Капитал, 21-27 января 1998.
135. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. Дисс. канд. психол. наук-М., 1994.
136. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : Дисс. канд. психол. наук.- М., 1994.
137. Россош Г.Г. Воображаемый диалог с Ф.М. Достоевским: О национальном самосознании и межнациональных отношениях, о вере и неверии, мире и войне. М.: Прометей, 1990. - 133с.
138. Саблина Т.А., Байченко А.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте /Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе/. М.: МПГУ, 1996.
139. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов - на - Дону., 1993. - 21с.
140. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникают? Что в них хорошего и что плохого? Орджоникидзе, 1986.
141. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996.
142. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М, 1947.
143. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений. М.: Школа - пресс, 1997. - 512с.
144. Сластенин В.А. Работа комсомола школы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся: Дисс. канд. пед. наук. М., 1955.-360с.
145. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дисс. докт. пед. наук. М., 1976.
146. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / По материалам г. Киева и Закарпатской области // Советская этнография. 1982. - № 1. - С. 80-88.
147. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества /На материале этносоциологического обследования г. Киева и Киевской области / Дисс. канд. истор. наук. М., 1983. - 233с.
148. Собчик JI.H. Методы психологической диагностики. М., 1990.
149. Советский энциклопедический словарь. Издание третье. М.: Советская энциклопедия, 1984.
150. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М. : НИИ ОПП, 1981. - С. 15-21.
151. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998.
152. Солдатова Г.У. Социально-психологические аспекты межэтнической напряженности // Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. Л.М. Дробижевой. -М.: ИЭА, 1991. С. 178-200.
153. Соловьёв B.C. Великий спор и христианская политика. М., 1992. - 130с.
154. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
155. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. -Л. : Наука, 1987.
156. Стефаненко Т.Г. и др. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социал. психологии / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколонов; МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. Психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
157. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1983. — 284с.
158. Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология, 1990, вып. 2.
159. Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера // Психологический журнал. 1993. - Т.14. - № 3. - С. 115-125.
160. Тагирова Р.А. Влияние различных социально-этнических ситуаций на особенности национального самосознания чеченских школьников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1997.-19с.
161. Тагирова Р.А. Влияние различных социально-этнических ситуаций на особенности национального самосознания чеченских школьников : Дисс.канд. психол. наук. -М. 1997. 175с.
162. Тебиев Б. Педагогические идеалы и школа пушкинской эпохи // Синергия, 22 апреля 1999.
163. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально смешенных семьях: Дисс.канд. психол. наук. -М., 1985,- 105с.
164. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопр. философии. 1964. № 11. С. 53.
165. Толстой J1.H. Собрание сочинений: В 22-х т. Т. 16. Публичные произведения 1855-1886. М.: Художественная литература, 1983. - 447с.
166. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988.-496с.
167. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Alma Mater, 1992. № 7-9. С. 102.
168. Фернхем А., Бокнер С. Культурный шок. Л.: Наука, 1991.
169. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1983. - 20с.
170. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.
171. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернациональное поведение. -М.: Знание, 1989. С. 86.
172. Хухлаева О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника : Автореф. Дис. канд. психол. наук. -М., 1990. 15с.
173. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.
174. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов (Вступительное слово на симпозиуме). Труды VII МКАЭН. Т. V.-М., 1970. С. 748.
175. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
176. Численность и расселение народов мира / Под ред. Брука С.И. М., 1962. С. 46-49.
177. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография, 1972. № 2. С. 74.
178. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. - № 3. - С. 75-85.
179. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности // Сов. этнография., 1968., № 4. С. 71.
180. Шихиров П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М., 1976.
181. Ядов В.А. Личность и её ценностные ориентации // Инф. бюл.: ИКСИ АН СССР. 1969. -№ 4, вып. 1.
182. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: МПСИ, Флинта, 1997.
183. Aboud F. The development of ethnic self Identification and attitudes // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development. - Newbery Park: Sage, 1987.-p. 32-55.
184. Adorno T. Frendel Brunswilc E., Levinson D., Sanford R.N. The authoritarian personality. -N. 4., 1950.
185. Ash S. Social Psychology. N.Y. Englewood Cliffs: Prentic - Hall, 1952.
186. Ball P., Giles H., Hewstone M., Second Language acquisition: The intergroup theory with catastrophic dimentions // Social dimentions. Cambridge, 1984.
187. Barker E. National Character and the Factors inits Formation. London., 1939. -288 p.
188. Bell D. Ethnicity and Social Change // Theory and Experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975. - P. 141-174.
189. Berlcowitz L. Aggression; A Social psychological analysis. -N. Y., 1962.
190. Bourhis R., Giles H., Tajfel H. Language as a determinant of Welsh identity // European Journal of Social Psychology. 1993. -V. 3. - P. 447-460.
191. Cohen A. Urban Ethnicity. London: Tavistock Publishers, 1974.
192. Cross W. The Thomas and Cross models of psychological nigrescence: A Literature review // Journal of Blalc Psychology. 1978. - V. 4. - P. 13-25.
193. Csepeli Gy. Structure and Contents of Hungarian National Identity /Results of Political Socialization and Cultivation /. Frankfurt am Main: Verlag Petev Land, 1988.
194. Dashepslcy A Ethnic identity in American Society. Chicago, 1976. - 252 c.
195. Diaz Guerrero R. Social Science Research a Children in Mexico and Hispanic America // Division for the Study of Development Reports Studies. -Paris, 1979.-V. 18.
196. Duijlcer H.C.S. and Frijda N. H. National Character and National Stereotypes. -Amsterdam, 1960.
197. Erikson E. Childhood and Society. -N.Y., 1963.- 132 c.
198. Frend S. Civilization and its disconters. 1930.
199. Giles H., Llado N., Mckirnan D., Taylor D. Social identity in Puerto Rico // International Journal of Psychology. 1979. - V. 14. - P. 185-201.
200. Giles H., Taylor D., Bourhis R. Dimentions of Welsh identity // Journal of Social Psychology. 1977.-V. 7.-P. 165-174.
201. Giles H. Taylor D., Lambert W., Albert G. Dimention of Welsh identity: An example from northern Maine // Journal of Social Psychology. 1997. - V. 100. -P. 11-19.
202. Hewstoun M., Broun R. (ed.) Contact and Conflict in intergroup Encounters. -1986.
203. Hogg M,, Turner J. Interpersonal attraction, social identification and psychological group formation // European Journal of Social Psychology. 1985. -V. 15.-P. 110-127.
204. Hutnik N. Aspects of identity in multiethnic society // New community. -1995.-V. 12.-P. 298-309.
205. Katz P. Developmental and Social Process in Ethnic Attitudes and self -identification // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development. -Newbery Park; Sage. 1987. - P. 92-99.
206. Khlief B. Ethnicity and language with reference to the Friesian case: issues of schooling, work and identity // Bilingual Education in Frisland. Frisland. - 1992.
207. Lewin K. Resolving Social Conflicts. -N.Y., 1948.
208. Liebkind K. Conceptual approaches to ethnic identity // New identities in Europe: immigrant ancestry and the ethnic identity of youth. Cower, Aldershot. - 1989.-P. 13-41.
209. Liebkind K. The identity of minority // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 1989. - V. 10., p. 47-57.
210. Mckay J. An explaratory synthesis of primordial and mobilizitionist approaches to ethnic phenomena // Ethnic and Racial studies. 1992. - V. 5. - P. 395-420.
211. Murdock G. P. Ethnography atlas. Pittsburgh, 1967.
212. Naroll R., Cohen R. A. A handbook of method in cultural anthropology. -N.Y.: Colombia University Press, 1970.
213. Okamura J. Situational ethnicity // Ethnic and Racial Studies. 1991. - N 5. -p. 452-465.
214. Olzak S. Contemporary ethnic mobilization // Annual Review of Sociology. -1993.-N 9.-p. 355-374.
215. Osgood С. E., May M., Miron M. Cross cultural universals of affective meaning. -Urbana : University of Illinois Press, 1975.
216. Phinney J. Ethnic identity in adolescents and adults: review of research // Psychological Bulletin. 1990. -V. 108. - P. 449-514.
217. Piaget J., Weil A. The development in children of the idea of homeland and of relation with other countries // International Social Sciences Bulletin. V. 3. - P. 561-578.
218. Rotheram M., Phinney J. Introduction: definition and perspectives in the study of children's ethnic socialization // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development. Newbery Park : Sage. - 1987. - P. 10-28.
219. Sherif M. Group Conflict and cooperation: Their social psychology. London, 1966.
220. Sherif M., Sherif G. Adolescent attitudes and behavior in their reference group // Minnesota Symposia on child psychology. Minneapolis. - 1969. - V. 3.
221. Smith M. The plural society in the British West Indies. Berkeley: University of California Press, 1965.
222. Sorokin P. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. -Chicago, 1965.
223. Sorokin P. Leaves from a Russian Diary. N.Y., 1924.
224. Sorokin P. Russia and the United States. N.Y., 1944.
225. Sorokin P. Society, Culture and Personality. N.Y., 1962.
226. Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y., 1966.
227. Sorokin P. The Basic Trends of Our Times. New Haven, 1964.
228. Stephan W.G., Agejev V., Stephan C.W., Abalakina M., Stefanenko Т., Coates Shrider L. Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples // Social Psychology, 1993. V. 56.
229. Stonegvist E.V. The Marginal man. A study in personality and culture. IV, V, Russel a Russel, 1961. XVIII. - 288 p.
230. Tajfel H. Social categorization, social identity and social comparison // Differentiation between social group: Studies in the social psychology of intergroup relation. London: Academic Press. - 1978. - P. 61-76.
231. Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Intergroup relations. -Paris, 1982.
232. Tajfel H. Social psychology of integroup relation // Annual Review of Psychology.- 1982,-V. 33.-P. 1-39.
233. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior. Oxford, 1981.
234. Tajfel H., Turner J. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relation. Monterey, 1979. - P. 33-47.
235. Ting Toomey S. Ethnic identity and close friendship in Chinese - American college Students // International journal of Intercultural Relation. - 1981. - V. 5. -P. 383-406.
236. Triandis H.C. et. al. Stereotyping among Hispanics and angols: The uniformity, intensity, direction and duality of auto and heterostereotypes // J. of Cross -Cultural Psychology. 1982. V. 13.
237. Triandis H., Leung K., Villareal M,, Glaolc F. Allocenfric vs. vidiocentric tendencies // Journal of Research in Personality, 1985, V. 19, p. 395-415.
238. Turner J. Social categorization and the self concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in-group Processes. - 1985. - V. 2. - P. 77121.
239. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior // Intergroup Behavior. Oxford. - 1981. - P. 66-101.
240. Turner J. Tonard a cognitive redefinition of the social group // Social identity and intergroup relation. Cambridge, Paris. - 1982. - P. 15-40.
241. Vaughan G. Ethnicity and the Young Child: Awareness, Attitudes and Self -identification // Children s ethnic socialization: Pluralism and Development. -NewberyPark: Sage. 1987.-P. 159-185.
242. Weinreich P. Psycholodynamic of Personal and socio cultural: A Symposium. - Uppsala. - 1983. - P. 159-185.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.